Владение арабов в 632 году карта – Контурная карта Завоевания арабов в 7-9 веках, распад арабского халифата Государство арабов при Мухаммеде Районы крупнейших народных восстаний против владычества

Ответ §9. «Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад»

1)Заполните контурную карту «Завоевания арабов в VII — VIII веках»

*Закрасьте территорию Арабского государства, возникшего около 630 года.

*Подпишите на карте названия стран: Аравия, Египет, Иран, а также городов: Мекка, Медина, Дамаск, Талас, Багдад, Кордова, Пуатье.

*Отметьте стрелками направления основных завоевательных походов арабов, укажите места и подпишите даты важнейших сражений.

*Закрасьте территории: а) завоёванные арабами к 750 году; б) захваченные арабами после 750 года.

*Обозначьте границы Арабского халифата в 750 году.

 

  • Ответ:

     

 

2) Заполните контурную карту «Распад Халифата».

*Подпишите на карте названия: Багдадский халифат, Кордовский халифат, Багдад, Кордова, Тигр, Евфрат, Нил.

*Обозначьте границы государств, возникших в результате распада Арабского халифата в начале IX века.

*Покажите приблизительные границы государства турок-сельджуков в конце XI века.

 

  • Ответ:

     

 

3) Найдите неправильное утверждение. Обоснуйте ответ с помощью…

Занятия населения Аравии

*Оседлые арабы занимались поливным земледелием (из колодцев, ручьев) в оазисах на юге и западе Аравии. Их занятия — садоводчество, виноградство, выращивание сахарного тростника, хлопчатника.

*Основное занятие кочевых арабов- разведение верблюдов, овец, лошадей, получение продуктов животноводства.

*Арабы-земледельцы центра Аравии выращивали пшеницу на землях, орошаемых с помощью прорытых ими каналов, соединённых с Красным морем.

*Арабы-торговцы — жители побережья Красного моря — занимались посреднической торговлей.

 

  • Ответ: Неправильное – 3, так как в центре Аравии находились степи и пустыни, непригодные для земледелия. В центре Аравийского полуострова настолько жаркий и сухой климат, что пшеница там не прорастет (это растение умеренного климата, причем требующее постоянного полива), а во-вторых, морская вода не годится для полива.

 

4) Расположите во временной последовательности.

1) Вторжение арабов на Пиренейский полуостров.

2) Захват турками-сельджуками Багдада.

3) Хиджра

4) Битва при Пуатье.

5) Правление династии Аббасидов.

 

  • Ответ:

     


tetrab.ru

Ответы к параграфу § 9. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад

Готовое домашнее задания к рабочей тетради по Истории 6 класса «История Средних веков». Крючкова Е. А.
Ответы на задания из § 9. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад
Решая с нами домашние задания по истории, можно получить хорошие отметки при проверки тетради учителем.

Задание № 1.
Заполните контурную карту «Завоевания арабов в VII—VIII веках».
1. Закрасьте территорию Арабского государства, возникшего около 630 года.
2. Подпишите на карте названия стран: Аравия, Египет, Иран, а также городов: Мекка, Медина, Дамаск, Талас, Багдад, Кордова, Пуатье.
3. Раскрасьте стрелки, указывающие направления основных завоевательных походов арабов, отметьте места и подпишите даты важнейших сражений (Внимание, на карте места сражений отмечены крестиком и цифрой. В примечании ниже указаны даты и места отмеченных сражений).

4. Закрасьте территории, завоеванные арабами к 750 году.
5. Обозначьте границы Арабского халифата в 750 году.
6. Закрасьте территории, захваченные арабами после 750 года.
Цифрами на карте обозначены места крупнейших сражений:
1. 20 августа 636 года. Битва при Ярмуке между византийцами и арабами;
2. 2 декабря 636 года. Битва при Кадисии между персами и арабами;
3. 19 июля 711 года. Битва при Гвадалете между вестготами и арабами;
4. 717-718 год. Осада Константинополя;
5. 10 октября 732 года. Битва при Пуатье между франками и арабами;
6. июль 751 года. Битва при Таласе между армией танского Китая и арабами.

Задание № 2.
Заполните контурную карту «Распад халифата».
1. Обведите границы Арабского халифата в 750 году.
2. Подпишите на карте названия: Багдадский халифат, Кордовский халифат, Багдад, Кордова, Тигр, Евфрат, Нил.
3. Обозначьте границы государств, возникших в результате распада Арабского халифата в начале IX века.

4. Покажите приблизительные границы государства турок-сельджуков в конце XI века.

Задание № 3.
О чем или о ком идет речь: территория первоначального расселения арабов, арабское государство на Пиренейском полуострове, герой сказок «Тысяча и одна ночь», противники арабов в битве при Пуатье, река, на которой располагалась столица халифата Аббасидов?
1. Территория первоначального расселения арабов. Аравийский полуостров.
2. Арабское государство на Пиренейском полуострове. Мордовский халифат.
3. Герой сказок «Тысяча и одна ночь». Харун ар-Рашид
4. Противники арабов в битве при Пуатье. Франки под командованием Карла Мартелла.
5. Река, на которой располагалась столица халифата Аббасидов. Тигр.

Задание № 4.
Напишите даты событий из истории арабов: вторжение арабов на Пиренейский полуостров, захват турками-сельджуками Багдада, Хиджра, соглашение между знатью Мекки и Мухаммедом, битва при Пуатье, власть переходит к династии Аббасидов. В клеточках проставьте номера пунктов во временной последовательности.

1. Вторжение арабов на Пиренейский полуостров 711 год.
2. Захват турками-сельджуками Багдада 1055 год.
3. Хиджра 622 год.
4. Соглашение между знатью Мекки и Мухаммедом 630 год.
5. Битва при Пуатье 732 год.
6. Власть переходит к династии Аббасидов 750 год.
Даты по последовательности: 3, 4, 1, 5, 6, 2.

5urokov.ru

Арабский халифат и его распад

В 632 году Мухаммед умер, не оставив после себя наследника.

Между жителями Мекки и Медины начался спор о преемнике.

Он закончился избранием новым главой мусульман Абу̀ Ба̀кра – ученика и близкого друга Пророка. Так управление перешло в руки последователей и сподвижников Мухаммеда.

Они получили титул халѝф, который переводился как «наместник, заместитель» Пророка.

За всё время существования халифа̀та с 632 по 1258 год им правили три династии.

«Праведные халифы»в середине VII века.

Омейядыс середины VII по середину VIII века.

Абассидысередина VIII – середина XIII века.

При первых халифах арабы начали завоевания за пределами Аравии.

Они напали на Византию и Иран. Эти страны были измотаны длительной войной друг с другом и не смогли быстро оказать сопротивление.

Арабские воины

Многие города удавалось взять без боя. Арабы обещали местным жителям сохранение жизни и имущества.

Арабам удалось захватить византийские провинции: Сирию, Палестину, Египет. Земли Ирана.

В начале VIII века арабы подчинили племена берберов в Северной Африке. Постепенно всё африканское побережье Средиземного моря стало арабским.

Завоевания арабов

В 711 году арабы переправились на Пиренейский полуостров.

Королевство вестготов было завоёвано. Затем арабы напали на королевство Франков.

Но в 732 году, в ходе битвы у Пуатье, были разбиты и остановлены. Эта битва часто считается одной из самых важных в средневековой истории Европы.

С большим трудом арабам удалось покорить народы Средней Азии и Кавказа.

Подчинив Восточный Иран и Афганистан, арабы проникли в Северо-Западную Индию.

В борьбе за Среднюю Азию арабы столкнулись с Китаем. В 751 году они нанесли поражение китайскому войску. Но для продолжения завоеваний у арабов больше не было сил.

В результате арабских завоеваний VII – первой половины VIII веков было создано огромное государство –

Ара̀бский халифа̀т – включавшее Аравийский полуостров, Ирак, Иран, большую часть Закавказья, Среднюю Азию, Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова.

Владения халифата раскинулись от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая.

Арабский халифат

Также учитывая то, что население многих захваченных земель стояло на порядок выше самих завоевателей, контакты между арабами и другими народами способствовало быстрому развитию общества, государства и культуры в новом государстве.

Управление в Халифате

За период средних веков мусульманами стало большинство населения Сирии, Египта и значительной части Африки, Ирана, Ирака, Афганистана, части Индостана и Кавказа.

Вся земля в халифате была собственностью халифа.

Своих родственников и приближенных он назначал правителями наместничеств.

В халифате их было несколько: Ирак, Аравия, Закавказье, Западная Африка, Египет.

Постепенно сложилась налоговая система халифата. Она состояла из двух частей: поземельных и подушных сборов.

Поземельный налог платили все небедные жители государства. Подушный, который назывался джѝзья, – только иноверцы.

Поступлениями от налогов распоряжались эмѝрынаместники халифа.

Налоги по большей части шли на содержание армии. Также за их счёт содержались чиновники, проводились строительные работы.

Централизация Халифата

Для централизации власти были сформированы органы управления, регулярная армия, особые полицейские отряды для контроля внутренних дел.   По всему государству были созданы почтовые станции. Налажены пути сообщения.

Значительную роль в формировании и укреплении Арабского халифата сыграл ислам.

Принявшие ислам завоёванные иноверцы освобождались от подушного налога, могли участвовать в управлении государством, получали льготы. Они становились лояльными к новой власти.

Распространение ислама

К середине VIII века в восточных провинциях халифата против Омейя̀дов вспыхнуло восстание. Его причиной был увеличивающийся разрыв между окраинами халифата и столицей в Дамаске.

Назначаемые наместники были коррумпированы и заинтересованы только в личной выгоде. Возглавил восставших Абу̀ Муслѝм.

В 750 году, в битве на реке Большой Заб, войска халифа Мерва̀на II потерпели поражение. Династия была свергнута. Её представители – практически полностью уничтожены.

Новой правящей династией стали Аббасѝды. Ими была основана новая столица – Багда̀д.

Панорама Багдада

В городе пересекались торговые пути из Аравии, Сирии, Закавказья, Ирана, что позволило ему быстро разбогатеть и стать новым политическим и культурным центром халифата.

Временем расцвета Арабского халифата считают период правления Хару̀на ар-Рашѝда (768–809 годы). При нём начался подъём исламской науки и культуры.

Впоследствии, вместе с несколькими последующими веками, этот период существования Арабского халифата вошёл в историю как «Золотой век ислама».

Харун ар-Рашид

При Аббасидах была укреплена дисциплина в армии. В войска стали набирать наёмников – бербѐров и тю̀рок. Главное место в армии заняли мамлю̀киличная гвардия халифа.

Со временем гвардия достигла такого влияния, что начала оказывать давление на халифов и даже возводить на престол своих предводителей.

В VIII–IX веках по халифату прокатилась волна мятежей. Политические противники и завоёванные народы желали избавиться от власти арабов. 

Халифы больше не предпринимали новых завоевательных походов. Они сосредоточились на сохранении установленного порядка.

Всё это привело к тому, что при Аббасидах халифат начал распадаться. На окраинах империи власть переходила к династиям местных правителей. Появляются самостоятельные землиэмира̀ты.

Наместники-эмиры стали передавать по наследству свои должности вместе с полученными в управление землями. Опираясь на собственные военные силы, они отказывались повиноваться халифу и становились независимыми.

В середине VIII века на Пиренѐйском полуострове образовался самостоятельный Ко̀рдовский эмират.

В IX веке от халифата отделились Египет и Северная Африка.

В дальнейшем – Иран, Афганистан, Средняя Азия. Под властью халифов осталась только Месопотамия.

Распад Халифата

В середине XI века большая часть прежних арабских владений в Азии была завоёвана ту̀рками-сельджу̀ками.

В 1055 году они захватили Багдад. Халиф короновал правителя турок-сельджу̀ков и даровал ему титул султана.

Крестовые походы европейцев также значительно ослабили земли халифата.

Турки-сельджуки

В XIII веке монго̀лы изгнали Аббасидов из Багдада. Арабский халифат прекратил своё существование.

Подведём итоги.

Начиная с VII века, арабы завоевали огромные территории и образовали государство – Ара̀бский халифа̀т.

Построили своё особое общество.

Распространили ислам среди множества народов.

Успешно развили исламскую культуру.

videouroki.net

§ 9. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

Задание 1. Заполните контурную карту «Завоевания арабов в VII—VIII веках».
   1. Закрасьте территорию Арабского государства, возникшего около 630 года.
   2. Подпишите на карте названия стран: Аравия, Египет, Иран, а также городов: Мекка, Медина, Дамаск, Талас, Багдад, Кордова, Пуатье.
   3. Раскрасьте стрелки, указывающие направления основных завоевательных походов арабов, отметьте места и подпишите даты важнейших сражений.
   4. Закрасьте территории, завоеванные арабами к 750 году.
   5. Обозначьте границы Арабского халифата в 750 году.
   6. Закрасьте территории, захваченные арабами после 750 года.


Нажми, чтобы увеличить

Цифрами на карте обозначены места крупнейших сражений:
   1. 20 августа 636 года. Битва при Ярмуке между византийцами и арабами;
   2. 2 декабря 636 года. Битва при Кадисии между персами и арабами;
   3. 19 июля 711 года. Битва при Гвадалете между вестготами и арабами;
   4. 717-718 год. Осада Константинополя;
   5. 10 октября 732 года. Битва при Пуатье между франками и арабами;
   6. июль 751 года. Битва при Таласе между армией танского Китая и арабами.

Задание 2. Заполните контурную карту «Распад халифата»
1. Обведите границы Арабского халифата в 750 году.
2. Подпишите на карте названия: Багдадский халифат, Кордовский халифат, Багдад, Кордова, Тигр, Евфрат, Нил.
3. Обозначьте границы государств, возникших в результате распада Арабского халифата в начале IX века.
4. Покажите приблизительные границы государства турок-сельджуков в конце XI века.


Нажми, чтобы увеличить

Задание 3. О чем или о ком идет речь?
1. Территория первоначального расселения арабов. Аравийский полуостров.
2. Арабское государство на Пиренейском полуострове. Кордовский халифат.
3. Герой сказок «Тысяча и одна ночь». Харун ар-Рашид.
4. Противники арабов в битве при Пуатье. Франки под командованием Карла Мартелла.
5. Река, на которой располагалась столица халифата Аббасидов. Тигр.

Задание 4. Напишите даты событий из истории арабов. В клеточках проставьте номера пунктов во временной последовательности.
1.Вторжение арабов на Пиренейский полуостров……….711 год.
2. Захват турками-сельджуками Багдада.………………….1055 год.
3. Хиджра………………………………………………………..622 год.
4. Соглашение между знатью Мекки и Мухаммедом…….630 год.
5. Битва при Пуатье……………………………………………732 год.
6. Власть переходит к династии Аббасидов………………750 год.

Решебник содержит ответы на вопросы учебного издания и выполнен в удобном для чтения формате PDF.

СКАЧАТЬ РЕШЕБНИК

Вы также можете заказать ответ на любой вопрос домашнего задания и получить готовый ответ на свой e-mail!

ЗАКАЗАТЬ ОТВЕТ

gdzplus.com

Арабо-мусульманская цивилизация в Средние века


Арабские племена. Родиной арабов является Аравийский полу­остров. Кочевые племена арабов — бедуины — занимались ското­водством. Особую роль в религиозной жизни Аравии играл город Мекка и его храм Кааба. Он стал местом, которое посещали все арабские племена. В стену храма был вделан черный камень, упав­ший с неба. Проповедь Мухаммеда. Каждое арабское племя имело своих богов племена часто воевали друг с другом. Человеку по имени Мухаммед удалось объединить арабов под знаменем единого Бога. Мухаммед стал основателем третьей, после буддизма и христиан­ства, мировой религии. Он родился около 570 г., был пастухом, затем погонщиком в караванах. В Мекке Мухаммед начал проповедовать веру в единого Бога Аллаха, призывал выполнять бого­угодные дела — выкупать рабов па волю, помогать бедным, сиро­там, вдовам. Бедняки и рабы стали собираться вокруг Мухаммеда. Но богатые мекканцы вынудили его в 622 г. бежать из Мекки в (Медину. Объединив в Медине своих последователей, Мухаммед повел борьбу с Меккой. Она закончилась заключением мира, по которо­му мекканиы признали власть Мухаммеда и приняли его учение. Постепенно к учению Мухаммеда примкнули все арабские пле­мена. С целью распространения нового вероучения по всему миру арабы начали военные действия против Византии и Ирана. Учение Мухаммеда получило название ислам или мусульман- 1ство. а его последователей называли мусульманами. Наиболее кратко учение ислама гласит: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухам­мед — пророк Его». Мусульмане должны пять раз в день совершать молитву, соблюдать пост в течение месяца рамадан, платить налог в пользу бедных и совершать паломничество (хадж) в Мекку. Основные заповеди ислама, а также высказывания Мухаммеда записаны в Коране. Коран был и сборником законов. Многие му­сульмане почитают также Сунну — сборник изречений пророка и рассказов о его жизни. Арабские завоевания.  После смерти пророка (632 г.) арабы вышли правителей из числа его сподвижников и родственников. )ни получали титул халифов — заместителей или посланников плаха. Халифы сосредоточили в своих руках духовную и светскую часть. Первые четыре халифа продолжили наступление на соседнее земли. К этому арабов толкало стремление обратить народы в новое учение, а также рост численности их племен, которые уже не могли прокормиться на Аравийском полуострове, жажда до­бычи. Основной силой завоевателей была их великолепная кавале­рия (конное войско). Первый поход начался в 633 г. на Иран. Иранцы были разби­ты, арабы захватили огромные сокровища. К 651 г. они овладели всем Ираном и вторглись па территорию современного Афгани­стана. Вторым направлением наступательной политики стала Византия. После долгих боев были завоеваны Армения, Сирия, Палестина, Египет. Не раз арабы осаждали сам Константинополь, но отчаянное сопротивление вынуждало их отступать. 13 Африке арабы покорили не только владения Византии, но и кочевые народы Саха­ры — берберов. Через Гибралтарский пролив завоеватели вторг­лись на Пиренейский полуостров. В 714 г. было уничтожено Вест­готское королевство. Вся Испания, за исключением горной тер­ритории на севере, перешла под власть мусульман. Продолжались и завоевания на Востоке. Арабы заняли Среднюю Азию, часть Индии, разгромили китайцев в битве при Таласе в 751 г., но дальше не пошли.

 

Арабский халифат.  После четырех первых халифов власть над арабами и всей завоеванной ими территорией захватил род Омейядов из Мекки (661—750). Омейяды перенесли столицу Арабского халифата в Дамаск. Огромная территория халифата была разделе­на на пять наместничеств во главе с эмирами. Была налажена по­чтовая связь со всеми наместничествами, на дорогах установлены почтовые станции. Арабы поселились на многих завоеванных землях, смешива­лись с местным населением. Постепенно арабский язык получал все большее распространение. Завоеватели долгое время не закры­вали на завоеванной территории христианских и иных храмов, не препятствовали жителям исполнять старые религиозные обряды. Однако все не мусульмане были обложены тяжелейшими налога­ми. От них освобождали тех, кто переходил в ислам. Поэтому посте­пенно многие становились мусульманами. Через несколько веков такие некогда христианские страны, как Египет. Сирия, Палес­тина, стали исламскими, их жители начали говорить по-арабски. Мусульманским стало население Ирина, Средней Азии, Северо-Западной Индии, но здесь сохранились местные языки. Позже ислам распространился и на другие, не подвластные халифату тер­ритории. Единство мусульман было непрочным. Многие не признавали халифов из династии Омейядов. Приверженцы четвертого халифа Али — двоюродного брата и зятя Мухаммеда считали Омейядов изменниками делу пророка. Мусульмане распались на два течения. Сторонников Али называли шиитами, а сторонников халифов — суннитами, поскольку помимо Корана они считали священной книгой Сунну. Суннитов было больше, чем шиитов, но в некото­рых областях (например, в Иране) шииты преобладали. В разных концах халифата происходили восстания как против арабской вла­сти, так и против Оменядов. В конце концов Омейялы были сверг­нуты и почти все истреблены. В 750 г. власть в Халифате захватила династия Аббасидов — по­томков дяди Мухаммеда. При них столица была перенесена в го­род Багдад. При новой династии завоевании почти прекратились. Лишь в Средиземном море флот арабов захватил многие острова и юг Италии, разорял берега Южной Европы. Распад Халифата. С начала IX в. Арабский халифат вступил в период распада. Слишком велика была его территория, очень раз­ные там жили народы с разным уровнем развития. Эмиры посте­пенно превращались в хозяев своих провинций. Первой отпала Испания, где возник Кордовский халифат. Затем отделились Ма­рокко, Алжир. Египет. Средняя Азия. Иран, Аравия. С конца IX в. реальная власть в остатках Халифата оказалась в руках вооруженных отрядов из числа рабов и иноземцев. В 945 г. Багдад захватили Буиды — правители одного из государств Ирана. В 1055г. Багдад был взят турками-сельджуками, пришедшими из Средней Азии и покорившими весь Ближний Восток. Халиф при Буидах и сельджуках стал мусульманским первосвященником, потеряв светскую власть. В 1258 г. Багдад взяли монголы, казнив­шие халифа. До 1517г. аббасидские халифы жили в Каире. После завоевания Египта турками-османами титул халифа принял на себя турецкий султан. Арабская культура. Арабы усвоили знания и традиции поко­ренных народов, развили их на основе ислама и арабского языка, который стал не только общегосударственным, но и языком ли­тературы и науки. При Омейядах Дамаск был украшен роскошными дворцами и мечетями, наиболее знаменитой из которых стала мечеть халифа Валида (мечеть Омейядов), перестроенная в 705 г. из собора Свя­того Иоанна. Уже тогда мировую известность получили дамасские ювелирные изделия и ткани. Но более всего Дамаск прославился сталью, из которой изготовлялось оружие. При дворе халифов собирались ученые со всех концов спета. Их труды щедро вознаграждались правителями. Были основаны шко­лы в Багдаде, Бассоре, Бухаре, Куфе, а также обширные библио­теки в Александрии, Багдаде и Каире. Только в Испании арабы основали 14 университетов и множество школ, пять публичных библиотек. Благодаря арабам в европейских языках появились слова «ал­гебра», «алкоголь», «азимут», «зенит» и др. В дальних походах вое­начальники были обязаны отмечать на картах покоренные ими земли. Описания неведомых земель оставили и многие арабские ученые-путешественники. Наибольших успехов арабы достигли в медицине. В Багдаде, Испогани, Фирузабаде, Бухаре, Александ­рии и Кордове в VIII —IX вв. ими были основаны медицинские школы. К числу наиболее знаменитых медиков принадлежат Ахарун. описавший оспу, Авиценна, издавший «Канон врачебной на­уки», который на протяжении столетий являлся главным руко­водством арабских и европейских врачей. Много трудов по медицине написал Аверроэс, В математике арабы ввели употребление Шифр и десятеричную систему. С древнейших времен у арабов процветала поэзия. Они воспевали любовные приключения, военные подвиги. Всемирную известность получили арабские сказки «Тысяча и одна ночь». Практикум «Арабо–мусульманская цивилизация в Средние века» Задание№1. Расставьте в последовательности отрывки, повествующие о жизни пророка, в этом вам поможет карта: 1.     Вскоре после вступления в Мекку и уничтожения идолов в Каабе Мухаммед получил новое откровение. Аллах требовал начать джихад – священную войну против не мусульман, неверных. Цель войны – обращение неверных в истинную веру. 2.     Когда Мухаммед был ребенком, гласит одна известная легенда, он играл вместе со своим молочным братом. Внезапно к мальчикам подошли двое незнакомых мужчин в белых одеяниях. Они положили Мухаммеда на спину, вынули его сердце, извлекли из сердца каплю черного цвета и отбросив ее прочь, вычистили сердце снегом. Затем они вложили сердце на место и удалились. Считается, что это ангелы очистили сердце Мухаммеда от скверны. 3.     Мухаммед умирал, будучи главой нового государства.  Вся Аравия была в его власти! Он не назвал преемника, но оставил тысячи ревностных последователей, которые продолжали его дело. 4.     Однажды в горной пещере около Мекки, где Мухаммед предавался благочестивым размышлениям, к нему явился некто могучий, страшный, произнёс несколько фраз и заставил Мухаммеда повторить их. Это, считают мусульмане, был архангел Джебраил (Гавриил). ПО повелению Бога он призвал Мухаммеда нести людям свет. Сначала Мухаммед рассказал об этом случае только своей жене Хадидже. 5.     Арабские историки считают, что будущий пророк родился 29 августа 570 года в доме своей матери на окраине Мекки. Его отец принадлежал к могущественному роду. Он умер через два месяца после рождения сына, оставив ему в наследство 5 верблюдов, несколько овец и рабыню из Африки. 6.     Ясриб после Хиджры получил наименование «Город Пророка» (по-арабски Медина). Здесь Мухаммед нашел много новых сторонников. Отказ от поклонения племенным идолам означал прекращение кровопролитных межплеменных войн – ведь единоверцы не могут убивать друг друга. Мухаммед учил, что все верующие равны перед неизмеримо великим Аллахом и должны быть покорны ему и его пророку (само слово ислам означает покорность). Он возвел первую мечеть (мусульманский храм), определил порядок богослужения и развернул борьбу против мекканцев. 7.     После нового откровения последовали и другие. Бог требовал от Мухаммеда начать проповедь единобожия среди мекканцев. Сначала пророк доверился только самым близким людям, а потом выступил перед горожанами. Мекканцы сочли его отступником, покусившимся на веру предков. 8.     Борьба с мекканцами длилась много лет. Наконец, войска пророк вступили в Мекку. Мухаммед приказал очистить Каабу от ненавистных идолов: каменных идолов разбивали на мельчайшие кусочки, деревянных сжигали. Только черный камень оставил Мухаммед, объявив его священным даром Аллаха Адаму. 9.     Жизнь пророка и его последователей (мусульман) в Мекке становилась все тяжелее. Умерла Хадиджа. Враги замыслили даже  убить Мухаммеда. Наконец, пророк принял решение переселиться в город Ясриб, к северу от Мекки. Это было событие, именуемое Хиджрой (переселением). От года Хиджры (622г.) ведется мусульманское летоисчисление. 10. В юности Мухаммед долго бедствовал. Но в 25 лет он женился на богатой вдове Хадидже и стал вести её торговые дела. Хадиджа была немного старше Мухаммеда, но стала его близким другом и единомышленником. Термины:               Ислам – мировая религия, исповедующая учение, изложенное Мухаммедом. Мусульмане – последователи религии, проповедуемая Мухаммедом. Арабы – это народы, издревле жившие в Аравии и на Ближнем Востоке Коран – священная книга мусульман Мировая религия – религиозное течение, распространившееся среди народов различных стран и континентов Шииты – общий термин, в широком смысле означающий последователей ряда течений ислама, признающих право только потомков пророка Мухаммеда возглавлять мусульманскую общину Сунниты – последователи наиболее многочисленного направления ислама.

 Задание № 2: внимательно прочитайте текст «Мухаммед и история арабов», выделите три исторические закономерности

В предложенных схемах над стрелками указана причина, которая привела к изменениям. Дополните схемы, указав в прямоугольниках исходный компонент, а  в прямоугольниках справа – результат «Мухаммед и история арабов». В древности на протяжении торгового пути в Аравии было несколько городов. Со временем они стали не только торговыми, но и культурными центрами своего времени, в которых уживались и сосуществовали множество религий. Особенное значение получила Мекка. Для большего привлечения торговцев в Мекке были поставлены идолы различных племен. Кроме христианства на торговом пути местами было известно и иудейство. Однажды появился человек по имени Мухаммед, который основал новую религию, которая получила название мусульманство. Однако арабы продолжали жить множеством племен. Пророк Мухаммед обращал в свою религию племя за племенем. Наконец он сумел объединить всех арабов. Мухаммед даже воевал против Византийской империи на севере Аравийского полуострова, на Сирийской границе, но не успел здесь достичь больших результатов, так как в 632 году скончался. Единая вера, которую он основал, не смогла остаться в неизменном виде. После смерти Мухаммеда началась борьба за власть между его потомками и представителями светской власти. Те,  кто считали, что править должны только потомки Мухаммеда, стали называться шиитами. Их противников стали называть Суннитами. Шииты признают как священную книгу только Коран, а сунниты – Коран и Сунну. Сунна – это сборник толкований Мухаммедом непонятных мест в Коране. Это деление существует и до сих пор.      Задание № 3: Столпы ислама. Прочитайте  текст. На схеме найдите символы данных ниже понятий и подпишите их.  Понятия: Джихад, Исповедание веры, Коран, Милостыня, Мулла, Намаз, Пост, Хадж, Халиф, Умма  Текст : После себя Мухаммед оставил учение, изложенное в Коране (хотя Коран написан намного позднее). Коран  — «Слово Бога», священная книга мусульман. Кроме того, у многих мусульман большим авторитетом пользуется «предания о словах и действиях пророка («Сунна»)». Согласно Корану, у верующего мусульманина 5 главных обязанностей, «пять столпов веры». Первый – исповедание веры, признание Аллаха единственным всемогущим Богом: не родил и не был рожден. Он  — единственный, Благостный, Милосердный, Властелин, Всемогущий, Любящий, Благородный, Недоступный, Мудрый, Мстительный, Вождь, Творец, Друг, Вездесущий, Скрытный, Видимый, Первый, Последний, Вечный… Мусульманин должен также верить в пророков, из которых Мухаммед наиглавнейший, Посланник Аллаха. Мусульмане признают так же и других пророков – Моисея (Муссу), Иисуса (Ису) и прочих, но ставят их несравненно ниже Мухаммеда. Исповедание включает веру в ангелов, демонов, Сатану (Шайтана), Страшный суд, рай, ад, бессмертие души. Вторая обязанность мусульманина – ежедневная пятиразовая молитва (намаз). Третий столп ислама связан со священным месяцем рамадан, когда верующий с восхода  и до заката солнца должен соблюдать пост. Четвертый столп – милостыня. Богатый платит, чтобы помочь беднякам. Наконец, каждый мусульманин, если ему позволяют средства, обязан совершить паломничество (хадж) в Мекку и исполнить там священные обряды. Кроме этих «пяти столпов», мусульманин обязан следовать ещё множеству правил и предписаний. Так, долг мусульманина – жениться. Коран разрешает мужчине брать до 4-х жен – при условии, что он сможет их содержать. Развод допускается только по требованию мужа. Коран требует отсекать кисти рук вору, запрещает есть свинину, пить вино, изображать человека… Священная обязанность мусульманина -воевать с неверными – джихад, газават. Пятница  — день отдыха, как у христиан воскресенье. Мухаммед провозгласил равенство всех мусульман, независимо от происхождения и цвета кожи. На деле в общине мусульман (умме) такого равенства никогда не было. Долгое время сохранялось даже рабство, хотя ислам это не одобрял. Мусульманский священнослужитель (мулла)  руководит богослужением и пользуется большим авторитетом. Но он – не посредственник между Аллахом и человеком, который сам отвечает перед Всевышним за свои поступки. Бытовая этика ислама Истолкование и разъяснение Сунны …Он запретил рискованную продажу, продажу того, чего у тебя нет; выставлений двух условий на продаже. Он запретил… мужчине рассказывать о секрете брата, быть расточительным, скупым; печалиться по мирской жизни и радоваться ей. Он запретил потакать жене своей, желающей ходить на свадьбы, на оплакивания покойника и в баню, потакать ей в страстях,… потакать ей в непослушании родителям мужа, в разрушении его родственных уз и в прекращении вспомоществования брату его по Аллаху. Он запретил причинять женщине вред, совершать над ними насилие, велел быть справедливым и разделять поровну между ними. Он запретил обижать соседа, злословить, клеветать; ругать рабов, бить их. Он велел кормить их тем, что ест их хозяин, и одевать в то, что носит сам, не возлагать на них работу, которую они не в силах выполнить; прощать им, даже если бы они совершали 70 проступков за день. …Среди запретов его: человеку вставать перед кем-либо, кроме как перед отцом, ученым или справедливым имамом. Задание № 4:  прочитайте отрывок из разъяснения Сунны и заполните таблицу «Бытовая этика ислама»
Отношение мусульманина
к  личности человека
к вышестоящему лицу
Задание № 5:  продолжите фразу: 1. Арабский халифат как государство было основано____________________________________ 2. Наиболее существенный вклад арабы внесли в такие области культуры, как_____________ 3. Арабский халифат опережал уровень культуры многие европейские страны, т.к.____________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 6:  выпишите из текста лекции арабские завоевания и главные достижения арабов.

tptthistori.blogspot.com


Арабская каллиграмма — Басмала (араб بسم الله الر حمن الر حيم ‎‎ бисми-Ллахи-р-Рахмани-р-Рахим «во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного»)

Выражение «исламский мир» обычно относится к странам, в которых господствующей религией является ислам. Области компактного проживания мусульман (даже если они в данном государстве и не являются большинством), отдельные общины и группы мусульман также принадлежат к исламскому миру. В настоящее время во всех уголках земного шара проживают более 1,2 миллиарда мусульман — представителей разных рас, народов и культур. Более чем в 50 странах мира мусульмане составляют большинство населения, а в более чем 30 — влиятельные меньшинства.

Распространение ислама в современном мире. Зеленым цветом отмечены страны с преобладанием мусульман-суннитов, красным — мусульман-шиитов, синим — мусульман-ибадитов. Процентная шкала отражает долевую численность мусульман относительно общей численности населения страны

Значительная часть современного исламского мира в средние века входила в состав огромного мусульманского государства, простиравшегося в середине VIII века от Марокко и Испании — на западе до Центральной Азии — на востоке. В исторической литературе оно известно под названием Арабский халифат, а в самой мусульманской традиции ассоциируется с Дар уль-ислам (территорией ислама).

История мусульман началась на Аравийском полуострове. Здесь в VII веке нашей эры в области Хиджаз с центрами в Мекке и Медине во времена пророка Мухаммада (570 — 632), передававшего своим сподвижникам слова божественного откровения — Священный Коран, последователи ислама создали небольшое государство в виде общины единоверцев (уммы).

Мечеть Аль-Харам аш-Шариф в Мекке (современный вид)

После смерти пророка Мухаммада главой мусульманской общины становится халиф (араб. заместитель, преемник). Пост халифа был воплощением присущей исламу идеи неразрывности светской и духовной власти. Четырех первых халифов подавляющее большинство мусульман называют «праведными» (632 — 661). Халифат в этот период уже охватывает территории Сирии, Египта, Ирака и значительной части Ирана, но мусульманская умма в основном остается арабской — немусульманское и неарабское население находится на положении покровительствуемых. Процесс расширения Халифата сопровождается борьбой за власть между политическими группировками, что приводит к формированию таких основных религиозно-политических течений и доктрин в исламе, как суннизм, шиизм и хариджизм.

Мечеть Куббат ас-Сахра в Иерсулиме

К середине VIII века, в правление халифов из династий Омейядов (661 — 750) и Аббасидов (750 — 1258), исламский мир охватывает огромное пространство: от Пиренейского полуострова на западе до Центральной Азии и западных районов Индии — на востоке. В период расцвета исламской цивилизации халифы начинают терять контроль над подвластными территориями. В пределах Халифата (и постепенно в новых регионах) формируются самостоятельные государства, которые отделяются от Халифата политически, но сохраняют принадлежность к исламской цивилизации. В Аббасидском халифате постепенно складывается практика перепоручения халифами военно-административной власти эмирам и султанам и параллельно ей — концепция о халифе как об исполнителе воли Аллаха. Существование даже лишенного реальной власти Халифа долго считается важным условием, освящающим власть реальных правителей (например, при мамлюкских султанах).

Арабский Халифат в конце VIII — начале IX вв.

С IX века мусульманское государство представляло собой уже полиэтническое общество, где доминирующее положение, как правило, занимали не арабы, а представители принявших ислам неарабских народов. Так, в эпоху Аббасидов в центральных и восточных областях государства — Ираке, Иране, Центральной Азии — военно-бюрократическую элиту составляют уже в основном иранцы. В 945 году даже новая столица халифов Багдад оказывается под контролем шиитской династии Буидов (Бувейхидов) иранского происхождения.

Самостоятельными центрами исламского мира становятся арабо-мусульманская Испания (под властью уцелевшей ветви Омейядов) и Египет (под властью Фатимидов).

Борьба за власть в условиях политической раздробленности вплоть до конца XV века сопровождается попытками той или иной сильной династии объединить исламский мир. В середине XI века на роль объединителя претендуют тюркские султаны Сельджукиды; в период Крестовых походов — султан Салах ад-Дин (Саладин) и его преемники; позже — египетские мамлюки и правитель Самарканда Тимур (Тамерлан).

Рукописный экземпляр Корана. Иран, XIV век

К концу XV века на Пиренейском полуострове побеждает Реконкиста (христианские правители северной Испании), но мусульманские династии продолжают утверждаться в других регионах — Западной и Восточной Африке, Юго-Восточной Азии, в Поволжье, на Кавказе, Балканах.

К середине XVI века, в эпоху «пороховых империй», большую часть исламского мира делят между собой династии Османов (Анатолия, Балканы, Ближний Восток и Северная Африка), Сефевидов (Иран и Афганистан) и Великих Моголов (Индия).

Османский султан Мехмед II Фатих — покоритель Константинополя

С середины XVIII века мусульманские империи и более мелкие мусульманские государства попадают в сферу колониальных интересов европейских держав. К концу XIX века большинство мусульманских стран (Северная Африка, Индия, мусульманские страны Юго-Восточной Азии) уже являются колониями и протекторатами европейских держав или же входят в состав Российской империи (мусульманские области Кавказа, Поволжья и Сибири, Центральная Азия).

Крушение Османской империи в результате Первой мировой войны и становление Турецкой республики сопровождаются упразднением институтов султаната и халифата. После Второй мировой войны колониальная модернизация (попытки ряда мусульманских государств выборочно заимствовать европейский опыт в военной, административной и образовательной сферах) и антиколониальная борьба приводят к формированию на месте бывших мусульманских империй и колониальных владений европейских держав множества новых национальных государств (как с монархической, так и с республиканской формой правления). Границы между ними фактически были проведены европейскими колонизаторами (например, Соглашение Сайкс-Пико).

Со второй половины XX века и по настоящее время политическая история исламского мира ассоциируется с различной судьбой десятков постколониальных национальных государств (во главе с традиционными династиями либо же президентскими режимами) и борьбой некоторых из них (например, Египет, Ирак, Иран, Саудовская Аравия) за региональное лидерство. Вместе с тем идеи политического единства мусульман, возрождения Халифата и возврата к духовно-нравственным и политическим идеалам первого исламского государства являются основополагающими для многочисленных религиозно-политических движений среди мусульман в разных странах.

www.runivers.ru

§ 16. Арабский халифат | Всемирная история

§ 16. Арабский халифат

Вы узнаете

·        О природе и населении Аравийского полуострова.

·        Как возник ислам и какую роль он сыграл в жизни арабов?

·        Почему арабам удалось покорить большие территории в Азии, Африке и Европе.

·        Какой вклад арабской культуры в сокровищницу мировой.

 

1. Аравийский полуостров и его населения

Большая часть огромного Аравийского полуострова, площадь которого равна четверти Европы, — это пустыни и степи. Аравия делится на несколько различных по природными условиями областей. На юго-западе полуострова протянулся Йемен с плодородными землями, богатой тропической растительностью, высокой плотностью населения, которое издавна жило с полеводства и садоводства. Середина полуострова — Неджд («Плоскогорье») — огромное, засушливое плоскогорье, где возможно только кочевое скотоводство. Рек здесь нет, только сухие русла, иногда заполняются дождевыми потоками. Животворную воду людям дают исключительно колодца. Длинная полоса вдоль Красного моря — Хиджаз («Граница») — пригодна разве для полеводства в отдельных оазисах. Безграничные просторы, особенно на окраинах плоскогорья, остаются незаселенными.

Природные условия Аравийского полуострова привели к тому, что большинство арабов были кочевниками — бедуинами(«Жителями пустыни»), которые разводили коз, овец и верблюдов. Жизнь бедуина невозможно представить без верблюда, это животное — неразлучный спутник и средство существование кочевых арабов.

Верблюд идеально приспособлен к жизни в пустыне, может несколько дней обходиться без воды. Бедуин питается его молоком и мясом, носит одежду из верблюжьей шерсти. В пустыне нет дерева или любого другого топлива, вместо него бедуины используют верблюжьи помет. Кочевники жили в палатках с верблюжьей войлока; сбрую, седла, обувь изготавливали из шкуры верблюда. Во время странствий верблюды, которых бедуины называли «кораблями пустыни», перевозивших грузы и семейное сокровище. Верблюд правил за деньги, как единица расчетов. Арабы верили и знали: если кончилась вода или караван заблудился в пустыне, надо пустить вперед верблюда, — он найдет воду и путь.

Бедуины жили племенами, Которые делились на роды и семьи. У них существовала знать — шейхи и Саид, Которые имели большие стада, рабов и получали большую долю добычи во время войн. Все члены одного племени считали себя родственниками. Большинство арабов поклонялась различным племенным богам: единой религии в них не существовало. Из почитаемых были бог войны и плодородия Астар, Богиня луны Син, Богиня-мать Лат. Олицетворениями своих богов арабы считали рукотворных каменных идолов и природные каменные столбы. Случались и немногочисленные сторонники иудаизма и христианства.

Через Хиджаз, вдоль Красного моря, пролегал старинный торговый путь из Средиземноморья в Африку и Индию, на котором возникли крупные торговые центры, превратились в города — Мекка, Ятриб и др. Особенно большое значение имела Мекка, что возникла в главном месте остановки караванов. Ее обитатели жили в больших каменных домах. Ежегодно в Аравии, весной, на четыре месяца прекращались войны, разбойничьи нападения и устанавливался всеобщий мир. В настоящее время все арабы могли посетить главное святилище Мекки — Каабу(В переводе с арабского «Куб»), в стену которого было вмурованчерный метеорит. Одновременно в городе устраивались различные соревнования и большая ярмарка.

В конце VI в. арабское общество охватил кризис. Населения полуострова увеличилось, недоставало земли. Торговля упадок из-за нападений иранцев, которые стремились, чтобы торговые пути проходили по побережью Персидского залива и обогащали их страну. Ухудшение условий жизни подталкивало арабов к мысли о необходимости объединение, чтобы вместе вести борьбу за лучшее существование, но на пути этому стояли различные племенные верования.

 

2. Возникновение ислама и объединение арабов

Объединению арабов способствовало появление новой религии — ислама. Основателем ислама стал Мухаммед(570 — 632 гг.) Это имя означает «вдохновенный», «пророк». В Европе его называли Магометом.

Мухаммед утверждал, что основные положения новой веры ему переданы Богом. Ученики и последователи записывали его слова. После смерти Мухаммеда все эти записи были собраны в одну книгу — Коран (В переводе с арабского — «чтение»).

Житель Мекки Мухаммед принадлежал к бедной семьи. В шесть лет он остался сиротой и стал пастухом. Впоследствии Мухаммед устроился вести торговые дела богатой вдовы Хадиджа и начал странствовать с купеческими караванами. Вскоре он женился на своей хозяйкой и разбогател. Спустя несколько времени Мухаммед стал говорить, что слышит голос Бога, который приказывает ему оставить торговлю и проповедовать новую религию. Мухаммедутверждал, что он — орудие божье, преемник пророков Авраама, Моисея и Иисуса. Примерно 630 г. он начал проповедовать ислам (в переводе с арабского - »Покорность»). Не всем жителям Мекки понравились призывы Мухаммедаотдавать свое имущество бедным и освобождать рабов. Он был вынужден перебраться в Ятриб — Соперника Мекки. Ятриб, жители которого 622 г. приняли Мухаммеда, Начали называть Мединой — городом пророка. С тех пор, из года Хиджры, как называют его мусульмане (Те, которые исповедуют ислам), ведется отсчет времени в мусульманских странах. Учение Мухаммедабыстро распространялось, и 630 г. он победителем вернулся в Мекку. В 632 г. Мухаммед умер. Его могила в Медине, как и Кааба, Является наибольшей святыней мусульман. По религиозной легенде, после смерти пророка со своим конем знисся на небо.

Основной религиозной требованием Мухаммеда к арабам было отказаться от поклонения различным племенным богам и признать существование единого бога — Аллаха. «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — Пророк его «- главная религиозная формула ислама. Влияние на ислам иудейской и христианской религий выражается в признании Моисея и Иисуса пророками и предшественниками Мухаммеда. Священный город иудеев и христиан — Иерусалим - признавалось и мусульманами. Для того, чтобы быть мусульманином, нужно было признать и выполнять пять основных положений:

1)    верить в существование единого бога — Аллаха;

2)    пять раз в день выполнять обязательную молитву;

3)    раз в год придерживаться обязательного поста - Рамазана — от рассвета до заката;

4)    чтобы освободиться от грехов, тратить пятый часть прибыли на милостыню;

5)    один раз за свою жизнь совершить паломничество (Посещение святых мест) в Мекку и Медину.

 

Храм Кааба. Мекка, современный вид

 

Мухаммед изложил и «завещание священной войны». Он выделил иудеев и христиан как людей, владеющих писанием (Священным Писанием), с которыми надо вести благородные споры, а вот язычников призвал уничтожать.

В начале своего проповедничества Мухаммед осуждал богачей, но впоследствии отказался от этого. В Коране сказано, что неравенство среди людей установлено Богом, и мусульманин не должен завидовать тому, кто богаче.

Хасиды (высказывания и наставления) пророка Мухаммеда

1. Тот, кого молитва не сдерживает от плохих дел, далеко отошел от Бога.

2. Удовольствие от небольшого - неисчерпаемое богатство.

3. Рай — под стопами матерей.

4. Стыд — от веры.

5. Сухость глаз — признак жестокого сердца.

6. Лучшие из вас те, кто призывает вас к благу.

7. Великая это предательство, если ты ничего не сказал брату, и тот (поверив), подтвердил сказанное тобой, а ты солгал ему.

8. Чтобы стать лжецом, достаточно повторять все то, что услышал.

9. Чтобы стать невеждой, достаточно говорить все, что знаешь.

10. Приветливость к людям — половина ума.

11. Хорошо спросить — половина знания.

12. Ищи знания даже в Китае, стремление к знаниям — обязанность каждого мусульманина и мусульманки.

13. Учитель и ученик — друзья в добром деле.

14. Каждый, кто погиб, защищая свое имущество, — святой мученик.

15. Имущество мусульманина — кровь мусульманина.

16. Бедность — порог разочарования, а зависть может изменить назначение человека.

1. Каково ваше отношение к наставлениям Мухаммедаего сторонникам?

2. Содержат наставления пророка общечеловеческие идеалы, которым должны следовать люди независимо от их религиозных убеждений? Докажите свою позицию.

После изгнания из Мекки Мухаммед начал выступать за объединение всех арабов в единую общину мусульман. Между Мединой и Меккой развернулась война. Большинство простых жителей поддерживали пророка, поэтому знать вынуждена была подчиниться Мухаммеду и впустить его в город. В 630 г., после возвращение пророка в Мекку, большинство арабских племен признала власть Мухаммеда и приняла ислам.

Вступив в Мекки, Мухаммед направился к главному святилищу — Каабы. Объехав ее на коне семь раз, коснулся посохом в черный камень и сказал: «Истина пришла, пусть исчезнет неправда!» Далее приказал уничтожить почти 300 различных племенных идолов, окружавших Каабу. Мухаммед объявил Каабу главным святилищем всех мусульман. Запретил посещать ее неверующим арабам, евреям и христианам. Каждый мусульманин, как говорил Мухаммед, Должен хотя бы раз в жизни побывать в Каабе. Главным святилищем она была признана том, что по арабским переводам Каабу построил «праотец евреев «Авраам для своего сына Исмаила, которого арабы считали своим родоначальником. Авраам, как и мусульмане, верил в единого бога, которому и посвятил этот храм, а язычники, по мнению Мухаммеда, Впоследствии осквернили святыню.

Теперь Кааба находится в центре мечети аль-Харам («Священной»). Это — кубическая каменное здание высотой в пятиэтажный дом. В ней хранится «черный камень», подаренный Богом Адаму — первому человеку на земле.

Так во знаменем ислама Мухаммед объединил арабские племена. На момент смерти Мухаммеда под его властью находилась большая часть племен, населявших Аравию.

 

3. Завоевания арабов во времена первых халифов

После смерти пророка между его старыми сторонниками и мединскойзнатью начались споры о преемственности. Ведь дело было не только в том, кто будет религиозным вождем, но и в том, кто возглавит государство, созданное им. Наконец было решено, что государством будут управлять халифы — «Заместители пророка «. В дальнейшем каждый правитель арабов называл себя именно так. Первые четыре халифы, правившие в 632 — 661 гг, были близкими друзьями и родственниками Мухаммеда.

Халифы призвали народ отправляться в поход за распространения ислама, обещая каждому вознаграждение как при жизни, так и после смерти. Мир ислама перешел в наступление: началась эпоха арабских завоеваний. Значительные захват был осуществлен за правления второго халифа — Омара(634 — 644 гг.) Арабы отвоевали у Византии Сирию, Палестину, Египет и Ливию, а у Ирана — значительную часть его западных земель вплоть до Закавказья. Сохранилось предание, что после завоевания Египта халиф Омар приказал уничтожить знаменитую Александрийскую библиотеку, сказав: «Все, что соответствует Коране в древних книгах, есть в нем, а то, что не отвечает, не требуется мусульманам «.

Военным успехам арабов способствовали превосходства в военной тактике. Они создалипервоклассную легкую конницу, Что стремительными атаками наводила ужас на пехоту противника и не менее успешно атаковала тяжелых конников врага. Ее появление стала возможной благодаря изобретению китайцами стремян. Именно опираясь на них, арабские всадники разрубали саблями врагов почти пополам. Значительную роль играло и то, что завоевания арабов имели форму «священной войне во имя Аллаха «. Каждый погибший на этой войне, как говорили халифы, оказывался в раю и получал вечное блаженство. Военные успехи вдохновляли на новые походы. В завоеванных странах арабы захватывали прежде имущество богачей, поэтому большинство порабощенных видела в них освободителей. Арабы давали религиозную свободу населению завоеванных стран, но одновременно различными льготами поощряли переход местных жителей в мусульманскую веру. Результате завоеваний возникла огромная государство — Арабский халифат.

Уже при первых халифов развернулась борьба за власть в Арабском халифате. Особенно усилилась она за старого и безвольного третьего халифа — Османа(644 — 656 гг) и четвертого халифа — Али(656 — 661 гг.) Их обоих убили заговорщики. После этого престол захватил наместник Сирии Муавия из рода Омейя. Он стал основателем новой династии Омейядов. Так начался новый период в истории Арабского халифата.

 

Арабские завоевание VIIIXст. Образование халифата

 

4. Омейяды и Аббасиды

Муавия отказался жить в Мекке или Медине и остался в Дамаске, превратившийся в столицу халифата. Дамасский халифат Омейядов просуществовал около 90 лет (661 — 750 гг.) За это время арабы значительно увеличили свои владения. К концу VII в. арабские завоеватели покорили часть Армении, Южный Азербайджан, часть Северной Африки. До 711 г. они захватили все африканские владения Византии к западу от Египта (современные Ливия, Алжир, Тунис, Марокко) и дали им арабский название Магриб- «Запад».

В 711 г. арабы начали завоевание Испании, где жили вестготы. Полководец Джебель аль-Тарик с 7 тыс. конников переправился через пролив Геркулесовы столбы, названную позже его именем (Гибралтар). Он разгромил вестготов и очень быстро покорил почти всю Испанию.

Арабы попытались покорить и Франкское королевство, однако потерпели поражение от франкского майордома Карла Мартелла. Продвижение ислама в Западную Европы было остановлено. На востоке арабские полководцы продвинулись в глубь Средней Азии, овладели Хивой, Бухарой, Самаркандом, завоевали Афганистан и северо-западную часть Индии в г. Инд. Три раза совершали арабы походы на Константинополь, в 717 — 718 гг продержали его год в осаде, однако покорить так и не смогли. Византийский император Лев III Исавр цене чрезвычайного напряжения сил империи сумел остановить захватчиков. Вследствие завоеваний границы халифата Омейядовпротянулись от Атлантического океана на Западе до Китая и Индии на Востоке. По своим размерам Арабский халифат превышал такие государства древности, как Римская империя во времена ее расцвета или государство АлександраМакедонского.

В 750 г. Омейядовсбросила иранская и иракская знать, недовольная засильем сирийско-арабских властьимущих. Халифом стал Абул-Аббас Кровавый, по приказу которого были уничтожены все Омейядов. Он основал новую династию Аббасидов, что правила в750 — 1055 гг. Столицу халифата была перенесена в Багдад в Ирак. Багдадский период истории халифата называли «золотым веком Аббасидов «, Порой неслыханной роскоши халифов.

Столица Аббасидов поражала современников своими размерами, многочисленными дворцами, парками халифа и его приближенных. В сумерках парков журчали фонтаны, пели диковинные птицы.

На огромных рынках Багдад можно было встретить купцов из самых отдаленных стран мира - византийцев, китайцев, индийцев, малайцев. Здесь продавали шелковые ткани с Китай, экзотические ароматы из Индии, меха из далеких славянских стран. Купцы и мореплаватели рассказывали об удивительных далекие земли. Неудивительно, что и те времена, и сам багдадский халиф Гарун аль-Рашидстали прототипами героев сказок «Тысячи и одной ночи».

 

5. Общественный халифата

По первых четырех халифов государством управляла высшее религиозное лицо, которое выбирали из друзей и родственников Мухаммеда. После прихода к власти Омейядов должность халифа стала наследственной. Халифат превратился в теократическое монархию, приобрела черты восточной деспотии - формы государственного устройства, при которой монарх имеет неограниченную законодательную и судебную власть, не отвечает ни перед кем за свои поступки, утверждается способом насилия и террора.

Арабский халифат был государством, созданной в результате завоеваний разных народов. Удерживать их в повиновении можно было только силой. Халифы создали для этого огромное постоянную армию — до 160 000 воинов, а для собственной защиты — дворцовую гвардию. По арабским законам вся земля принадлежала халифам, лишь на время уступали ее частями своим слугам. После смерти вельможи все его имущество переходило в казну халифа, и исключительно от желания и привязанности халифа зависело, получит потомок умершего некоторое наследство.

Огромное количество чиновников следила за уплатой налогов в казну халифа. Существовали три основных вида налогов:

1)    харадж — Земельный налог;

2)    джизия — Подушные, которые платили немусульмане;

3)    зякят — Десятина, которая поступала в распоряжение халифа.

 

Судопроизводство осуществлялось на основе Корана и Сунны — Книги дополнений к Корану. Не все арабы считали Сунну священной книгой, равной по значение Корана. Во времена Омейядов мусульманский мир раскололся на суннитов, Которые признавали Суннуи поддерживали халифа, и шиитов, Которые не признавали Сунныи не поддерживали Омейядов.

Как и все предыдущие империи, созданные результате завоеваний, Арабский халифат обветшал и развалился. Причин распада Арабского халифата было несколько. Во-первых, Халифат силой объединил народы, которые имели разную историю и культуру. С тех пор как они оказались под властью арабов, не прекращалась их борьба за независимость. Во-вторых, Власть халифов, что погружались в неслыханную роскошь, а управление государством передавали своим приближенным, чем дальше, тем больше ослабевала. Эмиры (Наместники халифов), которые управляли на местах, пытались сделать свои владения и власть наследственными, добиться независимости от халифа.

Все это привело к того, что от конца VIII в. к началу XI в. халифы потеряли большинство своих владений. В 1055 Багдад завоевали турки-сельджуки,халифат прекратил существование.

 

Распад Арабского халифата

 

6. Культура халифата

Российский исследователь   А. Гуревич утверждает: «Наибольший вклад арабы сделали в науку и философию, в   тому же этот вклад был двоякий. Во-первых, арабы были посредниками между Западом   и Дальним Востоком, а также между античностью и Средневековьем «.

 

Сутки Арабского халифата обогатила мир выдающимися культурными достижениями. Хотя мы и называем эту культуру арабской, это не совсем верно, потому что она впитала культуры народов, покоренных арабами. Арабы проявили редкую способность усвоить знания и традиции покоренных народов. Больше того, они сумели соединить культурные достижения разных стран в одно целое на основе ислама и арабского языка. Арабский язык стал официальным: в ней состояли документы, велись переговоры и молились. Кроме того она стала языком науки и культуры всего мусульманского Востока.

 

Образец арабской каллиграфии

 

Самый весомый вклад внесли арабы в развитие естественных, точных наук, философии и медицине. Они изучали и переводили арабском труда Аристотеля, Гиппократа, Евклида, Птолемея. Европейцы познакомились с трудами Аристотеля за переводами латыни с арабского. В Багдаде, Кордове, Каире существовали высшие школы, в которых наряду с Кораном изучались светские науки. Эти вузы стали образцами для будущих западноевропейских университетов. Существовали огромные библиотеки (Каир, Кордова и др.), где были собраны тысячи книг. Быстрому распространению книг способствовало то, что в VIII в. арабы заимствовали из Китая искусство изготовления бумаги. В Багдаде, Дамаске, Самарканде действовали крупные обсерватории. Арабские астрономы открыли много звезд и составили карты звездного неба, определили окружность Земли.

 

Страница арабской рукописной книги

 

Арабские математики создали алгебру; именно они стали широко использовать цифры, которые были изобретены в Индии, но известные нам как арабские.

Арабы первыми стали делать вивисекцию - вскрытия живых животных с целью исследования функций частей организма и причин заболеваний. В области медицины особенно прославился ИбнСина (980-1037 гг.) известный в Европе под им. именем Авиценна. В главной своей работе — «Канон медицинской науки «- он свел воедино опыт античных, индийских и среднеазиатскихврачей. Этот труд на много веков стала настольной книгой врачей Востока и Мероприятия.

Арабские путешественники (Ибн Фадлан, Аль-Масуди, Ибн Русте и др.) посетили первыми странами, которые не были даже известны в Европе. Оставили они и уникальные описания жизни восточных славян в IX — Х вв. Арабским путешественникам был известен значительно больший мир, чем европейцам. Для морских путешествий арабы создали удобный и надежный корабль — дау, Точные карты и навигационные приборы.

Наконец, для всех времен и народов непревзойденной достопримечательностью арабской литературы остается «Тысяча и одна ночь», вобравшая в себя сказки разных народов арабо-мусульманского мира.

Быстро развивались разнообразные жанры поэзии. Одним из самых известных поэтов был Фирдоуси. Он создал огромный эпос «Шахнаме » («Книга царей»), в котором описываются деяния персидских шахов.

Расцвет арабского Халифата отличился значительным строительством. Строились величественные мечети, дворцехалифов, мавзолеи-гробницы, крепости.

 

Мавзолей Саманидов. Бухара, Х в.

 

Главным сооружением мусульманского востока была мечеть. Внешне мечети часто напоминали крепости, обнесенные глухими стенами с минимумом украшений. К стенам мечетей присоединялись высокие минареты, с которых верующих пять раз в день призвали к молитве. Однако совсем другая картина открывалась, войдя в мечети. Сначала верующие попадали в прямоугольный двор, обнесенный арочными галереями. В центре двора часто был размещен фонтан для омовения. С двором сочетался зал для молитв. Потолок зала держится на рядах колонн. В известной Кордовский мечети (VIII-Х вв.) насчитывается около тысячи мраморных колонн. Освичувалася она 250 люстрами из 7000 лампами. Красивой считается Каирская мечеть (XIV век). Святым местом в мечети есть мех раб — ниша в стене, обращенная в сторону Мекки и много украшенная резьбой или мозаикой. Молящиеся всегда повернуты к мех раба. В мечетях нет ни икон. Ни фресок. Ислам запрещает изображать Бога и поклоняться любым изображением. Однако интерьер мечети богато украшенный арабесками - переплетенными между собой линиями, геометрическими фигурами и цветами. Арабески выполнены мозаикой, резьбой, инкрустацией. Наряду с орнаментом на стенах мечетей много надписей (изречения из Корана), которые сами напоминают орнамент (вязь). Это искусство каллиграфии, которым арабы владели виртуозно.

Арабы умели красиво организовать свой быт и досуг. Соединив традиции античности, Византии, Персии арабы создали изящную восточную роскошь. Созданные арабскими мастерами предметы роскоши (тончайшие ткани, керамика, стекло, украшения, оружие) были желанными на просторах от Китая до Европы. Большого успеха арабская культура получила в украшении дворцов и разведенные садов. Умели арабы и организовать и досуг: охота и застолье, шахматы и нарды, музыка и танцы. Арабам принадлежит изобретение такого популярного теперь музыкального инструмента, как гитара. Большой популярностью у арабов пользовались бани, которые были не только местом где мылись, но и своеобразными клубами, где встречались друзья. За столом арабы ввели перемену блюд, мытье рук, пользование зубочистками.

Арабская культура оказала большое влияние на Западную Европу. Захвачена арабами Испания стала источником, откуда распространялись в европейские страны научные знания. Европейцы-христиане приезжали учиться в Кордовы, Которую они называли «светлым красотой мира, юным странным городом, сияющим в блеске своих богатств «. Отсюда они привозили в Европу переведены на арабский язык труды ученых древности. В европейских монастырях существовали центры перевода с арабского языка латинским. Так, благодаря арабам, средневековая Европа узнавала о научных достижениях разных времен и народов. Кроме того европейцы многое позаимствовали у арабов в быту и повседневной жизни.

 

Проверьте, как запомнили

  1. Где находится родина арабов?
  2. Охарактеризуйте природные условия и население Аравийского полуострова.
  3. Какими были верования арабов до возникновения ислама?
  4. Кто считается основателем ислама и почему?
  5. Где находит главная святыня арабов? Как она называется?
  6. В каком году произошло объединение арабов под главенством Мухаммеда?
  7. Как называется священная книга мусульман?
  8. Куда были направлены военные походы арабов? Какие территории им удалось      завоевать.
  9. За которого халифа были осуществлены крупнейшие завоевания арабов?
  10. Какие битвы положили конец продвижению арабов в Европу?
  11. Какое название имело государство арабов?
  12. Назовите династии правителей арабского государства?
  13. Когда прекратил свое существование арабский халифат?
  14. Какими культурными достижениями обогатили мир арабы?

 

Подумайте и ответьте

  1. Определите причины появления ислама. Чему учит мусульманская религия? Которые      основные положения ислама?
  2. Почему ислам довольно быстро распространился среди арабских племен?
  3. Объясните, почему арабские завоевания были осуществлены относительно быстро и с      небольшими силами.
  4. Чем общественный халифата отличается от строя Франкского      королевства во времена Хлодвига?
  5. Что обусловило распад и упадок арабского халифата?
  6. Благодаря чему арабская культура достигла значительных достижений? Каковы ее      истоки?

 

Выполните задание

  1. Сравните ислам и христианство. Определите общие и отличительные черты.
  2. Составьте сравнительную таблицу: «развитие Арабского халифата во времена      правления династий Омейядов и Аббасидов «.
  3. Раскройте содержание понятий и терминов: бедуин, эмир, халифат.  
  4. Подготовьте рассказ о завоевании арабов при первых халифов.
  5. Определите ключевые моменты истории Арабского халифата.

 

Для любознательных

Почему именно Аравия стала колыбелью новой мировой религии?

 

  

geomap.com.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *