Бронеавтомобиль «Тайфун-У» | Военное оружие и армии Мира
«Тайфун-У» — бронеавтомобиль, предназначенный для перевозки личного состава, а также для установки различного целевого оборудования или систем вооружений.
Попытки создать унифицированную автомобильную платформу для воинских подразделений специального назначения предпринимались в СССР с начала 1980-х годов. В 1990-х годах по этой тематике была запущена секретная программа «Гараж», работы по которой не были завершены из-за распада СССР.
СОЗДАНИЕ
В 2010 году была утверждена «Концепция развития военной автомобильной техники Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года», где предусмотрено «развитие высокоунифицированных семейств бронеавтомобилей».
Впервые машины семейства «Тайфун» (модульные КамАЗ-63968 и Урал-63095, а также однообъемный Урал-63099) были продемонстрированы в начале июня 2011 года на полигоне Научно-исследовательского испытательного центра в подмосковных Бронницах.
В создании машины принимали участие более 120 предприятий, среди которых такие как Уральский автомобильный завод, Ярославский моторный завод, НИИ стали (броня машины), Федеральный ядерный центр в Сарове (расчет защищенности бронекорпуса), «Магистраль» (бронестекло), МГТУ им. Баумана (гидропневматическая подвеска) и т. д. Широкой общественности бронеавтомобиль «Тайфун-У» был представлен 9 мая 2015 года на военном параде в Москве.
КОНСТРУКЦИЯ
Автомобиль Урал-63095 «Тайфун-У» состоит из шасси, включающего в себя раму с установленными на ней узлами и агрегатами, капота, бронированного модуля управления (кабины) и бронированного функционального модуля, изготовленных в исполнении «О» по ГОСТ 15150-69 и рассчитан на эксплуатацию по назначению в любое время года и суток при безгаражном хранении.
Модуль управления капотного исполнения расположен за двигателем, трехместный, каркасно-панельной конструкции, унифицированный по основным узлам, снабжен двумя боковыми распашными дверьми с наружной петлевой навеской, с болтовым креплением к модулю. На крыше расположен круглый люк. Ветровое окно двухсекционное. Стекла ветрового окна и стекла окон дверей вклеены в металлические рамки, имеющие болтовое крепление к кабине.Функциональный модуль каркасно-панельной конструкции с аппарелью в задней части, люками круглого сечения на крыше, c V-образной формой днища и многослойным полом, разнесенной конструкции, исключающей его пробитие при воздействии поражающих факторов оружия, а также исключающей при деформации соударение наружного и внутреннего слоев пола. По бокам установлены смотровые окна с бойницами для ведения огня из стрелкового оружия. На окнах предусмотрены шторы. Модуль оборудован кондиционером, ФВУ, автономным отопителем, автоматической установкой пожаротушения. Внутри модуля, с креплением на боковые стенки, установлены сиденья с системой энергопоглощения при подрыве. Количество мест в функциональном модуле — 14.
На автомобиле установлен новый отечественный рядный шестицилиндровый дизель ЯМЗ-5367 с турбонаддувом, развивающий мощность 450 л. с. С двигателем соединена гидромеханическая автоматическая коробка передач ГМП-400 белорусского производства. На машине установлена двухступенчатая механическая раздаточная коробка. Колеса имеют систему централизованной подкачки шин, оборудованы специальными фартуками противопульной защиты и вставками типа RunFlat, дающими возможность передвижения машины на колесах с нулевым давлением со скоростью 50 км/ч на расстояние до 50 км.
Бортовая информационно-управляющая система (БИУС) состоит из системы контроля и диагностики, системы управления электрооборудованием, системы управления гидромеханической коробкой передач, системы управления двигателем, системы управления гидроподвеской, АБС. Интеграция локальных ЭСУ в единую БИУС обеспечивается на основе мультиплексной проводной системы связи с обеспечением совместимости составных частей по каналам обмена информацией, электрическим характеристикам входных и выходных каналов.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ «ТАИФУН-У»
- Боевая масса, т: 24,5
- Экипаж, чел.: 3 + 16
- Габаритные размеры, мм:
длина:8850
ширина: 2550
высота: 3500
колея:2100
клиренс: 300-500 - Скорость макс, км/ч: 100
- Запас хода, км: 1400
warfor.me
Тайфун, бронированный автомобиль
Компания участник: КАМАЗ, ОАО
КАМАЗ-63968 «Тайфун» — универсальный бронированный автомобиль повышенной защищённости на оригинальном шасси. Соответствует машинам типа MRAP. Является частью семейства бронеавтомобилей «Тайфун». Бронемашина была создана после утверждения Концепции развития военной автомобильной техники Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года, в которой намечено производство автотехники на основе унифицированных семейств. КАМАЗ-63968 «Тайфун» является частью нового этапа в разработке отечественной автотехники для вооружённых сил, так как последний раз автомобильная платформа была принята в 1961 году.
«Тайфу́н» — семейство бронеавтомобилей повышенной защищённости, разрабатываемое кооперацией из более чем 120 предприятий, среди которых Уральский автомобильный завод, КамАЗ, Ярославский моторный завод, НИИ стали (броня машины), Федеральный ядерный центр в Сарове (расчёт защищённости бронекорпуса), «Магистраль» (бронестёкла), МГТУ им. Баумана (гидропневматическая подвеска). Планировалось принять на вооружение в 2014 году. Показаны на военном параде в Москве 9 мая 2014 года.
КонструкцияВсе машины семейства унифицированы по двигателям (ЯМЗ-536), информационно-управляющей системе, противоминной защите и подвеске. На всех машинах для перевозки личного состава возможна установка дистанционно управляемого пулемётного модуля. Комбинированная бронезащита (керамика и сталь), а также бронестёкла обеспечивают круговую защиту по четвёртому уровню стандарта STANAG 4569 (14,5 мм бронебойные пули Б-32). Противоминная защита машин обеспечивается V-образным днищем, поглощающими энергию взрыва сидениями и соответствует уровню 3b в соответствии со STANAG 4569 (взрывное устройство до 8-ми кг в тротиловом эквиваленте). В крышах машин имеются люки для экстренной эвакуации личного состава в случае опрокидывания. По периметру бронемашин установлены видеокамеры, что позволяет наблюдать за обстановкой, не покидая транспортного модуля, а также управлять бронемашиной в случае невозможности использования лобового стекла. Обитаемое пространство на всех машинах герметично, с искусственно поддерживаемым избыточным давлением, фильтрация поступающего внутрь воздуха обеспечивается установкой ФВУ-100. Все машины семейства могут выполняться в трёхосных или четырёхосных вариантах.
Модификации
КАМАЗ-63968 «Тайфун-К»
Бескапотный многофункциональный модульный автомобиль. В модификации для перевозки личного состава может перевозить до 10 или 16 человек. Высадка десанта может осуществляться как с помощью рампы, так и через дверь. Лоб кабины обладает усиленным бронированием, которое обеспечивает защиту от 30-миллиметровых снарядов; возможна установка бронещита, закрывающего лобовое стекло. Отсек десанта оборудован триплексами, а также мониторами, отображающими информацию с внешних видеокамер.
КАМАЗ-63969
КАМАЗ-53949 Бронетранспортер с колесной формулой 6х6 и дистанционно управляемой пушкой. Впервые был публично показан в июне 2013 г. в цеху на этапе сборки. В конце июля 2013 г. автомобиль был показан в пресс-релизе о рабочей поездке на предприятие президента Татарстана Рустама Минниханова на ОАО «КамАЗ».
КАМАЗ-53949
Многоцелевой бронеавтомобиль повышенной проходимости, армейский автомобиль-внедорожник с колесной формулой 4х4.
Урал-63095
Капотный многофункциональный модульный автомобиль.
Урал-63099
Капотный однообъёмный автомобиль для перевозки личного состава. Может перевозить до 12 человек, высадка десанта осуществляется через дверь
Технические характеристики
Боевая масса, т | 21 |
Экипаж, чел. | 2 |
Десант, чел. | 16 |
Длина корпуса, мм | 8990 |
Ширина | 2550 мм |
Дорожный просвет, мм | |
Радиус поворота, м | менее 10,0 |
Максимальная скорость, км/ч | 100 |
Запас хода по топливу, км | 1200 км |
Мощность двигателя, л. с. | 450 |
www.arms-expo.ru
Боевая противодиверсионная машина «Тайфун-М» » Военное обозрение
В течение ближайших месяцев парк техники ракетных войск стратегического назначения пополнятся боевыми машинами нового типа. На этот раз ракетчики получат не самоходную пусковую установку или машину, призванную обеспечивать боевое дежурство, а представителя нового для наших вооруженных сил класса техники. Боевая противодиверсионная машина (БПДМ) «Тайфун-М» предназначена для защиты подвижных ракетных комплексов и баз с пусковыми шахтами.Разработка проекта новой техники началась еще в конце девяностых годов, но до стадии развертывания серийного производства он дошел лишь спустя почти полтора десятилетия. За это время несколько раз изменялись основные черты проекта. Так, к примеру, исходный вариант БПДМ под названием «Тайфун» планировалось строить на базе шасси и корпуса бронетранспортера БТР-80. В дальнейшем развитие проекта противодиверсионной машины привело к тому, что для машины «Тайфун-М» была выбрана новая база в виде БТР-82. Однако куда большим изменениям в ходе разработки и обновления претерпел комплекс радиоэлектронного оборудования.
К сожалению, по понятным причинам, на данный момент большая часть информации о проекте «Тайфун-М» является закрытой. Тем не менее, в общий доступ уже попали некоторые сведения, позволяющие составить примерную картину, с достаточной точностью описывающую конструкцию, оборудование и возможности новой БПДМ.
Проект новой боевой противодиверсионной машины «Тайфун-М» разрабатывался тульским научно-производственным объединением «Стрела» с 2007 года. Согласно некоторым источникам, конструкторские работы по проекту завершились уже в 2011 году. Вскоре началось строительство первого прототипа перспективной БПДМ. Ориентировочно в 2012 году первый экземпляр «Тайфуна-М» поступил на испытания.
Машина «Тайфун-М» имеет несколько заметных отличий от базового бронетранспортера БТР-82. Во-первых, вместо оригинальной башни бронетранспортера на противодиверсионной машине установлена сравнительно небольшая дистанционно управляемая турель с пулеметом ПКТ, а во-вторых, значительная часть крыши корпуса занята дополнительным оборудованием, размещенным в нескольких металлических агрегатах коробчатой и сложной многогранной формы.
В смонтированных на крыше бронемашины агрегатах размещается часть оборудования наблюдения и связи. Радио- и оптико-электронный комплекс обеспечивает уверенное наблюдение за окружающим пространством вне зависимости от погодных условий и времени суток. В его состав входят системы наблюдения с оптическим и тепловизионным каналами, а также, предположительно, радиолокационная станция. Часть систем наблюдения размещается на подъемной мачте. Согласно имеющимся данным, БПДМ «Тайфун-М» способна обнаружить технику на расстоянии до 6 километров, человека на вдвое меньших дистанциях. Кроме того, как сообщается в средствах массовой информации, противодиверсионная машина несет систему противодействия радиоуправляемым взрывным устройствам. Точный состав оборудования и конкретные его модели пока не назывались.
Исходя из имеющихся фотографий и видеоматериалов, можно сделать некоторые выводы о компоновке внутренних объемов корпуса БПДМ «Тайфун-М». Десантное отделение бывшего бронетранспортера отдано под рабочие места экипажа и радиоэлектронное оборудование. Экипаж машины, предположительно, состоит из трех человек: командира, механика-водителя и оператора систем обнаружения. Рабочее место оператора и командира оснащено системами контроля и управления электроникой. Сигнал с оптико-электронной станции выводится на жидкокристаллические экраны. Оператор или командир имеют возможность как следить за окружающей обстановкой, так и атаковать обнаруженные цели при помощи имеющегося пулемета. Из сравнительной слабости такого вооружения можно сделать соответствующий вывод: вероятно, при необходимости экипаж БПДМ должен запрашивать помощь со стороны.
В состав наблюдательного оборудования машины «Тайфун-М» помимо систем, размещаемых непосредственно на ней, также входит дополнительное оборудование со значительно большим радиусом действия. Для наблюдения за удаленными районами экипаж БПДМ «Тайфун-М» может использовать легкий беспилотный летательный аппарат. БПЛА небольших размеров оснащен системами наблюдения и позволяет следить за территорией большей площади и на большем удалении от боевой машины в сравнении со встроенным оборудованием.
Как понятно из названия нового класса техники, противодиверсионная машина «Тайфун-М» должна находить и уничтожать диверсантов, пытающихся атаковать боевые машины подвижных ракетных комплексов. При этом основной упор сделан на наблюдение за окружающим пространством и поиск потенциально опасных машин или людей. Из-за этого наблюдается явный перекос в сторону оснащения БПДМ большим количеством разнообразной аппаратуры с установкой лишь одного пулемета винтовочного калибра.
В конце августа 2013 года появились первые сообщения о подготовке экипажей для работы на «Тайфунах-М» после их передачи в войска. Курсы для офицеров ракетных войск проводятся на базе Серпуховского филиала академии РВСН им. Петра Великого. По имеющимся данным, для обучения механиков-водителей, командиров и операторов используется единственный существующий на данный момент экземпляр боевой противодиверсионной машины.
Также в конце августа министерство обороны раскрыло свои планы на машины «Тайфун-М». До конца текущего года планируется построить и передать строевым частям первые серийные БПДМ. Их отправят служить в подразделения Тейковской ракетной дивизии. В дальнейшем противодиверсионные машины поступят на вооружение других подразделений ракетных войск стратегического назначения. Среди прочих подразделений «Тайфуны-М» будут служить и в тех частях, которые эксплуатируют подвижные грунтовые ракетные комплексы. Предполагается, что БПДМ будут сопровождать другие машины комплексов на марше и во время пусков. Кроме того, предполагается использовать противодиверсионную технику для защиты ракетных баз с шахтными пусковыми установками.
По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://i-mash.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-758.html
topwar.ru
Что представляет собой бронеавтомобиль «Тайфун-К»? | Вечные вопросы | Вопрос-Ответ
Бронеавтомобиль повышенной защищенности «Тайфун-К» во время демонстрационного показа военной техники на полигоне Алабино на Международном военно-техническом форуме «АРМИЯ-2016». Фото: РИА Новости/ Евгений БиятовБронированный модульный автомобиль «Тайфун-К» успешно прошел испытания. Броневик проехал по дорогам с различным покрытием 30 тысяч километров, затем был обстрелян из стрелкового оружия и испытан на подрыв, в том числе зарядом 6 кг в тротиловом эквиваленте под колесом.
«Тайфун-К» — универсальный бронированный автомобиль повышенной защищенности на оригинальном шасси. Бронемашина была создана после утверждения Концепции развития военной автомобильной техники Вооруженных сил России на период до 2020 года.
«Тайфун-К» предназначен для перевозки личного состава и грузов, а также для их защиты от стрелкового оружия и взрывных устройств. Кроме того, на основе базовой платформы можно создавать машины связи, мобильные артиллерийские системы, автокраны, транспортно-пусковые машины беспилотных летательных аппаратов, эвакуаторы, экскаваторы и другие типы техники.
Бронеавтомобиль может перевозить до 10 или 16 человек личного состава. Высадка десанта может осуществляться как с помощью рампы, так и через дверь.
В автомобиле установлена Бортовая Информационно-Управляющая Система (БИУС) для наблюдения и регулирования работы двигателя, вычисления крена машины, наклона дороги, скорости движения, местоположения и т. п. Независимая гидропневматическая подвеска позволяет водителю менять дорожный просвет на ходу, с помощью пульта дистанционного управления. Автомобиль оборудован пятью видеокамерами для кругового обзора в десантном модуле и кабине.
«Тайфун-К» обладает усиленным бронированием, которое обеспечивает защиту от 30-миллиметровых снарядов. Отсек десанта оборудован мониторами, отображающими информацию с внешних видеокамер.
Модульное решение конструкции значительно упрощает ремонт техники. Так, если в машину попадёт осколок снаряда, то достаточно будет всего лишь снять поражённый блок и установить на его место новый. Сделать это удастся даже в условиях боя.
В настоящее время заказчику в лице Министерства обороны России сдано уже порядка 70 К63968 «Тайфун-К», планом на текущий год предусмотрена передача еще порядка 50 таких машин.
Технические характеристики
Длина, мм: 8990
Ширина, мм: 2550
Высота, мм
по кабине: 3120
по фюзеляжу: 3300
Радиус поворота, м: менее 10,0
Угол подъёма: 23–30°
Угол поворота колеса: 39°
Масса снаряжённого автомобиля, т: 21,0
Максимальная скорость, км/ч: 105 км/ч
Запас хода по топливу, км: 1200
Расход топлива на 100 км: не более 35 литров
Смотрите также:
www.aif.ru
«Тайфун-У» вблизи и изнутри » Военное обозрение
И кого только не встретишь на лесных подмосковных дорожках! Вот, например, новый бронированный грузовик, еще даже не принятый на вооружение. Это Урал-63095, он же — «Тайфун». Его предсерийные образцы проходят испытания и готовятся предстать перед госкомиссией.«Постойте! Какой же это «Тайфун»?» — наверняка возразят мне интересующиеся военной техникой читатели. Настоящий «Тайфун» — вот он на снимке! Его разработали на Камском автомобильном заводе и называется он КАМАЗ-63968.
Ну да, именно камские машины мы видели и в прошлом году на параде.
Они построены по характерной для всех КАМАЗов бескапотной схеме и действительно выпускаются в Набережных Челнах.
Но встреченный мной автомобиль тоже «Тайфун», хотя и «Урал». Запутал? Сейчас все объясню.
«Тайфун» — это общее название целого семейства армейских бронированных автомобилей, на создание которых был объявлен конкурс. В нем приняли участие и КАМАЗ, и УралАЗ. Камская машина уже готова, а уральская заканчивает испытания и проходит окончательную доводку. Я не знаю, когда назначено время «Ч», при наступлении которого госкомиссия выберет из двух машин одну. Но ходят слухи, что будут приняты обе машины. Их просто «разведут» по разным сферам использования.
Изначально, когда объявлялся конкурс на создание «Тайфуна», предполагалось, что представленные на него машины будут во многом унифицированны. Но как-то не сложилось. КАМАЗ использовал свое шасси, а УралАЗ, как видите, свое. Тем не менее, обе машины относятся к одному и тому же классу MRAP (Mine Resistant Ambush Protected) по западной классификации и обладают V-образным «противоминным» днищем. Его наклонные бронелисты эффективно рассеивают энергию взрыва при наезде на мину.
По своим габаритам бронированный «Тайфун» не сильно отличается от гражданского уральского грузовика. Единственно, что для лучшей геометрической проходимости, ему уменьшили передний и задний свесы. И еще: существует две версии такой машины! Здесь вы видите однообъемную версию, у которой пассажирский кузов объединен с кабиной. А есть еще и двухобъемная машина с автономной кабиной и отдельной от нее надстройкой кузова, которая, по желанию заказчика, может быть заменена каким-либо спецоборудованием. Но лично я такой машины вживую не видел.
Приведенная здесь схема была мне любезно предоставлена представителями завода-изготовителя.
Вот на этой фотографии хорошо видно V-образное днище машины. Простите за грязь — вся съемка делалась в полевых условиях, в процессе испытаний автомобиля.
Подвеска уральского «Тайфуна» — пневматическая. Пневмоэлементы — по одному на каждое колесо (на фото) — могут приподнимать или опускать кузов почти на 30 см. Полезная опция на бездорожье!
На всех трех осях автомобиля установленны 20-дюймовые покрышки Michelin со специальной «боестойкой» вставкой Hutchinson, позволяющей продолжать движение даже на спущенном колесе. Впрочем, централизованная система подкачки шин тут тоже есть. Насколько я знаю, военные заказчики не в восторге от того, что на машине стоят импортные шины. Но в России пока подходящих покрышек не выпускаются, хотя работы по их созданию идут.
Наиболее уязвимые узлы трансмиссии и подвески прикрыты дополнительными бронелистами. Но от подрыва на серьезной мине они вряд ли спасут. Машина будет обездвижена, но люди в салоне скорее всего не пострадают. Рассказывают, что в процессе испытаний «Тайфун» выдержал взрыв 8-килограммового заряда!
Еще одним условием конкурса было использование общего двигателя. Это соблюдено. И на камазовской, и на уральской машинах стоит 6,7-литровый 450-сильный дизель ЯМЗ-5367.
Кабина и бронированный модуль для перевозки личного состава выдерживают попадание 14,5-мм бронебойной пули пулемета КПВ с расстояния 200 метров, что соответствует 4 уровню STANAG 4569 по НАТОвской классификации. Вот тутможно посмотреть, что это значит.
Отдельный предмет гордости создателей «Тайфуна» — суперсовременная полностью светодиодная светотехника.
Она установлена тут и спереди и сзади.
Многоцелевой бронеавтомобиль боевой единицей не считается. Он не должен вести бой. Его задача — доставить бойцов в заданную точку. Но совсем «беззубым» он тоже быть не должен. Например, для огневой поддержки десанта или защиты сопровождаемых колонн техники, на крыше «Тайфуна» может быть установлен дистанционно управляемый боевой модуль с 12,7-миллиметровым пулеметом «Корд».
Важный момент: несмотря на все свои «специальные» свойства, по ходовым качествам «Тайфун» ни в чем не должен уступать обычным автомобилям, допущенным для эксплуатации по дорогам общего пользования! Его максимальная скорость превышает 100 км/ч с полной нагрузкой.
Место водителя здесь практически такое же, к в обычных гражданских «Уралах».
На приборной панели — большой жидкокристаллический экран. Сейчас на него выводятся показания всех основных приборов: температура и давление масла, запас топлива, напряжение бортовой сети и т. д.
Справа от водителя — еще один экран. На нем отображаются все данные маршрутного компьютера. Здесь же видно какие открыты двери, опущена ли десантная рампа…
Как я уже говорил, в этой модификации «Тайфуна» есть открытый проход из десантного отсека в кабину.
Да, чуть не забыл — коробка передач тут автоматическая (так было указано в госзаказе). Ее селектор отвечает за режимы работы трансмиссии, блокировки дифференциалов и управление раздаткой. Пока этот узел еще не приобрел свой окончательный вид. Если дело дойдет до «серии», его облагородят.
На бронированных дверях кабины пока еще нет обшивки. Но это, согласитесь, мелочи!
Сразу за кабиной (справа по ходу движения) находится рабоче место стрелка — оператора дистанционно управляемого пулеметного модуля.
Дальше — места для десантников.
Все кресла оборудованны индивидуальными ремнями безопасности и установлены не на полу, а подвешены к стенкам кузова. Это позволяет уменьшить нагрузку на людей при подрыве на мине.
Ну, а десантируются бойцы через откидную рампу в задней стенке кузова. Она опускается и поднимается автоматически. Но на случай отказа автоматики прямо в рампе предусмотрена и обычная дверца. Также, в случае необходимости, машину можно покинуть через кабину или через аварийные люки в крыше.
Ну вот и познакомились. Уральский «Тайфун» поехал дальше готовится к госиспытаниям, и я тоже пошел свой дорогой. Спасибо пресс-службе МО РФ, за то, что научили, какими дорогами надо ходить!
topwar.ru
Бронеавтомобиль КамАЗ-63969 «Тайфун» » Военное обозрение
Сразу несколько коммерческих компаний и научных организаций в настоящее время ведут работы в рамках программы «Тайфун», целью которой является создание перспективных бронеавтомобилей для министерства обороны и министерства внутренних дел. Компания КамАЗ при содействии смежных предприятий представила сразу три броневика новых моделей, отличающихся рядом характеристик. Самым интересным – хотя и в определенной мере спорным – вариантом проекта «Тайфун» Камского автозавода является машина КамАЗ-63969. Несмотря на высокие характеристики бронеавтомобиля, его дальнейшая судьба пока не определена.Разработка машины КамАЗ-63969, как и других представителей семейства, началась в 2010 году. Тем не менее, первый вариант проекта имел массу недостатков, исправление которых привело к серьезной переработке облика и конструкции машины. Обновленный вариант броневика был впервые показан только в 2013 году. При этом исходный и доработанный варианты проекта имели одну и ту же цель – создание перспективного бронеавтомобиля для перевозки личного состава и грузов. Машина должна была защищать экипаж и пассажиров как от стрелкового оружия или осколков артиллерийских снарядов, так и от взрывных устройств под колесом или днищем корпуса.
Изначально в рамках программы «Тайфун» разрабатывались два проекта броневиков марки «КамАЗ». Это был КамАЗ-63968, построенный по модульной схеме, и т.н. корпусный КамАЗ-63969. Предполагалось, что бронированный корпус первого будет состоять из нескольких модулей, а корпус второго планировалось делать в виде единого агрегата. Среди прочего такая архитектура позволила использовать более мощное бронирование, обеспечивавшее защиту от крупнокалиберных пулеметов и т.п. оружия. В некоторых источниках корпусный броневик обозначается как «Тайфун-К», однако в официальных материалах Камского автозавода название КамАЗ-63969 «Тайфун» фигурирует без дополнительных литер.
В 2010 году на испытания вышел первый т.н. макетный образец броневика КамАЗ-63969. Эта машина была построена по первому варианту проекта и имела ряд характерных черт, отличающих ее от современных броневиков. Самое заметное отличие от второй версии проекта заключалось в конструкции лобовой части корпуса. Ее изготовили из двух бронелистов, установленных под углом друг к другу. Броневик получил крупное лобовое бронестекло, которое в боевой обстановке предлагалось закрывать специальным щитком.
Для первого макетного образца предлагалась разнесенная металлическая броня, способная выдержать попадание из крупнокалиберного стрелкового оружия. Такая защита прошла предварительные испытания, однако не устроила конструкторов. Дело в том, что из-за такой брони снаряженная масса бронемашины достигала 24 тонн, что не соответствовало требованиям заказчика. С целью экономии веса пришлось использовать комбинированную защиту. По результатам сравнения был выбран пакет из подложки, листовой брони и керамических модулей. При одинаковом уровне защиты такая броня весит на 30% меньше, чем разнесенная металлическая. Второй вариант броневика КамАЗ-63969 оснащается именно такой защитой.
Еще одной проблемой первого макетного образца оказалось крупное бронестекло. Оно не позволяло обеспечить защиту на уровне корпуса, из-за чего предлагался специальный опускаемый щиток. Однако ввиду сложности изготовления и эксплуатации такой детали инженеры и военные приняли решение изменить конструкцию лобового остекления, в результате чего во втором варианте проекта используется набор стекол, имеющий характерный и необычный внешний вид.
После доработки проекта по результатам испытаний макетного экземпляра началось строительство опытной машины. Именно этот вариант броневика КамАЗ-63969 в настоящее время проходит испытания и предлагается военным.
Внешне КамАЗ-63969 весьма напоминает современные колесные бронетранспортеры, что порой приводит к путанице. Несмотря на это сходство, машина является защищенным грузовым автомобилем, предназначенным для перевозки пассажиров и груза. Тем не менее, общий облик и заявленный уровень защиты позволяют относить «Тайфун» к классу MRAP.
Общая длина броневика равняется 7,8 м, ширина – 2,52 м, высота по крыше корпуса – 2,75 м. Дорожный просвет – 470 мм. В снаряженном виде бронеавтомобиль весит 19,7 тонны, полный вес с полезной нагрузкой достигает 23,7 т. Машина способна перевозить до 4 тонн груза или 10 солдат с оружием и необходимым оборудованием.
КамАЗ-63969 имеет бронекорпус характерной многогранной формы, образованной множеством прямолинейных панелей, соединенных под разными углами. Лобовая часть корпуса выполняется из верхней и нижней лобовых деталей, расположенных под углом к вертикали. Остальные агрегаты корпуса имеют прямоугольную форму. Для защиты от мин днище выполнено V-образным, благодаря чему ударная волна взрывного устройства отводится в стороны от корпуса.
Изначально кабина экипажа броневика имела остекление классической конструкции, однако от нее отказались. На нынешней версии машины используется «рубка», состоящая из трех бронестекол в рамках. Лобовое стекло сравнительно небольшой площади сдвинуто к левому борту и располагается непосредственно перед рабочим местом водителя. Обзор влево обеспечивается четырехугольным стеклом в левой части «рубки». Справа от лобового стекла имеется еще одно крупное стекло, которым должны пользоваться водитель и командир. С целью защиты десанта машина не имеет иных окон.
Для посадки в машину и ее покидания экипаж и десант может использовать набор дверей и люков. На правом борту корпуса, между первым и вторым колесом, имеется дверь. Кормовой лист корпуса оснащен опускаемой аппарелью. На случай повреждения гидравлического подъемника в аппарели предусмотрена дверь, открываемая вручную. Над рабочим местом водителя находится люк. Еще пять люков предусмотрены в крыше десантного отделения.
Использованная броня на основе металлических листов и керамики позволила обеспечить высокий уровень защиты. Заявлена стойкость корпуса к пулям калибра 14,5 мм при обстреле с любого направления. Бронестекла, в свою очередь, выдерживают пули калибра 12,7 мм. При подрыве 8 кг тротила под колесом или любым участком днища некоторые агрегаты машины разрушаются, однако экипаж остается цел. Таким образом, броневик КамАЗ-63969 имеет баллистическую защиту уровня 4 стандарта STANAG 4569 и противоминную 3 уровня. Такие показатели считаются хорошими и достаточными для современных бронетранспортеров.
Компоновка агрегатов броневика «Тайфун» корпусной схеме в определенной мере напоминает размещение узлов на модульном автомобиле семейства. Так, передняя часть корпуса отдана под кабину экипажа, за ней (у левого борта) находится моторно-трансмиссионное отделение. В средней и кормовой частях корпуса предлагается размещать десант.
Броневик КамАЗ-63969 «Тайфун» имеет полноприводную трехосную ходовую часть. Используется независимая гидропневматическая подвеска. Применены колеса 10.00-20 с шинами 16.00 R20.
В качестве основы силовой установки используется дизельный двигатель КамАЗ- 740.354-450 мощностью 450 л.с. С таким двигателем броневик может развивать скорость (на шоссе) до 105 км. Запас хода по топливу – 1200 км. Угол преодолеваемого подъема – не менее 60%.
Экипаж машины КамАЗ-63969 состоит из двух человек, рабочие места которых находятся в передней части корпуса. Они должны попадать на свои места через бортовую дверь. Десантное отделение и кабина экипажа соединены специальным проходом. В десантном отделении размещаются 10 кресел, обеспечивающих дополнительную защиту от взрыва мины под колесом или днищем. За счет специальной конструкции кресла десанта поглощают часть энергии взрыва и тем самым снижают риск травм или гибели бойцов. Ввиду использования «противоминного» V-образного днища корпуса кресла расположены у бортов, десантники должны сидеть лицом друг к другу. Какие-либо приборы наблюдения или амбразуры в бортах корпуса не предусматриваются.
В средней части крыши броневика имеется место для установки дистанционно управляемого боевого модуля. На опытных образцах в этом качестве используется система, разработанная ОАО «Электромашина». Предлагаемый боевой модуль может оснащаться пулеметами различных типов, в том числе крупнокалиберными, или автоматическим гранатометом. Пульт управления боевым модулем с монитором, на который выводится сигнал с видеосистемы наблюдения, располагается внутри бронекорпуса базовой машины.
Бронеавтомобиль КамАЗ-63969 «Тайфун» можно считать уникальной разработкой отечественной оборонной промышленности. Ранее в нашей стране не создавались подобные транспортные средства с такими характеристиками защиты. Напомним, броневой корпус машины обеспечивает всеракурсную защиту от пуль калибра 14,5 мм. На первый взгляд, эта особенность броневика должна обеспечить ему большое будущее, однако на практике дело обстоит менее позитивно.
На данный момент броневик новой модели представляет определенный интерес для заказчика в лице Минобороны России, но закупки такой техники пока не планируются. Суть этой проблемы кроется в специфических характеристиках защиты. Военные считают, что всеракурсная баллистическая защита по 4 уровню STANAG 4569 и противоминная по 3 уровню являются избыточными для защищенного транспортного средства, не предназначенного для действий на переднем крае. Одновременно с этим характеристики «Тайфуна» не позволяют признать его полноценной боевой машиной. В итоге проект оказывается в подвешенном состоянии, поскольку заказчик и разработчик не могут найти для него соответствующую нишу.
Из-за сложностей с классификацией и поиском тактической ниши будущее броневика КамАЗ-63969 остается неопределенным и туманным. Возможно, военные все же найдут применение для этой машины, благодаря чему она будет строиться серийно, как другие представители семейства «Тайфун», разработанные Камским автомобильным заводом. Тем не менее, возможно и иное развитие событий.
Известно, что несколько лет назад командование морской пехоты ознакомилось с проектом «Тайфун» и проявило свой интерес к возможному созданию плавающего бронетранспортера на его базе. Такая машина могла бы иметь восьмиколесное шасси, оснащаться водометными движителями и нести набор дополнительных блоков, улучшающих характеристики при движении по воде. Сведения о начале полноценной разработки такого проекта отсутствуют. Вероятнее всего, Минобороны решило не заказывать разработку нового проекта на базе неоднозначной машины для сухопутных войск.
В результате из всего семейства «Тайфун» марки «КамАЗ» бронеавтомобиль КамАЗ-63969 на данный момент выглядит наименее успешным. Так, машина КамАЗ-63968 (6х6) уже строится небольшой серией и в этом году планируется провести государственные испытания. Броневик КамАЗ-53949 (4х4) тоже представляет интерес для заказчиков и ориентировочно к 2017-18 годам должен пойти в серию. Перспективы бронеавтомобиля КамАЗ-63969 пока до конца не ясны. С равным успехом можно прогнозировать как грядущее начало серийного производства, так и отказ от дальнейших работ по этой машине.
По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://i-mash.ru/
http://русская-сила.рф/
http://twower.livejournal.com/
http://bmpd.livejournal.com/
topwar.ru
Боевая противодиверсионная машина 15Ц56М «Тайфун-М» » Военное обозрение
В настоящее время одним из главных направлений развития вооруженных сил России является обновление вооружений и техники ракетных войск стратегического назначения. Для поддержания требуемой боеспособности этому виду вооруженных сил требуется не только ракетная техника, но и различные вспомогательные машины. В настоящее время подразделения РВСН получают новые боевые противодиверсионные машины (БПДМ) «Тайфун-М», задачей которой является сопровождение подвижных грунтовых ракетных комплексов и их защита от возможного нападения.Известно, что первый вариант противодиверсионной машины 15Ц56 «Тайфун» разрабатывался с конца девяностых годов. Целью этого проекта было создание специальной боевой бронированной машины, способной защищать объекты и технику РВСН. Созданием проекта занималось НПО «Стрела» (г. Тула), сейчас входящее в состав Концерна ПВО «Алмаз-Антей». Базой для машины «Тайфун» должен был стать бронетранспортер БТР-80. По имеющимся данным, проект «Тайфун» не привел к каким-либо реальным результатам. Информация о серийном производстве подобной техники отсутствует.
Неудача проекта «Тайфун», тем не менее, не повлияла на нужды ракетных войск. Сохранялась необходимость в разработке и освоении серийного производства противодиверсионных машин. Вторая попытка обеспечить РВСН необходимой техникой была предпринята в середине прошлого десятилетия. Разработка модернизированной машины 15Ц56М «Тайфун-М» стартовала ориентировочно в 2007 году и продолжалась до 2012-го. В том же году был построен опытный образец, который вышел на испытания.
В 2013 году первый экземпляр боевой противодиверсионной машины «Тайфун-М» был передан Серпуховскому филиалу Военной академии РВСН им. Петра Великого. Специалисты этой организации должны были изучить новую машину, а после заняться подготовкой экипажей подобной техники. В конце лета 2013 года было объявлено, что первые серийные «Тайфуны-М» будут переданы ракетным войскам до начала 2014-го. В это же время в Серпухове проводились дополнительные курсы переподготовки и повышения квалификации командиров подразделений охраны и разведки и преподавателей учебного заведения. В этих мероприятиях активное участие приняли специалисты организации-разработчика проекта.
Позже появлялись сообщения о начале серийного производства новых БПДМ и передачи такой техники в войска. Тем не менее, точные объемы производства пока не оглашались. По данным Минобороны, опубликованным в августе 2013 года, первые серийные машины «Тайфун-М» должны были отправиться служить в Тейковскую ракетную дивизию РВСН. Сроком начала их эксплуатации был назван конец 2013 года. В 2014 году появлялись сообщения о продолжении серийного строительства новой техники и передаче ее в войска. Эксплуатантами противодиверсионных машин становились соединения ракетных войск стратегического назначения, на вооружении которых имеются подвижные грунтовые комплексы: Новосибирское, Тагильское и Тейковское.
БПДМ «Тайфун-М». Фото телеканала «Звезда»
К настоящему времени был опубликован достаточный объем информации о БПДМ «Тайфун-М», позволяющий составить общую картину. Новая боевая машина базируется на шасси бронетранспортера БТР-82. Такое шасси имеет более высокие характеристики в сравнении с предыдущим БТР-80, а также производится серийно в настоящее время. Таким образом, была достигнута достаточно высокая степень унификации с иной техникой вооруженных сил, строящейся и передаваемой войскам на данный момент.
По имеющимся данным, по габаритам и боевой массе БПДМ «Тайфун-М» почти не отличается от базового бронетранспортера. Ее длина составляет 7,58 м, ширина – 2,98 м, высота – 2,44 м. Боевая масса достигает 14,85 т. Машина оснащена турбированным дизельным двигателем КамАЗ 740.13-300 мощностью 300 л.с. Такая силовая установка позволяет ей развивать скорость на шоссе до 80 км/ч и проходить до 700 км на одной заправке.
При строительстве противодиверсионной машины на корпус базового бронетранспортера устанавливается набор специального оборудования. Часть аппаратуры монтируется внутри корпуса. Кроме того, на крыше устанавливается специальная надстройка с некоторым оборудованием. На месте пулеметной башенки устанавливается малогабаритный боевой модуль с пулеметом ПКТМ калибра 7,62 мм. Для большего удобства обслуживания и сокращения габаритов боевой модуль оснащается системой дистанционного управления с рабочего места одного из членов экипажа.
Дистанционно управляемый боевой модуль (без пулемета ПКТМ). Фото телеканала «Звезда»
На боевом модуле имеется оптико-электронная система наблюдения, пригодная для слежения за обстановкой как днем, так и ночью или в сложных метеоусловиях. При помощи набора камер оператор боевого модуля может наблюдать за окружающим пространством и производить визуальное обнаружение различных объектов. В случае обнаружения бойцов противника он может открыть огонь из пулемета.
Основным элементом набора оборудования, установленного на крыше боевой машины, является подъемная мачта с антенной радиолокационной станции. В походном положении антенна в сложенном виде и мачта лежат на крыше корпуса. Во время боевой работы они поднимаются и позволяют следить за окружающей местностью. БПДМ «Тайфун» предполагалось оснащать РЛС «Кредо-1». В составе оборудования машины «Тайфун-М» так же используется радиолокационная станция, однако точная ее модель пока неизвестна. Есть основания полагать, что в комплексе всепогодных всесуточных средств наблюдения и обнаружения также присутствует оптико-электронная аппаратура.
Имеются сведения о дальности действия комплекса наблюдения и обнаружения. При помощи оптико-электронной и радиолокационной станций операторы могут засекать бронетехнику на дальности до 6 км. Стоящий человек обнаруживается на дистанциях до 3 км. По понятным причинам, в зависимости от различных обстоятельств, фактическая дальность обнаружения тех или иных объектов может быть ниже.
Для расширения радиуса действия БПДМ «Тайфун-М» оснащается беспилотными летательными аппаратами «Элерон-3СВ». Беспилотники оснащены оптико-электронными средствами наблюдения и могут использоваться для патрулирования территорий. Каждый такой аппарат способен находиться в воздухе и вести наблюдение в течение двух часов. Радиус действия беспилотника – 25 км. По некоторым данным, на каждой противодиверсионной машине имеется два летательных аппарата и один комплект вспомогательного оборудования.
Главной задачей БПДМ «Тайфун-М» является защита подвижных грунтовых ракетных комплексов от возможных диверсий на маршрутах патрулирования. Диверсионные группы противника, как считают военные и авторы проекта, могут применять различные средства поражения, в том числе дистанционно управляемые взрывные устройства. Для противодействия такой угрозе машина «Тайфун-М» оснащается комплексом радиоэлектронной борьбы. Эта система предназначена для подавления возможных радиосигналов управления взрывными устройствами.
БПДМ «Тайфун-М» сопровождает ПГРК «Тополь». Фото Function.mil.ru
По имеющимся данным, в ходе боевой работы противодиверсионные машины «Тайфун-М» должны сопровождать подвижные грунтовые ракетные комплексы семейства «Тополь» или «Ярс». Задачей экипажа является наблюдение за окружающей обстановкой и поиск потенциально опасных объектов. В случае их обнаружения экипаж может открыть огонь из имеющегося пулемета или вызвать подмогу. Используемое оборудование позволяет вести наблюдение в любую погоду и в любое время суток и держать под контролем зону радиусом до 6 км или более (при использовании БПЛА). Кроме того, предусматривается оборудование, позволяющее предотвратить использование противником радиоуправляемых взрывных устройств.
Согласно последним сообщениям, появившимся ранее, боевые противодиверсионные машины 15Ц56М «Тайфун-М» строятся серийно и поступают на вооружение соединений РВСН, эксплуатирующих подвижные грунтовые комплексы. К настоящему времени такой техникой обзавелись Тейковская, Тагильская и Новосибирская ракетные дивизии. Точное количество уже поставленных машин и требования военных, равно как и темпы производства, пока неизвестны. Тем не менее, и без такой информации ясно, что РВСН получают современную технику, способную повысить безопасность ракетных комплексов и обеспечить выполнение их боевой задачи.
По материалам сайтов:
http://nevskii-bastion.ru/
http://vestnik-rm.ru/
http://arms-expo.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-758.html
Подробные фото: http://vitalykuzmin.net/?q=node/567
topwar.ru