что известно об уникальной боевой машине
Вице-премьер России Дмитрий Рогозин на своей социальной странице прокомментировал интерес Сирии и Израиля к закупке российских боевых машин поддержки танков (БМПТ) «Терминатор».
«Странно, что они так долго «раскачивались». Это уникальная машина», — отметил Рогозин.
О заинтересованности Израиля и Сирии в покупке этой военной техники ранее заявлял начальник Главного автобронетанкового управления Минобороны РФ Александр Шевченко.
В Минобороны России уже отметили, что «Терминатор» вооружен новейшим комплексом обнаружения целей, автоматизированной системой управления огнем, противотанковым комплексом во сверхзвуковыми ракетами, автоматической спаренной пушкой и пулеметом. При этом машина имеет отличную баллистическую защиту от мин и гранатометов. Кроме того, по сравнению с тяжелыми танками, новый «Терминатор» получил лучшую маневренность и скорость. Главной задачей боевой машины на поле боя становится защита танков от живой силы противника, которая вооружена современными противотанковыми комплексами.
Оснащенность боевых машин впечатляет: предусмотрены всеракурсная баллистическая защита от средств поражения, высокоэффективные средства обнаружения целей, автоматизированная система управления огнем, высокоточное управляемое оружие со сверхзвуковыми ракетами, мощное автоматическое вооружение с большим боекомплектом.
В 90-х годах, подобные задачи в условиях современного боя, в частности во время антитеррористической операции в Чеченской республике, выполняли грузовики в кузов которых устанавливались «ЗУшки» (ЗУ-23 — советская 23-мм спаренная зенитная установка). Укрепленные позиции террористов-гранатометчиков успешно уничтожали из авиационных пушек, что позволяло развить наступление танкам.
— Боевой расчет «Терминатора» призван действовать в едином боевом порядке с танками, выявляя и уничтожая наиболее опасные для этих танков цели: гранатометные расчеты, расчеты противотанковых реактивных комплексов. Важно, чтобы экипаж танка не отвлекался на малозаметные цели от выполнения основных боевых задач. Все это стало особенно важно при появлении у террористических организаций различных современных противотанковых комплексов, — отметил главный редактор журнала «Национальная оборона», член Общественного совета при Минобороны России Игорь Коротченко.
— Почему «Терминатором» заинтересовался Израиль?
— Потому, что очень хороший основной израильский танк «Меркава» массово выводился из строя не только в региональных войнах, но и членами различных экстремистских движений. В Сирии танки тоже регулярно страдают от пехоты террористов, которая имеет современные противотанковые комплексы. Новые машины поддержки танков «Терминатор» отвечают новым условиям современного боя.
Отметим, что «Терминатор» уже прошел обкатку. С 2011 по 2013 год первые 10 БМПТ получил Казахстан. Более современная модель «Терминатор-2» уже воюет в Сирии. Машину представлял Башару Асаду на базе Хмеймим лично начальник Генштаба Вооруженных сил России Валерий Герасимов. Усовершенствованную версию приняли на вооружение и в российской армии. Сотрудники Главного научно- исследовательского испытательного центра робототехники Минобороны России не исключают, что успешная колесная база «Терминатора» будет использована в создании наземных новых необитаемых боевых машин, и боевых роботов, которые будут нести оружие других калибров, и выполнять иные задачи.
www.kp.ru
«Объект 183» или Уральский «Терминатор» — DRIVE2
В Казахстане впервые покажут натурный образец машины поддержки танков БМПТ-72 «Терминатор-2» всем желающим, во время проведения международной оборонной выставки KADEX 2014.
Уральский «Терминатор-2» весьма перспективный образец боевой техники от «Уралвагонзавода» — «БМПТ-72» или иначе «Объект 183» — это попытка довести «до ума» с учетом настоятельных требований и пожеланий заказчиков машину огневой поддержки БМПТ («Объект 199″)»Терминатор».
Боевая машина поддержки танков (БМПТ) — новый тип военной гусеничной машины. Она начала создаваться по ТТЗ ГАБТУ МО РФ как боевая машина, основное назначение которой — борьба с танкоопасной живой силой, вооруженной переносными ПТРК и РПГ. Базой для изготовления БМПТ является шасси ганка Т-72. Экипаж машины — 5 чел.
В башне размещаются командир и наводчик основного вооружения, вынесенного в отдельный модуль. В корпусе — механик-водитель и наводчики курсовых гранатометов.
Система управления огнем основного вооружения машины на основе многоканального (дневной оптический и тепловизионный) прицела и панорамного низкоуровнего телевизионного прицела позволяет наводчику и командиру обнаруживать и распознавать малоразмерные цели на больших дальностях днем и ночью, в сложных метеоусловиях и поражать их огнем двух 30-мм автоматических пушек 2А42 с использованием осколочно-фугасных и бронебойных снарядов. Боекомплект пушек — 850 снарядов в двух магазинах. В состав комплекса основного вооружения также входит две пусковых установки с четырьмя противотанковыми ракетами с наведением по лазерному лучу комплекса «Штурм-СМ». Кумулятивная тандемная боевая часть ракеты может поражать все типы бронированных машин на дальностях до 5500м, а термобарическая боевая часть — легкобронированные боевые машины и живую силу в укреплениях.
Дополнительное вооружение, состоящее из двух 30-мм автоматических гранатометов АГ-17Д, размещается на левой и правой надгусеничных полках машины. Наведение автоматических гранатометов — дистанционное электромеханическое. Боекомплект — по 300 гранат в одной ленте. Операторы курсовых гранатометов способны подавлять живую силу в секторе ± 30° на дальностях до 1700м днем и до 800м ночью. В качестве вспомогательного вооружения используется спаренный с 30-мм пушками 7,62-мм пулемет ПКТМ. Таким образом, наличие в БМПТ трех операторов вооружения позволяет ей вести обстрел одновременно трех различных целей по разным направлениям. Состав вооружения позволяет этой машине бороться со всеми типами целей на поле боя, включая танки и малоскоростные воздушные цели.
Особое внимание при создании машины уделено защите экипажа от противотанковых средств. Броневой корпус базового танка Т-72 усилен съемным блоком универсальной встроенной динамической защиты (ВДЗ) на верхнем лобовом листе. Бортовые проекции машины полностью закрыты экранами с динамической защитой, которая в сочетании с бронированными отсеками на бортах корпуса обеспечивает надежную защиту экипажа от РПГ.
На БМПТ установлен дизель В-92С2 с системами и ходовая часть, унифицированные с танком Т-90А.
Это обеспечивает машине показатели подвижности на уровне танка Т-90 А. Для обеспечения работы бортового электрооборудования при неработающем основном двигателе на правой надгусеничной полке в бронированном отсеке размещается дизель- генераторная установка мощностью 5,5 кВт.
Разработка БМПТ начата в 1999г. В апреле 2006г. БМПТ успешно завершила государственные испытания. Во время ГИ два опытных образца в общей сложности прошли около 10000км и отработали около 1000 моточасов, произвели несколько тысяч выстрелов из пушек гранатометов и пулемета, несколько десятков пусков ракет.
Результаты государственных испытаний в основном подтвердили характеристики, заданные ТТЗ. В настоящее время идет подготовка к МВК и передаче документации в серийное производство на «ПО Уралвагонзавод».
БМПТ унаследовала от базового танка Т-72 малые габариты (длина — 7,2м, ширина — 3,8м, высота по крыше башни — 1,94м) и массу.
Получившаяся машина еще нуждается в дальнейшей оценке ее боевых качеств и возможностей применения военными специалистами России. Возможно, в дальнейшем потребуется пересмотр организационно-штатной структуры танковых подразделений. Но уже сейчас видно, что спектр применения машины намного превышает первоначально определенную узкую задачу поддержки танковых подразделений.
По взглядам западных специалистов в связи с ростом в мире площадей занятых городскими застройками соответственно будет возрастать длительность боевых действий в таких районах. Существующая бронетехника, в т.ч. танки, мало приспособлена для этого. Об остроте проблемы свидетельствует появление модификаций танков Ml, «Леопард», «Леклерк» специально приспособленных для ведения боевых действий в городах. Основные направления — введение независимых от основной пушки каналов стрельбы (пулемет или гранатомет), усиление защиты бортовой и кормовой проекций. Все эти нововведения значительно увеличивают массу и без того тяжелых западных танков, ухудшают обзорность экипажу через штатные смотровые приборы и прицелы. А БМПТ уже практически готова к боевым действиям в городских условиях, при этом она и легче на 10… 15 т, и более маневренна, так как ее вооружение при повороте башни не выходит за пределы корпуса, а углы наведения позволяют легко поражать цели на всю высоту городских построек (от подвальных до верхних этажей зданий).
www.drive2.ru
«Терминаторы» готовы встать на защиту российских интересов
Министерство обороны Российской Федерации оснащает сухопутные войска новыми боевыми машинами поддержки танков (БМПТ) «Терминатор». В этом году в эксплуатацию введено уже 3 тысячи БМПТ.
До конца года крупная партия новых машин должна поступить в гвардейскую Витебско-Новгородскую дважды Краснознамённую танковую дивизию.
Премьера «Терминаторов» на военных учениях запланирована в следующем году на полигонах центрального военного округа. Одновременно для техники начнут поставлять интеллектуальные боеприпасы с дистанционным подрывом.
Решение вопросов разработки, создания и последующей модернизации перспективной бронетехники возложены на специалистов Главного автобронетанкового управления российского военного ведомства.
В настоящее время уже ведутся исследования по обоснованию и разработке тактико-технических требований к «Терминаторам», а также проектирование концептуального облика перспективных образцов на двадцатилетний период.
Боевая машина поддержки танков «Терминатор» – это высокозащищённая боевая гусеничная система огневой поддержки, способная решать широкий спектр задач. Основным ее достоинством является значительная огневая мощь. В состав вооружения БМПТ входят две автоматические пушки 2А42 калибром 30-мм, 7,62-мм пулемёт ПКТМ, противотанковый ракетный комплекс с лазерной системой наведения 9М120-1 «Атака» и два автоматических гранатомёта АГС-17. «Терминатор» способен успешно поражать легкобронированную технику и танки, а также совместно со средствами войсковой противовоздушной обороны вести борьбу с маловысотными низкоскоростными воздушными целями.
militaryarms.ru
БМПТ «Страж». Неудачный аналог «Терминатора» » Военное обозрение
С конца девяностых годов не утихают споры по поводу боевых машин поддержки танков. Эта концепция предусматривает строительство бронеобъекта на танковом шасси, способного нести малокалиберную артиллерию, пулеметы, гранатометы и управляемые ракеты. Первой широкой известной машиной такого рода, давшей старт спорам, была российская «Рамка», она же «Терминатор». Позже проекты такого рода появились и за рубежом. Так, Украина в недавнем прошлом представила свою БМПТ под названием «Страж».БМПТ «Страж» на прошлогодней выставке. Фото ГК «Укроборонпром» / ukroboronprom.com.ua
По официальным данным, проект «Страж» был разработан в рамках сотрудничества Киевского и Житомирского бронетанковых заводов, а также предприятия «Артем». Действия трех участников проекта координировались «Укроборонпромом». Совместными усилиями несколько заводов сумели разработать проект и изготовить первый образец перспективной машины, который вскоре был доставлен на выставочную площадку. Там с ним могли ознакомиться все желающие.
Конструкция на основе готовых изделий
Любопытной особенностью проекта «Страж» стала архитектура боевой машины. Фактически для нее не создавались никакие новые узлы или агрегаты. Разработчики взяли несколько уже существующих изделий и соединили их в надежде на получение требуемых характеристик и возможностей. Сразу следует отметить, что результат такого объединения получился неоднозначным. Одни черты «Стража» можно считать положительными, тогда как другие следует признать недостатками.
Общая архитектура украинской БМПТ проста. Основой машины является шасси танка Т-64, лишенное штатной башни и оснащенное крупными сборками из блоков динамической защиты. Вместо башни с танковым орудием на шасси предложено устанавливать боевой модуль «Дуплет». Это изделие было представлено в 2016 году и, подобно всему «Стражу», в известной мере состоит из сравнительно старых элементов. Нельзя не признать, что такая архитектура может упростить производство техники. Впрочем, одновременно она мешает получению высоких характеристик.
В качестве базы для «Стража» выбрано шасси основного танка Т-64, производившегося в Харькове и пользующегося определенной популярностью среди украинских разработчиков новой техники. По всей видимости, БМПТ сохраняет броневой корпус танка с комбинированной защитой лобовой проекции и гомогенной броней на бортах, прикрытой вынесенными экранами. Компоновка машины так же остается прежней: в носовой части находится отделение управления, за ним помещается боевой модуль, а корма отдается под двигатель.
Вид спереди. Фото Wikimedia Commons
Для определенного повышения живучести шасси «Стража» оснащается блоками динамической защиты. Из них собраны несколько крупных панелей, прикрывающих верхнюю и нижнюю лобовые детали, а также порядка двух третей бортовых экранов. При этом подобная дополнительная защита имеется только на корпусе, но отсутствует на боевом модуле. Последствия такого конструкторского решения очевидны.
Из опубликованных данных следует, что оснащение моторно-трансмиссионного отделения осталось прежним. Основой силовой установки остается дизельный двигатель 5ТДФ мощностью 700 л.с. С ним сопрягается механическая трансмиссия, выдающая крутящий момент на кормовые ведущие колеса. Ходовая часть осталась прежней и включает по шесть катков с торсионной подвеской на каждом борту.
На штатном погоне башни в проекте «Страж» предлагается устанавливать новый боевой модуль «Дуплет» разработки Житомирского бронетанкового завода. Это изделие строится на основе купола из броневой стали. По известным данным, такой купол способен защитить экипаж только от пуль стрелкового оружия и осколков. Башню можно условно разделить на два основных агрегата: поворотную платформу, монтируемую непосредственно на погон, и верхний коробчатый элемент с устройствами для монтажа орудия и объемами для боекомплекта. В подбашенной корзине предусматриваются два места для операторов-наводчиков.
В верхней лобовой детали модуля «Дуплет» находятся две крупные прямоугольные амбразуры с установками орудий ЗТМ-2. Эти пушки представляют собой украинскую версию советской 2А42 калибра 30 мм. Орудия монтируются на разных установках, которые, однако, механически соединяются друг с другом – вертикальное наведение осуществляется синхронно. Рядом с пушками на двух установках помещается по одному пулемету КТ-7,62 – копия советского / российского ПКТМ. Комплекс ствольного вооружения также включает автоматический гранатомет КБА-117 калибра 30 мм (копия АГС-17). Он монтируется в центре крыши башни и может наводиться вместе с другим вооружением. Так же на крыше башни, но у ее бортов, находятся крепления для четырех транспортно-пусковых контейнеров с ракетами комплекса «Бар‘єр».
Динамическую защиту получила почти вся лобовая проекция корпуса. Фото Wikimedia Commons
Наблюдение за обстановкой, поиск целей и наведение всего оружия, включая процессы управления противотанковой ракетой, осуществляются при помощи единственного блока оптико-электронного оборудования. В его составе должны присутствовать приборы дневного и ночного канала, а также лазерный дальномер. Коробчатый кожух этого блока устанавливается на поперечной планке, соединяющей маски двух орудий. Такое неоднозначное конструкторское решение обеспечивает синхронное вертикальное перемещение всего ствольного оружия и оптики.
БМПТ «Страж» также несет дымовые гранатометы. На скулах башни помещаются два блока по три изделия в каждом. Стрельба осуществляется в переднюю полусферу.
Экипаж «Страж» состоит из трех человек. Механик-водитель находится в передней части корпуса и имеет собственный верхний люк со смотровыми приборами. Места командира и оператора-наводчика находятся под «Дуплетом», причем люди располагаются ниже уровня крыши шасси. Над ними имеются собственные люки для посадки. При этом люки помещены непосредственно под стволами пушек ЗТМ-2, что приводит к очевидным проблемам.
При использовании в составе БМПТ шасси танка Т-64 не претерпевает кардинальных изменений. Этот факт, а также применение сравнительно компактного боевого модуля позволили сохранить габариты новой машины, в целом, на уровне базового танка. При этом пушки, направленные вперед, не выступают за пределы корпуса, а боевой модуль с его аппаратурой почти не отличается по высоте от штатной танковой башни. По данным разработчика, боевая масса машины поддержки танков на базе Т-64 составляет всего 33 т. Удельная мощность превышает 21 л.с. на тонну, что позволяет получить скорость до 60-62 км/ч при общей подвижности на уровне танка.
Аналогичные устройства установлены на бортах. Фото Wikimedia Commons
По задумке разработчиков, перспективный «Страж» должен работать в составе танковых подразделений и защищать другие бронемашины от наземных и воздушных танкоопасных целей. Наличие широкого спектра оружия, как предполагается, позволит атаковать разные объекты в широком диапазоне дальностей.
Плюсы и минусы
Нетрудно заметить, что основные плюсы украинского «Стража» характерны для всего класса – пусть даже и немногочисленного – боевых машин поддержки танков. Прежде всего, это хорошо защищенное танковое шасси, обеспечивающее возможность передвижения и боевой работы в одном строю с основными танками. Попадание противотанковой гранаты, снаряда или ракеты в корпус может нанести некоторый ущерб, но машина, с большой долей вероятности, сохранит боеспособность и сможет продолжать выполнение задачи.
Второй плюс БМПТ как класса заключается в развитом вооружении, включающем системы разных классов. В зависимости от типа обнаруженной цели, командир и наводчик могут использовать пулеметы, гранатомет, пушки или ракеты. Таким образом, обеспечивается поражение целей во всем диапазоне дальностей вплоть до нескольких километров с применением наиболее эффективного в данной ситуации оружия.
В случае со «Стражем» плюсом может считаться и архитектура, предусматривающая использование готовых компонентов. В составе машины присутствует минимальное количество новых узлов и агрегатов, что в теории должно упрощать серийное строительство и эксплуатацию.
Вид сбоку: заметно отсутствие дополнительной защиты кормы. Фото Wikimedia Commons
Впрочем, у боевой машины «Страж» есть весьма неприятная особенность. На каждую сильную сторону приходится по своему недостатку, и хорошо, если только по одному. Общий облик и возможности этого образца оказываются испорчены рядом недоработок, часть которых может нивелировать имеющиеся преимущества.
В первую очередь необходимо отметить сравнительно слабую защиту боевого модуля «Дуплет» и, как следствие, его недостаточную живучесть. Это изделие изначально создавалось для переоснащения боевых машин пехоты, и в этом случае купол из гомогенной противопульной брони был оправдан. Установка такого модуля на бронемашину, предназначенную для совместной работы с танками, не имеет смысла. Если корпус «Стража» способен выдержать атаку противотанкового оружия, то башня будет уничтожена или серьезно повреждена первым же попаданием. Успешное поражение модуля, как минимум, выведет БМПТ из боя. Мало того, детонация боекомплекта в башне способна привести к гибели экипажа в подбашенном пространстве и даже к возгоранию внутренних топливных баков.
Для получения приемлемой живучести необходимо кардинально переработать конструкцию боевого модуля или даже создать совершенно новое изделие такого рода. Также удовлетворительные результаты может дать установка навесных модулей дополнительного бронирования. Монтаж динамической защиты исключается в связи с недостаточной прочностью собственной брони модуля.
Танковое шасси дополнительно прикрывается большим количеством модулей динамической защиты. При этом защищены только лобовая и часть бортовой проекции. Моторно-трансмиссионное отделение остается лишь с собственной броней. Конструкторы не стали оснащать «Стража» решетчатыми экранами. Вследствие этого танковое шасси оказывается особо уязвимым к атакам из задней полусферы.
Боевой модуль «Дуплет». Особенности монтажа дульного тормоза левой (относительно зрителя) пушки демонстрируют уровень культуры производства. Фото ГК «Укроборонпром» / ukroboronprom.com.ua
В области вооружения тоже можно найти серьезные недостатки. Если состав комплекса вооружения выглядит достаточно интересным и многообещающим, то средства управления явно не соответствуют задачам. «Страж» комплектуется только одним блоком оптико-электронного оборудования для наблюдения и наведения, который к тому же жестко связан с пушками. Нетрудно представить, к каким проблемам это приводит. Ситуационная осведомленность экипажа оставляет желать лучшего, а также отсутствует возможность одновременного применения разного оружия по разным целям.
Нельзя пройти мимо сомнительной эргономики боевого модуля «Дуплет». Если доступ в отделение управления через штатный верхний люк танкового шасси вполне удобен, то командиру и наводчику придется столкнуться с проблемами. Прямо над их люками находятся стволы 30-мм пушек, которые могут перемещаться только в вертикальной плоскости. Остается только догадываться, насколько такая компоновка затрудняет экстренное покидание обитаемого отделения.
Что касается простоты производства и эксплуатации, то и тут имеются специфические проблемы, характерные для всех новых украинских разработок. Есть все основания полагать, что БМПТ «Страж» так и останется сугубо выставочным образцом. Украинская армия имеет хронические проблемы с финансированием и не имеет возможности приобретать все предлагаемые ей образцы вооружения и техники. В таких условиях даже сравнительно дешевая бронемашина может остаться не у дел.
Кроме того, «Страж» может иметь весьма ограниченный экспортный потенциал. Далеко не все страны проявляют интерес к машинам поддержки танков. Те же армии, что посчитали подобную технику необходимой, уже заказывают ее у России. Кто сможет и станет заказывать БМПТ у Украины – вопрос без однозначного ответа.
«Страж» против «Терминатора»
Рассматривая любопытный украинский проект, трудно удержаться от сравнения «Стража» с российским «Терминатором», который фактически является «законодателем мод» в своей области. И даже поверхностное изучение двух бронемашин показывает очевидное превосходство образца из России.
Российские БМПТ «Терминатор» на параде. Отличия от «Стража» очевидны. Фото Минобороны РФ / mil.ru
В качестве базы для БМПТ «Терминатор» используется шасси основного танка Т-90. Эта машина появилась значительно позже харьковского Т-64 и отличается более высокими характеристиками защиты и подвижности. Кроме того, такое шасси оснащается интегрированной динамической защитой. В контексте защиты также стоит вспомнить о конструкции башни «Терминатора». Она сразу создавалась с учетом работы в одном строю с танками, что привело к появлению соответствующей защиты. Впрочем, открытое размещение ряда агрегатов может сокращать реальную живучесть, хотя в этом отношении «Терминатор» вряд ли проигрывает «Стражу».
При простом сравнении комплексов вооружения «Терминатор» опережает «Стража» по числу гранатометов (два против одного) и в той же мере отстает по числу пулеметов. Однако необходимо учитывать, что на российской БМПТ противопехотные средства в виде гранатометов расположены на корпусе и работают отдельно от другого оружия. Таким образом, «Терминатор» может одновременно обстреливать больше целей чем «Страж». Также необходимо отметить характеристики и «происхождение» оружия двух бронемашин. Известные проблемы технического и производственного характера могут сокращать реальные характеристики «Стража» и давать преимущество «Терминатору».
С точки зрения огневой мощи и боевых возможностей «Страж» можно сравнить с российской БМПТ-72 «Терминатор-2». Эта машина, строящаяся на шасси Т-72, лишилась гранатометов на корпусе, а вместе с ними и двух каналов наблюдения в виде смотровых приборов стрелков. Тем не менее, как считают ее разработчики, такое сокращение вооружения не приводит к негативным последствиям.
Характерным отличием российских «Терминаторов» от украинского «Стража» является совершенство средств наблюдения. Члены экипажа БМПТ и БМПТ-72, находящиеся под башней, имеют люки со смотровыми приборами. Кроме того, в их распоряжении имеются полноценные оптико-электронные системы, причем командир работает с панорамным прицелом. Таким образом, в отличие от «Стража», «Терминатор» может одновременно и наблюдать за обстановкой, и атаковать цель. Мало того, даже в случае с БМПТ-72 имеется существенное преимущество в части каналов наблюдения.
БМПТ-72 на ином шасси и с сокращенным составом вооружения. Фото НПК «Уралвагонзавод» / uvz.ru
Наконец, российская Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имеет все возможности для массового производства своих машин поддержки танков как для российской армии, так и для зарубежных заказчиков. К тому же за последние годы были получены несколько контрактов на поставку серийной техники. Зарубежный «Страж» пока не может похвастать этим, да и не вполне понятно, изменится ли эта ситуация в будущем.
Выходит, что по всем основным статьям – от защиты и оружия до производства и эксплуатации – перспективная украинская машина поддержки танков серьезно уступает российскому образцу. Особенно интересно эта ситуация смотрится в свете того, что именно БМПТ «Терминатор» и ее модификации стали поводом для появления «Стража». Известный принцип «новее – лучше» на этот раз не сработал. Причиной этого можно считать общие проблемы украинской военной промышленности, связанные с недостатком финансирования, отсутствием внятной программы развития вооруженных сил, коррупцией и другими существенными факторами.
Перспективный образец без будущего?
Боевая машина поддержки танков «Страж» от корпорации «Укроборонпром» пока демонстрировалась только на выставочной площадке. Ее демонстрацию сопровождали победные реляции о широких возможностях и большом будущем. Однако внимательное изучение этого образца, а также событий последних лет наглядно показывают, что любопытный проект может не выйти из стадии испытаний и показа на выставках.
Украина не имеет возможности серийного строительства «Стражей» в количествах, требуемых войскам для эффективной работы. При этом следует учитывать, что нормальной эксплуатации такой техники мешает целый ряд характерных недостатков во всех основных областях. В такой ситуации трудно удержаться от иронии и не отметить, что отсутствие серийных «Стражей», как минимум, не окажет негативное влияние на возможности сухопутных войск.
По материалам:
http://ukroboronprom.com.ua/
https://ru.tsn.ua/
https://ukrinform.ru/
http://uvz.ru/
http://gurkhan.blogspot.com/
Суворов С. БМПТ «Терминатор». Возвращение из забытья // Техника и вооружение, 2018 №8.
topwar.ru
БМПТ «Терминатор» | Военное оружие и армии Мира
Наша первая отечественная БМПТ была создана в конструкторском бюро Нижнетагильского «Уралвагонзавода» на базе Т-90 — одного из лучших танков в мире. Отличие — в системе вооружения.
Первое, что обращает на себя внимание , — это две 30-мм скорострельные пушки, укрепленные по бокам небольшой башни. Конечно, по сравнению со 125-мм танковой пушкой, калибр 30-мм кажется игрушечным. Зато боезапас небольших 30-мм снарядов весьма внушителен — их на борту (а вернее, за бортом, что делает работу танкистов более безопасной) 900 штук. При этом маленькие снарядики не такие уж и маломощные. Бронебойные спокойно прошивают кирпичную кладку, так что вражеским гранатометчикам за стенами домов уже не отсидеться. А осколочные и осколочно-фугасные снаряды при попадании в цель взрываются так, что в радиусе нескольких метров уничтожают все живое. При этом нужно учесть, что применяемые на БМПТ пушки имеют высокую скорострельность и отличную кучность стрельбы. В бою по выявленному, к примеру, пулеметному гнезду достаточно дать короткую очередь всего пятью снарядами. Десять снарядов, выпущенных из двух стволов, накроют цель взрывом, сравнимым со взрывом стандартной танковой пушки.
Интересно, что пушки БМПТ по команде наводчика могут вести огонь и с малым темпом стрельбы (по отдельным неподвижным объектам), и с очень высоким. Большая скорострельность требуется, когда нужно поразить движущуюся цель, например, вертолет. Таким образом, БМПТ может прикрывать танки и от воздушного противника.
В дополнение к пушкам на БМПТ имеется еще и пулемет. Его имеет смысл применять по вражеской пехоте, находящейся на открытом пространстве.
Если перед БМПТ возникает более серьезная цель (мощное оборонительное сооружение или выползающий из-за угла вражеский танк), у экипажа этой боевой машины имеется кое-что про запас — это четыре управляемые сверхзвуковые ракеты с лазерной системой наведения, размещенные в контейнерах по бортам башни. Предполагается, что две ракеты должны быть противотанковыми, а две — с осколочно-фугасной боевой частью. Мощность взрыва последних сопоставима с поражающими возможностями 152-мм снаряда тяжелой гаубицы. Понятно, что перед боем, оценив обстановку, в которой предстоит воевать, экипаж может загрузить свою боевую машину или только противотанковыми ракетами, или только осколочно-фугасными.
На первый взгляд может показаться, что четыре ракеты — это мало. Но не стоит забывать, что в бой БМПТ идут не сами по себе, а совместно с группой танков. Именно танки громят противника всей своей мощью. А БМПТ им в этом помогает.
Еще одной новинкой, используемой на БМПТ, являются два автоматических гранатомета, установленных в лобовой части корпуса. Это оружие чрезвычайно эффективно в уличных боях и в боях на пересеченной местности, ведь танкисты-гранатометчики благодаря этому оружию могут забрасывать гранаты по навесной траектории за стены зданий, заросли кустов, заборы, за складки местности и прочие препятствия, за которыми прячется враг. Автоматические гранатометы, установленные на БМПТ, интересны тем, что каждый из них «питается» от ленты, снаряженной 300 гранатами. В бою такая боевая машина обрушивает на противника просто шквал огня. Не случайно ей дали название «Терминатор».
Так как на БМПТ нет столь огромной пушки, что стоит на стандартном Т-90, и, следовательно, нет большой тяжелой башни, вес этой боевой машины оказался меньше, чем у исходного танка. Благодаря этому у конструкторов появилась возможность значительно усилить бронирование и повысить боевую живучесть машины.
Состав экипажа БМПТ состоит из пяти человек. Это: командир, наводчик, механик-водитель и два гранатометчика, а точнее — операторы курсовых гранатометных установок. Это позволяет экипажу БМПТ во время боя одновременно обстреливать несколько разных целей. По расчетам специалистов одна БМПТ может заменить в бою два мотострелковых взвода — а это почти 40 солдат.
Надо сказать, что конструкторская мысль не стоит на месте. И после «Терминатора» появился «Терминатор-2». Эта боевая машина имеет некоторые отличия.
Во-первых, создана она не на базе танка Т-90, а на базе чуть более старого, но от этого не менее эффективного танка Т-72. И это вполне естественно. Вспомните рыцарское средневековье: у каждого рыцаря был свой оруженосец, а то и не один. Оруженосец тоже участвовал в битвах, но ведь он носил столь же дорогие и мощные доспехи, как его хозяин. Он обычно располагался позади рыцаря и оказывал ему необходимую помощь на поле боя, в том числе и поражая врагов из арбалета. А ведь то же самое можно сказать и про БМПТ, которая изначально задумывалась как помощник танку. И то, что БМПТ, выполненная на базе Т-72, получается намного дешевле, только плюс.
Во-вторых, у «Терминатора-2» повышена боевая живучесть. Обратите внимание на то, что его ракеты расположены не одна над другой, как раньше, а в один ряд.
— И что это дает? — наверное, спросите вы. — Неужели это так важно?
А все дело в том, что БМПТ, как мы уже знаем, в основном предназначены для борьбы с живой силой противника, которая обычно ведет огонь из стрелкового оружия и гранатометов. Таким огнем при обстреле БМПТ сбоку легко повредить обе ракетные установки. Теперь же внешняя ракета как бы защищает собой ту ракету, что находится ближе к башне. Мало того, на «Терминаторе-2» обе ракеты расположены еще и в бронированном пуленепробиваемом кожухе, что значительно повышает их безопасность.
— А где же автоматические гранатометы?- спросишь, наверное, ты, посмотрев на фотографию «Терминатора-2». Попробуем с этим разобраться…
Говоря о количестве членов экипажа БМПТ, стоит вспомнить и о том, что для двух стрелков-гранатометчиков требуется .значительный внутренний объем, которого в танках никогда не хватает под размещение боезапаса.
А еще не стоит забывать о том, что в случае поражения БМПТ огнем противника, трем танкистам из тесной горящей машины выскочить проще, чем пяти… В общем, выходит так, что пятиместная БМПТ в реальном бою не намного лучше трехместной.
Но вот что интересно: глядя на фотографию боевой машины, представленной президенту Сирии, мы видим, что ракеты на ней установлены в бронированных коробах, как на «Терминаторе-2», а в корпусе видны два носовых гранатомета, как на старой БМПТ.
Сделано это, судя по всему, по той причине, что боевые действия в сирийской пустыне ведутся совсем не так, как в других регионах. Здесь у противника нет большого количества танков, тяжелого вооружения и каких-либо мощных оборонительных сооружений. Его основной ударной силой являются пулеметные джипы и машины, начиненные взрывчаткой. Таким образом, двухпушечные БМПТ в некоторых районах Сирии могут «работать» не как помощники танка, а как самые настоящие танки. На ровной открытой местности БМПТ, оснащенная кроме пушек, пулемета и ракет еще и двумя автоматическими гранатометами, становится страшным оружием. Она может снести наступающего врага шквалом огня. Да и в ходе преследования убегающего противника именно носовые гранатометы могут сыграть решающую роль. Не зря в последнее время БМПТ стали называть БМОП, что означает Боевая Машина Огневой Поддержки.
Как известно, в любом деле критерием истины является практика. Сейчас мы ничего не можем сказать о реальной эффективности БМПТ. Но, возможно, со временем появится информация о том, как себя зарекомендовало новое оружие в Сирии, а мы узнаем, удалась ли новой боевой машине роль «Терминатора»…
2370warfor.me