Военная современная форма – «Военная форма одежды и знаки различия. Из истории военной формы С появлением армии появилась и военная форма. Изначально она служила только для защиты.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Содержание

История военной формы.: la_vida_nueva_v

Военная форма одежды — это комплект предметов одежды, а в отдельных случаях и снаряжения, установленный специальными указами, приказами и правилами, обязательный для ношения всеми военнослужащими армии и флота. Военная форма одежды вводится в войсках с целью лучшей их организации, повышения воинской дисциплины и порядка, различия военнослужащих по родам войск (оружия), по служебному положению и воинским званиям. Военная форма одежды определяет принадлежность военнослужащих к вооруженным силам того или иного государства, содержит в своем составе геральдические элементы государства или царствующего дома и выполняет функцию сохранения боевых традиций вооруженных сил в целом, а также части, а иногда и отдельного подразделения. Кроме того, форма одежды имеет и чисто военные функции: маскировка личного состава на местности посредством изготовления ее из тканей защитных цветов, введения в состав военной одежды приспособлений для ношения предметов вооружения и снаряжения, создание комфортных условий во время действий военнослужащих в различных климатических условиях. Некоторые элементы форменной одежды имеют защитное предназначение.

Однообразная военная форма одежды в современном понимании, возникла во второй половине XVII века в европейских армиях, однако попытки ввести общие для всех элементы в одежду и снаряжение воинов с целью отличить их от военнослужащих противной стороны предпринимались практически на протяжении всей европейской военной истории. Наиболее близко к введению однообразной форменной одежды в начале новой эры подошла армия древнего Рима, традиционно одевая своих легионеров в красные шерстяные плащи и одежду белого цвета.

Следует сказать, что именно от римских легионов перешли в современные армии принципы организации, внутреннего порядка, субординации и военной геральдики. Из периода средневековья, можно вспомнить об отличительном знаке участников крестовых походов — матерчатом кресте нашитом на одежду и дальнейшем развитии этой эмблемы — атрибутов различных рыцарских орденов.

В дальнейшем по мере развития военного дела, усложнения организационной структуры войск, появления понятия боевых порядков, появилась насущная необходимость визуально выделить свои войска на поле боя с целью предоставления военачальникам возможности оперативно управлять войсками в ходе сражения. Задача решалась введением на время кампании и даже отдельного сражения общих для всего войска элементов одежды военнослужащих: отличительных украшений головных уборов, шарфов, лент одного цвета и т. п.. Введение же полностью унифицированной по покрою, цветам и знакам отличия, однообразной для всех вооруженных сил форменной одежды стало возможным с появлением массовых армий и развитием мануфактурных производств, которые могли обеспечить потребности войск в мундирных тканях и кожаных изделиях, т.е. определялось в первую очередь факторами экономики государств. В период тридцатилетней войны в Европе (1618-1648 гг.) в армиях противоборствующих государств стали появляться части носившие одежду одного цвета, однако различных покроев и конструкции.

Зачастую изготовление такой одежды происходило по инициативе шефов и командиров той или иной части, ношение ее не регламентировалось на государственном уровне и следовательно не являлось обязательным, однако в частях прославивших свои знамена на поле брани ношение одежды определенных цветов стало превращаться в устойчивую боевую традицию. Примерно в этот же период в России, единообразная форменная одежда появляется в московских стрелецких полках.

Впервые регламентированная единообразная военная форма одежды была введена королевским указом во французской армии в 1672 г., причем королевская гвардия получила кафтаны синего цвета с красным прикладным сукном, армейская пехота — серые, кавалерия — красные. До конца XVII века униформу получили все наиболее передовые армии европейских государств. В России введение регламентированной военной формы связано с военными реформами Петра Великого. Начиная с 1699 г.военная форма и правила ее ношения устанавливается первоначально для гвардейских (потешных) полков, а в последствии и для вновь формируемых пехотных и драгунских полков.

В 1712 г. свою форму получили и артиллеристы. К окончанию Северной войны окончательно сформировался общий стиль русской военной формы. Гвардейская и армейская пехота носили темно-зеленные кафтаны, драгуны — синие, артиллерия — красные. С этого периода военная форма русской армии развивалась и совершенствовалась в традиции общеевропейских тенденций. В последующие царствования при Анне Иоанновне была утверждена форма одежды для конного лейб-регемента (конной гвардии) и вновь формируемых кирасирских полков.

При Елизавете Петровне в связи с формированием частей легкой кавалерии — гусарских полков, для них утверждается особая форма, различающаяся по полкам в цветовой гамме. В начале царствования Екатерины Великой военная форма не претерпела значительных изменений. Были лишь отменены нововведения, введенные в краткосрочное царствование ее мужа Петра III. В 1786 г. в рамках военной реформы, проводимой фельдмаршалом Г. Потемкиным была введена военная форма принципиально отличавшаяся от общеевропейских образцов того времени.
Она была единого покроя для всех родов оружия и отличалась только цветом. В качестве мундира была введена удобная короткая куртка, узкие брюки заменялись свободными шароварами обшитыми до середины голени кожей, вместо неудобной в походе и в бою войлочной шляпы, воины получили сферическую каску того же материала с поперечным плюмажем. Новая форма вводилась только в армейских полках. Гвардия носила прежние мундиры. Нововведение являлось безусловно прогрессивным и опередило свое время на несколько десятилетий.

С воцарением сына Екатерины Великой — Павла I, в армии в срочном порядке стала вводится военная форма в основном копирующую форму армии Прусского королевства. Расцветка мундиров сохранила традиционные для русской армии оттенки, за исключением артиллерии, которая получила темно-зеленные мундиры пехотного образца с черным приборным сукном и красными выпушками, ставшими с тех пор традиционными для этого рода войск. Каждый пехотный и кавалерийский полк получил свои приборные цвета. Историки дружно осудили Павла за введение новой, якобы «неудобной» формы, хотя она полностью соответствовала современным европейским тенденциям, при этом забывая о том, что именно при нем армия получила новый вид обмундирования — шинель, взамен зимнего шерстяного плаща — епанчи. После трагической кончины Павла I в ходе государственного переворота, престол унаследовал его сын Александр I. Под его руководством и личном участии была разработана и введена новая военная форма и походное снаряжение. Армия получила мундир фрачного типа традиционных расцветок. В качестве строевого головного убора был принят кивер, тяжелая кавалерия и конная артиллерия получила кожаную каску.

Была разработана форма для нового вида легкой кавалерии — уланских полков. Впервые военная форма была установлена для казаков Донского, Уральского и Черноморского войск. В качестве нестроевого головного убора вводится знаменитая фуражка. В разных вариациях эта форма просуществовала более пятидесяти лет. В царствование Николая I в 1844 г. в качестве строевого головного убора взамен кивера вводится кожаная каска.

Пехота кавказского корпуса получает особую «кавказскую» форму. Воинские звания военнослужащих стали обозначать на эполетах и погонах. После окончания крымской войны в царствование Александра II остро ощущалась необходимость общей военной реформы. Коснулась она и военной формы одежды. Мундир фрачного типа сменил т.н. полукафтан. Вместо каски вводился кивер нового образца, а в последствии кепи. При походной форме устанавливалось ношение высоких сапог и белой рубахи. Вообще, царствование характеризуется почти непрерывными изменениями в форме одежды и требуют отдельного исследования. При Александре III в 1882 г. начинается очередная реформа. В этот раз она направлена на упрощение и удешевление обмундирования.

Армейские кирасирские, уланские и гусарские полки лишаются своих блестящих мундиров и переформировываются в драгунские. В качестве основного комплекта обмундирования для всех родов войск устанавливается мундир из темно-зеленного сукна с глубоким запахом застегивающимся на крючки, свободные шаровары из того же материала, носящиеся заправленными в высокие сапоги при любой форме одежды. Строевым (парадным) головным убором становится барашковая шапка из черной мерлушки. Хотя реформа проводилась под дивизом «народности», истинная причина изменений заключалась, на мой взгляд, в необходимости заготовки большого количества предметов обмундирования на случай мобилизационного развертывания.

Последнее царствование характеризуется прежде всего введением в 1907 г. походного обмундирования защитного цвета для всех военнослужащих и возвращении к традиционным образцам парадной и обыкновенной формы одежды. В 1918 г. заканчивается история славной русской армии и начинается история ее наследницы — РККА, впоследствии Советской Армии. Стремясь уйти от традиций «кровавого» царского режима, советские военные руководители, игнорируя опыт русско-японской и мировой войн вводят в красной армии странную форму, щедро украшенную яркими цветными элементами. Отменяются традиционные знаки различия военнослужащих — погоны.

От дополнительных и без того значительных потерь от огня противника красноармейцев спасало неудовлетворительное положение в экономике страны, благодаря которому в годы гражданской войны не удалось организовать массовое производство предметов обмундирования нового образца. И белые и красные формирования использовали запасы обмундирования оставшиеся от старой армии. В период до начала Великой Отечественной войны происходит постепенное возращение к традициям русской армии. В 1922 г. артиллеристам были возвращены их традиционные приборные цвета черный с красной выпушкой (в 1919 г. для артиллерии был введен оранжевый приборный цвет) и установлено ношение шинели старого образца взамен «кафтана» защитного цвета. В 1924 г. было отменено ношение цветных клапанов на груди, рукавах и воротниках обмундирования. В 1935 г. были введены персональные воинские звания для, среднего и старшего командного состава и соответствующие знаки различия.

В 1936 г. формируются казачьи кавалерийские части и для них устанавливается традиционная форма одежды. В 1940 г. отменяется ношение пожалуй наиболее яркого символа красной армии — буденовки. В том же году восстанавливаются персональные звания для младшего и высшего командного состава. Вводится парадная форма для всех категорий военнослужащих. Окончательный возврат к национальным традициям военной формы одежды произошел в 1943 г.

После этого форма одежды Советской Армии развивалась в рамках многолетних традиций русской армии. Очередная заметная реформа форменной одежды произошла в 1969 г. В качестве полевой формы взамен знаменитой гимнастерки вводится полевой китель. Принимается на снабжение войск форменная одежда для экипажей бронетехники, полевая утепленная куртка для офицеров.

В 1988 г. в войска поступает новый унифицированный зимний и летний полевые костюмы — «афганка». Развитие военной формы в последнем десятилетии XX века характеризуется отказом от советских и русских традиций. Введенная в 1994 г. новая парадная и повседневная форма по покрою очень похожа на американскую. Было отменено ношение петлиц цветных околышей на фуражках. В конструкции фуражек явно проглядываются извращенные понятия о воинской красоте «арбатских» генералов. Однако для основной массы военнослужащих это не имело большого значение ввиду крайне скудного снабжения войск вещевым имуществом. Никогда не забуду, когда летом 1994 г. солдатам и офицерам дивизии в Забайкальском ВО были выданы летние танковые комбинезоны изготовленные из неокрашенной х/б ткани светло-серого цвета. Парадная и повседневная формы не выдавались вовсе. Доходило до того, что даже на парады в г. Москве части и подразделения выводились в полевой форме под белыми и парадными ремнями, трогательно украшенной аксельбантами, с нашитыми золотыми погонами у офицеров и цветными у солдат и сержантов.

la-vida-nueva-v.livejournal.com

Новая Военная Форма Российской Армии. Военные технологии. informatik-m.ru

новая военная форма российской армии

От жары и холода новобранцев защитит всесезонный комплект формы

Руководители Генштаба продолжают разъяснять, как этой весной и летом призывников будут отправлять на военную службу, что ждет новобранцев по приезде в воинские части и кому казарма пока не светит .

читайте также

Несколько лет назад родственникам будущих солдат разрешили присутствовать на заседании призывных комиссий, определяющих, брать молодого человека в строй или нет, и где именно он должен исполнять воинскую повинность. От этой практики в Минобороны не отказываются. Начальник направления призыва Генштаба Алексей Князев подтвердил: родители новобранца по-прежнему могут из первых уст узнать, почему комиссия признала их сына годным к службе, в каком виде или роде войск он будет ее проходить.

Неизменным осталось и другая родственная преференция — возможность проводить юношу до воинской части. Правда, в отличие от солдат, которым покупают билеты и кормят за госсчет, все дорожные расходы провожающие оплатят из собственного кошелька.

— Родители, которые сомневаются, будет ли их сыну хорошо на месте службы, имеют право сопровождать призывника, уже военнослужащего, к месту службы, — объяснил Князев и добавил, что родственники новобранцев могут повстречаться с их командирами, убедиться, что все хорошо.

Солдатских мам, разумеется, волнует, не простудятся ли в армии их чада. Военные обещают: ребят будут одевать по погоде.

читайте также

— У нас с прошлого года изменилась форма одежды, которая позволяет военнослужащим комфортно чувствовать себя при температуре от плюс 40 до минус 40 градусов. Все призывники будут экипированы совершенно новой формой, — сказал в эфире телеканала Россия замначальника Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба генерал Евгений Бурдинский.

Всесезонный комплект базового обмундирования, о котором идет речь, состоит из 19 предметов одежды и учитывает специфику службы в различных видах и родах войск, климатических зонах, а также периоды использования. Форму доработали таким образом, что она меняется даже в зависимости от того, предстоит в ней солдату бегать по полигону (активная фаза использования) или сидеть в учебном классе (пассивная фаза).

Для каждого конкретного дня или занятия набор элементов военной одежды стал различным. Комфортное самочувствие солдат и офицеров в жару и холод обеспечивает многослойность формы. Речь — не только в совмещении тканей и утеплителей, но и о возможности использования при повседневной носке разных предметов военного гардероба. Они не только предохраняют служивых от температурных перепадов, но и играют защитную роль.

читайте также

К примеру, солдатская шапка теперь имеет длинными уши , которые в опущенном виде удобно крепятся на липучках под подбородком. У бойцов есть возможность делать из переднего клапана шапки солнцезащитный козырек. На тулье предусмотрен дубликат кокарды, так что перемещать ее с места на место не требуется. Еще на новой шапке используется искусственный мех. Но в отличие от прежней жесткой щетины, царапающей щеки и подбородок, он мягче и по фактуре напоминает натуральную цигейку темно-зеленого цвета.

Теперь — о мальчишках, которым в ближайшие три с половиной месяца исполнится 18 лет, и свой день рождения они встретят за школьной партой. Таких по стране немного — главным образом школьный аттестат ребята получают в 17-летнем возрасте. Так вот, чтобы не лишать возрастных школьников возможности поступить в институт, после выпускных экзаменов их не будут призывать в армию. Но если попытка стать студентом окажется неудачной, то осенью парням придется надеть военную форму.

В Генштабе также пояснили, что присланная школьнику повестка из военкомата не означает, что его вызывают для отправки в строй. Вызов в комиссариат может быть связан с разными причинами. Например, с необходимостью проверить здоровье молодого человека.

Новая форма российской армии (39 фотографий)

Фотографии с демонстрации новых образцов российской военной формы. С погонами на груди и все такое.

По слухам — качество материала ужасное. Но больше поразили конечно модели , на которых эту форму одели. Смотрим.

Встречают по одежке: обновки российской армии

О создании новой формы для российских военнослужащих заговорили еще в 2009 году. Тогда разработать дизайн предложили Валентину Юдашкину, однако после многочисленных нареканий со стороны военных, от идей кутюрье было решено отказаться. Принциально новую одежду для армейцев презентовала в декабре года питерская компания «БТК Групп».

Новая форма состоит из 8 «слоев». В зависимости от погоды и стоящих перед бойцами задач, они могут либо надевать дополнительный «слой», либо напротив его снимать. В комплект входят 19 предметов, в том числе:

Нижнее белье (3 комплекта), носки (зимние, летние), флисовая куртка, куртка-ветровка, демисезонный жилет, костюм ветро-влагозащитный, костюм утепленный, фуражка демисезонная, шапка утепленная, шапка-маска (балаклава), шарф-нагрудник, перчатки полушерстяные, рукавицы утепленные со съемным утеплителем, зимняя шапка, две пары обуви, баул.

Костюм ветро-влагозащитный предназначен, соответственно, для защиты от ветра и влаги. В нем военнослужащий чувствует себя комфортно без дополнительного обмундирования около двух часов. Хорошо этот костюм зарекомендовал себя в ходе ликвидации наводнений в прошлом году на Дальнем востоке.

В утепленном костюме содержится специальный утеплитель, который обладает «компрессионными свойствами» — его можно собрать в небольшой аккуратный мешочек, размером 20 на 20 на 20 см, пристегнуть к снаряжению военнослужащего, перенести и если идет переход от активной фазы к пассивной, т.е. где остановились на дневку, ночевку, спокойно достать из этого мешка и надеть. Костюм сохраняет тепло, при этом не сковывает движение.

Сочетаться этот костюм может с флисовой курткой. Это тоже предмет новый, который появился сейчас в экипировке солдата. Обладает отличными теплозащитными свойствами, благодаря дополнительной прослойке воздуха в одежде.

Еще одно новшество – рукавицы. Разработчики говорят, что решили вспомнить детство. Рукавицы пристегиваются, чтобы их невозможно было потерять. Особенно это удобно, когда надо перейти к активным действиям, рукавицы можно сбросить, чтобы остаться в перчатках. Они не предназначены для ведения стрельбы, выполнения каких-то работ, здесь просто нужно обеспечить тепло руке. Что касается головного убора, помимо привычных фурашек и утепленных шапок-ушанок, было принято решение обеспечить военнослужащих еще и балаклавами.

Зимние ботинки эксплуатируются с 2007 года. Сначала обувью обеспечивали подразделения спецназа, с года — офицеров. Сейчас они на обеспечение всем военнослужащим. При их производстве была использована мембрана-материал и была значительно увеличена толщина подошвы.

В целом, этот комплект позволяет военнослужащему гарантировано при температуре -40 градусов чувствовать себя комфортно и выполнять стоящие задачи. Во многом, это заслуга материалов, из которых сделана форма. Производители, за исключением нижнего белья и летнего костюма, отказались от использования хлопка. Вместо него – синтетические материалы: полиамид, синтетические утеплители. Синтетические материалы наоборот позволяют обеспечить хорошее влагоотделение и хорошую ветрозащиту. В них военнослужащие не переохлаждаются, не перегреваются, нет расхода лишней энергии на обогрев и на испарение лишней влаги. За основу взята одежда для активного занятия спортом, а опыт эксплуатации подобных изделий показал, что хлопок не совсем то, что надо.

Главное отличие этой полевой формы от предыдущих моделей – если раньше у военнослужащих было только два комплекта (зимний и летний), то теперь у каждого бойца появилась возможность комбинировать одежду, подбирая ее индивидуально под себя. Кроме того, одно из главных преимуществ нового комплекта состоит в том, что он на полтора кг легче по весу, чем его предшественники. Новая форма более ноская — комплект рассчитан на 3-5 лет.

Снаряжение и средства защиты

Опыт «крымской весны» показал, что снаряжение мотострелковых частей армии России на высоте. Западная пресса до сих пор «смакует» крымский прецедент и перемывает косточки российским военным. «У них новая форма, новое оружие, их рации работают по зашифрованным каналам», — вот краткие заголовки западной The Washington Post от апреля года.

Почти на всех бойцах были замечены довольно внушительные СИБЗ (средства индивидуальной бронезащиты) в виде бронежилета 6Б23-1 от ЗАО НПП «КлАСС». Несмотря на то, что для западной прессы эти бронежилеты с чехлами в расцветке «цифра» стали прямо-таки громом с небес, поставлены первые партии этой брони в войска были аж в далеком 2004 году. На ряду с 6Б23-1 «крымская весна» показала миру более современные средства защиты: бронежилеты 6Б43 и 6Б45.

Последний, например, вообще является частью перспективного комплекса «Ратник», который вот-вот примут на вооружение. Что касается разгрузочных жилетов, то «вежливые» использовали российские ЖТУ 6Ш112 и его наследника, ЖТУ 6Ш117. Разгрузочные системы этого типа отличаются повышенной выносливостью при критических нагрузках, в отличии, например, от американского MAR CIRAS, который не столько приспособлен к нагрузке, сколько к посредственной защите пехотинца. 6Ш117 сочетает в себе как защиту, так и уникальную живучесть. Модернизированные варианты этих разгрузочных систем предусматривают штатную установку гидраторов и других средств по обеспечению автономности мотострелка в боевых условиях. Особенно радуют новые разгрузы российского производства обилием дополнительных карманов, в которые очень удобно влезают батареи от радиостанций, дополнительные магазины для автомата Калашникова калибра 5,45мм. Также, в российских войсках все чаще используется боевой защитный нагрудник 6Б46, на котором можно разместить все те же универсальные подсумки. Большое распространение получают новые кевларовые противоосколочные шлемы 6Б27 и 6Б28, которые в отличии от «суперсовременных» американских HEADSUP с системой защиты лица и спутниковой навигацией, призваны выполнить одну задачу — сохранить жизнь и здоровье бойца. Стоит так же отметить, что американские шлемы, такие как OPS-CORE например, являются противоударными, а не защитными. То есть в ситуации, когда в бойца летит увесистый осколок — американский шлем не поможет. Такой предмет гардероба может защитить разве что от удара головой об дверной косяк.

Источники: http://www.rg.ru//04/01/priziv-site.html, http://www.webpark.ru/comment/65183, http://tvzvezda.ru/news/forces/content/12281600-gzqi.htm

Комментариев пока нет!

informatik-m.ru

Военная форма Википедия

Военная форма одежды (обмундирование, иностранное − униформа /унифицированная форма/) — одежда военнослужащих, установленная специальными нормативными актами (указами, приказами, правилами и тому подобное), ношение которой является обязательным для военнослужащих вооружённых сил того или иного государства и прочих формирований, в которых предусмотрена военная служба.

В конце XIX века в России официально называлась «форма обмундирования войск» или «форма обмундирования»[1]. В соответствии с Гаагскими конвенциями, ношение военной формы во время боевых действий или вооружённых конфликтов является необходимым условием определения военнослужащих, как легальных комбатантов со всеми вытекающими из этого статуса особыми правами. При этом обязательным элементом военной формы являются знаки различия, явно указывающие на принадлежность к вооружённым силам той или иной стороны вооружённого конфликта. Участвующее в подобных конфликтах народное ополчение может носить и неоднообразную форму, но должно иметь отличимые, по крайней мере, на расстоянии выстрела знаки (повязки, кресты и тому подобное).

История

Военная форма одежды всегда имела некоторое сходство с обычной гражданской одеждой, носимой в данное время. Штатская мода также оказывала влияние на развитие военной формы одежды, и поэтому её следует учитывать при изучении военного обмундирования определённого периода. Стоит отметить, что первоначально различие между штатской и военной одеждой было менее значительным, чем можно предположить.

Традиции всегда играли важную роль в развитии военной формы одежды, что характерно для всех эпох. Даже современный вид военной формы одежды несёт отпечаток древних традиций. Со временем детали костюма, указывавшие на ту или иную эпоху, хоть и теряли своё изначальное предназначение, но часто сохранялись в виде символического орнамента.

В тех государствах, где имелось кастовое устройство, одежда касты воинов была и обмундированием войска. Вообще говоря, первоначально каждый мужчина, способный носить оружие, был воином и выходил на войну в том платье, которое носил постоянно; доспехи специально воинские были весьма примитивны и разнообразны. Однако стремление отличать свои войска от неприятельских по возможности издали приводило уже в давние времена к тому, что вооружённые силы старались иметь одноцветную одежду или по крайней мере отличительные знаки при разнообразной одежде. Если какой-либо род войска имел значение постоянного и почётного, он получал и отличительные знаки своего достоинства (например, отряд «бессмертных» или гвардия персидских царей).

Европейская античность

Римские легионеры (реконструкция)

Военная форма одежды, по мнению военных историков, впервые появилась в Спарте, но это было лишь последствием своеобразного устройства всего спартанского быта: регламентация, предписывавшая правила умывания, расписание блюд за обедом и т. п., не могла не коснуться такого важного события, как выступление на войну, и не предусмотреть цвета одежды, наиболее удобного для этой цели, — и спартанцы избирают красный цвет, чтобы текущая из ран кровь была менее заметна и не смущала малодушных.

Удобство однообразного обмундирования не могло не быть осознано и другими греками, а за ними и римлянами. Римские легионы имеют нечто вроде формы обмундирования в современном смысле: одежду белого цвета, однообразное вооружение и доспехи, а на шлемах разноцветные, отличающие легион от легиона перья.

Древнеримские легионеры носили стандартную экипировку и одежду. Однако концепция военной формы не была частью их культуры и имели место существенные различия в деталях. Даже доспехи, массово изготовлявшиеся на государственных предприятиях, различались в зависимости от места происхождения. Фрагменты уцелевшей одежды и настенных изображений указывают, что основная туника римского солдата имела красную или неокрашенную (не совсем белую) шерсть. Старшие военачальники, как известно, носили белые плащи и перья. Центурионов, которые составляли старослужащую основу легионов, отличали поперечные султаны на их шлемах, нагрудные украшения, соответствующие современным медалям и длинные посохи, которые они несли. Униформа:

  • В I—II вв.: paenula (короткий шерстяной тёмный плащ с капюшоном-вариант пончо).
  • С III в.: туника с длинными рукавами, сагум — плащ без капюшона, прежде неверно считавшийся классическим римским военным.

Поздняя Римская империя и Византия

Средние века

В Средние века регулярной армии, собственно говоря, не было, так как войско составлялось из вассалов и их оруженосцев и ратников; о каком-либо однообразии в форме обмундирования не могло быть речи, но каждый носил отличительные знаки своего господина; покрой одежды также был приблизительно одинаковый, в зависимости от звания.

Одежда богатых баронов и их слуг отличалась роскошью, которая была предметом соперничества между ними. Под военной Формой в то время собственно следует понимать военные доспехи, в которых выходили в бой. Позже, при появлении наемных отрядов, замечается стремление со стороны их начальников одеть свои дружины однообразно; по цвету, преобладающему в их костюме, эти банды получали иногда и свои названия.

В Средние века в качестве отличительных знаков стали использовать изображение креста. Так, например, с начала XV века англичане нашивали на груди и спине красный крест, французы и швейцарцы — белый, а воины Германской империи — крест Святого Андрея или бургундский крест.

XVII—XVIII века

Униформа появилась с образованием постоянных армий после Тридцатилетней войны (1618—1648). Идея создания униформы не принадлежит какой-нибудь одной стране или одному человеку, так как она была введена одновременно в нескольких странах. Это происходило по очевидным причинам: необходимо было с первого взгляда отличать своего товарища от врага в ходе сражения, а также обозначить принадлежность войска к определённому государству. Наибольшей роскошью отличались форма во Франции и государствах, находившихся под её влиянием. Наиболее красивые и разнообразные из форм во всех государствах принадлежали более состоятельным и малочисленным кавалеристам. Скромнее других были обмундированы прусские и шведские войска.

Кресты заменили шарфами, которые носили на поясе или через плечо. Расцветку шарфа выбирал сам монарх, и поэтому она обычно соответствовала цветам королевского герба. Например, датский король Фредерик II решил, как гласит указ 1563 года, что «все, кто входит в состав королевской армии, должны носить отличительный знак в виде ленты или шарфа красного и жёлтого цветов на шапке, одежде или поверх кирасы». Эти цвета являлись цветами герба королевского Ольденбургского дома. В 1625 году, вступая в Тридцатилетнюю войну, Кристиан IV выбрал шарф синий и красновато-коричневый с золотистым оттенком и дополнил головной убор белым пером. Позднее король вновь вернулся к цветам Ольденбургского дома, которые существуют и поныне. Символическим напоминанием о прежнем шарфе является темляк в виде узкого витого шнура красного цвета с золотым на эфесе офицерской сабли.

В Швеции цвет шарфа также менялся. Он был синим у армии Густава II Адольфа во время Тридцатилетней войны, синим и жёлтым в правление Карла X Густава, каким и сохранился до наших дней. В период Тридцатилетней войны испанцы и воины Германской империи носили красные шарфы, французы — белые, голландцы — оранжевые, а саксонцы — зелёные. В Англии Кромвель ввёл оранжевый шарф, а у роялистов были белые шарфы. В ходе крупных сражений считалось необходимым дополнить шарфы другим отличительным знаком, например соломенными жгутами или зелёными ветками на шляпе или каске. Так солдаты союзных армий узнавали друг друга на поле боя и легко отличались от солдат неприятельской коалиции.

Введение униформы вызвало некоторые затруднения. Поначалу солдаты получали обмундирование, стоимость которого удерживалось из жалования. Таким образом, обмундирование полностью принадлежало им и не изымалось по окончании службы. Обычно полковники —командиры и владельцы полка — приобретали и распределяли походное обмундирование. Для солдата это было невыгодно, так как каждое сэкономленное экю шло не в его карман, а в карман полковника. Но по мере укрепления королевской власти влияние полковников ослабевало. Внешний вид и детали униформы, а также способ её ношения утверждались приказами монарха. Постепенно снабжение армий обмундированием стало производиться централизованно. В случае ликвидации или преобразования воинской части государство возмещало стоимость обмундирования и распределяло его между другими полками.

Первоначально стремились придать особый вид униформе каждого полка, но достаточно быстро убедились в том, что предпочтительней ввести для каждого рода войск (а затем и всей армии) униформу одного покроя, а войсковые части различать между собой формой и цветом воротника, отворотов, обшлагов, галунов, тесьмы, а также пуговиц. Однако некоторые войсковые части, такие, как, например, гусары, сохранили своё особое обмундирование

Французская революция и войны, последовавшие за ней, а затем постоянный рост армий повлекли за собой упрощение и удешевление формы обмундирования.

Гусарская форма

Русская гусарская форма заимствовала много у венгерской

  • Доломан — короткая (до талии) однобортная куртка со стоячим воротником и шнурами, на которую накидывается ментик
  • Кивер — с султаном, шнурами (этишкетами) и репейком. С 1803 г. До этого — шапка.
  • Кушак с гомбами (перехватами)
  • Ментик — короткая куртка (со шнурками), обшитая мехом, надевалась поверх доломана
  • Портупея
  • Рейтузы (чакчиры)
  • Сабля
  • Сапоги (ботики) — низкие
  • Сарсан — убор для гусарских лошадей
  • Ташка — сумка
  • Этишкет — шнур с кистями

Все обильно украшалось галунами, шнурами, бахромой и тесьмой

Польские гусары:
Военные формы:
1. Армии Курфюршества Бранденбург,
2. Французской армии Людовика XIV,
3. Армии принца Евгения Савойского,
4. Армий Швеции и России (периода Северной войны),
5. Прусской армии Фридриха Великого,
6. Австро-Венгерской армии Марии-Терезии,
7. Русской армии (периода Семилетней войны),
8. Британской армии (периода американской революции)
Военные формы:
1. Армии революционной Франции,
2. Армии Наполеона I,
3. Британского королевского ВМФ (конец XVIII в.),
4. Прусской армии 1806 г.,
5. Армии Брауншвейга 1809 г.,
6. Армии Пруссии 1813 г.,
7. Австро-Венгерской армии 1813 г.,
8. Русской армии 1813 г.,
9. Армии Великобритании 1815 г.

XIX—XX века

Только в начале XIX века установился обычай одевать всю армию, или её самую значительную часть, главным образом пехоту, в почти одинаковое обмундирование и различать полки по вензелям на головных уборах и знакам, выгравированным на пуговицах. Такая тенденция прослеживается на протяжении всего XIX века, но при этом стремление сохранить традиции не исчезло. Каждое государство имело главный цвет обмундирования своих войск: в России и Швеции — темно-зеленый; в Пруссии и большинстве германских государств — синий, в Австрии — белый, во Франции и Италии — синий, в Баварии и Нидерландах — голубой, в Великобритании и Дании — красный.

Довольно яркие цвета униформ не изменялись, пока гладкоствольные ружья, заряжаемые через дуло, имели незначительную дальнобойность. Позднее повышение эффективности огнестрельного оружия заставило взглянуть на униформу совершенно с новой стороны. Чтобы передвижение солдат на местности было незаметным для врага, униформа должна совпадать по цвету с окружающим ландшафтом. Впервые форма защитного цвета хаки была введена в британской армии (массово — во время англо-бурской войны 1899—1902 годов).

В начале XX века в большинстве стран выбрали почти одинаковый покрой для военных униформ. Но гвардейские и кавалерийские части во многих случаях по-прежнему носили роскошное и богато украшенное обмундирование.

В ходе Первой мировой войны во всех воюющих армиях была введена униформа, отвечающая этому требованию. Все рода войск имели униформу одного покроя и цветового оттенка. Отличительные знаки состояли из мелких букв или цифр, а также едва заметных значков и окантовки.

Современность

Канадские и афганские солдаты осуществляют совместное патрулирование во время войны в Афганистане, 2010 г.

Постоянно увеличивавшиеся точность и дальнобойность оружия, а также овладение воздушным пространством, привели к появлению военного снаряжения, обеспечивавшего максимальную маскировку в различных ситуациях, не ограничивая при этом свободу движения. Существуют одноцветные и многоцветные камуфляжи. Самый «популярный» цвет однотонного камуфляжа, с которым он обычно и ассоциируется, — цвет хаки. Для маскировки в различных видах лесов, в пустынях, в снегах и т. д. существует много цветовых схем[2]. Никогда ещё военная униформа так не отличалась от штатской одежды, как в наши дни.

Военная форма по странам

Российская империя

СССР

Вооружённые силы Российской Федерации

Виды

Существовали и существуют следующие виды формы одежды:

  • летняя, зимняя, для жаркого климата и так далее;
  • походная (ранее), сейчас полевая;
  • обыкновенная (ранее), сейчас повседневная;
  • парадная, особая парадная;
  • рабочая;
  • другая.

Элементы военной формы

См. также

Примечания

  1. ↑ ЭСБЕ
  2. ↑ Обычно камуфляж используют военные и охотники, однако элементы камуфлированной одежды используется и в повседневной жизни (так называемый стиль «милитари»).

Литература

Ссылки

wikiredia.ru

Военная форма — Википедия

Военная форма одежды (обмундирование, иностранное − униформа /унифицированная форма/) — одежда военнослужащих, установленная специальными нормативными актами (указами, приказами, правилами и тому подобное), ношение которой является обязательным для военнослужащих вооружённых сил того или иного государства и прочих формирований, в которых предусмотрена военная служба.

В конце XIX века в России официально называлась «форма обмундирования войск» или «форма обмундирования»[1]. В соответствии с Гаагскими конвенциями, ношение военной формы во время боевых действий или вооружённых конфликтов является необходимым условием определения военнослужащих, как легальных комбатантов со всеми вытекающими из этого статуса особыми правами. При этом обязательным элементом военной формы являются знаки различия, явно указывающие на принадлежность к вооружённым силам той или иной стороны вооружённого конфликта. Участвующее в подобных конфликтах народное ополчение может носить и неоднообразную форму, но должно иметь отличимые, по крайней мере, на расстоянии выстрела знаки (повязки, кресты и тому подобное).

История

Военная форма одежды всегда имела некоторое сходство с обычной гражданской одеждой, носимой в данное время. Штатская мода также оказывала влияние на развитие военной формы одежды, и поэтому её следует учитывать при изучении военного обмундирования определённого периода. Стоит отметить, что первоначально различие между штатской и военной одеждой было менее значительным, чем можно предположить.

Традиции всегда играли важную роль в развитии военной формы одежды, что характерно для всех эпох. Даже современный вид военной формы одежды несёт отпечаток древних традиций. Со временем детали костюма, указывавшие на ту или иную эпоху, хоть и теряли своё изначальное предназначение, но часто сохранялись в виде символического орнамента.

В тех государствах, где имелось кастовое устройство, одежда касты воинов была и обмундированием войска. Вообще говоря, первоначально каждый мужчина, способный носить оружие, был воином и выходил на войну в том платье, которое носил постоянно; доспехи специально воинские были весьма примитивны и разнообразны. Однако стремление отличать свои войска от неприятельских по возможности издали приводило уже в давние времена к тому, что вооружённые силы старались иметь одноцветную одежду или по крайней мере отличительные знаки при разнообразной одежде. Если какой-либо род войска имел значение постоянного и почётного, он получал и отличительные знаки своего достоинства (например, отряд «бессмертных» или гвардия персидских царей).

Европейская античность

Римские легионеры (реконструкция)

Военная форма одежды, по мнению военных историков, впервые появилась в Спарте, но это было лишь последствием своеобразного устройства всего спартанского быта: регламентация, предписывавшая правила умывания, расписание блюд за обедом и т. п., не могла не коснуться такого важного события, как выступление на войну, и не предусмотреть цвета одежды, наиболее удобного для этой цели, — и спартанцы избирают красный цвет, чтобы текущая из ран кровь была менее заметна и не смущала малодушных.

Удобство однообразного обмундирования не могло не быть осознано и другими греками, а за ними и римлянами. Римские легионы имеют нечто вроде формы обмундирования в современном смысле: одежду белого цвета, однообразное вооружение и доспехи, а на шлемах разноцветные, отличающие легион от легиона перья.

Древнеримские легионеры носили стандартную экипировку и одежду. Однако концепция военной формы не была частью их культуры и имели место существенные различия в деталях. Даже доспехи, массово изготовлявшиеся на государственных предприятиях, различались в зависимости от места происхождения. Фрагменты уцелевшей одежды и настенных изображений указывают, что основная туника римского солдата имела красную или неокрашенную (не совсем белую) шерсть. Старшие военачальники, как известно, носили белые плащи и перья. Центурионов, которые составляли старослужащую основу легионов, отличали поперечные султаны на их шлемах, нагрудные украшения, соответствующие современным медалям и длинные посохи, которые они несли. Униформа:

  • В I—II вв.: paenula (короткий шерстяной тёмный плащ с капюшоном-вариант пончо).
  • С III в.: туника с длинными рукавами, сагум — плащ без капюшона, прежде неверно считавшийся классическим римским военным.

Поздняя Римская империя и Византия

Средние века

В Средние века регулярной армии, собственно говоря, не было, так как войско составлялось из вассалов и их оруженосцев и ратников; о каком-либо однообразии в форме обмундирования не могло быть речи, но каждый носил отличительные знаки своего господина; покрой одежды также был приблизительно одинаковый, в зависимости от звания.

Одежда богатых баронов и их слуг отличалась роскошью, которая была предметом соперничества между ними. Под военной Формой в то время собственно следует понимать военные доспехи, в которых выходили в бой. Позже, при появлении наемных отрядов, замечается стремление со стороны их начальников одеть свои дружины однообразно; по цвету, преобладающему в их костюме, эти банды получали иногда и свои названия.

В Средние века в качестве отличительных знаков стали использовать изображение креста. Так, например, с начала XV века англичане нашивали на груди и спине красный крест, французы и швейцарцы — белый, а воины Германской империи — крест Святого Андрея или бургундский крест.

XVII—XVIII века

Униформа появилась с образованием постоянных армий после Тридцатилетней войны (1618—1648). Идея создания униформы не принадлежит какой-нибудь одной стране или одному человеку, так как она была введена одновременно в нескольких странах. Это происходило по очевидным причинам: необходимо было с первого взгляда отличать своего товарища от врага в ходе сражения, а также обозначить принадлежность войска к определённому государству. Наибольшей роскошью отличались форма во Франции и государствах, находившихся под её влиянием. Наиболее красивые и разнообразные из форм во всех государствах принадлежали более состоятельным и малочисленным кавалеристам. Скромнее других были обмундированы прусские и шведские войска.

Кресты заменили шарфами, которые носили на поясе или через плечо. Расцветку шарфа выбирал сам монарх, и поэтому она обычно соответствовала цветам королевского герба. Например, датский король Фредерик II решил, как гласит указ 1563 года, что «все, кто входит в состав королевской армии, должны носить отличительный знак в виде ленты или шарфа красного и жёлтого цветов на шапке, одежде или поверх кирасы». Эти цвета являлись цветами герба королевского Ольденбургского дома. В 1625 году, вступая в Тридцатилетнюю войну, Кристиан IV выбрал шарф синий и красновато-коричневый с золотистым оттенком и дополнил головной убор белым пером. Позднее король вновь вернулся к цветам Ольденбургского дома, которые существуют и поныне. Символическим напоминанием о прежнем шарфе является темляк в виде узкого витого шнура красного цвета с золотым на эфесе офицерской сабли.

В Швеции цвет шарфа также менялся. Он был синим у армии Густава II Адольфа во время Тридцатилетней войны, синим и жёлтым в правление Карла X Густава, каким и сохранился до наших дней. В период Тридцатилетней войны испанцы и воины Германской империи носили красные шарфы, французы — белые, голландцы — оранжевые, а саксонцы — зелёные. В Англии Кромвель ввёл оранжевый шарф, а у роялистов были белые шарфы. В ходе крупных сражений считалось необходимым дополнить шарфы другим отличительным знаком, например соломенными жгутами или зелёными ветками на шляпе или каске. Так солдаты союзных армий узнавали друг друга на поле боя и легко отличались от солдат неприятельской коалиции.

Введение униформы вызвало некоторые затруднения. Поначалу солдаты получали обмундирование, стоимость которого удерживалось из жалования. Таким образом, обмундирование полностью принадлежало им и не изымалось по окончании службы. Обычно полковники —командиры и владельцы полка — приобретали и распределяли походное обмундирование. Для солдата это было невыгодно, так как каждое сэкономленное экю шло не в его карман, а в карман полковника. Но по мере укрепления королевской власти влияние полковников ослабевало. Внешний вид и детали униформы, а также способ её ношения утверждались приказами монарха. Постепенно снабжение армий обмундированием стало производиться централизованно. В случае ликвидации или преобразования воинской части государство возмещало стоимость обмундирования и распределяло его между другими полками.

Первоначально стремились придать особый вид униформе каждого полка, но достаточно быстро убедились в том, что предпочтительней ввести для каждого рода войск (а затем и всей армии) униформу одного покроя, а войсковые части различать между собой формой и цветом воротника, отворотов, обшлагов, галунов, тесьмы, а также пуговиц. Однако некоторые войсковые части, такие, как, например, гусары, сохранили своё особое обмундирование

Французская революция и войны, последовавшие за ней, а затем постоянный рост армий повлекли за собой упрощение и удешевление формы обмундирования.

Гусарская форма

Русская гусарская форма заимствовала много у венгерской

  • Доломан — короткая (до талии) однобортная куртка со стоячим воротником и шнурами, на которую накидывается ментик
  • Кивер — с султаном, шнурами (этишкетами) и репейком. С 1803 г. До этого — шапка.
  • Кушак с гомбами (перехватами)
  • Ментик — короткая куртка (со шнурками), обшитая мехом, надевалась поверх доломана
  • Портупея
  • Рейтузы (чакчиры)
  • Сабля
  • Сапоги (ботики) — низкие
  • Сарсан — убор для гусарских лошадей
  • Ташка — сумка
  • Этишкет — шнур с кистями

Все обильно украшалось галунами, шнурами, бахромой и тесьмой

Польские гусары:
Военные формы:
1. Армии Курфюршества Бранденбург,
2. Французской армии Людовика XIV,
3. Армии принца Евгения Савойского,
4. Армий Швеции и России (периода Северной войны),
5. Прусской армии Фридриха Великого,
6. Австро-Венгерской армии Марии-Терезии,
7. Русской армии (периода Семилетней войны),
8. Британской армии (периода американской революции)
Военные формы:
1. Армии революционной Франции,
2. Армии Наполеона I,
3. Британского королевского ВМФ (конец XVIII в.),
4. Прусской армии 1806 г.,
5. Армии Брауншвейга 1809 г.,
6. Армии Пруссии 1813 г.,
7. Австро-Венгерской армии 1813 г.,
8. Русской армии 1813 г.,
9. Армии Великобритании 1815 г.

XIX—XX века

Только в начале XIX века установился обычай одевать всю армию, или её самую значительную часть, главным образом пехоту, в почти одинаковое обмундирование и различать полки по вензелям на головных уборах и знакам, выгравированным на пуговицах. Такая тенденция прослеживается на протяжении всего XIX века, но при этом стремление сохранить традиции не исчезло. Каждое государство имело главный цвет обмундирования своих войск: в России и Швеции — темно-зеленый; в Пруссии и большинстве германских государств — синий, в Австрии — белый, во Франции и Италии — синий, в Баварии и Нидерландах — голубой, в Великобритании и Дании — красный.

Довольно яркие цвета униформ не изменялись, пока гладкоствольные ружья, заряжаемые через дуло, имели незначительную дальнобойность. Позднее повышение эффективности огнестрельного оружия заставило взглянуть на униформу совершенно с новой стороны. Чтобы передвижение солдат на местности было незаметным для врага, униформа должна совпадать по цвету с окружающим ландшафтом. Впервые форма защитного цвета хаки была введена в британской армии (массово — во время англо-бурской войны 1899—1902 годов).

В начале XX века в большинстве стран выбрали почти одинаковый покрой для военных униформ. Но гвардейские и кавалерийские части во многих случаях по-прежнему носили роскошное и богато украшенное обмундирование.

В ходе Первой мировой войны во всех воюющих армиях была введена униформа, отвечающая этому требованию. Все рода войск имели униформу одного покроя и цветового оттенка. Отличительные знаки состояли из мелких букв или цифр, а также едва заметных значков и окантовки.

Современность

Канадские и афганские солдаты осуществляют совместное патрулирование во время войны в Афганистане, 2010 г.

Постоянно увеличивавшиеся точность и дальнобойность оружия, а также овладение воздушным пространством, привели к появлению военного снаряжения, обеспечивавшего максимальную маскировку в различных ситуациях, не ограничивая при этом свободу движения. Существуют одноцветные и многоцветные камуфляжи. Самый «популярный» цвет однотонного камуфляжа, с которым он обычно и ассоциируется, — цвет хаки. Для маскировки в различных видах лесов, в пустынях, в снегах и т. д. существует много цветовых схем[2]. Никогда ещё военная униформа так не отличалась от штатской одежды, как в наши дни.

Военная форма по странам

Российская империя

СССР

Вооружённые силы Российской Федерации

Виды

Существовали и существуют следующие виды формы одежды:

  • летняя, зимняя, для жаркого климата и так далее;
  • походная (ранее), сейчас полевая;
  • обыкновенная (ранее), сейчас повседневная;
  • парадная, особая парадная;
  • рабочая;
  • другая.

Элементы военной формы

См. также

Примечания

  1. ↑ ЭСБЕ
  2. ↑ Обычно камуфляж используют военные и охотники, однако элементы камуфлированной одежды используется и в повседневной жизни (так называемый стиль «милитари»).

Литература

Ссылки

wikipedia.green

Военная форма. Краткий исторический обзор

 

Военная форма
Краткий исторический обзор

Военная форма или форма обмундирования войск (официальное название одежды военнослужащих) состоит в своей основе из шинели, мундира, брюк, головного убора и сапог. Военная форма всегда имела и имеет некоторое сходство с платьем, носимым в данное время. В тех государствах, где имелось кастовое устройство, одежда касты воинов была и обмундированием войска. Вообще говоря, первоначально каждый мужчина, способный носить оружие, был воином и выходил на войну в том платье, которое носил постоянно; доспехи специально воинские были весьма примитивны и разнообразны. Однако стремление отличать свои войска от неприятельских по возможности издали приводило уже в давние времена к тому, что старались иметь одноцветную одежду или по крайней мере отличительные знаки при разнообразной одежде. Если какой-либо род войска имел значение постоянного и почетного, он получал и отличительные знаки своего достоинства (например, отряд «бессмертных» или гвардия персидских царей).


Военная форма этрусков, воинов Эллады и легионеров Рима

Военная форма, по мнению историков, получила своё развитие в Спарте, но это было лишь последствием своеобразного устройства всего спартанского быта: регламентация, предписывавшая правила умывания, расписание блюд за обедом и т. п., не могла не коснуться такого важного события, как выступление на войну, и не предусмотреть цвета одежды, наиболее удобного для этой цели, — и спартанцы избирают красный цвет, чтобы текущая из ран кровь была менее заметна и не смущала малодушных. Удобство однообразного обмундирования не могло не быть осознано и другими греками, а за ними и римлянами. Римские легионы имели нечто вроде военной формы в современном смысле: одежду белого цвета, однообразное вооружение и доспехи, а на шлемах разноцветные, отличающие легион от легиона перья.

 


Военная форма римских воинов и варваров

В средние века войска, собственно говоря, не было, так как оно составлялось из вассалов и их оруженосцев и ратников; о каком-либо однообразии в военной форме не могло быть речи, но каждый носил отличительные знаки своего господина; покрой одежды также был приблизительно одинаковый, в зависимости от звания. Одежда богатых баронов и их слуг отличалась роскошью, которая была предметом соперничества между ними. Под военной формой в то время собственно следует понимать военные доспехи, в которых выходили в бой. Позже, при появлении наемных отрядов, замечается стремление со стороны их начальников одеть свои дружины однообразно; по цвету, преобладающему в их костюме, эти отряды наёмников получали иногда и свои названия. В начале нового времени постепенно заводятся постоянные армии, содержание которых во всех отношениях ложится на правительство.


Рыцари средневековья. Старинная гравюра.

Конец XVII века и всё XVIII столетие ознаменовались долгими и кровопролитными войнами между главнейшими государствами Европы; на войско в это время было обращено большое внимание. Это отразилось и на форме обмундирования войск, которые, особенно в гвардии, становились баснословно красивы, неудобны и дороги. Наибольшей роскошью отличалась военная форма во Франции и государствах, находившихся под ее влиянием. Скромнее других были обмундированы прусские и шведские войска. Французская революция и войны, последовавшие за ней, а затем постоянный рост армий под влиянием развития милитаризма повлекли за собой упрощение и удешевление военной формы. В настоящее время везде заметно желание упростить форму обмундирования войск и привести ее к тому, чтобы она была удобна, прочна, легко пригоняема, удовлетворяла климатическим условиям и не сильно обременяла солдата уходом за ней. В то же время военная форма войск должна быть достаточно красива и даже блестяща, чтобы содействовать подъему духа среди военных. Наиболее красивые и разнообразные формы во всех государствах принадлежат кавалерии, пехотные и вспомогательные войска имеют весьма скромную военную форму. Кроме того, форма обмундирования должна удовлетворять условию отличимости одной части войск от другой, чтобы принадлежность военнослужащего к его части была совершенно очевидна; это необходимо как для поддержания дисциплины, так и в видах развития солидарности между чинами одной части. Более чем когда-либо необходимо обмундирование войска с тех пор, как провозглашен принцип, что воюют государства посредством их вооруженных сил, а не все население. Требование, чтобы враг был открытый, обязывает воюющих носить форму, издали отличающую их от мирных жителей и в то же время имеющую особенности, которые не могли бы быть скоро и удобно скрываемы. Народное ополчение может носить различную военную униформу, которая должна иметь отличимые по крайней мере на расстоянии выстрела знаки (повязки, кресты и т. п.).
По материалам статьи профессора Санкт-Петербургского университета А. М. Никольского в энциклопедическом словаре Брокгауза Ф. А. и Ефрона И. А.
Военная форма на Руси XVII века

 

www.nitpa.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *