Военные училища — это… Что такое Военные училища?
ВОЕННЫЯ УЧИЛИЩА. Военныя училища, имѣющія цѣлью подготовить для арміи офиц. составъ, раздѣляются на спеціальныя, кавалерійскія и пѣхотныя (именуемыя военными). У насъ имѣется 3 спец. уч-ща: Ник. инженерное (въ Спб.) на 250 юнк.; артиллерійскія — Михайловское и Константиновское (оба въ Спб.) — на 425 юнк. каждое; кавалерійскія — Николаевское (въ Спб.), Елисаветградское и Тверское; военныя — Павловское и Владимірское (въ Спб.), Александровское и Алексѣевское (въ Москвѣ), Кіевское и Казанское. Кромѣ того, пр. по в. в. 1910 г. за № 243 преобразованы въ В. уч-ща (съ общимъ и 2 спец. классами) 5 уч-щъ, бывшихъ ранѣе пѣхот. юнкерскими, — Виленское, Одесское, Чугуевское, Тифлисское и Иркутское — и два казачьихъ, — Новочеркасское и Оренбургское. При реформѣ в.-учебн. зав-ній въ 60-хъ гг. прошл. стол. (см. Военныя гимназіи) б. рѣшено отдѣлить общее образованіе отъ спеціально военнаго и спец. классы старыхъ кад. к-совъ б. преобразованы въ В. училища. 25 авг. 1863 г. состоялось Выс. повелѣніе объ образованіи изъ Дворян. полка Константиновскаго В. уч-ща и объ учрежденіи двухъ новыхъ: Павловскаго (въ Спб. изъ Павловскаго кад. к-са) и Александровскаго (въ Москвѣ — изъ Александринскаго-Сиротскаго кад. к-са). По окончаніи лагер. сбора кадеты общ. классовъ б. переведены въ другіе к-са, и въ уч-ща принимались, гл. обр., воспит-ки воен. г-зій, при чемъ остальныя свобод. вакансіи предоставлялись молод. людямъ всѣхъ сословій, имѣвшимъ аттестаты о закончен. средн. образованіи. Въ 1867 г. порядокъ пріема былъ измѣненъ: правомъ на поступленіе въ В. уч-ща стали пользоваться только состоящіе на службѣ въ войскахъ юнкера и у.-оф-ры, принадлежащіе къ необязаннымъ рекрут. пов-стью сословіямъ, а также молод. люди изъ этихъ же сословій. Образоват. цензъ остался прежній. Съ 1894 г. (пр. по в. в. № 270) на поступленіе въ В. уч-ща (Павловское и Александровское) имѣютъ право: воспит-ки, окончившіе кад. к-са, и молод. люди, коимъ предоставлено существующими постановленіями право на поступленіе въ кад. к-са (кромѣ Николаевскаго, Сибирскаго и Донского), достигшіе 17-лѣт.
ve.academic.ru
Занятия. Особенности военного училища
Поначалу я хотел сделать эту статью длинной с подробным описанием лекций, семинаров, лабораторных работ и всего остального. Но, во-первых, впереди еще целая глава посвященная только учебе и там все это будет. А сейчас продолжим обзор распорядка дня и остановимся чисто на особенностях военного обучения.
На занятия ежедневно, кроме выходного воскресенья, отводилось три пары. Начало в 9.00, окончание в 14.15. Между парами большой перерыв 15 минут, а между академическими часами 5 минут. Вроде не много и учились, но нам хватало. Особенно если какие-нибудь полевые занятие или все три пары одной дисциплины, бывало и такое.
Какие же особенности?
Самое для меня удивительное это постоянное подведение итогов
Каждую неделю, каждый месяц и, естественно, семестр подводились итоги нашего обучения. В подразделении мы рассаживались на табуретках и происходила раздача. Выделялись лучшие и худшие.
То есть по каждой дисциплине выписывались оценки каждого курсанта за неделю (месяц, семестр) и все люди сортировались на отличников, хорошистов, троечников и двоечников:
- Если по всем предметам или по 75% дисциплин пятерки, а остальное хорошо – отличник.
- Если только хорошо или отлично, но пятерок меньше 75% — хорошист.
- Хотя бы одна тройка – троечник.
- Хотя бы одна двойка – двоечник.
И одно это иногда решало плохой ты или хороший. Потому что личная дисциплина и отличная служба в нарядах считались само собой разумеющимся явлением, за которые поощрять как бы и не стоит.
Именно так я, получив одну-единственную пятерку на семинаре по культурологи, в первую неделю учебы 2003 года стал отличником. И это позволило мне, чуть ли не единственному со всего курса (кроме поступивших солдат, которые неделей раньше во время присяги стояли в наряде) пойти в первое увольнение. Остальных увольнения лишили за плохой внутренний порядок, я писал об этом здесь.
Но никогда после мне не удалось быть даже хорошистом именно по итогам недель. Правда и двоечником не был. Всегда с тройками. Что не мешало мне сдавать сессию за сессией только на отлично. (Как же я чертовски скромен!).
Назначение дежурного
Ежедневно назначался дежурный по учебной группе. В нашем высокоорганизованном взводе это был утренний уборщик, чтобы не было путаницы и несправедливости. И хотя я писал, что назначался он из особо чахлых не желающих бегать на зарядке, но так было не всегда. К старшим курсам очередной уборщик назначался по кроватям. Вот как спали, так по очереди и убирали утром казарму. Это было удобно, потому что всегда можно было примерно знать свой день когда ты дежурный.
Что крайне важно, и вот почему. В обязанности дежурного входило явиться первым к преподавателю. Спросить что нужно, взять мел, карты (топографические), настроить лектор, подготовить доску и всякое такое. Дежурный командовал при входе преподавателя всем встать и докладывал, что такая-то учебная группа в количестве стольки-то человек на занятия прибыла. А на доске был написан расход личного состава. По списку, налицо, наряд, санчасть, отпуск или еще где и сколько.
Запомните: слово НАЛИЦО пишется слитно! Сколько человек пострадало от насмешек особо ревнивых до русского языка преподавателей. Частенько они спрашивали «на чьё лицо?», когда было написано раздельно. Хотя некоторым было не важно.
Так вот если с гражданскими преподавателями было проще, то на кафедру нашей тактики «Тактики восковой ПВО» было категорически трудно просто правильно войти в кабинет к преподавателю. Были они все не ниже подполковника, а в основном полковники. Служивые и заслуженные. Не без снаряда в голове многие. И тогда начинались попутные изучения уставов Внутренней службы и Строевого. Вспомнишь – вздрогнешь.
А имея на руках расписание и зная свою дату дежурства можно было вычислить хороший будет день или не очень. И теперь про расписание.
Собственно расписание
Это еще одна замечательная особенность военного образования. У меня сейчас младшая сестра учится в одном государевом вузе, так для нее не ведомо какие пары и когда поставят раньше, чем за несколько дней до их начала. Такое просто невозможно в военном училище.
Перед стартом каждого семестра в каждое подразделение выдаются отпечатанные в типографии академии (а такая есть!) расписания занятий на весь семестр включая экзамены. За полгода мы знали в каком кабинете, во сколько и кому я буду сдавать экзамен, зачет или еще что-то по той или другой дисциплине.
В специальном зашифрованном виде из букв, цифр и кружочков было записано все. Название предмета, номер темы и занятия, номер учебного корпуса и кабинета, вид занятия и фамилия преподавателя. И ни разу за пять лет не было ни одной замены! Я не знаю сколько человек занимались его разработкой, кто эти люди и даже где они находились. Но это гении. Представьте себе синхронизировать учебный процесс целой академии с примерно полутора тысячей обучающихся. Продумать, кто в каком классе будет сидеть, кто им преподавать и чтобы ничего нигде не пересеклось. Крутые ребята!
Как выглядело само расписание занятий ниже, а вот увеличенный фрагмент:
Разберем первую дисциплину на примере:
- РЦС – Радиотехнические цепи и сигналы (название дисциплины)
- 6/63 лр – тема 6, занятие № 63, лр – лабораторная работа.
- 3/309 – номер корпуса и номер аудитории.
- 1109, 1108 – номера преподавателей (где 11 – номер кафедры, вторая группа цифр преподавателя непосредственно).
- Дальнейшая волнистая линия со стрелкой означает, что лабораторная на две пары.
Обратите внимание на линию выше 6 числа вместо занятий и начало такой же линии 13 числа. Это большой наряд. В этот день для взвода занятия не планировались. Мы заступали в караул (от 13 до 15 человек), а остальные в другие виды нарядов академии. Об этом позже.
Все преподаватели были расписаны в аннотации под расписанием, но мы их и так знали, поэтому эту часть обычно отрезали. После этого расписание ламинировалось скотчем сзади и носилось сложенное вчетверо все полгода. Дни постепенно вычеркивались. К концу семестра изрядно потрепанное расписание было как карта боевых действий. Я их старался сохранить. Правда, сейчас навскидку нашел только одно:
221 учебная группа. 3 семестр 2004-2005 учебного года
Раритетнейший раритет. Первый семестр второго курса 2004-2005 учебный год. В расписании есть даже день донора. Правда я был в колхозе как гласит запись. А сзади лично я и еще один мой товарищ записывали свои наряды. Для порядку. Хотя листы нарядов как положено велись замкомвзводом.
Понатужившись, могу вспомнить только несколько раз, чтобы пришел не тот самый препод, который указан в расписании, да и то из гражданских. Точно! Болела как-то преподаватель математики. Всё!
Простор для маневра
Такое жесткое расписание давало место для действий. Однажды я повздорил с прапором-лаборантом одной из кафедр. Дело дошло до начальника кафедры, разобрались и выяснилось, что я прав. Эту показательную сагу я, возможно, как-нибудь распишу, сейчас другое. Полковник извинился, мы вроде как историю замяли, но перед самой сессией до меня через сына одного из преподавателей, по совместительству моего сослуживца дошли сведения, что есть мысль меня зарезать на одном из двух экзаменов этой кафедры. Так как преподаватели прониклись сочувствием к прапорщику.
По одной из дисциплин я шел на «автомат», так как у меня было подряд несколько пятерок, а препод вначале года обещал амнистию таким сознательным военным. И вот грядет последнее перед зачетом с оценкой (страшнее экзамена) занятие. Семинар. На котором я сто пудово получу тройку если не двойку и хана мне. А предмет мутный шокапец. Сдавать его мне в принципе не грело, а при таких раскладах и вовсе. Но есть расписание! Я же знаю когда он семинар этот. Короче, я попросил спрятать меня в наряд по роте на этот день да и все дела. И овцы сыты и волки целы. Автомат я получил-таки.
На этом пока хватит про учебу.
К содержанию
etokakru.ru
Национальное военное училище — это… Что такое Национальное военное училище?
Ворота училищаНациональное военное училище (Prytanée National Militaire), бывший коллеж Генриха Великого — учебное заведение во Франции, управлямое военным ведомством, предоставляющее традиционное полное среднее образование, а также специальные подготовительные классы на уровне первого года обучения в университете для студентов, намеревающихся поступать в Сен-Сир и другие военные академии Франции. Учебное заведение находится в западной части Франции в городе Ла Флеш.
В королевской Франции
Замок Ла Флеш в XVIII векеВ XVI столетии Франсуаза Алансонская, бабушка будущего короля Генриха IV заложила дворец-замок в Ла-Флеше, где в 1552 обосновались будущие родители Генриха IV — Антуан де Бурбон и Жанна д’Альбре. В 1604 году Генрих IV передал замок иезуитам с целью основания там «колледжа Генриха Великого» для отбора и обучения лучших умов времени. В 1607 был утверждён устав заведения и начались длительные строительные работы. Среди учеников первых лет был Рене Декарт (класс 1607—1615). После смерти короля Генриха в училище была построена церковь, в которой захоронены сердца Генриха и его супруги, Марии Медичи. Начиная с 1650 в училище поступают многие иностранцы; современники перечисляли «американцев, индейцев, татар, русских и даже китайцев». Во времена расцвета училища иезуитов здесь жило до 1500 воспитанников при 120 преподавателях. Среди выпускников этого периода — Ларошфуко, Пьер Сегюр, Жан Пикар и маршал Фитцджеймс.
В 1764 иезуиты были изгнаны из страны, и училище закрылось на два года. Людовик XV учредил в Ла Флеш кадетский корпус — среднее учебное заведение для подготовки поступающих в учреждённую в 1750 École Militaire. Создание корпуса было частью военной реформы, последовавшей за поражением Франции в Семилетней войне. В него принимали до 250 учеников из благородных домов. В 1776 училище было вновь закрыто, но вскоре возобновлено Людовиком XVI. В 1793, в ходе революции, училище было вновь и надолго закрыто.
При Наполеоне и при Республике
Присяга, 1950-е годыВ 1808 Наполеон Бонапарт перевёл в Ла Флеш кадетский корпус из Сен-Сира. Это было завершающим звеном целого ряда перемещений национальных учреждений, толчком к которому послужило устройство в Фонтенбло императорского дворца и переезд военного училища Фонтенбло — в Париж. Название Prytanée (Притане́ум), данное Наполеоном, заимствовано из греческой истории. Пританеями в древних Афинах называли выборных чиновников городского самоуправления. Пройдя череду переименований, Prytanée National действует по сей день как закрытое среднее учебное заведение. Выпускники училища по-прежнему в основе своей поступают в военные академии, но не обязаны этого делать, — часть выпускников поступает в обычные, гражданские, университеты и никогда не вступает в военную службу.
Cреди ныне живущих выпускников училища — инженер Мишель Вирложё (руководитель проекта виадука Мийо), астронавты Патрик Бодри и Жан-Франсуа Клерво.
См. также
Ссылки
dic.academic.ru
Военное образование — это… Что такое Военное образование?
подготовка кадров для различных видов вооружённых сил, родов войск и специальных войск. Под термином «В. о.» понимается совокупность систематизированных знаний по фундаментальным (общественным, физико-математическим, химическим и др.) и специальным военным наукам и навыков, необходимых офицерам и другим военнослужащим для практической деятельности. Зарождение и развитие В. о. тесно связано с развитием военной науки (См. Военная наука) и военного искусства (См. Военное искусство). Становление В. о. как самостоятельной отрасли специального образования, как системы подготовки военных кадров началось в конце 17 — начале 18 вв., когда в ряде стран Европы стали создаваться специализированные Военно-учебные заведения. В дальнейшем, в связи с оснащением армий военной техникой и вооружением, развитием теории и практики военного дела, появилась необходимость в различных ступенях В. о. и в подготовке военных специалистов по более узким отраслям военных знаний (артиллеристов, связистов, химиков и др.).В Советском государстве первые шаги в области В. о. были сделаны сразу же после Великой Октябрьской социалистической революции. Организуя работу по созданию Красной Армии, Коммунистическая партия исходила из ленинского положения о том, что только командиры, в совершенстве владеющие военным делом, вышедшие из народа, способны правильно понять политику Коммунистической партии и Советского государства и отстаивать её до конца.
В СССР создана стройная система различных по уровню и профилю подготовки военно-учебных заведений, в которых военнослужащие получают систематизированные военные, политические, инженерно-технические и специальные знания и необходимые навыки по всем отраслям военной науки; овладевают марксистско-ленинской методологией, знаниями законов вооружённой борьбы и научно обоснованными методами боевого применения вооружения и техники. Принято различать три ступени В. о.: высшее, среднее и начальное.
Высшее военное образование получают слушатели командных военных академий (факультетов) и некоторых высших училищ. Лица, получающие высшее В. о. по командному профилю, изучают общественные науки, оперативное искусство, общую тактику, тактику родов войск и специальных войск, историю войн и военное искусство и др. Важное место отводится технической подготовке (изучению тактико-технических свойств вооружения и боевой техники, её устройства, боевого применения, эксплуатации и др.), изучению оружия массового поражения армий капиталистических государств и защиты от него, строевой и физической подготовке, знанию иностранных языков.
Основным содержанием высшего военно-политического образования является фундаментальное изучение общественных наук, военной педагогики и военной психологии, организации партийно-политической работы в войсках. Наряду с этим изучаются оперативно-тактические дисциплины, иностранные языки и др. Большое внимание уделяется технической подготовке, а также знанию оружия массового поражения армий капиталистических государств и организации защиты от него.
Лица, получающие военно-инженерное образование по различным специальностям и высшее военно-специальное образование (медицинское, финансовое, музыкальное, физкультурное и др.), изучают общественные науки (историю КПСС, марксистско-ленинскую философию, политическую экономию, научный коммунизм), общенаучные, общеинженерные (для технических специальностей) и специальные дисциплины (как правило, в таком же объёме, как и в соответствующих гражданских вузах — авиационных, радиотехнических, транспортных, строительных, медицинских, финансовых и др.), а также военные, оперативно-тактические и военно-специальные дисциплины, необходимые специалистам данного профиля для выполнения служебных обязанностей в войсках. Кроме разносторонних теоретических знаний, выпускники высших военно-учебных заведений получают практические навыки по специальности путём стажировок в войсковых частях и на кораблях, при прохождении производственной и технологической практики на промышленных предприятиях, ремонтных заводах, базах, арсеналах, клиниках и т.д. По многим специальностям высшего военного, военно-политического, военно-инженерного, военно-специального образования существует заочная форма обучения (объём и содержание изучаемых дисциплин те же, что и при очном обучении). Срок обучения в высших учебных заведениях, как правило, 3—4 года для офицеров и 5 лет — для других категорий.
Среднее военно-техническое и военно-специальное образование в Вооружённых Силах СССР осуществляется в системе командно-технических, технических и специальных военных училищ. В зависимости от получаемой квалификации в средних военных училищах предусматривается изучение следующих дисциплин: социально-экономических (история КПСС, партийно-политическая работа, основы военной педагогики и военной психологии), тактических и общевоенные (тактическая, огневая, строевая и физическая подготовка, уставы Вооружённых Сил СССР, история военного искусства, военная администрация, оружие массового поражения и защита от него и др.), общеобразовательных и общетехнических (основы высшей математики, техническая механика, техническое черчение, иностранный язык и др.). Учебные планы военных училищ, которые дают среднее военно-техническое и военно-специальное образование, рассчитаны на 3 года. Более половины всего учебного времени отводится изучению профилирующих дисциплин и практической подготовке по специальности. Количество специальных дисциплин и учебное время на их изучение для каждого военного училища зависят от профиля подготовки и получаемой специальности.
Завершающим этапом при получении В. о. по командным, политическим, медицинским, финансовым и некоторым другим специальностям является сдача государственных экзаменов, по инженерным специальностям — защита дипломного проекта (дипломной работы) в государственной экзаменационной комиссии. Лицам, успешно сдавшим государственные экзамены или защитившим дипломный проект (работу), выдаются диплом о высшем (среднем) военном, военно-политическом, военно-инженерном или военно-специальном образовании с присвоением соответствующей квалификации и нагрудный знак установленного образца. Окончившим средние военные училища выдается диплом общесоюзного образца с присвоением соответствующей квалификации (техник-механик, техник-строитель и др.).
Начальное военное образование, т. е. образование военнослужащих рядового (сержантского) состава, предусматривает получение политических, военных и специальных знаний, а также практических навыков, необходимых для выполнения обязанностей по службе как самостоятельно, так и в составе расчёта, экипажа, отделения и др. Обязательным является изучение уставов Вооружённых Сил СССР (см. Уставы воинские), знание материальной части оружия, боевой техники и способов их применения в бою. Начальное В. о. складывается из начальной военной подготовки учащейся молодёжи, которая проводится в соответствии с Законом о всеобщей воинской обязанности, принятым Верховным Советом СССР (12 октября 1967), в 9—10-х классах общеобразовательных школ, в профессионально-технических и средних специальных учебных заведениях (см. Вневойсковая подготовка), а также обучения воинов в период прохождения военной службы (См. Военная служба). Суворовцы и нахимовцы получают начальное В. о. в процессе обучения в училищах наряду с полным общим средним образованием (см. Суворовское училище, Нахимовское училище).В. М. Конопляник.
dic.academic.ru
Мандатная комиссия в военном училище – что это такое
Что проверяет мандатная комиссия при поступлении?
При поступлении в военное училище проверяют прежде всего состояние здоровья, что вполне объяснимо и логично. Если медицинская комиссия находит какие-то отклонения, то отказ следует незамедлительно и без объяснения причин.
Правда, абитуриент, если у него нелады со здоровьем, и сам прекрасно поймет, почему его не допустили к экзаменам. Со сдачей вступительных экзаменов по предметам обучения тоже все понятно – все школьные огрехи в преодолении наук обязательно всплывут на поверхность, и расплачиваться за них придется горько.
Но абитуриенту нужно преодолеть еще одно препятствие – мандатную комиссию.
Из всех испытаний на пути к зачислению в военное училище она самая скрытная, непонятная и таинственная. Название ее происходит от слова «мандат», что означает документ, дающий полномочия на принятие определенных решений, зачастую судьбоносных.
Отсюда – мандатная комиссия, то есть орган, члены которого наделены мандатом (или мандатами), позволяющим им решать, стал абитуриент курсантом или отправляться ему обратно домой или в воинскую часть, из которой он прибыл на вступительные экзамены.
В состав мандатной комиссии входят люди, имеющие непосредственное отношение к училищу (офицеры на руководящих должностях, врачи из медкомиссии, психологи). Присутствие самого абитуриента на заседании медкомиссии не обязательно, но крайне желательно.
Иногда мандатная комиссия определяет судьбу соискателя задолго до вступительных экзаменов. Это практикуется в училищах, где необходима, так называемая, незапятнанная биография: в учебных заведениях ФСБ, МВД, некоторых других.
Проверяют наличие судимости, родственников за границей, участие в протестных акциях и т. д. Такой подход к проверке на лояльность тоже вполне логичен. Ну, какой, допустим, выйдет из молодого человека офицер полиции, если ранее он привлекался к уголовной ответственности за драку, пусть даже и получил условный срок.
Согласитесь, полицейский, имевший конфликт с полицией, – нонсенс. По тем же статьям проверяют также близких родственников (отец, мать, братья, сестры). Конечно, до бабушек и дедушек копать не будут, поэтому если в каком-то дальнем колене и был грешок, его просто могут не заметить.
При поступлении в училища Министерства обороны абитуриенты такой жесткой проверке не подвергаются, но коль скоро молодой человек дошел до конечного этапа поступления, а таковым мандатная комиссия и является, то там его могут огорошить самыми неожиданными вопросами.
Однако, начинают всегда с простого: “Зачем вы поступаете в наше военное училище?” Отвечают по-разному, в основном правильно, так, как нравится членам комиссии и как положено. Все ответы переполнены патриотическим пафосом, что вполне соответствует гражданской позиции молодых людей, посвящающих себя военной службе.
Могут поинтересоваться, были ли приводы в полицию. Многих подобные вопросы приводят в смущение. Дело в том, что если кому-то с полицией сталкиваться все-таки приходилось, то это случалось в результате школьной драки, безобидных шалостей и шуток, о которых узнал участковый.
В целом, на такие проступки смотрят с усмешкой, но молодые люди не знают, как отвечать – врать вроде бы нехорошо, а сказать правду боязно. В любом случае получается замешательство. Поэтому лучше отвечать откровенно, детально объясняя, как все происходило.
Если председатель комиссии (в основном это старший офицер из руководящего состава училища) выглядит грозно, но задает вполне адекватные, с точки зрения абитуриента вопросы, то с психологом все наоборот. С виду это милый, иногда даже тщедушный человек, с добрыми глазами, но его вопросы не только кажутся странными, но часто несуразными.
Он может поинтересоваться такими интимными деталями личной жизни, как, например, отношением к лицам того же пола. Причем будет ожидать ответа, совершенно не конкретизируя вопрос. Как и что отвечать абитуриенту, зависит от него самого, и в этом вся уловка.
Исходя из ответа, психолог будет судить не столько о выше упомянутых отношениях, а о стрессоустойчивости и состоянии психики абитуриента.
В целом, на мандатной комиссии относятся к поступающим довольно лояльно, и если абитуриент прошел все предыдущие испытания успешно, к нему не будут придираться. Строгость членов комиссии скорее напускная, истинная отношение ее членов к абитуриентам – доброжелательность.
Однако, относиться к этому заключительному этапу проверки при поступлении в военное училище нужно серьезно – внешние данные и внутренний мир абитуриента оценивают те, кто будет его учить и воспитывать в течение всего периода учебы.
И эти опытные, прекрасно разбирающиеся в человеческих натурах люди будут стараться отобрать достойных, тех, кто не подведет в критической ситуации и на кого можно всегда положиться.
srochnyj-zaym.ru
Московское высшее военное командное училище
Московское высшее военное командное Орденов Ленина и Октябрьской Революции Краснознамённое училище (МВВКУ) | |
Годы существования | 8 (21) декабря 1917 года — |
---|---|
Страна | Россия |
Входит в | Западный военный округ |
Тип | Высшее учебное военное заведение |
Численность | около 4 000 человек |
Дислокация | Москва |
Знаки отличия | |
Командиры | |
Действующий командир | Генерал-майор Напреенков М. А. |
Известные командиры | Начальники. См. список. |
Московское высшее военное командное училище (МВВКУ) — высшее военное учебное заведение вооружённых сил Российской Федерации.
Училище готовит командный состав с высшим военно-специальным образованием для мотострелковых войск (пехота), сухопутных войск ВС России.
Об училище
Продолжительность обучения — 4 года; выпускникам присваивается воинское звание «лейтенант». В 1958—1998 годах называлось Московское высшее общевойсковое командное училище (МВОКУ), в 1998—2005 гг. — Московский военный институт (МВИ).
Единственный в России военный ВУЗ, имеющий почётное право проводить выпуск молодых офицеров на Красной площади. В училище получили первоначальное военное образование 551 генерал и 5 маршалов: маршалы П. К. Кошевой, С. С. Бирюзов, Д. Т. Язов, Главный маршал бронетанковых войск П. А. Ротмистров, Маршал артиллерии К. П. Казаков.
День училища — 15 декабря.
Начальник училища — генерал-майор М. А. Напреенков.
Адрес: 109380, город Москва, улица Головачёва, дом № 2.
В городе Ногинск-2 расположен учебный центр — полигон МВВКУ, где курсанты проводят практические занятия по огневой, тактической подготовке и вождению боевых машин.
Служба по призыву
В МВВКУ также проходят службу по призыву, в батальоне обеспечения учебного процесса (БОУП). БОУП разделен на шесть рот. Одна из них, ремонтная рота, находятся в самом МВВКУ в Москве (с 01.11.2010 автомобильной роты и 3 РУМ не существует), а пять рот расположены на полигоне МВВКУ в г. Ногинск-2 (1, 2 РУМ, танковая рота, рота обеспечения и полигонная рота).
История
Памятник в с. Ярополец- 7 июля 1918 — 1-я Московская революционная пулемётная школа была объединена со 2-й Московской пулемётной школой, получив название 1-е Московские пулемётные курсы РККА.
- Сентябрь 1918 — пулемётные курсы передислоцированы в Кремль и пришли на смену латышским стрелкам, отправленным на фронт, и которые до этого несли службу по охране Кремля.
- Январь 1919 — пулемётные курсы были переименованы в Первые московские пулемётные курсы по подготовке командного состава РККА. Таким образом, на территории Московского Кремля была создана школа красных командиров, которых стали называть «Кремлёвскими курсантами» и/или «Кремлёвцами». На кремлёвских курсантов были возложены задачи охраны и обороны Кремля, обеспечения безопасности руководителей государства и правительства, участия в охранных мероприятиях во время встреч руководителей государства и правительства с представителями зарубежных стран, осуществление пропускного режима и поддержание порядка на территории Кремля.
- 3 февраля 1921 — 1-е Московские пулемётные курсы за особые заслуги в деле защиты Советской республики и за образцовую охрану Кремля были реорганизованы в школу, которой было присвоено имя ВЦИК и переведены на трехгодичный срок обучения. Новое название: 1-я Советская объединённая военная школа РККА им. ВЦИК.
- 1924—1935 — кремлёвские курсанты несут службу у входа в Мавзолей Ленина, где по решению Президиума ВЦИК учреждён почётный караул (Пост № 1).
- Октябрь 1935 — школа ВЦИК переводится с территории Кремля в Лефортово, а задачи по охране Кремля передаются батальону особого назначения (позже — Полк специального назначения).
- 16 марта 1937 — школа переименована в Московское военное училище им. ВЦИК.
- 16 декабря 1938 — школа награждена орденом Красного Знамени и переименована в Московское пехотное училище им. Верховного Совета РСФСР.
- 24 декабря 1938 — Приказом Народного Комиссара Обороны СССР № 264 день 15 декабря был установлен как юбилейная дата училища.
- Август 1939 — весь выпуск был направлен для борьбы с японскими захватчиками в район реки Халхин-Гол.
- 12 октября 1941 — отдельный курсантский полк училища (ОКП), совершив за сутки 80-км марш, принял в составе 16 армии Рокоссовского первый бой на Волоколамском направлении на восточном берегу реки Лама. Впоследствии на братской могиле Кремлевцев в с. Ярополец был установлен мемориал.
- 2 ноября 1941 — материально-техническая база училища была эвакуирована в город Новосибирск.
- 6 декабря 1941 — (то есть после перехода 5 декабря 1941 года Советских войск в общее контрнаступление под Москвой) отдельный курсантский полк был расформирован, поскольку выполнил поставленную задачу по обороне Москвы. Курсанты старших курсов, получив звание лейтенант, были направлены в части действующей армии, а командный и преподавательский состав и 158 курсантов вернулись в училище, так как война потребовала резко усилить подготовку общевойсковых командиров.
Начальники училища
Литература
Ссылки
Примечания
dic.academic.ru
Одесское военное училище — это… Что такое Одесское военное училище?
Одесское военное училище | |
Годы существования | 1865—1918 |
---|---|
Страна | Россия |
Тип | Среднее военное училище |
Функция | Подготовка командного состава |
Девиз | Один — за всех, и все — за одного! |
Оде́сское вое́нное учи́лище (до 1910 года — Одесское пехотное юнкерское училище) — военно-учебное заведение Российской императорской армии, готовившее офицеров пехоты, расквартированное на Итальянском бульваре. Училищный и храмовый праздники — 23 апреля.
История
Основано 27 июня 1865 года как Одесское пехотное юнкерское училище на 200 юнкеров в ходе военной реформы, проводимой под руководством военного министра Д. А. Милютина. В своих воспоминаниях Милютин особо отмечал, подводя итоги 1865 года:
По части военно-учебной: средства для снабжения армии офицерами увеличились в 1865 г. открытием шести новых юнкерских училищ в дополнение к прежним четырём, а именно: четырёх пехотных — в Киеве, Чугуеве, Одессе и Риге — и двух кавалерийских — в Твери и Елизаветграде[1]
Первым начальником училища стал переведённый с должности младшего помощника начальника военно-учёного отделения Главного управления Генерального штаба капитан Генерального штаба И. И. Ордынский, возглавлявший училище на протяжении восьми с половиной лет; впоследствии — генерал от инфантерии, член Педагогического комитета Главного управления военно-учебных заведений.
С 1902 года училище состояло из 2-х специальных класса и одного общего. Приказом по военному ведомству № 243 от 31 мая 1910 года, с 1 сентября 1910 года Одесское пехотное юнкерское училище было переименовано в Одесское военное училище, без изменения действующих штатов[2].
Накануне Первой мировой войны училище состояло из 4 рот, насчитывало 400 штатных юнкеров и 35 — сверхштатных; в числе 22 офицеров училища находились[3] начальник училища, инспектор классов и его помощник, 4 ротных командира, 8 младших офицеров, адъютант, заведующий хозяйством, казначей, три офицера, прикомандированные для преподавания военных наук и один офицер — штатный преподаватель.
В январе 1918 года — «Сборный ударный отряд», составленный из юнкеров Одесского военного училища и 1-й и 2-й Одесских школ прапорщиков активно участвовал в боях с восставшими советскими частями и отрядами красногвардейцев. Будучи окруженный большевиками, оказал стойкое сопротивление, но понёс значительные потери. На 3-й день борьбы по приказу начальника училища юнкера покинули здание училища, пробились через охранение Красной гвардии и малыми группами и в одиночку направились на Дон, где приняли активное участие в Гражданской войне на Юге России.
Начальники
- 04.06.1865 — 31.10.1873 — капитан Генерального штаба (с 30.08.1869 полковник) Ордынский, Иван Иванович
- 1874 — 1880 — полковник Лазаревич, Николай Васильевич
- 29.05.1880 — 21.01.1884 — полковник Сидоренко, Николай Максимович
- 12.02.1884 — 28.02.1888 — полковник Поль, Александр Карлович
- 16.03.1888 — 26.07.1891 — полковник Протопопов, Александр Павлович
- 02.08.1891 — 04.09.1896 — полковник Воронец, Дмитрий Николаевич
- 29.05.1898 — 22.08.1903 — полковник (с 06.04.1903 генерал-майор) Ферсман, Евгений Александрович
- 22.08.1903 — 02.11.1908 — полковник Микулин, Иосиф Александрович
- 27.11.1908 — после 10.07.1916 — полковник (с 01.09.1910 генерал-майор) Голеевский, Максимилиан Николаевич
- 1917 — полковник Кислов, Александр Ильич
Известные выпускники (года)
- Аргеев, Павел Владимирович (1914) — выпущен в 29-й пехотный Черниговский полк
- Вазов, Георги Минчев (1880)
- Васильев, Павел Михайлович
- Вержбицкий, Григорий Афанасьевич (1897) — выпущен в 30-й пехотный Полтавский полк
- Гандзюк, Яков Григорьевич (1895) — выпущен подпрапорщиком в 61-й пехотный Владимирский полк
- Гарькавый, Илья Иванович (1916)
- Гонтарев, Борис Викторович (1905) — выпущен подпоручиком в 250-й Ахульгинский резервный батальон
- Грушецкий, Владислав Флорианович — после училища служил в 56-м Сибирском пехотном полку в должности младшего офицера учебной команды и командира роты.
- Гулидов, Владимир Платонович (1897) — выпущен подпрапорщиком в 55-й пехотный Подольский полк
- Драценко, Даниил Павлович (1897) — выпущен в 37-й пехотный Екатеринославский полк
- Калинин, Константин Алексеевич (1912) — выпущен по 1-му разряду
- Капустянский, Николай Александрович (1904) — военный деятель Украинской Народной Республики и украинской эмиграции, мемуарист
- Келлер, Николай Карлович (1894)
- Коленковский, Александр Константинович (1900) — выпущен подпоручиком в 52-й пехотный Виленский полк
- Котов, Николай Яковлевич — выпущен подпоручиком
- Коцюбинский, Юрий Михайлович (1916)
- Матиасевич, Михаил Степанович
- Михайлов, Михаил Пантелеймонович (1876) — выпущен прапорщиком в Люблинский 59-й пехотный полк
- Нагурский, Ян Иосифович (1909) — выпущен подпоручиком в 23-й Восточно-Сибирский стрелковый полк
- Николаев, Данаил Цонев (1875) — выпущен в 54-й Минский пехотный полк
- Очеретько Митрофан Михайлович (укр.)русск. (1910) — выпущен подпоручиком в 71 Белевский пехотный полк. В 1915 г. удостоен ордена Св. Георгия 4-й степени[4].
- Потоцкий, Александр Александрович (1886) — выпущен в 57-й пехотный Модлинский полк.
- Пумпурс, Андрейс (1878)
- Сальников, Дмитрий Николаевич (1904) — выпущен подпоручиком в 8-й стрелковый полк
- Стеллецкий, Борис Семёнович (1894) — выпущен в 7-й пехотный Ревельский полк
- Терентьев, Герасим Львович — жандармский полковник, начальник Орловского, Екатеринославского, Казанского губернских жандармских управлений.
- Удовиченко, Михаил Дмитриевич — командир 16-го стрелкового полка, георгиевский кавалер. Последний награжденный орденом Святого Георгия 3-й степени.
- Черепов, Александр Николаевич (1889) — выпущен в 136-й пехотный Таганрогский полк
Интересные факты
Бывали и эпизоды явного вовлечения юнкеров в свои сети практичными мамашами. В то время только эпизоды. Но в девятисотых годах на этой почве выросло бытовое явление. Вокруг некоторых училищ — особенно славилось Одесское юнкерское — плелась паутина всякими салопницами, вдовами мелких чиновников и другими неопределенного социального положения особами, обремененными дочками на возрасте. Игра начиналась случайным будто бы знакомством с юнкером, о котором, конечно, наводились заранее справки. Он приглашался в дом и понемногу становился «своим», проводя там все отпускные дни, пользуясь заботами и ухаживанием. Ко времени производства в офицеры эта близость превращалась обыкновенно в жениховство и кончалась разно: свадьбой, житейской драмой или просто на ветер выброшенными временем и мамашиными деньгами
— Деникин А. И. Старая армия. Офицеры. — М.: Айрис-пресс, 2005. Том 2, с. 240
Примечания
- ↑ Милютин Д. А. Воспоминания генерал-фельдмаршала графа Дмитрия Алексеевича Милютина. 1865—1867. / Под ред. Л.Г. Захаровой. — М., 2005. — С. 188.
- ↑ Сборник приказов по военному ведомству за 1910 год. — СПб., 1910. — С. 378. Тем же приказом были преобразованы в военные училища и остальные остававшиеся к этому времени в русской армии пехотные юнкерские училища (Виленское, Чугуевское, Тифлисское и Иркутское)
- ↑ Общий список офицерским чинам русской императорской армии на 1 января 1910 года. — СПб., 1910. — Стб. 906-907
- ↑ Кавалер ордена Св. Георгия Очеретько Митрофан Михайлович
Литература
- Памятка Одесского военного училища о георгиевских кавалерах, бывших воспитанниках училища. Одесса, 1913.
- Дмитриев В. И. Рюрик. (Юнкерский папаша). Сост. по воспоминаниям юнкеров и офицеров Одес. пехотного юнкерского училища В. И. Дмитриев. Одесса, тип. Б. Сапожникова, 1900. VI, 94 с.
- Жилинский И. Рюрик.-В кн.: Жилинский И. «Рюрик». (Из воспоминаний об Одес. юнкерском училище).-Дмитриев В. «Юнкерские сти хотворения». Спб., 1908, с. 5-22.
- Эл П. Воспоминания старого юнкера. // ОЖ, 1911, № 254, с. 2324—2326.
Ссылки
ushakov.academic.ru