Битва за Атлантику (1939—1945) | ||
---|---|---|
Основной конфликт: Вторая мировая война | ||
Офицеры на мостике британского эсминца ведут наблюдение. Конвой октября 1941. | ||
Дата | 3 сентября 1939 – 7 мая 1945 | |
Место | Атлантический океан, Северное море, Норвежское море, Ирландское море, Море Лабрадор, Залив Святого Лаврентия. | |
Итог | Победа союзников. | |
Противники | ||
|
Вторая мировая война: боевые действия в Атлантике
Главные усилия фашистской Германии и ее европейских союзников летом и осенью 1941 г. были сосредоточены на ведении войны против Советского Союза. В связи с этим активность действий на других фронтах второй мировой войны, в частности в Атлантике, снизилась. Это вытекало из планов гитлеровского руководства, намеревавшегося в короткой кампании разгромить Советский Союз.
На восточном фронте против СССР Германия использовала не только основные силы сухопутных войск и авиации, но и часть флота. Вместе с тем немецкое командование стремилось всячески препятствовать судоходству Великобритании.
В рассматриваемый период основной целью действий немецкого флота в Атлантике являлось уничтожение торговых судов, чтобы затруднить доставку в Англию вооружения, стратегического сырья и продовольствия.
На 1 июля 1941 г. военно-морской флот рейха имел в своем составе 5 линейных кораблей, в том числе 3 новых («Тирпиц», «Шарнхорст», «Гнейзенау»), 4 тяжелых и 4 легких крейсера, 43 эсминца и миноносца, 161 подводную лодку, а также несколько эскадрилий авиации.
В Атлантике немецкое командование использовало преимущественно подводные лодки. Из списочного состава в строю насчитывалось лишь 46 лодок. Около трети из них находилось в базах и примерно столько же — в районах боевых действий и на переходах туда и обратно. В конце июня и первой половине июля 1941 г. в Северной Атлантике действовало только 15 немецких лодок. Большую часть подводных сил Германии составляли лодки, проходившие после достройки боевую подготовку, и учебные подводные лодки. Характеризуя морскую обстановку летом 1941 г., К. Дениц отмечал: «Иногда на позициях в Атлантике находились всего четыре лодки…» Эти малочисленные подводные силы к тому же не обеспечивались данными воздушной разведки.
25 июля главнокомандующий военно-морским флотом Германии адмирал Э. Редер, докладывая Гитлеру о перспективах подводной войны, признал, что попытки прервать английские коммуникации в западных районах Атлантики не привели к успеху. Отсутствие дальней воздушной разведки, ограниченное число действующих лодок и недостатки в подготовке экипажей значительно затрудняли обнаружение конвоев на широких просторах океана.
В целях повышения эффективности использования подводных лодок в борьбе на море немецко-фашистское командование предполагало переместить район их боевых действий из центральной части Северной Атлантики к побережью Англии. Необходимость такой меры вызывалась увеличившейся продолжительностью темного времени суток, в течение которого подводные лодки могли более успешно использоваться против флота противника, и возможностью выработки новых форм их взаимодействия с воздушной разведкой.
В Атлантике действовали также итальянские лодки. Они базировались в Бордо, а патрулировали в районе Азорских островов. Но результаты их боевой деятельности были незначительными.
Главной задачей британского флота в Атлантике оставалась защита прибрежных районов, океанских коммуникаций, связывавших Англию с США, Канадой, странами Латинской Америки, Юго-Восточной Азией, Индией и Австралией, а позднее и с Советским Союзом. Значительное внимание английское командование уделяло нарушению морских сообщений Германии вдоль европейского побережья.
В июне 1941 г. в английском флоте имелось 13 линкоров, 2 линейных крейсера, 7 авианосцев, 68 крейсеров, 248 эскадренных и эскортных миноносцев, 54 подводные лодки, 147 корветов и шлюпов, 53 охотника за подводными лодками и около 300 вооруженных траулеров и противолодочных яхт. Тральные силы насчитывали 971 корабль. Из них 42 процента имели оборудование для траления неконтактных мин. В связи с тем, что часть сил британского флота находилась в Средиземном море и в Индийском океане, английское адмиралтейство могло выделять в состав каждого конвоя в среднем до пяти противолодочных кораблей. В его оперативном подчинении с апреля 1941 г. находилась авиация берегового командования. Ее численность к 1 июля 1941 г. достигла 676 самолетов, которые базировались на аэродромы Англии, Северной Ирландии, Исландии, на Фритаун и Гибралтар. Эти самолеты осуществляли охранение конвоев, патрулирование в районах вероятных действий немецких подводных лодок и на маршрутах их развертывания.
Объем поставок вооружения, стратегических материалов и продовольствия из США в Англию непрерывно возрастал. Достаточно сказать, что в общем объеме перевозок страны удельный вес тоннажа судов, пришедших из портов Северной Америки (США и Канады), составил в 1941 г. 67 процентов по сравнению с 52,4 процента в 1940 г.
Борьба на коммуникациях охватывала почти весь Атлантический океан, кроме районов, находившихся под контролем американского флота. Но, не располагая достаточными морскими силами, немецко-фашистское командование, как и в предшествующий период, главное внимание уделяло северной трансатлантической коммуникации, связывавшей Англию с США и Канадой. Здесь использовались наибольшее количество подводных лодок, дальняя торпедоносная и бомбардировочная авиация, а на подходах к английским портам — бомбардировочная авиация, эсминцы и торпедные катера. В прибрежных районах немецкий флот широко применял минное оружие.
. На центральной трансатлантической коммуникации (у Азорских островов) действовали только подводные лодки. Использовались они и на третьей по важности коммуникации: Англия — Гибралтар — мыс Доброй Надежды — Южная Америка. У западного побережья Африки (Фритаун) лодки появлялись периодически. Наиболее крупные из них проникали к берегам Бразилии, мысу Доброй Надежды и острову Св. Елены.
В Северной Атлантике на путях движения конвоев немецкие подводные лодки развертывались группами, действовавшими по методу «волчьих стай». Управление ими осуществлялось по радио с берегового командного пункта штаба командующего подводными силами. Иногда они наводились на конвои по данным самолетов-разведчиков. Но чаще всего лодки действовали самостоятельно. В ряде случаев «волчьи стаи» преследовали конвои длительное время. Так, группа из 17 лодок в течение шести суток подвергала атакам английский конвой в составе 64 транспортов, эсминца и трех корветов, вышедший 30 августа из канадского порта Сидни. Несмотря на то что эскорт был усилен семью кораблями, конвой лишился 17 судов. Англичане потопили две лодки.
В сентябре немецкие подводные лодки, обнаружив к югу от Гренландии два тихоходных конвоя, потопили 20 торговых судов и эскортный корабль. Два других конвоя на пути из Фритауна и Гибралтара потеряли 16 судов.
Эти довольно высокие результаты боевой деятельности немецких подводных лодок обусловливались относительной слабостью авиационных и корабельных сил охранения транспортов.
Одиночные немецкие подводные лодки (или пары), действовавшие у западного побережья Африки, на участке Фритаун — мыс Доброй Надежды, и у берегов Бразилии, из-за удаленности от своих баз пополняли запасы со специально оборудованных судов снабжения или вспомогательных крейсеров. Учитывая это обстоятельство, англичане усилили борьбу с такими судами: в ноябре они потопили германский вспомогательный крейсер и два судна снабжения. Гитлеровскому командованию пришлось отказаться от дозаправки лодок непосредственно в море до введения в строй специальных транспортных подводных лодок.
Летом и осенью потери торговых судов от немецких подводных лодок и авиации в Атлантическом океане значительно сократились.
Суммарные потери транспортного флота Англии и других стран в Атлантике в июле 1941 г. по сравнению с маем того же года сократились по судам в 4, а по тоннажу в 3,8 раза и по сравнению с июнем — соответственно в 2,5 и 3,7 раза. С июля по ноябрь союзники и нейтральные страны потеряли меньше судов, чем за два месяца, предшествовавших нападению фашистской Германии на СССР. При этом их потери торгового флота от подводных лодок снизились во втором полугодии по сравнению с первым почти в 2,5, от мин — в 2,6 раза. С июля по ноябрь немецкая авиация потопила судов общим тоннажем 132,2 тыс. брт, то есть в 6 раз меньше, чем в первой половине года. Отмечая этот факт, английский историк С. Роскилл пишет, что война Германии против России явилась главным фактором, обусловившим столь благоприятное для союзников изменение обстановки.
Несомненно, сыграли свою роль и мероприятия британского командования в Атлантике. Не связанное боевыми действиями против Германии на сухопутном фронте в Европе, оно смогло в сравнительно спокойных условиях обеспечить усиление охраны торгового судоходства: перегруппировать военно-морские и военно-воздушные силы, занятые ранее в обороне метрополии; расширить зоны конвоирования судов; улучшить противолодочное охранение конвоев на переходах.
Увеличение количества эскортных кораблей в составе английского и канадского флотов позволило британскому командованию уже в июле 1941 г. организовать противолодочное охранение конвоев на всем их пути между портами Англии и Канады (около 3 тыс. миль). Вначале было введено поэтапное конвоирование. Северная трансатлантическая коммуникация делилась на три зоны — восточную, центральную (исландскую) и западную. На границах зон производилась смена сил охранения. В результате транспорты были защищены на всем переходе, продолжавшемся 12 — 13 суток.
Такая же система охранения транспортных судов, но с одной сменой эскорта, была введена в июле на линии Англия — Фритаун.
Конвои, следовавшие через Гибралтар, шли до пунктов назначения без смены кораблей охранения.
Осенью 1941 г. английское адмиралтейство сформировало 11 групп поддержки эскорта по 5 эсминцев в каждой. Они находились в базах в готовности прийти на помощь любому конвою, которому угрожала опасность нападения «волчьей стаи».
Увеличение состава авиации берегового командования, в том числе за счет получения американских летающих лодок «Каталина», которые обладали большим радиусом действия и могли находиться в воздухе до 22 часов, позволило расширить зоны воздушного охранения конвоев и противолодочного патрулирования районов судоходства. С середины 1941 г. авиационное прикрытие конвоев осуществлялось уже в радиусе до 700 миль от побережья Англии, до 600 миль от побережья Канады и до 400 миль к югу от Исландии.
Прекращение массированных воздушных налетов немецких бомбардировщиков на Англию позволило британскому командованию использовать действовавшую в системе ПВО страны истребительную авиацию для усиления противовоздушной обороны конвоев, следовавших вблизи побережья, а часть зенитной артиллерии — для вооружения транспортов. Предпринимались также попытки организовать прикрытие судов с воздуха за пределами радиуса действия истребителей берегового базирования. Некоторые транспорты оборудовались катапультами для выпуска одного-двух истребителей. Но это не оправдало себя, так как самолет, израсходовав горючее, вынужден был садиться на воду и погибал. Более эффективным представлялось использование эскортных авианосцев. Первым из них вступил в строй в июне 1941 г. «Одэсити». Он имел на борту шесть самолетов и уже в сентябре был включен в состав конвоя. Самолеты могли прикрывать конвой с воздуха на всем переходе. Этот опыт дал положительные результаты, и в Англии началось переоборудование в эскортные авианосцы пяти торговых судов. Одновременно был сделан заказ в США на постройку шести кораблей подобного типа.
Таким образом, с осени 1941 г. стала возрастать роль авиации в охране океанских и морских коммуникаций.
Летом 1941 г. английское командование пыталось организовать систематическую блокаду немецких подводных лодок в Бискайском заливе. Выделенная для этой цели 19-я авиагруппа берегового командования осуществляла патрулирование с задачей обнаружения и уничтожения лодок при выходе их в море и возвращении в базы. С конца июля повысилась эффективность использования английских противолодочных самолетов. С появлением специальных прицелов бомбометание стало производиться с малых высот. На вооружение противолодочных кораблей и авиации поступили взрыватели бомб, устанавливаемые на небольшую глубину. С целью увеличения поражаемой площади бомбы сбрасывались сериями по 10 — 14 штук. Все это повышало вероятность уничтожения немецких лодок.
Существенную помощь англичанам в усилении защиты морских сообщений оказало американское правительство. Оно выделило часть сил своего флота для конвоирования судов между портами Соединенных Штатов и Исландии и взяло на себя обязательство выполнить заказы на постройку боевых кораблей. 18 июля 1941 г. была утверждена программа строительства для Великобритании 100 эсминцев и 20 тральщиков в счет фондов, выделенных ей по ленд-лизу.
Высадка в начале июля морской пехоты США в Исландии и создание в Рейкьявике американской военно-морской базы освободили англичан от необходимости конвоировать суда в Западной и Северо-Западной Атлантике. В течение нескольких месяцев, до официального вступления США в войну, американские корабли и самолеты с баз Ньюфаундленда, Гренландии и Исландии патрулировали на маршрутах движения конвоев и передавали по радио данные об обнаруженных кораблях противника.
После нападения 4 сентября 1941 г. немецкой подводной лодки на американский эсминец «Грир» Рузвельт заявил, что американцы будут атаковать любой германский или итальянский военный корабль, который появится в водах Исландии и других водах, находящихся под протекторатом США. Несмотря на такое заявление, 17 октября немецкая лодка повредила американский эсминец «Керни», а 31 октября немцы потопили эсминец «Рубен Джеймс». В ответ на это конгресс США 13 ноября принял две поправки к закону о нейтралитете, согласно которым снимался запрет на вход американских кораблей в зоны военных действий и разрешалось вооружать торговые суда. Меры правительства США облегчили англичанам защиту морских сообщений.
Осенью 1941 г. в соответствии с договоренностью правительств Великобритании и СССР начались взаимные военные поставки через советские северные порты. Первый конвой прибыл в Архангельск 31 августа 1941 г. В его составе было 6 транспортов, авианосец, 2 крейсера, 2 эскадренных миноносца, 4 сторожевых корабля и 3 тральщика. Поскольку немецкая авиация и корабли не оказали ему никакого противодействия, силы охранения последующих конвоев были уменьшены. Между тем для действий на этом новом операционном направлении в Северной Атлантике немецко-фашистское командование с июля стало ежемесячно выделять от четырех до шести подводных лодок. В конце 1941 г. оно начало подготовку значительного числа лодок и надводных кораблей к переброске в Северную Норвегию с целью нанесения ударов по новой коммуникации и срыва поставок Советскому Союзу.
Британское командование возложило охрану арктических конвоев на флот метрополии.
Летом 1941 г. английская авиация получила возможность, наряду с продолжением действий в Атлантике, начать новый этап воздушного наступления на Германию. Командование британских военно-воздушных сил планировало нанесением сосредоточенных ударов с воздуха по германским объектам нарушить систему коммуникаций и подорвать моральный дух немецкого населения. Однако для решения столь крупных задач оно тогда еще не располагало достаточными силами. В июле 1941 г. в состав военно-воздушных сил Великобритании входили 33 эскадрильи средних и 4 эскадрильи тяжелых бомбардировщиков (800 самолетов), которые могли осуществлять налеты на Германию. Но в связи с тем что более трети их экипажей не были достаточно подготовлены к действиям ночью, в операциях по разрушению объектов Германии в течение второй половины 1941 г. обычно использовалось лишь около 400 самолетов. В среднем каждую ночь производилось немногим более 60 самолето-вылетов. Бомбардировке подвергались Гамбург, Франкфурт-на-Майне, Берлин, Бремен, Ганновер, Штутгарт, Билефельд, Ахен, Кассель, Кёльн и другие города. Однако английское командование переоценивало эффективность воздушных налетов. Точность бомбометания была низкой. Англичанам, в частности, не удалось нарушить железнодорожные сообщения между Рурским промышленным районом и другими центрами Германии.
Значительными были потери английской авиации. Так, из 400 бомбардировщиков, участвовавших в ночь на 8 ноября 1941 г. в бомбардировке Берлина, Рура, Мангейма, Кёльна и в минировании прибрежных вод, 37 не вернулись на свои базы. Особенно большой урон англичане в ту ночь понесли в районе Берлина. Из 169 самолетов, направлявшихся к городу, не вернулся 21.
Возрастание потерь в английской авиации объяснялось совершенствованием противовоздушной обороны противника. Немецко-фашистское командование усилило ее зенитной артиллерией и более совершенными ночными истребителями.
Таким образом, воздушное наступление на Германию не дало ожидаемых результатов. В ноябре 1941 г. англичане временно отказались от дальнейших бомбардировок и начали поиски более эффективных методов уничтожения германских военно-промышленных объектов.
agesmystery.ru
Битва за Атлантику (1939—1945) | История Вики
У этого термина существуют и другие значения, см. Битва за Атлантику.Битва за Атлантику (Вторая битва за Атлантику, в отличие от кампании в рамках Первой мировой войны) — военная кампания Второй мировой войны, борьба союзников по Антигитлеровской коалиции с фашистской Германией и Италией за коммуникации и господство в Атлантическом океане и прилегающих к нему морях. Основной целью стран оси было нарушение атлантических коммуникаций Великобритании с остальными союзниками, дальней целью — принуждение её к переговорам и развал коалиции. Основной целью союзников была защита коммуникаций, и тем самым обеспечение военных усилий коалиции.
Не имея возможности уничтожить военно-морские силы союзников в прямом столкновении, Германия сосредоточилась на их коммуникациях, как самом слабом звене. Ею применялись: крупные надводные корабли, подводные лодки, надводные коммерческие рейдеры, авиация, легкие надводные корабли (катера).
Наибольшего успеха добились подводные лодки. На их долю приходится до 68 % потерь союзного тоннажа, и 37,5 % потерь боевых кораблей.[2] Начав войну с 57 лодками, в основном малыми прибрежными субмаринами типа II, Германия развернула грандиозную программу строительства подводного флота, построив до 1945 года более тысячи подводных лодок разных типов.
Главнокомандующий подводным флотом кригсмарине Карл Дёниц разработал тактику группового нападения подводных лодок на конвои судов, известную как тактика «волчьих стай». Он же организовал систему снабжения подводных лодок вдали от баз, и другие виды обеспечения. Пока эти меры не встречали серьёзного противодействия, немецкие подводные лодки действовали эффективно. Однако всю войну кригсмарине страдала от слабого взаимодействия с другими видами сил, прежде всего люфтваффе.
После разработки радаров нового типа, расшифровки системы кодов радиосвязи немецких подводников, выделения достаточного количества авиации, строительства большого количества эскортных кораблей и небольших эскортных авианосцев инициатива перешла к союзникам. Потеря передовых, а затем и части основных баз, выход Италии из войны лишили Германию выгодных условий борьбы. Кроме того, промышленный потенциал США и Великобритании позволял восполнять потопленный тоннаж быстрее, чем союзники несли потери. Все это привело к поражению Германии в Битве за Атлантику.
Борьба на водных коммуникациях в Атлантике прошла через несколько основных периодов, обусловленных коренными изменениями в расстановке сил и развитии войны в целом.
Западные источники дают следующую периодизацию:[2]
- Сентябрь 1939 — май 1940. Обе стороны вели борьбу силами и средствами, имевшимися к началу войны. Боевые действия ограничивались географически, и по интенсивности. Соблюдался (в основном) нейтралитет невоюющих государств, война на море велась по нормам призового права.
- Июль 1940 — декабрь 1941. Резкое изменение обстановки на суше, захват Германией новых баз, промышленных районов, источников сырья. Выход из войны Франции, вступление в войну Италии. Открытие Средиземноморского театра военных действий. Переход Германии к неограниченной подводной войне, отказ от использования крупных кораблей против коммуникаций. Вступление в войну Советского Союза, открытие Арктического театра военных действий. Попытки взаимодействия авиации, надводных кораблей и подводных лодок немцев в Арктике. Успешные действия немецких подводных лодок, их массовое наращивание, расширение районов действия. Потери союзников на коммуникациях резко растут.
- Декабрь 1941 — март 1943. Вступление в войну США и Японии, война окончательно приобретает мировой характер. Полный отказ от любых ограничений на боевые действия. Потери союзников приближаются к критическим, однако защита коммуникаций улучшается, эффективность действий немцев падает, их потери также растут. Отказ Германии от использования надводных рейдеров. Резкое сокращение авиационной поддержки подводных лодок. Лодки остаются единственным родом сил Германии на дальних коммуникациях, катера и авиация сосредоточиваются на ближних.
- Апрель 1943 — июнь 1944. Переход союзников в наступление, в том числе в Битве за Атлантику. Качественный и количественноый рост противолодочных сил, сокращение потерь в тоннаже, рост потерь немецких подводных лодок. Прирост союзного тоннажа превышает потери. Выход из войны Италии, утрата немецких баз в Средиземном море. Защита коммуникаций союзниками переходит в сочетание обороны и наступления, в том числе на маршрутах перехода и в базах подводных лодок.
- Июнь 1944 — май 1945 Полное господство союзников на коммуникациях. Открытие нового театра военных действий в Западной Европе. Противодействие немецких лодок и катеров вторжению неэффективно. Германия лишается баз на Атлантическом побережье, затем промышленного потенциала на континенте. Полное лишение её морских сил авиационной поддержки. Потери союзников в тоннаже минимальны, потери немецких подводных лодок достигают катастрофических размеров. Немецкие надводные силы уничтожаются в базах.
Советская историография выдвигает вперед значение Восточного фронта,[3] и предлагает три периода:
- Период сентябрь 1939 — июнь 1941 характерен тем, что вначале на атлантических коммуникациях с обеих сторон действовали незначительные силы. Со 2-й половины 1940 немецкое командование ввело в действие кроме подводных лодок и надводных кораблей также авиацию.
- Период июль 1941 — март 1943 характеризуется тем, что основные силы немецкой авиации и крупных надводных кораблей были переброшены против СССР. Это позволило союзникам сосредоточить главные усилия на борьбе с подводными лодками противника.
- Период апрель 1943 — май 1945 отмечен коренным переломом в войне и последовавшими тяжелыми поражениями вермахта на советско-германском фронте. Эти обстоятельства, а также высадка союзников в июне 1944 в Сев. Франции, лишение противника важной системы баз в Бискайском заливе, воздушные бомбардировки баз подводных лодок и блокада их в базах резко снизили эффективность действий немецких подводных лодок, их потери продолжали катастрофически расти.
Вид рейдеров | Надводные корабли | Коммерческие рейдеры |
---|---|---|
Численность | 9 | 11 |
Потопили судов | 54 | 128 |
Потопили боевых кораблей | 7 | 1 |
Потери | 7 | 9 |
Соотношение потерь | 13 % | 7 % |
Результаты действий надводных кораблей Германии, по сравнению с подводными лодками, были незначительны в абсолютных цифрах. Крупные корабли не оправдали возлагавшихся на них надежд, а их потери в военных условиях были невосполнимы. Поэтому с лета 1941 года они были отведены с атлантических коммуникаций, и пытались действовать только в Арктике. Последняя их попытка зимой 1943 г закончилась поражением — потерей «Шарнхорста» без единого потопленного транспорта взамен.
Коммерческие рейдеры имели несколько большую эффективность, но были очень уязвимы, и потому ограничивались районами, где охраниение отсутствовало (например, Южная Атлантика).
И те и другие не показали результатов, даже приблизительно способных переломить кампанию в пользу Германии. Их вклад состоял в оттягивании на себя значительных сил противника, создании напряжения на всех театрах, вынуждая союзников выделять силы на охрану всех коммуникаций, на случай атаки. Последний коммерческий рейдер закончил свой поход в марте 1943 г.
Период | Численность | Процент потерь |
---|---|---|
Сентябрь 1939 — 7 декабря 1941 | 6 | 1 % |
7 декабря 1941 — 31 декабря 1941 | 14 | 2 % |
1942 | 373 | 47 % |
1943 | 204 | 26 % |
1944 | 130 | 16 % |
1945 (все 12 месяцев) | 68 | 9 % |
Всего: | 795 | 100 % |
Приведенные данные показывают, что критическими в Битве за Атлантику были 1942—1943 годы. Перелом обозначился в 1942 и окончательно наступил в 1943, когда на каждое потопленное судно немцы стали терять одну подводную лодку.
По действиям подводных лодок, сравнение потерь конвоируемых и отдельных (самостоятельно идущих) судов также указывает, что на коммуникациях с малым числом конвоев, как в американской зоне, отдельные суда были уязвимее — подводники предпочитали атаковать их, а не конвои.
Данные по самым напряженным месяцам противолодочной войны дают картину медленного, но постоянного сдвига в пользу союзников. Резкое падение потерь отдельных судов в американских водах совпадает с введением там обязательной системы конвоев. Лишившись такой легкой добычи, подводники вынуждены были вступать в бои с эскортом, которые в конечном счёте проиграли.
Статистика | Период | Северная Атлантика | Великобритания — Гибралтар | Американское побережье |
---|---|---|---|---|
Перехвачено конвоев | Октябрь — декабрь 1942 (прошло 2992 судна в 99 конвоях, не считая американскую зону) | 18 | 5 | 3 |
Потоплено судов в конвоях | 63 | 17 | 7 | |
Потери отставших (от всех причин) | 9 | 1 | — | |
Потоплено эскортных кораблей | 2 | 1 | 1 | |
Потоплено отдельных судов | 18 | 17 | 56 | |
Боевых контактов[7] | 73 | 14 | 4 | |
Потоплено подводных лодок | 13 | 1 | — | |
Потопленных транспортов на контакт | 0,99 | 1,29 | 1,75 | |
Соотношение потерь[8] | 5,54 | 18,0 | — | |
Перехвачено конвоев | Январь — март 1943 (прошло 3233 судна в 105 океанских конвоях) | 24 | 7 | 6 |
Потоплено судов в конвоях | 77 | 13 | 12 | |
Потери отставших (от всех причин) | 23 | — | — | |
Потоплено эскортных кораблей | 1 | — | — | |
Потоплено отдельных судов | 12 | 7 | 2 | |
Боевых контактов | 112 | 11 | 7 | |
Потоплено подводных лодок | 16 | 4 | 2 | |
Пропало без вести лодок[9] | 2 | 4 | — | |
Потопленных транспортов на контакт | 0,89 | 1,18 | 1,71 | |
Соотношение потерь | 5,55 | 3,25 | 6,00 |
Шаблон:Западноевропейский театр военных действий Второй мировой войны Шаблон:Reflist
ru.history.wikia.com
Битва за Атлантику (1939—1945) — это… Что такое Битва за Атлантику (1939—1945)?
Битва за Атлантику (Вторая битва за Атлантику, в отличие от кампании в рамках Первой мировой войны) — военная кампания Второй мировой войны, борьба союзников по Антигитлеровской коалиции с нацистской Германией и Италией за коммуникации и господство в Атлантическом океане и прилегающих к нему морях. Основной целью стран оси было нарушение атлантических коммуникаций Великобритании с остальными союзниками, дальней целью — принуждение её к переговорам и развал коалиции. Основной целью союзников была защита коммуникаций, и тем самым обеспечение военных усилий коалиции.
Не имея возможности уничтожить военно-морские силы союзников в прямом столкновении, Германия сосредоточилась на их коммуникациях, как самом слабом звене. Ею применялись: крупные надводные корабли, подводные лодки, надводные коммерческие рейдеры, авиация, легкие надводные корабли (катера).
Наибольшего успеха добились подводные лодки. На их долю приходится до 68 % потерь союзного тоннажа, и 37,5 % потерь боевых кораблей.[2] Начав войну с 57 лодками, в основном малыми прибрежными субмаринами типа II, Германия развернула грандиозную программу строительства подводного флота, построив до 1945 года более тысячи подводных лодок разных типов.
Главнокомандующий подводным флотом Кригсмарине Карл Дёниц разработал тактику группового нападения подводных лодок на конвои судов, известную как тактика «волчьих стай». Он же организовал систему снабжения подводных лодок вдали от баз, и другие виды обеспечения. Пока эти меры не встречали серьёзного противодействия, немецкие подводные лодки действовали эффективно. Однако всю войну Кригсмарине страдала от слабого взаимодействия с другими видами сил, прежде всего Люфтваффе.
После разработки радаров нового типа, расшифровки системы кодов радиосвязи немецких подводников, выделения достаточного количества авиации, строительства большого количества эскортных кораблей и небольших эскортных авианосцев инициатива перешла к союзникам. Потеря передовых, а затем и части основных баз, выход Италии из войны лишили Германию выгодных условий борьбы. Кроме того, промышленный потенциал США и Великобритании позволял восполнять потопленный тоннаж быстрее, чем союзники несли потери. Все это привело к поражению Германии в Битве за Атлантику.
Основные этапы
Борьба на водных коммуникациях в Атлантике прошла через несколько основных периодов, обусловленных коренными изменениями в расстановке сил и развитии войны в целом.
Западные источники дают следующую периодизацию:[2]
- Сентябрь 1939 — май 1940. Обе стороны вели борьбу силами и средствами, имевшимися к началу войны. Боевые действия ограничивались географически, и по интенсивности. Соблюдался (в основном) нейтралитет невоюющих государств, война на море велась по нормам призового права.
- Июль 1940 — декабрь 1941. Резкое изменение обстановки на суше, захват Германией новых баз, промышленных районов, источников сырья. Выход из войны Франции, вступление в войну Италии. Открытие Средиземноморского театра военных действий. Переход Германии к неограниченной подводной войне, отказ от использования крупных кораблей против коммуникаций (сражение в Датском проливе, операция «Цербер»). Вступление в войну Советского Союза, открытие Арктического театра военных действий. Попытки взаимодействия авиации, надводных кораблей и подводных лодок немцев в Арктике. Успешные действия немецких подводных лодок, их массовое наращивание, расширение районов действия. Потери союзников на коммуникациях резко растут.
- Декабрь 1941 — март 1943. Вступление в войну США и Японии, война окончательно приобретает мировой характер. Полный отказ от любых ограничений на боевые действия. Потери союзников приближаются к критическим, однако защита коммуникаций улучшается, эффективность действий немцев падает, их потери также растут. Отказ Германии от использования надводных рейдеров. Резкое сокращение авиационной поддержки подводных лодок. Лодки остаются единственным родом сил Германии на дальних коммуникациях, катера и авиация сосредоточиваются на ближних.
- Апрель 1943 — июнь 1944. Переход союзников в наступление, в том числе в Битве за Атлантику. Качественный и количественный рост противолодочных сил, сокращение потерь в тоннаже, рост потерь немецких подводных лодок. Прирост союзного тоннажа превышает потери. Выход из войны Италии, утрата немецких баз в Средиземном море. Защита коммуникаций союзниками переходит в сочетание обороны и наступления, в том числе на маршрутах перехода и в базах подводных лодок.
- Июнь 1944 — май 1945 Полное господство союзников на коммуникациях. Открытие нового театра военных действий в Западной Европе. Противодействие немецких лодок и катеров вторжению неэффективно. Германия лишается баз на Атлантическом побережье, затем промышленного потенциала на континенте. Полное лишение её морских сил авиационной поддержки. Потери союзников в тоннаже минимальны, потери немецких подводных лодок достигают катастрофических размеров. Немецкие надводные силы уничтожаются в базах.
Советская историография выдвигает вперед значение Восточного фронта,[3] и предлагает три периода:
- Период сентябрь 1939 — июнь 1941 характерен тем, что вначале на атлантических коммуникациях с обеих сторон действовали незначительные силы. Со 2-й половины 1940 немецкое командование ввело в действие кроме подводных лодок и надводных кораблей также авиацию.
- Период июль 1941 — март 1943 характеризуется тем, что основные силы немецкой авиации и крупных надводных кораблей были переброшены против СССР. Это позволило союзникам сосредоточить главные усилия на борьбе с подводными лодками противника.
- Период апрель 1943 — май 1945 отмечен коренным переломом в войне и последовавшими тяжелыми поражениями вермахта на советско-германском фронте. Эти обстоятельства, а также высадка союзников в июне 1944 в Сев. Франции, лишение противника важной системы баз в Бискайском заливе, воздушные бомбардировки баз подводных лодок и блокада их в базах резко снизили эффективность действий немецких подводных лодок, их потери продолжали катастрофически расти.
Потери сторон
Вид рейдеров | Надводные корабли | Коммерческие рейдеры |
---|---|---|
Численность | 9 | 11 |
Потопили судов | 54 | 128 |
Потопили боевых кораблей | 7 | 1 |
Потери | 7 | 9 |
Соотношение потерь | 13 % | 7 % |
Результаты действий надводных кораблей Германии, по сравнению с подводными лодками, были незначительны в абсолютных цифрах. Крупные корабли не оправдали возлагавшихся на них надежд, а их потери в военных условиях были невосполнимы. Поэтому с лета 1941 года они были отведены с атлантических коммуникаций, и пытались действовать только в Арктике. Последняя их попытка зимой 1943 г закончилась поражением — потерей «Шарнхорста» без единого потопленного транспорта взамен.
Коммерческие рейдеры имели несколько большую эффективность, но были очень уязвимы, и потому ограничивались районами, где охранение отсутствовало (например, Южная Атлантика).
И те и другие не показали результатов, даже приблизительно способных переломить кампанию в пользу Германии. Их вклад состоял в оттягивании на себя значительных сил противника, создании напряжения на всех театрах, вынуждая союзников выделять силы на охрану всех коммуникаций, на случай атаки. Последний коммерческий рейдер закончил свой поход в марте 1943 г.
Период | Численность | Процент потерь |
---|---|---|
Сентябрь 1939 — 7 декабря 1941 | 6 | 1 % |
7 декабря 1941 — 31 декабря 1941 | 14 | 2 % |
1942 | 373 | 47 % |
1943 | 204 | 26 % |
1944 | 130 | 16 % |
1945 (все 12 месяцев) | 68 | 9 % |
Всего: | 795 | 100 % |
Приведенные данные показывают, что критическими в Битве за Атлантику были 1942—1943 годы. Перелом обозначился в 1942 году и окончательно наступил в 1943 году, когда на каждое потопленное судно немцы стали терять одну подводную лодку.
По действиям подводных лодок, сравнение потерь конвоируемых и отдельных (самостоятельно идущих) судов также указывает, что на коммуникациях с малым числом конвоев, как в американской зоне, отдельные суда были уязвимее — подводники предпочитали атаковать их, а не конвои.
Данные по самым напряженным месяцам противолодочной войны дают картину медленного, но постоянного сдвига в пользу союзников. Резкое падение потерь отдельных судов в американских водах совпадает с введением там обязательной системы конвоев. Лишившись такой легкой добычи, подводники вынуждены были вступать в бои с эскортом, которые в конечном счёте проиграли.
Статистика | Период | Северная Атлантика | Великобритания — Гибралтар | Американское побережье |
---|---|---|---|---|
Перехвачено конвоев | Октябрь — декабрь 1942 (прошло 2992 судна в 99 конвоях, не считая американскую зону) | 18 | 5 | 3 |
Потоплено судов в конвоях | 63 | 17 | 7 | |
Потери отставших (от всех причин) | 9 | 1 | — | |
Потоплено эскортных кораблей | 2 | 1 | 1 | |
Потоплено отдельных судов | 18 | 17 | 56 | |
Боевых контактов[7] | 73 | 14 | 4 | |
Потоплено подводных лодок | 13 | 1 | — | |
Потопленных транспортов на контакт | 0,99 | 1,29 | 1,75 | |
Соотношение потерь[8] | 5,54 | 18,0 | — | |
Перехвачено конвоев | Январь — март 1943 (прошло 3233 судна в 105 океанских конвоях) | 24 | 7 | 6 |
Потоплено судов в конвоях | 77 | 13 | 12 | |
Потери отставших (от всех причин) | 23 | — | — | |
Потоплено эскортных кораблей | 1 | — | — | |
Потоплено отдельных судов | 12 | 7 | 2 | |
Боевых контактов | 112 | 11 | 7 | |
Потоплено подводных лодок | 16 | 4 | 2 | |
Пропало без вести лодок[9] | 2 | 4 | — | |
Потопленных транспортов на контакт | 0,89 | 1,18 | 1,71 | |
Соотношение потерь | 5,55 | 3,25 | 6,00 |
Ссылки
- ↑ Allied Warship Losses
- ↑ 1 2 Naval History of World War II, Bernard Ireland, ed. Harper Collins, 1998. ISBN 0-00-472143-8
- ↑ Постсоветская историография приняла тот же тезис без изменений. См. Битва за Атлантику
- ↑ Naval History of World War II… , ed. Harper Collins, 1998. pp. 10−91. ISBN 0-00-472143-8
- ↑ Arthur R. Moore. A Careless Word… a Needless Sinking, rev. ed. Kings Point, NY: American Merchant Marine Museum, 1995. pp. 543—546.
- ↑ To Die Gallantly: the Battle of the Atlantic. T. J. Runyan, J. M. Copes, ed. Westview Press, 1995, p. 157. ISBN 0-8133-2332-0
- ↑ Достоверные атаки лодок плюс число потопленнных лодок: To Die Gallantly…, p. 157.
- ↑ Все суда, в конвоях и отдельные, относительно подводных лодок: To Die Gallantly…, p. 157.
- ↑ Потерянные лодки, не заявленные союзниками как свои победы: To Die Gallantly…, p. 157.
Литература
dic.academic.ru
Боевые действия в Атлантике во время второй мировой войны
Главные усилия фашистской Германии и ее европейских союзников летом и осенью 1941 г. были сосредоточены на ведении войны против
Советского Союза. В связи с этим активность действий на других фронтах второй мировой войны, в частности в Атлантике, снизилась. Это вытекало из планов гитлеровского руководства, намеревавшегося в короткой кампании разгромить Советский Союз.
На восточном фронте против СССР Германия использовала не только основные силы сухопутных войск и авиации, но и часть флота. Вместе с тем немецкое командование стремилось всячески препятствовать судоходству Великобритании.
В рассматриваемый период основной целью действий немецкого флота в Атлантике являлось уничтожение торговых судов, чтобы затруднить доставку в Англию вооружения, стратегического сырья и продовольствия {528}.
Английский крейсер Йорк в бою. 1941 г.
На 1 июля 1941 г. военно-морской флот рейха имел в своем составе 5 линейных кораблей, в том числе 3 новых («Тирпиц», «Шарнхорст», «Гнейзенау»), 4 тяжелых и 4 легких крейсера, 43 эсминца и миноносца, 161 подводную лодку {529}, а также несколько эскадрилий авиации.
В Атлантике немецкое командование использовало преимущественно подводные лодки. Из списочного состава в строю насчитывалось лишь 46 лодок. Около трети из них находилось в базах и примерно столько же — в районах боевых действий и на переходах туда и обратно. В конце июня и первой половине июля 1941 г. в Северной Атлантике действовало только 15 немецких лодок {530}. Большую часть подводных сил Германии составляли лодки, проходившие после достройки боевую подготовку, и учебные подводные лодки. Характеризуя морскую обстановку летом 1941 г., К. Дениц отмечал: «Иногда на позициях в Атлантике находились всего четыре лодки…» {531} Эти малочисленные подводные силы к тому же не обеспечивались данными воздушной разведки.
25 июля главнокомандующий военно-морским флотом Германии адмирал Э. Редер, докладывая Гитлеру о перспективах подводной войны, [194] признал, что попытки прервать английские коммуникации в западных районах Атлантики не привели к успеху. Отсутствие дальней воздушной разведки, ограниченное число действующих лодок и недостатки в подготовке экипажей значительно затрудняли обнаружение конвоев на широких просторах океана.
В целях повышения эффективности использования подводных лодок в борьбе на море немецко-фашистское командование предполагало переместить район их боевых действий из центральной части Северной Атлантики к побережью Англии. Необходимость такой меры вызывалась увеличившейся продолжительностью темного времени суток, в течение которого подводные лодки могли более успешно использоваться против флота противника, и возможностью выработки новых форм их взаимодействия с воздушной разведкой.
В Атлантике действовали также итальянские лодки. Они базировались в Бордо, а патрулировали в районе Азорских островов. Но результаты их боевой деятельности были незначительными.
Главной задачей британского флота в Атлантике оставалась защита прибрежных районов, океанских коммуникаций, связывавших Англию с США, Канадой, странами Латинской Америки, Юго-Восточной Азией, Индией и Австралией, а позднее и с Советским Союзом. Значительное внимание английское командование уделяло нарушению морских сообщений Германии вдоль европейского побережья.
В июне 1941 г. в английском флоте имелось 13 линкоров, 2 линейных крейсера, 7 авианосцев, 68 крейсеров, 248 эскадренных и эскортных миноносцев, 54 подводные лодки, 147 корветов и шлюпов, 53 охотника за подводными лодками и около 300 вооруженных траулеров и противолодочных яхт. Тральные силы насчитывали 971 корабль. Из них 42 процента имели оборудование для траления неконтактных мин {532}. В связи с тем, что часть сил британского флота находилась в Средиземном море и в Индийском океане, английское адмиралтейство могло выделять в состав каждого конвоя в среднем до пяти противолодочных кораблей. В его оперативном подчинении с апреля 1941 г. находилась авиация берегового командования. Ее численность к 1 июля 1941 г. достигла 676 самолетов {533}, которые базировались на аэродромы Англии, Северной Ирландии, Исландии, на Фритаун и Гибралтар. Эти самолеты осуществляли охранение конвоев, патрулирование в районах вероятных действий немецких подводных лодок и на маршрутах их развертывания.
Объем поставок вооружения, стратегических материалов и продовольствия из США в Англию непрерывно возрастал. Достаточно сказать, что в общем объеме перевозок страны удельный вес тоннажа судов, пришедших из портов Северной Америки (США и Канады), составил в 1941 г. 67 процентов по сравнению с 52,4 процента в 1940 г. {534}.
Борьба на коммуникациях охватывала почти весь Атлантический океан, кроме районов, находившихся под контролем американского флота. Но, не располагая достаточными морскими силами, немецко-фашистское командование, как и в предшествующий период, главное внимание уделяло северной трансатлантической коммуникации, связывавшей Англию с США и Канадой. Здесь использовались наибольшее количество подводных лодок, дальняя торпедоносная и бомбардировочная авиация, а на подходах к английским портам — бомбардировочная авиация, [195] эсминцы и торпедные катера. В прибрежных районах немецкий флот широко применял минное оружие.
. На центральной трансатлантической коммуникации (у Азорских островов) действовали только подводные лодки. Использовались они и на третьей по важности коммуникации: Англия — Гибралтар — мыс Доброй Надежды — Южная Америка. У западного побережья Африки (Фритаун) лодки появлялись периодически. Наиболее крупные из них проникали к берегам Бразилии, мысу Доброй Надежды и острову Св. Елены {535}.
В Северной Атлантике на путях движения конвоев немецкие подводные лодки развертывались группами, действовавшими по методу «волчьих стай». Управление ими осуществлялось по радио с берегового командного пункта штаба командующего подводными силами. Иногда они наводились на конвои по данным самолетов-разведчиков. Но чаще всего лодки действовали самостоятельно. В ряде случаев «волчьи стаи» преследовали конвои длительное время. Так, группа из 17 лодок в течение шести суток подвергала атакам английский конвой в составе 64 транспортов, эсминца и трех корветов, вышедший 30 августа из канадского порта Сидни. Несмотря на то что эскорт был усилен семью кораблями, конвой лишился 17 судов. Англичане потопили две лодки.
В сентябре немецкие подводные лодки, обнаружив к югу от Гренландии два тихоходных конвоя, потопили 20 торговых судов и эскортный корабль. Два других конвоя на пути из Фритауна и Гибралтара потеряли 16 судов {536}.
Эти довольно высокие результаты боевой деятельности немецких подводных лодок обусловливались относительной слабостью авиационных и корабельных сил охранения транспортов.
Одиночные немецкие подводные лодки (или пары), действовавшие у западного побережья Африки, на участке Фритаун — мыс Доброй Надежды, и у берегов Бразилии, из-за удаленности от своих баз пополняли запасы со специально оборудованных судов снабжения или вспомогательных крейсеров. Учитывая это обстоятельство, англичане усилили борьбу с такими судами: в ноябре они потопили германский вспомогательный крейсер и два судна снабжения. Гитлеровскому командованию пришлось отказаться от дозаправки лодок непосредственно в море до введения в строй специальных транспортных подводных лодок {537}.
Летом и осенью потери торговых судов от немецких подводных лодок и авиации в Атлантическом океане значительно сократились (таблица 6).
Суммарные потери транспортного флота Англии и других стран в Атлантике в июле 1941 г. по сравнению с маем того же года сократились по судам в 4, а по тоннажу в 3,8 раза и по сравнению с июнем — соответственно в 2,5 и 3,7 раза. С июля по ноябрь союзники и нейтральные страны потеряли меньше судов, чем за два месяца, предшествовавших нападению фашистской Германии на СССР. При этом их потери торгового флота от подводных лодок снизились во втором полугодии по сравнению с первым почти в 2,5, от мин — в 2,6 раза. С июля по ноябрь немецкая авиация потопила судов общим тоннажем 132,2 тыс. брт, то есть в 6 раз меньше, чем в первой половине года. Отмечая этот факт, английский историк С. Роскилл пишет, что война Германии против [196]
Таблица 6. Потери торгового флота Великобритании, союзных ей и нейтральных стран от германского флота и авиации в Атлантике летом и осенью 1941 г. (в брт) {538}
На подходах к Великобритании |
Северная Атлантика |
Южная Атлантика |
Всего в Атлантике |
|||||
Месяц |
кол-во судов |
суммарный тоннаж |
кол-во судов |
суммарный тоннаж |
кол-во судов |
суммарный тоннаж |
кол-во судов |
суммарный тоннаж |
Май |
99 |
100 655 |
58 |
324 550 |
2 |
11339 |
159 |
436 544 |
Июнь |
34 |
86381 |
68 |
318 740 |
2 |
10134 |
104 |
415 255 |
Июль |
18 |
15265 |
23 |
97813 |
— |
— |
41 |
113078 |
Август |
11 |
19791 |
25 |
83661 |
— |
— |
36 |
103 452 |
Сентябрь |
13 |
54779 |
51 |
184 546 |
2 |
15526 |
66 |
254 851 |
Октябрь |
12 |
35996 |
32 |
154 593 |
1 |
5297 |
45 |
195 886 |
Ноябрь |
20 |
30332 |
10 |
50215 |
1 |
4953 |
31 |
85500 |
Итого за июль — ноябрь |
74 |
156 163 |
141 |
570 828 |
4 |
25776 |
219 |
752 767 |
России явилась главным фактором, обусловившим столь благоприятное для союзников изменение обстановки {539}.
Несомненно, сыграли свою роль и мероприятия британского командования в Атлантике. Не связанное боевыми действиями против Германии на сухопутном фронте в Европе, оно смогло в сравнительно спокойных условиях обеспечить усиление охраны торгового судоходства: перегруппировать военно-морские и военно-воздушные силы, занятые ранее в обороне метрополии; расширить зоны конвоирования судов; улучшить противолодочное охранение конвоев на переходах.
Увеличение количества эскортных кораблей в составе английского и канадского флотов позволило британскому командованию уже в июле 1941 г. организовать противолодочное охранение конвоев на всем их пути между портами Англии и Канады (около 3 тыс. миль). Вначале было введено поэтапное конвоирование. Северная трансатлантическая коммуникация делилась на три зоны — восточную, центральную (исландскую) и западную. На границах зон производилась смена сил охранения. В результате транспорты были защищены на всем переходе, продолжавшемся 12 — 13 суток.
Такая же система охранения транспортных судов, но с одной сменой эскорта, была введена в июле на линии Англия — Фритаун.
Конвои, следовавшие через Гибралтар, шли до пунктов назначения без смены кораблей охранения.
Осенью 1941 г. английское адмиралтейство сформировало 11 групп поддержки эскорта по 5 эсминцев в каждой. Они находились в базах в готовности прийти на помощь любому конвою, которому угрожала опасность нападения «волчьей стаи».
Увеличение состава авиации берегового командования, в том числе за счет получения американских летающих лодок «Каталина», которые обладали большим радиусом действия и могли находиться в воздухе [197] до 22 часов, позволило расширить зоны воздушного охранения конвоев и противолодочного патрулирования районов судоходства. С середины 1941 г. авиационное прикрытие конвоев осуществлялось уже в радиусе до 700 миль от побережья Англии, до 600 миль от побережья Канады и до 400 миль к югу от Исландии {540}.
Прекращение массированных воздушных налетов немецких бомбардировщиков на Англию позволило британскому командованию использовать действовавшую в системе ПВО страны истребительную авиацию для усиления противовоздушной обороны конвоев, следовавших вблизи побережья, а часть зенитной артиллерии — для вооружения транспортов. Предпринимались также попытки организовать прикрытие судов с воздуха за пределами радиуса действия истребителей берегового базирования. Некоторые транспорты оборудовались катапультами для выпуска одного-двух истребителей. Но это не оправдало себя, так как самолет, израсходовав горючее, вынужден был садиться на воду и погибал. Более эффективным представлялось использование эскортных авианосцев. Первым из них вступил в строй в июне 1941 г. «Одэсити». Он имел на борту шесть самолетов и уже в сентябре был включен в состав конвоя. Самолеты могли прикрывать конвой с воздуха на всем переходе. Этот опыт дал положительные результаты, и в Англии началось переоборудование в эскортные авианосцы пяти торговых судов. Одновременно был сделан заказ в США на постройку шести кораблей подобного типа.
Таким образом, с осени 1941 г. стала возрастать роль авиации в охране океанских и морских коммуникаций.
Летом 1941 г. английское командование пыталось организовать систематическую блокаду немецких подводных лодок в Бискайском заливе. Выделенная для этой цели 19-я авиагруппа берегового командования осуществляла патрулирование с задачей обнаружения и уничтожения лодок при выходе их в море и возвращении в базы. С конца июля повысилась эффективность использования английских противолодочных самолетов. С появлением специальных прицелов бомбометание стало производиться с малых высот. На вооружение противолодочных кораблей и авиации поступили взрыватели бомб, устанавливаемые на небольшую глубину. С целью увеличения поражаемой площади бомбы сбрасывались сериями по 10 — 14 штук. Все это повышало вероятность уничтожения немецких лодок.
Существенную помощь англичанам в усилении защиты морских сообщений оказало американское правительство. Оно выделило часть сил своего флота для конвоирования судов между портами Соединенных Штатов и Исландии и взяло на себя обязательство выполнить заказы на постройку боевых кораблей. 18 июля 1941 г. была утверждена программа строительства для Великобритании 100 эсминцев и 20 тральщиков в счет фондов, выделенных ей по ленд-лизу {541}.
Высадка в начале июля морской пехоты США в Исландии и создание в Рейкьявике американской военно-морской базы освободили англичан от необходимости конвоировать суда в Западной и Северо-Западной Атлантике. В течение нескольких месяцев, до официального вступления США в войну, американские корабли и самолеты с баз Ньюфаундленда, Гренландии и Исландии патрулировали на маршрутах движения конвоев и передавали по радио данные об обнаруженных кораблях противника. [198]
После нападения 4 сентября 1941 г. немецкой подводной лодки на американский эсминец «Грир» Рузвельт заявил, что американцы будут атаковать любой германский или итальянский военный корабль, который появится в водах Исландии и других водах, находящихся под протекторатом США {542}. Несмотря на такое заявление, 17 октября немецкая лодка повредила американский эсминец «Керни», а 31 октября немцы потопили эсминец «Рубен Джеймс» {543}. В ответ на это конгресс США 13 ноября принял две поправки к закону о нейтралитете, согласно которым снимался запрет на вход американских кораблей в зоны военных действий и разрешалось вооружать торговые суда. Меры правительства США облегчили англичанам защиту морских сообщений.
Осенью 1941 г. в соответствии с договоренностью правительств Великобритании и СССР начались взаимные военные поставки через советские северные порты. Первый конвой прибыл в Архангельск 31 августа 1941 г. В его составе было 6 транспортов, авианосец, 2 крейсера, 2 эскадренных миноносца, 4 сторожевых корабля и 3 тральщика. Поскольку немецкая авиация и корабли не оказали ему никакого противодействия, силы охранения последующих конвоев были уменьшены. Между тем для действий на этом новом операционном направлении в Северной Атлантике немецко-фашистское командование с июля стало ежемесячно выделять от четырех до шести подводных лодок. В конце 1941 г. оно начало подготовку значительного числа лодок и надводных кораблей к переброске в Северную Норвегию с целью нанесения ударов по новой коммуникации и срыва поставок Советскому Союзу.
Британское командование возложило охрану арктических конвоев на флот метрополии.
Летом 1941 г. английская авиация получила возможность, наряду с продолжением действий в Атлантике, начать новый этап воздушного наступления на Германию. Командование британских военно-воздушных сил планировало нанесением сосредоточенных ударов с воздуха по германским объектам нарушить систему коммуникаций и подорвать моральный дух немецкого населения. Однако для решения столь крупных задач оно тогда еще не располагало достаточными силами. В июле 1941 г. в состав военно-воздушных сил Великобритании входили 33 эскадрильи средних и 4 эскадрильи тяжелых бомбардировщиков (800 самолетов), которые могли осуществлять налеты на Германию. Но в связи с тем что более трети их экипажей не были достаточно подготовлены к действиям ночью, в операциях по разрушению объектов Германии в течение второй половины 1941 г. обычно использовалось лишь около 400 самолетов. В среднем каждую ночь производилось немногим более 60 самолето-вылетов {544}. Бомбардировке подвергались Гамбург, Франкфурт-на-Майне, Берлин, Бремен, Ганновер, Штутгарт, Билефельд, Ахен, Кассель, Кёльн и другие города. Однако английское командование переоценивало эффективность воздушных налетов. Точность бомбометания была низкой. Англичанам, в частности, не удалось нарушить железнодорожные сообщения между Рурским промышленным районом и другими центрами Германии {545}.
Значительными были потери английской авиации. Так, из 400 бомбардировщиков, участвовавших в ночь на 8 ноября 1941 г. в бомбардировке Берлина, Рура, Мангейма, Кёльна и в минировании прибрежных вод, 37 не вернулись на свои базы. Особенно большой урон англичане в ту [199] ночь понесли в районе Берлина. Из 169 самолетов, направлявшихся к городу, не вернулся 21 {546}.
Возрастание потерь в английской авиации объяснялось совершенствованием противовоздушной обороны противника. Немецко-фашистское командование усилило ее зенитной артиллерией и более совершенными ночными истребителями.
Таким образом, воздушное наступление на Германию не дало ожидаемых результатов. В ноябре 1941 г. англичане временно отказались от дальнейших бомбардировок и начали поиски более эффективных методов уничтожения германских военно-промышленных объектов.
Оглавление. Агрессия против СССР. Крах стратегии «молниеносной войны»
www.protown.ru
Битва за Атлантику (1939—1945) — WiKi
Битва за Атлантику (Вторая битва за Атлантику, в отличие от кампании в рамках Первой мировой войны) — военная кампания Второй мировой войны, борьба союзников по Антигитлеровской коалиции с нацистской Германией и Италией за коммуникации и господство в Атлантическом океане и прилегающих к нему морях. Основной целью стран оси было нарушение атлантических коммуникаций Великобритании с остальными союзниками, дальней целью — принуждение её к переговорам и развал коалиции. Основной целью союзников была защита коммуникаций, и тем самым обеспечение военных усилий коалиции.
Немецкий тяжёлый крейсер «Адмирал граф Шпее» охвачен пламенем перед потоплением, декабрь 1939 года.Не имея возможности уничтожить военно-морские силы союзников в прямом столкновении, Германия сосредоточилась на их коммуникациях, как самом слабом звене. Ею применялись: крупные надводные корабли, подводные лодки, надводные коммерческие рейдеры, авиация, легкие надводные корабли (катера).
Наибольшего успеха добились подводные лодки. На их долю приходится до 68 % потерь союзного тоннажа, и 37,5 % потерь боевых кораблей.[2] Начав войну с 57 лодками, в основном малыми прибрежными субмаринами типа II, Германия развернула грандиозную программу строительства подводного флота, построив до 1945 года более тысячи подводных лодок разных типов.
Главнокомандующий подводным флотом Кригсмарине Карл Дёниц разработал тактику группового нападения подводных лодок на конвои судов, известную как тактика «волчьих стай». Он же организовал систему снабжения подводных лодок вдали от баз, и другие виды обеспечения. Пока эти меры не встречали серьёзного противодействия, немецкие подводные лодки действовали эффективно. Однако всю войну Кригсмарине страдала от слабого взаимодействия с другими видами сил, прежде всего Люфтваффе.
После разработки радаров нового типа, расшифровки системы кодов радиосвязи немецких подводников, выделения достаточного количества авиации, строительства большого количества эскортных кораблей и небольших эскортных авианосцев инициатива перешла к союзникам. Потеря передовых, а затем и части основных баз, выход Италии из войны лишили Германию выгодных условий борьбы. Кроме того, промышленный потенциал США и Великобритании позволял восполнять потопленный тоннаж быстрее, чем союзники несли потери. Все это привело к поражению Германии в Битве за Атлантику.
Основные этапы
Борьба на водных коммуникациях в Атлантике прошла через несколько основных периодов, обусловленных коренными изменениями в расстановке сил и развитии войны в целом.
Западные источники дают следующую периодизацию:[2]
- Сентябрь 1939 — май 1940. Обе стороны вели борьбу силами и средствами, имевшимися к началу войны. Боевые действия ограничивались географически и по интенсивности. Соблюдался (в основном) нейтралитет невоюющих государств, война на море велась по нормам призового права.
- Июль 1940 — декабрь 1941. Резкое изменение обстановки на суше, захват Германией новых баз, промышленных районов, источников сырья. Выход из войны Франции, вступление в войну Италии. Открытие Средиземноморского театра военных действий. Переход Германии к неограниченной подводной войне, отказ от использования крупных кораблей против коммуникаций (сражение в Датском проливе, операция «Цербер»). Вступление в войну Советского Союза, открытие Арктического театра военных действий. Попытки взаимодействия авиации, надводных кораблей и подводных лодок немцев в Арктике. Успешные действия немецких подводных лодок (известные как «Счастливые времена»), их массовое наращивание, расширение районов действия. Потери союзников на коммуникациях резко растут.
- Декабрь 1941 — март 1943. Вступление в войну США и Японии. Полный отказ от любых ограничений на боевые действия. Потери союзников приближаются к критическим («Вторые счастливые времена» для немцев между январем и августом 1942 года), однако защита коммуникаций улучшается, эффективность действий немцев падает, их потери также растут. Отказ Германии от использования надводных рейдеров. Резкое сокращение авиационной поддержки подводных лодок. Лодки остаются единственным родом сил Германии на дальних коммуникациях, катера и авиация сосредоточиваются на ближних.
- Апрель 1943 — июнь 1944. Переход союзников в наступление, в том числе в Битве за Атлантику. Качественный и количественный рост противолодочных сил, сокращение потерь в тоннаже, рост потерь немецких подводных лодок. Прирост союзного тоннажа превышает потери. Выход из войны Италии, утрата немецких баз в Средиземном море. Защита коммуникаций союзниками переходит в сочетание обороны и наступления, в том числе на маршрутах перехода и в базах подводных лодок.
- Июнь 1944 — май 1945. Полное господство союзников на коммуникациях. Открытие нового театра военных действий в Западной Европе. Противодействие немецких лодок и катеров вторжению неэффективно. Германия лишается баз на Атлантическом побережье, затем промышленного потенциала на континенте. Полное лишение её морских сил авиационной поддержки. Потери союзников в тоннаже минимальны, потери немецких подводных лодок достигают катастрофических размеров. Немецкие надводные силы уничтожаются в базах.
Советская историография выдвигает вперед значение Восточного фронта,[3] и предлагает три периода:
- Период сентябрь 1939 — июнь 1941 характерен тем, что вначале на атлантических коммуникациях с обеих сторон действовали незначительные силы. Со 2-й половины 1940 немецкое командование ввело в действие кроме подводных лодок и надводных кораблей также авиацию.
- Период июль 1941 — март 1943 характеризуется тем, что основные силы немецкой авиации и крупных надводных кораблей были переброшены против СССР. Это позволило союзникам сосредоточить главные усилия на борьбе с подводными лодками противника.
- Период апрель 1943 — май 1945 отмечен коренным переломом в войне и последовавшими тяжелыми поражениями вермахта на советско-германском фронте. Эти обстоятельства, а также высадка союзников в июне 1944 в Сев. Франции, лишение противника важной системы баз в Бискайском заливе, воздушные бомбардировки баз подводных лодок и блокада их в базах резко снизили эффективность действий немецких подводных лодок, их потери продолжали катастрофически расти.
Участие Италии
Основная статья: BETASOMКоролевство Италия в августе 1940 года направило в помощь немецким союзникам 27 подводных лодок, которые обосновались на базе в Бордо, чтобы атаковать союзническое судоходство в Атлантике. Первоначально командовал группами итальянских субмарин контр-адмирал Анджело Парона, затем контр-адмирал Ромоло Полаккини. Технические характеристики итальянских подводных лодок с трудом позволяли использовать их для конвойных атак. Всего до 1943 года итальянские субмарины потопили 109 судов общим водоизмещением 593 864 тонны. Итальянцы так же использовали субмарины из Франции по доставке к Гибралтару человеко-торпед, уничтожив там несколько кораблей. Среди наиболее успешных итальянских подводников участвовавших в битве за Атлантику выделяется Карло Феция ди Коссато командир подводной лодки «Энрико Таццоли» и Джанфранко Гаццана-Приароджиа командир подводных лодок «Архимед» и «Леонардо да Винчи».
Потери сторон
Вид рейдеров | Надводные корабли | Коммерческие рейдеры |
---|---|---|
Численность | 9 | 11 |
Потопили судов | 54 | 128 |
Потопили боевых кораблей | 7 | 1 |
Потери | 7 | 9 |
Соотношение потерь | 13 % | 7 % |
Результаты действий надводных кораблей Германии, по сравнению с подводными лодками, были незначительны в абсолютных цифрах. Крупные корабли не оправдали возлагавшихся на них надежд, а их потери в военных условиях были невосполнимы. Поэтому с лета 1941 года они были отведены с атлантических коммуникаций, и пытались действовать только в Арктике. Последняя их попытка зимой 1943 г закончилась поражением — потерей «Шарнхорста» без единого потопленного транспорта взамен.
Коммерческие рейдеры имели несколько большую эффективность, но были очень уязвимы, и потому ограничивались районами, где охранение отсутствовало (например, Южная Атлантика).
И те и другие не показали результатов, даже приблизительно способных переломить кампанию в пользу Германии. Их вклад состоял в оттягивании на себя значительных сил противника, создании напряжения на всех театрах, вынуждая союзников выделять силы на охрану всех коммуникаций, на случай атаки. Последний коммерческий рейдер закончил свой поход в марте 1943 г.
Период | Численность | Процент потерь |
---|---|---|
Сентябрь 1939 — 7 декабря 1941 | 6 | 1 % |
7 декабря 1941 — 31 декабря 1941 | 14 | 2 % |
1942 | 373 | 47 % |
1943 | 204 | 26 % |
1944 | 130 | 16 % |
1945 (все 12 месяцев) | 68 | 9 % |
Всего: | 795 | 100 % |
Приведенные данные показывают, что критическими в Битве за Атлантику были 1942—1943 годы. Перелом обозначился в 1942 году и окончательно наступил в 1943 году, когда на каждое потопленное судно немцы стали терять одну подводную лодку.
По действиям подводных лодок, сравнение потерь конвоируемых и отдельных (самостоятельно идущих) судов также указывает, что на коммуникациях с малым числом конвоев, как в американской зоне, отдельные суда были уязвимее — подводники предпочитали атаковать их, а не конвои.
Данные по самым напряженным месяцам противолодочной войны дают картину медленного, но постоянного сдвига в пользу союзников. Резкое падение потерь отдельных судов в американских водах совпадает с введением там обязательной системы конвоев. Лишившись такой легкой добычи, подводники вынуждены были вступать в бои с эскортом и в конечном счёте проиграли.
Статистика | Период | Северная Атлантика | Великобритания — Гибралтар | Американское побережье |
---|---|---|---|---|
Перехвачено конвоев | Октябрь — декабрь 1942 (прошло 2992 судна в 99 конвоях, не считая американскую зону) | 18 | 5 | 3 |
Потоплено судов в конвоях | 63 | 17 | 7 | |
Потери отставших (от всех причин) | 9 | 1 | — | |
Потоплено эскортных кораблей | 2 | 1 | 1 | |
Потоплено отдельных судов | 18 | 17 | 56 | |
Боевых контактов[7] | 73 | 14 | 4 | |
Потоплено подводных лодок | 13 | 1 | — | |
Потопленных транспортов на контакт | 0,99 | 1,29 | 1,75 | |
Соотношение потерь[8] | 5,54 | 18,0 | — | |
Перехвачено конвоев | Январь — март 1943 (прошло 3233 судна в 105 океанских конвоях) | 24 | 7 | 6 |
Потоплено судов в конвоях | 77 | 13 | 12 | |
Потери отставших (от всех причин) | 23 | — | — | |
Потоплено эскортных кораблей | 1 | — | — | |
Потоплено отдельных судов | 12 | 7 | 2 | |
Боевых контактов | 112 | 11 | 7 | |
Потоплено подводных лодок | 16 | 4 | 2 | |
Пропало без вести лодок[9] | 2 | 4 | — | |
Потопленных транспортов на контакт | 0,89 | 1,18 | 1,71 | |
Соотношение потерь | 5,55 | 3,25 | 6,00 |
См. также
Ссылки
- ↑ Allied Warship Losses
- ↑ 1 2 Naval History of World War II, Bernard Ireland, ed. Harper Collins, 1998. ISBN 0-00-472143-8
- ↑ Постсоветская историография приняла тот же тезис без изменений. См. Битва за Атлантику
- ↑ Naval History of World War II… , ed. Harper Collins, 1998. pp. 10−91. ISBN 0-00-472143-8
- ↑ Arthur R. Moore. A Careless Word… a Needless Sinking, rev. ed. Kings Point, NY: American Merchant Marine Museum, 1995. pp. 543—546.
- ↑ To Die Gallantly: the Battle of the Atlantic. T. J. Runyan, J. M. Copes, ed. Westview Press, 1995, p. 157. ISBN 0-8133-2332-0
- ↑ Достоверные атаки лодок плюс число потопленных лодок: To Die Gallantly…, p. 157.
- ↑ Все суда, в конвоях и отдельные, относительно подводных лодок: To Die Gallantly…, p. 157.
- ↑ Потерянные лодки, не заявленные союзниками как свои победы: To Die Gallantly…, p. 157.
Литература
ru-wiki.org
Битва за Атлантику 1939-1945 | Военное оружие и армии Мира
Опыт Первой мировой войны показал, что неограниченная подводная война может быть если не решающим, то действенным средством давления на Англию. После начала Второй мировой войны германский Военно-морской флот — кригсмарине — решил сосредоточить все свои силы на морских коммуникациях Соединенного Королевства. В случае удачи, существовавшая прежде всего за счет импорта Великобритания должна была задохнуться в кольце блокады и запросить мира даже без высадки на ее берегах немецкого десанта.
РЕЙДЕРЫ
На первом этапе морской войны командование кригсмарине не отдавало какого-либо предпочтения подлодкам (их было на тот момент всего 57). Большие надежды возлагались на рейдерские операции, которые должны были проводить как крупные надводные корабли, так и вспомогательные крейсера (переоборудованные в боевые коммерческие суда). При этом в целом германские капитаны стремились уважать, насколько это было возможно, принадлежность того или иного судна к нейтральным странам. Надо также сказать, что эти действия велись не только в Атлантике, но и, например, в Индийском океане.
Однако рейдеры, к большому сожалению главнокомандующего ВМФ адмирала Эриха Редера, который был сторонником развития надводного, а не подводного флота, возложенных на них надежд не оправдали. Уже 17 декабря 1939 года получивший большие повреждения рейдер — новейший тяжелый крейсер «Адмирал граф Шлее» — был интернирован в Уругвае. И летом 1941 года от рейдерских операций в Атлантике было решено отказаться. Отдельные рейдеры продолжали действовать против Северных конвоев в Артике, но и они были свернуты после того, как 26 декабря 1943 года у мыса Нордкап в Норвегии был потоплен линейный корабль «Шарнхорст». Всего из 9 боевых кораблей, действовавших в качестве рейдеров, кригсмарине потеряло 7, а из 11 вспомогательных крейсеров — 9.
Рейдеры потопили 7 кораблей и 54 торговых судна. На счету вспомогательных крейсеров — 1 и 128 соответственно. Это была капля в море, и подобные потери не могли оказать никакого влияния на ситуацию в Англии. Максимум, чего рейдеры смогли добиться, это того, что британскому флоту приходилось задействовать значительно более крупные силы для охоты за ними и для охраны коммуникации. Но британский флот мог себе это позволить безболезненно.
НЕОГРАНИЧЕННАЯ ПОДВОДНАЯ ВОЙНА
Уже к июлю 1940 года стало ясно, что ставка будет сделана на подводные лодки, которые добились наибольших успехов при минимальных потерях. Союзники оказались совершенно не готовы к новой неограниченной подводной войне. Тем более, что к этому моменту немецкие войска заняли Францию. Это дало подводным лодкам удобные порты на ее западном побережье и значительно облегчило действия подлодок в Атлантике.
К концу 1941 года действия рейдеров были практически свернуты и ставка сделана на подводные лодки.
Хотя значительная часть «асов подводной войны» практиковала фактически рейдерские операции, командующий подводным флотом кригсмарине Карл Дениц ввел тактику «волчьих стай» — атаки конвоев группами подлодок. Она была чрезвычайно эффективна, но требовала серьезной подготовки и слаженности действий. Прежде всего необходимо было наладить бесперебойную работу по обнаружению конвоев различными методами.
Затем находившиеся в этом районе подлодки получали приказ на сосредоточение и командир «стаи» осуществлял наведение на цель. Значительное количество рассредоточенных по Атлантике подлодок собирались в «стаи» по мере необходимости. Чтобы постоянно держать в море требуемое количество субмарин, Дениц наладил систему их снабжения, в том числе и вдали от баз.
Во время первого «Счастливого времени» в июле — октябре 1940 года союзники потеряли 282 судна. В 1941 и 1942 годах потери продолжали расти. Даже вступление в войну США в декабре 1941 года не дало немедленного эффекта, и потери союзников за этот год составили 457 судов общим водоизмещением 2 298 714 тонн.
В 1942 году немецкие подводные лодки потопили 1155 судов общим водоизмещением 6 149 473 тонны, а самым критическим месяцем для флота союзников стал ноябрь, когда их торговые флоты потеряли 126 судов (802 160 тонн). Это был тяжелейший момент: потери союзников достигли максимума и уже превосходили по тоннажу вновь вводимые в действие суда.
3508warfor.me