Высшее командование вооруженными силами рф – Верховный главнокомандующий Вооружёнными силами Российской Федерации

Содержание

Верховный главнокомандующий Вооружёнными силами Российской Федерации

Верховный главнокомандующий
Вооружёнными силами
Российской Федерации

Эмблема Верховного главнокомандующего Вооружёнными силами Российской Федерации

Должность занимает
Владимир Путин
с 7 мая 2012
Возглавляет Вооружённые силы Российской Федерации
Форма обращения Товарищ Верховный главнокомандующий
Официальная резиденция Москва,
Кремль
Назначается должность занимает действующий Президент Российской Федерации
Срок полномочий 6 лет
Должность появилась 7 мая 1992
Первый в должности Ельцин Борис Николаевич
Сайт http://state.kremlin.ru

Верховный главнокомандующий Вооружёнными силами Российской Федерации

 — высший руководитель

ru.wikipedia.org

Система руководства и управления ВС РФ

Верховный главнокомандующий Вооружёнными Силами Российской Федерации

Верховным главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации является президент Российской Федерации — Владимир Владимирович Путин. В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии он вводит на территории России или в отдельных её местностях военное положение, с целью создания условий для её отражения или предотвращения, с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе для утверждения соответствующего указа.

Для решения вопроса о возможности использования Вооружённых сил России за пределами территории России необходимо соответствующее постановление Совета Федерации. В мирное время глава государства осуществляет общее политическое руководство Вооруженными силами, а в военное время руководит обороной государства и его Вооруженными силами по отражению агрессии.

Президент России также формирует и возглавляет Совет безопасности Российской Федерации, утверждает военную доктрину России, назначает и освобождает от обязанностей высшее командование Вооружённых сил России. Президент в качестве Верховного главнокомандующего утверждает Военную доктрину России, концепцию и планы строительства Вооруженных сил, мобилизационный план Вооруженных сил, мобилизационные планы экономики, план гражданской обороны и другие акты в сфере военного строительства. Глава государства утверждает также общевойсковые уставы, положения о Министерстве обороны и Генеральном штабе. Президент ежегодно издает указы о призыве на военную службу, об увольнении в запас лиц определённых возрастов, отслуживших в ВС, подписывает международные договоры о совместной обороне и военном сотрудничестве.


Министерство обороны Российской Федерации

Министерство обороны Российской Федерации является органом управления Вооруженными силами Российской Федерации. К основным задачам Минобороны России относятся:

  • выработка и проведение государственной политики в области обороны;
  • нормативно-правовое регулирование в области обороны;
  • организация применения вооружённых сил в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами России;
  • поддержание в необходимой готовности вооружённых сил; осуществление мероприятий по строительству вооружённых сил;
  • обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала вооружённых сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
  • выработка и реализация государственной политики в области международного военного сотрудничества.

Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы, военные комиссариаты.

Министерство обороны возглавляет Министр обороны Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности президентом России по представлению председателя Правительства России. Министр подчиняется непосредственно президенту России, а по вопросам, отнесённым Конституцией России, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами президента к ведению правительства России, — председателю Правительства Российской Федерации. Министр несёт персональную ответственность за решение задач и реализацию полномочий, возложенных на Минобороны России и вооружённые силы, и осуществляет свою деятельность на основе единоначалия. В министерстве работает коллегия в составе министра, его первых заместителей и заместителей, начальников служб министерства, главнокомандующих видами вооружённых сил.

Действующий Министр обороны Российской Федерации — Герой Российской Федерации генерал армии Сергей Кужугетович Шойгу.


Генеральный штаб Вооружённых сил Российской Федерации

Генеральный штаб Вооружённых сил Российской Федерации — центральный орган военного управления и основной орган оперативного управления Вооружёнными силами. Генштаб осуществляет координацию деятельности пограничных войск и органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ФСБ России), Войск национальной гвардии Российской Федерации, Железнодорожных войск, федерального органа специальной связи и информации, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований, Службы внешней разведки Российской федерации (СВР России), федеральных органов государственной охраны, федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти по выполнению задач в области обороны, строительства и развития вооружённых сил, а также их применения. Генеральный штаб состоит из главных управлений, управлений и иных структурных подразделений.

К основным задачам Генштаба относятся:

  • осуществление стратегического планирования применения вооружённых сил, других войск, воинских формирований и органов с учётом их задач и военно-административного деления страны;
  • проведение оперативной и мобилизационной подготовки вооружённых сил;
  • перевод вооружённых сил на организацию и состав военного времени, организация стратегического и мобилизационного развёртывания вооружённых сил, других войск, воинских формирований и органов;
  • координация деятельности по проведению в Российской Федерации мероприятий по воинскому учёту;
  • организация разведывательной деятельности в целях обороны и безопасности;
  • планирование и организация связи; топогеодезическое обеспечение вооружённых сил;
  • осуществление мероприятий, связанных с защитой государственной тайны;
  • проведение военно-научных исследований.

Действующий начальник Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации — Герой Российской Федерации генерал армии Валерий Герасимов (с 9 ноября 2012 года).

cabinet-mil.ru

Президент Российской Федерации – Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами.

ПЛАН

занятия по общественно-государственной подготовке с группой военнослужащих по контракту
№__ (подразделение) войсковой части ______

«___» января 2017 года.

Тема №6. Президент Российской Федерации – Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами.


Рассказ-беседа.
1. Изучить права и обязанности Президента в области обороны и безопасности.
2. Довести роль Президента в организации обороны страны.
Время проведения: 10.50
группа класс

Материально – техническое обеспечение: политическая карта мира; политическая карта Российской Федерации; журнал учета посещаемости и успеваемости группы ОГП;  конспекты слушателей; указка; выписка из установочного приказа командира части об организации ОГП; Ход занятия
Вступительная часть 10 минут.
Контроль готовности слушателей к проведению занятия.
Доведение целей занятия, вопросов выносимых для обсуждения.
Информирование перед занятием
Основная часть 90 минут
1. Президент Российской Федерации – высшее должностное лицо государства. 2. Полномочия Президента России в области обеспечения обороны страны.
2. Полномочия Президента России в области обеспечения обороны страны.

Президент страны является ключевой фигурой в системе органов государственной власти. По своему правовому статусу он обладает широкими полномочиями и оказывает существенное влияние, как на внутреннюю политику государства, так и на его внешнеполитический курс. От личности Президента во многом зависит характер и направление развития страны, а также состояние Вооруженных Сил.

Президент (от латинского — си­дящий впереди) — выборный глава государства в современных стра­нах с республиканской формой правления.

 Должность президента получила распространение в целом ряде государств мира. Многие современ­ные республики имеют в системе органов высшей государственной власти такое должностное лицо. Правда, в некоторых странах пре­зидент избирается органами зако­нодательной власти (Федератив­ная республика Германия, Ита­лия). Там он в своей деятельности во многом зависит от воли парла­мента и подотчетен ему. Не слу­чайно эти государства принято на­зывать парламентскими респуб­ликами.

 В системе высших органов госу­дарственной власти президен­тских республик есть вполне са­мостоятельное, независимое от парламента должностное лицо — президент, избираемый непосре­дственно населением страны (Франция) либо путем косвенных выборов — через коллегию выбор­щиков, формируемых населением (США). Здесь глава государства играет очень важную роль в управ­лении делами всего общества. Так, в США президент совмещает в своем лице полномочия главы государства и главы правитель­ства, ему подконтрольны все орга­ны исполнительной власти стра­ны. Президент Франции хотя и не возглавляет лично правительство республики, но вправе назначать по своему усмотрению главу (премьер-министра) и членов пра­вительства. Президентскую рес­публику отличает сильная испол­нительная власть, действующая наравне с ее законодательной и судебной ветвями.

 В Российской Федерации долж­ность Президента была учреждена 24 апреля 1991 года Законом «О Президенте РСФСР».

 Первые президентские выборы в Российской Федерации прошли в июне 1991 года.

С 1991 года Президент Российс­кой Федерации избирался на 5 лет. После поправок к Конституции, всту­пивших в силу 31 декабря 2008 года, президент Российской Федерации из­бираться на шестилетний срок.

 Основным документом при ор­ганизации и проведении выборов Президента Российской Федера­ции является Федеральный закон «О выборах Президента Российс­кой Федерации», который уста­навливает четкий порядок органи­зации и проведения выборов.

 Согласно Конституции РФ и вы­шеназванному закону военнослу­жащие имеют равные с другими гражданами избирательные пра­ва. Особенности участия военнос­лужащих в выборах Президента РФ, оговоренные в законе, обус­ловлены специфическим характе­ром военной службы, но при этом их избирательные права не ущем­ляются.

 Президент Российской Федера­ции избирается гражданами Рос­сии на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

 Кандидатом на должность Пре­зидента может быть гражданин Российской Федерации не моло­же 35 лет, постоянно проживаю­щий в данной стране не менее 10 лет. У одного и того же лица нет возможности занимать должность Президента Российской Федера­ции более двух сроков подряд.

 Вновь избранный Президент вступает в должность на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной изби­рательной комиссией РФ общих результатов выборов. С момента принятия им присяги он исполняет свои полномочия до истечения срока пребывания в должности и до момента принятия присяги вновь избранным Президентом.

 В соответствии с занимаемой должностью Президент Российс­кой Федерации является Верхов­ным Главнокомандующим Воору­женными Силами. Он ключевая фигура в системе органов госуда­рственной власти, гарант Консти­туции Российской Федерации.

 Согласно Конституции Российс­кой Федерации (ст. 80) Президент Российской Федерации является главой государства. В силу зани­маемой должности и возлагаемых на него задач Президент РФ выс­тупает гарантом безопасности Российской Федерации. Перед ним стоит задача сохранять устой­чивость государства в целом, его суверенитет и государственную целостность, что создает условия для осуществления своих полно­мочий в нормальном конституци­онном режиме всем иным органам государственной власти и долж­ностным лицам.

 При вступлении в должность Президент Российской Федера­ции приносит народу следующую присягу: «Клянусь при осущес­твлении полномочий Президен­та Российской Федерации ува­жать и охранять права и свобо­ды человека и гражданина, соб­людать и защищать Конститу­цию Российской Федерации, защищать суверенитет и неза­висимость, безопасность и це­лостность государства, верно служить народу».

 Президент РФ формирует ис­полнительную власть — Правитель­ство РФ, которое руководит рабо­той федеральных министерств, агентств, служб и контролирует их деятельность.

 Он обращается к Федеральному собранию с ежегодными послани­ями о положении в стране, об ос­новных направлениях внутренней и внешней политики государства.

 Руководствуясь жизненно важ­ными интересами России и в соот­ветствии с международными и национальными правовыми норма­ми, Президент Российской Феде­рации может санкционировать ус­тановленным порядком (согласно Конституции Российской Федера­ции) применение Вооруженных Сил и других войск в целях:

—  пресечения любого противоп­равного   вооруженного   насилия, направленного   против   государ­ственного суверенитета и конститу­ционного строя, территориальной целостности страны, прав, свобод и законных интересов граждан Рос­сии, общества и государства, объ­ектов Российской Федерации на территории страны и за ее преде­лами, в том числе в Мировом океа­не и космическом пространстве;

—  обеспечения свободы деятель­ности в Мировом океане и косми­ческом    пространстве,    доступа к важным для России международ­ным экономическим зонам и ком­муникациям в соответствии с нор­мами международного права;

выполнения союзнических обязательств в рамках совместной обороны от внешней агрессии в соответствии с заключенными международными договорами;

—   поддержания и восстановле­ния мира и стабильности в важных для России регионах по решению Совета  Безопасности  ООН   или других структур коллективной бе­зопасности, членом которых явля­ется Россия.

Согласно Конституции Российс­кой Федерации Президент назна­чает и освобождает от должности министра обороны, а также выс­шее командование Вооруженных Сил Российской Федерации (ко­мандующие видами и родами войск, командующие военных ок­ругов и др.).

 Он присваивает высшие воинс­кие звания, а также производит награждение государственными наградами России.

 Согласно статье 83 Конституции Российской Федерации Прези­дент Российской Федерации фор­мирует и возглавляет Совет Безо­пасности Российской Федерации. Этот конституционный орган осу­ществляет подготовку решений Президента по вопросам обеспе­чения защищенности жизненно важных интересов личности, об­щества и государства от внутренних и внешних угроз, проведение единой государственной политики в области обеспечения безопас­ности. Под руководством Прези­дента Российской Федерации Со­ветом Безопасности определяют­ся жизненно важные интересы го­сударства, внутренние и внешние угрозы объектам безопасности, разрабатывается стратегия обес­печения безопасности России.

 Для принятия Президентом го­сударства решений по вопросам внутренней и внешней политики, предотвращения чрезвычайных ситуаций, о введении и отмене чрезвычайного положения, коор­динации деятельности федераль­ных органов исполнительной власти Совет Безопасности гото­вит ему обоснованные предложе­ния. Совет Безопасности рассмат­ривает на своих заседаниях стра­тегические проблемы внутренней, внешней и военной политики Рос­сийской Федерации, вопросы обеспечения безопасности в эко­номической, общественной, обо­ронной, пограничной, информа­ционной, экологической и иных сферах.

 В поле своего зрения Президент РФ держит вопросы охраны здо­ровья населения, прогнозирова­ния и предотвращения межнацио­нальных и социальных конфликтов и преодоления их последствий, обеспечения общественного сог­ласия, законности и правопоряд­ка. Совет Безопасности готовит рекомендации ему по осущес­твлению стратегии и текущей по­литики обеспечения националь­ной безопасности, координирует деятельность системы обеспече­ния национальной безопасности в вопросах военно-технического сотрудничества и информацион­ной безопасности и осуществляет контроль по реализации намечен­ных мероприятий федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной влас­ти субъектов Федерации.

 Решения Совета Безопасности по важнейшим вопросам оформ­ляются Указами   Президента Рос­сийской Федерации. Секретарь Совета Безопасности проводит рабочие совещания с членами Со­вета Безопасности. Он руководит деятельностью аппарата Совета Безопасности, который является самостоятельным подразделени­ем Администрации Президента Российской Федерации. В состав аппарата, кроме Секретаря Сове­та Безопасности, входят его за­местители, руководитель аппара­та, семь управлений (внутренней государственной и общественной безопасности; международных от­ношений; экономических проблем безопасности; оборонно-про­мышленной безопасности; воен­ного строительства; военной инс­пекции; информационных проб­лем безопасности) и секретариат Совета Безопасности.

2.

 Президент Российской Федера­ции как высшее должностное лицо в государстве и как Верховный Главнокомандующий Вооружен­ными Силами наделен широкими полномочиями, и на него возложе­ны важнейшие обязанности в об­ласти обеспечения обороны госу­дарства.

 Среди направлений военной по­литики Российской Федерации, которые определяет Президент, важнейшее место занимают проб­лемы создания, укрепления и со­вершенствования военной орга­низации, технического оснащения Вооруженных Сил, определения перспектив развития военной тех­ники, мобилизационных возмож­ностей государства.

Организация обороны государ­ства представляет собой разнооб­разную деятельность Президента страны, различных ветвей власти, Совета Безопасности Российской Федерации, органов Вооруженных Сил и других войск и воинских формирований. Она включает прогнозирование и оценку воен­ной опасности и военной угрозы; разработку основных направлений военной политики и положений военной доктрины Российской Федерации; правовое регулиро­вание в области обороны. Важным элементом организации обороны страны являются строительство, подготовка и поддержание в необ­ходимой готовности Вооруженных Сил, совершенствование систем управления, отработка вопросов перевода деятельности государства с мирного на военное время. В мирное время под контролем Президента России планируются и осуществляются мероприятия по гражданской и территориаль­ной обороне, проводится опера­тивное оборудование территории государства для его обороны.

 Для укрепления обороны госу­дарства развиваются отрасли нау­ки, координируются действия ор­ганов государственной власти. Российская Федерация осущес­твляет международное сотрудни­чество в целях коллективной безо­пасности и совместной обороны. Конституционным правом на Пре­зидента возлагается утверждение военной доктрины как составной части концепции национальной безопасности. В военной доктри­не он объявляет официально при­нятые в государстве оценки по от­ношению войны и ее предотвра­щения, подготовку Вооруженных Сил к отражению агрессии.

 При введении военного положе­ния Президент Российской Феде­рации немедленно сообщает об этом Совету Федерации и Госуда­рственной Думе. Указ Президента о введении военного положения должен быть утвержден Советом Федерации.

 Существует два уровня орга­нов управления обороной стра­ны:

1) совещательные — вырабаты­вают решения в области обороны страны на основе предложений, подготовленных органами госуда­рственной власти Российской Фе­дерации. В военное время они ста­новятся высшими органами руко­водства Вооруженными Силами. К ним относятся: в мирное время -Совет Безопасности Российской Федерации и межведомственные комиссии в области обороны стра­ны и военного строительства при Президенте и Правительстве Рос­сийской Федерации. В военное время на базе совещательных ор­ганов управления обороной страны создается Ставка Верховного Глав­ного командования;

  2) оперативные — вырабатывают предложения для принятия реше­ний руководством государства по вопросам обороны страны и орга­низуют выполнение этих и других решений (после их принятия) и осуществляют  оперативное  управление вооруженными форми­рованиями страны. К ним относят­ся Генеральный штаб и штабы (ор­ганы оперативного управления федеральных органов исполни­тельной власти, имеющие в своем составе вооруженные формирова­ния). Генеральный штаб является основным рабочим органом уп­равления, координирующим выра­ботку предложений в области обо­роны страны. В военное время Ге­неральный штаб становится рабо­чим органом Ставки ВГК. Гене­ральный штаб совместно с феде­ральными органами исполнитель­ной власти разрабатывает пред­ложения, которые рассматрива­ются совещательными органами управления обороной страны и яв­ляются основой принимаемых Президентом Российской Феде­рации решений.

 Среди полномочий Президента немало таких, которые самым не­посредственным образом влияют на боевую готовность Вооружен­ных Сил. Он утверждает военную доктрину Российской Федерации, концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил, дру­гих войск и воинских формирова­ний. Только Президенту государ­ства как Верховному Главнокоман­дующему дано право утверждать такой основополагающий доку­мент, как План применения Воору­женных Сил Российской Федера­ции. Не менее важным является рассмотрение и утверждение Пре­зидентом Мобилизационного пла­на Вооруженных Сил, который по своей сути является директивным документом по переводу всего го­сударственного механизма, а не только Вооруженных Сил, к функ­ционированию в условиях военно­го времени.

 Планом определяется порядок работы органов государственной власти России, субъектов Рос­сийской Федерации, местного са­моуправления и экономики стра­ны в военное время. В условиях мира готовится и утверждается Президентом Федеральная госу­дарственная программа опера­тивного оборудования территории Российской Федерации, планиру­ется создание запасов материаль­ных ценностей государственного и мобилизационного резервов. Кроме того, он утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны. Как глава государства в своей внеш­неполитической деятельности Президент ведет переговоры и подписывает международные до­говоры Российской Федерации в области обороны, включая и до­говоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сок­ращении и ограничении Воору­женных Сил и вооружений, об участии Вооруженных Сил Рос­сийской Федерации в операциях по поддержанию мира и междуна­родной безопасности, а также ут­верждает федеральные государ­ственные программы вооружения и развития оборонного промыш­ленного комплекса.

 Планы размещения на террито­рии Российской Федерации объ­ектов с ядерными зарядами, объ­ектов по ликвидации оружия мас­сового уничтожения и ядерных от­ходов также утверждаются Прези­дентом страны. Им же утвержда­ются все программы ядерных и других специальных испытаний. Ни одно подобное испытание не может быть проведено без санк­ции Президента. Все места дисло­кации (расположения) соедине­ний и более крупных формирова­ний Вооруженных Сил, других войск, а также вопросы их переме­щения в другие пункты дислока­ции рассматриваются Президен­том Российской Федерации. Осу­ществляя непосредственное уп­равление Вооруженными Силами, он утверждает структуру и состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований до объе­динения включительно, а также штатную численность военнослу­жащих Вооруженных Сил Российс­кой Федерации, других войск, во­инских формирований и органов. Он же обладает правом назначе­ния военнослужащих на должнос­ти и присвоения им высших офи­церских званий.

 Наиболее важные документы, та­кие как общевоинские уставы, по­ложения о Боевом знамени воинс­кой части, Военно-морском флаге Российской Федерации, порядке прохождения военной службы, во­енных советах, военных комиссари­атах, утверждаются Президентом Российской Федерации и являют собой законы армейской и флотс­кой жизни. Дважды в год Президент издает Указы о призыве граждан на военную службу, а также об уволь­нении с военной службы военнос­лужащих, проходящих службу по призыву.

 Глава страны устанавливает коли­чество и границы военного округа как военно-административной еди­ницы. На территории округа могут дислоцироваться объединения, со­единения, воинские части.

 Как Верховный Главнокоманду­ющий Вооруженными Силами Президент страны наделен пра­вом оперативно принимать важ­нейшие решения, связанные с обороной страны и обеспечени­ем безопасности граждан. Он в соответствии с Законом РФ о во­енном положении вводит в действие нормативные право­вые акты военного времени и прекращает их действие, форми­рует и упраздняет органы испол­нительной власти на период воен­ного времени в соответствии с фе­деральным конституционным за­коном о военном положении.

 В случае агрессии против Рос­сии или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации издает приказ о вве­дении военного положения. Оно может быть введено на террито­рии всей страны или в отдельных местностях, которые подверглись нападению либо им угрожает на­падение, или оно имеет особое значение для обороны страны. Вводя военное положение, Прези­дент наделяет особыми полномо­чиями органы государственной власти, органы местного самоуп­равления и организации.

 При введении военного положе­ния могут создаваться специаль­ные органы военного управления, власть которых распространяется и на гражданских лиц. Всем орга­нам и должностным лицам пред­писывается оказывать содействие военному командованию в ис­пользовании сил и средств данной территории для обороны, обеспе­чения безопасности и порядка. Могут быть ограничены некоторые конституционные права граждан (например, свобода собраний, де­монстраций, свобода печати).

 Президент Российской Федера­ции в соответствии с федеральны­ми законами вправе принять ре­шение о привлечении Вооружен­ных Сил, других войск и воинских формирований к выполнению за­дач с использованием сил и средств не по их предназначению.

 Выполняя свои конституцион­ные обязанности и задачи, возло­женные на него Федеральным за­коном «Об обороне», Президент Российской Федерации — Верхов­ный Главнокомандующий Воору­женными Силами Российской Фе­дерации обеспечивает подготовку страны к отражению возможной агрессии, управляет всеми сторо­нами процесса поддержания ар­мии и флота России в боеготовым состоянии, соответствующем уровню угроз национальной безо­пастности страны.

   Таким образом, Президент Рос­сийской Федерации занимает са­мостоятельное и исключительно важное место в системе обеспече­ния безопасности государства и вооруженной защиты его граждан. Его полномочия направлены на обеспечение согласованного вза­имодействия всех ветвей власти по охране государственного суве­ренитета России, укреплению обороноспособности Вооружен­ных Сил. На Президента Российс­кой Федерации как Верховного Главнокомандующего Вооружен­ными Силами возлагается особая ответственность перед народом за состояние Вооруженных Сил России и их готовность защитить свое государство и свой народ.

Заключительная часть –  10 минут. 

Подведение итогов занятия

Ответы на вопросы, возникшие в ходе занятия

Рекомендации для дальнейшего самостоятельного изучения темы, задание на самоподготовку

xn--80apfijpf.xn--p1ai

Президент Российской Федерации назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации

Судебная практика > Судебная практика по применению военного законодательства > Военная служба. Общие положения
Решение, Верховный Суд Российской Федерации, Президент Российской Федерации назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации, от 27.4.2001 г., № ВКПИ 01-24

Президент Российской Федерации назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерацииtc «Президент Российской Федерации назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации»
Решение Верховного Суда РФ от 27 апреля 2001 г. ВКПИ 01-24 по жалобе Терентьева А.В. об отмене Указа Президента Российской Федерации от 11 апреля 1997 г.
· 336, согласно которому он освобожден от должности начальника Главного управления боевой подготовки
· заместителя главнокомандующего Сухопутными войсками по боевой подготовке, в связи с тем, что в постановлении военного прокурора ставился вопрос об отстранении, а не об освобождении его от должности, а также в связи с тем, что в отношении его вынесен оправдательный приговор
Генерал-полковник Терентьев А.В. обратился в Верховный Суд с жалобой, в которой просит признать Указ Президента Российской Федерации от 11 апреля 1997 г.
· 336 в части освобождения его от занимаемой должности незаконным и обязать министра обороны РФ восстановить его в прежней или равной должности.
По мнению заявителя и его представителя, высказанному в судебном заседании, Президентом Российской Федерации при издании упомянутого Указа был нарушен Закон РСФСР от 27 октября 1960 г. «Об утверждении Уголовно-процессуального кодекса РСФСР», в частности ст. 153 УПК РСФСР, согласно которой прокурором вынесено постановление об отстранении Терентьева от занимаемой должности, а Президент Российской Федерации своим Указом от занимаемой должности его освободил.
Кроме того, после вынесения 5 марта 2001 г. в отношении Терентьева оправдательного приговора, вступившего в законную силу, по мнению заявителя, отпали основания для отстранения его от должности и он подлежит восстановлению в прежней или равной должности.
Представитель Президента Российской Федерации и министра обороны Российской Федерации против доводов заявителя и его представителя возражал и просил суд жалобу Терентьева оставить без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, выслушав Терентьева и его представителя, представителя Президента Российской Федерации и министра обороны Российской Федерации и заключение прокурора, полагавшего жалобу Тереньтева необоснованной, Верховный Суд РФ находит жалобу заявителя не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
17 марта 1997 г. Терентьеву было предъявлено обвинение в мошенничестве в крупном размере и в злоупотреблении должностными полномочиями, в связи с чем 18 марта 1997 г. заместителем Главного военного прокурора было санкционировано постановление об отстранении его от должности начальника Главного управления боевой подготовки
· заместителя Главнокомандующего Сухопутными войсками по боевой подготовке и в тот же день направлено министру обороны РФ для исполнения.
В связи с этим министром обороны Российской Федерации было направлено представление об освобождении Терентьева от занимаемой должности Президенту Российской Федерации, который в соответствии с п. «л» ст. 83 Конституции Российской Федерации издал обжалуемый заявителем Указ от 11 апреля 1997 г.
· 336, освободив Терентьева от занимаемой должности.

1 2 3

Группа: Военная служба. Общие положения
Категория: Судебная практика



voenprav.ru

Вооружённые Силы Российской Федерации


Стр 1 из 4Следующая ⇒

Содержание

  • 1 Командование
    • 1.1 Министерство обороны
    • 1.2 Генеральный штаб
  • 2 История
    • 2.1 Вооружённые силы в 1990-е годы
    • 2.2 Вооружённые силы в 2000-е годы
    • 2.3 Вооружённые силы после Пятидневной войны
  • 3 Состав Вооружённых Сил Российской Федерации
    • 3.1 Сухопутные войска
    • 3.2 Воздушно-космические силы
      • 3.2.1 Военно-воздушные силы
      • 3.2.2 Войска противовоздушной и противоракетной обороны
      • 3.2.3 Космические войска
    • 3.3 Военно-морской флот
    • 3.4 Отдельные рода войск
      • 3.4.1 Ракетные войска стратегического назначения
      • 3.4.2 Воздушно-десантные войска
  • 4 Вооружение и военная техника
    • 4.1 Ядерное оружие
  • 5 Финансирование и обеспечение
  • 6 Военная служба
    • 6.1 Комплектование
    • 6.2 Численный состав
    • 6.3 Денежное довольствие
    • 6.4 Военные учения
    • 6.5 Питание военнослужащих
  • 7 Роль вооружённых сил в политике и обществе
  • 8 Российские военные объекты за рубежом
    • 8.1 Ныне действующие
    • 8.2 Закрытые
  • 9 Проблемы
    • 9.1 Самоубийства
    • 9.2 Коррупция
  • 10 Символика Вооружённых Сил
  • 11 См. также
  • 12 Примечания
  • 13 Ссылки

Командование

Основная статья: Верховный главнокомандующий Вооружёнными силами Российской Федерации

Верховный главнокомандующий Вооружёнными силами Российской Федерации — Владимир Владимирович Путин

Верховным главнокомандующим ВС России является президент России — Владимир Владимирович Путин. В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии он вводит на территории России или в отдельных её местностях военное положение, с целью создания условий для её отражения или предотвращения, с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе для утверждения соответствующего указа.

Для решения вопроса о возможности использования Вооружённых сил России за пределами территории России необходимо соответствующее постановление Совета Федерации. В мирное время глава государства осуществляет общее политическое руководство Вооруженными силами, а в военное время руководит обороной государства и его Вооруженными силами по отражению агрессии.

Президент России также формирует и возглавляет Совет безопасности Российской Федерации[]; утверждает военную доктрину России[14][15]; назначает и освобождает от обязанностей высшее командование Вооружённых сил России[. Президент в качестве Верховного главнокомандующего утверждает Военную доктрину России, концепцию и планы строительства Вооруженных сил, мобилизационный план Вооруженных сил, мобилизационные планы экономики, план гражданской обороны и другие акты в сфере военного строительства. Глава государства утверждает также общевойсковые уставы, положения о Министерстве обороны и Генеральном штабе. Президент ежегодно издает указы о призыве на военную службу, об увольнении в запас лиц определённых возрастов, отслуживших в ВС, подписывает международные договоры о совместной обороне и военном сотрудничестве.

Министерство обороны

Основная статья: Министерство обороны Российской Федерации

Министерство обороны Российской Федерации (Министерство обороны) является органом управления Вооруженными силами России. К основным задачам Минобороны России относятся выработка и проведение государственной политики в области обороны; нормативно-правовое регулирование в области обороны; организация применения вооружённых сил в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами России; поддержание в необходимой готовности вооружённых сил; осуществление мероприятий по строительству вооружённых сил; обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала вооружённых сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; выработка и реализация государственной политики в области международного военного сотрудничества. Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы, военные комиссариаты].

Министерство обороны возглавляет министр обороны Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности президентом России по представлению председателя Правительства России. Министр подчиняется непосредственно президенту России, а по вопросам, отнесённым Конституцией России, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами президента к ведению правительства России, — председателю правительства России. Министр несёт персональную ответственность за решение задач и реализацию полномочий, возложенных на Минобороны России и вооружённые силы, и осуществляет свою деятельность на основе единоначалия. В министерстве работает коллегия в составе министра, его первых заместителей и заместителей, начальников служб министерства, главнокомандующих видами вооружённых сил

Действующий министр обороны — Сергей Кужугетович Шойгу.

Генеральный штаб

Основная статья: Генеральный штаб Вооружённых Сил Российской Федерации

Генеральный штаб Вооружённых сил Российской Федерации — центральный орган военного управления и основной орган оперативного управления Вооружёнными силами. Генштаб осуществляет координацию деятельности пограничных войск и органов федеральной службы безопасности (ФСБ), внутренних войск Министерства внутренних дел, Железнодорожных войск, федерального органа специальной связи и информации, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований, Службы внешней разведки (СВР) России, федеральных органов государственной охраны, федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти по выполнению задач в области обороны, строительства и развития вооружённых сил, а также их применения. Генеральный штаб состоит из главных управлений, управлений и иных структурных подразделений[.

К основным задачам Генштаба относятся осуществление стратегического планирования применения вооружённых сил, других войск, воинских формирований и органов с учётом их задач и военно-административного деления страны; проведение оперативной и мобилизационной подготовки вооружённых сил; перевод вооружённых сил на организацию и состав военного времени, организация стратегического и мобилизационного развёртывания вооружённых сил, других войск, воинских формирований и органов; координация деятельности по проведению в Российской Федерации мероприятий по воинскому учёту; организация разведывательной деятельности в целях обороны и безопасности; планирование и организация связи; топогеодезическое обеспечение вооружённых сил; осуществление мероприятий, связанных с защитой государственной тайны; проведение военно-научных исследований.

Действующий начальник Генерального штаба — генерал армии Валерий Герасимов (с 9 ноября 2012 года).

История

См. также: История русской армии

Первое республиканское военное ведомство появилось в РСФСР (см. РККА), позднее — в период развала СССР (14 июля 1990 года). Однако из-за неприятия большинством народных депутатов РСФСР идеи о самостоятельных ВС ведомство назвали не министерством обороны, а Государственным комитетом РСФСР по общественной безопасности и взаимодействию с Министерством обороны СССР и КГБ СССР. После попытки государственного переворота в Вильнюсе 13 января 1991 года, председатель Верховного Совета России Борис Ельцин выступает с инициативой о создании республиканской армии, и 31 января Госкомитет по общественной безопасности был преобразован в Госкомитет РСФСР по обороне и безопасности, во главе которого встал генерал армии Константин Кобец. В течение 1991 года Комитет неоднократно видоизменялся и переименовывался. С 19 августа (день попытки переворота в Москве) по 9 сентября временно функционировало Министерство обороны РСФСР[20].

Одновременно Ельциным была предпринята попытка создать национальную гвардию РСФСР, начался даже приём добровольцев. До 1995 года планировалось сформировать не менее 11 бригад численностью по 3-5 тысяч человек, общей численностью не более 100 тысяч. Предполагалось развернуть части Национальной гвардии в 10 регионах, в том числе в Москве (три бригады), в Ленинграде (две бригады) и в ряде других важных городов и районов. Были подготовлены положения о структуре, составе, методах комплектования, задачах Национальной гвардии. К концу сентября в Москве в ряды Национальной Гвардии успели записаться около 15 тысяч человек, большинство из которых — военнослужащие ВС СССР. В конце концов на стол Ельцину лег проект указа «О временном положении о российской гвардии», однако он так и не был подписан[.

После подписания Беловежских соглашений 21 декабря государствами-участниками только что созданного СНГ был подписан протокол о временном возложении на последнего министра обороны СССР маршала авиации Шапошникова командования вооружёнными силами на их территории, в том числе стратегическими ядерными силами. 14 февраля 1992 года он формально стал Верховным главнокомандующим Объединенными вооруженными силами СНГ, а МО СССР преобразовано в Главкомат ОВС СНГ. 16 марта 1992 года Указом Ельцина были созданы Вооружённые Силы Российской Федерации в оперативном подчинении Главкомата ОВС, а также Министерство обороны, которое возглавил сам президент. 7 мая был подписан указ о создании вооружённых сил, а Ельцин возложил на себя обязанности Верховного Главнокомандующего. Первым министром обороны стал генерал армии Грачёв, ему же первому в Российской Федерации было присвоено это звание.

Сухопутные войска

Танковое подразделение на военных учениях «Запад-2013»

Сухопутные войска, СВ — самый многочисленный по боевому составу вид вооружённых сил. Сухопутные войска предназначены для ведения наступления в целях разгрома группировки противника, овладения и удержания его территорий, районов и рубежей, нанесения огневых ударов на большую глубину, отражения вторжений противника и его крупных воздушных десантов. В сухопутные войска Российской Федерации, в свою очередь, входят рода войск:

  • Мотострелковые войска, МСВ — самый многочисленный род сухопутных войск, представляет собой моторизованную пехоту, оснащенную БМП и БТР, грузовые автомобили КрАЗ 255 Б, КрАЗ 6322, КАМАЗ 5320, КАМАЗ 4310 , КАМАЗ 53201. Состоят из мотострелковых соединений, частей и подразделений, в которые входят мотострелковые, артиллерийские, танковые и другие части и подразделения.
  • Танковые войска, ТВ — основная ударная сила сухопутных войск, манёвренные, высоко мобильные и устойчивые к воздействию ядерного оружия войска, предназначенные для осуществления глубоких прорывов и развития оперативного успеха, способны с ходу преодолевать водные преграды в брод и на переправочных средствах. Танковые войска состоят из танковых, мотострелковых (механизированных, мотопехотных), ракетных, артиллерийских и других подразделений и частей.
  • Ракетные войска и артиллерия, РВиА предназначены для огневого и ядерного поражения противника. Имеют на вооружении ствольную и реактивную артиллерию. Состоят из соединений частей и подразделений гаубичной, пушечной, реактивной, противотанковой артиллерии, миномётов, а также артиллерийской разведки, управления и обеспечения.
  • Войска ПВО Сухопутных войск, ПВО СВ — род сухопутных войск, предназначенный для защиты сухопутных войск от средств воздушного нападения противника, для их поражения, а также воспрещения его воздушной разведки. ПВО СВ вооружены мобильными, буксируемыми и переносными зенитно-ракетными и зенитно-пушечными системами.
  • Специальные войска и службы — совокупность войск и служб сухопутных войск, предназначенных для выполнения узкоспециальных мероприятий по обеспечению боевой и повседневной деятельности вооруженных сил. Специальные войска состоят из войск радиационной, химической и биологической защиты, инженерных войск, войск связи, войск РЭБ, железнодорожных, автомобильных войск и т. д.

Главнокомандующий Сухопутными войсками — генерал-полковник Олег Леонидович Салюков.

Воздушно-космические силы

Воздушно-космические силы (ВКС) — вид вооружённых сил России, существующий с 1 августа 2015 года в соответствии с указом Президента РФ.

Главнокомандующий ВКС — генерал-полковник В. Н. Бондарев.

Военно-воздушные силы

Штурмовики Су-25СМ

Звено вертолётов

Военно-воздушные силы, ВВС — род сил, предназначенный для ведения разведки группировок противника, обеспечения завоевания господства (сдерживания) в воздухе, защиты от ударов с воздуха важных военно-экономических районов и объектов страны и группировок войск, предупреждения о воздушном нападении, поражения объектов, составляющих основу военного и военно-экономического потенциала противника, поддержки с воздуха сухопутных войск и сил флота, десантирования воздушных десантов, перевозки войск и материальных средств по воздуху. В составе ВВС России выделяются:

  • Дальняя авиация — основное ударное средство Военно-воздушных сил, предназначенное для поражения (в том числе ядерного) группировок войск, авиации, военно-морских сил противника и разрушения его важных военных, военно-промышленных, энергетических объектов, узлов коммуникаций в стратегической и оперативной глубине. Может привлекаться также для ведения воздушной разведки и минирования с воздуха.
  • Фронтовая авиация — основная ударная сила ВВС, решает задачи в общевойсковых, совместных и самостоятельных операциях, предназначена для поражения войск, объектов противника в оперативной глубине в воздухе, на земле и на море. Может привлекаться для ведения воздушной разведки и минирования с воздуха.
  • Армейская авиация предназначена для авиационной поддержки Сухопутных войск путем поражения наземных бронированных подвижных объектов противника на переднем крае и в тактической глубине, а также для обеспечения общевойскового боя и повышения мобильности войск. Части и подразделения армейской авиации выполняют огневые, десантно-транспортные, разведывательные и специальные боевые задачи.
  • Военно-транспортная авиация — один из видов военной авиации, входящей в состав Вооруженных сил Российской Федерации. Она обеспечивает перевозку по воздуху войск, боевой техники и грузов, а также выброску воздушных десантов. Выполняет внезапные задачи в мирное время при возникновении как чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, так и конфликтных ситуаций в том или ином регионе, создающих угрозу безопасности государства. Основным предназначением военно-транспортной авиации является обеспечение стратегической мобильности Вооруженных Сил России, а в мирное время — обеспечение жизнедеятельности войск в различных регионах.
  • Специальная авиация предназначена для решения широкого спектра задач: дальнего радиолокационного обнаружения и управления, ведения радиоэлектронной борьбы, разведки и целеуказания, обеспечения управления и связи, дозаправки самолетов в воздухе, ведения радиационной, химической и инженерной разведки, эвакуации раненых и больных, поиска и спасения летных экипажей и т. д.
  • Зенитные ракетные войска, ЗРВ предназначены для защиты от средств воздушного нападения важных административных и экономических районов и объектов России.
  • Радиотехнические войска, РТВ предназначены для ведения радиолокационной разведки, выдачи информации для радиолокационного обеспечения частей зенитных ракетных войск и авиации, а также для контроля использования воздушного пространства.

Космические войска

Космические войска, КВ — род войск в составе Воздушно-космических сил России (ВКС России). Как отдельный род войск, существовал в Вооружённых Силах Российской Федерации (ВС России) в 2001—2011 годах. Космические войска предназначались для обеспечения безопасности России в космической сфере. С 1 декабря 2011 года прекратили самостоятельное существование, войдя в состав Войск воздушно-космической обороны.

С 1 августа 2015 года воссозданы как род войск в составе ВКС России.

Военно-морской флот

Ракетный крейсер Пётр Великий во время учений

 

Военно-морской флот — вид вооружённых сил, предназначенный для проведения поисково-спасательных операций, защиты экономических интересов России, ведения боевых действий на морских и океанских театрах военных действий. Военно-морской флот способен наносить обычные и ядерные удары по морским и береговым силам противника, нарушать его морские коммуникации, высаживать морские десанты и т. д. ВМФ России состоит из четырех флотов и одной флотилии: Балтийского, Северного, Тихоокеанского и Черноморского и Каспийской флотилии. В составе Военно-морского флота выделяются:

  • Подводные силы — основная ударная сила флота. Подводные силы способны скрытно выходить в океан, приближаться к противнику и наносить по нему внезапный и мощный удар обычными и ядерными средствами. В подводных силах выделяют многоцелевые/торпедные корабли и ракетные крейсера.
  • Надводные силы обеспечивают скрытный выход в океан и развёртывание подводных сил, их возвращение. Надводные силы способны перевозить и прикрывать высадку десанта, устанавливать и снимать минные заграждения, нарушать коммуникации противника и защищать свои.
  • Морская авиация — авиационная составляющая Военно-морского флота. Выделяют стратегическую, тактическую, палубную и береговую авиацию. Морская авиация предназначена для нанесения бомбовых и ракетных ударов по кораблям противника и по его береговым силам, ведения радиолокационной разведки, поиска подводных лодок и их уничтожения.
  • Береговые войска предназначены для защиты военно-морских баз и пунктов базирования флота, портов, важных участков побережья, островов и проливов от нападения кораблей и морских десантов противника. Основу их вооружения составляют береговые ракетные комплексы и артиллерия, зенитные ракетные комплексы, минное и торпедное оружие, а также специальные корабли береговой обороны. Для обеспечения обороны силами войск на побережье создаются береговые укрепления. Включают в себя два рода сил:
    • Морская пехота;
    • Береговые ракетно-артиллерийские войска;
  • Формирования СпН ВМФ — соединения, части и подразделения Военно-морского флота, предназначенные для проведения специальных мероприятий на территории военно-морских баз противника и в прибрежных территориях, ведения разведки.

Главнокомандующий Военно-Морским Флотом России — адмирал Виктор Чирков, начальник Главного штаба ВМФ — адмирал Александр Татаринов.

Отдельные рода войск

Воздушно-десантные войска

Воздушно-десантные войска (ВДВ) — резерв ВГК, самостоятельный род войск, имеющий в своём составе аэромобильные соединения: воздушно-десантные и десантно-штурмовые дивизии и бригады, а также отдельные части. ВДВ предназначены для оперативного десанта и ведения боевых действий в тылу противника.

В составе ВДВ имеется: 7-я (Новороссийск), 76-я (Псков), 98-я (Иваново), 104-я (Ульяновск) и 106-я (Тула) дивизии, 56-я (Камышин), 11-я (Улан-Удэ) и 83-я (Уссурийск) бригады, 45-я разведывательная бригада (Кубинка), 38-я бригада связи (Медвежьи Озера), Учебный центр (Омск), Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова, Тверское Суворовское военное училище.

Командующий ВДВ — генерал-полковник Владимир Шаманов.

Ядерное оружие

РТ-2ПМ2 «Тополь-М»

Основная статья: Стратегические ядерные силы Российской Федерации

Россия обладает самым крупным в мире запасом ядерного оружия и второй после США по численности группировкой стратегических носителей ядерного оружия. К началу 2011 года в составе стратегических ядерных сил находилось 611 «развёрнутых» стратегических носителей, способных нести 2679 ядерных боезарядов. В арсеналах на долговременном хранении в 2009 году находилось около 16 тысяч боезарядов. Развёрнутые стратегические ядерные силы распределены в так называемую ядерную триаду: для его доставки используются межконтинентальные баллистические ракеты, баллистические ракеты подводных лодок и стратегические бомбардировщики. Первый элемент триады сосредоточен в РВСН, где на вооружении состоят ракетные комплексы Р-36М,УР-100Н, РТ-2ПМ, РТ-2ПМ2 и РС-24. Морские стратегические силы представлены ракетами Р-29Р, Р-29РМ, Р-29РМУ2, носителями которых служат ракетные подводные крейсера стратегического назначения проектов 667БДР «Кальмар», 667БДРМ «Дельфин». Приняты на вооружение ракета Р-30 и РПКСН проекта 955 «Борей». Стратегическая авиация представлена самолётами Ту-95МС и Ту-160, вооружёнными крылатыми ракетами Х-55.

Нестратегические ядерные силы представлены тактическим ракетным вооружением, артиллерийскими снарядами, корректируемыми и свободнопадающими авиабомбами, торпедами, глубинными бомбами.

Военная служба

Курсант

Военная служба в ВС России предусматривается как по контракту, так и по призыву. Минимальный возраст военнослужащего составляет 18 лет (для курсантов военных учебных заведений может быть меньше на момент зачисления), предельный — 65 лет.

Комплектование

Офицеры армии, авиации и флота проходят службу только по контракту. Офицерский корпус готовится в основном в высших военных учебных заведениях, по окончании которых курсантам присваивается воинское звание «лейтенант». Первый контракт с курсантами — на весь период обучения и на 5 лет военной службы — заключается, как правило, на втором курсе обучения. Контракт о прохождении военной службы в офицерском звании имеют право заключить и граждане, находящиеся в запасе, в том числе и получившие звание «лейтенант» и определённые в запас после обучения на военных кафедрах (факультетах военного обучения, циклах, военно-учебных центрах) при гражданских вузах.

Рядовой и младший командный состав набирается как по призыву, так и по контракту. Призыву подлежат все военнообязанные граждане Российской Федерации мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. Срок службы по призыву — один календарный год. Призывные кампании осуществляются дважды в год: весенняя — с 1 апреля по 15 июля, осенняя — с 1 октября по 31 декабря. По истечении 6 месяцев службы любой военнослужащий может подать рапорт о заключении с ним первого контракта — на 3 года. Предельный возраст для заключения первого контракта — 40 лет.

Число призванных на военную службу по призывным кампаниям

Год Весенняя Осенняя Общее число
175 050[44] 175 806[45] ▼ 350 856
166 050[46] 176 393[47] ▼ 342 443
157 700[48] 140 900[49] ▼ 298 600
124 550[50] 123 310[51] ▼ 247 860
133 500[52] 132 500[53] ▲ 266 000
133 200[54] 219 000[55] ▲ 352 200
305 560[56] 271 020[57] ▲ 576 580
270 600[58] 278 821[59] ▼ 549 421
218 720[60] 135 850[61] ▼ 354 570
155 570 140 140 ▼ 295 710
153 200 150 030 ▲ 303 230
154 000 154 100 ▲ 308 100
150 000[62] 147 100[63] ▼ 297 100

Подавляющее большинство военнослужащих — мужчины, кроме того военную службу проходят около 50 тысяч женщин[источник не указан 300 дней]: 3 тысячи на офицерских должностях (в том числе 28 полковников), 11 тысяч прапорщиков и около 35 тысяч на рядовых и сержантских должностях. При этом 1,5 % от офицеров-женщин (~45 человек) служат на первичных командных должностях в войсках, остальные — на штабных.

Различают текущий мобилизационный резерв (количество подлежащих призыву в текущем году), организованный мобилизационный резерв (количество ранее служивших в Вооружённых Силах и зачисленных в запас) и потенциальный мобилизационный резерв (количество людей, которые могут быть призваны в войска (силы) в случае мобилизации). В 2009 году потенциальный мобилизационный резерв составил 31 млн человек (для сравнения: в США — 56 млн человек, в Китае — 208 млн человек). В 2010 году организованный мобилизованный резерв (запас) составлял 20 млн человек[67]. По версии некоторых отечественных демографов численность 18-летних (текущий мобилизационный резерв) к 2050 году сократится в 4 раза и составит 328 тысяч человек. Делая расчёт на основании данных указанной статьи, потенциальный мобилизационный резерв России в 2050 году составит 14 млн человек, что на 55 % меньше уровня 2009 года.

Численный состав

В 2011 году численность личного состава ВС России составляла около 1 млн человек. Миллионная армия стала результатом постепенного многолетнего сокращения с 2880 тысяч, числившихся в вооружённых силах в 1992 году (−65,3 %). К 2008 году почти половину личного состава составляли офицеры, прапорщики и мичманы. В ходе военной реформы 2008 года должности прапорщиков и мичманов были подвергнуты сокращению, были ликвидированы также около 170 тысяч офицерских должностей, посредством чего доля офицеров в штатах составила около 15 %[источник не указан 1351 день], однако позже указом Президента установленная численность офицерского состава была доведена до 220 тысяч человек.

В штатную численность ВС входят рядовой и младший командный состав (сержанты и старшины) и офицеры, проходящие службу в войсковых частях и центральных, окружных и местных органах военного управления на воинских должностях, предусмотренных штатом тех или иных подразделений, в комендатурах, военных комиссариатах, военных представительствах за рубежом, а также курсанты высших военных учебных заведений Министерства обороны и учебных военных центров. За штатом находятся военнослужащие, переведенные в распоряжение командиров и начальников в связи с временным отсутствием вакантных должностей либо невозможностью увольнения военнослужащего.

В 2014 году численность вооруженных сил РФ составляла 845 000 человек: армия 250 000, ВДВ 35 000, флот 130 000, авиация 150 000, стратегические ядерные силы 80 000, командование и обслуживание 200 000; а обученный резерв составлял 2 000 000 человек по всем родам войск.

К концу 2017 года по планам военного строительства в российской армии будет порядка 50 тыс. прапорщиков и мичманов.

  
Структура численности
Офицеры в штатах войск 320 000
Рядовые и сержанты
По контракту 230 000
По призыву 300 000
Другие категории
Курсанты военных вузов ~ 40 000
Курсанты военных учебных центров ~ 30 000
Офицеры и прапорщики на сержантских должностях 70 000
Итого
Общая штатная численность 920 000
За штатом и в распоряжении ~ 70 000
Общая установленная численность 1 000 000

Денежное довольствие

Денежное довольствие военнослужащих регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». Размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. № 992 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту».

Денежное довольствие военнослужащих состоит из окладов денежного содержания (оклад по воинской должности и оклад по воинскому званию), стимулирующих и компенсационных (дополнительных) выплат. К дополнительным выплатам относятся:

  • за выслугу лет
  • за классную квалификацию
  • за работу со сведениями, составляющими государственную тайну
  • за особые условия военной службы
  • за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время
  • за особые достижения в службе

Помимо шести ежемесячных дополнительных выплат предусмотрены ежегодные премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей; установленный коэффициент к окладу военнослужащих, проходящих службу в районах с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, за пределами территории России и так далее.

Сводная таблица окладов денежного содержания по некоторым воинским званиям и должностям (до 2012 года):

Воинское звание Сумма оклада
Высшие офицеры
Генерал армии, адмирал флота 27 000
Генерал-полковник, адмирал 25 000
Генерал-лейтенант, вице-адмирал 22 000
Генерал-майор, контр-адмирал 20 000
Старшие офицеры
Полковник, капитан 1-го ранга 13 000
Подполковник, капитан 2-го ранга 12 000
Майор, капитан 3-го ранга 11 500
Младшие офицеры
Капитан, капитан-лейтенант 11 000
Старший лейтенант 10 500
Лейтенант 10 000
Младший лейтенант 9 500
  
Типовая воинская должность Сумма оклада
В центральных органах военного управления
Начальник главного управления 40 000
Начальник отдела 31 500
Начальник группы 29 000
Старший офицер 28 000
В войсках
Командующий войсками военного округа 40 000
Командующий общевойсковой армией 37 000
Командир бригады 29 000
Командир полка 26 500
Командир батальона 24 000
Командир роты 22 000
Командир взвода 20 000

Военные учения

Боевая стрельба в ходе одного из эпизодов КШУ Кавказ-2012

В 2010 году проведено более 2 тысяч мероприятий с практическими действиями соединений и воинских частей. Это на 30 % больше, чем в 2009 году.

Наиболее крупными из них стало оперативно-стратегическое учение «Восток-2010». В нём приняли участие до 20 тысяч военнослужащих, 4 тысяч единиц боевой техники, до 70 самолётов и 30 кораблей.

В 2011 году планируется провести около 3 тысяч практических мероприятий. Наиболее важными из них является оперативно-стратегическое учение «Центр-2011».

Важнейшим событием в Вооружённых Силах в 2012 году и завершением летнего периода обучения стали стратегические командно-штабные учения «Кавказ-2012». Крупными учениями стали «Запад-2013» и «Восток-2014».

Питание военнослужащих

На сегодняшний день рацион питания военнослужащих ВС России организуется согласно принципу построения продовольственных пайков и построен «на системе натурального нормирования, структурную основу которой составляет физиологически обоснованный набор продуктов для соответствующих контингентов военнослужащих, адекватный их энергозатратам и профессиональной деятельности». По сообщению начальника тыла вооружённых сил России Владимира Исакова, «…сегодня в рационе российского солдата и матроса стало больше мяса, рыбы, яиц, масла, колбас и сыров. Например, суточная норма мяса каждого военнослужащего по норме общевойскового пайка увеличилась на 50 г и теперь составляет 250 г. Впервые появился кофе, также увеличены нормы выдачи соков (до 100 г), молока и сливочного масла…».

Решением министра обороны России 2008 год объявлен годом совершенствования питания личного состава вооружённых сил РФ.

Ныне действующие

  • Российские военные объекты в СНГ
  • На территории города Тартус в Сирии располагается пункт МТО России.
  • 12 ноября 2013 года в ходе российско-вьетнамских переговоров на высшем уровне между президентом России Владимиром Путиным и президентом Вьетнама Чыонг Тан Шангом было подписано соглашение о создании совместной базы для обслуживания и ремонта подлодок в Камрани.[83]

102-я росси́йская вое́нная ба́за в Армении — одна из российских военных баз за рубежом, важное составляющее российско-армянских отношений. База расположена в городе Гюмри, в 126 км к северу от Еревана.

  • Военные базы на территории частично признанных Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья.

Закрытые

  • В 2001 году правительство России приняло решение о закрытии военных баз в Камрани (Вьетнам) и Лурдесе (Куба), вызванное изменением геополитической обстановки в мире.
  • В 2007 году правительство Грузии приняло решение о закрытии российских военных баз на территории своей страны.

 

Вооружённые Силы Российской Федерации

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Стабильная версия была проверена 1 декабря 2015.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

2.11 Назначение и освобождение высшего командования Вооруженных сил РФ. Полномочия президента РФ

Похожие главы из других работ:

Виды мер пресечения и их характеристика

2.3 Наблюдение командования воинской части

Наблюдение командования воинской части избирается в отношении солдат, матросов, сержантов, старшин, мичманов; реже — офицеров…

Вооруженные конфликты и международное право

1.2 Международно-правовая регламентация вооруженных конфликтов

Участники вооруженного конфликта: Вооруженные силы государства, чтобы пользоваться правами, определенными международными договорами, должны удовлетворять следующим условиям: — находиться под командованием лица…

Государственная политика в сфере высшего образования

ГЛАВА 2. Система реализации и субъекты государственной политики в сфере высшего образования. Их полномочия и направления деятельности. Современные реформы в сфере высшего профессионального образования

Система образования российской Федерации управляется организациями трех главных уровней: Федеральный уровень Региональный уровень Муниципальный уровень Первые два уровня — федеральный и региональный являются уровнями аппарата…

Международное право в период вооруженных конфликтов

Понятие права вооруженных конфликтов

Право вооруженных конфликтов (право войны) является особым разделом международного права, действующим в условиях вооруженных конфликтов. Право вооруженных конфликтов представляет собой совокупность норм и принципов…

Меры пресечения по уголовному праву

1.2.3. Наблюдение командования воинской части.

Наблюдение командования воинской части — мера пресечения, которая применяется только в отношении обвиняемых (подозреваемых), являющихся военнослужащими, и состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил…

Назначение наказания

3. Назначение наказания при особых обстоятельствах: назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление. Назначение наказания при вердикте присяжных заседателей о снисхождении

Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление УК предусматривает два способа смягчения наказания: 1) назначение судом наказания ниже низшего предела или более мягкого вида наказания…

Полномочия Президента Российской Федерации

2.5 Назначение на должность и освобождение от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров

Президент Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя и федеральных министров (п. «д» ст. 83 Конституции)…

Полномочия Президента Российской Федерации

2.10 Назначение и освобождение полномочных представителей РФ

В соответствием с п. «к» ст. 83 Конституции РФ Президент назначает и освобождает своих полномочных представителей, которые представляют его интересы в федеральных органах государственной власти…

Полномочия президента РФ

2.5 Назначение на должность и освобождение от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных миНистров

Президент Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя и федеральных министров (п. «д» ст. 83 Конституции)…

Полномочия президента РФ

2.10 Назначение и освобождение полномочных представителей РФ

В соответствием с п. «к» ст. 83 Конституции РФ Президент назначает и освобождает своих полномочных представителей, которые представляют его интересы в федеральных органах государственной власти…

Полномочия президента РФ

2.11 Назначение и освобождение высшего командования Вооруженных сил РФ

Президент назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации (п. «л» ст. 83 Конституции РФ). Это одно из полномочий Президента Российской Федерации как Верховного Главнокомандующего…

Правовое положение и деятельность Уполномоченного по правам человека в РФ

Глава 2. Назначение и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

В мировой практике сложились 3 модели омбудсменов (парламентский омбудсмен, исполнительный омбудсмен, независимый омбудсмен), которые отличаются друг от друга помимо прочего порядком назначения…

Преступления, относящиеся к контрабанде оружия

Глава 2. Этносоциальная характеристика зон вооружённых конфликтов

Проблемы международной ответственности в спектре мнений

2.3. Классификация нарушений права вооруженных конфликтов

В международных нормах указываются типы тех преступлений или правонарушений, которые по своей жестокости не могут остаться безнаказанными со стороны государств. Любая дальнейшая классификация нарушений является делом самих государств…

Уполномоченный по правам человека в РФ

1. Значение и место института Уполномоченного по правам человека в государственно-правовой системе РФ. Назначение и освобождение от должности Уполномоченного

pravo.bobrodobro.ru

Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ


Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ

«…1. Руководство Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации — Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации.

Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации в пределах своих полномочий издает приказы и директивы Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, обязательные для исполнения Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами…»

Источник:

Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 08.12.2011) «Об обороне»

Официальная терминология. Академик.ру. 2012.

  • Верхняя палуба судна
  • Верховный Суд РФ

Смотреть что такое «Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ» в других словарях:

  • ВЕРХОВНЫЙ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИЙ ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — понятие, используемое в конституционном праве. Конституция РФ 1993 г. говорит о том, что Президент РФ является В. Г. В. С. РФ (ст.87). Одними из первых актов, вводящих в Российской Федерации пост В. Г. В. С. РФ, были Указы Президента РФ от 7 мая… …   Энциклопедический словарь конституционного права

  • Верховный главнокомандующий — (сокращённое телеграфное обозначение  Главковерх)  высшее должностное лицо Вооружённых сил государства; иногда обозначает военачальника, командующего значительной частью (видом) вооружённых сил. Как правило, Верховным главнокомандующим… …   Википедия

  • Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами Российской Федерации — Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами Российской Федерации …   Википедия

  • ВЕРХОВНЫЙ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИЙ — (верховный командующий) высший начальник вооруженных сил государства как в военное, так и в мирное время. Впервые должность В.г. была учреждена в России в июле 1914 г. В.г., как правило, является глава государства, что обычно закрепляется в… …   Энциклопедия юриста

  • Верховный главнокомандующий —         верховный командующий (chef supreme; der Oberste Befehishaber; the supreme commander), высший начальник вооруженных сил государства (или коалиции государств), обычно в военное время, а иногда и в мирных условиях. В. г. облечён также… …   Большая советская энциклопедия

  • ВЕРХОВНЫЙ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИЙ — (верховный командующий) высший начальник вооруженных сил государства как в военное, так и в мирное время. Впервые должность В.г. была учреждена в России в июле 1914 г. Согласно Конституции РФ (п. 1 ст. 87) Верховным Главнокомандующим Вооруженными …   Юридический словарь

  • ВЕРХОВНЫЙ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИЙ — высший начальник вооруженных сил государства как в военное, так и в мирное время. Впервые должность В.г. была учреждена в России в июле 1914 г. В соответствии с п. 1 ст. 87 Конституции РФ Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ… …   Юридическая энциклопедия

  • верховный главнокомандующий — (верховный командующий) высший начальник вооруженных сил государства как в военное, так и в мирное время. Впервые должность В.г. была учреждена в России в июле 1914 г. Согласно Конституции РФ (п. 1 ст. 87) Верховным Главнокомандующим Вооруженными …   Большой юридический словарь

  • Верховный Главнокомандующий — (сокращённое телеграфное обозначение  Главковерх, разговорное (применительно преимущественно к И. В. Сталину)  Верховный)  высший командир Вооружённых сил государства; иногда обозначает военачальника, командующего значительной частью (видом)… …   Википедия

  • Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами СССР — Флаг Верховного Главнокомандующего ВС СССР (1964 1991) Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами СССР  высшая должность в В …   Википедия

official.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *