Холодная война конспект – План-конспект занятия на тему: Технологическая карта занятия: «Холодная война»- противостояние СССР и США. | скачать бесплатно

Холодная война между СССР и США 1946-1991 гг.

В истории термин « холодная война» используется для обозначения периода времени 1946 – 1991 гг., который был ознаменован противостоянием меж «сверхдержавами»: СССР и США.

Соперничество этих государств со временем переросло в противостояния во многих сферах:

  • экономической,
  • социальной,
  • политической,
  • идеологической.

Причины холодной войны.

Разница в идеологической программе Штатов и Союза – капитализм и социализм – привели к тому, что после разгрома фашистской Германии, по миру появились последователи обеих держав. Территория Соединённых Штатов, в отличие от Союзных республик, не пострадала от фашистов.

После войны Штаты стали кредитором государств Западной Европы. По программе экономической помощи «План маршала», подписанной в 1948 г. 16-ью государствами, США перечислили Европе 17 млрд долларов.

Начало холодной войны.

Начало конфликта связывают с весной 1946, когда У. Черчилль произнёс знаменитую Фуллтонскую речь – на Западе началась антикоммунистическая пропаганда. Одним из условий предоставления кредитов стал вывод представителей коммунистической партии из состава правительств государств Европы.

Страны Восточной Европы «план Маршала» не приняли. СССР и его союзники бросили все силы на восстановление экономики, подорванной войной. Большим достижением стала разработка ядерного оружия, после чего США потеряло ядерную монополию.

События холодной войны.

Весной 1949 года Соединенные штаты создали военный блок НАТО, что было вызвано необходимостью противостоять Советскому Союзу.

В Альянс вошли:

  • Голландия,
  • Франция,
  • Бельгия,
  • Люксембург,
  • Великобритания,
  • Исландия,
  • Португалия,
  • Италия,
  • Норвегия,
  • Дания,
  • США,
  • Канада.

В ответ в 1955 году Союз создал ОВД – Организация Варшавского Договора, в который вошли:

  • Албания,
  • Болгария,
  • Венгрия,
  • ГДР,
  • Польша,
  • Румыния,
  • СССР,
  • Чехословакия.

В этот период происходит наращивание военных сил обоих государств. Военно-политические блоки вступили в противостояние за сферы влияния по всей планете так, чтобы не избегать прямого столкновения.

С 1950 года США и СССР косвенно участвовали в следующих военных конфликтах:

  • Корейская война 1950-1953 гг.
  • Война во Вьетнаме 1957-1975 гг.
  • Арабо-израильские войны
  • Афганская война 1979-1989 гг.

Конфликты холодной войны.

Конфликты оставались косвенными, потому что исход любого открытого военного противостояния был непредсказуем вследствие наличия у сверхдержав ядерного оружия.

Количество созданного оружия было таково, что при его использовании могло бы уничтожить всю Землю. Значит и победителей в таком конфликте быть не могло.

Ядерная эпоха развития планеты спровоцировала также «информационные войны», которые призваны создать государственный переворот в стране-противнике.

Окончание холодной войны.

Конец холодной войны пришёл вместе с развалом Советского Союза в 1991 году. На планете осталась лишь одна сверхдержава.

Похожие статьи

infoogle.ru

Конспект по истории России на тему «Холодная война»

Холодная война (1945 – 1990)

Холодная война – состояние противоречия между двумя господствующими мировыми системами: капитализм и социализм.  Социализм представлял СССР, а капитализм, гавынм образом, США и Великобритания. Сегодня популярно говорить, что холодная война это противостояние уровня СССР-США, но при этом забывают сказать, что к формальному провозглашению войны привела речь британского премьер-министра Черчилля.

Причины войны

В 1945 году начались проявляться противоречия между СССР и другими участниками антигитлеровской коалиции. Было понятно, что Германия войну проиграла, и теперь главный вопрос – послевоенное устройство мира.  Здесь каждый старался тянуть одеяло в свою сторону, что занять ведущее положение относительно других стран. Основные противоречия заключались в европейских странах: Сталин хотел их подчинить советской системе, а капиталисты стремились не пустить советское государство в Европу.

Причины холодной войны следующие:

  • Социальные. Сплочение страны перед лицом нового врага.

  • Экономические.  Борьба за рынки сбыта и за ресурсы. Стремление ослабить экономическое могущество противника.

  • Военные. Гонка вооружения на случай начала новой открытой войны.

  • Идеологические.  Общество противника преподносится исключительно в негативном подтексте. Борьба двух идеологий.

Активная стадия противостояния двух систем начинается с атомной бомбардировки США японских городов Хиросима и Нагасаки.  Если рассматривать эту бомбардировку обособленно, то она нелогична – война выиграна, Япония не конкурент. Зачем бомбить города, да еще и таким оружием? Но если рассматривать окончание второй мировой войны и начало холодной войны, то в бомбардировке появляется целью показать потенциальному врагу свою силу, и показать кто должен быть главным в мире. И фактор ядерного оружия в дальнейшем был очень важен. Ведь атомная бомба у СССР появилась только в 1949 году…

Начало войны

Если кратко рассматривать холодную войну, то ее начало сегодня связывают исключительно с речью Черчилля. Поэтому и говорят, что начало холодной войны – 5 марта 1946 года.

Речь Черчилля 5 марта 1946

Сегодня принято считать, что начало холодной войны – 5 марта 1946 года, когда с речью в Фултоне (США) выступил Черчилль. В этой речи он призывал западные страны бороться с экспансией социализма и коммунизма.

На самом деле Трумэн (президент США) произнес более конкретную речь, из которой всем стало понятно, что холодная война началась. А речь Черчилля (ее не трудно сегодня найти в интернете и почитать) была поверхностной. В ней много говорилось о железном занавесе, но ни слова о холодной войне.

Интервью Сталина от 10 февраля 1946

10 февраля 1946 года газета «Правда» опубликовала интервью со Сталиным. Сегодня эту газету найти очень тяжело, но это интервью было очень интересным. В нем Сталин сказал следующее: «Капитализм всегда порождает кризисы и конфликты. Это всегда создает угрозу войны, что является угрозой для СССР. Поэтому мы должны ускоренными темпами восстанавливать советскую экономику. Мы должны отдать приоритет тяжелой промышленности, а не товарам народного потребления».

Эта речь Сталина переворачивалась и именно на нее опирались все западные лидеры, говорившие о желании СССР начать войну. Но, как видите, в этой речи Сталина не было даже намека на милитаристское расширение советского государства.

Реальное начало войны

Говорить, что начало холодной войны связано с речью Черчилля – немного нелогично. Дело в том, что на момент 1946 года это был просто бывший премьер-министр Великобритании. Получается некий театр абсурда – войну между СССР и США официально начинает бывший премьер-министр Англии. В действительности все было иначе, и выступление Черчилля это просто удобный предлог, на который впоследствии было выгодно все списать.

Реальное же начало холодной войны следует отнести минимум к 1944 году, когда уже было понятно, что Германия обречена на поражение, и все союзники тянули одеяло на себя, понимая, что очень важно заполучить господство над послевоенным миром. Если пытать провести более точную линию начала войны, то перовые серьезные разногласия на тему того «как жить дальше» между союзниками случились на Тегеранской конференции.

Специфика войны

Для правильного понимания процессов, проходивших во время холодной войны, нужно понять чем это война была в истории. Сегодня всё чаще говорят о том, что это было фактически третья мировая. И это огромная ошибка. Дело в том, что все войны человечества которые были до этого, в том числе и включая наполеоновские войны и 2 мировые войны, это были воины капиталистического мира за права доминировали в определённом в регионе. Холодная война была первой глобальной войной, где шло противостояние двух систем: капиталистической и социалистической. Здесь мне могут возразить, что в истории человечества были войны, где во главе угла был не капитал, а религия: христианство против ислама и ислам против христианства. Отчасти это возражение верная, но только от счастья. Дело в том, что любые религиозные конфликты охватывают только часть населения и часть мира, в то время как глобальная холодная война охватила весь мир. Все страны мира можно было четко разделить на 2  основные группы:

  1. Социалистические. Признавали доминирование СССР и получали финансирование из Москвы.

  2. Капиталистические. Признавали доминирование США и получали финансирование из Вашингтона.

Были еще и «неопределённые». Таких стран было немного, но они были. Главная их специфика заключалась в том, что внешне они никак не могли определиться к какому лагерю присоединиться, поэтому получали финансирование из двух источников:  и из Москвы и из Вашингтона.

Кто начал войну

Одна из проблем холодной войны это вопрос – кто же ее начал. Действительно, здесь нет армии, которая пересекает границу другого государства, и тем самым объявляет войну. Сегодня можно списывать все на СССР и говорить, что это Сталин начал войну. Но с доказательной базой у этой гипотезы беда. Не буду помогать нашим «партнерам» и искать какие у СССР могли быть мотивы для войны, но приведу факты, почему Сталину обострение отношений были не нужны (по крайне мере не прямо в 1946 году):

  • Ядерное оружие. У США оно появилось в 1945, а у СССР в 1949 году. Вы можете себе представить, чтобы сверх расчетливый Сталин желал обострения отношений с США, когда у противника в рукаве козырь – ядерное оружие. При этом, напомню, был еще и план атомной бомбардировки крупнейших городов СССР.

  • Экономика. США и Великобритания, по большому счету, на Второй мировой войне заработали, поэтому у них экономических проблем не было. СССР – другое дело. Стране нужно было восстанавливать экономику. К слову, США имели 50% в мировом ВНП на 1945 год.

Факты говорят о том, что в 1944-1946 годах СССР не был готов начинать войну. Да и речь Черчилля, которая формально и начала холодную войну, была произнесена не в Москве, и не с ее  подачи. Но с другой стороны оба противоборствующих лагеря в такой войне были крайне заинтересованы.

Еще 4 сентября 1945 года в США был принят «Меморандум 329», в котором разрабатывался план атомных бомбардировок Москвы и Ленинграда. По-моему это лучшее доказательство, кто хотел войны и обострения отношений.

Цели

У любой войны есть цели и удивительно, что наши историки в массе своей даже не пытаются определить цели холодной войны. С одной стороны это оправдано тем, что СССР имел только 1 цель – расширение и укрепление социализма любыми путями.  Но западные страны были более изобретательными. Они стремились не только распространить свое мировое влияние, но и нанести духовные удары по СССР. И это продолжается по сей день. Можно выделить следующие цели США в войне в плане историко-психического воздействия:

  1. Произвести подмену понятий на историческом уровне. Заметьте, что под влиянием этих идей сегодня все исторические личности России, которые преклонялись перед западными странами, преподносятся идеальными правителями. При этом все, кто выступал за подъем России – преподносятся тиранами, деспотами и изуверами.

  2. Выработка у советских людей комплекса неполноценности.  Нам все время пытались доказать, что мы какие-то не такие, что мы виновны во  всех проблемах человечества и так далее. Во многом из-за этого люди так легко восприняли распад СССР и проблемы 90-х – это была «расплата» за нашу неполноценность, а на само деле просто была достигнута цель в войне противником.

  3. Очернение истории.  Этот этап продолжается и по сей день. Если вы изучите западные материалы, то там вся наша история (буквально вся) преподносится как одно сплошное насилие.

Есть, конечно, страницы истории, которыми нашу страну можно попрекнуть, но большинство историй высосаны из пальца. Более того, либералы и западные историки почему-то забывают, что это не Россия колонизировала весь мир, не Россия уничтожила коренное население Америки, не Россия расстреливал индусов из пушек, привязывая по 20 человек в ряд, чтобы экономить ядра, не Россия эксплуатировала Африку. Таких примеров можно тысячи вспомнить, ведь у каждой страны в истории есть нелицеприятные истории. Поэтому если уж вы хотите ковыряться в плохих событиях нашей истории – будьте любезны не забывать, что западные страны имеют таких историй не меньше.

Этапы войны

Этапы холодной войны это один из самых спорных вопросов, поскольку очень тяжело их градировать. Тем не менее я могу предложить разделение этой войны на 8 ключевых этапов:

  • Подготовительный (193-1945). Еще шла мировая война и формально «союзники» выступали единым фронтом, но разногласия уже были и каждый начинал бороться за послевоенное мировое господство.

  • Начало (1945-1949).Время полной гегемонии США, когда американцам удается сделать доллар единой мировой валютой и укрепляются позиции страны практически во всех регионах кроме тех, в которых находилась армия СССР.

  • Разгар (1949-1953). Ключевые факторы 1949 года, которые позволяют выделить этот год в качестве ключевого: 1 – создание в СССР атомного оружия, 2 – экономика СССР выходит на показатели 1940 года. После этого началось активное противостояние, когда США уже не могли говорить с СССР  с позиции силы.

  • Первая разрядка (1953-1956). Ключевое событие – смерть Сталина, после которой было объявлено о начале нового курса – политика мирного сосуществования.

  • Новый виток кризиса (1956-1970). События в Венгрии  привели к новому витку напряженности, который продлился практически 15 лет, на которые пришелся и Карибский кризис.

  • Вторая разрядка (1971-1976). Этот этап холодной войны, если кратко, связан с началом работы комиссию по снятию напряженности в Европе, а с подписанием Заключительного акта в Хельсинки.

  • Третий кризис (1977-1985). Новый виток, когда холодная война между СССР и США достигла апогея. Главная точка противостояния – Афганистан. В плане военного развития страны устроили 2дикую» конку вооружения.

  • Окончание войны (1985-1988). Окончание холодной войны приходится на 1988 год, когда стало понятно, что «новое политическое мышление» в СССР заканчивает войну и пока только де факто признает американскую победу.

Это основные этапы холодной войны. В результате социализм и коммунизм проиграли капитализму, поскольку морально-психическое воздействие США, которое открыто направлялось на руководство КПСС, достигло своей цели: руководство партии стало ставить свои личные интересы и выгоду выше социалистических основ.

Формы

Противоборство двух идеологий началось еще в 1945 году. Постепенно это противоборство охватило все сферы общественной жизни.

Военное противостояние

Главное военное противостояние эпохи холодной войны это борьба двух блоков. 4 апреля 1949 года было создано  НАТО (Организация Североатлантического договора). В состав НАТО вошли США, Канада, Англия, Франция, Италия и ряд мелких стран. В ответ 14 мая 1955 года создается ОВД (Организация Варшавского договора). Тем самым наметилось четкое противоборство двух систем. Но опять нужно отметить, что первый шаг сделали западные страны, которые организовали НАТО на 6 лет раньше, чем появился Варшавский договор.

Главное противостояние, о котором мы уже частично говорили, это атомное оружие. В 1945 году это оружие появилось у США. Более того, в Америке разработали план нанесения ударов ядерным оружием по 20-ти крупнейшим городам СССР, используя 192 бомбы. Это вынуждало СССР делать даже невозможное для создания собственной атомной бомбы, первые успешные испытания которой прошли в августе 1949 года. В дальнейшем все это вылилось в гонку вооружений огромного масштаба.

Экономическое противостояние

В 1947 году США разработал «план Маршалла». Согласно  этому плану США оказывали финансовую помощь всем странам, пострадавшим во время войны. Но в этом плане было одно ограничение – помощь получали только те страны, которые разделяли политические интересы и цели США. В ответ на это СССР начинает оказывать помощь в восстановлении после войны странам, которые выбрали путь социализма. На базе этих подходов были созданы 2 экономических блока:

  • Западноевропейский союз (ЗЕВ) в 1948 году.

  • Совет Экономической взаимопомощи (СЭВ) в январе 1949 года. В организацию, кроме СССР, вошли: Чехословакия, Румыния, Польша,  Венгрия и Болгария.

Несмотря на образование союзов, суть не изменилась: ЗЕВ помогал деньгами США, а СЭВ помогал деньгами СССР. Остальные страны только потребляли.

В экономическом противостоянии с США Сталин сделал два шага, которые крайне негативно сказывались на американской экономике: 1 марта 1950 года в СССР ушли от расчета исчисления рубля в долларах (как было во всем мире) к золотому обеспечению, а апреле 1952 года СССР, Китай и страны Восточной Европы создают зону торговли, альтернативную доллару. Эта зона торговли вообще не использовала доллара, а значит капиталистический мир, который до этого владел 100% мирового рынка, потерял минимум 1/3 этого рынка. Все это происходило на фоне «экономического чуда СССР». Западные эксперты говорили, что СССР сможет выйти после войны на уровень 1940 года только к 1971 году, но реально это случилось уже в 1949 году.

Кризисы

Берлинский кризис

1948

infourok.ru

Конспект урока «Холодная война»

Конспект урока истории.

Класс: 9 класс

Тема урока: «Холодная война». Военно-политические блоки.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: нетрадиционная.

Педагогическая технология: позиционного обучения.

Цель урока: 1) Способствовать развитию познавательных умений проводить поиск необходимой информации в нескольких источниках, сравнивать их данные, выявлять характерные черты событий.

2) Способствовать развитию аналитического мышления учащихся, умений самостоятельно работать с учебным текстом, навыков работы с историческим источником, находить причинно-следственные связи исторических фактов.

3) Развитие исторического сознания личности.

Задачи: 1) Сформировать целостное и образное представление о развитии международных отношений после Второй мировой войны.

2) Дать представления о «холодной войне» и охарактеризовать обстоятельства ее развязывания.

3) Подвести учащихся к пониманию сути изменений во взглядах руководителей стран с начала «холодной войны».

Основные даты: 5 марта 1946 г., 12 марта 1947 г., 5 июня 1947 г., 1949 г., 4 апреля 1949 г., 1953 г., 1954 г., 1955 г.

Основные понятия: «Холодная война», «железный занавес», Доктрина Трумэна, План Маршала, НАТО, ОВД.

Имена исторических деятелей: У.Черчилль, Г. Трумэн, И. Сталин, Дж. Маршал.

Географические названия: СССР, США, г. Фултон.

Оборудование урока: карта «Территориальные изменения после Второй мировой войны». Слайдовая презентация.

План изучения нового материала:

1) «Холодная война»

2) Гонка вооружений

3) «План Маршала».

4) Создание военно-политических блоков.

Оформление доски: тема урока, план урока, основные понятия, основные даты, домашнее задание.

Мизансцена урока: Происходит сдвигание парт и учащиеся рассаживаются следующим образом:




Подготовительный момент: За неделю до урока учитель разделил класс на группы, каждой группе дал позиционную роль и текст документов, которые группа должна была изучить, и, исходя из позиции, которая группа занимает, должна выработать свою позицию по предложенной теме. Класс делится на следующие группы: «Апологет» — должны дать положительную оценку содержания текстов; «Оппозиция» — оценить отрицательные стороны текстов; «Понятие» — выделяют и определяют понятия; «Вопрос» — задают вопросы остальным группам; «Эксперт» — оценка работ групп. Даются следующие документы группам для самостоятельного изучения: Речь У. Черчилля в г. Фултон; «Доктрина Трумэна»; «План Маршала».

Ход урока:

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

I Организационный момент

Приветствие учащихся.

Отметка присутствующих в классе

Проверка готовности к уроку.

Запись числа,

Д/З & 23

II Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока.

Рассказ.

После поражения Германии и Японии во Второй мировой войне и ослабления роли Великобритании и Франции, понесших большие людские и экономические потери, на главные позиции в капиталистическом мире вышли США. К тому же в 1945 г. американцы применили на практике, в ходе войны с Японией атомное оружие. Оно стало своеобразным фактором устрашения для других государств и народов, не желавших подчиняться диктату США. Противостоял этой держав СССР как государство внесшего решающий вклад в победу над фашизмом. В связи с этим советское руководство во главе с И.В. Сталиным на практике приступило к осуществлению плана по усилению собственного влияния в мире под лозунгом расширения «лагеря социализма». Западные государства, и прежде всего США, увидели в этих действиях большую опасность. Их правительства небезосновательно считали, что после поражения фашисткой Германии главная угроза демократическим режимам исходит именно от Советского Союза. Сложилась непростая ситуация в международных отношениях, которую мы будем разбирать на уроке.

Тема урока: «Холодная война». Военно-политические блоки. (слайд 1)

План: 1) «Холодная война»

2) Гонка вооружений

3) «План Маршала».

4) Создание военно-политических блоков. (слайд 2)

Главный вопрос, который необходимо решить: Какие действия предпринимали США и СССР в своем противостоянии? слайд 3

III Изучение нового материала.

1) «Холодная война».

В исторических работах исходной датой поворота внешнеполитического курса США и стран Запада принято считать речь бывшего премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля (слайд 4). Черчилль Уинстон (1874 – 1965 гг) – британский политический деятель. Один из лидеров консервативной партии. В 1940 – 1945 и 1951 — 1955 гг. занимал пост премьер-министра Великобритании.

Сравнение.

Группа «Апологет» ваша позиция по речи У. Черчилля в г. Фултон.

Какую позицию по данному документу имеет группа «Оппозиция»?

Какие основные понятия выделила группа «Понятия» из приведенной речи У. Черчилля?

Группа «Вопрос» задают вопросы группам.

Выслушав все точки зрения по данному документу, можно подвести вывод о том, что в заявлении У. Черчилля 5 марта 1946 г в г. Фултон имела главную мысль: над странами – союзницами СССР опустился «железный занавес».

«Железный занавес» — политика СССР и стран Восточной Европы по отношению к западным странам.

Эти слова характеризовали послевоенную ситуацию, которая вскоре получила название «холодная война».

«Холодная война» — противостояние СССР и США и их союзников без военного столкновения во второй половине XX века

Переходим к разбору следующего документа, который сыграл немало важную роль в развитии международных отношений в изучаемый период – это «Доктрина Трумэна». Гарри Трумэн американский политический деятель. Член демократической партии. В 1945 — 1953 гг – президент США. (слайд 5)

Предоставляем слово группе «Апологет».

Какова точка зрения группы «Оппозиция» на данный документ?

Какие же основные понятия из предложенного документа можно выделить?

Группа «Вопрос»: какие у Вас вопросы есть к предложенным позициям?

«Доктрина Трумэна» — это программа оказания американской экономической и военной помощи Греции и Турции.

Цель ее состояла в том, что США и их союзники должны были и в мирное время заключать между собой военные соглашения с целью окружения СССР и государств лагеря социализма своими военными базами.

Группа «Экспертов», оцените работу каждой группы по данной тематики.

2) Гонка вооружений.

Рассказ.

Возникает новый фактор, влияющий на развитие международных отношений, — гонка ядерных вооружений. Создается оружие нового поколения – оружие массового поражения (ядерное, химическое, бактериологическое). В 1949 г. Была ликвидирована монополия США на обладание ядерным оружием, а в 1952 г. Помимо атомной бомбы была создана и водородная. Возник новый класс вооружений – ракетно-ядерных.

1949 г – СССР создает атомную бомбу.

1953 г. – СССР испытывает водородную бомбу.

1954 г. – США испытывают водородную бомбу.

3) «План Маршала»

Сравнение.

5 июня 1947 г., выступая в Гарвардском университете, государственный секретарь США Джордж Кэтлетт Маршала (слайд 6) (1880–1959) изложил план восстановления экономики европейских стран, пострадавших в результате Второй мировой войны (1939–1945), а также в результате обрушившихся на континент жестоких холодов зимы 1946/47 г. Предложенный план вошел в историю под названием «план Маршала».

Какие положительные моменты увидели в «плане Маршала» группа «Апологет»?

Какую позицию по этому вопросу у группы «Оппонент»?

Какие же вопросы по данному документу назревают?

Группа «Эксперт» дает свою оценку выступавшим.

5 июня 1947 г – был принят «План Маршала».

«План Маршала» — программа экономической и политической помощи европейским странам.

4) Создание военно-политических блоков.

Повествование.

Практическим воплощением теоретических разработок правительства США стало создание в апреле 1949 г. Военно- политического блока НАТО. (Организация Североатлантического договора). Договаривающиеся стороны будут содействовать дальнейшему мирному развитию международных отношений. В случае нападение против одной или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение против всех них.

В 1955 г.. после того как в НАТО была принята ФРГ, европейские социалистические государства объединились в военно-политический союз – Организацию Варшавского договора.

1955 г — Организация Варшавского договора (ОВД)

ОВД — межправительственная международная организация европейских социалистических стран, координировавших в ее рамках свое военно-политическое сотрудничество.

Работа с учебником.

С помощью учебника составьте таблицу стран-участниц военно-политических блоков.

НАТО

ОВД

Создание военно-политических блоков институционально оформило «холодную войну». Весь мир был поделен на 2 части. Во главе одного военно-политического блока были США, а во главе другого – СССР.

Приветствие учителя.

Проверка готовности к уроку. Запись числа в тетрадь,

Д/З в дневник & 23.

Активное слушание учителя.

Запись в тетрадь темы и план урока.

Запись в тетрадь.

Группа «Апологет»: У. Черчилль говорит о создание военно-политического блока с участием британского Содружества наций, США и других западных стран для поддержания мира. Ищет пути для мирного сосуществования с СССР. «..Хорошего взаимопонимания с Россией по всем вопросам можно добиться под общей эгидой Организации Объединенных Наций»… Если население Британского Содружества и Соединенных Штатов будет действовать совместно, то будет исключен тот неспокойный, неустойчивый баланс сил, который искушал бы на амбиции или авантюризм. Напротив, будет совершенная уверенность в безопасности. Добросовестное соблюдение Устава Организации Объединенных Наций и материальные силы Британии объединятся с вашими в братском союзе, то откроются широкие пути в будущее — не только для нас, но и для всех, не только на наше время, но и на век вперед.

Группа «Оппозиция»: У. Черчилль своей речью неоднозначно высказывается по отношению к СССР. С одной стороны он говорит о сохранение мира и безопасности, и тут же о четком разграничении влияния СССР и США. Его высказывания противоречивы и по поводу СССР: уважительное отношение к СССР со стороны всего британского народа с одной стороны, и в то же время, о негативных последствиях влияния на оккупационных зонах СССР. Поэтому позиция У. Черчилля в этом отношении противоречива.

Группа «Понятия»: «Железный занавес» — политика СССР и стран Восточной Европы по отношению к западным странам.

Группа «Вопрос» обращается к группе «Апологет»: Какие процессы в Европе и мире отражает речь У. Черчилля?

Группа «Апологет»: Смена курса британской внешней политике, к союзу с США. Создание военно-политического с участием британского Содружества наций, США и других западных стран. Противоборство с СССР за высвобождение стран Восточной Европы из-под советской сферы влияния.

Группа «Вопрос» обращается к группе «Оппозиция»: Какими мотивами руководствовался Черчилль, призывая к союзу англоязычных стран? Группа «Оппозиция»: У. Черчилль руководствовался тем, что политические режимы Великобритании и США обращены на демократизм в странах, а СССР виделся для него оплотом тирании.

Группа «Вопрос» обращается к группе «Понятия»: Термин «Железный занавес» отражал ли реальное положение в мире? Группа «Понятия»: Термин «Железный занавес» реально отражал реальное положение в мире, так как влияние СССР и США на свои зоны было четко сформулировано.

Запись в тетрадях.

Запись в тетрадях.

Группа «Апологет»: В феврале 1947 г. посольство Великобритании в Вашингтоне информировало Государственный

департамент США, что Лондон, испытывавший серьезные финансово-экономические затруднения, впредь

не сможет выполнять взятые им на себя после окончания Второй мировой войны(1939–1945) обязательства по оказанию финансовой помощи правительствам Греции и Турции. И Г. Трумэн предлагает конгрессу оказать помощь Греции и Турции. Такое положение расценивается как положительный аспект в международных отношениях.

Группа «Оппозиция»: Предлагаемая помощь Турции и Греции Г. Трумэном носит чисто политический характер. Так как под помощью этим странам предполагается распространения своего влияния на данной территории. Аргументируя это тем, что тоталитарные режимы приводят состояние стран к нищете. А, как известно, тоталитарный режим существовал на тот момент в СССР.

Группа «Понятия»: Доктрина Трумэна – программа оказания американской экономической и военной помощи Греции и Турции.

Группа «Вопрос»: Почему США, находясь за тысячи километров от Греции и Турции, включили их в сферу обеспечения своих «национальных интересов»?

Группа «Апологет»: Потому что США считают, что только их страна сможет помочь демократической Греции и никто другой. А в отношении Турции США считают, что только они смогут сохранить территориальную целостность Турции.

Группа «Оппозиция»: США преследовали в это свой военно-политический интерес. Так как распространения своего влияния на данных территориях помогут им увеличить свое влияния в Западной Европе. Что позволит не дать распространения влияния СССР.

Запись в тетрадь.

Группа «Экспертов»: Все группы достоверно излагали исторические события, опираясь на документы. Давали полные, развернутые ответы на поставленные задачи. Группа «Вопрос» составили четкие, согласно документу вопросы.

Запись в тетрадь.

Активное слушание.

Запись в тетрадь.

Запись в тетрадь.

Активное слушание.

Группа «Апологет»: После Второй мировой войны многие страны Европы находились в бедственном положении. Поэтому экономическая поддержка таким странам со стороны США очень важна. Так как необходимо было поднимать экономику всей Европы.

Группа «Оппонент»: Экономическая поддержка США Европе это повод для распространения своего политического влияния на данной территории. Также, предоставленные деньги бедствующим странам обратно возвращались в США. Так как все необходимое оборудование, промышленные товары приобретались у США.

Группа «Вопросы»: Почему Советский Союз отказался принять материальную помощь, предоставленную странам Европы по плану Маршала?

Ответ: Правительство СССР категорически отвергло это предложение, назвав

американскую программу помощи Европе трюком, рассчитанным на закабаление европейских стран.

Отказ СССР от участия в плане Маршалла облегчил прохождение соответствующего закона через

Конгресс США, который в противном случае, скорее всего, его бы не утвердил.

Группа эксперт: Основные положения по идее «плана Маршала» освещены полно. Две точки зрения на данное событие имеют право сосуществовать, так как они имеют аргументацию в виде документа. Заданный вопрос группам был актуален и интересен в своем понимании.

Запись в тетрадь.

Запись в тетрадь.

Запись в тетрадь.

Активное слушание.

Запись в тетрадь.

Активное слушание.

Запись в тетрадь.

Активное слушание.

Запись в тетрадях. Составляют таблицу с помощью учебника. (прил. 1, табл. 1)

Активное слушание.

IV Подведение итогов.

Повторительно-обощающая беседа.

(слайд 7)

Какие основные положения послужили началу «холодной войны» и охарактеризуйте их?

Какие военно-политические блоки образовались в эпоху «холодной войны»?

Содержательная оценка работы на уроке, выставление отметок.

Ответ: Речь У. Черчилля в г. Фултон – основная мысль ее заключает в том, что в мире опустился «железный занавес»; «Доктрина Трумэна» — это программа оказания американской экономической и военной помощи Греции и Турции; «план Маршала» — программа экономической и политической помощи европейским странам.

Ответ: НАТО – образовался по инициативе США. ОВД – созданы по инициативы СССР.

Выставление отметок в дневник.

infourok.ru

Начало «холодной войны» (1946 год)

Причины «холодной войны»

К концу Второй мировой войны стало понятно, что в «большой тройке», которая сыграла решающую роль в разгроме Германии, назрели серьёзные противоречия.

На Потсдамской конференции обнаружилось, что И. В. Сталин и руководители США и Великобритании по-разному видят пути ре­шения проблем послевоенного устройства мира. Единственное, что по-прежнему связывало страны «большой тройки», — это необ­ходимость совместных усилий для разгрома Японии.

Несмотря на договорённости о координации действий в оккупа­ционных зонах на территории Германии, СССР и страны Запада (США и Великобритания) в своих зонах делали то, что считали пра­вильным, не согласовываясь со своими вчерашними союзниками. Время от времени стороны позволяли себе жёсткие заявления. Так, в своей февральской речи 1946 г. И. В. Сталин прямо говорил о США и Великобритании как о противниках СССР. В эти же дни поверенный в делах США в СССР Джордж Кеннан предостерегал американское руководство от попыток продолжать рузвельтовскую политику доверительного партнёрства, утверждая, что с СССР мож­но разговаривать только с позиции силы.

Причины «холодной войны» носили фундаментальный характер: исчезнове­ние общего врага, коренные противоре­чия в политических системах СССР и США, борьба за сферы влияния в после­военном мире и неожиданно значитель­ные успехи СССР в этой борьбе.

Дата начала «холодной войны»

Среди учёных нет единого мнения относительно даты начала «холодной вой­ны». Академик Ю. А. Поляков против того, чтобы точно датировать начало «холодной войны», так как мир «постепенно вползал в “холодную войну”, идя через атомные взрывы в Хиросиме и Нагасаки, через споры при за­ключении мирных договоров, через речь Черчилля и т. д.». Таким обра­зом, правильнее было бы считать началом «холодной войны» определён­ный период, а не точную дату.

Фултонская речь

Многие учёные считают, что «холодная война», то есть проти­востояние стран Запада и СССР, берёт своё начало с выступления бывшего премьер-министра Великобритании У. Черчилля 5 марта 1946 г. перед студентами Вестминстерского колледжа в американ­ском городе Фултон. По месту своего произнесения речь получила название Фултонской.

Отмечая рост влияния СССР в послево­енной Восточной Европе, Черчилль гово­рил: «От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике через весь континент опу­щен железный занавес. За этой линией располагаются все столицы древних госу­дарств Центральной и Восточной Евро­пы: Варшава, Берлин, Прага, Вена, Буда­пешт, Белград, Бухарест и София, все эти знаменитые города с населением вокруг них находятся в том, что я должен назвать советской сферой, и все они, в той или иной форме, объекты не только советского влияния, но и очень высокого, а в некоторых случаях и растущего контроля со стороны Москвы». Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Выступление У. Черчилля в Фултоне

Фултонская речь получила значительный резонанс в СССР, на неё откликнулось советское руководство. 14 марта 1946 г. в специ­альном интервью по этому поводу И. В. Сталин заявил, что, по сути, это выступление означает призыв к войне. «Речь господина Чер­чилля, — сказал он, — я расцениваю как опасный акт, рассчитанный на то, чтобы посеять семена раздора между союзными государства­ми и затруднить их сотрудничество… По сути дела, господин Чер­чилль стоит теперь на позиции поджигателей войны. И он здесь не одинок — у него имеются друзья не только в Англии, но и в Соединённых Штатах Америки…»

На этой странице материал по темам:
  • Гдз по истории в годы холодный войны

  • Начало холодной войны реферат кратко

  • Рефераты по истории на тему начало холодной войны фултонская речь

  • Шпоры история начало холодная война

  • Реферат начало холодной войны кратко

doklad-referat.ru

Кратко холодная война — Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

 

О холодной войне вкратце

Holodnaya voyna (1946—1989…н.в)

 Говоря кратко, холодная война – это идеологическое, военное и экономическое противостояние между двумя сильнейшими державами 20 века, СССР и США, которое длилось 45 лет – с 1946 по 1991 год. Слово «война» здесь условно, конфликт продолжался без применения военных сил, но от этого он не был менее жестким. Если говорить кратко о холодной войне, то главным оружием в ней была идеология.

Кратко холодная война


Главные страны этой конфронтации – Советский Союз и Соединенные Штаты. СССР с самого своего возникновения вызывал беспокойство западных стран. Коммунистический строй был крайней противоположностью капиталистическому, и распространение социализма на другие страны вызвало крайне негативную реакцию Запада и США.


Только угроза захвата фашистской Германией Европы заставила бывших яростных противников стать временными союзниками во Второй мировой войне. Франция, Великобритания, СССР и США создали антигитлеровскую коалицию и совместно сражались с немецкими войсками. Но конфликты были забыты только на время войны.


После окончания самой кровопролитной войны XX столетия начался новый передел мира на сферы влияния между крупными странами-победителями. СССР распространил свое влияние на Восточную Европу. Усиление Советского Союза вызывало серьезные опасения у Англии и США. Правительства этих стран уже в 1945 году разрабатывали планы атаки своего главного идеологического противника. Премьер-министр Великобритании, Уильям Черчилль, ненавидящий коммунистический режим, выступил с открытым заявлением, в котором подчеркнул, что военное превосходство в мире должно быть на стороне западных стран, а не СССР. Заявления подобного рода вызвали усиление напряженности между западными странами и Советским Союзом.


Говоря кратко, холодная война началась в 1946 году, сразу после окончания Второй мировой войны. Ее началом можно считать речь Черчилля в американском городе Фултоне. Она показала истинное отношение западных союзников к СССР.
В 1949 году Запад создает военный блок НАТО с целью защиты от возможной агрессии со стороны СССР. Советский Союз со странами – союзниками тоже образовывает в 1955 году в противовес западным странам свой военный союз – «Организацию Варшавского договора».


Основные участницы конфликта – СССР и США в военные действия не вступали, но проводимая ими политика приводила к появлению множества локальных конфликтов во многих регионах мира.
Холодная война сопровождалась усиленной милитаризацией, гонкой вооружений и идеологической войной. Насколько хрупок мир в таких условиях, показал Карибский кризис, произошедший в 1962 году. Настоящую войну удалось с трудом предотвратить. После него СССР пришли к пониманию необходимости разоружения. Михаил Горбачев, начиная с 1985 года, проводил политику установления более доверительных отношений с западными странами.  


Конец холодной войне положил распад Советского Союза в 1991 году. Варшавский договор в этих условиях прекратил существование, коммунистические режимы во многих странах без поддержки СССР были смещены.


Еще войны, сражения, битвы, бунты и восстания в России:

antiquehistory.ru

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ » ХОЛОДНАЯ ВОЙНА»

Методическая разработка урока по Всемирной истории

Тема : «Холодная война»

Разработал : преподаватель высшей категории Марченко-Тихонова Марина Викторовна

Тема : Холодная война

Цели и задачи урока:

— формировать представление учащихся о политическом , идеологическом и экономическом противостоянии СССР и США, определившем содержание крупного периода всемирной истории;

— развивать коммуникативные способности учащихся , применяя различные формы работы на уроке ;

— воспитывать у учащихся демократические ценности в межличностных и межгосударственных отношениях, раскрывая негативные социально-политические и морально-психологические последствия ,характерные для жизни общества в годы «холодной войны»;

— способствовать развитию познавательных умений: проводить поиск необходимой информации в различных источниках, сравнивать их данные, называть характерные черты исторических событий и явлений, объяснять смысл важнейших понятий, излагать суждения о причинно-следственных связях исторических фактов, определять и объяснять свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.

Для успешной реализации плана урока использовались различные методы. Методы – словесный, наглядный метод, использованные в презентации, также использовался частично-поисковый метод – самостоятельная работа с текстом .

Оборудование: Сайт в Интернете http://www.coldwar.ru

http://nsportal.ru/shkola/istoriya/

http://www.myshared.ru/slide/61948/ Мультимедийный проектор.

Ноутбук.

Презентация «Хлодная война ».

Документальный видеофрагмент.

Раздаточные карточки с документами :

1. Речь У. Черчилля «Мускулы мира» 5 марта 1946г., Фултон.

2 . Фрагмент речи Трумэна12 марта 1947 г.

План урока:

  1. Истоки «холодной войны» (1945-1947гг.)

  2. Апогей «холодной войны» (1949-1953гг.)

  3. Период партнерства и соперничества (1960-1980гг.)

  4. Завершение «холодной войны» (рубеж 1990гг.)

  5. «Холодная война»: послесловие…

Тип урока : УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

                 Ход урока

Вступительное слово учителя

На прошлом уроке мы познакомились с новым периодом XX в., который привнес массу изменений в мировое переустройство политических отношений , это период «холодной войны».

Но холодная война это не просто термин, это целая эпоха в жизни человечества .

Предлагаю сегодня, опираясь на материал прошлого урока , создать образ этой эпохи; дополнить ее портрет теми фактами , без которых он был бы недостаточно выразительным.

  1. Истоки холодной войны (1945-1947гг.)

Обратите внимание ,на доске трижды написана дата : 5 марта. Именно эту дату мы будем трижды упоминать на нашем уроке.

1) «5 марта 2013 года .Классная работа.»

Откройте тетради и запишите эту дату, а я открою первый текст который спрятан под первой датой « 5 марта».

2)Какие государства являются главными действующими лицами в «холодной войне» ?

Кто был руководителем в этот период в СССР ? ( И.В.Сталин )

Каким образом дата связна с именем Сталина ? (Сталин умер 5 марта 1953 года )

А я открою второй текст ,который спрятан под датой « 5 марта».

3)Перейдем к истокам «холодной войны».

1. обратимся к документу, к известной нам речи У. Черчилля «Мускулы мира» 5 марта 1946г., Фултон

В ней нет прямого призыва к конфронтации. Но многие историки считают эту речь предвестником «холодной войны».

Почему?

2. 12 марта 1947 г. еще один лидер выступил с не менее известной речь, которая стала доктриной внешней политики государства. И эту речь тоже считают истоком «холодной войны»

Какое событие имеется в виду?Познакомьтесь с фрагментом речи Трумэна.

В доктрине позиция силы и политика твердого сдерживания коммунизма от захвата новых территорий, провозглашенных жизненно важными для обеспечения безопасности и интересов США, ослабление советской системы и обострение ее противоречий

3. Сейчас мы ознакомимся с основными пунктами плана Маршалла.

Президент Трумэн сказал о внешнеполитической доктрине США, названной его именем, и о плане Маршалла как о двух скорлупках одного ореха, так как план довершил политический раздел Европы экономическим расколом.

Учащиеся ,совместно спреподавателем обобщают информацию и записывают основные тезисы в тетрадь .

II. Апогей холодной войны (1949-1953гг.)

Германия после второй Мировой войны стала источником распространения фашизма и источником опасности для мирового сообщества. Чтобы обезопасить человечество, какие меры были приняты после войны ?

Граница между двумя лагерями прошла по территории Германии. Железный занавес – это образное выражение. Позже,13.08.1961 г. в столице Германии, появилось его материальное воплощение.

Что именно стало таким символом?

7 августа на закрытом заседании Политбюро ЦК СЕПГ был назначен день «Х», иначе говоря, день возведения стены, которым и стало 13 августа 1961 г.

В ночь на 13 августа 1961 г. в Восточном Берлине была объявлена тревога первой степени. Военнослужащие, полиция и рабочие дружины заняли указанные позиции, где были заранее подготовлены стройматериалы для возведения заграждений. К утру трехмиллионный город оказался разрубленным на две части. Колючая проволока перегородила 193 улицы, 8 трамвайных путей и 4 линии метро

3. фрагмент «Атомный взрыв»

После ее первого испытания (ядерной бомбы) в США изобретатель Р. Оппенгеймер сделал решительный вывод: «Результаты нашего труда не оставляют человечеству другого выбора, кроме того как создать объединенный мир, мир, основанный на законности и гуманизме».

Беседа. 

А, кстати, НАТО- это «он», «оно» или «она»? 

Расшифровка аббревиатуры по-английски North Atlantic Treaty Organization- «она»

По правилам русского языка данная аббревиатура употребляется с существительными блок, альянс и в мужском роде.

5.Какой военный блок социалистических стран стал противовесом НАТО и в каком году?

III Период партнерства, и соперничества.(1960-1980 гг.)

До сегодняшнего дня нет уверенности в мирном сосуществовании человечества .После апогея «холодной войны» международные отношения развивались по принципу «маятника»: от кризиса к разрядке, от соперничества к партнерству…

Беседа о содержании понятий

-Карибский кризис

-Вьетнамский синдром

-Пражская весна

-Разрядка

IV. Завершение холодной войны (рубеж 1990-х гг.)

Исторически, хронологическое завершение «холодной войны» приходится на рубеж 90-х гг. XX столетия: это завершение связывают с распадом СССР, роспуском ОВД и СЭВ, объединением Германии и падением Берлинской стены. Прошло не много времени, но уже ясно, что «холодная война» была гигантской ошибкой, стоившей миру огромного напряжения сил и непомерных материальных и людских потерь.

Вечный вопрос : Кто виноват ?СССР или США ?

Давайте мы вместе попробуем решить его , подводя итоги урока.( Беседа с учащимися )

Биполярность мира, гонка вооружений, военно-политические блоки.

На протяжении всего урока , основные факты , даты , понятия записываются учащимися в конспект .

Давайте подведем итог урока.

Что же такое «холодная война»?

Х.В.- состояние противоборства между СССР и его союзниками, с одной стороны, и США с их политическими партнерами, с другой. Продолжалось с 1946 г. по рубеж 90-х. получило название «холодной войны», поскольку в отличие от «горячих войн» осуществлялась экономическими, идеологическими и политическими методами.

Домашнее задание

  1. Прочитать параграф.

Подобрать из средств массовой информации факты, события, явления, являющиеся «отголосками холодной войны» в настоящее время.

kopilkaurokov.ru

Конспект урока на тему «Холодная война»

Учебно-методический комплекс по новейшей истории зарубежных стран 9 «Б» класс

Компоненты

Авторы, названия, издательства

Учебники и

учебные пособия

Основной учебник

Загладин Н.В. Новейшая история зарубежных стран. XX век: Учебеик для 9 кл. основной школы. – 6-е изд. – М.: ООО «ТИД Русское слово — РС», 2005.

Дополнительные учебники

Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история, 9 класс. Учебник по истории для 9 классов. М.: Просвещение, 2010. – 339с.

Методические и

дидактические

материалы

Учебная программа

Н.В. Загладин «Программа курса и тематическое планирование» к учебнику Н.В. Загладина «Всеобщая история. Новейшая история». 9 класс. М.: Русское слово, 2012.

Поурочные разработки

Несмелова М.Л. Всеобщая история. 9 класс. Новейшая история. Поурочные разработки. М.: Просвещение, 2014.

Пастман Т.Б. Новейшая история зарубежных стран: 9 кл.: метод. рекомендации: пособие для учителя/Т.Б. Пастман, Е.Ю. Сергеев. – М.:Просвещение, 2005. – 160с.

Дидактические материалы

Агафонов С. Схемы по всеобщей истории. 9 класс. М.: Русское слово, 2005.

Антонов В.М., Давыдов С.М. Российская и Всеобщая история. 9 класс: Методические рекомендации для учителя. – М.:Баласс, 2010 – 320с.

Охредько О. Всемирная история в определениях, таблицах и схемах. 8-9 классы. М.:Ранок, 2013. – 128с.

Научная и художественная

литература

Безыменский А.А., Фомин В.М. Кто развязал «холодную войну» // Открывая новые страницы. — М., 1990.

Боффа Дж. История Советского Союза, Том 2. — М, 1990.

Вощенков К.П. СССР в борьбе за мир. Международные конференции 1944-1974. — М., 1945.

Выступление Я.А. Малика на заседание атомной комиссии ООН // Внешняя политика Советского Союза, 1949, — М., 1953.

История внешней политики СССР. Том 2. — М., 1973.

История дипломатии. Том 5, книга 1. — М., 1974.

История международных отношений и внешней политики СССР. 1917-1987г. Том 2. — М., 1987.

История России: тысячелетие дипломатии и войн. — Екатеринбург, 1995.

Макарычев Н.С. Из истории «холодной войны»: «психологическая стратегия» // США: ЭПИ №6, 1997.

Мирный договор с Италией, Румынией, Венгрией, Болгарией и Финляндией от 10 февраля 1947 г. // Внешняя политика Советского Союза, 1947. — М., 1952.

Наглядные средства

обучения

Портреты

И.В. Сталин, Рузвельт, Черчилль, Кеннеди, Хрущев, Брежнев, Рейган, Дж. Буш – старший, М.С. Горбачев.

Карты

«Холодная война», «Корейская война», «Карибский кризис», «Вьетнамская война», «Война в Афганистане»

Схемы. Планы

«Берлинский кризис»

Конспект урока по истории

Тематические документы

План урока

1. Гонка вооружений

2. Политика «разрядки»

3. Война в Афганистане

4. Завершение «Холодной войны»

Цель урока

Формирование исторического сознания и исторического мышления на основе изучения и осмысления развития СССР на международной арене в период «Холодной войны».

Формы и методы обучения

Методы: словесный, практический

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная.

Основные понятия и термины

гонка вооружений, ядерный проект, водородная бомба, политика «разрядки», стратегический паритет

Личностные результаты

Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни:

  • формирование патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;

  • ценностные ориентиры;

  • проявление интереса к истории своего народа, родной страны;

  • формирование основ гражданской идентичности личности;

  • ориентация на выполнение моральных норм.

Предметные результаты

В познавательной сфере: сформированность представлений о развитии советского общества на международной арене в XX в., умение применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, умение давать оценку процессам с позиции историзма.

В ценностно-мотивационной сфере: понимание роли данного исторического периода в развитии российской истории.

В коммуникативной сфере: умение вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по данной теме.

Организационная структура урока

Этапы урока

Время, мин

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Универсальные учебные действия

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I.Организационный момент

1

Подготовка к работе класса.

Приветствие.

Отметка отсутствующих.

Проверка готовности к уроку.

Приветствуют стоя. Показывают готовность к уроку.

Дежурный

Регулятивные: позитивный эмоциональный настрой на урок.

Наблюдение учителя

II.Повторение изученного.Проверка домашнего задания.

9

1.Актуализация изученного ранее материала

2. Работа с сообщениями

1.Задает вопросы по изученной теме, а именно по реалиям войны в Корее.

2. Слушает сообщения по Карибскому кризису и войне во Вьетнаме. После сообщений дополняет яркими моментами историями и анекдотами, на заявленную тематику.

1.Устно отвечают на вопросы по реалиям Корейской войны.

2. Две группы по 3 человека рассказывают сообщения по Карибскому кризису и по войне во Вьетнаме. Отвечают на вопросы после сообщений.

1.Фронтальная

2. Групповая / Коллективная

Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; умеют оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; выполняют учебные действия в материализованной и умственной форме.

1. Устные ответы

2. Доклад – сообщение / Беседа

III.Постановка учебной задачи

2

Вступительное слово учителя

Называет тему, предлагает учащимся сформулировать учебную программу.

Слушают учителя, формулируют учебную задачу. Записывают тему в тетрадь

Фронтальная

Регулятивная: формулируют учебную задачу вместе с учителем.

Коммуникативная: умеют высказывать свое мнение, прислушиваются к мнению других.

Устные ответы. Запись в тетрадь

IV.Изучение нового материала

22

1. Работа с документом

2. Сюжетное повествование

3. Сюжетное повествование с элементами объяснения.

4. Образное повествование.

5. Работа в группах / Дискуссия

1. Предлагает учащимся разделить на 4 группы, причитать и проанализировать исторический источник. Отвечают на вопросы

2. Рассказывает о периоде «разрядки» во время «Холодной войны». Предлагает учащимся записать основные события в тетрадь.

3. Рассказывает о войне в Афганистане. Предлагает записать в тетрадь причины, ход и последствие войны.

4. Рассказывает о заключительном этапе «Холодной войны». Предлагает записать в тетрадь основные события.

5. Предлагает учащимся разделиться на 3 группы: 1 группа – в «Холодной войне» виновен только СССР и его союзники.

2 группа – в «Холодной войне» виновны только США и их сооюзники.

3 группа – в «Холодной войне» виновны обе стороны процесса. Обсудить полученное задание, составить защиту своей позиции из 5 аргументов, и выступить.

1.Слушают учителя, делятся на 4 группы, читают документ, анализируют его и отвечают на вопросы

2. Слушают учителя, записывают основные моменты в тетрадь.

3. Слушают учителя, записывают в тетрадь причины, ход и последствия войны в Афганистане.

4.Слушают учителя, записывают в тетрадь основные события.

5. Делятся на группы, выполняют задание.

1.Групповая

2. Коллективная

3. Коллективная

4.Коллективная

5. Групповая

Регулятивная: выполняют учебные действия в материализованной, письменной, громкоречевой и умственной форме

Познавательные:

умеют структурировать знания, выделять существенную информацию, устанавливают причинно-следственные связи, выдвигают гипотезы, создают способы решения проблемных вопросов.

Коммуникативная: умеют высказывать свое мнение, прислушиваются к мнению других.

1.Устные ответы.

2. Запись в тетрадь

3. Запись в тетрадь

4.Запись в тетрадь.

5. Устные ответы.

V.Первичное повторение и закрепление.Рефлексия.

5

Повторительно-обобщающая беседа. Рефлексия.

Предлагает учащимся ответить на вопросы:

-Как закончилась «Холодная война»?

-Когда закончилась «Холодная война»?

-Закончилась ли «Холодная война»?

Отвечают на вопросы. Выражают свое отношение к данной проблематике.

Фронтальная

Регулятивная: осуществляют итоговый контроль деятельности, анализируют собственную работу, адекватно воспринимают оценку учителя.

Беседа

VI.Подведение итогов урока. Запись домашнего

1

§22-23 выучить, записи в тетради, заполнить таблицу «Холодная война», составить кроссворд по «Холодной войне» минимум 15 слов.

Выставление отметок за урок. Объяснение домашнего задания.

Записывают домашнее задание

Коллективная

Регулятивная:

принимают и сохраняют учебную задачу на самостоятельную подготовку.

Запись в тетрадь

Приложение к уроку по истории в 9 «Б» классе

1. Интересные факты о «Холодной войне»

В начале 50-х гг. анекдоты о Ли Си Цыне получили новый толчок в развитии. Примеры:

Лётчики Ли Си Цын и Си Ни Цын отвечают на вопрос корреспондента, какие трудности им приходилось преодолевать, воюя в Корее:

— Особенно трудно было во время воздушного боя щурить глаза, да ещё одной рукой оттягивать брови к вискам!

Из сводки Советского Информбюро:

— В то время как капиталистические войска пытаются установить свою диктатуру на востоке, в небе Кореи отважно сражаются лётчики Ли Си Цын и Ван Ю Шин

Тоже и к Вьетнамской войне.

Про И.А. Плиева

Командующим войсками был назначен генерал-армии И. А. Плиев. В Операции «Анадырь».

Про полет Пауэрса

1 мая 1960 года Пауэрс выполнял очередной полёт над СССР. Целью полёта была фотосъёмка военных и промышленных объектов Советского Союза и запись сигналов советских радиолокационных станций. Предполагаемый маршрут полёта начинался на военно-воздушной базе в Пешаваре, проходил над территорией Афганистана, над территорией СССР с юга на север на высоте 20000 метров по маршруту Аральское море — Свердловск — Киров — Архангельск — Мурманск и завершался на военной авиабазе в Будё, Норвегия.

В 8:53 под Свердловском самолёт был сбит ракетами класса «земля-воздух» ЗРК С-75, это был первый случай уничтожения средствами ПВО самолетов-разведчиков над территорией СССР, до этого они летали, не опасаясь наказания.

10 февраля 1962 года в Берлине Пауэрса обменяли на советского разведчика Вильяма Фишера (он же Рудольф Абель, псевдоним в разведке «Марк»), который занимался научно-технической разведкой и контролировал агентурную сеть в Нью-Йорке.

Про поставку оружия и грузов в Кубу, во время блокады острова

Легенда.

Из пункта А в пункт В был отправлен корабль груженный оружием, но его спрятали в продовольствии, капитану судна была дана инструкция, в которой говорилось, что судно ни имеет права останавливать, кроме конечной точки назначения, на любую попытку остановить и досмотреть судно американцами отвечать отказом, а в случае угрозы связать с центром с помощью специального кода.

Где то около Кубы судно окружили корабли флота США и приказали остановить судно для досмотра, в противном случае они заставят остановить судно силой.

Советский капитан набрал код центра и спрашивает:

— Американцы мне приказали остановить для досмотра, в противном случае они открою огонь, что прикажете делать?

Ответ:

— Следуйте своему курсу.

Капитан продолжил свой путь, не обращая внимание на требования американцев.

Следует второе предупреждение, сопровождающиеся уже огнем по курсу корабля.

Капитан вторично набирает код, где излагает всю ситуацию, где следует тот же ответ:

— Следуйте своему курсу, помощь уже рядом.

И через несколько минут рядом с советским кораблем всплывает 6 советских подводных лодок. Увидев это, американцы ушли во-свояси. Далее корабль достиг свой порт назначения без происшествий.

Про Вьетнамскую войну (анекдоты)

Американцы окружили высоту в джунглях, где скрывались вьетнамские партизаны. Кричат:

— Вьетнамцы, сдавайтесь!

В ответ крик:

— Вьетнамцы не сдаются! Коноваленко, снаряд!

Вьетнамскому лётчику объясняют:

— Вот в кабине МиГа три кнопки. Первую нажмёшь, если в бою будет плохо. Вторую нажмешь — когда совсем плохо. А если совсем-совсем плохо будет — нажимай третью!

Идёт воздушный бой. Вьетнамца догоняют американские самолёты. Он нажал первую кнопку — МиГ резко ускорился. Американцы выпустили ракеты. Он нажал вторую кнопку — МиГ сделал противоракетный маневр. Но тут раз! — сверху ещё звено американцев в атаку на него заходит. Он жмёт третью кнопку и слышит сзади:

— Ну-ка, узкоглазый, от штурвала отодвинься, ща мы их уделаем…

Вьетнам. Из рейда на базу возвращается сильно потрёпанный взвод американских морпехов. И сразу на ковёр к командованию.

— Что случилось?

— Как только высадились с вертолётов, на нас, из джунглей, напали вьетконговцы и всех избили ногами.

— А почему ногами?

— А руками они глаза щурили

Стратегическая оборонная инициатива (Звездные войны)

Основной целью СОИ являлось создание научно-технического задела для разработки широкомасштабной системы противоракетной обороны (ПРО) с элементами космического базирования, исключающей или ограничивающей возможное поражение наземных и морских целей из космоса.

Её конечными целями предполагались завоевание господства в космосе, создание противоракетного «щита» США для надежного прикрытия всей территории Северной Америки посредством развертывания нескольких эшелонов ударных космических вооружений, способных перехватывать и уничтожать баллистические ракеты и их боевые блоки на всех участках полёта.

Не сумели создать по двум основным причинам:

— сложность технического исполнения, ряд технологий были еще только в экспериментальной разработке и недоступны.

— дороговизна идеи, на это ушло бы ни один триллион долларов.

Орбитальный корабль-ракетоплан «Буран-Энергия»

Свой первый и единственный космический полёт «Буран» совершил 15 ноября 1988 года. Космический корабль был запущен с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия». Продолжительность полёта составила 205 минут, корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвёл посадку на аэродроме «Юбилейный» на Байконуре. Полёт прошёл без экипажа в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и бортового программного обеспечения, в отличие от шаттла, который традиционно совершает последнюю стадию посадки на ручном управлении (вход в атмосферу и торможение до скорости звука в обоих случаях полностью компьютеризованы). Данный факт — полёт космического аппарата в космос и спуск его на Землю в автоматическом режиме под управлением бортового компьютера — вошёл в книгу рекордов Гиннесса.

Если бы проект был завершен, то Россия получила бы и многоцелевой шатл для космических полетов, и гражданский самолет для перевозок пассажиров и грузов в любую точку мира за короткое время, боевой самолет для нанесение удара в любую точку мира, в том числе и ядерным оружием, а также можно было использовать для уничтожения космических станций и спутников.

2. Документы о гонке вооружений

Прочитайте отрывки из источников и ответьте на вопросы:

1) В чем причины развития гонки вооружений?

2) Как вы думаете, можно ли было победить в гонке вооружений на море одной из сторон?

Гонка вооружений

Главной особенностью Холодной войны была гонка вооружений между государствами — членами Варшавского договора и НАТО. Несмотря на свою разорительность, она привела к существенным научным открытиям во многих технологических и военных областях. 

Само это понятие означает постоянное наращивание противоборствующими сторонами военной мощи, развитие ее не только эволюционным, но и революционным путем, то есть созданием принципиально новых видов оружия.

Продуктами гонки вооружений во время Холодной войны являются стратегические межконтинентальные бомбардировщики и ракеты, сверхзвуковые самолеты, противоракеты, беспилотные самолеты-разведчики, спутники-шпионы, электронные системы слежения, наблюдения, связи и пр. Многие из военных разработок вошли и в мирную жизнь – атомные электростанции, спутники связи и GPS, межконтинентальные реактивные пассажирские самолеты, сеть Интернет и т.д. 

Для гонки вооружений была характерна повышенная международная напряженность и нестабильность, постоянные политические скандалы, постоянные испытания новых видов оружия и использование военной мощи как основного аргумента в политических вопросах.

Противостояние в море

10 сентября 1952 года Совет Министров СССР принял закрытое постановление о строительстве первой отечественной атомной подводной лодки. США приступили к строительству своей первой атомной подводной лодки гораздо раньше. Она обошлась США в 50 миллионов долларов.

В то время как американский «Наутилус» уже штурмовал Арктику. 4 июля 1958 года в 10 часов 03 минуты впервые в СССР подводная лодка с атомной энергетической установкой дала ход под водой. Месяц спустя, 3 августа в 23 часа 15 минут, «Наутилус» пересек географическую точку Северного полюса. Только через три года первая советская ПЛА, получившая впоследствии имя «Ленинский комсомол», тоже достигла Северного полюса.

Через три года после США в СССР построили атомоход. Например, уже первая советская ПЛА превзошла американскую в скорости почти на 10 узлов (примерно 19 км/час). У СССР еще не было подводных атомоходов, а уже состоялся опытный пуск первой баллистической ракеты Р-11ФМС, предназначенной именно для них. Ракета пролетела 300 километров и в принципе доказала способность подводных лодок наносить удары по объектам противника в глубине его территории. 
В 1960 году ВМФ Советского Союза имел атомный подводный ракетоносец с баллистическими ракетами на борту, радиус действия которых увеличился до 600 километров.

В 1964 году в состав Северного флота вошли несколько ПЛА с ракетным комплексом Д-1, обладавшим подводным стартом и дальностью стрельбы до двух тысяч километров.
13 декабря из Северодвинска вышла на ходовые испытания первая в мире титановая атомная подводная лодка. На мерной линии корабль показал рекордную подводную скорость – свыше 40 узлов. Почти скорость торпеды! До сего дня этот рекорд никому не удалось побить. 
К началу 80-х годов подводные силы и в целом ВМФ СССР достигли высшей точки своего развития. В относительно короткие сроки были построены и в 1980, и 1981 году соответственно переданы флоту тяжелый крейсер «Акула» и РПКСН «Гранит».
Взаимное слежение атомных подводных лодок СССР и США друг за другом иногда оборачивалось трагическими последствиями. Можно предположить, что в результате столкновения с атомной подводной лодкой США, осуществлявшей слежение, в районе Бермудских островов погибла советская ПЛА К-219. К счастью, далеко не все столкновения заканчивались трагически. С 1967 по 1986 год столкновения ПЛА СССР и США происходили почти ежегодно, что являлось следствием обострявшейся гонки вооружений.

Прочитайте отрывок из источников и ответьте на вопросы:

1) Чем были опасны нарушения воздушных границ СССР США и их союзниками?

2) Как вы думаете, кто же победил в воздушной гонке вооружений?

Горячее небо Холодной войны

В течение практически всей Холодной войны США и их союзники вели против СССР широкомасштабную разведывательную деятельность с нарушением воздушных, морских и сухопутных границ.

20 мая 1945 года зенитной артиллерией Тихоокеанского флота в районе Камчатки были обстреляны два В-24 ВВС США. Подобный же инцидент произошел в том же районе 11 июля 1945 г. с американским Р-38.

В районе города Хамхын (в то время он назывался Канко) находилась крупная авиабаза ВВС СССР. Над ней, нарушая договоренность о воздушном коридоре, пролетали американские самолеты, направлявшиеся в Манчжурию за своими бывшими пленными. В один из дней ноября очередной самолет США, пролетая здесь, был перехвачен четверкой истребителей Р-39 «Аэрокобра», которые завели его на посадку. 

И все же основные неприятности СССР приносили самолеты-разведчики различных типов: английские Canberra и американские U-2, RB-57. Первыми опробовали крепость советских воздушных рубежей англичане на “Канберрах”. Они действовали с баз в Англии и Германии и прорывали систему ПВО на высотах, недоступных для перехвата. Позже им “на помощь” пришли американцы на RB-57F.  

В 1956 г. кроме “Канберры” и RB-57 “на сцене” появился печально известный Lockheed U-2, который для “стражей мирного неба” вскоре стал “мучителем № 1”. Первый полет U-2 над СССР был совершен 4 июля 1956 г. с авиабазы Висбаден (ФРГ), по маршруту Ленинград-Москва. С 1956 г. по 1960 г., эти самолеты совершили около 50 разведполетов в советское воздушное пространство.

В 1957 г. над Приморьем два МиГ-17П из 17-го ИАП пытались достать U-2, но безуспешно. Возможность бороться с ней появилась только осенью 1959 г., когда на вооружение войск ПВО поступил зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) типа С-75 “Десна”. 

Уже в самом начале года стали приниматься меры по пресечению полетов U-2 над СССР. Новыми ЗРК стали постепенно закрывать как границу, так и наиболее важные объекты в глубине территории. Кроме того, на приграничные аэродромы стали поступать новейшие истребители-перехватчики Су-9 с потолком в 20 000 м. 

С появлением на вооружении войск ПВО Советского Союза новейших ЗРК, а также истребителей-перехватчиков второго поколения (Су-9, МиГ-21, Ту-128, Як-28) эра высотных и глубоких прорывов границы закончилась.

Примечательны случаи нарушения советской границы самолетами-разведчиками SR-71, которые являются самыми быстрыми из всех серийно выпускаемых самолетов. Они долгое время терроризировали границы СССР в 80-х годах. Но вскоре на вооружение в СССР поступил новейший многоцелевой истребитель-перехватчик МиГ-31, который по праву считается лучшим истребителем в мире и по сей день.

Прочитайте отрывок из источников и ответьте на вопрос:

1) Дайте оценку соперничества сверхдержав в космосе? В чем его значение?

Соперничество в космосе

Советский Союз открыл «Космическую эру». В первом ее десятилетии (1957 -1967) он был безусловным лидером во всех космических начинаниях и обладал общепризнанными приоритетами в пилотируемых космических программах. Интеллектуальный, промышленный и организационный потенциал Советского Союза позволил в течение первых десяти лет космической эры решить такие сверхзадачи, как создание первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты, запуск первых искусственных спутников Земли, доставка на Луну первого земного предмета — вымпела с изображением герба Советского Союза, фотографирование обратной стороны Луны, полет в космическое пространство первого человека Земли Юрия Гагарина, первый полет в космос женщины — Валентины Терешковой, выход в открытый космос Алексея Леонова, мягкая посадка автоматической станции на Луну и видеопередача на Землю панорамы лунной поверхности, первое проникновение в атмосферу Венеры, первая в мире автоматическая стыковка космических аппаратов. Однако первыми землянами на Луне оказались американцы.

12 апреля 1962 года в СССР было официально объявлено о “лунной” программе. С 1966 года на Байконуре начались летные испытания ракеты-носителя “Протон”. Программа “Союз 7K-Л1” задумывалась как предварительный этап подготовки к высадке на Луну. Первоначально проект разрабатывался под руководством Владимира Челомея, но затем его возглавил Сергей Королев – человек, которому Советский Союз был обязан своими блистательными космическими успехами. 

Результатом всего этого стала победа американцев – 20 июля 1969 года на поверхность Луны ступил американский астронавт Нил Армстронг. «Маленьких шаг для одного человека, но огромный скачок для всего человечества» — эти слова облетели весь мир.

«Когда до американцев дошли сведения о запуске в СССР первого искусственного спутника Земли, а вслед за тем и первого космонавта, реакция, как официальных властей, так и научных кругов и, конечно, американской прессы была одинаково категорична: русские дурачат мир». Довольно долгое время Америка не желала верить историческому успеху русских. 

Прочитайте отрывок из источника и ответьте на вопросы:

1) Каким способом СССР удалось достичь успехов в атомной сфере?

2) Назовите основные достижение советской ядерной физики?

Начало ядерной эры

После Второй Мировой войны США оказались единственным государством, обладающим ядерным оружием. На их счету уже было несколько испытаний и реальные боевые взрывы ядерных зарядов в Японии.

В США разработку водородной бомбы вел физик Эдвард Теллер, апрель 1946 г.
В США наивно полагали, что СССР не сможет сделать термоядерное оружие, так как физические принципы водородной бомбы очень сложны, а необходимые математические расчеты Советскому Союзу не под силу из-за отсутствия достаточных мощностей ЭВМ. Но Советы нашли очень простой и нестандартный выход из этой ситуации – было принято решение о мобилизации сил всех математических институтов и известных математиков. Каждый из них получал ту или иную задачу для теоретических расчетов, не представляя общей картины и даже цели, для которой его расчеты, в конечном счете, использовались. По числу математиков в 1950 году СССР уверенно лидировал во всем мире. 

В разработку водородной бомбы были вовлечены новые люди со свежими идеями. Среди них были Андрей Сахаров и Виталий Гинзбург. 

К середине 1949 года американцы задействовали новые быстродействующие компьютеры в Лос-Аламосе и форсировали темпы работы над водородной бомбой. Но это только ускорило их глубокое разочарование в теории Теллера и его коллег. Штаты тогда были атомными монополистами и к середине 1949 обладали арсеналом в 300 атомных зарядов.

Однако 29 августа 1949 года на Семипалатинском полигоне был испытан ядерный заряд первой советской атомной бомбы, который составил около двадцати килотонн тротилового эквивалента. Успешно.

Уже в конце 1949 года советскими физиками была создана новая модель водородной бомбы, которая получила название модели Сахарова-Гинзбурга. Американцы и тут наивно подумали, что Советскому Союзу не под силу создание водородной бомбы по двум причинам: из-за отсутствия у СССР достаточного количества урана и урановой промышленности и недоразвитости русских компьютеров. И снова нас недооценили. Проблема давления в новой модели Сахарова-Гинзбурга была решена хитрым расположением дейтерия.
12 августа 1953 года на Семипалатинском полигоне Советским Союзом была испытана первая в мире водородная бомба, мощность заряда которой, правда, составила всего четыреста килотонн тротилового эквивалента. И это была именно перемещаемая бомба (РДС-6с), а не устройство, как у американцев. 

22 ноября 1955 года была испытана первая советская двухступенчатая водородная бомба небольшой мощности. 

СССР намечал целую серию испытаний, кульминацией которого должен был стать взрыв водородной бомбы 50-мегатонной мощности. А. Д. Сахаров назвал планируемый взрыв «гвоздем программы». 

В эти самые дни в Арзамасе-16 завершались последние работы по созданию небывалой бомбы. Авторами отчета были А. Д. Сахаров, В. Б. Адамский, Ю. Н. Бабаев, Ю. Н. Смирнов, Ю. А. Трутнев. В конце отчета было сказано: «Удачный результат испытаний этого изделия открывает возможность конструировать изделие практически неограниченной мощности». 

Параллельно с работой над бомбой к выполнению боевой задачи готовили самолет-носитель и отрабатывали специальную парашютную систему для бомбы. Эта система для медленного спуска более чем 20-тонной бомбы оказалась уникальной, и руководитель ее разработки был удостоен Ленинской премии. 

Необычной переделке подвергся на заводе-изготовителе стратегический бомбардировщик Ту-95, которому предстояло доставить бомбу к цели.

Можно с полной уверенностью утверждать, что использование такого оружия в военных условиях нецелесообразно.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *