Засапожник нож – Засапожный нож (засапожник). Промежуточные итоги обсуждения.

Засапожный нож | Абсурдопедия | FANDOM powered by Wikia

Засапожный нож. Мастерская Зазы Пожнова, XIX в. Из собрания Оружейной палаты Московского Кремля

Засапожный нож — предмет национального русского мужского костюма, крупный нож с прямым клинком, носимый на поясе или, пытаясь оправдать название, в сапоге.

    Народное название «засапожный» нож получил в XIX в. по клейму известной картвельской оружейной мастерской Зазы Пожнова (род. в 1850 г.). Около 20 мастеров производили большое количество кинжалов кавказского типа и ножей, получивших вскоре собственное имя «засапожный». Пик производства пришелся на Первую Мировую войну, когда мастерская Пожнова получила огромные государственные заказы на снабжение императорской армии короткоклинковым холодным оружием.

    Известно два основных типа клейма: краткое — ПОЖНОВЪ и полное ЗАЗА ПОЖНОВЪ. Очевидно, что именно от последнего и произошло название более понятное русскому уху «засапожный».

    Частным порядком ножи заказывали казаки, причем чаще всего не оплачивали заказы, предпочитая брать ножи за халяву. Поэтому в казацкой среде за засапожными ножами закрепилось имя «

    захалявных».

    Не следует путать засапожный нож и финку. Финка — представительница народа финнов, а засапожный нож — оружие и инструмент.

    Характеристики и описание Править

    Джедаи в русских национальных костюмах с выкидными засапожными ножами. Постер к документальному фильму BBC о русской революции 1917 г.

    На протяжении истории конструкция и размеры русского костюмного ножа значительно изменялись. Согласно археологическим источникам, в северной Руси IX—XV вв. в форме и конструкции ножей заметно западноевропейское влияние, хотя несомненно их местное производство. С XIII в. под влиянием джучидов также складывается мода на восточные формы и элементы оформления костюмного ножа, появляются искривленные клинки. В XIX в. нож находился одновременно под действием двух центров притяжения — немецкой оружейной традиции, культивируемой на Урале (г. Златоуст) и мастеров холодного оружия Кавказа (Осман Омаров и Заза Пожнов). В результате сложились оригинальные особенности русского засапожного ножа.

    Размеры ножа определялись анатомическими особенностями владельца. Считается, что длина засапожного ножа должна точно соответствовать расстоянию от локтевого сгиба до кончика среднего пальца. Длина клинка в этом случае составляет около 30 см. Клинок прямой, с традиционным скосом обуха — «щучкой». Обязательны долы-«кровостоки» или сквозные отверстия на боковых сторонах клинка. Часто на обухе выполняется пила с крупным зубом, имеющая ритуальное значение. Рукоять традиционно выполняется из ценных пород дерева. Гарда и навершие рукояти обычно металлические — из медных или алюминиевых сплавов. Гарда (по-другому «крестовина)» отличается гипертрофированными размерами обоих усов. Считается, что чем больше крестовина, тем выше общественный статус владельца ножа. В оформлении засапожных ножей часто используются различные художественные приемы и ювелирные техники. Ножны могут выполняться из дерева, либо из твердой кожи, но обязательно с металлическим прибором.

    Традиционно засапожный нож носился в паре с малым столовым ножом. Использование парных ножей описано еще в «Домострое» (XVI в.).

    В последнее время заметны тенденции модернизации засапожного ножа. Появляются реплики из современных композитных материалов и даже складные модели. Движение джедаев, взяв за основу традиционный русский засапожный нож, разработало конструкцию выкидного ножа с тритиевой подсветкой клинка — т. н. световой меч.

    Симбиоз ножа с сапогомПравить

    Как указано выше нож часто прячеться в сапоге.В роли сапога обычно выступают «Кирзачи»- особый

    Те самые сапоги

    вид сапог , по устройству и неряшливому виду которых никто не может предположить что в них находиться засапожный нож .Таким образом нож и сапог помогают друг другу в нелегкой борьбе за выживание.Сапог прячет и защищает нож от затупления а нож в случае необходимости может выступить в защиту своего жилища.

    Юридические аспекты Править

    Согласно российскому федеральному закону «Об оружии» и государственным стандартам (ГОСТ), определяющим типы ножей, традиционный засапожный нож относится к гражданскому холодному оружию, оборот которого на территории Российской Федерации ограничен. По Постановлению Правительства от 03.09.2001 г. № 648 «О холодном клинковом оружии, предназначенном для ношения с русским национальным костюмом» ношение засапожного ножа разрешено только с русским костюмом (красная косоворотка, хромовые сапоги, кушак и картуз) членам русских обществ, внесенных в реестр русских обществ Российской Федерации, имеющим удостоверение русского и разрешение на приобретение и ношение холодного оружия.

    • А. А. Марьянко, А. А. Мак. Влияние засапожного ножа на традиции американского армейского холодного оружия. СПб. ИД Мак, 2001.
    • И.Ы.Пундейкин Роковая кокарда (опись 3 тома)

    absurdopedia.wikia.com

    Засапожный нож — Абсурдопедия

    Засапожный нож. Мастерская Зазы Пожнова, XIX в. Из собрания Оружейной палаты Московского Кремля

    Засапожный нож — предмет национального русского мужского костюма, крупный нож с прямым клинком, носимый на поясе или, пытаясь оправдать название, в сапоге.

    Народное название «засапожный» нож получил в XIX в. по клейму известной картвельской оружейной мастерской Зазы Пожнова (род. в 1850 г.). Около 20 мастеров производили большое количество кинжалов кавказского типа и ножей, получивших вскоре собственное имя «засапожный». Пик производства пришёлся на Первую Мировую войну, когда мастерская Пожнова получила огромные государственные заказы на снабжение императорской армии короткоклинковым холодным оружием.

    Известно два основных типа клейма: краткое — ПОЖНОВЪ и полное ЗАЗА ПОЖНОВЪ. Очевидно, что именно от последнего и произошло название более понятное русскому уху «засапожный».

    Частным порядком ножи заказывали казаки, причём чаще всего не оплачивали заказы, предпочитая брать ножи за халяву. Поэтому в казацкой среде за засапожными ножами закрепилось имя «захалявных».

    Не следует путать засапожный нож и финку. Финка — представительница народа финнов, а засапожный нож — оружие и инструмент.

    Характеристики и описание[править]

    Джедаи в русских национальных костюмах с выкидными засапожными ножами. Постер к документальному фильму BBC о русской революции 1917 г.

    На протяжении истории конструкция и размеры русского костюмного ножа значительно изменялись. Согласно археологическим источникам, в северной Руси IX—XV вв. в форме и конструкции ножей заметно западноевропейское влияние, хотя несомненно их местное производство. С XIII в. под влиянием джучидов также складывается мода на восточные формы и элементы оформления костюмного ножа, появляются искривлённые клинки. В XIX в. нож находился одновременно под действием двух центров притяжения — немецкой оружейной традиции, культивируемой на Урале (г. Златоуст) и мастеров холодного оружия Кавказа (Осман Омаров и Заза Пожнов). В результате сложились оригинальные особенности русского засапожного ножа.

    Размеры ножа определялись анатомическими особенностями владельца. Считается, что длина засапожного ножа должна точно соответствовать расстоянию от локтевого сгиба до кончика среднего пальца. Длина клинка в этом случае составляет около 30 см. Клинок прямой, с традиционным скосом обуха — «щучкой». Обязательны долы-«кровостоки» или сквозные отверстия на боковых сторонах клинка. Часто на обухе выполняется пила с крупным зубом, имеющая ритуальное значение. Рукоять традиционно выполняется из ценных пород дерева. Гарда и навершие рукояти обычно металлические — из медных или алюминиевых сплавов. Гарда (по-другому «крестовина)» отличается гипертрофированными размерами обоих усов. Считается, что чем больше крестовина, тем выше общественный статус владельца ножа. В оформлении засапожных ножей часто используются различные художественные приёмы и ювелирные техники. Ножны могут выполняться из дерева, либо из твёрдой кожи, но обязательно с металлическим прибором.

    Традиционно засапожный нож носился в паре с малым столовым ножом. Использование парных ножей описано ещё в «Домострое» (XVI в.).

    В последнее время заметны тенденции модернизации засапожного ножа. Появляются реплики из современных композитных материалов и даже складные модели. Движение джедаев, взяв за основу традиционный русский засапожный нож, разработало конструкцию выкидного ножа с тритиевой подсветкой клинка — т. н. световой меч.

    Юридические аспекты[править]

    Согласно российскому федеральному закону «Об оружии» и государственным стандартам (ГОСТ), определяющим типы ножей, традиционный засапожный нож относится к гражданскому холодному оружию, оборот которого на территории Российской Федерации ограничен. По Постановлению Правительства от 03.09.2001 г. № 648 «О холодном клинковом оружии, предназначенном для ношения с русским национальным костюмом» ношение засапожного ножа разрешено только с русским костюмом (красная косоворотка, хромовые сапоги, кушак и картуз) членам русских обществ, внесённых в реестр русских обществ Российской Федерации, имеющим удостоверение русского и разрешение на приобретение и ношение холодного оружия.

    • А. А. Марьянко, А. А. Мак. Влияние засапожного ножа на традиции американского армейского холодного оружия. СПб. ИД Мак, 2001.

    absurdopedia.net

    Засапожный нож (засапожник). Промежуточные итоги обсуждения.

    Засапожный нож (засапожник). Промежуточные итоги обсуждения.

    Засапожный нож (засапожник)

    Промежуточные итоги обсуждения на www.knife.ru

    Тiи бо бес щитовь съ засапожникы кликомъ плъкы побbждаютъ, звонячи въ прад
    b
    днюю славу…

    Попробую сформулировать, как я вижу итоги интересной дискуссии.
    Обсуждение идет на историческую тему, а не о впечатлениях на основе личного опыта. Я считаю, что в таком разговоре суждения должны подтверждаться в первую очередь ссылками на различные источники (желательно доступные для всех участников). Ссылаться правильнее и логичнее на факты и труды более-менее имеющие исторический вес, как то труды серьезных исследователей, результаты раскопок, упоминание в трудах средневековых авторов, иконы, средневековый рисунок и т.д. Ссылки на художественную литературу, современный рисунок и работы баталистов 18-20 веков и др. считаю не корректными, т.к. не факт, что люди были достаточно в курсе предмета разговора. Надо бы все-таки четко определить предмет разговора — мы обсуждаем засапожник (ЗН) времен ‘Слова:‘ или более поздний? Мне показалось, что начали с 12 века и в первую очередь пытались определиться с ЗН того времени. Далее с этой т.з. я и рассматриваю результаты.

    В чем мы продвинулись, на мой взгляд, относительно дискуссии примерно годичной давности?
    Главным моментом считаю, что сейчас мы можем достаточно твердо сказать были ли сапоги в 12 веке, назывались ли они ‘сапогами’ — были и назывались. При отсутствии термина ‘сапоги’ в то время спор о ЗН 12 века вообще можно было бы признать беспредметным из-за отсутствия предмета, который дал название ‘засапожный’. Еще мы определились в том, что формы и размеры сапог были весьма разнообразны, а так же в том, что сапоги могли вполне носить не только люди знатного сословия.

    В этом считаю огромную заслугу Nesusvet, г. Королев , т.к. именно он нашел подходящие (исторически значимые) общедоступные ссылки. Огромное за это ему спасибо! archcostume.narod.ru/naruch5.jpg
    www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=624&n=29
    razdolie.tomsk.ru/index.php?menu=2&article=116
    esoserver.narod.ru/Pagan/Dr_nov/dn_kozha.htm

    И еще ссылка, которая здесь еще не публиковалась dom-np.narod.ru/ здесь нужно зайти в раздел ‘Реконструкция’ и выбрать ‘Одежда славян IX-XIII вв. Пособие по реконструкции.’ Нам будет интересен рисунок 6.

    Далее я приведу основные обсуждаемые варианты и аргументы в их пользу. Опять подчеркиваю свое личное мнение. Если будут исправления и дополнения, то пожалуйста.

    Вариант 1. В связи с многочисленными переводами понятие ЗН используемое там обозначает поздний ЗН — нож за голенищем. Чему и соответствует трактовка Даля dic.academic.ru/dic.nsf/enc2p/NT0003AF8A Сие сделано переводчиком, дабы читатели лучше понимали смысл текста. В данном случае ЗН 12 века нет, а есть более поздние.

    Вариант 2. ЗН — это большой нож расположенный на седле всадника за его сапогом. При этом изначальном варианте, позднее произошла подмена термина (см вариант 1) на его теперешнее самое распространенное трактование (см. определения Даля) и самого ножа.
    Основывается на том, что в сапоги были обуты всадники. Всадник в 12 веке был не бедным и мог позволить носить себе сапоги. Т.е. ЗН изначально был оружием конника. Возможное назначение его в этом случае предполагается как бивуачный или боевой. Вариант ножен — жесткие (т.к. предполагается, что в те времена все ножны были жесткие). Вариант подвеса и крепления не оговаривался. Форма клинка предполагается кривая. Сторонники этого варианта в своих выводах ссылались на П.П. фон Винклера. У меня есть только одна доступная ссылка на его материалы www.supergun.ru/xolodnoevse/?xolodnoe=kinzhal/kinzhal Здесь мы видим рисунки, но не видим объяснения происхождения названия и способа ношения. П.П. фон Винклера утверждает:

    Засапожные ножи или кинжалы в точности копировали форму персидских кинжалов.
    Это по отношению к 12 веку вызывает сомнения некоторые, а мы договорились, что говорим о том времени.
    Есть еще ссылки на эпос, где фигурируют ножи на седлах. Описание способа ношения ножа четкое.
    Каких-то других источников для подтверждения этого варианта я не заметил. Если не внимательно смотрел, то пусть меня поправят.
    К вопросу, почему рисунки у Винклера похожи на рисунки из ‘Историческое описанiе одежды и вооруженiя россiйскихъ войскъ‘. Винклер издал свою книгу ‘Оружие‘ в 1894 году. На этой ссылке эта дата фигурирует. www.alib.ru/findp.php4?author=%C2%E8%ED%EA%EB%E5%F0 ‘Текст печатается по изд-ю : П.П.фон Винклер . Оружие . С.-Пб : Типография И.А.Ефрона, 1894 г
    В подтверждение правильности определения даты как 1894 год можно привести еще пример.
    Введение к своему труду ‘Гербы городовъ, губернiй, областей и посадовъ Российской Имперiи‘ Винклер датирует декабрем 1899 года. www.antiquebooks.ru/history_of_russia/
    С другой стороны ‘Историческое описанiе одежды и вооруженiя россiйскихъ войскъ‘ начало издаваться в 1840 году www.listvinoleg.nm.ru/Fon/History.htm, т.е. на 54 года раньше.
    В общем-то понятно, как материал более раннего издания мог оказаться в более позднем.
    Думаю, что в дальнейшем при обсуждении ЗН логичнее обращаться к ‘Историческому описанию:..’, а не Винклеру.

    Вариант 3. ЗН — это малый или средний нож носимый в голенище сапога. В данном случае термин дошел до нас в том же виде, а нож менялся.
    Основывается на том, что в сапоги (разные — высокие и низкие) могли быть обуты не только всадники, но и пешие. Равно как в этом случае ЗН может быть за онучами. Есть предположения, что нож не должен быть большим и может выполнять функции запасного, ХБ, оружия последнего шанса, пара ножу на поясе. Т.е. нож можно отнести к универсальному. Предполагается, что из-за отсутствия карманов, сапог мог тогда рассматриваться как вполне удобное место. Ножны подразумевались как жесткие, так и мягкие. Варианты крепления оговаривались — свободно в сапоге или с фиксацией к голени. Форма клинка предполагается прямая.
    Ссылки в пользу 3-го варианта.
    Историческое описанiе одежды и вооруженiя россiйскихъ войскъ‘. viskovatov.narod.ru/T01/T01_02.htm

    «Въ X и XI столетiяхъ Русскiе всадники, по всей вероятности, не отличались отъ Норманскихъ, т. е. они употребляли такую же сбрую, седла съ стременами, а некоторые и шпоры:::..Ко всему этому должно присоединить еще одно оружiе, встречаемое въ Русскихъ историческихъ источникахъ: ножи, носившiеся за сапогомъ, или засапожники (103), и сабли.’
    ‘Ножи-разделялись на Поясные, Подсайдашные и Засапожные. Поясные были короткiе, съ двумя лезвiями, и зацеплялись за поясъ крюкомъ, приделаннымъ къ устью ноженъ, съ нижней стороны. Подсайдашные были длиннее и шире поясныхъ, съ однимъ только лезвiемъ, къ концу несколько выгнутымъ; они привешивались къ поясу съ левой стороны, около того места, где виселъ налучъ отъ лука или саадака, и оттого получили свое названiе. Засапожные ножи, или просто засапожники — втыкались за голенище праваго сапога и имели кривой клинокъ, который у ножей назывался не полосою, а шлякомъ. Поясные ножи темляка не имели; у подсайдашныхъ онъ продевался въ набалдашникъ черена, а у засапожныхъ прикреплялся къ ножнамъ (Рис. № 64).’
    Два абсолютно однозначных описаний способа ношения со ссылкой на времена близкие к ‘Слову:‘ Еще раз обращаю внимание на схожесть описания с П.П. фон Винклером и схожести рисунка.
    Плюс к этому в этом же источнике.
    ‘Все иностранцы, посещавшiе Россiю, да и самыя отечественныя известiя, согласны въ томъ, что Русскiе излишне обременяли себя оружiемъ. Въ самомъ деле, весьма часты примеры, что одинъ и тотъ же человекъ, неся тяжесть двухъ доспеховъ: панцыря и зерцала или панцыря и куяка и т. п., съ шеломомъ и шишакомъ на голове, имелъ при себе саадакъ, саблю, два ножа: поясный и подсайдашный кинжалъ, засапожникъ и кистень. Бывали примеры, что войско шло походомъ безъ оружiя, а его везли за нимъ на телегахъ’
    Согласно нее ЗН носили на себе.
    Этот источник относится к 19 веку и может иметь некоторые ‘огрехи’ в трактовках.

    Наличие захоронений как раз периода »Слова:‘ archcostume.narod.ru/man.htm, где присутствует нож у голени. Думается автор материала способен отличить положение ножа положенного рядом с покойником, от расположения ножа, который при захоронении был в сапоге. Описания ножей нет.

    Наличие разнообразных форм сапог подтверждается ссылками указанными выше, когда подтверждался сапог как таковой. Мысль в том, что многообразие сапог дает возможность носить такие, в которые можно вложить ЗН.

    Подтверждение возможности кожаных (мягких) ножен у ЗП есть в ссылках на сапоги и вот здесь dom-np.narod.ru/rekon/scram.html дает возможность предположить наличие мягких ножен у ЗН, которые улучшат удобство его ношения в сапоге по сравнению с твердыми ножнами.
    Не относится к ЗН на прямую, но демонстрирует наличие кожаных ножен с глубоко в них утопленным клинком за 2 века до ‘Слова:

    Подтверждение ношения в сапоге из Ближневосточного источника времени близкого к ‘Слову:‘ www.vostlit.info/Texts/rus11/Usama_Munkyz/frametext2.htm

    ‘Другой раз его ударила в ногу деревянная стрела и попала в сапог. А за сапогом у него был засунут кинжал. Стрела сломалась, ударившись о кинжал, и не ранила моего отца. Это случилось благодаря благому попечению великого Аллаха.’
    Если мне не изменяет память, то Андрея Боголюбского убили в 1155 году. Андрей участвовал в крестовых походах примерно во времена автора источника. Так что возможен факт перенятия русскими способа ношения ножа в сапоге, если у нас такового на тот момент не было. Т.с. вариант возможных связей, с тюркскими наемниками (www.vostlit.info/Texts/rus7/SlovoIgor/frametext.htm надо смотреть текст в районе 22 комментария, в аккурат там и ЗН поминаются) в том числе.
    Четкое описание ношения в сапоге.

    redarhar.by.ru/istor/istor3.html?extract=1128580804 сайт закрыт, но на ссылку можно попасть при обращении к архивной ссылке. На сайте систематизированы по форме и размерам ножи, найденные при раскопках.

    ‘Самый массовый нож — нож длиной 12 — 21 см с толщиной обуха 0,4 см.’
    При распространенности небольших ножей, которые вполне помещаются в сапоге, есть вероятность их (ножей) ношения в оном (сапоге). В добавок, эта ссылка может дать представление о строе ЗН, хотя на прямую к ЗН не относится. nesusvet.narod.ru/ico/icons/0017.htm эта ссылка тоже дает представление о строе и размерах средневековых ножей, хотя и не говорит о ЗН.

    Вариант 4. ЗН — это малый нож не обязательно постоянно носимый за голенищем сапога.
    Вариант отличается от 3-го тем, что нож может носиться не только в сапоге, а и на поясе, к примеру. По этому варианту название характеризует размеры ножа и возможность спрятать его при надобности в сапог (нож прячется за сапог — отсюда и ЗН). В этом случае название ‘ЗН’ употребляется примерно в том же смысле, что и современный термин ‘карманный нож’.
    Смотрится достаточно логичным, т.к. тогда не было карманов и , кроме как повесить на пояс , можно было еще положить в сапог. Причины для этого могут быть разные, равно и как сами ножи. Плюс этому варианту еще и в том, что есть мнение рассматривать упоминание о ЗН в ‘Слове:’ как о ‘не серьезном’ оружии применение коего рассматривалось скорее случайным, чем сложившейся практикой.
    Возможные ножны и подвес как в варианте 3. Думаю, что все ссылки по 3-му варианту применимы и здесь.

    Вариант 5. Термин ЗН произошел не от того, что нож был в сапоге, а по другим причинам, которые тоже связаны с сапогами. Варианты: «засапожный» —
    1. «надеваемый (или снимаемый) человеком после надевания (снимания) сапог«
    2. «цепляющийся за сапоги«,
    3. «вымениваемый на пару сапог«,
    4. «нож, который брали с собой, отправляясь за сапогами«……’
    К этому же варианту можно отнести предположение о том, что не сапоги, а предмет одежды, доспеха, сбруи сходный в 12 веке по названию, дал жизнь термину ‘ЗН’.
    Этот вариант не получил большого развития, т.к. здесь поле деятельности уже скорее для лингвистов, коих на конференции нет.

    Вот, на мой взгляд, основные варианты. Я ни к коем случае не рассчитывал, что мы сумеем точно определить ЗН 12 века. Более того я считаю, что не было такого ножа с четко определенным строем и размерами. Были разные ножи, как мне кажется, к которым применялся этот термин. Это касается всех обсуждаемых вариантов. Тем не менее, читаю, что результат положительный есть.

    Мне, наиболее аргументированным ссылками ЗН 12 века (предполагаем, что он был и идем далее первого варианта), смотрится нож в варианте 3. Хотя ссылок прямых нет, но это повод к размышлениям более-менее обоснованным. Красиво смотрится вариант 4, который не противоречит 3-ему, а дополняет скорее.

    Каждый из нас в результате данной дискуссии может поменять мнение о ЗН, а может оставить прежним. Это право каждого. Единственно к чему я призываю — это оценить ее на основании фактов и продолжать в том же ключе. В противном случае тема должна называться ‘Удобно ли носить нож за голенищем’ или близко.

    См. также Засапожные ножи XIV-XV вв. В экспозиции музея в стенах Саввино-Сторожевского монастыря


    nesusvet.narod.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *