АЦ-40 (133ГЯ) 181А. Московский дизель, украинский пожарный, полтавский крокодил: diecast_43
История этого пожарного длинномера на шасси ЗИЛ-133ГЯ сложилась очень по-советски: начали за здравие, а кончили — в силу привычки — за упокой. Не, «мордой» он как раз вышел — приметная, мощная, запоминающаяся «морда». А вот длиной — нет. Еще на стадии конструкторских чертежей модель АЦ-40 (133ГЯ) 181А была обречена стать тупиковой в серийной линейке. В отличие от многих прочих легендарных советских пожмоделей, которые и выпускались десятилетиями, и большой веер модификаций имели, и базой для некоторых современных образцов пожарной техники послужили.А длинный ЗИЛ украинского производства фактически ушел в историю. Не уверен, есть ли где-то в музейных экспозициях такие машины, но если нет, то — пора, пора. До наших дней дожили считанные представители модели 181А, и их действительно можно сосчитать по пальцам: пусть не одной руки, но всё же.
К середине 70-х пожарной охране огромного Союза уже остро не хватало автоцистерн увеличенного объема. Крупные городские гарнизоны еще как-то решали проблему — в конце концов у них была возможность согнать к месту крупного или затяжного пожара десяток-другой обычных АЦ, да и развитую сеть уличных гидрантов никто не отменял. В малых же городах, а особенно в сельской местности и безводных районах, тушилы выходили из ситуации иначе — у кого на что смекалки хватит. Одни молоковоз под пожарные нужды приспособят, вторые — ассенизатор, третьи — топливозаправщик, четвертые — поливалку или даже полуприцеп-цементовоз. Особо рукастые вовсе варили большую бочку самостоятельно, по кустарным лекалам, и крепили на первое же грузовое шасси, что было под рукой, часто — не увлекаясь вопросом о максимально допустимой нагрузке.
Стоило только заводу имени Лихачева представить широкой публике опытный образец длинномера ЗИЛ-133, как советские конструкторы пожарной техники немедленно сели за проект автоцистерны для огнеборцев на его базе. Результатом общего труда в 1977 году стала модель АЦ-40 (133Г1) 181, изготовленная в единственном экземпляре. Доработанный серийный образец рядовые пожарные впервые увидели лишь в 1981 году во время советской специализированной выставки «Стройдормаш-81».
Модернизированная версия пожарного длинномера (модель 181А, чья копия в мастабе 1:43 и приехала ко мне на полку) сошла с конвейера украинского завода «Пожмашина» тремя годами позже. Дизельный двигатель под капотом ЗИЛ-133ГЯ дал пожарной автоцистерне дополнительную мощь, которая во время следования «на адрес» не раз выручала огнеборцев на дорогах с тяжелым профилем.
Свое главное предназначение эта пожарка выполнила. Она действительно одним махом вывозила объем двух обычных автоцистерн, что позволяло бойцам без труда потушить средненький пятистенный сруб, объятый открытым пламенем. О вместимости бочки большинство автоисторических источников кокетливо пишет — «до 5000 литров». На деле же, согласно печатному труду Александра Карпова, в модель 181А могло помещаться и 4,7, и 4,8 кубометров воды. Это зависело от того, какие две стандартные цистерны приварят друг к другу в Прилуках. Если от модели 63Б — один объем, если от модели 137 — другой.
И в советскую эпоху, и в новейшие времена разработчиков пожтехники не всегда (мягко выражаясь) волновало, а как будут эксплуатировать плод их гениальной инженерной мысли на местах, в конкретных пожарных частях. И длиннобазный ЗИЛ-133ГЯ просто таки классический, христоматийный тому пример.
Здоровенный сарай с радиусом разворота в 12 метров не пришелся ни к обычному городскому двору меж многоэтажек, ни к узким деревенским проулкам. Хлеще того — помещался далеко не в каждый пожарный гараж, отчего в отдельных случаях нес круглосуточное боевое дежурство тупо на улице, под воротами ПЧ. «Крокодил» и есть — а как еще пожарные могли прозвать неповротливую цистерну увеличенной емкости?
Отдельный геморрой от прилукского «крокодила» доставался бойцам из сельских районов. Какие говна по плечу этому грузовику, обутому в обычные дорожные шины? А какие овраги и грунтовки сквозь пересеченную местность он мог преодолеть при своей-то длине? Случаи, когда длинномер так и не добрался до места пожара, застряв в распутице, — бывали. Подобные эпизоды и сейчас-то не принято афишировать, ну а в социалистические годы — в общем, понятно. Крайними, конечно же, в таких историях оставались водители (не конструкторы же, чесслово). Мол, сам дурак, не видишь что ли куда едешь. И хорошо, если удавалось отделаться строгим выговором. Впрочем, в этом плане современное устройство российской пожарной охраны ни разу не поменялось. Правильно — а зачем?
Сколько всего АЦ-40 (133ГЯ) 181А успел выпустить завод «Пожмашина» — точно не установлено. Есть версия, что чуть больше 300 штук. Совсем немного, но оно и не удивляет.
Масштабную модельку «крокодила» костромская контора выставила на прилавок буквально в минувший четверг, хотя анонсировала еще год назад, в прошлом июне. Через пару недель на нее и записался. Раньше принципиально не бронировал кота в мешке, который, к тому же, неясно когда из этого мешка выползет, но после во всех отношениях удачной пожарки АЦ-40 (130) 63Б решил, что классические прилукские пожарные надстройки они осилили вполне годно, да и на кабинах завода им. Лихачева руку давно набили. Да, набили не без претензий, но невзыскательному собирателю — ок.
Зря ли доверился? А вот хз.. По большому счету новая пожарка на шасси 133ГЯ качественно отличается от хорошенькой 63Б только ручками на боковых отсеках — они выполнены отдельными деталями, а не отлиты вместе с надстройкой. Во всем остальном.. Нет, не мрак, но косяков Кострома традиционно отсыпала полную горсть.
Взяв за прототип украинскую пожарку из ПЧ-2 Полтавы, эти ребята зачем-то нанесли на белые полосы средних отсеков надпись «Телефон 01». Такое клеймо свойственно пожмашинам современной России и появилось на бортах после 2002 года, когда пожарную охрану выдернули из милицейского ведомства и передали МЧС. И встал передо мной, криворуким, выбор: что проще выпилить для пущей копийности и достоверности — «ПЧ-2 Полтава» с дверей, либо «Телефон 01» с боковин надстройки. Как видно по фото, оставил таки Полтаву.
Но раз все же Полтава, то дайте, суки, украинские госномера. Нет — номеров покупатель длинномерного ЗИЛа не получит никаких, даже в виде наклеек. Причем почти на всех предыдущих пожарных модельках под брендом Костромы ГРЗ в том или ином виде присутствуют. Это даже экономией на спичках назвать сложно: они нынче стоят дороже, чем две микроскопические наклейки. Видимо, просто дурь, невнимательность, банальное раздолбайство, ну и традиционно толстый болт, положенный на чаяния своих покупателей. Вот из-за таких мелочных и досадных косяков, неуместной спешки при разработке масштабных поделок, костромской офис уже никогда не станет уважаемым собирателями брендом. С учетом того, что всё это говно повторяется от модельки к модельке.
Передние колеса — не крутятся. Вообще полный стояк, вдоль клавиатуры пожарочку не покатаешь. Хочу верить, только мне так «повезло», хотя жизнь подсказывает, что и многим коллегам наверняка тоже.
Невооруженным глазом видно, как криво поверх пеналов воткнута штурмовка. Ее черный крюк, к слову, тоже приклеен косо относительно самой лестницы.
По пожарному обвесу крупных вопросов не имею. Разве что могли бы кое-какое вооружение и детали покрасить в нужные цвета. Да о чем тут говорить: при общем подходе Костромы к выпуску машинок, это уже такие семечки, что можно забить и не вспоминать.
Брюхо:
Огромный бокс длиной более 32 см. Мне ставить этот здоровенный оковалок физически некуда, пропишу пока в шкаф до лучших времен.
А вот серебристая эмблема «ЗИЛ» на капоте и белая «снежинка» центра тяжести на решетке радиатора — радуют. Должно же, ёпт, хоть что-то доставить.
В мой фотообъектив АЦ-40 (133ГЯ) 181А попалась лишь однажды. С единственного ракурса и только одна фотография. Отслуживший призрак когда-то охранял от огня крупное оборонное предприятие в Самаре:
Такой «крокодил».
diecast-43.livejournal.com
Современная техника пожаротушения — ZAVODFOTO.RU
В середине 1980-х годов Внешторгиздат, вероятно для ГДР, выпустил комплект открыток «Современная техника пожаротушения». Все издание исключительно на немецком языке, начиная с сопроводительного текста на обложке, об истории пожарной техники, и заканчивая пояснениями на обороте открыток с рисунками (не фотографиями) машин.
Автоподъемник коленчатый пожарный АКП-30 (250), модель 503, на базе КрАЗ-250
Автомобиль штабной АШ-5 (452), модель 79Б, на базе УАЗ-452
Автомобиль дымоудаления АД-60 (66), модель 183, на базе ГАЗ-66
Автоцистерна пожарная АЦ-40 (130), модель 63Б, на базе ЗИЛ-130
Пожарный автомобиль комбинированного тушения АКТ-2/2,5 (133ГЯ), модель 197, на базе ЗИЛ-133ГЯ
Автоцистерна пожарная с гидроподъёмником АЦ-40 (133ГЯ), модель 203, на базе ЗИЛ-133ГЯ
Автоцистерна пожарная АЦ-40 (131), модель 137, на базе ЗИЛ-131
Автолестница пожарная АЛ-30 (131), модель Л21, на базе ЗИЛ-131
Пожарный автомобиль порошкового тушения АП-5(53213), модель 196, на базе КамАЗ-53213
Автомобиль воздушно-пенного тушения АБ-40(375Н), модель Ц50А, на базе Урал-375Н
Автомобиль газового тушения АГВТ-150(375Н), модель 168, на базе Урал-375Н
Автомобиль технической службы, связи и освещения АТСО-20(375), модель ПМ-114, на базе Урал-375
Вездеход пожарный лесной ВПЛ, модель 149, на базе ГТ-СМ
Автомобиль пожарный аэродромный АА-60(7310), модель 220, на базе МАЗ-7310
Пожарный катер «Прометей»
Пожарное судно «Генерал Гамидов»
zavodfoto.livejournal.com
Заставь дурака автокран сделать. КС-3575А на шасси ЗИЛ-133ГЯ: diecast_43
Мои слова — суровы, но не злы:Идите в ж*пу, херовы козлы! (с)
Стоило впервые в жизни похвалить кетайско-костромских бракоделов за годную, аккуратную и весьма копийную модельку пожарной машины на базе ЗИЛ-157, как следующей масштабной новинкой киборги выпустили откровенный фекал с ценником конь-сайз, который как бы воплощает в миниатюре любопытный сам по себе автокран КС-3575А на платформе ЗИЛ-133ГЯ.
Ёёёёпт.. Так-то машинки собираю даже не первые 10 лет, но сходу не припомню, чтобы когда-либо попадалась очень богато детализированная модель и при этом настолько же бездарно изготовленная в технологическом плане. Это не масштабная копия, это не игрушка, это жуткий кусок дешевого пластика. А если совсем емко и по делу, то просто — кусок. Причем его даже грамотно обвесить мелочевкой не смогли. Позорище какое, Кострома, ох и позорище.
Тот редкий случай, когда на пересвеченных фотографиях, сделанных моими кривыми руками, машинка выглядит трижды бодрее, чем на полке.
К этому можно было ничего и не добавлять, тем более, что накануне solmi74 очень по существу и в самую мякотку расписал «изделие», похожее на автокран, в нашей песочнице.
Но случилось внезапное. Вчера утром резко заныл зуб, пострадавший еще летом минувшего года во время любезного общения с одним лицом толерантной национальности. А к полуночи набухла и разболелась десна, да с такой адской отдачей, что хотелось сбегать к соседу-охотнику за ружьем и тупо отстрелить себе челюсть. На семейном совете постановили, что поход к эскулапу состоится в рабочий вторник, а весь букет планов на текущие длинные полупраздничные выходные накрылся, есессно, медным чаном. Ну вот и сижу я весь такой красивый и в белом обколотый новокаином и понимаю, что лучшего настроения для обзора масштабного говно-автокрана и не придумаешь.
Изначально недетская цена костромского КС-3575А для меня была оправдана тем, что «производитель» анонсировал подвижную крановую платформу с кабиной крановщика, стрелу, которая не статична, а должна взмывать ввысь и даже выдвигаться, ну и рабочие аутригеры. В том, что столь важные для автокрана характеристики кетайско-костромская бракодельня запилит через задницу, никто как бы не сомневался.
Реальность же превзошла все ожидания: облажались со всем перечисленным — и с поворотной платформой, и со стрелой, и с аутригерами.
Крюк, через который продет нижний трос, закрепленный к бамперу, оказался наглухо запаян. Опять же — ну как трос.. Обмазанная клеем обыкновенная нитка. Поддеть ее иголкой и аккуратно отвязать невозможно, ибо — клей.
Чтобы поднять таки стрелу, решил тупо резать нить ножом к чертовой матери, не дожидаясь перитонита.
В принципе стрела поднимается под адекватным углом. На фотографиях она приподнята на пол-шишечки, так как в максимально вертикальном положении вылезает за пределы серого фона.
А вот что до её вылета.. Короче, не знаю как у других «счастливых» обладателей пластиковой поделки, но на моем экземпляре стрела сдвинулась вперед всего на 1 сантиметр. Верю, что она способна на большее, но катушка, расположенная сзади поворотной платформы, тоже густо промазана клеем, отчего — очевидно — как раз и блокирует полноценное выдвижение «механизма».
Крановая платформа поворачивается со скрипом (в буквальном смысле). И не плавно, а своеобразными «скачками», приходится прилагать физическое усилие с риском «свернуть голову» кабине крановщика, настолько тонок и хрупок пластик, из которого она сделана.
Аутригеры — мрак. В рабочее положение они приводятся вполне изящно и легко, но до «асфальта» (в нашем случае — полки) не достают. Между подставкой и самим аутригером свободно проходит большая булавка. На фото этого почти не видно, но просто оттого, что я постарался взять максимально непозорные ракурсы.
По давней костромской традиции лобовое стекло с браком: оно неплотно прилегает к кабине, и будь такая щель на реальном прототипе, туда без труда можно просунуть руку по локоть, либо какую другую деталь организма (ну конечно же нос).
Травлёные дворники на этот раз не лежат сиротливо на капоте, а вставлены прямыми руками. Даже не так: не прямыми руками, а вообще — руками.
Шины на диски натянуты небрежно, задняя светотехника — кривая.
Гвоздик, на котором держится основная гидравлика крановой установки, уже не выглядит так нелепо на фоне остальных косяков.
На левое боковое зеркало приклеен кусочек фольги, на правое — нет. Кетайцы решили, что обойдусь, чай не цаца какая.
К днищу подиума приляпан пакетик с запасным мотком нити. Челябинскому коллеге бракоделы вложили бумажную инструкцию в духе «как привести стрелу в рабочее положение без помощи экскаватора». В мою коробочку не положили ничего. Мол, этот смекалистый, сам догадается. Спасибо, ребята, польстили. Согласен, не всё же собирателю разминать руки, надо загрузить и мозги.
В целом машинка получилась копийной — на прототип весьма похожа, если бы не эта дурацкая приплюснутая кабина, какой грешат все «старые» ЗИЛы, вышедшие под костромской маркой.
Безо всяких «но» можно похвалить разве что многочисленные и клёвые трафареты вроде «Не стой под стрелой» или «Строповка грузов». За них, видимо, я и расстался с честно заработанными тыщами-мильёнами.
А вот за эмблему какого-нить АТП на дверях, как и за госномера, вероятно надо доплачивать отдельно, потому что — где оно, а? Выпуская свой предыдущий автокран бракоделы эмблему «Спецхеравтотреста» не забыли, а к ПМЗ-27 заболиво приложили и госномера-самоклейки. В связи с чем на этот-то раз в Костроме «что-то пошло не так»?
Короче — сплошное дно, а на кран:
Из трех цвето-графических вариантов выбрал не самый жизненный и привычный, хоть и имел возможность взять с православной голубой кабиной и белой мордочкой.
Выбор делал сознательно. Как-то так незаметно скопился на полке небольшой набор автотранспорта (три-четыре машинки), который подходит для гаража какого-нибудь условного МУП «Горводоканал». Ну и решил дополнить ряд коммунально-ремотных моделек еще одной в «аварийной» расцветке. Самое то, чтобы по весне организовать замену магистрального водопровода в масштабе 1:43, тем более парочка масштабных труб уже летит в мое село с голубями. Когда в прошлом году коммунальщики ликвидировали очередной подземный порыв на соседней улице, то новенькую трубу вглубь укладывал именно КС-3575А на шасси ЗИЛ-133ГЯ. Правда, с зеленой кабиной.
Что до реального прототипа, то видел такой своими глазами в далеком 2008 году. Именно КС-3575А и точно в такой вот «аварийной» окраске. Он стоял на платформе в составе ремонтно-восстановительного поезда Куйбышевской железной дороги. Допускаю, что и сейчас никуда не делся. Так что цвето-графическая схема хоть и не очень традиционная, но уж однозначно не мифическая.
Любопытно было обнаружить в домашнем фотоархиве пару снимков реального прототипа. Прям не ожидал, ибо никогда автокранами не интересовался от слова «напрочь».
Общее впечатление от масштабной копии — щемящее (даже в чем-то отчаянное) разочарование. Если пожарный «захарка» и в руке, и на вес заслуживает статуса полноценной модельки, которая стоит своей цены, то этот КС — досадная противоположность. На уровне тактильных ощущений он по-настоящему напоминает сборную игрушку из киндер-сюрприза с невменяемым ценником, а не точную миниатюру.
Обычная костромская коробочка, но необычные бокс и подиум.
Длина прозрачного колпака и подставки — более 32 см.
Длина автокрана от кончика стрелы — почти 27 см. Здоровенный пластиковый лапоть. Мнооого места под себя отжимает на полке.
Если вы не упоротый собиратель всей линейки завода имени Лихачева и не фанат автокранов, то — с учетом стоимости — смело проходите мимо, не терзая душу. Не заслуживает этого машинка.
diecast-43.livejournal.com
1975–1978 | 1979–1992 | 1992–1999 | 1993–2002 | |
основные | ||||
---|---|---|---|---|
расположение руля | слева | |||
количество дверей | 2 | |||
количество мест | ||||
всего | 3 | |||
из них неполноценных | 0 | |||
конструкция | рамная | |||
геометрия | ||||
габариты | ||||
длина | 9 000 мм | 9 037 мм | ||
ширина | 2 500 мм | |||
высота | 2 345 мм | 3 358 мм | 2 700 мм | |
колёсная база | 3 710 мм | 4 620 мм | 4 610 мм | |
колея | ||||
передняя | 1 835 мм | 1 848 мм | ||
задняя | 1 850 мм | |||
дорожный просвет | ||||
стандарт | 250 мм | 230 мм | ||
масса | ||||
снаряженная | 6 875 кг | 7 610 кг | 7 475 кг | 8 600 кг |
полная | 15 175 кг | 17 835 кг | 19 200 кг | 18 600 кг |
двигатель | ||||
название | ЗиЛ-130 | ЗиЛ-645 | ||
тип | Поршневой | |||
расположение | спереди, продольно | |||
система питания | карбюратор | |||
материал блока | чугун | чугун | ||
цилиндры/клапаны | V8/2 | |||
объем | 5 966 см³ | 10 850 см³ | 8 743 см³ | |
мощность | ||||
мощность | 150 л.с. | 210 л.с. | ||
в диапазоне от | 3 200 об/мин | 2 600 об/мин | 2 800 об/мин | |
крутящий момент | ||||
крутящий момент | 402 Нм | 637 Нм | 510 Нм | |
в диапазоне от | 1 600 об/мин | 1 400 об/мин | 1 500 об/мин | |
в диапазоне до | 1 800 об/мин | 1 700 об/мин | ||
степень сжатия | 6,5 | 17 | 18,5 | |
топливо | А-80 | дизель | ||
турбонаддув | нет | |||
охлаждение | жидкостное | |||
трансмиссия | ||||
привод | задний | |||
коробка передач | МКПП 5 | МКПП 9 (ЗиЛ-4421) | МКПП | |
сцепление | Однодисковое, сухое | Двухдисковое, сухое | ||
подвеска и рулевое управление | ||||
тип рулевого управления | С гидроусилителем | |||
тип передней подвески (уст.) | Зависимая, балка | |||
тип задней подвески (уст.) | Зависимая, рессорная | |||
электрика | ||||
напряжение бортовой сети | 24 V | |||
динамические характеристики | ||||
максимальная скорость | 80 км/ч | 85 км/ч | ||
ограничитель скорости | нет | |||
эксплуатационные характеристики | ||||
объем топливного бака | 125+125 л | 170 л | ||
расход топлива | ||||
Неустановленный метод | ||||
на трассе | 23,7 л/100км | |||
Система «старт-стоп» | нет | |||
грузоподъемность | 10 000 кг | |||
разворот | ||||
диаметр | 23,2 м | 24,2 м | ||
тормозная система | ||||
ABS | нет | |||
передние тормоза | ||||
описание | Барабанные | С пневматическим приводом | ||
тип | барабанные | |||
задние тормоза | ||||
описание | Барабанные | С пневматическим приводом | ||
тип | барабанные | |||
колёса и диски | ||||
материал дисков | сталь | |||
передние | | 7J × 20 260/51 R20 | | |
задние | | 7J × 20 260/51 R20 | | |
место производства | Автомобильный Завод им. Лихачева, г.Москва, Россия | |||
www.autowp.ru