57-мм зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2
Обобщение опыта Великой Отечественной войны показало, что средства войсковой ПВО в целом имеют довольно низкую эффективность. В основном это было вызвано двумя обстоятельствами: во-первых средств ПВО было мало (к примеру, в составе танковой бригады имелась лишь одна зенитно-пулеметная рота с 12,7-мм пулеметами ДШК), во-вторых они были укомплектованными буксируемыми 37-мм зенитными пушками 61-К или 25-мм 72-К, которые перед отражением налета ещё нужно было развернуть и изготовить к бою.
Исправить ситуацию могло принятие на вооружение зенитной самоходной установки способной вести огонь сходу, не отставая от танков на марше, при этом иметь достаточный калибр для эффективного поражения тяжелых бомбардировщиков противника.
Чертеж 57-мм зенитной самоходной установки ЗСУ-57-2
История создания зенитной самоходной установки ЗСУ-57-2
9 апреля 1947 г. было издано постановление № 935-288сс о создании новой 57-мм зенитной самоходной установки (ЗСУ), предназначенной для прикрытия действий мотострелковых и танковых частей. Проектирование и создание опытных образцов артиллерийской части ЗСУ возлагалось на Центральный научно-исследовательский институт артиллерийского вооружения под руководством конструктора артиллерийского вооружения В.Г. Грабина.
К ноябрю 1947 года был выполнен эскизный проект ЗСУ, однако из-за неготовности проекта артиллерийской части, дальнейшие работы по созданию установки в ОГК завода № 174 , были приостановлены. Тем временем, продолжались опытно-конструкторские работы по созданию артиллерийской части для новой ЗСУ. Было решено проектировать 57-мм спаренную зенитную артиллерийскую установку на основе узлов и механизмов 57-мм зенитной пушки С-60, созданной ЦННИАВ ещё в 1944 г.
В 1948 г. был собран опытный образец пушки С-68 (спаренная версия С-60) с электроприводом ЭСП-76, которая успешно прошла испытания.
Шасси установки ( «объект 500«) в целях унификации решили создавать на шасси уже освоенного промышленностью танка Т-54, однако укоротили её на 1 опорный каток (5 на Т-54 и 4 на ЗСУ-57-2). Объединить шасси и пушку оказалось задачей не из легких — только в 1950 г. был собран первый опытный экземпляр будущей ЗСУ-57, однако машина испытаний не прошла. Следующий этап испытаний отодвинулся аж на 1954 год, но ЗСУ вновь была забракована.
Открытая башня 57-мм зенитной самоходной установки ЗСУ-57-2
Только в декабре 1954 г. вновь доработанный образец установки был рекомендован к серийному производству. Постановлением № 22-131сс от 14 февраля 1955 г. ЗСУ с заводским индексом «объект 500» была принята на вооружение под названием 57-мм зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2.
Конструкция зенитной самоходной установки ЗСУ-57-2
Корпус ЗСУ-57-2 сварной, из броневых листов толщиной 8-13 мм. В отделении управления размещалось рабочее место механика-водителя. Вращающаяся башня сварного типа располагалась в центральной части корпуса на шариковой опоре. Задний броневой лист был съемный.
В походном положении башня могла накрываться брезентовым тентом. В башне монтировалась 57-мм спаренная автоматическая пушка С-68 и располагались рабочие места членов экипажа: впереди слева — заряжающего левого орудия, за ним в центре башни — наводчика, справа от наводчика располагался установщик прицела, впереди справа — заряжающий правого орудия, сзади в центре башни — рабочее место командира ЗСУ. Кроме этого в башне монтировалась радиостанция. РЛС у ЗСУ-57 не было.
На кормовом листе башни крепился гильзосборник. Работа автоматика пушки была основана на принципе использования энергии отката при коротком ходе ствола. В качестве боеприпасов применялись 57 мм унитарные выстрелы УОР-281У, ОР-281, БР-281, БР-281У, БР-281СП.
57-мм зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2
Производство и служба ЗСУ-57-2
Серийное производство ЗСУ-57-2 развернули на заводе № 174 в сентябре 1956 г., однако продолжалось оно всего 4 год — до 1960 г., причем построено было всего 867 самоходок, при обычной советской гигантомании — просто мизер. Вызвано это было весьма не важными боевыми качествами машины — если в качестве машины огневой поддержки она была довольно эффективна, то в своей основной роли — средства ПВО, ЗСУ-57-2 значительно уступала обычной буксируемой версии пушки С-60. Вызвано это было невозможностью применения в машине штатного прибора управления артиллерийским зенитным огнем, а собственная РЛС, как упоминалось выше, в штатный комплект оборудования не входила.
Машина поставлялась на экспорт в страны Варшавского договора, а также в Анголу, Египет, Ирак, Иран, на Кубу, КНДР, Сирию и Финляндию.
Источник: компиляция по информации из открытых источников сети интернет
armedman.ru
Зенитная установка ЗСУ-57-2 Фото. Видео. ТТХ. Вес
По итогам Второй мировой войны стало ясно, что полевые зенитные орудия малоэффективны против низколетящих целей, а с ростом скорости и живучести самолетов понизилась и эффективность 20-мм и 37-мм автоматических пушек — расход снарядов на один сбитый самолет увеличился в 1,5-2 раза. Необходимо было повысить скорострельность зенитных установок и оборудовать их механизмом быстрого изменения наводки, чтобы отслеживать скоростную маневренную цель. Преимуществом в этой области обладали многоствольные установки на шасси высокой проходимости, которые, как правило, еще и бронировались.
Зенитная установка ЗСУ-57-2 — видео
В 1955 году на вооружение Советской Армии была принята 57-мм зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2, предназначенная для защиты танковых подразделений. Созданная на основе агрегатов танка Т-54, она имела бронированный корпус и открытую сверху башню кругового вращения, в передней части которой располагалась спаренная 57-мм автоматическая пушка С-68 с электрогидравлическим приводом наведения. В случае необходимости пушку можно было наводить вручную. Для ведения огня использовался автоматический зенитный прицел. Двое наводчиков устанавливали на нем исходные данные цели. При выходе автоматики из строя предусматривался и обычный механический прицел. Боекомплект ЗСУ-57-2 состоял из 300 унитарных выстрелов, размещенных в пятизарядных кассетах вдоль бортов башни и корпуса. Подача обойм осуществлялась вручную, а благодаря устройству автоматической перезарядки скорострельность пушки достигла 240 выстрелов в минуту. Дальность стрельбы по горизонтали составляла 12000 м, по вертикали — 8800 м. Стреляные гильзы по ленточному транспортеру подавались через специальное окно в корзину, расположенную за кормовой стенкой башни.
ЗСУ-57-2 поставлялись в зарубежные страны и боевое крещение получили во время войны во Вьетнаме. Мощные автоматические пушки эффективно применялись и для борьбы с наземными целями. Однако темп огня установок был недостаточно высоким для скоростных воздушных целей, и к тому же они вели огонь только с места. Поэтому в конце 60-х годов машины этого типа стали заменяться в Советской Армии ЗСУ-23-4 «Шилка».
Боеприпасы 57-мм пушки С-68
Тактико-технические характеристики ЗСУ-57-2
— Разработчик: Омск
— Годы производства: 1955—1960
— Годы эксплуатации: с 1950
— Количество выпущенных, шт.: 857
— Компоновочная схема: классическая двуствольная спаренная
— Экипаж, чел.: 6
Вес ЗСУ-57-2
— Боевая масса, т: 28Габаритные размеры ЗСУ-57-2
— Длина корпуса, мм: 6220
— Длина с пушкой вперёд, мм: 8480
— Ширина, мм: 3270
— Высота, мм: 2750
— Клиренс, мм: 425
Бронирование ЗСУ-57-2
— Тип брони: стальная гомогенная
— Лоб корпуса, мм/град.: 8—13
Вооружение ЗСУ-57-2
— Калибр и марка пушки: 2 × 57-мм С-68
— Тип пушки: нарезная малокалиберная автоматическая пушка
— Длина ствола, калибров: 76,6
— Боекомплект пушки: 150 на ствол
— Углы ВН, град.: −5…+85°
— Прицелы: автоматический зенитный, построительного типа
Двигатель ЗСУ-57-2
— Тип двигателя: В-54
— Мощность двигателя, л. с.: 520
Скорость ЗСУ-57-2
— Скорость по шоссе, км/ч: 50
— Скорость по пересечённой местности, км/ч25—30
— Запас хода по шоссе, км: 400—420
— Запас хода по пересечённой местности, км: 300—320
— Удельная мощность, л. с./т: 18,6
— Тип подвески: индивидуальная торсионная
— Преодолеваемый подъём, град.: 30°
— Преодолеваемая стенка, м: 0,8
— Преодолеваемый ров, м: 2,7
— Преодолеваемый брод, м: 1,4
Фото ЗСУ-57-2
Венгерская ЗСУ-57-2
ЗСУ-57-2 — фото с парада «Октябрьской революции» 7 ноября 1956 года
Подбитая ЗСУ-57-2 во Вьетнаме
Добавить комментарий
oruzhie.info
57-2 — это… Что такое ЗСУ-57-2?
ЗСУ-57-2 в чешском музее | |||||||||||||||||||||||||||||||
ЗСУ-57-2 | |||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Классификация | зенитная самоходная установка | ||||||||||||||||||||||||||||||
Боевая масса, т | 28 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Компоновочная схема | классическая | ||||||||||||||||||||||||||||||
Экипаж, чел. | 6 | ||||||||||||||||||||||||||||||
История | |||||||||||||||||||||||||||||||
Годы производства | 1955—1960 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Годы эксплуатации | с 1955 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Основные операторы | |||||||||||||||||||||||||||||||
Размеры | |||||||||||||||||||||||||||||||
Длина корпуса, мм | 6220 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Длина с пушкой вперёд, мм | 8480 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина корпуса, мм | 3270 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Высота, мм | 2750 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Клиренс, мм | 425 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Бронирование | |||||||||||||||||||||||||||||||
Тип брони | стальная гомогенная | ||||||||||||||||||||||||||||||
Лоб корпуса, мм/град. | 8—13 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Вооружение | |||||||||||||||||||||||||||||||
Калибр и марка пушки | 2 × 57-мм С-68 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Тип пушки | нарезная малокалиберная автоматическая пушка | ||||||||||||||||||||||||||||||
Длина ствола, калибров | 76,6 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Боекомплект пушки | 150 на ствол | ||||||||||||||||||||||||||||||
Углы ВН, град. | —5…+85 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Прицелы | автоматический зенитный, построительного типа | ||||||||||||||||||||||||||||||
Подвижность | |||||||||||||||||||||||||||||||
Тип двигателя |
| ||||||||||||||||||||||||||||||
Мощность двигателя, л. с. | 520 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Скорость по шоссе, км/ч | 50 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 25—30 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Запас хода по шоссе, км | 400—420 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Запас хода по пересечённой местности, км | 300—320 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Удельная мощность, л. с./т | 18,6 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Тип подвески | индивидуальная торсионная | ||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый подъём, град. | 30 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемая стенка, м | 0,8 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый ров, м | 2,7 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый брод, м | 1,4 |
ЗСУ-57-2 — советская зенитная самоходная артиллерийская установка на легкобронированном гусеничном шасси, состоявшая на вооружении Вооруженных сил СССР с 1955 года. Выпускалась до 1960 года.
История создания и производства
Первой серийной ЗСУ, созданной в СССР, стала ЗСУ-37, вооружённая 37-мм пушкой 61-К, но её производство ограничилось 75 машинами, выпущенными в 1945 году. Более совершенным зенитным автоматическим орудием, предназначенным для замены 25-мм и 37-мм пушек довоенного образца, стала 57-мм автоматическая пушка С-60, разработанная в конструкторском бюро В. Грабина. Однако в буксируемом варианте это орудие имело бы недостаточную мобильность для обеспечения ПВО частей танковых и механизированных войск в наступлении, поэтому уже с 1947 года, ещё до принятия С-60 на вооружение, началась разработка её спаренного варианта под обозначением С-68, предназначенного для вооружения самоходной установки. Опытный образец С-68 был испытан на повозке С-79А, тогда как для серийной ЗСУ было созданно шасси на основе компонентов среднего танка Т-54. Новая самоходная установка получила заводское обозначение «изделие 500» и армейское — ЗСУ-57-2 и была принята на вооружение после комплексных испытаний, проведённых в 1950 году[1].
Описание конструкции
ЗСУ-57-2 имела компоновку с расположением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой части корпуса, а вооружения — во вращающейся башне. Экипаж ЗСУ состоял из шести человек: механика-водителя, размещавшегося в лобовой части корпуса слева; наводчика, наводчика-установщика прицела, двоих заряжающих, правого и левого орудий, и командира установки, находившихся в башне.
Вооружение
Вооружение САУ составляло спаренное 57-мм автоматическое орудие С-68, состоявшее из двух пушек С-60 с длиной ствола 76,6 калибров / 4365 мм, отличавшихся зеркальным расположением механизмов. Автоматика С-60 работала на использовании энергии отдачи при коротком ходе ствола. Орудие имело ствол-моноблок, поршневой скользящий затвор, гидравлический откатник, пружинный накатник и снабжалось дульным тормозом[2].
Спаренная установка соединённых люльками в единый блок орудий размещалась на цапфах на полу башни. Вертикальная, в пределах −5…+85°, и горизонтальная наводка осуществлялись при помощи электрогидравлических приводов, работавших от электродвигателя постоянной скорости вращения через гидравлический регулятор скорости. Скорость горизонтального наведения составляла 30°, вертикального — 20° в секунду[3]. В случае отказа электропривода, сохранялась возможность ручной наводки: командир машины при этом отвечал за горизонтальное наведение, а наводчик — за вертикальное. Орудие имело обойменное питание из коробчатых магазинов на 4 выстрела, практическая скорострельность составляла 100—120 выстрелов в минуту на ствол, но предельная продолжительность непрерывной стрельбы составляла 40—50 выстрелов, после чего ствол было необходимо охладить[3][4]. Боекомплект ЗСУ-57-2 составлял 300 унитарных выстрелов, из которых 176 в 44 магазинах размещались в укладках в башне, 72 в 18 магазинах находились в носовой части корпуса, а ещё 52 выстрела в не снаряжённом в обоймы виде размещались под поликом башни[5].
Боеприпасы 57-мм пушки С-68[6] | |||||
Тип снаряда | Марка | Масса выстрела, кг | Масса снаряда, кг | Масса ВВ, г | Дульная скорость, м/с |
осколочная трассирующая граната | ОР-281У | 6,6 | 2,8 | 153 | 1000 |
осколочная трассирующая граната | ОР-281 | 6,6 | 2,8 | 153 | 1000 |
бронебойный трассирующий | БР-281У | 6,6 | 2,8 | 13 | 1000 |
бронебойный трассирующий | БР-281 | 6,6 | 2,8 | 13 | 1000 |
бронебойный сплошной трассирующий | БР-281СП | 6,6 | 2,8 | — | 1000 |
Таблица бронепробиваемости для C-68[5] | ||||
Снаряд \ Расстояние, м | 500 | 1000 | 1500 | 2000 |
БР-281 / БР-281У (угол встречи 30°) | 90 | 80 | 70 | 60 |
БР-281 / БР-281У (угол встречи 0°) | 110 | 100 | 85 | 70 |
Данные по советской методике измерения бронепробиваемости. Следует иметь в виду, что в разное время и в разных странах использовались различные методики определения бронепробиваемости. Как следствие, прямое сравнение с аналогичными данными других орудий часто оказывается невозможным либо некорректным. |
Модификации
Объект 510
На основании приказа Министерства транспортного машиностроения № 0013 от 8 февраля 1956 года в КБ завода № 174 совместно с заводом № 342 была разработана модификация ЗСУ-57-2, оборудованная индивидуальными плавсредствами. Руководителем проекта был Сулин А.Е. Машине был присвоен индекс «Объект 510»[7].
В 1956 году было изготовлено два опытных образца, которые прошли государственные испытания. В 1961 году «Объект 510» был принят на вооружение. Всего было изготовлено 6 серийных машин[7].
«Объект 510» отличался от базового варианта установкой приспособления для навешивания стальных понтонов. Понтоны предназначались для форсирования водных преград как своим ходом, так и на буксире[7].
Масса машины с понтонами составила 37,8 тонн. Запас плавучести — 40%. При движении на воде использовались два гребных винта. Движение по воде допускалось при волнении до 5 баллов. Ширина водной преграды, преодолеваемой самостоятельно составляла 50-60 километров. Максимальная скорость на плаву составляла 12 км/ч. Максимальная скорость при буксировке не более 15 км/ч[7].
Кроме того при волнении моря до 2 баллов обеспечивалась стрельба по зенитным целям. Также было возможность перевозки десанта на плавсредстве до 40 человек, однако стрельба при этом была запрещена[7].
Объект 520
К концу 1950-х годов, в связи с развитием реактивной авиации, максимальные скорости возросли до 1000-1200 км/ч, возросла манёвренность. Поэтому для эффективного противодействия таким целям понадобились автоматизированные приводы наводки в сочетании с радиолокационными комплексами[7].
Постановление СМ СССР №416-211 от 17 апреля 1957 года в КБ Завода № 174 была проведена модернизация ЗСУ-57-2. Модернизация заключалась в установке 57-мм пушек СВ-68 «Березина» и малогабаритных радиооптических приборных комплексов автономного управления огнем «Десна». Руководителем проекта был назначен Мазепа Г.В., а проект получил индекс «Объект 520»[7].
В 1959 году были изготовлены 6 машин, которые прошли ПСИ, однако ЗСУ «Объект 520» на вооружение принята не была[7].
Боевое применение
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 8 марта 2012. |
Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае он может быть удалён. |
ЗСУ-57-2 были направлены на вооружение зенитно-артиллерийскийх батарей танковых полков двухвзводного состава, по 2 установке во взводе (всего 4 установки). Из-за небольшого объема выпуска часть батарей была укомплектована вместо ЗСУ-57-2 установками ЗТПУ-2 на шасси бронетранспортеров БТР-40 и БТР-152.
Боевая эффективность ЗСУ-57-2 зависела от квалификации экипажа, подготовки командира взвода и была обусловлена отсутствием РЛС в системе наведения. Эффективный огонь на поражение мог вестись только с остановки; стрельба «с хода» по воздушным целям не была предусмотрена. Сравнительная эффективность стрельбы ЗСУ-57-2 была ниже, чем батареи пушек С-60, так как последняя имела ПУАЗО-6 с СОН-9, а позднее — радиолокационный приборный комплекс РПК-1 «Ваза». Эффективность же применения ЗСУ-57-2 была выше в силу постоянной готовности к открытию огня, самоходности, наличия бронезащитны экипажа.
ЗСУ-57-2 использовались во Вьетнамской войне, в конфликтах между Израилем и Сирией и Египтом в 1967 и 1973 годах, а также в ирано-иракской войне. Из-за сравнительно низкой скорострельности и отсутствия автоматизированных радиолокационных устройств наведения высокой эффективностью эта машина не отличалась.
Эта оценка формально правильна, но не учитывает комплекс факторов. Так, во первых, в период 1950-57 годов (период создания ЗСУ-57-2) в иностранных армиях не имелось лучших ЗСУ. В армии США имелась ЗСУ М19 на шасси легкого танка М24 «Чаффи», разработанные в 1945 году, и М42 на шасси легкого танка М41, поступавшие в войска с 1954 года. Вооружение спаренная 40-мм пушка «Бофорс». В вооруженных силах Великобритании имелась ЗСУ на базе танка «Крусейдер», созданные в 1943 году, вооруженная одноствольной 40-мм пушкой «Бофорс» L60. Все эти установки имелись в незначительном количестве, в особенности в сравнении с численностью фронтовой авиации ВВС СССР. 40-мм пушка «Бофорс» L60 имела скорострельность 120 выст/мин на ствол, начальную скорость снаряда 875 м/с, вес снаряда 0,934 кг., то есть баллистически уступала орудию С-68 по всем значимым показателям. Все эти установки оснащались оптическими прицелами и в силу этого не были эффективнее, чем ЗСУ-57-2. Лишь в 1956 году появились первые установки ЗСУ М42А1 с РЛС Т50, но их количество также было невелико.
Боевая эффективность ЗСУ-57-2, как и других современных ей ЗСУ, определялась не уровнем самой установки, а стремительным развитием авиации, прежде всего — ростом скоростей и всепогодностью фронтовой авиации, которым ЗСУ полкового уровня ПВО было противопоставить в 50-х годах практически нечего, а также тем, что все новейшие достижения радиоэлектроники внедрялись, прежде артиллерии — в авиации.
Кроме того, в вооруженных силах всех государств в 1950-х годах не была разработана тактика и подход к прикрытию механизированных подразделений на марше от современных самолетов, равно как в авиации не была выработана тактика надежного поражения малоразмерных бронированных целей при больших скоростях полета самолетов.
Далее, при оценке боевой эффективности ЗСУ-57-2 необходимо учитывать, что она являлась не единственным средством ПВО танкового полка, а средством коллективной ПВО от самолетов, летящих на высотах до 4000м., так как высоты до 1000м. перекрывались зенитными пулеметами ДШК/ДШКМ, которых в танковом полку было столько же, сколько единиц бронетехники.
Поэтому критика именно советской системы является, по большей части, необоснованной и не учитывающей соотношения сил ВВС СССР и возможных противников на конкретных ТВД. По расчетам военных специалистов, наступающие танковые и механизированные дивизии были надежно прикрыты фронтовой истребительной авиацией на МиГ-15 (произведено более 13000), Миг-17 (более 7000) и Миг-19 (около 1800), а истребительная авиация противника, более малочисленная, чем советская, была связана противодействием ударной авиации на Ил-28 (произведено около 6000), поэтому массовое применение ЗСУ не предусматривалось.
Кроме того, критика не учитывает тот факт, что внедрение ЗСУ-57-2 шло параллельно с насыщением войсковой ПВО системами С-60, которые имели большую эффективность при условии приведения в боевое положение, которое достигалось за 2 мин., и что освоение ЗСУ-57-2 помогло в выработке оптимальной структуры подразделений самоходной ЗА.
Операторы
- Современные:
- Бывшие:
Фотогалерея
Примечания
- ↑ А. Широкорад. «Шилка» и другие. Отечественные зенитные самоходные установки / М. Барятинский. — Москва: Моделист-конструктор, 1998. — С. 3. — 32 с. — (Бронеколлекция № 2 (17) / 1998).
- ↑ А. Широкорад. «Шилка» и другие. Отечественные зенитные самоходные установки / М. Барятинский. — Москва: Моделист-конструктор, 1998. — С. 5. — 32 с. — (Бронеколлекция № 2 (17) / 1998).
- ↑ 1 2 А. Широкорад. «Шилка» и другие. Отечественные зенитные самоходные установки / М. Барятинский. — Москва: Моделист-конструктор, 1998. — С. 32. — 32 с. — (Бронеколлекция № 2 (17) / 1998).
- ↑ А. Б. Широкорад. Энциклопедия отечественной артиллерии / под ред. А. Е. Тараса. — Минск: Харвест, 2000. — С. 816. — 1156 с. — (Библиотека военной истории). — 11 000 экз. — ISBN 9-85433-703-0
- ↑ 1 2 А. Широкорад. «Шилка» и другие. Отечественные зенитные самоходные установки / М. Барятинский. — Москва: Моделист-конструктор, 1998. — С. 8. — 32 с. — (Бронеколлекция № 2 (17) / 1998).
- ↑ А. Широкорад. «Шилка» и другие. Отечественные зенитные самоходные установки / М. Барятинский. — Москва: Моделист-конструктор, 1998. — С. 7. — 32 с. — (Бронеколлекция № 2 (17) / 1998).
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Танк Т-54 и машины на его базе
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 179.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 248.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 251.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 78.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 317.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 223.
- ↑ The Military Balance 2007. — P. 172.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 А. Широкорад. «Шилка» и другие. Отечественные зенитные самоходные установки / М. Барятинский. — Москва: Моделист-конструктор, 1998. — С. 9. — 32 с. — (Бронеколлекция № 2 (17) / 1998).
- ↑ The Military Balance 2007. — P. 261.
- ↑ The Military Balance 2007. — P. 122.
- ↑ The Military Balance 2007. — P. 378.
- ↑ The Military Balance 2007. — P. 117.
- ↑ The Military Balance 2007. — P. 358.
- ↑ Б. Курдов. Сухопутные войска центральноамериканских государств. // «Зарубежное военное обозрение», № 9, 1992. стр.23-29
- ↑ The Military Balance 2007. — P. 134.
- ↑ The Military Balance 2007. — P. 244.
- ↑ Syria — Army Equipment
- ↑ The Military Balance 2007. — P. 164.
Литература
- А. Широкорад. «Шилка» и другие. Отечественные зенитные самоходные установки / М. Барятинский. — Москва: Моделист-конструктор, 1998. — 32 с. — (Бронеколлекция № 2 (17) / 1998).
- М. В. Павлов, И. В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг. // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — Москва: Техинформ, 2009. — № 8. — С. 56.
Ссылки
Советские и российские комплексы ПРО, ЗРК, ЗСУ, ЗО и ПЗРК | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Комплексы ПРО | А-35 «Алдан» • А-135 «Амур» • А-235 | ||||||||
ЗУ ВВС и ПВО |
| ||||||||
ЗУ сухопутных войск РФ |
| ||||||||
ЗУ ВМФ РФ | |||||||||
Командные пункты, средства управления, разное |
| ||||||||
* — производились только на экспорт. Курсивом выделены перспективные, опытные или не пошедшие в серийное производство образцы |
Верховного
Главнокомандования
артиллерия
артиллерия
dic.academic.ru
ЗСУ на базе танков » Военное обозрение
Идея установки зенитных орудий на самоходное шасси довольно стара. Первые зенитные орудия на самоходной платформе появились еще в годы Первой мировой войны, а уже в годы Второй мировой войны они получили широкое распространение. Особых успехов в создании ЗСУ добились немцы, создавшие множество различных зениток на подвижной платформе. Они же начали использовать шасси массового серийного танка Pz4 для установки на него различных вариантов башен с зенитными орудиями. Так в конце войны мелкими сериями на фронт попали ЗСУ«Wirbelwind» (4х20-мм орудия) и «Ostwind» (1х37-мм орудие). После войны идея установки зенитных орудий на шасси танков получила дальнейшее развитие. Далее в статье мы рассмотрим три ЗСУ, созданных на базе основных боевых танков: советскую ЗСУ-57-2, немецкую ЗСУ «Гепард» и в некотором роде экзотичную финскую ЗСУ Т-55 «Стрелок».ЗСУ-57-2 (СССР)
В 1947 году в СССР под руководством конструктора В. Г. Грабина приступили к разработке спаренной 57-мм автоматической зенитной пушки С-68, разрабатываемой на базе С-60 и предназначенной для установки на колесное или гусеничное шасси. При этом от колесного варианта установки отказались, оставив лишь гусеничный. В качестве базы был взят средний танк Т-54, машина получила название изделие 500, а в армейской классификации ЗСУ-57-2.
ЗСУ-57-2 представляла из себя легкобронированную гусеничную машину, имеющую вращающуюся башню, которая позволяла вести круговой зенитный огонь из автоматических пушек. Броневой корпус был разделен на 3 отделения: управления, боевое и силовое. Отделение управления размещалось слева в носовой части корпуса. В нем было расположено место механика-водителя. Боевое отделение находилось в средней части корпуса и в башне, силовое отделение располагалось в корме и отделялось от боевого специальной бронеперегородкой. Корпус сваривался из легких броневых листов толщиной в 8-13 мм. Экипаж состоял из 6 человек: механика-водителя, командира, наводчика, наводчика-установщика прицела, двух заряжающих для каждого из орудий, все они кроме водителя размещались в башне.
Немецкая ЗСУ «Wirbelwind» времен Второй мировой войны
Открытая сверху башня была сварной и размещалась на шариковой опоре над вырезом подбашенного листа крыши корпуса. Для установки орудий в передней части корпуса были 2 амбразуры. Задняя стенка башни имела окно для выброса гильз и была выполнена съемной, что облегчало монтаж орудий. В походном положении сверху башня закрывалась складным брезентовым тентом, в котором были смонтированы 13 смотровых плексигласовых окон.
Автоматическая спаренная пушка С-68 состояла из двух автоматов типа С-60, обладающих одинаковым устройством. При этом детали правого автомата были зеркальным отражением деталей левого. Принцип работы автоматики заключался в использовании энергии отдачи при коротком откате ствола орудия. Практическая их скорострельность составляла 100-120 выстрелов на ствол. Однако на практике продолжительность непрерывной стрельбы составляла 40-50 выстрелов, после чего орудия необходимо было охладить.
Спаренное орудие оснащалось автоматическим, зенитным прицелом построительного типа. Данный прицел был предназначен для решения задачи по определению места встречи цели со снарядом при ведении огня. Для этого предварительно необходимо было определить и внести в прицел следующие данные: скорость цели (определялась по типу самолета), курсовой угол (определялся по видимому направлению движения цели) и наклонная дальность (определялась на глаз или при помощи дальномера).
Боекомплект зенитной установки состоял из 300 пушечных унитарных выстрелов, которые были размещены в специальных боеукладках в корпусе и башне. Большая часть боекомплекта (248 выстрелов) перед погрузкой в ЗСУ снаряжалась в обоймы и укладывалась в башне (176 выстрелов) и носовой части корпуса (72 выстрела). Оставшиеся 52 выстрела в обоймы не снаряжались и складировались в специальном отсеке, расположенном под вращающимся полом башни. Снаряженные в обоймы выстрелы с бронебойными снарядами укладывались в корме башни справа и слева от станка пушки. Подача обойм к орудиям осуществлялась заряжающими в ручном режиме.
ЗСУ-57-2
ЗСУ-57-2 оснащалась 12 цилиндровым, V-образным, четырехтактным, дизельным двигателем жидкостного охлаждения. Дизель развивал мощность в 520 л.с. и разгонял установку по шоссе до 50 км/ч. Двигатель устанавливался перпендикулярно продольной оси ЗСУ на специальном постаменте, который был приварен к днищу корпуса. Рабочий объем двигателя равнялся 38,88 литрам, а его масса составляла 895 кг.
Машина оснащалась 3 топливными баками общей емкостью в 640 литров, баки были расположены внутри корпуса. Дополнительные наружные баки емкостью по 95 литров устанавливались справа по ходу ЗСУ на надгусеничной полке, запас хода составлял 400-420 км. по шоссе. Механическая передача со ступенчатым изменением передаточных чисел находилась в корме корпуса. Она включала в себя пятискоростную коробку передач, главный фрикцион сухого трения, два планетарных механизма поворота, две бортовых передачи, приводы компрессора и вентилятора.
Внешняя связь ЗСУ-57-2 осуществлялась при помощи радиостанции 10РТ-26Э, а внутренняя при помощи танкового переговорного устройства ТПУ-47. Установленная на самоходке радиостанция обеспечивала надежную связь при движении на дистанции в 7-15 км., а в режиме остановки на дистанции в 9-20 км.
ЗСУ «Гепард» (ФРГ)
В начале 60-х годов прошлого века бундесвер заинтересовался возможностью создания новой ЗСУ, которая бы была в состоянии бороться с авиацией противника в любое время суток. В ходе разработки конструкторы и военные остановили свой выбор на модифицированном шасси основного боевого танка Леопард-1 и спаренной 35-мм орудийной установке. Созданная боевая машины 5PZF-B, приглянулась также армиям Бельгии и Нидерландов. В итоге бундесвер заказал 420 ЗСУ 5PZF-B «Гепард», Нидерланды 100 5PZF-C, оборудованных собственными РЛС, а Бельгия 55 машин.
ЗСУ «Гепард»
ЗСУ «Гепард», имеющая на вооружении спаренную 35-мм зенитную установку, предназначалась для борьбы с низколетящими воздушными целями на наклонных дистанциях от 100 до 4 000 м. и на высотах до 3 000 м., которые летят со скоростями до 350-400 м/с. Также установка может использоваться для борьбы с наземными целями на удалении в 4 500 м. ЗСУ предназначается для прикрытия механизированных частей бундесвера на марше на открытой местности со сложным рельефом. Выполнению данной задачи как нельзя лучше способствовало шасси танка «Леопард», которое было положено в основу «Гепарда». ЗСУ была принята на вооружение в 1973 году.
Корпус ЗСУ «Гепард» имел сходство с корпусом основного боевого танка «Леопард 1», но обладал облегченным бронированием. Основное различие заключалось в установке дополнительного двигателя мощностью в 71 кВт, который использовался для обеспечения энергией электрооборудования установки. Место механика-водителя располагалось впереди справа, слева от него находилась вспомогательная силовая установка, башня располагалась в центре корпуса, а МТО в корме. Машина имела подвеску торсионного типа, состоящую из 7 сдвоенных опорных катков и 2 поддерживающих, направляющие и ведущие колеса заднего расположения. Поисковый радар, смонтированный в задней части башни, в случае необходимости можно было сложить. Радар сопровождения целей расположен в передней части башни.
Артиллерийская часть «Гепарда» состоит из двух 35-мм орудий Oerlikon KDA и механизма двойного ленточного питания, который позволяет вести огонь снарядами различных типов. Пушки смонтированы в баше кругового вращения и могут наводиться в вертикальной плоскости в секторе от -5° до +85°. Привод орудий полностью электрический, но на случай выхода из строя имеются и приводы механической наводки. Общий темп стрельбы установки составляет 1100 выстрелов в минуту (по 550 на ствол).
Каждая пушка имеет специальный датчик, которые измеряет начальную скорость полета снаряда, передавая затем эти данные бортовой СУО. Боекомплект установки состоит из 680 выстрелов, из которых 40 являются бронебойными. Для того чтобы сменить тип боеприпасов, наводчику необходимо лишь несколько секунд. Стреляные гильзы в ходе стрельбы удаляются автоматически. Наводчик может самостоятельно устанавливать требуемые режимы стрельбы и вести огонь одиночными выстрелами, либо очередями по 5 или 15 выстрелов, либо непрерывной очередью. При стрельбе по воздушным целям дальность стрельбы не превышает 4 км. Дополнительно ЗСУ «Гепард» оснащается двумя блоками дымовых гранат (по 4 гранатомета в каждом), которые крепятся на бортах башни.
ЗСУ Т-55 «Стрелок»
«Гепард» оснащается двумя РЛС – станцией обнаружения целей MPDR-12 и РЛС сопровождения целей «Альбис». Дальность их действия составляет 15 км. Во второй половине 70-х годов прошлого века в Германии также была разработана новая версия РЛС целеуказания MPDR-18S, обладающая дальностью обнаружения в 18 км. Обе РЛС работают независимо друг от друга, что позволяет независимо осуществлять сопровождение выбранной для обстрела цели и поиск новых воздушных объектов. Для ведения огня в условиях сильного радиоэлектронного подавления у командира и наводчика машины имеются оптические прицелы с 1,5 и 6 кратным увеличением.
После того как цель появилась на экране, происходит ее идентификация. В том случае, если это самолет, то следить за ним начинает РЛС сопровождения целей, расположенная на башне. При необходимости данную РЛС можно развернуть на 180°, укрыв ее, таким образом, от воздействия осколков. Наведение орудий на цель происходит автоматически, в тот момент, когда цель входит в зону поражения, экипаж ЗСУ получает соответствующий сигнал и открывает огонь, такой режим позволяет экономить боеприпасы. На полную перезарядку магазинов орудий требуется о 20 до 30 минут.
ЗСУ «Гепард» оснащается навигационным оборудованием, средствами связи, средствами противохимической и противоатомной защиты, а также механизмом автоматического приведения машины из походного в боевое положение. Часть машин бала оснащена лазерными дальномерами компании Siemens.
ЗСУ Т-55 «Стрелок» (Финляндия)
ЗСУ Т-55 «Стрелок» появилась на свет в результате тесной кооперации нескольких известных европейских компаний. Данная система была полностью разработана итальянской компанией «Маркони», которая в частности поставила собственный радар для данной ЗСУ. В качестве основного вооружения были использованы швейцарские 35-мм автоматические пушки Эрликон, такие же установлены на немецком «Гепарде». Базой для ЗСУ стал танк Т-55АМ польского производства. В финской армии данная ЗСУ получила индекс ItPsv 90, где 90 это год принятия ЗСУ на вооружение. Машина считается достаточно эффективной, процент поражения ей целей оценивается в 52,44%, что является очень высоким показателям для такого рода машин.
Сама концепция боевого модуля, используемого на ЗСУ, была разработана в Великобритании в 90-х годах пошлого века. Данный модуль мог устанавливаться на шасси танка Chieftain, однако британской армии такая ЗСУ оказалась не нужна. При этом созданный модуль мог устанавливаться на обширное количество шасси различных танков: новый Challenger, экспортный Vickers Mk3, старый Centurion, американский M48, немецкий Leopard 1, советский Т-55, китайский Тип 59 и даже южноафриканский G6. Но востребованным оказался лишь вариант с установкой на шасси польской модификации Т55 – Т55АМ. Финляндия заказала для своей армии 7 таких машин.
ЗСУ Т-55 «Стрелок»
Основное предназначение ЗСУ Т-55 «Стрелок» — это борьба с низколетящими самолетами, вертолетами и БПЛА противника. Эффективная дальность стрельбы составляет 4 км. При этом РЛС компании Маркони в состоянии засекать цели на расстоянии до 12 км, осуществлять слежение за ними с дистанции в 10 км, а с 8 км. включать лазерный дальномер. Темп стрельбы орудий составляет 18 выстрелов в секунду (по 9 выстрелов на ствол). Помимо основного вооружения каждая ЗСУ оснащается 8 дымовыми гранатометами.
Помимо борьбы с воздушными целями, установка в состоянии поражать и легкобронированные наземные цели, для этого в ее боезапасе имеется 40 бронебойных снарядов. Общий боезапас ЗСУ Т-55 «Стрелок» состоит из 500 снарядов. Созданная машина получалась совсем нелегкой. Она существенно превзошла своего донора – средний танк Т-55. В отличие от Т-55АМ, который весит 36 тонн, ЗСУ –55 «Стрелок» обладает массой в 41 тонну. Увеличение массы машины заставило разработчиков форсировать двигатель до 620 л.с. (номинальная мощность двигателя Т-55АМ составляет 581 л.с.).
topwar.ru
Сообщества › Военно-Техническое Общество › Блог › ЗСУ-57-2 в Сирии и помогает громить бармалеев
появились факты использования в Сирии ЗСУ-57-2
В 2015 году советское «Изделие 500″, имеющее армейское обозначение ЗСУ-57-2, отметило 60-летний юбилей. Данная машина использовалась не только в Советской армии, но и в частях войсковой ПВО многих государств. Несмотря на почтенный возраст, машина в настоящее время используется в Сирии и замечена в районах боевых действий против боевиков так называемого «Исламского государства».» Запрещены законом РФ»
Данная 57-мм зенитная самоходная установка активно применялась в годы вьетнамской войны, во всех арабо-израильских войнах. Очень хорошо себя данная машина продемонстрировала в стрельбе по наземным целям во время гражданской войны в Ливане. Сирийская армия использовала данные самоходки для борьбы со снайперами, засевшими на верхних этажах бейрутских небоскребов.
Также по наземным целям данные машины били во время гражданской войны на территории бывшей Югославии.
Особая страница истории ЗСУ-57-2 — участие в Ирано-иракской войне, в одном из самых кровопролитных конфликтов после Второй мировой войны. СССР практически одновременно поставил эти машины в 70-е годы как Ирану, так и Ираку.
Во время боевых действий данные ЗСУ активно использовались на всех фронтах. Причем, в том числе для борьбы с пехотой и бронированными целями. Иранцы прозвали «Изделие 500″ «адской молотилкой».
ополченцы Пешмерга на фоне ЗСУ 57-2
В настоящее время данные самоходки продолжают состоять на вооружении иранской армии, и списывать их не спешат. Кроме этого, ЗСУ-57-2 были замечены на севере Ирака. кому интерестно вот видос по теме
www.drive2.ru
Зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2 (СССР)
В 1944 году в ЦКБ под руководством В. Г. Грабина началось проектирование новой 57-мм автоматической зенитной пушки С-60. На вооружение ее приняли в январе 1950-го и в том же году запустили в серийное производство. С-60 стала первой отечественной полевой зенитной пушкой, наведение которой осуществлялось дистанционно, с помощью следящих приводов, работавших от ПУАЗО-6 или ПУАЗО-6-60. В свою очередь ПУАЗО получал данные от радиолокационной станции орудийной наводки СОН-9. Установленная на четырехколесной базе, эта пушка могла более или менее удовлетворительно прикрывать войсковые тылы и пехоту в обороне. Однако для ПВО танковых и моторизованных войск в наступлении и на марше буксируемая пушка не годилась.
Поэтому в 1947 году в НИИ-58 под руководством В.Г. Грабина приступили к проектированию спаренной 57-мм автоматической зенитной пушки С-68 на базе С-60, предназначавшейся как для установки на гусеничное шасси, так и на колесную базу. Опытный ее образец с электроприводом ЭСП-76 был установлен на базе С-79А и прошел испытания, но в серию не пошел. Гусеничное же шасси создали на базе агрегатов среднего танка Т-54. В самоходном варианте машина получила заводское наименование — изделие 500, и армейское — ЗСУ-57-2.
Комплексные испытания ЗСУ-57-2 провели в 1950 году. Её серийное производство осуществлялось на заводе № 174 в Омске с 1955 по 1960 год. Но по другим данным, выпуск пушек С-66 для этой машины начался на заводе № 946 лишь в 1957 году (в тот год их изготовили 249 штук).
ЗСУ-57-2 представляла собой легкобронированную гусеничную машину с вращающейся башней, обеспечивающей круговую зенитную стрельбу из автоматических пушек. Основные части машины — броневой корпус, башня, вооружение, силовая установка, силовая передача, ходовая часть, электрооборудование, средства связи и противопожарное оборудование.
Броневой корпус делился на три отделения управления, боевое и силовое. Первое размещалось слева в носовой части корпуса, в нем находилось сиденье механика-водитвпя, второе — в средней части корпуса и в башне: третье — в кормовой части машины и отделялось от боевого перегородкой. Корпус сваривался из броневых листов толщиной 8—13 мм.
Открытая сверху башня сварной конструкции располагалась на шариковой опоре над вырезом подбашенного листа крыши корпуса. Для установки пушки в передней ее части имелась амбразура. Задняя стенка башни с окном для выхода гильз была сделана съемной, что создавало удобства при монтаже пушки. В походном положении верхний вырез башни закрывался складным брезентовым тентом с 13 смотровыми окнами из плексигласа. Чтобы открыть тент, достаточно было отстегнуть ремни и отбросить его назад. Для сбора стреляных гильз и обойм, подаваемых транспортером пушки через окно в задней стенке, снаружи кормовой части башни был установлен гильзосборник.
В башне находилось 5 сидений, впереди — заряжающего левого автомата; за ним (посередине) — наводчика, сзади, справа от сиденья наводчика — установщика прицела: справа от пушки впереди — заряжаюшего правого автомата, сзади, симметрично с сиденьем навоачика — командира машины. При стрельбе сиденья заряжающих снимались, укладывались на подвесном попу и крепились клипсами.
Спаренная автоматическая пушка С-68 состояла из двух автоматов типа С-60, имевших одинаковое устройство, при этом детали правого автомата являлись зеркальным отражением деталей левого. Принцип работы автоматики — использование энергии отдачи при коротком откате ствола. Вертикальное и горизонтальное наведение пушки С-68 осушествлялось электрогидравлическим приводом, работавшим от электродвигателя постоянного тока через гидравлические универсальные регуляторы скорости (УГС).
Станок пушки был установлен на днищe башни. Он состоял из корпуса с кронштейном, механизма крепления пушки по-походному и транспортера. Подъемный механизм располагался на левой стороне станка и имел два привода электрогидравлический (с плавной регулировкой скорости наведения) и ручной. Масса спаренной пушки С-68 составляла 4500 кг.
Прицел пушки — автоматический, зенитный, построительного типа: предназначался для решения задачи по определению места встречи снаряда с целью при стрельбе. Для этого предварительно определялись и устанавливались на прицеле следующие исходные (входные) данные: скорость цели, курсовой угол и наклонная дальность. Скорость цели определялась по типу самолета, курсовой угол — по видимому направлению движения цели, дальность до цели — на глаз или с помощью дальномера.
При пользовании электрогидроприводом с прицелом работали два члена экипажа, наводчик наводил пушку по азимуту и углу места цели, установщик прицела устанавливал исходные данные прицела — скорость, курсовой угол и дальность, а если была необходимость — угол пикирования или кабрирования. При пользовании ручным приводом наведения с прицелом работали три члена экипажа: командир машины наводил пушку по азимуту, наводчик — по углу места цели, установщик прицела устанавливал исходные данные прицела.
Боекомплект ЗСУ-57-2 состоял из 300 пушечных унитарных выстрелов, расположенных в специальных боеукладках в башне и корпусе. Основная часть боекомплекта (248 выстрелов) перед загрузкой в машину снаряжалась в обоймы и размещалась в башне (176 выстрелов) и носовой части корпуса (72 выстрела). Часть боекомплекта (52 выстрела) в обоймы не снаряжалась и укладывалась в специальные отсеки под вращающимся полом. Снаряженные в обоймы выстрелы с бронебойными снарядами размещались в кормовой части башни справа и слева от станка пушки. Подача обойм осуществлялась заряжающим вручную.
Заряд для всех снарядов одинаков — 1,2 кг пироксилинового пороха марки 11/7, масса патрона 6,6 кг, длина гильзы 348 мм. Начальная скорость снаряда составляет 1000 м/с. Баллистическая дальность стрельбы достигалат 12 км, но осколочные снаряды были снабжены самоликвидатором со временем срабатывания 12-16 с. что обеспечивало наклонную дальность 6,5—7 км.
Двигатель В-54 представлял собой 12-цилиндровый, V-обраэный, четырехтактный, быстроходный бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения. Он устанавливался перпендикулярно продольной оси машины на постаменте, приваренном к днищу корпуса. Рабочий обьем двигателя — 38,88 л, масса — 895 кг.
Три топливных бака общей ёмкостью 640 л размещались в корпусе ЗСУ. Наружные баки устанавливались справа по ходу машины, на надгусеничной полке. Емкость каждого — 95 л.
Механическая силовая передача со ступенчатым изменением передаточных чисел размещалась в кормовой частм корпуса. Она состояла из гитары, главного фрикциона сухого трения, пятискоростной коробки передач, двух планетарных механизмов поворота, двух бортовых передач. привода вентилятора и привода компрессора.
Гусеничный движитель состоял из двух гусениц шириной 580 мм, двух ведущих колес, двух направляющих колес с механизмами натяжения гусениц и восьми опорных катков. Литые ведущие колеса со сьемными зубчатыми венцами располагались сзади. В ходовой части имелось четыре гидравлических амортизатора, соединенных с балансирами передних и задних опорных катков.
Основным источником энергии служил генератор постояннопэ тока Г-74 мощностью 3 кВт (108 А при 27-29 В) при скорости вращения свыше 2100 об/мин (то есть при скорости вращения коленчатого вала двигателя 1200 об/мин и выше). Для запуска двигателя и для питания бортовой сети при неработающем генераторе на машине устанавливались шесть аккумуляторных батарей типа 6-СПЭН-140М или 6-МСТ-140. Напряжение 6 батарей составляло 24 В, общая емкость их — 420 А ч.
Внешняя связь ЗСУ-57-2 обеспечивалась портативной радиостандиеи 10РТ-26Э, а внутренняя — танковым переговорным устройством ТПУ-47. Радиостанция обеспечивала надежную телефонную связь при движении на дистанции от 7 до 15 км, а при остановке — от 9 до 20 км.
Зенитных самоходных установок ЗСУ-57-2 было изготовлено сравнительно немного. Они поступили на вооружение ряда танковых полков, где было положено иметь одну батарею ЗСУ из 4 установок. Там, где не хватало ЗСУ-57-2, использовались 14,5-мм спаренные зенитные пулеметные установки ЗТПУ-2 на шасси БТР-40 и БТР-152.
Боевое крещение ЗСУ-57-2 приняли во вьетнамской войне, причем они сражались на территории как Северного, так и Южного Вьетнама. Начиная с 60-х годов некоторое число ЗСУ-57-2 поступило в армии ГДР, Польши, Финляндии, Ирана, Анголы, Сирии, Египта, Кубы, Венгрии и КНДР. Иранские ЗСУ-57-2 участвовали в войне с Ираком. В КНР была создана и запущена в серийное производство зенитная самоходная установка, представлявшая собой артиллерийскую часть ЗСУ-57-2, установленную на шасси китайского танка Type 59. После модернизации основной боевой танк Type 59 получил обозначение Type 69 и, в свою очередь, стал базой для совершенно анапогичной с ЗСУ-57-2 зенитной самоходной установки Type 80.
ЗСУ-57-2 обладала целым рядом недостатков — низким темпом стрельбы, ручным обойменным заряжанием, невозможностью ведения огня на ходу. Эффективность огня батареи ЗСУ-57-2 была даже ниже, чем батареи буксируемых 57-мм пушек С-60, управлявшихся от ПУАЗО-6 с СОН-9, а затем от радиолокационного приборного комплекса РПК-1 «Ваза». В этом нет ничего удивительного при стрельбе по реактивным самолетам, летящим на низких и сверхнизких высотах, и определении скорости цели «по типу самолета», а дальности до цели — «на глаз» или с помощью дальномера — вероятность попадания в цель крайне низка. Справедливости ради следует заметить, что ЗСУ основных потенциальных противников не превосходили по своей огневой мощи ЗСУ-57-2.
В 50-х годах на вооружении армии США состояли ЗСУ M19 на шасси легкого ганка M24 «Чаффи», разработанные в 1945 году, и M42 на шасси легхого танка M41, поступавшие в войска с 1954 года. А на вооружении английской армии находились ЗСУ на базе крейсерского танка «Крусейдер», созданные в 1943 году. Все эти машины были вооружены 40-мм пушками «Бофорс» (американские ЗСУ — спаренными, а английские — одинарными). Вес их снаряда составлял 0.934 кг, начальная скорость 875 м/с. темп стрельбы 120 выстрелов в минуту на ствол. Прицелы у всех — ручные оптические. Однако в 1956 году ЗСУ М42 прошла модернизацию, была оснащена радиолокационной системой обнаружения и сопровождения целей Т50 и получила индекс M42A1. Таким образом, еще до запуска в серийное производство ЗСУ-57-2 стала существенно проигрывать своему основному противнику в системе управления огнем.
Производство ЗСУ-57-2 завершено. Боевые машины этого типа до сих пор остаются на вооружении сухопутных войск Алжира, Китая, Кубы, Египта, Ирана. Ирака, КНДР, Мозамбика, Румынии, Сирии, Вьетнама и бывшей Югославии.
Боевая масса, т 28
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 6
Длина корпуса, мм 6220
Длина с пушкой вперёд, мм 8480
Ширина корпуса, мм 3270
Высота, мм 2750
Клиренс, мм 425
Тип брони стальная гомогенная
Лоб корпуса, мм/град. 8-13
Вооружение
Калибр и марка пушки 2 ? 57-мм С-68
Тип пушки нарезная автоматическая
Длина ствола, калибров 76,6
Боекомплект пушки 150 на ствол
Углы ВН, град. -5…+85
Прицелы автоматический зенитный, построительного типа
Тип двигателя V-образный
12-цилиндровый четырёхтактный дизельный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 520
Скорость по шоссе, км/ч 50
Скорость по пересечённой местности, км/ч 25-30
Запас хода по шоссе, км 400-420
Запас хода по пересечённой местности, км 300-320
Удельная мощность, л. с./т 18,6
Тип подвески индивидуальная торсионная
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 0,8
Преодолеваемый ров, м 2,7
Преодолеваемый брод, м 1,4
www.dogswar.ru
ЗСУ-57-2 | |||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ЗСУ-57-2 в музее | |||||||||||||||||||||||||||||
ЗСУ-57-2 | |||||||||||||||||||||||||||||
Классификация | зенитная самоходная установка | ||||||||||||||||||||||||||||
Боевая масса, т | 28 | ||||||||||||||||||||||||||||
Компоновочная схема | классическая двуствольная спаренная | ||||||||||||||||||||||||||||
Экипаж, чел. | 6 | ||||||||||||||||||||||||||||
История | |||||||||||||||||||||||||||||
Разработчик | Омск | ||||||||||||||||||||||||||||
Производитель | Омск | ||||||||||||||||||||||||||||
Годы производства | 1955—1960 | ||||||||||||||||||||||||||||
Годы эксплуатации | с 1950 | ||||||||||||||||||||||||||||
Количество выпущенных, шт. | 857 | ||||||||||||||||||||||||||||
Основные операторы | |||||||||||||||||||||||||||||
Размеры | |||||||||||||||||||||||||||||
Длина корпуса, мм | 6220 | ||||||||||||||||||||||||||||
Длина с пушкой вперёд, мм | 8480 | ||||||||||||||||||||||||||||
Ширина, мм | 3270 | ||||||||||||||||||||||||||||
Высота, мм | 2750 | ||||||||||||||||||||||||||||
Клиренс, мм | 425 | ||||||||||||||||||||||||||||
Бронирование | |||||||||||||||||||||||||||||
Тип брони | стальная гомогенная | ||||||||||||||||||||||||||||
Лоб корпуса, мм/град. | 8—13 | ||||||||||||||||||||||||||||
Вооружение | |||||||||||||||||||||||||||||
Калибр и марка пушки | 2 × 57-мм С-68 | ||||||||||||||||||||||||||||
Тип пушки | нарезная малокалиберная автоматическая пушка | ||||||||||||||||||||||||||||
Длина ствола, калибров | 76,6 | ||||||||||||||||||||||||||||
Боекомплект пушки | 150 на ствол | ||||||||||||||||||||||||||||
Углы ВН, град. | −5…+85° | ||||||||||||||||||||||||||||
Прицелы | автоматический зенитный, построительного типа | ||||||||||||||||||||||||||||
Подвижность | |||||||||||||||||||||||||||||
Тип двигателя |
| ||||||||||||||||||||||||||||
Мощность двигателя, л. с. | 520 | ||||||||||||||||||||||||||||
Скорость по шоссе, км/ч | 50 | ||||||||||||||||||||||||||||
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 25—30 | ||||||||||||||||||||||||||||
ru-wiki.ru