Невидимка самолет сша – Lockheed f-117 nighthawk — Википедия

Американские «невидимки» F-117 продолжают летать, несмотря ни на что — Naked Science

Вне всякого сомнения, F-117 Nighthawk является одним из самых знаковых боевых самолетов в истории авиации. И хотя попытки уменьшить радиолокационную и ИК-заметность крылатых машин предпринимали задолго до его первого полета, именно «Хромой гоблин» (такое нелестное прозвище самолет получил за свой вид и сомнительные летно-технические характеристики)  стал первой настоящей «невидимкой».

 

Обнаружить в небе Nighthawk было тяжело. Это косвенно подтверждает статистика потерь: за все годы эксплуатации был сбит лишь один такой самолет. Согласно сербской версии, в ходе военной операции НАТО против Югославии, F-117 уничтожили с помощью зенитно-ракетного комплекса С-125.

 

Недостатки Nighthawk, а также принятие на вооружение более совершенного самолета F-22 побудили ВВС США вывести F-117 из эксплуатации. Машины заметили в небе над Невадой в 2016 году, при этом закон об оборонном бюджете за 2017 год предполагает демилитаризацию всех оставшихся «Хромых гоблинов».

 

Недавно, к удивлению любителей авиации, над секретной авиабазой Тонопа в Неваде вновь увидели пару F-117. Видео датировано 26 июля 2018 года. Конкретная цель полетов не сообщается: возможно, испытания связаны с вопросами, касающимися улучшения показателей малозаметности. Известно, что сейчас США активно разрабатывают новый стратегический бомбардировщик-«невидимку» Northrop Grumman B-21 Raider. Кроме того, прорабатываются варианты создания новых истребителей шестого поколения, одной из главных особенностей которых также будет сниженная ЭПР (Эффективная площадь рассеяния).

 

Полеты F-117 / ©pdgls

 

Можно почти не сомневаться, что история боевого применения F-117 завершена. Однако даже сейчас самолет вызывает большой интерес специалистов и простых любителей авиации. Напомним, за все время построили 64 такие машины. Типовое вооружение самолета — две управляемые авиационные бомбы GBU-10 или GBU-27 калибром 907 кг.

 

F-117 Nighthawk / ©Military Machine

 

Стоит отметить, что технологии малозаметности, использованные несколько десятилетий назад, иногда могут найти воплощение на авиационных проектах будущего. Так, например, накопленный при создании самолета YF-23 опыт компания Northrop Grumman, вероятно, намерена использовать для разработки перспективного истребителя нового поколения, который может быть принят на вооружение японских ВВС.

naked-science.ru

Невидимые самолеты истребители

Применение стелс-технологии является ключевым требованием к истребителям пятого поколения и новейшим ударным самолетам. Иначе им не выжить в современной войне. Цель стелс-технологий проста — сделать самолет невидимым для радаров, а значит — недосягаемым для зенитных и авиационных ракет.

Как этого достичь? Необходимо, чтобы ультразвуковая волна, пришедшая с радиолокационной станции, поглотилась, рассеялась или отразилась от самолета в любом направлении, но только не назад на радар. Для этого форма самолета должна отвечать требованиям так называемой геометрической незаметности, а все его поверхности — покрыты специальным, радиопоглощающим материалом. Представляем несколько самолетов-невидимок, реально существующих на сегодняшний день.

F-117 Nighthawk — самый первый

F-117 «Ночной ястреба — первый в мире самолет, построенный на основе стелс-технологий. Его проектирование началось в конце 70-х годов прошлого века. На вооружении — с 1983-го. Слабое развитие вычислительной техники в те времена не позволило гармонично объединить в фюзеляже самолета требования геометрической незаметности и эффективную аэродинамическую конфигурацию, из-за чего F-117 имеет характерную граненую форму, сильно снижающую его летные характеристики. Несмотря на наличие буквы F в маркировке (от англ. Fighter — истребитель), «Ночной ястреб» не является истребителем вообще. Это чистый штурмовик, то есть самолет, предназначенный для поддержки наземных войск и атак по наземным целям. У F-117 даже пулемета нет: для своей зашиты он полагается исключительно на стелс-технилогии.

Другими словами, F-117 можно подбить из «кукурузника», но для этого его сначала нужно отыскать. «Ночной ястреб» действует исключительно под прикрытием темноты, незамеченным пролетает над радарами, втихую уничтожает цели и улепетывает назад на базу. Успешно применился в ряде военных конфликтов. В 2008 году F-117 был снят с вооружения, уступив место более современному F-22.

Northrop B-2 Spirit — стелс-бомбардировщик

150-тонное «Привидение» — единственный бомбардировщик в нашем списке. Разработка В-2 Spirit началась в США в конце 1970-х годов, в разгар холодной войны, исходя из требований, которой самолет и создавался. Этот тяжелый стратегический бомбардировщик разрабатывали для прорыва насыщенной ПВО, незаметного проникновения вглубь территории противника (то есть Советского Союза) и доставки к особо важным целям ядерного оружия. Когда в июле 1989 года, преодолев кучу технических трудностей и «высосав» из бюджета более 23 миллиардов долларов, первый прототип поднялся в воздух, самолет, по сути, окапался не нужен холодная война закончилась.

В начале 1990-х у США просто не оказалось противников, против которых требовалось настолько грозное оружие. В-2 способен доставлять 27 тонн управляемых высокоточных бомб на расстояние свыше 11 000 км, хотя с учетом дозаправки в воздухе боевой радиус данной машины становится практически безграничным — постоянно дозаправлялись, В-2 может «висеть» в воздухе сутками. Величина эффективной площади радиолокации (ЭПР) для «Привидения» засекречена, однако специалисты оценивают ее значение в пределах от 0,0014 до 0,1 м2.

Много это или мало? Ну, скажем, если В-2 Spiritc размахом крыльев 52 метра будет лететь под прикрытием стаи гусей, то даже самые современные зенитные комплексы будут сбивать гусей.

В-2 уникален не только из-за впечатляющей грузоподъемности или возможности при таких габаритах незаметно для радаров проникать вглубь территории врага. Это самый дорогой самолет за всю историю авиации: единица обходится американским налогоплательщикам в два миллиарда долларов. Всего построен 21 самолет. «Привидения» использовались во время операции НАТО в Югославии, в последних войнах в Ираке и Афганистане, а также для бомбардировки Ливии в 2011 году.

F-22 Raptor – дорогое удовольствие

Па сегодня американский F-22 Raptor — единственный массово производящийся и официально поставленный на вооружение истребитель пятого поколения. Все остальные — F-35, ПАК ФА и J-20 на стадии летных испытаний. Первый полет F-22 совершил в 1990-м, на вооружении ВВС США — с 2001-го. «Раптор» также является самым дорогим истребителем мира (стоимость производства одного экземпляра -146,2 млн долларов, полная стоимость с учетом затрат на разработку — 350 млн), однако следует отметить, что самолет стоит этих денег. Мощный, маневренный, сверхзвуковой, практически незаметный и фантастически автоматизированный.

Если бы в этом списке истребители размещались не в хронологическом порядке, а основываясь на сравнении их боевых, летных и тактических характеристик, «Раптор» заслуженно занимал бы первое место. «Раптор» — единственный в мире боевой самолет с возможностью пуска ракет и сбрасывания бомб в режиме сверхзвукового полета. Самый большой недостаток F-22 — его цена. Об F-22 можно смело говорить, что он «на вес золота»: стоимость 19,7 тонн чистого золота (вес пустого F-22A) составляет 350 млн долларов. Даже Америка не может позволить себе содержать более 200 самолетов данного типа. По состоянию на декабрь 2013-го в военных конфликтах не участвовал. Поставки F-22 Raptor на экспорт запрещены Конгрессом США.

F-35 Lightning II — рабочая лошадка

F-22 Raptor — отличный самолет. Однако когда специалисты окончательно подсчитали стоимость производства и эксплуатационные расходы (себестоимость часа полета — 44 тыс. долларов), ребятам из Пентагона немного поплохело.

Со времен окончания Второй мировой войны каждый новый тип истребителя стоил дороже предыдущего и требовал ощутимо больших эксплуатационных затрат. Американские аналитики вычислили: если так будет продолжаться дальше, то к 2050 году ВВС США смогут покупать один самолет в год, не больше. С этим нужно было что-то делать. Так возникла программа под названием JSF (англ. JointStrikeFighter — единый ударный истребитель), цель которой разработка универсального истребителя для воздушных сил. флота и морской пехоты США, Великобритании, а также других стран НАТО, который заменит устаревшие самолеты 4-го поколения (F-16, А-10 Thunderbolt, F/A-18 Hornet, SeaHarrier) и при этом будет стоить дешевле сверхсовременного F-22 Raptor. Самолетик, который нарекли F-35 Lightning II, получился красивый, но, безусловно, не такой мощный и функциональный, как его «старший брат» F-22. Зато цена оказалась относительно низкой — приблизительно 100 млн долларов за единицу.

Проект JSF финансировали несколько стран: Великобритания, Канада, Австралия, Италия, Турция, Норвегия, Нидерланды и Дания. К 2020-му все они собираются принять F-35 на вооружение. F-35 станет «рабочей лошадкой» для многих стран мира на ближайшие 30-40 лет. Примечательно, что одна из модификаций «Молнии» — F-3513, созданная для Корпуса морской пехоты США и Королевского флота Великобритании, обладает возможностью вертикального взлета и посадки, что делает возможным использование этого истребителя на авианосцах Некоторые эксперты высказывают предположение, что F-35 станет последним пилотируемым истребителем в истории авиации — на смену ему придет эра беспилотных боевых летательных аппаратов.

Т-50 — Российский ПАК ФА

Первые работы над проектированием малозаметного истребителя 5-го поколения в России начались еще во времена Советского Союза в конце 1980-х годов. Однако развал СССР и последовавший за ним экономический кризис поставили крест на планах разработки — денег на такой масштабный проект в постсоветской России просто не было. Работы возобновились только в 2002 году, когда армада американских «Рапторов» уже стояла на вооружении ВВС США. Российский проект получил название Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации или, сокращенно, ПАК ФА (другие обозначения истребителя — Т-50, Изделие-21).

Первый полет российского стелса состоялся 29 января 2010 года. По состоянию на 2013 год построено 6 самолетов Т-50, использующихся в испытаниях. Серийное производство планируется начать в 2015 году. Большинство технических характеристик Т-50 засекречено, встречающиеся в прессе данные сильно различаются между собой, тем не менее, судя по фотографиям первых прототипов, можно сделать вывод, что ПАК ФА массивнее и мощнее своего главного противника — F-22. Скорее всего, большие габариты означают, что Т-50 будет иметь больший радиус действия и более тяжелое вооружение.

В принципе так было всегда: большинство советских/российских истребителей (в частности всемирно известный Су-27) проектировались «вдогонку» за западными аналогами. Соответственно, самолеты получались лучше западных, «обгоняя» их но основным параметрам, однако почти всегда поступали на вооружение с задержкой в 10-15 лет. Кроме этого, нельзя не заметить внешнее сходство ПАК ФА с F-22. Это вовсе не означает, что самолеты одинаковы, подобны только компоновочные схемы, что, впрочем, не помешало американской прессе окрестить Т-50 полушутливым названием F-Lvventy-Lwoskiy(читается «эф-твентитуский»).

Chengdu J-20 — неизвестная китайская поделка

В декабре 2010 года китайские СМИ внезапно сообщили о завершении работ над созданием собственного истребителя-невидимки, обозначенного ChengduJ-20. Было представлено несколько низкокачественных фотографий, на которых вроде бы запечатлено новое чудо китайского авиапрома.

Долгое время фотоснимки не воспринимались специалистами всерьез, их считали Photoshop-подделкой до тех пор, пока в январе 2011 года J-20 не совершил свой первый полет, что было подтверждено видеоматериалами. Мировое сообщество наконец-то поверило — у Китая есть собственный истребитель нового поколения. Точнее — будет, поскольку ввод в эксплуатацию J-20 запланирован на 2018 2019 гг. Летные и боевые характеристики J-20 удерживаются китайцами в тайне.

YF-23 — проигравшая «Черная вдова»

У самолета, обозначенного YF-23 и окрещенного разработчиками — компаниями Northrop и McDonnellDouglas — «Черной вдовой II» (англ. BlackWidowII), весьма трагичная история. Буква Y в обозначении означает, что это прототип, так и не попавший в массовое производство.

YF-23 был одним из двух тестовых самолетов, участвовавших в конкурсе на создание перспективного многоцелевого истребителя для ВВС США. Его конкурентом был… YF-22, прототип, разрабатываемый компаниями Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics, позже ставший известным миру иод названием F-22 Raplor.

У Northrop и McDonnell Douglas получился хороший самолет. YF-23 — прекрасно вооруженный стелс с экранируемыми двигателями — проходил по всем формальным требованиям, установленным руководством воздушных сил США. однако… F-22 Raptor оказался лучше. Победитель должен быть один. Как следствие — F-22 пошел в производство, став самым дорогостоящим и самым грозным (на сегодня) истребителем мира, а «Черная вдова II» канула в Лету. Было построено всего 2 экземпляра, после закрытия программы оба переданы в музеи.

Х-32 — попытка корпорации «Боинг»

Компания «Боинг» известна всему миру как передовой производитель пассажирских лайнеров. Во время Второй мировой войны, а также в разгар холодной войны «Боинг» был ведущим производителем стратегических бомбардировщиков (В-52, В-47, В-29, В-17 и пр.).

При этом после 1945-го компания почти никогда не была задействована в проектировании истребителей («Боинг» выпускает составляющие для F-22 Raptor, однако разработку F-22 осуществляла компания Lockheed Martin). В 1993 году «Боинг» решил включиться в борьбу в рамках проекта JSF и самостоятельно создал прототип, обозначенный Х-32. В 2001 году, по результатам углубленного тестировании и всесторонних летных испытаний, Х-32 проиграл разработанному все той же корпорацией Lockheed прототипу Х-35, который после доработок пошел в серию и превратился в F-35 Lightning II.

Следует отметить, что Х-32 проиграл вполне заслуженно. Несмотря на это, он все же включен в наш список, поскольку формально отвечает требованиям самолета-невидимки.

indexdirectory.net

F-117 Nighthawk — Стелс американский самолёт-невидимка. Оружие и военная техника. Добавил Robot VilingStore — VilingStore.net

Локхид F-117 «Найт Хок» (англ. Lockheed F-117 Night Hawk) — одноместный дозвуковой тактический малозаметный ударный самолёт американской фирмы Lockheed Martin, предназначенный для скрытного проникновения через систему ПВО противника и атак стратегически важных наземных объектов военной инфраструктуры (ракетные базы, аэродромы, центры управления и связи и т. п.). Первый полёт совершил 18 июня 1981 года. Последний серийный экземпляр был поставлен ВВС США в 1990 году. F-117 достаточно успешно применялся в ряде военных конфликтов. В середине 2008 года cамолёты этого типа были полностью сняты с вооружения.


Обозначение и название

F-117 Nighthawk — Стелс американский самолёт-невидимка

Все серийные самолёты F-117 были выпущены в модификации F-117A. Других модификаций не существовало. Предлагавшиеся фирмой Локхид проекты F-117B, F-117N (палубного базирования) и A/F-117X были отвергнуты.

Официальное название F-117 в ВВС США — «Найт Хок» (Night Hawk — англ. Ночной Ястреб), хотя встречается и слитное написание «Найтхок». Согласно системе обозначений авиатехники в вооружённых силах США, литера F присваивается истребителям. Причина того, почему «Найт Хок» был классифицирован как истребитель и состоял на вооружении истребительных эскадрилий, остаётся неясной; вопреки сложившемуся в популярной культуре образу «истребителя Стелс» (Stealth Fighter), F-117 является тактическим ударным самолётом (бомбардировщиком/штурмовиком) и никогда не предназначался для выполнения истребительных задач. Аналогичная ситуация имела место с тактическим/стратегическим бомбардировщиком F-111, также носившим «истребительное» обозначение.

[править] Эксплуатация

F-117 в полёте
Факт существования самолёта F-117 впервые был официально признан 10 ноября 1988 года, когда Пентагон выпустил пресс-релиз с описанием истории создания самолёта и обнародовал одну ретушированную фотографию[2]. Первый публичный показ двух F-117 состоялся 21 апреля 1990 года. В 1991 году после войны в Персидском заливе «Найт Хок» был продемонстрирован на Парижском авиасалоне.

Поначалу все F-117 находились на вооружении 4450-й тактической группы (авиабаза Тонопа, Невада). В 1989 году группа вошла в состав 37-го тактического истребительного крыла. В 1992 году все самолёты были переведены на авиабазу Холломэн в 49-е истребительное крыло. Они состояли на вооружении трёх эскадрилий: двух боевых (8-я истребительная «Чёрная овца», 9-я истребительная «Летающие рыцари») и одной учебной (7-я эскадрилья боевой подготовки «Кричащие демоны»).

Пилоты F-117 называли себя «Бандитами» (Bandit). Каждый из 558 «бандитов», когда-либо летавших на «Найт Хоке», имел свой порядковый номер; таким образом, например, бригадный генерал Грегори Фист (Gregory Feest) «Бандит 261» был 261-м пилотом, допущенным к полётам[3].

[править] Боевое применение
Вторжение США в Панаму (1989)
Война в Персидском заливе (1991)
Операция «Лиса пустыни» (1998)
Война НАТО против Югославии (1999)
Иракская война (2003)

[править] Аварии и катастрофы

Основной источник: http://www.f-117a.com/

За всю историю эксплуатации самолётов F-117, по официальным данным, было потеряно 7 машин (чуть более 10 % от общего числа построенных), в том числе один F-117 был сбит в ходе боевых действий. «Найтхоки» налетали в общей сложности около 220 000 часов[4], то есть налёт на одну потерю составил около 31 000 часов.
20 апреля 1982 — F-117A (сер. номер 80-0785), подполковник Боб Райденауэр (Bob Ridenhauer) «Бандит 102». Самолёт разбился на взлёте из-за неправильно настроенной на заводе системы управления полётом. Пилот не успел катапультироваться, получил тяжёлые травмы и был списан с лётной работы.

11 июля 1986 — F-117A (сер. номер 81-0792), майор Росс Малхэйр (Ross Mulhare) «Бандит 198». Самолёт столкнулся с землёй в районе Бейкерсфилд, Калифорния, во время ночного полёта. Причина — дезориентация пилота, имевшего малый налёт на F-117. Майор Малхэйр погиб.
14 октября 1987 — F-117A (сер. номер 83-0815), майор Майкл Стюарт (Michael Stewart) «Бандит 231». Самолёт столкнулся с землёй в районе Тонопы во время ночного полёта. Причина — дезориентация пилота, имевшего малый налёт на F-117. Майор Стюарт погиб.
4 августа 1992 — F-117A (сер. номер 85-0801), капитан Джон Миллз (John Mills) «Бандит 402». Самолёт загорелся во время ночного вылета возле авиабазы Холломэн и взорвался в воздухе. Причина — ошибка наземного технического персонала при обслуживании. Капитан Миллз благополучно катапультировался.
10 мая 1995 — F-117A (сер. номер 85-0822), капитан Кеннет Левенс (Kenneth Levens) «Бандит 461». Самолёт столкнулся с землёй в районе Зуни, Нью-Мексико, во время ночного полёта. Предполагаемая причина — дезориентация пилота, имевшего малый налёт на F-117. Капитан Левенс погиб.
14 сентября 1997 — F-117A (сер. номер 81-0793), майор Брайан Найт (Bryan Knight) «Бандит 437». Самолёт разрушился в воздухе и врезался в здание во время авиационного шоу в Чесапик, Мэриленд. Авария произошла по технической причине, которая привела к утрате пилотом управления. На земле пострадали 4 человека. Майор Найт благополучно катапультировался[5].
27 марта 1999 года — F-117A (сер. номер 82-0806), подполковник Дэйл Зелко (Dale Zelko). Самолёт сбит в районе деревни Будановцы в ходе военной операции НАТО против Югославии[6]. Подполковник Зелко благополучно катапультировался и был эвакуирован поисково-спасательной группой. Согласно сербской версии, F-117 был сбит зенитно-ракетным комплексом С-125 (ракета 5В27Д производства завода им. XX партсъезда (ныне АВИТЕК) 1976 года[7]) 3-й батареи 250-й бригады ПВО (командир батареи — Золтан Дани). Существовали версии об участии ЗРК «Куб» или истребителей МиГ-29 и МиГ-21. По утверждению некоторых источников (в частности, российского автора Владимира Ильина и аргентинского Диего Зампини), F-117 был сбит истребителем МиГ-29, пилотировавшимся подполковником Гвозденом Дюкичем. В то же время сербская газета «Политика» сообщает, что «Гвозден Дюкич» (Gvozden Dukic) — это боевой псевдоним, использовавшийся Золтаном Дани в ходе войны[8]. Пилотом F-117 иногда ошибочно указывается капитан Кен Двили, поскольку он летал на этой машине в США и на её фюзеляже было написано его имя.

[править] Неподтверждённые потери и повреждения
5 апреля 1999 года — F-117A, по информации российского автора Владимира Ильина со ссылкой на сербские данные, был уничтожен во время атаки телебашни «Црвени Кот», однако потеря данного самолета американцами не подтверждается[6].
1 апреля 1999 года — F-117A, по информации российского автора Владимира Ильина, был поврежден и совершил вынужденную посадку[6]
20 мая 1999 года — F-117A, по информации российского автора Владимира Ильина со ссылкой на сербские данные, был уничтожен истребителем МиГ-29 над Косово[6]. Аргентинский автор Диего Зампини в своей статье, посвящённой действиям сербских МиГ-29, эту победу не упоминает, и она отсутствует в приводимом им итоговом списке побед сербских лётчиков[9].
19 марта 2003 года — не менее 18 F-117A (40 % от общего числа находившихся на вооружении), по оценке украинского исследователя Константина Колонтаева, потеряны во время налёта на Багдад[10].

[править] Снятие с вооружения

ВВС США собирались эксплуатировать F-117 по крайней мере до 2018 года[11], однако нехватка денег на закупку новых многоцелевых истребителей F-22 заставила их начать процесс снятия «Найт Хока» с вооружения гораздо раньше. Официально об этом было объявлено осенью 2006 года. В том же году была закрыта школа подготовки пилотов F-117, её последний выпуск состоялся 13 октября[12].

Первые десять F-117 были сняты с вооружения в декабре 2006 года. К марту 2008 года ВВС США продолжали эксплуатировать 15 самолётов этого типа[13]. Формально процедура снятия с вооружения завершилась 22 апреля того же года, когда четыре F-117 в последний раз поднялись в воздух, совершив перелёт на авиабазу Тонопа[14].
Технические характеристики
Длина самолета: 20,08 м
Высота самолета: 3,78 м
Размах крыла: 13,2 м
Площадь крыла: 73 м?
Экипаж: 1 человек
Масса:
Пустого: 13380 кг
Нормальная: 21150 кг
Максимальная: 23815 кг
Боевая нагрузка: 2270 кг (2500 кг при уменьшении запаса топлива)
Топливо: 5500 кг
Нагрузка на крыло:
при максимальной взлётной массе: 327 кг/м?
при нормальной взлётной массе: 290 кг/м?
фронтальная ЭПР: по некоторым данным 0,025 м?[17][18] (для моностатической РЛС X-диапазона), по другим 0,1 — 0,01 [16]

General Electric F404-F1D2
[править] Двигатель
Тип двигателя: 2 х ТРДД General Electric F404-F1D2
Тяга максимальная: 2 x 4850 кгс
Тяговооруженность:
при нормальной взлетной массе: 0,46
при максимальной взлетной массе: 0,41

F-117 в полете
[править] Лётные характеристики
Максимальная скорость: 993 км/ч (0,91 М)
Крейсерская скорость: 905 км/ч (0,83 М)
Дальность: 1720 км
Боевой радиус: 860 км
Практический потолок: 13700 м
Максимальная эксп. перегрузка: +6 G

[править] Влияние

Крайне своеобразный внешний вид самолёта стал источником вдохновения для некоторых дизайнеров, в результате чего появились, например, концепт Lamborghini F-117[24], стилизованный тюнинг для Ferrari 458 Italia[25] и ноутбук ASUS ROG G73Jh[26][27].

[править] Появления в фильмах
Захват 2: Тёмная территория
Перехватчик
Приказано уничтожить — используется вымышленная десантная модификация. С ее помощью команда спецназа проникает на захваченный террористами самолет.
Филадельфийский эксперимент 2 (фильм) — самолет попадает в прошлое, в 1945 год. Доставленную на этом самолете атомную бомбу фашистская Германия сбрасывает на Нью-Йорк и побеждает во второй мировой войне. Начинается альтернативная реальность.
Чёрный гром

vilingstore.net

Самолет невидимка, подлодка невидимка, когда же военные США угомонятся. Самолет невидимка сша


F-117 — Lurkmore

«

И кирпич будет летать, была бы достаточная тяга

»
— Сергей Павлович Королев
Стелс на фоне пустыни Невада

Lockheed F-117 Night Hawk («Ночной ястреб», народн. стелс, невидимка, чаще «Nighthawk» — гугл. ночной таксист (или козодой), не путать со стратегическим бомбардировщиком Northrop B-2 Spirit!) — американский тактический ударный летательный утюг аппарат тяжелее воздуха, построенный с применением технологии «стелс». В среде лётчиков получил прозвище Wobblin’ Goblin — хромой гоблин — из-за впечатляющих лётных характеристик.

«Бандит» на Хромом гоблине

Аппарат предназначен для точечных ударов днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, действуя без прикрытия. Самолёт использует болванки с лазерным (точность — ±0,1 м), пассивным радиолокационным наведением, пассивным тепловым и радиокомандным наведением (точность — дрожание руки оператора). Предусмотрена возможность подвески атомных бомб. Таким образом, цель поражается в любых метеоусловиях с вероятностью 0,8…0,9. При правильном выборе боеприпаса погодные условия не оказывают влияния на точность и эффективность работы по наземным целям.

Радиолокационная малозаметность самолета (и F-117 в частности) подразумевает, что при его облучении радиолокационной станцией противовоздушной обороны бо́льшая часть излучения рассеивается и отражается куда угодно, только не обратно в антенну-приемник, часть излучения поглощается специальным покрытием и/или материалом планера самолета и только малая часть возвращается назад. То есть засветка на экране оператора локатора-то будет, но гораздо слабее и ближе к РЛС, чем, например, от Су-25. И пока вражеские ПВО соображают кто такой (свой-чужой / НЛО / кукурузник/Ту-154), передают данные зениткам / наводят ракеты / заряжают рогатку, F-117 подлетает на расстояние тактического удара, скидывает подарки и валит в ебеня.

Дело в том, что снижение заметности самолета было достигнуто за счет использования фасеточных форм и наклонных плоскостей, соответственно планер стал похож на фигуру из музея кубизма. Если нормальные самолеты сначала учат летать, а потом подмазывают / подгибают, чтоб ещё и на радаре не сильно заметный был, то этот сначала сделали «невидимым», а потом хоть как-то учили летать.

Проверенный советский инструмент для выпиливания летающих утюгов

Когда проект показали специалисту по аэродинамике Дику Кэнтрелу, тот упал в обморок заявил: «I don’t care what in hell it looks like, I’ll get that ugly son-of-a-bitch to fly!». Лётчиков за руль 117-го сажали только самых опытных, с налётом не менее тысячи часов (это примерно от трёх до пяти лет в строю, для истребителя), чтоб не поубивались. Пытаясь исправить ситуацию, «Локхид» впилили дополнительную прокладку между штурвалом и сиденьем — хитровыебанный автопилот, который корректировал особо мудрые сигналы управления, снижая вероятность завалить самолёт в штопор. Но всё равно: статистика падений данного убердевайса говорит нам, что из семи официально признаных падений пять произошло либо из-за неспособности недостаточно опытного летчика справиться с управлением, либо из-за ошибок наземной подготовки аппарата.

Однако стелс оставался страшной тайной, только в 1988 году правительство СШП признало его существование, показав ретушированную фотографию. В апреле 1990 года Пентагон провел публичную демонстрацию «ночного гоблина» всему миру. Публика была в ахуе от одного вида такого чуда, начался бешеный пеар. Стелс замелькал в журналах, на авиасалонах, в фильмах, компьютерных играх и интернетах. И в том же 1990 году выпуск F-117 был прекращен, и деньги, предназначенные на его производство перенаправили на программу Lockheed/Boeing F-22 Raptor (тогда ещё YF-22).

Случай испытать сверхсекретную вундервафлю в деле представился в 1989 году. В это время в Панаме стал намечаться дефицит демократии, а потому туда были направлены два F-117 с целью убить президента Мануэля Норьега. Но начиненные электроникой ассасины попросту не попали бомбами в цель. СМИ СШП заявили, что операция прошла успешно, поскольку гуманные американцы просто хотели напугать врага. Народ схавал, а компетентные люди сделали выводы.

Звездным часом для F-117 стала война в Персидском заливе. Собственно, операция «Буря в стакане пустыне» и началась с удара F-117: в ночь с 16 на 17 января 1991-го 10 «Найтхоуков» из 415-й эскадрильи ВВС США пересекли границу Ирака, дошли до Багдада, в центре иракской столицы ебнули 100-метровую командную вышку и центр управления тактическими ракетами и перехватчиками, и, будучи абсолютно незамеченными радарами ПВО Ирака, вернулись на базу. Epic win. Пентагон трубил о «сверхэффективности» стелсов со сверхточными бомбами с эффективностью удара в 80-90% Но существует мнение, что лишь 30% от сброшенных ими «сверхточных» бомб попало в цель. Теоретически, это не так уж и плохо, по сравнению с обычными бомбами, у которых вероятность попадания в заданный квадрат куда ниже одного процента (Союзники во 2-ю Мировую добились аж 3-х процентной точности попадания бомб при бомбардировках Гермашки). Но на практике выходило, что даже и 30% получалось лишь в идеальных сферически-вакумных условиях, ибо иракцы элементарными средствами маскировки часто сбивали наведение подобных бомб (тащемта, помещали под маскировочные сети стальные листы, что создавало ложную цель, или под стальными листами поджигали костерок и жарили шашлыки, что создавало эффект работающего танкового двигателя).

Обломки F-117. Того самого

До 1999 года F-117 работал преимущественно дорогой фотомоделью. Настоящее дело для него нашлось в Югославии, когда блок НАТО решил защитить бедных албанцев и подарить сербам немного демократии. На третий же день с USAF случился невиданный frustration — сербы расхуячили эту посудину. Из чего — хер знает, по официальной версии как нашего Министерства обороны, так и сербского, это был ЗРК С-125. Есть мнение, что постарался МиГ-29, но кого это волнует, если самолёт расхерачили «в упор» и прямой наводкой. Просто грохнули, и всё. И пруфпик имеется.

Американский налогоплательщик начал осознавать, что его много лет круто наёбывали, выдавая еле летающий утюг за супер-оружие. Командование НАТО постиг лютейший баттхерт, теперь F-117 летал на задание не иначе как под охраной истребителей, обвешаных противорадиолокационными ракетами HARM, дабы выжечь все вокруг при малейшем появлении радарного сигнала. К величайшей радости тамошнего «Эльдорадо», расовые балканцы успешно использовали старые микроволновки с отломанными дверцами в качестве ложных целей для ракет (sic!)

Разумеется, со своим эскортом «хромой гоблин» стал просто аццки невидимым самолетом. Думаете, помогло? Югославы через четыре дня, первого апреля, распустили слухи, что был подбит ещё один F-117, правда, он дотянул до Загреба. И ещё один был подбит пятого под Црвени Кот. Впрочем, хитрые пендосы всё отрицают и в список официальных потерь не внесли.

Как ЗРК вообще мог заметить F-117A, тем более открыть по нему прицельный огонь?

А все просто. Самолет по технологии «стелс» видим, обнаруживаем и замечаем абсолютно со всех радаров. «Стелс», это, тащем-то, технология снижения заметности, а не технология невидимости. Проще говоря, «стелс» работает схожим образом с маскировкой в твоих любимых танчиках. Чем эффективная площадь рассеяния ниже, тем с меньшей дистанции может быть засвечен стелс-самолет, то есть обливание агрегата радиопоглощающей краской и придание ему хитрых форм похоже на навешивание маскировочной сети и покраска камуфляжем: расстояние засвета уменьшится, но невидимым самолет (или танк) не станет. И наоборот: чем мощнее радар, тем с большего расстояния будет заметен самолет. Например, радар ЗРК С-125 (с которой и был сбит в Югославии F-117) сумеет обнаружить «Найтхоук» с расстояния примерно в сотню метров — ибо минимальная ЭПР, которую может обнаружить С-125 равна около 0,3-0,4 м², ЭПР же F-117 составляет от 0,01 до 0,0025 м², в зависимости от ракурса. Если взять ЗРК С-300 — радар отсюда сумеет обнаружить «Найтхоук» с растояния около 50-60 километров. И так далее.

Но анонимус задаст вполне разумный вопрос — если С-125 не могла вообще обнаружить F-117, тогда каким образом она вообще смогла его сбить? А ответ прост — С-125 как ЗРК малого радиуса действия обладала аппаратурой телевизионно-оптического визиров

sci-world.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *