Самолет истребитель – Истребитель — Википедия

Содержание

Истребитель — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 декабря 2013; проверки требуют 63 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 декабря 2013; проверки требуют 63 правки. Советский истребитель четвёртого поколения Су-27 Российский истребитель 4++ поколения Су-35 Американский истребитель пятого поколения F-22 Raptor

Истреби́тель — военный самолёт, предназначенный в первую очередь для уничтожения воздушных целей противника.

Применяется для завоевания господства в воздухе над противником, а также для сопровождения бомбардировщиков, транспортных самолётов, самолётов гражданской авиации, защиты наземных объектов от авиации противника. Реже истребители используются для атаки наземных и морских целей.

Несмотря на агрессивное название, истребитель относится к оборонительным типам вооружений, отдельного наступательного значения истребительная авиация не имеет. Однако, в настоящее время, с увеличением тяговооружённости этих машин (и, соответственно, бо́льшей грузоподъёмности, то есть ракетно-бомбовой нагрузки), они получили возможности эффективной атаки наземных объектов, и, в условиях современных локальных конфликтов, истребители могут применяться для поражения наземных (надводных) целей.

По некоторым предположениям, в будущем роль истребителей смогут взять на себя беспилотные аппараты (БЛА

ru.wikipedia.org

Истребитель — это… Что такое Истребитель?

Советский истребитель четвёртого поколения Су-27 Американский истребитель пятого поколения F-22 Raptor

Истребитель — военный самолёт, предназначенный в первую очередь для уничтожения воздушных целей.

Применяется для завоевания превосходства в воздухе над противником, а также для сопровождения бомбардировщиков, транспортных самолётов, самолётов гражданской авиации, защиты наземных объектов от авиации противника. Реже истребители используются для атаки наземных и морских целей.

Несмотря на агрессивное название, истребитель относится к оборонительным типам вооружений, отдельного наступательного значения истребительная авиация не имеет. Однако, в настоящее время, с увеличением тяговооружённости этих машин (и, соответственно, бо́льшей грузоподъёмности, то есть ракетно-бомбовой нагрузки), они получили возможности эффективной атаки наземных объектов, и, в условиях современных локальных конфликтов, истребители постепенно стали более универсальным оружием, то есть из чистых истребителей превратились в истребители-бомбардировщики.

По некоторым предположениям, в будущем роль истребителей смогут взять на себе беспилотные аппараты (БЛА), разработки которых активно ведутся, а сами они уже успешно применяются для уничтожения точечных целей на земле. Это позволит сократить потери лётного персонала, упростить, облегчить и удешевить самолёты, а также избавиться от ограничений по перегрузкам, налагаемых пределами возможностей человеческого организма.

Классификация

  • Фронтовые истребители — предназначены для завоевания господства в воздухе путём уничтожения авиации противника в манёвренном воздушном бою. Также используются для огневой поддержки наземных сил.
  • Истребители-перехватчики — предназначены для защиты наземных объектов от средств воздушного нападения (самолётов, крылатых ракет) путём их уничтожения ракетным вооружением на больших расстояниях от защищаемых объектов. .

История

Первая мировая война

Первые воздушные бои произошли во время Первой мировой войны. Именно тогда впервые возникла потребность в специализированных самолётах, предназначенных для уничтожения воздушных целей.

Первые истребители представляли собой те же самолёты, использовавшиеся для разведки, со скоротью полёта до 150 км/ч и двумя членами экипажа, однако штурман брал с собой в полёт не фотокамеру, а тяжёлые предметы — пушечные ядра, металлические бруски и даже гири. Заметив самолёт противника, пилот подлетал к нему сверху, а штурман сбрасывал на него свой груз. Уже через год этот метод был усовершенствован — штурман брал с собой ручной пулемёт или пистолет и стрелял в пилота вражеского самолёта.

Позже было придумано новое устройство — турель, позволявшая вращаться пулемёту на 360 град., она установливалась позади пилота. Теперь стрелок мог обстреливать заднюю полусферу, однако исключалась наиболее актуальная для истребителя фронтальная зона. Пулемёты того времени были не столь надёжны, чтобы устанавливать их на крыльях, а установке курсового пулемёта препятствовал вращающийся воздушный винт. Однако вскоре французский лётчик Ролан Гаррос изобрёл систему, которая позволяла стрелять через вращающийся винт. Устройство представляло собой металлические уголки, закреплённые в основании лопастей винта таким образом, что пуля при попадании рикошетировала в безопасную для пилота и самолёта область. Недостатком такого устройства являлась потеря 7 — 10 процентов пуль. Данная проблема была устранена несколько позже, когда Антон Фоккер создал синхронизатор стрельбы, позволяющий стрелять через плоскость винта без риска повреждения последнего.

Межвоенный период

В межвоенный период авиация проэволюционировала от фанерных бипланов до цельнометаллических монопланов с закрытыми кокпитами. Первым цельнометаллическим истребителем был немецкий истребитель Junkers D.I.

Истребители конца 1930-х развивали скорость около 450 км/ч и имели на вооружении несколько пулемётов.

Истребители Второй мировой

К началу Второй мировой войны истребительная авиация представляла собой хорошо сформировавшийся класс боевой техники. Как правило, основные мировые державы того времени имели несколько основных типов истребителей, отличающихся как по лётным характеристикам, так и по тактике применения. Так, Германия имела истребители Bf-109 и Me-110 различных модификаций, Советский Союз располагал истребителями И-16 и И-153, Великобритания имела парк истребителей Spitfire и Харрикейн. Значительно продвинулись в создании истребительной авиации и некоторые другие страны, в частности, США, Япония, Франция. Имелись и более современные модификации и типы истребителей, ещё не успевшие завоевать популярность, но в ходе войны получившие серьёзное развитие. Так, к началу военных действий на Восточном фронте Советский Союз располагал новыми истребителями Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, а Германия в ходе войны создала и развила линейку истребителей Фокке-Вульф FW-190.

В самом начале боевых действий на европейском театре военных действий ещё не было чёткой определённости в том, какой же именно из основных параметров истребителя — скорость или маневренность — является для него более важным. Этим было обусловлено серьёзное различие схем, по которым строились планеры предвоенных истребителей. Так, советский И-153 «Чайка» являлся бипланом, а появившийся ранее И-16 был монопланом. Немецкие Me-109 и Me-110 отличались количеством двигателей — один против двух соответственно. Однако, опыт ведения активных боевых действий с применением истребительной авиации сравнительно быстро склонил чашу весов в сторону однодвигательной монопланной схемы. Так, на протяжении всей Второй мировой войны основными промышленными державами не было выпущено ни одной новой модификации истребителей-бипланов. А относительное развитие получил только один двухдвигательный истребитель — американский Лайтнинг, что было обусловлено, во многом, спецификой действий на тихоокеанском ТВД.

Высокая востребованность истребительной авиации в годы Второй мировой войны была обусловлена как массированным применением бомбардировочной и штурмовой авиации, так и собственными возможностями истребителей в плане уничтожения наземных целей и поддержки наземных подразделений. Именно в это время была отточена тактика штурмовых ударов истребителей по важным наземным объектам — аэродромам, мостам, складам, железнодорожным узлам, транспорту. При разработке новых модификаций истребителей конструкторам, зачастую, прямо ставилась задача максимально усилить ударную мощность самолёта. Так, например, советскими конструкторами была создана модификация истребителя Як — Як-9Б, отличавшаяся возможностью нести бомбовое вооружение не на внешней подвеске, а в специализированных бомбовых отсеках. Тем самым, был сделан шаг к появлению нового класса самолётов, истребителей-бомбардировщиков, получившего большое развитие в послевоенные годы. Однако, основными обязанностями истребителей во время Второй мировой войны оставались задачи по прикрытию своих войск от авиации противника, уничтожению его самолётов, воздушной разведке и сопровождению бомбардировочной и штурмовой авиации.

Война вызвала взрывное развитие авиационной техники и практически довела поршневой самолёт до совершенства. Однако пропеллерный самолёт с поршневыми двигателями имеет предел скорости, поскольку не в состоянии преодолеть звуковой барьер (см Воздушный винт). Для наращивания скоростей был необходим принципиально новый движитель. В конце войны Германия первой начала выпуск истребителей с реактивным двигателем (Ме-262) и ракетных истребителей Me-163. Данные самолёты имели более высокую скорость, чем поршневые самолёты стран антигитлеровской коалиции, приемлемые показатели маневренности и считались весьма перспективными против бомбардировочной и истребительной авиации противника. Однако, выпускавшиеся небольшими сериями, эти самолёты не смогли существенно повлиять на ход военных действий.

Послевоенное развитие

1960-е гг. ознаменовались поступлением на вооружение ВВС основных авиационных держав мира сверхзвуковых истребителей, имевших ряд объединяющих признаков, несмотря на все различия в компоновке и полётной массе. Они обладали скоростью, вдвое превышавшей звуковую, и потолком порядка 18-20 км, оснащались бортовыми радиолокационными станциями и управляемыми ракетами класса «воздух-воздух». Такое совпадение не было случайным — развитие техники произошло именно в этом направлении из-за того, что основной угрозой безопасности по обеим сторонам железного занавеса считались бомбардировщики, несущие ядерные бомбы. Соответственно формировались и требования к новым истребителям, основной задачей которых был перехват высотных скоростных неманевренных целей в любое время суток и в любых погодных условиях.

В результате в США, СССР и Западной Европе на свет появился ряд самолётов, которые впоследствии по совокупности компоновочных признаков и лётно-технических характеристик отнесли ко второму поколению истребителей. Непреклонно растущая цена истребителей диктовала необходимость уменьшения абсолютной численности парка с одновременным расширением функций самолётов. Кроме того, тактика воздушной войны менялась на глазах — широкое развитие зенитных управляемых ракет привело к отмиранию доктрины массированного вторжения бомбардировщиков на большой высоте. Основную ставку в ударных операциях все больше стали делать на тактические самолёты с ядерным оружием, способные прорывать рубеж ПВО на большой высоте.

Для противодействия им предназначались истребители третьего поколения — МиГ-23, «Мираж» F-1, J-37 «Вигген». Поступление на вооружение этих машин, наряду с модернизированными вариантами МиГ-21 и F-4, планировалось на начало 1970-х. Одновременно по обеим сторонам океана начались проектные исследования по созданию истребителей четвёртого поколения — перспективных боевых машин, которые составили бы основу военно-воздушных сил в следующем десятилетии.

F-4 «Фантом» II

Первыми к решению этой проблемы приступили в США, где ещё в 1965 был поставлен вопрос о создании преемника тактического истребителя F-4C «Фантом». В марте 1966 была развёрнута программа FX (Fighter Experimental). Проектирование самолёта по уточнённым требованиям началось в 1969, когда самолёт и получил обозначение F-15 «Игл» (англ. Eagle, Орёл). Победителю конкурса по работе над проектом, фирме «Макдоннел Дуглас», 23 декабря 1969 был выдан контракт на постройку опытных самолётов, а в 1974 появились первые серийные истребители F-15A «Игл» и «Спарки» TF-15A (F-15B).

В 1969 началась разработка советских истребителей четвёртого поколения, к которым можно отнести Су-27, МиГ-29, МиГ-31 и их модификации.

Первый в мире истребитель пятого поколения F-22 Raptor разрабатывался в 1986—2001 гг., и поступил на вооружение ВВС США с начала 2003 года.

Разработка российского многофункционального истребителя пятого поколения велась в ОКБ «Сухой» с конца 90-х годов, а лётные испытания новой машины начались на аэродроме в Комсомольске-на-Амуре в декабре 2009 года. Характеристики новейшего истребителя не раскрываются. Предполагается, что самолёт получит на вооружение высокоточное оружие и сможет поражать как воздушные, так и наземные цели вне зависимости от погоды и времени суток. Также в СМИ сообщалось, что максимальная скорость ПАК ФА составит свыше 2000 км/час, а дальность полета — 5,5 тыс. км. Истребитель будет отличаться сверхманевренностью и малозаметностью в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах волн.
Российский истребитель пятого поколения, известный также как Т-50 и изделие 701, совершил свой первый испытательный полет 29 января 2010 г. Полет, продолжавшийся около 45 минут, завершился успешно.
Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) поднялся в воздух ранее в пятницу, 29 января. Сообщалось, что самолёт выполнил короткий разбег, оторвался от взлетной полосы и начал набирать высоту. Какие манёвры планировалось совершить на ПАК ФА в рамках первого полета, не уточнялось.

Воздушный бой

C эволюцией истребителей воздушный бой претерпевал значительные изменения. В первых воздушных боях использовались револьверы для поражения самолёта и пилота противника. Такие дуэли в воздухе напоминали рыцарские поединки. До появления парашюта последним средством спасения был прыжок с малой высоты, который нередко приводил к смерти. Пилота, одержавшего пять и более воздушных побед, называли «асом».

Очень скоро револьверы уступили место пулемётам, которые концентрировали огонь в определённой точке впереди истребителя, располагаясь, сперва в крыльях, а затем и в носовой части фюзеляжа. Для уверенного поражения противника было необходимо путём маневрирования зайти в хвост самолёту врага. Такой бой физически изматывал пилотов, выполнявших сложные фигуры высшего пилотажа с высокими перегрузками. Пилот должен был быть не только хорошо физически развитым, но и обладать незаурядными знаниями о своём самолёте и самолёте противника. Важнейшими характеристиками стали максимальная скорость, скороподъёмность, манёвренность. Для подтверждения воздушной победы использовались кинокамеры, которые снимали во время нажатия на гашетку.

Для победы в воздушном бою на современных истребителях прямая видимость самолёта противника уже не требуется, достаточно его обнаружение бортовыми РЛС и/или вспомогательными наземными системами. Пилот защищён специальным антиперегрузочным костюмом и может переносить значительно большие перегрузки в воздушном бою. Двигатели с управлемым вектором тяги позволяют пилоту выполнять сложнейшие манёвры в воздухе на высочайшей скорости, что было бы невозможно без вспомогательной роли компьютеров в управлении современными истребителями.

Четыре фактора боевой эффективности истребителя, которые, по мнению эксперта в области военной авиации Пьера Спрейя, обеспечивают ему победу в воздушном бою[1]:

  1. Первым увидеть противника. По словам экспертов[кто?], с Первой мировой войны и до Вьетнама от 65 до 95 процентов самолётов, сбитых в воздушных боях, погибли в результате внезапных атак.
  2. Превосходить противника количественно.
  3. Обладать лучшей маневренностью. Не только с технической точки зрения, но и по уровню мастерства пилотов.
  4. Возможность быстро поразить противника. Чем больше самолётов участвует в бою, тем больше появляется возможностей нанести удар и тем больше для пилота вероятность стать мишенью для врага, пока он целится в другого.

См. также

уникальные и знаменитые истребители
  • Blohm und Voss BV 40 — истребитель-планёр
  • McDonnell XF-85 Goblin — эскортный истребитель-«паразит», размещавшийся в бомбоотсеке бомбардировщика B-36, и выпускаемый в полет при появлении опасности.

Примечания

dic.academic.ru

Самолет-истребитель Википедия

Советский истребитель четвёртого поколения Су-27 Российский истребитель 4++ поколения Су-35 Американский истребитель пятого поколения F-22 Raptor

Истреби́тель — военный самолёт, предназначенный в первую очередь для уничтожения воздушных целей противника.

Применяется для завоевания господства в воздухе над противником, а также для сопровождения бомбардировщиков, транспортных самолётов, самолётов гражданской авиации, защиты наземных объектов от авиации противника. Реже истребители используются для атаки наземных и морских целей.

Несмотря на агрессивное название, истребитель относится к оборонительным типам вооружений, отдельного наступательного значения истребительная авиация не имеет. Однако, в настоящее время, с увеличением тяговооружённости этих машин (и, соответственно, бо́льшей грузоподъёмности, то есть ракетно-бомбовой нагрузки), они получили возможности эффективной атаки наземных объектов, и, в условиях современных локальных конфликтов, истребители могут применяться для поражения наземных (надводных) целей.

По некоторым предположениям, в будущем роль истребителей смогут взять на себя беспилотные аппараты (БЛА), разработки которых активно ведутся, а сами они уже успешно применяются для уничтожения точечных целей на земле. Это позволит сократить потери лётного персонала, упростить, облегчить и удешевить самолёты, а также избавиться от ограничений по перегрузкам, налагаемых пределами возможностей человеческого организма.

Классификация[ | ]

В различных государствах приняты (были ранее) свои классификации истребителей, ниже представлена классификация ВС России:

По функциям[ | ]

  • Фронтовые истребители — предназначены для завоевания господства в воздухе путём уничтожения авиации противника в манёвренном воздушном бою днём и ночью во всех метеорологических условиях. Также используются для огневой поддержки наземных войск.
  • Многоцелевые истребители — предназначены для уничтожения как авиации противника, так и наземных войск. В конструкции таких самолётов применяются Стелс-технологии, что даёт возможность вести скрытное уничтожение вражеских самолётов, а также возможность наносить удары по важным наземным объектам противника. Предназначены для ведения боёв днём и ночью во всех метеорологических условиях, при этом оставаясь невидимыми для экранов радаров.
  • Истребители-перехватчики — предназначены для защиты наземных объектов от средств воздушного нападения (

ru-wiki.ru

Самолет-истребитель Википедия

Советский истребитель четвёртого поколения Су-27 Российский истребитель 4++ поколения Су-35 Американский истребитель пятого поколения F-22 Raptor

Истреби́тель — военный самолёт, предназначенный в первую очередь для уничтожения воздушных целей противника.

Применяется для завоевания господства в воздухе над противником, а также для сопровождения бомбардировщиков, транспортных самолётов, самолётов гражданской авиации, защиты наземных объектов от авиации противника. Реже истребители используются для атаки наземных и морских целей.

Несмотря на агрессивное название, истребитель относится к оборонительным типам вооружений, отдельного наступательного значения истребительная авиация не имеет. Однако, в настоящее время, с увеличением тяговооружённости этих машин (и, соответственно, бо́льшей грузоподъёмности, то есть ракетно-бомбовой нагрузки), они получили возможности эффективной атаки наземных объектов, и, в условиях современных локальных конфликтов, истребители могут применяться для поражения наземных (надводных) целей.

По некоторым предположениям, в будущем роль истребителей смогут взять на себя беспилотные аппараты (БЛА), разработки которых активно ведутся, а сами они уже успешно применяются для уничтожения точечных целей на земле. Это позволит сократить потери лётного персонала, упростить, облегчить и удешевить самолёты, а также избавиться от ограничений по перегрузкам, налагаемых пределами возможностей человеческого организма.

Классификация

В различных государствах приняты (были ранее) свои классификации истребителей, ниже представлена классификация ВС России:

По функциям

  • Фронтовые истребители — предназначены для завоевания господства в воздухе путём уничтожения авиации противника в манёвренном воздушном бою днём и ночью во всех метеорологических условиях. Также используются для огневой поддержки наземных войск.
  • Многоцелевые истребители — предназначены для уничтожения как авиации противника, так и наземных войск. В конструкции таких самолётов применяются Стелс-технологии, что даёт возможность вести скрытное уничтожение вражеских самолётов, а также возможность наносить удары по важным наземным объектам противника. Предназначены для ведения боёв днём и ночью во всех метеорологических условиях, при этом оставаясь невидимыми для экранов радаров.
  • Истребители-перехватчики — предназначены для защиты наземных объектов от средств воздушного нападения (самолётов, крылатых ракет) путём их уничтожения ракетным вооружением на больших расстояниях от защищаемых объектов. Эти же задачи выполняются средствами ПВО.
  • Палубные истребители — предназначены для размещения их на палубах авианосцев.
  • Многофункциональный истребитель — предназначен для выполнения всех задач возложенных на все виды и типы истребителей.

Примечание: применительно к ВВС ВС России с принятием на вооружение самолётов 4-го поколения (МиГ-29 и Су-27) граница между видами истребителей стёрлась. Данные самолёты могут успешно выполнять все задачи, возложенные на фронтовую авиацию, авиацию ПВО (как истребители-перехватчики), палубную авиацию (в соответствующих модификациях, адаптированных к условиям базирования на корабле).

По массе

  • Лёгкий истребитель
  • Средний истребитель
  • Тяжёлый истребитель

По поколениям

История

Первая мировая война

Начальные воздушные бои произошли во время Первой мировой войны. Именно тогда впервые возникла потребность в специализированных самолётах, предназначенных для уничтожения воздушных целей.

Первые истребители представляли собой те же самолёты, использовавшиеся для разведки, со скоростью полёта до 150 км/ч и двумя членами экипажа, однако штурман брал с собой в полёт не фотокамеру, а тяжёлые предметы — пушечные ядра, металлические бруски и даже гири. Заметив самолёт противника, пилот подлетал к нему сверху, а штурман сбрасывал на него свой груз. Уже через год этот метод был усовершенствован — штурман брал с собой ручной пулемёт или пистолет и стрелял в пилота вражеского самолёта.

Позже было придумано новое устройство — турель, позволявшая вращаться пулемёту на 360 град., она устанавливалась позади пилота. Теперь стрелок мог обстреливать заднюю полусферу, однако исключалась наиболее актуальная для истребителя фронтальная зона. Пулемёты того времени были не столь надёжны, чтобы устанавливать их на крыльях, а установке курсового пулемёта препятствовал вращающийся воздушный винт. Однако вскоре французский лётчик Ролан Гаррос изобрёл систему, которая позволяла стрелять через вращающийся винт. Устройство представляло собой металлические уголки, закреплённые в основании лопастей винта таким образом, что пуля при попадании рикошетировала в безопасную для пилота и самолёта область. Недостатком такого устройства являлась потеря 7 — 10 процентов пуль. Данная проблема была устранена несколько позже, когда Антон Фоккер создал синхронизатор стрельбы, позволяющий стрелять через плоскость винта без риска повреждения последнего.

Межвоенный период

В межвоенный период авиация проэволюционировала от фанерных бипланов до цельнометаллических монопланов с закрытыми кокпитами. Первым цельнометаллическим истребителем был немецкий истребитель Junkers D.I.

Истребители конца 1930-х развивали скорость около 450 км/ч и имели на вооружении несколько пулемётов.

Истребители Второй Мировой

К началу Второй мировой войны истребительная авиация представляла собой хорошо сформировавшийся класс боевой техники. Как правило, основные мировые державы того времени имели несколько основных типов истребителей, отличающихся как по лётным характеристикам, так и по тактике применения. Так, Германия имела истребители Bf-109 и Me-110 различных модификаций, Советский Союз располагал истребителями И-16 и И-153, Великобритания имела парк истребителей Спитфайр и Харрикейн. Значительно продвинулись в создании истребительной авиации и некоторые другие страны, в частности, США, Япония, Франция. Имелись и более современные модификации и типы истребителей, ещё не успевшие завоевать популярность, но в ходе войны получившие серьёзное развитие. Так, к началу военных действий на Восточном фронте Советский Союз располагал новыми истребителями Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, а Германия в ходе войны создала и развила линейку истребителей Фокке-Вульф FW-190.

В самом начале боевых действий на европейском театре военных действий ещё не было чёткой определённости[1] в том, какой же именно из основных параметров истребителя — скорость или манёвренность — является для него более важным. Этим было обусловлено серьёзное различие схем, по которым строились планёры предвоенных истребителей. Так, советский И-153 «Чайка» являлся бипланом, а появившийся ранее И-16 был монопланом. Немецкие Me-109 и Me-110 отличались количеством двигателей — один против двух соответственно. Однако опыт ведения активных боевых действий с применением истребительной авиации сравнительно быстро склонил чашу весов в сторону однодвигательной монопланной схемы. Так, на протяжении всей Второй мировой войны основными промышленными державами не было выпущено ни одной новой модификации истребителей-бипланов. А относительное развитие получил только один двухдвигательный истребитель — американский Лайтнинг, что было обусловлено, во многом, спецификой действий на тихоокеанском ТВД.

Высокая востребованность истребительной авиации в годы Второй мировой войны была обусловлена как массированным применением бомбардировочной и штурмовой авиации, так и собственными возможностями истребителей в плане уничтожения наземных целей и поддержки наземных подразделений. Именно в это время была отточена тактика штурмовых ударов истребителей по важным наземным объектам — аэродромам, мостам, складам, железнодорожным узлам, транспорту. При разработке новых модификаций истребителей конструкторам, зачастую, прямо ставилась задача максимально усилить ударную мощность самолёта. Так, например, советскими конструкторами была создана модификация истребителя Як — Як-9Б, отличавшаяся возможностью нести бомбовое вооружение не на внешней подвеске, а в специализированных бомбовых отсеках. Тем самым, был сделан шаг к появлению нового класса самолётов, истребителей-бомбардировщиков, получившего большое развитие в послевоенные годы. Однако основными обязанностями истребителей во время Второй мировой войны оставались задачи по прикрытию своих войск от авиации противника, уничтожению его самолётов, воздушной разведке и сопровождению бомбардировочной и штурмовой авиации.

Война вызвала взрывное развитие авиационной техники и практически довела поршневой самолёт до совершенства. Однако пропеллерный самолёт с поршневыми двигателями имеет предел скорости, поскольку не в состоянии преодолеть звуковой барьер (см. Воздушный винт). Для наращивания скоростей был необходим принципиально новый движитель. В конце войны Германия первой начала выпуск истребителей с реактивным двигателем (Ме-262, He-162) и ракетных истребителей Me-163. Данные самолёты имели более высокую скорость, чем поршневые самолёты стран антигитлеровской коалиции, приемлемые показатели манёвренности и считались весьма перспективными против бомбардировочной и истребительной авиации противника. Однако, выпускавшиеся небольшими сериями, эти самолёты не смогли существенно повлиять на ход военных действий.

Послевоенное развитие

1960-е гг. ознаменовались поступлением на вооружение ВВС основных авиационных держав мира сверхзвуковых истребителей, имевших ряд объединяющих признаков, несмотря на все различия в компоновке и полётной массе. Они обладали скоростью, вдвое превышавшей звуковую, и потолком порядка 18-20 км, оснащались бортовыми радиолокационными станциями и управляемыми ракетами класса «воздух-воздух». Такое совпадение не было случайным — развитие техники произошло именно в этом направлении из-за того, что основной угрозой безопасности по обеим сторонам железного занавеса считались бомбардировщики, несущие ядерные бомбы. Соответственно формировались и требования к новым истребителям, основной задачей которых был перехват высотных скоростных неманёвренных целей в любое время суток и в любых погодных условиях.

В результате в США, СССР и Западной Европе на свет появился ряд самолётов, которые впоследствии по совокупности компоновочных признаков и лётно-технических характеристик отнесли ко второму поколению истребителей. Непреклонно растущая цена истребителей диктовала необходимость уменьшения абсолютной численности парка с одновременным расширением функций самолётов. Кроме того, тактика воздушной войны менялась на глазах — широкое развитие зенитных управляемых ракет привело к отмиранию доктрины массированного вторжения бомбардировщиков на большой высоте. Основную ставку в ударных операциях всё больше стали делать на тактические самолёты с ядерным оружием, способные прорывать рубеж ПВО на большой высоте.

Для противодействия им предназначались истребители третьего поколения — МиГ-23, «Мираж» F-1, J-37 «Вигген». Поступление на вооружение этих машин, наряду с модернизированными вариантами МиГ-21 и F-4, планировалось на начало 1970-х. Одновременно по обеим сторонам океана начались проектные исследования по созданию истребителей четвёртого поколения — перспективных боевых машин, которые составили бы основу военно-воздушных сил в следующем десятилетии.

Первыми к решению этой проблемы приступили в США, где ещё в 1965 был поставлен вопрос о создании преемника тактического истребителя F-4C «Фантом». В марте 1966 была развёрнута программа FX (Fighter Experimental). Проектирование самолёта по уточнённым требованиям началось в 1969, когда самолёт и получил обозначение F-15 «Игл» (англ. Eagle, Орёл). Победителю конкурса по работе над проектом, фирме «Макдоннел Дуглас», 23 декабря 1969 был выдан контракт на постройку опытных самолётов, а в 1974 появились первые серийные истребители F-15A «Игл» и «Спарки» TF-15A (F-15B).

В 1969 началась разработка советских истребителей четвёртого поколения, к которым можно отнести Су-27, МиГ-29, МиГ-31 и их модификации.

Первый в мире истребитель пятого поколения F-22 Raptor разрабатывался в 1986—2001 гг., и поступил на вооружение ВВС США с начала 2003 года.

Разработка российского многофункционального истребителя пятого поколения велась в ОКБ «Сухой» с конца 90-х годов, а лётные испытания новой машины начались на аэродроме «Дзёмги» в декабре 2009 года. Характеристики новейшего истребителя не раскрываются. Предполагается, что самолёт получит на вооружение высокоточное оружие и сможет поражать как воздушные, так и наземные цели днём и ночью в любых метеорологических условиях. Также в СМИ сообщалось, что максимальная скорость ПАК ФА составит свыше 2000 км/час, а дальность полёта — 5,5 тыс. км. Истребитель будет отличаться сверхманёвренностью и малозаметностью в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах волн.

Российский истребитель пятого поколения, известный также как Т-50 и изделие 701, совершил свой первый испытательный полёт 29 января 2010 г. Полёт, продолжавшийся около 45 минут, завершился успешно.

Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) поднялся в воздух ранее в пятницу, 29 января. Сообщалось, что самолёт выполнил короткий разбег, оторвался от взлётной полосы и начал набирать высоту. Какие манёвры планировалось совершить на ПАК ФА в рамках первого полёта, не уточнялось.

Воздушный бой

C эволюцией истребителей воздушный бой претерпевал значительные изменения. В первых воздушных боях использовались револьверы для поражения самолёта и пилота противника. Такие дуэли в воздухе напоминали рыцарские поединки. До появления парашюта последним средством спасения был прыжок с малой высоты, который нередко приводил к смерти. Лётчика, одержавшего пять и более воздушных побед, называли «асом».

Очень скоро револьверы уступили место пулемётам, которые концентрировали огонь в определённой точке впереди истребителя, располагаясь, сперва в крыльях, а затем и в носовой части фюзеляжа. Для уверенного поражения противника было необходимо путём маневрирования зайти в хвост самолёту врага. Такой бой физически изматывал пилотов, выполнявших сложные фигуры высшего пилотажа с высокими перегрузками. Пилот должен был быть не только хорошо физически развитым, но и обладать незаурядными знаниями о своём самолёте и самолёте противника. Важнейшими характеристиками стали максимальная скорость, скороподъёмность, манёвренность. Для подтверждения воздушной победы использовались кинокамеры, которые снимали во время нажатия на гашетку.

Для победы в воздушном бою на современных истребителях прямая видимость самолёта противника уже не требуется, достаточно его обнаружение бортовыми РЛС и/или вспомогательными наземными системами. Лётчик защищён специальным противоперегрузочным костюмом и может переносить значительно большие перегрузки в воздушном бою. Двигатели с управляемым вектором тяги позволяют лётчику выполнять сложнейшие манёвры в воздухе на высочайшей скорости, что было бы невозможно без вспомогательной роли компьютеров в управлении современными истребителями.

Современный воздушный бой бывает наступательным и оборонительным, и подразделяется на три вида:

  • ближний манёвренный воздушный бой (БВБ)
  • воздушный бой на средних дистанциях (СВБ)
  • дальний воздушный бой (ДВБ)

Для каждого вида воздушного боя характерен свой вид применяемого оружия:

  • для БВБ — пушки и ракеты с тепловыми головками самонаведения (ТГСН)
  • для СВБ — ракеты средней дальности
  • для ДВБ — ракеты большой дальности

Для правильного ведения воздушного боя необходимо занять тактически выгодное положение (ТВП).

Примечание

Четыре фактора боевой эффективности истребителя, которые, по мнению эксперта в области военной авиации Пьера Спрейя, обеспечивают ему победу в воздушном бою[2]:

  1. Первым увидеть противника. По словам экспертов[кто?], с Первой мировой войны и до Вьетнама от 65 до 95 процентов самолётов, сбитых в воздушных боях, погибли в результате внезапных атак.
  2. Превосходить противника количественно.
  3. Обладать лучшей манёвренностью. Не только с технической точки зрения, но и по уровню мастерства пилотов.
  4. Возможность быстро поразить противника. Чем больше самолётов участвует в бою, тем больше появляется возможностей нанести удар и тем больше для пилота вероятность стать мишенью для врага, пока он целится в другого.

Все эти факторы укладываются в великую формулу А. И. Покрышкина: «Высота-скорость-манёвр-огонь».

См. также

уникальные и знаменитые истребители
  • Blohm und Voss BV 40 — истребитель-планёр
  • McDonnell XF-85 Goblin — эскортный истребитель-«паразит», размещавшийся в бомбоотсеке бомбардировщика B-36, и выпускаемый в полёт при появлении опасности.
В культуре

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Самолет истребитель МИГ 17 фото

Самолет истребитель МИГ 17 фото, стал одним из лучших дозвуковых истребителей в мире. Обладая мощным вооружением и прекрасными летными данными в сочетании с поразительной универсальностью и простотой эксплуатации, эти самолеты прожили долгую и славную жизнь, не раз отличившись в бою.
Хотя КБ Микояна и Гуревича сделало себе имя благодаря истребителю МиГ-15, успешно сражавшемуся в Корейской войне, настоящим шедевром этого коллектива в 1950-е годы стал его преемник, МиГ-17. Впрочем, с таким же успехом он мог бы носить обозначение 15М или что-то подобное, поскольку важные отличия от «15-го» касались лишь некоторых компонентов конструкции и даже внешне во многих случаях машины можно было различить с большим трудом.

МиГ-17 ВВС СССР в кодовой системе НАТО получил обозначение Fresco

Завершив испытания и доводку «пятнашки», микояновцы могли немного перевести дух — советские ВВС получили самолет, по главным параметрам не уступающий лучшим истребителям противника. Тем не менее конструкторы понимали, что МиГ-15 еще далек от идеала. Главным требованием к истребителям оставалась скорость, и акцент в работах по улучшению «15-го» был сделан на этом параметре. Поскольку двигатель и, соответственно, его тяга оставались прежними (хотя уже шли работы по оснащению ВК-1 форсажной камерой), оставалось совершенствовать аэродинамику самолета.

14 июня 1965 г летчик-исребитель В.Привалов совершил «хулиганский проступок» пролетел под центральным пролетом моста через реку Обь. Заход на скорости около 700 км/ч. в окно пролета моста при ширине 120 метров и высоте 30 метров. Истребитель Миг-17 пролетел в метре от поверхности воды… И взмыл ввысь, в километре по курсу находился следующий мост уже железнодорожный, под ним он пролетать не стал, уйдя в пике. Угрозу трибунала от летчика отвел министр обороны маршал Р.Я.Малиновский, таким образом летчик остался в строю. Дальнейшую службу летчик проходил в Кубинке.

МиГ-17 пролетающий под мостом фото

«Пятнадцатый» имел стреловидность крыла 35°, и самым очевидным шагом было дальнейшее увеличение этого параметра. Уже в 1949 году вовсю шла работа по созданию истребителя с новым, «45-градусным», крылом. Помимо большего угла, изменился и профиль крыла (оно стало тоньше). Фюзеляж удлинили почти на метр, увеличили киль, а также размеры и форму тормозных щитков.
Прототип был готов летом 1949 года, и 1 февраля 1950-го впервые поднялся в небо. Как это часто бывало, первые осторожные полеты не принесли особых проблем, но когда машину начали испытывать на максимальных скоростях и высотах, начался флаттер стабилизатора. 17 марта самолет был полностью разрушен, а летчик-испытатель Иващенко погиб.

Испытания на втором прототипе продолжил испытатель Седов. Хотя прирост скорости оказался меньше желаемого, однако поведение самолета в воздухе, его пилотажные свойства заметно улучшились. Испытания и доводка новой машины заняли около года, и осенью 1951 года начался серийный выпуск. Несмотря на начавшуюся войну в Корее, руководство ВВС решило не посылать новейший истребитель в бой, и «17-е» начали поступать в полки, прикрывавшие в СССР самые важные в послевоенные годы направления — западное и южное.

Истребители МиГ-17ПФУ снаряжение ракетами фото

Высокие качества самолета истребителя МИГ 17 фото предопределили массовое производство. Его выпуск (хотя и не достигший цифр выпуска «15») был организован на заводах в Горьком (Нижний Новгород), Куйбышеве (Самара), Новосибирске, Комсомольске-на-Амуре и Тбилиси.
В период с 1952 по 1958 годы эти пять заводов построили 7999 машин всех вариантов.
К этому моменту в КБ Климова сумели создать форсажную камеру для двигателя ВК-1. Когда (обозначив ВК-1Ф) его установили на истребитель, появился самый массовый вариант МиГ-17Ф. Несмотря на заметный прирост тяги, скорость почти не выросла — аэродинамика оставалась все еще типично дозвуковой, и сопротивление по мере приближения к скорости звука быстро росло. Однако для типичного тогда маневренного воздушного боя МиГ-17 все же получил от нового двигателя преимущества — резко улучшившийся разгон и прекрасную вертикальную маневренность.

Двигатель самолета истребителя МиГ 17 фото

На макете видно сколько места в самолете занимает двигатель с оборудованием

К этому времени подоспели трофеи из Кореи — со сбитого «Сейбра» сняли, изучили и скопировали радиодальномерный прицел и некоторые другие ценные образцы оборудования. Когда все эти новинки установили на МиГ-17Ф, появился, возможно, лучший дозвуковой истребитель в мире. Но при всех своих достоинствах он оставался исключительно истребителем для боев в условиях хорошей видимости, и только днем. Как только видимость ухудшалась, истребитель становился беспомощным. А главной угрозой для СССР были стратегические бомбардировщики противника — поначалу поршневые В-29/В-50 и В-Зб, а позже и реактивные высотные (по меркам того времени) В-47, В-52, «Вэлианты», «Викторы» и «Вулканы». Единственным способом решения этой проблемы было оснащение истребителя РЛС, и ОКБ начало изучать возможность установки локатора (радиоприцела, как его тогда называли) — довольно громоздкого и тяжелого устройства – на сравнительно небольшой МиГ-17.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МИГ-17Ф

Перехватчики
Первым в семействе в серию запустили МиГ-17П (перехватчик), оснащенный РЛС РП-1 «Изумруд», приемную и передающую антенны которой пришлось разнести: первая располагалась в центре воздухозаборника, а вторая в его верхней части. Основой для МиГ-17П послужил обычный 17, а для аналогичного по вооружению и оборудованию МиГ-17ПФ — «форсажный» вариант, которые запустили в серию, соответственно, в 1953 и 1954 годах.

итребители МиГ-17Ф и серии ПФ ВВС Румынии

Эти перехватчики могли наводиться на цель в любых погодных условиях и ночью, но для поражения противника были вынуждены сближаться с ней на дистанцию эффективного артиллерийского огня (200-300 м), что серьезно осложняло задачу. Ответом стали первые, еще ненадежные и весьма сложные в использовании ракеты «воздух — воздух», управляемые по радиолучу.

Эти ракеты, входившие в состав комплекса перехвата, получили обозначение РС-1У, РЛС — РП-1 У, а перехватчик — МиГ-17ПФУ. Доводка ракет сопровождалась большими проблемами, и на вооружение новые перехватчики начали поступать лишь в 1956 году. Кроме этих, сравнительно массовых вариантов, небольшой серией выпускался истребитель-разведчик МиГ-17Р, на котором 37-мм пушку заменили аэрофотоаппаратом АФА-39 для перспективной съемки.

МиГ-17ПФУ фото

МиГ-17Ф — моноплан со средним расположением крыла и цельнометаллической конструкцией. Крыло — двухлонжеронное, состоит из центроплана и двух консолей. Угол стреловидности по передней кромке — 45° у корня и 42° в концевых частях. Фюзеляж имеет максимальный диаметр 1,45 м и состоит из двух частей, соединенных эксплуатационным разъемом по 13-му шпангоуту для быстрой смены двигателя. Пушечное вооружение размещалось на лафете, который опускался на тросах, позволяя производить быстрое и удобное обслуживание, ремонт и перезарядку вооружения. Топливо размещалось в крыле и двух фюзеляжных (в хвостовой части) топливных баках.
Производство самолета истребителя за рубежом
Производство самолета истребителя МИГ 17 фото не ограничилось советскими заводами: к ним присоединились предприятия в Польше и Китае. Мало того, польские инженеры выстроили собственную линейку развития МиГ-17.

МиГ-17 ВВС Польша

Лицензия на производство МиГ-17Ф была приобретена Польшей в 1955 году, и спустя год начался его выпуск под обозначением Lim-5, а МиГ-17ПФ — Lim-5P. Эти машины выпускали до конца I960 года, суммарный выпуск превысил 600 штук. Польские авиаконструкторы видели перспективы самолета в роли истребителя-бомбардировщика и стали разрабатывать специальные варианты для выполнения именно этих задач. Их усилия сосредоточились на увеличении боевой нагрузки, дальности и способности действовать с грунтовых ВПП. Первый из них, Lim-5M, получил мощное шасси, утолщенный корень крыла и тормозной парашют, но оказался неудачным, как и немного усовершенствованный Lim-6.

ВВС ГДР Lim6 MLP

Наконец на следующем варианте, Lim-6bis, решили ограничиться минимальными переделками, хотя приоритеты остались прежними. У корня крыла появились два пилона для вооружения — это позволило не только подвешивать более тяжелые бомбы, но и сбрасывать их порознь. Еще важнее было то, что дополнительные пилоны давали возможность нести боевую нагрузку и подвесные баки одновременно. Под килем появился контейнер с тормозным парашютом.

Lim-6bis ВВС ГДР

Этот вариант оправдал ожидания, и все Lim-5M и -6 вскоре переоборудовали по такому образцу. Позже, в начале 1970-х, и более ранние Lim-5 и -5Р приводили к этому стандарту. Всего завод в г. Мелец с 1962-го по 1964 год построил 170 самолетов в «польских вариантах».
В Китае выпуск МиГ-17 развернулся на заводе в Шеньяне в 1956 году. Специалисты проходили обучение на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре, оттуда же в Шеньян поступило 27 самолетов в различном виде — от летающих до набора заготовок. Эти машины были обозначены Цзян-4, а серийные самолеты полностью китайского происхождения — Цзян-5. Их выпуск продолжался до 1959 года, построили 767 этих истребителей.

Цзян-Цзяо-5 (JJ-5) — учебно-боевой вариант МиГ-17, созданный в КНР в конце 60-х годов

Из-за «культурной революции» и «большого скачка» выпуск аналога МиГ-17ПФ, Цзян-5А, начался лишь в 1964 году. Китайские конструкторы создали (разумеется, по образцу МиГ-15УТИ) собственную, нигде более не повторенную двухместную учебно-боевую версию, которая строилась большой серией (1061 шт.) на заводе в Ченду вплоть до 1986 года. Таким образом, серийное производство МиГ-17 и его клонов продолжалось более 30 лет, на протяжении которых построили около 11 000 машин.
Вопреки распространенному мнению, в Чехословакии МиГ-17 не выпускали.

МиГ-17Ф выставлен в национальном музее ВВС США. Райт-Паттерсон, штат Огайо

Массовое производство позволило быстро насытить ВВС СССР и стран-союзников по ОВД новыми истребителями, но прогресс в авиации был настолько быстрым, что уже к моменту прекращения серийного выпуска МиГ-17 выглядел несколько устаревшим. Правда, по другую сторону «железного занавеса» ситуация отличалась не сильно.

Страны куда поставлялся истребитель фото

Боевая карьера самолета в советских ВВС, к счастью, ограничилась несколькими эпизодами нарушения границ СССР самолетами-разведчиками (часть из них сбили) и массовыми попытками перехвата дрейфующих высотных аэростатов. Кроме того, на конец 1950-х годов пришлось немало случаев безнаказанных рейдов в глубь территории СССР высотных самолетов-разведчиков (сначала британских «Канберра», а позже и американских U-2), против которых МиГ-17 были бессильны. Примерно этим же занимались болгарские, чехословацкие, польские истребители.

миг 17 чертеж

В советских ВВС самолет истребитель МИГ 17 фото быстро перешли на вторые роли — сначала в истребители-бомбардировщики, а позже и в тренировочные самолеты в авиаучилищах. А на другом конце Земли, в КНР, новые истребители, не успевшие повоевать в Корее, оказались вовлечены в многолетнее противостояние народного движения и гоминьдановского режима, которое в воздухе проходило наиболее ожесточенно. В 1958 году произошло важнейшее событие: в МиГ-17 в ходе боя попала ракета AIM-9 «Сайдвиндер», но взрыватель не сработал, и новую ракету с ИК-ГСН удалось привезти на аэродром в сравнительно целом состоянии, а вскоре запустить в серийное производство в СССР под обозначением Р-3.

Пилоты МиГ-17 ВВС Вьетнама Luy Huy Chao (6 воздушных побед), Le Hai (7 побед), Mai Duc Тай (2 побед), и Hoang Van Ky (5 побед погиб 5 июня 1967)

Но самыми яркими боевыми эпизодами в жизни МиГ-17 стали две войны на Ближнем Востоке и война во Вьетнаме.
В ходе скоротечной Шестидневной войны 1967 года миги выступали в основном в роли уничтоженных на земле десятков и сотен сирийских и египетских самолетов. После этой войны большое количество МиГ-17 из состава советских ВВС и Авиации ПВО было в кратчайшие сроки передано арабским союзникам СССР для восполнения потерь.

МиГ-17 на службе Вьетнамских ВВС

В период 1967-го по 1973 год (т. н. «война на истощение») самолеты истребители МИГ 17 фото уже были переведены на исполнение штурмовых задач, неся при этом немалые потери как от зенитного огня, так и от израильских истребителей. В октябрьской войне 1973 года арабские МиГ-17 — опять-таки ценой немалых потерь — сумели нанести большой урон израильским войскам.

МиГ17f кокпит вид из пилотской кабины

Вьетнамская война продемонстрировала, что при адекватной тактике использования в благоприятных условиях самолет истребитель МИГ 17 фото могли успешно бороться с американскими истребителями следующего поколения. Благодаря тому что самолеты ВВС и ВМС США действовали зачастую на предельной дальности, да еще с грузом бомб, легкие, маневренные пушечные МиГ-17, действуя из засад, нападая внезапно и вовлекая противника в маневренный ближний воздушный бой, сумели одержать около 70 воздушных побед, а три пилота добились статуса «асов». Кроме того, в одном случае вьетнамские МиГ-17 сумели атаковать американские эсминцы в Тонкинском заливе.

В большинстве стран на боевой службе он заметно пережил своего преемника МиГ-19

МиГ-17 стал одним из лучших дозвуковых истребителей в мире

Взяв лучшее от грозного МиГ-15, новый истребитель ОКБ-155 превзошел его практически по всем данным, сохранив при этом большую преемственность с предшественником.

toparmy.ru

истребитель — это… Что такое истребитель?

  • ИСТРЕБИТЕЛЬ — ИСТРЕБИТЕЛЬ, боевой самолёт, предназначенный для уничтожения самолётов и беспилотных средств противника в воздухе. Может также привлекаться для поражения наземных (морских) целей и воздушной разведки. Основным видом боевых действий истребителя… …   Военная энциклопедия

  • ИСТРЕБИТЕЛЬ — боевой самолет для уничтожения самолетов и беспилотных средств противника. Современный истребитель реактивный сверхзвуковой всепогодный самолет, имеет хорошую маневренность, большой практический потолок полета, мощное ракетное, стрелково пушечное …   Большой Энциклопедический словарь

  • ИСТРЕБИТЕЛЬ — ИСТРЕБИТЕЛЬ, истребителя, муж. 1. Тот, кто истребляет кого что нибудь. Истребитель крыс. 2. Быстроходное судно, снабженное торпедами для истребления кораблей противника (воен. мор.). 3. Быстроходный аэроплан, специально предназначенный для… …   Толковый словарь Ушакова

  • истребитель — искоренитель, переводитель, самолет, летчик, ястребок, скональщик, стравливатель, сконатель, стравщик, уничтожитель, стравлятель Словарь русских синонимов. истребитель сущ., кол во синонимов: 18 • искоренитель (3) …   Словарь синонимов

  • Истребитель Су-35 — Су 35 является глубоко модернизированной версией истребителя Су 27 и соответствует поколению 4++. В ходе анализа характеристик самолетов были использованы авиационные симуляторы, имитирующие тактико технические характеристики машин. Они были… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • ИСТРЕБИТЕЛЬ — ИСТРЕБИТЕЛЬ, я, муж. 1. кого (чего). Тот, кто истребляет кого что н. И. грызунов. 2. Боевой самолёт для истребления авиации и беспилотных средств противника. И. бомбардировщик. И. перехватчик. 3. Лётчик истребительной авиации. Толковый словарь… …   Толковый словарь Ожегова

  • Истребитель — боевой самолет для уничтожения самолетов и беспилотных средств противника в воздухе. Может также привлекаться для поражения морских и наземных целей и воздушной разведки. Основным видом боевых действий истребителя является воздушный бой. Имеет… …   Морской словарь

  • Истребитель — ИСТРЕБИТЕЛЬ. См. Дестройеръ …   Военная энциклопедия

  • ИСТРЕБИТЕЛЬ — боевой самолет для уничтожения летательных аппаратов противника в воздухе; применяется также для поражения наземных целей и воздушной разведки. Является реактивным сверхзвуковым всепогодным самолетом, оснащенным ракетным, бомбардировочным и… …   Юридическая энциклопедия

  • ИСТРЕБИТЕЛЬ — боевой самолёт для уничтожения самолётов и беспилотных средств противника. И. применяют для ведения воздушной разведки, а также для поражения наземных или морских целей …   Большая политехническая энциклопедия

  • Истребитель — Сюда перенаправляется запрос «Перехватчик». На эту тему нужна отдельная статья …   Википедия

  • dic.academic.ru

    Самые быстрые истребители в мире

    Самолеты являются одними из самых быстрых воздушно-транспортных средств, способных развивать скорость свыше 1500 км/ч. Огромное значение скорость имеет в первую очередь для военных самолетов, которые должны мгновенно реагировать и выполнять опасные, повышенной сложности задачи. Они способны преодолевать рубеж скорости в 2000 км/ч, что составляет более 2 Махов.

    В топ-10 вошли самые быстрые истребители в мире, которые в настоящее время находятся на вооружении многих государств.

    10. Рафаэль | Скорость 1 900 км/ч

    Французский военный самолет «Рафаэль» (Rafale) открывает список самых быстрых истребителей в мире. Воздушное судно способно выполнять широкий спектр задач, как на близких, так и дальних расстояниях. Так же в его задачи входит поражение морских и наземных целей, разведка, завоевание превосходства в воздухе, нанесение высокоточного удара. Максимальная скорость на большой высоте составляет 1900 км/ч (1,8 Маха). Rafale был специально разработан для французских ВМС и ВМФ компанией Dassault Aviation. Истребитель принят на вооружение ВМС Франции в 2004 году. Всего произведено 145 воздушных единиц.

    9. Сааб JAS 39 Грипен | Скорость 2 200 км/ч

    «Сааб JAS 39 Грипен» (Saab JAS 39 Gripen) занимает девятую строчку среди самых быстрых многоцелевых истребителей в мире, разработанный шведской компанией СААБ Авмоникс в 1988 году. Он был введен в эксплуатацию в 1997 году и поставлен на вооружение ВВС Швеции. Также модификация эксплуатируется и за рубежом: Gripen стоит на вооружении ВВС Чехии, Венгрии, Таиланда и ЮАР. Военный самолет может быть использован как штурмовик, разведчик и истребитель. На большой высоте он способен развивать максимальную скорость до 2200 км/ч (2.0 Маха). Компанией выпущено порядка 270 воздушных единиц JAS 39, 204 из которых эксплуатируются исключительно ВВС Швеции.

    8. МиГ-29 | Скорость 2 415 км/ч


    Многоцелевой военный самолет МиГ-29 — один из самых быстрых советских истребителей. Максимальная скорость воздушного судна при большой высоте составляет порядка 2415 км/ч (2.3 Маха). Истребитель способен взлетать и садиться на неподготовленные аэродромы со слабо развитой инфраструктурой для обеспечения полетов. МиГ-29 применялся во многих военных конфликтах и хорошо зарекомендовал себя, как защитник неба. Истребитель может вести активный бой и при этом выполнять активные маневры. Он способен выполнять перехват самолетов-разведчиков даже на очень низких высотах. Производство МиГ-29 продолжается и по сей день. Всего выпущено более 1500 воздушных единиц.

    7. МиГ-23 | Скорость 2 445 км/ч


    Среди самых быстрых истребителей в мире советский военный самолет МиГ-23 занимает седьмое место. Многоцелевой истребитель с крылом изменяемой стреловидности принимал участие во многих вооруженных конфликтах 80-х годов прошлого века. Максимальная его скорость на большой высоте составляет порядка 2445 км/ч, что равно примерно 2.35 Махам. МиГ-23 был введен на вооружение в 70-х годах и до сих пор стоит на вооружении таких стран, как Индия, Сирия и Ливия. Всего было произведено 3 630 истребительных модификаций.

    6. Тайфун | Скорость 2 450 км/ч


    Шестую позицию занял немецкий «Тайфун» (Typhoon), введенный на вооружение ВВС Германии в 2003 году. Максимальная скорость воздушного судна на высоте составляет 2450 км/ч или 2.0 Маха. Самолет маловидимый для радаров за счет использования технологий Стелс. Часть корпуса самолета покрыта специальными материалами, которые не отражают электромагнитные волны. Боевой радиус в режиме истребителя равен 1390 км. Многоцелевой истребитель также стоит на вооружении Великобритании, Италии, Австрии, Испании и Саудовской Аравии. На данный момент произведено около 500 воздушных единиц «Тайфун».

    5. Су-27 | Скорость 2 875 км/ч


    Пятая строчка достается советскому военному судну Су-27. Советский многоцелевой всепогодный истребитель четвертого поколения, создававшийся для завоевания превосходства в воздухе, был сконструирован ОКБ «Сухой» в 1977 году. В 1985 году самолет встал на вооружение ВВС СССР. Сейчас он находится в эксплуатации в ВВС России, являясь основным истребителем. Модификации Су-27 состоят на вооружении КНР, Украины, Индии и других государств. Максимальная скорость, на которую способен самолет — 2876,4 км/ч (2,35 Маха). Всего было произведено порядка 809 таких воздушных единиц.

    4. Грумман F-14 «Томкэт» | Скорость 2 485 км/ч


    Грумман F-14 «Томкэт» (Grumman F-14 Tomcat) является одним из самых быстрых истребителей в мире. Он был разработан в 70-х годах прошлого века американской компанией Grumman Aircraft Engineering Corporation. В 2006 году истребитель был выведен из эксплуатации ВМС США. В настоящее время поставляется в Иран, где и состоит на вооружении государства. Истребитель-перехватчик четвертого поколения имеет систему, позволяющую сопровождать 24 цели, а также совершать захват и запуск по 6 из них одновременно на различных высотах и дальностях. Всего было произведено 712 воздушно-военных единиц. Крейсерская скорость «Томкэт» — 2485 км/ч (2.34 Маха).

    3. Макдоннел-Дуглас F-15 «Игл» | Скорость 2 650 км/ч


    Американский всепогодный тактический истребитель Макдоннел-Дуглас F-15 «Игл» (McDonnell Douglas F-15 Eagle) открывает тройку самых быстрых самолетов в своем классе. Он был передан в эксплуатацию в 1976 году. В настоящее время состоит на вооружении ВВС США, где пробудет вплоть до 2025 года. Создавалась данная модификация американской компанией для завоевания превосходства в воздухе. Максимальная скорость, на которую способен Макдоннел-Дуглас F-15 «Игл» на предельной высоте, составляет 2650 км/ч (2,5+ Маха). Всего было произведено порядка 1500 воздушных единиц. Помимо США, истребители эксплуатируются Израилем, Японией и Саудовской Аравией.

    2. МиГ-25 | Скорость 2 700 км/ч


    МиГ-25 занимает второе место среди самых быстрых истребителей в мире. Рекордные показатели, которые были зарегистрированы при полете на военном судне, составили 2700 км/ч (3.2 Маха). Советский сверхзвуковой истребитель третьего поколения создавался для перехвата американских разведывательных суден. Скорость звука МиГ-25 равняется 3,2 скорости звука, что позволяет ему поражать цели на высоте до 25 км. Военно-воздушное судно активно принимало участие во многих военных конфликтах. Сейчас истребитель состоит на вооружении ВВС России и Украины. Всего было произведено около 1200 воздушных единиц.

    1. МиГ-31 | Скорость 3 000 км/ч

    Всепогодный истребитель-перехватчик МиГ-31 возглавляет рейтинг самых быстрых в мире. Его основным назначением является перехват и уничтожение воздушных целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей. Воздушное судно поступило на вооружение ВВС СССР в 1981 году. Сейчас МиГ-31 эксплуатируется ВВС России. Максимально развиваемая истребителем скорость на большой высоте — 3000 км/ч (2.82 Маха). Всего было произведено 519 воздушных единиц.
    https://www.youtube.com/watch?v=DsYL4qvIKag

    top10a.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *