Миг 31 самолет – МиГ-31 — Википедия

Содержание

технические характеристики, максимальная скорость и высота, фото, видео полета в стратосферу

МиГ-31 — это сверхзвуковой перехватчик-истребитель четвертого поколения. В НАТО его назвали “Foxhound” — “лисья гончая”. Самолет разработали в ОКБ МиГ в 1970х годах. Его предназначение — уничтожение целей в воздухе на разных высотах и в любых погодных условиях. Четыре МиГ-31 могут брать под контроль пространство шириной 1100 км.

Это первый в мире истребитель с радиолокационной станцией, который производился серийно. Он пришел на смену устаревшему Ту-128. МиГ-31 все еще сохраняет пальму первенства и по скорости, и по высоте полета. Всего было изготовлено около 500 моделей. О технических характеристиках самолета МиГ-31 будет рассказано ниже.

Историческая справка

В 60х годах было принято решение и проектировании истребителя нового поколения, который пришел бы на смену перехватчику Ту-128. В начале 70х годов был выбран проект, представленный ОКБ МиГ, с системой “Заслон”. Производство было начато почти сразу после утверждения проекта. Первая испытательная модель была представлена в 1975 году.

За основу для разработки МиГ-31 был взят другой истребитель — МиГ-25. Отличие состояло в том, что экипаж на первом состоял из двух человек — пилота и штурмана.

МиГ-31.

К концу 80х годов испытания самолета были полностью закончены и очень успешно. Истребители начали выпускать серийно для строевых частей авиации войск ПВО. Год спустя стали поступать модели с системой “Заслон”. Уже в 1983 году истребители поступили в распоряжение войск на Дальнем Востоке.

Сейчас самолеты МиГ-31 используются армиями России и Казахстана.

Характеристики и особенности

Планер этого военного самолета был выполнен по типу МиГ-25. Крыло — в форме трапеции и расположено высоко. Оперение — двухкилевое вертикальное и горизонтальное цельноповоротное. В середине фюзеляжа установлено семь топливных баков. Около крыльев и киля есть еще шесть дополнительных баков для топлива. Самолет может брать на борт топлива до 17 330 кг.

Носовая часть выполнена из алюминиевых сплавов. Остальной корпус сделан из титана и стали. Если вы посмотрите на фото кабины МиГ-31, то заметите, что она разделена на две части. Впереди садится пилот, а сзади — штурман-оператор. Обе — герметичные. Для обеспечения безопасности летчиков установлены катапультируемые кресла.

Фото кабины Миг-31.

Максимальная скорость МиГ-31 на малой высоте — 1500 км/ч, а на большой — 3000 км/ч. Дозвуковая крейсерская скорость составляет 950 км/ч, а сверхзвуковая — 2500 км/ч. Что касается прочих характеристик МиГ-31, то его габариты следующие: длина — 22,69 м., размах крыла — 13,46 м., а высота — 6,15 м. Масса пустого самолета — 21 820 кг.

Схема МиГ-31.

Истребитель перехватчик МиГ-31 может летать на расстояние — до 5400 км всего с одной дозаправкой. В воздухе может находиться 3,3 часа.

Рекорд высоты МиГ-31 — 20 600 м., а динамический потолок высоты полета МиГ-31 составляет 30 000 км. Это означает, что самолет может подниматься на уровень стратосферы, откуда хорошо видна круглая планета Земля.

Для того, чтобы подняться на такую высоту, летчики надевают специальные гермошлемы и высококомпенсирующие костюмы. Это защищает их от нехватки кислорода. Видео полета МиГ-31 в стратосферу вы можете посмотреть чуть ниже.

Схема управления истребителя — механическая. Он оснащен двумя турбореактивными двигателями Д-30Ф6.

На вооружение МиГ-31 может брать бомбы и ракеты общей боевой нагрузкой до 3000 кг.

Заключение

МиГ-31 — это истребитель четвертого поколения, который может подниматься даже в стратосферу. Он был разработан в 70х годах прошлого века и пришел на смену устаревшему перехватчику Ту-128. Его цель — уничтожение воздушных целей на разных высотах, в любых условиях. Производство было остановлено, но истребители все еще используются в ВВС России и Казахстана.

Похожие публикации

nasamoletah.ru

Технические характеристики истребителя-перехватчика, максимальная скорость, боевое применение

В 1968 году конструкторское бюро Микояна получило правительственный заказ на разработку новейшего истребителя-перехватчика, способного решать многочисленные задачи, вставшие перед ВВС СССР, в связи с нарастающим напряжением международной обстановки.

Участившиеся случаи нарушения воздушных границ Советского Союза новейшими самолетами требовали решительных мер. Инженеры КБ Микояна приступили к выполнению задания, не зная, что на их кульманах родится один из лучших летательных аппаратов страны — самолет МиГ-31.

История создания истребителя МиГ-31

Перед инженерами военные поставили задачи, требовавшие принципиально нового решения. Система ПВО нуждалась в многоцелевой машине, способной не только вести борьбу с воздушными судами вероятного противника, но так же противостоять ракетам различных классов.

При этом по техническому заданию, перехватчик должен был иметь достаточно большой радиус действия для надежного прикрытия охраняемой области. Первоначально многие конструкторские решения встречали сопротивления консервативно настроенных военных летчиков и части инженеров.

Наибольшие проблемы ждали конструкторов при выполнении задачи размещения в корпусе нового самолета систем управления вооружением, а также бортовой РЛС (радиолокационной станции) «Заслон».

В 1969 году специалисты-приборостроители из НИИ им. Тихомирова предложили неожиданный вариант решения этой проблемы, представив революционный по тем временам прибор, размещение которого считалось авантюрой.

Для самолета разрабатывали принципиально новую фазированную антенную решетку (ФАР). Руководивший проектом, маршал авиации Савицкий рисковал всем, согласившись на испытания экспериментального устройства. Но его надежды, равно как и надежды всех участников создания ФАР, оправдались.

Параллельно шли разработки ракеты Р-33, которой предстояло стать главным оружием МиГ-31.

К конструкторам предъявлялись жесткие условия:

  • Поражение цели изделием на дальней дистанции
  • Малый вес готового изделия

В активе будущего воздушного судна закладывалось минимум 4 такие авиаракеты. Испытания Р-33 завершились одновременно с «Заслоном» в 1981 году, после чего машина окончательно встала на вооружение. На тот момент, МиГ-31 уже 2 года стоял в серийном производстве.

Интересный факт. Работы над созданием перехватчика ускорились после побега в 1976 году летчика Беленко в Японию на МиГ-25. В спешном порядке пришлось снимать с производства, разобранную до самых мелких узлов американцами модель, и скорее принимать на вооружение дорабатываемый истребитель перехватчик МиГ-31.

Новая модель явилась первым советским истребителем в рамках 4-ого поколения и на голову превосходила как МиГ-25, так и аналогичные машины вероятного противника. По классификации НАТО перехватчик получил прозвище «Foxhound» — лисья гончая, порода собак, известная своей высокой скоростью и выносливостью.

Конструкция истребителя-перехватчика

На внешний вид и конструкции самолета МиГ-31 серьезно повлияла одна из лучших машин того времени — МиГ-25, снятый с производства из-за побега Беленко. Конструктивно 25-й имел громадный потенциал для развития.

Его то и использовали конструкторы КБ-155, разрабатывавшие МиГ-31 в качестве основы.

Основные характеристики конструкции перехватчика:

  • трапециевидное крыло, расположенное в верхней части корпуса
  • цельноповоротный стабилизатор
  • нормальная аэродинамическая схема
  • «фирменное МиГовское» двухкилевое оперение машины.

Планер МиГа также получил серьезные изменения, коснувшиеся сплавов, используемых для корпуса. 50% составляла нержавеющая сталь против 80% у МиГ-25. 33% приходилось на сплавы на основе алюминия, 16% корпуса создавались из титана, 1% — прочие материалы. Такая раскладка позволила серьезно снизить вес планера, дав возможность использовать ресурс грузоподъёмности с большей пользой.

В конструкции машины предусматривалось большое количество емкостей для топлива. Всего конструкция вмещала 17330 килограммов топлива, распределенных между 7 баками в фюзеляже, 5 баками в крыльях и 2 килевыми баками. В случае необходимости под крыльями подвешиваются дополнительные баки, 2 емкости на 2500 литров каждая.

Важным изменением было установка гаргрота в средней части фюзеляжа, сверху. Это дало преимущества как в защите жизненно важных элементов в управлении, так и в обтекаемости фюзеляжа. К слову, управление на борту механическое, и гаргрот как нельзя лучше защищает жесткие тяги и проводку на данной машине.

Однако 31-й имел и некоторые отличия от своего предшественника. Так, у нового перехватчика были убраны некоторые детали из нержавеющей стали на корпусе. Это было связано с уменьшением нагрева в силовой части корпуса фюзеляжа.

Кроме того, МиГ-25 был одноместным аппаратом, 31-й же получил, помимо пилота, еще и штурмана-оператора, который размещался за спиной пилота.

С этим связывается, популярная среди летчиков шутка о том, что после перелета Беленко в каждом полете пилота будет сопровождать «особист». Конечно же, это лишь шутка.

Новая машина имела сложнейшее радиотехническое оборудование, справится с которым в одиночку затруднительно. Штурман-оператор выполнял задачи контроля пространства в воздухе и разрабатывал при помощи приборов тактические приемы, необходимые для перехвата и поражения групповых целей.

Шасси и система торможения

Конструкция шасси истребителя МиГ-31 так же заслуживает особого внимания.

Борт осуществляет посадку на трехстоечную конструкцию. Переднее шасси усилено двумя пневматическими механизмами и представляет собой конструкцию из двух колес размером 660×200 мм.

Важным отличием от МиГ-25 стало то, что теперь переднее шасси убирается назад. Расположенные в нижней части фюзеляжа боковые шасси выполнены в виде двухколесных тележек.

Размер колес 950×300 мм, убирают они вперед. Интересно решение, при котором тормозные щитки опоры шасси одновременно выполняют функцию створок.

Шасси МиГ-31 позволяют данной машине приземляться на любой взлетно-посадочной полосе (ВПП) приемлемого качества. Лед или грунт, конечно, не лучшая ВПП для истребителя-перехватчика, но он способен базироваться и на таких аэродромах.

Это чрезвычайно важно в условиях эксплуатации 31-ого в малонаселенных областях Сибири и Дальнего Востока, не избалованных инфраструктурой.

В конструкции так же предусмотрен контейнер с тормозным парашютом в задней части фюзеляжа.

Двигатель и скоростной потенциал

Силовая установка аппарата представлена двумя двигателями Д-30Ф6. Этот образец двухконтурный: внутренний и наружный контуры смешивают потоки за турбиной.

Характеристики каждого из двух двигателей впечатляют даже конкурентов 5-ого поколения истребителей:

  • 9270 кгс показатель бесфорсажной тяги на максимуме возможностей;
  • 15510 кгс аналогичный показатель форсажной тяги
  • 2420 кг сухая масса.

Двигатели позволяют образцу развивать предельно максимальную скорость около 3000 км/час. Этот показатель является лучшим среди аналогичных самолетов отечественного и зарубежного производств.

Но главный сюрприз — он способен развивать сверхзвуковые скорости не на короткое время (к примеру, 15 минут для Су-35), а на время, буквально ограниченное запасами топлива. С учетом того, что в носовой части разработан Г-образный кронштейн для дозаправки в воздухе, образец обладает неиссякаемым потенциалом.

Российские летчики установили рекорд нахождения в воздухе именно на этой машине. Он составил 7 часов 4 минуты, пройдя 8000 км, что для истребителей является нонсенсом.

Оборудование кабины

Штурман-оператор оснащен передовыми электронными устройствами, аналогов которых нет практически во всех аналогичных самолетах мира. Тактическая обстановка, навигационное оборудование транслируются на крупный индикатор. Таким образом, оператор способен следить за всеми возможными ситуациями в небе.

Перед пилотом установлен цветной индикатор, отображающий практически каждый аспект технических данных о состоянии самолета в полете. Шкалы, индексы, реперы дают исчерпывающий анализ для дальнейших действий экипажа.

Для безопасности пилотов установлены кресла-катапульты. К сожалению, они иногда жизненно необходимы.

С самолетами этой серии произошло несколько крушений, по разным причинам. И к счастью, система катапультирования спасала жизни пилотам.

Вооружение истребителя

Образец прекрасно вооружен для выполнения, поставленных перед ним задач.

В боевой комплект самолета входят:

  • 23-мм 6-ти ствольная пушка ГШ-6-23 с боезапасом в 260 патронов при скорострельности 8 000 выстрелов/минуту
  • 4 управляемые ракеты (УР) типа Р-33, дальнего действия. Дальность ракет увеличивалась с 120 км (образец 1981 года) до 304 км (образец 2012 года)
  • 2 управляемые ракеты среднего действия Р-40Т. Дальность зависит от модели и варьируется от 80 до 110 км.
  • 4 управляемые ракеты малого действия Р-60, Р-60М и Р-73
  • возможность использования бомб с лазерным целеуказанием
  • боевая нагрузка в зависимости от типа и модели варьируется от 3000 до 9000 кг.

РЛС «Заслон» позволяет использовать ракеты с наибольшей эффективностью. Система выявляет стратегический бомбардировщик вероятного противника на расстоянии в 200 км, а истребитель сопровождения — на расстоянии в 120 км.

Осуществлена возможность захвата небольших объектов на фоне земли — это дает возможность уничтожать не только управляемые летательные аппараты, но и крылатые ракеты. Система обеспечивает надежное поражение цели управляемой авиаракетой на максимальных дистанциях.

При этом «Заслон» дает возможность захватывать и вести до 10 целей одновременно, атакуя при этом с помощью УР 4 цели.

Авиаракеты помещаются в нижней части фюзеляжа и под консолями крыльев на утопленных пилонах, не нарушая аэродинамику истребителя. Пушка ГШ-6-23 расположена в нижней части фюзеляжа. Для улучшения аэродинамических качеств в небоевом положении она прячется под створкой-обтекателем.

Модификации

Работа над данным проектом не завершилась после принятия на вооружение МиГ-31, потенциал был слишком велик. Не стояла на месте электроника, перед конструкторами ставились новые, более сложные задачи.

Поэтому уже через несколько лет были разработаны различные модификации, а именно:

  • МиГ-31М – данная модель получила выход в свет в 1993 году. В отличие от основной модели, эта имела усиленное вооружение и электронику. Вносилось множество мелких изменений и доработок, позволивших улучшить качества образца, однако в серию он так и не пошел;
  • МиГ-31Б – разновидность, производившаяся серийно с 1990 года, впервые была оборудована системой дозаправки в воздухе;
  • МиГ-31БМ – самолет, модернизированный еще для Российских ВВС в 1998 году, и являющийся на данный момент самым совершенный серийным образцом данной линейки самолетов;
  • МиГ-31Д – одноместный вариант, способный бороться со спутниками вероятного противника с помощью ракет 79М6 «Контакт», также не пошел в серию;
  • МиГ-31И – приспособленный доставлять на орбиту от 600 до 300 километров небольшие космические аппараты разного назначения;
  • МиГ-31ЛЛ – летающая лаборатория, приписанная к одному из НИИ города Жуковский, главного города российских авиаторов;
  • МиГ-31Ф – принципиально новая машина данной серии, проектировавшаяся как фронтовой истребитель, рассчитанный на штурмовку наземных целей и непосредственную поддержку сухопутных сил.

Эксплуатация

Летательный аппарат находится на вооружении с 1981 года. До развала СССР успели создать около 500 единиц. Большая часть находилась на территории России, некоторая — передана ВВС Казахстана. С момента принятия на вооружение, данная машина стала настоящей головной болью летающих разведчиков стран НАТО, совершавших полеты над территорией Советского Союза.

До этого ни один перехватчик не мог соперничать с американскими пилотами. Новый перехватчик превосходил машины, незаконно летавшие над территорией СССР, в результате им эти полеты пришлось свернуть. Возможность рассматриваемого МиГа сбивать спутники также повлияла на полетные задания аппаратов-разведчиков.

31-е почти не использовались в современных локальных войнах, так как тип конструкции был «заточен» именно на перехват летательных аппаратов и ракет, которые ни в Афганистане, ни в Чечне противниками советской, а затем российской армии, не использовались. Во время Второй кампании в Чеченской республике пара четверок МиГов несла дежурство, но они лишь осуществляли радиолокационную разведку. В небе Сирии четве

warbook.club

МиГ–31. Сорок лет, полёт нормальный

Даже спустя 40 лет после своего первого полёта, МиГ-31 в обновлённом варианте остаётся в числе лучших боевых машин в мире.

Долгая дорога в небо

МиГ-31 – героический солдат «холодной войны». Создание всепогодного дальнего истребителя-перехватчика началось в далёком 1968 году. В нём принимали участие лучшие силы ОКБ Микояна. В разное время разработкой руководили ведущие конструкторы А. Чумаченко, Г. Е. Лозино-Лозинский (впоследствии возглавивший проект «Буран-Энергия») и К. К. Васильченко. Один из создателей МиГ-31 Г. Е. Лозино-Лозинский

Опытный прототип будущего перехватчика впервые подняли в небо в сентябре 1975 года лётчики А. В. Федотов и В. С. Зайцев. Прошло долгих 16 лет прежде чем началось серийное производство МиГ-31, а в 1983 году началась их служба в войсках ПВО.

На дальних рубежах

Коллективу конструкторов и инженеров КБ МиГ понадобилось полтора десятка лет для воплощения в металл идеи первого советского истребителя 4-го поколения, потенциал которого не иссякает до сих пор.

Его полное название – авиационный ракетный комплекс перехвата МиГ-31, которым оснащались части истребительной авиации ПВО. Он способен перехватывать и уничтожать на дальних подступах всё, что представляет опасность для страны — от крылатых ракет и маловысотных спутников до гонимых ветром аэростатов.

Ни высота, ни скорость нарушителя границы, ни погодные условия, ни время суток не являются для него препятствием при выполнении задачи. Части, оснащённые перехватчиками МиГ-31, прикрывали наиболее важные участки воздушных границ СССР. Показательный факт: с появлением МиГ-31 американцы навсегда отказались от попыток проникновения на нашу территорию с помощью SR-71.

Тактико-технические характеристики МиГ-31
Максимальная взлетная масса46200 кг
Максимальная скорость полета
3000 км/ч
Практический потолок20600 м
Дальность полета3300 км
Продолжительность полета:
   с подвесными баками
   с дозаправкой

3,6 ч
7 ч
Размах крыла13,46 м
Длина самолета22,69 м
Высота самолета5,15 м
Площадь крыла61,60 м2
Масса:
   пустого самолета
   нормальная взлетная
   максимальная взлетная

21820 кг
41000 кг
46200 кг
Тип двигателя2 ТРДДФ Д-30Ф-6
Максимальная тяга:
   бесфорсажная
   форсажная

2 x 91,00 кН
2 х 152.00 кН
Макс. эксплуатационная перегрузка5
Экипаж2 чел
Вооружениеодна 23-мм пушка ГШ-6-23М,
боевая нагрузка — 3000 кг,
4 УР большой дальности Р-33,
2 УР средней дальности Р-40Т и
4 УР малой дальности Р-60, Р-60М

Боевой потенциал

До сих пор МиГ-31 поражает своей мощью и красотой. Он вобрал в себя всё лучшее от своего легендарного предшественника – МиГ-25. Разработчики остались привержены традиционной аэродинамической схеме, трапециевидному крылу и двухкилевому оперению с цельноповоротными стабилизаторами. Повышенную устойчивость истребителю добавляли дополнительные подфюзеляжные кили.

Корпус из титановых сплавов и жаропрочных сталей полностью адаптирован к высоким температурам на сверхзвуковых скоростях. Самолёт легко взлетал и мягко садился, опираясь на надёжное трёхстоечное шасси.

Из ворот авиастроительного предприятия Миг-31 выходил, имея вес чуть более 20 тонн. Чтобы превратиться в грозного воздушного бойца, ему необходимо облачиться в «доспехи», имеющие почти такой же вес. Это около 20 тонн топлива и около 5 тонн боевой нагрузки. В том, что МиГ-31, способный разогнаться до 3000 км/ч, сможет разобраться с любым противником, не может быть сомнений.

Бортовая РЛС может обнаружить и сопровождать до 24 целей на дальности свыше 300 км. После обработки данных бортовой компьютер выберет шесть наиболее важных целей, подлежащих первоочередному уничтожению. Остальное довершат 8 ракет «воздух-воздух» или мощная 6-ствольная пушка схемы Гатлинга калибра 23 мм.

Бортовая РЛС МиГ-31

Ещё одна важная особенность МиГ-31 – работа в группе. Звено из 4-х перехватчиков может контролировать воздушное пространство на 900-километровом участке, чётко взаимодействуя между собой.

Второе дыхание

Командование ВВС возлагает большие надежды на МиГ-31БМ – наиболее перспективную обновленную версию. Самолету по силам взаимодействие с наземными зенитно-ракетными комплексами, осуществление функций воздушного контрольного пункта, командующего несколькими типами истребителей. На данный момент он единственный, кто может перехватывать и уничтожать малозаметные крылатые ракеты, летящие на предельно малой высоте.

В сентябре прошлого года в районе Аляски средства ПВО США засекли российские стратегические бомбардировщики ТУ-95, приближающиеся к так называемой 200-мильной зоне опознавания. Пилоты поднятых перехватчиков F-22 к своему немалому удивлению обнаружили вместо них… заправщик Ил-78М в сопровождении пары МиГ-31БМ.

Как оказалось, российские лётчики отрабатывали вариант их использования в качестве прикрытия ударных бомбардировщиков, которым они будут при необходимости «расчищать дорогу» для нанесения ядерного удара.

www.techcult.ru

Миг-31

Миг-31

Миг-31 – это скоростной высотный истребитель-перехватчик. Он предназначен не для ближнего, манёвренного боя. Он предназначен только для уничтожения скоростных целей, летящих на высотах от 25 метров до 37 километров. Физический потолок Миг-31 равен 37 650 метров. Стремительный рост скоростей самолётов – истребителей замедлился после того как была достигнута тройная скорость звука. Дело в том, что дальнейшее увеличение скорости истребителя привело бы к значительному усложнению и удорожанию конструкции. Поэтому в дальнейшей работе решили сосредоточиться на другом, совершенствовать бортовое оборудование и вооружение. Это и послужило началом истории истребителя — перехватчика

Миг-31.

Миг-31.

Во времена холодной войны очень сложной задачей для советской ПВО была охрана северных и дальневосточных рубежей страны. Там нельзя было развернуть достаточное количество радиолокационных станций и аэродромов. В таких условиях потребовался перехватчик с большим радиусом действия. Существующий на то время перехватчик Миг-25 не обладал достаточным радиусом действия. Положение было усугублено и тем, что изменилась и тактика действия ударных самолётов, которые стали пытаться преодолевать систему ПВО на сверхмалых высотах полёта. Вдобавок, ко всему, в это время, появились крылатые ракеты, которые летели на сверхмалых высотах с огибанием рельефа

местности и имели относительно небольшие размеры.

Истребитель-перехватчик Миг-31

Принципы создания перехватчика Миг-31 явились дальнейшим логическим продолжением развития уже существующего истребителя-перехватчика Миг-25. Первое и основное отличие этих машин в том, что Миг-25 был перехватчиком «один в один», то есть один самолёт, предназначенный для уничтожения одной цели в один и тот же момент времени. Миг-31 стал способен уничтожать несколько целей одновременно.

Судя по опыту эксплуатации разных советских истребителей, существующих на тот момент, нам не хватало всевысотности, дальности, скорости полёта на сверхмалых высотах,

радаров достаточной мощности, ракет с большой дальностью полёта.

Так же нужен был самолёт способный противостоять даже большим группам целей во взаимодействии с другими самолётами. Управление этой группы должно было осуществляться с помощью специальной аппаратуры передачи данных.

Миг-31 над тайгой

Разработка Миг-31 началась в 1968 году. Это первый советский истребитель, на который установили двухконтурные турбореактивные двигатели. Они являются более экономичными на бесфорсажном режиме и к тому же имеют меньшие размеры. Большая экономичность двигателей позволила увеличить запас топлива на самолёте. Двигатель

имеет обозначение Д-30Ф-6. Суммарная тяга двух двигателей на форсажном режиме 31 т/сек. Крыло имеет развитую механизацию – предкрылки и закрылки. Это увеличивает подъёмную силу на малых скоростях полёта. Время патрулирования Миг-31 без дозаправки 3,5 часа. Это в два раза больше, чем у Миг-25.

Скорость и высота полёта Миг-25 и Миг-31 отличаются не сильно. Главное их отличие в вооружении и электронной начинке. Миг-25 одноместный самолёт, а Миг-31 двухместный. На Миг-31 в передней кабине сидит первый пилот, а в задней кабине сидит

штурман-оператор. Соответственно боевая эффективность Миг-31 на порядок выше. При необходимости штурман-оператор может взять управление самолётом на себя. В кабине штурмана-оператора установлен большой круглый экран по отображению радиоэлектронной информации о тактической обстановке вокруг самолёта. Обязанности экипажа распределили такКомандир корабля пилотирует машину, выполняет пуски ракет, стрельбу из пушки и принимает окончательные решения по ситуации. Штурман прокладывает маршрут, при необходимости изменяет его и выполняет подготовку к воздушному бою.

Миг-31 РЛС с фазированной антенной решёткой

Система управления вооружением Миг-31 получила название «Заслон». Её основа радиолокационная станция с фазированной антенной решёткой. На Миг-25 радиолокационная станция была с механическим поворотом локатора, а на Миг-31 пространство сканирует электронный луч радиолокационной станции и делает он это мгновенно. Причём РЛС с фазированной антенной решёткой выдаёт координаты сразу нескольких целей. На Миг-25 РЛС давала координаты только одной цели, а на Миг-31 сразу десяти. Причём компьютер определяет наиболее опасные из них. Дальность обнаружения до 400 километров. «Заслон» обеспечивает полный комплекс боевых операций. Он обнаруживает, сопровождает, выдаёт решение на захват цели.

Работа пилота сводится к тому, чтобы сделать необходимый манёвр вправо, влево, вверх, вниз, совместить перекрестье прицела с отметкой цели и нажать кнопку.

Миг-31 – это первый истребитель-перехватчик, способный уничтожать сразу несколько целей ОДНОВРЕМЕННО, в том числе крылатые ракеты, летящие на сверхмалой высоте — до 25 метров. Он делает пуск ЧЕТЫРЁХ ракет по ЧЕТЫРЁМ разным целям в одной атаке, примерно в течение 10-ти секунд. Перехватчик может работать без средств наземного наведения на цели.

На машине установлена помехозащищённая система кодированной передачи данных. Это позволяет нескольким самолётам обмениваться информацией о воздушной обстановке между собой и передавать её на землю.

Группа из ЧЕТЫРЁХ машин Миг-31 способна контролировать воздушное пространство шириной 1200 километров. Миг-31 может использоваться как командный пункт для управления другими типами самолётов, например Су-30.

Так же Миг-31 оборудован, прибором теплового обнаружения с дальностью работы 50 километров.

Миг-31 скоростной высотный перехватчик

Первый экземпляр самолёта Миг-31 был построен летом 1975 года. Лётчик-испытатель Александр Федотов первый раз поднял машину в небо 16-го сентября 1975 года. Машина была принята на вооружение в мае 1981 года. Его массовое поступление в войска началось в первой половине 80-х годов 20-го столетия. К концу 80 годов самолёты были разбросаны на более, чем 20-ти аэродромах по всей территории СССР.

Некоторые технические характеристики самолёта Миг-31. Размеры самолёта: Длина 22,7 метра, Высота 6,15 метра, Размах крыла 13,46 метра. Максимальный взлётный вес 46 200 килограммов. Максимальная скорость полёта на потолке 3 800 км/ч. Рабочая высота полёта около 30 000 метров. Дальность полёта около 4 000 километров.

Миг-31, при своём весе более 40 тонн, классифицируется как воздушный корабль. Самолёт пришёл на смену нескольким другим перехватчикам, но существенно превосходил их по боевым характеристикам. Экипажам пришлось привыкать к длительным полётам. Полёты могли проходить над Северным Ледовитым океаном, а это придавало дополнительную психологическую нагрузку.

Миг-31 на земле

Миг-31 вооружён четырьмя ракетами большой дальности «Р-33». Они подвешиваются под фюзеляж. Ракета «Р-33» обладает дальностью полёта 120 км. Она способна поражать скоростные цели на высотах от 25 метров до 35 километров. Под крыло на пилоны подвешиваются четыре ракеты ближнего боя «Р-60» или две ракеты средней дальности «Р-40». Так же Миг-31 вооружён шестиствольной пушкой «ГШ-6-23. Калибр 23 мм, боекомплект 260 снарядов. Она находится в обтекателе за правой стойкой шасси.

Иностранные разведки естественно проявляли неподдельный интерес к этому самолёту. До определённого времени удавалось довольно эффективно скрывать Миг-31 от посторонних глаз и не выдавать о нём никаких сведений. Но в 1985 году в Москве был задержан органами КГБ некий Адольф Толкачёв – сотрудник одного из оборонных предприятий. Оказалось, что он передавал на запад сведения о вооружении Миг-29 и Миг-31. Это послужило дополнительным толчком для дальнейшего совершенствования этих самолётов.

Миг-31

Новая модификация Миг-31 получила улучшенную РЛС и доработанные ракеты «Р-33». Обновлённая версия получила название Миг-31Б. Так же было установлено устройство по дозаправке в воздухе. Это увеличило радиус действия самолёта. Это было особенно важно в северных широтах.

Тридцатого июля 1987 года впервые в Мире на истребителе-перехватчике Миг-31 был совершён перелёт через Северный полюс. Машина находилась в воздухе 7 часов. Дозаправка в воздухе в этом полёте осуществлялась дважды.

К началу 90-х годов было выпущено около 500 перехватчиков Миг-31 различных модификаций.

МиГ-31 в небе

Готовилась к запуску в серийное производство следующая модификация – Миг-31М. У него была новая электронная начинка, были внесены конструктивные изменения для улучшения лётных характеристик, были установлены новые – более экономичные двигатели с большей тягой, увеличено количество топлива. На модификации Миг-31М был установлен прицельный комплекс «Заслон М». Он мог сопровождать одновременно уже 24 цели и уничтожать 6 из них ОДНОВРЕМЕННО. Количество дальних ракет, под фюзеляжем увеличилось с четырёх до шести. Дальность обнаружения и дальность уничтожения целей существенно увеличилась.

Но в 90-х годах произошёл развал страны и модификация «М» не прошла до конца даже испытания. Технический задел, заложенный в Миг-31М, был использован при модернизации уже существующих самолётов. Они, конечно, не получились с характеристиками Миг-31М, но определённый сдвиг в лучшую сторону произошёл.

МиГ-31 совершает посадку на американском авианосце

Первые модернизированные машины поступили в войсковые части в 2008 году. Они обозначаются Миг-31БМ. Эта модификация получила многофункциональные дисплеи в кабине, машину оборудовали спутниковой навигацией, количество точек подвески под крылом увеличилось с двух до четырёх. По некоторым боевым задачам Миг-31БМ стал почти в четыре раза эффективнее. Фонари кабин поднимаются и опускаются с помощью сжатого азота. Возросшая масса машины потребовала сделать основные стойки шасси не одно, а двухколёсными. Это позволяет использовать Миг-31БМ с ледовых аэродромов.

На сегодняшний день Миг-31 самый мощный комплекс перехвата в России. Он будет использоваться ещё долгое время.

 

на Ваш сайт.

krasvozduh.ru

МиГ-31, Конструкция, ТТХ, схема

  ;  Компоновка и конструкция. По компоновочной схеме МиГ-31 близок к самолету МиГ-25П и представляет собой выполненный по нормальной аэродинамической схеме цельнометаллический высокоплан, с трапециевидным крылом, двухкилевым вертикальным и цельноповоротным горизонтальным оперением, двумя двигателями в хвостовой части фюзеляжа и трехопорным убираемым шасси.
    Планер МиГ-31 изготовлен из алюминиевых сплавов с рабочей температурой до 150º, а зоны высокого кинетического нагрева при больших сверхзвуковых скоростях выполнены из титана и нержавеющих сталей. За счет этого была снижена масса планера

  Сталь Титановые сплавы Алюминиевые сплавы
МиГ-25 80% 8% 11%
МиГ-31 50% 16% 33%

    Максимальная эксплуатационная перегрузка — 5g.
    В носовой части фюзеляжа расположен отсек радиолокационной станции. Экипаж — летчик и оператор системы вооружения — размещаются в двухместной герметичной кабине на катапультных креслах К-36ДМ по схеме тандем. Фонарь кабины экипажа имеет две откидывающимися вверх-назад створки. На самолетах МиГ-31Б слева перед кабиной размещена выпускаемая топливозаправочная штанга. На нижней поверхности фюзеляжа перед нишами основных опор шасси имеются тормозные щитки, выполняющие одновременно функции створок шасси. Они могут быть выпущены даже на сверхзвуковых скоростях.
    Трехлонжеронное крыло малого удлинения имеет угол стреловидности по передней кромке 41º. На верхней поверхности каждой консоли крыла установлен аэродинамический гребень. Задняя кромка крыла оснащена щелевыми закрылками и элеронами, передняя кромка — отклоняемым 4-секционным носком. Консоли цельноповоротного горизонтального оперения могут отклоняться как синхронно (для управления по тангажу), так и дифференциально (для управления по крену). Двухкилевое вертикальное оперение, установленное с углом развала 8º, оснащено рулями направления. Под хвостовой частью фюзеляжа с развалом 12º установлены дополнительные аэродинамические гребни. Система управления МиГ-31 механическая, с гидроусилителями во всех каналах.
    Основные опоры шасси самолета имеют оригинальную конструкцию. Вместо одного колеса диаметром 1300 мм, применявшегося на МиГ-25, они оснащаются тележкой с двумя колесами размерами 950х300 мм, при этом заднее колесо размещено не в следе переднего, а несколько сдвинуто наружу. Такое шасси значительно снижает давление на грунт, что позволяет эксплуатировать МиГ-31 с грунтовых и ледовых аэродромов. Передняя опора шасси снабжена спаркой колес размерами 660х200 мм с грязезащитными щитками.
    Силовая установка включает 2 двухконтурных турбореактивных двигателя Д-30Ф-6 (первоначально Д-30Ф) со смешением потоков наружнего и внутреннего контуров за турбиной, с форсажной камерой и регулируемым всережимным соплом створчатой конструкции. Тяга 9500 кгс на максимальном режиме и 15500 кгс на режиме полного форсажа. Воздухозаборники двигателей прямоугольного сечения боковые, регулируемые с помощью подвижных горизонтальных панелей. Внутренний запас топлива, размещаемого в 7 фюзеляжных, 4 крыльевых и 2 килевых баках, составляет 19500 л (16350 кг). На внешние подкрыльевые узлы могут дополнительно подвешиваться два топливных бака на 2500 л топлива каждый. Заправка — централизованная. Самолеты МиГ-31 более позднего выпуска, а также МиГ-31Б (БС) оборудуются системой дозаправки топливом в полете.
    Оборудование. Основу системы управления вооружением самолета составляет радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой РП-31 Н007 «Заслон», имеющая дальность обнаружения воздушных целей типа «истребитель» (ЭПР порядка 5 м2) до 180 км. Дальность автоматического сопровождения — 120 км. Зона одновременного сопровождения и обстрела целей +70º по горизонтали и +70/-60º по вертикали. На индикаторе РЛС в кабине оператора отображается большое число обнаруженных целей, из которых 10 принимаются на автоматическое сопровождение. Бортовой вычислитель «Аргон-К» выбирает из них 4 наиболее важные, на которые наводятся 4 ракеты «воздух-воздух» Р-33.
    Дополнительным средством обнаружения воздушных целей является теплопеленгатор 8ТК, размещенный под носовой частью фюзеляжа (дальность обнаружения — до 50 км, горизонтальный сектор обзора — +60º, вертикальный — +6/ -13º. В полетном положении теплопеленгатор убран в фюзеляж, а в рабочем — выпускается в поток. Теплопеленгатор сопряжен с РЛС и предназначен для скрытного (пассивного) обзора воздушного пространства, а также для выдачи целеуказания ракетам Р-40ТД и Р-60 с тепловыми головками самонаведения. В кабине летчика установлен прицельно-пилотажный индикатор ППИ-70В.
    Наибольшая боевая эффективность достигается групповыми действиями четырех МиГ-31, связанных между собой информационным взаимодействием через АСУ с автоматическим обменом информацией. Автоматический обмен тактической информацией между самолетами группы производится с помощью аппаратуры передачи данных АПД-518 на расстоянии до 200 км. Такой вариант боевого применения позволяет группе МиГ-31 из 4-х самолетов контролировать воздушное пространство шириной до 1000 км. Возможность ведения информационного обмена позволяют применять МиГ-31 для дальнего радиолокационного обнаружения, наведения на цель самолетов типа Су-27, МиГ-29. Целераспределение, а также назначение целей на атаку осуществляет ведущий группы по информации, отображаемой на индикаторе тактической обстановки с последующей автоматической передачей на борт ведомых перехватчиков.
Передача команд наведения на борт перехватчика с наземных командных пунктов осуществляется с помощью бортовой аппаратуры командной радиолинии управления 5У15К-11.
    Пилотажно-навигационное оборудование самолета включает систему автоматического управления САУ-155МП с системой ограничительной сигнализации СОС-3М-2 и комплекс навигации КН-25 с двумя инерциальными системами ИС-1-72А с цифровым вычислителем «Маневр», радиотехнической системой ближней навигации, посадки и определения взаимных координат «Радикал-НП» (А-312), радиовысотомером А-031, автоматическим радиокомпасом АРК-19, маркерным радиоприемником А-611, радиотехнической системой дальней навигации А-723 «Квиток-2» (на самолете МиГ-31Б). Дальняя радионавигация осуществляется в рамках двух систем: «Тропик» (аналогична западной системе «Лоран») с дальностью действия до 2000 км и точностью определения координат 130…1300 м и «Маршрут» (аналогична системе «Омега») с дальностью действия от 2 до 10 тыс.км и точностью определения координат 1800…3600 м. В состав радиосвязного оборудования входят УКВ радиостанции Р-800ЛГ и Р-862 и КВ радиостанция Р-864. На самолете имеется аппаратура предупреждения об облучении СПО-15 ЛМ «Береза» и устройство сброса пассивных помех УВ-3А.
    Вооружение самолета МиГ-31 состоит из ракет «воздух-воздух» и встроенной пушечной установки. Основным вариантом вооружения самолета являются 4 ракеты большой дальности Р-33, размещаемые парами одна за другой под фюзеляжем на авиационных катапультных устройствах АКУ-410. Кроме того, на внутренних подкрыльевых точках подвески могут размещаться две ракеты средней дальности Р-40ТД или четыре ракеты ближнего боя Р-60М с тепловыми головками самонаведения. Пушечная установка с 6-ствольной пушкой ГШ-6-23М калибра 23 мм с боекомплектом 260 патронов размещена в обтекателе на правом борту фюзеляжа.

Описание
Разработчик ОКБ им.А.И.Микояна
Обозначение МиГ-31
Кодовое наименование НАТО Foxhound (гончая)
Тип Дальний сверхзвуковой перехватчик
Год принятия на вооружение 1981
Экипаж, чел 2
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, м 22,688
Высота самолета, м 6,15
Размах крыла, м 13,464
Площадь крыла, м2 61,6
База шасси, м 7,113
Колея шасси, м 3,638
Максимальная взлетная масса (2 ПТБ), кг 46200
Нормальная взлетная масса, кг 41000
Масса снаряженного самолета, кг 21825
Масса топлива во внутренних баках, кг 16350
Полезная нагрузка, кг 4000 (3000)
Силовая установка
Число двигателей 2
Двигатель ДТРДФ Д-30Ф6
Тяга двигателя, кгс (кН) максимал 9500 (91)
на форсаже 15510 (152)
Летные данные
Боевой радиус, км при М=2,35 720
с подвесными баками 1400
Дальность полета, км практическая 2150
перегоночная 3300
Максимальная скорость полета, км/ч на уровне моря 1500
на высоте 17500 м 3000 (2,83)
Крейсерская скорость, (М=) 2500 (2,35)
Практический потолок, м 20600
Длина разбега, м 950-1200
Длина пробега, м 800
Вооружение
Пушка шестиствольная 23-мм ГШ-23-6
УР «воздух-воздух» Р-33 4
Р-60М 4


Источники информации:

  1. История и самолеты ОКБ МиГ / ООО «Крылья России», АНПК «МиГ», 1999, CD-ROM /
  2. Авиация и космонавтика №8. 1999
  3. Чемодан из Гастронома Mig-31 / А.Ларионов; Мир Авиации №3-99 /
  4. «Энциклопедия вооружений» / «Акелла», 1996 — CD-ROM /;
  5. «Энциклопедия вооружений» / «Кирилл и Мефодий», 1998 — CD-ROM /;
  6. «Истребители» /В.Ильин, М.Левин, 1997 /
  7. «Вестник авиации и космонавтики» 4’99

testpilot.ru

Истребитель-перехватчик МиГ-31 | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

Российский истребитель-перехватчик МиГ-31

История создания истребителя-перехватчика МиГ-31

Истребитель-перехватчик МиГ-31 — это дальнейшее развитие истребителя-перехватчика МиГ-25П. Он предназначен для использования в системе ПВО страны, способен выполнять длительное патрулирование и вести борьбу со всеми классами воздушных целей (в том числе малоразмерными крылатыми ракетами, вертолетами, высотными скоростными самолетами и даже (!) космическими спутниками на низких орбитах) в любое время суток, в сложных погодных условиях, при применении противником маневра и постановке им активных и пассивных радиолокационных помех и тепловых ловушек.

В 1972 году в ОКБ имени А.И.Микояна приступили к работам над усовершенствованным вариантом истребителя МиГ-25. Первоначально машина даже называлась МиГ-25МП. Как и МиГ-25, это был цельносварной самолет из специальных сплавов. Общее руководство по разработке и испытаниям возглавил Генеральный конструктор Р.А.Беляков. Новый самолет предназначен для борьбы как с высотными, так и с низколетящими целями, имеющими уменьшенную эффективную поверхность рассеивания.

В отличие от прототипа, экипаж нового истребителя-перехватчика состоял из двух человек, в состав радиоэлектронного оборудования был включен радио прицел, первоначально разрабатывавшийся для дальнего перехватчика с изменяемой геометрией крыла Ту-148, которым предполагалось заменить самолет Ту-128.

В августе 1975 года на опытный прототип МиГ-31 назначили экипаж — летчика-испытателя, шеф-пилота фирмы МиГ, Героя Советского Союза Александра Васильевича Федотова, ведущего инженера С.Г.Полякова, механика В.Н.Кичева. 16 сентября 1975 года Федотов впервые поднял машину в воздух, начались всесторонние летные испытания, которые затянулись на 4 года.

Истребитель-перехватчик МиГ-31 на взлете. Характерные сдвоенные колеса шасси позволяют тяжелому самолету подниматься даже с аэродромов, не отличающихся хорошим покрытием взлетной полосы

Сам летчик-испытатель (а ведь Александр Васильевич провел в воздухе 5000 часов, выполнил 8998 полетов и установил 18 мировых рекордов!) дал новой машине такую оценку: «МиГ-31 обладает самыми большими возможностями из всех самолетов, которые мне приходилось испытывать!». Забегая вперед, стоит отметить, что именно этот уникальный самолет и оборвал жизнь заслуженного летчика. 4 апреля 1984 года во время испытательного полета возникла нештатная ситуация, в результате которой пилот А.Федотов и штурман В. Зайцев погибли.

Однако, когда в 1979 году МиГ-31 был наконец запущен в серийное производство, поводов для грусти не было совершенно. В 1980 году МиГ-31 начал поступать в авиачасти, а через год завершились и государственные испытания самолета. С принятием на вооружение этого истребителя, СССР, а затем и Россия получили мощнейшего «сторожевого пса» воздушных границ. Способный уничтожать любые цели не только у самой земли, но и выходить в верхние пределы стратосферы планеты, МиГ-31 по истине уникальная боевая машина.

По боевым возможностям МиГ-31 даже по состоянию на 2015 год не имеет аналогов за рубежом (да и в России). Особенность МиГ-31 — «коллективная» работа. Хотя этот самолет эффективен и в одиночку, по-настоящему весь потенциал МиГ-31 раскрывается при работе в группах по четыре машины. При этом обмен информацией между самолетами и наземной автоматической системой управления производится автоматически, а все задачи, связанные с поиском целей и координацией группы, решаются бортовыми средствами, постоянно принимающими сведения с земли и взаимодействующих в группе перехватчиков. Впрочем, она может действовать и без помощи земли, осуществляя контроль за защищаемым обширным пространством протяженностью по фронту 900-1100 километров.

Что же касается одиночного самолета, то он способен одновременно перехватывать несколько объектов, идущих на разных высотах, разными курсами и с различными скоростями. Хотя МиГ-31 — это тяжелый истребитель-перехватчик и не предназначен для маневренного боя, он, тем не менее, способен выполнять все фигуры высшего пилотажа.

Всего с 1979 г. по 1994 г. было построено более 500 перехватчиков, из которых в настоящее время около 250 находятся на вооружении ВВС России. Несколько десятков МиГ-31 имеется также в ВВС Казахстана, еще 24 самолета в начале 1990-х (по некоторым сведениям) было поставлено Китаю.

Истребитель-перехватчик МиГ-31

В настоящее время около 100 МиГ-31 модернизированы и полностью переоснащены согласно современным требованиям системы ПВО, остальные планируется списать по причине износа. В то же время, в ближайшее время возможен повторный запуск одной из последних модификаций самолета в серийное производство, для пополнения авиапарка.

Истребитель-перехватчик МиГ-31 — отличия от МиГ-25

Внешне МиГ-31 очень напоминает своего предка, «двадцать пятый» — два киля, два скошенных воздухозаборника по бокам фюзеляжа. Но дальше начинаются различия, притом весьма существенные. Прежде всего, бросается в глаза, что на МиГ-31 за кабиной летчика есть вторая кабина, тогда как «двадцать пятый» был одноместным. Эксплуатация самолета с довольно внушительной взлетной массой на обычных аэродромах заставила изменить конструкцию шасси: впервые на истребителе применили двухколесные тележки, на которых колеса располагались так называемым «разнесенным тандемом», что уменьшило давление на покрытие взлетно-посадочной полосы.

Энерговооруженность самолета увеличили за счет установки двух модифицированных, высокоэкономичных, турбореактивных, двухконтурных двигателей Д-30, развивающих на полном форсаже тягу по 15500 кг — почти на треть больше, чем на «двадцать пятом». В отличие от других перехватчиков МиГ-31 способен в полете несколько раз дозаправляться от летающих танкеров, значительно увеличивая дальность и время полета.

Предшественник МиГ-31, МиГ-25. Их довольно просто спутать внешне, если не знать про особенность шасси (о чем выше) и одноместную кабину МиГ-25, против двухместной у МиГ-31

Новый истребитель оснастили помехозащищенным комплексом, обеспечивающим надежный перехват воздушных целей. Он состоит из бортовой радиолокационной станции с фазированной антенной решеткой (применена на самолете впервые в мире) теплопеленгатора для передней полусферы и индикатора тактической обстановки. Поскольку летчику стало труднее одновременно управлять машиной, вооружением и прицельно-навигационной аппаратурой, в экипаж ввели штурмана-оператора.

Есть на МиГ-31 и аппаратура передачи данных, предназначенная для взаимодействия групп из четырех машин в полете строем, целераспределения и координации атак. Она позволяет одновременно сопровождать до десяти целей и производить пуск управляемых ракет сразу по четырем.

Как известно, боевая эффективность самолета зависит от состава и возможностей его вооружения. На МиГ-31 оно подбирается в зависимости от особенностей цели и боевой обстановки. В его состав могут входить четыре ракеты большой дальности с радиоголовками самонаведения; они же и две ракеты средней дальности с тепловыми головками самонаведения; четыре ракеты большой дальности и столько же малой дальности (ракеты ближнего маневренного боя).

Примечательно, что конструкторы разместили их так, чтобы они оказывали вдвое меньшее сопротивление набегающему потоку воздуха, чем у МиГ-25. Кроме того, в центроплан МиГ-31 встроена 23-мм пушка с боекомплектом в 260 снарядов.

Характеристики МиГ-31 (НАТО: Foxhound)

Страна:СССР
Тип:Истребитель-перехватчик
Год выпуска:1979 г.
Экипаж:2 человека
Двигатель:2х ТРДДФ Д-30Ф6 (мощностью по 9500 кгс, или 15500 кгс на форсаже)
Максимальная скорость:до 3000 км/ч (на большой высоте), до 1500 км/ч (на малых высотах)
Практический потолок:до 30 км
Дальность полета:с 2 ПТБ: до 3000 км, с одной дозаправкой в воздухе: до 5400 км (боевой радиус 720 км).
Масса пустого:21,8 т (пустой), 39,1 т (нормальная взлетная)
Максимальная взлетная масса:46,75 т
Размах крыльев:13,46 м
Длина:22,69 м
Высота:6,15 м
Площадь крыла:61,60 кв. м.
Вооружение:
  • 1х 23мм пушка ГШ-6-23М (260 снарядов)
  • 4х управляемые ракеты большой дальности Р-33
  • 2х управляемые ракеты средней дальности Р-40Т
  • 4х управляемые ракеты малой дальности Р-60.

Характеристики приведены через дробь: для МиГ-31 первой модификаций

Конструкция истребителя-перехватчика МиГ-31

Истребитель-перехватчик МиГ-31 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным трапециевидным крылом и стреловидным хвостовым оперением с двумя килями, в общих чертах повторяя конструкцию прототипа — истребителя МиГ-25. Компоновочная схема МиГ-31 ткже близка компоновочной схеме самолета МиГ-25, однако по сравнению с МиГ-25, в конструкции МиГ-31 уменьшена доля деталей из нержавеющей стали. Планер самолета изготовлен на 50% из стали, на 16% из титана, на 33% из алюминиевых сплавов, 1% конструкций приходится на другие материалы.

Фюзеляж истребителя представляет собой сварную монококовую конструкцию с 57 шпангоутами и рамами. 15 шпангоутов являются силовыми. Технологическое членение фюзеляжа подобно членению фюзеляжа самолета МиГ-25.

Носовая часть фюзеляжа изготовлена из алюминиевых сплавов и включает отсек радиоэлектронного оборудования, кабину экипажа и закабинный отсек оборудования; спереди к носовой части пристыковывается радиопрозрачный обтекатель РЛС.

Члены экипажа располагаются тандемом, в передней кабине — летчик, в задней — штурман-оператор. Обе кабины — герметичные, в них установлены катапультируемые кресла К-36ДМ. Фонари кабин имеют открываемые вверх назад подвижные сегменты, в задней кабине установлен выдвижной перископ обзора передней полусферы, предназначенный для улучшения обзора с кресла штурмана на взлете и посадке. Кабины отделены друг от друга прозрачной герметичной перегородкой из плексигласа толщиной 10 мм.

Чертеж истребителя-перехватчика МиГ-31

Начиная с МиГ-31M изменено остекление фонарей кабин. Остекление боковых поверхностей фонаря выполнено из термостойкого оргстекла толщиной 10 мм, материалом козырька фонаря кабины является триплекс толщиной 36 мм с электропроводным противообледенительным слоем. Под кабиной находятся отсеки для размещения блоков ПрНК, радио-связной аппаратуры и агрегатов электрической системы.

Сварная средняя часть фюзеляжа, как и на МиГ-25. является основным силовым элементом планера, воспринимающим большую часть нагрузок. В средней части фюзеляжа находятся семь топливных баков. Гаргрот расположенный сверху средней части фюзеляжа, прикрывает проводку (тросы и жесткие тяги) механической системы управления.

Воздухозаборники с острыми кромками на входе имеют прямоугольное сечение, входные каналы начинаются по бокам фюзеляжа от шпангоута 2 и продолжаются до шпангоута 6. Количество поступающего к двигателям воздуха регулируется нижними створками и верхним горизонтальным клином автоматически в зависимости от высоты и скорости полета.

К хвостовой части крепятся вертикальное и горизонтальное оперение, контейнер для двух крестообразных тормозных парашютов суммарной площадью 50 м2 и форсажные камеры двигателей. В хвостовой части в трех теплоизолированных отсеках размещаются некоторые агрегаты топливной, гидравлической систем и системы управления.

Крыло трапециевидной в плане формы с наплывами в корневой части. Угол стреловидности крыла по передней кромке — 41 град., стреловидность наплыва — 70 град. Механизация крыла состоит из щелевых закрылков, элеронов и четырехсекционных отклоняемых носков. Углы отклонения элеронов +/-20 град., угол отклонения закрылков — 30 град., угол отклонения носков — 13 град. Силовой набор крыла стоит из трех лонжеронов, нервюр и стрингеров. Консоли крыла крепятся к фюзеляжу в шести точках каждая. На нижней поверхности плоскостей имеются точки подвески пилонов, возможна установка двух пилонов под каждой плоскостью.

Хвостовое оперение состоит из двух вертикальных килей, установленных с развалом наружу под углом 8 град, к плоскости симметрии самолета, цельноповоротного стабилизатора и двух подфюзеляжных аэродинамических гребней (угол развала 12 град.). Кили с рулями направления по конструкции идентичны друг другу, но отличаются расположением радиопрозрачных обтекателей антенн. К хвостовой части фюзеляжа каждый киль крепится в трех точках.

Шасси трехопорное, убираемое с помощью гидравлики. Носовая двуколесная опора убирается назад, по полету; на колесах передней стойки установлен грязеотбойный щиток, уменьшающий вероятность попадания при рулежке посторонних предметов в воздухозаборник. Основные опоры оснащены двухколесными тележками, колеса тележек установлены одно за другим со смещением относительно продольной оси тележки; заднее колесо сдвинуто наружу относительно переднего. Основные опоры убираются против полета. Передние створки ниш основных опор являются, также, воздушными тормозами. Все колеса оснащены тормозами. Колея шасси — 3,64 м, база шасси — 7,11 м.

Силовая установка включает два двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажными камерами Д-З0Ф-6 разработки пермского НПО «Авиадвигатель», тяга каждого двигателя 9500 кгс, на форсаже — 15500 кгс, на взлетном режиме — 19000 кгс; степень двухконтурности равна 3, масса сухого — 2416 кг. Форсажная камера снабжена кольцами, обеспечивающими стабильность горения, сверхзвуковое сопло имеет в расширяющейся части специальные пластинчатые клапаны для впуска воздуха и устранения пульсаций давления в выхлопной струе газов.

Комплекс вооружения перехватчика МиГ-31. Впечатляет, не так ли?

Топливо размещается в семи фюзеляжных баках, четырех крыльевых и двух килевых суммарной емкостью 18300 л. Предусмотрена подвеска двух внешних баков емкостью по 2500 л на внешних подкрыльевых пилонах.

В состав бортового оборудования самолета входит прицельно-навигационный комплекс, включающий РЛС с фазированной антенной решеткой РП-31 Н007 «Заслон», бортовой вычислитель «Аргон-К», теплопеленгатор 8ТП, навигационную систему КН-21 с двумя инерциальными системами ИС-1-72А и цифровым вычислителем «Маневр», радитехническую систему ближней навигации А-312 «Радикал-НП», радиотехническую систему дальней навигации А-723 «Квиток-2» и радиосистемы сверхдальней навигации «Тропик» и «Маршрут».

Цифровой помехозащищенный радиоканал АК-РЛДН обеспечивает двусторонний обмен тактической информацией с наземным КП. цифровая помехозащищенная аппаратура АПД-518 позволяет обмениваться на удалении до 200 км данными о воздушной обстановке с самолетами, имеющими устройства сопряжения с аппаратурой АПД-518 (МиГ-31, Су-27. МиГ-29, А-50). Наличие мощной РЛС и закрытых каналов передачи информации в реальном масштабе времени позволяет использовать МиГ-31 в качестве самолета ДРЛО и управления.

В состав бортового электронного оборудования также входят УКВ радиостанция Р-862, КВ-радиостанция Р-864. регистрирующее устройство РИУ, регистратор полетных данных «Тестер-УЗЛ», речевой информатор П-591, запросчик и ответчик системы госопознавания, приемник управления воздушным движением ТАК-69, автоматический радиокомпас АРК-15, маркерный радиоприемник МРП-66, радиовысотомер РВ-15, регистратор переговоров в кабине экипажа МС-61. В состав бортового комплекса обороны входят приемник предупреждения о радиолокационном облучении СПО-15СЛ, аппаратура постановки электромагнитных и инфракрасных помех.

Система управления — механическая с необратимыми гидравлическими бустерами: установлена система автоматического управления САУ-155М. Управление двойное, в кабине штурмана установлены основные органы управления и выдвигаемая ручка управления.

МиГ-31 на взлете, вид сзади

Модификации истребителя-перехватчика МиГ-31

МиГ-31 — базовая модель (НАТО: «Foxhound», «Гончая»), истребитель-перехватчик, предназначен для использования в системе ПВО, способен выполнять длительное патрулирование и вести борьбу со всеми классами аэродинамических целей, в том числе малоразмерными крылатыми ракетами, вертолетами и высотными сверхзвуковыми самолетами в любое время суток, при любой погоде и при интенсивном ведении радиоэлектронной борьбы.

МиГ-31М — модернизированный истребитель-перехватчик. Работы по глубокой модернизации перехватчика МиГ-31, начатые в 1984 году, привели к созданию МиГ-31М (НАТО: «Improved Foxhound»). Первый полет опытного истребителя-перехватчика состоялся 21 декабря 1985 (экипаж — летчик-испытатель Б.А.Орлов и штурман-испытатель Л.С.Попов). Построено 6 опытных самолетов.

По сравнению с исходным самолетом МиГ-31, на модернизированном истребителе установлена более мощная БРЛС, которая имеет почти вдвое увеличенную дальность обнаружения (320 км), что позволило ввести в комплекс вооружения истребителя новые ракеты большой дальности Р-33С или Р-37 (дальность пуска — 120 и 280 км соответственно). Она может осуществлять одновременное сопровождение до 24 целей и наведение УР на 6 различных целей. Крыло самолета имеет наплывы увеличенной площади, увеличены размеры гаргрота, в котором размещено дополнительно 300 л топлива. Увеличен обтекатель тормозного парашюта, перепроектировано шасси с носовым колесом. Переднее остекление кабины летчика выполнено сплошным, для улучшения обзора при посадке угол наклона вниз носовой части фюзеляжа увеличен на 7 градусов, уменьшена площадь остекления кабины оператора и слева перед фонарем установлена убирающаяся штанга системы дозаправки в воздухе. Максимальная взлетная масса МиГ-31М возросла до 52 тонн, скоростные и высотные характеристики практически не изменились.

В апреле 1994 были успешно проведены первые в мире испытания по поражению воздушной цели на дальности свыше 300 км.

Российский истребитель МиГ-31

МиГ-31Б — многоцелевой истребитель-перехватчик со штатно установленной системой дозаправки в воздухе, улучшенной радиолокационной станцией, доработанными ракетами Р-33С и двигателями Д-30Ф6. Поводом для создания модификации, стала поимка шпиона Адольфа Токачева, передавшего на Запад секретные сведения о боевых системах перехватчика. По соображениям секретности, все «вскрытые» системы были переработаны и улучшены.

Оснащен убираемой Г-образной штангой-топливоприемником системы дозаправки в полете от самолетов-танкеров Ил-78 или Су-24Т, а также доработанной системой управления вооружением и модернизированным радиоэлектронным оборудованием. Истребитель получил приемник радиотехнической системы дальней радионавигации и усовершенствованные средства РЭБ. Были введены новые режимы защищенного обмена информацией. Ракетное вооружение было дополнено ракетами средней дальности Р-40ТД и УР ближнего боя Р-60.

Боевая нагрузка осталась прежней, но за счет улучшенного БРЭО и ракет возможности комплекса возросли в 1,3-2,5 раза. Производство новой модификации на авиазаводе началось в конце 1990 — начале 1991 года.

Все ранее выпущенные МиГ-31 были доработаны до стандарта МиГ-31Б, однако доработанные на авиазаводе и авиаремонтных предприятиях ВВС строевые самолеты не имели системы дозаправкой топливом в полете и получили обозначение МиГ-31БС.

МиГ-31Ф/ФЭ — (Ф — фронтовой, ФЭ — фронтовой экспорный) в 1995 г. на 41-м международном авиасалоне в Ле Бурже АНПК «МИГ» представило проект еще одной модификации МиГ-31 — многоцелевого фронтового истребителя МиГ-31ФЭ с доработанной системой вооружения и новым оборудованием. Такой самолет должен принимать на борт большинство находящихся сейчас в эксплуатации в ВВС России управляемых ракет класса «воздух-поверхность».

Максимальная масса боевой нагрузки составляет 9000 кг (6 бомб ФАБ-1500С). Для поражения воздушных целей на МиГ-31ФЭ сохраняется радиолокационная станция, ракеты большой дальности Р-33, ракеты средней дальности РВВ-АЕ и ракеты ближнего боя Р-73. Радиолокатор перехватчика усовершенствован и может одновременно обнаруживать 24 воздушных цели, в том числе движущиеся со скоростью M=5, а также действовать в режиме картографирования земной поверхности. В смешанном варианте вооружения МиГ-31ФЭ принимает на борт средства поражения обоих классов (например, четыре Х-31 и четыре РВВ-АЕ), при этом оружие «воздух-поверхность» размещается под фюзеляжем, а «воздух-воздух» — под крылом.

По компоновке, конструкции и силовой установке МиГ-31ФЭ практически не отличается от серийного перехватчика МиГ-31. По желанию заказчика на самолете могут устанавливаться и интегрироваться с российскими системами образцы вооружения и оборудования западного производства..

Многоцелевой фронтовой истребитель МиГ-31ФЭ

МиГ-31БМ — многоцелевой истребитель-перехватчик, работы над которым начались в 1997 г. В этой модификации МиГ-31 оснастили системой управления вооружением, модернизированной с использованием технического задела, полученного в ходе работы по созданию СУВ для МиГ-31М. Если раньше самолеты этого семейства классифицировались лишь как дальние истребители-перехватчики, то новый МиГ стал многоцелевым самолетом, несущим высокоточное оружие для поражения как воздушных, так и наземных целей. За счет модернизации БРЭО и вооружения эффективность МиГ-31БМ по сравнению с МиГ-31 выросла в 2,6 раза.

Бортовая РЛС МиГ-31БМ способна обнаруживать типовые воздушные цели на почти вдвое большей дальности. Дальность обнаружения воздушных целей класса «истребитель» доведена до 320 км, а дальность их поражения — до 280 км. В ходе испытаний продемонстрирована возможность уничтожения самолетов противника в дальнем ракетном бою на дистанции порядка 280 км, что в настоящее время недоступно ни одному зарубежному истребителю.

Бортовой радиолокационный комплекс МиГ-31БМ способен одновременно сопровождать до 10 воздушных целей, 6 из которых могут быть одновременно обстреляны ракетами Р-33С или Р-37 (последние — на дальность до 280 км). Достигнута возможность перехвата целей, летящих со скоростью, соответствующей М=6, улучшены другие характеристики комплекса.

Бортовое оборудование самолета МиГ-31БМ обеспечивает возможность эффективного взаимодействия с зенитными ракетными комплексами ПВО. Кроме борьбы с воздушными и наземными целями этот самолет может использоваться и в качестве своеобразного воздушного командного пункта, координирующего действия истребителей других типов, оснащенных менее мощными радарами. Оборудование МиГ-31БМ обеспечивает и весьма «экзотические» сценарии боевого применения истребителей. Так, перехватчик может наводить на воздушные цели ракеты, запущенные с борта других истребителей, сближающихся с противником на дистанцию ракетного залпа в режиме радиолокационного молчания. В ряде боевых ситуаций подобная тактика может существенно повысить эффективность истребительной группы. МиГ-31 в настоящее время является единственным в мире серийным самолетом, способным эффективно бороться с малозаметными и маловысотными крылатыми ракетами типа ALCM или «Томагавк».

Именно МиГ-31БМ в настоящее время составляют основу истребителей-перехватчиков ПВО России.

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет

armedman.ru

МиГ-31: истребитель мира | Журнал Популярная Механика

После того как американские эсминцы разбомбили сирийскую авиабазу «Томагавками» — крылатыми ракетами, умеющими скрытно, на малой высоте подбираться к цели, оживились дискуссии о средствах противодействия этому коварному оружию. Среди таких средств особое место занимает МиГ-31, один из самых интересных боевых самолетов, созданных в нашей стране.

Когда рядом с тобой на летном поле стоит МиГ-31, то первым делом отмечаешь, насколько он велик. От легкого истребителя МиГ-29 его отделяют всего две единицы в индексе, но 31-й на 5 м длиннее и в два раза тяжелее. Эту величавую птицу сконструировали в 1970-е годы, а одним из ее «отцов» был знаменитый Глеб Лозино-Лозинский — творец «Бурана». И это не случайно — МиГ-31 гораздо ближе к космосу, чем все другие боевые самолеты. Принятому на вооружение в 1977 году всепогодному истребителю-перехватчику дальнего радиуса действия предстояло работать в диапазоне высот от предельно малых до стратосферы (20 000 м и более). Большой практический потолок потребовался для того, чтобы, во‑первых, иметь возможность стремительно перемещаться на крейсерском сверхзвуке (2500 км/ч) в относительно экономичном режиме и, во‑вторых, иметь как можно больший обзор для поиска целей. Главной задачей МиГ-31 стало прикрытие наших обширных арктических территорий от атаки дозвуковых крылатых ракет, в том числе от низколетящих типа «Томагавка» (в 1970-е как раз шла разработка этого оружия). Для борьбы с воздушными целями самолет оснастили четырьмя управляемыми ракетами большой дальности класса «воздух-воздух» Р-33.

Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» имеет давнюю историю: он приступил к работе 1 февраля 1932 года. Первым детищем предприятия стал истребитель-биплан И-5. В цехах завода до сих пор можно увидеть исторические панно и плакаты.

Дорога к возрождению

Поскольку наша арктическая зона весьма протяженна, самолетов для прикрытия севера от ракет было изготовлено более 500 единиц. На самом деле по советским меркам это немного — истребители тиражировались тысячами, но надо помнить, что речь идет о необычном самолете. Впрочем, в 1990-х и такое количество оказалось чрезмерным. В этот период, сложный для армии и оборонки, МиГ-31 фактически был выведен из эксплуатации. Налет по отдельным машинам составлял 10−15 часов в год. Части, в которых находились МиГи, переформировывались и расформировывались, некоторые самолеты были попросту списаны. Правда, уже в 1998 году была разработана программа модернизации — основная серийная модель МиГ-31-Б преобразовывалась в МиГ-31БМ. Активные работы по радикальному переоснащению высотного истребителя-перехватчика начались, однако, только несколько лет назад на Нижегородском авиастроительном заводе «Сокол», где нам и довелось недавно побывать. Приходящие на капитальный ремонт и модернизацию МиГи здесь разбирают едва ли не до винтика, и по внешнему виду отдельных комплектующих, еще не подвергнутых ремонту, можно заключить, что некоторые машины прибывают на завод в состоянии далеком от идеального. На выходе же МиГи выглядят как новые. Но насколько «созвучна времени» конструкция 1970-х?

«В конце концов самолет — это транспортная платформа, которая должна доставить груз из точки А в точку Б. А груз может быть различным, — говорит Владимир Кирасиров, первый заместитель технического директора НАЗ «Сокол». — В процессе проектирования этого самолета в него были заложены такие возможности для модернизации и такой запас прочности, что его можно эксплуатировать и 20, и 30 лет. Электроника и бортовое оборудование меняются сейчас с необыкновенной частотой, так что, устанавливая новое БРЭО, мы получаем совсем иное качество самолета».

Пять штук на Францию

МиГ-31 барражирует над Арктикой, высматривая возможные цели, — мчатся ли они в стратосфере, идут на средних высотах или крадутся у поверхности, а значит, главное для него — бортовая РЛС, способная обнаружить все эти цели. Поэтому ключевым моментом модернизации высотных перехватчиков стало оснащение их новой РЛС «Заслон-М» с фазированной антенной решеткой. Таким образом, значительно (до 320 км) повысилась дальность обнаружения ЛА вероятного противника, со 120 до 280 км выросла дальность поражения. Теперь самолет может одновременно отслеживать 24 цели и атаковать восемь из них. МиГ-31 вполне готов к «сетецентрической» войне, так как имеет возможность работать с наземной автоматизированной системой управления «Рубеж» и координировать свои действия с другими боевыми объектами. Например, обнаружив далекую цель, экипаж перехватчика способен передать ее координаты многофункциональным истребителям, не имеющим РЛС с таким дальним обзором, или другому МиГ-31. При этом один перехватчик может контролировать небо на фронте 500 км и более. Как говорят на заводе, достаточно пяти МиГ-31, чтобы прикрывать с воздуха территорию размером с Францию. В рамках модернизации самолет также оборудуется новой кабиной с современной индикацией. Точнее, кабинами: экипаж самолета состоит из двух человек — командира и штурмана. Обновлен навигационный комплекс — теперь в нем есть система спутниковой навигации и международная система посадки.

Немного о родстве

В том же, что касается планера, МиГ-31 обнаруживает родство с МиГ-25. Оба самолета — высотные сверхзвуковые перехватчики, оба имеют цельносварной корпус с широким применением деталей из стали и титана. Использование этих металлов вместо более традиционных алюминиевых сплавов связано с необходимостью придать корпусу высокую термостойкость — при движении на сверхзвуке корпус подвергается интенсивному аэродинамическому нагреву, вплоть до того, что кромки воздухозаборников начинают светиться.

«С МиГ-25 определенно есть преемственность, — говорит ведущий инженер-конструктор ОКБ Нижегородского авиастроительного завода «Сокол» Виктор Степанов, — и в плане материалов, и во внешнем виде, и в аэродинамике, но самолет это другой, с другим БРЭО, другими двигателями, сделанный под другие задачи».

Характерные черты модернизированного МиГ-31 — РЛС с большей дальностью обнаружения, повышенное быстродействие всего комплекса БРЭО, прогрессивные средства навигации. На базе старой, проверенной временем платформы появляется современный самолет с новыми задачами.

МиГ-25 начинали разрабатывать еще в 1950-х годах в ответ на планы США создать сверхзвуковые бомбардировщики (типа North American Valkyrie) и сверхзвуковые высотные разведчики SR-71. Поэтому приоритетом была скорость, и МиГ-25 мог разгоняться до 3,2 Маха. Для МиГ-31, как уже говорилось, главной задачей считается патрулирование арктического воздушного пространства и прикрытие его от крылатых ракет. В связи с этим для барражирования перехватчику потребовался экономичный дозвуковой режим. И если на МиГ-25 стояли турбореактивные Р15Б-300, то МиГ-31 оснастили силовыми установками Д-30Ф6. Это более экономичный (в силу двухконтурности) двигатель, построенный на основе Д-30, который устанавливали на гражданские самолеты (в частности, на Ту-134). Для сверхзвукового режима двигатель получил форсажную камеру.

«МиГ-31 — чисто оборонительный самолет, самолет, охраняющий мир, — говорит ведущий инженер по летным испытаниям НАЗ «Сокол» Яков Исаенко. При этом задачи у 31-го гораздо сложнее: он должен обеспечивать перехват целей в диапазоне от минимальных и до максимальных высот. Машина устойчивая, хорошо пилотируется. В барражирующем режиме самолет использует механизацию крыла. Изменившиеся аэродинамические параметры позволяют увеличить подъемную силу и летать во время дежурства на большой высоте с меньшей скоростью».

Еще одним важным отличием от одноместного МиГ-25 можно считать экипаж из двух человек. Управление системами самолета и прицеливанием настолько сложно, что несовместимо с пилотированием. Обычно двухместные истребители («спарки») — это учебно-боевые самолеты, в которых предполагается дополнительное место для инструктора, и только в МиГ-31 два расположенных тандемно кресла — это и есть стандартная боевая комплектация.

Посреди неподвижности

«МиГ-31 с максимальной взлетной массой свыше 46 т уже подходит под классификацию «корабль», — добавляет заслуженный летчик-испытатель Сергей Томбак. — Если сравнивать с легким истребителем типа МиГ-29, у которого усилие на ручке не превышает 3,5 кг, то на МиГ-31 это значение может доходить до 15 кг. То есть 31-й определенно не пилотажная машина. Однако в целом управлять самолетом легко. Мой отец, тоже летчик-испытатель, шутя называл МиГ-31 «самолетом для пенсионеров»: в нем много автоматики, отличная навигация, сам приведет к полосе — только выровняй машину и садись. Конечно, для высшего пилотажа этот перехватчик мало подходит, хотя несложные фигуры можно выполнять и на нем. Вот только петля Нестерова получится гораздо больше, чем у пилотажного самолета. Ну и, разумеется, воздушный бой не стихия МиГ-31, хотя на всякий случай 23-мм автоматическая пушка на борту имеется».

«Особенности пилотирования МиГ-31 проявляются и во время полета в стратосфере. Когда ты несешься там на больших скоростях, стихает шум и появляется ощущение, что все вокруг абсолютно неподвижно. МиГ-31 — это очень надежный самолет. Он и сегодня способен противостоять любым силам и средствам воздушного нападения», — говорит Виктор Степанов.

Статья «Истребитель мира» опубликована в журнале «Популярная механика» (№6, Июнь 2017).

www.popmech.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *