АН 225 Мрия — самый большой самолет в мире, описание, ТТХ, грузоподъемность, чертежи, схемы и расход топлива
Транспортный самолет АН-225 «Мрия» на сегодняшний день является самым большим самолётом в мире. Данный самолёт был разработан ОКБ им. Антонова. Главной задачей воздушного гиганта была перевозка большого количества грузов.
Получивший поэтичное название «Мрия», АН-226 был спроектирован и построен буквально за 4 года, с 1984 по 1988 года. Первый полёт огромного самолёта, обладавшего невероятной грузоподъёмностью, прошёл 21 декабря 1988 года. Данный полёт прошёл удачно, и АН-226 до сих пор эксплуатируется компанией «Авиалинии Антонова». Хотя в проекте была заложена постройка второй такой же машины, развал СССР помешал полностью осуществиться этому грандиозному проекту, и второй самолёт до сих пор не собран.
История появления самого большого самолёта в мире
История появления огромного самолёта с большой грузоподъёмностью началась в связи с необходимостью обслуживания космического корабля «Буран». Так как транспортировка различных частей корабля к месту его запуска была делом крайне проблематичным, именно таким образом решили эту задачу. В связи с тем, что новый транспортный самолёт должен был доставить на стартовую площадку первую ступень космического корабля, его грузоподъёмность должна была быть никак не меньше 250 тонн.
Так как размеры грузового отсека АН-225 не соответствовали габаритам Ракеты-носителя и «Бурана», транспортный самолёт получил разработанные по специальным схемам чертежи внешних креплений. Таким образом, перевозка космического корабля осуществлялась снаружи. В связи с этим стандартный хвост самолёта пришлось заменить на двухкилевой, который смог бы выдерживать мощные аэродинамические потоки.
Хотя самолёт АН-225 проектировался именно как специализированная техника, рассчитанная для транспортировки космического корабля, его чертежи имели много общего с чертежами первой удачной разработки ОКБ им. Антонова – АН-224 «Руслан», поэтому по своим тактико-техническим характеристикам и предназначению АН-225 получился достаточно универсальным самолётом.
Часто в открытых источниках можно встретить информацию, где в качестве главного конструктора называется Балабуев. Данная информация не верна, так как, хотя Балабуев и был главным конструктором КБ Антонова, руководил проектом по созданию АН-225 Толмачев.
Так как для разработки и создания АН-225 были поставлены очень сжатые сроки, к процессу создания нового самолёта были привлечены тысячи различных конструкторов, инженеров, технологов и прочих специалистов со всего Советского союза. Каждое предприятие взяло на себя отдельный участок работ по созданию огромного транспортного самолёта:
- Всю основную работу по проектированию АН-225 взяло на себя ОКБ имени Антонова. Они также занимались производством большей части деталей корпуса самолёта. Сборка фюзеляжа и общая сборка самолёта также находилась в их компетенции;
- В Ташкенте на авиапроизводственном объединении им. Чкалова занимались изготовлением частей крыльев самолёта, используя для этого базу АН-224;
- На Ульяновский авиапромышленный комплекс была возложена задача по производству различных крупногабаритных деталей, которые изготавливались фрезеровкой;
- Киевское авиапроизводственное объединение должно было изготовить переднюю часть фюзеляжа, горизонтальное и носовое оперение и шасси;
- За работу комплекса управления самолётом отвечал Московский институт автоматики и электромеханики;
- Мощные двигатели Д-18, технические характеристики которых позволяли использовать их для столь мощного самолёта, как АН-225, изготавливал Запорожский моторостроительный завод;
- Специалисты Воронежского авиазавода были привлечены специально для покраски нового самолёта.
Кроме вышеперечисленных предприятий, множество различных узлов и оборудования для АН-225 изготавливались на различных предприятиях по всему Советскому Союзу, поэтому считать АН-225 «Мрия» (и АН-224 «Руслан») украинскими разработками было бы в корне неверным.
АН-225 – технические возможности огромного самолёта
Согласно своим ТТХ, АН-225 может использоваться для следующих транспортных операций:
- Перевозка различных длинномерных, габаритных и тяжёлых грузов, которые могут иметь общий вес до 250 тонн;
- Беспосадочная внутриконтинентальная перевозка грузов. В этом случае их вес может составлять до 200 тонн;
- При межконтинентальной перевозке грузов общий вес перевозимого может составлять до 150 тонн;
- Перевозка габаритных грузов, которые можно разместить снаружи, прикрепив к фюзеляжу самолёта. Наружный груз может весить до 200 тонн.
Кроме того, АН-225 «Мрия» является готовым шасси для проектирования различных космических систем.
Читая описание и вес перевозимых грузов, невозможно точно представить размеры грузового отсека АН-225. Чтобы получить примерное представление о реальных размерах грузового отсека самолёта, нужно рассмотреть конкретные примеры:
- В грузовой отсек АН-225 могут поместиться 50 легковых автомобилей;
- 16 больших авиационных контейнеров УАК-10;
- Крупногабаритные единичные грузы, такие как карьерные самосвалы, промышленные генераторы или турбины.
Многие интересуются, какой расход топлива у этого огромного самолёта? АН-225 расходует около 15,9 тонны горючего за час полёта.
История полётов АН-225 «Мрия»
Первый полёт АН-225 был осуществлён в конце 1988 года. После этого АН-225 использовался только для перемещения «Бурана», так как ракеты-носители были перевезены на самолёте «Атлант». В 1989 году АН-225 представили на авиасалоне в Париже. В 1991 году было проведено несколько полётов над космодромом «Байконур» для демонстрации.
В 1994 году были прекращены все полёты на АН-225, а его основные узлы были сняты и поставлены на АН-224 «Русланы».
Уже в 2000-х годах стало ясно, что иметь единственный в мире рабочий АН-225 не только престижно, но и выгодно. Для того, чтобы доработать самолёт под стандарты современной гражданской авиации, понадобилось около года. Хотя внутри кабины АН-225 остались те же советские приборы, к ним добавили множество современных систем. 23 мая 2001 года «Antonov Airlines» получил все необходимые сертификаты и разрешения, которые позволили АН-225 начать свою трудовую деятельность в сфере транспортных авиаперевозок.
База самолёта АН-225 является самой подходящей для реализации летающих комплексов для старта космических систем. Ярким тому подтверждением служит система «Макс», которая является совместной авиакосмической системой Украины и России.
Рекорды АН-225 «Мрия»
Хотя за недолгое время существования АН-225 провёл не так уж много полётов, он успел установить множество рекордов в авиации:
- АН-225 является самым большим и тяжёлым действующим самолётом в мире. Единственный самолёт, который превосходил его размахом крыла, был «HuglesH-Herkules», который совершил только один полёт в 1947 году;
- В 1989 году, когда АН-225 поднялся в воздух в весом 156,3 тонны, он смог побить сразу 110 рекордов авиации. Хотя многие считали, что данный вес – это предел его возможностей, в 2004 году обновлённый АН-225 поднялся в воздух, неся на борту груз весом в 250 тонн;
- В 2009 году АН-225 снова смог попасть в Книгу рекордов Гиннеса. В этот раз он транспортировал самый тяжёлый моногруз в истории мировой авиации. Это был немецкий генератор с установкой, который весил 187,6 тонн;
- Самый большой вес, который когда-либо перевозил АН-225, составляет 253,8 тонн;
- В середине 2010 года был перевезён самый длинногабаритный груз в истории грузовой авиации – лопасти ветряка, каждая из которых была длиной в 42,1 метра.
Всего рекордов, которые сумел побить АН-225 за время своего существования, насчитывается около 250.
Главные отличия АН-125 «Мрия» от АН-224 «Руслан»
Хотя в основе разработки АН-225 лежит самолёт АН-224, существует несколько значительных отличий «Руслана» от «Мрии»:
- АН-225 имеет два дополнительных двигателя, которые нужны для поднятия в воздух такого огромного самолёта;
- Фюзеляж был значительно увеличен в длину за счёт специальных вставок;
- Для АН-225 был разработан новый центроплан крыльев самолёта;
- Хвостовое оперение было заменено на новое;
- В самолёте АН-225 нет грузового люка в хвостовой части;
- Так как шасси должно было удерживать большой груз, ему были добавлены дополнительные стойки.
Большинство других параметров и характеристик Ан-225 практически ничем не отличается от конструкции АН-224 «Руслан», что значительно упростило его разработку и ускорило выпуск данной модели.
Параметры самолёта АН-225 «Мрия»
Хотя самолёт АН-225 создавался как транспортная платформа для перевозки космического корабля «Буран», создание его на базе АН-124, который является транспортным самолётом, обусловило его сферу применения и в области грузоперевозок.
Грузовой отсек самолёта АН-225 обладает поистине впечатляющими размерами:
- Его длина составляет 43 метра;
- Ширина составляет 6,4 метра;
- Высота грузового отсека 4,4 метра.
Хотя габариты грузового отсека АН 124 «Руслан» имеют практически такие же размеры (отличается только длиной грузового отсека, она меньше на 1,5 метра), общий вес, который может поднять АН-225 больше на 100 тонн. Грузовой отсек полностью герметичен, что значительно расширяет его возможности по перевозке различных видов грузов.
Кабина для сменного экипажа, которая размещена над грузовым отсеком, способна вместить не только непосредственных членов экипажа АН-225 в количестве 6 человек, но и 88 человек, сопровождающих груз. Передний грузовой люк сконструирован таким образом, чтобы сделать погрузочно-разгрузочные работы максимально быстрыми и удобными. Специальный комплекс бортового оборудования помогает производить данный тип работ.
Так как фюзеляж АН-225 оборудован системой креплений для наружной перевозки крупногабаритных грузов, «Мрия» способна транспортировать такие грузы, которые не помещаются в её обширный грузовой отсек. Так как система креплений на фюзеляже самолёта разрабатывалась для надёжной фиксации космического корабля «Буран», о сохранности груза, прикреплённого на фюзеляже, можно не беспокоиться.
Лётные параметры и размеры АН-225
Лётные характеристики АН-225 «Мрия» выглядят следующим образом:
- Крейсерская скорость самолёта составляет 850 км/час;
- Дальность полёта с весом груза 200 тонн составляет около 4 500 км;
- С грузом массой 150 тонн дальность полёта АН-225 увеличивается до 7 000 км.
АН-225 имеет следующие размеры:
- Размах крыльев составляет 88,4 метра;
- Длина самолёта – 84 метра;
- Высота – 18,1 метров.
АН-225 выполнен лишь в одном экземпляре. Второй самолёт АН-225, который собирался ещё в советское время, собран только на 70 процентов. По информации с завода имени Антонова, для того, чтобы завершить сборку второго самолёта, нужно около 120 миллионов долларов (учитывая испытания). Если появится инвестор, который будет готов вложить данную сумму, то самолёт можно доделать в течение нескольких лет.
В 2015 году с самолётом АН-225 «Мрия» произошёл интересный инцидент. Вылетев с грузом из Праги (самолёт нёс на своём борту генератор, предназначенный для австралийской электростанции) и, совершив несколько посадок в пути для дозаправки, самолёт внезапно исчез с экранов локаторов. Как позже выяснилось, самолёт просто задержался с вылетом, хотя данное происшествие заставило множество людей серьёзно поволноваться.
Хотя самолёт АН-225 «Мрия» является достаточно старой разработкой, ни один иностранный производитель до сих пор не смог выпустить подобный аналог. Сейчас только две модели могут составить конкуренцию АН-225. Это A3ХХ-100F компании Airbus и 747-X корпорации Boeing, хотя их грузоподъёмность ограничена 150 тоннами.
comp-pro.ru
Ан-225 Мрия. Cамолёты. — AllTravels.com.ua
Антонов Ан-225 Мрия крупнейший в мире самолет. Когда он был построен, он превзошел любой авиалайнер.
Самолет Антонов Ан-225 Мрия был разработан для транспортировки русского космического корабля «Буран» на Ан-конструкторском бюро (штаб-квартира в г. Киев, Украина), который уже разработал хорошие и большие грузовые самолеты, такие как Ан-124 «Руслан».
В базовой конфигурации — Антонов Ан-225 Мрия, все тоже, что и у Ан-124, за исключением длины. В Ан-225 Мрия были установлены 32-колесные шасси и четырнадцать основных тележек колеса.
Антонов Ан-225 Мрия также способен перевозить негабаритные другие объекты / грузы. Это не военный самолет, но он может быть использован в военных целях, в связи с возможностью перевозить груз.
Впервые самолет Антонов Ан-225 Мрия полетел в начале 1988 года и вступил в строй в 1989 году. Первый полет Антонов Ан-225 Мрия совершил за 75 минут. После отмены космической программы Буран, Ан-225 нестали использовать, а его двигатели установили на Ан-225 Мрия.
В 2001 году самолет снова пустили в авиарейс. Были слухи, что Европейское космическое агентство планировало использовать Ан-225 для запуска беспилотника HoTOL.
Много клиентов в том числе из США планируют использовать Антонов Ан-225 Мрия. Кроме того Мрия может служить платформой для запуска X-34B.
Характеристика самолета Антонов Ан-225 Мрия
Силовые установки
- 6x Прогресс-Д-18Т
Производительность
- Максимум скорость — 850 км / ч,
- дальность полета с макс — 4500км,
- диапазон без груза — 15400 км
Вес
- Максимум взлетный вес — 600000 кг
Размеры
- Размах крыльев — 88.4 м,
- длина — 84,00 м,
- высота — 18,10 м.
Мощность
Максимальная нагрузка: 250000 кг
www.avia.alltravels.com.ua
Ан-225 «Мрия»
Самолет, как и ВМ-Т В.М.Мясищева, был создан в ОКБ им.Антонова в первую очередь для
удовлетворения нужд советской космической программы в части транспортировки грузов и
в частности — космических кораблей многоразового использования «Буран» и
компонентов ракетной системы «Энергия». Самолет, естественно, может перевозить и
крупногабаритные грузы другого назначения. Грузы могут размещаться как в фюзеляже
самолета, так и «на спине».
Разработка самолета, началась в 1985 г. Для создания самолета потребовался рекордно короткий срок — 3,5 года. Это стало
возможным благодаря широкой унификации узлов и агрегатов нового самолета с узлами
и агрегатами самолета Ан-124. 30 ноября 1988 г. на Киевском авиазаводе была окончена сборка опытного образца самолета,
а 21 декабря Ан-225 совершил свой первый полет.
22 марта 1989 г. Ан-225 в одном полете с максимальным взлетным весом свыше 500000 кг за 3.5 часа было установлено 106 мировых рекордов и
рекордов для самолетов данного класса. Вот некоторые из них:
- Скорость на замкнутом маршруте 2000 км с грузом 155 т — 815,09 км/ч(22.3.89).
- Макс. высота полета с грузом 155 т — 12430 м (22.3.89).
- Макс. масса самолета на высоте 2000 м — 508200 кг (22.3.89)
13 мая 1989 г. Ан-225 перевез ВКС «Буран» из г.Жуковский в Байконур. Месяц
спустя эта комбинация самолета (б/н CCCP-82060) и космического челнока была продемонстрирована на Парижском
авиасалоне. В сентябре 1990 г. Ан-225 «Мрия» показался на авиашоу в Фарнборо, Англия, а в
1991 вновь — в Ле-Бурже. В августе 1993 г на авиашоу МАКС-93 в Жуковском Ан-225 «Мрия» «выступал»
уже с украинский флагом на хвостовом оперении и бортовым номером UR-82060.
Кроме выполнения чисто транспортных операций, Ан-225 планировалось
использовать в качестве первой ступени ряда космических комплексов для коммерческих
запусков полезных грузов в космос. Это варианты авиационного ракетно-космического
комплекса «Свитязь» (Украина), позволяющего выводить до 9 т полезного груза на низкие околоземные
орбиты, и многоцелевой авиационно-космической системы МАКС, которая обеспечивает
возможность вывода на низкие орбиты 2 космонавтов и 10 т груза, а в беспилотном одноразовом варианте — до 17 т груза.
В годы независимости киевские конструкторы работали над двумя сходными проектами:
англо-украинским Hotol (совместно с British Aerospace) и чисто украинским
«Ориль». Эти разработки подразумевали использование самого грузоподъемного на Земле
самолета Ан-225 «Мрия» и многомиллиардный (в долларах) бюджет. Как грустно
констатировал заместитель генерального конструктора АНТК Анатолий
Вовнянко, «по причине отсутствия финансирования все это осталось на стадии
эскизного проекта».
Определенный интерес представляет и проект авиационно-морского
поисково-спасательного комплекса (АМПСК) «Мрия-Орленок». Этот комплекс, состоящий из самолета Ан-225 и
экраноплана «Орленок», должен базироваться на гражданских или военных аэродромах. При
получении сигнала об аварии на море самолет-носитель с размещенным на нем экранопланом вылетает
в район аварии и осуществляет вблизи аварийного объекта сброс экраноплана с включенными двигателями. Развитое крыло экраноплана позволяет совершать
планирующий спуск и посадку на воду. Экраноплан имеет специальные средства, позволяющие оказывать первую медицинскую помощь. В салонах экраноплана могут быть
размещены до 70 человек.
К середине 90-х гг., согласно информации «Новостей космонавтики», единственная летавшая «Мрия» была разукомплектована и к
полетам непригодна. Двигатели с нее использовались на Ан-124 «Руслан». Второй экземпляр законсервирован на стадии постройки.
В июле 2000 г. президент авиакомпании «Авиалинии Антонова» (дочерняя
структура одноименного АНТК) Константин Лушаков сообщил, что Ан-225 будет
реконструирован для коммерческой эксплуатации. По его словам, начало
коммерческой эксплуатации реконструированной воздушной машины,
способной перевозить грузы до 250 тонн, запланировано на вторую половину 2001 года.
Лушаков напомнил, что «этот самолет уже летал, но с распадом СССР бюджетных средств
не хватило для окончания его испытаний». Общий объем затрат на проведение
реконструкции составил около 20 млн долл. Причем финансирование осуществляется исключительно за счет собственных средств компании
«Мотор Січ» (Запорожье), которая изготовила 6 новых двигателей, и АHТК им.Антонова.
Были проведены работы по восстановлению этого уникального самолета и его сертификации в соответствии с
требованиями Международной организации гражданской авиации ICAO для коммерческой эксплуатации. Для этого Ан-225 «Мрия» был
оснащен системами предупреждения столкновений в воздухе и на земле, новыми радиостанциями; кроме того, согласно требованиям III главы ICAO, на мотогондолах
самолета установлены звукопоглощающие конструкции. С новым оборудованием Ан-225 сможет летать по всему миру
7 мая 2001 года на аэродроме Гостомель под Киевом после семилетнего перерыва реконструированный Ан-225 вновь взлетел в небо. Генеральный
конструктор АНТК им.Антонова Петр Балабуев отметил, что в течение мая-июня 2001 г. Ан-225
завершит начатую ранее программу сертификационных испытаний, для чего осталось выполнить 10 полетов. Затем «Мрия»
получит «сертификат типа» на право выполнения коммерческих перевозок. По его мнению, первый коммерческий полет может состояться
уже через 1,5 месяца. В июне Украина собиралась продемонстрировать гордость советского ВПК на авиасалоне в Ле Бурже (Франция),
но Генеральный конструктор выразил сомнение в необходимости участия «Мрії» в международном авиакосмическом салоне,
поскольку этот самолет уже демонстрировался на такой выставке.
Петр Балабуев сообщил, что скоро в Украине может появиться второй самолет Ан-225 — его готовность в виде отдельно разработанных агрегатов
составляет 65%.
Заинтересованность в возобновлении эксплуатации Ан-225 высказала
и авиакомпания «Волга-Днепр», лидирующей на рынке перевозок сверхтяжелых и крупногабаритных грузов.
По мнению генерального директора Алексея Исайкина, потребность в транспортных самолетах Ан-225 грузоподъемностью до 250 тонн
оценивается в 2-3 машины. По мнению, А.Исайкина, эксплуатация Ан-225 целесообразна альянсом нескольких авиакомпаний, о чем и ведутся переговоры.
Возможно, «Волга-Днепр» примет участие в финансировании достройки второго Ан-225.Сейчас
на долю компаний «Волга-Днепр» и «Авиалинии Антонова» приходится почти 90% рынка
крупногабаритных грузов (половину рынка контролируют россияне и 40% украинцы),
который оценивается в 230 млн долларов. Его
емкость увеличивается на 25-30% каждый год, а с появлением «Мрии» рост может принять
поистине взрывной характер. Учитывая массу энергетических проектов в Китае и других
странах Юго-Восточной Азии, для реализации которых необходимо возить турбины для
электростанций, а также планы запуска двухступенчатых ракет-носителей со
спутниками путем десантирования с самолета, фирмы, которые захотят эксплуатировать «Мрию»,
могут претендовать на 5-6 млрд долларов в течение ближайших десяти лет.
По словам Константина Лушакова, запуск спутников с «Мрии» будет в 7-10 раз
дешевле, чем со стационарного космодрома. При этом «Мрия» не будет прямо конкурировать с проектом авиакомпании «Полет»,
которая собирается запускать спутники с «Руслана».
Дело в том, что «Полет» намерен запускать легкие спутники весом до 3,5 тонны, а с «Мрии»
можно запускать уже аппараты средней тяжести (до 5,5 тонны). А вот с новыми разработками западных авиаторов — моделью A3ХХ-100F
концерна Airbus и лайнером 747-X корпорации Boeing (грузоподъемность
обоих не превышает 150 тонн) — «Мрия» вступит в прямую конкуренцию и скорее всего ее
выиграет. Производить самый большой самолет в мире, видимо, будет Ульяновский авиакомплекс, выпускающий сейчас «Русланы».
Источники информации:
- «Самолеты спецназначения» / В.Н.Шунков, 1998 /
- Ан-225 Мрия / Русская сила /
- Ан-225 Мрия / AVIA.RU /
- Antonov An-225 Mriya (Антонов Ан-225 Мрия) / Авиация от A до Z /
- Самолет-мечта Ан-225 («Мрия») встает на крыло / «Эксперт» № 26 от 10.07.2000 г. /
- Авиация. Энциклопедия. / Гл. ред. Свищев. «Больш. Сов. Энц.», М. 1994 /
- «Мрія» испытания прошла!
- Фотоархив / BURAN.RU /
testpilot.ru
Ан-225 — Википедия
Ан-225 «Мрия» (укр. Мрія: «Мечта», по кодификации НАТО: Cossack — «Казак») — советский транспортный реактивный самолёт сверхбольшой грузоподъёмности разработки ОКБ им. О. К. Антонова. Один из самых больших и грузоподъёмных самолётов в мире.
Самолёт был спроектирован и построен в СССР на Киевском механическом заводе (руководитель проекта — В. И. Толмачёв) в 1984—1988 годах[2][3]. Первый полёт был совершён 21 декабря 1988 года. Изначально было заложено две машины, в настоящее время только один экземпляр находится в лётном состоянии и эксплуатируется украинской компанией Antonov Airlines, второй экземпляр — так и не был достроен.
История создания
Причиной постройки Ан-225 была необходимость создания авиатранспортной системы для проекта многоразового космического корабля «Буран». Основным назначением тяжёлого транспортного самолёта в рамках данного проекта была перевозка различных компонентов ракеты-носителя и космического корабля от места производства и сборки к месту запуска. Также существовала важная задача доставки космического челнока на космодром в случае приземления его на запасных аэродромах.
Кроме того, предполагалось использование Ан-225 в качестве первой ступени системы воздушного старта космического корабля, что требовало от самолёта грузоподъёмности не менее 250 тонн[4].
Так как блоки ракеты-носителя «Энергия» и сам «Буран» имели габариты, превышающие размеры грузового отсека Ан-225, на самолёте предусматривалось крепление наружных грузов. Наличие спутной струи от закреплённого наверху фюзеляжа крупногабаритного груза потребовало заменить однокилевое хвостовое оперение Ан-124 двухкилевым, чтобы избежать его аэродинамического затенения.
Таким образом, Ан-225 создавался как самолёт, предназначенный для решения узкого круга уникальных транспортных задач, но использование Ан-124 в качестве основы придало ему определённые[какие?] качества универсального транспортного самолёта.
Часто ошибочно указывают П. В. Балабуева главным конструктором. Балабуев являлся генеральным конструктором всего КБ в 1984—2005 годах. А главным конструктором-руководителем проекта постановлением Совмина СССР был назначен В. И. Толмачёв[2][3].
Видео по теме
Кооперация при создании самолёта Ан-225
Источник данных: мемуары Анатолия Вовнянко, одного из конструкторов самолёта Ан-225.
«…В 1985 году на Политбюро ЦК КПСС было принято решение о развертывании работ по постройке самолёта Ан-225, и необходимо было разворачивать работы как на КМЗ, так и в масштабах Министерства авиационной промышленности (МАП)…
…На всех заводах, участвующих в кооперации и поставляющих комплектующие, шла очень тяжёлая, напряжённая работа, так как сроки были очень жёсткие…
…В создании, постройке, лётных испытаниях и сертификации непосредственно и косвенно участвовали сотни тысяч учёных, конструкторов, инженеров, военных, лётчиков, рабочих и других специалистов бывшего СССР… Всем им низкий поклон и огромное спасибо!»
Ниже в таблице приведены лишь некоторые основные предприятия-участники создания самолёта Ан-225:
Основные произведенные предприятием работы | Город | Название предприятия на момент производства | Современное название предприятия (на 04.2014 г.) |
Проектирование: основные проектные работы по самолёту. Производство: большая часть новых узлов, небольших деталей фюзеляжа и деталей систем, обтекатели и зализы, носовая часть центроплана и другие. Сборка: сборка фюзеляжа в стапеле, общая сборка самолёта. Прочие работы: все работы после сборки. | Киев | Киевский механический завод (КМЗ) / ОКБ им. О. К. Антонова (СССР СССР) | Государственное предприятие «АНТК им. О. К. Антонова» (подразделение Государственного предприятия «Антонов») (Украина Украина) |
Производство: новые крупногабаритные фрезерованные силовые шпангоуты, низинки и кронштейны фюзеляжа, некоторые серийные узлы и детали самолёта | Ульяновск | «Ульяновский авиационно-промышленный комплекс» (УАПК) (СССР СССР) | АО «Авиастар-СП» (Россия Россия) |
Производство: новые центральные части крыльев с закрылками и концевые (отъемные) части крыльев — серийные консоли от Ан-124 | Ташкент | «Ташкентское авиационное производственное объединение имени В. П. Чкалова» (ТАПОиЧ) (СССР СССР) | ГАО «Ташкентское авиационное производственное объединение имени В. П. Чкалова» (Узбекистан Узбекистан) |
Производство: носовая часть фюзеляжа, крепления передних стоек шасси, новое горизонтальное и вертикальное оперение, пилоны и капоты двигателей, шарико-винтовые механизмы для передних стоек фюзеляжа и другие. | Киев | «Киевское авиационное производственное объединение» (КиАПО) (СССР СССР) | Серийный завод «Антонов» (подразделение Государственного предприятия «Антонов») (Украина Украина) |
Проектирование: новый комплекс пилотажного оборудования А-825 модернизированный (комплекс управления самолётом А-825М) Производство: комплекс управления самолётом А-825М | Москва | «Московский институт электромеханики и автоматики» (МИЭА) (СССР СССР) | ОАО «Московский институт электромеханики и автоматики» (Россия Россия) |
Производство: серийные двигатели Д-18Т. | Запорожье | «Запорожский моторостроительный завод» (Моторный завод № 29) (СССР СССР) | Публичное акционерное общество «Мотор Сич» (Украина Украина) |
Проектирование: новые шасси самолёта Производство: шасси самолёта. | Горький (ныне Нижний Новгород) | «Гидромаш» (СССР СССР) | Нижегородское открытое акционерное общество «Гидромаш» (Россия Россия) |
Покраска: специализированная покраска полиуретановой краской (в Киев привлечены специалисты из Воронежа) | Воронеж | «Воронежский авиационный завод» (СССР СССР) | Воронежское акционерное самолётостроительное общество (Россия Россия) |
Функции и возможности
Самолёт имеет возможность:
- перевозки грузов широкого назначения (крупногабаритных, тяжёлых, длинномерных) общей массой до 250 т;
- внутриконтинентальной беспосадочной перевозки грузов массой 180—200 т;
- межконтинентальной перевозки грузов массой до 150 т;
- перевозки тяжёлых крупногабаритных моногрузов массой до 200 т снаружи на фюзеляже;
- самолёт является базой для создания авиационно-космических систем (проект).
Самолёт обладает вместительной грузовой кабиной, которая позволяет перевозить внутри фюзеляжа различные грузы, например:
Техническое описание
На салоне в Ле-Бурже-1989
Ан-225 с открытым грузолюком ночью
Шасси Ан-225
Посетители выставки «МАКС» у Ан-225, 2001 годАн-225 представляет собой шестимоторный турбореактивный высокоплан со стреловидным крылом и двухкилевым оперением. Оборудован шестью авиадвигателями Д-18Т производства ОАО «Мотор Сич» разработки ЗМКБ «Прогресс» им. академика А. Г. Ивченко.
Размеры грузовой кабины: длина — 43 м, ширина — 6,4 м, высота — 4,4 м. Грузовая кабина самолёта герметична, что значительно расширяет его транспортные возможности. Над грузовой кабиной на 2-й палубе — кабина для шести человек сменного экипажа и 88 человек, сопровождающих груз.
Бортовой комплекс погрузочного оборудования, а также конструкция переднего грузового люка с рампой обеспечивают быстрое и удобное проведение погрузочно-разгрузочных работ. Самолёт способен перевозить уникальные грузы на фюзеляже, габариты которых не позволяют разместить их на других наземных и воздушных транспортных средствах. Для установки этих грузов на фюзеляже имеется специальная система крепления.
Самолёт Ан-225 «Мрия» имеет большую степень преемственности и унификации по системам, агрегатам, узлам и деталям планера, силовой установки и оборудования с сертифицированным самолётом Ан-124-100 («Руслан»). Основные отличия от Ан-124:
- новый центроплан;
- увеличение длины фюзеляжа за счёт вставок;
- замена хвостового оперения на двухкилевое;
- отсутствие хвостового грузового люка;
- увеличение количества стоек основного шасси;
- система крепления и наддува наружных грузов;
- два дополнительных двигателя.
Лётно-технические характеристики
- Экипаж, чел: 6
- Размах крыла, м: 88,4
- Длина, м: 84
- Высота, м: 18,2
- Площадь крыла, м²: 905
- Масса:
- пустого самолёта, кг: 250 000[5]
- максимальная взлётная, кг: 640 000
- Тяга нефорсажная, кН: 1377
- Масса топлива, нормальная, кг: 300 000
- Крейсерская скорость, км/ч: 850[5]
- Дальность полёта:
- практическая, км: 15 400
- практическая с нагрузкой в 200 тонн, км: 4000[5]
- Практический потолок, м: 12 000[5]
- Полезная нагрузка, кг: до 250 000
- Двигатель
Все системы управления резервированы четырёхкратно.
В остальном Ан-225 практически полностью соответствует самолёту Ан-124, что существенно облегчило и удешевило как его создание, так и эксплуатацию.
Эксплуатация
Ан-225 с открытым грузовым люкомВпервые поднялся в небо 21 декабря 1988 года.
При том, что самолёт создавался в СССР для перевозки компонентов ракет-носителей «Энергия» и космического корабля «Буран», к моменту окончания строительства первого Ан-225 все необходимые перевозки были сделаны самолётом ВМ-Т «Атлант», и в программе «Буран» Ан-225 поучаствовал, только перевезя «Буран» на Парижский авиасалон в мае 1989 года и совершив несколько показательных полётов на Байконуре в апреле 1991 года.
После распада СССР единственный летающий экземпляр самолёта в 1994 году прекратил полёты, с него были сняты двигатели и другое оборудование для использования в «Русланах». Однако к 2000-м годам потребность в нём стала очевидной, и его восстановили силами украинских предприятий. Также авиалайнер подвергся доработке, чтобы соответствовать стандартам самолётов для гражданской авиации.
23 мая 2001 года были выданы сертификаты типа на Ан-225 «Мрия» Авиационным регистром Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК) и Государственным департаментом авиационного транспорта Украины («Укравиатранс»), что позволило начать коммерческое использование самолёта в качестве перевозчика грузов.
В настоящее время Ан-225 выполняет коммерческие грузовые перевозки в составе авиатранспортного подразделения АНТК им. О. К. Антонова — авиакомпания Antonov Airlines. Также проводятся проектные работы по использованию самолёта в качестве летающего стартового комплекса для авиационно-космических систем. Один из перспективных проектов — российско-украинская многоцелевая авиационно-космическая система (МАКС).
В период с 10 по 15 мая 2016 года «Мрия» совершила перелёт из Украины в Австралию, совершив по пути 4 промежуточные посадки — в аэропорту имени Вацлава Гавела (Прага, Чехия), аэропорту Туркменбаши (англ.)русск. (Туркменбашы, Туркменистан), аэропорту имени Раджива Ганди (англ.)русск. (Хайдарабад, Индия) и аэропорту Куала-Лумпур (Куала-Лумпур, Малайзия). 15 мая самолёт приземлился в аэропорту австралийского города Перт[7]. Дальность перелёта составила свыше 15,5 тысяч км.[8] Его грузом был 117-тонный генератор фирмы Brush SEM (англ.)русск.. 14 ноября 2016 года «Мрия» приземлилась в бразильском аэропорту Виракопос/Кампинас (порт.)русск.[9]. Самолет доставил в Сантьяго изготовленную в Бразилии компанией ABB электротурбину весом 155 тонн (общий вес груза — 182 тонны)[10][11], что является рекордом для Южной Америки[10].
На 2018 год самолёт выполняет несколько коммерческих рейсов ежемесячно по всему миру.[12]
22 октября 2018 года один из двигателей самолета по сообщению сайта kp.ru загорелся в аэропорту Лейпцига при посадке. Девять пожарных машин потушили пламя в течение 15 минут.
Рекорды
Вид спереди
Сравнение габаритов самых больших самолётов мира
Ан-225 является самым тяжёлым грузовым самолётом, когда-либо поднимавшимся в воздух. Единственный самолёт, превосходящий Ан-225 по размаху крыла, это Hughes H-4 Hercules, который относится к классу летающих лодок и поднимался в воздух всего один раз в 1947 году[13]. В 2017 г. в США был представлен самый большой двухфюзеляжный транспортный самолет Scaled Composites Stratolaunch Model 351, превосходящий Ан-225 и Hughes H-4 Hercules по размаху крыльев (117 м.), однако по предварительным данным уступающий «Мрии» по максимальной взлётной массе и грузоподъёмности (первый полёт Stratolaunch запланирован на 2019 г.)[14].
Самолёт «Мрия» установил ряд мировых рекордов взлётного веса и грузоподъёмности. 22 марта 1989 года Ан-225 совершил полёт с грузом 156,3 тонны, в котором было одновременно побито сто десять мировых авиационных рекордов. Такое достижение — рекорд само по себе. В августе 2004 года был поставлен новый рекорд — «Мрия» перевезла двести пятьдесят тонн спецтехники по заказу компании Zeromax GmbH из Праги в Ташкент с промежуточной посадкой в Самаре.
В августе 2009 года самолёт был занесён в Книгу рекордов Гиннесса за перевозку самого большого в истории авиации моногруза общим весом в 187,6 тонны. Это был генератор весом в 174 тонны, который транспортировался вместе со специальной рамой из немецкого Франкфурта в Ереван для новой армянской электростанции[15] (см. Discovery Science, передача «Спецназ „Тяжёлые машины“»).
«Мрии» принадлежит абсолютный рекорд грузоподъёмности — 253,8 тонны[15].
10 июня 2010 года перевезён самый длинномерный груз в истории воздушных транспортировок[16] — две лопасти ветряка длиной 42,1 метра каждая. В ноябре 2016 года (смотри выше) был перевезён рекордный для Южной Америки вес — турбогенератор в специальной конструкции общим весом 182 тонны.
В общей сложности данный самолёт — обладатель около двухсот пятидесяти мировых рекордов[15][17].
Второй экземпляр Ан-225
Второй экземпляр самолёта Ан-225 готов примерно на 70 %[18]. Его планировалось достроить на заводе «Антонов» при наличии финансирования[19]. Ещё с советских времён остались центроплан, фюзеляж и крыло[19]. Эта машина может быть достроена, если появится заказчик[20].
В 2006 году генеральный директор Киевского завода «Авиант» Олег Шевченко говорил, что для завершения постройки самолёта Ан-225 необходима сумма, приблизительно равная 90 млн долл. США; вместе с проведением испытаний самолёта сумма составила бы 120 млн долл[21].
30 августа 2016 года китайская компания Aerospace Industry Corporation of China (AICC) и украинское госпредприятие «Антонов» подписали соглашение о намерениях, которое предусматривает достройку и модернизацию второго экземпляра Ан-225 с последующей передачей его Китаю[22]. В декабре 2017 года СМИ сообщили, что китайские власти потеряли интерес к самолёту, поскольку большинство аэропортов в мире неспособны принимать летательные аппараты такой массы и габаритов[23].
Эксплуатанты
В массовой культуре
- Самолёт показан в фильме «2012», под названием «Антонов-500». В фильме самолёт видоизменён — имеется задняя погрузочная рампа, которая отсутствует у оригинального самолёта «Мрия».
См. также
Примечания
Ссылки
wiki2.red
Самолет Антонов Ан-225 «Мрия» — история разработки, характеристики, фото
Ан-225 с максимальной снаряженной массой 640 000 кг является самым тяжелым самолетом в мире. Для сравнения второй по грузоподъемностью самолет C-5 Galaxy имеет максимальную снаряженную массу 381 тыс. кг. Он настолько велик, что расстояние, которое преодолел при первом перелете самолет братьев Райт, вполне может уместиться в грузовом отсеке «Мрія».
Он также является крупнейшим в мире самолетом, который поднялся в воздух более одного раза; хотя размах крыльев его меньше чем у американского Hughes H-4 «Spruce Goose», и H-4 сделал только один короткий низьковисотний испытательный полет. Как Ан-124, так и Ан-225 больше C-5 Galaxy, самый большой самолет в США.
Ан-225 был создан в первую очередь для нужд советской космической программы в части транспортировки грузов и в частности — космических кораблей многоразового использования «Буран» и компонентов ракетной системы «Энергия». Самолет может перевозить и крупногабаритные грузы другого назначения. Грузы могут размещаться как в фюзеляже, так и «на спине». Цель создания Ан-225 была почти идентичной целью создание американского Shuttle Carrier Aircraft.
Разработка самолета Антонов Ан-225
Разработка самолета началась в 1985 году.На создание самолета пошел рекордно короткий срок — 3,5 года. Это стало возможным благодаря широкой унификации узлов и агрегатов нового самолета с узлами и агрегатами самолета Ан-124, который служил основой для нового самолета.
Фюзеляж Ан-225 имеет такой же поперечный разрез, как и Ан-124, однако его длину существенно увеличили. Грузовая кабина самолета имеет длину 43 метра, ширину 6,4 метра и высоту 4,4 метра. Грузовой отсек герметизирован. Над грузовым отсеком расположены пассажирский салон на 60-70 человек. С целью уменьшения массы было решено отказаться от заднего грузового люка, однако носовой люк вверх, как и система приседания задних опор шасси остались. Продолжительность открывания носовой грузовой рампы — 7 минут. Есть средства механизации погрузочных работ. Над фюзеляжем размещен узлы крепления крупногабаритных грузов, в частности ПКЛ «Буран» и элементов РН «Энергия».
Основные опоры изменены существенно, хотя и с минимальными конструктивными изменениями. Вместо пяти двухколесных опор с каждого борта здесь установлены семь таких же.
Четыре последние ряды двухколесных тележек при маневрировании и на взлетной полосе самоориентуються, а на взлета или же заседании — стопорятся. Ан-225 разворачивается на полосе шириной 60 метров.
Крыло Ан-225 также представляет собой модификацию крыла Ан-124. Оно дополнено новой центральной секцией, увеличен его размах. Для обеспечения возможности перевозки грузов «на спине», на самолете установлено Двухкилевой вертикальное оперение.
Благодаря этому на внешней подвеске могут перевозиться грузы, габариты которых превышают возможности других транспортных средств, например, ректификационные колонны диаметром 7-10 метров и длиной до 70 метров.
Крепление двигателей осталось, но их количество, с учетом двух подвешенных на пилонах под дополнительной секцией крыла, увеличилось до шести. Тем самым суммарная тяга достигла величины в 1377 кН (309540 фунтов).
Кабина рассчитана на экипаж самолета из 6 человек — командира, второго пилота, старшего бортинженера, бортинженера, штурмана и радиста. Предусмотрено и помещение для второго экипажа.
На самолете установлено бортовое радиоэлектронное оборудование, примерно аналогичное оборудованию Ан-124. Так, электродистанционная система управления, созданная для «Руслана», использована и в самолете «Мрія». Две диэлектрические зоны в носовом обтекателе защищают метеорологическую радиолокационную станцию переднего обзора и радар наземной навигации.
Опытный образец совершил свой первый полет 21 декабря 1988 , а в марте 1989 года, в одном полете с максимальной взлетной массой более 500 000 кг (1100000 фунтов) было установлено 106 мировых рекордов и рекордов для самолетов данного класса.
skybox.org.ua
Самолет АН-225 Мрия
АН-225 «Мрия» ( с украинского мрiя – мечта, по НАТОвской классификации – Казак) самый большой в мире, на данный момент, транспортный самолет сверхбольшой грузоподъемности.
В 80-х годах, когда в полный ход шла разработка многоразового космического корабля «Буран», потребовался самолет способный перевезти его и компоненты для сборки у стартовой площадки. В тот момент не было в СССР самолета способного полностью справиться сданной задачей, поэтому был дан приказ разработать и собрать самолет сверхбольшой грузоподъемности.
За это дело в 1984 году взялось ОКБ им. О. К. Антонова. И к 21 декабря 1988 года самолет АН-225 «Мрия» совершил свой первый полет. При проектировке самолета АН-225 за основу был взят другой самолет АН-124 «Руслан», поэтому Мрия очень похожа на Руслан (это, кстати, очень уменьшило стоимость разработки самолета).
Самолет АН-225 Мрия представлял собой шестимоторный турбореактивный высокоплан со стреловидным крылом и двухкилевым оперением. Двойное хвостовое оперение было сделано из-за того, что изначально Мрия планировалась, как первая ступень при старте Бурана и ракетоносителя Энергия.
АН-225 имел 6 двигателей Д-18Т способных поднять в воздух груз весом в 250 тонн и развивать крейсерскую скорость 800 км/ч.
Также Мрия имела большой грузовой отсек, который имеет размеры 43 м в длину, 6,4 м в ширину и 4,4 м в высоту, способный вместить 50 легковых автомобилей. Над грузовым отсеком находилась кабина для шести человек сменного экипажа и 88 человек, сопровождающих груз. Для грузов, у которых очень большие габариты, АН-225 имеет систему крепления для перевозки грузов на фюзеляже (где ранее крепился Буран).
Всего было заложено на строительство два самолета. К 1994 году, когда космическая программа «Буран» уже была закрыта, самолет был разобран и отправлен на запчасти для Русланов. Но к счастью в 2001 году самолет был снова собран и продолжил свои полеты, а второй на данный момент готов на 70 %.
Несмотря на свою уникальность АН-225 «Мрия» имеет еще ряд интересных фактов:
– мрия имеет 250 мировых рекордов.
– самолет поднял моногруз общим весом в 187,6 тонн (это был генератор весом в 174 т).
– также самолет поднял в воздух самый большой по весу груз в 253,8 тонны
– АН-225 перевез самый длинномерный груз – две лопасти ветряка длиной 42,1 м каждая.
– Мрия сыграла роль в эпизоде фильма 2012. Правда там был ряд несоответствий – маленький по длине грузовой отсек, какая то надпись «ANTONOV 500» с флагом Азербайджана, и хвостовой люк (в реальности откидывается вверх вся передняя часть самолета, без учёта кабины).
– Самолет еще упоминался в игре «Battlefield: Bad Company 2», хотя в действительности там был АН-124 «Руслан».
Характеристика на самолет АН-225 Мрия:
Длина – 84 м
Высота – 18,1 м
Размах крыла – 88,4 м
Площадь крыла – 905 кв.м
Грузовая кабина:
длина – 43 м
высота – 4,4 м
ширина – 6,4 м
Масса:
взлетная – 640 тонн
максимальная масса груза – 250 тонн
Двигатели – 6 турбореактивных Д-18Т
Скорость – 800км/ч
Дальность полета – 15400 км
Практический потолок – 11000 м
Пассажировместимость – 88 человек
Экипаж – 7 человек
Произведено – 2 шт.
Видео Самолета АН-225 Мрия:
unikteh.ru
Ан−225 «Мрия»: 25 лет Мечты
Сегодня, 21 декабря 2013 г. исполняется 25 лет со дня первого полета самого большого в мире транспортного самолета Ан−225 «Мрия», созданного ОКБ им. О. К. Антонова. Юбилей самолета в этом году весьма символичен. Впервые за более чем 20 лет два независимых государства, которые раньше входили в состав СССР и которые как раз и создавали этот уникальный самолет наметили планы по консолидации усилий по совместному продвижению на рынок новых и старых авиационных проектов. Пример развития мировой авиационной промышленности конца ХХ века и начала XIX-го свидетельствует о том, что только объединение усилий на фоне международного разделения труда позволяют получить коммерческий успех столь дорогостоящей и наукоемкой продукции, какой является его величество, САМОЛЕТ!!!Итак, чем же интересна эта легендарная и совершенно уникальная машина?
Фото самолета предоставлено Виталием Несенюком
Взлетная масса «Мрии» достигает фантастической величины – 640 тонн, что значительно превышает современные достижения других самолетов, в том числе на 80 тонн больше взлетной массы А380. На счету Ан−225 – 240 мировых и национальных рекордов, в том числе перевозка самого тяжелого груза массой 253,8 т, самого тяжелого моногруза −− 187,6 т, а также груза длинной 42,1 м.
Разработка «Мрии» проводилась в рамках перспективной космической программы, в которой Ан−225 должен был стать первой ступенью системы воздушного старта космического корабля, летающим космодромом, со «спины» которого космический «челнок» должен был стартовать на орбиту. Первоначально основной задачей этого самолета была перевозка различных частей ракеты−носителя «Энергия» и космического корабля «Буран», которые изготавливались на предприятиях центральных областей СССР, а окончательная сборка должна была осуществляться на Байконуре. Проектная длина некоторых из них достигала 60 метров, а диаметр – 8 метров. Дальность транспортировки составляла 1500−2500 км. Кроме того, в зависимости от выполняемого на орбите задания, «Буран» мог совершать посадки на разные аэродромы. Оттуда его необходимо было вновь доставлять на Байконур, к месту предыдущего старта.
Основой для конструкции Ан−225 был выбран созданный в ОКБ О.К.Антонова тяжелый транспортный Ан−124 «Руслан». Полномасштабная разработка нового самолета заняла три с половиной года.
В 1988 г. Ан−225 впервые поднялся в небо, ведомый экипажем испытателей в составе: командир А.В.Галуненко, второй пилот С.А.Горбик, старший бортинженер А.М.Шулещенко, бортинженер В.А.Гусар, штурман С.Ф.Нечаев, радист В.А.Белобородов и ведущий инженер по летным испытаниям М.Г.Харченко. А менее, чем через полгода, 3 мая 1989 года, «Мрия» стартовала с аэродрома Байконур, неся на «спине» свой первый груз – воздушно−космический самолет «Буран» массой более 60 тонн. На счету у «Мрии» с «Бураном» −− 14 полетов в связке общей продолжительностью 28 часов 27 мин. Они были выполнены с аэродромов, расположенных в различных климатических зонах СССР. Однако с распадом Советского Союза финансирование программы «Энергия−Буран» прекратилось, и проект был остановлен. А в 1994 г. прекратила полеты и «Мрия».
7 мая 2001 г. по праву можно считать вторым рождением «Мрии». В этот день состоялся «второй первый» взлет модернизированного Ан−225, предназначенного для работы на рынке коммерческих воздушных грузоперевозок. К тому времени «АНТОНОВ» обладал достаточно большим количеством заказов на доставку грузов, весовые или габаритные показатели которых превышали возможности «Русланов».
В течение месяца Ан−225 выполнил около 20 испытательных полетов, продемонстрировав достаточно высокую надежность и успешно завершив программу сертификации.
26 мая 2001 г., во время публичного показа самолета на церемонии открытия новой ВПП в киевском аэропорту Борисполь, председатель Межгосударственного авиационного комитета Т.Г.Анодина вручила разработчикам Ан−225 сертификат типа.
Так началась новая глава в жизни этого удивительного самолета, который и сегодня работает в составе парка авиакомпании «Авиалинии Антонова», продолжая надежно служить людям. Помимо многочисленных перевозок уникальных грузов, Ан−225 неоднократно принимал участие в гуманитарных операция по ликвидации последствий стихийных бедствий в различных странах. Только за последние несколько лет он доставлял необходимые грузы в Самоа (США), в Японию, на Гаити и на Филиппины.
Непосредственно перед юбилейной датой Госавиаслужбой Украины были одобрены основные документы по установлению самолету Ан−225 «Мрия» назначенных ресурсов и срока службы 20000 летных часов, 4000 полетов, 45 лет эксплуатации. Это означает, что, как минимум до 2033 года этот уникальный самолет будет в строю.
Создатели Ан−225 уверены – впереди у этого самолета много славных дел. Ведь он полностью соответствует девизу «Авиалиний Антонова» : «Нет других, способных перевезти больше»!
Фото самолета предоставлено Евгением Кудиновым
Ан−225 «Мрия»–краткая биография
16 октября 1986 г. – утверждено тактико−техническое задание на универсальный самолет для авиационно−космической системы, которая по Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР №132−51 включала также многоразовый космический аппарат «Буран» и ракету−носитель «Рассвет» («Энергия»).
20 мая 1987 г. вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР №587−132 о начале проектирования и постройки самолета под индексом «400» (позже Ан−225).
30 ноября 1988 г. из сборочного цеха «АНТОНОВ» выкали самолет, который получил название «Мрия».
21 декабря 1988 г. – первый полет Ан−225.
1 февраля 1989 г. – «Мрия» в аэропорту Борисполь была представлена советским и зарубежным журналистам.
Февраль 1989 г. – в Борисполе Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С.Горбачев ознакомился с Ан−225, на борту которого было принято историческое решение о предоставлении в распоряжение «АНТОНОВ» двух самолетов Ан−124. Это событие открыло широкую дорогу для коммерческих перевозок на «Русланах» и послужило толчком для создания авиатранспортного подразделения «Авиалинии Антонова».
22 марта 1989 г. на Ан−225 (экипаж А.В.Галуненко) в одном полете было установлено 110 мировых достижений. В том числе рекорд скорости полета по 2000−км замкнутому маршруту с грузом 155 т — 815,09 км/ч, рекорд высоты полета с этим грузом — 12430 м. Вступив в соперничество с американским «Боингом 747−400», которому тогда принадлежал рекорд максимальной взлетной массы (404,8 тонн), Ан−225 перекрыл это достижение сразу на 104 тонны.
3 мая 1989 г. «Мрия» стартовала с аэродрома на Байконуре, неся на «спине» свой первый груз — космический шатл «Буран» массой около 60 т. В такой связке в районе Байконура было выполнено 13 испытательных полетов.
13 мая 1989 г. Ан−225 с «Бураном», выполнив беспосадочный перелет по 2700 км маршруту Байконур — Киев за 4 ч 25 мин, благополучно приземлился в Гостомеле.
15 мая 1989 г. — 5 января 1996 г. – проведение государственных испытаний.
Июнь 1989 г. Демонстрация «Мрии» с «Бураном» на 38−м Международном аэрокосмическом салоне в Ле Бурже (Франция). На них уже шли смотреть сотни тысяч людей со всех уголков планеты. Ан−225 мгновенно стал мировой сенсацией. «Техника – чудо, на грани того, что можно представить себе в наше стремительное время!», «Сердце переполнено гордостью за мощь человеческого разума при виде этой фантастической машины», «Самолет огромный, как ваша Советская страна», «Спасибо…» – эти восторженные оценки взяты из разноязычной книги отзывов, которая находилась на борту Ан−225 во время салона.
Август 1989 г. Ан−225 «Мрия» участвовала в авиашоу в Ванкувере (Канада). Премьер−министр страны Брайан Малруни, увидев полет Ан−225, сказал, что «советские авиаторы, прилетевшие в Канаду на своих самолетах, подарили нам праздник». В сентябре самолет посещает Прагу и демонстрируется на выставке стран СЭВ.
1990 г. Ан−225 демонстрировался на салоне в Фарнборо (Великобритания) и в США и принимал участие в двух американских авиашоу: в Оклахома−Сити и в Сиэтле. Самый большой в мире самолет привлек внимание огромного числа американцев. Как вспоминают участники тех полетов, вероятно, во всех Штатах в те дни не было такой огромной очереди, какая тянулась к фюзеляжу Ан−225, столько было желающих побывать на его борту. «Мы делаем самые большие пассажирские самолеты в мире, − заметил представитель «Боинга» Рик Хаукинсон. – Но мы кланяемся «Антонову−225».
Май 1990 г. «Мрия» (экипаж С.А.Горбика) выполнила первый коммерческий рейс, перевезя из Челябинска в Якутию трактор Т−600 массой более 110 т. Эта экспедиция в Заполярье, помимо народнохозяйственного, имела большое экспериментальное значение, так как дала ценный материал для изучения транспортных возможностей нового самолета и оценки его работы в условиях Севера.
1991−93 гг. Состоялись полеты в Шэнон (Ирландия), Монреаль (Канада), Колумбос и Лас−Вегас (США) по доставке оттуда на украинскую землю сотен тонн гуманитарной помощи.
21 июня 1991 г. В штаб−квартире Европейского космического агентства в Париже состоялась презентация авиационно−космической системы, включающей самолет «Мрия» и многоразовый космический аппарат Interim HOTOL компании «Бритиш Аэроспейс».
1990−е годы. Разработка на базе Ан−225 многоразовой авиационно−космической системы НПО «Молния» и украинской «Свитязь» КБ «Южное»; авиационно−морской спасательной системы с экрано−планом «Орленок» НПО им. Р.Е.Алексеева.
В августе 1993 года Ан−225 видели посетители «Мосаэрошоу» в подмосковном Жуковском, а в декабре – выставки в Дубай (ОАЭ).
В 1994 году гиганту из Киева аплодировали Сингапур и Шарджа.
Апрель 1994 г. Прекращение полетов Ан−225.
Лето 2000 г. – начало восстановительных работ и модификации Ан−225. «АНТОНОВ» развернул их на собственные деньги совместно с АО «Мотор Сич».
7 мая 2001 г. – первый полет модернизированной «Мрии” (экипаж А.В. Галуненко).
23 мая 2001 г. – выдача сертификата типа на Ан−225.
В июне 2001 г. «Мрия» участвовала в 44−м авиакосмическом салоне в Ле Бурже (Франция).
11 сентября 2001 г. В ходе одного полета на «Мрии» экипаж А.В. Галуненко установил 214 национальных и 124 мировых рекорда, в том числе – на высоту 2000 м была поднята коммерческая нагрузка в 253,820 т; на замкнутом 1000−км маршруте с грузом 250 т была достигнута скорость 763 км/ч; груз 250 т был поднят на высоту 10570 м.
2002 г. Монета с изображением «Мрии» стала первой в серии «Самолеты Украины», которую выпускает Национальный Банк Украины. Ан−225 изображен на серебряной монете номиналом
20 гривень и на обращаемой монете номиналом 5 гривень.
18 сентября 2002 г. На III Международном авиасалоне «Авиасвит−ХХI” в Киеве 10 сильнейших атлетов Украины, впрягшись в Ан−225, протащили его несколько метров. Этот рекорд включен в Книгу рекордов Гиннеса.
16 июня 2004 г. Выполнив перелет на Ан−225 с грузом массой 247 т (4 трубоукладчика) из Праги (Чехия) в Ташкент (Узбекистан), экипаж А.З.Моисеева установил шесть мировых рекордов.
10−11 ноября 2004 г. На «Мрии” из Адана (Турция) в Триполи (Ливия) были доставлены шесть сельхозсамолетов для борьбы с нашествием саранчи.
5 октября 2005 г. На Ан−225 перевезли из Афин (Греция) в Хьюстон (США) мобильную электростанцию General Electric массой 145 т.
3 декабря 2005 г. «Мрия» в рамках благотворительной акции «Рождественский ребенок» доставила из Великобритании в Украину 75 тысяч коробок с подарками для детей.
2005 г. Британские специалисты включили Ан−225 «Мрия» в число 13 самых значимых в истории авиации самолетов, изображения которых помещены на тринадцати серебряных монетах, выпущенных Британским монетным двором. Эта серия монет номиналом 25 долларов Соломоновых островов, входящих в Британское содружество, посвящена 100−летнему юбилею истории мировой авиации.
11 августа 2009 г. Ан−225 доставил из Франкфурта (Германия) в Ереван (Армения) самый тяжелый в истории авиации моногруз – генератор весом 174 т, который транспортировался вместе со специальной рамой. Общий вес груза составил 187,6 т. Эта перевозка включена в «Книгу Рекордов Гиннеса».
В октябре 2009 г. Ан−225 «Мрия» выполнил несколько рейсов по доставке в Самоа генераторов, которые были необходимы для восстановления работы электростанции Сатала, поврежденной цунами. Только объемная кабина Ан−225 смогла вместить сразу десять 12−тонных генераторов, каждый из которых был размером с 6−метровый контейнер.
Февраль 2010 г. Ан−225 выполнил перевозку из Японии крупногабаритной строительной техники (бульдозеры, грузовики, тягачи, погрузчики) общим весом 108 т для ликвидации последствий землетрясения на Гаити.
10 июня 2010 г. Ан−225 перевез самый длинный груз в истории воздушных транспортировок. Две лопасти ветряка длиной 42,1 м каждая были доставлены из Китая в Данию.
25 марта 2011 г. «Мрия» доставила в пострадавшую от стихийных бедствий Японию гуманитарные грузы, генераторы и технику общей массой 140 т.
Октябрь 2012 г. Ан−225 доставил в Душанбе оборудование для Нурекской гидроэлектростанции, изготовленное в Харькове, ОАО «Корпорация «ТУРБОАТОМ». Груз общим весом 125 т состоял из колеса турбины массой 57 тонн, крышки турбины – 36 тонн и сопутствующего оборудования. Только Ан−225 мог доставить такой груз к месту назначения за один рейс.
9−12 ноября 2013 г. Ан−225 перевез трансформатор Siemens и сопутствующее оборудование общей массой 180 т из Загреба, Хорватия в Себу, Филиппины. Эта доставка в кратчайший срок была необходима для возобновления работы на полную мощность электростанции San Lorenzo, Филиппины. С поставленной задачей могла справиться только «Мрия».
1−2 декабря 2013 г. Авиакомпания «Авиалинии Антонова» выполнила перевозку двух вагонов трамвая из Шицзячжуана (КНР) в Самсун (Турция). Принимая во внимание габариты груза (размеры одного вагона составили 20,04 х 2,88 х 3,60 м), для выполнения поставленной задачи был выбран самый большой в мире транспортный самолет Ан−225 «Мрия», длина грузовой кабины которого 43,3 м.
21 декабря 2013г. – 25−летие со дня первого полета Ан−225. За весь период эксплуатации, начиная с 1992 г., на «Мрии» было перевезено около 20500 т грузов, из них более 2500 т — в 2013 г.
При написании данного материала использованы материалы, свободно распространяемые в интернете, в частности на сайтах: ГП «АНТОНОВ», Википедия и Уголок неба
khmelikvictor.livejournal.com