Самолет у 2 во время великой отечественной войны – Авиация Красной Армии Великой Отечественной войны (часть 2) – учебные и многоцелевые самолеты У-2 (По-2)

Шесть фактов о «небесном тихоходе» У-2 — Российская газета

7 января 1928 года первый полет совершил самолет У-2 (По-2), сконструированный Николаем Поликарповым. Это воздушное судно стало легендарным: во время войны оно было грозным орудием против немецких войск — на нем летали знаменитые «Ночные ведьмы». А в мирное время самолет признали одним из самых массовых в мире (до 1953 года было построено 33 тысячи этих машин). После смерти Поликарпова, в 1944 году, У-2 переименовали в По-2.

«РГ» публикует шесть интересных фактов из истории знаменитого воздушного судна.

1. Из «кукурузника» в бомбардировщики

Многоцелевой биплан с мотором воздушного охлаждения мощностью 100 лошадиных сил изначально создавался как учебный. Самолет использовали в лесном и сельском хозяйстве (за что он получил название «кукурузник»), аэрофотосъемках, в качестве самолета связи. У-2 имел несколько модификаций, в том числе, пассажирские.

Учебно-боевой вариант У-2ВС был разработан в 1932 году. Этот самолет мог брать с собой шесть восьмикилограммовых бомб. После начала войны серийные У-2 переделывали в легкие ночные бомбардировщики. Их бомбовая нагрузка варьировалась от 100 до 350 килограммов (а в отдельных случаях — до 500 килограммов). Бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскости самолета.

2. Неуловимый «мститель»

Во время Великой Отечественной войны У-2 применяли в качестве разведчиков, самолетов связи и санитарной авиации, для сброса диверсионных и разведывательных групп, а также «беспокоящих налетов» на прифронтовые расположения частей противника. При этом применялась особая тактика: вылеты происходили ночью, бомбардировщики подходили к цели на сверхмалой высоте, с двигателями, установленными на малый газ. Благодаря этому сбить их было непросто — самолеты попросту оставались невидимыми для противника практически до момента бомбардировки. Сброс бомб производился с высокой точностью, несмотря на темное время суток. После этого У-2 уходил от истребителей, набирая максимальную скорость и маскируясь — например, по верхушкам деревьев.

Сбить самолет было достаточно сложно: «небесный тихоход», как прозвали его советские солдаты, летал со скоростью не более 120 километров в час, а немецкие истребители — не менее 140 километров в час. При этом У-2 были очень маневренными и недоступными для зенитчиков, которые в большинстве случаев промахивались. Именно в роли легкого ночного бомбардировщика «тихоходы» и сыграли важную роль во время войны.

3. Железный крест за «кофемолку»

Немцы прозвали неуловимые У-2 «kaffeemühle» (кофемолка), «haltsnähmaschine» (швейная машина), а также «русс-фанер». Рассказывают, что командование Люфтваффе издало приказ, в котором «небесных тихоходов» приравняли к боевым истребителям. За каждый сбитый самолет летчикам полагалось денежное вознаграждение, их представляли к наградам — в частности, давали железный крест.

4. «Ночные ведьмы»

На У-2 летали знаменитые «Ночные ведьмы» — летчицы 46-го гвардейского Таманского Краснознаменного ордена Суворова 3-й степени ночного бомбардировочного авиационного полка. Подразделение было сформировано в октябре 1941 года. Максимальная численность У-2 в полку составлила 45 машин; на конец войны их осталось 36.

Девушки сами создали прицелы, которых не было в самолете (и назвали их ППР — проще пареной репы). За ночь они делали несколько вылетов (от 6-8 летом до 10-12 зимой), с 150-200 килограммами бомбового груза за один раз. До августа 1943 года летчицы не брали с собой парашюты — вместо них они брали еще 20 килограммов бомб. В общей сложности «ночные ведьмы» совершили 23 672 боевых вылета, провели в воздухе 1191 полные сутки, сбросили почти три миллиона килограммов бомб. Во время войны погибли 32 летчицы.

5. Долетел до Кореи

Поступление самолетов в У-2 в ВВС СССР началось в 1930 году. Первое же боевое крещение «тихоходы» получили в 1938 году боях на озере Хасан. Тогда самолеты санитарной модификации эвакуировали раненых.

По-2 участвовали в войне в Корее (1950 — 1953 годы), вплоть до последнего ее дня.

6. Звезда экрана

Легендарный самолет снимался в нескольких фильмах: фильм «Небесный тихоход», «И ты увидишь небо», «В небе «Ночные ведьмы», «Если завтра война», «Пилоты», «Ночные ласточки» и, конечно же, «В бой идут одни старики». На нем прилетали героини картины Зоя и Маша.

Любопытно, что По-2 съемочной группе предоставил начальник академии имени Гагарина, маршал авиации Сергей Руденко. Он, на свой страх и риск, одолжил самолет, который находился в музее ВВС, созданном при академии.

rg.ru

Многоцелевой биплан У-2/По-2

Речь пойдет о легендарном советском самолете Второй мировой войны, наводившим ужас на фашистских захватчиков. В начале 1927 года биплан Поликарпов У-2 (учебный второй) впервые поднялся в воздух, никто из присутствовавших при этом событии даже не мог представить себе, что это будет самолет-легенда. Несмотря на то, что У-2 не только заменил устаревший У-1 копию, английского Авро-504к, бывшего в те времена на вооружении ВВС РККА, но и служил в течение нескольких десятков лет, превзойдя своих предшественников, современников и приемников не только по числу построенных машин, но и по количеству решаемых им задач, и продолжительности службы, как гражданской, так и военной авиации.

Первый прототип У-2 фактически являлся результатом концепции, которая вновь и вновь появляется на всем протяжении истории авиации. Она предполагает, что удачный самолет может быть разработан и построен из ограниченного числа простых (и дешевых) взаимозаменяемых компонентов. В результате первый У-2 был перетяжелен, имел плохую аэродинамику и низкие летные характеристики.

В то время требования ВВС РККА и ГВФ к самолету для начального обучения практически не отличались друг от друга. Авиаторы нуждались в новой машине, которая позволила бы упростить процесс обучения и стандартизовать его методологию. Самолет получил прямоугольные в плане крылья, отъемные части которых были взаимозаменяемы. Хвостовое оперение также имело прямоугольные формы, рули высоты были взаимозаменяемы, как и элероны. Фюзеляж прямоугольного сечения состоял из плоских или имевших одинарную кривизну поверхностей, и его конструкция включала большое число унифицированных деталей. Эти решения, позволившие сократить время и затраты на разработку и постройку, привели к появлению перетяжеленного самолета с неудовлетворительными летными характеристиками (так, к примеру, высоту 2000 м он набирал за 29 минут). Первый У-2 явился результатом ошибочного подхода, когда одни параметры технических требований взяли верх над всеми остальными.

У-2 (По-2)

В итоге на свет появился неуклюжий, похожий на ящик «агрегат» с толстыми (14%) прямоугольными крыльями, через-чур мощными подкосами и лишними креплениями для их установки (дань унификации консолей). Избыточная масса составляла около 120 кг, и при относительно слабом моторе в 100 л.с. (74 кВт) скорость не превышала 110 км/ч, что естественно не устраивало заказчиков. Настоящий У-2, прародитель семейства поликарповских «двоек», которых было построено более тридцати тысяч, имел мало общего с предыдущей пародией на самолет. Новую машину можно считать образцовым проектом со сбалансированными характеристиками, как с точки зрения аэродинамики, так и конструкции, при этом имевшим хорошую технологичность и бывшим удобным в эксплуатации. Кроме того, самолет имел «резерв» для cовершенствования, что позволяло в дальнейшем использовать его для решения широкого круга задач. Самой заметной отличительной чертой стал руль направления большой площади с аэродинамической компенсацией.

Перепроектированный У-2, предназначавшийся для первоначального обучения, впервые поднялся в воздух 7 января 1928 года. В последующие десятилетия для него нашлось невероятное число дополнительных задач. В первом полете машину пилотировал известный летчик Михаил Громов. Лыжи для У-2 позаимствовали у У-1. Хотя У-2ВС первоначально предполагалось использовать в качестве легкого боевого самолета, в конце 1930-х годов в ВВС его использовали как учебную машину, позволявшую экипажам освоить бомбометание, воздушную стрельбу и аэрофотосъемку. За первые несколько недель после начала войны с Германией У-2 различных модификаций использовались для выполнения широкого круга задач, для решения которых они не были предназначены. Эффективность поликарповских бипланов была столь высока, что в дальнейшем, на всем протяжении войны, У-2/По-2 проходили доработки, направленные на расширение их боевых возможностей.

Модификации самолета

Модификации самолета.

Модификации самолета.

У-2A
одноместный сельскохозяйственный самолет-опылитель, строившийся в подвариантах У-2АП и У-2АО с 1930 года, с бункером для химикатов вместимостью 250 кг в задней части фюзеляжа. После 1944 года строился как По-2А с двигателем М-11К мощностью 115 л.с. Построено 9000 экземпляров.
У-2Г
экспериментальный самолет со всеми системами управления, присоединенными к штурвальной колонке.
У-2КЛ
два специальных самолета с цельноштампованным фонарем задней кабины. Появился в 1932 году.
У-2ЛШ
(«Кукурузник») — легкий штурмовик; большое количество предвоенных самолетов было переделано в этот стандарт; вооружен одним пулеметом ШКАС калибра 7,62 мм на кольцевом лафете над задней кабиной, имел крепления для 120 кг бомб плюс пусковые рельсовые направляющие для четырех реактивных снарядов РС-82. Альтернативное обозначение — У-2ВОМ-1.
У-2ЛНБ
легкий ночной бомбардировщик производился начиная с 1941 г. Бомбовая нагрузка увеличилась до 200 кг, появились прожектора и глушитель на выхлопной трубе.
У-2ЛПЛ
исследовательская разработка 1935 года с лежащим пилотом.
У-2M
альтернативное обозначение — МУ-2, прошел испытания в 1931 году. Первый из вариантов поплавковых гидросамолетов с большим центральным поплавком и двумя стабилизирующими, расположенными на концах крыла.
У-2НАК
самолет-корректировщик артиллерийского огня и разведчик.
У-2С
незначительные серии производились с 1934 году, задняя кабина заменена на закрытый отсек для санитара и носилок; позднее были установлены иллюминаторы. Другие варианты У-2С-1 и У-2СС.
У-2СП
установлена третья открытая кабина, а положение остальных изменено. В 1934-39 годах построен 861 экземпляр, во время войны применялись для связи.
У-2СПЛ
модель — лимузин с задней кабиной для двух пассажиров вместо заднего кокпита.
У-2УТ
производился в ограниченных количествах с 1941 года в основном для летной подготовки и имел двигатель M-11Д мощностью 115 л.с.
У-2ВС
основной самолет советских ВВС, использовался старшим составом как самолет связи. Более 9000 экземпляров находилось на службе в 1945 году под новым обозначением По-2ВС.
У-3
разработка Н. Г. Михельсона и А. И. Морщихина от 1934 года, использовавшаяся в качестве тренировочного самолета. Имела двигатель М-48 мощностью 200 л.с. Ни в чем не превосходила основную модель У-2.
У-4
вариант самолета У-2 с лучшими аэродинамическими обводами и более тонким фюзеляжем; создан Михельсоном, не производился в больших количествах.
По-2ГН
пропагандистский самолет с громкоговорителем; производился с 1944 года.
По-2Л
модель — лимузин с закрытой пассажирской кабиной; дверь находилась с левой стороны.
По-2П
поплавковый гидросамолет военного времени, производился в ограниченных количествах.
По-2С
санитарный военный самолет.
По-2С-1
сходен с довоенным санитарным самолетом. Модель По-2С-2 имела двигатель M-11Д, а самолет По-2С-3 переносил под крыльями два контейнера с пациентом на носилках. Альтернативное обозначение последнего варианта — По-2СКФ.
По-2ШС
штабной самолет; новый фюзеляж с закрытой кабиной для пилота и двух или трех пассажиров.
По-2СП
послевоенный вариант для географических наблюдений и аэрофотосъемки.
РВ-23
поплавковая модификация, созданная Михельсоном для попытки установления рекорда высоты среди гидропланов в 1937 году. Оснащен звездообразным двигателем R-1820-F3 Циклон мощностью 710 л.с.
CSS-13
обозначение польских самолетов. Некоторые имели стеклянные фонари над кабинами.
CSS-S-13
польский санитарный вариант с фонарем над кабинами пилота и санитара, закрытый отсек для пациента в задней части.
E-23
исследовательская модель 1935 года для перевернутых полетов. Различные варианты: множество экспериментальных моделей.


Модификации самолета

Эпизоды боевого применения По-2

У-2 (По-2) документальное фото

О боевом применении По-2 написано немало, но — большей частью фрагментарно. Данный сайт также не претендует на всестороннее освещение использование знаменитого самолета в годы Великой Отечественной войны. Ниже приведены данные о боевой работе всего-навсего одного полка, вооруженного самолетами У-2 — 930-го Комсомольско-Трансильванского Краснознаменного полка.

  • Боевую подготовку полк начал с момента организации 5-7 июля 1942 года. За небольшой период, 20 дней, несмотря на то, что личный состав представлял из себя молодежь с налетом 100 — 120 ч днем и имеющую перерыв в полетах от 6-ти месяцев до года, основная масса экипажей (90 — 95 %) была обучена полетам ночью. Полк убыл на фронт, не закончив программу обучения. Пришлось дорабатывать в процессе выполнения боевых заданий. Ввод в боевую работу экипажей прошел успешно в течение 4-5 дней.
  • 21 июля 1942 года полк убыл на Калининский фронт на аэродром Игнатьево и вошел в состав 3-й воздушной армии в качестве отдельного полка.
  • В период август — сентябрь полк в составе 3-й воздушной армии участвовал в Ржевской операции 1942 года. За этот период полком произведено 2030 самолетовылетов на бомбардировку и разведку войск противника, в результате которых оказано большое содействие наступающим наземным частям Красной Армии. За этот период полк потерял самолетов — 1 штуку, летного состава — 2 человека.
  • После Ржевской операции, базируясь на аэродроме Филатово, что в 8 км южнее железнодорожной станции Селижарово, а затем — на аэродроме Михалево, что в 60 км юго-западнее Старой Торопы, полк до 15 апреля 1943 года преимущественно вел разведку войск противника в районе Ржев, Оленино, Белый, а также выполнял бомбардировочные задачи. В декабре месяце 1942 г. полк в составе 20-й ночной бомбардировочной авиадивизии принимал участие в Велико-Лукской операции. Предшествующий этой операции период отдельная группа под командованием заместителя командира полка майора Кузоваткина в течение месяца вела разведку в районе Великие Луки, Велиж, Новосокольники, наблюдая за оперативными и тактическими передвижениями войск противника.
  • С декабря 1942 года по март 1943 года отдельные группы в составе 4-х самолетов под командованием заместителя командира авиаэскадрильи старшего лейтенанта Кричевского Д.В., а затем в составе 9-ти самолетов под командованием командира авиаэскадрильи капитана Дорошенко, с аэродрома Бужарово, что в 24 км северо-западнее города. Велижа доставляли боеприпасы, вооружение, медикоменты белорусским и калининским партизанам. Произведено 133 полета с посадкой в тылу и 60 полетов на сбрасывание. Доставлено 21 835 кг груза.

Всего на Калининском фронте в составе 3-й воздушной армии произведено:
Боевых вылетов ночью 2758, из них на разведку 277. Сброшено бомб 436 933 кг. Вылетов на дневные задания — 2307. Общий налет 7442 ч 51 мин.
Боевые потери:

1) летного состава 5 человек.

2) самолетов 5 штук.
— 15 апреля 1943 г. полк выведен в резерв Главного командования на аэродром Тушино, Москва. Полк вошел в состав 312-й ночной бомбардировочной авиадивизии.
— 19 августа 1943 года полк под командованием майора Еренкова в составе 312-й ночной бомбардировочной авиадивизии убыл в распоряжение 5-й воздушной армии, Степной фронт. По 20 января 1944 г. полк принимал участие в операциях:

а) постоянно следуя за наступающими наземными войсками по направлению Харьков — Кременчуг оказывал им содействие в преодолении сопротивления противника.
б) Первым из соединений и частей 5-й воздушной армии перебазировался на правый берег Днепра для выполнения наиболее ответственных боевых заданий.
в) Участвовал в налетах на крупные опорные пункты противника Кривой Рог, Кировоград, железнодорожную станцию Знаменка. За эффективные действия по железнодорожной станции Знаменка 312-й ночной бомбардировочной авиадивизии, в которую входит полк, присвоено почетное наименование «Знаменская». На протяжении всего периода полк 5-7-ю самолетами вел ночную разведку, доставляя ценные сведения командованию.

— За период пребывания на Степном и 2-ом Украинском фронтах произведено: боевых вылетов ночью — 2126, из них на разведку — 280. Сброшено бомб — 293 534 кг, разбросано листовок — 44 000 шт. Полетов днем: на связь — 1124. Дневной налет — 1033 ч 44 мин., ночной налет — 3277 ч 16 мин. Общий налет — 4305 ч 16 мин. Боевые потери: самолетов — 1.

— За участие в боевых действиях по овладению городом Знаменка Верховным Главнокомандующим маршалом Советского Союза Сталиным 930 авиационному полку объявлена благодарность.

— Полк, базируясь на аэродроме Машарино, выделил из своего состава 12 лучших экипажей под руководством заместителя командира авиаполка майора Чернобурова для участия в Корсунь-Шевченковской операции. Группа перебазировалась на аэродром Ротмистровка, откуда и действовала по прямому указанию штаба 5-й воздушной армии. Полеты в район окруженной группировки немцев экипажи производили днем и ночью в сложных метеоусловиях. Всего произведено боевых вылетов на бомбардировку живой силы и техники противника с попутной разведкой и выброской листовок: 62 вылета, из них 22 вылета днем. За образцовое выполнение заданий командования в боях по уничтожению немецких захватчиков в районе города Корсунь-Шевченковский и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума Верховного совета от 26.2.1944 года. 930 авиационный полк ночных бомбардировщиков награжден орденом Красного Знамени. После Корсунь-Шевченковской операции 930-й Краснознаменный Комсомольский авиационный полк ночных бомбардировщиков продолжал своими действиями помогать наземным войскам 2-го Украинского фронта в изгнании немецких захватчиков с территории Советской Украины.

У-2 (По-2) документальное фото

— 17 апреля 1944 года полк в полном составе перебазировался на аэродром Нечурени Молдавской ССР. После перебазирования в Молдавию в течение мая, июня и июля полк с аэродрома подскока Сарата своими беспрерывными полетами ночью вел визуальную и фоторазведку войск противника на территории Румынии в интересах наземных войск по подготовке Ясско-Кишеневской операции. 24 июня 1944 года от имени Президиума Верховного Совета СССР командир 312-й авиационной дивизии полковник Кузнецов вручил 930 Краснознаменному Комсомольскому авиационному полку ночных бомбардировщиков Боевое Красное знамя.

— В ночь с 20 на 21 августа 1944 года полк принял активное участие в Ясско-Кишеневской операции 26 экипажами с аэродрома Виашора; бомбардировал войска и технику противника на ближних подступах и в самом городе Яссы. За участие в боевых действиях по взятию города Яссы Верховным Главнокомандующим маршалом Советского Союза тов. Сталиным личному составу полка объявлена благодарность.

— После разгрома немецких войск в Румынии полк продвигался вместе с войсками 2-го Украинского фронта в Венгрию.

— За участие в боевых действиях по овладению городом Дебрецен, Венгрия, личному составу полка Верховным Главнокомандующим маршалом Советского Союза товарищем Сталиным объявлена благодарность.

— За разгром и изгнание немцев из Трансильвании приказом Верховного Главнокомандующего Советского Союза 930 Краснознаменному Комсомольскому полку ночных бомбардировщиков присвоено наименование Трансильванский.

— Полк принимал активное участие по разгрому немецких войск в столице Венгрии городе Будапешт. Произведено боевых вылетов ночью — 650, сброшено бомб 61 969 кг. За участие в боевых действиях по прорыву обороны противника северо-восточнее города Будапешт и овладением городом Будапешт Верховным Главнокомандующим маршалом Советского Союза тов. Сталиным личному составу полка объявлена благодарность.

— После разгрома немцев на территории Венгрии 930-й полк вместе с наземными войсками начал разгром и изгнание немецких оккупантов на территории Чехословакии. За участие в боевых действиях по овладению городом Банеска-Штенвница, Чехословакия, Верховным Главнокомандующим маршалом Советского Союза тов. Сталиным личному составу полка объявлена благодарность.

— За участие в боевых действиях по овладению городом Комарно личному составу полка Верховным Главнокомандующим маршалом Советского Союза товарищем Сталиным объявлена благодарность.

— Всего за время боевых действий полк произвел боевых вылетов по уничтожению живой силы и техники противника 9860 с налетом 14 785 ч. Произведено полетов по специальным заданиям командования 5291 с налетом 7197 ч.

У-2 (По-2) вид сбоку

До вступления СССР в войну выпуск У-2 велся в основном на ленинградском заводе 23 «Красный летчик». В течение 1940 года было налажено производство самолета также на ленинградском заводе 387. Когда немцы подошли к Ленинграду, оба завода были эвакуированы в Казань, где их объединили в завод 387. Согласно российским источникам, в годы войны У-2 выпускались на четырех заводах: уже упомянутом 387 в Казани, 464 в Долгопрудном, 471 в Шумерли и 494 в Козловке. По сведениям Чехословацкого Авиационного реестра У-2, по крайней мере в 1943-44 годах, выпускались и на заводе 154 им. И.В.Сталина. Этот изготовитель указан в данных части У-2/По-2, которые были получены чехословацкими ВВС в СССР.

Получившие импровизированное вооружение У-2 из летных школ, аэроклубов и т.д. первоначально попадали в различные боевые подразделения, но позднее были сведены в специальные части, которые в дальнейшем превратились в полки легких ночных бомбардировщиков. Потери практически лишенных защиты У-2 при дневных операциях были неоправданно высокими, но несмотря на это, на начальном этапе войны некоторые командиры ставили подразделениям подобные самоубийственные задачи, которые приводили к огромным потерям в людях и технике с минимальной пользой. После того, как критическая для СССР ситуация на фронтах миновала, вооруженные У-2 подразделения целиком сосредоточились на ночных операциях. Постоянные налеты этих легких машин подрывали боевой дух противника, не давая ему ни сна, ни отдыха в ночное время. «Швейные машинки», как называли У-2 немцы, разрывали ночь взрывами бомб.

«Эти самолеты не дают нам жить — мы не можем зажечь огонь ни в печке, ни в маленьком костре — экипажи У-2 тут же обнаруживают их и сбрасывают бомбы. Они находят нас постоянно — поэтому мы должны всю ночь сидеть в траншеях, чтобы избежать потерь» — писал ветеран Вермахта. Советские легкие ночные бомбардировщики приступали к действиям в сумерках. Когда на малой высоте они перелетали со своих баз на небольшие аэродромы подскока, расположенные практически у линии фронта. С этих аэродромов полностью вооруженные бипланы поднимались в ночное небо, чтобы нанести удар по позициям противника. Близость аэродромов подскока к фронту позволяла выполнять несколько вылетов за ночь — известны случаи, когда один У-2 успевал сделать десять вылетов «за смену». Если умножить это число на максимальную бомбовую нагрузку в 300 кг, то получается, что маленький биплан мог сбросить бомб больше, чем тяжелый бомбардировщик.

Обычно самолеты У-2 действовали парами. Первая машина планировала на цель с остановленным или работающим на малых оборотах мотором, чтобы использовать фактор неожиданности и избежать обстрела зенитками. Второй самолет заходил с фланга, перпендикулярно направлению атаки ведущего на уже освещенную, и если повезет, горящую цель. На собственном горьком опыте немцы убедились, что их зенитный огонь практически неэффективен, и только позволяет скрывающемуся в темноте ведомому У-2 точнее нанести удар. В конце войны отчаявшиеся немцы попытались скопировать советскую тактику, создав подобные «беспокоящие подразделения», которые были вооружены самолетами Гота Go 145С.

У-2 (По-2) в наши дни

Об интенсивности применения У-2 во время войны может свидетельствовать летная книжка штурмана И.А.Щедрина из 596 НБАП (ночного бомбардировочного авиаполка), который с 1 по 31 декабря 1942 года выполнил на Сталинградском фронте 400 боевых вылетов. В августе 1943 года, в ходе сражения за Донбасс, регулярные ночные налеты У-2 на железнодорожный узел Успенская сократили его пропускную способность на 50% — немцы прекратили ночные перевозки, опасаясь полного выхода этой важной станции из строя. Всего более 60 эскадрилий и полков, вооруженных У-2/По-2, принимали участие в боевых действиях, многие из которых получили звание гвардейских. Среди них особое место занимает 46-й Гвардейский Таманский НБАП, полностью укомплектованный женщинами.

Головную боль По-2 вызывали и у войск ООН в Корее, позиции которых они по ночам забрасывали мелкокалиберными осколочными и зажигательными бомбами. Попытки борьбы с ними при помощи современных реактивных истребителей оказались малорезультативными и довольно дорогостоящими. В одном случае Локхид F-948 попытавшийся зайти в хвост По-2, врезался в биплан, оба самолета погибли. Несколько больше повезло пилотам Корпуса морской пехоты США, которые на своем Дугласе F3D-2H «Скайнайт» первыми на снабженном радаром реактивном ночном истребителе осуществили перехват По-2. Но, безусловно, самым опасным противником для По-2 оказался самолет, построенный в годы Второй Мировой войны — истребитель ВМС США Boyt F4U-5N «Корсар». Действуя на этом поршневом самолете против По-2, лейтенанту Гайю Боделону удалось стать единственным на Флоте асом Корейской войны.



pro-samolet.ru

Война в воздухе. Авиация ВВС РККА в годы Великой Отечественной войны

ОКБ им. Поликарпова У-2 ( По-2 )
Многоцелевой легкий ночной бомбардировщик

У-2ВС — легкий ночной бомбардировщик, разработанный под руководством Н.Н.Поликарпова на базе самолета первоначальной подготовки У-2. Во время Великой Отечественной войны самолет У-2 получил новое, казалось бы, неожиданное применение, невиданное для легкого учебного самолета первоначального обучения. Н.Н.Поликарпов, Г.И.Бакшаев и другие сделали из него легкий ночной бомбардировщик (ЛНБ). Бомбовая нагрузка достигла 350 кг, что оказалось возможным благодаря исключительным качествам У-2 в смысле его способности брать большую нагрузку без особенного удлинения разбега и без риска поломки в воздухе.

Под фюзеляжем и нижним крылом устанавливались соответствующие держатели с тросовым управлением сбрасыванием, иногда в фюзеляже и под крылом устанавливались кассеты для мелких бомб. На заднем сидении устанавливался пулемет ШКАС или ДА с 80-200 патронами, на шкворневой установке, у летчика — бомбардировочный прицел. Первоначально здесь не было установившихся конструкций, много было изобретательства, много подсказанных практикой решений. подвешивались бомбы в 50 или 100 кг, снаряды РС, тубы с горючей жидкостью и др. С 1942 года самолеты У-2ВС (военный самолет) поставлялся с заводов готовым. Рекордной была подвеска бомбы в 500 кг под фюзеляжем и еще двух пулеметов ШКАС на нижнем крыле, осуществленным инженером К.А.Москатовым. Были сомнения в прочности, особенно местной, в зонах, где подвешивались большие бомбы. Там конструкция была усилена. Тысячи У-2ВС несли без осложнений свою службу на фронте иникогда в воздухе не ломались.

Назначение самолета были бомбардировочные операции на малой высоте, преимущественно ночью с целью не давать покоя противнику, лишать его сна и отдыха, изнурять, уничтожать его авиацию на аэродромах, склады горючего, боеприпасов и продовольствия, мешать действиям транспорта, штабов, оперативных пунктов и т.п. Одновременно велась разведка, осуществлялась связь между войсковыми частями, с партизанами, словом, выполнялось много разнообразны заданий. На У-2ВС со славой воевали и наши женские полки. У-2ВС был любимцем наших воинов, называвших его ласкательно «кукурузник» (из-за бреющего полета), а немцы проклинали назойливый «рускартон», или «русфанер», причинявший им много беспокойства. Боевая работа У-2ВС — славная страница в летописи Великой Отечественной войны.
Упоминается иногда У-2ЛШ (легкий штурмовик) с полетной массой 1400 кг, с двигателем М-11Д, но нигде не указаны его признаки. Очевидно, это тот же У-2ВС с какими-то небольшими различиями.

Тактико-технические характеристики У-2ВС:
Год принятия на вооружение — 1941
Размах крыла — 11,40 м
Длина — 8,17 м
Высота — 3,10 м
Площадь крыла — 33,15 кв.м
Масса, кг
— пустого самолета — 773
— нормальная взлетная — 1400
Тип двигателя — 1 ПД М-11Д
Мощность — 1 х 115 л.с.
Максимальная скорость — 134 км/ч
Крейсерская скорость — 100 км/ч
Практическая дальность — 450 км
Максимальная скороподъемность — 40 м/мин
Практический потолок — 1500 м
Экипаж — 2 чел

Вооружение У-2ВС: 1 оборонительный 7.62-мм пулемет ШКАС или ДА Бомбовая нагрузка — 350 кг, максимальная — 500 кг

Текст: Военная авиация (версия 2.0)
Рисунок : Александр Булах

www.pobeda.witebsk.by

У-2 (самолёт) — это… Что такое У-2 (самолёт)?

У этого термина существуют и другие значения, см. U-2.

У-2 (по кодификации НАТО: Mule — «Мул») — многоцелевой биплан, созданный под руководством Н. Н. Поликарпова в 1928 году. Один из самых массовых самолётов в мире.[2]

История создания

Управление ВВС в 1926 году поставило перед авиационными конструкторами задачу — создать для летных школ простой в производстве и обслуживании, надежный самолет первоначального обучения под серийный отечественный двигатель М-11 в 100 л.с. конструкции А. Д. Швецова и Н. М. Окромешко. Коллектив, возглавляемый Н. Н. Поликарповым, выпустил опытный экземпляр самолета в 1927 году. Испытания показали, что по своим данным машина не отвечает предъявленным требованиям. Конструкторы подготовили другой вариант машины. В январе 1928 года новый опытный самолет У-2 (учебный-второй) был передан на испытания. Его опробовал в воздухе М. М. Громов, затем проверяли еще несколько летчиков-испытателей[3].

Описание самолёта

По схеме самолёт У-2 — типичный биплан с мотором воздушного охлаждения М-11 мощностью 100 л. с. Этот самолёт имел широкий спектр применения в сельском хозяйстве, связи и других областях. Существовали штабные и санитарные, предназначенные для аэрофотосъёмки, пассажирские, поплавковые и многие другие модификации. В 1932 году был разработан учебно-боевой вариант У-2 (У-2ВС), который мог брать с собой шесть 8-килограммовых бомб на держателях, а в задней кабине машины располагалась стрелковая точка с пулемётом ПВ-1.

С началом Великой Отечественной войны производство У-2 организовано на авиазаводе № 387. Имевшиеся стандартные варианты У-2 стали переделывать в лёгкие ночные бомбардировщики. Доработка проводилась как в ОКБ Поликарпова, так и на серийных заводах и в действующей армии силами инженерно-технического состава строевых частей и авиаремонтных мастерских. Вследствие этого конструкция боевого У-2 имела большое количество различных вариантов. Бомбовая нагрузка варьировалась от 100 кг до 350 кг.

Летные качества У-2 в зависимости от того, для каких целей применялся самолет и какие изменения вносились в его оборудование, колебались. Но во всех случаях самолет оставался надежным, легким и послушным в управлении. У-2 мог совершать взлет и посадку на самых малых аэродромах и даже на неподготовленных площадках. Вес пустого самолета в учебном варианте — 635—656 кг, в других — до 750 кг; взлетный — от 890 до 1100 кг, с бомбами — до 1400 кг. Скорость максимальная — от 130 до 150 км/час, крейсерская — 100—120 км/час, посадочная — 60-70 км/час, потолок — 3800 м, разбег и пробег — 100—150 м[3].

После смерти Н. Н. Поликарпова в 1944 году самолёт в честь его создателя переименовали в По-2. У-2 строился серийно до 1953 года, было построено 33 000 машин.

Модификации самолёта

  • У-2ЛШ — лёгкий штурмовик; большое количество предвоенных самолётов было переделано в этот стандарт; вооружён одним пулемётом ШКАС калибра 7,62 мм, имел крепления для 120 кг бомб плюс рельсовые направляющие для четырёх реактивных снарядов РС-82.
  • У-2ЛНБ — лёгкий ночной бомбардировщик, производился начиная с 1941 г.
  • У-2ВС — основной самолёт связи советских ВВС, также использовался старшим командным составом; более 9000 экземпляров находилось на службе в 1945 г. под новым обозначением По-2ВС.
Лётно-технические
характеристики У-2
Экипаж2 чел.
Максимальная скорость150 км/ч
Практический потолок3820 м
Дальность полёта430 км
Мощность (М-11А)110 л. с.
Запас топлива90 кг
Длина самолёта8,17 м
Размах крыла11,4 м
  • У-2АП — сельскохозяйственная модификация на который устанавливался аэроопылитель для распыления удобрений и ядохимикатов.
  • У-2М — выпущенный небольшой серией гидросамолёт.
  • У-2СП — трёхместный (2 пассажира) самолёт специального применения.
  • У-2Л — вариант с комфортабельной закрытой кабиной.
  • У-2С (С-1) — самолёт санавиации с отсеком для больного на носилках в фюзеляже (1934—1938 гг., М-11А).
  • С-2 — вторая версия самолёта санавиации (1940—1945 гг., М-11Д).

Производство

К концу 1928 года испытания опытной серии были закончены, после чего на ленинградском заводе № 23 началась подготовка к серийному производству. Два первых У-2 были выпущены заводом в мае 1929 года. С мая по сентябрь 1929 было построено 19 У-2.

В 30-х годах производили и ремонтировали У-2 ленинградские заводы № 23 и № 47. В связи с освоением новых типов самолетов заводом № 23, производство У-2 было передано на новый ленинградский авиационный завод № 387, который с апреля 1941 года стал выпускать У-2.

В годы ВОВ У-2 и его модификации производились на заводе № 387, эвакуированном в Казань, а также на заводах: № 464 (г. Долгопрудный), № 471 (г. Шумерля), № 494 (Козловка). В Москве на авиазаводе № 51 строились модифицированные самолеты У-2: на поплавках, и также специальные — для ведения радиопередач с воздуха.

Боевое применение

Ночной бомбардировщик

У-2 широко применялись для так называемых «беспокоящих налётов» по ночам на прифронтовые расположения войск противника.

Одна из тактик заключалась в том, что лёгкие бомбардировщики подходили к цели с выключенными двигателями или на сверхмалой высоте и благодаря чему оставались незаметными для средств ПВО противника до самого последнего момента.

Несмотря на небольшую бомбовую нагрузку, подобные бомбардировки имели определённый эффект. С малой высоты бомбометание производилось с очень высокой точностью, несмотря даже на тёмное время суток и примитивные средства прицеливания. После сброса бомб бомбардировщик пытался быстро уйти, набирая максимальную скорость.
По воспоминаниям советских пилотов, летавших на У-2, после заводской доработки самолёта в 1942-м году бомбовая нагрузка была существенно увеличена — до 250 кг (в отдельных случаях — до 500 кг), вылеты производились иногда до четырнадцати раз за ночь. «Kaffeemühle» (кофемолка), «Нaltsnähmaschine» (швейная машина) — так солдаты вермахта называли У-2, доставлявшие массу хлопот для противника в прифронтовой полосе.

Но основным использованием конечно было функции разведчика и самолета связи. Так же имелся и санитарный вариант. Благодаря способности взлетать с любой площадки, широко использовался при работе с партизанами. Кроме того, самолёты У-2 использовались также для сброса с парашютом небольших диверсионных и разведывательных групп и одиночек.

Женщины-лётчицы

Осенью 1941-го в ВВС СССР было начато формирование авиационных частей, укомплектованных женщинами.[4] Один из женских авиаполков имел на вооружении самолёты У-2:

23 лётчицам, воевавшим на У-2, было присвоено звание Герой Советского Союза.

У-2 в культуре

Самолётам У-2 и их пилотам посвящены фильмы и песни:

В Мытищах самолёту поставлен памятник.

Фазиль Искандер:

…Шёл сорок второй год. Я жил в горах в доме дедушки… Я лежал на траве в тени большой ольхи, прислушиваясь к привычному треску «кукурузников», летящих за перевал. Там шли бои. Однажды из-за хребта с каким-то паническим грохотом вылетел «кукурузник» и почти камнем стал падать вниз, в провал Кодорской долины, и потом, уже опустившись совсем низко, так и летел до самого моря. Я всей шкурой почувствовал, с каким человеческим ужасом он перевалил через хребет, спасая себя, видимо, от немецкого истребителя. [5].

См. также

Примечания

Литература

dic.academic.ru

Из истории самолета У-2 (ПО-2)

    В 1926 году Управление ВВС СССР поставило перед советскими авиаконструкторами задачу – создать для авиашкол дешевый, надежный и простой в обслуживании самолет. Конструктор Николай Николаевич Поликарпов сразу же приступил к решению этой задачи.

    В начале 1927 года  был построен первый опытный экземпляр. Он был прост по конструкции, технологии, но его летные качества не удовлетворили Поликарпова, и он коренным образом переделал самолет. Второй вариант был готов в декабре 1927 года.

    Испытания легендарного У-2 состоялись в январе 1928 года. Выполнить первый полет на новой машине предстояло знаменитому летчику-испытателю Михаилу Михайловичу Громову.

    После испытательного полета, посадив самолет на аэродром, Громов сказал: «Замечательная машина!»
После Громова У-2 проверяли еще несколько летчиков-испытателей, и все без исключения были восхищены новой машиной. Самолет обладал удивительными качествами: он не входил в штопор, а если его вводили в штопор намеренно, то при нейтральном положении ручки управления он сам выходил из него.

    Вот что рассказывал Н. Н. Поликарпов о своей работе над созданием самолета У-2: «Я задался целью построить сугубо учебную машину и был далек от мысли, что ее можно будет использовать для военных целей». Время показало, что конструктор ошибся в оценке собственного творения.

    У-2 был изготовлен из полотна, фанеры и деревянных брусков. Он оказался самой простой и дешевой в производстве машиной, предназначенной для учебных целей. Он не был рассчитан на вооружение и бомбовый груз, но это, однако, не помешало в годы Великой Отечественной войны с успехом использовать У-2 как ночной бомбардировщик.

    Способность бесшумно спускаться на цель с приглушенным мотором и сбрасывать бомбы с небольшой высоты обеспечивала такую точность удара, на которую не были способны лучшие немецкие пикировщики.

    Первое время пилоты немецких скоростных истребителей, завидев медленную и неуклюжую с виду «русфанер», как они презрительно называли У-2, бросались за ней в погоню. Кончалось это для них нередко плачевно: У-2 прижимался к земле, а немецкий ас с разгону врезался в землю.

    Минусы У-2 неожиданно превратились в плюсы. Благодаря малой скорости и небольшой высоте полета самолет мог беспрепятственно появляться ночью над вражескими позициями и с абсолютной точностью бомбить их объекты. Этот маленький труженик войны мог взлетать с любой мало-мальски ровной площадки, заправляться несколькими ведрами горючего и садиться в самых неподходящих местах. Немцы так и не смогли придумать эффективных средств борьбы с этим тихоходным самолетом.

    У-2, переименованный в 1944 году в ПО-2 (в честь своего создателя Н. Н. Поликарпова), с успехом применялся и после войны в самых различных отраслях народного хозяйства. Этот самолет оказался самым долговечным в мире: серийное производство У-2 началось в 1928 году и фактически продолжалось до 1953 года, почти четверть века. Заводы построили за это время около 40 тысяч таким машин.

ПО-2 в музее польской авиации:

    Из воспоминаний В. В. Маслова (ветерана Великой Отечественной войны, кавалера двух орденов Красного Знамени и двух орденов Красной Звезды, гвардии полковника, летчика-истребителя, сбившего во время войны 7 самолетов противника, выпускника Мытищинского аэроклуба 1940 г., учившегося летать на У-2):

    «По своей схеме У-2 – биплан. Конструкция деревянная с полотняной обшивкой. Мотор воздушного охлаждения М-11 мощностью 100 л.с. – первый полностью отечественной конструкции.
До начала Великой Отечественной войны было построено около 13 500 самолетов различных модификаций. А во время войны этот небольшой учебный самолет переделали в легкий ночной бомбардировщик, который мог брать до 350 кг бомб. В задней кабине такого самолета, названного У-2ВС (войсковая серия), располагалась стрелковая тоска с пулеметом. Боевая серия У-2 окрашивалась в темно-зеленый цвет, нижняя поверхность крыльев и фюзеляж – голубые. Этот самолет был любимцем наших воинов, называвших его ласково «кукурузник» (из-за бреющего полета), а немцы проклинали – назлойливый «рускартон» или «русфанер», причинявший им много беспокойства. Все, без исключения, летчики, воевавшие в Великую Отечественную войну, прошли первоначальный курс обучения летному делу на самолетах типа ПО-2». (См.: «Маленький труженик большой войны». – Специальный выпуск газеты «Мытищи». — С. 7).


    Памятник У-2 (ПО-2), установленный в Мытищах в 2008 году, примерно в том месте, где в 1930-е годы находился аэроклуб, точнее, его летное поле, закрытое лишь в 1959 г. (кстати, и улица, на которой находится этот монумент, не случайно называется Летной):



    Инициаторами установки этого памятника были бывший инструктор аэроклуба Герой Советского Союза Нина Максимовна Распопова (1913 — 2009):


и воспитанник аэроклуба Виктор Васильевич Маслов.

    Наверно всем хорошо известно, что подвиг женщин-летчиц, тех самых, которых враги называли «ночными ведьмами», неоднократно запечатлен в прозе, поэзии, и, конечно же, во всеми любимых кинофильмах.

   Вот лишь три из них, самых знаменитых:

   1. «Небесный тихоход» (1945 г.)

    2.  «В бой идут одни старики» (1973 г.)


    3. «В небе «Ночные ведьмы» (1981 г.).


    На эту тему, если интересно, можно также прочитать в моем посте «Ночные ведьмы» — http://sergeyurich.livejournal.com/921795.html

Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.

sergeyurich.livejournal.com

Самолет У-2 | Военное оружие и армии Мира

Самолет, не нуждающийся в особом представлении для лиц сколь-нибудь знакомых с историей авиации, был разработан под руководством Н. Поликарпова во второй половине 1926 года.

Прототип У-2, оборудованный пятицилиндровым звездообразным мотором воздушного охлаждения М-11 (100 л. с), вышел на испытания в июне 1927 года. В следующем году на ленинградском заводе № 23 началось серийное производство. До конца 1939 года это предприятие выпустило более 10,5 тыс. У-2. Затем производство передали на вновь организованный в Ленинграде завод № 387. После начала войны это предприятие эвакуировали в Казань, где производство У-2 продолжилось. С 1943 года У-2 начали выпускать заводы № 464 в Долгопрудном, № 471 в Шумерли и № 494 в Козловске. После окончания войны выпуск По-2 на предприятиях авиапрома продолжался до 1953 года, а 8 мастерских и на рембазах гражданской авиации — до 1959 года. Кроме того, в 1948-1955 годах самолет под обозначением CSS-13 выпускался в Польше. Общий объем построенных У-2/По-2/CSS-13 достиг почти 40 тыс. экземпляров.

ОСНОВНЫЕ МОДИФИКАЦИИ

У-2 — базовый вариант, невооруженный учебный самолет. Двигатель — М-11 (100 л. с), с 1933 года — М-11Д (115 л. с), позже — М-11К такой же мощности. Экипаж — 2 человека.

У-2ВС (I) — созданный в 1932 году ближний разведчик. Стрелковое вооружение — 2 х 7,62-мм пулемета: синхронный ПВ-1 (боекомплект 200 патронов) и ДТ на шкворневой установке. Возможна подвеска 8-кг бомб. Принят на вооружение в 1933 году, выпущено 486 единиц.

У-2ВС (II) или У-2ЛНБ — легкий ночной бомбардировщик, выпускавшийся с 1942-го в различных комплектациях. Стрелковое вооружение — 7,62-мм пулемет ШКАС или ДА (с 1944 г. — ДТ) на шкворневой установке. На части самолетов дополнительно — ПВ-1 или ШКАС на нижнем крыле (боекомплект 500-800 патронов). Для подвески бомб имелось четыре (позже шесть) балочных держателя. Масса бомбовой нагрузки — 300 кг (6х50-кг бомб). Небольшое количество У-2ВС оборудовалось для подвески восьми реактивных снарядов РС-82 или РС-132. Экипаж — 2 человека.

У-2НАК — ночной артиллерийский корректировщик, оборудованный радиостанцией. Строился с лета 1944 года.

У-2ШС — связной и санитарный самолет. Двигатель — М-11Ф (145 л. с), вместимость — 4 пассажира или 2 раненых на носилках плюс сопровождающий. Экипаж — 1 человек. Выпускался с августа 1944 года. С-1 и С-2 — санитарные самолеты, рассчитанные на перевозку раненого на носилках и сопровождающего. Экипаж — 1 человек. Двигатель М-11 (на С-1) или М-11Д (на С-2). Выпущено 100С-1 (в 1934-1936 гг.) и 370 С-2 (в 1940-1941 гг.).

СЛУЖБА И БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

К июню 1941-го ВВС РККА располагали примерно 3,5 тыс. У-2, однако лишь небольшое их число входило в войсковую авиацию. Около 120 У-2 числилось в разведывательных эскадрильях и звеньях связи западных округов, В качестве ночных бомбардировщиков самолеты У-2 впервые применяли во время обороны Одессы. В августе 1941 года на Южном фронте сформировали 35-ю ночную бомбардировочную эскадрилью, укомплектованную переоборудованными в полевых мастерских У-2. Она дебютировала в бою 25 августа в районе Каховки. А к концу года У-2 начали появляться в ночных бомбардировочных полках — 615-м, 702-м и целом ряде других. В достаточно большом количестве они участвовали в битве под Москвой.

В неудачной Харьковской операции в мае 1942 года авиация Юго-Западного фронта на треть состояла из У-2 (42 самолета в двух полках). На Южный фронт уже в ходе сражения прибыл 588-й (будущий 46-й гвардейский) НБАП — единственная чисто женская часть, воевавшая на У-2. Видную роль сыграли У-2 и в Сталинградской битве — здесь действовали уже целые дивизии легких ночных бомбардировщиков. «Ночники» действовали по вражеским коммуникациям, наносили удары по позициям противника, а с установлением блокады Сталинграда главными целями для них стали аэродромы, через которые осуществлялось снабжение войск Паулюса.

В дальнейшем части, вооруженные У-2, участвовали во всех операциях советских войск вплоть до Берлинской. Помимо обычных частей на У-2 воевали и национальные: латвийская 24-я отдельная АЭ, в 1943 году развернутая в 1 -й Латвийский НБАП, и эстонская 87-я отдельная АЭ.

Созданный как чисто учебная машина, «небесный тихоход» У-2 оказался весьма полезен в годы Великой Отечественной войны в качестве связного, санитарного, но прежде всего — легкого ночного бомбардировщика. Вплоть до конца войны противнику так и не удалось решить проблему борьбы с «рус-фанер» — как прозвали У-2 немцы.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ У-2ЛНБ

Тип: двухместный одномоторный легкий ночной бомбардировщик
Двигатель: 5-цилиндровый радиальный воздушного охлаждения М-11Д мощностью 115 л.с.
Размеры, м:
длина: 8,17
высота: 3,10
размах крыла: 11,40
площадь крыла, кв. м: 33,15
Вес, кг:
пустого самолета: 773
взлетный: 1350
Технические характеристики:
максимальная скорость, км/ч: 131
дальность полета, км: 450
практический потолок, м: 1500
Вооружение: 1-2 х 7,62-мм пулемета; бомбы массой до 300 кг