Как усовершенствование немецкого танка Т-4 должно было сделать его достойным противником советского Т-34 | История | ИноСМИ
Чем меньше, тем больше — по крайней мере, иногда. Меньший калибр действительно порой может быть эффективнее крупного калибра — даже если на первый взгляд такое утверждение кажется парадоксальным.
На пороге 1942 года немецкие конструкторы бронетанковой техники находились под колоссальным давлением. За последние несколько месяцев они значительно усовершенствовали модификацию имеющихся немецких танков Т-4, доведя толщину нижней лобовой плиты до 50мм, а также оснастив машины дополнительными лобовыми плитами толщиной в 30мм.
В связи с возросшей на 10% массой танка, теперь составлявшей 22,3 тонны, потребовалось увеличить ширину гусеницы с 380 до 400мм. Для этого необходимо было внести изменения в конструкцию направляющих и ведущих колес. В автомобильной промышленности такие усовершенствования любят называть сменой модели — в случае с Т-4, обозначение модификации сменилось с «Е» на «F».
Однако этих усовершенствований было недостаточно для превращения Т-4 в полноценного соперника советского Т-34. Прежде всего, слабым местом этих машин было их вооружение. Наряду с 88-мм зенитным орудием, а также трофейными пушками из запасов Красной армии — 76-мм орудиями, которые немцы называли «рач-бум» — в осенний и летний сезоны свою эффективность доказала только 50-мм противотанковая пушка Pak 38, поскольку осуществляла выстрелы болванками с вольфрамовым сердечником.
Об имеющихся проблемах руководству вермахта было хорошо известно. Еще в конце мая 1941 года, до нападения на Советский Союз, обсуждалось срочное оснащение танка Т-4 пушкой Pak 38, которая должна была заменить короткую 75-мм танковую пушку KwK 37, носившую название «Штуммель» (рус. окурок). Калибр Pak 38 лишь на две трети был больше, чем у KwK 37.
Из-за длины пушки в 1,8 м снарядам невозможно было придать достаточного ускорения, поскольку их начальная скорость составляла лишь 400-450 м/с. Начальная скорость снарядов Pak 38, несмотря на то, что калибр пушки составлял только 50 мм, достигала более 800 м/с, а позже почти 1200 м/с.
В середине ноября 1941 года должен был быть готов первый прототип танка Т-4, оснащенного пушкой Pak 38. Однако незадолго до того обнаружилось, что предусмотренную модификацию Т-4, считавшуюся временным решением на пути к созданию танка, способного противостоять танку Т-34, невозможно реализовать: Германия располагала недостаточным количеством вольфрама, чтобы начать массовое производство болванок.
14 ноября 1941 года в штаб-квартире фюрера состоялось совещание, стоившее немецким инженерам спокойного Рождества. Потому что Гитлер распорядился о том, чтобы как можно скорее полностью реорганизовать производство бронетанковой техники. Отныне предусматривалось производство лишь четырех типов машин: легких разведывательных танков, средних боевых танков на основе прежних Т-4, новых тяжелых танков, заказанных к производству в конце июня 1941 года танков Т-6 «Тигр», а также дополнительных «тяжелейших» танков.
Спустя четыре дня был отдан приказ о разработке новой 75-мм пушки, ствол которой был удлинен с 1,8 м до 3,2 м и которая должна была послужить заменой «Штуммелю». Начальная скорость снаряда увеличилась с 450 до 900 м/с — этого было достаточно для того, чтобы уничтожить любой Т-34 с расстояния 1000-1500 м, даже используя фугасные снаряды.
Вместе с тем имели место и тактические изменения. До сих пор танки Т-3 составляли основу боевой техники немецких танковых дивизий. Они должны были сражаться с вражескими танками, в то время как более тяжелые танки Т-4 изначально разрабатывались как вспомогательные машины для уничтожения мишеней, с которыми не могли справиться пушки мелкого калибра. Однако еще в сражениях против французских танков выяснилось, что серьезным противником мог стать лишь Т-4.
Каждый немецкий танковый полк номинально располагал 60 танками Т-3 и 48 танками Т-4, а также другими гусеничными машинами более легкой конструкции, часть которых производилась в Чехии. Однако фактически на всем восточном фронте 1 июля 1941 года в распоряжении 19 воевавших танковых дивизий находился лишь 551 танк Т-4. Несмотря на то, что непрерывное снабжение войск бронетехникой в количестве около 40 машин в месяц осуществлялось с заводов в Германии для трех групп армий, участвующих в боевых действиях в Советском Союзе, из-за связанных с войной перебоев в поставках к весне 1942 года количество танков выросло лишь до 552.
Тем не менее по решению Гитлера, танки Т-4, в прошлом являвшиеся вспомогательными машинами, должны были стать основными боевыми машинами танковых дивизий. Это коснулось и последующей модификации немецких боевых машин, на тот момент находившейся на стадии разработки, а именно танка Т-5, известного под названием «Пантера».
Эта модель, разрабатывать которую начали еще в 1937 году, 25 ноября 1941 года была отдана в производство и успела приобрести опыт противостояния танкам Т-34. Это был первый немецкий танк, у которого передние и боковые бронеплиты устанавливались под углом. Однако было ясно, что поставка танков данной модели в более-менее достаточном количестве могла быть реализована не ранее 1943 года.
А тем временем танкам Т-4 приходилось справляться с ролью основных боевых машин. Инженерам компаний, участвовавших в разработке бронетехники, прежде всего, Krupp в городе Эссен и Steyr-Puch в городе Санкт-Фалентин (Нижняя Австрия) к новому году удалось увеличить производство и в то же время переориентировать его на выпуск модели F2, оснащенной удлиненной пушкой Kwk 40, поставляемой на фронт с марта 1942 года. Ранее, в январе 1942 года, выпуск 59 танков Т-4 за месяц впервые превысил установленную норму в 57 танков.
Теперь танки Т-4 в артиллерийском отношении примерно сравнялись с танками Т-34, однако все еще уступали мощным советским машинам в мобильности. Но на тот момент более важное значение имел другой имеющийся недостаток — количество выпущенных машин. За весь 1942 год было произведено 964 танка Т-4, а удлиненной пушкой была оснащена лишь половина из них, в то время как Т-34 произвели в количестве более 12 тысяч машин. И здесь даже новые пушки ничего не могли изменить.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
inosmi.ru
Германский танк PzKpfw IV Ausf F1 (Т-4). Фото. Видео. Характеристики
PzKpfw IV был разработан в середине тридцатых годов во исполнение планов немецкого командования о формировании четвертых рот «тяжелых» танков в составе бронетанковых батальонов тайно сформированных фашистами дивизий. Когда в 1938 г. PzKpfw IV начал поступать заказчику, в мире не существовало танка, равного ему по огневой мощи, за исключением устаревшей французской боевой бронированной машины с установленной в корпусе и потому тактически неэффективной пушкой (это тяжелый танк Char В1, оснащавшийся 75-мм и 47-мм пушками, последняя устанавливалась в башне).
К началу войны в сентябре 1939 г. производитель успел выпустить всего 211 единиц PzKpfw IV. К маю 1940 г. в составе частей, готовых к вторжению во Францию и Нидерланды, находилось 280 Т-4 четырех первых моделей (Ausf A-D). PzKpfw IV (который начали выпускать раньше, чем PzKpfw III) стал прототипом современного танка с расположенной по центру корпуса вращающейся башней, спаренным с пушкой пулеметом, командирским Ц люком, дающим обзор на все 360 градусов, размещенным в корме двигателем и передним отсеком для водителя и радиста. Большинство этих черт было присуще и другим, более ранним танкам, однако появление средних немецких боевых бронированных машин в период между 1939 г. и 1940 г. привело к тому, что практически все выпускавшиеся позднее средние и тяжелые танки строились в соответствии с компоновкой Т-4.
Первые модели вооружались короткоствольной 75-мм пушкой KwK 37 L/24, но броня оснащенных 76-мм пушками советских Т-34 заставила разработчиков установить на более поздние модели, PzKpfw IV Ausf F (обычно именуемые Ausf F2), длинноствольную пушку KwK 40 L/43 того же калибра с начальной скоростью 700 м/сек. Машина, которую вы видите на иллюстрации, это — Ausf F1 с усиленной (до 50-мм) броневой защитой, модернизированной башней, более широкими гусеницами и с впускными патрубками системы охлаждения тормозов на скате лобового броневого листа. Объем выпуска данной версии составил всего 462 единицы (из общего количества 9000 PzKpfw IV всех прочих вариантов), они несли службу в Северной Африке, на Балканах и на территории Советского Союза. Между июнем 1942 г. и июлем 1943 г. количество Ausf F1 на Восточном фронте сократилось с 208 до 60 единиц, и очень скоро они исчезли со сцены этого ТВД.
Тактико-технические характеристики танка Pz IV Ausf F1 (Т-4)
Источник http://kollektsiya.ru/
vilingstore.net
Средний танк Т-IV Panzerkampfwagen IV (PzKpfw IV, также Pz. IV), Sd.Kfz.161
Производство этого танка, созданного фирмой «Крупп», было начато в 1937 году и продолжалось в течение всей второй мировой войны.
Как и у танк Т-III (Pz.III), силовая установка расположена сзади, а силовая передача и ведущие колеса — спереди. В отделении управления размещались механик-водитель и стрелок-радист, ведущий огонь из пулемета, установленного в шаровой опоре. Боевое отделение находилось посередине корпуса. Здесь монтировалась многогранная сварная башня, в которой размещались три члена экипажа и устанавливалось вооружение.
Танки Т-IV выпускались со следующим вооружением:
- модификации А-F, штурмовой танк с 75-мм гаубицей;
- модификация G, танк с 75-мм пушкой с длиной ствола 43 калибра;
- модификации Н-К, танк с 75-мм пушкой с длиной ствола 48 калибров.
В связи с постоянным увеличением толщины брони вес машины в ходе производства возрастал от 17,1 т (модификация А) до 24,6 т (модификации Н-К). С 1943 года для усиления броневой защиты на танках устанавливались броневые экраны для бортов корпуса и башни. Введенная на модификациях G, Н-К длинноствольная пушка позволила Т-IV противостоять равноценным по весу танкам противника (подкалиберный 75-мм снаряд на дальности 1000 метров пробивал броню толщиной 110-мм), однако его проходимость, особенно переутяжеленных последних модификаций, была неудовлетворительной. Всего в годы войны было выпущено около 9500 танков Т-IV всех модификаций.
Когда танка Pz.IV еще не было
Танк PzKpfw IV. История создания.
В 20-х и в начале 30-х годов теория использования механизированных войск, в частности танков, развивалась методом проб и ошибок, взгляды теоретиков менялись очень часто. Ряд сторонников танков, полагали, что появление бронетехники сделают с тактической точки зрения невозможной позиционную войну в стиле боев 1914-1917 гг. В свою очередь, французы, сделали ставку на сооружение хорошо укрепленных долговременных оборонительных позиций, таких как линия Мажино. Ряд специалистов полагали, что основным вооружением танка должен стать пулемет, а основной задачей бронированных машин является борьба с пехотой и артиллерией противника, наиболее радикально мыслящие представители данной школы считали бессмысленным сражение между танками, поскольку, якобы, ни одна сторона не сможет нанести ущерба другой. Существовало мнение, что победу в бою одержит та сторона, которая сможет уничтожить большее количество танков противника. В качестве главного средства борьбы с танками рассматривались специальные орудия со специальными снарядами — противотанковые пушки с бронебойными снарядами. Фактически же, никто не знал каким станет характер боевых действий в будущей войне. Опыт гражданской войны в Испании также не прояснил ситуацию.
Версальский договор запрещал Германии иметь боевые гусеничные машины, но, не мог воспрепятствовать германским специалистам работать над изучением различных теорий использования бронетехники, а создание танков велось немцами в обстановке секретности. Когда в марте 1935 г. Гитлер отбросил ограничения Версаля, молодые «панцерваффе» уже обладали всеми теоретическими проработками в области применения и организационной структуры танковых полков.
В серийном производстве под вывеской «сельскохозяйственных тракторов» были два типа легких вооруженных танков PzKpfw I и PzKpfw II.
Танк PzKpfw I считался учебной машиной, в то время как PzKpfw II предназначался для ведения разведки, но получилось так, что «двойка» оставалась самым массовом танком панцердивизий, пока ей на смену не пришли средние танки PzKpfw III, вооруженные 37-мм пушкой и тремя пулеметами.
Начало разработки танка PzKpfw IV восходит к январю 1934 г., когда армия выдала промышленности спецификацию на новый танк огневой поддержки массой не более 24 т, будущая машина получила официальное обозначение Gesch.Kpfw. (75 mm)(Vskfz.618). В течение последующих 18 месяцев специалисты фирм «Рейнметалл-Борзинг», «Крупп «и «MAN» работали над тремя конкурирующими проектами машины командира батальона («батальонфюрерсвагнен» сокращенно BW). Лучшим был признан проект VK 2001/K, представленный фирмой «Крупп», формой башни и корпуса близкий танку PzKpfw III.
Однако машина VK 2001/K в серию не пошла, поскольку военных не устраивала шестиопорная ходовая часть с колесами среднего диаметра на рессорной подвеске, ее требовалось заменить торсионной. Торсионная подвеска по сравнению с рессорной обеспечивала более плавное движение танка и имела больший вертикальный ход опорных катков. Инженеры фирмы «Крупп» совместно с представителями Управления по закупке вооружений сошлись во мнении относительно возможности использования на танке рессорной подвески улучшенной конструкции с восьмью опорными катками малого диаметра на борт. Тем не менее, фирме «Крупп» в значительной степени пришлось пересмотреть предложенный первоначальный проект. В окончательном варианте PzKpfw IV представлял собой комбинацию корпуса и башни машины VK 2001/K с заново разработанной фирмой «Крупп» ходовой частью.
Когда танка Pz.IV еще не былоТанк PzKpfw IV спроектирован по классической компоновочной схеме с задним расположением двигателя. Место командира находилось по оси башни непосредственно под командирской башенкой, наводчик располагался слева от казенной части пушки, заряжающий — справа. В отделении управления, расположенном в передней части корпуса танка находились рабочие места механика-водителя (слева от оси машины) и стрелка радиста (справа). Между местами водителя и стрелка находилась трансмиссия. Интересной особенностью конструкции танка являлось смещение башни примерно на 8 см влево от продольной оси машины, а двигателя — на 15 см вправо для пропуска вала, соединяющего мотор и трансмиссию. Принятое такое конструктивное решение позволило увеличить внутренний забронированный объем в правой части корпуса под размещение первых выстрелов, которые наиболее просто мог достать заряжающий. Привод разворота башни — электрический.
Нажмите на рисунок танка для увеличения
Подвеска и ходовая часть состояла из восьми опорных катков малого диаметра, сгруппированных в подвешенные на листовых рессорах двухколесные тележки, ведущих колес, установленных в корме танка ленивцев и четырех поддерживающих гусеницу роликов. На протяжении всей истории эксплуатации танков PzKpfw IV их ходовая часть оставалась неизменной, внедрялись лишь второстепенные доработки. Прототип танка был изготовлен на заводе фирмы «Крупп» в Эссене и проходил испытания в 1935-36 гг.
Описание танка PzKpfw IV
Бронезащита.
В 1942 г. инженеры-консультанты Мерц и Мак-Лиллэн провели детальное обследование трофейного танка PzKpfw IV Ausf.Е, в частности, они тщательно изучили его броню.
— На твердость было проверено нескольких бронелистов, все они имели механическую обработку. Твердость снаружи и изнутри механически обработанных бронелистов составила 300-460 Бринелл.
— Накладные бронелисты толщиной 20-мм, которыми усилено бронирование бортов корпуса изготовлены из гомогенной стали и имеют твердость порядка 370 Бринелл. Усиленная бортовая броня не способна «держать» 2-фунтовые снаряды, выпущенные с расстояния 1000 ярдов.
С другой стороны, обстрел танка, проведенный на Среднем Востоке в июне 1941 г. показал, что дистанцию в 500 ярдов (457 м) можно рассматривать как предельную для эффективного поражения PzKpfw IV в лобовую часть огнем 2-фунтовой пушки. В подготовленном в Вулвиче отчете по исследования бронезащиты немецкого танка отмечается, что «броня на 10% лучше аналогичной обработанной механическим способом английской, а некоторых отношениях и лучше гомогенной.»
В то же время критике подвергся метод соединения бронелистов, специалист фирмы «Лейланд Моторс» так прокомментировал свои исследования: «Качество сварки плохое, сварные швы двух из трех бронелистов в районе попадания снаряда разошлись.»
Изменение дизайна лобовой части корпуса танка
Силовая установка.
Двигатель «Майбах» предназначен для работы в умеренных климатических условиях, где его характеристики являются удовлетворительными. В то же время в условиях тропиков или высокой запыленности, он ломается и склонен к перегреву. Британская разведка после изучения захваченного в 1942 г. танка PzKpfw IV сделала вывод, что отказы двигателя вызваны попаданием песка в маслосистему, распределитель, динамо и стартер; воздушные фильтры неадекватны. Отмечались частые случаи попадания песка в карбюратор.
Руководство по эксплуатации двигателя «Майбах» требует применения бензина только с октановым числом 74 с полной заменой смазки через 200, 500, 1000 и 2000 км пробега. Рекомендуемое число оборотов двигателя при нормальных условиях эксплуатации — 2600 об/мин, но в жарком климате (южные районе СССР и Северная Африка) такое число оборотов не обеспечивает нормального охлаждения. Применение двигателя как тормоза допустимо при 2200-2400 об./мин, при числе оборотов 2600-3000 данного режима следует избегать.
Основными компонентами системы охлаждения являлись два радиатора, установленный под углом 25 градусов к горизонту. Радиаторы охлаждались потоком воздуха, нагнетаемом с помощью двух вентиляторов; привод вентиляторов — ременный от основного вала двигателя. Циркуляцию воды в системе охлаждения обеспечивала помпа-центрифуга. Воздух в моторное отделение поступал через прикрытое бронезаслонкой отверстие с правого борта корпуса и выбрасывался наружу через сходное отверстие левого борта.
Синхромеханическая трансмиссия оказалась эффективной, хотя тянущее усилие при работе на высоких передачах было низким, поэтому 6-я передача использовалась только при движении по шоссе. Выходные валы объединены с механизмом торможения и поворота в единое устройство. Для охлаждения этого устройства слева от коробки сцепления был установлен вентилятор. Одновременное выключение рычагов управления поворотом могло использоваться в качестве эффективного стояночного тормоза.
На танках поздних вариантов, была сильно перегружена рессорная подвеска опорных катков, но зато замена поврежденной двухколесной тележки представлялась достаточно простой операцией. Натяжение гусеницы регулировалось положением ленивца, установленного на эксцентрике. На Восточном фронте применялись специальные расширители траков, известные как «Ostketten», которые улучшали проходимость танков в зимние месяцы года.
Чрезвычайно простое, но эффективное устройство для одевания соскочившей гусеницы испытывалось на экспериментальном танке PzKpfw IV.Оно представляло собой ленту заводской изготовления, имевшую такую же ширину, как и траки, и перфорацию для зацепления с зубчатым венцом ведущего колеса. Одним концом лента крепилась к соскочившему траку, другим, после того как она пропускалась над роликами — к ведущему колесу. Включался мотор, ведущее колесо начинало вращаться, протягивая ленту и скрепленные с ней траки до тех пор, пока венцы ведущего колеса не войдут в прорези на траках. Вся операция занимала несколько минут.
Запуск двигателя осуществлялся 24-вольтовым электростартером. Так как вспомогательный электрогенератор экономил заряд аккумуляторов, то на «четверке» можно было пытаться запускать мотор большее количество раз, нежели на танке PzKpfw III. В случае отказа стартера, или когда на сильном морозе загустевала смазка применялся инерционный стартер, рукоятка которого соединялась с валом двигателя через отверстие в кормовом бронелисте. Рукоятку прокручивали два человека одновременно, минимальной число оборотов рукоятки, необходимое для запуска двигателя, было 60 об./мин. Запуск мотора от инерционного стартера стал обычным явлением в условиях русской зимы. Минимальной температурой двигателя, при которой он начинал нормально работать являлась t=50 гр.С при вращении вала 2000 оборотов в минуту.
Для облегчения запуска мотора в холодном климате Восточного фронта была разработана специальная система, известная как «Kuhlwasserubertragung» — теплообменник холодной воды. После того, как запускался и прогревался до нормальной температуры двигатель одного танка, теплая вода из него перекачивалась в систему охлаждения следующего танка, а холодная вода поступала к уже работающему мотору — происходил обмен хладогентами работающего и неработающего моторов. После того как теплая вода несколько нагревала мотор можно было попробовать запустить двигатель электростартером. Система «Kuhlwasserubertragung» требовала небольших доработок системы охлаждения танка.
pro-tank.ru
Воевали и победили на компромиссе
Ещё о военных технологияхСамые массовые танки — участники Великой Отечественной войны
На каждый «Тигр» приходилось по шесть десятков Т-34, а на каждую «Пантеру» — по восемь «Шерманов»
Сравнивать между собой танки, участвовавшие в Великой Отечественной войне по обе стороны фронта, в принципе, довольно бессмысленно. Ведь в конечном счете лучшим, как говорят, оказывается то оружие, которое победило. А в случае с величайшей войной ХХ века справедливее было бы сказать так: лучшим оказывается то оружие, которое держат в руках победители. ©
Советская танковая колонна движется на город Унгены / Репродукция Фотохроники ТАСС
Можно сравнивать немецкие, советские, английские и американские танки и по вооружению, и по броне, и по тяговооруженности, и по комфортности для экипажа. По каждому параметру будут свои лидеры и аутсайдеры, но в конечном итоге победу добыли танки антигитлеровской коалиции.
В том числе и потому, что их попросту было гораздо больше. Общий объем выпуска десятки самых массовых танков Великой Отечественной войны составляет не менее 195 152 штук. Из них на долю СССР приходится 92 077 танков и 72 919 — на долю США, то есть четыре пятых, а все остальное — доля Германии (21 881 танк) и Великобритании (8275 танков).
С одной стороны, примечательно, что, уступая по общему числу произведенных танков, Германия смогла так эффективно распорядиться имеющимся в наличии. С другой, Советскому Союзу пришлось платить массовыми танковыми потерями за невысокий уровень подготовки танкистов и тот боевой опыт, который они набирали в ходе войны. Но показательно, что из десяти самых многочисленных танков Великой Отечественной, да и всей Второй мировой подавляющее большинство входит в любой список «лучших танков 1940-х». Что естественно: в военных условиях налаживают массовый выпуск именно того оружия, которое доказывает свою эффективность и превосходство в целом.
1. Советский средний танк Т-34
Общее количество выпущенных танков всех модификаций: 84 070 штук. Вес: 25,6–32,2 т. Вооружение: пушка калибра 76/85 мм, два пулемета калибра 7,62 мм. Экипаж: 4–5 человек. Скорость на пересеченной местности: 25 км/ч.
Ни один танк в истории мирового танкостроения никогда не выпускался в таких колоссальных количествах. Больше половины из почти 85 тысяч «тридцатьчетверок» приходится на модификации самого первого варианта — Т-34-76 (детище легендарного конструктора Михаила Кошкина), вооруженного 76-миллиметровой пушкой Ф-34. Именно эти танки, которых к началу войны успели выпустить около 1800 штук, преподнесли танкистам вермахта неприятный сюрприз и заставили Германию спешно изобретать способы сделать свои бронированные машины способными на равных воевать с русскими. Именно эти машины вынесли на себе — в прямом смысле слова! — и тяжесть первых месяцев войны, и невероятное напряжение перелома в войне, и стремительность броска на запад, к Победе.
Т-34, по сути, являл собой один сплошной компромисс: он должен был быть одновременно простым в производстве и в ремонте, достаточно легким и в то же время с мощной броней, относительно небольшим, но при этом с высокой боевой эффективностью, несложным для освоения, но с современной оснасткой… По каждому из этих параметров, а то и сразу по нескольким Т-34 уступает любому из остальных девяти танков из этой подборке. Но танком-победителем, безусловно, был и остается именно он.
2. Американский средний танк М4 «Шерман»
Общее количество выпущенных танков всех модификаций: 49 234. Вес: 30,3 т. Вооружение: пушка калибра 75/76/105 мм, пулемет калибра 12,7 мм, два пулемета калибра 7,62 мм. Экипаж: 5 человек. Скорость на пересеченной местности: 40 км/ч.
Танк М4 «Шерман»
Свое имя — «Шерман», в честь героя Гражданской войны в США генерала Уильяма Шермана, — М4 получил сначала в Великобритании, и лишь потом оно стало общим для всех танков этой модели. А в СССР, куда ленд-лизовские М4 поставлялись с 1942 года по 1945 год, его чаще всего называли «эмча», по индексу. По числу танков, стоявших на вооружении Красной армии, М4 уступили только Т-34 и КВ: в СССР воевало 4063 «Шермана».
Этот танк не любили за излишнюю высоту, делавшую его весьма заметным на поле боя, и слишком высокий центр тяжести, из-за чего танки частенько опрокидывались даже при преодолении незначительных препятствий. Зато он был очень простым в обслуживании и надежным, комфортным для экипажа и вполне эффективным в бою. Ведь 75- и 76-миллиметровые пушки «Шерманов» с успехом уничтожали немецкие Т-III и Т-IV, хотя и оказались слабоваты против «Тигров» и «Пантер». А еще любопытно, что, когда на советско-германском фронте стали массово применяться реактивные гранатометы «фаустпатроны», именно танки М4 стали основой тактики борьбы с гранатометчиками, получившей название «метла». Четыре–пять автоматчиков, усевшихся на танк и пристегнувшихся форменными ремнями к скобам на башне, открывали огонь по любым укрытиям, где могли прятаться немцы, вооруженные «фаустпатронами». А все дело было в удивительной плавности хода «Шермана»: ни один другой танк Красной армии не позволил бы автоматчикам прицелиться на полном ходу из-за сумасшедшей тряски.
3. Американский легкий танк «Стюарт»
Общее количество выпущенных танков всех модификаций: 23 685. Вес: 12,7 т. Вооружение: пушка калибра 37 мм, три–пять пулеметов калибра 7,62 мм. Экипаж: 4 человека. Скорость на пересеченной местности: 20 км/ч.
В американской армии легкие танки М3 «Стюарт» появились в марте 1941 года, когда стало ясно, что их предшественники М2 явно не соответствуют требованиям времени. Но «двойка» стала основой для создания «тройки», унаследовав как ее достоинства — высокую скорость и эксплуатационную надежность, так и недостатки — слабость вооружения и брони и ужасающую тесноту боевого отделения. Но зато танк был несложен в производстве, что и позволило ему стать самым массовым в мире легким танком.
Из почти 24 тысяч «Стюартов» основная часть разошлась по театрам боевых действий, где воевала сама американская армия. Четверть М3 досталась англичанам, а вторыми по числу полученных по ленд-лизу машин были советские войска. В Красной армии воевало 1237 (по американским данным, 1681, однако в США учитывали все отгруженные машины, часть из которых была уничтожена вместе с судами конвоев) танков «Стюарт» всех модификаций. Правда, в отличие от «Шерманов», они уважением у танкистов не пользовались. Да, они были надежными и простыми, но нормально перемещаться могли только по прямым и широким дорогам, а на узких и извилистых плохо маневрировали и легко опрокидывались. Их теснота стала притчей во языцех у советских танкистов, а установленные в бортовых нишах курсовые пулеметы в частях сразу снимали, дабы не тратить попусту патроны: прицелов эти пулеметы не имели вообще. Но зато М3 были незаменимы в разведке, а их небольшой вес позволял использовать «Стюарты» даже для десантных операций, как это было во время десанта под Южной Озерейкой в окрестностях Новороссийска.
4. Немецкий средний танк Т-4
Общее количество выпущенных танков всех модификаций: 8686. Вес: 25 т. Вооружение: пушка калибра 75 мм, два пулемета калибра 7,92 мм. Экипаж: 5 человек. Скорость на пересеченной местности: 25–30 км/ч.
Танк Т-4
По-немецки он назывался Panzerkampfwagen IV (PzKpfw IV), то есть боевой танк IV, а в советской традиции его обозначали как T-IV, или Т-4. Он стал самым массовым танком вермахта за всю историю его существования и применялся на всех театрах военных действий, где присутствовали немецкие танкисты. Т-4 — это, пожалуй, такой же символ немецких танковых частей, каким для советских танкистов стал Т-34. Да они и были, собственно, главными врагами с первого и до последнего дня войны.
Первые танки Т-4 покинули ворота завода в 1937 году, а последние — в 1945-м. За восемь лет существования танк подвергался множеству модернизаций. Так, после встречи в бою с советскими Т-34 и КВ у него появилась более мощная пушка, а броня усиливалась и усиливалась по мере того, как у противника появлялись новые средства для борьбы с PzKpfw IV. Удивительно, но факт: даже после появления более мощных и сильных «Тигров» и «Пантер» Т-4 оставался основным танком вермахта — настолько велик был его модернизационный потенциал! И, что закономерно, эта бронированная машина пользовалась заслуженной любовью у танкистов. Во-первых, она была очень надежной, во-вторых, достаточно быстрой, а в-третьих, чрезвычайно комфортной для экипажа. И понятно почему: ради удобства размещения людей конструкторы отказались от сильных углов наклона брони. Впрочем, это же стало и слабым местом Т-4: что в борт, что в корму их легко поражали даже 45-миллиметровые советские противотанковые пушки. Кроме того, ходовая часть PzKpfw IV оказалась не слишком хороша для России с ее «направлениями вместо дорог», что внесло существенные коррективы в тактику применения танковых соединений на Восточном фронте.
5. Английский пехотный танк «Валентайн»
Общее количество выпущенных танков всех модификаций: 8275 штук. Вес: 16 т. Вооружение: пушка калибра 40 мм, пулемет калибра 7,92 мм. Экипаж: 3 человека. Скорость на пересеченной местности: 15 км/ч.
Танк «Валентайн»
Предназначенный для поддержки пехоты при штурме укрепленных позиций, «Валентайн» стал самой массовой британской бронированной машиной, и, конечно, эти танки активно поставлялись в СССР по ленд-лизу. В общей сложности советской стороне было отгружено 3782 танка «Валентайн» — 2394 британских и 1388 собранных в Канаде. Дошло до советско-германского фронта на полсотни машин меньше: 3332 штуки. Первые из них попали в боевые части в самом конце ноября 1941 года, и, как писали в своих воспоминаниях немецкие участники битвы под Москвой, проявили себя не лучшим образом: пленные советские танкисты, дескать, от души ругали британские «жестянки».
Впрочем, как считают историки танкостроения, причиной всему была катастрофическая спешка, из-за которой экипажи просто не успели освоить технику так, как следовало, и оценить все ее возможности. Ведь «Валентайн» не случайно выпускался такой крупной серией. В полном соответствии с британской концепцией пехотного танка он не отличался высокой скоростью, зато был отменно бронирован. Фактически это был своего рода британский аналог советского КВ с гораздо более слабой пушкой и низкой скоростью, но зато куда более надежный и ремонтопригодный. После первого опыта боевого применения командование танковых подразделений Красной армии нашло неплохой вариант использования этих машин в бою. Их стали пускать в «связке» с более приспособленными к войне на Восточном фронте советскими машинами, ставя в пару с более маневренными, но менее защищенными легкими танками Астрова типа Т-70. Единственные проблемы, с которыми так и не удалось справиться, — это слабое артвооружение и ужасающая теснота «Валентайнов».
6. Немецкий средний танк «Пантера»
Общее количество выпущенных танков всех модификаций: 5976 штук. Вес: 45 т. Вооружение: пушка калибра 75 мм, два пулемета калибра 7,92 мм. Экипаж: 5 человек. Скорость на пересеченной местности: 25–30 км/ч.
Танк «Пантера»
Первое появление Panzerkampfwagen (PzKpfw) V Panther — знаменитой «Пантеры» — на Восточном фронте приходится на Курскую битву. К несчастью для советских танкистов и артиллеристов, новый немецкий танк оказался не по зубам большинству орудий Красной армии. Зато сама «Пантера» «кусалась» издалека: ее 75-миллиметровая пушка пробивала броню советских танков с таких дистанций, на которой новая немецкая машина была для них неуязвима. И этот первый успех дал возможность немецкому командованию заговорить о том, чтобы сделать Т-5 (так новый танк назывался в советских документах) основным вместо «ветерана» Т-4.
Но реальность оказалась иной. Хотя «Пантера» стала вторым по массовости выпуска немецким танком Второй мировой войны, а кое-кто из танковых экспертов считает ее лучшим средним танком 1940-х, вытеснить Т-4 она не смогла. Как гласит распространенная легенда, своим появлением на свет «Пантера» обязана советскому Т-34. Дескать, Берлин, недовольный тем, что русским удалось создать танк, который не по зубам вермахту, потребовал сконструировать своего рода «немецкую тридцатьчетверку». Но, как известно, стремление повторить нечто, созданное противником, приводит к появлению пусть и более мощного, но менее пригодного к модернизации оружия: конструкторов держат в тисках характеристики прототипа и удачность его конструкции. Так случилось и с «Пантерой»: она сумела превзойти средние танки союзников, в том числе и Т-34, но так до конца военной карьеры и не избавилась от врожденных недостатков. А их было немало: легко выходившая из строя силовая установка, излишняя сложность системы опорных катков, чрезвычайно высокая стоимость и трудоемкость изготовления и так далее. К тому же если в противостоянии с танками «Пантера» показывала себя с наилучшей стороны, то артиллерия была ей всерьез опасна. Поэтому наиболее эффективно PzKpfw V действовали в обороне, а при наступлении несли существенные потери.
7. Немецкий средний танк Т-3
Общее количество выпущенных танков всех модификаций: 5865. Вес: 25,9 т. Вооружение: пушка калибра 37/50/75 мм, три пулемета калибра 7,92 мм. Экипаж: 5 человек. Скорость на пересеченной местности: 15 км/ч.
Пусть и не такой массовый, как Т-4, Panzerkampfwagen (PzKpfw) III с середины 1941-го по начало 1943-го составлял основу парка панцерваффе — танковых сил вермахта. А всему причиной странная для советской традиции система определения типа танка по… вооружению. Поэтому с самого начала имевший 75-миллиметровую пушку Т-4 считался тяжелым танком, то есть не мог быть основной машиной, а имевший 37-миллиметровое орудие Т-3 относился к средним и вполне претендовал на роль основного боевого танка.
Хотя Т-3 к началу Великой Отечественной войны уже существенно уступал по своим характеристикам новым советским танкам Т-34 и КВ, количество PzKpfw III в войсках и отработанная на европейских ТВД тактика их применения, помноженная на богатый боевой опыт немецких танкистов и налаженную систему взаимодействия разных родов войск, уравнивали их возможности. Так продолжалось до начала 1943-го, когда необходимый боевой опыт и навыки появились и у советских танкистов, а недостатки ранних модификаций отечественных танков в новых были устранены. После этого преимущества советских средних танков, не говоря уже о тяжелых, стали очевидными. И это даже несмотря на то, что калибр орудия Т-3 последовательно увеличили сначала до 50 мм, а потом и до 75 мм. Но к тому времени такое же орудие имел более совершенный и хорошо отработанный Т-4, и производство «троек» свернули. Но свою роль машина, отличавшаяся отличными эксплуатационными характеристиками и пользовавшаяся любовью у немецких танкистов, сыграла, став одним из символов Второй мировой.
8. Советский тяжелый танк КВ
Общее количество выпущенных танков всех модификаций: 4532. Вес: 42,5–47,5 т. Вооружение: пушка калибра 76/85 мм, три пулемета калибра 7,62 мм. Экипаж: 4–5 человек. Скорость на пересеченной местности: 10–15 км/ч.
Советские войска движутся вслед за тяжелыми танками «КВ» / Фото: Самарий Гурарий
«Клим Ворошилов» — а именно так расшифровывается аббревиатура КВ — стал первым советским тяжелым танком классической схемы, то есть однобашенным, а не многобашенным. И хотя опыт его первого боевого применения во время Зимней войны 1939–1940 годов оказался не самым лучшим, новую машину поставили на вооружение. В том, насколько верным было это решение, военные убедились после 22 июня 1941 года: даже после нескольких десятков попаданий снарядов немецких орудий тяжелые КВ продолжали вести бой!
Но непробиваемый КВ требовал очень внимательного отношения к себе: на тяжелой машине быстро выходили из строя силовой агрегат и трансмиссия, страдал двигатель. Зато при должном внимании и с опытными экипажами танки КВ даже первых серий умудрялись проходить без ремонта мотора по 3000 км. Да и со своей основной задачей непосредственной поддержки штурмующей пехоты машина справлялась отменно. Она могла долго двигаться со скоростью пешего бойца, позволяя пехотинцам все время скрываться за броней, которая была не по зубам большинству наиболее распространенных в то время противотанковых пушек вермахта.
Летом 1942 года, когда стало понятно, что тяжелые танки, даже если их главной задачей остается непосредственная поддержка прорыва пехоты, должны обладать большей маневренностью и скоростью, появился КВ-1с, то есть скоростной. За счет чуть более тонкой брони и доработанного мотора его скорость выросла, новая коробка передач стала более надежной, а эффективность боевого применения выросла. А в 1943 году, как ответ на появление «Тигров», у КВ появилась модификация с новой башней и новым 85-миллиметровым орудием. Но модифицированная модель недолго простояла на конвейере: на смену ей уже осенью пришли тяжелые танки серии ИС — гораздо более современные и эффективные.
9. Советский тяжелый танк ИС-2
Общее количество выпущенных танков всех модификаций: 3475. Вес: 46 т. Вооружение: пушка калибра 122 мм, пулемет калибра 12,7 мм, три пулемета калибра 7,62 мм. Экипаж: 4 человека. Скорость на пересеченной местности: 10–15 км/ч.
Первые танки серии ИС — «Иосиф Сталин» — разрабатывались параллельно с модернизацией танков КВ, на которые ставили новое 85-миллиметровое орудие. Но очень скоро стало ясно, что этой пушки мало, чтобы на равных вести бои с новыми немецкими танками «Пантера» и «Тигр», имевшими толстую броню и более мощные 88-миллиметровые орудия. Поэтому после выпуска сотни с небольшим танков ИС-1 на вооружение был принят ИС-2, вооруженный 122-миллиметровой пушкой А-19.
Неуязвимый для большинства противотанковых пушек вермахта, да и многих танковых тоже, ИС-2 мог играть для пользующейся его поддержкой пехоты роль не только бронированного щита, но и артиллерийской поддержки, и противотанкового средства. 122-миллиметровая пушка вполне позволяла решать все эти задачи. Правда, она же была и причиной одного из существенных минусов ИС-2. Обслуживаемая единственным заряжающим, пушка с тяжелым снарядом была нескорострельной, позволяя вести огонь со скоростью 2–3 выстрела в минуту. Зато непревзойденная броня давала возможность использовать ИС-2 в новой роли — как броневую основу штурмовых групп, действовавших в городах. Пехотинцы-десантники защищали танк от гранатометчиков и расчетов противотанковых пушек, а танкисты громили укрепленные огневые точки и ДОТы, расчищая путь пехоте. Но если пехотинцы не успевали выявить гранатометчика, вооруженного «фаустпатроном», то ИС-2 сильно рисковал. Размещенные внутри танка топливные баки делали его чрезвычайно пожароопасным (в огне очень часто погибал механик-водитель, не имевший своего люка и выходивший последним через башню), а боеукладка на дне боевого отделения при попадании кумулятивного снаряда почти гарантированного взрывалась, уничтожая весь экипаж.
10. Немецкий тяжелый танк «Тигр»
Общее количество выпущенных танков всех модификаций: 1354. Вес: 56 т. Вооружение: пушка калибра 88 мм, два–три пулемета калибра 7,92 мм. Экипаж: 5 человек. Скорость на пересеченной местности: 20–25 км/ч.
Танк «Тигр»
Вопреки распространенному мнению, что своим появлением Panzerkampfwagen (PzKpfw) VI Tiger обязан столкновением напавшей на СССР Германии с новыми советскими танками Т-34 и КВ, разработки тяжелого танка прорыва для вермахта стартовали еще в 1937 году. К началу 1942-го машина была готова, ее приняли на вооружение под индексом PzKpfw VI Tiger и направили первые четыре танка под Ленинград. Правда, этот первый бой был для них неудачным. Зато в последующих сражениях тяжелый немецкий танк полностью подтвердил свое кошачье имя, доказав, что, как и настоящий тигр, остается самым опасным «хищником» на поле боя. Особенно заметно это было в дни битвы на Курской дуге, где «тигры» оказались вне конкуренции. Вооруженный длинноствольной пушкой танк с мощной броней был неуязвим и для советских танков, и для большинства противотанковых орудий, во всяком случае в лоб и издалека. А чтобы поразить его в борт или корму с ближней дистанции, нужно было еще умудриться занять столь выгодную позицию. Это было весьма непростым делом: экипаж Т-6, как назывался «Тигр» в советских документах, имел превосходную систему наблюдения за полем боя.
Лишь позже, когда появились советские ИС-2, созданные на их базе САУ ИСУ-152 и пушки БС-3, на «тигров» нашлась управа. Не случайно ИСУ-152 и БС-3 в войсках получили уважительное прозвище «Зверобой». Но это произошло только в 1944 году, а до этого времени танк PzKpfw VI был вне конкуренции. Он и сегодня считается одним из лучших тяжелых танков гитлеровской Германии, да и всей Второй мировой войны. Однако выпустили «тигров» недостаточно для того, чтобы эти дорогущие — стоимость одной машины достигала 800 000 рейхсмарок и была втрое выше стоимости любого другого танка того времени! — и мощные машины оказали кардинальное влияние на ход войны.
Сергей Антонов
«Русская планета», 22 июля 2015
yarodom.livejournal.com
Средний танк Т-4 (Pz.IV, Pz.Kpfw.IV, SdКfz.161)
Средний танк Т-4 (Pz.IV)
Т-4 (Pz.IV)
Средние танки T-4 (Pz.IV) выпускались в течении всей Второй мировой войны и составили основу вооружения немецких танковых дивизий. В 1934 году управление вооружения Вермахта заказало разработку танка, которым было намечено вооружить каждую четвертую роту танковых батальонов. В конкурсе приняли участие фирмы «Рейнметалл», «Крупп» и MAN, которые представили свои прототипы — VK 2001(Rh), VK 2001(К) и VK 2002(MAN) соответственно. Конкурс выиграл вариант компании «Крупп». И вскоре на заводе в Магдебурге началось серийное производство машин, получивших обозначение SdКfz.161, по сквозной системе обозначения всех подвижных средств передвижения Вермахта, или Pz.Kpfw.IV Ausf A, упрощенно Pz.IVA или T-4А по советской системе классификации.
В то время, когда создавался средний танк T-4 (Pz.IV), основные танковые средства не могли нести пушку с высокой начальной скоростью полета снаряда. Поэтому первоначально главной задачей новой машины было оказание огневой поддержки таким танкам. Основным вооружением среднего танка T-4 (Pz.IV) была 75-мм пушка L/24 с длиной ствола 24 калибра.
Дополнительное вооружение состояло из спаренного и курсового 7,92-мм пулеметов. Место механика-водителя находилось в передней левой части корпуса машины, справа от него размещался стрелок-радист. В башне танка находились еще три члена экипажа — командир в центре, за казенной частью орудия, слева от орудия — наводчик, справа — заряжающий. Моторно-трансмиссионное отделение находилось в кормовой части корпуса, ручная коробка имела шесть передач вперед и одну назад. Максимальная толщина брони корпуса составляла 20 мм, башни — 14,5 мм.
Cредние танки Т-4А (Pz.IVA) были выпущены в количестве 35 штук до марта 1938 года. Характерной особенностью танков Т-4А (Pz.IVA) была командирская башенка цилиндрической формы с шестью смотровыми бронированными стеклопакетами. Машина имела курсовой пулемет, установленный в передней части корпуса.
Башня танка была смещена влево от оси симметрии машины на 51,7 мм по причине размещения двигателя привода электрического генератора, обеспечивающего питанием электропривод вращения башни.
Ходовая часть состояла из восьми сблокированных попарно опорных катков, составлявших четыре тележки, подвешенных на листовых полурессорах с обеих сторон машины. Также имелись по четыре поддерживающих катка с обеих сторон танка.
armoredgun.org
Средний танк Т-IV Panzerkampfwagen IV (PzKpfw IV, также Pz. IV), Sd.Kfz.161
Производство этого танка, созданного фирмой «Крупп», было начато в 1937 году и продолжалось в течение всей второй мировой войны.
Как и у танк Т-III (Pz.III), силовая установка расположена сзади, а силовая передача и ведущие колеса — спереди. В отделении управления размещались механик-водитель и стрелок-радист, ведущий огонь из пулемета, установленного в шаровой опоре. Боевое отделение находилось посередине корпуса. Здесь монтировалась многогранная сварная башня, в которой размещались три члена экипажа и устанавливалось вооружение.
Танки Т-IV выпускались со следующим вооружением:
- модификации А-F, штурмовой танк с 75-мм гаубицей;
- модификация G, танк с 75-мм пушкой с длиной ствола 43 калибра;
- модификации Н-К, танк с 75-мм пушкой с длиной ствола 48 калибров.
В связи с постоянным увеличением толщины брони вес машины в ходе производства возрастал от 17,1 т (модификация А) до 24,6 т (модификации Н-К). С 1943 года для усиления броневой защиты на танках устанавливались броневые экраны для бортов корпуса и башни. Введенная на модификациях G, Н-К длинноствольная пушка позволила Т-IV противостоять равноценным по весу танкам противника (подкалиберный 75-мм снаряд на дальности 1000 метров пробивал броню толщиной 110-мм), однако его проходимость, особенно переутяжеленных последних модификаций, была неудовлетворительной. Всего в годы войны было выпущено около 9500 танков Т-IV всех модификаций.
Когда танка Pz.IV еще не было
Танк PzKpfw IV. История создания.
В 20-х и в начале 30-х годов теория использования механизированных войск, в частности танков, развивалась методом проб и ошибок, взгляды теоретиков менялись очень часто. Ряд сторонников танков, полагали, что появление бронетехники сделают с тактической точки зрения невозможной позиционную войну в стиле боев 1914-1917 гг. В свою очередь, французы, сделали ставку на сооружение хорошо укрепленных долговременных оборонительных позиций, таких как линия Мажино. Ряд специалистов полагали, что основным вооружением танка должен стать пулемет, а основной задачей бронированных машин является борьба с пехотой и артиллерией противника, наиболее радикально мыслящие представители данной школы считали бессмысленным сражение между танками, поскольку, якобы, ни одна сторона не сможет нанести ущерба другой. Существовало мнение, что победу в бою одержит та сторона, которая сможет уничтожить большее количество танков противника. В качестве главного средства борьбы с танками рассматривались специальные орудия со специальными снарядами — противотанковые пушки с бронебойными снарядами. Фактически же, никто не знал каким станет характер боевых действий в будущей войне. Опыт гражданской войны в Испании также не прояснил ситуацию.
Версальский договор запрещал Германии иметь боевые гусеничные машины, но, не мог воспрепятствовать германским специалистам работать над изучением различных теорий использования бронетехники, а создание танков велось немцами в обстановке секретности. Когда в марте 1935 г. Гитлер отбросил ограничения Версаля, молодые «панцерваффе» уже обладали всеми теоретическими проработками в области применения и организационной структуры танковых полков.
В серийном производстве под вывеской «сельскохозяйственных тракторов» были два типа легких вооруженных танков PzKpfw I и PzKpfw II.
Танк PzKpfw I считался учебной машиной, в то время как PzKpfw II предназначался для ведения разведки, но получилось так, что «двойка» оставалась самым массовом танком панцердивизий, пока ей на смену не пришли средние танки PzKpfw III, вооруженные 37-мм пушкой и тремя пулеметами.
Начало разработки танка PzKpfw IV восходит к январю 1934 г., когда армия выдала промышленности спецификацию на новый танк огневой поддержки массой не более 24 т, будущая машина получила официальное обозначение Gesch.Kpfw. (75 mm)(Vskfz.618). В течение последующих 18 месяцев специалисты фирм «Рейнметалл-Борзинг», «Крупп «и «MAN» работали над тремя конкурирующими проектами машины командира батальона («батальонфюрерсвагнен» сокращенно BW). Лучшим был признан проект VK 2001/K, представленный фирмой «Крупп», формой башни и корпуса близкий танку PzKpfw III.
Однако машина VK 2001/K в серию не пошла, поскольку военных не устраивала шестиопорная ходовая часть с колесами среднего диаметра на рессорной подвеске, ее требовалось заменить торсионной. Торсионная подвеска по сравнению с рессорной обеспечивала более плавное движение танка и имела больший вертикальный ход опорных катков. Инженеры фирмы «Крупп» совместно с представителями Управления по закупке вооружений сошлись во мнении относительно возможности использования на танке рессорной подвески улучшенной конструкции с восьмью опорными катками малого диаметра на борт. Тем не менее, фирме «Крупп» в значительной степени пришлось пересмотреть предложенный первоначальный проект. В окончательном варианте PzKpfw IV представлял собой комбинацию корпуса и башни машины VK 2001/K с заново разработанной фирмой «Крупп» ходовой частью.
Когда танка Pz.IV еще не былоТанк PzKpfw IV спроектирован по классической компоновочной схеме с задним расположением двигателя. Место командира находилось по оси башни непосредственно под командирской башенкой, наводчик располагался слева от казенной части пушки, заряжающий — справа. В отделении управления, расположенном в передней части корпуса танка находились рабочие места механика-водителя (слева от оси машины) и стрелка радиста (справа). Между местами водителя и стрелка находилась трансмиссия. Интересной особенностью конструкции танка являлось смещение башни примерно на 8 см влево от продольной оси машины, а двигателя — на 15 см вправо для пропуска вала, соединяющего мотор и трансмиссию. Принятое такое конструктивное решение позволило увеличить внутренний забронированный объем в правой части корпуса под размещение первых выстрелов, которые наиболее просто мог достать заряжающий. Привод разворота башни — электрический.
Нажмите на рисунок танка для увеличения
Подвеска и ходовая часть состояла из восьми опорных катков малого диаметра, сгруппированных в подвешенные на листовых рессорах двухколесные тележки, ведущих колес, установленных в корме танка ленивцев и четырех поддерживающих гусеницу роликов. На протяжении всей истории эксплуатации танков PzKpfw IV их ходовая часть оставалась неизменной, внедрялись лишь второстепенные доработки. Прототип танка был изготовлен на заводе фирмы «Крупп» в Эссене и проходил испытания в 1935-36 гг.
Описание танка PzKpfw IV
Бронезащита.
В 1942 г. инженеры-консультанты Мерц и Мак-Лиллэн провели детальное обследование трофейного танка PzKpfw IV Ausf.Е, в частности, они тщательно изучили его броню.
— На твердость было проверено нескольких бронелистов, все они имели механическую обработку. Твердость снаружи и изнутри механически обработанных бронелистов составила 300-460 Бринелл.
— Накладные бронелисты толщиной 20-мм, которыми усилено бронирование бортов корпуса изготовлены из гомогенной стали и имеют твердость порядка 370 Бринелл. Усиленная бортовая броня не способна «держать» 2-фунтовые снаряды, выпущенные с расстояния 1000 ярдов.
С другой стороны, обстрел танка, проведенный на Среднем Востоке в июне 1941 г. показал, что дистанцию в 500 ярдов (457 м) можно рассматривать как предельную для эффективного поражения PzKpfw IV в лобовую часть огнем 2-фунтовой пушки. В подготовленном в Вулвиче отчете по исследования бронезащиты немецкого танка отмечается, что «броня на 10% лучше аналогичной обработанной механическим способом английской, а некоторых отношениях и лучше гомогенной.»
В то же время критике подвергся метод соединения бронелистов, специалист фирмы «Лейланд Моторс» так прокомментировал свои исследования: «Качество сварки плохое, сварные швы двух из трех бронелистов в районе попадания снаряда разошлись.»
Изменение дизайна лобовой части корпуса танка
Силовая установка.
Двигатель «Майбах» предназначен для работы в умеренных климатических условиях, где его характеристики являются удовлетворительными. В то же время в условиях тропиков или высокой запыленности, он ломается и склонен к перегреву. Британская разведка после изучения захваченного в 1942 г. танка PzKpfw IV сделала вывод, что отказы двигателя вызваны попаданием песка в маслосистему, распределитель, динамо и стартер; воздушные фильтры неадекватны. Отмечались частые случаи попадания песка в карбюратор.
Руководство по эксплуатации двигателя «Майбах» требует применения бензина только с октановым числом 74 с полной заменой смазки через 200, 500, 1000 и 2000 км пробега. Рекомендуемое число оборотов двигателя при нормальных условиях эксплуатации — 2600 об/мин, но в жарком климате (южные районе СССР и Северная Африка) такое число оборотов не обеспечивает нормального охлаждения. Применение двигателя как тормоза допустимо при 2200-2400 об./мин, при числе оборотов 2600-3000 данного режима следует избегать.
Основными компонентами системы охлаждения являлись два радиатора, установленный под углом 25 градусов к горизонту. Радиаторы охлаждались потоком воздуха, нагнетаемом с помощью двух вентиляторов; привод вентиляторов — ременный от основного вала двигателя. Циркуляцию воды в системе охлаждения обеспечивала помпа-центрифуга. Воздух в моторное отделение поступал через прикрытое бронезаслонкой отверстие с правого борта корпуса и выбрасывался наружу через сходное отверстие левого борта.
Синхромеханическая трансмиссия оказалась эффективной, хотя тянущее усилие при работе на высоких передачах было низким, поэтому 6-я передача использовалась только при движении по шоссе. Выходные валы объединены с механизмом торможения и поворота в единое устройство. Для охлаждения этого устройства слева от коробки сцепления был установлен вентилятор. Одновременное выключение рычагов управления поворотом могло использоваться в качестве эффективного стояночного тормоза.
На танках поздних вариантов, была сильно перегружена рессорная подвеска опорных катков, но зато замена поврежденной двухколесной тележки представлялась достаточно простой операцией. Натяжение гусеницы регулировалось положением ленивца, установленного на эксцентрике. На Восточном фронте применялись специальные расширители траков, известные как «Ostketten», которые улучшали проходимость танков в зимние месяцы года.
Чрезвычайно простое, но эффективное устройство для одевания соскочившей гусеницы испытывалось на экспериментальном танке PzKpfw IV.Оно представляло собой ленту заводской изготовления, имевшую такую же ширину, как и траки, и перфорацию для зацепления с зубчатым венцом ведущего колеса. Одним концом лента крепилась к соскочившему траку, другим, после того как она пропускалась над роликами — к ведущему колесу. Включался мотор, ведущее колесо начинало вращаться, протягивая ленту и скрепленные с ней траки до тех пор, пока венцы ведущего колеса не войдут в прорези на траках. Вся операция занимала несколько минут.
Запуск двигателя осуществлялся 24-вольтовым электростартером. Так как вспомогательный электрогенератор экономил заряд аккумуляторов, то на «четверке» можно было пытаться запускать мотор большее количество раз, нежели на танке PzKpfw III. В случае отказа стартера, или когда на сильном морозе загустевала смазка применялся инерционный стартер, рукоятка которого соединялась с валом двигателя через отверстие в кормовом бронелисте. Рукоятку прокручивали два человека одновременно, минимальной число оборотов рукоятки, необходимое для запуска двигателя, было 60 об./мин. Запуск мотора от инерционного стартера стал обычным явлением в условиях русской зимы. Минимальной температурой двигателя, при которой он начинал нормально работать являлась t=50 гр.С при вращении вала 2000 оборотов в минуту.
Для облегчения запуска мотора в холодном климате Восточного фронта была разработана специальная система, известная как «Kuhlwasserubertragung» — теплообменник холодной воды. После того, как запускался и прогревался до нормальной температуры двигатель одного танка, теплая вода из него перекачивалась в систему охлаждения следующего танка, а холодная вода поступала к уже работающему мотору — происходил обмен хладогентами работающего и неработающего моторов. После того как теплая вода несколько нагревала мотор можно было попробовать запустить двигатель электростартером. Система «Kuhlwasserubertragung» требовала небольших доработок системы охлаждения танка.
< Назад | Вперед > |
---|
pro-tank.ru