БТ-5 обр. 1933 г. — War Thunder Wiki
БТ-5
Основные характеристики
Кратко
Подробно
1.0/1.0/1.0БР
3 человекЭкипаж
Подвижность
11,6 тоннМасса
3 вперёд
1 назадКПП
Вооружение
86 снарядовбоезапас
-8° / 25°УВН
1 890 снарядовбоезапас
63 снарядовразмер обоймы
600 выстрелов/минскорострельность
Экономика
бесплатноисследование
бесплатнопокупка
бесплатноремонт
бесплатнообучение экипажа
1 000 эксперты10 асыx 1,00 награда за бойОписание
БТ-5 — советский легкий колёсно-гусеничный танк. Являлся модернизацией более раннего танка БТ-2, в отличие от которого получил новую башню с более мощным 45-мм орудием, а американский двигатель «Либерти» был заменён на советский авиационный М-5. За период производства с середины 1933 года по конец 1934 года было выпущено 1880 машин, после чего БТ-5 уступил дорогу более совершенной версии себя — танку БТ-7.
БТ-5 активно применялся в боевых действиях с 1937 по 1945 года. Потерял свою боевую эффективность к концу 1939 года, ввиду широкого распространения на полях сражений противотанковой артиллерии, при том что броня самого БТ-5 могла защитить лишь от пуль винтовочного калибра и мелких осколков. Тем не менее воевал в составе РККА против немецких войск вплоть до 1944 года, а в 1945 году оставшиеся в строю БТ-5, не понеся боевых потерь, принимали участие в освобождении Китая от остатков японский войск.
Основные характеристики
Бронезащита и живучесть
Расположение экипажа и модулей внутри БТ-5 При попадании снаряда в люк механика-водителя, почти наверняка, весь экипаж БТ-5 будет выведен из строяБТ-5, несмотря на неплохие показатели лобовой брони колеблющиеся от 20 до 80 мм приведённой брони, очень уязвим не только для всех орудий, включая автоматические пушки ЗСУ, но и для крупнокалиберных пулемётов и осколков артиллерийских ударов. Тому причиной являются масса ослабленных зон, таких как 20-мм броня довольно большого люка механика-водителя, а также броня бортов: всего 15 мм. Кроме того, башня по окружности имеет всё те же 15 мм брони, а маска орудия в 20 мм, значительно усиливающая защиту башни, закрывает собой далеко не всю её лобовую проекцию. БТ-5 без последствий может выдерживать, разве что, огонь пулемётов винтовочного калибра. Малое заброневое пространство и очень компактное расположение экипажа и боекомплекта приводят к низкой живучести танка, поэтому машина редко сможет пережить больше 3-4 попаданий. Зато малые размеры танка позволяют легко укрыть его чуть ли не за любым препятствием.
Подвижность
Недостаток брони БТ-5 с лихвой компенсируется его подвижностью и манёвренностью. Танк быстро набирает свою максимальную скорость в 59 км/ч и отлично удерживает её даже на пересеченной местности. Задней скорости в 11 км/ч также будет вполне достаточно чтобы быстро сдать назад и спрятаться за укрытие. БТ-5 имеет прекрасную манёвренность, что позволяет легко и быстро разворачиваться как на месте, так и во время движения, всего лишь незначительно теряя в скорости, причем на ходу танк может занести в повороте из-за избыточной манёвренности. То же касается и тормозов, набрав максимальную скорость и резко затормозив, танк проскользит по поверхности еще несколько метров. Проходимость танка на высоте: благодаря малой массе и высокомощному двигателю он без труда преодолевает практически любой рельеф, не считая вязких грунтов и водных преград. Разрушаемые препятствия, такие как заборы, деревья и прочее, будут значительно снижать скорость при наезде на них.
Вооружение
Основное орудие
БТ-5 вооружен 45-мм орудием 20-К с боезапасом в 86 снарядов. Вторым главным достоинством машины является его орудие, которое запросто пробивает всех встречаемых противников на своём боевом рейтинге, а также не теряет своей эффективности и на более высоких БРах. Помимо хорошего бронепробития, орудие БТ-5 имеет и высокую точность, небольшой разброс снарядов может начаться только на дистанциях более 600 метров. В отличие от большинства последующих советских танков, БТ-5 обладает хорошими УВН от -8 до +25° что в купе с быстрой перезарядкой будут несомненным достоинством этой машины. Башня танка вращается со средней скоростью.
Для танка доступно два типа снарядов:
- БР-240 — бронебойный тупоголовый каморный снаряд. Обладает отличным бронепробитием и хорошим заброневым воздействием. Эффективен против всех встречаемых противников. Рекомендуется как основной снаряд для данного танка.
- БР-240СП — бронебойный остроголовый сплошной снаряд. Обладает чуть более лучшим бронепробитием, чем БР-240, но не имеет взрывчатого вещества, из-за чего заброневое воздействие в разы хуже каморного снаряда. Эффективен против всех встречаемых противников. Рекомендуется для точечных ударов по экипажу и модулям хорошо бронированных целей.
Пулемётное вооружение
БТ-5 вооружен 7,62-мм пулемётом ДТ с боезапасом в 1890 патронов. Пулемёт спарен в башне с основным орудием. Пулемёт очень эффективен при стрельбе по экипажу не защищенному броней, например при ведении огня по ЗСУ или САУ с открытой рубкой, но полностью бесполезен против бронированных целей, которым не нанесёт никаких повреждений.
Применение в бою
БТ-5, ввиду высокой уязвимости и слабой бронезащиты станет не лучшим выбором для атаки. Этот танк не предназначен для открытых противостояний на близких дистанциях. Его главными достоинствами являются подвижность и огневая мощь, от этих двух параметров и должна строиться тактика игрока. В начале боя можно быстро захватить нейтральную точку, не встретив сопротивления, но после захвата задерживаться на месте не стоит. Танк отлично подойдёт для быстрых фланговых обходов, благодаря высокой мобильности, а точное и мощное вооружение позволит быстро отстреливать зазевавшихся противников с тех направлений, откуда они не ожидали огня. В случае возникшей опасности, так же быстро можно и отступить в тыл. Пользуясь малыми размерами танка, можно занимать выгодные позиции и отстреливать противников из-за укрытий, прикрывая ими уязвимую броню машины. Точность и бронепробитие орудия позволят отыгрывать и роль снайпера, отстреливая противников на дистанциях до 600 метров. И следует помнить, что в открытом противостоянии, более чем с одним противником, БТ-5 почти всегда обречен на быстрое уничтожение.
Достоинства и недостатки
Достоинства:
- Высокая подвижность и манёвренность
- Мощное, скорострельное и точное орудие
- Малые габариты
Недостатки:
- Слабая бронезащита
- Высокая уязвимость экипажа
Историческая справка
БТ-2, модернизацией которого и явился БТ-5После запуска в серийное производство танков БТ-2 в 1930 году, практически сразу обнаружились некоторые недостатки этой машины. В основном это было обусловлено тем, что БТ-2, по сути, являлся советской копией танка M.1931. американского инженера Дж. Кристи, у которого СССР и купило проект его танка, в связи с тем, что на родине плоды труда Кристи попросту никого не заинтересовали. В Советском Союзе же военное командование впечатлила быстроходность машины, инновационная схема ходовой части и возможность перехода машины с гусеничного хода на колёсный. Но, так как в Америке M.1931. в серию не пошел и был построен всего в нескольких экземплярах, при серийном выпуске и дальнейшей эксплуатации танков БТ-2, всплыли некоторые изначальные недоработки и «детские болезни» машины. Так, военное командование СССР не устраивала огневая мощь танка и стоимость моторно-трансмиссионной части, двигатели для БТ-2 закупались в Америке, так как в СССР, к началу серийного выпуска, подходящего двигателя для БТ-2 попросту не нашли.
Поэтому, уже в январе 1932 года, по предписанию военного командования, начались работы по модернизации танка БТ-2. Были разработаны три варианта развития БТ-2, получивших наименование БТ-4, БТ-5 и БТ-6. Выбор вышестоящих военных чинов пал именно на БТ-5. Помимо увеличения огневой мощи и замены башни, под новое 45-мм орудие (вместо 37-мм на БТ-2) и замены американского устаревшего двигателя «Либерти» на советский авиационный двигатель М-5, выбор руководства был смотивирован и тем фактом, что конструкция корпуса и большинства узлов танка не требовали значительных изменений на производственных мощностях, поэтому переход на выпуск БТ-5 можно было организовать практически мгновенно. После одобрения на серийный выпуск, БТ-5 был запущен в производство в середине 1933 года.
Новые БТ-5 прибывшие в войскаПервые танки БТ-5 стали поступать в учебные танковые части, практически сразу, после начала выпуска. Первые испытания танка и учебные стрельбы показали улучшение характеристик машины и вполне удовлетворили военное руководство. Советские танкисты, осваивающие новую модель и принимавшие участие в её испытаниях, отмечали заметно возросшую надежность силовых агрегатов и качества сборки. Боевое крещение БТ-5 получил в 1937 году в Испании, правительство которой СССР поддерживало военными поставками, в числе которых были и 50 танков БТ-5. Основными противниками БТ-5 в Испании стали итальянские танкетки и легкие немецкие танки Pz.Kpfw. I и Pz.Kpfw. II, над которыми БТ-5 показал своё полное превосходство, хотя и при штурме особо укрепленных районов большая часть машин и была утеряна. Несколько штук БТ-5 были захвачены армией Франко и воевали уже на их стороне. Далее танки БТ-5 зарекомендовали себя с наилучшей стороны принимая участие в битве с японцами в районе реки Халхин-Гол. А вот зимой 1939-1940 года в Советско-финской войне БТ-5 показали свою абсолютную беспомощность против финской легкой противотанковой артиллерии, понеся серьёзные безвозвратные потери в танках. После этого, советское военное командование пересмотрело свою политику в области танкостроения и пришло к выводу, что танки только с противопульной бронёй уже не актуальны и дальнейший упор в танкостроении нужно делать на увеличении бронезащиты будущих машин.
Тем не менее, к лету 1941 года, танки БТ-5 составляли одну восьмую всего танкового парка СССР. В первые недели нападения нацистских войск, большая часть танков БТ-5 была безвозвратно утеряна, уничтожена огнём немецких орудий, брошена из-за поломок или закончившегося горючего или, по причине невозможности эвакуации, просто взорвана самим экипажем танков, чтобы не достаться противнику. Но всё же, около 35 машин досталось немецким танковым частям в качестве трофеев, получивших наименование в немецкой армии Panzerkampfwagen BT 742(r), но почти все они были утеряны в тяжелых боях под Москвой, зимой 1941-1942 года. Также неопределённое количество БТ-5 было захвачено и союзниками Германии — Венгрией, Румынией и Финляндией, у которых танковый парк был весьма скуден, поэтому их танкисты были рады любым, даже уже устаревшим машинам. В армии СССР же, остатки БТ-5, применялись советскими танкистами вплоть до 1944 года, пока уцелевшие машины полностью не выработали свой моторесурс. Но на этом боевая карьера БТ-5 в СССР не закончилась, так БТ-5 в составе дальневосточных частей приняли участие в боях с Квантунской армией, в 1945 году, при этом не понеся потерь, лишь несколько машин вышли из строя из-за технических неисправностей.
Медиа
БТ-5 с танковым номером 13 на башне
Танки БТ-5 на учениях
Немецкие офицеры осматривают подбитые танки БТ-5
Советские танкисты позируют на своём БТ-5
БТ-5 ведёт огонь по финскому ДОТу на Карельском перешейке
Обзор БТ-5 от Omero
Обзор БТ-5 от Hurricane show
Обзор БТ-5 от CrewGTW
См. также
Ссылки
wiki.warthunder.ru
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТАНКА БТ-5. Часть 1.
Гражданская война в Испании (1936-1939 гг.)Боевое крещение танки БТ-5 получили во время гражданской войны 1936-1939 гг. в Испании. Первоначально в Испанию поставлялись лишь танки Т-26, но 5 февраля 1937 года было решено отправить на помощь республиканцам и БТ-5. 1 августа 1937 года в испанский порт Картахена прибыл пароход «Кабо Сан-Аугустин» с 50-ю танками БТ-5 на борту. Их сопровождала группа советских добровольцев, состоявшая из 5 человек во главе с А.А. Ветровым, основная же часть советских танкистов-добровольцев ( в основном из 5-го МК) под командой полковника Кондратьева отправилась в Испанию на другом судне.
Республиканский танк БТ-5 захваченный франкистами в г. Теруэль
Все танки БТ-5 поступили на вооружение 1-го отдельного интернационального танкового полка (ОИТП). В составы танковых экипажей были включены испанцы, а также добровольцы из других стран. Командирами и механиками-водителями в основном были советские танкисты. В конце сентября 1937 г. полк получил приказ о передислокации на Арагонский фронт. Совершив за двое суток 630-километровый марш, полк к рассвету 13.10.1937 сосредоточился в 10 км юго-восточнее городка Фуэнтес-де-Эбро. В 13.00 того же дня полк совместно с 15-й интернациональной бригадой атаковал сильно укрепленный городок. В последний момент перед атакой полку был придан в качестве десанта 24-й испанский пехотный батальон из состава 15-й интербригады. Несогласованность действий пехоты и танкистов имела печальные последствия для наступавших. В первом же бою полк потерял 16 танков и 37 танкистов. Часть машин удалось эвакуировать с поля боя и восстановить.
Танки БТ-5 сожженные при атаке города Фуэнтес-де-Эбро. 13 октября 1937 года
Следующая страница в боевой деятельности танков БТ-5 в Испании — Теруэльская операция (декабрь 1937 — февраль 1938 гг). Решение Республиканского командования о применении танков БТ-5 в условиях горной местности, довольно глубокого снежного покрова (30-40 см) и низких температур было не очень обосновано. Танки БТ, стихией которых была маневренная война, оказались брошены в тяжелые уличные бои в городе-крепости Теруэль. В этих боях маневренные и скоростные качества БТ-5 сводились на нет. В Теруэльской операции 1-й ОИТП, действовал совместно с приданным батальоном бронеавтомобилей и двумя ротами Т-26 с испанскими экипажами. Всего к началу наступательной фазы операции в четырех танковых ротах и бронебатальоне насчитывалось 42 танка БТ-5 и Т-26 и около 30 бронеавтомобилей. За время боев за город-крепость Теруель полк потерял 15 танков. В ходе оборонительного этапа Теруельской операции основной формой боевых действий полка стали танковые засады и эпизодические контратаки.
БТ-5 Интернационального танкового полка, захваченного франкистами в ходе боя под Фуэнтос де Эбро, 14 октября 1937 г.
Критическим моментом боев стал день 31 декабря 1937 г. Мятежники силами до 8 пехотных батальонов при поддержке танков и авиации подошли к западным окраинам Теруэля, 40-я пехотная дивизия республиканцев под давлением противника оставила свои позиции. Укрытые за развалинами домов танки БТ-5 встретили противника шквальным огнем с близкого расстояния, уничтожив при этом два итальянских танка, а затем, перейдя в контратаку, рассеяли пехоту мятежников. Весь день, до возвращения частей 40-й пехотной дивизии, танкисты были единственными, кто оборонял город. Во время очередного штурма 2.02.1937 танковая рота капитана П.Сиротина перешла в контратаку, отсекла наступающую пехоту мятежников от танков, и начала утюжить ее гусеницами и расстреливать из пулеметов. В этом бою БТ-5 подбили 3 итальянских «Ансальдо» противника и еще 3 уничтожили.
Танк БТ-5 республиканских сил в роще оливковых деревьев
Последний решительный штурм Теруеля, франкисты предприняли 12 февраля 1938 г. В наступлении со стороны мятежников приняли участие 11 пехотных дивизий, при поддержке 40 танков. Утром 20 февраля на северо-западном участке обороны города у Мансуето, где натиск пехоты и танков противника был особенно силен, республиканские части начали отход. В критический момент боя танки БТ-5 лейтенанта А.Разгуляева открыли огонь из засады по противнику, сразу же были подбиты два Pz-I. Пять БТ на высокой скорости контратаковали наступавших, в результате было подбито еще три Pz-I, остальные танки франкистов отступили. БТ-5 атаковали пехоту, давя ее гусеницами и обстреливая из пулеметов. Атака мятежников захлебнулась. На подходе к позициям республиканцев после проведенной контратаки, один из танков БТ-5 был поврежден в результате близкого разрыва авиабомбы, экипаж погиб. Теруельские бои окончательно измотали полк, из ветеранов в строю осталась едва треть, из 42 танков, еле передвигались только 15. Не хватало запчастей, боеприпасов и ГСМ. Полк был выведен в тыл. На многих поврежденных машинах за неделю были заменены двигатели отработавшие свой ресурс, коробки передач, другие узлы и агрегаты. На части танков появились свежие броневые заплаты. Через 7 дней полк был снова боеготов.
Подбитый БТ-5 в кузове 10-ти тонного грузовика «Крупп», башня танка покрашена в цвета флага испанской республики, весна 1938г. Перевозка танков на тяжелых грузовиках широко практиковалась республиканцами в ходе гражданской войны
Был получен приказ о выдвижении на Восточный фронт, с целью закрыть брешь, образовавшуюся на участке 24-й и 30-й ПД республиканцев от Фуэндетодас до Монтальбана, и остановить наступление противника. Полк немедленно приступил к выполнению полученной задачи. Передовой отряд полка в составе восьми БТ-5 во главе с командиром 1-й танковой роты капитаном П.Сиротиным, совершив 60-километровый марш по извилистой дороге, свернул на шоссе в горном ущелье западнее Монтальбана и натолкнулся на походную колонну пехоты противника, растянувшуюся на несколько сотен метров и совершавшую марш без боевого охранения. Танк Сиротина открыл огонь из пушки и пулемета по хвосту колонны, остальные танки врезались в центр и голову колонны, ведя огонь из пулеметов и давя пехоту.
В ходе мартовских боев 1938 г. на Восточном фронте, во время контратаки республиканцев в районе Ихара — Альбасете-дель-Арсобиспо танк БТ-5 лейтенанта А. Разгуляева, управляемый механиком-водителем М. Даниловым, оторвавшись от своих внезапно был окружен пятью танками Pz-I. Лейтенант Разгуляев первым же выстрелом подбил один из вражеских танков, вести по другим машинам прицельный огонь он уже не мог, так как ответным огнем был поврежден оптический прицел. Тогда экипаж БТ-5 пошел на таран, один из Pz-I был опрокинут и загорелся, остальные отступили.
Подбитый и оставленный экипажем танк БТ-5 после сражения на реке Эбро
К концу марта 1938 года, то есть к моменту отзыва советских танкистов-добровольцев в СССР, в 1-м ОИТП из 85 советских добровольцев в строю осталось 22 человека, а из 50 танков БТ-5 боеспособными оставалось всего 18 машин. После отбытия советских танкистов, экипажи были сформированы из испанцев, и 1-й ОИТП был преобразован в бронетанковую бригаду.
Советско-японские вооруженные конфликты (1938-1939 гг.)
Второй раз свои боевые качества БТ-5 показали летом 1938 г., когда командующий Дальневосточным фронтом Маршал Советского Союза В.К. Блюхер отдал приказ 39-му стрелковому корпусу разгромить вторгшиеся японские войска.
В боях у оз. Хасан в составе 39-го СК участвовала 2-я МБр, на вооружении которой стояло 94 танка БТ-5 и БТ-7. Причем 31 танк БТ был придан 32-й стрелковой дивизии (6 единиц) и 40-й стрелковой дивизии (25 единиц), а остальные 63 машины составляли резерв командира 39-го СК. В соответствии с полученными задачами командиры 32-й и 40-й стрелковых дивизий приняли решение использовать приданные им танки в качестве дивизионных групп непосредственной поддержки пехоты, поставив танковым батальонам задачу — поддержать атаку полков первого эшелона, действовавших на направлениях главных ударов дивизий.
Танк БТ-5 в районе озера Хасан 1938 год
Начало атаки было назначено на 14.00 6 августа. В ходе планирования и подготовки атаки были допущены большие просчеты и ошибки. Приказ на наступление был доведен до командиров танковых батальонов лишь в ночь с 5 на 6 августа, соответственно командиры, до этого не знали ни своих задач, ни какие именно полки их батальоны будут поддерживать. Командиры танковых батальонов не имели информации о противнике, им был известен передний край обороны и некоторые артиллерийские позиции японцев. О построении обороны противника, характере ее инженерного оборудования, системе огня его противотанковых средств они ничего не знали. Ввиду недостатка времени не были разведаны и обозначены назначенные для танков направления атаки, между тем это было совершенно необходимо, так как 4 и 5 августа шли сильные дожди, дороги размокли, а лощины и рисовые поля стали труднопроходимыми даже для гусеничной техники. Командиры стрелковых полков даже накануне атаки не поставили конкретных задач танковым батальонам на местности, не была также организована связь между пехотой и танками, так как командование стрелковых полков не имело необходимых радиостанций для связи с танками.
Из-за отсутствия координации действий между штабами ВВС и корпуса наступление наших войск началось не в 14.00, а в 17.00 6 августа.
В 13.15 началась артиллерийская подготовка. Под ее прикрытием, в 14.00 пехота заняла исходное положение для атаки. Только в 16.00 над полем боя появились самолеты. Одновременно с началом авиационной подготовки 3-й танковый батальон 2-й МБр, поддерживавший 95-й и 96-й стрелковые полки, получил сигнал к атаке. Выдвижение с исходных позиций к переднему краю обороны противника батальон, в составе которого имелось 6 танков БТ-5 и БТ-7, начал быстро, тремя колоннами, по числу переправ наведенных саперами через ручей юго-западнее Новоселки. Однако из-за вязкости грунта скорость БТ упала до 3 км/ч, при этом они подвергались сильному обстрелу артиллерией противника. Эффективность артиллерийской и авиационной подготовки оказалась низкой и артиллерия японцев не была подавлена.
Из 43 танков, участвовавших в атаке, переднего края обороны противника достигли всего 10. Остальные застряли на переправах или были подбиты огнем вражеской артиллерии. Потеряв большую часть танков , батальон не смог обеспечить дальнейшего продвижения нашей пехоты. Так что попытка 32-й СД овладеть высотой Безымянная 6 августа не удалась. С наступлением темноты, потеряв 10 танков только от огня артиллерии, 3-й танковый батальон 2-й МБр был отведен в район северо-восточных склонов высоты, расположенной между высотой Безымянная и озером Хасан.
Командир танковой роты 2-й механизированной бригады лейтенант К.Н. Егоров. На гимнастерке виден орден (боевого) Красного Знамени. Район озера Хасан, август 1938 года (РГАКФД).
На левом фланге 39-го СК действовала танковая рота разведывательного батальона 2-й МБр, которая в 16.50 6 августа 19 танками БТ-5 и БТ-7 атаковала противника. Рота, используя высокие маневренные качества танков БТ, начала атаку на большой скорости, но достигнув лощины между высотами Пулеметная Горка и Заозерная, была вынуждена снизить темп атаки, а потом и вовсе остановиться. Только двум БТ-5 удалось преодолеть заболоченную лощину и прорваться к высоте Заозерная. Остальные танки просто застряли в болоте.
В 16.55 был дан сигнал к атаке 2-му танковому батальону 2-й МБр. Батальон начал наступление в трехэшелонном составе. Достигнув переднего края обороны противника , батальон начал быстро продвигаться вперед, уничтожая пехоту противника и средства ПТО. Однако из-за большой заболоченности местности темп атаки резко снизился. К 17.20 половина танков участвовавших в атаке застряла на подступах к высоте Пулеметная Горка. Многие из них были подбиты противотанковыми орудиями, установленными на высоте. Одними из первых были подбиты танки БТ командира, комиссара и начальника штаба батальона, а также танки двух командиров рот, так как они имели поручневые антенны и резко выделялись из общей массы танков. Управление батальоном нарушилось, уцелевшие танки остановились и стали вести огонь с места по высоте Пулеметная Горка. Командир батальона капитан Меньшов часть уцелевших танков направил на эту высоту с заданием уничтожить огневые точки, мешавшие продвижению 120-го стрелкового полка. 12 танков вместе с пехотой 118-го и 119-го полков атаковали высоту Заозерная. Танки атаковавшие высоту Пулеметная Горка не смогли преодолеть ее крутые скалистые склоны. Атака высоты Заозерная была более успешной — 7 танков достигли ее юго-восточных склонов и к 22.00 6 августа совместно с пехотой 118-го и 119-го полков захватили высоту Заозерная.
Разбитые советскими войсками японцы 11 августа запросили перемирия. В этот же день в 12.00 по местному времени боевые действия были прекращены. Наша территория была полностью очищена и граница восстановлена. За время боев у оз. Хасан японские войска потеряли 650 солдат и офицеров убитыми, до 2500 ранеными. Наши войска захватили большие трофеи. В этой победе огромную роль сыграли танки. По результатам боев у озера Хасан шесть танкистов были удостоены звания Героя Советского Союза.
В боевых действиях против японских войск в районе р. Халхин-Гол в составе 57-го особого стрелкового корпуса, впоследствии преобразованного в 1-ю армейскую группу, приняли участие две ОЛТБр — 6-я (командир — полковник М.И. Павелкин) и 11-я (командир — полковник М.П. Яковлев). Обе бригады имели на вооружении танки БТ-5 и БТ-7 и к началу конфликта находились на значительном удалении от района боевых действий — около 800 км.
БТ-5 в окопе у реки Халхин-Гол
Первой в район боевых действий 28 мая 1939 года прибыла 11-я ОЛТБр. Совершив по безводной монгольской степи невиданный по протяженности и напряжению марш, бригада к 31 мая сосредоточилась в районе 20 км южнее Тамсаг-Булак. Аналогичный по напряженности и протяженности марш совершила в июне-июле и 6-я ОЛТБр. (Про боевые действия 11 ОЛТБр у горы Баин-Цаган см. статью: «ХАЛХИН-ГОЛ: цена победы. Контратака 11-й легкотанковой бригады»)
Танки БТ-5 11-й ЛТБр на исходных позициях перед наступлением.
В августовской операции 11-я ОЛТБр использовалась для непосредственной поддержки пехоты. Ее танковые батальоны были приданы стрелковым частям поротно. Взаимодействуя с пехотой танки несли гораздо меньшие потери, так как пехотинцы огнем из стрелкового оружия уничтожали расчеты ПТО, «бутылочников» и «гранатометчиков». С 20 по 31 августа ежедневно, иногда по нескольку раз в день танковые батальоны участвовали в атаках. В среднем за эту операцию каждый танк БТ побывал в атаке от 6 до 10 раз, причем из имевшихся в бригаде 185 танков, было сожжено 22 и подбито 102. Из числа последних, в период наступления было отремонтировано 37, остальные — после окончания операции.
Японские солдаты осматривают захваченный на Халхин-Голе советский танк БТ-5
В августовских боях в 11-я ОЛТБр танки БТ получили следующие повреждения: пробоины в башнях — 57, в бортах корпуса — 77, в лобовой части корпуса — 35, в ходовой части — 64. Причем основная часть пробоин была от 37-мм снарядов противотанковой артиллерии и танков японцев. Всего же за время боев с японцами на р. Халхин-Гол 11-я ОЛТБр безвозвратно потеряла 84 танка БТ-5. 12 танкам БТ-5 был произведен капитальный ремонт, а 14 — средний ремонт. Текущий ремонт был проведен на 82 боевых машинах.
Башенный стрелок 24-го батальона 11-й танковой бригады красноармеец Алексей Герасимов, и красноармеец 8-й мотоброневой бригады Александр Бурняшов, фотографируются выходящими из танка БТ-5 с белым флагом (платком) на встречу японскому офицеру.
После окончания боевых действий и обмена военнопленными по приговору Военного Трибунала за инсценировку добровольной сдачи в плен, опубликованную в иностранной прессе, красноармейцы осуждены на 10 и 8 лет соответственно. Отказавшийся фотографироваться, водитель танка красноармеец Дмитрий Чулков по тому же приговору осужден на 8 лет с конфискацией имущества.
РГВА, фонд 9 оп. 29 д. 511. Копии приговоров военного трибунала по делам бывших военнопленных, лист 108.
В ходе боев в районе р. Халхин-Гол все подбитые и аварийные танки эвакуировались с поля боя линейными танками, а полностью сгоревшие закапывались в землю. Ремонт танков осуществлялся на сборных пунктах аварийных машин, в основном агрегатным способом.
После разгрома 6-й японской армии на монгольской территории к границе республики стали подтягиваться части 2-й японской ПД. Уже в первых числах сентября последовали новые провокации японских войск. Утром 4 сентября два батальона противника попытались захватить высоту Эрис-Уллай-Обо. Против японской пехоты были брошены два эскадрона 8-й кавалерийской дивизии, действия которых поддержали 6 танков БТ-5 из 8-го танкового полка. В ходе скоротечного боя, благодаря согласованным действиям кавалеристов и танкистов, было уничтожено свыше 350 японских солдат и офицеров. Противник поспешно отошел за линию границы.
В ходе боевых действий танки БТ-5 и в большей степени БТ-7, по сравнению с другими танками того времени, показали себя с самой лучшей стороны, хотя уже тогда стала сказываться их недостаточная огневая мощь и особенно слабость броневой защиты.
Снимок 1970-х годов. Советские офицеры осматривают найденный ими танк БТ-5. Район Халхин-Гола.
17 сентября 1939 года, то есть уже на следующий день после прекращения боевых действий на Дальнем Востоке, танки БТ приняли участие в «освободительном» походе РККА в Западные Белоруссию и Украину.
На Белорусском фронте танки БТ-5 применялись весьма ограниченно, так как основу танковых бригад (6-, 22-, 25-, 29- и 32-й) составляли более современные БТ-7. Порядка 150 БТ-5, входивших в состав шести танковых полков кавалерийских дивизий оставались в местах постоянной дислокации и в походе участия не принимали.
На Украинском фронте танки БТ-5 применялись более широко. Дело в том, что кроме четырех ТБр (10-, 24-, 36- и 38-й), составлявших армейские подвижные группы, во фронте была создана конно-механизированная группа в составе 25-го танкового корпуса, 23-й и 26-й танковых бригад и кавалерийских соединений (4-й КК, а также 3-я, 5-я и 16-я КД). Таким образом, в операции было задействовано порядка 120 БТ-5. Только в составе 25-го ТК находилось 58 машин этого типа. 31 БТ-5 составлял костяк 39-го ТП 16-й КД. Чуть меньше — 29 танков БТ-5 — имелось в строю 32-го танкового полка (ТП) 5-й кавалерийской дивизии (КД).
Танк БТ-5 на улице бессарабского города. 1939
Высокие динамические качества танков семейства БТ позволяли совершать стремительные маневры практически без потерь. За все время операции из 1026 задействованных на обоих фронтах танков БТ (БТ-2, БТ-5 и БТ-7) боевые потери составили всего 17 машин всех трех типов.
Источники:
«Наставления автобронетанковых войск РККА. Танк БТ-5», М. Отдел издательства НКО СССР — М.1935 г.
М. Павлов, И. Желтов, И. Павлов «Танки БТ», М. Экспринт 2001 г.
М. Барятинский «Советские танки в бою», М. Яуза 2006 г.
mihalchuk-1974.livejournal.com
Лёгкий танк БТ-5
Эти танки сначала выпускались с поручневой антенной вокруг башни, но в последующем от такой антенны отказались, так как в бою она служила главным ориентиром для огня противника. Кроме телескопического прицела (как и на БТ-2), танк имел также панорамный перископический прицел. На БТ-5 устанавливались два варианта башен: клепаная и сварная. Цилиндрическая часть обеих собиралась из двух изогнутых листов — в переднем находились две смотровые щели и два специальных отверстия для стрельбы из револьвера. В конструкцию корпуса и ходовой части были внесены только незначительные изменения. Бронирование осталось прежним, хотя боевая масса БТ-5 за счет пушки и башни несколько увеличилась до 11,5 т. С течением времени листовые опорные катки были заменены цельноштампованными, что упростило технологию их изготовления и повысило прочность. Проблема с двигателем так и осталась нерешенной. Как и БТ-2, танк БТ-5 был оснащен капризным и ненадежным авиамотором М-5 -для безопасности в силовом отделении пришлось установить противопожарное устройство. В опытных целях машина была оборудована двигателем М-17, но последний требовал более совершенной системы охлаждения.Фотографии лёгкого танка БТ-5 |
Чертежи лёгкого танка БТ-5:
— внутреннее устройство
— боковые проекции БТ-5
— боковые проекции БТ-5 с поручневой антенной
bronetehnika.narod.ru
Танки БТ — фото | Военный альбом 1941-1945
Главная » Техника » Танки и САУ » Танки и САУ СССР » Танки БТФотографии в категории «Танки БТ»
«БТ» (Быстроходный Танк) — название серии советских лёгких колёсно-гусеничных танков 1930-х годов (БТ-2, БТ-5, БТ-7 и модификации).
Наряду с Т-26 составляли основу советского танкового парка перед Великой Отечественной войной и в её начальный период. Некоторое число сохранившихся в войсках БТ участвовали и в советско-японской войне 1945 г.
Танки БТ, Битва за Ленинград »
Советский танк БТ-7 и 45-мм противотанковая пушка «7-33» у переправы через Неву в районе поселка Московская Дубровка. Ещё один снимок, сделанный с этого же места.
Вторжение в Польшу, Танки БТ »
Советский танк БТ-7 обр. 1935 едет по улице местечка Раков (с 1921 по сентябрь 1939 в составе Виленского воеводства Польши) во время польского похода РККА. В настоящее время город Раков в составе Воложенского района Минской области Республики Беларусь.
Танки БТ, Артиллерия СССР, Битва за Ленинград »
Советский танк БТ-7 и 45-мм противотанковая пушка «7-33» (пушка создана на базе демонтированных танковых орудий 20К на ленинградском заводе №7. Изготовлено более 600 орудий).
waralbum.ru
Во время производства и эксплуатации в войсках танка БТ-2 выявилось немало недоработок, что свойственно каждой новой машине. Поэтому с целью повышения боевой эффективности, улучшения эксплуатационных характеристик в его конструкцию были внесены следующие изменения: установлен советский двигатель М-5, усилена ходовая часть, увеличены размеры башни, у которой появилась кормовая ниша. В кормовой нише командирских танков БТ-5РТ устанавливалась радиостанция 71-ТК-1 или 71-ТК-З. В линейных танках она использовалась для размещения боезапаса. В башне вместо 37-мм пушки была установлена пушка калибром 45 мм и спаренный с ней пулемет ДТ. Танк имел перископический и телескопический прицелы. По причине с имевшими место случаями возгорания двигателя в силовом отделении было установлено противопожарное оборудование. Танк был принят на вооружение в 1933 году. Его производство продолжалось до 1934 года, всего было выпущено 1884 танка этого типа. При разработке БТ-2 использопание 37-мм орудия рассматривалось, как временная мера. В окончательном варианте танк должен был нести 45-мм пушку. Но, несмотря на все усилия разместить такое орудие в стандартной башне, БТ-2 не удалось. К тому же у машины имелись серьезные недостатки как конструктивного, так и технологического плана. Например, танк оказался довольно трудоемким для производства. Параллельно с выпуском серийного БТ-2 на ХПЗ работали над дальнейшим совершенствованием машины. Новая модель получила наименование БТ-5 Был утвержден проект танка, отличавшегося от БТ-2 в первую очередь башней с установленным вооружением. Двигатель «Либерти», получаемый из США, был заменен на отечественный 12-цилиндровый М-5 мощностью 400 л.с., который представлял собой отработавший летный ресурс авиационный мотор, выпуск которого, был прекращен еще в 1930 г. Однако, из-за недостаточной надежности и ограниченного количества поступающих в ремонт двигателей М-5, ХПЗ получил задание проработать возможность установки на танк БТ-5 авиационного двигателя М-17, выпускавшегося в СССР по лицензии немецкой фирмы БМВ и находящегося на тот момент в серийном производстве. На протяжении всего 1934 г. велись опытные работы и последние выпущенные БТ-5 получили новый мотор — М-17. На танке установили топливные и масляные баки увеличенной емкости, улучшили конструкцию ряда агрегатов, усилили ходовую часть. Для уравновешивания спаренной установки в кормовой части башни снаружи устанавливался снарядный ящик. В дальнейшем на БТ-5 устанавливалась новая эллиптическая башня выпуска того же Мариупольского завода, которая была специально разработана под установку 45-мм пушки на машиностроительном заводе имени Ворошилова и предназначалась для установки на танк Т-26.
Бронирование танка осталось на уровне БТ-2. В отличие от своего предшественника БТ-5 оборудовался радиостанцией. Радиостанция 71-ТК-1 «Шакал» устанавливалась только на танки с эллиптической башней на каждую пятую и шестнадцатую машину. Радийные БТ-5 (всего 263 танка) внешне отличались от линейных танков наличием поручневой антенны, расположенной по периметру башни. Впоследствии эти антенны сыграли негативную роль. Оснащенные радиостанциями танки чаще всего являлись машинами, командиров подразделений, а антенна, хорошо видна издали, являлась своего рода мишенью. Выпуск БТ-5 был прекращен в конце 1934 г., по причине перехода на выпуск танка БТ-7. Танки БТ-5 поступали на вооружение механизированных соединений. Часть танков была передана для учебных заведений, где к лету 1941 г. числилось 324 машины. Танки БТ. Тактико-технические характеристики
Эксплуатация войсками продемонстрировала более высокую по сравнению с БТ-2 надежность новых танков. Так для демонстрации возможностей пять танков БТ-5 совершили пробег на колесах по маршруту Харьков — Москва протяженностью 795 км без поломок. Также без поломок и происшествий прошел показательный пробег в условиях зимнего Забайкалья при 50-градусном морозе. До начала Второй мировой войны танки БТ-5 успели повоевать в Испании во время гражданской войны 1936 -1939 гг. (именно там впервые грозно заявил о себе основной противник легкобронированных машин — малокалиберные скорострельные противотанковые пушки), летом 1938 г. у озера Хасан и на следующий год на реке Халхин-Гол. Во всех этих боях танки зарекомендовали себя с лучшей стороны, хотя уже тогда стала сказываться их недостаточная огневая мощь и слабость броневой защиты. В сентябре 1939 г. БТ-5 приняли активное участие в «освободительном походе» в Западную Белоруссию и Западную Украину. Действуя совместно с кавалерийскими подразделениями благодаря своим скоростным данным, танки совершили молниеносные марши фактически без потерь. Боевые потери при таких действиях составили считанные единицы. Широко БТ применялись в советско-финской войне 1939-1940 гг. Они использовались для прорыва оборонительных рубежей и для действий в глубине обороны финских войск. Потери от боевых повреждений и от технических неисправностей распределились фактически поровну. Большинство танков удалось восстановить после окончания боевых действий. После участия в сражениях к июню 1941 г. в Красной армии осталось 1688 танков БТ-5, из них 1261 боеспособны. В четырех западных приграничных округах — 632 исправные машины. За первые месяцы войны большинство участвовавших в ожесточенных боевых действиях танков БТ-5 были безвозвратно потеряны. Применялись они и в битве за Москву осенью-зимой 1941 г, и неудачном наступлении под Харьковом, и в обороне Кавказа и Сталинграда в следующем 1942 г., состава частей Ленинградского фронта, танки БТ-5 использовались еще при окончательном освобождении Ленинграда от блокады в январе 1944 г. Всю войну танки БТ несли службу на Дальнем Востоке, где им пришлось поучаствовать в последних боях Второй мировой войны — разгроме Квантунской армии Японии.
|
2gtk.clan.su
Легкий танк БТ-5
Год разработки: 1932 г.
Год производства: 1933-1934 г.
Боевая масса: 11.5 тонн
Длинна: 5.80 мм
Ширина: 2.23 мм
Высота: 2.34 мм
Скорость: 72 км\ч
Запас хода: 120 км
Радио: —
Броня
a. Лоб: 13 мм
b. Борт:: 13 мм
c. Корма: 10 мм
d. Рубка: 13 мм
e. Корпус: (верх) 8 мм
f. Корпус: (низ) 10 мм
g. Крыша/Днище: 10/15 мм
Экипаж: 3 чел.
Вооружение: 1 — 45mm пушка.
Изготовители: СССР
Колесно-гусеничный танк БТ-5 был разработан в 1932 г. КБ ХПЗ под руководством А.О.Фирсова. Он представлял собой модернизированный танк БТ-2. Опытный образец машины был изготовлен в октябре 1932 г. без внутреннего оборудования башни и вооружения. Танк был поставлен на серийное производство в марте 1933 г. и выпускался в Харькове больше года. Б конце 1934 г. он был снят с производства в связи с переходом завода на выпуск танка БТ-7. Всего в войска поступило 1884 танка БТ-5, часть из которых впоследствии принимала участие в боевых действиях в Испании, на р. Халхин-Гол, в Финляндии, в освободительном походе в Западную Украину и Белоруссию и в первом периоде Великой Отечественной войны.
Легкий колесно-гусеничный танк БТ-5 по своей компоновочной схеме полностью повторял своего предшественника — танк БТ-2, но конструктивно отличался от него установкой более мощного вооружения, карбюраторного двигателя М-5 отечественного производства и связанными с этим незначительными изменениями корпуса и башни, а также некоторыми изменениями отдельных элементов гусеничного движителя. В связи с новыми конструктивными изменениями боевая масса машины возросла до 11,6 т, а к концу производства после внесения ряда усовершенствований она достигла 11,9 т.
По сравнению с БТ-2 бронирование танка БТ-5, за исключением крышки люка механика-водителя, не изменилось. Корпус и башня изготавливались из броневых катаных листов толщиной 6, 10, 13 и 15 мм. Лобовой щиток механика-водителя имел толщину 20 мм, а литая носовая отливка имела толщину лобовой части 40 мм, нижней — 30 мм. В крышке люка механика-водителя за смотровой щелью был установлен смотровой прибор — пуленепробиваемое стекло, заключенное в специальную обойму и рамку. При замене поврежденного стекла в боевых условиях смотровая щель закрывалась броневой заслонкой. В верхней части крышки люка механика-водителя была приварена накладка для защиты щитка водителя от свинцовых брызг. Кроме того, люк механика-водителя был снабжен резиновыми уплотнениями, а верхний наклонный лобовой лист для упрощения производства был выполнен составным из трех частей: нижней и двух боковых. Арка над механиком-водителем [58] в связи с установкой радиостанции была урезана. Для сохранения жесткости корпуса в этом месте устанавливались специальные короба, закрепленные вне боевого отделения и образующие таким образом рубку механика-водителя.
Основным оружием танка БТ-5 являлась 45-мм пушка 20К обр. 1932 г. Пушка предназначалась для ведения огня по танкам и бронемашинам, артиллерии, открыто расположенным огневым средствам пехоты и живой силе противника. Она могла вести огонь бронебойными и осколочными снарядами, обладала хорошими по тому времени тактико-техническими показателями.
Бронебойный снаряд массой 1,425 кг имел начальную скорость 760 м/с и на дистанции стрельбы 1000 м пробивал по нормали танковую броню толщиной 37 мм. На дистанции 2500 м этот показатель снижался до 20,8 мм. Осколочный снаряд массой 2,15 кг имел начальную скорость 335 м/с. До 270 осколков, образующихся при взрыве снаряда, позволяли эффективно поражать открыто расположенную живую силу противника. Вспомогательным оружием танка БТ-5 являлся спаренный с пушкой 7,62-мм танковый пулемет ДТ, который имел свой автономный прицел, обеспечивавший возможность ведения стрельбы независимо от орудия.
Наведение при стрельбе прямой наводкой из пушки и спаренного с ней пулемета и корректировка огня осуществлялись с помощью танковых оптических прицелов ТСМФ и ПТ-1. Танковый телескопический прицел ТСМФ обр. 1930 г. располагался в маске пушки с левой стороны. Он обеспечивал увеличение в 2,5 раза и имел поле зрения 15°. Перископический прицел ПТ-1 обр. 1932 г. устанавливался в броневом стакане с левой стороны на крыше башни. Он обеспечивал стрельбу прямой наводкой из пушки и пулемета и круговое наблюдение из танка. Наведение спаренной установки в вертикальной плоскости осуществлялось в пределах от — 5° до + 21°. В спаренном положении огонь из орудия и пулемета вел наводчик с помощью ножных спусков пушки и пулемета, расположенных под его правой ногой на подножке. При независимой стрельбе пулемет имел сектор обстрела в вертикальной плоскости + 5° и в горизонтальной плоскости + 4,5°. В этом случае огонь из него вел заряжающий.
В моторном отделении танка вдоль продольной оси машины устанавливался четырехтактный, двенадцатицилиндровый, V-образный карбюраторный двигатель М-5 жидкостного охлаждения мощностью 400 л. с. (294 кВт) при 1650 об/мин, с двумя сдвоенными карбюраторами пульверизационного типа, с постоянным уровнем, системы «Зенит-52». В качестве топлива использовался авиационный бензин. Угол развала цилиндров в 45° был выбран в целях уменьшения до возможного минимума его габаритов. Вместе с тем такой угол развала определял порядок чередования вспышек в цилиндрах через неравные углы поворота коленчатого вала, что усложняло возможность получения двойного зажигания от двух магнето, поэтому на двигателе было установлено зажигание системы «Делько», позволявшее использовать его при любом порядке чередования вспышек в цилиндрах. Система зажигания — батарейная. Свечи зажигания каждого ряда цилиндров двигателя получали электроэнергию от своего трансформатора-распределителя, представлявшего собой комбинацию катушки высокого напряжения с прерывателем-распределителем. Пуск двигателя производился с помощью двух электрических стартеров «МАЧ» мощностью по 1,3 л. с. (0,96 кВт) каждый (или одним стартером «Сцинтилла» мощностью 2 л. с. (1,47 кВ.), или «СМС» мощностью 3,5 л. с. (2,8 кВт), а также вручную с помощью заводной рукоятки, установленной на редукторе пуска в боевом отделении. Кроме того, на небольшом количестве машин были установлены стартеры «Бош» мощностью 3 л. с. (2,2 кВт). Масса двигателя составляла 410 кг.
Особенностью танка БТ-5, как и его предшественника — танка БТ-2, являлась установка на них комбинированного колесно-гусеничного движителя. Его конструкция осталась без существенных изменений, за исключением установки усиленных ведущих колес гусеничного хода и новых опорных катков.
Ведущие колеса гусеничного хода — стальные, штампованные с наружной резиновой амортизацией, двухдисковые, гребневого зацепления. Диски устанавливались на ступицу бортового редуктора и крепились к ней шестью болтами с гайками. В дисках для уменьшения их массы были сделаны восемь отверстий. Еще в восьми отверстиях располагались стальные втулки, приваренные к диску. Во время эксплуатации постоянно задействованы были только четыре втулки. В отверстия втулок вставлялись пальцы на осях которых симметрично располагались ролики, с помощью которых ведущие колеса за гребни траков вращали гусеницы. От осевого перемещения пальцы с обоих концов фиксировались корончатыми гайками. При увеличении диаметра отверстий втулок выше допустимого во время эксплуатации пальцы с роликами переставлялись на соседние (еще не изношенные) втулки. Диаметр ведущего колеса — 640 мм.
Опорные катки — двухдисковые с наружной амортизацией в виде резиновых бандажей. В отличие от танка БТ-2 диски опорных катков были не литые, а штампованные, сплошные. Диаметр опорного катка остался прежним — 815 мм.
tank2.ru
Танки БТ — фото | Военный альбом 1941-1945
Главная » Техника » Танки и САУ » Танки и САУ СССР » Танки БТФотографии в категории «Танки БТ»
«БТ» (Быстроходный Танк) — название серии советских лёгких колёсно-гусеничных танков 1930-х годов (БТ-2, БТ-5, БТ-7 и модификации).
Наряду с Т-26 составляли основу советского танкового парка перед Великой Отечественной войной и в её начальный период. Некоторое число сохранившихся в войсках БТ участвовали и в советско-японской войне 1945 г.
Начало войны с СССР, Танки БТ, Легкие танки Т-40, Т-60 и Т-70 »
Советские легкие танки Т-40 и БТ-7, подбитые на восточном выезде из Ситно (Ситное).
Легкий плавающий танк Т-40 из разведывательного батальона 7-й моторизованной дивизии 8-го механизированного корпуса Юго-Западного фронта.
Другие сражения 1941 г., Танки БТ »
Советский легкий танк БТ-5, брошенный и уничтоженный экипажем. Данная машина не имеет характерного для БТ-5 цилиндрического глушителя на корме (убран при модернизации).
Другие сражения 1941 г., Танки БТ, Жизнь немецких войск »
Советский легкий танк БТ-7 из 1-й Московской Пролетарской мотострелковой дивизии, подбитый у Борисова. На броне машины видны пробоины (две на лобовом листе корпуса и три на борту башни). Судя по размеру пробоин, машина подбита из 37-мм орудия.
Другие сражения 1941 г., Танки БТ »
Советские легкие танки БТ-7 из 1-й Московской Пролетарской мотострелковой дивизии, подбитые и сгоревшие у Борисова.
Другие сражения 1941 г., Танки БТ »
Подбитый советский легкий танк БТ-7 из 1-й Московской Пролетарской мотострелковой дивизии на опушке лесополосы у шоссе Минск–Москва. На броне и башне машины видны пробоины. Судя по размеру пробоин, машина подбита из 37-мм орудия. Слева от машины виден крест на могиле, установленный местными жителями на могиле экипажа.
Другие сражения 1941 г., Танки БТ »
Подбитый советский легкий танк БТ-7 из 1-й Московской Пролетарской мотострелковой дивизии на обочине шоссе Минск–Москва. Слева от машины виден крест на могиле, установленный местными жителями на могиле экипажа.
Танки БТ, Жизнь в тылу »
Жители Будапешта рассматривают захваченный советский танк БТ-7 на выставке трофейной техники в Городском парке.
waralbum.ru