Фото танк оплот – Украинский танк «Оплот» переехал российский Т-90. Россию вытеснили с одного из самых доходных рынков оружия « ХРОНИКИ и КОММЕНТАРИИ

49 лучших фото Оплот

  • Главная страница
  • >
  • Фото
  • >
  • Оплот
  • Оплот
  • Статьи
  • Фото
  • Видео
  • Характеристики
  • Т-90 или Оплот

Смотрите также

  • Оплот
  • Статьи
  • Т-90 или Оплот

  • Фото Оплот
  • Видео Оплот
  • Характеристики Оплот

Поделитесь с друзьями

Выскажите своё мнение

Отправка сообщения

Ваш E-mail
Введите сообщениеОтправить E-mail

tanksdb.ru

Беспристрастно о танках «Оплот-М» и Т90МС » Военное обозрение


День танкиста – российский и советский профессиональный праздник военнослужащих и танкостроителей, отмечаемый ежегодно во второе воскресенье сентября. Учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1946 года в ознаменование больших заслуг бронетанковых и механизированных войск в разгроме противника в годы Великой Отечественной войны, а также за заслуги танкостроителей в оснащении Вооруженных Сил бронетанковой техникой.


В этот же день в 2012 году КП «ХКБМ имени А. А. Морозова» (ХКБМ) отпразднует свой 85-летний юбилей. Образованная на базе Харьковского паровозостроительного завода в 1927 году конструкторская группа по проектированию танков постепенно трансформировалась в отдельное мощное конструкторско-производственное предприятие по созданию бронетехники, заняв в бывшем СССР, а теперь и на Украине ключевую роль в бронетанкостроении. В ряду разработок ХКБМ особое место занимают такие машины, как лучший танк Второй мировой войны Т-34 и прародитель всех постсоветских основных боевых танков (ОБТ) Т-64. Последняя машина стала прародительницей трех ветвей советских ОБТ, имеющих одинаковые пушки, похожие прицельные комплексы, одного класса по массе, но отличающихся по ходовой и типам двигателя, а также автоматами (механизмами) заряжания (АЗ, МЗ). Развитием этих линий и последними разработками сегодня являются украинский танк «Оплот-М» (объект 478ДУ10) и российский Т-90МС. «Оплот-М» принят на вооружение армии Украины 28 мая 2009 года. Готовится к выпуску серия из 49 машин, но по заказу Королевской армии (СВ) Таиланда. Т-90МС впервые показан 9 сентября 2011 года на полигоне Старатель в Нижнем Тагиле в рамках VIII международной выставки вооружений REA-2011.

Попробуем беспристрастно сравнить два таких похожих друг на друга танка и в то же время совершенно разных представителей Харьковской и Нижнетагильской школ бронетанкостроения.

Для атаки

Первое, что бросается в глаза, – наличие на машинах командирских панорамных прицельно-наблюдательных комплексов, которые расширяют возможности командира танка по наблюдению за обстановкой и ведению огня в режиме «Дубль».

Панорама командира. На танке «Оплот-М» установлен многоканальный панорамный прицельно-наблюдательный комплекс ПКН-6 с независимыми дневным оптическим и тепловизионным каналами и лазерным дальномером. Установка ПКН-6 повысила возможности наблюдения за местностью, особенно в ночных условиях и в условиях пониженной видимости. Дальность обнаружения цели типа «танк» через визуальный канал панорамы достигает 5500 метров, а через тепловизионный канал в широком поле зрения – 4000. Командир танка имеет возможность обнаруживать и распознавать наземные и воздушные цели, выдавать целеуказания наводчику. Комплекс позволяет командиру самому вести стрельбу из пушки и спаренного пулемета в режиме дублированного управления вооружением. Установка ПКН-6 повлекла за собой изменения и во внешнем виде машины.

Т-90МС использует многоканальный панорамный прицельно-наблюдательный комплекс с независимыми дневным телевизионным и тепловизионным каналами и лазерным дальномером ПК ПАН «Соколиный глаз».

Прицел наводчика. На танке «Оплот-М» установлен дневной прицел наводчика 1Г46-М – оптический визир с двухплоскостной независимой стабилизацией поля зрения, с лазерным дальномером и каналом лазерного управления ракетой, а также тепловизионный прицельный комплекс ПТТ-2, предназначенный для наблюдения, обнаружения, распознавания и идентификации целей и обеспечения прицельной стрельбы из пушки и спаренного с ней пулемета во всех условиях эксплуатации.

Т-90МС использует комбинированный прицел наводчика ПНМ «Сосна-У» с двухплоскостной независимой стабилизацией поля зрения, оснащенный лазерным дальномером. Имеются каналы лазерного управления ракетой и тепловизионный с видеосмотровым устройством, служащим для дублирования оптической системы в условиях ограниченной видимости и в темное время суток.

Зенитная установка. На танке «Оплот-М» перенесена на кронштейн в задней части башни, управляется дистанционно и отслеживает поворот головки панорамы по горизонту и зеркала по вертикали. Имеется мертвая зона по углу снижения в районе панорамы. Сектор ведения огня – 360 градусов по горизонту и от -3 до +60 по вертикали. Калибр – 12,7 миллиметра.

На Т-90МС используется универсальная дистанционно-управляемая пулеметная установка калибра 7,62 миллиметра. Дальность уничтожения живой силы – до 1500 метров. Расположена за головой панорамы с сектором ведения огня 316 градусов по горизонту и от -10 до +45 по вертикали.

Защита и двигатели

Бронирование. Это следующий характерный элемент. На танке «Оплот-М» применяется новая система встроенной динамической защиты «Нож-2», способная противостоять ПТУР с тандемной боевой частью, кумулятивным и бронебойным снарядам. Ее контейнеры установлены на передней части корпуса и на башне, а также по бортам корпуса, обеспечивая дополнительную защиту с боков. Комплекс «Нож-2» имеет модульную конструкцию, поэтому он может быть легко заменен или же модернизирован по мере усовершенствования соответствующих технологий динамической защиты.

На танке Т-90МС установлены новые дополнительная защита «Реликт» (ЭДЗ 4С23) на корпусе и модульная защита башни с модулями бронирования бортов. На корпусе в кормовой части – решетчатые экраны для круговой защиты от ручных ПТС.

Двигатели. На танке «Оплот-М» установлен более совершенный двигатель 6ТД-2Е мощностью 1200 лошадиных сил, который надежно работает без снижения мощности при температуре до +55 градусов по Цельсию. Буква «Е» означает «экологический». Раньше об экологичности боевых машин особо не задумывались, однако теперь ситуация изменилась – в международных тендерах учитывается и такой параметр, как токсичность выхлопа.

На танке Т-90МС применяется силовая установка В-93 мощностью 1130 лошадиных сил с улучшенной системой охлаждения, также позволяющей работать при температуре до +55 градусов.

Для улучшения подвижности и управляемости на танке «Оплот-М» установлена комплексная система управления движением танка (КСУД). Она предназначена для повышения соответствующих показателей в различных дорожных условиях и снижения утомляемости механика-водителя со штурвальным управлением.

На Т-90МС применяются управление на основе штурвала и система автоматического переключения передач с возможностью перехода на ручную.

Вспомогательные установки. Повышенная энергетическая нагрузка потребовала использования более мощных агрегатов. На танке «Оплот-М» установлен вспомогательный агрегат питания мощностью десять кВт. Находится на правой надгусеничной полке в герметичном броневом отсеке и подключен к электрической и топливной системам основного двигателя.

На танке Т-90МС – агрегат семь кВт. Установлен на левой надгусеничной полке в герметичном броневом отсеке.

В башне

Пушки на танках идентичные – калибра 125 миллиметров повышенной точности с системой учета изгиба ствола. Автоматы (механизмы) заряжания также идентичны базовым моделям на 28 и 22 выстрела. Установлена система «Айнет» для дистанционного подрыва боеприпасов.

Танки оснащены системами кондиционирования воздуха, что повышает комфорт работы экипажа и позволяет использовать их в странах с жарким климатом более продолжительное время.

Именно в башнях наибольшее отличие. У танка «Оплот-М» – цельносварная, созданная по проекту «Совершенствование-88» с новой системой динамической защиты и развитой капотировкой кормовой части. Минус конструкции – повышенный момент неуравновешенности, следовательно, необходим более мощный привод башни.

Т-90МС имеет башню, созданную по проекту «Прорыв», прицепной отсек для боеприпасов, вынесенных из боевого отделения. Кормовая часть по длине и ширине более развита, люки увеличенных габаритов, При данной компоновке снизился момент неуравновешенности башни, но возросла по сравнению с ранними образцами танка Т-90 ее масса.

Итоги

Таким образом, танки практически идентичны. За последние 50 лет данная компоновка достигла апогея развития. К сожалению, архитектура и технологические решения не позволяют реализовать концепцию максимальной защиты экипажа при поражении танка, так как боеприпасы находятся в боевом отделении вместе с экипажем. В данном случае при поражении становится неважным, сколько их в автомате и есть ли снаряды, вынесенные во внешний ящик. Самой большой проблемой является практически полное отсутствие защиты от ПТУР третьего поколения типа FGM-148 Javelin и других боеприпасов аналогичного класса. Попытка организации кругового бронирования от ручных ПТС при использовании старой компоновки приводит к увеличению массы боевой машины до максимально допустимых значений для ходовой и росту удельного давления на грунт, что сказывается на проходимости.

Эти модели, появившись с опозданием на 20 лет, современным условиям боя и требованиям по живучести уже не отвечают. И тем более они не приспособлены для участия в локальных конфликтах, а их использование в городских боях приведет к печальным последствиям.

Тем не менее задел, полученный в результате выполненных работ над этими танками, при объединении усилий двух конструкторских коллективов может помочь в создании действительно машины нового поколения – танка XXI века.

Фото:









topwar.ru

Танки Оплот и Ятаган (ФОТО)

 

  

  В 1927 г перед группой конструкторов собранной на Харьковском паровозостроительном заводе, была поставлена задача — разработать манёвренный танк Т-12.

 

С этого года «Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. А. Морозова» (ХКБМ) и отсчитывает свою историю.

 

Позже, под руководством главных конструкторов М.Кошкина и А.Морозова, здесь были созданы такие эпохальные для всего мирового танкостроения машины, как Т-34 и Т-64.

В СССР разработка и производство танков были сосредоточены в Ленинграде, Омске, Нижнем Тагиле и Харькове. Именно здесь выпускались три «кита» — три основных советских танка: Т-64, Т-72, Т-80. Последним, разработанным ХКБМ и запущенным в серийное производство в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 2 сентября 1985 г. советским танком, стал Т-80УД «Берёза» («объект 478Б»). На эту машину вместо дорогостоящей газовой турбины поставили компактный двухтактный дизель 6ТД такой же 1000-сильной мощности и установили новую башню, уже отработанную на танке «объект 476», созданном на основе Т-64А. Неизменной, по большому счёту, осталась только его ходовая часть.
     Т-80УД оснастили самым современным на то время оборудованием — системой автоматизированного управления огнём 1А45 «Иртыш», комплексом управляемого вооружения 9К119 «Рефлекс», ночным инфракрасным прицелом ТПН-4 «Буран ПА», лазерным прицелом-дальномером 1Г46 «Иртыш».

Танк стал поступать в Таманскую мотострелковую и Кантемировскую танковую дивизии, даже участвовал в военных парадах на Красной площади, однако официально на вооружение Советской Армии его в то время так и не приняли. Окончательное решение по этому вопросу состоялось лишь в начале 1992 г., но было подписано уже Главкомом сухопутных войск стран Содружества Независимых Государств.
    Однако и ХКБМ, и харьковский завод им. А.Малышева оказались в весьма сложном положении: в их распоряжении имелся готовый танк с уже отлаженным серийным производством, но отсутствовал заказчик, который был бы в состоянии оплатить выпуск новых машин. Наконец появилось постановление Кабинета министров Украины о возобновлении танкового производства, а следующим правительственным постановлением за №181-3 от 12 марта 1993 г. этим предприятиям вменялась отработка усовершенствованного танка Т-84 (тема «Керн») с производством его комплектующих, систем и агрегатов по максимально замкнутому циклу в Украине. Следует отметить, что в 1980-х гг. поставки в Харьков комплектующих из других союзных республик достигали 60% от всей комплектации танка. В кооперации были задействованы сотни предприятий по всему СССР. Так, например, башни изготавливались в Мариуполе, пушки — на Урале, гусеницы — в Тихвине под Ленинградом и т.д.
      Одновременно стали приносить плоды и поиски потенциального зарубежного покупателя «восьмидесяток». Определённую заинтересованность в закупке современного танка проявил, например, Пакистан. Хотя в этой стране и была создана собственная промышленная база для выпуска бронетехники, разработка и производство такого рода машин были ей «не по зубам».
    По воспоминаниям Г.Левченко, директора завода им. А.Малышева, в 1990 — 1994 гг. поиски выхода произведённой продукции на внешний рынок начались ещё раньше, так как в период горбачёвской перестройки объёмы производства танков в Харькове всё более и более сокращались. Действовать пришлось уже в правовом поле Украинского государства.
     В августе 1993 г. пакистанские военные поближе познакомились с «восьмидесяткой» на первичных испытаниях. Группа работников ХКБМ во главе с генеральным конструктором М.Борисюком и представителем от Министерства обороны генералом А.Медвидем прибыла в пакистанский Лахор, а затем отправилась в пустыню Тар. Пакистанцев особенно интересовала возможность эксплуатации Т-80УД в условиях пустынь, с их частыми пыльными бурями и температурой воздуха, достигающей +55°С.

имела ходовую часть с металлическими катками и внутренней амортизацией по типу Т-64, другая — «объект 478ДУ1» — с традиционной для Т-80УД ходовой частью с катками, несущими мощные резиновые бандажи. Предполагалось, что в условиях сильной запылённости пустынной и гористой местности будет происходить интенсивный абразивный износ резиновых бандажей опорных катков, и тогда катки типа Т-64, в которых резиновая амортизация размещена внутри, а с беговой дорожкой гусеницы соприкасается стальной обод, окажутся предпочтительнее. К тому же, такая ходовая часть давала выигрыш в массе почти 2 т. Пакистанцы выбрали обычную ходовую часть «восьмидесятки», как менее шумную и лучше поглощающую вибрацию. В пустыне Тар оба танка «пробежали» по барханам около 2 тыс. км. Танк Т-80УД вышел на зарубежный рынок.

Двигатель БТА-2 для танка Т-84

Продолжая заниматься доводкой и совершенствованием конструкции Т-80УД для обеспечения его экспортного потенциала, ХКБМ одновременно вело работы и по проектированию новой машины — Т-84. Понимая, что любые усовершенствования практически неизбежно влекут за собой увеличение массы, в КБ, в первую очередь, предприняли меры, направленные на сохранение подвижности танка. Однако это требовало оснащения Т-84 новым, более мощным, чем 6ТД, двигателем. В распоряжении харьковчан уже имелся турбинный 6ТД-2 мощностью 1200 л.с., разработанный под руководством главного конструктора Н.Рязанцева в Харьковском конструкторском бюро двигателей (ХКБД). Но установка такого двигателя в корпус «действовавшего» танка требовала существенных доработок.
     Двигатель 6ТД-2 представлял собой развитие более ранней модели — 6ТД. За счёт увеличения степени наддува до 4,4 (у 6ТД — 3,35) его мощность возросла на 200 л.с. Чтобы обеспечить требуемую величину наддува, специально разработали двухступенчатый осецентробежный компрессор с высоким коэффициентом полезного действия.
    Однако в результате форсирования двигателя выросли температура выхлопных газов и обороты вращения турбины, пришлось перепроектировать и этот узел. Совместно с киевским Институтом сварки им. Е. Патона была разработана серийная технология автоматической сварки лопаток из нового жаростойкого материала.
    В лёгком и компактном 6ТД-2 удалось добиться чрезвычайно высокого показателя литровой мощности — 73,8 л.с./л при удельной массе всего 0,98 кг/л.с. По этим параметрам только до предела «навороченный» турбодизель V-8X 1500 фирмы «Юни Дизель», стоящий на французском танке «Леклерк», превосходит двигатель 6ТД-2. Но, строго говоря, V-8X 1500 — это уже симбиоз двигателя внутреннего сгорания и газовой турбины. Его уникальная система наддува высокого давления «Гипербар» обеспечивает степень наддува 7,85. С одного литра рабочего объёма такого «гибрида» удалось достигнуть 91 л.с./л, при удельной массе двигателя — 0,91 кг/л.с. Правда, за это пришлось заплатить достаточно высоким средним удельным расходом топлива (особенно на холостом ходу), достигающим 170 г/л.с. Для сравнения, более традиционный дизель МТ 883-1500 (МТ 883 Ка-500) немецкой фирмы MTU, установленный на танке «Леопард-2», имеет гораздо более скромные показатели — литровую мощность 54,7 л.с./л, при удельной массе 1,2 кг/л.с, а литровая мощность 1000-сильного российского двигателя В-92С2А танка Т-90С составляет 25,7 л.с./л, то есть втрое меньше, чем у 6ТД-2.
      Первые опытные двигатели 6ТД-2 были изготовлены в 1979 г. и прошли длительные испытания как на стендах, так и на самих танках. Надо сказать, что для совершенствования силовых установок в ХКБД был создан специальный испытательный комплекс 181Н, позволяющий проводить исследования в условиях, точно соответствующих натурным. Здесь были возможны прогоны двигателей не только с подогревом наддувочного воздуха до +500С, но и в пылевых условиях, в условиях «высокогорья» со степенью разряжения воздуха, соответствующей по высоте 3000 м, в холодильных камерах с температурами до -50°С.
    Так, двигатель 6ТД-2 удалось унифицировать с 6ТД почти на 90%. Поэтому установка более мощного дизеля в моторно-трансмиссионное отделение Т-84, благодаря сохранению его габаритов и посадочных мест, не вызвала особых проблем. Правда, возросшая мощность двигателя потребовала повышения эффективности системы охлаждения. Тогда, чтобы увеличить поток охлаждающего воздуха через радиаторы, пришлось доработать эжекционную систему, увеличив выходной диаметр соплового аппарата.
     Принятые меры позволили успешно справиться с возросшим тепловыделением, как и со многими другими возникшими проблемами, и в 1992 г. межведомственная комиссия рассмотрела и утвердила конструкторскую документацию на испытания танка Т-84 с двигателем 6ТД-2.
     В тот же период был изготовлен и успешно испытан опытный образец сварно-катанной башни танка. Проект «катанки» разрабатывался ХКБМ ещё в 1984 — 1986 гг. в рамках темы «Унифицированное боевое отделение». Однако тогда до запуска башни в производство дело так и не дошло, хотя она и имела ряд несомненных преимуществ — улучшенную бронезащиту, повышенную живучесть, была более технологичной и дешёвой в изготовлении. Правда, руководство не спешило заменять литые конструкции сварными, учитывая хорошо налаженный их выпуск.
     Однако после 1992 г. ситуация для завода им. А.Малышева коренным образом изменилась. Если раньше здесь получали литые башни и некоторые броневые детали корпуса из мариупольского «Азовмаша», то теперь их производство там ликвидировали. Попытка закупать литые башни в России также провалилась: поставщик затребовал такую сумму, что переговоры сразу были прекращены. В результате пришлось налаживать серийное производство сварных башен в Харькове, для чего на заводе специально реконструировали «башенный» цех. Теперь с «Азовмаша» поступал только броневой прокат, а окончательная сборка и обработка башен производились собственными силами.
     Одновременно развернулись и работы по созданию украинского варианта танкового орудия. Ранее практически всё производство таких орудий было сосредоточено в Перми на объединении «Мотовилихинские заводы», откуда они и поступали в Харьков. В 1993 г. в Государственном научно-техническом центре артиллерийско-стрелкового вооружения (генеральный конструктор Л.Бондаренко) при Киевском заводе «Большевик» приступили к конструкторской разработке 125-м гладкоствольного орудия КБАЗ — эквивалента российского 2А46М-1.

http://gidepark.ru/account

К 1996 г. изготовили опытный образец и провели его предварительные испытания. Однако выпускать танковое орудие в Киеве серийно оказалось невозможно. Завод «Большевик» не имел специального оборудования. Тогда приняли следующую схему серийного производства: орудийную сталь поставляло запорожское предприятие «Днепроспецсталь», стволы — с АО «СМНПО им. М.Фрунзе» (г. Сумы), орудия собирали на заводе им. А.Малышева, конструкторское сопровождение обеспечивало ХКБМ.
      Завод им. Фрунзе к тому времени уже выпускал утяжелённые трубы для нефтегазодобычи и был практически полностью оснащён необходимым оборудованием для производства стволов. Были разработаны также варианты орудий для установки их на модернизируемые танки Т-55 (КБАЗК), Т-72 (КБМ1М).
    Весной 1995 г. опытный танк Т-84 был впервые продемонстрирован ХКБМ при содействии «Укрспецэкспорта» (Государственная компания по экспорту и импорту продукции и услуг военного и специального назначения) на Международной выставке вооружений IDEX-95 в Абу-Даби в Объединённых Арабских Эмиратах. Эта машина, получившая индекс «объект 478ДУ2» (серийный номер 54118) от своего «прародителя», танка Т-80УД, отличалась сварно-катанной башней, установкой комплекса оптико-электронного противодействия (КОЭП) ТШУ-1 «Штора-1», более мощным двигателем 6ТД-2 и т.д.
    Сварно-катанная башня с цельноштампованной крышей, которую получил Т-84, изготавливалась из высококачественной броневой стали электрошлаковой переплавки, благодаря чему имела повышенную прочность и живучесть. Более простая её форма позволяла удобнее компоновать в ней многослойное бронирование.
    КОЭП ТШУ-1 «Штора-1» значительно повышал защищённость танка. Комплекс обеспечивал предупреждение экипажа о лазерном облучении — об угрозе применения наводимых по лазерному лучу средств поражения. С его помощью создавались инфракрасные помехи, сбивающие систему управления ПТУР, и аэрозольные завесы, рассеивающие лазерный луч прицелов и целеуказателей противника. Вероятность поражения танка при этом снижалась в два раза. Основное бронирование машины дополнял комплекс встроенной динамической защиты «Контакт 5».
    Подверглась доработке система очистки воздуха, поступающего в двигатель, повысившая надёжность работы силовой установки. В ней были предусмотрены кассетные воздухоочистители в дополнение к воздухоочистителям циклонного типа, уже имевшимся на Т-80, в частности, предотвращая пылевой износ деталей цилиндропоршневой группы. Это было немаловажным обстоятельством для действий танков в странах с жарким и пустынным климатом.

Хотя в результате разных нововведений масса Т-84 увеличилась по сравнению с Т-80УД на 2 т и составила уже 48 т, танк, благодаря более мощному двигателю, прекрасно проявил себя в показательных пробегах в Абу-Даби, без труда взбираясь на склоны холмов, преодолевая рвы и совершая головокружительные прыжки с трамплина, ничуть не уступая в этом признанному «летающему танку» — российскому Т-80У с газотурбинным двигателем, также участвовавшему в программе демонстрации бронетехники на ходу. Модернизированный Т-84 произвёл на выставке в Абу-Даби серьёзное впечатление на её участников и во многом определил окончательный выбор пакистанской стороны.
   В июле — сентябре 1995 г. на территории Пакистана были организованы тендерные испытания танков по специальной программе: 3000 км пробега в пустынных условиях, стрельба днём и ночью по подвижным и неподвижным целям с ходу и с места. Две харьковские «восьмидесятки» продемонстрировали неоспоримое превосходство над китайскими Т-85, которые корпорация «Норинко» предложила для перевооружения пакистанской армии. Китайцам уже после 1000 км пробега пришлось менять двигатель, что автоматически вывело их из борьбы.
   В итоге, после заключительных 100-дневных переговоров 30 июля 1996 г. был подписан контракт стоимостью 650 млн.. долларов на поставку Пакистану 320 танков Т-80УД. В условия договора также включались обучение танкистов, поставки запчастей и сопровождение в эксплуатации. Причём пакистанцы при покупке современного танка ещё и сэкономили — украинский Т-80УД обошёлся им в 2 млн. долларов каждый, тогда как за американский «Абрамс» пришлось бы выложить 4,8 млн., а за французский «Леклерк» — 5,5 млн..
   Поставки танков в Пакистан были рассчитаны на три года, но первую партию из 15 машин заказчик пожелал получить непременно к 23 марта 1997 г. Причина была проста — в этот день в стране отмечался национальный праздник, который должен был сопровождаться грандиозным военным парадом.
   На заводе им. А.Малышева развернулись авральные работы. Чтобы успеть к сроку, партия танков должна была быть готова к 31 января. Пришлось трудиться без выходных, и в новогоднюю ночь, и в праздничные дни. 20 февраля 1997 г. машины благополучно покинули Украину на отплывшем из Николаевского порта грузовом судне, а затем прошли на параде в Исламабаде, дав возможность пакистанским военным «поиграть» своими новыми стальными мускулами. Но и для украинских производителей выгоды были очевидны. Генеральный конструктор М. Борисюк отметил, что контракт, заключённый с Пакистаном, «послужил мощным импульсом совершенствования Т-80УД, а также активизировал отработку всех систем и узлов для первого украинского танка Т-84 «Керн» в целом».

НА ПУТИ К «ОПЛОТУ»

   Дальнейшая отработка конструкции новых узлов Т-84 велась с использованием целого ряда машин, получивших объектовые номера 478ДУ4, 478ДУ5, 478ДУ7, 478ДУ8. Проекты «объект 478ДУЗ» и «объект 478ДУ6», несмотря на то, что и были документально зарезервированы, но по различным причинам не получили развития и в металле реализованы не были.
   Опытный «объект 478ДУ4» получил адаптированную к новому, более мощному, двигателю усовершенствованную коробку передач, в которой, кроме обычных семи передач вперёд, предусматривались три передачи назад (на Т-80УД — одна назад). Эта коробка существенно расширила диапазон скоростей движения танка. Теперь на хорошей дороге Т-84 без труда развивал скорость не 60, а 73 км/ч, движение же назад стало возможно со скоростью до 32 км/ч.
   Опытную машину, которая в дальнейшем получила индекс «объект 478ДУ5», оборудовали кондиционером мощностью 4 кВт с расходом воздуха 250 м3/ч для обеспечения комфортных условий обитания экипажа и нормальной работы приборов — очень полезное устройство для танков, эксплуатирующихся в странах с жарким климатом. Так, например, по данным индийского журнала Political Events, на российских Т-90С, поставленных в Индию, из-за отсутствия кондиционера в течение четырёх лет вышли из строя и оказались непригодными к использованию около 80 тепловизоров. На 478ДУ5 кондиционер разместили в специальном боксе на кормовой части башни, туда же в изолированный от боевого отделения отсек переместили и часть боеприпасов.
   На «объекте 478ДУ5» испытывалась и система управления автоматической трансмиссией (СУАТ), которая обеспечивала управление режимами работы двигателя и автоматизированное переключение передач с целью экономии топлива и снижения нагрузок на механика-водителя. Он управлял танком уже не традиционными для советских машин рычагами, а с помощью установленного перед ним специального штурвала.

Система также обеспечивала автоматизированный режим запуска двигателя, а цифровые индикаторы на щитке механика-водителя наглядно отображали информацию о режимах работы силовой установки.
    В 1998 г. Т-84 вместе с американским М1А2 «Абрамсом», германским «Леопардом 2А5», российским Т-80У, британским «Челленджером 2Е», французским «Леклерком» принимал участие в предтендерных испытаниях в Греции, собиравшейся обновить свой танковый парк.
   По результатам испытаний в ходе опытно-конструкторских работ, проводившихся в тот период, в конструкцию Т-84 внесли многочисленные изменения, что привело к созданию его улучшенной модификации, ставшей первой из изделий с индексом 478ДУ9. Эта машина была продемонстрирована в 1999 г. в Абу-Даби на очередной выставке IDEX-99. Кстати, Т-84 оказался на выставке единственным танком, демонстрировавшимся на ходу и в очередной раз проявившим свои превосходные ходовые качества.
   В конструкции «объекта 478ДУ9» ещё больше внимания уделили повышению защищённости. Так, для улучшения защиты лобовых частей корпуса и башни от кумулятивных и ударно-кумулятивных (типа «ударное ядро») снарядов вместо динамической защиты «Контакт 5» установили новый КДЗ «Нож» украинской разработки с повышенными характеристиками; при этом эффективность защиты возросла в 2,5 раза. (Начало работ над этим комплексом относится к 1997 г., когда возникли проблемы с поставками в Пакистан танков Т-80УД, оснащавшихся «Контактом 5»). Дело в том, что патентодержатель — российский НИИ Стали, получив незадолго до этого международный патент на эту систему динамической защиты, затребовал у завода им. Малышева за её использование оплату в 55 млн. долларов (почти 10% от общей стоимости контракта).
   В бортовой проекции некоторого улучшения защищённости достигли, увеличив площадь бортовых экранов и продолжив их практически до ступиц опорных катков. Это позволило снизить «тепловую заметность» танка за счёт экранирования теплового излучения от нагревающихся при движении — порой до +200°С — ступиц и резиновых бандажей опорных катков. Кроме того, экраны значительно уменьшили пылеобразование при движении танка за счёт оптимальной организации воздушных потоков, что оказалось особенно существенно при эксплуатации танков в условиях пустынной и степной местности.
    В современных условиях, когда танк оснащён самым разнообразным энергоёмким электрическим оборудованием, отсутствие вспомогательного источника электроэнергии расценивается заказчиком как существенный недостаток. Поэтому на «объекте 478ДУ9» разместили вспомогательную дизельную силовую установку ЭА-8А с мощностью генератора 8 кВт, которая обеспечивала энергией все системы танка при неработающем двигателе, а также могла использоваться и для его запуска. Масса всего агрегата составила 300 кг, время
   непрерывной работы — 24 часа. Расположили его в задней части правой надгусеничной полки, в специальном бронированном ящике (ранее здесь находился топливный бак).
   Танк получил комплекс радионавигационной аппаратуры 1КРНА, использующий данные спутниковой системы GPS NAVSTAR или российской ГЛОНАСС. С её помощью местонахождение танка определяется с точностью до 20 м. Предусмотрели возможность передачи данных от радионавигационной аппаратуры в новый баллистический вычислитель 1В528-2, что позволило существенно повысить точность стрельбы. Обычная радиосвязь обеспечивалась станцией Р-163-50К с дальностью действия до 50 км.
    «Объект 478ДУ9» щеголял на выставке в Абу-Даби и новой «обувкой» — на нём установили гусеницы с асфальтоходными башмаками из полимерного материала. Такие гусеницы позволяют сохранять дорожное покрытие и значительно повышают плавность хода машины.

В феврале 2000 г. основной боевой танк Т-84 («объект 478ДУ9») на основании постановления Кабинета министров за №237-5 от 08.02.2000 г. был принят на вооружение армии Украины. Он получил имя «Оплот».
    Его серийное производство планировалось начать в 2000 г., однако из-за отсутствия финансирования этого не произошло. Тем не менее, в августе того же года «Оплот» принял участие в военном параде, пройдя по Крещатику во главе колонны «шестьдесятчетвёрок».
    В следующем, юбилейном для Украины 2001 г. средства на производство Т-84 всё же изыскали. Вероятно, одной из причин этому послужило и желание продемонстрировать новый танк в ходе военного парада в Киеве по случаю 10-летия независимости. На заводе им. Малышева было построено десять «оплотов» (по спецификации 478ДУ9). Общая стоимость заказа составила 78,8 млн. гривен, что по тогдашнему курсу соответствовало примерно 14,6 млн. долларов (по 1 млн. 460 тыс. за одну машину). После парада «оплоты» возвратили на завод — как для доработок, так и в ожидании полного перевода средств от Министерства обороны. К концу года все машины были переданы на вооружение 72-й механизированной дивизии Южного оперативного командования.

ТАНК «ОПЛОТ»

 

Танк Т-84 «Оплот» создан на базе танка Т-80УД. Однако отличается от него целым рядом усовершенствований: новой сварно-катанной башней; двигателем 6ТД-2 мощностью 1200 л. с. вместо 6ТД мощностью 1000 л.с.; встроенной динамической защитой нового поколения, обеспечивающей повышение защищённости в переднем секторе как от кумулятивных, так и от бронебойных снарядов; наличием системы оптико-электронного подавления «Варта»; вооружением украинского производства (125-мм танковая пушка 2А46М1 — пусковая установка ПТУР 125 КБАЗ, пулемёты КТ-12,7 и КТ-7,62). Благодаря более мощному двигателю и усовершенствованной трансмиссии, скорость движения танка возросла (73 км/ч вперёд и 32 км/ч назад), несмотря на увеличение массы до 48 т (вместо 46 т). Для обеспечения работы оборудования при неработающем основном двигателе танк оснастили вспомогательной силовой установкой.
    На «Оплоте» имеются современный автоматизированный комплекс управления огнём с цифровым баллистическим вычислителем и тепловизионным дневным/ночным прицелом и автомат заряжания (АЗ), обеспечивающие высокую боевую эффективность вооружения. В танке реализованы конструктивные решения, снижающие эффективность средств обнаружения и наведения по тепловому излучению и обеспечивающие защиту от воздействия огнесмесей типа «напалм». Зенитно-пулемётная установка (ЗПУ) с дистанционным управлением позволяет вести огонь по воздушным и наземным целям из боевого отделения танка.
    На Т-84 применены: система коллективной защиты (СКЗ) от воздействия оружия массового поражения, быстродействующая система противопожарного оборудования (ППО), оборудование для самоокапывания, оборудование для преодоления водных преград по дну (ОПВТ). Предусмотрена возможность использования колейных ножевых минных тралов КМТ-6 или катково-ножевого трала КМТ-7.
   Особенности конструкции танка Т-84, вооружение и средства зашиты
   Общая компоновка танка традиционна. Функционально его корпус делится на три отсека: в носовой части расположено отделение управления с рабочим местом механика-водителя, в средней части — боевое отделение с вращающейся башней, в кормовой — моторно-трансмиссионное отделение (МТО). В боевом отделении размещено вооружение, находится основная часть боекомплекта, расположены рабочие места командира (справа) и наводчика (слева).

 

За счёт высокой плотности компоновки забронированный объём машины составляет 11,2 м3, что достигнуто благодаря компактной схеме МТО с двигателем 6ТД-2, занимающим объём всего 3,7 м3. В результате конструкторам удалось получить танк с небольшими габаритами и боевой массой, но в то же время с мощным и эффективным вооружением и надёжной защитой.
   Сварной корпус Т-84 по конструкции идентичен корпусу Т-80УД. Днище — штампованное, верхняя лобовая деталь — многослойная, со встроенной динамической защитой нового поколения. Бортовые экраны увеличенной ширины обеспечивают дополнительную защиту бортов корпуса и узлов ходовой части от противотанковых средств малой дальности действия, применяемых пехотой противника.
   В передней части корпуса по центру расположен люк механика-водителя, крышка которого при открывании поднимается и поворачивается вправо. Внизу корпуса установлены специальные пиллерсы, предназначенные для уменьшения возможности поражения механика-водителя при подрыве противотанковых мин под днищем машины. Позади его сиденья имеется десантный люк.
  Башня танка — сварно-катанная, изготовлена с использованием стали, полученной методом электрошлакового переплава. Спереди она защищена многослойной бронёй. Крыша выполнена цельноштампованной, что повысило её жёсткость, а также обеспечило технологичность и стабильное качество в условиях серийного производства.
   Лобовая часть и крыша башни прикрыты элементами динамической защиты, обеспечивающими прикрытие башни с верхней полусферы от воздействия поражающих элементов типа «ударное ядро».
   Для повышения противорадиационной защиты экипажа корпус и башня имеют подбой из водородосодержащего полимера с добавками лития, бора и свинца.
   Вооружение танка размещается в башне. Здесь находятся 125-мм пушка, 7,62-мм спаренный пулемёт и 12,7-мм зенитный пулемёт, боекомплект, система автоматического заряжания, комплекс управления огнём, дополнительные приборы наблюдения и приводы наведения, а также комплекс управляемого вооружения.
   Привод поворота башни — электрический, а вертикальной наводки пушки — гидравлический. Башня поворачивается на 180° менее чем за 5 с. (скорость вращения башни относительно корпуса — до 40 град/с). На случай аварийной ситуации предусмотрены ручные приводы наведения пушки и башни.
   Основное вооружение — 125-мм гладкоствольная пушка КБАЗ с автоматом заряжания конвейерного типа.
   Она оснащена эжектором пороховых газов, термокожухом, стабилизирована в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Ствол пушки быстросъёмный и может быть заменён в полевых условиях без демонтажа самой пушки из танка.
    Боекомплект — 40 выстрелов раздельного заряжания (снаряд и заряд), из которых 28 размещаются в конвейере автомата заряжания. Огонь может вестись бронебойно-подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами, а также ракетами, управляемыми по лазерному лучу.
   Танковые управляемые ракеты «Комбат», разработанные специалистами Киевского КБ «Луч», имеют тандемную боевую часть, что позволяет им поражать цели, оснащённые динамической защитой и современной многослойной бронёй. Масса ракеты — 30 кг.
   Для наблюдения за дорожными условиями водитель-механик располагает тремя перископическими приборами наблюдения. Для вождения в ночных условиях вместо центрального прибора может быть установлен прибор ночного видения ТВН-5 активно-пассивного типа или ТВН-5М.
   Комплекс управления огнём обеспечивает ведение стрельбы наводчиком и командиром по неподвижным и движущимся целям с места и на ходу с высокой вероятностью попадания с первого выстрела.
   Комплекс состоит из дневного прицела наводчика 1Г46М «Проминь», тепловизионного прицела «Буран-Катрин-Э», прицельно-наблюдательного комплекса командира ПНК-5 «АГАТ-CM», баллистического вычислителя ЛИО-В с датчиками входной информации, усовершенствованного стабилизатора вооружения 2Е42М, датчика измерения начальной скорости снаряда, зенитного прицела ПЗУ-7, системы управления зенитной установкой 1ЭЦ29М.

Дневной прицел наводчика 1Г46М имеет стабилизированную в двух плоскостях линию визирования, встроенный лазерный дальномер и канал наведения управляемой ракеты. Поле зрения прицела — с увеличением в диапазоне от 2,7х до 12х. Дальномер обеспечивает измерение дальности до цели на расстоянии до 10 000 м с точностью ±10 м. Измеренная дальность высвечивается на сегментном табло в нижней части поля зрения прицела наводчика вместе с сигналом готовности к стрельбе и типом боеприпаса.
   Тепловизионный прицел «Буран-Катрин-Э» включает в себя оптоэлектронный прибор наводчика и монитор тепловизионного изображения; сюда же входит пульт управления командира, с помощью которого он может взять управление на себя и сам вести огонь из пушки или спаренного с ней пулемёта. Такой прицел позволяет и наводчику, и командиру обнаруживать цели и вести огонь при любых погодных условиях, в том числе при плохой видимости, а также в тёмное время суток на больших дальностях и с высокой точностью.
   Прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-5 состоит из комбинированного дневного-ночного прицела командира ТКН-5 и датчика положения пушки. ТКН-5 имеет стабилизированную в вертикальной плоскости линию визирования и три канала: дневной однократный канал, дневной многократный канал с кратностью увеличения 7,6х и ночной — с кратностью 5,8х. Кроме того, прицел оснащён встроенным лазерным дальномером, обеспечивающим командиру возможность измерения дальности до цели независимо от наводчика, а также устройство ввода бокового упреждения. Благодаря ему командир «Оплота» обладает лучшими возможностями по поиску и самостоятельному поражению целей по сравнению с командирами танков Т-80У, Т-80УД, Т-90.
    Баллистический вычислитель ЛИО-В рассчитывает баллистические поправки, автоматически учитывая данные о скорости танка, угловой скорости цели, угле крена оси цапф пушки, поперечной составляющей скорости ветра, дальности до цели, курсового угла. Дополнительно вручную вводятся: температура окружающего воздуха, температура заряда, износ канала ствола, давление окружающего воздуха и прочее. ЛИО-В также рассчитывает момент подрыва осколочно-фугасного снаряда над целью.
   Для автоматического учёта теплового изгиба ствола пушки при расчёте баллистических поправок установлена система его определения СУИТ-1, которая передаёт соответствующую информацию в танковый баллистический вычислитель. Сюда же после каждого выстрела вводится определяемая ещё одним датчиком измерения начальная скорость снаряда.
   Средствами защиты, применяемыми на Т-84, являются композиционная броня, встроенная динамическая защита, комплекс оптико-электронного противодействия и ряд других устройств.
   Современная многослойная броня танка представляет собой «слоёный пирог», состоящий из броневых листов и керамических материалов; она защищает от большинства ныне существующих средств поражения.
   Встроенная динамическая защита второго поколения типа «Нож» установлена на передней части корпуса и башни. Она разработана совместно несколькими предприятиями, в их числе НИЦ «Материалообработка взрывом» им. Патона и ХКБМ им. Морозова, и обеспечивает защиту танка от бронебойно-подкалиберных снарядов, кумулятивных средств поражения и ударно-кумулятивных боеприпасов типа «ударное ядро». Основным отличием «Ножа» от существующих типов динамической защиты является воздействие на атакующие средства поражения плоской кумулятивной струёй, тогда как системы динамической защиты первого поколения («Контакт-1/5», Blazer) действовали метанием пластин в направлении атакующего боеприпаса.
    Модули «Ножа» отличают высокая надёжность (гарантированное срабатывание, исключение передачи детонации на соседние контейнеры), безопасность при обстреле из стрелкового оружия, отсутствие детонации от осколков и зажигательных смесей, простота монтажа, невысокая стоимость. Уровень защиты танка, обеспечиваемый «Ножом», более чем в два раза выше по сравнению с ранее применявшимися блоками 4С20 или 4С22.
   На бортах корпуса танка установлены уширенные резиновые экраны с бронированием и встроенной динамической защитой в передней части, обеспечивающие дополнительную защиту от ручных противотанковых средств.
   Свой вклад в повышение уровня защищённости «Оплота» вносит и установленный на нём комплекс оптико-электронного противодействия «Варта». В его состав входит система предупреждения о лазерном облучении, которая позволяет экипажу танка своевременно реагировать на возникающие угрозы. Основным её элементом являются четыре головки обнаружения лазерного луча: две «точные», установленные в передней части крыши башни, и две «грубые», размещённые в её кормовой части. Они реагируют на лучи лазерных дальномеров, лазерных целеуказателей и высокоточных боеприпасов, имеющих лазерную систему наведения.

«Варта» аналогичен комплексу ТШУ-1-7 «Штора-1», разработанному в конце 1980-х гг. Однако, учитывая, что современные лазерные дальномеры работают в диапазоне более коротких длин волн, усовершенствованный комплекс получил оптические элементы на основе селенида цинка.
   Комплекс также содержит осветители постановки инфракрасных активных помех средствам противотанковой борьбы. Они выдают ложный сигнал для системы наведения приближающейся управляемой ракеты, непрерывно вырабатывая кодированные импульсные сигналы-помехи, что позволяет срывать её точное наведение.
   Кроме того, сюда же входит система постановки дымовой/аэрозольной завесы, предназначенной рассеивать лазерный луч наведения. Она состоит из 12 пусковых установок дымовых/ аэрозольных гранат, смонтированных на правом и левом бортах башни и прикрытых кожухами-обтекателями. Система работает как в составе комплекса, так и автономно.
   Танк также может устанавливать дымовую завесу посредством впрыска дизельного топлива в систему выхлопа двигателя, используя термодымовую аппаратуру.
    Дизельный двигатель 6ТД-2 «Оплота» имеет мощность 1200 л.с. Удельная мощность составляет 26 л.с./т, что обеспечивает танку высокую приёмистость и хорошую манёвренность. Двигатель оснащён устройством предварительного подогрева, используемым при холодной погоде. Для снижения тепловой заметности крыша моторно-трансмиссионного отделения оснащена специальными теплоизолирующими экранами.
   Хотя 6ТД-2 является дизельным двигателем, он может работать и на других типах топлива, в том числе на бензине, керосине, топливе для дизельных двигателей или их смеси в любой пропорции.
   Вместимость внутренних топливных баков — 700 л. Ещё 440 л топлива находятся в баках, расположенных на надгусеничных полках. Однако на корме корпуса могут монтироваться ещё две бочки с дополнительным запасом, которые при необходимости сбрасываются. Каждая из них вмещает 200 л и подсоединяется к общей топливной системе. Запас хода по основному топливу — 400 км.
   Система воздухоочистки состоит из центробежных фильтров предварительной очистки и кассеты воздухоочистителя. Она позволяет эксплуатировать танк в условиях жары и пыли. Фильтры даже в такой обстановке подлежат замене только после 1000-км пробега.

ВЫХОД ЗА РУБЕЖ. ТУРЕЦКИЙ «ЯТАГАН

Танк Т-84 активно продвигался и на зарубежные рынки, ведь именно бронетанковая тематика вывела Украину в десяток крупнейших мировых производителей военной техники и вооружений. Однако параллельно прошедшие тендеры на поставку танков в Турцию, Грецию и Малайзию, в которых участвовал танк Т-84, успеха не принесли.
    Еще в 1997 г. один из опытных Т-84 исп

maxpark.com

Украинский танк Оплот: фото, видео, характеристики


БМ «Оплот», (до того как был принят на вооружение – «Оплот-М») – это основной боевой танк производства Украины.

 

Разработан в Харьковском конструкторском бюро по машиностроению имени А. А. Морозова,  производится заводом ЗТМ имени Малышева.

 

Содержание:

1. Фотографии
2. Видео
3. История
4. Описание конструкции
5. Тактико-технические характеристики

5.1 Размеры

5.2 Бронирование

5.3 Вооружение

5.4 Подвижность

5.5 Остальные параметры

6 На вооружении

 

1. Фотографии

 

2. Видео

 

3. История

Работы над производством первого танка стартовали в конце 2008 года и велись три месяца.

 

Весной 2009 года ВС Украины приняли танк на вооружение, которому было присвоено наименование БМ «Оплот».

 

В том же году был подписан договор о поставке 10 единиц БМ «Оплот» ВС Украины. Но из-за недостаточного финансирования поставка была приостановлена.

 

В феврале 2011 года танк был продемонстрирован в Абу-Даби, на Международной выставке вооружений IDEX-2011.

 

В конце того же года было объявлено, что в работах над производством БМ «Оплот» принимают участие 40 украинских предприятий.

 

Серийно производить «Оплот» стали в 2013 году, но прицелы ПНК-6 начали выпускаться только в начале 2014 года.

 

Тогда же появилась официальная информация, что в 2015 году будет произведено 40 единиц танков.

 

4. Описание конструкции

В конструкции БМ «Оплот» использована классическая компоновка. В лобовой части располагается отделение управления, в кормовой – моторно-трансмиссионное, а в середине – боевое. Из-за того, что в машине имеется автомат заряжания, то в отличие от большинства танков западного производства, экипаж там состоит не из четырех, а из трех людей – наводчика, механика-водителя и командира. У всех них есть собственный люк для высадки и посадки.

 

По сравнению с танками ХКБМ (Т-84 и Т-80УД), БМ «Оплот» имеет следующие усовершенствования, в таких сферах, как:
Защита

  • большой размер бортовых экранов, что дает увеличенную защиту ходовой части и бортам корпуса от противотанковых ручных гранатометов
  • сварно-катаная башня новой формы
  • встроенная современнейшая ДЗ «Нож-2» («Дуплет»), которая качественнее всех аналогов обеспечивает безопасность машины от кумулятивных тандемных боеприпасов и бронебойных снарядов
  • Комплекс оптико-электронного противодействия «Варта».

Огневая мощь

  • система учёта изгиба канала ствола
  • панорамный комбинированный прицел командира с лазерным дальномером, а также независимыми тепловизионным и дневным каналами.
  • обновленная цифровая ТВП (тепловизионный прицел) и система управления огнем.

Подвижность

  • Модернизированная система управления танком, позволяющая в движении плавно поворачивать танк, а также осуществлять автоматическое переключение передач
  • дизельная вспомогательная силовая установка с мощностью 10 кВт
  • средства радиосвязи и навигационная система последнего поколения
  • модернизированный бортовой компьютер (цифровой щит) для использования механиком-водителем
  • двигатель 6ТД-2Е мощностью 1200 л.с., обладающий меньшей токсичностью выхлопа и дымностью.

 

5. Тактико-технические характеристики

5.1 Размеры

  • Высота, мм: 2285 (2800 по прицелу командира)
  • Длина корпуса, мм: 7075
  • Длина с пушкой вперёд, мм: 9720
  • Ширина корпуса, мм: 3400 (4176 по съёмным защитным экранам)
  • Клиренс, мм: 470—500

 

5.2 Бронирование

  • Динамическая защита: «Дуплет», встроенная
  • Активная защита: «Варта»
  • Тип брони: противоснарядная комбинированная

 

5.3 Вооружение

  • Пулемёты: 1 × 7,62-мм КТ-7,62; 1 × 12,7-мм КТ-12,7
  • Тип пушки: гладкоствольная
  • Калибр и марка пушки: 125-мм, КБА3
  • Длина ствола, калибров: 48
  • Боекомплект пушки: 46 снарядов, ПТУР (28 в АЗ)
  • Дальность стрельбы, км: ПТУР: 5,0; ОФС и КС: 2,6; БОПС: 2,8
  • Прицелы: прицельный тепловизионный комплекс ПТТ-2; прицельный панорамный комплекс ПНК-6; лазерный прицел-дальномер 1Г46М
  • Углы ВН, град.: −4…+15°
  • Другое вооружение: ПТУР «Комбат»

 

5.4 Подвижность

  • Тип двигателя: 6ТД-2Е
  • Мощность двигателя, л. с.: 1200
  • Преодолеваемая стенка, м: 0,8
  • Преодолеваемый ров, м: 2,85
  • Преодолеваемый брод, м: 1,8 (5,0 с ОПВТ)
  • Преодолеваемый подъём, град.: 32°
  • Тип подвески            и: индивидуальная торсионная
  • Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,97
  • Удельная мощность, л. с./т: 23,5
  • Скорость по пересечённой местности, км/ч: 40-45
  • Запас хода по пересечённой местности, км: 350 (450 с внешними баками)
  • Скорость по шоссе, км/ч: 70
  • Запас хода по шоссе, км: 400 (500 с внешними баками).

 

5.5 Остальные параметры

  • Компоновочная схема: классическая
  • Экипаж, чел.: 3
  • Боевая масса, т: 51,0

 

6. На вооружении

  • Украина — в 2009 году Минобороны Украины сделало заказ на 10 танков БМ «Оплот». Но из-за того, что завод – производитель не получил от ведомства достаточную оплату к обусловленному сроку, выполнение договора приостановилось. Всего планируется изготовить для ВС Украины 50 единиц БМ «Оплот» до 2018 года.
  • Таиланд – осенью 2011 года с Королевством Таиланд был подписан контракт о производстве 49 машин. Это государство потребовало включить в танки такие модификации, как шлемофоны, оборудование связи, кондиционер и некоторые другие изменения во внутреннее оборудование. По состоянию на февраль 2014 года поставлено первая партия из 5 машин.  Осенью того же года началось изготовление второй партии.

contract-army.ru

как Киев модернизировал советский танк Т-80

Украинский ВПК, уже лишившийся всех сколько-нибудь серьезных внешних заказов в оборонной сфере, по мнению экспертов, собственной армии, кроме еще советских технологий, дать ничего не может. Поставки танков Т-84, которые, по словам экспертов, больше являются испытанием нервной системы Минобороны Тайланда, чем высокотехнологичной продукцией военного назначения.

«При всех прочих равных условиях эксплуатации наиболее приспособленным танком для работы в сложных условиях среди всех был и остается Т-72 и танк Т-90», – поясняет Виктор Мураховский.

По словам украинских же экспертов, кроме конструктивных недостатков, «Оплот» еще и слишком дорог, а за стоимость одного Т-84 можно отремонтировать и модернизировать три-четыре танка Т-64. Время идет, а в программу закупки вооружения танк Т-84 так и не попал, хотя планы по поставке «Оплота» регулярно озвучиваются аж с 2008 года. В общем и целом получается, что сообщения о закупке «легендарных» танков Т-84 – обычное сотрясание воздуха, а реальную службу в танковых войсках ВСУ по-прежнему будут нести произведенные еще в Советском Союзе танки Т-64 и Т-72.

По словам экспертов, украинская оборонная промышленность ближайшие лет 15-17 не будет способна создать что-либо серьезное из области продукции оборонного назначения.

«Все представленные «новинки» украинского ВПК за минувшие пару лет – это настолько жалкая попытка сделать «хоть что-нибудь», что аж слеза наворачивается. Представленный «новый» вертолет – по факту Ми-2 еще 1960 года разработки, покрашенный в модный цвет, новая украинская винтовка «Гопак» – вообще нечто среднее между автоматом Калашникова, составными частями пулемета ПКМ, глушителем, собранным в гараже, и сошками, купленными через Интернет. С танками все обстоит не лучше, потому как советские разработки по большей части не актуальны в современном бою, а собственных успехов в украинском ВПК нет», – рассказывает в интервью «Звезде» военный инженер, кандидат технических наук Михаил Тихонов.

История с танком Т-84 тем не менее полна сюрпризов. Единственный государственный заказ, который завод-производитель получил, датируется 2001 годом, когда Вооруженные силы Украины закупили 10 танков Т-84. Именно эти 10 танков прошли строем во время торжественных мероприятий в честь 10-летия независимости страны по центру Киева.

На этом, правда, славный «боевой» путь машины заканчивается. Восторг от закупки танков прошел, когда в ответ на предложение завода им. Малышева доплатить остаток суммы за уже произведенные и поставленные в войска танки, государство просто вернуло закупленные танки обратно, и часть танков Т-84 пришлось продать в США в качестве образцов для изучения бронетехники вероятного противника.

Так или иначе, судьбе Т-84 и еще более спорного Т-84-120 «Ятаган» не позавидуешь, ведь за те же деньги вполне можно было получить парк куда более надежных и боеспособных машин, а внешний рынок для «Оплота», по сути, закрыт, ведь даже тайские военные от покупки украинских танков, мягко говоря, не в восторге.

fishki.net

«Бумажный тигр»: Почему у украинского танка «Оплот» нет будущего (ФОТО)

Изношенность узлов и агрегатов, несоответствие заявленных возможностей суровой реальности, низкая надежность и плачевный экспортный потенциал — и это еще не главные проблемы украинского основного боевого танка Т-84У «Оплот».

Как признался на днях СМИ бывший военнослужащий ВСУ, командир танкового взвода Алексей Бобовников, у этих машин попросту нет будущего.

О мытарствах украинского «супертанка», на поверку оказавшегося «бумажным тигром», — в материале РИА Новости.

Советская база

Основной боевой танк (ОБТ) Т-84У «Оплот» разработан в Харькове в конце 1990-х годов на базе Т-84, который, в свою очередь, представлял собой модернизацию Т-80УД, созданного еще в СССР.

На бумаге «Оплот» вобрал в себя все лучшее, что могла предложить позднесоветская школа танкостроения: хорошая скорость, маневренность и проходимость, новая сварно-катаная башня, 125-миллиметровая пушка КБА-3 — копия проверенной временем 2А46.

Кроме того, украинские оружейники навесили на машину эффективную динамическую защиту «Нож», обеспечили спутниковой навигационной системой, современной системой управления огнем и внедрили еще ряд технологических решений.

Т-84У «Оплот» на удивление тепло встретила западная специализированная пресса. Авторитетные издания включали его в топ-10 лучших мировых ОБТ, эксперты отмечали хорошую защищенность танка и достойную систему управления огнем.

Однако комплименты комплиментами, а тендеры тендерами. В нулевых украинское правительство пыталось продвинуть танк в Турцию, Грецию и Малайзию, и все эти страны в конечном счете сделали выбор в пользу коммерчески успешных американских и европейских бронированных машин.

А своей армии Т-84У «Оплот», как выяснилось, был не особенно и нужен. Для ВСУ изготовили всего десять единиц.


Президент Украины Петр Порошенко и министр обороны Степан Полторак смотрят на танк «Оплот» во время открытия выставки «Сила непобедимого» в Киеве

Модификация БМ «Оплот», представленная в 2008-м, отличалась от базового Т-84У улучшенной мобильностью и защищенностью, но в серийное производство для армии не пошла.

Зато у модификации «Оплот-Т» были все шансы стать основным боевым танком Вооруженных сил Таиланда. Первого сентября 2011 года подписали контракт на поставку 49 танков и пяти учебных машин на сумму 241 миллион долларов. Увы, сиамский вояж «Оплота», мягко говоря, не задался.

Бывший в употреблении

Промышленность попросту не потянула контракт на 54 основных боевых танка, которые, хоть и с натяжкой, можно назвать современными. За пять лет украинские танкостроители изготовили для заказчика только 20 машин. В 2015-м завод имени Малышева не выпустил ни одного танка, и Киев попросил Бангкок перенести срок полного выполнения обязательств на октябрь 2017-го, но покупатель на это уже не согласился.

В качестве замены «Оплоту» Таиланд выбрал китайский VT-4, подписан контракт на 28 танков. Министр обороны королевства Правит Вонгсуван резко раскритиковал нерасторопных украинских партнеров, заявив, что соглашение с Киевом стало основной проблемой в деле перевооружения тайской армии. И дело не только в срыве дедлайнов.

Танки, конечно, не разваливались на ходу, вполне сносно стреляли, но по факту оказались банально старыми. Со многих в Таиланде сразу же сошла заводская краска, обнажив слои многолетней давности, а кое-где и ржавчину.

Быстро выяснилось, что в них зачастую использовались узлы и агрегаты танков, десятилетиями находившихся на складах хранения или ржавевших под открытым небом. На «Оплоты» устанавливались, в частности, двигатели ТД-1000Т разной степени сохранности, снятые с первых Т-80, принятых на вооружение еще в 1976 году. Тогда эти движки были по-настоящему прорывными, но за 40 лет многое изменилось.


Полигон законсервированной военной техники на Львовском бронетанковом заводе

Пикантную «вторичность» украинских «Оплотов» прямо подтвердил представитель тайской армии, присутствовавший на приемке в Харькове первых машин. Он выложил в анонимном блоге фотографии цехов, где хаотично хранятся комплектующие и узлы танков Т-64, Т-80УД и Т-84, в том числе и двигатели, — порой под открытым небом.

Уже на испытаниях тайцы сильно ругали «Оплоты» за низкий уровень эргономики и надежности, неоправданно сложные алгоритмы управления, тесноту и постоянные сбои в электронике.

Европейский провал 

Тем не менее украинские СМИ, политики и «диванные» эксперты продолжали активно расписывать достоинства национального «супертанка». Поставки «Оплотов» еще в августе прошлого года обещал армии верховный главком Петр Порошенко.

И танки действительно пришли — аж целых десять штук, построенных в конце 90-х и косметически отремонтированных. Зато интернет пестрит смонтированными на коленке видеороликами: «Оплот» против «Арматы», «Оплот» против «Абрамса», «Оплот» против «Леопарда».


БМ «Оплот» на выставке вооружений Eurosatory-2012

Несложно догадаться, что из этих виртуальных схваток украинский танк неизменно выходил победителем. В начальной стадии конфликта в Донбассе Т-84У регулярно в одиночку разбивал дивизии и корпуса ополченцев — разумеется, только в Twitter и без фотодоказательств.

А сами военные ДНР и ЛНР шутили, что если бы «Оплот» действительно приехал на фронт, то давно уже воевал бы на стороне ополчения, как и несколько захваченных в боях с ВСУ танков Т-64БМ «Булат».

Единственный шанс достойно показать себя в условиях, приближенных к боевым, украинским Т-84У представился в июне, в Германии. Несколько «Оплотов» приняли участие в европейском аналоге «танкового биатлона» — военном многоборье Strong Europe Tank Challenge.

Читайте также: Зрада: команда ВСУ опозорилась на танковом биатлоне НАТО (ФОТО)

Украинский экипаж всухую проиграл всем остальным участникам, заняв восьмое место из восьми возможных. Ответственность за провал генералы сразу возложили на танкистов. Те тоже не стеснялись в выражениях.

«Мы поехали на четырех Т-84, — высказался в СМИ капитан ВСУ Роман Багаев. — Во время одного из этапов — „операции в наступлении” — выстрелил только один танк. На остальных трех или снаряд не до конца загрузился в пушку, или не сработали датчики. Система показала, что танк не до конца зарядился, поэтому пушка с гидростопора не снялась».

Еще больше офицера возмутило отсутствие стабилизации пушки. По его словам, она тряслась после каждого выстрела. При такой болтанке поразить из орудия цель на удалении в полтора километра можно лишь случайно.

То, что Украина не смогла выделить на европейские соревнования хотя бы четыре исправных современных танка и четыре обученных экипажа, — очередное и явно не последнее доказательство того, что Петр Порошенко, назвав когда-то ВСУ «сильнейшей армией Европы», несколько погорячился.

Андрей Коц

Читайте также: ВАЖНО: В Сирии разбился неопознанный военный самолёт (+ВИДЕО, ФОТО)

rusvesna.su

Ситуация с производством танков «Оплот» на Украине: starcom68

Информационное агентство РИА Новости. Украина 4 января 2016 года опубликовало материал «независимого военного эксперта» Дианы Михайловой (явный псевдоним) «Украина — Таиланд: раз «Оплот», два «Оплот», ноль «Оплот», посвященный скандальной ситуации с реализацией на харьковском ГП «Завод имени В.А. Малышева» известного контракта на изготовление и поставку основных танков БМ «Оплот-Т» для Таиланда.

Единственный фактически построенный на ГП «Завод имени В.А. Малышева» (Харьков) в 2015 году для Таиланда танк БМ «Оплот-Т» во время обратной транспортировки на завод после проведения полигонных испытаний. Харьков, 28.12.2015 (с) otvaga2004.mybb.ru

Несмотря на обещанный многократный рост производства украинских танков, новых «Оплотов» в 2015 году не выпущено ни одного.

Подведение итогов 2015 года начавшееся еще в декабре будет продолжаться еще несколько месяцев по мере поступления статистики и отчетов предприятий за IV квартал. Впрочем, некоторые результаты стали очевидны уже сейчас.

Начиная с 4 февраля прошлого года, когда генеральный директор Государственного Концерна «Укроборонпром» Роман Романов объявил, что «планируется увеличить производство украинских танков почти в 25 раз, в 2015 году будет выпущено 40 танков «Оплот», а еще год спустя его производство достигнет 120 штук», пресс-служба не поленилась подготовить красочную иллюстрацию такого виденья будущего украинского танкостроения.

График производства БМ «Оплот» по версии пресс-службы ГК «Укроборонпром». Февраль 2015 г.

Впечатляющие планы  были незамедлительно воплощены пресс-службой ГК «Укроборонпром» в картинке, которая получила широкое хождение на специализированных сайтах и в ходе рекламных компаний эффективности работы концерна, а также фигурировала в ряде презентаций о результатах его деятельности. Тем не менее, сразу появились первые сомнения в правильности представленных данных. Первая партия из пяти танков БМ «Оплот-Т» для Королевской Тайской армии была произведена во второй половине 2013 г., отправлена заказчику в декабре того же года и прибыла в порт Саттахип (Таиланд) уже 4 февраля 2014 г. Следовательно, за точку отсчета графика производства (а не поставок!) БМ «Оплот» должен быть взят 2013-ый, а не 2014-ый год, когда была произведена уже вторая партия также из пяти машин. Подтверждением этому служит фотография из Facebook и.о. генерального директора ГП «Завод им. В.А.Малышева» Николая Белова, сделанная в  декабре 2014 г. на фоне вновь произведенных танков в камуфляже армии Таиланда.

И.о. генерального директора ГП «Завод им. В.А.Малышева» Николай Белов на фоне второй партии из пяти вновь произведенных БМ «Оплот-Т» для армии Таиланда. Декабрь 2014 г.

Ирония судьбы заключалась в том, что хотя эти танки были собраны и отправлены заказчику в результате усилий вернувшегося в августе 2014 г. на должность руководителя ЗИМа Николая Белова, управляющая компания уволила его уже  через неделю после прибытия второй партии в Таиланд в июне 2015 г. «за срыв производственных планов».

По мере приближения конца 2015 г. должностные лица «Укроборонпрома» все реже стали ссылаться на злополучный график, а в сентябре первый заместитель гендиректора госконцерна Сергей Пинькас так прокомментировал оптимистичный план производства 40 танков в год: «Не скажу, что с производством «Оплотов» все безоблачно и несложно. Все очень непросто. С другой стороны, год назад их не производили вообще. Сегодня мы уже имеем какую-то серию. Я не думаю, что будет совсем корректно озвучивать цифру, потому что «Оплоты» есть и в оборонном заказе, и в ряде экспортных контрактов. На сегодняшний день граничная точка по контракту с Таиландом на поставку пяти единиц нами выполнена. Следующая точка — 31 декабря. Одним словом, темпы, может, и не такие, как хотелось бы, но давайте доживем до конца года, и мы дадим официальную информацию».

Но вот наступил и декабрь, и появившееся 2-го числа сообщение заставило по-иному взглянуть на график. В ходе предновогоднего пресс-тура главный инженер харьковского «Завода им. В.А. Малышева», Александр Шейко, одновременно исполнявший обязанности генерального директора предприятия, отвечая на вопрос о перспективах работы с Таиландом, сообщил, что «Все экспортные контракты согласовываются с Министерством обороны Украины. Только с разрешения начальника Генерального штаба Украины такие отправки возможны. Назвать точную дату я не могу. Ориентировочные сроки, если будет согласование Министерства обороны, — в декабре. Количество техники, которая будет поставлена в ближайшую партию по «тайскому контракту», является закрытой информацией».

Главный инженер — и. о. генерального директора «Завода им. В.А. Малышева» Александр Шейко отвечает на вопросы журналистов о судьбе тайского контракта на поставку БМ «Оплот-Т». 2 декабря 2015 г.

При этом главный инженер завода отметил, что «задача на следующий год — полностью закрыть тайский контракт», что предполагает выпуск не менее 39 машин. Как это удастся осуществить с учетом того, что Минобороны на 2016 год также заказало производство почти двух десятков танков «Оплот» [18 танков], понять уже совершенно невозможно.

Последняя поступившая информация позволила внимательным критикам деятельности «Укроборонпрома» и любителям украинских танков с большой долей сарказма трансформировать исходный производственный график реальных достижений «Укроборонпрома», приняв в качестве второй точки на нем именно вторую партию из пяти БМ «Оплот-Т», полученных королевской армией 31 мая 2015 г., а в качестве третьей – туманные обещания Шейко.

Оценка графика производства БМ «Оплот» по версии социальных сетей. 4 декабря 2015 г.

К сожалению, даже подобная нелицеприятная оценка оказалась чрезмерно оптимистичной. По информации работников завода «на сегодняшний день (4 декабря) единственный собранный «Оплот» из очередной партии, пока не прошел военную приемку, поэтому не может считаться произведенным. Так что не будет никакой партии «Оплотов» в марте или начале апреля». Спустя еще три недели это было подтверждено соответствующей фотографией, на которой действительно был запечатлен всего один БМ «Оплот» во время транспортировки «после проведения испытаний на завод для отмывки и проверки после обкатки на полигоне в Башкировке».

С учетом этой информации, наиболее реалистичный график производства БМ «Оплот» на сегодняшний день имеет нижеприведенный вид.

Реальный график производства БМ «Оплот» по состоянию на 2 января 2016 г.

Остается лишь напомнить, что согласованный в сентябре 2011 г. график отгрузки БМ «Оплот-Т» по контракту на общую сумму в 240 млн. долл. был следующим: декабрь 2012 г. — 5 машин, август 2013 г. – 15 машин, декабрь 2013 г. – 15 машин, август 2014 г. – 14 машин. По факту общее количество выпущенных и поставленных танков БМ «Оплот-Т» за 2013-2015 гг. достигло всего десяти, а не 45-50 штук, как предполагали руководители «Укроборонпрома» и ЗИМа. Едва ли существенно повлияет на ситуацию то, что в начале ноября 2015 г. новым (седьмым за два года) исполняющим обязанности директора ГП «Завод имени В. А. Малышева» назначен Александр Хлань – брат одного из народных депутатов Украины. Его предшественник, до этого работавший генеральным директором Херсонского автозавода «Анто-Рус» и «Харьковского бронетанкового завода», Виктор Козонак, возглавлявший предприятие с конца июля, по сведениям заводчан, «уехал от СБУ за границу». 28 декабря заслушаны очередные кандидаты на должность руководителя завода, объявленного банкротом с совокупной кредиторской задолженностью в 578,2 млн. грн. еще в октябре 2012 г.

Впрочем, через месяц и это забудется: ведь в стране и «Укроборонпроме» столько побед, что все и не упомнишь…

starcom68.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *