Ис 2 фото танка – Советский танк ИС-2 лейтенанта Дегтярева, подбитый в городе Бреслау — фото

Танк ИС-2 - фото, видео, история создания

Представляю Вам Walkaround танка ИС-2, находящегося в Парке Победы города Ульяновска.

Несомненно, одним символов победы в Великой Отечественной Войне, наряду с танком Т-34, стал советский тяжелый танк ИС-2. Он был разработан в конце 1943 года на Челябинском Кировском Заводе (ЧКЗ). Его создали на базе опытной машины КВ-13, которой планировали заменить танки КВ и Т-34. На испытания представили два образца, первый вооруженный 76-мм пушкой ЗИС-5, второй со 122-мм танковой гаубицей У-11. В целом, испытания прошли удачно, но остался ряд вопросов по ходовой части и вооружению. Изучая итоги Курской битвы, директор и главный конструктор завода №100 Ж.Я. Котин, обратил внимание, что наиболее успешно с новейшими немецкими тяжелыми танками «Tiger» боролась 122-мм пушка А-19. Он обратился, с вопросом о возможности установки на новую машину данного орудия, к его разработчику — известному советскому артиллерийскому конструктору Ф.Ф. Петрову. На что, в сентябре 1943 года, получил письмо о возможности установки на танк артиллерийских систем калибром 107-мм, 122-мм и 152-мм. Для вооружения новой машины Ж.Я. Котин выбрал 122-мм пушку А-19. Ее доработали, оснастили дульным тормозом изначально Т-образным, затем двухкамерным, немецкого типа. В последствии, на серийные машины стали ставить дульный тормоз конструкции завода №9. Орудие было запущено в производство под обозначением Д-25. Пушка получилась очень мощной с высокой пробивной способность, она также имела высокую кучность боя. После Государственных испытаний, проходивших в октябре-ноябре 1943, и завершившихся с положительной оценкой, объект 240, Постановлением ГКО №4479сс от 31 октября 1943 года, был принят на вооружение под обозначением ИС-2. Серийное производство машин началось в ноябре 1943г. Первые боевые столкновения ИС-2 с противником произошли в начале 1944 года, во время боев, на завершающем этапе, по освобождению правобережной Украины. Он активно применялся в ходе боев 1944-1945 гг. ИС-2 включали в Отдельные гвардейские тяжелые танковые полки (ОГвТТП) и применяли для прорыва хорошо укрепленных позиций противника, также ИС-2 использовали при штурме городов. Во время боев на городских улицах танк, вместе с пехотой, использовался в составе штурмовых групп. Можно отметить, что ИС-2 полностью оправдал свое назначение танка прорыва. Он обладал высокой огневой мощью 122-мм пушки, имел хорошее бронирование, высокую живучесть и ремонтопригодность. За время производства танка, с декабря 1943 года по июнь 1945-го, было выпущено 3475 машин.

Технические характеристики танка ИС-2:
Длина корпуса 6770 мм
Длина с пушкой вперёд 9830 мм
Ширина 3070 мм
Высота 2730 мм
База 4270 мм
Клиренс 470 мм
Боевая масса 46 т
Скорость по шоссе 37 км/ч
Скорость по пересечённой местности 24 км/ч
Запас хода по дороге 250 км
Запас хода по бездорожью — 210 км
Экипаж 4 чел.
Вооружение:
Нарезная пушка Д-25Т
Калибр пушки 122 мм
Длина ствола пушки 48 калибров
Боекомплект пушки 28 выстрелов
Пулемёты:
2х7,62мм ДТ боекомплект 2520 патронов
1×12,7мм ДШК боекомплект 250 патронов

Фото танка ИС-2 сделаны 5 июня 2013 года. Надеюсь, данный материал будет полезен при постройке модели танка ИС-2, например, недавно вышедшей, в масштабе 1:72, от российской фирмы «Звезда». 23 июня и 22 июля 2013 года были проведены дополнительные измерения узлов, в частности кормовой части машины. Они так же выложены в соответствующей рубрике — «Эскизы-схемы-измерения».

Часть 1.

Часть 2.

Часть 3.

Часть 4.

hobby-models.ru

Тяжелый танк ИС-2 – победитель «Пантер» и «Тигров» » Военное обозрение

Тяжелый танк ИС-2 стал одним из символов победы в Великой Отечественной войне. На полях сражений он массово появился в 1944 году, став самым мощным и наиболее тяжелобронированным серийным танком союзников периода Второй мировой войны, одним из сильнейших танков в мире. Хорошее бронирование и мощное 122-мм орудие позволяли данной машине решать на поле боя различные боевые задачи. Тяжелые танки ИС-2 не боялись встреч с хорошо бронированными немецкими «Пантерами» и «Тиграми», а также очень уверенно чувствовали себя при штурме городов и укрепленных позиций противника, чему способствовали мощные 122-мм фугасные снаряды.

Также не стоит забывать о том, что ИС-2 (расшифровывается как Иосиф Сталин, «2» – соответствует второй модели танка этого семейства) был уникальной боевой машиной. Это едва ли не единственный советский танк, который был построен с нуля в годы Второй мировой войны, а не являлся развитием еще довоенных разработок. Танк ИС был абсолютно новой боевой машиной, которая не имела ничего общего с тяжелыми танками КВ за исключением ряда деталей подвески и торсионных валов. Всего с конца 1943 по 1945 год советская промышленность сумела выпустить 3395 тяжелых танков ИС-2.


История появления

О разработке нового тяжелого танка начали задумываться еще весной 1942 года. К началу 1942 года тяжелый танк КВ-1 по ряду причин перестал устраивать военных. Именно тогда на полях сражений появились модернизированные PzKpfw IV и самоходные установки StuG III с усиленным бронированием и более совершенными орудиями. 76-мм пушек КВ-1 и Т-34 было недостаточно для уверенного поражения новой бронетехники вермахта, а после появления на полях сражений танков «Пантера» и «Тигр I» потребность Красной Армии в новых более совершенных танках стала еще более явной.

Групповой снимок красноармейцев на тяжелом танке ИС-2 на улице взятого Берлина, фото: waralbum.ru


Проект создания нового тяжелого танка курировал Жозеф Котин, являвшийся одним из опытнейших советских конструкторов в области танкостроения. Ранее он уже получил огромный опыт в проектировании тяжелых танков, будучи отцом семейства танков КВ (Клим Ворошилов). КВ стал первым серийным тяжелым танком в мире с противоснарядным бронированием. Но у машины были свои недостатки, к которым относили невысокую надежность и тяжелые условия работы экипажа. Непосредственно работами по созданию танков ИС-2 руководил Николай Шашмурин, которого Котин очень хорошо знал еще с 1930-х годов по совместной работе на Кировском заводе в Ленинграде.

Первоначально военные рассчитывали на боевую машину массой в 30 тонн с новым 85-мм орудием. Таким образом, должна была реализоваться попытка создания универсального танка, который отличался бы и хорошей подвижностью на поле боя, и хорошей живучестью. Так на свет появился танк КВ-13, однако на испытаниях данный танк провалился, его ходовая была ненадежной, также необходимо было введение более просторной трехместной башни.

Осенью 1942 года в руки советских военных и конструкторов попал новейший немецкий тяжелый танк «Тигр». Машина была практически целой и была захвачена советскими войсками под Ленинградом в сентябре 1942 года, но немцы успели демонтировать с танка часть оборудования. Позднее в январе 1943 года также под Ленинградом в руки советских солдат попал практически неповрежденный танк, с которого немцы не только не сняли/уничтожили приборы/прицелы/орудие, но и оставили вместе с танком технический паспорт. Появление информации о новых немецких тяжелых танках и их захват в качестве трофеев ускорил работы по созданию советских тяжелых боевых машин. Также данные работы подстегивала встреча красноармейцев с новыми образцами полевой фортификации противника. К примеру, к ним относились массово производимые в Германии бронированные пулеметные гнезда типа «Краб». Бронеколпак такого пулеметного гнезда полностью изготавливался из броневой стали и утапливался в специально вырытый заранее котлован.

Принимая все это во внимание, советским войскам нужен был тяжелый танк, вооруженный пушкой, которая позволяла бы поражать даже самые хорошо защищенные цели. Проведенные полигонные обстрелы захваченных «Тигров» показывали, что необходимо повышать калибр орудий. Правда, использование более мощных пушек неизбежно вело к росту габаритов и массы танка. В результате от идеи создания нового танка с высокой скоростью, огневой мощью и бронезащитой отказались, принеся в жертву скоростные характеристики танка.

Советский тяжелый танк ИС-2 на опушке леса, фото: cefius.blogspot.com


Первоначально конструкторы думали ограничиться 85-мм орудием Д-5Т. Для среднего танка данная пушка была очень хорошим решением, но Котин настаивал на установке на тяжелый танк еще более мощного орудия. На типичной для танкового боя Великой Отечественной войны дистанции среднюю бронетехнику противника можно было бы выбивать и 85-мм орудием, но с тяжелобронированными машинами уже возникали проблемы. На дистанции 500-1000 метров калиберный бронебойный снаряд 85-мм пушки мог пробить лобовую броню танка «Тигр» лишь при попаданиях близких к нормали. В конечном итоге, Котин и команда конструкторов, работавших над созданием нового тяжелого танка, решилась на установку на него 122-мм пушки.

За базовую модель была взята 122-мм корпусная пушка А-19, которая была хорошо освоена советской промышленностью. Орудие массово выпускалось на Пермском заводе №172. Осенью 1943 года был готов эскизный проект нового тяжелого танка со 122-мм орудием. Он впечатлил сначала наркома танковой промышленности СССР Вячеслава Малышева, а затем и самого Сталина. Еще больший фурор новая боевая машина произвела на участников испытаний на полигоне. Из нового тяжелого танка расстреляли трофейную «Пантеру». С дистанции 1400 метров 122-мм тупоголовый бронебойный снаряд БР-471Б уверенно пробивал броню немецкого «хищника», оставляя в ней серьезные пробоины. Попадание такого снаряд в лоб башни не только образовало в ней пробоину размерами 180 на 240 мм, но и сорвало башню «Пантеры» с погона, она была смещена на 500 мм относительно оси вращения. Стоит отметить, что в годы Великой Отечественной войны наряду с обозначением ИС-2 использовалось и название ИС-122, где индекс 122 как раз обозначал калибр основного вооружения тяжелого танка.

Но были у танка и недостатки. Во-первых, очень небольшая для танковой пушки скорострельность – всего 1,5-3 выстрела в минуту. У 122-мм танковой пушки Д-25Т было раздельно-гильзовое заряжание. Низкая скорострельность не позволяла вести интенсивный огонь по противнику и ограничивала возможности танка при борьбе с вражеской бронетехникой. Правда, по воспоминаниям воевавших на ИСах танкистов, низкая скорострельность танка в реальных боевых условиях обычно не была проблемой. Другой не менее серьезной проблемой был небольшой боекомплект танка (всего 28 снарядов). По этой причине танкисты очень часто старались помещать в танк снаряды сверх штата. Но даже несмотря на имеющиеся недостатки, куда лучшая по сравнению со всеми средними танками живучесть и главное – очень мощное орудие – искупали недостатки машины и в декабре 1943 года ИС-2 пошел в серию.

Маршевая колонна тяжелых танков ИС-2 1-го Украинского фронта на подступах к Берлину. У обочины дороги стоит автомобиль Willys MB, фото: waralbum.ru


Боевое применение танков ИС-2

Успеху решающих наступлений Красной Армии в 1944 году в немалой степени способствовало появление на полях сражений новых тяжелых танков ИС-2. Эти грозные боевые машины первоначально были объединены в отдельные тяжелые танковые полки. Учитывая важность решаемых ими задач, данным частям часто «авансом» присваивалось звание гвардейских. При проведении наступательных операций тяжелый танковый полк ИС-2 был своеобразным тузом в рукаве командира танкового корпуса. Каждый такой полк состоял из 4-х рот по 5 боевых машин, а также танка командира полка (всего 21 танк). Позднее в Красной Армии появились и более крупные формирования – тяжелые танковые бригады.

В наступлении танки ИС-2 защищали фланги и боролись с контратаками немецких танков. Обычно они двигались позади боевых порядков либо отдельными группами, либо колонной. Часто их использовали для захвата узлов дорог и отдельных опорных пунктов противника. Обычно для этих целей танковой бригаде придавался взвод или рота ИСов, которая занималась поддержкой танков первого эшелона. Тяжелые танки двигались линией в 200-300 метрах от «тридцатьчетверок», которые наступали в первом эшелоне. Для немецких танков, пытавшихся контратаковать Т-34 или обстрелять их из засады, встреча с ИС-2 могла обернуться неприятным смертоносным сюрпризом. Даже осколочно-фугасный снаряд 122-мм танковой пушки Д-25Т при удачном попадании мог вывести из строя немецкий танк или его экипаж.

В обороне тяжелые танки ИС-2 отражали атаки немецкой бронетехники, подавляли его артиллерию и огневые точки. Обычно танки выдвигались в район вероятной атаки немцев и выстраивались в шахматном порядке – от 1,5 до 2-х километров в ширину и до 3-х километров в глубину. Помимо этого практиковалось размещение небольшого количества тяжелых танков ИС на переднем крае вместе со средними танками Т-34, при этом основные силы держались в тылу, для того чтобы иметь возможность контролировать все возможные пути и направления атаки противника.

Танки ИС-2 с десантом на борту в атаке


Залогом успешных действий тяжелых танков ИС-2 в боевых условиях была постоянная и тщательная разведка местности. Здесь нужно принимать во внимание, что для танкистов очень важно было иметь не только информацию о противнике, но и о местности, на которой предстояло действовать. Если средние танки могли без особых проблем передвигаться по песчаному грунту, болотистой местности и по легким мостам, то гораздо более тяжелые ИС-2 (боевая масса танка 46 тонн) могли если не застрять, то раньше времени износить ходовую часть и сжечь топливо. Часто прокладкой пути для тяжелых танков занимались саперы и здесь запросто могло не хватить усилий саперного взвода.

Перед боем танкисты тщательно к нему готовились, все офицеры получали карты, с нанесенной на них известной обстановкой, а экипажи боевых машин, вплоть до каждого механика-водителя, знакомились с передним краем неприятельской обороны и местности. Экипаж каждого танка ИС-2 должен был знать схему действий своей боевой машины и полка во время прорыва обороны. Танкисты отмечали, что новый тяжелый танк был достаточно надежной машиной. При умелом уходе он мог пройти без происшествий до 100 километров в сутки, существенно перекрывая гарантию 520-сильного дизельного двигателя В-2ИС по моточасам.

Вместе с другой бронетехникой Красной Армии тяжелые танки ИС-2 хорошо показали себя во время городских боев в Европе. Расчистка городских улиц и подавление огневых позиций противника, по словам историков, представляли для обороняющихся гитлеровцев настоящий Армагеддон. ИС-2 мог на полном ходу врезаться в уличные баррикады, давил гусеницами наспех составленные укрепления и позиции, а там где мощности его двигателя было недостаточно, в дело вступал главный аргумент данного танка – его 122-мм пушка. Особенно с расчетами обнаруженных противотанковых орудий противника и ствольной артиллерией советские танкисты не церемонились. А верхние этажи зданий, на которых засели обороняющиеся, могли стать для них братской могилой после попадания 122-мм осколочно-фугасного снаряда. Одного выстрела из пушки Д-25Т обычно хватало, чтобы закрыть вопрос с продвижением вперед небольшой группы из одного-двух танков и пехоты сопровождения вглубь города. Неслучайно именно танки ИС-2 одними из первых начали оказывать огневую поддержку советской пехоте во время штурма здания Рейхстага.


В целом, по мнению многочисленных военных специалистов и историков, тяжелый танк ИС-2 оказался одним из самых сбалансированных и неприхотливых советских танков периода Великой Отечественной войны.

Источники информации:
http://tvzvezda.ru/news/qhistory/content/201704230814-745n.htm
https://life.ru/t/армия/986967/ubiitsa_tighrov_i_pantier_kak_is-2_nokautiroval_bronietiekhniku_rieikha
https://worldoftanks.ru/ru/news/history/heavy_guardian_hammer
Материалы из открытых источников

topwar.ru

снаружи и внутри (33 фото + 4 видео) . Чёрт побери

В принципе, ИС-2 такой же символ Победы, как Т-34, но менее сговорчивый в плане записать его на свой счет. Вообще, об ИСе можно говорить бесконечно, он того точно заслуживает. Та же уникальность танка, который был построен «с нуля», не являлся модернизацией или реализацией довоенных разработок. Просто РККА нужен был тяжелый танк, и армия его получила.


Всего с 1943 по 1945 годы наши заводы дали армии 3395 танков ИС-2.
Ну а теперь, собственно, немного истории, а потом полезем в люк.


Идея создания тяжелого танка прорыва зародилась еще в 1942 году, когда первый «Тигр» попал в руки советских специалистов. Но и кроме «Тигра» на полях сражений появились изрядно модернизированные в плане брони PzKpfw IV и САУ StuG III. Т-34 и КВ-1 с 76-мм пушками стали проигрывать дуэли. А в 1943-м еще «Пантера» добавилась в теплую компанию панцеров…
И потому появились ИСы.

Работой по созданию тяжелого танка ИС руководил Николай Федорович Шашмурин.


Общий контроль осуществлял творец первого нормального советского тяжелого танка КВ Жозеф Яковлевич Котин.


Первый ИС фактически вышел комом. Танк был хорош, но тут столкнулись лбами две разработки/модернизации: КВ-85 Котина и ИС-1 Шашмурина. Два танка, тяжелых, вооруженных 85-мм пушкой – это была бы непозволительная роскошь в военное время. Поэтому в серию пошел уже апробированный КВ, а над ИСом начали работать «на перспективу».
Перспектива была такой: отказавшись от идеи (заведомо провальной, кстати) создания тяжелого танка с высокой скоростью, огневой мощью и броней, начали работы над машиной, где про скорость просто забыли. Зато броня должна была бы выдерживать попадания любого немецкого снаряда, а пушка нового танка бить «кошек» в любой проекции с комфортных дистанций.
Встал вопрос о новом орудии. С подачи Котина, кстати. Жозеф Яковлевич видел несколько дальше, и вполне мог предсказать появление и «Фердинандов», и «Королевских тигров».
Поэтому 85-мм орудие ДТ-5 осталось на отличном среднем танке Т-34-85 и условно тяжелом КВ-85. Собственно, всего 148 выпущенных КВ-85 – лучшее подтверждение того, что танк вышел так себе.


Д-5Т – действительно хорошее оружие для среднего танка. Но для борьбы с «кошками» нужно было орудие поосновательнее. В итоге — 122-мм корпусная пушка А-19, которая была хорошо освоена советской промышленностью и выпускалось в Перми с достаточной скоростью и качеством.

Испытания показали, что «новое» орудие нового танка с расстояния 1000-1500 метров уверенно пробивает «Пантеру», а при удачном попадании срывает башню с погона.


Но за это пришлось платить скорострельностью. У пушки А-19, которая стала танковой ДТ-25Т, было раздельно-гильзовое заряжание. Увы, для столь крупного калибра – нормальная практика того времени. Потому максимальная скорострельность – 2-3 выстрела в минуту.
Низкая скорострельность не позволяла вести интенсивный огонь по противнику, при прорыве укрепленных районов противника и поддержке пехоты. Правда, по воспоминаниям воевавших на ИСах танкистов, низкая скорострельность танка в реальных боевых условиях обычно не была проблемой.
Основная задача – точно прицелиться, остальное все сделает снаряд, которому просто надо попасть во вражеский танк. В любое его место, в любой проекции.
Хуже, что боекомплект оказался небольшим, всего 28 снарядов. По этой причине танкисты очень часто старались помещать в танк снаряды сверх нормы, ибо такой запас карман не тянет. Благо, в отличие от других танков, места в ИСе хватает.

Раз мы заговорили о месте, то пора в люк залезть.


Сразу отметим, что этот танк несколько недоработан с точки зрения сотрудников музея, не хватает некоторых деталей интерьера внутри, но это поправимое дело, знаем.


Орудие. С большой буквы Пушка. На полбашни.


Сложно сказать, как в то время было с освещением. Явно небогато.


Здесь должны лежать магазины для пулеметов.


Вид на место механика-водителя с командирского места. Нет люка, как на Т-34, и все, что видит мехвод — это направление через смотровую щель.


Но при таком танке оно ему особо и не надо больше. Зато — не достанут.


Механизмы точной наводки орудия:


Вот есть какое-то ощущение надежности и мощи. Как есть, кошкодав.
Обычно ИСы двигались позади боевых порядков группами, в задачи которых была поддержка танков первого эшелона. Тяжелые танки двигались в 200-300 метрах от Т-34 и самоходок, которые наступали в первом эшелоне. Для немецких танков и САУ, планировавших контратаковать либо работать из засады, наличие в наступающих рядах ИС-2 весьма усложняло задачу. Повторюсь, главное для 122-мм снаряда – попасть в корпус вражеской машины. А что конкретно там будет выведено из строя (в том числе и экипаж) – дело второе.
В истории отмечено, что ИС-2 был достаточно надежной машиной. Это отмечали многие танкисты в своих воспоминаниях. При умелом уходе ИС мог пройти без происшествий до 100 километров в сутки.


Это он, В-2ИС, сердце пламенное.


Наиболее эффективно показал себя ИС-2 во время городских боев в Европе. Расчистка городских улиц и подавление огневых позиций противника стали основными боевыми задачами. ИС-2 мог как бульдозер просто сметать уличные баррикады, а если не хватало мощности двигателя или пространства для маневра – наготове всегда имелся вышеупомянутый 122-мм аргумент.


Реальную угрозу для танка представляли расчеты гранатометчиков и противотанковые орудия, бьющие в упор. Но здесь уже дело было в работе пехоты, да и три пулемета представляли собой хорошее подспорье. Особенно ДШК на башне.

Интересный кадр: ИС-2 в Берлине. Справа — легенда советской кинохроники Роман Лазаревич Кармен, автор сериала «Неизвестная война».


Можно еще очень долго говорить об этом танке и его вкладе в Победу, но если в целом, то это один из лучших танков мира, в первую очередь, за счет именно своей сбалансированности и надежности. Да, как в песне пелось, броня его была крепка. Быстрым Ис-2 не был, но это ему и не требовалось.


ТТХ танка ИС-2
Боевая масса, т: 46
Экипаж, чел: 4

Размеры:
— длина корпуса, мм: 6770
— длина с пушкой вперёд, мм: 9830
— ширина, мм: 3070
— высота, мм: 2630
— клиренс, мм: 420


Бронирование:
Тип брони: катаная высокой твёрдости, литая средней твёрдости
Лоб корпуса (верх), мм/град: 120 / 60°
Лоб корпуса (низ), мм/град: 100 / −30°
Борт корпуса, мм/град: 90-120 / 15°
Корма корпуса (верх), мм/град: 60 / 49°
Корма корпуса (низ), мм/град: 60 / −41°
Днище, мм: 20
Лоб башни, мм: 100


Вооружение:
122-мм пушка Д-25Т, 3 × 7,62-мм пулемета ДТ, 1 × 12,7-мм пулемет ДШК (начиная с 1944 г.)
Боекомплект пушки: 28 снарядов
Углы ВН, град: −3…+20°
Углы ГН, град: 360°
Дальность стрельбы, км: 4

Подвижность:
Тип двигателя: V‑образный 4‑тактный 12‑цилиндровый дизель В‑2ИС
Мощность двигателя, л. с: 520
Скорость по шоссе, км/ч: 37
Скорость по пересечённой местности, км/ч: 10-15
Запас хода по шоссе, км: 240
Запас хода по пересечённой местности, км: 160
Тип подвески: торсионная индивидуальная
Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,8
Преодолеваемый подъём, град: 36
Преодолеваемая стенка, м: 1
Преодолеваемый ров, м: 2,5
Преодолеваемый брод, м: 1,3

chert-poberi.ru

Оружие Победы. Танк ИС-2: снаружи и внутри

Продолжая тему сокровищ, которые можно обнаружить среди экспонатов Музея отечественной военной истории в Падиково, сегодня остановимся на тяжелом танке ИС-2.

В принципе, ИС-2 такой же символ Победы, как Т-34, но менее сговорчивый в плане записать его на свой счет. Вообще, об ИСе можно говорить бесконечно, он того точно заслуживает. Та же уникальность танка, который был построен «с нуля», не являлся модернизацией или реализацией довоенных разработок. Просто РККА нужен был тяжелый танк, и армия его получила.

Всего с 1943 по 1945 годы наши заводы дали армии 3395 танков ИС-2.

Ну а теперь, собственно, немного истории, а потом полезем в люк.

Идея создания тяжелого танка прорыва зародилась еще в 1942 году, когда первый «Тигр» попал в руки советских специалистов. Но и кроме «Тигра» на полях сражений появились изрядно модернизированные в плане брони PzKpfw IV и САУ StuG III. Т-34 и КВ-1 с 76-мм пушками стали проигрывать дуэли. А в 1943-м еще «Пантера» добавилась в теплую компанию панцеров…

И потому появились ИСы.

Работой по созданию тяжелого танка ИС руководил Николай Федорович Шашмурин.

Общий контроль осуществлял творец первого нормального советского тяжелого танка КВ Жозеф Яковлевич Котин.

Первый ИС фактически вышел комом. Танк был хорош, но тут столкнулись лбами две разработки/модернизации: КВ-85 Котина и ИС-1 Шашмурина. Два танка, тяжелых, вооруженных 85-мм пушкой – это была бы непозволительная роскошь в военное время. Поэтому в серию пошел уже апробированный КВ, а над ИСом начали работать «на перспективу».

Перспектива была такой: отказавшись от идеи (заведомо провальной, кстати) создания тяжелого танка с высокой скоростью, огневой мощью и броней, начали работы над машиной, где про скорость просто забыли. Зато броня должна была бы выдерживать попадания любого немецкого снаряда, а пушка нового танка бить «кошек» в любой проекции с комфортных дистанций.

Встал вопрос о новом орудии. С подачи Котина, кстати. Жозеф Яковлевич видел несколько дальше, и вполне мог предсказать появление и «Фердинандов», и «Королевских тигров».

Поэтому 85-мм орудие ДТ-5 осталось на отличном среднем танке Т-34-85 и условно тяжелом КВ-85. Собственно, всего 148 выпущенных КВ-85 – лучшее подтверждение того, что танк вышел так себе.

Д-5Т – действительно хорошее оружие для среднего танка. Но для борьбы с «кошками» нужно было орудие поосновательнее. В итоге — 122-мм корпусная пушка А-19, которая была хорошо освоена советской промышленностью и выпускалось в Перми с достаточной скоростью и качеством.

Испытания показали, что «новое» орудие нового танка с расстояния 1000-1500 метров уверенно пробивает «Пантеру», а при удачном попадании срывает башню с погона.

Но за это пришлось платить скорострельностью. У пушки А-19, которая стала танковой ДТ-25Т, было раздельно-гильзовое заряжание. Увы, для столь крупного калибра – нормальная практика того времени. Потому максимальная скорострельность – 2-3 выстрела в минуту.

Низкая скорострельность не позволяла вести интенсивный огонь по противнику, при прорыве укрепленных районов противника и поддержке пехоты. Правда, по воспоминаниям воевавших на ИСах танкистов, низкая скорострельность танка в реальных боевых условиях обычно не была проблемой.

Основная задача – точно прицелиться, остальное все сделает снаряд, которому просто надо попасть во вражеский танк. В любое его место, в любой проекции.

Хуже, что боекомплект оказался небольшим, всего 28 снарядов. По этой причине танкисты очень часто старались помещать в танк снаряды сверх нормы, ибо такой запас карман не тянет. Благо, в отличие от других танков, места в ИСе хватает.

Раз мы заговорили о месте, то пора в люк залезть.

Сразу отметим, что этот танк несколько недоработан с точки зрения сотрудников музея, не хватает некоторых деталей интерьера внутри, но это поправимое дело, знаем.

Орудие. С большой буквы Пушка. На полбашни.

Сложно сказать, как в то время было с освещением. Явно небогато.

Место боекомплекта. Снаряды тут еще появятся.

Здесь должны лежать магазины для пулеметов.

Вид на место механика-водителя с командирского места. Нет люка, как на Т-34, и все, что видит мехвод — это направление через смотровую щель.

Но при таком танке оно ему особо и не надо больше. Зато — не достанут.

Механизмы точной наводки орудия:

Вот есть какое-то ощущение надежности и мощи. Как есть, кошкодав.

Обычно ИСы двигались позади боевых порядков группами, в задачи которых была поддержка танков первого эшелона. Тяжелые танки двигались в 200-300 метрах от Т-34 и самоходок, которые наступали в первом эшелоне. Для немецких танков и САУ, планировавших контратаковать либо работать из засады, наличие в наступающих рядах ИС-2 весьма усложняло задачу. Повторюсь, главное для 122-мм снаряда – попасть в корпус вражеской машины. А что конкретно там будет выведено из строя (в том числе и экипаж) – дело второе.

В истории отмечено, что ИС-2 был достаточно надежной машиной. Это отмечали многие танкисты в своих воспоминаниях. При умелом уходе ИС мог пройти без происшествий до 100 километров в сутки.

Это он, В-2ИС, сердце пламенное.

Наиболее эффективно показал себя ИС-2 во время городских боев в Европе. Расчистка городских улиц и подавление огневых позиций противника стали основными боевыми задачами. ИС-2 мог как бульдозер просто сметать уличные баррикады, а если не хватало мощности двигателя или пространства для маневра – наготове всегда имелся вышеупомянутый 122-мм аргумент.

Реальную угрозу для танка представляли расчеты гранатометчиков и противотанковые орудия, бьющие в упор. Но здесь уже дело было в работе пехоты, да и три пулемета представляли собой хорошее подспорье. Особенно ДШК на башне.

Интересный кадр: ИС-2 в Берлине. Справа — легенда советской кинохроники Роман Лазаревич Кармен, автор сериала «Неизвестная война».

Можно еще очень долго говорить об этом танке и его вкладе в Победу, но если в целом, то это один из лучших танков мира, в первую очередь, за счет именно своей сбалансированности и надежности. Да, как в песне пелось, броня его была крепка. Быстрым Ис-2 не был, но это ему и не требовалось.

ТТХ танка ИС-2

Боевая масса, т: 46
Экипаж, чел: 4

Размеры:
— длина корпуса, мм: 6770
— длина с пушкой вперёд, мм: 9830
— ширина, мм: 3070
— высота, мм: 2630
— клиренс, мм: 420

Бронирование:
Тип брони: катаная высокой твёрдости, литая средней твёрдости
Лоб корпуса (верх), мм/град: 120 / 60°
Лоб корпуса (низ), мм/град: 100 / −30°
Борт корпуса, мм/град: 90-120 / 15°
Корма корпуса (верх), мм/град: 60 / 49°
Корма корпуса (низ), мм/град: 60 / −41°
Днище, мм: 20
Лоб башни, мм: 100

Вооружение:
122-мм пушка Д-25Т, 3 × 7,62-мм пулемета ДТ, 1 × 12,7-мм пулемет ДШК (начиная с 1944 г.)
Боекомплект пушки: 28 снарядов
Углы ВН, град: −3…+20°
Углы ГН, град: 360°
Дальность стрельбы, км: 4

Подвижность:
Тип двигателя: V‑образный 4‑тактный 12‑цилиндровый дизель В‑2ИС
Мощность двигателя, л. с: 520
Скорость по шоссе, км/ч: 37
Скорость по пересечённой местности, км/ч: 10-15
Запас хода по шоссе, км: 240
Запас хода по пересечённой местности, км: 160
Тип подвески: торсионная индивидуальная
Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,8
Преодолеваемый подъём, град: 36
Преодолеваемая стенка, м: 1
Преодолеваемый ров, м: 2,5
Преодолеваемый брод, м: 1,3

Послесловие. Да, в этом обзоре чего-то сильно не хватает. С нашей точки зрения, это видеокомментариев специалиста. Настоящего специалиста. Поэтому в следующий наш визит в Музей отечественной военной истории мы возьмем с собой настоящего эксперта по танкам.

/Роман Скоморохов, topwar.ru/

army-news.ru

ИС-2: аргумент калибром 122 мм

Применение танков ИС-2 — одна из самых интересных тем в истории Великой Отечественной войны. Но исследована она до сих пор не очень тщательно.

ИС-2 был самым массовым тяжёлым танком Второй мировой войны и этапной машиной для советского и мирового танкостроения. Настоящий «универсальный солдат», способный решать очень широкий спектр боевых задач, равно хорошо зарекомендовавший себя как в боях на открытой местности, так и в городах, он более полувека состоял на вооружении разных стран.

31 октября 2015-го этому танку исполнится 72 года.

Портрет героя

Весной 1942 года Главное автобронетанковое управление (ГАБТУ) запустило программу создания тяжёлого танка массой 30 тонн. Работы вели челябинские инженеры. Машина получила заводской индекс КВ-13, но почти в то же время конструкторское бюро стало использовать и название ИС-1. Несмотря на индекс КВ, с серийным тяжёлым танком «Клим Ворошилов» новый танк имел очень мало общего.

Осенью 1942 года первый образец КВ-13 показал на испытаниях отличную скорость 56 км/ч и одновременно — множество дефектов конструкции. Начался процесс доработок, в ходе которого масса танка выросла до 38 тонн, а экипаж увеличился до четырёх человек. К весне следующего года за машиной уже официально закрепили индекс ИС-1. Сокращение расшифровывалось как «Иосиф Сталин».

Опытный образец ИС-122 на испытаниях.
Октябрь 1943 года

ИС-1 оснащали 85-мм орудием. Но танков с такой пушкой было построено немного, потому что в это же время конструкторы-артиллеристы под руководством Ф. Ф. Петрова работали над ещё одной темой, которой предстояло стать судьбоносной для тяжёлого танка ИС. Речь идёт о 122-мм танковой пушке. Эскизный проект её установки в ИС был готов летом 1943 года, осенью построили прототип и провели ходовые и огневые испытания. В декабре с конвейеров сошли первые 35 ИС-2 со 122-мм пушкой. Всего же за время войны таких танков, с некоторыми конструкционными доработками, было построено 3385.

Подавляющее большинство ИС-2 поступало на вооружение гвардейских тяжёлых полков прорыва. А в общей сложности новым танком были оснащены 25 частей Красной армии.

Против «Тигров» всех мастей

По своим задачам новый советский тяжёлый танк в некоторой степени перекликался с немецким «Тигром». Полки ИСов служили для усиления танковых соединений. С «Тиграми», вопреки расхожему мнению, ИС-2 встречались на поле боя довольно часто и, как правило, с печальным итогом для немцев. И хотя прямого приказа, запрещавшего немецким танкистам воевать с ИСами, не было, в советских отчётах начиная со второй половины 1944 года и вплоть до конца Великой Отечественной войны всё чаще говорилось, что противник уклонялся от прямого контакта с советскими тяжёлыми танками.

ИС-2 в атаке. Осень-зима 1944 года

Характерным примером использования ИС-2 в боях 1944 года можно считать Львовско-Сандомирскую операцию. 29-й тяжёлый полк в период с 16 по 19 июля безвозвратно уничтожил 23 «Тигра» и «Пантеры». Собственные потери полка — три сгоревших танка и восемь подбитых, из которых пять удалось восстановить. Всего за время операции 29-й полк записал на свой счёт 38 уничтоженных немецких танков и САУ — при четырёх сгоревших ИСах и пяти требующих капремонта.

Хорошо сработал в той же операции 71-й гвардейский тяжёлый танковый полк. Поначалу боевые действия сложились для полка неудачно: он попал в засаду, потерял три танка сгоревшими и три подбитыми, а командир полка был смертельно ранен. Ответным огнём гвардейцы уничтожили «Тигр», «Фердинанд» и подбили две «Пантеры». После боя на броне одного из ИСов насчитали 18 непробитий от 75-мм снарядов.

Танк гвардии младшего лейтенанта Неелова, повреждённый в ходе боёв за Раузен, март 1945 года. Танк получил 16 попаданий, но так и не был пробит

Через два дня у местечка Магерув полк снова попал в засаду, но в этот раз не повезло немцам. Полк, не потеряв ни одной машины, пошёл в обход опасного участка, а единственный оставшийся танк гвардии лейтенанта Б. Слюняева уничтожил «Фердинанд», две противотанковые пушки и столько же бронетранспортёров. Затем полк переправился через реку Сан и оказался за пределами довоенной территории СССР.

Уже в Польше полк столкнулся с «Королевскими тиграми» — новейшими немецкими тяжёлыми танками. Хорошо известен эпизод, в котором лейтенант А. Оськин на Т-34–85 подбил три танка этого типа. Но вместе с Оськиным стреляли все, кто мог. А вот находившиеся рядом ИС-2 воевали с «Королевскими тиграми» практически один на один. В бою у деревни Оглендув бойцы 71-го тяжёлого гвардейского полка одержали верх со счётом 6:0.

«Ломовая лошадь» Красной армии

Помимо тяжёлых полков прорыва, ИС-2 поступали на вооружение гвардейских танковых бригад. Их состав техники был, в отличие от полков, разнородным. Например, 57-я гвардейская танковая бригада получила в марте 1945 года десять ИСов в дополнение к «тридцатьчетвёркам».

Тактика их применения в составе бригады соответствовала использованию полков прорыва. ИСы шли за боевыми порядками Т-34–85 и расчищали средним танкам путь, расстреливая танки и САУ противника с больших дистанций.

За девять дней боёв 57-я гвардейская бригада уничтожила 19 немецких танков и 12 самоходок, потеряв безвозвратно всего четыре ИС-2. Один из тяжёлых танков под командованием младшего лейтенанта Неелова за один бой расправился с тремя немецкими танками, двумя САУ, семью орудиями и примерно сотней немецких солдат. После боя на броне насчитали 16 попаданий, все без пробития.

В городском бою ИС-2 сражались в составе штурмовых групп. Их мощное орудие было прекрасным средством разрушения немецких укреплений и огневых точек в домах.

ИС-2 в боях за Берлин

Вне зависимости от участка фронта и местности, ИС-2 действовали на острие событий. К сожалению, до сих пор нет ни одной капитальной работы о боевом применении этих тяжёлых танков. Но начиная с весны 44-го трудно найти документы хотя бы об одном крупном сражении, в котором не гремели залпы их 122-мм пушек.

Материал перепубликован с портала worldoftanks.ru в рамках партнёрства.


Источники:

  1. Документы Центрального архива Министерства обороны РФ.
  2. Личный фотоархив автора.

warspot.ru

Тяжелый танк ИС-2 (СССР) | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

Характеристики тяжелого танка ИС-2

Страна: СССР
Тип: Тяжелый танк
Дата выпуска: 1943 г.
Длинна: 6,77 м 
Ширина: 3,07 м
Высота: 2,73 м
Броня, лоб: 120 мм  
Броня, борт: 95 мм 
Броня, башня: Нет сведений
Экипаж: 4 человека
Двигатель: дизельный В-2-ИС, 600 л. с.
Дальность хода: 250 км (по дороге)
Максимальная скорость: 37 км/ч (по дороге)
Масса:46 тонн
Вооружение:122-мм Д-25 (28 снарядов), 12,7-мм ДШК (250 патронов), 2×7,62-мм ДТ (2520 патронов)

К 1943 году, с появлением новых немецких тяжелых танков Pz VI «Тигр» появилась необходимость и в обновлении советского парка аналогичных машин. Машине, которая должна была стать стальным воплощением силы советского народа было присвоено имя ИС — Иосиф Сталин, по аналогии с более ранними тяжелыми танками КВ (Клим Ворошилов).

Создание и испытания танка ИС-2

4 сентября 1943 года постановлением ГКО № 4043сс Опытный завод № 100 обязывали спроектировать, изготовить и испытать совместно с Техуправлением ГБТУ танк ИС, причем сделать это требовалось за месяц — до 15 октября 1943 года. Вооружение машины должно было состоять из пушки калибра 122 мм. Чтобы конструкторам не пришлось долго скучать без дела, этим же постановлением им предписывалось на основе ещё не созданного тяжелого танка, создать и САУ. На это дело срок был отведен всего 2 недели — успеть надо было к 1 ноября 43-го.

Танки ИС-2 74-го тяжелого танк-самоходного полка

Калибр 122-мм выбран не случайно —  главный конструктор завода № 100 Ж. Я. Котин, изучая итоги Курской битвы обратил внимание на то, что из всех артиллерийских систем наиболее успешно боролась с «Tiger» 122-мм корпусная пушка А-19. Сделать это было непросто — мощное и габаритное орудие втиснуть в весьма ограниченное по размерам пространство, задача сложная. Однако конструкторы справились с задачей — ствол А-19 установили в танк с применением круглой люльки, противооткатных устройств и подъемного механизма от опытной танковой 122-мм гаубицы У-11, однако для уменьшения отдачи на орудие пришлось установить дульный тормоз.

Получив с завода № 100 необходимую документацию, в КБ завода № 9 быстро выполнили эскизный проект компоновки А-19 в башне танка ИС-85 (ИС-1), и сам Сталин нашел его вполне удачным. Постановлением ГКО № 4479сс от 31 октября 1943 года танк ИС с 122-мм пушкой (объект 240) был принят на вооружение Красной Армии. При этом заводу № 9 предписывалось изготовить к 11 ноября 1943 года танковый вариант орудия А-19 с поршневым затвором и предъявить его на испытания к 27 ноября.

танк Ис-2

Танк прошел испытания без проблем, показав отличные результаты по всем параметрам. В ходе проверки артсистемы, снаряд выпущенный с расстояния 1500 метров  по трофейному немецкому Pz V «Пантера» пробил башню с одной стороны и прошив на вылет, целиком выбил броневой лист с противоположной стороны по линии сварки. В серию этот тяжелый танк пошел под индексом ИС-2.

 Боевое применение тяжелого танка ИС-2

Первые ИС-2 стали поступать в части в ходе финального этапа освобождения правобережной Украины. Полк тяжелых танков в составе 1 ГвТА вел боевые действия в районе г. Обертин, уничтожив за 20 дней 41 танк «Тигр» и САУ «Фердинанд», 3 БТР с боеприпасами и 10 противотанковых орудий, безвозвратно потеряв при этом 8 танков ИС-2.

В декабре 1944 года было начато формирование отдельных гвардейских тяжелых танковых бригад, на базе бригад вооруженных танками Т-34. Основной задачей гвардейцев был прорыв сильно укрепленных оборонительных рубежей на острие главного удара, и борьба с танковыми группировками противника.

тяжелый танк ИС-2 и САУ ИСУ-152 выполненная на его базе

 

Первая встреча ИС-2 с «Королевскими Тиграми» (Tiger II) произошла 13 августа 1944 года. Тогда взвод танков ИС-2 гвардии старшего лейтенанта Клименкова из 3-го танкового батальона 71-го гвардейского тяжелого танкового полка с заранее подготовленных позиций вступил в бой с немецкими танками, подбил один Королевский Тигр и еще один сжег. Примерно в то же время, одиночный ИС-2 гвардии старшего лейтенанта Удалова, действуя из засады, вступил в бой с 7-ю Королевскими Тиграми, и также сжег один и еще один подбил. Уцелевшие пять машин стали отступать. Танк Удалова, совершив маневр навстречу противнику, сжег еще один Королевский Тигр.

Всего до конца войны было произведено 3854 тяжелых танков ИС-2.


источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет

armedman.ru

Танки ИС. История стального кулака. Часть 2

Перед тем, как начать описывать боевое применение танков ИС я должен упомянуть о некоторых очень важных вещах. Во-первых, согласно уставам и наставлениям советской армии основной целью танков были пехота, огневые точки и укрепления противника. Уничтожение танков противника было вынужденной мерой. У немцев же наоборот - в то время танки нацеливались именно на уничтожение танков.
Во-вторых, танки ИС, особенно ИС-2 имели относительно низкую скорострельность (не более 3,5 выстр/мин) и малый боекомплект (всего 28 снарядов, однако есть информация, что танкисты умудрялись засунуть в танк полтора-два боекомплекта). Немецкие же танки и противотанковые орудия имели скорострельность порядка 7 - 8 выстр/мин.
Для большей наглядности, я приведу одну цитату:
"Представим себе следующую ситуацию: дуэль между "Тигром" и ИС-2 в идеальных (ровная местность, дистанция до 1000 м) и равных (качество прицелов, уровень подготовки наводчиков, полный боекомплект, пушка с клиновым затвором) условиях. При этом заложим 50-процентную вероятность поражения первым выстрелом и договоримся, что оба танка дадут промах (в случае попадания и говорить не о чем), но обязательно должны попасть вторым снарядом, что в реальной жизни часто и бывало. Что же происходит дальше?
Заряжающий ИСа берет из боеукладки, расположенной в кормовой нише башни, 25-кг снаряд и вкладывает его в ствол, затем прибойником досылает его вперед так, чтобы ведущий поясок прочно (со звоном, как сказано в "Руководстве") заклинился в начале нарезов канала ствола. Опытный заряжающий досылает снаряд рукой, что ускоряет процесс. Затем заряжающий берет 15-кг гильзу с зарядом с правой стенки башни (мы договорились, что боекомплект полный, а значит, после первого выстрела в башне еще осталась одна гильза с зарядом, за следующей придется "нырять" вниз, поскольку остальные гильзы расположены в корпусе ИСа), вкладывает ее в ствол и досылает. При этом затвор закрывается автоматически. Заряжающий докладывает- "Готово", командир танка произносит - "Огонь", а наводчик, который за время заряжания успел откорректировать прицел, нажимает на спуск и производит выстрел. Впрочем, стоп! При всех наших условиях у самого тренированного заряжающего на все выше сказанное уйдет минимум 20 секунд, а значит, как ни горько это признать, он не успеет закончить процесс заряжания, потому-что на 8-й секунде в башню ИСа влетит 88-мм немецкий снаряд, а на 16-й - второй! Таким образом, при первом промахе "Тигр" со скорострельностью своей пушки 6-8 выстр/мин не оставил ИС-2 ни одного шанса на второй выстрел. Даже если бы наших танков было два, то "Тигр", поразив первый ИС, успевал бы дать первый выстрел по второму на 4 секунды раньше ответного. В итоге получается, что для гарантированного поражения одного "Тигра" вторым выстрелом необходимо иметь три танка ИС-2." От себя добавлю - "Пантера" может то же самое.

На фото - подбитый ИС-2, зима 1945. Обратите внимание на то, сколько попаданий пришлось в борта башни. Это результат тактической ошибки применения танка. По видимому, танк подбит огнем из засады.

fishki.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *