Из танка трактор – Из танка трактор получится? — Наука, Техника, Языки — Вопросы и ответы AnyAsk

ИЗ ТАНКА — ТРАКТОР. Маневренные танки СССР Т-12, Т-24, ТГ, Д-4 и др.

ИЗ ТАНКА — ТРАКТОР

Ввиду того, что фактически производство танка Т-24 свернули, не успев начать, на базе этого танка не успели спроектировать каких-то других боевых машин (самоходки, бронетранспортеры и т. п.). Единственным образцом, созданным на базе Т-24, был артиллерийский тягач «Коминтерн». Последний, в отличие от своего «прародителя» выпускался в довольно больших количествах и использовался в Красной Армии длительное время. Так как это единственная машина, созданная на базе танка Т-24, имеет смысл рассказать о ней несколько подробнее.

Еще в 1930 году Особое техническое бюро Главного управления военной промышленности ВСНХ совместно с ГКБ ОАТ начали проектирование тракторов в рамках разрабатываемой «системы танко-тракторо-автоброневооружения РККА». Предполагалось создать три типа тракторов — легкий массой 3–3,5 т для дивизионной артиллерии, средний 7–7,5 т для корпусной артиллерии и артиллерии РГК и тяжелый 11 т для «транспортировки особо тяжелых грузов». Для облегчения проектирования и унификации в конструкции тракторов планировалось использовать элементы танков (двигатели, ходовая часть).

На этом фото видны не менее девяти танков Т-24, предназначенных для установки в качестве огневых точек. Фото сделано на Украине летом 1941 года. Обратите внимание, что одна машина имеет штатно установленную 45-мм пушку обр. 1930 года (АСКМ).

В конце того же года разработку тяжелого трактора передали тракторному отделу ГХПЗ. Предполагалось спроектировать машину, способную эвакуировать средние танки и транспортировать орудия массой до 12 т. Работа велась конструкторами Д. Ивановым и Д. Бобровым под руководством инженера Б. Воронкова (ведущие конструкторы). К 7 ноября 1931 года ХПЗ изготовил три опытных образца, получивших собственное название — «Коминтерн». Однако испытания показали, что 7-тонная машина, оснащенная двигателем в 65 л.с. имеет малую скорость (18 км/ч) и недостаточную силу тяги.

Один из первых опытных образцов трактора «Коминтерн». 1931 год. Машина еще не имеет грузовой платформы (РГАЭ).

Серийный вариант тягача «Коминтерн», общий вид (ВИМАИВВС).

Недостатки конструкции устранялись под руководством Н. Зубарева, и в 1933 году на испытания вышли два доработанных варианта машины. Между собой они различались типом зацепления гусеницы — гребневым и цевочным.

В ходовой части тракторов использовали детали ходовой, уже опробованные на танке Т-24 — помимо всего прочего, в случае принятия «Коминтерна» на производство это облегчило бы их выпуск. При массе в 8 т трактора с грузом на крюке в 5 т показали на шоссе скорость в 25 км/ч, что по тем временам было очень неплохим результатом.

Тягачи «Коминтерн» проходят по Красной площади во время парада. 1939 год (РГАКФД).

Оба образца «Коминтерна» прошли полный цикл испытаний, включая НИБТ полигон в Кубинке. В заключении отчета об испытаниях на НИБТ полигоне говорилось:

«Трактор «Коминтерн» по своим тяговым и скоростным свойствам является лучшим типом трактора. Лучшим образцом является зубовой. По устранению недостатков может быть принят в эксплуатацию в РККА».

К числу недостатков военные отнесли, прежде всего, отсутствие грузовой платформы, закрытой кабины и лебедки. В кратчайшие сроки все эти элементы были введены в конструкцию машины, и в апреле 1934 года последовал заказ на изготовление первой партии в 50 машин. После испытаний и доработки, с 1935 года «Коминтерн» поставили на серийное производство на ХПЗ. Машины поступали в автобронетанковые войска (в качестве тягачей) и в артиллерию, где их использовали для транспортировки артсистем массой до 11 т. Всего в 1934–1940 годах ХПЗ изготовил 1798 «коминтернов».

Артиллерийский тягач «Коминтерн» имел компоновку грузового автомобиля с передним расположением двигателя, средним — кабины и задним грузовой платформы. Все агрегаты монтировались на раме, сваренной из двух продольных швеллеров, соединенных поперечинами.

В качестве силовой установки применялся четырехцилиндровый карбюраторный двигатель «КИН» мощностью 130 л.с. оригинальной разработки. При его проектировании использовали материалы по 180-сильному мотору, который проектировался А. Микулиным еще для танка Т-12, но так и не был принят к производству Двигатель получился довольно массивным (без малого тонна), но довольно надежным и выносливым. Он спокойно мог выдержать пробег в 2000 км и даже больше без капремонта. Двигатель оснащался карбюратором выпуска ХПЗ (по типу импортного «Солекс») и магнето с пусковым ускорителем. Запас горючего составлял 550 л и размещался в двух баках, установленных за кабиной.

Трансмиссия включала в себя пятиступенчатую коробку перемены передач, обеспечивающую пять скоростей вперед и одну назад (в диапазоне от минимальной 2,6 до максимальной 30,5 км/ч), двухдисковый главный фрикцион (сталь по феродо), бортовые фрикционы и тормоза.

Ходовая часть «Коминтерна» полностью заимствовалась от танка Т-24.

Испытания тягача «Коминтерн» буксировкой 122-мм пушки А-19 образца 1931 года (ВИМАИВВС).

Пружинная свечная подвеска на четырех балансирных тележках оказалась достаточно эластичной. Свою роль играли и опорные и поддерживающие катки, имеющие наружную обрезинку — благодаря всему этому «Коминтерн» имел очень мягкий ход. Правда гусеница, также «перекочевавшая» с Т-24, унаследовала плохое сцепление с грунтом на слабых и обледенелых грунтах и дорогах (это выяснилось еще при испытании Т-12). Чтобы как-то выйти из этого положения, «коминтерны» комплектовались шпорами, которые монтировали на траки.

Кабина тягача была деревянной с металлической обшивкой, частично заимствованной от автомобиля ЗИС-5. Грузовая платформа имела откидные борта, два поперечных сиденья и съемный тент.

Лебедка, смонтированная под платформой на горизонтальном барабане, имела трос длиной 30 м и диаметром 22 мм. Отбор мощности осуществлялся от коробки перемены передач, тяговое усилие лебедки составляло 10 000 кгс. Подача троса осуществлялась назад по ходу машины.

Для буксировки артсистем на задней балке рамы крепился буксирный пружинный поворотный крюк.

«Коминтерны», в отличие от своего предшественника Т-24, прошли всю Великую Отечественную войну, в целом зарекомендовав себя как надежная, но довольно сложная в эксплуатации машина. Они эксплуатировались до конца 1940-х годов, а некоторые машины и позже.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Как из трактора сделать танк Или как защитить свою землю.

Как из трактора сделать танк

История о человеке, который из своего трактора сделал танк и разнес пол города. Полиция, SWAT, вооруженные егеря и власти города беспомощно наблюдали за происходящим, все что им удалось сделать — это только эвакуировать жителей и перекрыть выезд из города. Что сподвигло практически пенсионера всегда спокойного и уравновешенного на такой поступок? — Читаем дальше.

Марвин Химейер, рождённый 28 октября 1951, покинул этот мир 4 июня 2004. Он был американским сварщиком, владельцем мастерской, ремонтировавшей автомобили в Грэнби – небольшом городке штата Колорадо. Население вГрэнби не превышало 2300 человек.

Землю под свою мастерскую и магазин Марвин официально приобрёл на аукционе, отдав сумму около $15 000. К сожалению, для этого он вынужден был расстаться со своей долей в крупном автосервисе города Денвера.

Любимым занятием было конструирование снегоходов с последующим катанием на них по всему городку и близлежащих окрестностях желающих, особенно молодожёнов. Одним словом, мужиком он был добродушным и очень безобидным. Отслужил пару лет техником на аэродроме в ВВС. С той поры связал жизнь с инженерно-технической областью.

За пятьдесят два года так и не женился. Хотя округа поговаривала о какой-то грустной любовной истории…

Пятидесятидвухлетний сварщик успел в Грэнби обжиться за несколько лет. Маленькая мастерская Химейерарасполагалась очень близко к территории цементного завода Mountain Park. И этот завод, расширяясь, стал принуждать собственников, чьи владения были вокруг территории, продавать свои участки.

Все близлежащие соседи уже сдались. Остался сопротивляться только Химейер. Его земля так и не перешла фабрикантам, хотя те испробовали на Марвине все доступные методы. В итоге сварщика стали вытравить. А раз все земли вокруг уже подгрёб под себя завод, мужику перекрыли подъезд к дому и все коммуникации.

Тогда Марвин решил проложить для себя другую дорогу, прикупив для своей идеи списанный бульдозер «Komatsu D355A-3. Отремонтировал его у себя в мастерской.

Бульдозер напоминал те, какими Газпром пользуется при работе на полярных месторождениях.

Но городские власти не выдали разрешения на прокладку нового дорожного полотна. Банк придрался к недостаткам оформления в ипотечном кредите и пригрозил отнять дом.

Марвин Химейер подаёт в суд на завод Mountain Park, и, естественно, проигрывает судебную тяжбу. К нему начинают приходить налоговики, выдвигая претензии по налогам, отчисляемых с розничной торговли. К ним добавляются пожарные службы, санэпиднадзор, который выписывает на $ 2500 штраф за несоответствие санитарным нормам резервуара, находящегося в мастерской. Причём – в автомастерской!

Марвину не дают даже подключиться к канализации, так как канаву для неё надо было прорывать по землях, принадлежащих Mountain Park. А те, естественно, не собирались выписывать ему такое разрешение.

Марвин стойко оплатил все квитанции штрафов и сборов. Приложив к ним краткое резюме – «Трусы». Неожиданно, 31. 03.2004 у него умирает отец.

Химейер едет на его похороны. За время отъезда ему успевают отключить свет, воду, а мастерскую – опечатать. После этого Марвин уходит в себя, закрывшись от мира в мастерской.

Модификации бульдозера

Марвин продаёт свой бизнес и всё имущество, оформив лизинг с компанией по уборке мусора. Это происходит за пару месяцев до событий.

Два года назад он купил бульдозер, чтобы оборудовать комфортабельную дорогу до своего магазина, но эту идею не одобрили городские власти и не разрешили строительство.

Подготовка бульдозера заняла полтора года. Следствие позже найдёт записки, в которых Химейер удивлялся, что не был пойман, хотя занимался проектом уже более полутора лет.

Марвин высказывал удивление невнимательности своих посетителей, который не замечали странных изменений в бульдозере, особенно его прибавку в массе на 910 кг.

Бульдозер Марвина Химейера — гусеничный Komatsu D355A, имеющий бронированную кабину. Толщина брони в некоторых местах была более 30 сантиметров, имела нескольких слоёв цемента и стальных листов.

Это была комбинированная броня, дающая прекрасную защиту от оружия, разного рода взрывчатки. Она и сохранила жизнь и здоровье хозяину, когда в него пустили более 200 пуль и произвели три взрыва.

В бульдозере для обороны имелись винтовка Barrett M82, карабин Ruger AC556, пистолет Kel-Tec P11 и револьверMagnum, которые Марвин Химейер приобрёл с целью обороны.

Хорошую видимость бульдозеру обеспечивали несколько видеокамерам, подключённые к двум дисплеям, размещённым в кабине. Все объективы камер защищал пуленепробиваемый пластик семи сантиметров толщиной. Вентиляторы и кондиционер нормализировали температуру в кабине. Сжатым воздухом хорошо было очищать видеокамеры от налёта пыли. В практически герметичной кабине Марвин накопил необходимый запас пищи и воды.

Позже модифицированному бульдозеру дадут прозвище «Killdozer» (бульдозер-убийца: «убивать» + «бульдозер»), несмотря на то, что погиб в инциденте всего один человек – сам хозяин.

Марвин Джон установил в кабине холодильник.

Заполнил его водой, пивом и закусками. Положил противогаз. Укрепился боеприпасами. Управляя дистанционно, опустил броневой короб и запер себя изнутри. Чтоб водрузить эту оболочку обратно на кабину, он воспользовался самодельным подъемным краном. Впоследствии полицейские эксперты заявят,Химейер, опуская оболочку, понимал: из машины назад ходу уже нет.

В 14:30 трактор-танк выехал из гаража.

Список целей он составил заранее. Химейер отвечал на огонь двумя полуавтоматическими винтовками двадцать третьего и полуавтоматической винтовкой пятидесятого калибра, вставив их в специальные бойницы, проделанные в броне. Но эксперты в один голос заявили, что он старался стрелять так, чтоб ни один человек не пострадал, используя стрельбу больше для устрашения, и одновременно препятствуя попыткам полицейских ближе подобраться к бульдозеру. За время стрельбы никто из полицейских не был ранен.

Ниже на видео можно посмотреть как это все было.

Прежде всего Марвин Химейер проехал по территории завода, снося со свей щепетильностью производственные цеха, здание заводоуправления, одним словом, весь комплекс зданий этого завода.

Затем отправился по городу. Поснимал фасады в домах членов городского совета. Разгромил здание банка, обидевшего его требованиями досрочного возврата ипотечного кредита.

Раздавил постройки газовой фирмы “Иксел энерджи”, отказавшей ему в заправке баллонов после наложения штрафа. Превратил в руины мэрию, пожарную охрану, городской совет, товарный склад, пару жилых домов, принадлежащих мэру. Разнёс редакцию местной газеты, библиотеку. Разведав заранее, тщательно уничтожил всю недвижимость, принадлежащую городским властям.
Химейера пробовали остановить.

Местные полицейские использовали револьверы-девятки, дробовики. Укрепили ряды местным отрядом SWAT, позвали лесных егерей. Некоторые пробовали запрыгнуть на бульдозер с крыши и хотели уничтожить Марвина светошумовой гранатой, засунув её в выхлопную трубу. Да Химейер предвидел это и укрепил это место вваренной решёткой. Газа он тоже не боялся – противогаз отлично спасал водителя от отравленного воздуха.

В итоге, считая егерей, воевать с Марвином Химейером собралось до 40 человек.

В бульдозер было отправлено около 200 выстрелов – из служебных револьверов, М-16, а также гранат. Машину пытались остановить скрепером, который «Komatsu D355A» без труда загнал задом прямо в фасад магазина. Автомобиль, набитый взрывчаткой, тоже не смог преградить путь непобедимому бульдозеру. Все, что удалось сделать полиции, это организовать эвакуацию полуторатысячам жителей, а также перекрыть все возможные дороги, включая федеральное шоссе, ведущее в Денвер.

«Война Химейера» окончилась в 16:23.

Машина застряла на руинах универмага “Гэмблс”. Её засыпали обломки крыши, и бульдозер заглох.
Полиция ещё долго не смела приблизиться к бульдозеру Марвина, опасаясь ловушек, на которые Химейер был мастер.
Когда наконец вскрыли броню автогеном, хозяин бульдозера был уже полдня как мертв. Последним патроном он оборвал свою жизнь.

Город понёс урон урон на 5 млн $, завод на 2 млн $.

Mountain Park не смог оправиться от нападения, поэтому пришлось продать территорию с развалинами.

Товарищи Марвина говорили, что он был славным парнем. Но злить его не стоило. Если он был другом, то настоящим, если врагом – то заклятым.

Похожие статьи

  • Трактор К-744Р3 технические характеристикиТрактор К-744Р3 технические характеристики. Тракторы Кировец — это мощные сельскохозяйственные машины 5-8 тягового класса с двигателями 250, 300, 350, 390 , 420л.с., которые наряду с легендарн…
  • Как защитить картофель от вырожденияЕсли вы читаете эту статью, то наверняка у Вас бывало так, что при посадке картофеля по всем правилам агротехники, со своевременными сроками полива, внесения удобрения, борьбой с вредителями&n…
  • Трактор Агромаш 315ТГ — характеристикаТрактор Агромаш 315ТГ — характеристика.Агромаш 315ТГ — гусеничный сельскохозяйственный трактор шестого тягового класса. Трактор сконструирован по классической схеме с располож…
  • Как самостоятельно сделать теплицуНаверняка каждый заботящийся о комфорте и удобстве своего дома хозяин постоянно стремится сделать свою жизнь красивее. Также настоящий хозяин своего дома позаботиться о том, чтобы его семья пи…
  • Т-150К тракторТ 150К это трактор который производится на харьковском тракторном заводе. Его начали выпускать в январе 1974 года.Его предназначение это транспортные, сельскохозяйственные и другие р…

agrodelo.com.ua

Танк НИ-1 » Военное обозрение

Это один из знаменитых танков НИ-1 («На Испуг»), выпускавшийся во времена обороны Одессы в 1941 году и представляющий собой обычный сельскохозяйственный гусеничный трактор СТЗ-НАТИ, обшитый листами брони. У данного экземпляра «пушка» представляет из себя чистую бутафорию. Проект танка разработали главный инженер завода им. Январского восстания П. К. Романов, А. И. Обедников и капитан У. Г. Коган. Тракторы защищались сварными броневыми (а в ряде случаев и просто стальными) листами, взятыми с Одесского судоремонтного завода. Вооружались машины легкими пушками или пулеметами во вращающихся башнях, причем использовались как башни от подбитых танков, так и самодельные конструкции. Как правило, вооружение танка составляли два 7,62-мм пулемета ДТ.
В ночь на 20 сентября 1941 года 20 танков были использованы в бою против румынских частей, осаждавших город, при этом особая ставка была сделана на психологический эффект применения танков. На танках были включены фары и сирены и они без артиллерийской поддержки двинулись на румынские траншеи. Противник был обращен в бегство. После этого боя за танками закрепилось название «НИ-1», что расшифровывалось как «На испуг». Подобное название объясняется еще и тем, что за неимением орудий большого калибра дула легких пушек наращивались для придания танкам более «серьезного» вида, а иногда на танки попросту устанавливались муляжи орудий (как у машины на фотографии). Кроме того, по воспоминаниям ветеранов, при движении танк издавал ужасающий грохот.

По имеющимся данным, осенью 1941 года от 50 до 60 бронетракторов было выпущено Харьковским тракторным заводом. История их создания такова: После ряда поражений, понесенных Красной Армией летом 1941 года, и больших потерь в танках, советским руководством был принят ряд срочных мер. 20 июля 1941 года по результатам заседания ГКО СССР было принято постановление № 219 «Об организации производства 2 тысяч бронетракторов». В соответствии с ним серийное производство бронетракторов планировалось развернуть на двух ведущих тракторостроительных предприятиях: Харьковском тракторном (ХТЗ) и Сталинградском тракторном (СТЗ) заводах. Причем бронетрактора должны были быть побочной продукцией: одновременно на заводах шла подготовка к производству танков — средних Т-34 на Сталинградском, и легких Т-60 на Харьковском. Проект поручили разработать конструкторскому бюро танкового отдела НАТИ. Предполагалось бронировать и вооружать трактора 45-мм танковыми пушками и использовать в качестве противотанковых самоходных орудий. В начале августа в НАТИ испытывали четыре экспериментальных образца бронетракторов с 45-мм пушками, построенных на базе 1ТМВ, СТЗ-3, СХТЗ-НАТИ и СТЗ-5. Для серийного производства избрали вариант на базе СТЗ-3, при бронировании шасси трактора было усилено, а для плавности хода на него установили обрезиненные катки и гусеницы с трактора СТЗ-5. Кабина водителя демонтировалась, на ее место устанавливалась броневая рубка с толщиной брони 10-25 мм. Бронетрактор вооружался 45-мм танковой пушкой 20К образцов 1932/34/37 годов. Для ближнего боя экипаж имел пулемет ДП, перевозимый внутри. Устанавлемая пушка имела ограниченные углы обстрела — чтобы навести ее на цель необходимо было разворачивать весь трактор. При постановке на серийное производство машина получила индекс ХТ3-16 (иногда проходила в документах, как Т-16). Принимая во внимание, что СТЗ уже освоил производство танков Т-34, а на ХТЗ только начались работы по подготовке к выпуску Т-60, наркомом танковой промышленности В. А. Малышевым было принято решение основной объем производства бронетракторов развернуть в Харькове. Планом предусматривалось изготовить к октябрю 1941 года на Харьковском тракторном около тысячи ХТЗ-16, еще 500 в Сталинграде. Бронедетали для них должен был поставлять Новокраматорский машиностроительный завод. Последний, в свою очередь, получал прокат с Мариупольского завода имени Ильича. Производство бронетракторов было начато в конце августа 1941 года, но из-за постоянных сбоев с комплектующими, так и не вышло на крупносерийный уровень. Точных данных о боевом использовании этих машин нет, но есть все основания полагать, что они использовались при обороне Харькова осенью 1941 года.

Также известно об участии импровизированных бронированных машин при обороне Моонзундских островов. Так, в целях усиления огневой обороны, защитники островов по собственной инициативе построили из тракторов 4 танка, вооружённых пулемётами. Об «эзельских танках» уже после войны очень подробно вспоминал бывший в 1941 году переводчиком одного из двух эстонских батальонов БОБР островитянин А.Клаас. Дадим ему слово: «… трактор-танк был построен в Курессаарском ремесленном училище под руководством мастеров Хельги и Оясауна. Основой танка послужил трактор типа НАТИ, взамен кабины и капота была изготовлена непроницаемая для пуль надстройка. Опытным путём было установлено, что шестимиллиметровый стальной лист, даже взятый вдвое или втрое, не защищает от винтовочной пули. Тогда мастера избрали такой способ: между двумя стальными листами оставляли промежуток в 3 — 4 сантиметра и заливали его цементом. Эти плиты защищали даже от бронебойных пуль. Вся надстройка танка была сварена из плоских кусков плиты, так как в условиях училища гнуть плиты было невозможно. Не удалось сделать и вращающуюся башню — пришлось с каждой стороны башни проделать отверстие для стрельбы, из которого можно было высунуть дуло винтовки или лёгкого пулемёта. В танке могло поместиться трое. Всего в Курессаарском ремесленном училище было построено четыре таких танка».

topwar.ru

Украинец сделал танк из трактора и цистерны

Украинский фермер решил помочь родной армии, принимающей участие в боевых действиях в Донбассе, сконструировав для войск грозную боевую машину из трактора и цистерны.

Александр Пономарёв

bmpd.livejournal.com

Как сообщает BMPD, на открывшейся в Киеве XIV оборонно-промышленной выставке «Оружие и безопасность — 2017» был продемонстрирован самодельный танк украинского фермера Бориса Ткача. Боевую машину устрашающего вида изобретатель строил на шасси сельскохозяйственного гусеничного трактора общего назначения Т-150 с лета 2015 года.

Корпус танка сделан из… металлической цистерны. Фермер заявляет, что 11-тонная машина бронирована стальными листами толщиной 20 миллиметров в носовой части и 10 миллиметров — по бокам корпуса. Внутри якобы могут разместиться до 30 вооружённых солдат и несколько раненых. Снаружи танк украшают противокумулятивные экраны, а в кормовой части сделана аппарель.

Как выглядит это чудо украинской техники, смотрите в нашей галерее:

www.popmech.ru

Танк НИ-1 (6 фото + текст)

В ночь на 20 сентября 1941 года 20 танков были использованы в бою против румынских частей, осаждавших город, при этом особая ставка была сделана на психологический эффект применения танков. На танках были включены фары и сирены и они без артиллерийской поддержки двинулись на румынские траншеи. Противник был обращен в бегство. После этого боя за танками закрепилось название «НИ-1», что расшифровывалось как «На испуг». Подобное название объясняется еще и тем, что за неимением орудий большого калибра дула легких пушек наращивались для придания танкам более «серьезного» вида, а иногда на танки попросту устанавливались муляжи орудий (как у машины на фотографии). Кроме того, по воспоминаниям ветеранов, при движении танк издавал ужасающий грохот.

По имеющимся данным, осенью 1941 года от 50 до 60 бронетракторов было выпущено Харьковским тракторным заводом. История их создания такова: После ряда поражений, понесенных Красной Армией летом 1941 года, и больших потерь в танках, советским руководством был принят ряд срочных мер. 20 июля 1941 года по результатам заседания ГКО СССР было принято постановление № 219 «Об организации производства 2 тысяч бронетракторов». В соответствии с ним серийное производство бронетракторов планировалось развернуть на двух ведущих тракторостроительных предприятиях: Харьковском тракторном (ХТЗ) и Сталинградском тракторном (СТЗ) заводах. Причем бронетрактора должны были быть побочной продукцией: одновременно на заводах шла подготовка к производству танков — средних Т-34 на Сталинградском, и легких Т-60 на Харьковском. Проект поручили разработать конструкторскому бюро танкового отдела НАТИ. Предполагалось бронировать и вооружать трактора 45-мм танковыми пушками и использовать в качестве противотанковых самоходных орудий. В начале августа в НАТИ испытывали четыре экспериментальных образца бронетракторов с 45-мм пушками, построенных на базе 1ТМВ, СТЗ-3, СХТЗ-НАТИ и СТЗ-5. Для серийного производства избрали вариант на базе СТЗ-3, при бронировании шасси трактора было усилено, а для плавности хода на него установили обрезиненные катки и гусеницы с трактора СТЗ-5. Кабина водителя демонтировалась, на ее место устанавливалась броневая рубка с толщиной брони 10-25 мм. Бронетрактор вооружался 45-мм танковой пушкой 20К образцов 1932/34/37 годов. Для ближнего боя экипаж имел пулемет ДП, перевозимый внутри. Устанавлемая пушка имела ограниченные углы обстрела — чтобы навести ее на цель необходимо было разворачивать весь трактор. При постановке на серийное производство машина получила индекс ХТ3-16 (иногда проходила в документах, как Т-16). Принимая во внимание, что СТЗ уже освоил производство танков Т-34, а на ХТЗ только начались работы по подготовке к выпуску Т-60, наркомом танковой промышленности В. А. Малышевым было принято решение основной объем производства бронетракторов развернуть в Харькове. Планом предусматривалось изготовить к октябрю 1941 года на Харьковском тракторном около тысячи ХТЗ-16, еще 500 в Сталинграде. Бронедетали для них должен был поставлять Новокраматорский машиностроительный завод. Последний, в свою очередь, получал прокат с Мариупольского завода имени Ильича. Производство бронетракторов было начато в конце августа 1941 года, но из-за постоянных сбоев с комплектующими, так и не вышло на крупносерийный уровень. Точных данных о боевом использовании этих машин нет, но есть все основания полагать, что они использовались при обороне Харькова осенью 1941 года.

Также известно об участии импровизированных бронированных машин при обороне Моонзундских островов. Так, в целях усиления огневой обороны, защитники островов по собственной инициативе построили из тракторов 4 танка, вооружённых пулемётами. Об «эзельских танках» уже после войны очень подробно вспоминал бывший в 1941 году переводчиком одного из двух эстонских батальонов БОБР островитянин А.Клаас. Дадим ему слово: «… трактор-танк был построен в Курессаарском ремесленном училище под руководством мастеров Хельги и Оясауна. Основой танка послужил трактор типа НАТИ, взамен кабины и капота была изготовлена непроницаемая для пуль надстройка. Опытным путём было установлено, что шестимиллиметровый стальной лист, даже взятый вдвое или втрое, не защищает от винтовочной пули. Тогда мастера избрали такой способ: между двумя стальными листами оставляли промежуток в 3 — 4 сантиметра и заливали его цементом. Эти плиты защищали даже от бронебойных пуль. Вся надстройка танка была сварена из плоских кусков плиты, так как в условиях училища гнуть плиты было невозможно. Не удалось сделать и вращающуюся башню — пришлось с каждой стороны башни проделать отверстие для стрельбы, из которого можно было высунуть дуло винтовки или лёгкого пулемёта. В танке могло поместиться трое. Всего в Курессаарском ремесленном училище было построено четыре таких танка».


fishki.net

Боевые тракторы Советской Армии | 5koleso.ru

В 1941 году Советская Армия испытывала дефицит бронетехники, поэтому в одном строю с танками против фашистских захватчиков нередко сражались самые обыкновенные тракторы

Все машиностроительные заводы СССР с началом военного конфликта с фашистской Германией очень быстро переключились на нужды армии. Поэтому основная масса танков и другой наземной военной техники выпускалась на заводах, которые в мирное время производили исключительно «мирную» технику. Тем не менее, первоначальных темпов производства явно не хватало, чтобы быстро отражать наступление противника. Поэтому в военную технику переделывались и обычные сельскохозяйственные тракторы. Один из таких танков получил название «НИ-1». Нехитрая аббревиатура обозначала «На испуг». «НИ-1» представлял собой трактор, наспех обшитый бронёй. Что касается вооружения, «На испуг» оснащался только водопроводной трубой, приваренной к лобовой части танка. Водопроводная труба имитировала крупнокалиберную пушку и была предназначена для подавления морального духа противника. Так что стрелять в таком танке можно было разве что из винтовки, высунувшись из люка. Позднее некоторые «НИ-1» всё же получили 45-мм или 37-мм пушки от разбитых Т-26. Кроме водопроводной трубы танк пугал противников специальными яркими фарами и сиренами. Аналогичные танки под называнием ХТЗ выпускались позднее и в Харькове.

Впервые «На испуг» в количестве двадцати единиц в составе 411-й батареи применили при обороне Одессы. Ещё шестьдесят экземпляров сражались под селом Великий Дальник и на Южном секторе обороны. Как ни удивительно, бутафорские танки оказались очень полезны. Подразделения, брошенные Гитлером на осаду Одессы, состояли в основном из румынских солдат, большинство из которых происходили из глухих деревень и не могли похвастаться высоким уровнем технической грамотности. Так что «НИ-1» сработал точь-в-точь как задумывали создатели, делая ставку на психологический эффект. Танки атаковали ночью, с включёнными фарами и сиренами, и румыны обратились в бегство. Кроме этого, боевые тракторы применялись Советской Армией и под Сталинградом. Правда, это были уже не танки, а артиллерийские орудия – из-за нехватки грузовиков тракторы использовались в качестве базы для «Катюш».

Уже после войны почти все сохранившиеся боевые тракторы были переделаны обратно в сельскохозяйственные машины. Тракторы и сегодня состоят на вооружении некоторых стран. Во многих армиях танки используются как тягачи для артиллерийских орудий. Например, в 2011 году подобные технологии продемонстрировали военные из Северной Кореи на параде рабоче-крестьянского ополчения. А израильская армия, например, использует вооружённый бульдозер на базе Caterpillar D9.

5koleso.ru

Танк НИ-1 («На Испуг»)

Это один из знаменитых танков НИ-1 («На Испуг») — выпускавшийся во времена обороны Одессы в 1941 году и представляющий собой обычный сельскохозяйственный гусеничный трактор СТЗ-НАТИ, обшитый листами брони. У данного экземпляра «пушка» представляет из себя чистую бутафорию. Проект танка разработали главный инженер завода им. Январского восстания П. К. Романов, А. И. Обедников и капитан У. Г. Коган. Тракторы защищались сварными броневыми (а в ряде случаев и просто стальными) листами, взятыми с Одесского судоремонтного завода. Вооружались машины легкими пушками или пулеметами во вращающихся башнях, причем использовались как башни от подбитых танков, так и самодельные конструкции. Как правило, вооружение танка составляли два 7,62-мм пулемета ДТ.

 

 

В ночь на 20 сентября 1941 года 20 танков были использованы в бою против румынских частей, осаждавших город, при этом особая ставка была сделана на психологический эффект применения танков. На танках были включены фары и сирены и они без артиллерийской поддержки двинулись на румынские траншеи. Противник был обращен в бегство. После этого боя за танками закрепилось название «НИ-1», что расшифровывалось как «На испуг». Подобное название объясняется еще и тем, что за неимением орудий большого калибра дула легких пушек наращивались для придания танкам более «серьезного» вида, а иногда на танки попросту устанавливались муляжи орудий (как у машины на фотографии). Кроме того, по воспоминаниям ветеранов, при движении танк издавал ужасающий грохот.

 

 

По имеющимся данным, осенью 1941 года от 50 до 60 бронетракторов было выпущено Харьковским тракторным заводом. История их создания такова: После ряда поражений, понесенных Красной Армией летом 1941 года, и больших потерь в танках, советским руководством был принят ряд срочных мер. 20 июля 1941 года по результатам заседания ГКО СССР было принято постановление № 219 «Об организации производства 2 тысяч бронетракторов». В соответствии с ним серийное производство бронетракторов планировалось развернуть на двух ведущих тракторостроительных предприятиях: Харьковском тракторном (ХТЗ) и Сталинградском тракторном (СТЗ) заводах. Причем бронетрактора должны были быть побочной продукцией: одновременно на заводах шла подготовка к производству танков — средних Т-34 на Сталинградском, и легких Т-60 на Харьковском. Проект поручили разработать конструкторскому бюро танкового отдела НАТИ. Предполагалось бронировать и вооружать трактора 45-мм танковыми пушками и использовать в качестве противотанковых самоходных орудий. В начале августа в НАТИ испытывали четыре экспериментальных образца бронетракторов с 45-мм пушками, построенных на базе 1ТМВ, СТЗ-3, СХТЗ-НАТИ и СТЗ-5. Для серийного производства избрали вариант на базе СТЗ-3, при бронировании шасси трактора было усилено, а для плавности хода на него установили обрезиненные катки и гусеницы с трактора СТЗ-5. Кабина водителя демонтировалась, на ее место устанавливалась броневая рубка с толщиной брони 10-25 мм. Бронетрактор вооружался 45-мм танковой пушкой 20К образцов 1932/34/37 годов. Для ближнего боя экипаж имел пулемет ДП, перевозимый внутри. Устанавлемая пушка имела ограниченные углы обстрела — чтобы навести ее на цель необходимо было разворачивать весь трактор. При постановке на серийное производство машина получила индекс ХТ3-16 (иногда проходила в документах, как Т-16). Принимая во внимание, что СТЗ уже освоил производство танков Т-34, а на ХТЗ только начались работы по подготовке к выпуску Т-60, наркомом танковой промышленности В. А. Малышевым было принято решение основной объем производства бронетракторов развернуть в Харькове. Планом предусматривалось изготовить к октябрю 1941 года на Харьковском тракторном около тысячи ХТЗ-16, еще 500 в Сталинграде. Бронедетали для них должен был поставлять Новокраматорский машиностроительный завод. Последний, в свою очередь, получал прокат с Мариупольского завода имени Ильича. Производство бронетракторов было начато в конце августа 1941 года, но из-за постоянных сбоев с комплектующими, так и не вышло на крупносерийный уровень. Точных данных о боевом использовании этих машин нет, но есть все основания полагать, что они использовались при обороне Харькова осенью 1941 года.

 

 

 

Также известно об участии импровизированных бронированных машин при обороне Моонзундских островов. Так, в целях усиления огневой обороны, защитники островов по собственной инициативе построили из тракторов 4 танка, вооружённых пулемётами. Об «эзельских танках» уже после войны очень подробно вспоминал бывший в 1941 году переводчиком одного из двух эстонских батальонов БОБР островитянин А.Клаас. Дадим ему слово: «… трактор-танк был построен в Курессаарском ремесленном училище под руководством мастеров Хельги и Оясауна. Основой танка послужил трактор типа НАТИ, взамен кабины и капота была изготовлена непроницаемая для пуль надстройка. Опытным путём было установлено, что шестимиллиметровый стальной лист, даже взятый вдвое или втрое, не защищает от винтовочной пули. Тогда мастера избрали такой способ: между двумя стальными листами оставляли промежуток в 3 — 4 сантиметра и заливали его цементом. Эти плиты защищали даже от бронебойных пуль. Вся надстройка танка была сварена из плоских кусков плиты, так как в условиях училища гнуть плиты было невозможно. Не удалось сделать и вращающуюся башню — пришлось с каждой стороны башни проделать отверстие для стрельбы, из которого можно было высунуть дуло винтовки или лёгкого пулемёта. В танке могло поместиться трое. Всего в Курессаарском ремесленном училище было построено четыре таких танка».

 


www.istmira.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *