Пожарный танк фото – Красный пожарный танк и другое шуштворчество от 115-го БТРЗ в Харькове, Украина

Пожарные ТАНКИ — С интернетом по жизни

История пожарных танков тяжела и безрадостна. Приводить её всю и по всем странам смысла нет — слов много, а суть одна — по остаточному принципу и чтоб не сглазить. Начнем знакомство с уникальной фотографии — пожарный танк Байконура. Один из двух. Во времена запуска «Бурана» командовал ими Малаховский Сан Саныч.

Пожарный танк — шасси Т-55, а наверху квадратная здоровенная цистерна. Бронированная зачем-то… И один брандспойт… И все… Места внутри — на двоих. Водила и оператор-пожаротушитель… Есть место для хранения дембельской парадки и альбома… Ну и фляжки спирта. Всё.

Основное преимущество пожарного танка перед пожарной машиной — он может ударом разметать горящий объект, гусеницами раздавить обломки и полить сверху на горящие остатки. Но если пожар сильный — то экипажу внутри этой консервной банки, что? Правильно — абзац. А какой пожар может быть на космодроме?
Был у Харьковского Конструкторского Бюро по Машиностроению имени А.А. Морозова вот такой монстр с очень немаленьким калибром. База старая, проверенная — тягач МТ-Т.

С годами и наработкой печального опыта тушения сильных пожаров технику таки начали разрабатывать с использованием мозгов, а не кувалды и какой-то матери.

ГПМ-54 по крайней мере мог поливать водой издалека. На танки стали вместо брандспойтов ставить лафетные стволы с дистанционным управлением, например ЛСД-С100У.


Китайские и чешские братья шли по тому же пути, используя в качестве основы наши же танки Т-55
Чешский SPOT-55


ГПМ-54

ГПМ-54М

А эта дура выдвигала на штативе и опорожняла баклажки с водой.

Этот монстр фактически просто работал тягачом

Наконец дело пошло на лад

Первый образец установки «Импульс-1» был разработан профессором Захматовым и изготовлен в УССР в 1990 году. Установка успешно испытывалась при тушении сложных очагов горения. Например, овраг длиной 30 м, глубиной 2 м, заполненный резиновыми покрышками 300-500 шт., на которые разлито около 1 т дизельного горючего и 100-150 л бензина. Очаг был потушен после 8 залпов, по 10 стволов каждый, с дистанции от 10 до 35 м.


Дальше, помощнее.

Гусеничная пожарная машина «ИМПУЛЬС-2М
Пожарная машина предназначенна для тушения крупных пожаров на нефтехранилищах, местах добычи нефти, лесобиржах и различных промышленных и гражданских объектах при помощи установки залпового огня капсулами с огнетушашим порошком, а ежели закончится, то и песочком плюнет.

stomaster.livejournal.com

ГПМ-72. Пожарный танк Made in Belarus

Пожарный танк ГПМ-72 — результат совместной работы двух предприятий из белорусского города Борисова — СООО «Пожснаб» и ОАО «140 ремонтный завод». А еще это «звезда» выставки #MILEX-2017. Мое знакомство с ним началось с небольшого макета, а продолжилось нахлынувшими воспоминаниями и положительными эмоциями. Подробности:

#MILEX-2017 проводили сразу по двум адресам в разных частях города — в спорткомплексе «Минск-Арена» и в аэропорту «Минск-1». Не очень удобно, конечно, но в белорусской столице действительно нет толковых площадок для выставок такого масштаба.

01. Так вот в павильоне «Минск-Арены» на стенде ОАО «140 ремонтный завод» показывали этот макет. Спрашиваю: «Перспективный проект?» Ответ: «Уже существующая машина, стоит в аэропорту.» Да, ладно! Серьёзно? Скорее в аэропорт!

02. Приезжаю. И правда, «не макет» в натуральную величину реально демонстрируют. Для меня эта машина стала самым ярким экспонатом выставки в прямом и переносном смысле.

Почему самым ярким в прямом — понятно. А почему самым ярким в переносном? Дело в том, что у меня с пожарными танками особые «отношения». Об этом Ремарочка.

Ремарка М-Парка

Пожарную технику люблю давно, интересуюсь ей пристально, а пожарный танк для меня всегда был чем-то сакральным — труднодоступным для поисков и потому особо ценным «споттерским объектом».

03. «На картинке» самый известный отечественный пожарный танк ГПМ-54 я увидел еще в детстве. Увидеть и пофотографировать его «живьем» еще тогда стало чем-то вроде «хрустальной мечты».

Фото Сергея ПОПСУЕВИЧА

Объект того заслуживал. Среди своего типа спецтехники

ГПМ-54 — знаковая машина. Как-никак — самый массовый пожарный танк мира! Разрабатывали его в Киеве силами 482-го конструкторско-технологического центра, а первый опытный образец был построен в 1978 году на Львовском бронетанковом заводе. Сколько в дальнейшем изготовили серийных ГПМ-54 точно не известно, но распространены они были по всему Советскому Союзу и, вероятно, речь идет о сотнях экземпляров.

Одним своим внешним видом ГПМ-54 завораживает человека, не равнодушного к необычной спецтехнике.

04. Основные характеристики: базовое шасси — танк Т-54 без башни и боекомплекта, полная масса — 43 т, высота — 3,7 м, толщина передней брони — 100 мм, запас воды — 9000 л, запас пенообразователя — 1100 л, производительность насоса — 60 л/с.

В начале нулевых, еще будучи студентом, я сотрудничал с минским журналом «Служба спасения 01», для которого делал статьи о пожарной технике. В рамках подготовки очередной публикации, темой которой была «пожброня», по официальным каналам удалось найти

ГПМ-54, дислоцированный в Брестской области.

05. В идеальном состоянии ГПМ-54 охранял (и по сей день, вероятно, охраняет) склады «46-го Арсенала ракет и боеприпасов» в поселке Бронная Гора. Именно там состоялось мое первое личное знакомство с пожарным танком. Я тогда был юн и длинноволос 🙂

06. Там же в Бронной Горе я впервые познакомился и с белорусским изделием «пожбронепрома» — спецмашиной ЛПМ-2 на базе БПМ-1, создателем которой является ОАО «140 ремонтный завод».

07. А следом, в рамках подготовки той же статьи, довелось побывать и на самом 140-м ремонтном заводе в Борисове, где изучил и самый первый вариант белорусской конверсионной гусеничной пожарной машины —

ЛПМ-1.

Это была первая часть «положительно-эмоциональных» мемуаров 🙂

Есть и вторая. Уж сразу «прошу пардону» за обилие воспоминаний, но сегодня пост со значительной эмоциональной составляющей. Еще одна Ремарка.

Ремарка М-Парка

140-й ремонтный завод меня тогда поразил. Помимо ЛПМ-1 ожидал увидеть что-то типа «большого СТО» для танков, а увидел огромное предприятие с бронетанковым производством чуть ли не полного цикла. Но еще больше в свое время меня удивил другой факт, связанный с городом Борисовом и создаваемой в нем пожарной техникой.

08. Начиналась история так. В 2004 году в Минске проходил II Чемпионат мира по пожарно-прикладному спорту. Рядом со стадионом «Динамо» развернули солидную выставку пожарного спецтранспорта. Был на ней автомобиль первой помощи АПП 0,5-0,8/400 (VW LT35).

09. Пожарный Volkswagen LT35 показывало «некое» СООО «Пожснаб». Спрашиваю: «Вы дилеры какой-то европейской фирмы?». Ответ: «Нет, это наше изделие. У нас производство в Борисове.» Отчетливо помню — сказать, что я тогда был сильно удивлен — ничего не сказать…

Это сейчас отечественная пожарная надстройка на импортном шасси — обычное, нормальное явление. А тогда это было что-то новое и диковинное. К тому же, имя «Пожснаб» стало для меня совершенно новым в списке изготовителей пожтехники.

10. В дальнейшем тот самый АПП 0,5-0,8/400 (LT35) стал служить в Молодечно, а я очень подружился с «Пожснабом».

11. «Как делают пожарные машины» я впервые увидел именно на «Пожснабе» — тогда еще небольшом производстве.

12. Основу гаммы в те времена составляли автоцистерны на шасси Уралов и ЗИЛов, а также АЦ на шасси АМУР — «клонов» грузовиков ЗИЛ из Новоуральска.

13. Именно на «Пожснабе» мне подарили эмблему от АМУРа. Теперь это коллекционная редкость.

Нет уж ЗИЛа, нет АМУРа… Но на трудовую биографию «Пожснаба» безвременная кончина этих производителей шасси не повлияла, благо, «Пожснаб» вовремя стал прорабатывать тематику пожарных автомобилей на шасси МАЗ.

14. Вот так выглядит самый первый «Пожснабовский» МАЗ. Обозначение автомобиля — АПП-0,1-0,6/400 (МАЗ-437040). Служит машина в Бобруйске, а кабина здесь штатная одинарная.

15. Но для большинства типов пожарных машин очень важна дубль-кабина и амбициозный

«Пожснаб» научился делать такую для МАЗов. Похвастаюсь тем, что был очевидцем изготовления самой первой дубль-кабины МАЗ на «Пожснабе».

16. Тема с дубль-кабинами МАЗ разовьётся сверхуспешно, а АЦ на шасси МАЗ с дубль-кабинами и кузовами «Пожснаб» станут абсолютными доминантами в автопарке белорусского МЧС.

17. За 13 лет, что мы знакомы, «Пожснаб» из небольшого производства в арендованном маленьком цеху превратится в абсолютного лидера внутреннего белорусского рынка и станет серьезным игроком на рынке пожарной техники СНГ, освоив производство десятков моделей практически всех типов пожарной автотехники на самых разных шасси.

Приятно, когда на твоих глазах производитель проходит серьезный эволюционный путь, показывая не только количественный, но и качественный рост.

К чему все эти

#Мемуары?

На протяжении многих лет, каждый раз по приезду в Борисов, меня не покидала мысль, смысл которой сводился к следующему: «А вот бы 140-й завод и «Пожснаб» вместе «замутили» пожарный танк…» Эх, какая интересная могла бы получиться машина. Но относился я к этому как к наивной фантазии, в серьезность реализации которой сам не особо верил. Но мечты сбываются!

18. Наступил #MILEX-2017 и… эмблемы «Пожснаба» и 140-го ремзавода рядом! Вот как тут не верить в «энергетические посылы?»

19. Во фронтальной проекции изделие двух грандов своих отраслей выглядит, как и положено, внушительно и грациозно.

20. В основе — шасси танка Т-72. На #MILEX-2017 ГПМ-72 и модернизированный Т-72 демонстрировались рядом.

21. База одна, а внешний вид совсем разный. Боевую поворотную башню заменили на противопожарный стационарно закрепленный «ДОТ».

Надстройка ГПМ-72 — это мощный комплекс противопожарного оборудования, заключенный в едином корпусе. В «ДОТе» размещены цистерна на 10000 литров воды, 1000-литровый бак для пенообразователя, высокотехнологичные лафетные стволы, автономный дизель для привода мощного насоса и еще 23 наименования различного пожарного инвентаря.

22. Отсеки надстройки оборудованы шторными дверьми с барабанной системой намотки.

23. В левом отсеке размещен автономный дизель с насосом, а в правом — противопожарный инвентарь. Автономный двигатель — 177-сильный Deutz, а приводимый им в действие насос — немецкий Johstadt производительностью 4000 л/мин.

24. В правом отсеке находится пульт управления автономным двигателем насоса.

25. Подобраться к нему не проблема. На корпус танкового шасси можно быстро и легко забраться по специально пристроенной лестнице.

Как видим, насос, автономный двигатель, да, собсвенно, все важнейшие противопожарные комплектующие у ГПМ-72 — от серьезных мировых поставщиков. Лафетные стволы — не исключение.

26. Передний лафетный ствол — изделие именитой в своем жанре американской фирмы Akron Brass Company.

27. Конечно, выглядит не столь внушительно, как танковая пушка, но среди лафетных стволов по своей мощности и дальности этот ствол — самая настоящая «пушка».

Лафетных стволов у ГПМ-72 два. Второй лафетный ствол, тоже Akron Brass, смонтирован на выдвижной мачте и оснащен видеокамерой. Подъемный «всевидящий» лафетный ствол — это главное «оружие» танка.

28. С помощью аквамачты ГПМ-72 может тушить пожары из-за укрытий (земляных валов), не подвергая себя большому риску. Это актуально, например, на складах боеприпасов. Еще может сверху тушить что-то, к чему трудно подобраться — например, горящий вагон-цистерну, если прямой доступ перекрыт рядом стоящим поездом. Или штабеля пиломатериалов на лесобирже из-за забора. Много вариантов.

29. Подъем аквамачты — пневматический. Сжатый воздух подается через редуктор от пневмосистемы шасси. Есть еще дополнительные ресиверы, так что мачту можно выдвинуть даже при отключенном двигателе базового танка.

30. Бульдозерный отвал — уже традиция для пожарных танков, заложенная еще конструкторами ГПМ-54. У ГПМ-72 бульдозерный отвал тоже есть.

Таков, вкратце, портрет белорусского пожарного танка ГПМ-72. Но справедливости ради следует отметить, что в мире существует еще один пожарный танк с обозначением ГПМ-72 — украинского производства.
С учетом склонности проекта mpark.pro к энциклопедичности коротенькой Ремарочкой вспомним украинский ГПМ-72.

Ремарка М-Парка

Украинский ГПМ-72 — изделие упоминавшегося выше Львовского бронетанкового завода, который функционирует и по сей день.

31. У этого танка совсем другая конструкция и вообще инженерная концепция. Насос Ziegler FPN 10-6000-2Н приводится в действие от штатного двигателя танка через сложный редуктор. Запас воды — 20 000 литров, пенообразователя – 2000 л.

Да здесь запас огнетущащих средств в два раза больше, защита спецоборудования — мощнее, но общеизвестно, что не «тот танк лучше, у которого броня толще».

Белорусский ГПМ-72 и украинский ГПМ-72 спроектированы по-разному и предназначены для совершенно разной тактики применения. Если украинский танк создан для того, что «лезть под рвущиеся снаряды», буквально идти в «штыковую атаку», то белорусский — для «снайперской» работы из укрытия.

32. Кроме того, один из пунктов технического задания предусматривал свободный доступ к узлам, агрегатам и технологическим лючкам шасси. То есть нужно было максимально не вмешиваться в конструкцию корпуса шасси. Это условие соблюдено. У львовского ГПМ-72, обратим внимание, от базового шасси остались только гусеницы, а доступ ко всем агрегатам сильно усложнен.

Новые модели пожарных танков, в целом в «жанре», появляются очень редко. Хорошо если одна — раз в 2-3 года. Так что каждая новинка — событие. Поэтому белорусский ГПМ-72 — тоже событие. В историю танков-огнеборцев, берущую свое начало еще с пожарных эрзац-вариантов Т-26 и Т-34, вписана новая страница.

mpark.pro

Как работает реактивный пожарный танк . Чёрт побери

В феврале 1991 года, уходя из Кувейта, иракские войска заминировали и подорвали несколько сотен нефтяных скважин. Подобные действия иракских саперов привели к началу огромного количества колоссальных пожаров. На большой площади одновременно горели до 700 скважин, сжигая до 5-6 млн баррелей нефти в сутки. Кроме того, несгоревшая нефть стекала на поверхность земли и образовывала черные озера.

Шлейф черного дыма от многочисленных пожаров растянулся на несколько сотен километров, накрыв близлежащие районы. По расчетам специалистов, из-за имевшихся запасов нефти пожары на бывших добывающих объектах могли продолжаться более 40 лет.

Во избежание катастрофических последствий для окружающей среды, а также для восстановления добывающих предприятий пришлось срочно искать выход из сложившейся ситуации. Необычная проблема требовала необычных решений, которые вскоре нашлись. Свои предложения выдвигали различные компании из нескольких стран мира. Предлагалось тушение пожаров при помощи мощных брандспойтов, призванных сбить пламя перед проведением прочих работ, тушение взрывом и другие идеи. Одновременно с этим венгерская компания MB Drilling предложила интересное решение, уже использовавшееся на практике

Достаточно давно в разных странах используются т.н. пожарные танки и газоводяное тушение пожаров. Пожарные танки представляют собой специальную технику, смонтированную на танковом шасси. Суть газоводяного тушения, в свою очередь, заключается в подаче к очагу возгорания смеси воздуха или другого газа с водой, которая перекрывает доступ кислорода к горючему, вследствие чего горение прекращается. Параметры потока смеси должны определяться в соответствии со сложностью пожара. Совместное применение двух идей, а именно строительство пожарного танка с газоводяной системой тушения, представляло большой интерес.

Уже до конца 1991 года компания MB Drilling не только разработала новый проект, но и построила предлагаемую машину и отправила ее в Кувейт. Вскоре новую технику для газоводяного тушения опробовали на практике и целиком одобрили такое предложение.

Предложенный проект получил название Big Wind («Сильный ветер»). Оправдывая свое название, пожарный танк получил два реактивных двигателя, которые должны были обеспечивать распыление газоводяной смеси с требуемым давлением и скоростью. Интересной чертой проекта Big Wind было широкое использование существующих компонентов. Так, в качестве основы для машины было выбрано шасси среднего танка Т-34, а реактивными двигателями с ней «поделился» истребитель МиГ-21. И та, и другая техника еще имелась у Венгрии, что в определенной мере упростило строительство самоходной установки газоводяного тушения.

По очевидным причинам базовый танк при переделке в тяжелую пожарную машину лишился башни. Вместо нее на шасси смонтировали особую поворотную платформу с набором специального оборудования. В передней части платформы установили два турбореактивных двигателя с распылительными форсунками и шлангами для подачи воды. Двигатели размещались на качающемся устройстве, позволявшем «наводить» их в вертикальной плоскости. Перед воздухозаборниками двигателей предусматривалась специальная загородка в виде каркаса с сеткой. Этот агрегат предназначался для защиты двигателей от попадания различного мусора и т.п. объектов, способных повредить их. В задней части платформы имелись баки для авиационного керосина, необходимого двигателям. Позади баков размещалась кабина оператора систем пожаротушения. Баки для воды не предусматривались, поскольку ее планировалось забирать из внешних емкостей.

При строительстве машины корпус танка и его агрегаты претерпели некоторые изменения. Так, была доработана верхняя лобовая деталь. Изнутри отделение управления оснастили теплоизоляцией, что немного упрощало работу и улучшало условия внутри машины во время тушения пожаров. По некоторым данным, доработке подвергалась и трансмиссия танка Т-34. После всех переделок коробка передач могла работать только на первой передаче. Тем не менее, есть основания полагать, что такие доработки отсутствовали, а нужный режим работы задавался и поддерживался водителем.

После всех доработок и установки нового оборудования получилась тяжелая пожарная машина весом около 42 тонн (без запаса воды и топлива). Из-за установки специального оборудования общая длина машины превысила 10,6 м, высота – 4 м. Пожарный танк Big Wind мог перемещаться со скоростью не более 5 км/ч. При такой скорости агрегаты машины не подвергались повышенным нагрузкам. Кроме того, экипаж не мог слишком быстро приблизиться к очагу пожара, рискуя здоровьем и техникой.

Экипаж тяжелой пожарной машины «Сильный ветер» состоял из трех человек, хотя на ней предусматривались только рабочие места водителя и оператора. Третий член экипажа должен был находиться за пределами машины и следить за работой коллег. Для подачи команд машина получила специальную систему связи. При помощи относительно простой световой сигнализации наблюдатель мог подавать команды и руководить процессом тушения, имея хороший обзор, но оставаясь на безопасном расстоянии от огня.

Несмотря на использование теплоизоляционных материалов, экипажу приходилось надевать специальные костюмы и шлемы. Условия работы пожарного танка были такими, что при приближении к очагу возгорания на 20-25 м рычаги управления начинали обжигать руки. Поэтому применение специальной одежды было полностью оправданным.
На платформе, установленной вместо танковой башни, имелись два турбореактивных двигателя РД-25-300 советской разработки. Двигатели с форсажной камерой могли развивать тягу до 7100 кгс каждый. Подобные двигатели использовались на различных модификациях истребителей МиГ-21, и поэтому имели достаточно широкое распространение в странах Организации Варшавского договора.

В случае с пожарной машиной Big Wind двигатели предназначались для создания околозвуковой воздушной струи, необходимой для образования газоводяной смеси и ее подачи к очагу возгорания.
Суть предложенной методики пожаротушения заключалась в «обрезании» нефтяного факела с одновременным охлаждением металлических трубопроводов и тушением уже горящей нефти. Предлагавшийся способ использования машины Big Wind выглядел следующим образом. Пожарный танк с небольшой скоростью должен был приближаться к очагу возгорания – разрушенной скважине. После приближения на сравнительно небольшую дистанцию оператор комплекса должен был включать турбореактивные двигатели. На расстоянии порядка 6-7 м от очага включалась подача воды.

Над соплом каждого из двигателей предусматривались по три форсунки для распыления воды. Шесть подобных агрегатов могли подавать порядка 800-820 литров воды в секунду. Попадая в реактивную струю двигателя, вода распылялась на мельчайшие капли, в результате чего образовывалась газоводяная смесь. Мощный поток смеси должен был буквально перерубать нефтяной фонтан и предотвращать возгорание новых объемов нефти, изолируя их от горящей жидкости.
Пожары нефтяных скважин в Кувейте имели одну интересную особенность.

Нефть поступала из-под земли под давлением, из-за чего из разрушенных труб били достаточно высокие фонтаны. Бьющая фонтаном нефть воспламенялась на высоте порядка 2-3 м: именно на таком расстоянии от земли струя разделялась на отдельные капли, смешивалась с воздухом и загоралась. Машина Big Wind должна была «резать» поток нефти на меньшей высоте и тем самым предотвращать возгорание новых объемов полезного ископаемого.

При помощи мощных струй газоводяной смеси тяжелая пожарная машина должна была прекращать доступ огня к горючему. После того, как пожар прекращался, распылительные форсунки должны были распылять воду для охлаждения металлических трубопроводов и других объектов, находящихся в непосредственной близости от аварийной скважины. Вслед за этим к скважине могли прибыть специалисты-нефтяники, которые должны были останавливать поток нефти, а в будущем восстанавливать необходимое оборудование и возвращать объект в эксплуатацию.

Поскольку пожарный танк Big Wind не мог перевозить большое количество воды, необходимое для работы, на платформе со специальным оборудованием поместили только бак для керосина и водяные насосы. Во время работы в Кувейте венгерским и местным специалистам приходилось принимать некоторые меры, направленные на снабжение техники водой. На безопасном расстоянии от аварийной скважины выкапывался котлован нужного объема. Его поверхность выстилалась полимерными материалами. Перед тушением пожара подобный бассейн заполнялся необходимым количеством воды, а пожарная машина должна была тянуть за собой рукава для забора воды.

Использование внешних бассейнов для воды было более чем оправданным. Во время непосредственного тушения машина Big Wind распыляла до 30 кубометров воды в минуту. Процесс тушения мог продолжаться несколько минут. Кроме того, после тушения огня требовалось в течение 20-30 минут поливать скважину с целью охлаждения. Таким образом, на ликвидацию одного возгорания могли уходить сотни тонн воды. Кроме того, необходимо учитывать, что далеко не всегда экипаж «Сильного ветра» мог сразу приступить к тушению. Нередко венгерским специалистам приходилось совершать несколько поездок к месту возгорания. В ходе подготовки к тушению мощной газовоздушной струей удалялась зола, толстым слоем покрывавшая аварийную скважину и не позволявшая ликвидировать возгорание.

Ликвидацией нефтяных пожаров в Кувейте занимались опытные специалисты из нескольких стран, что называется, видавшие виды. Тем не менее, все они обратили внимание на новую пожарную машину венгерской сборки. Предложенный компанией MB Drilling метод тушения еще не использовалось в той операции, из-за чего машина Big Wind представляла большой интерес. Кроме того, она привлекала внимание даже своим брутальным внешним видом.

Несмотря на все трудности, связанные с подготовкой и тушением, пожарный танк Big Wild прекрасно справлялся с возложенными на него задачами. Кувейтские и венгерские специалисты доставляли к месту пожара эту машину, рыли котлован для воды и после этого приступали к расчистке скважины с последующим тушением. Всего за 43 дня работы совместными усилиями пожарных удалось потушить девять скважин и подготовить их к восстановлению с последующим возвращением в эксплуатацию.

Работа машины Big Wind была не только эффективной, но и эффектной. К шуму пожара добавлялся рев турбореактивных двигателей, а испаряющаяся из-за воздействия высокой температуры газоводяная смесь довершала инфернальную картину, образованную ярким пламенем и густым черным дымом. Правильное и успешное выполнение задачи приводило к некоторому улучшению обстановки. В результате ликвидации возгорания из поврежденной скважины продолжала бить нефть, однако этот фонтан больше не горел и позволял приступить к восстановительным работам.

Отступая, иракские военные подожгли около 700 нефтяных скважин. Ликвидацией этих возгораний занималось множество пожарных из нескольких стран мира. В частности и по этой причине на пожарный танк Big Wind пришлось сравнительно небольшое количество тушений. По завершении работы, продолжавшейся всего несколько месяцев, машину Big Wind вернули в Венгрию, где ее эксплуатация продолжилась.

В силу определенных причин технического характера вскоре после возвращения из Кувейта машина «Сильный ветер» прошла модернизацию. Основные ее агрегаты остались прежними, но платформу со специальным оборудованием установили на доработанном шасси бронированной ремонтно-эвакуационной машины VT-55A чехословацкого производства. Таким образом, шасси танка Т-34 было заменено модернизированным шасси танка Т-55. Перед установкой платформы с оборудованием шасси получило ряд специального оборудования, от нового люка водителя в лобовом листе до подбоя из термоизоляционных материалов.

По имеющимся данным, модернизированный вариант пожарного танка Big Wind до сих пор эксплуатируется венгерскими спасателями. Эта машина регулярно появляется на различных учениях, где с успехом тушит возгорания. Ввиду отсутствия серьезных пожаров, сопоставимых с кувейтскими, тяжелая пожарная машина оригинальной конструкции простаивает без дела, изредка участвуя в показательных и учебных мероприятиях.

chert-poberi.ru

Пожарные танки: judgesuhov


Младший брат «Буратино» на гражданке. «пожарноя РСЗО» «Импульс-2М»

Недавно на вооружение российской армии принята новая роботизированная специальная пожарная машина (СПМ).
СПМ разработана Главным ракетно-артиллерийским управлением Минобороны России на базе танков Т-72 и Т-80 с использованием их узлов и агрегатов. Она предназначена для тушения пожаров и аварийно-спасательных работ на арсеналах, складах и базах хранения взрывоопасных веществ, расчистки проходов к очагам пожаров, прокладки противопожарных полос при лесных пожарах.


Специальная пожарная машина производства ОАО «Омский завод транспортного машиностроения»

[Подробнее про СПМ]»Пожарную машину собрали на Омском заводе транспортного машиностроения по заказу Минобороны. Она принята на вооружение ВС РФ в начале мая, в текущем году начнутся ее серийные поставки в войска», — отметил заместитель министра обороны РФ генерал армии Дмитрий Булгаков.

По его словам, данный «пожарный танк» способен бить струей на 100 метров. Особенностью СПМ является возможность дистанционного управления, что обеспечивает максимальную безопасность людей, участвующих в пожаротушении в особо сложных и опасных условиях. «При возникновении угрозы для жизни экипажа люди покидают машину, и она выполняет поставленную задачу с помощью системы дистанционного управления», — уточнил замглавы военного ведомства.

Он особо отметил, что баллистическая защита СПМ представляет собой съемные броневые противоосколочные экраны, которые в совокупности с броневой кабиной «обеспечивают защиту экипажа и оборудования в кабине от разлетающихся осколков при наземном подрыве осколочно-фугасного снаряда калибра 152 миллиметра».

Масса СПМ — около 60 тонн. Экипаж состоит из трех человек. Он надежно защищен герметичной и теплоизолированной кабиной. Запас воды и огнегасящих веществ — 25 кубических метров, дальность подачи огнегасящего состава достигает 100 метров. Для расчистки подходов к очагам возгорания и создания минерализованных полос машина оснащена бульдозерным оборудованием в виде клиновидного отвала.

Роллик от производителя.

Как новость попалась на глаза — сразу вспомнил про «пожарную РСЗО» «Импульс» и про танк с реактивными двигателями для тушения горящих нефтяных скважин.

поделка венгров «Big Wind». Реактивные двигатели от МиГ-21 на шасси танка Т-34


50-ствольная система импульсного пожаротушения на базе танка Т-62 «Импульс-2М»

Но одними этими самобытными машинами перечень «пожарных танков» не ограничивается.

Одним из первых пожарных танков стал
— ГПМ-54

Парочка таких «служила» на космодроме Байконур.

Модернизированный вариант ГПМ-54М, оснащенный автоматическими установками импульсной подачи распыленной воды.

Ныне уже есть ГПМ-64. Конверсионный вариант ОБТ Т-64.

— Машина пожарной разведки «Броня»

Машина предназначена для ведения пожарной разведки в условиях радиоактивного заражения местности, задымления и загазованности приземного слоя атмосферы продуктами горения и сильнодействующими ядовитыми веществами.

— противопожарный робототехнический комплекс «Сойка»

Сразу после Чернобыльских событий для тушения пожаров на радиоактивно зараженной местности, на предприятиях химической промышленности, складах взрывчатых веществ и материалов в условиях сильного задымления и загазованности атмосферы сильнодействующими ядовитыми веществами впервые в отечественной и международной практике ВНИИПО МВД СССР и ОКБ ПО «Пожмашина» в конце 90-х годов был разработан противопожарный мобильный робототехнический комплекс «Сойка». Управление выполнялось как со штатного места водителя так и дистанционно по радиоканалу.

— противопожарная установка «Штурм»

В это трудно поверить, но крупный пожар на газовой скважине «Штурм» тушит всего за 3-5 секунд. Таков результат испытаний установки на пожарах в местах газовых месторождений Оренбургской и Тюменской областей. Столь высокая эффективность достигается за счет того, что «Штурм» гасит пламя не пеной, порошком или водой, а сжиженным азотом, который выбрасывается в очаг пожара через сопла, установленные полукругом на длинной стреле.

— модернизированный вариант Big Wind на шасси БРЭМ VT-55A.

Вдохновленные успешным применением «Большого ветра» на пожарах нефтепромыслов в Кувейте в 1991 году, венгры решили поменять шасси танка Т-34 на модернизированное шасси Т-55.

— SPOT-55

Глядя на венгерского танко-пожарного монстра, чехи решили не отставать, и забацали свой аналог ГПМ-54.

— китайский пожарный танк на базе Т-54 (или скорее его китайского клона)

— и еще один иностранец

Кто подскажет наименования двух последних — тому спасибо.

Не на танковой базе, но тоже с военно-бронетехническим прошлым:

— Лесопожарная машина ЛПМ-2

Пожарный вездеход на базе БМП-1.

— ГАЗ 59402 «Пурга»

Пожарная машина на комбинированном железнодорожном и пневмоколёсном ходу (база БТР-80), оснащённая установкой комбинированного тушения пожаров (УКТП) «Пурга».

— ГАЗ-5903В «Ветлуга»

Еще одна машина на базе БТР-80. 22-ствольная установка импульсного пожаротушения. Дальность тушения от 50 до 300 метров.
Плавающий колесный собрат упомянутого выше «Импульса-2М».

— Ямал-201НС и Ямал-150ЛС

Снова «Пурга» но уже на базе МТ-ЛБ и МТ-ЛБу.

judgesuhov.livejournal.com

Как работает реактивный пожарный танк

В феврале 1991 года, уходя из Кувейта, иракские войска заминировали и подорвали несколько сотен нефтяных скважин. Подобные действия иракских саперов привели к началу огромного количества колоссальных пожаров. На большой площади одновременно горели до 700 скважин, сжигая до 5-6 млн баррелей нефти в сутки. Кроме того, несгоревшая нефть стекала на поверхность земли и образовывала черные озера.

Шлейф черного дыма от многочисленных пожаров растянулся на несколько сотен километров, накрыв близлежащие районы. По расчетам специалистов, из-за имевшихся запасов нефти пожары на бывших добывающих объектах могли продолжаться более 40 лет.


Во избежание катастрофических последствий для окружающей среды, а также для восстановления добывающих предприятий пришлось срочно искать выход из сложившейся ситуации. Необычная проблема требовала необычных решений, которые вскоре нашлись. Свои предложения выдвигали различные компании из нескольких стран мира. Предлагалось тушение пожаров при помощи мощных брандспойтов, призванных сбить пламя перед проведением прочих работ, тушение взрывом и другие идеи. Одновременно с этим венгерская компания MB Drilling предложила интересное решение, уже использовавшееся на практике

Достаточно давно в разных странах используются т.н. пожарные танки и газоводяное тушение пожаров. Пожарные танки представляют собой специальную технику, смонтированную на танковом шасси. Суть газоводяного тушения, в свою очередь, заключается в подаче к очагу возгорания смеси воздуха или другого газа с водой, которая перекрывает доступ кислорода к горючему, вследствие чего горение прекращается. Параметры потока смеси должны определяться в соответствии со сложностью пожара. Совместное применение двух идей, а именно строительство пожарного танка с газоводяной системой тушения, представляло большой интерес.

Уже до конца 1991 года компания MB Drilling не только разработала новый проект, но и построила предлагаемую машину и отправила ее в Кувейт. Вскоре новую технику для газоводяного тушения опробовали на практике и целиком одобрили такое предложение.

Предложенный проект получил название Big Wind («Сильный ветер»). Оправдывая свое название, пожарный танк получил два реактивных двигателя, которые должны были обеспечивать распыление газоводяной смеси с требуемым давлением и скоростью. Интересной чертой проекта Big Wind было широкое использование существующих компонентов. Так, в качестве основы для машины было выбрано шасси среднего танка Т-34, а реактивными двигателями с ней «поделился» истребитель МиГ-21. И та, и другая техника еще имелась у Венгрии, что в определенной мере упростило строительство самоходной установки газоводяного тушения.

По очевидным причинам базовый танк при переделке в тяжелую пожарную машину лишился башни. Вместо нее на шасси смонтировали особую поворотную платформу с набором специального оборудования. В передней части платформы установили два турбореактивных двигателя с распылительными форсунками и шлангами для подачи воды. Двигатели размещались на качающемся устройстве, позволявшем «наводить» их в вертикальной плоскости. Перед воздухозаборниками двигателей предусматривалась специальная загородка в виде каркаса с сеткой. Этот агрегат предназначался для защиты двигателей от попадания различного мусора и т.п. объектов, способных повредить их. В задней части платформы имелись баки для авиационного керосина, необходимого двигателям. Позади баков размещалась кабина оператора систем пожаротушения. Баки для воды не предусматривались, поскольку ее планировалось забирать из внешних емкостей.

При строительстве машины корпус танка и его агрегаты претерпели некоторые изменения. Так, была доработана верхняя лобовая деталь. Изнутри отделение управления оснастили теплоизоляцией, что немного упрощало работу и улучшало условия внутри машины во время тушения пожаров. По некоторым данным, доработке подвергалась и трансмиссия танка Т-34. После всех переделок коробка передач могла работать только на первой передаче. Тем не менее, есть основания полагать, что такие доработки отсутствовали, а нужный режим работы задавался и поддерживался водителем.

После всех доработок и установки нового оборудования получилась тяжелая пожарная машина весом около 42 тонн (без запаса воды и топлива). Из-за установки специального оборудования общая длина машины превысила 10,6 м, высота – 4 м. Пожарный танк Big Wind мог перемещаться со скоростью не более 5 км/ч. При такой скорости агрегаты машины не подвергались повышенным нагрузкам. Кроме того, экипаж не мог слишком быстро приблизиться к очагу пожара, рискуя здоровьем и техникой.

Экипаж тяжелой пожарной машины «Сильный ветер» состоял из трех человек, хотя на ней предусматривались только рабочие места водителя и оператора. Третий член экипажа должен был находиться за пределами машины и следить за работой коллег. Для подачи команд машина получила специальную систему связи. При помощи относительно простой световой сигнализации наблюдатель мог подавать команды и руководить процессом тушения, имея хороший обзор, но оставаясь на безопасном расстоянии от огня.

Несмотря на использование теплоизоляционных материалов, экипажу приходилось надевать специальные костюмы и шлемы. Условия работы пожарного танка были такими, что при приближении к очагу возгорания на 20-25 м рычаги управления начинали обжигать руки. Поэтому применение специальной одежды было полностью оправданным.
На платформе, установленной вместо танковой башни, имелись два турбореактивных двигателя РД-25-300 советской разработки. Двигатели с форсажной камерой могли развивать тягу до 7100 кгс каждый. Подобные двигатели использовались на различных модификациях истребителей МиГ-21, и поэтому имели достаточно широкое распространение в странах Организации Варшавского договора.

В случае с пожарной машиной Big Wind двигатели предназначались для создания околозвуковой воздушной струи, необходимой для образования газоводяной смеси и ее подачи к очагу возгорания.
Суть предложенной методики пожаротушения заключалась в «обрезании» нефтяного факела с одновременным охлаждением металлических трубопроводов и тушением уже горящей нефти. Предлагавшийся способ использования машины Big Wind выглядел следующим образом. Пожарный танк с небольшой скоростью должен был приближаться к очагу возгорания – разрушенной скважине. После приближения на сравнительно небольшую дистанцию оператор комплекса должен был включать турбореактивные двигатели. На расстоянии порядка 6-7 м от очага включалась подача воды.

Над соплом каждого из двигателей предусматривались по три форсунки для распыления воды. Шесть подобных агрегатов могли подавать порядка 800-820 литров воды в секунду. Попадая в реактивную струю двигателя, вода распылялась на мельчайшие капли, в результате чего образовывалась газоводяная смесь. Мощный поток смеси должен был буквально перерубать нефтяной фонтан и предотвращать возгорание новых объемов нефти, изолируя их от горящей жидкости.
Пожары нефтяных скважин в Кувейте имели одну интересную особенность.

Нефть поступала из-под земли под давлением, из-за чего из разрушенных труб били достаточно высокие фонтаны. Бьющая фонтаном нефть воспламенялась на высоте порядка 2-3 м: именно на таком расстоянии от земли струя разделялась на отдельные капли, смешивалась с воздухом и загоралась. Машина Big Wind должна была «резать» поток нефти на меньшей высоте и тем самым предотвращать возгорание новых объемов полезного ископаемого.

При помощи мощных струй газоводяной смеси тяжелая пожарная машина должна была прекращать доступ огня к горючему. После того, как пожар прекращался, распылительные форсунки должны были распылять воду для охлаждения металлических трубопроводов и других объектов, находящихся в непосредственной близости от аварийной скважины. Вслед за этим к скважине могли прибыть специалисты-нефтяники, которые должны были останавливать поток нефти, а в будущем восстанавливать необходимое оборудование и возвращать объект в эксплуатацию.

Поскольку пожарный танк Big Wind не мог перевозить большое количество воды, необходимое для работы, на платформе со специальным оборудованием поместили только бак для керосина и водяные насосы. Во время работы в Кувейте венгерским и местным специалистам приходилось принимать некоторые меры, направленные на снабжение техники водой. На безопасном расстоянии от аварийной скважины выкапывался котлован нужного объема. Его поверхность выстилалась полимерными материалами. Перед тушением пожара подобный бассейн заполнялся необходимым количеством воды, а пожарная машина должна была тянуть за собой рукава для забора воды.

Использование внешних бассейнов для воды было более чем оправданным. Во время непосредственного тушения машина Big Wind распыляла до 30 кубометров воды в минуту. Процесс тушения мог продолжаться несколько минут. Кроме того, после тушения огня требовалось в течение 20-30 минут поливать скважину с целью охлаждения. Таким образом, на ликвидацию одного возгорания могли уходить сотни тонн воды. Кроме того, необходимо учитывать, что далеко не всегда экипаж «Сильного ветра» мог сразу приступить к тушению. Нередко венгерским специалистам приходилось совершать несколько поездок к месту возгорания. В ходе подготовки к тушению мощной газовоздушной струей удалялась зола, толстым слоем покрывавшая аварийную скважину и не позволявшая ликвидировать возгорание.

Ликвидацией нефтяных пожаров в Кувейте занимались опытные специалисты из нескольких стран, что называется, видавшие виды. Тем не менее, все они обратили внимание на новую пожарную машину венгерской сборки. Предложенный компанией MB Drilling метод тушения еще не использовалось в той операции, из-за чего машина Big Wind представляла большой интерес. Кроме того, она привлекала внимание даже своим брутальным внешним видом.

Несмотря на все трудности, связанные с подготовкой и тушением, пожарный танк Big Wild прекрасно справлялся с возложенными на него задачами. Кувейтские и венгерские специалисты доставляли к месту пожара эту машину, рыли котлован для воды и после этого приступали к расчистке скважины с последующим тушением. Всего за 43 дня работы совместными усилиями пожарных удалось потушить девять скважин и подготовить их к восстановлению с последующим возвращением в эксплуатацию.

Работа машины Big Wind была не только эффективной, но и эффектной. К шуму пожара добавлялся рев турбореактивных двигателей, а испаряющаяся из-за воздействия высокой температуры газоводяная смесь довершала инфернальную картину, образованную ярким пламенем и густым черным дымом. Правильное и успешное выполнение задачи приводило к некоторому улучшению обстановки. В результате ликвидации возгорания из поврежденной скважины продолжала бить нефть, однако этот фонтан больше не горел и позволял приступить к восстановительным работам.

Отступая, иракские военные подожгли около 700 нефтяных скважин. Ликвидацией этих возгораний занималось множество пожарных из нескольких стран мира. В частности и по этой причине на пожарный танк Big Wind пришлось сравнительно небольшое количество тушений. По завершении работы, продолжавшейся всего несколько месяцев, машину Big Wind вернули в Венгрию, где ее эксплуатация продолжилась.

В силу определенных причин технического характера вскоре после возвращения из Кувейта машина «Сильный ветер» прошла модернизацию. Основные ее агрегаты остались прежними, но платформу со специальным оборудованием установили на доработанном шасси бронированной ремонтно-эвакуационной машины VT-55A чехословацкого производства. Таким образом, шасси танка Т-34 было заменено модернизированным шасси танка Т-55. Перед установкой платформы с оборудованием шасси получило ряд специального оборудования, от нового люка водителя в лобовом листе до подбоя из термоизоляционных материалов.

По имеющимся данным, модернизированный вариант пожарного танка Big Wind до сих пор эксплуатируется венгерскими спасателями. Эта машина регулярно появляется на различных учениях, где с успехом тушит возгорания. Ввиду отсутствия серьезных пожаров, сопоставимых с кувейтскими, тяжелая пожарная машина оригинальной конструкции простаивает без дела, изредка участвуя в показательных и учебных мероприятиях.

Жми на кнопку, чтобы подписаться на «Как это сделано»!

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану ([email protected]) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!

kak-eto-sdelano.livejournal.com

Минобороны России: новый «пожарный танк» принят на вооружение армии

Специальная пожарная машина СПМ предназначена для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных и профилактических работ на арсеналах, складах и базах хранения взрывоопасных веществ, расчистки проходов к очагам пожаров, прокладки противопожарных полос при лесных пожарах. Машина создана на базе шасси с использованием узлов и агрегатов танков Т-72 и Т-80. 

Масса специальной пожарной машины составляет около 60 тонн. Экипаж, состоящий из трех человек, надёжно защищён внутри герметичной и теплоизолированной кабины. Запас воды и огнегасящих веществ – 25 м³, причём дальность подачи огнегасящего состава достигает 100 метров. Подача огнегасящего состава осуществляется цетробежным насосом через лафетный ствол с дистанционным управлением, что позволяет производить тушение на разных дистанциях различными способами. 

Дальность подачи огнегасящего состава достигает 100 метров / Фото: nationaldefense.ru

Для поиска и обнаружения очагов возгорания и других опасных факторов на машине имеется комплекс средств визуального наблюдения: пять специальных пулестойких обогревных стёкол, система кругового обзора (четыре камеры видеонаблюдения) и два всесуточных тепловизионных прибора. 

Защита от воздействия высокой температуры обеспечивается специальным покрытием – огнезащитной краской «Терма». Огнестойкость покрытия сохраняется в течение 2-х часов. При непосредственном огневом воздействии покрытие увеличивается в объёме в десятки раз, образуя негорючую пену с низкой теплопроводностью. 

Для экипажа пожарной машины предусмотрен специальный комплект одежды, которая защищает от различных поражающих факторов, в том числе и от термического воздействия. 

Баллистическая защита представляет собой съёмные броневые противосколочные экраны, которые в совокупности с броневой кабиной обеспечивают защиту экипажа и оборудования в кабине от разлетающихся осколков при наземном подрыве осколочно-фугасного снаряда калибра 152 мм. 

Для расчистки подходов к очагам возгорания и создания минерализованных полос машина оснащена бульдозерным оборудованием в виде клиновидного отвала. 

Отличительной особенностью СПМ является возможность дистанционного управления, что обеспечивает максимальную безопасность людей, участвующих в пожаротушении в особо сложных и опасных условиях. При возникновении угрозы для жизни экипажа, люди покидают машину, и СПМ выполняет поставленную задачу с помощью системы дистанционного управления.

 

Фото: kbtm-omsk.ru

Технические показатели

Масса, токоло 60
Экипаж, чел.3
Запас воды и огнегасящих веществ, м³25
Дальность подачи огнегасящего состава, м100
Огнестойкость покрытия сохраняется в течение, час.2
Скорость по шоссе, км/ч40
Запас хода, км250

www.arms-expo.ru

Танки в бою (с пожарами): mikle1

Если представить, что пожарный танк способен заменить 2-3 автоцистерны, бульдозер, 8-10 тракторов при прокладке минерализованных полос, вездеходный транспортер, машину связи, то становится понятно, что данная техника вполне актуальна. Единственная проблема — низкая мобильность. Для переброски в район пожара нужны железнодорожные и/или автоплатформы. Поэтому их и впредь будут делать малыми сериями для особо опасных производств, складов, космодромов и прочая.
                                                                                                         ГПМ-54 на базе танка Т-54. Из состава ВС Украины.
Начать стоит с того, что два года назад пожары навеяли на размещение материала о пожарных танках (От бреда к разуму). Здесь повторяется часть фотографий, а остальное посвящено только нашей технике, без эмоций и далекоидущих выводов. К тому же меня попросили.                                Байконурская «пожарка» на фото ниже.

Основное преимущество пожарного танка перед пожарной машиной – он может ударом разметать горящий объект, гусеницами раздавить обломки и полить сверху на горящие остатки. Был у Харьковского Конструкторского Бюро по Машиностроению имени А.А. Морозова вот такой монстр с очень немаленьким калибром. База старая, проверенная – тягач МТ-Т.

Гусеничная пожарная машина ГПМ-64. Машина предназначена для тушения пожаров различных классов при помощи воды и воздушно-механической пены. Может использоваться на предприятиях промышленности, складах взрывчатых веществ и материалов, в условиях заражения сильнодействующими ядовитыми веществами. Шасси — танк Т-64

Многофункциональная установка пожаротушения ЩИТ. Установка предназначена для тушения пожаров и защиты зданий, сооружений технологических установок и строительных конструкций от температурного воздействия. Обеспечивает подачу, воздушно-механичес­кой и быстротвердеющих пен. Может использоваться как в стационарном, так и в мобильном варианте. Шасси — танк Т-55

Мобильная пожарная машина. Машина предназначена для тушения пожаров на лесобиржах, неф­техранилищах и различных промышленных и гражданских объектах. Она оснащена современным противопожарным оборудованием, асфальтоходными гусеницами и способна передвигаться как по дорогам, так и по мест­ности, недоступной для пожарных машин на базе автомобилей. Шасси — танк Т-55

Самоходный лафетный ствол, робототехнический комплекс СОЙКА. Сразу после Чернобыльских событий для тушения пожаров на радиоактивно зараженной местности, на предприятиях химической промышленности, складах взрывчатых веществ и материалов в условиях сильного задымления и загазованности атмосферы сильнодействующими ядовитыми веществами впервые в отечественной и международной практике ВНИИПО МВД СССР и ОКБ ПО «Пожмашина» в конце 90-х годов был разработан опытный образец противопожарного мобильного робототехнического комплекса (далее — РТК) на базе танка Т-54 под шифром «Сойка». РТК «Сойка» в своем составе включал самоходный лафетный ствол и прицепные емкости (цистерны) с водой и пенным раствором. Обеспечивалась возможность подача воды по 100 метровой рукавной линии. Управление выполнялось как со штатного места водителя так и дистанционно по радиоканалу.

Самоходный лафетный ствол предназначен для тушения пожаров на радиоактивно зараженной местности, на предприятиях деревообрабатываю­щей и химической промышленности, складах взрывчатых веществ и мате­риалов в условиях сильного задымления и загазованности атмосферы силь­нодействующими ядовитыми веществами. Шасси- танк Т-55

Машина пожарной разведки БРОНЯ. Машина предназначена для ведения пожарной разведки в условиях радиоактивного заражения местности, задымления и загазованности при­земного слоя атмосферы продуктами горения и сильнодействующими ядо­витыми веществами. Она оснащена эффективными средствами ведения по­жарной разведки, в том числе и тепловизионной аппаратурой, средствами дозиметрического и химического контроля, ориентирования на местности, связи и защиты экипажа.

Боевая машина пожарной разведки «Броня» разработано ВНИИПО МВД (г. Балашиха, Московская обл.) и Особым КБ пожарных машин ПО «Пожмашина», (г. Прилуки) на базе танка Т-55. Опытные образцы машины были изготовлены на 61-й ремонтном заводе (г. Петродворец, Ленинградской обл.).

Гусеничная пожарная машина ГПМ-54. Машина предназначена для тушения пожаров различных классов при помощи воды, воздушно-механической пены и порошка. Она оснащена современным противопожарным оборудованием и эффективными средствами защиты экипажа и может использоваться на предприятиях промышленности, складах взрывчатых веществ и материалов, в условиях заражения сильнодействующими ядовитыми веществами. Шасси — танк Т-55.

Гусеничная пожарная машина ГПМ-54М. Машина представляет собой модернизацию пожарной машины вы­сокой проходимости ГПМ-54 с целью применения более эффективного средства пожаротушения – автоматических установок импульсной подачи распыленной воды. Машина сохранила все преимущества машины ГПМ-54 и может применяться в тех же условиях, что и ГПМ-54.

Гусеничная пожарная машина ИМПУЛЬС-2М. Пожарная машина предназначена для тушения крупных пожаров в нефтехранилищах, местах добычи нефти, лесобиржах и различных промышленных и гражданских объектах при помощи установки залпового огня капсулами с огнетушащим порошком. Шасси — танк Т-62.

БТР-60РХЗ. Конечно, уже не танки, но тем не менее

БРДМ-2РХЗ.

Многофункциональный робототехнический комплекс пожаротушения среднего класса «Ель-4». Разработка ВНИИПО (Россия) и фирмы «DOK-ING d.o.o.» (Хорватия)

Многофункциональный робототехнический комплекс пожаротушения тяжёлого класса «Ель-10». Разработка ВНИИПО (Россия) и фирмы «DOK-ING d.o.o.» (Хорватия).

http://blog.icentra.ru/write/index/63

mikle1.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *