Противотанковая мина — тихое и коварное оружие
Минное оружие является одним из основных видов инженерно-технических средств вооружений. Особенно это оружие стало актуальным, когда на вооружении армий появилась тяжелая бронированная техника и другие транспортные средства. Для борьбы с бронированной техникой противника едва ли не самым удобным средством противотанковой обороны является противотанковая мина. Правильно установленный фугасный заряд может не только вывести из строя танк или бронетранспортер. Минные поля могут стать непреодолимой преградой для механизированных подразделений противника, предотвращая наступление на наиболее угрожаемых участках противостояния.
Минное оружие становится основным средством обороны
Первоначально мина в том виде, в котором мы привыкли воспринимать это оружие, не вызывала у военных особого энтузиазма. Минное оружие главным образом применялось в инженерных целях для прорыва прочных оборонительных порядков противника, для разрушения долговременных оборонительных укреплений. Только с появлением на вооружении механизированных средств мины стали использоваться более целенаправленно.
Первыми познакомиться с минным оружием пришлось военным кораблям. Установка мин на пути следования военных судов ставила под угрозу все существующие транспортные коммуникации. Русско-японская война стала первым вооруженным конфликтом, во время которого массово использовались мины. Результаты оказались ошеломляющими. Более 20% всех военных судов противоборствующих сторон было потоплено с помощью мин. Мина могла легко вывести из строя любой крупный военный корабль. С этого момента мина прочно вошла в арсенал всех флотов, став важнейшим элементом морской оборонительной стратегии.
На сухопутном театре военных действий мины стали активно использоваться в ходе Первой Мировой войны. Когда на поле боя стали появляться первые бронированные транспортные средства, пришлось вспомнить о минном оружии. В то время применялись мины фугасного действия, способные взрывом мощного заряда тротила нанести серьезные разрушения наземным объектам. Разделение минного оружия на противотанковые и противопехотные мины произошло гораздо позже, когда возникла необходимость в создании эффективного инженерного средства сдерживания наступательных действий. Долговременные оборонительные рубежи, возникшие на границах Франции и Германии, на советской Западной границе и на рубежах между Финляндией и Советским Союзом, включали в себя масштабные минные поля. Акцент делался на закладку фугасных зарядов, способных сдержать механизированные и подвижные соединения. Сначала это были объектные фугасы, мины противотранспортного действия, которые не имели четко определенной цели. Как правило, такие заряды срабатывали при простом механическом воздействии на взрыватель, или приводились в действие с помощью электрического разряда.
Полноценная табельная противотанковая мина ТМ появилась в начале 30-х годов. В Германии и в СССР к созданию этого оружия отнеслись с интересом. Все дело в том, что именно военная доктрина фашисткой Германии и Советского Союза предполагала во время военного конфликта массированное использование бронетанковых соединений. Противостоять удару бронированной техники можно было только с помощью эффективной противотанковой обороны. Одним из важнейших элементов такой обороны и стали противотанковые мины.
Начало 30-х годов ознаменовалось активной работой по созданию новых типов минного оружия, способного поражать все виды бронированной техники.
Развитие минного оружия в СССР
Официально в СССР первая противотанковая мина появилась в 1934 году. Говорить о сложной конструкции взрывного устройства не приходилось. Основной заряд представлял собой набор тротиловых шашек, которые приводились в действие взрывателем нажимного действия. Изделие после проведения ряда испытаний так и не получило широкого распространения. На смену ей в 1935 году пришла более совершенная конструкция — противотанковая мина ТМ-35. Это изделие уже было сделано основательно и продуманно. Заряд тротила весом 2,8 кг был заключен в стальной корпус. Установка мины осуществлялась в ручном режиме, практически в любой тип грунта. Мина приводилась в действие с помощью универсального взрывателя.
Созданный в 1935 году взрыватель МУВ имел простую и надежную конструкцию, благодаря которой продолжает использоваться и в наши дни. Серьезным преимуществом, которым обладал взрыватель данного типа, являлось наличие технической возможности обезвреживания мины. Установив на шток взрывателя предохранительную втулку или чеку, можно было приступать к разминированию.
Перед самой войной советская мина прошла этап модернизации, в результате которой улучшились тактико-технические характеристики устройства. Мину можно было устанавливать не только в грунт, но и в воду, на небольшую глубину. Принцип действия устройства заключался в следующем. При наезде колеса или гусеницы транспортного средства на крышку взрывателя срабатывал основной заряд. В результате подрыва и фугасного действия разрушалась ходовая часть машины. В предвоенное время советские военные инженеры старались использовать опыт советско-финского конфликта, во время которого советские бронетанковые части несли ощутимые потери от минного оружия. На вооружении инженерных и саперных частей РККА появляются противотанковые мины противогусеничного и противоднищевого действия. Это оружие было способно поразить взрывом днище транспортного средства, полностью выводя его и экипаж из строя.
Арсенал инженерно-технических средств РККА перед началом Великой Отечественной войны насчитывал следующие виды минного оружия:
- противотанковая мина ТМ-39;
- противотанковые мины ПМЗ-40 и ТМД-40;
- противотанковая мина АКС;
- противопехотные мины ПМК-40, ППМ-6 и мина ПОЗМ — боеприпас осколочного действия.
Все минное оружие, находящееся на оснащении РККА, комплектовалось взрывателями различного действия. Это могли быть детонаторы замедленного действия, капсюли-детонаторы, взрыватели натяжного или нажимного действия. Особых успехов советские военные инженеры добились в конструировании дистанционных взрывателей и электродетонаторов. Огромная заслуга в создании советского минного оружия, с которым пришлось вплотную столкнуться подразделениям вермахта, принадлежит генералу Д.М. Карбышеву.
Советский Союз активно использовал минное оружие в ходе Великой Отечественной войны. Наиболее массово советские противотанковые мины использовались в 1942-43 гг., в период наиболее активных боевых действий на советско-германском фронте. Курская битва стала апофеозом минного оружия. Наибольшие потери немецкие танковые соединения понесли именно в результате подрывов на противотанковых фугасах. В последующие месяцы, ввиду начавшегося полномасштабного наступления советских войск по всей линии фронта, интенсивность применения противотанковых и противопехотных мин снизилась.
Всего за годы войны советские военные инженеры и саперы установили более 70 млн. мин различного назначения.
В период 1941-42 годов средняя плотность минных полей составляла 200-600 мин на километр фронта. В 1943 году это значение достигло максимальной цифры – 800 мин на километровый участок фронта.
Огромное количество мин после окончания Второй Мировой войны оставалось на армейских складах. Некоторое количество противотанковых мин было использовано при оборудовании государственной границы в Средней Азии, в Закавказье и на Дальнем Востоке. На смену устаревшим образцам минного оружия, доставшегося в наследство со временем Великой Отечественной войны, в 1957 году пришла противотанковая мина ТМ 57. Это оружие имело вес основного заряда 6,5 кг и могло устанавливаться в грунт, в снежный покров или под воду. Мина стала первым инженерно-техническим средством, которое можно было устанавливать вручную или механизированным способом. Боевая работа минного оружия новой конструкции не имела ограничений по времени.
Следом за миной ТМ-57 на вооружение Советской Арии поступило в 1962 году новое оружие. Это был более совершенный пассивный боеприпас, имеющий практичную и универсальную конструкцию. Устройство приводилось в действие посредством взрывателя нажимного действия. Установка мины могла осуществляться вручную или механизированным способом. Основной заряд представлял собой 7,5-8 кг. тротила, ТГА или МС. Противотанковая противогусеничная мина ТМ 62М – это инженерно-техническое устройство продолжает оставаться на вооружении и в наши дни, являясь едва ли не единственным пассивным средством организации противотанковой обороны.
Противотанковое оружие вермахта
Как и в СССР, Германия вступила в войну, имея ограниченное количество минного оружия. Акцент в новом вооруженном конфликте делался на атакующие действия, поэтому инженерно-технические и специальные средства вооружения оставались на заднем плане. В дальнейшем, когда вермахт столкнулся с ожесточенным сопротивлением Красной Армии, когда советские войска стали предпринимать контратакующие действия, немцам пришлось прибегнуть к минному оружию.
История развития мин в Германии идентична процессам, происходящим в Советском Союзе. Еще в 1929 году была создана немецкая противотанковая мина Tellermine 29. В дальнейшем, с приходом к власти Гитлера, немецкие военные инженеры приступили к работам по созданию противопехотных и противотанковых мин. В отличие от советского оружия, где основная противотанковая мина ТМ имела мощный фугасный заряд и взрыватель нажимного действия, немецкие взрывные устройства несли меньший основной заряд. Однако количество взрывателей было увеличено до трех, что повышало вероятность срабатывания боеприпаса.
К началу военных действий арсенал минного оружия вермахта не отличался большим разнообразием. Только в 1943 году, после начала коренного перелома в военных действиях на Восточном фронте, немецкая армия стала получать в огромных количествах противотанковые и противопехотные мины. Немецкие минные поля устанавливались на наиболее вероятных участках прорыва советских бронетанковых частей. Однако появление на оснащении Советской Армии механизированных средств разминирования позволяло успешно преодолевать это препятствие.
В итоге
Мины, как пассивное средство вооружений, продолжают оставаться в арсенале всех современных армий. Благодаря этому оружию более слабой стороне конфликта удается сдержать наступательный порыв сильнейшего противника. Это прекрасно проявилось во время арабо-израильских войн, во время войны в Персидском Заливе. Огромные минные поля существенно ограничивали действие коалиционных войск в Кувейте и в Южном Ираке. В отличие от других средств вооружений, мины продолжают оставаться опасными и спустя длительное время. До сих пор на участках наиболее ожесточенных боев во время вооруженных конфликтов продолжают находить поставленные на боевой взвод противотанковые и противопехотные мины.
comp-pro.ru
Противотанковые мины | lemur59.ru
Противотанковые мины
Первая мировая война стала и первой «войной моторов», ярко продемонстрировавшей значение техники на поле боя. С тех пор начали бурно развиваться различные средства борьбы с боевой техникой противника, важнейшее место среди которых заняли противотанковые мины. Правда, они «воюют» не только с танками, но и с различными бронемашинами, и самоходными орудиями.
Главное, что случилось с противотанковыми (ПТ) минами за минувшие полстолетия, — это, во-первых, увеличилось их поражающее действие, во-вторых, повысилась взрыво-и тралоустойчивость, а также увеличилась быстрота установки (средствами механизации, а затем и системами дистанционного минирования) и появилась возможность дистанционного управления.
Для «обнаружения» танка мина (а точнее, ее взрыватель) может «использовать» его свойства — большой вес, большую массу металла, движение, характерные сейсмические или акустические колебания. Для поражения же используются наиболее уязвимые места — ходовая часть, днище, борт, крыша. По тому, с какой стороны ПТ мины наносят удар, их обычно и классифицируют.
Остановить машину
Противогусеничные фугасные мины — самый старый и распространенный тип этого оружия. Задача такой мины — лишить боевую машину одного из главных ее преимуществ, подвижности, превратив ее таким образом в мишень. Перебить трак гусеницы может и небольшой заряд, но нужно разрушить три-четыре трака и хотя бы один опорный каток — иначе экипаж быстро отремонтирует машину тут же, на поле боя. Поэтому мины, устанавливаемые в грунт, несут обычно заряд взрывчатки 5—10 килограммов (ведь нужно еще пробить слой грунта), а устанавливаемые открыто, внаброс — 1—2 килограмма (если рассматривать тротил или смесевое ВВ).
Противогусеничная мина TS/6, Италия. Корпус пластмассовый, масса мины — 9,8 кг, заряда ВВ — 6,0 кг, взрыватель пневмомеханический, усилие срабатывания — 180—500 кгс. Установка вручную |
Противогусеничные фугасные мины срабатывают при непосредственном наезде на них техники и часто имеют взрыватель нажимного действия. Усилие срабатывания рассчитано так, чтобы мина взрывалась при наезде машины, но не «реагировала» на человека или животное. Поэтому не стоит верить легендам, как «гнали пехоту на минные поля», чтобы та «подрываясь, проложила дорогу танкам» — пехотинец просто не создаст необходимого усилия. А вот прокладка танками проходов в противопехотных минных полях применялась часто.
Традиционно ПТ мина имеет металлический корпус: он хорошо защищает при транспортировке и установке, сохраняет в грунте, герметичность допускает установку мины даже в воду — для прикрытия бродов, например. Но со времен Второй мировой войны широко применялись ПТ мины в неметаллических корпусах — деревянных, стеклянных, фаянсовых, тканевых, и даже бескорпусные. В последней трети XX века особенно широкое применение нашли пластмассовые корпуса. Широко распространились, например, различные пластмассовые мины итальянских моделей — так, в 1980-е годы мины TS/2.5 и TS/6 доставили много проблем советским войскам в Афганистане, SB-81 и VS-1.6 — британским на Фолклендских островах. Хотя дело было не только в корпусе. Пневмомеханические взрыватели итальянских мин срабатывают только при полном нажатии на крышку и достаточном времени воздействия — нажимная крышка должна вытеснить через калиброванные отверстия воздух из верхней камеры, чтобы он надавил на диафрагму, которая и приведет взрыватель в действие. Сочетание «накрытия» гусеницей достаточной площади и задержки срабатывания делает мину устойчивой к воздействию катковым или бойковым тралом и «заставляет» взрываться под вторым-третьим катком бронированной машины. Правда, в Афганистане боевые машины старались проходить опасные участки на максимальной скорости — тогда подобная мина взрывалась уже позади машины. Но это применимо для одиночной машины, не в составе колонны, да и «лишнее замедление» взрывателей тех же итальянских мин, как сообщалось, вызывалось, скорее, не самой конструкцией, а браком производства.
Противогусеничная мина SB-81, Италия. Корпус пластмассовый, масса мины — 3,2 кг, заряда ВВ — 2,0 кг. Установка вручную, минным заградителем или вертолетной системой минирования |
В пластмассовых корпусах выполнены также американская мина М19, бельгийская М3, пакистанские P3 Mk1 и Mk2 (их также применяли душманы в Афганистане), чешская PT Mi-Ba-2, румынская МАТ-62В, болгарская РТМ-80Р, югославская ТМА-5, китайская Тип 69. Больший выбор вариантов предоставили саперам конструкторы советского семейства ПТ мин ТМ-62. Мины могут иметь металлический (ТМ-62М), пластмассовый (ТМ-62П), полиэтиленовый (ТМ-62ПЗ), тканевый (ТМ-62Т), деревянный (ТМ-62Д) корпус либо быть бескорпусными (ТМ-62Б). К ним был создан целый набор взрывателей, различающихся материалом, наличием или отсутствием механизма дальнего взведения, механизма перевода в безопасное положение, возможностью подрыва или перевода в безопасное положение с пульта. Все это дает возможность ставить мины вручную, механизированной или вертолетной системой минирования, в различные грунты. Скажем, взрыватель со штыревым датчиком цели делает мину устойчивой к ударной волне (чем затрудняет противнику «взрывное» траление минного поля) и позволяет ставить ее в глубокий снег.
В минных полях ПТ мины часто устанавливаются вместе с противопехотными, но иногда их совмещают конструктивно, дабы противопехотная мина играла роль взрывателя и детонатора. Такой прием использовали еще в советских деревянных ПТ минах времен Великой Отечественной войны. А в пакистанской P3 Mk1 противопехотная фугасная мина Р2 Мк3 расположена над основным зарядом под пластмассовой крышкой, которая обламывается под весом боевой машины.
Противопехотная мина или мина-сюрприз может служить при противотанковой и устройством неизвлекаемости — равно как и ручная граната без чеки. Но ряд ПТ мин имеет боковые дополнительные взрыватели (соединяемые, скажем, со скрытым колышком) или специальные механизмы с «маятником» или шариком в состоянии неустойчивого равновесия, замыкающими цепь взрывателя при сдвиге или наклоне мины.
Как и другие типы мин, ПТ могут быть неуправляемыми (то есть действующими только автоматически) и управляемыми. Значение дистанционного управления ПТ минным полем можно понять, вспомнив хотя бы опасный труд в годы Великой Отечественной советских саперов-«проходчиков», контролировавших проходы в своих минных полях: порой за несколько часов боя они по нескольку раз снимали мины для пропуска своих войск и ставили их снова перед вражескими танками. Советский комплект УМП-2 предназначен для устройства управляемого по проводам (с расстояния около 800 метров) минного поля из мин ТМ-57 или ТМ-62. Мины, установленные вручную или минным заградителем и снабженные электромеханическими взрывателями УМП нажимного действия, можно за несколько секунд перевести в боевое положение или в безопасное — для прохода через минное поле своих танков.
Удар в подбрюшье
Еще накануне Второй мировой войны выдающийся военный инженер Д.М. Карбышев указывал, что, дополнив нажимной взрыватель ПТ мин штыревым или магнитным, можно заставить их срабатывать не только под собственно гусеницей, но и под танком, как таковым (под «проекцией» танка), и уменьшить расход мин. Расход противоднищевых мин на 1 погонный километр минного поля в 3—4 раза меньше, чем противогусеничных. К тому же они непосредственно поражают внутреннее оборудование, экипаж, боекомплект боевой машины.
Противоднищевая мина АТ-2 (DM1233), Германия. Корпус металлический, масса мины — 2,3 кг, заряда ВВ — 0,8 кг. Установка минным заградителем, НУР систем залпового огня |
Привычный датчик цели противоднищевой мины — тонкий вертикальный штырь. Взрыватель срабатывает при его отклонении движущимся танком на определенный угол. Скажем, американская мина М15 (весьма тяжелая, кстати, — 14,3 килограмма при массе фугасного заряда 10 килограммов) с взрывателем нажимного действия используется как противогусеничная, со штыревым — как противоднищевая. Британская удлиненная мина L9A1 может иметь гидромеханический или штыревой контактные, электронный неконтактный и электронный необезвреживаемый взрыватель. У австрийской РМ83 — целый набор взрывателей: четыре пьезоэлектрических нажимных по углам прямоугольного корпуса (для подрыва требуется срабатывание нескольких), любой из которых можно заменить штырем, есть гнездо для электродетонатора (для дистанционного управления) и устройство обезвреживания.
Уменьшению размеров мины способствует заряд направленного действия — кумулятивного или типа «ударное кумулятивное ядро». Расстояние, на котором действует кумулятивный заряд, соответствует клиренсу боевой машины. Кумулятивный заряд имеет, например, американская мина М21, интересная также эволюцией своих взрывателей. Вслед за штыревым она получила вначале пневмомеханический (два пневматических шланга укладывались поперек вероятного пути движения танков, взрыватель срабатывал при наезде гусениц на оба шланга), а затем — неконтактный магнитный.
Для дистанционного минирования
Противоднищевые и противогусеничные мины стали популярны в системах дистанционного минирования, наложивших свои требования на их конструкцию, форму и размеры. Скажем, германская АТ-2, разработанная для установки из кассет неуправляемыми ракетами (НУР) или минным заградителем MSM, после отстрела стабилизируется парашютом, а после падения приводится в вертикальное положение пружинными лапками. Она имеет заряд направленного действия, контактный электронный взрыватель со штыревым датчиком цели, устройства неизвлекаемости и самоликвидации (срок самоликвидации можно задать от 3 до 96 часов). Против гусениц АТ-2 не действует.
В американских минах BLU-91/В, М70, М73, М75, М78, входящих в семейство FASCAM для артиллерийских, авиационных и самоходных наземных систем дистанционного минирования, во французской AC DIS мод. F.1 (система минирования GIAT) и германской DM1239 MIFF (система MW-1) проблема ориентации заряда решена проще. Мина имеет форму низкого цилиндра, электронный неконтактный взрыватель и две кумулятивные воронки, направленные к торцам — после падения одна из них сможет поразить гусеницу или днище танка. Правда, масса и эффективность каждого заряда оказываются меньше.
Советская универсальная ПТМ-3 имеет форму четырехгранной призмы с кумулятивными выемками, магнитный взрыватель, пиротехнический механизм дальнего взведения, устройства самоликвидации и самодеактивации (по уменьшению заряда батареи). При большей массе эффективность кумулятивного действия ПТМ-3 не выше, чем у BLU-91/В. Но главную свою задачу — сковать движение техники противника — такие мины, примененные внезапно и массированно, выполняют. Характерно, что кассеты для ПТ мин унифицируют с противопехотными — ведь их и устанавливают часто совместно.
«Ядреные» боеприпасы
Принцип «ударного ядра», все более широко используемый в инженерных боеприпасах, стал развитием кумулятивного эффекта. Поверхность кумулятивной воронки покрывается облицовкой из меди или стали. При взрыве заряда ВВ из облицовки формируется компактный сгусток металла, находящегося в квазижидком состоянии, — ударное ядро, обладающее высокой температурой и скоростью. То есть снаряд формируется в процессе выстрела. Масса его много больше, чем у кумулятивной струи, что компенсирует его меньшую скорость. «Ядром» поражают технику, например, французская противоднищевая мина HPD мод. F.1 и шведская FFV-028, рассчитанные на установку вручную или заградителем.
Российская мина ТМ-89 имеет заряд кумулятивно-фугасного действия, металлический корпус и оригинальный магнитный (электромагнитный) взрыватель. Возмущение магнитного поля, вызванное движущейся металлической массой, возбуждает электрический ток, вырабатывается электросигнал, электровоспламенители поджигают вышибной пороховой заряд, и взрыватель вместе с маскировочным слоем грунта отбрасывается. Тем временем подрывается промежуточный детонатор, от него — основной заряд, который формирует кумулятивную струю в уже освободившемся пространстве и пробивает днище машины. Если же танк наехал на мину гусеницей, взрыватель и слой грунта отбросить нельзя, основной заряд действует как обычный фугасный и разрушает гусеницу и каток ходовой части. Вдобавок магнитный взрыватель срабатывает на индукционный миноискатель, что затрудняет противнику разминирование.
ТМ-89 устанавливается вручную, минным заградителем и вертолетной системой минирования, при этом снабжается либо дистанционным, либо пусковым механизмом — и тот и другой обеспечивают дальнее взведение взрывателя мины.
«Мухи» и «панцерфаусты»
Давно известно, что стрелять по танку в борт выгоднее, чем «в лоб». Поэтому появление противобортовых мин было естественным. Они замаскированно ставятся на обочинах дорог, у съездов к переправам, у проходов в заграждениях, а в населенных пунктах — в окнах и на крышах домов. Находясь в стороне от пути движения, они могут не бояться тралов, их установка не требует нарушения покрытия дороги. Идея противобортовой мины была высказана Д.М. Карбышевым еще в 1940 году, в 1942 году советские войска применяли «летающую» мину ЛМГ, а к концу Великой Отечественной войны для создания импровизированных мин использовали трофейные германские «Панцерфауст». Штатные одноразовые ручные противотанковые гранатометы (РПГ) в роли боевой части мин используют и поныне. Британская LAWMINE, например, представляет собой РПГ LAW-80, установленный на треноге вместе с неконтактными датчиками цели (дальность обнаружения цели — до 100 метров) и взрывателем. В другой британской мине АJАХ используется шведский РПГ АТ-4, в американской М66 — РПГ М28, в советской ТМ-73 — РПГ-18 («Муха»). Мины могут срабатывать автоматически либо по сигналу с пульта оператора.
Противобортовая мина ТМ-83, СССР. Корпус металлический, масса мины — 20,4 кг, заряда ВВ — 9,6 кг («ударное кумулятивное ядро»), взрыватель — электронный неконтактный, датчики цели — сейсмический (предварительный) и инфракрасный (основной). Установка вручную |
Куда более интересными оказались мины с зарядом типа «ударное кумулятивное ядро». Первым зарубежным образцом такой противобортовой мины считается французская MAH мод. F.1 — ее «ядро» на дальности 50 метров пробивает броню толщиной до 70 миллиметров, образуя отверстие диаметром 100—120 миллиметров.
Подробнее рассмотрим советскую ТМ-83. Ее корпус, напоминающий прожектор, закреплен во вращающейся скобе, допускающей поворот в двух плоскостях. На корпусе сверху расположены взрыватель с датчиками и прицельные приспособления. Для предохранительно-исполнительного механизма взрывателя основным служит инфракрасный датчик цели — своего рода «спуск». «Избирательность» по целям мине придает сейсмический (гравитационный) датчик. «Распознав» колебания почвы, характерные для движения тяжелой машины, сейсмический датчик «подключает» цепь (своего рода «предохранитель»), а когда цель пересекает поток ИК лучей, происходит замыкание цепи взрывателя и подрыв. В управляемом варианте подрыв производится по электросигналу, переданному по проводу с пульта. Установив мину, ее нацеливают и маскируют. «Ядро» на дальности 50 метров пробивает броню толщиной 100 миллиметров, диаметр отверстия — 80—120 миллиметров. Заброневое действие обеспечивается оставшейся энергией «ядра» и потоком осколков брони. Противокумулятивные экраны против «ядра» значительно менее эффективны, чем против обычной кумулятивной гранаты.
Чешская противобортовая мина PT Mi-РК представляет собой батарею из пяти установленных в ряд зарядов типа «ударное кумулятивное ядро», выстреливающую по сигналу от обрывного или натяжного датчика.
Бьем сверху
Еще эффективнее можно поразить танк или бронемашину сверху — площадь цели еще больше, защита слабее. Мина, установленная в районе возможного движения целей, при приближении цели выстреливает боевой элемент, который поразит цель сверху. Правда, сложнее «навести» мину на цель, так что противокрышевые мины — самое молодое, можно сказать, только формирующееся поколение «интеллектуальных» мин.
Боевым элементом такой мины может быть самоприцеливающийся боеприпас с зарядом типа «ударное кумулятивное ядро», аналогичный используемым в артиллерийских кассетных боеприпасах — вроде российского «Мотив-3М» или германского SMArt.
Пока, насколько известно, наиболее близким к практическому применению оказалось американское семейство инженерных противокрышевых боеприпасов мин М93 «Хорнет». Оно включает модификации, рассчитанные на установку вручную (с возможностью снятия или без таковой) или системами дистанционного минирования, а также на поражение небронированной техники и живой силы. Система управления, обрабатывая сигналы от сейсмических и акустических датчиков, которыми снабжен каждый боеприпас, производит обнаружение и идентификацию цели, определяет направление и дальность, поворотом и наклоном платформы наводит боевую часть. При подходе цели ближе 100 метров происходит отстрел боевого элемента. Последний, описав баллистическую траекторию, уточняет наводку с помощью инфракрасного датчика, а оказавшись прямо над целью, выстреливает «ударное ядро». Время боевой работы мин — от 4 часов до 30 суток, имеется устройство самоликвидации. Мины планируется применять группами, причем предусмотрен режим, когда они передают данные о целях на пульт оператора, и решение о применении боеприпасов остается за ним.
Транспорт? Ликвидировать!
Борьба с транспортными колоннами, патрулями на легкой технике стала важной частью современной «минной войны». Чаще всего применяют мощные фугасы, устанавливаемые на перевалах, выходах из ущелий, развилках дорог, перекрестках, серпантинах, крутых подъемах, въездах в населенные пункты, иногда — огнефугасы с применением зажигательных веществ. Но существует целый класс мин, предназначенных для борьбы с транспортными машинами. Вторая половина XX века, богатая локальными войнами с «партизанскими» действиями, породила немало таких мин. От противотанковых они отличаются тем, что рассчитаны на поражение менее защищенных целей. В них используются и фугасные заряды, и направленные потоки тяжелых осколков.
Противотанковый противокрышевый боеприпас М93 «Хорнет», США. Масса мины — 15,9 кг, заряд боевого элемента — «ударное кумулятивное ядро», бронепробиваемость — до 90 мм, радиус обнаружения цели — 100 м. Взрыватель электронный неконтактный, датчики цели мины — сейсмический (предварительный) и акустический (основной), датчик боевого элемента — инфракрасный |
К противотранспортным можно отнести и легкую — около 1 килограмма — американскую многоцелевую мину М4 SLAM с зарядом типа «ударное кумулятивное ядро» с бронепробиваемостью до 40 миллиметров неброневой стали. Причем конструкция мины и взрыватель, имеющий два датчика цели, допускают ее применение как противоднищевой и противобортовой. В первом случае мина кладется горизонтально и работает от магнитного датчика, во втором — ставится вертикально и работает от пассивного инфракрасного датчика, реагирующего на тепловой контраст цели. Наличие таймера и взрывателя ударного действия позволяет использовать мину как диверсионную, объектовую или как подрывной заряд. С другой стороны, к противотранспортным можно отнести мины, созданные для диверсий на железных и автомобильных дорогах.
Кустарные и полукустарные противотранспортные мины бывают сделаны с большой изобретательностью. Например, противотранспортный «фугас» можно получить сочетанием противотанковой мины и установленной сверху фугасной противопехотной, срабатывающей под небольшим весом. А ПТ противоднищевая мина, поставленная вертикально, скажем, в крутом откосе у дороги с удлиненным штырем взрывателя, становится противотранспортной противобортовой. Американцы в Ираке столкнулись с таким типом. Подобие гранатомета или «самопала» приводится в действие нажимным взрывателем или радиовзрывателем, изготовленным на основе такого пульта дистанционного управления гаражными воротами. Еще вариант — переброшенный через дорогу шланг, наполненный водой, с пластиковой бутылкой на конце, в дно бутылки вставлены контакты взрывателя. Машина наезжает на шланг, вода вытесняется в бутылку, замыкает контакты, и в машину летит снаряд.
Огонь по «летающим танкам»
Боевые и многоцелевые вертолеты давно играют в боевых действиях не меньшую роль, чем бронетехника. При этом действуют они часто на сверхмалых высотах, пользуясь складками местности, прикрываясь деревьями, холмами, что затрудняет борьбу с ними. Соответственно возникла мысль лишить вертолеты этого преимущества, «перекрыв» сверхмалые высоты… наземными минами.
Противобортовая мина с одноразовым РПГ в качестве «боевой части» и австрийским электронным взрывателем «Дрэгон», включающим акустический и инфракрасный датчики. Дальность поражения цели — от 3 до 80 м, скорость движения цели — до 60 км/ч |
«Противовертолетной» может стать мощная осколочная мина направленного действия — группа развернутых вверх советских мин МОН-200 или шведских FFV модели «13» вполне может накрыть кусок пространства над землей на высоту до 100 метров плотным потоком картечи. Дело — за соответствующими датчиками целей и системой управления минами. И можно закрыть ими «вертолетоопасную» лощину, подходы к объекту, возможную площадку высадки тактического десанта, блокировать аэродром противника.
Созданы уже и специальные комплексы противовертолетных мин. Так, российская опытная мина, известная как ПВМ, поражает воздушную цель ударным кумулятивным ядром и оснащена несколькими датчиками цели — акустические обнаруживают характерные шумы двигателей, система селекции выделяет их в шумах наземных машин, взрывов, стрельбы, по сигналам инфракрасных датчиков производится наводка боевого элемента на цель. Мина имеет устройство самоликвидации, дистанционно включаемое устройство неизвлекаемости, время боевой работы до 9 месяцев. При соединении кабелем группы мин система управления производит разделение целей между ними. Есть варианты мин для установки вручную и системами дистанционного минирования.
В литературе можно встретить описание такого «камнеметного фугаса», применявшегося афганскими душманами. Фугас готовится в ямке на удобной для посадки вертолета площадке, снабжается электродетонатором, провода которого идут, скажем, к пустой консервной банке у края площадки. Под напором потока воздуха от несущего винта крышка банки начинает колебаться все с большей амплитудой, пока не замыкает контакты. И направленный поток камней и обрезков железа летит в сторону вертолета при посадке, когда машина наиболее уязвима.
lemur59.ru
Противотанковая мина ТМ-89 (Советские и Российские мины)
Это самая современная российская противотанковая мина, принятая на вооружение Российской Армии в 1993 году.
Предназначена для минирования местности против танков и другой подвижной техники противника.
Взрыв мины происходит, когда над ней оказывается масса из ферромагнитных материалов. Взрывом мощного заряда ВВ (6.7кг.) пробивается днище танка или перебивается гусеница, разрушается каток, часто повреждается и балансир. В первом случае танк полностью выводится из строя, обычно с гибелью экипажа. Во втором случае выведение из строя составляет от 2 до 6 часов и после ремонта ходовой части танк может продолжать выполнение боевой задачи.
Внешне и по размерам походит на противотанковую мину ТМ-62М, однако заряд взрывчатки в корпусе мины организован так, что образует кумулятивную воронку.
На снимке справа заряд ВВ выделен желтым цветом.
Взрыватель мины магнитный, являющийся частью конструкции мины. В некоторых вторичных источниках он обозначается индексом МВН-89, однако это не соответствует действительности.
По утверждениям сайта «Paul Mulcahy’s Web Site.htm» в 50% случаев мина может среагировать на магнитное поле миноискателя и в 10% на прикосновение металлического ножа или щупа, однако Руководство по материальной части мины этого не подтверждает, хотя и запрещает приближение к мине с ферромагнитными материалами (оружие, бронежилет, каска, шанцевый инструмент и т.п.) и поиск мин с помощью металлодетекторов и щупов, а также перемещение неразоруженной мины.
Мина устанавливается на грунт, в грунт, в снег вручную или с помощью средств механизации -гусеничного минного заградителя ГМЗ-3 или вертолетной системы минирования ВМР-2 на вертолете Ми-8Т. По утверждениям сайта «Paul Mulcahy’s Web Site.htm» мина неизвлекаемая и необезвреживаемая, однако Руководство по материальной части мины предусматривает ее снятие и перевод взрывателя в безопасное положение.
Тактико-технические характеристики мины ТМ-89
Тип мины……………………………………………….. противотанковая противогусеничная/ противоднищевая кумулятивно- фугасная
Материал корпуса……………………………………….. металл
Масса……………………………………………………….. 11.5 кг.
Масса заряда ВВ (ТГ 40/60)…………………………… 6.7 кг.
Масса промежуточного детонатора………………….. 0.17 кг.
Масса порохового вышибного заряда ДРП-3……… 0.07кг.
Диаметр…………………………………………………….. 32 см.
Высота (по верху взрывателя)………………………. 13.2см.
Бронепробиваемость на расстоянии 45см…………. 200мм.
Время перевода в боевое положение……………… 20-700сек.
Время боевой работы…………………………………… 30 сут
Извлекаемость/обезвреживаемость………………… обезвреживаемая, в обезвреженном состоянии извлекаемая
Температурный диапазон применения…………….. -30 — +50 градусов
Мины упаковываются по 4 штуки в ящики размером 72.7х40х41.7см. Вес ящика с минами 63.5 кг. Гарантийный срок хранения мины со встроенным ампульным источником электропитания — 10 лет.
Для переноски мина имеет съемную ручку из зеленой капроновой ленты. Ручка крепится в специальном кронштейне на днище мины. Если мина будет устанавливаться с помощью средств механизации, то перед загрузкой мины в носитель ручка удаляется.
Мина поставляется с завода изготовителя с установленным в нее дистанционным механизмом, обеспечивающим установку мины только вручную или наземными минными заградителями ГМЗ-3 (крышка красного цвета). Для установки мины с использованием вертолетной системы минирования ВМР-2 требуется замена дистанционного механизма на пусковой механизм (крышка черного цвета). Эти пусковые механизмы укладываются в ящики с минами отдельно.
На рисунке слева показана мина в транспортном положении. Хорошо видны ручка для переноски снизу мины, темно-красная лента, идущая к резиновой черной заглушке, которая закрывает доступ к источнику тока; предохранительная чека темно-серого цвета и стопорная булавка светло-серого цвета. В отверстие чеки видна красная крышка дистанционного механизма. Также видна рукоятка перевода мины в боевое положение красного цвета (цвет сигнализирует, что мина в безопасном положении).
Рисунок мины в разрезе (взрыватель не разрезан.).
При воздействии на взрыватель изменений в магнитном поле, происходящих от движения цели, в индукционной катушке взрывателя наводится электрический сигнал, срабатывают электровоспламенители, поджигающие вышибной пороховой заряд и включающие в работу предохранительно- исполнительный механизм (ПИМ).
Давлением пороховых газов взрыватель и маскировочный слой грунта над миной отбрасываются от мины вверх, благодаря чему образуется свободное пространство для формирования кумулятивной струи. Через короткий промежуток времени ПИМ подрывает промежуточный детонатор, от которого происходит взрыв основного заряда и образовавшаяся кумулятивная струя пробивает днище машины.
Если танк наехал на мину гусеницей и отсутствует возможность сброса взрывателя и маскировочного слоя грунта, то взрыв приобретает обычный фугасный характер за счет которого перебивается гусеница танка.
При подготовке мины к применению необходимо:
- Проверить соответствие установленного в мине дистанционного или пускового механизма предстоящему способу установки. Для ручной установки или установки с помощью ГМЗ-3 в мине должен стоять дистанционный механизм, а для установки с помощью ВМР-2 пусковой механизм. Это видно через отверстие в предохранительной чеке. В первом случае виден красный сигнал, во втором черный.
- Перевернуть мину и установить в нее промежуточный детонатор. Для этого необходимо, потянув за кольцевую ленту откинуть откидную крышку и выдернуть резиновую заглушку. затем вставить в отверстие промежуточный детонатор и установить кршку на место, защелкнув ее.
- Активировать источник питания. В мине могут использоваться два типа источников питания — гальванический А-332 или ампульный МЦ-0.7А. Это зависит от варианта взрывателя. А-32 при активации просто вставляется в гнездо на верхней поверхности взрывателя, закрытое черной резиновой заглушкой, а для активации МЦ-0.7А, который постоянно хранится во взрывателе, необходимо, удалив заглушку, специальным ключом раздавить ампулу.
- Установить рукоятку перевода взрывателя в боевое положение. Для этого необходимо сначала удалить пломбу, с помощью специального ключа повернуть стопор рукоятки против часовой стрелки, поднять рукоятку в вертикальное положение, повернуть ее вокруг оси и вновь уложить на свое место. В этом положении цвет рукоятки будет зеленым. С помощью спецключа повернуть стопор рукоятки по часовой стрелки и застопорить рукоятку.
Этим процесс подготовки мины к применению заканчивается. Следует заметить, что после этих действий мина все еще остается в безопасном положении.
После того, как мина будет установлена в грунт, она переводится в боевое положение. Для этого, потянув за чеку, срывают крышку дистанционного механизма (усилие от 30 до 100 кг.). К крышке изнутри присоединена пятиметровая капроновая нить. Сапер, растянув нить на всю длину, резким рывком запускает механизм дальнего взведения. Через 20-700 секунд мина становится в боевое положение.
При установке мины с помощью ГМЗ-3 эти действия выполняет специальный механизм машины. При установке мины с вертолета, когда вместо дистанционного механизма в мине установлен пусковой механизм, не имеющий капроновой нити, запуск механизма дальнего взведения происходит в момент срыва крышки пускового механизма. За время работы механизма дальнего взведения вертолет успевает удалиться на безопасное расстояние.
Поиск мин ТМ-89 можно осуществлять только визуально и сапер, осуществляющий обезвреживание мины, не должен иметь при себе ферромагнитных материалов (предметов, изготовленных из черных металлов) и перемещать мину до выполнения действий с взрывателем.
Для обезвреживания мины необходимо с помощью специального ключа повернуть стопор рукоятки против часовой стрелки, поднять рукоятку в вертикальное положение, повернуть ее вокруг оси и вновь уложить на свое место. В этом положении цвет рукоятки станет красным. С помощью спецключа повернуть стопор рукоятки по часовой стрелки и застопорить рукоятку.
Обезвреженную мину можно извлечь с места установки и удалить с минного поля. Повторное использование мины не разрешается. т.к. при повторном переводе рукоятки в боевое положение возможно срабатывание взрывателя.
Снятые мины подлежат уничтожению взрывным способом.
По утверждениям сайта «Paul Mulcahy’s Web Site.htm» мина ТМ-89 экспортируется в несколько стран Ближнего Востока, применялась во время войны Ирана с Ираком (?? Эта война шла в 1980-88 гг.) и использовалась Китаем (?? Китай после 1989 года ни с кем не воевал). Если учесть, что мина принята на вооружение Российской Армии только в 1993 году, то вероятность экспорта в другие страны до, примерно, годов 97-99 представляется маловероятной. А если учесть, что в Российской Армии эта мина малоизвестна и в 2003 году, то можно предположить, что в армии имеются лишь единичные экземпляры этих мин. Сколько-нибудь достоверных сведений о наличии мины ТМ-89 в странах Азии и Африки не имеется. Оценочная стоимость одной мины $305.
Заметки на полях. Ничего не могу сказать про эту мину. Сам видел ее только на снимках, но многочисленность операций по подготовке мины к применению, приведение ее в боевое положение «потянув за хвостик», необходимость визуально контролировать то цвет крышки, то цвет пусковой рукоятки, необходимость наличия под рукой специального ключа, оставляют, мягко говоря, неприятное впечатление.
Все эти действия в хорошо освещенном уютном теплом помещении, кажется, не составляют ничего особенного. Но когда все это необходимо делать ночью и без фонаря, под дождем, переходящим в мокрый снег, руками, сводимыми судорогой от усталости, пальцами, не гнущимися от холода, да еще это все необходимо проделать сто-триста- пятьсот раз подряд под матюги торопящегося лейтенанта (ему на установку минного поля отведены считанные минуты), то сапер не раз и не два попомнит недобрым словом тех, кто создал это чудо XX века.
Куда как проще и быстрее установить старушку ТМ-62, где и надо то всего — выдернуть чеку, да хлопнуть кулаком по кнопке. И стоять старушка будет столько, сколько надо, и искать ее можно с миноискателем, и сработает без фокусов, и не надо лейтенанту нервно поглядывать на градусник, размышляя: «а не померзли ли к хренам собачьим батарейки во взрывателях».
Не всегда новое лучше старого.
Веремеев Ю.Г.
Сапер
weaponland.ru
Противотанковая мина ТМ-39 » Военное обозрение
Первые советские противотанковые мины не отличались высокой эффективностью. Корпус небольшого размера не позволял использовать достаточно тяжелый заряд взрывчатого вещества, из-за чего такое оружие могло поражать только автомобильную технику или легкие бронемашины. Кроме того, небольшие размеры корпуса сокращали вероятность наезда на мину. Для повышения эффективности минно-взрывных заграждений требовалось создать новую мину с увеличенным зарядом и большими размерами. Первая попытка обеспечить армию таким оружием привела к появлению противотанковой противогусеничной мины нажимного действия ТМ-39.Как видно из названия, мина ТМ-39 была разработана и принята на вооружение в 1939 году. При ее разработке учитывался опыт создания и использования мин ТМ-35, которые в большом количестве имелись на складах. Кроме того, предполагалось использовать некоторые готовые детали и освоенные идеи, что позволяло упростить конструкцию и производству нового вооружения. Повысить могущество боеприпаса предлагалось за счет значительного увеличения заряда взрывчатого вещества. Расположить большее количество шашек предлагалось в т.н. удлиненном корпусе.
Имеющиеся мины имели поперечник корпуса не более 20-22 см, что снижало вероятность наезда на них. Для увеличения вероятности наезда с последующим поражением цели было предложено увеличить длину корпуса. На пути бронетехники противника должны были укладываться сравнительно длинные мины, на которые было легче попасть. Кроме того, больший размер корпуса позволял увеличить вес заряда и, как следствие, ущерб, наносимый ходовой части или днищу цели.
Мина ТМ-39 в музее. Фото Primeportal,net
Главным элементом мины ТМ-39 был удлиненный корпус, выполненный в виде параллелепипеда без торцевых крышек. В верхней поверхности этой детали предусматривались два отверстия для деталей датчика цели, на боках – защелки для установки боковых крышек. Сверху на прямоугольный корпус устанавливалась крышка в форме усеченной пирамиды. В сборе такой боеприпас имел длину около 60 см, ширину порядка 13 см и высоту не более 12-12,5 см. Вес изделия с зарядом взрывчатого вещества составлял 6,7 кг.
Корпус мины ТМ-39 следовало производить штамповкой из кровельного железа. Для защиты от внешних воздействий металлические детали окрашивались. В большинстве случаев мины этого типа имели темно-зеленый цвет. Кроме того, на боковой стенке корпуса черной краской наносилась необходимая маркировка. Некоторые корпуса мин не имели съемных торцевых крышек. В таком случае крышка приваривалась к корпусу, а в ней проделывалось отверстие, закрываемое сдвижной крышкой.
Внутри корпуса помещался заряд взрывчатого вещества. В средней части располагались семь шашек весом 400 г, по краям – четыре 200-граммовые. Последние укладывались самой крупной поверхностью к боковой стенке, с таким расчетом, чтобы между ними оставалось свободное место для механизма взрывателя. Общий вес заряда составлял 3,6 кг взрывчатого вещества. Для снаряжения мин ТМ-39 могли использоваться любые имеющиеся шашки, изготовленные из тротила, аммотола, французской смеси или других взрывчаток.
Компоновка мины ТМ-39. Рисунок Saper.etel.ru
Для подрыва основного заряда предлагалось использовать механизм, заимствованный у предыдущих мин. При этом рычажную систему извлечения чеки из взрывателя поместили в отдельный корпус. Все основные элементы взрывного механизма помещались в металлическую коробку без крышки размерами 10х5х5 см с отверстиями на боковых торцах. К этим отверстиям на заводе-изготовителе припаивалась трубка с вырезом в верхней части, которая предназначалась для удержания взрывателя. В средней части коробки имелась ось для изогнутого рычага. В трубку помещался взрыватель УВ или МУВ с капсюлем-детонатором №8 или запалом МД-2. В рабочем положении детонатор или запал выступали из одного отверстий корпуса, а Р-образная чека своим кольцом надевалась на рычаг.
Мина ТМ-39 стандартно комплектовалась двумя такими взрывными механизмами. Они помещались у боковых торцов корпуса, причем верхнее плечо их рычагов находилось под отверстием корпуса. На своем месте механизмы удерживались торцевыми крышками корпуса и 200-граммовыми шашками, находившимися по бокам от них.
Крышка мины, выполнявшая функции датчики цели, штамповалась из железного листа и имела форму усеченной пирамиды с вытянутым основанием. Боковые грани крышки не имели сварных швов или иного крепления для более легкой деформации под тяжестью цели. По бокам верхней поверхности крышки закреплялись два болта. При снаряжении мины они входили в отверстия верхней поверхности корпуса и находились непосредственно над рычагами взрывных механизмов.
Конструкция взрывателя типа МУВ
По принципу работы изделие ТМ-39 было похоже на более старое ТМ-35. Наезжая на мину, бронемашина противника должна была давить на крышку и деформировать ее. Срабатывание мины обеспечивалось при усилии не менее 90 кг. Под тяжестью гусеницы или колеса вражеской техники крышка проминалась, вследствие чего боковые болты опускались и давили на рычаги. Те, в свою очередь, качаясь на оси, вытаскивали чеки взрывателей. После этого происходило освобождение ударника, который бил по капсюлю и провоцировал подрыв основного заряда.
Предполагалось, что сравнительно большой размер датчика цели (58х10 см) позволит значительно увеличить вероятность поражения цели в сравнении с существующими минами. Для большей надежности мину оснастили двумя взрывателями. Тем не менее, известно о существовании мин с одним взрывным механизмом. В таком случае на месте второй коробки с взрывателем закладывались дополнительные шашки взрывчатого вещества общим весом до 400 г.
Мины ТМ-39 поставлялись в войска в разобранном виде. Снаряжать корпуса тротиловыми или иными шашками, а также устанавливать взрыватели во взрывные механизмы приходилось уже в войсках. Таким образом, перед выходом на минирование саперы должны были поместить внутрь корпуса мины нужное количество шашек, после чего закрыть торцевые крышки. В таком виде боеприпас транспортировался к месту установки. Взрывные механизмы собирались и устанавливались только на месте минирования.
Устройство взрывного механизма. Рисунок Saper.etel.ru
Прибыв на нужный участок, минеры должны были ввинчивать во взрыватели запалы/детонаторы, извлекать предохранительную чеку (при ее наличии) и снаряжать взрывной механизм. После этого можно было открыть торцевые крышки корпуса и поместить коробку с взрывателем на свое место. Следует отметить, взрывной механизм и полностью снаряженная мина представляли определенную опасность даже для сапера. Взрыватели УВ и МУВ имели достаточно высокую чувствительность. Боевая чека извлекалась с усилием не более 2-3 кг, что требовало особой осторожности при работе. С особыми трудностями сталкивались минеры, которым приходилось работать с вариантом мины ТМ-39, не оснащавшимся торцевыми крышками. В таком случае взрывной механизм сразу помещался на свое место, а взрыватели устанавливались через отверстия в торцах корпуса, прикрытых сдвижными крышками.
Первые отечественные мины не оснащались системами неизвлекаемости. Тем не менее, обезвреживание такого оружия было связано с некоторыми проблемами. Высокая чувствительность взрывателей, несмотря на большую прочность крышки, затрудняла обезвреживание боеприпаса. Для обезвреживания требовалось извлечь мину из земли, снять боковые крышки, аккуратно извлечь взрывные механизмы и разрядить взрыватели. В некоторых случаях попытки снятия взрывателей были бесполезными, вследствие чего мину уничтожали накладным зарядом.
Срок службы мины ТМ-39 не ограничивался, но фактически не превышал нескольких месяцев. Металлический корпус имел свойство разрушаться под воздействием влаги и других климатических факторов. По мере потери корпусом прочности опасность мины возрастала. Ржавое железо не могло обеспечивать защиту взрывателя от внешних воздействий, из-за чего старая мина могла взорваться даже без видимых причин. Подобные риски в некоторой мере сокращались при использовании аммотола или иных взрывчатых веществ, теряющих свои свойства при воздействии влаги.
Торцевая часть мины. Фото Primeportal,net
Противотанковая мина ТМ-39 была принята на вооружение в 1939 году. Вскоре производство такого оружия освоили несколько предприятий, после чего начались массовые поставки мин в части Красной Армии. Благодаря появлению изделия ТМ-39 номенклатура доступных противотанковых мин заводского производства буквально удвоилась, что в определенной мере повысило характеристики минных заграждений.
Тем не менее, в ходе эксплуатации мин ТМ-39 были выявлены достаточно серьезные проблемы, в том числе и «доставшиеся в наследство» от ТМ-35. Главным поводом для претензий стала необходимость сборки и снаряжения мин в частях. Закладка шашек и сборка взрывных механизмов занимали слишком много времени и мешали нормальной работе саперов. Также в некоторых случаях могли возникать проблемы с поставками тех или иных комплектующих, таких как взрывчатка или взрыватели. Кроме того, непосредственно перед установкой мины требовалось произвести несколько сложных и длительных операций по сборке взрывного механизма. Из-за этого минеры не могли работать на малом расстоянии от передовой или в темное время суток.
Присутствовали проблемы и в конструкции боеприпаса. Так, через щели на боковых гранях крышки в пространство между ней и корпусом могли попадать песок, грунт или вода. Большое количество подобных загрязнителей блокировало движение крышки, после чего мина не могла сработать в штатном режиме. В зимних условиях попадание воды внутрь мины приводило к примерзанию некоторых деталей, таких как рычаг или чека взрывателя.
С началом Великой Отечественной войны красноармейцы стали активно использовать все имевшиеся в наличие противотанковые мины, в том числе и ТМ-39. В ходе боевой эксплуатации этого оружия были выявлены очередные недостатки. Так, заряд весом 3,6-4 кг оказался недостаточным для гарантированного поражения или уничтожения вражеской бронетехники, прежде всего танков. Наносились повреждения ходовой части техники, но ее уничтожение происходило далеко не во всех случаях. Причиной этого был как сравнительно малый вес заряда, так и не совсем удачная конструкция самой мины. Под гусеницу или колесо вражеской машины чаще всего попадала только небольшая часть сравнительно длинного корпуса. Как следствие, некоторая часть энергии взрыва уходила в стороны и не вредила технике.
Крышка мины. Хорошо видна головка болта датчика цели. Фото Primeportal,net
Для компенсации малого веса заряда саперам со временем стали рекомендовать закладывать мины ТМ-39 по две. Тем не менее, в таком случае удваивался расход боеприпасов, а также усложнялась подготовка к установке минного поля. К этому следует прибавить прочие недостатки мины, выявленные до начала войны.
Противотанковые мины ТМ-35 (в том числе модернизированные ТМ-35М) и ТМ-39 активно использовались на начальном периоде войны. Однако с появлением более новых и совершенных изделий аналогичного назначения минеры стали отказываться от довоенного оружия. Последние случаи использования мин ТМ-39, по имеющимся данным, относятся к 1942 году. После этого ТМ-35/35М и ТМ-39 уступили свое место новым минам с более высокими характеристиками.
Известно, что в ходе Великой Отечественной войны Красная Армия израсходовала далеко не весь запас имевшихся мин ТМ-39. В первые послевоенные годы остававшиеся на складах мины этого типа за ненадобностью были отправлены коммунистам Китая, участвовавшим в гражданской войне. Подобная дружеская помощь, по-видимому, оказалась полезной. Есть основания полагать, что все противотанковые мины, поставленные Национально-освободительной армии Китая, были использованы в ходе боев. Какие-либо сведения о применении такого оружия после китайских конфликтов сороковых годов отсутствуют.
Противотанковые мины ТМ-39 производились с 1939 года. Вскоре после начала полномасштабного производства возникли некоторые проблемы с ресурсами. Несмотря на свою простоту, такие мины использовали сравнительно дорогой металл. В связи с этим в 1940 году появился проект ТМД-40. Эта мина представляла собой переработанный вариант ТМ-39, выполненный с максимальным использованием дерева. Все детали этой мины, включая взрывной механизм, изготавливались из дешевых и массовых пиломатериалов.
По материалам сайтов:
http://saper.etel.ru/
http://eragun.org/
http://lexpev.nl/
http://primeportal.net/
topwar.ru
Основные противотанковые и противопехотные мины, — Студопедия.Нет
Порядок установки и обезвреживания.
Инженерные мины представляют собой заряды ВВ конструктивно объединенные со средствами их взрывания. Они предназначаются для устройства МВЗ и подразделяются на ПТМ, ППМ, противодесантные и специальные.
В зависимости от назначения мины могут быть: фугасные, осколочные и кумулятивные. Основными элементами инженерных мин являются заряд ВВ, минный взрыватель, корпус.
Минный взрыватель- это специальное устройство для инициирования взрыва заряда мины. Они могут быть: механические, электрические, электромеханические и электронные.
Инженерные мины взрываются от воздействия на них объекта. В зависимости от характера воздействия, приводящего к взрыву, мины могут быть:
— контактные (нажимного, натяжного, обрывного, разгрузочного действия)
— неконтактные (магнитные, сейсмические, акустические и др.)
— по истечению заданного времени.
Противотанковые мины предназначены для минирования местности против бронетанковой техники: танков, БТР, БМП и др. подвижной техники. ПТМ подразделяются на противогусеничные, противоднищевые, противобортовые.
Противогусеничные мины подрываются при наезде на них гусеницей танка (колеса БТР, автомобиля) и обеспечивают разрушение ходовой части техники. К ним относятся мины: ТМ-57, ТМ-62, ТМ-72, ТМ-83.
Противоднищевые мины подрываются при наезде на них гусеницей танка (колесом БТР) или под днищем танка, БТР, БМП. Мина ТМК-2.
Противобортные мины поражают боевую технику в борт. Они представляют собой одноразовый гранатомет (РПГ-18) и взрыватель.
ТТХ основных противотанковых мин
|показатели |ТМ-62 |ТМ-57 |ТМК-2 |
|Диаметр мины, мм |320 |320 |307 |
|Высота мины, мм |128 |110 |265 |
|Материал корпуса |металл |металл |металл |
|Масса ВВ, кг |7-7,5 |6,5-7 |6-6,7 |
|Усилие |150-550 |200-500 |80-120 |
|срабатывания, кг | | | |
|Марка взрывателя |МВИ-62 |МВЗ-57 |МЕК-2 |
Тип мины |противогусеничные |противоднищевая |
При наезде гусеницы или колеса на мину ТМ-62 верхняя крышка взрывателя скалывается и подается вниз освобождая предохранительные шарики, которые выкатываются и освобождают ударник. Ударник под воздействием пружины идет вниз и накалывает капсюль детонатора, который инициирует ВВ заряда. Происходит взрыв, и разрушают гусеницу или колесо.
Мина ТМК-2 приводится в действие от штыревого взрывателя МВК-2. При движении танка днище отклоняется внутрь, нагибается трубка, которая поворачивает катушки и через тросик освобождает шарики. Шарики взрывателя выкатываются и освобождают ударник. Ударник выкалывает капсюль и воспламеняет заменитель. Через 0,3 сек. взрывается капсюль-детонатор и подрывает тротиловую шашку, от которого по детонирующему шнуру передаются взрыв основному заряду. При взрыве основного заряда формируется кумулятивная струя и пробивает днище танка.
Более сложное устройство имеют неконтактные взрыватели. Неконтактные взрыватели могут срабатывать в различных условиях в зависимости от их конструкции. Одни срабатывают при прохождении танка, БТР, БМП над ними или рядом с ними, другие после прохождения определенного количества техники и т.д.
Противопехотные мины предназначены для минирования местности против пехоты. Они бывают фугасными и осколочными. По приводу в действие: нажимного, натяжного или разгрузочного действия.
Фугасные мины предназначены для поражения одного солдата, а осколочные могут поражать несколько человек.
Осколочные мины натяжного действия, при взрыве поражают живую силу, находящуюся в зоне разлета осколков. Осколочные мины могут останавливаться в управляемом варианте. Осколочные мины бывают кругового поражения или направленного. Мины направленного действия при взрыве дают осколки в одном направлении.
В зависимости от боевой обстановки мины могут устанавливаться в грунт или на поверхность грунта.
ППМ фугасного действия, как правило, нажимного действия, срабатывают при нажатии на мину. Осколочные мины кругового поражения – натяжного действия. Они срабатывают при выдергивании чеки из взрывателя через тросик.
|Показатели |ПМН |ПОМЗ-2 |ОЗМ-72 |МОН-50 |
|Размеры: диаметр, мм |110 |60 |108 |- |
|Длина, мм |- |- |- |155 |
|Высота (ширина), мм |53 |107 |172 |226 |
|Масса заряда ВВ, кг |0,2 |0,075 |0,66 |0,7 |
|Масса мины, кг |0,55 |1,2 |5 |2 |
|Марка взрывателя |МУВ-2 |МУВ-3 |МУВ-3 |Управл. |
|Усилие срабатывания, кг |6-28 |0,5-1,3 |2-6 |- |
|Тип мины |Фугасные |Осколочные |
|Радиус сплошного поражения, м |- |4 |25 |50х50 |
При установке ПТ мин вручную в грунт в летных условиях для них открываются лунки в соответствии с формой и размерами мин. Если грунт имеет травянистый характер, то дерн подрезается на площади 60х60 см. и отворачивается в сторону противника, открывается лунка для мины, мина устанавливается в лунку и обсыпается землей и утрамбовывается, затем маскируется. На месте установки мины земля выносится или разбрасывается. Запрещается установка мины в углубления и выбоины, а также рядом с пнями и валунами. ПТМ нажимного действия устанавливается в лунки таким образом, чтобы крышка мины в твердом грунте возвышалась над поверхностью грунта на 2-3 см, а в мягком грунте устанавливается вровень Необходимо знать, что установка ПТМ на поверхность грунта производится в следующих случаях:
— при мерзлом или особо твердом грунте;
— при наличие снежного покрова глубиной более 25 см;
— при установке с вертолета;
— при минировании непосредственно на боевых курсах наступающих танков противника (когда нет времени на установку мин в грунт).
Во всех остальных случаях мины устанавливаются в грунт.
При установке ПТМ типа ТМ-62 необходимо:
— вывинтить (вынуть) пробку из мины и убедиться в правильности положения резиновой прокладки мины.
— ввинтить взрыватель в мину и подтянуть его ключом.
— установить мину в лунку или на поверхность.
— снять с взрывателя предохранительную чеку и резко нажать кнопку
пускателя.
— замаскировать мину.
При установке мин и их снятии необходимо соблюдать следующие меры безопасности:
обращаться с минами и взрывателями аккуратно, не бросая их на землю и не ударяя по ним;
ввинчивать запал во взрыватель и вставлять взрыватель в мину разрешается только одному человеку на месте установки мины;
проверять перед установкой внешним осмотром исправность мин и взрывателей;
запрещается применять взрыватель МУВ-2 без предохранительной чеки и металлоэлемента;
не надавливать на взрыватель, если он туго входит в мину, и не ударять по взрывателю при его завинчивании в мину;
завинчивать (вставлять) запал во взрыватель осторожно, не надавливать и не ударять по запалу, если он туго входит во взрыватель;
снимать чеку одному человеку, вблизи не должно быть посторонних лиц и машин;
не расшатывать взрыватель и не ударять по нему при извлечении его из мины;
не снимать, а подрывать на месте установки зарядами ВВ мины с частично разрушенными (деформированными) корпусами и мины, вмерзшие в грунт.
Противопехотная мина ПМН имеет пластмассовый корпус. Принцип действия мины: при нажатии на мину крышка и шток опускаются; боевой выступ штока выходит из зацепления с ударником, он освобождается и под действием боевой пружины накалывает запал, который, взрываясь, вызывает взрыв мины.
Снимать установленные противопехотные фугасные мины категорически запрещается.
Противопехотная осколочная мина ОЗМ-72 кругового поражения. Принцип действия мины: при натяжении проволочной растяжки срабатывает взрыватель МУВ-3 и накалывает капсюль-воспламенитель; огонь воспламеняет вышибной заряд; под действием пороховых газов корпус выбрасывается из направляющего стакана, при этом тросик разматывается; при вылете корпуса мины на высоту, равную длине тросика, сжимается боевая пружина, клиновидный замок освобождает ударник, который под действием боевой пружины накалывает капсюль-воспламенитель, взрываются капсюль-детонатор № 8-А, дополнительный детонатор и заряд мины; осколки, заключенные в корпусе, разлетаясь в стороны, наносят поражение.
Снимать установленные противопехотные мины ОЗМ-72 категорически запрещается.
Противотанковая мина ТМ-62М может применяться с взрывателем МВЧ-62. Принцип действия мины: при наезде на щиток взрывателя он опускается, его втулка с капсюлем-детонатором М-1 упирается в детонатор; при дальнейшем нажатии чеки срезаются, шарики освобождают ударник, который под действием боевой пружины накалывает капсюль-детонатор М-1, вызывая его взрыв и взрыв мины.
Для снятия мины необходимо:
убедиться в том, что мина установлена в извлекаемое положение;
снять с мины маскировочный слой;
перевести взрыватель из боевого положения в транспортное;
снять мину с места установки, очистить ее от грунта и осмотреть на предмет выявления повреждений;
уложить исправную мину в упаковку.
При переводе взрывателя МВЧ-62 из боевого положения в транспортное необходимо:
снять резиновый колпачок с переводного крана;
ключом повернуть переводной кран по ходу часовой стрелки на три четверти оборота, при этом кнопка пускателя должна подняться вверх;
повернуть ключ в исходное положение и вынуть его из гнезда;
надеть резиновый колпачок;
надеть на кнопку пускателя предохранительную чеку и запереть ее защелкой.
Противотанковые мины ТМ-62 с взрывателем МВЧ-62 разрешается переносить и транспортировать в окончательно снаряженном состоянии.
Противотанковая мина ТМ-57 применяется с взрывателем МВЗ-57.
Для снятия мины необходимо:
Убедиться в том, что мина установлена в извлекаемое положение;
снять с мины маскирующий слой;
вывинтить взрыватель из мины;
перевести взрыватель из боевого положения в транспортное и ввинтить его в мину;
снять мину с места установки.
Противотанковая кумулятивная мина ТМК-2 взрывается под днищем танка или другой техники.
Для снятия мины необходимо:
снять удлинитель;
снять маскировочный слой грунта до обнаружения верха стакана;
вывинтить взрыватель;
вывинтить запал из взрывателя;
ввинтить пробки в стакан и навинтить защитный колпачок на взрыватель;
откопать осторожно мину;
извлечь мину из лунки;
положить запал, взрыватель и мину в упаковку раздельно.
studopedia.net
Противотанковые мины — Планконспект
Противотанковые мины предназначаются для минирования местности против танков и другой подвижной наземной военной техники противника.
Противотанковая мина ТМ-57 с взрывателем MB3-57: а — общий вид; б — разрез; 1 — корпус; 2 — щиток; 3 — взрыватель МВЗ-57; 4 — диафрагма; 5 — заряд; 6 — дно; 7 -~ центральный детонатор; 8 — боковой детонатор; 9 — пробкаПротивотанковая мина ТМ-57 — противогусеничная, состоит из металлического корпуса с нажимной крышкой, заряда ВВ и взрывателя. Мина может применяться со взрывателями нажимного действия МВ-57, МВЗ-57 или штыревым взрывателем МВШ-57. Взрыватель МВ-57 применяется при установке мины вручную, переводится в боевое положение снятием предохранительной чеки и поворотом винта. Взрыватель МВЗ-57 применяется при установке мины с помощью заградителя. Перевод его в боевое положение производится нажатием кнопки. Механизм замедления взрывателя обеспечивает автоматический перевод его из безопасного положения в боевое через 40-70 с.
Взрыватель МВШ-57 применяется для придания мине взрывоустойчивости при воздействии ударной волны взрыва.
Противотанковая мина ТМ-62 — противогусеничная, в зависимости от применяемого материала состоит из металлического (ТМ-62М), пластмассового (ТМ-62П) или деревянного (ТМ-62Д) корпуса, заряда ВВ, промежуточного детонатора и взрывателя.
Установка противотанковой мины па местности с дерновым покровом. 1 — обсыпка грунтом; 2 — мина; 3 — маскирующий дернДля установки противотанковых мин вручную надо отрыть лунку, установить в нее мину, перевести взрыватель в боевое положение и замаскировать мину. Взрыватель ввинчивается в мину непосредственно на месте установки.
Снимать и обезвреживать ранее установленные противотанковые мины следует в таком порядке: убедиться в том, что мина установлена в извлекаемое
Положение, снять с мины маскировочный слой, вывинтить взрыватель из мины, перевести его из боевого положения в транспортное и ввинтить в мину, снять мину с места установки, очистить ее от грунта и осмотреть на предмет выявления повреждений.
Читать полный конспект Инженерное оборудование и маскировка позиций (часть 2)plankonspekt.ru
Противотанковые мины Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Мина.Противотанковая мина — мина, предназначенная для уничтожения или выведения из строя танков и других бронированных машин противника.
Конструкция[ | ]
Противотанковые мины могут иметь или не иметь систему самоликвидации. Самоликвидация предусматривает производство взрыва мины или же перевод взрывателя в безопасное положение по истечении заданного отрезка времени или при наступлении определённых условий (определённая температура, влажность, подача проводного или радиосигнала).
Виды используемых взрывчатых веществ[ | ]
В противотанковых минах могут использоваться разные взрывчатые вещества, основным требованием к которым являются дешевизна и мощность. К примеру, в России зачастую используются следующие взрывчатые вещества: октоген, гексоген, тротил или же порох на основе нитроглицерина
Классификация противотанковых мин[ | ]
По способу причинения вреда противотанковые мины делятся:
- противогусеничные;
- противоднищевые;
- противобортовые.
По типу датчика цели противотанковые мины бывают:
Противотанковые мины по времени приведения их в боевое положение делятся на две основные группы:
- приводящиеся в боевое положение мгновенно после удаления предохранительных блокирующих устройств.
- приводящиеся в боевое положение после удаления предохранительных блокирующих устройств по истечении определённого промежутка времени, требующегося для удаления минёров от мины на безопасное расстояние (обычно от 2 мин до 72 часов).
П
ru-wiki.ru