Т 126 танк – Несостоявшиеся пехотные танки – Т-26-5 (он же Объект-126-1), Объект-126-2, Объект-211 и Объект-127. — Военная история — Каталог статей

Лёгкий танк Т-126СП » Военное обозрение

В 1930-е годы единственным танком сопровождения пехоты, который находился на вооружении РККА, был легкий танк Т-26. Основной пушечный вариант данного танка, который был принят на вооружение еще в 1933 году, к концу десятилетия уже устарел и перестал отвечать достигнутому уровню развития танковой промышленности. Насыщение войск иностранных армий противотанковой артиллерией делало Т-26 с его 15-мм бронированием легкой добычей на поле боя, не оставляя танку и экипажу никаких шансов. Это наглядно продемонстрировал опыт гражданской войны в Испании.

Опыт боев в Испании показывал, что легкие танки Т-26 республиканцев в состоянии легко расправляться со слабо вооруженными танками войск Франко, однако они столь же легко становились жертвой противотанковой артиллерии. Стоит отметить, что в подобном положении оказывались все советские танки, которые не имели противоснарядного бронирования. В извечном противостоянии брони и снаряда победа была на стороне последнего.


Оценка боев в Испании продемонстрировала необходимость проектирования нового более защищенного и подвижного танка, который смог бы эффективно поддерживать пехотные части на поле боя. Уже 7 августа 1938 года Комитет Обороны СССР принимает постановление «О системе танкового вооружения», в котором содержатся требования менее чем за год — к июлю 1939 года спроектировать новые образцы танковой техники, отвечающие требованиям будущих войн по бронированию, вооружению и маневренным характеристикам. В соответствии с выдвинутыми требованиями в нескольких советских КБ началась работа по созданию новых боевых машин. Одним из результатов работ стало создание танка Т-26М, который получил новую ходовую часть с элементами от чехословацкого танка Skoda S-II-a. Подвижность и маневренные характеристики данного танка действительно возросли, но этого было явно недостаточно. Как наглядно показывал опыт советско-финской войны, необходимо было и наращивание бронирования боевой машины.

В январе 1940 года, после оценки опыта боевого применения легких танков Т-26 на территории Финляндии, когда леготанковые бригады РККА понесли тяжелые потери в технике от огня финской противотанковой артиллерии, АБТУ изменило требования к новому танку сопровождения пехоты. ОКБ-2 завода №174 от Главспецмаша Народного комиссариата среднего машиностроения было выдано задание на создание нового танка с толщиной брони 40 мм, торсионной подвеской, пулеметами ДС и дизельным двигателем В-3. При этом от идей дальнейшей модернизации танка Т-26 полностью отказались, посчитав его устаревшим и не имеющим серьезных перспектив.

Новая спецификация к танку сопровождения пехоты была выработана военными в марте-апреле 1940 года. Требования к танку стали более жесткими. Бронирование корпуса танка и башни (за исключением днища и крыши) планировалось довести до 45 мм. По габаритам новый легкий танк должен был вписываться в размеры ж/д платформ, а также шоссейно-дорожных сооружений. Основным вооружением новой машины оставалась 45-мм танковая пушка с боекомплектом в 150 выстрелов, а также спаренный с ней курсовой пулемет ДТ (общий боезапас 4000 патронов). В качестве средства связи предполагалось использовать рацию 71-ТК-3 со штыревой антенной. Экипаж танка должен был состоять из 4-х человек: командира, механика-водителя, заряжающего и радиста. В выданном техзадании много говорилось о том, что смотровые приборы танка должны обеспечивать максимальный угол обзора с «мертвой зоной» не более 4 метров. Предусматривалась установка приборов наблюдения не только на крыше танковой башни, но и в лобовом листе корпуса, а также по его бортам. Помимо этого было предусмотрено создание эффективной вентиляции боевого отделения при ведении огня с закрытыми люками и с максимально удобное расположение контрольных приборов мехвода.


Новый танк, отвечающий выданным требованиям, был изготовлен в металле летом 1940 года, он получил обозначение Т-126СП (сопровождения пехоты). По своей бронезащите данная боевая машина была равносильна среднему танку Т-34. Корпус танка сваривался из бронелистов толщиной 45 мм, за исключением деталей днища корпуса и крыши, которые имели толщину 20 мм. Лобовые, верхние бортовые и кормовой листы корпуса танка устанавливались под рациональными углами наклона 40-57 градусов. Довольно жесткие требования по габаритам создаваемой боевой машины привели к тому, что конструкторы экономили буквально каждый сантиметр внутреннего пространства танка, в результате экипажу из 4 человек приходилось работать в очень стесненных условиях.

Попутно в процессе работ над проектом выяснилось, что 45-мм гомогенная броня, выпускаемая Мариупольским заводом, не в состоянии выдержать обстрела из 45-мм противотанковой пушки с расстояния в 300-400 метров, это было совершено неприемлемо. Поэтому нарком обороны С. К. Тимошенко поставил задачу довести лобовое бронирование корпуса танка до 55 мм. В итоге к постройке было принято два варианта новой боевой машины сопровождения пехоты — с 45 мм и 55 мм бронированием.

В передней части корпуса танка со сдвигом в правую часть располагалось место механкиа-водителя, который садился и покидал танк через люк, размещенный в лобовом листе корпуса. На крыше данного люка был установлен перископический прибор наблюдения. Слева от механика-водителя сидел стрелок-радист, рядом с его местом была установлена радиостанция 71ТК-3 со штыревой антенной. Для увеличения углов обзора в бортовых «скулах» корпуса были размещены по одному наблюдательному прибору.


Башня легкого танка Т-126СП также была сварной, она имела шестигранную форму. В крыше башни был расположен большой люк прямоугольной формы, предназначенный для посадки и высадки экипажа. Еще один люк, но уже круглой формы, располагался в задней стенке башни, этот люк предназначался для демонтажа орудия. В башне имелись бойницы для ведения огня из личного оружия. По периметру башни были размещены три прибора наблюдения, а также командирская панорама в крышке люка. При всех нововведениях вооружение легкого танка Т-126СП не отличалось, от состоявших на вооружении РККА серийных танков. В башне была размещена широко распространенная 45-мм пушка 20К обр.1932/1938 годов и спаренный с ней пулемет ДТ. Еще один 7,62-мм пулемет ДС-39 размещался в шаровой установке в левой части лобового листа корпуса. Обслуживать его должен был стрелок-радист. Боезапас пушки состоял из 150 выстрелов, пулеметов — 4250 патронов.

В качестве силовой установки использовался 6-цилиндровый дизельный двигатель В-3, который был облегченной версией танкового дизеля В-2 (иногда его так и называли «половинкой»). Максимальная мощность данного двигателя составляла 250 л.с. Этого было достаточно, чтобы разогнать танк массой порядка 17 тонн до 35 км/ч при движении по шоссе. Общий объем топливных баков танка составлял 340 литров, запаса топлива хватало на 270 км при движении по шоссе.

Ходовая часть легкого танка сопровождения пехоты применительно на каждый борт состояла из 6 необрезиненных сдвоенных опорных катков малого диаметра, трех поддерживающих катков, заднего ведущего и переднего направляющего колеса. Резину в данном случае никто не экономил. Просто завод-изготовитель не мог дать гарантию нормального функционирования обрезиненных опорных катков при их производстве с использованием синтетического каучука марки СК. Гусеничная цепь легкого танка Т-126СП была мелкозвенчатой. Подвеска танка была торсионной, что можно было отнести к особенностям танка.


Заводские испытания легкого танка Т-126СП стартовали 31 августа и завершились 9 сентября 1940 года. В ходе испытаний танк преодолел 195 км по шоссе, 95 км по пересеченной местности и порядка 22 км по специальной полосе препятствий. Крупных дефектов в ходе заводских испытаний обнаружено не было, но уже 10 сентября танк отправили на прохождение текущего ремонта, необходимо было устранить множество мелких недостатков боевой машины. Испытания танка продолжились 19-29 сентября того же года, к их исходу танк сумел без особых проблем преодолеть 973 км.


По своей броневой защите легкий танк Т-126СП превосходил не только легкие, но и большинство средних танков других государств. Его скорость передвижения по местности, как для танка сопровождения пехоты, была вполне достаточной. К недостаткам же относили стесненные условия работы экипажа из 4-х человек, сравнительной небольшой запас хода. При этом для увеличения полезного внутреннего объема на втором опытном образце был демонтирован курсовой пулемет ДС-39, его амбразура был прикрыта броневой крышкой на болтах. Предпринимались также шаги по снижению износа гусениц танка. В частности необрезиненные опорные катки поменяли на обрезиненные. Но на военных танк все равно особого впечатления не произвел, помимо тесноты, они указывали также на проблемы и ненадежность коробки переключения передач, еще одним недостатком считали высокую стоимость боевой машины.

Свою роль сказали и испытания в Советском Союзе немецкого танка PzKpfw III. Они подтолкнули на мысль о том, что РККА также нуждается в подобном «едином танке», который был бы надежно защищен от огня 37-мм противотанковой артиллерии на всех дистанциях ведения боя и не должен был уступать по подвижности танку БТ. На роль такого танка претендовали харьковский средний танк Т-34 и ленинградские опытные образцы танков Т-126СП. Так как в 1940 году стоимость нового среднего танка Т-34 была достаточной высокой, он не подходил на роль массового танка. При этом прошедший испытания легкий танк Т-126СП был отвергнут военными по той же причине. Для того чтобы довести его стоимость до приемлемых величин, необходимо было снижать его массу до 14 тонн. Сделать это можно было только в ущерб бронированию. Новый «единый танк», по мнению военных, должен был не только заменить «пехотные» Т-26, но и быстроходные танки серии БТ. В конечном итоге работы по улучшенному варианту танка Т-126СП были развернуты в октябре 1940. Они привели к созданию легкого танка Т-50, который наконец-то пошел в серийное производство и даже принял участие в сражениях Великой Отечественной войны, но был выпущен в крайне ограниченных количествах — не более 75 серийных машин.

Т-126СП в подмосковной Кубинке


Два выпущенных опытных танка Т-126СП находились на заводе №174 до начала Великой Отечественной войны. После чего их пытались использовать для подготовки экипажей легкого танка Т-50, однако эта затея была признана неудачной. Вместе с курсами обе произведенных боевых машины были эвакуированы в Магнитогорск. Оттуда в 1942 году один танк Т-126СП (с бронированием 55 мм) был отправлен в Челябинск. В будущем эту боевую машину передали НИБТ полигон, сейчас танк находится в Кубинке. Второй образец танка Т-126СП был отправлен на утилизацию. В настоящее время единственный сохранившийся опытный образец танка Т-126СП могут увидеть все посетители Центрального музея бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке, он находится в экспозиции музея.

Тактико-технические характеристики Т-126СП:
Габаритные размеры: длина — 4700 мм, ширина — 2765 мм, высота — 2330 мм, клиренс — 380 мм.
Боевая масса — 17 тонн.
Бронирование — лоб корпуса 45 (55) мм, борта — 45 мм, башня — 45 мм, крыша корпуса и башни — 20 мм.
Вооружение — 45-мм пушка 20К и 7,62-мм пулемет.
Боекомплект — 150 выстрелов к пушке и 4250 патронов.
Силовая установка — 6-цилиндровый дизельный двигатель В-3 мощностью 250 л.с.
Максимальная скорость — до 35 км/ч.
Запас хода — 270 км (по шоссе), 200 км (по проселку).
Глубина водных преград, преодолеваемых вброд — до 1,1 м.
Экипаж — 4 человека.

Источники информации:

http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/t-126.htm
http://bronetehnika.narod.ru/t50/t126sp.html
http://www.tankmuseum.ru/p3/t-126sp
http://477768.livejournal.com/4516564.html (фото)
Материалы из открытых источников

topwar.ru

Т-126(СП) Легкий танк сопровождения пехоты

Разработчик: КБ завода №185
Год начала работ: 1939
Год выпуска первого прототипа: 1940
Серийно не выпускался.

История появления легкого танка Т-126 в большинстве современных источников описывается как безусловный прорыв в советском танкостроении, поводом для которого стала оценка боёв в Испании и последующее появление средних танков линейки А-20 – А-34. Легкий танк, в свою очередь, представлялся как “облегченный Т-34”, обладавший практически равно с ним бронезащитой, лучшей подвижностью и чуть более слабым вооружением. С большей частью этих высказываний можно согласится, однако до последнего времени нигде не описывались истинные причины появления Т-126. Как это ни странно, но “корни” его создания относятся к танку Т-26. Чтобы разобраться в этом обратимся к нескольким источникам, излагающих эту историю с разных точек зрения.

Итак, в конце 1938 г., когда проходили испытания модифицированного танка Т-26М (с измененной ходовой частью в которой использовалась “заимствованная” подвеска от чехословацкого танка Skoda S-II-a), было принято решение развивать эту тему в плане увеличения мощности силовой установки и повышения ходовых качеств. Так появился проект легкого танка Т-26-5 (также он имел внутризаводское обозначение “126”), на котором планировали использовать подвеску “шкодовского” типа, дизельные двигатели Д-744 (4-цилиндровый, мощностью 180-200 л.с.) или Д-745 (6-цилиндровый, мощностью 130-150 л.с.), и расширенную до 350 мм гусеничную цепь. Так как в качестве основной задачи выдвигалось непосредственное сопровождение пехоты на поле боя танк получил дополнительный индекс “СП”.

Проработка предварительного проекта началась в 1939 г. Прежде всего предстояло решить вопрос с двигателем – к тому времени Д-744 ещё не был готов, поэтому в качестве резервного варианта предусмотрели установку форсированного до 130 л.с. карбюраторного мотора. Второй проблемой стала защита танка. Тогда не для кого не было секретом, что 15-мм бронелисты с трудом защищают от крупнокалиберных пуль и совершенного не спасают от огня артиллерии любого калибра. В рамках усиления защиты было предложено использовать 20-мм цементованную броню. Подвеска Т-26-5 могла быть как чехословацкой, так и конструкции инженера Переверзева, являвшейся более простой в изготовлении и эксплуатации.

Пока шли подготовительные работы завод №185, КБ которого вело разработку проекта, объединили с заводом №174, что на несколько месяцев привело к остановке проектирования. За это время АБТУ пересмотрело требования к танку сопровождения пехоты, потребовав довести толщину максимального бронирования до 30 мм в случае использования цементованной брони, или 40 мм в случае использования брони из гомогенной стали. Если в первом варианте допускалось небольшое увеличение массы до 12,5 тонн при мощности двигателя 130 л.с., то во втором масса возрастала до 13 тонн, а мощность двигателя до 160 л.с.

Впрочем и это ТТЗ продержалось недолго. В январе 1940 г., оценив опыт боевого применения танков Т-26 в Финляндии, где легкотанковые бригады понесли тяжелые потери от огня финской противотанковой артиллерии, АБТУ переформулировало требования. Теперь Т-26-5 должен был оснащаться 6-цилиндровым двигателем В-3, торсионной подвеской и пулеметами ДС-39. Это означало новый этап коренных доработок, хотя прототип танка был уже практически готов. В конечном итоге Т-26-5 подогнали под требования АБТУ, но нового двигателя он так и не получил.

Поскольку с этого момента изменения носили уже глобальный характер работы по новому танку носили название “проект 126”, а сам танк получил индекс “126-1”. В то же время при проектировании танка с усиленным бронированием (126-2) КБ завода №174 столкнулось с массой различных проблем. Развернутое ТТЗ, полученное от Главспецмаша, предполагалось следующие показатели:

1. Боевая масса 14-16 тонн

2. Максимальная скорость 30 км\ч

3. Двигатель В-3 завода №75

4. Торсионная подвеска

5. Трансмиссия от Т-26-1

6. Броня до 40 мм

7. Вооружение – одна 45-мм пушка со спаренным пулеметом ДС-39, один курсовой ДС-39 или огнемет

8. Габариты танка должны соответствовать серийному Т-26.

При этом прорабатывалось несколько подвариантов бронирования, включая использование навесной брони на бортах корпуса. С такими условиями сохранить корпус танка Т-26, а тем более его габариты, было просто невозможно. Предварительные расчеты показывали, что при “классической” компоновке длина танка составит 5,5 метров при массе 20 тонн. Если трансмиссия находилась в отделении управления, то длина уменьшалась до 5,2 метров, а масса – до 18,5-20 тонн. Был также рассмотрен вариант с расположением двигателя поперек корпуса, но при этом габариты танка почти не изменялись и что самое главное – нельзя было использовать узлы от танка А-32. В результате выбрали компромиссный вариант: с передним расположением МТО и боковым расположением двигателя. Так длина танка вписывалась в требования при увеличении ширины всего на 75 мм. Вес составил около 15 тонн, но теперь представлялась возможность использовать бортовые фрикционный А-32, а в случае крайней необходимости – даже его КПП. Соответственно, был полностью перепроектирован корпус танка 126-2, башня и ходовая часть. Можно сказать, что именно с этого момента в нем стали отчетливо прорисовываться черты будущего Т-126.

На рассмотрение в АБТУ оба проекта были предоставлены 24 марта 1940 г., где одновременно был рассмотрен проект танка “объект 211”, разработанный КБ ЛКЗ. По компоновке он повторял 126-2, но имел заднее расположение ведущего колеса. Ни один из них одобрения со стороны военных не получил. Проект 126-1 не был принят, главным образом, по причине неготовности двигателя Д-744, а танки 126-2 и “объект 211” отвергли из-за не очень удачного расположения двигателя и боевого отделения. После трехдневных дебатов “враждующие” стороны пришли к следующим выводам:

— продолжить постройку танка Т-26-1 и довести его до уровня проекта 126-1 после капитального ремонта и начала выпуска двигателя Д-744, бронирование усилить за счет навесных бронелистов

— работы по проектам 126-2 и 211 продолжить, но их компоновку следует изменить

— работы по всем трем машинам надлежало завершить к 1 июля 1940 г.

Другими словами это означало, что в металле, в ближайшее время, мог быть реализовано только “прямой наследник” Т-26. Однако этот танк рассматривался как временная мера, поскольку его ограниченная масса не позволяла дальше усилить бронирование. Новая спецификация на танк сопровождения пехоты была выработана в марте-апреле 1940 г. На этот раз требования были несколько жестче. Бронирование корпуса и башни (за исключением крыши и днища) довели до 45 мм. По габаритам танк должен был вписываться в размеры ж\д платформ и шоссейно-дорожных сооружений. Вооружение включало 45-мм пушку с боекомплектом 150 выстрелов, спаренный с ней и курсовой пулеметы ДТ (общий боезапас 4000 патронов), переносной пулемет ППД (750 патронов) и 24 гранаты Ф-1. Средства связи – стандартные – рация 71-ТК-3 со штыревой антенной и танковое переговорное устройство ТПУ. Двигатель оставили от проекта 126-2, так как В-3 был мог быть освоен в производстве в течении нескольких месяцев.
Экипаж составлял 4 человека: командир, механик-водитель, радист и заряжающий. В техническом задании оговаривалось, что смотровые приборы должны обеспечивать максимальный угол обзора с “мертвой зоной” не более 4 метров. Это предполагало наличие приборов наблюдения не только на крыше башни и в лобовом листе корпуса, но и по его бортам. Кроме этого, КБ поручили разработать приспособления для облегчения надевания гусеницы и монтажа прибора ОДП, предусмотреть вентиляцию боевого отделения при выстреле с закрытыми люками и максимально удобно расположить контрольные приборы механика-водителя.

Утверждение нового проекта и подписание постановления НКО СССР №246сс об изготовлении опытного образца танка сопровождения Т-126-2 состоялось 5 июня 1940 г. Правда, по требованию АБТУ, двигатель пришлось перенести в моторное отделение, а ведущее колесо перенести на корму. Попутно выяснилось, что 45-мм гомогенная броня производства Мариупольского завода не выдерживает обстрел из 45-мм противотанковой пушки с дистанции 300-400 метров, что было совершенно неприемлемо. Нарком обороны С.К.Тимошенко поставил задачу усилить бронирование корпуса и башни танка до 55 мм, крыши – до 30 мм (чтобы она выдерживала попадания бомб небольшого калибра), днища – до 20 мм. Масса в этом случае возрастала до 17 тонн.

В итоге к постройке приняли два варианта танка сопровождения – с 45 и 55 мм бронированием. Практически одновременно с ними директор ЛКЗ И.Зальцман получил разрешение на постройку двух опытных образцов танка “объект 211” с литой и катаной броней толщиной 45 мм и массой не более 13 тонн. Но это решение так и осталось на бумаге в виду загруженности завода выпуском тяжелых танков КВ.

В окончательном виде танк, более известный сейчас как Т-126(СП), имел следующие показатели. Корпус был сварной с толщиной бронелистов от 20 (крыша и днище) до 45 (борта) мм. Лобовой лист, а также верхние бортовые и кормовые листы имел угол наклона 40-57°. Жесткие требования по габаритам привели к тому, что экономился каждый сантиметр внутреннего пространства, в результате чего экипаж из 4-х человек работа в крайне стесненных условиях. В передней части корпуса, со сдвигом вправо, находилось место механика-водителя, который осуществлял посадку в танк через люк вырезанный в лобовом листе. На крышке люка был смонтирован перископический прибор наблюдения. Слева находился стрелок-радист. Рядом с ним устанавливалась радиостанция 71ТК-3 со штыревой антенной. Для увеличения углов обзора в бортовых “скулах” также установили по одному наблюдательному прибору.

Башня Т-126(СП) была сварной, шестигранной, с “обтекаемой” лобовой частью. В крыше был сделан большой прямоугольный люк для посадки экипажа и ещё один круглый люк имелся в задней стенке и предназначался для демонтажа пушки. В передних лобовых листах имелись бойницы для стрельбы из личного оружия. По периметру башни были установлены три прибора наблюдения и командирская панорама в крышке люка.

Силовая установка танка состояла из дизельного двигателя В-3, являвшего собой облегченный вариант В-2 с шестью цилиндрами. При максимальной мощности 250 л.с. танк весом 17 тонн мог разгоняться до 35 км\ч. Общий объем топливных баков составил 340 литров.

Ходовая часть Т-126(СП) состояла из шести необрезиненных опорных катков малого, трех поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса на каждый борт. В данном случае резину не экономили – просто завод-изготовитель не мог гарантировать нормальную работу ошинковки опорных катков при их изготовлении из синтетического каучука марки СК. Гусеничная цепь была выполнена мелкозвенчатой, цевочного зацепления с открытым шарниром. Подвеска танка – торсионная. Один из опытных образцов также оборудовался внутренней амортизацией конструкции завода №185.
При всех перечисленных нововведениях вооружение Т-126(СП) не отличалось от серийных танков. В башне устанавливалась 45-мм пушка 20К обр.1932\1938 гг. и спаренный с ней пулемет ДТ. Слева в лобовой листе корпуса в шаровой установке монтировался 7,62-мм пулемет ДС-39, который обслуживал радист. Боезапас для пушки составлял 150 выстрелов, для пулеметов – 4250 патронов.

Заводские испытания Т-126(СП) начались 31 августа и завершились 9 сентября 1940 г. В ходе них танк прошел 195 км по шоссе, 95 км по пересеченной местности и около 22 км по полосе препятствий. Крупных дефектов выявлено не было, но уже 10 сентября Т-126(СП) отправили на текущий ремонт для устранения множества мелких недостатков. Испытания продолжились 19-29 сентября, и к их исходу танк без особых проблем успел пройти в сумме 973 км.
Казалось бы Т-126(СП) имеет вполне безоблачное будущее, однако…

Осенью 1940 г., когда завершились испытания немецкого танка Pz.III, командование танковых войск РККА вынесло новое решение относительно легкого танка усиленного бронирования. Как и ранее, броня танка должна была выдерживать обстрел из 37-мм орудий, но при этом его масса ограничивалась 14 тоннами. В результате Т-126(СП) оказывался не у дел, а для его замены АБТУ предложило построить два опытных образца улучшенного танка. Нечто подобное весной 1940 г. предложил инженер Макаров, работавший на заводе №174. По сути, проект его легкого танка сопровождения пехоты, обозначенный как “объект 127” (или Т-127), представлял собой заметно облегченный Т-126(СП) с 45-мм бронированием, двигателем Д-744 и новой ходовой частью. По мнению разработчика, построить опытный образец такого танка надлежало незамедлительно, поскольку его расчетные характеристики лучше, чем у Т-126(СП). Вместо этого комиссия из АБТУ подвергла проект критике, обосновав своё мнение вескими фактами. Прежде всего, танк Т-127 имел вдвое меньшее число торсионов, двигатель Д-744 был крайне сырым, теснота в боевом отделении стала ещё больше и т.д. Собственно на этом недолгая история Т-127 завершилась, хотя до сих пор утверждается, что такой танк был построен и представлял собой модифицированный Т-126(СП).
Работы по улучшенному варианту Т-126 развернулись в октябре 1940 г. и впоследствии привели к появлению танка Т-50.

Источники:
А.Г.Солянкин, И.В.Павлов, М.В.Павлов, И.Г.Желтов «Отечественные бронированные машины 1905-1941 (1 том)»
М.Свирин. «Броневой щит Сталина. История советского танка 1937-43 гг.» Изд.»Яуза», «Эксмо». 2006 г.
М.Барятинский «Советские танки в бою.От Т-26 до ИС-2». ЯУЗА\ЭКСМО. Москва. 2007
роекции легкого танка Т-126 обр.1940 г.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЛЕГКОГО ТАНКА
Т-126 обр.1940 г.

БОЕВАЯ МАССА 16900 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4700
Ширина, мм 2765
Высота, мм 2330
Клиренс, мм 380
ВООРУЖЕНИЕ одна 45-мм пушка 20К, спаренный 7,62-мм пулемет ДТ и курсовой 7,62-мм пулемет ДС-39
БОЕКОМПЛЕКТ 150 выстрелов и 4250 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ прицел ТП-1
командирская панорама ТОП
БРОНИРОВАНИЕ корпус и башня — 45 (55) мм
крыша — 20 (30) мм
днище — 15 (20) мм
ДВИГАТЕЛЬ В-3, дизельный, мощностью 250 л.с. при 1950 об\мин, запас топлива 350 литров
ТРАНСМИССИЯ механического типа с главным и бротовыми фрикционами, 5-скоростная КПП (4 передачи вперед и 1 назад)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 6 опорных катков сблокированных, заднее ведущее и переднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница из стальных траков
СКОРОСТЬ 35 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 260 км по шоссе
210 км по проселку
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 34°
Высота стенки, м 0,90
Глубина брода, м 1,10
Ширина рва, м 2,10
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция 71ТК-3

aviarmor.net

Несостоявшиеся пехотные танки – Т-26-5 (он же Объект-126-1), Объект-126-2, Объект-211 и Объект-127. СССР

Так как у нас на сайте был выложен проект альтернативного Т-126 , то самое время рассказать о реальных прототипах этой машины. Тем более в сети материалов по ней почти нет.

Так как на замену Т-26 готовилось сразу несколько машин и их судьба настолько тесно переплелась что нет возможности делать отдельные статьи по каждому танку. Все проекты собраны в одной статье.

 

Еще в холе работ над танком Т-26М завод №185 приступил по заказу АБТУ к разработке машины Т-26-5. проходившей под индексом «СП» (сопровождения пехоты). В отличие от своего предшественника новый танк должен был иметь помимо подвески по типу «Школа» также форсированный до 130 л.с. двигатель (а в 1940-м ожидалось, что его сменит дизель № 744) и увеличенную до 20 мм цементованную броню бортов корпуса. Кроме подвески по типу «Шкода», на Т-26-5 планировалось опробовать подвеску конструкции инженера Переверзева с цилиндрическими пружинами, которая была более простой в плане серийного производства и главное — ремонта и обслуживания танка.

После окончания советско-финской войны и объединения заводов № 174 и № 185 проектные работы приостановились. Но вскоре АБТУ скорректировало II I в плане доведения толщины бортовой брони до 30 мм в случае использовании цементованных листов и до 40 мм при применении гомогенной брони. При этом допускалось довести массу танка до 14 т при броне 40 мм и мощности двигателя 160 л.с. и 12,5 т при броне 30 мм и мощности двигателя 130 л.с.

Однако в 1940 г., чуть ранее капитуляции Финляндии, ОКБ-2 завода № 174 от Главспецмаша Н КСМ получило несколько иное задание на проектирование танка «СП». Оно в основном повторяло уточненные требования АБТУ на Т-26-5, кроме одного — ориентироваться на шестицилиндровый дизель В-3 (половинку В-2), испытания которого завершились успешно (завод № 75 был готов к началу серийного производства В-3 осенью 1940 г.), а также использовать торсионную подвеску и пулеметы ДС-39 вместо ДТ.

Эти требования практически зачеркивали все уже проведенные работы по Т-26-5, хоть он уже был фактически готов к проведению испытаний. Правда, изготовленный танк не получил форсированный двигатель, но в остальном отвечал выдвинутым первоначально требованиям АБТУ.

С этого момента работы по созданию «СП» на заводе № 174 шли под индексом «проект 126», в рамках которого танк Т-26-5 стал именоваться «126-1», а по заданию Главспецмаша создавался танк «126-2».

Но если с проектом 126-1 все было более или менее понятно, то 126-2 Вызвал много вопросов. Так,

при «классической» компоновке по типу танка БТ с отделением управления в передней части корпуса, боевым отделением позади него, двигателем с основными агрегатами питания в корме и С трансмиссией и ведущими колесами - в хвостовой час г и, танк выходил длиной около 5,5 метра, массой около 20 т и высокой кормовой частью. В случае компоновки но типу Т-26 с трансмиссией в отделении управления и передними ведущими колесами танк мог быть укорочен на 300 мм и иметь массу 18,5—20 т. В случае установки двигателя поперек корпуса сокращение его длины и массы получалось незначительным, а главное - нельзя было использовать узлы танка А-32 (А-34), что было желательно по заданию. Исходя из этого, была выбрана схема с передним расположением трансмиссии и ведущих колес, но боковым размещением мотора. Это позволяло за счет увеличения ширины танка на 75 мм уложиться в длину танка Т-26 и в вес не свыше 15 т. При этом можно было использовать бортовые фрикционы танка А-32 и даже (при необходимости) его КПП!

24 марта 1940 г. проекты 126-1 и 126-2 были предъявлены АБТУ и вызвали вполне естественные критические высказывания заказчиков. При их обсуждении в АБТУ был подан также проект легкого танка «Объект 211», разработанного КБ Л КЗ под руководством А. Ермолаева, по тем же ТТТ, и той же компоновочной схемы, что и 126-2 (то есть с боковым расположением двигателя и торсионной подвеской). Но ведущее колесо Кировцы разместили сзади...

Как это и ожидалось, проекты 126-2 и 211 вызвали, большое количество нареканий. Слишком многое было в них необычно. Особые претензии вызвало расположение двигателя в боевом отделении. Но двигатель В-3 для 126-2 и 211 был отработан и готов к серийному производству, тогда как мотора мощностью 150—200 л.с. в конструктиве Т-26 не было и в ближайшее время не предвиделось, а вынесение двигателя в отдельное МТО приводило к удлинению танка.

Таким образом, в конце марта 1940 г. решение об изготовлении нового танка «СП* принято не было, а в результате трехдневных дебатов стороны пришли к следующему соглашению:

«Выводы по предварительному обсуждению проектов танка СП

Выпуск танка Т-26-1 не прекращать.

Проект •126-1» в основном принять...

Доработку танка Т-26-1 производить до уровня * 126- he ходе капитального ремонта после начала валового выпуска дизель-мотора Д- 744.

Довести бронирование корпуса Т-26-1 до толщины 40-45мм путем использования схемы дополните.1ьного бронирования № 3 согласно прилож. 2.

Проектные работы по танкам «126-2» и «211» продолжать... изменить компоновку, с целью исключение расположения двигателя в боевом отделении.

Указанные работы завершить не позднее I июля с.г.»

танку сопровождения. С одной стороны, он должен был иметь как можно меньшую массу, что напрямую сказывалось на его цене. С другой стороны, малая масса не давала возможности надежно защитить его от огня современных противотанковых и танковых пушек, давала гораздо меньше возможностей по оснащению хорошей броней, вооружением, по размещению большого запаса топлива, боеприпасов, средств пожаротушения. 29 апреля 1940 г, нарком обороны уточнил ТТТ на «танк «СП» (проект 126) следующим образом:

В марте-апреле 1940 г. в АБТУ и НКО продолжались дебаты на тему о том, каким быть новому. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Тип танка - гусеничный однобашенный.

2. Вес - не свыше 13 тонн.

3. Габариты должны позволять перевозку по железным дорогам и проход через все шоссейно-дорожные сооружения.

4. Скорость движения — максимальная до 35 км. в час.

5. Вооружение — одна 45 мм пушка спаренная с пулеметом ДТ, один пулемет ДТ впереди и пулемет-пистолет Дегтярева.

6. Угол возвышения спаренной установки +25гр. и угол снижения -7.

7 Боекомплект:

- снарядов 45 мм, не менее —150 штук

- винтпатрон кДТ—        4000 шт.

- патрон к ППД     —        750 штук

- гранат Ф-1 —        24 штук

8. Проходимость: а) подъем и спуск не менее 45 гр.;

б) бортовой крен не менее 40 гр.;

в) вертикальная стенка не менее О, 7мт;

г) окоп нормального профиля;

д) брод без специальных приспособлении до 1,2 мтр;

е)удельное давление не свыше 0,6 кгр/см:; ж) клиренс 0,4метр;

9. Запас хода по горючему - не менее 10 час движения.

10. Экипаж танка - 4 человека. Предусмотреть возможность взаимосмены экипажа (не вылезая из танка).

11. Средства связи:

Для внешней связи предусмотреть установку рации 71 - ТК-3.

Для внутренней связи — ТПУ на три точки (командир, водитель, радист-стрелок).

Антенна штыревая, допускающая возможность смены изнутри танка.

12. Броня должна защищать от поражении экипаж и внутренние агрегаты танка на всех дистанциях от бронебойных снарядов до 45 мм калибра включительно.

Толщина брони: лобовая — 45 мм

бортовая — 45 мм

башенная - 45 мм

кормовая — 45 мм

крыша - 20 мм

днище - 15 мм

13. Двигатель — дизель типа «В-З».

14. Средства наблюдения: водитель и стрелок радист должны видеть через передний смотровой прибор оба передних крыла над гусеницей. Мертвое пространство должно быть не более 4-х метров.

Кроме того смотровые приборы должны быть установлены по бортам. В башне обеспечить круговой обзор без поворота, помимо ПТ-1, ПТК и ТОП.

15. Специальное оборудование:

а) расположение контрольных приборов должно обеспечить удобное наблюдение водителю.

б) предусмотреть вентиляцию танка при стрельбе с закрытыми люками, чтобы не допустить превышения минимально допустимой концентрации окиси углерода (с работ, мотором).

в) разработать приспособление для облегчения надевания гусеницы.

г) предусмотреть установку с съемного прибора ОД П...».

5 июня 1940 г. Комитет Обороны постановлением № 246сс выдвинул II I на изготовление опытного образца танка СП (Т-126-2), причем согласно разъяснениям АБТУ полагалось вынести двигатель в моторное отделение и ведущее колесо размешать в корме машины.

Однако вскоре нарком Тимошенко узнал, что гомогенная броня

Мариупольского завода была испытана зимой 1939-1940 гг. обстрелом из 45-мм пушек новыми снарядами (эталон № 0130) и с дистанции 300-400 метров была неоднократно пробита ими. И только листы толщиной 50-52 мм не пробивались из 45-мм пушки с любой дистанции любым типом снаряда лишь с нарушением тыльной прочности.

Требованием наркома было усилить бронирование нового танка до 55 мм вместо 45 мм по ТТЛ Кроме того, по опыту обстрела крыши танка из 20-37-мм пушек (имитация нападения пикирующих бомбардировщиков), толщину крыши вместо 20 мм предписали увеличить до 30. а днище для лучшей защиты от противотанковых мин в его передней части — выполнить толщиной 20 мм, и при этом было разрешено довести вес ганка до 17 т.

Таким образом, к изготовлению приняли два танка СП (проект 126), один с толщиной брони 45 мм и массой 14 т, другой - с броней 55 мм и массой 17 т.

Чуть позднее директор Кировскою завода И. Зальцман получил письмо от начальника 8-го отдела АБТУ военинженера Афонииа. в котором заводу разрешалось изготовить два опытных образца танка СП (проект № 211), с литой броней, и с катаной толщиной 45-мм. подчеркнув, что высшее командование Красной Армии не разрешает увеличить толщину брони танка сопровождения более 45 мм и вес в 13 т.

На первый взгляд непонятно, почему Кировскому заводу не было разрешено увеличить толщину брони своего танка сопровождения. Но все дело в том, что вскоре после начала работ завода № 174 нал танком с увеличенной броней председатель Комитета Обороны написал наркому:

« НКО - тов. ТИМОШЕНКО С. К.

На М 16 765 се от 26.6.40 г.

Комитет Обороны при СНК СССР считает крайне нежелательным увеличение веса танка СП свыше 13тонн, учитывая, что это неизбежно снизит маневренность этой машины, предназначенной для сопровождения пехоты.

Увеличение снарядстойкости и прочности корпуса танка СП должно быть разрешено за счет улучшения качества брони. При невозможности достигнуть этого, следует допустить (что нежелательно) снижения   тактико-технических

требований, установив защиту танка «СП» на всех дистанциях от бронебойных снарядов до 37 мм калибра включительно. П.П, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ОБОРОНЫ при СНК Союза ССР -

К. ВОРОШИЛОВ»

Как бы то ни было, но в августе оба танка Т-126 (СП) были готовы к испытаниям. Танк с броней 45 мм при взвешивании «потянул» на 17 т, а с броней 55 мм - на 18.3 т. Погоня за снижением веса при сохранении «классической* компоновки вело к тому, что танк Т-126 оказался очень тесным. Экономился каждый кубический сантиметр внутреннего объема, но при этом конструкторской группе под руководством Л. Троя нова категорически запрещали отказаться от применения наклонных надкрылков утяжеляющих танк и усложняющих конструкцию (и главное - технологию) изготовления корпуса.

Поскольку шинный завод не мог гарантировать нормальную работу ошиновки опорных катков при их изготовлении из синтетического каучука марки СК, один из образцов танка был в опытном порядке оборудован опорными катками с внутренней амортизацией конструкции завода № 185. и на испытаниях эти катки полностью себя оправдали.

Танк имел наклонную лобовую броню, и поэтому люк механика-водителя был размешен в ней (как и у танка А-32), что не было удачным решением, но ввиду «классической» компоновки танка, особо нравившейся председателю Комитета Обороны К. Ворошилову, деваться конструкторам, как говорил Л. Горлицкий, было больше некуда. Надо было делать.

Заводские испытания опытного образца танка Т-126 (СП) по программе 300 км начались с 31 августа 1940 г. С 31 августа по 9 сентября включительно танк СП-126 прошел 312 км, из них по шоссейной дороге — 195 км, по пересеченной местности - 95 км, преодоление препятствий (рвы, подъемы, болота) составило приблизительно 22 км. Остальное время движения занял пробег по территории завода и опробование механизмов. За время заводской обкатки обнаружено множество мелких дефектов. 10/IХ-40 г. Заводские.

испытании приостановлены и целях переборки коробки скоростей и устранения дефектов.

19 сентября испытания были продолжены и к их завершению 28/ІХ-40 г. первый образец танка Т-126 (СП) прошел 973 км.

Мы сделаем лучше!

В то время когда Т-126 вышел на свои первые ходовые испытания, на заводе № 174 разгорелся скандал. Суть его можно кратко выразить таким образом.

В середине мая. когда на заводе шла предварительная защите проекта Т-126. было обращено особое внимание на большом вес машины, достигший до 16- 17 т и более, вместо 1З. заданных техусловиями АБТУ, а также на сложность моторно-трансмиссионной группы.

Чтобы избежать возможных трудностей, директор завода № 174 Маркин дал указание КБ параллельно с работами нал Т-126 проработать вопрос о максимально легком варианте машины СП при сохранении остальных І І I АБТУ.

Таким образом было открыто эскизное проектирование танка «127», и ответственным за него был назначен молодой инженер-конструктор Голтвянский, а от двигательного отдела в проекте был занят молодой специалист Макаров. Они разработали проект танка с двигателем № 744 и облегченной подвеской на трех нарах торсионов с балансирами. Корпус їіо форме был выбран подобным Т-26-1. от него же заимствовались КПП, бортредукторы и прочие механизмы. Собственно в итоге у них и получился танк 126-1 с сильно ужатым корпусом и броней толщиной 30-45 мм, установленной во лбу и бортах под наклоном.

Молодые конструкторы, конечно же. горели желанием, чтобы их заметили, и потому всячески старались показать свою работу. Им не было понятно, почему к проекту все относятся столь невнимательно. Ведь они. казалось бы. выполнили все условия АБТУ. и лаже лучше. Вес их машины нормальный - не превышал 12.5 т, броня толстая — 30-45 мм. габариты даже чуть меньшие, чем у Т-26-1 (при чуть большей базе), в полтора раза больший расчетный радиус действия. Но главное более высокие динамические качества и даже объем боевого отделения предполагался более просторным, чем у танка т-26! Правда, все это были расчетные данные, взятые при условии достижения мощности двигателя X: 744 в 200-220 л.с., которая была получена на стенде только на одном опытном экземпляре и в течение короткого промежутка времени. Но. по мнению авторов, эту мощность можно было поднять без наддува до 250 л.с.!

Но их проект упорно не рассматривался ни на каком официальном совещании, хоть был предметом неоднократного обсуждения с привлечением работников АБТУ - членов макетной комиссии, и это очень обижаю авторов изделия.

Разработчики не понимали, почему завод в лице главного инженера Засовенко отказался от форсирования выпуска рабочих чертежей и изготовления опытного образна, мотивируя якобы загрузкой работами по проекту «126*. Голтвянский считал, что проектные работы по «126» уже закончены и все силы должны быть обязательно брошены на его детище, и потому настоятельно просил и требовал, чтобы все руководящие органы помогли ему и не дали столь нужной машине «погибнуть в волоките». Он вдруг забыл, что его машина подвешена на вдвое меньшем числе торсионов, чем т-126. и уже это вызывало большие вопросы по ее нормальной работоспособности. Макаров же не учитывал, что из трех дизелей № 744, стоявших на стенде, лишь один кратковременно показывал мощность в 200 л.с, после чего выходил из строя. Остальные же два двигателя не показали даже и планировавшиеся 180 л.с, но соответственно 140 и 155 л.с, а с такими показателями танк «127» уже был весьма посредственным.

Пытаясь «найти управу на бюрократов», молодые инженеры написали жалобу в виде письма председателю Комитета Обороны

К.Ворошилову начальнику ГБТУ

Я.Федоренко и замнаркома Среднего машиностроения В. Гореляду.

Письмо вызвало моментальную реакцию. По распоряжению начальника  ГБТУ   и   начальника управделами Наркомата Обороны Дратвина на завод прибыла комиссия в составе начальника БТУ Красной армии военинженера 1-го ранга Коробкова и начальника 3-го отдела

БТУ военинженера 1-го ранга Афонина. В течение десяти дней комиссия изучала все представленные материалы, в результате чего составила письмо следующего содержания:

«НАЧАЛЬНИКУ УПРА МЕНЯЯ ДЕЛАМИ НКО ГЕНЕРАЛ-МАЙОРУ тов. ДРАТВИНУ Конструкторы завода № 174 тт. ГОЛТВЯНСКИЙ и МАКАРОВ предложили   разработать   танк «СП» (проект № 127) с мотором дизель мощностью 13O л.с.

Авторы считают, что вес такого танка составит около 13 тонн при 45 мм толщине основной брони. В своем предложении авторы проводит сравнение с проектом танка

«СП» № 126, разработанного заводом № 174 и принятого в июле с.г. макетной комиссией.

Танк СП (проект 126) строится сейчас в опытных образцах с 45 и 55 мм основной броней, с дизелем В-3 мощностью 250л.с.

Несмотря на преимущества в весе танка «127» против танка № 126 считаем, что проект №127 разрабатывать нецелесообразно по следующим соображениям:

1. Тесно боевое отделение.

По ширине боевое отделение уже боевого отделения танка 126 на 75 мм и по высоте на 135 мм.

Размер башни по погону и в свету у танка № 127 составляет около 1200 мм против 1300 мм у танка 126. Размеры боевого отделения танка №127 не обеспечивают нормальной работы экипажа танка.

2. Отсутствует отработанный дизельмотор «744», на который ориентируются авторы.

Дизель « 744» проходит заводские испытания, и определить сроки и возможность его пуска в серию можно будет только после государственных испытаний. Утверждения авторов, о том. что мощность дизеля «744» можно без наддува поднять до 250л.с. и с наддувом до 270-300лх, не имеют серьезных оснований.

3. Предлагаемая к установке в проекте № 127 3-х торсионная, на каждый борт, подвеска с парными тележками менее надежна в работе, чем 6-ти торсионная, индивидуальная подвеска проекта Т-126.

4. Более сложный корпус, чем у № 126 и наличие гнутых броневых деталей усложнит изготовление корпуса и потребует больший по объему механической обработки.

5. Отсутствие перспективы в развитии танка по увеличении бронирования т.к. дизель «744» не обеспечит необходимых мощностей при увеличении веса.

НАЧАЛЬНИК БТУ КРАСНОЙ АРМИИ ВОЕНИНЖЕНЕР I РАНГА

...................................(КОРОБКОВ)

НАЧАЛЬНИК 3 ОТДЕЛА БТУ К. А.

ВОЕНИНЖЕНЕР I РАНГА.............

....................................(АФОНИН)».

Вскоре после этого письма все работы по проекту «127» (он же П-І27. Т-127) были свернуты.

Автор текста - Михаил Свирин.

alternathistory.com

126(СП) | World Of Man Dreams

Разработчик: КБ завода №185
Год начала работ: 1939
Год выпуска первого прототипа: 1940
Серийно не выпускался.

 

История появления легкого танка Т-126 в большинстве современных источников описывается как безусловный прорыв в советском танкостроении, поводом для которого стала оценка боёв в Испании и последующее появление средних танков линейки А-20 – А-34. Легкий танк, в свою очередь, представлялся как “облегченный Т-34”, обладавший практически равно с ним бронезащитой, лучшей подвижностью и чуть более слабым вооружением.Рассказывает wofmd.com С большей частью этих высказываний можно согласится, однако до последнего времени нигде не описывались истинные причины появления Т-126. Как это ни странно, но “корни” его создания относятся к танку Т-26. Чтобы разобраться в этом обратимся к нескольким источникам, излагающих эту историю с разных точек зрения.

 

Итак, в конце 1938 г., когда проходили испытания модифицированного танка Т-26М (с измененной ходовой частью в которой использовалась “заимствованная” подвеска от чехословацкого танка Skoda S-II-a), было принято решение развивать эту тему в плане увеличения мощности силовой установки и повышения ходовых качеств. Так появился проект легкого танка Т-26-5 (также он имел внутризаводское обозначение “126”), на котором планировали использовать подвеску “шкодовского” типа, дизельные двигатели Д-744 (4-цилиндровый, мощностью 180-200 л.с.) или Д-745 (6-цилиндровый, мощностью 130-150 л.с.), и расширенную до 350 мм гусеничную цепь. Так как в качестве основной задачи выдвигалось непосредственное сопровождение пехоты на поле боя танк получил дополнительный индекс “СП”.

Проработка предварительного проекта началась в 1939 г. Прежде всего предстояло решить вопрос с двигателем – к тому времени Д-744 ещё не был готов, поэтому в качестве резервного варианта предусмотрели установку форсированного до 130 л.с. карбюраторного мотора. Второй проблемой стала защита танка. Тогда не для кого не было секретом, что 15-мм бронелисты с трудом защищают от крупнокалиберных пуль и совершенного не спасают от огня артиллерии любого калибра. В рамках усиления защиты было предложено использовать 20-мм цементованную броню. Подвеска Т-26-5 могла быть как чехословацкой, так и конструкции инженера Переверзева, являвшейся более простой в изготовлении и эксплуатации.

Пока шли подготовительные работы завод №185, КБ которого вело разработку проекта, объединили с заводом №174, что на несколько месяцев привело к остановке проектирования. За это время АБТУ пересмотрело требования к танку сопровождения пехоты, потребовав довести толщину максимального бронирования до 30 мм в случае использования цементованной брони, или 40 мм в случае использования брони из гомогенной стали. Если в первом варианте допускалось небольшое увеличение массы до 12,5 тонн при мощности двигателя 130 л.с., то во втором масса возрастала до 13 тонн, а мощность двигателя до 160 л.с.

Впрочем и это ТТЗ продержалось недолго. В январе 1940 г., оценив опыт боевого применения танков Т-26 в Финляндии, где легкотанковые бригады понесли тяжелые потери от огня финской противотанковой артиллерии, АБТУ переформулировало требования. Теперь Т-26-5 должен был оснащаться 6-цилиндровым двигателем В-3, торсионной подвеской и пулеметами ДС-39. Это означало новый этап коренных доработок, хотя прототип танка был уже практически готов. В конечном итоге Т-26-5 подогнали под требования АБТУ, но нового двигателя он так и не получил.

Поскольку с этого момента изменения носили уже глобальный характер работы по новому танку носили название “проект 126”, а сам танк получил индекс “126-1”. В то же время при проектировании танка с усиленным бронированием (126-2) КБ завода №174 столкнулось с массой различных проблем. Развернутое ТТЗ, полученное от Главспецмаша, предполагалось следующие показатели:

1. Боевая масса 14-16 тонн

2. Максимальная скорость 30 км\ч

3. Двигатель В-3 завода №75

4. Торсионная подвеска

5. Трансмиссия от Т-26-1

6. Броня до 40 мм

7. Вооружение – одна 45-мм пушка со спаренным пулеметом ДС-39, один курсовой ДС-39 или огнемет

8. Габариты танка должны соответствовать серийному Т-26.

При этом прорабатывалось несколько подвариантов бронирования, включая использование навесной брони на бортах корпуса. С такими условиями сохранить корпус танка Т-26, а тем более его габариты, было просто невозможно. Предварительные расчеты показывали, что при “классической” компоновке длина танка составит 5,5 метров при массе 20 тонн. Если трансмиссия находилась в отделении управления, то длина уменьшалась до 5,2 метров, а масса – до 18,5-20 тонн. Был также рассмотрен вариант с расположением двигателя поперек корпуса, но при этом габариты танка почти не изменялись и что самое главное – нельзя было использовать узлы от танка А-32. В результате выбрали компромиссный вариант: с передним расположением МТО и боковым расположением двигателя. Так длина танка вписывалась в требования при увеличении ширины всего на 75 мм. Вес составил около 15 тонн, но теперь представлялась возможность использовать бортовые фрикционный А-32, а в случае крайней необходимости – даже его КПП. Соответственно, был полностью перепроектирован корпус танка 126-2, башня и ходовая часть. Можно сказать, что именно с этого момента в нем стали отчетливо прорисовываться черты будущего Т-126.

На рассмотрение в АБТУ оба проекта были предоставлены 24 марта 1940 г., где одновременно был рассмотрен проект танка “объект 211”, разработанный КБ ЛКЗ. По компоновке он повторял 126-2, но имел заднее расположение ведущего колеса. Ни один из них одобрения со стороны военных не получил. Проект 126-1 не был принят, главным образом, по причине неготовности двигателя Д-744, а танки 126-2 и “объект 211” отвергли из-за не очень удачного расположения двигателя и боевого отделения. После трехдневных дебатов “враждующие” стороны пришли к следующим выводам:

– продолжить постройку танка Т-26-1 и довести его до уровня проекта 126-1 после капитального ремонта и начала выпуска двигателя Д-744, бронирование усилить за счет навесных бронелистов

– работы по проектам 126-2 и 211 продолжить, но их компоновку следует изменить

– работы по всем трем машинам надлежало завершить к 1 июля 1940 г.

 

Другими словами это означало, что в металле, в ближайшее время, мог быть реализовано только “прямой наследник” Т-26. Однако этот танк рассматривался как временная мера, поскольку его ограниченная масса не позволяла дальше усилить бронирование. Новая спецификация на танк сопровождения пехоты была выработана в марте-апреле 1940 г. На этот раз требования были несколько жестче. Бронирование корпуса и башни (за исключением крыши и днища) довели до 45 мм. По габаритам танк должен был вписываться в размеры ж\д платформ и шоссейно-дорожных сооружений. Вооружение включало 45-мм пушку с боекомплектом 150 выстрелов, спаренный с ней и курсовой пулеметы ДТ (общий боезапас 4000 патронов), переносной пулемет ППД (750 патронов) и 24 гранаты Ф-1. Средства связи – стандартные – рация 71-ТК-3 со штыревой антенной и танковое переговорное устройство ТПУ. Двигатель оставили от проекта 126-2, так как В-3 был мог быть освоен в производстве в течении нескольких месяцев. Экипаж составлял 4 человека: командир, механик-водитель, радист и заряжающий. В техническом задании оговаривалось, что смотровые приборы должны обеспечивать максимальный угол обзора с “мертвой зоной” не более 4 метров. Это предполагало наличие приборов наблюдения не только на крыше башни и в лобовом листе корпуса, но и по его бортам. Кроме этого, КБ поручили разработать приспособления для облегчения надевания гусеницы и монтажа прибора ОДП, предусмотреть вентиляцию боевого отделения при выстреле с закрытыми люками и максимально удобно расположить контрольные приборы механика-водителя.

Утверждение нового проекта и подписание постановления НКО СССР №246сс об изготовлении опытного образца танка сопровождения Т-126-2 состоялось 5 июня 1940 г. Правда, по требованию АБТУ, двигатель пришлось перенести в моторное отделение, а ведущее колесо перенести на корму. Попутно выяснилось, что 45-мм гомогенная броня производства Мариупольского завода не выдерживает обстрел из 45-мм противотанковой пушки с дистанции 300-400 метров, что было совершенно неприемлемо. Нарком обороны С.К.Тимошенко поставил задачу усилить бронирование корпуса и башни танка до 55 мм, крыши – до 30 мм (чтобы она выдерживала попадания бомб небольшого калибра), днища – до 20 мм. Масса в этом случае возрастала до 17 тонн.

В итоге к постройке приняли два варианта танка сопровождения – с 45 и 55 мм бронированием. Практически одновременно с ними директор ЛКЗ И.Зальцман получил разрешение на постройку двух опытных образцов танка “объект 211” с литой и катаной броней толщиной 45 мм и массой не более 13 тонн. Но это решение так и осталось на бумаге в виду загруженности завода выпуском тяжелых танков КВ.

В окончательном виде танк, более известный сейчас как Т-126(СП), имел следующие показатели. Корпус был сварной с толщиной бронелистов от 20 (крыша и днище) до 45 (борта) мм. Лобовой лист, а также верхние бортовые и кормовые листы имел угол наклона 40-57°. Жесткие требования по габаритам привели к тому, что экономился каждый сантиметр внутреннего пространства, в результате чего экипаж из 4-х человек работа в крайне стесненных условиях. В передней части корпуса, со сдвигом вправо, находилось место механика-водителя, который осуществлял посадку в танк через люк вырезанный в лобовом листе. На крышке люка был смонтирован перископический прибор наблюдения. Слева находился стрелок-радист. Рядом с ним устанавливалась радиостанция 71ТК-3 со штыревой антенной. Для увеличения углов обзора в бортовых “скулах” также установили по одному наблюдательному прибору.

Башня Т-126(СП) была сварной, шестигранной, с “обтекаемой” лобовой частью. В крыше был сделан большой прямоугольный люк для посадки экипажа и ещё один круглый люк имелся в задней стенке и предназначался для демонтажа пушки. В передних лобовых листах имелись бойницы для стрельбы из личного оружия. По периметру башни были установлены три прибора наблюдения и командирская панорама в крышке люка.

Силовая установка танка состояла из дизельного двигателя В-3, являвшего собой облегченный вариант В-2 с шестью цилиндрами. При максимальной мощности 250 л.с. танк весом 17 тонн мог разгоняться до 35 км\ч. Общий объем топливных баков составил 340 литров.

Ходовая часть Т-126(СП) состояла из шести необрезиненных опорных катков малого, трех поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса на каждый борт. В данном случае резину не экономили – просто завод-изготовитель не мог гарантировать нормальную работу ошинковки опорных катков при их изготовлении из синтетического каучука марки СК. Гусеничная цепь была выполнена мелкозвенчатой, цевочного зацепления с открытым шарниром. Подвеска танка – торсионная. Один из опытных образцов также оборудовался внутренней амортизацией конструкции завода №185. При всех перечисленных нововведениях вооружение Т-126(СП) не отличалось от серийных танков. В башне устанавливалась 45-мм пушка 20К обр.1932\1938 гг. и спаренный с ней пулемет ДТ. Слева в лобовой листе корпуса в шаровой установке монтировался 7,62-мм пулемет ДС-39, который обслуживал радист. Боезапас для пушки составлял 150 выстрелов, для пулеметов – 4250 патронов.

 

Заводские испытания Т-126(СП) начались 31 августа и завершились 9 сентября 1940 г. В ходе них танк прошел 195 км по шоссе, 95 км по пересеченной местности и около 22 км по полосе препятствий. Крупных дефектов выявлено не было, но уже 10 сентября Т-126(СП) отправили на текущий ремонт для устранения множества мелких недостатков. Испытания продолжились 19-29 сентября, и к их исходу танк без особых проблем успел пройти в сумме 973 км. Казалось бы Т-126(СП) имеет вполне безоблачное будущее, однако…

 

Осенью 1940 г., когда завершились испытания немецкого танка Pz.III, командование танковых войск РККА вынесло новое решение относительно легкого танка усиленного бронирования. Как и ранее, броня танка должна была выдерживать обстрел из 37-мм орудий, но при этом его масса ограничивалась 14 тоннами. В результате Т-126(СП) оказывался не у дел, а для его замены АБТУ предложило построить два опытных образца улучшенного танка. Нечто подобное весной 1940 г. предложил инженер Макаров, работавший на заводе №174. По сути, проект его легкого танка сопровождения пехоты, обозначенный как “объект 127” (или Т-127), представлял собой заметно облегченный Т-126(СП) с 45-мм бронированием, двигателем Д-744 и новой ходовой частью. По мнению разработчика, построить опытный образец такого танка надлежало незамедлительно, поскольку его расчетные характеристики лучше, чем у Т-126(СП). Вместо этого комиссия из АБТУ подвергла проект критике, обосновав своё мнение вескими фактами. Прежде всего, танк Т-127 имел вдвое меньшее число торсионов, двигатель Д-744 был крайне сырым, теснота в боевом отделении стала ещё больше и т.д. Собственно на этом недолгая история Т-127 завершилась, хотя до сих пор утверждается, что такой танк был построен и представлял собой модифицированный Т-126(СП). Работы по улучшенному варианту Т-126 развернулись в октябре 1940 г. и впоследствии привели к появлению танка Т-50.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЛЕГКОГО ТАНКА
Т-126 обр.1940 г.

БОЕВАЯ МАССА 16900 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4700
Ширина, мм 2765
Высота, мм 2330
Клиренс, мм 380
ВООРУЖЕНИЕ одна 45-мм пушка 20К, спаренный 7,62-мм пулемет ДТ и курсовой 7,62-мм пулемет ДС-39
БОЕКОМПЛЕКТ 150 выстрелов и 4250 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ прицел ТП-1
командирская панорама ТОП
БРОНИРОВАНИЕ корпус и башня – 45 (55) мм
крыша – 20 (30) мм
днище – 15 (20) мм
ДВИГАТЕЛЬ В-3, дизельный, мощностью 250 л.с. при 1950 об\мин, запас топлива 350 литров
ТРАНСМИССИЯ механического типа с главным и бротовыми фрикционами, 5-скоростная КПП (4 передачи вперед и 1 назад)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 6 опорных катков сблокированных, заднее ведущее и переднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница из стальных траков
СКОРОСТЬ 35 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 260 км по шоссе
210 км по проселку
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 34°
Высота стенки, м 0,90
Глубина брода, м 1,10
Ширина рва, м 2,10
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция 71ТК-3

wofmd.com

Легкий танк Т-126СП

        В 30-е годы единственным танком сопровождения пехоты, состоявшим на вооружении Красной Армии, был Т-26. Основной, пушечный вариант этого танка, принятый на вооружение и выпускавшийся с 1933 года, к концу десятилетия уже не вполне отвечал достигнутому уровню развития танкостроения. Возросшая мощь противотанковой артиллерии не оставляла Т-26 с его 15-мм броней никаких шансов уцелеть на поле боя. Опыт сражений в Испании наглядно это продемонстрировал. “Двадцать-шестые”, легко расправлявшиеся со слабо вооруженными танками мятежников, становились столь же легкой добычей их противотанковых пушек. Впрочем, в подобном положении оказались в то время все советские (и не только советские) танки, не имевшие противоснарядного бронирования. В вечном поединке брони и снаряда временную победу одержал последний.
        Именно поэтому 7 августа 1938 года Комитет Обороны СССР принял постановление “О системе танкового вооружения”, в котором содержалось требование менее чем за год—к июлю 1939 года — разработать новые образцы танков, отвечавших условиям будущей войны по вооружению, бронированию и маневренным качествам. В соответствии с этими требованиями в нескольких конструкторских бюро началась разработка новых танков.
        На Ленинградском заводе опытного машиностроения № 185 имени С.М.Кирова бригадой конструкторов под руководством С.А.Гинзбурга велось проектирование легкого танка сопровождения пехоты “СП”. Летом 1940 года этот танк — объект 126 (или Т-126СП, как его часто именуют в специальной литературе) — был изготовлен в металле. По своей броневой защите он был равноценен среднему танку Т-34 — его корпус сваривался из броневых листов толщиной 45 мм, за исключением 20-мм днища и крыши. Лобовые, верхние бортовые и кормовой листы корпуса имели углы наклона 40—57°.
        В верхнем лобовом листе находился люк механика-водителя. В его крышке был смонтирован прибор наблюдения. Слева от люка в шаровой установке располагался 7,62-мм пулемет ДС-39, огонь из которого вел стрелок-радист. Напротив его рабочего места также имелся прибор наблюдения. Еще два прибора были смонтированы в лобовых скуловых листах.
        В сварной граненой башне размещалась 45-мм пушка 20К обр.1932/38 гг. (боекомплект 150 выстрелов) и спаренный с нею танковый пулемет ДТ образца 1929 года.. В крыше башни имелся прямоугольный люк для посадки экипажа, а в кормовой стенке — круглый люк для демонтажа пушки. В крышке этого люка и в стенках башни были прорезаны отверстия для стрельбы из личного оружия, закрываемые грушевидными заглушками. По периметру крыши башни располагались четыре прибора наблюдения, а в крышке люка была смонтирована командирская панорама. Таким образом, по обзорности объект 126 оставил далеко позади Т-34.
        На танке устанавливался двигатель В-3 — 6-цилиндровая версия (“половинка”, как иногда говорят) дизеля В-2. При мощности 250 л.с. он позволял 17-тонной боевой машине развивать скорость до 35 км/ч. Емкость топливных баков в 340 л обеспечивала запас хода по шоссе до 270 км.
        Ходовая часть танка состояла из шести необрезиненных сдвоенных опорных катков малого диаметра на борт, трех необрезиненных поддерживающих катков, ведущего колеса заднего расположения, направляющего необрезиненного колеса. Опорные катки имели внутреннюю амортизацию. Гусеничная цепь—мелкозвенчатая, цевочного зацепления, с открытым шарниром. Особенностью ходовой части машины была торсионная подвеска.
        В корпусе танка рядом с местом стрелка-радиста находилась радиостанция 71-ТК-3 со штыревой антенной. Боекомплект пушки и пулеметов состоял из 150 выстрелов и 4250 патронов (в пулеметах ДТ и ДС использовались одинаковые винтовочные патроны).
        В 1940 году танк неплохо показал себя на заводских и войсковых испытаниях, не имея не единой поломки. Однако Государственная комиссия предложила снизить массу машины до 13 т за счет уменьшения толщины брони с 45 до 37 мм. Отмечалась и стесненность рабочих мест членов экипажа. Последний недостаток попытались устранить на втором образце танка — пулемет ДС-39 был изъят, а его амбразура закрыта броневой крышкой на болтах.
        Танк Т-126СП по своей броневой защите превосходил легкие и большинство средних танков других стран. Для танка сопровождения пехоты скорость была вполне достаточной, к недостаткам же машины можно было отнести небольшой запас хода и стесненность четырех членов экипажа. Этот недостаток устранили, убрав на втором образце танка курсовой пулемет ДС и закрыв его амбразуру броневой крышкой на болтах. Кроме того, предприняли шаги для снижения износа гусениц, заменив необрезиненные опорные катки обрезиненными. Видоизмененную таким образом машину в специальной литературе иногда называют Т-127.
        Осенью 1940 года объект 126 передали на Ленинградский машиностроительный завод № 174 имени К.Е.Ворошилова, где на его основе в короткий срок — полтора месяца — группой конструкторов под общим руководством И.С.Бушнева и Л.С.Троянова был разработан новый вариант легкого танка — объект 135 (не путать с Т-34-85). Активное участие в проектировании принимали С.А.Гинзбург и Г.В.Гудков. По другим данным, эта машина разрабатывалась параллельно с объектом 126, и ей было отдано предпочтение из-за лучших тактико-технических характеристик. В январе 1941 года танк изготовили в металле. После успешно пройденных заводских и государственных испытаний под индексом Т-50 в феврале 1941 года он был принят на вооружение Красной Армии. Это был первый советский танк, принятый на вооружение без замечаний об устранении найденных недостатков.

            Чертеж лёгкого опытного танка "Объект 126":
                   - общая схема

  

bronetehnika.narod.ru

ТАНК Т-126СП. Бронетанковая техника Фотоальбом часть 1

Разработан в 1940 году. Выпущен только опытный образец. На вооружении не состоял. В боях не использовался.

Тактико-техническая характеристика

Масса, т.. 17

Численность экипажа, чел 4

Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм . 4700x2765x2330

Вооружение

пушка, шт.. 1

калибр, мм.. 45

боекомплект, выстрелов .. 150

пулемет, шт. 1

калибр, мм . 7,62

боекомплект, патронов .. 4250

Броневая защита, мм . 45

Мощность двигателя, л.с 270

Скорость максимальная, км/ч 35

Запас хода по шоссе, км.. 270

Глубина водных преград, преодолеваемых вброд, м 1,1

Особенности конструкции

База – оригинальная.

Общая компоновка – моторно-трансмиссионная установка размещена в кормовой части корпуса. Вооружение – механизмы наведения пушки механические с ручным приводом; прицел телескопический; на верхнем лобовом листе слева смонтирована установка пулемета.

Защита – корпус из броневых листов, сварной, толщина листов 45 мм; днище и крыша имеют толщину 20 мм; броневые листы корпуса имеют углы наклона от 40 до 57 градусов.

Шасси – на танке установлен шестицилиндровый дизель жидкостного охлаждения; трансмиссия состоит из двухдискового главного фрикциона сухого трения, четырехскоростной коробки передач без синхронизаторов, бортовых фрикционов с ленточными тормозами и однорядных бортовых передач.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

tech.wikireading.ru

Последние лёгкие танки СССР. От Т-40 к Т-70.Часть 3

Часть III. Танк Т-50. Шаг за шагом.

     Этот танк достоин того, чтобы поговорить о нём более подробно. Ведь именно эта машина стала полигоном, на котором практически отрабатывались многие узлы и механизмы, конструктивные и технологические решения, которые в дальнейшем широко использовались советскими танкостроителями при создании танков Т-34 и КВ.

     Появлению опытных образцов Т-126СП первой модификации и Т-126СП второй предшествовало создание 8 проектов, принципиально отличавшихся один от другого. Опытные танки, изготовленные заводом № 174, вобрали в себя всё самое лучшее от каждого из них. Т-126СП получил классическую компоновку. Место механика-водителя находилось впереди справа, слева от него размещался стрелок-радист. Слева от пушки в башне разместили место командира танка, на которого были также возложены обязанности наводчика. Справа находился заряжающий. Для посадки экипажа имелось два люка. В передней части корпуса в лобовом листе – люк механика-водителя и большой общий – на крыше башни. Механик-водитель и стрелок-радист получили по два смотровых прибора. Командир и заряжающий также были обеспечены перископическими смотровыми приборами. Причём у командира был ещё один – в кормовой части башни.

     Машины достаточно сильно отличались друг от друга. Т-126СП-1 вооружили пушкой образца 1934 года калибра 45 мм и спаренным с ней пулемётом ДС (7,62 мм). Ещё один пулемёт, курсовой, разместили в лобовом листе корпуса, установив его в шаровой опоре. Наведение на цель – ручное механическое. Применяемые боеприпасы: бронебойные и осколочные. Этот вариант получил равностойкое бронирование толщиной 45 мм и наклонно расположенные броневые листы в передней и задней части корпуса. Крышу и днище усилили до 20 мм. Башня также имела бронирование в виде наклонно установленных броневых листов. Пушка в башню устанавливалось через специальный задний люк.  Т-126СП-1 по степени бронирования практически соответствовал новому среднему танку Т-34. Однако наложенные ТУ ограничения по массе значительно ухудшили эргономику рабочих мест членов экипажа.

     Танк был оснащён дизелем В-3 и имел механическую трансмиссию, которая оказалась настолько удачной, что в дальнейшем использовалась на серийных танках Т-50. Запас хода – почти 270 км.

     Танк вышел на испытания 31.08.40 и до 09.09.40 прошёл 312 км. Его масса составляла почти 17 тонн. С 10 по 19 сентября испытания приостановили для устранения выявленных дефектов и неисправностей. Поэтому испытания закончились только 28.09.40. Полностью оправдало себя решение об установке опорных катков с внутренней амортизацией, продиктованное возросшей массой танка.

     Т-126СП-2 вышел на испытания 27.09.40. на нём отсутствовал курсовой пулемёт, а бронирование корпуса было усилено до 55 мм. Ходовая часть имела опорные катки с внешней амортизацией. Масса танка увеличилась до 18,3 тонн.

     Кировский завод в установленные постановлением ГКО № 246 сроки не уложился. Его «объект 211» был готов только в деревянном макете. По своей конструкции он принципиально отличался от Т-126СП. Более подробную информацию о нём можно посмотреть здесь.

     Летом 1940 года Советский Союз приобрёл в германии танк Pz.Kpfw.III. Изучение данной машины и анализ информации, полученной в ходе испытаний Т-126СП, привели к тому, что тактико-технические требования ГАБТУ вновь были пересмотрены. Их окончательный вариант был утверждён 19.11.40 Постановлением КО при СНК СССР за № 427сс. Танку было присвоено наименование Т-50 и поставлена задача к 15.01.41 изготовить (заводам № 147 и 174) по два опытных танка, соответствующих новым ТТТ.

     КБ завода № 147 к концу года предложило три варианта новой машины: СП-1, СП-2 и СП-3. Проекты имели единую башню и вооружение.  Отличались они только компоновкой трансмиссионного и моторного отделений и местом размещения ведущих колёс.

     Завод № 174, на который была возложена основная задача по выпуску нового Т-50, для продолжения работ выбрал вариант СП-2, которому присвоили заводское наименование «объект 135». Однако параллельно с ним были продолжены работы по варианту СП-3, в первую очередь с целью решить вопрос снижения боевой массы нового танка. Этот проект получил наименование «объект 013».

     Вторая машина отличалась от первой незначительно: конструкцией лобовой части башни, обусловленной различным вооружением; укороченным броневым корпусом и компоновкой моторно-трансмиссионного отделения. Достаточно большое количество технических решений, полученных в процессе работы над «объектом 013», была в дальнейшем использована в «объекте 135».

    К ноябрю 1940 года на заводе № 174 завершили отработку конструкторской документации и изготовили деревянный макет в натуральную величину. Новая машина имела расчетную массу 14 тонн, дизель В-4 мощностью 300 л.с., 37 мм гомогенную броню. Причём последняя обеспечивала защиту танкистов лучше, чем 45 мм, установленная на танке Т-34.

     Танк вооружили спаренной с двумя пулемётами 45 мм пушкой и конструктивно предусмотрели возможность вооружения танка Т-50 огнемётом, способным производить огнеметание до 90 м.

     Параллельно СКБ-2 Кировского завода продолжало работы по усовершенствованию «объекта 211». К середине декабря 1940 года и здесь было закончено изготовление макета и завершена работа над документацией (в двух вариантах).  В январе один опытный экземпляр был изготовлен в металле.

     По результатам сравнительных полигонных испытаний предпочтение было отдано танку завода № 174.

     Постановлением СНК и ЦК ВКП(б) от 16.04.41 за № 1025-420сс танк был принят на вооружение и пошёл в серию. По своим ТТХ новая машина превосходила все существовавшие на то время зарубежные аналоги.

     Однако Кировский завод по личному распоряжению Сталина также продолжил работы над своей версией машины. ему поступило указание создать образец танка с 76 мм пушкой и бронёй толщиной 60 мм. эти работы были прерваны начавшеёся войной.

     К июню 1941 года выпуск Т-26 на заводе № 174 был почти полностью свёрнут, а мощности по изготовлению Т-50 наращивались ударными темпами. Строились новые цеха. Согласно плановым показателям до 01.01.42 должно было быть выпущено 550 танков Т-50. в 1942 – 4000, в 1943 – 10000. Прекрасно понимая, что такое количество не под силу одному заводу, начальник ГАБТУ в своей докладной записке предлагал принять меры к созданию новых мощностей по производству танков в Горьком и на Урале. Непосредственно Т-50 планировалось выпускать на заводе № 174, на перепрофилированном паровозостроительном заводе в Коломне и на вновь построенном – в Омске.

     Налаживание серийного производства к июню 1941 года ещё не было завершено. Большие трудности, с которыми столкнулся коллектив завода при переходе с выпуска сравнительно простого Т-26 на достаточно сложный Т-50 постоянно тормозили работу. Дело усугублялось ещё и тем, что завод № 37 (Москва), выпускавший до этого гусеничный тягач «Комсомолец», также был переориентирован на производство Т-50, и конструкторам 174 завода необходимо было налаживать работу и там.

     Для выпуска Т-50 заводу требовалась капитальная реконструкция и практически полное обновление станочного парка. Но война диктовала свои условия. Поэтому инициативная группа конструкторов завода на свой страх и риск создала сухопутную версию танка Т-40, присвоив ей индекс Т-60 и вышло с предложением выпускать именно этот танк, а заказ на Т-50 с завода снять. Это предложение было утверждено ГКО.

     В связи с быстро ухудшающейся оперативной обстановкой на ленинградском направлении завод № 174 эвакуировали в город Чкалов (Оренбург). В октябре был создан упрощённый корпус танка. В условиях эвакуации, сложности в налаживании кооперации с заводами-поставщиками, при отсутствии производственных мощностей завод № 174 был просто не в состоянии поставлять необходимое количество новых танков. Даже при изготовлении их по крайне упрощённым технологиям.

     Поэтому в ноябре 1941 года ГКО принимает решение объединить омский паровозоремонтный завод с эвакуированным в город ворошиловградским паровозостроительным в единое производство и установить последнему задачу по началу выпуска Т-50 с 1 квартала 1942 года. В декабре 1941 это объединённое предприятие стало заводом № 173.

 Модель-копия танка Т-50 в масштабе 1:35 выглядит так.

 

 

 

 

 

 

Поделитесь с друзьями:

bronetechnikamira.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *