Т 26 танк википедия – Советский легкий танк Т-26. Танк Т-26: характеристики, история создания, конструкция

Советский легкий танк Т-26. Танк Т-26: характеристики, история создания, конструкция

Советская легкая боевая машина, использовавшаяся во многих конфликтах 1930 годов и в ВОВ, имела индекс Т-26. Танк этот был произведен в большем количестве (более чем 11 000 штук), чем любой другой того периода. В 1930 г. в СССР были разработаны 53 варианта Т-26, в том числе танк-огнемет, боевая инженерная машина, дистанционно управляемый танк, самоходное орудие, артиллерийский тягач и бронетранспортер. Двадцать три из них были серийно выпускаемыми, остальные – экспериментальными моделями.

Британский оригинал

Т-26 имел прототип — английский танк Mk-E, который был разработан в компании «Викерс-Армстронг» в 1928-1929 гг. Простой и удобный в обслуживании, он был предназначен для экспорта в менее технологически развитые страны: СССР, Польшу, Аргентину, Бразилию, Японию, Таиланд, Китай и многие другие. «Викерс» рекламировал свой танк в военных изданиях, и Советский Союз выразил заинтересованность в этой разработке. Согласно контракту, подписанному 28 мая 1930 года, компания поставила в СССР 15 двухбашенных машин (типа А, вооруженного двумя пулеметами «Викерс» калибра 7,71 мм, охлаждаемыми водой) вместе с полной технической документацией для их серийного производства. Наличие двух башен, способных поворачиваться независимо, позволяло стрелять как влево, так и вправо одновременно, что в то время считалось выгодным преимуществом для прорывов полевых укреплений. Несколько советских инженеров участвовали в сборке танков на заводе «Викерс» в 1930 году. До конца этого года в СССР поступили первые четыре Mk-E типа А.

Начало серийного производства

В СССР тогда как раз работала спецкомиссия, задачей которой был выбор зарубежного танка для тиражирования. Английский танк Mk-E получил в ее документации временное обозначение В-26. Зимой 1930-1931 годов на полигоне в районе Поклонной горы были проведены испытания двух таких машин, которые они успешно выдержали. В результате уже в феврале было принято решение о начале их производства в СССР под индексом Т-26.

Танк из первой опытной партии, оснащенной башенками советского производства, был протестирован на устойчивость к винтовочному и пулеметному огню в конце лета 1931 г. Он был обстрелян из винтовки и пулемета «Максим» с использованием обычных и бронебойных патронов с расстояния в 50 м. Было установлено, что танк выдержал стрельбу с минимальным ущербом (были повреждены только некоторые заклепки). Химический анализ показал, что передние броневые листы были сделаны из высококачественной брони, в то время как крыша и нижние пластины башен были сделаны из рядовой стали. В то время броня производства Ижорского завода, используемая для первых моделей Т-26, уступала по качеству английской из-за нехватки современного металлургического оборудования в СССР.

Разработка первых модификаций в 1931 году

Советские инженеры не просто повторили 6-тонный «Викерс». Что же нового внесли они в Т-26? Танк в 1931 году, как и его британский прототип, имел двухбашенную конфигурацию с двумя пулеметами, по одному на каждой башне. Основное различие между ними состояло в том, что на Т-26 башни были выше, со смотровыми щелями. Советские башни имели круговую амбразуру для танкового пулемета Дегтярева, в отличие от прямоугольной, используемой в оригинальной британской конструкции для пулемета «Викерс». Передняя часть корпуса была также немного изменена.

Корпуса Т-26-х с двумя башнями были собраны с использованием бронированных пластин 13-15 мм, приклепанных к раме из металлических уголков. Этого было достаточно, чтобы выдержать пулеметный огонь. Легкие танки СССР, производимые в конце 1932-1933 годов, имели как клепаные, так и сварные корпуса. Чего не скажешь о новинке. Советский танк Т-26 разработки 1931 года имел две цилиндрических башни, установленные на шарикоподшипниках; каждая из башен поворачивалась независимо на 240°. Обе башни могли обеспечить обстрел в передней и задней огневых дугах (100° каждая). Какой же основной недостаток имел такой танк Т-26? Двухбашенный вариант имел слишком сложную конструкцию, что снижало его надежность. Кроме того, вся огневая мощь такого танка не могла быть использована на одной стороне. Поэтому в начале 30-х годов во всем мире отказались от этой конфигурации боевых машин.

Однобашенный легкий танк Т-26

Характеристики его были значительно улучшены по сравнению с двухбашенной конфигурацией. Выпускаемый с 1933 года, он имел вначале цилиндрическую башню с одной пушкой модели 20K калибром 45-мм и одним пулеметом Дегтярева калибра 7,62 мм. Это орудие было усовершенствованной копией противотанковой пушки модели 19K (1932 г.), являвшейся одной из самых мощных для своего времени. Весьма мало танков других стран имели аналогичные орудия, если таковые вообще имелись. Какое еще вооружение способен был нести новый Т-26? Танк 1933 года мог иметь до трех дополнительных 7,62-мм пулеметов. Это увеличение огневой мощи было предназначено для помощи экипажам в разгроме специальных противотанковых групп, поскольку исходное пулеметное вооружение было признано недостаточным. На фото ниже представлена одна из моделей Т-26, которой располагает Музей танков в Кубинке, являющийся крупнейшей в мире коллекцией боевых машин.

Далее поговорим о технических характеристиках.

Какой двигатель имел танк Т-26

Характеристики его, к сожалению определялись уровнем моторостроения еще 20-х годов 20-го века. Танк был оснащен 4-цилиндровым бензиновым двигателем мощностью 90 л. с. (67 кВт) с воздушным охлаждением, который был полной копией двигателя «Армстронг-Сидли», используемого в 6-тонном «Викерсе». Он был расположен в задней части танка. Ранние танковые двигатели советского производства были плохого качества, но оно улучшилось начиная с 1934 года. Двигатель танка Т-26 не имел ограничителя скорости, что часто приводило к перегреву и поломке его клапанов, особенно в летнее время. Топливный бак на 182 л и масляный бак на 27 л были размещены рядом с двигателем. Он использовал высокооктановый, так называемый грозненский бензин; заправка второсортным топливом могла привести к повреждению клапанов из-за его детонации. Впоследствии был введен более емкий топливный бак (290 л вместо 182 л). Вентилятор охлаждения двигателя был установлен над ним в специальном кожухе.

Передача T-26 состояла из однодисковой основной муфты сухого сцепления, коробки с пятью передачами в передней части танка, рулевого управления муфтами, конечных передач и группы тормозов. Коробка передач была соединена с двигателем посредством приводного вала, проходящего вдоль танка. Рычаг, переключающий передачи, был установлен непосредственно на коробке.

Модернизация 1938-1939 годов

В этом году советский танк Т-26 получил новую коническую башню с лучшей устойчивостью против пуль, но у него остался тот же сварной корпус, что и у модели 1933 г. Этого оказалось недостаточно, что показал конфликт с японскими милитаристами в 1938 году, так что танк был модернизирован еще раз в феврале 1939 года. Теперь он получил подбашенный отсек с наклонными (23°) 20-мм боковыми бронированными пластинами. Толщина стенок башни увеличилась до 20 мм при наклоне на 18 градусов. Этот танк был обозначен как Т-26-1 (известный как Т-26 модели 1939 г. в современных источниках). Последующие попытки усилить переднюю панель остались нереализованными, так как производство Т-26 вскоре прекратилось в пользу других конструкций, таких как Т-34.

Кстати, боевая масса танков Т-26 в период с 1931 по 1939 год выросла с 8 до 10,25 тонн. На фото ниже представлен Т-26 модели 1939 г. Он, кстати, также из коллекции, которой обладает крупнейший в мире Музей танков в Кубинке.

Как начиналась боевая история Т-26

Легкий танк Т-26 впервые участвовал в боевых действиях в период гражданской войны в Испании. Тогда Советский Союз, начиная с октября 1936 года, поставил ее республиканскому правительству в общей сложности 281 танк модели 1933 г.

Первая партия танков в республиканскую Испанию была доставлена 13 октября 1936 года в портовый город Картахену; пятьдесят Т-26 с запасными частями, боеприпасами, топливом и около 80 добровольцев под командованием командира 8-й отдельной мехбригады полковника С. Кривошеина.

Первые советские машины, поставленные в Картахену, были предназначены для подготовки республиканских танкистов, но ситуация вокруг Мадрида стала более сложной, поэтому пятнадцать первых танков были сведены в танковую роту, командование которой принял советский капитан Поль Арман (латыш по происхождению, но выросший во Франции).

Рота Армана вступила в бой 29 октября 1936 г. в 30 км к юго-западу от Мадрида. Двенадцать Т-26 продвинулись на 35 км в течение десятичасового рейда и нанесли значительные потери франкистам (потерпели поражение около двух эскадронов марокканской конницы и два пехотных батальона; двенадцать 75-мм полевых орудий, четыре танкетки CV-33 и от двадцати до тридцати грузовиков с военными грузами были уничтожены или повреждены) при потере трех Т-26 от бензиновых бомб и артогня.

Первый известный случай тарана в танковой войне произошел в тот день, когда танк командира взвода лейтенанта Семена Осадчего столкнулся с двумя итальянскими танкетками CV-33, сбросив одну из них в небольшое ущелье. Члены экипажа другой танкетки были убиты пулеметным огнем.

Машина капитана Армана была сожжена бензиновой бомбой, но раненый командир продолжал руководить ротой. Его танк уничтожил одну и повредил две танкетки CV-33 огнем пушки. 31 декабря 1936 г. капитан П. Арман получил Звезду Героя СССР за этот рейд и активное участие в обороне Мадрида. 17 ноября 1936 года в роте Армана было всего пять танков в боеспособном состоянии.

Т-26-е были использованы почти во всех военных операциях гражданской войны и продемонстрировали превосходство над немецкой танковой дивизией легких танков и итальянскими танкетками CV-33, вооруженными только пулеметами. Во время битвы при Гвадалахаре превосходство Т-26 было настолько очевидным, что итальянские конструкторы вдохновились на разработку аналогичного первого итальянского среднего танка «Фиат M13/40».

«….и летели наземь самураи под напором стали и огня»

Эти слова знаменитой в середине прошлого века песни отражают участие легких танков Т-26 в советско-японских конфликтах, которыми продолжилась боевая история танков. Первым из них было столкновение в июле 1938 года у озера Хасан. Участвовавшие в нем 2-я мехбригада и два отдельных танковых батальона имели всего 257 танков Т-26.

2-я мехбригада также имела недавно назначенный новый командный персонал, 99% ее предыдущего командного состава (в том числе командир бригады П. Панфилов) были арестованы как враги народа за три дня до выдвижения на боевые позиции. Это оказало негативное воздействие на действия бригады во время конфликта (например, ее танки провели 11 часов, чтобы пройти 45-км марш из-за незнания маршрута). Во время штурма удерживаемых японцами Безымянной и Заозерной сопок советские танки встретились с хорошо организованной противотанковой обороной. В результате 76 танков были повреждены и 9 сожжены. После того как боевые действия окончились, 39 из этих танков были восстановлены в танковых частях, а другие — отремонтированы в цеховых условиях.

Небольшое количество Т-26 и огнеметных танков на их основе участвовало в боях против японских войск на реке Халхин-Гол в 1939 году. Наши боевые машины были уязвимы для японских команд истребителей танков, вооруженных бутылками с зажигательной смесью. При низком качестве сварных швов оставались пробелы в броневых плитах, и пылающий бензин легко просачивался в боевое отделение и моторный отсек. 37-мм пушка типа 95 на японском легком танке, несмотря на ее посредственную скорострельность, была также эффективна против Т-26.

Накануне ВОВ

Накануне 2-й мировой войны Красная армия насчитывала около 8 500 Т-26 всех модификаций. В этот период T-26-е находились в основном в отдельных бригадах легких танков (каждая бригада 256-267 Т-26) и в отдельных танковых батальонах в составе стрелковых дивизий (по 10-15 танков). Это был тип танковых подразделений, которые принимали участие в походе в западные области Украины и Беларуси в сентябре 1939 года. Боевые потери в Польше составили только пятнадцать Т-26-х. Тем не менее 302 танка потерпели технические сбои на марше.

Участвовали они и в Зимней войне декабря 1939 — марта 1940 года с Финляндией. Легкие танковые бригады были укомплектованы различными моделями этих танков, включая двух- и однобашенные конфигурации, произведенные с 1931 по 1939 год. Некоторые батальоны были укомплектованы старыми машинами в основном производства 1931-1936 гг. Но некоторые танковые части были оснащены новой моделью 1939 г. В общей сложности части Ленвоенокруга насчитывали в начале войны 848 единиц танков Т-26. Вместе с BT и Т-28 они были частью главной ударной силы во время прорыва линии Маннергейма.

Эта война показала, что танк Т-26 уже устарел и резервы его конструкции полностью исчерпаны. Финские противотанковые пушки калибром 37-мм и даже 20-мм, противотанковые ружья легко пронизывали тонкую антипулевую броню Т-26, а части, оснащенные ими, понесли значительные потери во время прорыва линии Маннергейма, в котором огнеметные машины на базе шасси Т-26 сыграли значительную роль.

ВОВ – последняя битва Т-26-х

Т-26-е составляли основу бронетанковых войск Красной армии в первые месяцы немецкого вторжения в Советский Союз в 1941 году. На 1 июня этого года КА имела 10,268 легких танков Т-26 всех моделей, в том числе боевых бронированных машин на их шасси. Из них состояло большинство боевых машин в советских механизированных корпусах в приграничных военных округах. Например, Западный особый военный округ имел 1136 таких машин на 22 июня 1941 года (52% всех танков в округе). В целом было 4875 таких танков в западных военных округах на 1 июня 1941 года. Тем не менее некоторые из них были не готовы к боям из-за нехватки деталей, таких как аккумуляторы, гусеницы и гусеничные колеса. Такие недостатки привели к оставлению около 30% имеющихся Т-26-х в бездействии. Кроме того, около 30% из имеющихся танков были произведены в 1931-1934 годах и уже выработали свой срок службы. Таким образом, в пяти советских западных военных округах было около 3100-3200 танков Т-26 всех моделей в хорошем состоянии (примерно 40% от всей техники), что было лишь немного меньше, чем количество немецких танков, предназначенных для вторжения в СССР.

Т-26 (модель 1938/1939 гг. особенно) мог противостоять большинству немецких танков в 1941 г., но уступал моделям Panzer III и Panzer IV, участвовавшим в операции «Барбаросса» в июне 1941 года. А все танковые части Красной армии понесли тяжелые потери из-за полного господства в воздухе немецкой «Люфтваффе». Большинство Т-26-х были потеряны в первые месяцы войны, в основном при обстрелах артиллерии противника и ударах с воздуха. Многие сломались по техническим причинам и из-за отсутствия запчастей.

Однако в первые месяцы войны известно и немало героических эпизодов сопротивления советских танкистов на Т-26-х фашистским захватчикам. Например, сборный батальон 55-й танковой дивизии, состоящий из восемнадцати однобашенных Т-26 и восемнадцати двухбашенных, при прикрытии отступления 117-й стрелковой дивизии в районе Жлобина уничтожил семнадцать немецких машин.

Несмотря на потери, Т-26 по-прежнему составляли значительную часть бронетанковых сил Красной армии осенью 1941 г. (много техники прибыло из внутренних военных округов — Средней Азии, Урала, Сибири, частично с Дальнего Востока). В ходе войны Т-26 были заменены значительно превосходящими Т-34. Они еще участвовали в боях с немцами и их союзниками в период битвы под Москвой в 1941-1942 гг., в Сталинградской битве и битве на Кавказе в 1942-1943 годах. Некоторые танковые части Ленинградского фронта использовали свои танки Т-26 до 1944 года.

Поражение японской Квантунской армии в Маньчжурии в августе 1945 года было последней военной операцией, в которой они были использованы. А вообще, надо заметить, история танков — любопытная вещь.

fb.ru

Т-26 Википедия

Т-26

Т-26, установленный у музея-диорамы «Прорыв блокады Ленинграда» возле Кировска
Т-26 обр. 1933 года
Классификация лёгкий танк сопровождения
Боевая масса, т от 8,2 до 10,25
Компоновочная схема Классическая западная, двухбашенная до 1933 г., с 1933 г. однобашенная
Экипаж, чел. 3
История
Разработчик Vickers-Armstrongs
Производитель Обуховский завод
Годы производства 1931—1941
Годы эксплуатации 1931—1960
Количество выпущенных, шт. 11 218
Основные операторы СССР СССР
Испания Испания
Финляндия Финляндия
Китайская Республика Китайская Республика
Турция Турция
Размеры
Длина корпуса, мм 4620
Ширина, мм 2440
Высота, мм 2190
Клиренс, мм 380
Бронирование
Тип брони «ИЗ» гомогенная катаная стальная высокой твёрдости
Лоб корпуса, мм/град. 15[1]
Борт корпуса, мм/град. 15
Корма корпуса, мм/град. 15
Днище, мм 6
Крыша корпуса, мм 10
Лоб башни, мм/град. 15
Маска орудия, мм/град. 15
Борт башни, мм/град. 15
Корма башни, мм/град. 15
Крыша башни, мм 6
Вооружение
Калибр и марка пушки 37-мм на двухбашенных пулеметно-пушечных или 45-мм на однобашенных
Тип пушки полуавтоматическая нарезная
Длина ствола, калибров 46
Боекомплект пушки 96-1

ru-wiki.ru

Т-26 — Вікіпедія

Т-26

Загальні дані

класифікаціяЛегкий піхотний танк
компонувальна схемадвобаштова

Виробництво та застосування

країна-виробник
роки виробництва1931–1941
кількість виробів, од.11 218
роки експлуатації1931–1960
модифікаціїТ-26 зразку 1931 року
основні країни-оператори

Основні параметри

бойова маса, т8
екіпаж, осіб3
довжина, мм4620
ширина, мм2440
висота, мм2190
кліренс, мм380

uk.wikipedia.org

Легкий танк Т-26 (СССР) | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

Характеристики легкого танка Т-26

Страна:СССР
Тип:Легкий танк
Дата выпуска:1931 год
Длинна:4,62 м
Ширина:2,44 м
Высота:2,41 м
Броня, лоб:16 мм
Броня, борт:16 мм
Броня, башня:16 мм
Экипаж:3 человека
Двигатель:ГАЗ Т-26, 97 л.с.
Дальность хода:225 км (по дороге)
Максимальная скорость:37 км/ч (по дороге)
Масса:10,3 т
Вооружение:1х 45-мм 20К образца 1932 г. (165 снарядов), 3× 7,62-мм пулемета ДТ (3654 патронов)

К 30-м годам дела с танковыми войсками СССР обстояли не важно — уже были «свои» Т-18, Т-24, готовился к запуску БТ-2, однако все ещё продолжался поиск наиболее оптимальной конструкции, и Управление меха­низации и моторизации Красной Армии продолжало присматриваться к зарубежным образцам боевой техники.

13 февраля 1931 года Реввоенсовет СССР постановил принять на вооружение Красной Армии английский танк Vickers Е под обозначением

Т-26 и рекомендовал начать серийный выпуск этой машины. Главным производителем танков должен был стать Сталинградский тракторный завод, где предполагалось собирать ежегодно по 13800 танков этого типа.

Однако к тому времени СТЗ еще не был введен в строй, поэтому заказ временно разместили на заводе «Большевик» в Ленинграде. Вскоре танковое отделение завода выделилось в самостоятельный Завод № 174 им. К. Е. Ворошилова. На этом заводе построили 12000 танков Т-26.

Т-26 двухбашенный, с пулеметами ДТ

Первые серийные Т-26 были двухбашенными и по конструкции практически не отличались от английских прототипов, они стали поступать в части осенью 1931 года. В каждой башне размещался один человек, башни вращались независимо в секторе около 270°.

Многоликий Т-26

За десять лет с 1931 по 1941 появилось 23 модификации Т-26. Главным проектировщиком и создателем большинства модификаций, ответственным за модернизацию танка, был инженер С. А. Гинзбург — главный конструктор и начальник КБ ОКМО (Завода № 185) в Ленинграде.

На протяжении первых двух лет танк Т-26 выпускался исключительно в двухбашенном варианте (Т-26 обр. 1931 и 1932 г.г.) с двумя пулеметами ДТ. Танки образца 1933-1937 годов имели уже одну башню цилиндрической формы, а 1938-1939 г.г., опять же одну башню, но коническую. В обоих последних вариантах в качестве вооружения использовалась 37-мм или 45-мм пушка и пулемет ДТ.

Первые модели однобашенных Т-26 имели башню аналогичную башне танка БТ-5. Благодаря её размеру, в ней удалось установить 45-мм пушку 20K образца 1932-38 года со спаренным пулеметом ДТ. Это была самая массовая модификация танка, всего советская промышленность дала более 5000 таких машин. Также танки Т-26 оснащались 37-мм советским вариантом пушки Гочкиса, но некоторые модели получили и 37-мм пушку образца 1930 г., хорошо различимую по длинному стволу орудия.

Т-26 с цилиндрической башней и поручневой антенной

В ходе серийного выпуска конструкция танка подвергалась многочисленным изменениям и доработкам: была увеличена емкость топливных баков, танк оснастили зенитным пулеметом, начиная с 1937 года все танки были радиофицированы (радиостанция 71-ТК-З), вместо клепки широко использовали сварку, пушка получила литую маску, были усовершенствованы прицелы, для стрельбы в темноте пушку оснастили мощным прожектором, разные модификации танка отличались друг от друга возимым боезапасом и постоянно возрастающей массой.

В 1938 году появилась новая модификация танка Т-26, оснащенная сварной конической башней. В башне разместили модернизированную 45-мм пушку 20K образца 1932/38 года с улучшенным прицелом (некоторые танки оснащались телескопическим прицелом ТОС со стабилизированной линией прицеливания). В днище танка проделали дополнительный (аварийный) люк и в очередной раз увеличили емкость топливных баков.

В 1939 году появилась ещё одна танка Т-26 — образца 1939 года, самая совершенная. Эта модификация имела наклоненные бронеплиты подбашенной части корпуса, улучшенные жалюзи воздухозаборника как того требовал опыт испанской войны (для защиты от бутылок с зажигательной смесью), вместо пулемета в задней части башни разместили дополнительный боезапас. До конца 1939 года было выпущено более 1300 таких танков.

Т-26 с конической башней

Основные модификации легкого танка Т-26

T-26ПT — двухбашенный танк с радиостанцией 71-ТК-1 (1933 г.), выпущено 96 машин.

OT-26 (ХT-26) — химический (огнеметный) танк (1933-1934 гг.). Вооружение: огнеметная установка и пулемет ДТ, выпущена небольшая партия машин.

T-26ПT — с цилиндрической башней и радиостанцией 71-ТК-1 (71-ТК-З) — (1933-1940 гг.). Выпущено 3938 машин.

T-26A (T-26-4) — артиллерийский танк (1933 г.). Вооружение: 76,2-мм пушка КТ-26 и 2 пулемета ДТ.

СT-26 — саперный танк (мостоукладчик) (1933-1935 гг.). Вооружение: пулемет ДТ, выпущено 65 машин.

TT-26 — легкий химический (огнеметный) танк подавления, вооружение: пулемет ДТ и огнеметная установка.

TУ-26 — танк управления, вооружение: 45-мм танковая пушка 20K образца 1932/38 года и пулемет ДТ, выпущено 55 машин.

OT-130 — химический (огнеметный) танк (1938 г.). Вооружение: огнеметная установка и пулемет ДТ, выпускался серийно.

OT-131 — химический (огнеметный) танк (1938 г.). Вооружение: огнеметная установка и пулемет ДТ.

OT-132 — химический (огнеметный) танк (1938 г.). Вооружение: огнеметная установка и пулемет ДТ.

OT-133 — химический (огнеметный) танк (1939 г.). Вооружение: огнеметная установка и 2 пулемета ДТ, выпускался серийно.

OT-134 — химический (огнеметный) танк (1940 г.). Вооружение: 45-мм танковая пушка 20K образца 1932/38 г., 2 пулемета ДТ и огнеметная установка, выпущен опытный образец. Всего было выпущено 1336 огнеметных танков.


источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет

armedman.ru

Т-26 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Т-26 обр. 1933 года
Классификация

лёгкий пехотный танк

Боевая масса, т

9,65 (мод. 1936 г.)[1]

Компоновочная схема

двухбашенная

Экипаж, чел.

3

История
Разработчик

Vickers-Armstrongs

Производитель

Обуховский завод

Годы производства

1931—1941

Годы эксплуатации

1931—1960

Количество выпущенных, шт.

11 218

Основные операторы


Размеры
Длина корпуса, мм

4620

Ширина корпуса, мм

2440

Высота, мм

2190

Клиренс, мм

380

Бронирование
Тип брони

стальная катаная гомогенная

Лоб корпуса, мм/град.

15[2]

Борт корпуса, мм/град.

15

Корма корпуса, мм/град.

15

Днище, мм

6

Крыша корпуса, мм

10

Лоб башни, мм/град.

15

Маска орудия, мм/град.

15

Борт башни, мм/град.

15

Корма башни, мм/град.

15

Крыша башни, мм

6

Вооружение
Калибр и марка пушки

45-мм 20К

Длина ствола, калибров

46

Пулемёты

2 × 7,62-мм ДТ

Подвижность
Тип двигателя

рядный 4-цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения

Мощность двигателя, л. с.

90[3]—91[4]

Скорость по шоссе, км/ч

30

Запас хода по шоссе, км

120

Тип подвески

сблокированная по четыре, на листовых рессорах

Преодолеваемый подъём, град.

40°

Преодолеваемая стенка, м

0,75

Преодолеваемый ров, м

2,0

Преодолеваемый брод, м

0,8

 Т-26 на Викискладе

Т-26 — советский лёгкий танк. Создан на основе английского танка «Виккерс Mk.E» (также известного как «Виккерс 6-тонный»), закупленного в 1930 году. Принят на вооружение в СССР в 1931 году.

encyclopaedia.bid

Легкий танк Т-26. Описание танка, башни, корпуса, вооружения танка Т-26,

Танк Т-26 с единственной башней родился из концепции «танка-истребителя», танка вооруженного мощным 37-мм орудием в единственной башне конической формы. По наметкам в качестве таковой могла быть использована башня Т-19. За такую конструкцию, как основной машины выступал С.Гинзбург, тогда как Тухачевский считал двухбашенную схему более предпочтительной для зачистки окопов от вражеской пехоты.  

Первоначальный проект танка.

К практической реализации проекта танка-истребителя удалось преступить только в тридцать втором году. Из-за технологических сложностей от конической башни временно пришлось отказаться. В начале марта Ижорский завод представил на обсуждение УММ РККА собственный проект цилиндрической башни увеличенного размера, с вооружением из пушки и пулемета, унифицированной для танков БТ и Т-26.

Проект был принят благожелательно и вскоре Ижорский завод изготовил две башни собственной конструкции. Обе башни вооружены спаренной установкой из 37-мм пушки и пулемета. Основные отличия в основном технологические:

  • сварная башня с двустворчатым люком;
  • клепанная с одностворчатым люком;

Предпочтение отдали клепанной конструкции. При обстреле из станкового пулемета она показала лучшую стойкость, тогда как сварные швы трескались при попадании пуль радом с ними, листы дна и, крыши оказались деформированными. Разумеется, все понимали, что дело тут в несовершенстве технологии, но все же решили остановится на клепанном соединении.

На протяжении первых двух осенних месяцев 1932 г., в клепаную башню установили 37- мм пушку и провели ее испытания, которые она прошла в целом успешно и была рекомендована в производство для комплектации танков Т-26. Единственно военные настаивали на установке в корме башни ящика из брони, в котором возможно было бы разместить либо дополнительный боекомплект, либо радиостанцию.

К тому моменту, когда только начали осваивать «большую башню» в производстве, на испытания поступила 45-мм танковая пушка обр. 1932 г. (20К). Орудие конструкции КБ завода им. Калинина, в котором за основу была взята 37-мм пушка «Ренметалл».

Незначительно выигрывая в пробиваемости брони перед 37-мм пушкой, тем не менее, 45-мм орудие сулило значительный выигрыш в осколочном действии снаряда. Так что решено было испытать ее башне Т-26 и принять на вооружение, с условием позднейшего устранения выявленных недостатков.

Для установки 45-мм пушки в конструкцию башни Т-26 пришлось внести некоторые изменения, поскольку башня существующей конструкции оказалась тесной. КБ 174 завода оперативно разработала несколько проектов, из которых УММ РККА выбрала проект с более развитой нишей в корме. Сама же башня по конструкции повторяла предыдущую, отличаясь тем, что ниша являлась продолжением бортовых листов. Соединения бронелистов сварные, хотя в некоторых местах использовалась клепка.

В публикациях танковой тематики, однобашенный вариант танка Т-26 обычно называется вариантом обр.33 г., хотя в бумагах того времени, это обозначение отсутствует.

Согласно первоначальным планам, выпуск Т-26 с 45-мм пушкой должен был начаться весной 1933г., но из-за отсутствия, как самих пушек, так и оптики их производство только летом. За исключением башни, новая машина поначалу не отличалась от двухбашенного варианта. Год спустя в конструкцию Т-26 внесли некоторые изменения, в башне установлен вентилятор, а сама она несколько смещена влево.

Поначалу 20K приносила множество проблем. Как с полуавтоматикой, которая не выбрасывала стреляную гильзу, так и с самим выпуском этих орудий. Полукустарное производство не обеспечивало взаимозаменяемости деталей, да и сами орудия постоянно выходили из строя.

С декабря тридцать третьего года, в производство поступило удушенное орудие, которое сейчас называют обр. 34г., или как раньше обр.32/34г. Конструкцию пушки удалось значительно улучшить, также и как ее надежность. Именно это орудие стало самым массовым в отечественном танкостроении перед войной. Для этого орудия, вначале тридцать четвертого года разработана «тяжелая граната» О-240, которая использовалась в советских танках до самого конца войны.

Осенью 1933г на комплектацию танков Т-26 поступила р/с 71-ТК-1 в комплекте с поручневой антенной. Дана модификация не была командирской, как принято считать, все танки делились на радийные и линейные и выпускались в определенных пропорциях.

В конце тридцать пятого года, кормовую нишу стали оборудовать шаровой установкой с пулеметом ДТ. Примерно в это же время часть пулеметов, стали оборудовать двукратной оптикой и введен увеличенной емкости бак увеличивший запас хода в два раза.  

В тридцать седьмом году для защиты от атакующих самолетов Т-26 оборудовали турелью П-40 с зенитным пулеметом, год спустя ей нас смену пришла ее модифицированная модель.

Для упрощения производства в 1935г., на смену сварной маске пушки пришла штампованная, и некоторое время выпускались одновременно. В этом же году на Т-26 стали устанавливать фары для ночной стрельбы. Фары крепили на маске самке орудия, из расчета на каждый пятый Т-26, вплоть до конца осени 1939года.

Новые тенденции в танкостроении.

Если на момент своего рождения в СССР танк Т-26 фактически являлся самым сильным танков в своем весовом классе, то уже начиная со второй половины тридцатых годов, ситуация кардинально изменилась. Зарубежное танкостроение смогло освоить выпуск танков по мощности вооружения сопоставимом с танком Т-26 и превосходящих его по подвижности и бронированию. Наиболее интересных результатов добились конструкторы Чехословакии, Японии и Франции.

Оценка зарубежных танков принесла в целом неутешительный результат- развитие советских танков происходило, главным образом, по пути увеличениях бронирования и не затрагивала такие важные узлы как двигатель и трансмиссия. Что привело к тому, что танки Т-26 стали перегруженными и склонными к частым поломкам.

По мнению советских конструкторов, танк Т-26 себя полностью исчерпал к началу 1937г. Так С.Гинзбург, еще в начале осени 1936г, предложил новый проект танка сопровождения пехоты, который по ряду причин не нашел поддержки у военных.

Планы модернизации Т-26 на тридцать седьмой год, по-прежнему не отличались оригинальностью. Они предусматривали:

  • увеличение мощности двигателя танка Т-26  до 105-107 лошадиных сил;
  • увеличение б/к до 204 артвыстрелов и 58 дисков к пулеметам;
  • улучшение бронезащиты, для чего следовало перейти на 20-22 мм бронелисты для корпуса и башни Т-26  и расположить их под углом;
  • усиление подвески;
  • улучшить возможность эвакуации из танка в условиях боя.

Мощность удалось увеличить благодаря новому карбюратору и повышению оборотов двигателя. Однако такое решение привело к массовому обрыву клапанов в ходе эксплуатации танка. Что в условиях того времени, неизбежно привело к обвинениям в вредительстве и последующему аресту причастных к этому специалистов. Производство и приемка Т-26 была прекращена вплоть выявления и устранения причин. Как следствие производственный план на тридцать седьмой год был сорван, а репрессии поставили крест на дальнейшей модернизации.

Но все, же некоторые изменения удалось внедрить, так установка нового карбюратора и перевод двигателя на питание бензином первого сорта позволили несколько поднять мощность.

Модернизация танка Т-26 в 1938г.

Выпуск новой модификации Т-26 начат в 1938г. Машина получила мотор мощностью в 100 л/с, и отечественный более мощный стартер. Корпус, с рациональным наклоном броневых листов, в срок готов не был. Корпуса танков были аналогичны сварным корпусам предыдущих годов выпуска. Эвакуационный люк удалось добавить в тридцать восьмом году. Коническая башня была готова в срок, как следствие на испытания пошел Т-26 с новой башней, прежним корпусом, форсированным двигателем и усиленными рессорами подвески.

Испытания весны 1938г., выявили тот факт, что Т-26 является по-прежнему перегруженной, а проходимость ее недостаточна. Вооружение все еще остается актуальным, но бронирование не соответствует современным тенденциям, а возможности его усиления отсутствуют. Испытатели танка особо подчеркнули, что Т-26 является машиной устаревшей конструкции и необходимость срочно разработать ему замену.

Модернизация танка в 1939г.

Следующий этап модернизации модель Т-26-1 или обр.1939 года, вобрал в себя те технические решения, которым помешали репрессии 1937года. Данная модернизация включала подбашенную коробку с наклонными бронелистами, а также усиленные рессоры. Толщина бортовых листов увеличена до двадцати миллиметров, но по сути бронезащита осталась прежней, так как цементованные бронелисты заменили гомогенной броней. Лобовой щиток башни, щиток механика- водителя стали изготавливать штамповкой.

Боекомплект удалось поднять только до 186 выстрелов в линейном, либо до 165 выстрелов в радийном танке. Этого удалось достичь, отказавшись от кормового и запасного пулеметов. На замену обычных топливных баков пришли бакелитовые, которые менее страдали от прострела. Была введена дополнительная защита радиатора, антенна заменена на штыревую и прочее. 

Изменения, внесенные в конструкцию Т-26, привели к тому, что его масса увеличилась до 10,3т. Несмотря на то, что конструкцию ходовой усилили, она все равно работала на пределе. Часто на поворотах слетали гусеницы, плавность хода Т-26 значительно снизилась. 

В начале сорок первого года выпуск Т-26 заводом №147 был прекращен. Производство должно было переориентировано на выпуск Т-50, но по множеству причин этого так и не произошло. С началом войны выпуск Т-26 возобновился, благо имелся большой задел башен, корпусов и разного рода улов и агрегатов. Данные по количеству выпущенных машин в сорок первом году сильно разнятся.  

 

Из архива. 

вход. № 516 с 4 апреля 1939 года
ЗАМЕЧАНИЯ
об известных мне дефектах и недостатков наших танков к рекомендации по их устранению / из опыта танковых боев в районе озера ХАСАН/.

Машина Т — 26.

  • Масляный радиатор имеет доступ к себе, через который противник свободно монет его проколоть штыком.
    Сверху поставить обратные жалюзи, которые должны состоять из поворачивающихся пластин. Пластины должны быть одна под другой.
  • У танков старого выпуска люк водителя намертво не закрывался. Были случаи, когда противник открывал его уничтожал экипаж.
    Таких танков Т-26 у нас очень много.
  • Вентиляцию в бою применять нельзя, так как угрожает опасность попадания пуль и свинцовых брызг внутрь машины. Вентиляцию сделать как у машины БТ.
  • Во время боя очень много скопляется пороховых газов вверху башни, что вредно отражается на здоровье экипажа, шли случаи угара. Необходимо сделать вентилятор вверху башни, где находится люк для установки перископа.
  • Воздух в танке во время боя, вследствие наличия большого количества пороховых газов, большой температуры воздуха от моторной установки, пота и прочих причин, неблагоприятно сказывается на дыхании экипажа.  Дышать наружным воздухом через специальную трубку, о заделанным химическим фильтром.
  • Ходовая часть с наружной стороны не защищена.
  • Очень частые случаи попаданий в танк. Сделать обтекаемую броню корпуса и башни.
  • Крепление башни недостаточно прочное, о чем говорят несколько случаев сбрасывания башни на землю.
  • Сбрасывание гусениц. Гусеницы сбрасывались потому, что существующий гусеничный ход вообще не отвечает условиям подвижности танка. Так при поворотах, не говоря уже о резком, гусеница сбрасывается, а без резких поворотах на поле боя не обойтись.
  • Были частые случаи, когда резиновые бандажи слетали с катков.
  • Были случаи, когда снарядом заклинивало выходные люки, а танк загорался. Экипаж не мог выйти из танка и сгорал вместе с танком.
  • Плохая видимость из танка во время боя, а в ряде танков, особенно старого выпуска, в башнях вообще нет смотровых щелей, а имеющихся явно-недостаточно для обозрения местности.
  • Танки горят очень сильно вследствие наличия бензина, резиновых бандажей и очень частой покраски по случаю праздников и приезда больших начальников.
    При перекраске новый слой не ложить на старый, а предварительно старую краску снимать.
  • Большое мертвое пространство. Когда противник оказывался в мертвом пространстве, то он становился неуязвимым для огневых средств танка Т-26. 

 

Танк Т-26 на видео. 

  • Танк Т-26 видео
  • Оружейка. Лёгкий танк Т-26. Видео

ww2tanki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *