Т 34 советский танк – Т-34 — Википедия

Танк Т-34

Танк Т-34 создан на базе опытного среднего А-32 и принят на вооружение в декабре 1939 года. Конструкция тридцатьчетверки знаменует собой качественный скачок в отечественном и мировом танкостроении. В машине впервые органично сочетаются противоснарядное бронирование, мощное вооружение и надежная ходовая часть. Противоснарядное бронирование обеспечивается не только применением катаных броневых листов большой толщины, но и рациональным их наклоном. При этом соединение листов осуществлялось методом ручной сварки, которая в ходе производства была заменена автоматической сваркой. Танк вооружался 76,2-мм пушкой Л-11, которая была вскоре была заменена более мощной пушкой Ф-32, а затем и Ф-34. Таким образом, по вооружению он соответствовал тяжелому танку КВ-1.

Высокая подвижность обеспечивалась мощным дизельным двигателем и широкими гусеницами. Высокая технологичность конструкции позволила наладить серийное производство Т-34 на семи различных по оснащению машиностроительных заводах. В ходе Великой Отечественной войны наряду с увеличением количества выпускаемых танков, решалась задача по усовершенствованию их конструкции и упрощению технологии изготовления. Сложные для производства первоначальные образцы сварной и литой башни были заменены более простой литой шестигранной башней. Увеличение срока службы двигателя было достигнуто созданием высокоэффективных воздухоочистителей, усовершенствованием системы смазки и введением всережимного регулятора. Замена главного фрикциона более совершенным и введение пятиступенчатой коробки передач вместо четырехступенчатой способствовало повышению средней скорости движения. Более прочные гусеницы и литые опорные катки повысили надежность ходовой части. Таким образом, была повышена надежность танка в целом при одновременном снижении трудоемкости изготовления. Всего в годы войны было выпущено боле 52 тысяч танков Т-34, которые приняли участие во всех сражениях.

История создания танка Т-34

13 октября 1937 года Харьковскому паровозостроительному заводу имени Коминтерна (завод № 183) были выданы тактико-технические требования на проектирование и изготовление нового колесно-гусеничного танка БТ-20. Для выполнения этой задачи решением 8-го Главного управления Наркомата оборонной промышленности на заводе создали специальное ОКБ, подчиненное непосредственно главному инженеру. Он получил заводское обозначение А-20. В ходе его проектирования был разработан еще один танк, практически идентичный А-20 по массогабаритным характеристикам. Главным его отличием стало отсутствие привода колесного хода.

В результате 4 мая 1938 года на заседании Комитета Обороны СССР были представлены два проекта: колесно-гусеничного танка А-20 и гусеничного А-32. В августе оба они рассматривались на заседании Главного военного совета, были одобрены и в первой половине следующего года выполнены в металле.

По своим техническим данным и внешнему виду танк А-32 незначительно отличался от А-20. Он оказался на 1 тонну тяжелее (боевая масса — 19 т), имел такие же габаритные размеры и форму корпуса и башни. Аналогичной была и силовая установка — дизель В-2. Основные отличия заключались в отсутствии привода колесного хода толщине брони (30-мм вместо 25-мм у А-20), 76-мм пушке (на первом образце поначалу установили 45-мм), наличие в ходовой части пяти опорных катков на один борт.

Совместные испытания обоих машин проводились в июле — августе 1939 года на полигоне в Харькове и выявили сходство их тактико-технических характеристик, в первую очередь динамических. Максимальная скорость боевых машин на гусеницах была одинаковой — 65 км/ч; средние скорости также примерно равные, причем эксплуатационные скорости танка А-20 на колесах и гусеницах существенно не различались. По результатам испытаний был сделан вывод, что А-32, имевший запас по увеличению массы, целесообразно защищать более мощной броней, соответственно повысив прочность отдельных деталей. Новый танк получил обозначение А-34.

В октябре — ноябре 1939 года велись испытания двух машин А-32, догруженных на 6830 кг (до массы А-34). На основании этих испытании 19 декабря танк А-34 приняли на вооружение Красной Армии под индексом Т-34. Официальные лица Наркомата обороны почти до самого начала войны не имели твердого мнения о танке Т-34, уже принятом на вооружение. Руководство завода № 183 не согласилось с мнением заказчика и обжаловало это решение в главке и наркомате, предложив продолжать производство и давать армии танки Т-34 с исправлениями и сокращенным до 1000 км (с 3000) гарантийным пробегом. Точку в споре поставил К. Е. Ворошилов, согласившись с мнением завода. Однако главный недостаток, отмеченный в отчете специалистов НИБТ Полигона — теснота так и не был исправлен.

В первоначальном виде танк Т-34 выпуска 1940 года отличался очень высоким качеством обработки броневых поверхностей. В военное время им пришлось пожертвовать ради массового производства боевой машины. Первоначальный производственный план на 1940 год предусматривал выпуск 150 серийных Т-34, но уже в июне это число возросло до 600. Причем производство предполагалось развернуть как на заводе № 183, так и на Сталинградском тракторном (СТЗ), который должен был изготовить 100 машин. Однако план этот оказался далек от реальности: к 15 сентября 1940 года на ХПЗ изготовили только 3 серийных танка, а сталинградские танки Т-34 покинули заводские цеха только в 1941 году.

Первые три серийные машины в ноябре-декабре 1940 года подверглись интенсивным испытаниям стрельбой и пробегом по маршруту Харьков-Кубинка-Смоленск-Киев-Харьков. Испытания проводили офицеры НИБТПолигона. Они выявили так много конструктивных недостатков, что усомнились в боеспособности испытываемых машин. ГАБТУ представило отрицательный отчет. Помимо того, что броневые листы устанавливались под большими углами наклона, по толщине брони танк Т-34 выпуска 1940 года превосходил большинство средних машин того времени. Одним из основных недостатков была короткоствольная пушка Л-11.

Маска пушки Л-11
Маска пушки Ф-34

Второй опытный образец А-34


Забрасывание на моторный люк танка бутылок с горящим бензином.

Первоначально в танк ставили 76-мм пушку Л-11 с длиной ствола в 30,5 калибра, а начиная с февраля 1941 года наряду с Л-11 стали устанавливать 76-мм пушку Ф-34 с длиной ствола в 41 калибр. При этом изменения затронули лишь броневую маску качающейся части пушки. К концу лета 1941 года танки Т-34 выпускались только с пушкой Ф-34, которая производилась на заводе № 92 в Горьком. После начала Великой Отечественной войны постановлением ГКО № 1 к производству танков Т-34 подключался завод «Красное Сормово» (завод № 112 Наркомсудпрома). При этом сормовичам разрешили устанавливать на танки авиадеталей, привезенных из Харькова.

Таким образом осенью 1941 года единственным крупным производителем танков Т-34 остался СТЗ. При этом выпуск максимально возможного числа комплектующих постарались развернуть в Сталинграде. Броневой прокат поступал с завода «Красный Октябрь», бронекорпуса сваривались на Сталинградской судоверфи (завод № 264), пушки поставлял завод «Баррикады». Таким образом, в городе был организован практически полный цикл производства. Так же обстояли дела и в Горьком, и в Нижнем Тагиле.

Следует отметить, что каждый завод-изготовитель вносил в конструкцию машины некоторые изменения и дополнения в соответствии со своими технологическими возможностями, поэтому танки Т-34 разных заводов имели свои характерный внешний облик.

Всего за это время было изготовлено 35312 танков Т-34, включая 1170 огнеметных.

Существует таблица производства Т-34, которая несколько отличается по количеству выпущенных танков:

Производство Т-34
Завод 1940 год
ХПЗ № 183 (Харьков) 117
№ 183 (Нижний Тагил)  
№ 112 «Красное Сормово» (Горький)  
СТЗ (Сталинград)  
ЧТЗ (Челябинск)  
УЗТМ (Свердловск)  
№ 174 (Омск)  
Всего 117
Производство Т-34
Завод 1941 год
ХПЗ № 183 (Харьков) 1560
№ 183 (Нижний Тагил) 25
№ 112 «Красное Сормово» (Горький) 173
СТЗ (Сталинград) 1256
ЧТЗ (Челябинск)  
УЗТМ (Свердловск)  
№ 174 (Омск)  
Всего 3014
Производство Т-34
Завод 1942 год
ХПЗ № 183 (Харьков)
 
№ 183 (Нижний Тагил) 5684
№ 112 «Красное Сормово» (Горький) 2584
СТЗ (Сталинград) 2520
ЧТЗ (Челябинск) 1055
УЗТМ (Свердловск) 267
№ 174 (Омск) 417
Всего 12572
Производство Т-34
Завод 1943 год
ХПЗ № 183 (Харьков)  
№ 183 (Нижний Тагил) 7466
№ 112 «Красное Сормово» (Горький) 2962
СТЗ (Сталинград)  
ЧТЗ (Челябинск) 3594
УЗТМ (Свердловск) 464
№ 174 (Омск) 1347
Всего 15833
Производство Т-34
Завод 1944 год
ХПЗ № 183 (Харьков)  
№ 183 (Нижний Тагил) 1838
№ 112 «Красное Сормово» (Горький) 557
СТЗ (Сталинград)  
ЧТЗ (Челябинск) 445
УЗТМ (Свердловск)  
№ 174 (Омск) 1136
Всего 3976
Производство Т-34
Завод Всего
ХПЗ № 183 (Харьков) 1677
№ 183 (Нижний Тагил) 15013
№ 112 «Красное Сормово» (Горький) 6276
СТЗ (Сталинград) 3776
ЧТЗ (Челябинск) 5094
УЗТМ (Свердловск) 731
№ 174 (Омск) 2900
Всего 35467


pro-tank.ru

Т-34-57: советский танк-истребитель

С начала эксплуатации среднего танка Т-34 советские конструкторы искали пути повышения его огневой мощи. Уже в 1941 году пушку Л-11 заменили более совершенной Ф-34. До начала производства Т-34-85, основу танкового парка составляли машины с 76-мм орудием. Но был и менее известный вариант танка с 57-мм пушкой. Т-34\57, или Т-34 «Истребитель», обладавший весьма незаурядными характеристиками. О нем мы сегодня и поговорим.

Т-34\76 образца 1940 года обладали 76-мм пушкой Л-11 (позже — Ф-34). На их основе создавали танк с новым орудием.

Пушка-дырокол

В 1940-м году армейское руководство СССР признало неэффективность 45-мм противотанковых орудий 20-К. Заводу номер 92 было поручено разработать замену, калибром в 55-60 миллиметров, которой прочили судьбу основной противотанковой пушки.

Противотанковая пушка ЗиС-2 на улицах Берлина, 1945 год. Это орудие легло в основу танкового орудия ЗиС-4

Перед началом войны, весной 1941 года начались испытания 57-мм пушки ЗИС-4.Танковое орудие, созданное под началом Василия Гаврииловича Грабина, основывалась на полевой пушке ЗиС-2 и имела схожие характеристики. Так, бронебойный снаряд БР-271 с дистанции в километр мог поразить 74-мм наклонную (60 градусов) бронеплиту.

Первые образцы орудия ЗиС-4 представляли собой ствол от ЗиС-2, совмещенный с казенной частью пушки Ф-34

Само орудие представляло собой танковую пушку Ф-34, ствол которой меняли на 57-мм ствол пушки ЗиС-2. Для компенсации массы более длинного орудия, на его люльке были установлены противовесы. Орудие, в общем, удовлетворило комиссию, но было рекомендовано его доработать. Ресурс пушки не превышал 100 выстрелов, а качество нарезов в канале ствола приводило к низкой точности.

Танк с 57-мм пушкой получил новый прицел и орудийную маску. В остальном, машина соответствовала линейным Т-34-76

В июле того же года пушку довели до желаемой кондиции, и тогда же началось ее производство. Орудие было рекомендовано для установки на модернизированный Т-34, огневая мощь которого значительно возрастала. Так на вооружение была принята новая модификация «тридцатьчетверки».

Выпускать или не выпускать?

До сентября было собрано лишь 10 танков с новым орудием, а к концу года производство ЗиС-4 было остановлено. В документах танк обозначался просто «Т-34 с орудием ЗиС-4». Уже после войны к машине пристал ряд неофициальных названий: «Истребитель» и «Т-34\57».

Т-34 с орудием ЗиС-4 на испытаниях. После устранения «детских болезней», в июле 1941 года началось производство танков с 57-мм орудием

Скудные масштабы производства были обусловлены рядом факторов. В армии наблюдался дефицит бронебойных 57-мм снарядов. Кроме того, отработка производства новой модели означала бы перерыв в производстве танков, а в тот период это не представлялось возможным. С июня – по сентябрь 1941 года потери СССР достигли критических масштабов, а к октябрю сложилась ситуация, когда количество советских танков уступало численности машин противника (к слову, в первый и последний раз).

Несмотря на удовлетворительные результаты, продемонстрированные новым танком, производственная партия ограничилась 10 машинами

О забытом орудии «вспомнили» в 1943 году, когда новые тяжелые танки Германии поставили перед советскими конструкторами новые задачи. Весной производство восстановили. Используя комплектующие, произведенные в 1941 году, в кратчайшие сроки было передано пять пушек, четыре из которых установили на Т-34. Теперь базой для орудия стала новая модель «тридцатьчетверки» с шестигранной башней — «гайкой».

О танке вспомнили в 1943 году, когда короткоствольные 76-мм орудия проявили низкую эффективность в борьбе с немецкими «Тиграми» и «Пантерами»

После полигонных испытаний три машины, вошедшие в специальную танковую роту 100, в августе 1943 года отправились на фронт.

Т-34-57 на полигонных испытаниях. Работы по 57-мм танковым пушкам свернули, сместив акценты на оснащение Т-34 85-мм орудиями

Итоги испытаний подвели 5 сентября того же года, и орудию снова дали «добро». Завод №92 выпустил установочную партию (170 штук) орудий в несколько модернизированном варианте – ЗиС-4М. Но менее чем за месяц все изменилось! Успехи по разработке 85-мм орудий вдохновили военных, и от хорошей, но «лишней» пушки ЗиС-4М отказались.

57-миллиметровый Т-34 образца 1943 года получил характерную шестигранную башню

Базовым прототипом 57-мм «тридцатьчетверок» был стандартный танк, производства харьковского завода №183. Его отличала сварная башня и водительский люк «раннего» типа. Новое орудие получило прицел ТМФД – вместо стандартного ТОП. В остальном, Т-34 с орудием ЗиС-4 были аналогичны линейным «традцатьчетверкам».

«Истребитель» на охоте

Первые десять Т-34 с 57-мм орудием были переданы 21-й танковой бригаде, дислоцировавшейся на Калининском фронте. Согласно отчетам, в период с 15 по 16 ноября огнем 57-мм пушек было уничтожено 18 немецких танков.

«Белая двадцатка» майора Лукина

Более примечательным является бой 14 октября. Тогда танки 21-й бригады, дислоцировавшиеся у Демидовского вокзала, перешли в наступление на линию Турчиново-Пушкино-Трояново. Планировалось нанести удар по немецким флангам в районе Калинина (нынешняя Тверь).

В осенних боях 1941 года танки 21-1 бригады проявили высокую эффективность. Но и цена была высока: все Т-34 с орудиями ЗиС-4 были потеряны

Первый контакт с противником случился у танка под командованием политрука Э. Гмури. Он в одиночку отправился на разведку по Волоколамскому шоссе, где и наткнулся на колонну немецких грузовиков снабжения. Колонна, протяженностью в три километра, была уничтожена на марше единственным танком. После этого танк Гмури двинулся на аэродром, занятый немцами, где ему удалось сжечь немецкий бомбардировщик.

Т-34-57, производства завода №183, подбитый осенью 1941 года

На том история танка была прервана: танк Гмури был подбит немецкой артиллерией. Причем, два члена экипажа погибли. А политруку вместе с сержантом Иващенко удалось вернуться в армию. Говоря об их подвигах, неизвестно – заслуга ли это танка с 57-мм орудием, так как в бригаде были машины и с 76-мм пушкой.

Т-34-76 с шестигранной башней. Такие танки стали базой для 57-мм пушки ЗиС-4М в 1943 году

В составе этого подразделения воевал и советский ас, младший лейтенант Горобец С.Х, на счет которого записано семь уничтоженных танков противника. А самым, пожалуй, известным танком этой серии стала «белая двадцатка» Лукина, уничтоженная у Трояново.

Т-34-57 образца 1943 года у музея истории Т-34

К 23 октября 1941 года 21-я бригада заявила об уничтожении 1000 немецких пехотинцев, 34 танков, 210 грузовиков и 31 орудия. Но это стоило больших потерь – в том числе и командного состава. Так, был убит командующий бригадой, Герой Советского Союза майор М.А. Лукин и командир 1-го батальона капитан М. П. Агибалов.

Итоги

Несмотря на отличные характеристики 57-мм пушки, «тридцатьчетверки», оснащенные ею, обладали сложной судьбой. Череда принятий\отказов от эксплуатации помешали танку в полной мере проявить свои качества. Но, несмотря на то, что в первых боях под Москвой, были уничтожены все Т-34 с ЗиС-4, они смогли выгодно отличиться от аналогов с 76-мм пушками.

Реплика Т-34-57 образца 1941 года в музее «Боевая Слава Урала»

До наших дней не сохранилось ни одного оригинального Т-34-57. В музее «Боевая Слава Урала» есть машина с орудием ЗиС-4, но это реплика. В ее основе лежит корпус от Т-34 производства СТЗ с катками от Харьковского Т-34 и муляжом ствола. А модификацию 1943 года можно увидеть у музея танка Т-34.

Спасибо за внимание! По ссылкам ниже можно ознакомиться с иными материалами, посвященными советскому танку Т-34:

Внутри советского танка Т-34

Дополнительное бронирование танков Т-34

Т-34-85 в Шестидневной войне

enciklopediya-tehniki.ru

Танки Т-34 – живая история Победы в металле

Для многих поколений людей, рожденных в эпоху СССР, победа во Второй Мировой войне ассоциируется с отдельными образцами военной техники. Самолеты Ил -2, легендарные установки залпового огня БМ-13 «Катюши», знаменитые «тридцатьчетвёрки» — эти и многие другие боевые машины стали символом победы советского народа в самой кровопролитной и масштабной войны в истории человечества. Танкам Т 34 история Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне отвела отдельное и почетное место. Многие из них сегодня застыли на пьедесталах и постаментах, напоминая будущим поколения о своей роли в достижении победы над коварным и жестоким врагом.

Танк Т-34

Памятники советским танкам Т-34 можно встретить практически в любом российском городе, на огромных просторах страны, от Дальнего Востока и Калининграда. Встречаются советские тридцатьчетвёрки на монументах и в городах стран Европы. Памятники советскому танку Т-34-76 по праву находятся в Берлине, бывшей столице поверженного Третьего Рейха. Именно здесь легендарные машины приняли участие в последних боях Великой Отечественной войны. Машины можно увидеть на мемориале советским воинам в «Трептов-Парке» и у Бранденбургских ворот.

Т-34 в Берлине

Образ советского танка — самый узнаваемый в мире. Советскую технику безошибочно узнают в Америке и в Японии, на Кубе и в Африке. Машина прошла испытания не только на полях сражений Второй Мировой войны, но и продолжала еще почти 50 лет оставаться в строю. Последнее боевое применение танков Т-34, уже последней модификации с 85-мм орудием, пришлось на события в Югославии в середине 90-х годов.

Трудное начало славного пути

История советского танка Т-34 – это страницы, написанные кровью и потом. Несмотря на то, что сегодня в большинстве случаев представление о легендарном танке сформировано на базе машины Т-34-85 с длиной и мощной пушкой, основная тяжесть боев и сражений Второй Мировой вынесла на себе машина самой первой модификации. Именно с этой машиной Красная Армия вступила в Великую Отечественную войну. До 1944 года основным танком Красной Армии была машина Т-34-76. На этих танках советские танкисты воевали в 1941 году под Москвой, участвовали в кровопролитных боях под Сталинградом летом-зимой 1942 года. Немало испытаний выпало на долю «тридцатьчетвёрок» первой модификации в сражения на Курской дуге в 1943 году.

Советские Т-34 стали самыми массовыми танками за всю историю войны. С 1940 по 1947 годы машину в различных модификациях выпускало в СССР сразу 7 заводов. Позже, уже после окончания Второй Мировой войны советские танки Т-34-85 стали собирать на заводах в Чехословакии и Польши. Перед войной новую машину в основном выпускали Сталинградский тракторный завод, Харьковский завод №75 и Кировский завод в Ленинграде. В последствии с началом Великой Отечественной войны к производству «тридцати четвертых» подключились заводы «Красное Сормово» в Горьком, омский завод №174, танковый завод в Нижнем Тагиле и завод №183 в Челябинске.

В первый период войны, с лета 1941 года по лето 1942 года, советская танковая промышленность переживала самый трудный период, связанный с масштабной эвакуацией предприятий на Восток. Новые танковые заводы в Нижнем Тагиле, в Омске и в Горьком только набирали необходимые мощности. Старые советские танковые заводы в европейской части страны продолжали работать в тяжелых прифронтовых условиях. Кировский завод в Ленинграде продолжал выпускать танки КВ и Т-34 в условиях блокады. Харьковский завод был потерян в результате стремительного наступления немцев весной 1942 года. Столь необходимые фронту танки Т-34, Сталинградский тракторный завод выпускал до самого последнего момента, когда в городе уже шли уличные бои.

Несмотря на тяжелейшие условия на фронте, потери основных производственных мощностей, советские войска продолжали получать средние танки.

В целом, можно говорить о том, что 1941 год для танка Т-34 стал знаковым. Роль «тридцатьчетвёрки» в самый тяжелый и трудный период для Красной Армии трудно переоценить, даже при условии, что за первые месяцы боев на фронте было потеряно до 80% новых машин, имеющихся в войсках по состоянию на 22 июня 1941 года.

Потери танков

Тяжелая ситуация с оснащением советских войск современной и боеспособной бронетехникой, сложившаяся во второй половине 1941 года, неизбежно сказалась на прочности обороны Красной Армии. Противник наращивал силу своих ударов, применяя на основных направлениях ударные танковые соединения. Этому натиску советские войска не могли ничего противопоставить, сказывалось отсутствие в войсках необходимо количества современных и мощных танков.

Советская танковая промышленность не успевала восполнить потери бронированной техники в войсках, оборонная промышленность на востоке страны только набирала свои мощности. В боях под Москвой советское командование использовало в основном старые, морально устаревшие легкие танки БТ-7 и Т-26. Немного облегчало ситуацию появление на фронте в небольшом количестве легких танков Т-50 и Т-60. Доля современных советских танков Второй Мировой войны Т-34 и КВ в войсках после разгромных первых месяцев 1941 года была незначительная.

Сборочный цех

Только через год во время контрнаступления советских войск под Сталинградом ситуация стала меняться в лучшую сторону. Ударные советские танковые корпуса были оснащены новыми «тридцатьчетверками» в достаточном количестве. Начиная с весны 1942 года советские танкисты стали получать новенькие Т 34, сходившие с конвейеров уральских заводов. Уже к началу 1943 года советская танковая промышленность по объему выпуска танков превзошла результаты работы танковых заводов Германии и оккупированной Европы. Только танков Т 34 советские заводы в 1943 году выпустили 15889 машин. С 1944 года начался выпуск более совершенной машины, в которой была заменена башня и основным оружием являлась уже 85-мм пушка ЗИС-С-53.

Знакомство противника с новыми советскими танками

Немецкие войска, впервые столкнувшиеся на поле боя с советскими новыми машинами, танками Т-34 и КВ, были неприятно удивлены. В отсутствие эффективных противотанковых средств у противника советские «тридцатьчетвёрки» и КВ были практически неуязвимы для огня противника. Немецкие 37-мм противотанковые пушки Раk. 35/36 не могли пробить броню советских танков. Только на тех участках советско-германского фронта, где немцы имели более мощные 5 cm Pak 38 и трофейные французские орудия, советские танки могли быть остановлены.

В танковом противостоянии немцы значительно проигрывали. Основными противниками советских машин были немецкие средние танки, Pz III и Pz IV – машины, с которыми Вермахт прошел всю Европу. Немецкие машины уступали Т-34 по огневой мощи и по толщине брони. Советские пушки Л-11 и Ф-34, которыми оснащались т 34, пробивали броню немецких средних танков на всех дистанциях боя. По запасу хода, бронированию и огневой мощи советские машины значительно превосходили немецкие аналоги.

Противники Т-34

До лета 1943 года достойного противника на поле боя в немецких «панцерваффе» не было. Немецкие танковые дивизии могли успешно противостоять советским танкам только при тесном взаимодействии с фронтовой авиацией и с моторизованной пехотой. Обходные маневры, внезапные удары и прорывы являлись главным инструментом немецкого стратегии наступления. При непосредственном встречном контакте с советскими средними танками немцы проигрывали. Только благодаря согласованным действиями немецкой авиации, артиллерии и пехоты, немцам удалось наладить эффективную систему противотанковой обороны. Добиться успехов на поле боя в столкновениях с советскими танками немцам позволили боевой опыт и умение немецких танкистов, умелое управление войсками и лучшая тактическая подготовка.

Причиной последующей модернизации советской «тридцатьчетвёрки» стало появление на фронте в конце 1942 года модернизированного среднего танка Pz IV, вооруженного 75-мм длинноствольной пушкой. Последующее появление на советско-германском фронте летом 1943 года новых образцов немецкой бронетехники кардинально изменили соотношение сил. Новые немецкие танки, средний танк Pz V «Пантера» и Pz VI «Тигр», поступившие на вооружение вермахта, превосходили советскую машину Т-34-76 по всем параметрам. Советские танкисты на Т 34 не могли эффективно бороться с бронированными монстрами на поле боя и несли большие потери.

Результаты танковых сражений между германскими ударными танковыми соединениями и советскими танковыми армиями под Курском, только утвердили советское военное руководство в необходимости срочной модернизации советского основного танка. Советские танки Т-34-76 являются живыми памятниками танковой мощи Красной Армии, которая была продемонстрирована немецким войскам на всех участках советско-германского фронта в 1942 и в первой половине 1943 года.

Под Курском

Рождение танка Т-34. Обзор и устройство машины

Обзор событий и фактов, которые сопровождали рождение танка Т-34, наполнен драматизмом. Советские конструкторы, возглавляемые М. И. Кошкиным, сумели создать машину, опередившую по многим критериям свое время. Начиная с 1939 года, в КБ велась активная работа над созданием танков нового типа. Результатом плодотворной работы Харьковских инженеров-конструкторов стали два опытных образа танка Т-34№1 и Т-34№2. В марте 1940 года обе машины должны были пройти испытания на танковом полигоне в Кубинке. С этой целью М.И. Кошкин сумел организовать пробег опытных машин по маршруту Харьков – Москва. Пробег планировался в качестве необходимого марша, который должны иметь опытные машины перед началом войсковых испытаний.

Опытные машины

Обе машины, пройдя своим ходом от Харькова до Москвы 750 км, набрали бы недостающие километры пробега. Башни на опытных танках Т-34 были без вооружения. Окончательное решение по вооружению новой техники следовало принимать уже по результатам ходовых испытаний.

Выйдя из Харькова ночью 6 марта, два опытных образца уже 12 марта прибыли в Москву. Обзору легендарного пробега первых двух прототипов танков Т-34 посвящено немало книг, очерков и фильмов. Подробное описание событий, которые окружали пробег опытных образцов в Москву и последующие войсковые испытания, можно получить, посетив музей-памятник «История танка Т-34». Этот мемориальный комплекс находится в 37 км на западе от Москвы по Дмитровскому шоссе.

Т-34 и Кошкин

Обзор опытных машин лучше делать, начав с его предшественников. На последних танках БТ-7М был установлен дизельный двигатель. Именно этот аспект и стал ключевым для Михаила Ильича Кошкина, который сделал ставку на высокую удельную мощность двигателя. Другой аспект, заслуживающий внимания – это рациональные углы наклона броневых листов. Эти качества перекочевали на опытную машину Т-34 с танков А-30 и А-32. Броня танка Т-34 располагалась в лобовой части и на бортах под углами в 60° и 45°. Такой наклон позволял увеличить сопротивляемость брони при попадании снаряда ровно в 2 раза.

В строю

Для справки: Немцы только в 1942 году в процессе создания нового танка PZV «Пантера» использовали подобное расположение брони.

Башня танка Т-34 имела 6-ти угольную форму, при этом броневые листы также располагались под углом 30°. Такая форма башни была признана очень удобной. Все броневые листы имели сварные соединения, что удешевляло себестоимость машины и ускоряло процесс сборки машины в заводских условиях.

Двигатели

Новый дизельный двигатель В-2 мощностью 500 л/с обеспечивал машине Кошкина отличные маневренные качества, подвижность и энерговооруженность. В ходе испытаний на полигоне в Кубинке военных экспертов подкупила простота конструкции танка Т-34. В том виде, в каком танк был представлен государственной комиссии, можно было говорить о возможности быстро организовать массовое производство машин на имеющихся отечественных мощностях. Основные узлы и агрегаты бронированной техники могли быть отлажены и отремонтированы в полевых условиях. Ходовая часть имела пять опорных катков, а траки гусениц Т-34 были гладкими, без грунтозацепов, что значительно повышало ходовые и скоростные качества машины.

Т-34 измерения

Интересно и вооружение танка. Новую машину создавали, опираясь на техническое задание, в котором акцент делался на оснащение нового танка мощной 76-мм пушкой Л-11. Пушка такого калибра превосходила по мощности все существующие танковые орудия, стоящие на оснащении немецких, британских и французских танков. На первых машинах ставилась пушка Л-11. Начиная с 1941 года, новые Т-34 оснащались 76-мм орудием Ф-34. Пушку обслуживали командир танка, который выполнял функции наводчика, и заряжающий. Дополняли экипаж танка Т-34-76 водитель-механик и стрелок-радист.

Место водителя

Основные боевые и тактико-технические характеристики машины, с которой Красная Армия вступила в Великую Отечественную войну, следующие:

  • Боевой вес машин 1940 года – 26,3 тонн;
  • Боевой вес танка образца 1941 года – 28 тонн;
  • Мощность двигателя — 500 л/с;
  • Скорость хода шоссе (пересеченная местность) 54(36) км/ч;
  • Запас хода шоссе (пересеченная местность) 390(230) км;
  • Основное вооружение:
    • Т-34 выпуска 1940 года, пушка Л-11 калибром 76-мм, 2 пулемета калибром 7,62 мм;
    • Т-34-76 1941 года выпуска, пушка Ф-34 калибром 76-мм, 2 пулемета 7,62 мм.

Т-34-76

Заключение

В историческом смысле, обзор конструкции танка Т-34 показывает насколько вовремя советским конструкторам под руководством М.И. Кошкина удалось создать новую машину. Устройство танка позволяло в дальнейшем на базе танка выпускать модификацию танка с новой мощной пушкой калибром 85-мм. Конструктивный ресурс советской «тридцатьчетвёрки» позволили советским конструкторам создать целый модельный ряд самоходных артиллерийских установок. Советские «зверобои» СУ-122, СУ-85 и СУ-100 стали грозой немецкого хваленого танкового зверинца. Танкисты экипажей новых Т-34, с опаской встретившие первые машины в войсках, со временем прониклись огромной любовью к своим машинам.

warways.ru

Т-34 (малый танк) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 сентября 2017; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 сентября 2017; проверки требует 1 правка. Перейти к навигации Перейти к поиску
Т-34

прототип Т-34 с макетом 20-мм пушки
Т-34 (2-й образец)
Классификация малый танк
Боевая масса, т 4,8
Экипаж, чел. 2
История
Годы разработки 1931
Годы производства 1931
Годы эксплуатации Не принимался на вооружение
Количество выпущенных, шт. 2
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса, мм 3680
Ширина, мм 1980
Высота, мм 1810
К

ru.wikipedia.org

Т-34 — WiKi

Впервые в мире концепция быстроходного среднего танка с противоснарядной броневой защитой и мощным вооружением была реализована в 1934 году, в опытном танке Т-29 (проект КБ Ленинградского завода). К концу 1936 года руководству стало очевидно, что Т-29 в серию не пойдёт. Одной из причин такого решения было несоответствие проекта чертежам танка, разработанным на Ленинградском заводе. В то время наркома Г. К. Орджоникидзе беспокоила напряжённая обстановка в Танковом отделе Харьковского завода, сложившаяся на фоне проблем модернизации серийного быстроходного лёгкого танка БТ-7. Танки Т-29 и БТ-7 имели сходный колёсно-гусеничный движитель с опорными катками большого диаметра[источник не указан 959 дней].

Колёсно-гусеничный движитель танка Т-29 имел катки большого диаметра с независимой торсионной подвеской (в отличие от пружинной подвески танка БТ)[источник не указан 959 дней]. Торсионные валы, изготовленные по технологии Ленинградского завода, в условиях движения танка Т-29 по пересечённой местности работали неудовлетворительно[источник не указан 959 дней]. Тем не менее, конструктор М. И. Кошкин являлся сторонником применения на быстроходном среднем танке катков большого диаметра — основного элемента обеспечения быстроходности танка, при условии последующей доработки торсионной подвески[источник не указан 959 дней].

В декабре 1936 года нарком тяжёлой промышленности СССР — Г. К. Орджоникидзе, нашёл и направил с Ленинградского опытного завода, на Харьковский завод талантливого конструктора — самородка — Михаила Ильича Кошкина.

28 декабря 1936 года приказом наркома тяжёлой промышленности СССР Г. К. Орджоникидзе начальником танкового КБ завода № 183 был назначен М. И. Кошкин. До назначения в Харьков М. И. Кошкин работал на Ленинградском заводе № 185 заместителем главного конструктора. Участвовал в разработке колёсно-гусеничного танка Т-29 и первого «толстобронного» среднего танка Т-46-5, за что был награждён в 1936 году орденом Красной Звезды. М. И. Кошкин — выпускник Ленинградского политехнического института (ЛПИ) — пришёл в танковую промышленность в 1934 года. До ЛПИ М. И. Кошкин окончил Коммунистический университет им. Свердлова. На завод № 183 М. И. Кошкин приехал в период начавшихся репрессий, когда в войсковых частях начались массовые поломки шестерён в коробках передач на танках БТ-7.

В январе 1937 года М. И. Кошкин впервые, без сопровождающих появился в КБ (бюро 190). Одет был просто. Во второй половине дня в сопровождении А. О. Фирсова и Н. А. Кучеренко сделал обход и познакомился с конструкторами и осмотрел помещения. В течение последующих дней М. И. Кошкин познакомился с каждым из конструкторов и выполняемой ими работой. М. И. Кошкин сумел правильно сориентировать коллектив КБ, организовать его работу, вдохнуть веру в достижимость поставленной цели, заразить своей работоспособностью.

Танковое КБ состояло из молодых конструкторов, с определённым опытом работы по танкам Т-12, Т-24 и БТ. Самостоятельно танковое КБ разрабатывало только опытный танк Т-24. М. И. Кошкин, быстро и без каких либо трений вошёл в повседневную работу КБ, чутко воспринимал сложившуюся в то время обстановку в танковом отделе, смог привлечь к творческой работе многих конструкторов, производственников и военных, воспринимая их наболевшие проблемы, трудности и переживания. Благодаря личной принципиальности, трудолюбию и честности, М. И. Кошкин в кратчайшее время приобрёл авторитет на заводе.

Ещё до получения задания на разработку нового маневренного танка (период завершения работ по БТ-7М), созданная группа нового проектирования в составе П. П. Васильева, В. Г. Матюхина, и М. И. Таршинова под руководством заведующего секцией А. А. Морозова, не имея определённого плана работ, по собственной инициативе приступила к выбору рациональной схемы колёсного хода. (А. А. Морозов, В. Г. Матюхин), разработке формы корпуса, башни с учётом повышения пулестойкости (П. П. Васильев, М. И. Таршинов, с передачей работ М. И. Таршинову), разработке приводов управления и рабочих мест механика-водителя и стрелка-радиста (П. П. Васильев). После длительного обсуждения результатов проработок М. И. Кошкиным были намечены дальнейшие действия в проведении работ.

Во второй половине 1937 года, менее чем за год, под руководством М. И. Кошкина, с участием его ближайших помощников А. А. Морозова, Н. А. Кучеренко и других конструкторов была успешно завершена модернизация танка БТ-7М с установкой в нём дизеля В-2.

В сентябре 1937 года Главное автобронетанковое управление Красной Армии (ГАБТУ) выдало заводу № 183 тактико-техническое задание на разработку нового маневренного колёсно-гусеничного танка. К этому времени работы в танковом КБ по БТ-7М были в основном завершены, и конструкторский коллектив был готов к выполнению очередного сложного и почётного задания.

К концу 1937 года общий уровень работ по модернизации танка БТ-7 был уже таким, что позволил М. И. Кошкину, без ущерба для дела, выделить группу конструкторов, причём самых квалифицированных, для организации проектного бюро по созданию нового танка. Ввиду особой серьёзности задания М. И. Кошкин не счёл возможным вести проектирование в основном КБ (КБ 520), так как отвлекала бы текучка. Было решено выделить группу конструкторов в специальное КБ. Подбору конструкторов М. И. Кошкин уделил особое внимание — подбирал на добровольных началах, обещал не привилегии, а интересную и напряжённую работу. Созданное в танковом отделе специальное КБ-24 возглавил сам главный конструктор М. И. Кошкин, заместителем он назначил А. А. Морозова, оценив его конструкторское дарование. В составе КБ-24 в начале работало 11 человек, затем по ходу работ штат был увеличен до 24-х человек. С самого начала М. И. Кошкин исходил из того, что двигатель для нового танка должен быть дизельным (в ДзО шла доводка В-2). Разработку проекта начали немедленно. В КБ-24 работали, не считаясь со временем; царил дух творческого коллективизма в решении поставленных задач.

В КБ-24 с первых дней были определены ведущие специалисты: по корпусу — М. И. Таршинов, Е. С. Рабинович; по башне — А. А. Молоштанов, Ю. С. Миронов; по моторной установке: — Н. С. Коротченко, М. И. Котов; по трансмиссии — Я. И. Баран, А. И. Шпайхлер; по ходовой части — В. Г. Матюхин, С. М. Брагинский; по управлению — П. П. Васильев; по расчётам — Е. А. Берковский. Над разработкой других узлов работали: М. З. Лурье, К. Л. Водопьянов, В. С. Каледин и другие конструкторы. Быстроходный дизель В-2, создававшийся на заводе, ещё не был доведён и имел много дефектов… Это тревожило М. И. Кошкина, который со всей присущей ему энергией и напористостью включился в борьбу за надёжный дизель. Параллельно, основная часть коллектива КБ-520 под руководством Н. А. Кучеренко и И. С. Бера продолжала вести серийное производство и модернизацию танков БТ-7.

М. И. Кошкин заложил традицию изготовления опытных образцов машин в условиях, соответствующих их серийному производству, — по тем же чертежам, теми же кадрами, по той же технологии, тем же инструментом, с той же оснасткой, из тех же материалов. Впервые были внедрены стендовые испытания узлов танка.

Большое значение имели принципы, которыми руководствовался М. И. Кошкин: «Самая многообещающая впервые разработанная конструкция немедленно обесценивается, если её воплощение в металле осуществляется на низком уровне. Работать не в догонку, а — на обгон! В конструировании использовать не аналог, а тенденцию! Внедрить такой новый танк, который был бы длительное время перспективным и не требовал существенных изменений, неизбежно усложняющих производство и нарушающих его ритм».

Успеху работы способствовали высокие личные качества М. И. Кошкина: внимательное и доброжелательное отношение к коллегам и сотрудникам, принципиальность, порядочность, высокая деловитость и работоспособность. Ветеран харьковского танкостроения, впоследствии главный инженер Урал-вагонзавода в Нижнем Тагиле А. В. Забайкин вспоминает: «Михаил Ильич был прост в обращении и деловит. Не любил многословия. Как конструктор — быстро входил в суть конструкции, прикидывая её надёжность, технологичность. Возможность массового изготовления. Внимательно выслушивал нас — технологов, и, если наши замечания были обоснованными, немедленно их использовал». Его любил коллектив.

Сразу после окончания Великой Отечественной войны, в книге — «Трудовой подвиг советских танкостроителей в Великой Отечественной войне» под редакцией и со вступительной статьёй В. А. Малышева, опубликовано высказывание А. А. Морозова относительно личной роли М. И. Кошкина и членов его молодого коллектива конструкторов — в создании легендарного танка Т-34:

«Назовём имена конструкторов танка Т-34, отдавших все свои знания и технический опыт на его создание, на увеличение могущества Красной Армии. Основы конструкции танка Т-34 заложил и разработал Михаил Ильич Кошкин. Он организовал коллектив молодых конструкторов. Постоянно учил их не бояться трудностей, которых всегда бывает немало при решении сложных задач. Этому замечательному конструктору мы, в первую очередь, обязаны появлением такого совершенного типа танка, каким является Т-34. В борьбе за создание Т-34 ближайшими помощниками М. И. Кошкина были конструкторы Н. А. Кучеренко, М. И. Таршинов, А. А. Молоштанов, М. А. Набутовский, Я. И. Баран, В. Г. Матюхин, П. П. Васильев, Б. А. Черняк, А. Я. Митник, В. Я. Курасов, А. С. Бондаренко, В. К. Байдаков, А. И. Шпайхлер, Г. П. Фоменко, М. Б. Шварцбург.
Морозов А., Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской премии».

Развитие танков семейства БТ

С 1931 года в СССР получила развитие серия лёгких колёсно-гусеничных быстроходных танков «БТ», прототипом которых послужила машина американского инженера Кристи. В ходе серийного выпуска машины этого типа постоянно модернизировались в направлении увеличения огневой мощи, технологичности, надёжности и других параметров.

К 1937 году в СССР был создан и начал серийно выпускаться БТ-7 с конической башней; дальнейшее развитие линейки «БТ» предусматривалось в нескольких направлениях:

  • Увеличение запаса хода путём использования дизельного двигателя (это направление привело к созданию БТ-7М).
  • Улучшение колёсного хода (работы группы Н. Ф. Цыганова над опытными БТ-ИС).
  • Усиление защищённости путём установки брони под значительными углами наклона при некотором увеличении её толщины. В данном направлении работала группа Н. Ф. Цыганова (экспериментальный БТ-СВ) и конструкторское бюро Харьковского завода.

Конструкторское бюро Танкового отдела Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ), единственного предприятия, выпускавшего «БТ», с декабря 1936 года возглавлял Михаил Ильич Кошкин. Первый проект, созданный под его руководством, БТ-9, был отклонён осенью 1937 года по причине грубых конструктивных ошибок и несоответствия требованиям задания.

13 октября 1937 года Автобронетанковое управление РККА (АБТУ) выдало заводу № 183[сн 1] тактико-технические требования на новый танк под индексом А-20, нижеследующего содержания[5]:

  1. Тип:  колёсно-гусеничный быстроходный лёгкий по типу «Кристи», с приводом на 6 колёс по типу «Кристи».
  2. Боевой вес: 13-14 тонн.
  3. Вооружение: 1 — 45-мм пушка со стабилизатором, 3 пулемёта ДТ, огнемёт для самозащиты или 1 — 76-мм пушка, 3 пулемёта ДТ, огнемёт для самозащиты. Каждый 5-й танк должен иметь зенитную установку.
  4. Боекомплект: 130—150 снарядов 45-мм или 50 снарядов — 76-мм. 2500—3000 пулемётных патронов.
  5. Бронирование: Лобовая броня — 25 мм, коническая башня — 20 мм, бортовая броня и корма — 13 мм 16 мм, крыша и дно — 10 мм.
  6. Скорость движения: на гусеницах и колёсах скорости одинаковые. Максимальная скорость — 70 км/ч, минимальная — 7 км/ч.
  7. Двигатель: дизель ХПЗ — мощность 400 л. с.
  8. Экипаж: 3 человека.
  9. Запас хода: 300—400 км на гусеницах.
  10. Габариты танка: клиренс 0,4 м на гусеницах. Высота танка 2,3 м.
  11. Удельное давление: 0,5 на гусеницах

Требования задания совмещали в себе все три направления модернизации «БТ».

По причине слабости КБ завода № 183, на предприятии для работ по новому танку было создано отдельное конструкторское бюро, независимое от КБ Кошкина. В состав КБ вошёл ряд сотрудников КБ завода № 183 (в том числе Александр Александрович Морозов), а также большая группа выпускников Военной академии механизации и моторизации (ВАММ). Руководство КБ было поручено адъюнкту ВАММ Адольфу Дику. Конструкторским бюро был разработан технический проект А-20, но с опозданием на полтора месяца. Данная задержка повлекла за собой анонимный донос на КБ, в результате которого Дик был арестован, обвинён в срыве правительственного задания и осуждён на 10 лет[6]. Конструкторское бюро было реорганизовано, ег

ru-wiki.org

история создания, устройство, фото :: SYL.ru

Несмотря на запланированное создание танков Т-44, советскими разработчиками было принято решение произвести значительную модернизацию модели Т-34. 100-миллиметровая самоходная артиллерийская установка, используемая Советской Армией в годы Великой Отечественной, зарекомендовала себя как очень эффективный истребитель немецких танков. Единственным ее недостатком было конструкторское решение, в соответствии с которым мощное орудие было размещено в неподвижной рубке. Советские конструкторы решили эту проблему, перенеся орудие из СУ на танк, который запомнился как Т-34-100.

Начало создания

Задача монтировать орудие калибра 100 мм на башню тридцати четверки была поставлена рабочим КБ Завода №183. Работа, начавшаяся в июле 1944 года, выполнялась в двух отделах: №№ 92 и 520. В отделе №92 под руководством А.Савина и была установлена на средний танк 100-миллиметровая пушка ЗИС (Завод имени Сталина), созданная на базе аналогичного орудия 85 мм.

На заводе одновременно с конструкторскими работами по тридцати четверке проектировался и Т-44В. Руководителем в отделе №520 стал А.Морозов. Им было предложено для монтажа орудия в Т-34-100 использовать уже спроектированную башню Т-44В.

С какими трудностями столкнулись во время проектирования?

Рабочими 92-го отдела во время эксплуатации нового орудия была отмечена сильная отдача. Для того чтобы ее снизить, конструкторы пробовали устанавливать в проектируемом танке щелевой дульный тормоз. Но желаемого результата это не принесло. Ходовая часть и трансмиссия нуждались в замене. Но с радикально переделанными узлами танк считался бы уже совершенно новой машиной.

Инженерами в 520-м отделе перед началом монтажа орудия на башне танка было отмечено, что в Т-34 погон башни составлял 160 см, а у Т-44В — 170 см. Следовательно, советский танк Т-34-100 должен быть оснащен совершенно новой башенной конструкцией. Для этого корпус в серийном Т-34 следовало переработать. В результате проведенных изменений из танка изъяли курсовой пулемет, а экипаж был уменьшен на одного человека. Конструкторам пришлось также уменьшить толщину днища и крышки над движком, а баки с топливом пришлось перенести в управленческий отсек. Изменения коснулись и сиденья для водителя-механика: оно было немного приспущено. После всех доработок данная модель стала значиться как танк Т-34-100.

Испытание

В марте 1945 года образцы Т-34-100 были отправлены на Свердловский и Гороховецкий полигоны. Испытуемые машины продемонстрировали низкие показатели кучности стрельбы. Кроме того, было отмечено, что нагрузку на трансмиссию снизить конструкторам-разработчикам удалось не до конца. Военное руководство посчитало эти недостатки незначительными и потребовало от проектировщиков все слабые стороны доработать. Однако в ходе дальнейших доработок исправить невысокую кучность стрельбы и сильную отдачу на трансмиссию так и не удалось. К этому советскому среднему танку требовалось совершенно новое орудие.

Применение танкового ЛБ-1

Под конец 1944 года рабочими ОКБ №92 и Специальным Конструкторским Бюро была разработана 100-миллиметровая пушка ЛБ-1. Для этого конструкторы выполнили наложение трубы диаметром 100 мм на танковую пушку 85 мм. ЛБ-1 содержала в себе трубу моноблока, навинтной казенник и дульный тормоз.

Названное в честь Лаврентия Берии это орудие предполагалось использовать как альтернативный вариант в Т-34-100. Вооружение модели данной пушкой должно было дать существенно сниженную отдачу при стрельбе. Оснащенный ЛБ-1 танк приобрел увеличенную длину – свыше 9 метров. На 3 метра 34 см пушка превышала габариты танка, что отрицательно повлияло на его проходимость.

Результат тестирования нового орудия

ЛБ-1 испытывалась на полигонах в Свердловске и Гороховецке вместе с ЗИС-100 и Д-10. Стрельба из орудия ЛБ-1 показала хороший результат. В отличие от остальных двух пушек, новое танковое орудие обладало высокой кучностью, а в процессе стрельбы качки корпуса были незначительными. В процессе испытания танк прошел 500 км и выполнил 1 тыс. выстрелов.

После удачно проведенного испытания ЛБ-1 была одобрена военным командованием и рекомендована для принятия на вооружение. После создания первого прототипа танка Т-54 и выпуска его для испытания интерес народного комиссариата к перевооружению тридцати четверок немного угас. Все внимание было направлено на модель Т-54. В результате успехом не увенчалось серийное изготовление Т-34-100.

Вооружение

В качестве главного орудия в советском среднем танке Т-34-100 конструкторы использовали 100-миллиметровую нарезную танковую пушку. Она представляла два варианта: Д-10Т и ЛБ-1, баллистические характеристики которых не уступали СУ-100. Конструкторское исполнение отличало друг от друга данные танковые орудия. ЛБ-1 была оснащена вертикально-клиновым затвором и дульным тормозом. Боекомплект танка составлял до ста выстрелов. Машина рассчитана на 5 выстрелов в минуту.

Кроме пушек, модель тридцати четверки была оснащена спаренным пулеметом ДТ, использующим калибр 7,62 мм. Боезапас пулемета рассчитан на 1500 патронов.

Устройство ходовой части

В результате применения орудия с увеличенной мощностью ходовая часть Т-34-100 была подвержена незначительным изменениям. Подвески для первых трех опорных катков были использованы идентичные. В качестве ведущих колес использовались пятироликовые. Вес танка возрос до 33 тонн. Особенностями конструкции силовых передач исключалась стрельба из танкового орудия на ходу.

Заключение

Великая Отечественная война подходила к концу. К этому времени было уже почти завершено создание танка Т-44, который по своим характеристикам намного превосходил тридцати четверку. В результате Т-34-100 так и остался опытным образцом. Его серийное производство так и не было налажено.

www.syl.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *