Танк Т-34 СССР характеристики
Танк Т-34 создан на базе опытного среднего А-32 и принят на вооружение в декабре 1939 года. Конструкция тридцатьчетверки знаменует собой качественный скачок в отечественном и мировом танкостроении. В машине впервые органично сочетаются противоснарядное бронирование, мощное вооружение и надежная ходовая часть. Противоснарядное бронирование обеспечивается не только применением катаных броневых листов большой толщины, но и рациональным их наклоном. При этом соединение листов осуществлялось методом ручной сварки, которая в ходе производства была заменена автоматической сваркой. Танк вооружался 76,2-мм пушкой Л-11, которая была вскоре была заменена более мощной пушкой Ф-32, а затем и Ф-34. Таким образом, по вооружению он соответствовал тяжелому танку КВ-1.
Высокая подвижность обеспечивалась мощным дизельным двигателем и широкими гусеницами. Высокая технологичность конструкции позволила наладить серийное производство Т-34 на семи различных по оснащению машиностроительных заводах. В ходе Великой Отечественной войны наряду с увеличением количества выпускаемых танков, решалась задача по усовершенствованию их конструкции и упрощению технологии изготовления. Сложные для производства первоначальные образцы сварной и литой башни были заменены более простой литой шестигранной башней. Увеличение срока службы двигателя было достигнуто созданием высокоэффективных воздухоочистителей, усовершенствованием системы смазки и введением всережимного регулятора. Замена главного фрикциона более совершенным и введение пятиступенчатой коробки передач вместо четырехступенчатой способствовало повышению средней скорости движения. Более прочные гусеницы и литые опорные катки повысили надежность ходовой части. Таким образом, была повышена надежность танка в целом при одновременном снижении трудоемкости изготовления. Всего в годы войны было выпущено боле 52 тысяч танков Т-34, которые приняли участие во всех сражениях.
История создания танка Т-34
13 октября 1937 года Харьковскому паровозостроительному заводу имени Коминтерна (завод № 183) были выданы тактико-технические требования на проектирование и изготовление нового колесно-гусеничного танка БТ-20. Для выполнения этой задачи решением 8-го Главного управления Наркомата оборонной промышленности на заводе создали специальное ОКБ, подчиненное непосредственно главному инженеру. Он получил заводское обозначение А-20. В ходе его проектирования был разработан еще один танк, практически идентичный А-20 по массогабаритным характеристикам. Главным его отличием стало отсутствие привода колесного хода.
В результате 4 мая 1938 года на заседании Комитета Обороны СССР были представлены два проекта: колесно-гусеничного танка А-20 и гусеничного А-32. В августе оба они рассматривались на заседании Главного военного совета, были одобрены и в первой половине следующего года выполнены в металле.
По своим техническим данным и внешнему виду танк А-32 незначительно отличался от А-20. Он оказался на 1 тонну тяжелее (боевая масса — 19 т), имел такие же габаритные размеры и форму корпуса и башни. Аналогичной была и силовая установка — дизель В-2. Основные отличия заключались в отсутствии привода колесного хода толщине брони (30-мм вместо 25-мм у А-20), 76-мм пушке (на первом образце поначалу установили 45-мм), наличие в ходовой части пяти опорных катков на один борт.
Совместные испытания обоих машин проводились в июле — августе 1939 года на полигоне в Харькове и выявили сходство их тактико-технических характеристик, в первую очередь динамических. Максимальная скорость боевых машин на гусеницах была одинаковой — 65 км/ч; средние скорости также примерно равные, причем эксплуатационные скорости танка А-20 на колесах и гусеницах существенно не различались. По результатам испытаний был сделан вывод, что А-32, имевший запас по увеличению массы, целесообразно защищать более мощной броней, соответственно повысив прочность отдельных деталей. Новый танк получил обозначение А-34.
В октябре — ноябре 1939 года велись испытания двух машин А-32, догруженных на 6830 кг (до массы А-34). На основании этих испытании 19 декабря танк А-34 приняли на вооружение Красной Армии под индексом Т-34. Официальные лица Наркомата обороны почти до самого начала войны не имели твердого мнения о танке Т-34, уже принятом на вооружение. Руководство завода № 183 не согласилось с мнением заказчика и обжаловало это решение в главке и наркомате, предложив продолжать производство и давать армии танки Т-34 с исправлениями и сокращенным до 1000 км (с 3000) гарантийным пробегом. Точку в споре поставил К. Е. Ворошилов, согласившись с мнением завода. Однако главный недостаток, отмеченный в отчете специалистов НИБТ Полигона — теснота так и не был исправлен.
В первоначальном виде танк Т-34 выпуска 1940 года отличался очень высоким качеством обработки броневых поверхностей. В военное время им пришлось пожертвовать ради массового производства боевой машины. Первоначальный производственный план на 1940 год предусматривал выпуск 150 серийных Т-34, но уже в июне это число возросло до 600. Причем производство предполагалось развернуть как на заводе № 183, так и на Сталинградском тракторном (СТЗ), который должен был изготовить 100 машин. Однако план этот оказался далек от реальности: к 15 сентября 1940 года на ХПЗ изготовили только 3 серийных танка, а сталинградские танки Т-34 покинули заводские цеха только в 1941 году.
Первые три серийные машины в ноябре-декабре 1940 года подверглись интенсивным испытаниям стрельбой и пробегом по маршруту Харьков-Кубинка-Смоленск-Киев-Харьков. Испытания проводили офицеры НИБТПолигона. Они выявили так много конструктивных недостатков, что усомнились в боеспособности испытываемых машин. ГАБТУ представило отрицательный отчет. Помимо того, что броневые листы устанавливались под большими углами наклона, по толщине брони танк Т-34 выпуска 1940 года превосходил большинство средних машин того времени. Одним из основных недостатков была короткоствольная пушка Л-11.
Маска пушки Л-11 | Маска пушки Ф-34 |
Второй опытный образец А-34
Забрасывание на моторный люк танка бутылок с горящим бензином.
Первоначально в танк ставили 76-мм пушку Л-11 с длиной ствола в 30,5 калибра, а начиная с февраля 1941 года наряду с Л-11 стали устанавливать 76-мм пушку Ф-34 с длиной ствола в 41 калибр. При этом изменения затронули лишь броневую маску качающейся части пушки. К концу лета 1941 года танки Т-34 выпускались только с пушкой Ф-34, которая производилась на заводе № 92 в Горьком. После начала Великой Отечественной войны постановлением ГКО № 1 к производству танков Т-34 подключался завод «Красное Сормово» (завод № 112 Наркомсудпрома). При этом сормовичам разрешили устанавливать на танки авиадеталей, привезенных из Харькова.
Таким образом осенью 1941 года единственным крупным производителем танков Т-34 остался СТЗ. При этом выпуск максимально возможного числа комплектующих постарались развернуть в Сталинграде. Броневой прокат поступал с завода «Красный Октябрь», бронекорпуса сваривались на Сталинградской судоверфи (завод № 264), пушки поставлял завод «Баррикады». Таким образом, в городе был организован практически полный цикл производства. Так же обстояли дела и в Горьком, и в Нижнем Тагиле.
Следует отметить, что каждый завод-изготовитель вносил в конструкцию машины некоторые изменения и дополнения в соответствии со своими технологическими возможностями, поэтому танки Т-34 разных заводов имели свои характерный внешний облик.
Всего за это время было изготовлено 35312 танков Т-34, включая 1170 огнеметных.
Существует таблица производства Т-34, которая несколько отличается по количеству выпущенных танков:
1940
Завод | 1940 год |
ХПЗ № 183 (Харьков) | 117 |
№ 183 (Нижний Тагил) | |
№ 112 «Красное Сормово» (Горький) | |
СТЗ (Сталинград) | |
ЧТЗ (Челябинск) | |
УЗТМ (Свердловск) | |
№ 174 (Омск) | |
Всего | 117 |
1941
Завод | 1941 год |
ХПЗ № 183 (Харьков) | 1560 |
№ 183 (Нижний Тагил) | 25 |
№ 112 «Красное Сормово» (Горький) | 173 |
СТЗ (Сталинград) | 1256 |
ЧТЗ (Челябинск) | |
УЗТМ (Свердловск) | |
№ 174 (Омск) | |
Всего | 3014 |
1942
Завод | 1942 год |
ХПЗ № 183 (Харьков) | |
№ 183 (Нижний Тагил) | 5684 |
№ 112 «Красное Сормово» (Горький) | 2584 |
СТЗ (Сталинград) | 2520 |
ЧТЗ (Челябинск) | 1055 |
УЗТМ (Свердловск) | 267 |
№ 174 (Омск) | 417 |
Всего | 12572 |
1943
Завод | 1943 год |
ХПЗ № 183 (Харьков) | |
№ 183 (Нижний Тагил) | 7466 |
№ 112 «Красное Сормово» (Горький) | 2962 |
СТЗ (Сталинград) | |
ЧТЗ (Челябинск) | 3594 |
УЗТМ (Свердловск) | 464 |
№ 174 (Омск) | 1347 |
Всего | 15833 |
1944
Завод | 1944 год |
ХПЗ № 183 (Харьков) | |
№ 183 (Нижний Тагил) | 1838 |
№ 112 «Красное Сормово» (Горький) | 557 |
СТЗ (Сталинград) | |
ЧТЗ (Челябинск) | 445 |
УЗТМ (Свердловск) | |
№ 174 (Омск) | 1136 |
Всего | 3976 |
Всего
Завод | Всего |
ХПЗ № 183 (Харьков) | 1677 |
№ 183 (Нижний Тагил) | 15013 |
№ 112 «Красное Сормово» (Горький) | 6276 |
СТЗ (Сталинград) | 3776 |
ЧТЗ (Челябинск) | 5094 |
УЗТМ (Свердловск) | 731 |
№ 174 (Омск) | 2900 |
Всего | 35467 |
wikiwar.ru
Танк Т-34
Танк Т-34 создан на базе опытного среднего А-32 и принят на вооружение в декабре 1939 года. Конструкция тридцатьчетверки знаменует собой качественный скачок в отечественном и мировом танкостроении. В машине впервые органично сочетаются противоснарядное бронирование, мощное вооружение и надежная ходовая часть. Противоснарядное бронирование обеспечивается не только применением катаных броневых листов большой толщины, но и рациональным их наклоном. При этом соединение листов осуществлялось методом ручной сварки, которая в ходе производства была заменена автоматической сваркой. Танк вооружался 76,2-мм пушкой Л-11, которая была вскоре была заменена более мощной пушкой Ф-32, а затем и Ф-34. Таким образом, по вооружению он соответствовал тяжелому танку КВ-1.
Высокая подвижность обеспечивалась мощным дизельным двигателем и широкими гусеницами. Высокая технологичность конструкции позволила наладить серийное производство Т-34 на семи различных по оснащению машиностроительных заводах. В ходе Великой Отечественной войны наряду с увеличением количества выпускаемых танков, решалась задача по усовершенствованию их конструкции и упрощению технологии изготовления. Сложные для производства первоначальные образцы сварной и литой башни были заменены более простой литой шестигранной башней. Увеличение срока службы двигателя было достигнуто созданием высокоэффективных воздухоочистителей, усовершенствованием системы смазки и введением всережимного регулятора. Замена главного фрикциона более совершенным и введение пятиступенчатой коробки передач вместо четырехступенчатой способствовало повышению средней скорости движения. Более прочные гусеницы и литые опорные катки повысили надежность ходовой части. Таким образом, была повышена надежность танка в целом при одновременном снижении трудоемкости изготовления. Всего в годы войны было выпущено боле 52 тысяч танков Т-34, которые приняли участие во всех сражениях.
История создания танка Т-34
13 октября 1937 года Харьковскому паровозостроительному заводу имени Коминтерна (завод № 183) были выданы тактико-технические требования на проектирование и изготовление нового колесно-гусеничного танка БТ-20. Для выполнения этой задачи решением 8-го Главного управления Наркомата оборонной промышленности на заводе создали специальное ОКБ, подчиненное непосредственно главному инженеру. Он получил заводское обозначение А-20. В ходе его проектирования был разработан еще один танк, практически идентичный А-20 по массогабаритным характеристикам. Главным его отличием стало отсутствие привода колесного хода.
В результате 4 мая 1938 года на заседании Комитета Обороны СССР были представлены два проекта: колесно-гусеничного танка А-20 и гусеничного А-32. В августе оба они рассматривались на заседании Главного военного совета, были одобрены и в первой половине следующего года выполнены в металле.
По своим техническим данным и внешнему виду танк А-32 незначительно отличался от А-20. Он оказался на 1 тонну тяжелее (боевая масса — 19 т), имел такие же габаритные размеры и форму корпуса и башни. Аналогичной была и силовая установка — дизель В-2. Основные отличия заключались в отсутствии привода колесного хода толщине брони (30-мм вместо 25-мм у А-20), 76-мм пушке (на первом образце поначалу установили 45-мм), наличие в ходовой части пяти опорных катков на один борт.
Совместные испытания обоих машин проводились в июле — августе 1939 года на полигоне в Харькове и выявили сходство их тактико-технических характеристик, в первую очередь динамических. Максимальная скорость боевых машин на гусеницах была одинаковой — 65 км/ч; средние скорости также примерно равные, причем эксплуатационные скорости танка А-20 на колесах и гусеницах существенно не различались. По результатам испытаний был сделан вывод, что А-32, имевший запас по увеличению массы, целесообразно защищать более мощной броней, соответственно повысив прочность отдельных деталей. Новый танк получил обозначение А-34.
В октябре — ноябре 1939 года велись испытания двух машин А-32, догруженных на 6830 кг (до массы А-34). На основании этих испытании 19 декабря танк А-34 приняли на вооружение Красной Армии под индексом Т-34. Официальные лица Наркомата обороны почти до самого начала войны не имели твердого мнения о танке Т-34, уже принятом на вооружение. Руководство завода № 183 не согласилось с мнением заказчика и обжаловало это решение в главке и наркомате, предложив продолжать производство и давать армии танки Т-34 с исправлениями и сокращенным до 1000 км (с 3000) гарантийным пробегом. Точку в споре поставил К. Е. Ворошилов, согласившись с мнением завода. Однако главный недостаток, отмеченный в отчете специалистов НИБТ Полигона — теснота так и не был исправлен.
В первоначальном виде танк Т-34 выпуска 1940 года отличался очень высоким качеством обработки броневых поверхностей. В военное время им пришлось пожертвовать ради массового производства боевой машины. Первоначальный производственный план на 1940 год предусматривал выпуск 150 серийных Т-34, но уже в июне это число возросло до 600. Причем производство предполагалось развернуть как на заводе № 183, так и на Сталинградском тракторном (СТЗ), который должен был изготовить 100 машин. Однако план этот оказался далек от реальности: к 15 сентября 1940 года на ХПЗ изготовили только 3 серийных танка, а сталинградские танки Т-34 покинули заводские цеха только в 1941 году.
Первые три серийные машины в ноябре-декабре 1940 года подверглись интенсивным испытаниям стрельбой и пробегом по маршруту Харьков-Кубинка-Смоленск-Киев-Харьков. Испытания проводили офицеры НИБТПолигона. Они выявили так много конструктивных недостатков, что усомнились в боеспособности испытываемых машин. ГАБТУ представило отрицательный отчет. Помимо того, что броневые листы устанавливались под большими углами наклона, по толщине брони танк Т-34 выпуска 1940 года превосходил большинство средних машин того времени. Одним из основных недостатков была короткоствольная пушка Л-11.
Маска пушки Л-11 | Маска пушки Ф-34 |
Второй опытный образец А-34
Забрасывание на моторный люк танка бутылок с горящим бензином.
Первоначально в танк ставили 76-мм пушку Л-11 с длиной ствола в 30,5 калибра, а начиная с февраля 1941 года наряду с Л-11 стали устанавливать 76-мм пушку Ф-34 с длиной ствола в 41 калибр. При этом изменения затронули лишь броневую маску качающейся части пушки. К концу лета 1941 года танки Т-34 выпускались только с пушкой Ф-34, которая производилась на заводе № 92 в Горьком. После начала Великой Отечественной войны постановлением ГКО № 1 к производству танков Т-34 подключался завод «Красное Сормово» (завод № 112 Наркомсудпрома). При этом сормовичам разрешили устанавливать на танки авиадеталей, привезенных из Харькова.
Таким образом осенью 1941 года единственным крупным производителем танков Т-34 остался СТЗ. При этом выпуск максимально возможного числа комплектующих постарались развернуть в Сталинграде. Броневой прокат поступал с завода «Красный Октябрь», бронекорпуса сваривались на Сталинградской судоверфи (завод № 264), пушки поставлял завод «Баррикады». Таким образом, в городе был организован практически полный цикл производства. Так же обстояли дела и в Горьком, и в Нижнем Тагиле.
Следует отметить, что каждый завод-изготовитель вносил в конструкцию машины некоторые изменения и дополнения в соответствии со своими технологическими возможностями, поэтому танки Т-34 разных заводов имели свои характерный внешний облик.
Всего за это время было изготовлено 35312 танков Т-34, включая 1170 огнеметных.
Существует таблица производства Т-34, которая несколько отличается по количеству выпущенных танков:
Завод | 1940 год |
ХПЗ № 183 (Харьков) | 117 |
№ 183 (Нижний Тагил) | |
№ 112 «Красное Сормово» (Горький) | |
СТЗ (Сталинград) | |
ЧТЗ (Челябинск) | |
УЗТМ (Свердловск) | |
№ 174 (Омск) | |
Всего | 117 |
Завод | 1941 год |
ХПЗ № 183 (Харьков) | 1560 |
№ 183 (Нижний Тагил) | 25 |
№ 112 «Красное Сормово» (Горький) | 173 |
СТЗ (Сталинград) | 1256 |
ЧТЗ (Челябинск) | |
УЗТМ (Свердловск) | |
№ 174 (Омск) | |
Всего | 3014 |
Завод | 1942 год |
ХПЗ № 183 (Харьков) | |
№ 183 (Нижний Тагил) | 5684 |
№ 112 «Красное Сормово» (Горький) | 2584 |
СТЗ (Сталинград) | 2520 |
ЧТЗ (Челябинск) | 1055 |
УЗТМ (Свердловск) | 267 |
№ 174 (Омск) | 417 |
Всего | 12572 |
Завод | 1943 год |
ХПЗ № 183 (Харьков) | |
№ 183 (Нижний Тагил) | 7466 |
№ 112 «Красное Сормово» (Горький) | 2962 |
СТЗ (Сталинград) | |
ЧТЗ (Челябинск) | 3594 |
УЗТМ (Свердловск) | 464 |
№ 174 (Омск) | 1347 |
Всего | 15833 |
Завод | 1944 год |
ХПЗ № 183 (Харьков) | |
№ 183 (Нижний Тагил) | 1838 |
№ 112 «Красное Сормово» (Горький) | 557 |
СТЗ (Сталинград) | |
ЧТЗ (Челябинск) | 445 |
УЗТМ (Свердловск) | |
№ 174 (Омск) | 1136 |
Всего | 3976 |
Завод | Всего |
ХПЗ № 183 (Харьков) | 1677 |
№ 183 (Нижний Тагил) | 15013 |
№ 112 «Красное Сормово» (Горький) | 6276 |
СТЗ (Сталинград) | 3776 |
ЧТЗ (Челябинск) | 5094 |
УЗТМ (Свердловск) | 731 |
№ 174 (Омск) | 2900 |
Всего | 35467 |
pro-tank.ru
Т 34 76 Советский Танк, Технические Характеристики ТТХ, Обзор Схемы Строения, Мощность Двигателя и Калибр Пушки с Фото и Видео
15.11.2018
Танк Т-34 76 по праву считается одним из лучших танков Второй мировой, вобравшим в себя все лучшие качества этих боевых машин. Он был признан лучшим для своего времени не только советскими военными, но даже их противниками, которые непосредственно сталкивались с этим танком в боевых условиях.
Из истории танка Т-34
Немецкие танкисты в сорок первом году не могли ничего противопоставить танку Т-34 76 с его отменной броней и серьезной огневой мощью. Помимо оптимальных характеристик для военного времени, танк отличался достаточно простой конструкцией, высокой технологичностью и приспособленностью к ведению боя в различных условиях. Танк с легкостью ремонтировался в полевых условиях, что несомненно стало его огромным плюсом. До появления на вооружении Германии «Тигров», «Пантер» и «Фердинандов» советский Т-34 был смертельной угрозой для немцев. Т-34 вступал в тяжелейшие бои и зачастую выходил из них победителем.
Разработка Т-34 76
Спроектировали и собрали Т-34 в конструкторском бюро Харьковского паровозостроительного завода. Занималось им не только знаменитое конструкторское бюро М.И. Кошкина, в работе участвовало также КБ Адольфа Дика. Технический проект в этом бюро подготовили с опозданием на целый месяц, из-за чего А. Дик был арестован. В итоге ответственным за проект стал только М. Кошкин. В процессе работ конструкторы создали два варианта движителей танка: колесно-гусеничный и гусеничный, в итоге предпочтение отдали второму. В марте сорокового года два образца нового танка доставили на Ивановскую площадь Кремля, чтобы продемонстрировать его военной комиссии и правительству. Стоит отметить, что для этого новые боевые машины своим ходом преодолели целых 750 километров от Харькова и до Москвы, двигаясь они по бездорожью, и тем самым показав отличную проходимость. В конце марта танки начала выпускать советская промышленность.
К началу Великой Отечественной войны танк Т-34 был лучшей в мире машиной, подвижной, несложной в производстве, с противоснарядной броней и мощной 76 миллиметровой пушкой, способной пробить любой немецкий танк образца сорок первого года. 37-миллиметровые пушки немцев были практически бессильны против «тридцатьчетверки». С 1941 года для Вермахта начали выпускать «Panzer III», большая часть которых была оснащена 50 миллиметровой пушкой, уже более эффективной против брони Т 34. Но пробитие обеспечивалось на расстоянии был не более шестисот метров, и только если стреляли подкалиберным снарядом, а вот пушка Т-34 могла пробить броню ранних модификаций «Panzer III» с двух тысяч метров. Позднее появились модификации Panzer с 60 и 50 миллиметрами брони, но ее Т-34 пробивал бронебойными снарядами с расстояния в полторы тысячи метров. Даже более поздние и укрепленные модели «Panzer III» Ausf.M и Ausf.L с 70-миллиметровой броней могли быть пробиты «тридцатьчетверкой» с расстояния в пятьсот метров.
Стоит отметь и 45 миллиметровую броню Т-34, которая благодаря своей наклонной конструкции нередко провоцировала рикошеты при обстреле с дальних дистанций, что сильно затрудняло борьбу с этим танком. Но у Т-34 были и недостатки – плохой обзор и не очень надежная трансмиссия. Кроме того, боевое отделение было достаточно тесным и сильно стесняло работу экипажа.
Устройство танка
Сначала о Т-34 76 в общих чертах:
- Боевая масса танка была больше тридцати тонн;
- Орудие – Л 11 и Ф 34 калибра 76,2 мм;
- Мощность двигателя — 500 лошадиных сил;
- Максимальная скорость — 55 километров в час;
- Экипаж — четыре человека;
- Было выпущено около 20 000 штук.
Корпус
В 1940 году корпус Т-34 варили из катанных броневых листов. В передней части лобового листа расположен люк механика-водителя с откидывающейся крышкой. Дальше, в верхней части крышки люка, установлен центральный смотровой прибор для водителя, а слева и справа — боковые смотровые приборы, установленные под углом шестьдесят градусов к продольной оси машины. Справа находится амбразура курсового пулемета в шаровой опоре. Броневой маски у пулемета нет. Задний наклонный лист корпуса съемный и крепится к листам борта с помощью болтов. В нем имеется прямоугольный люк для доступа к трансмиссионному отделению. Сбоку люка есть два овальных отверстия с выхлопными патрубками, защищенные бронеколпаками.
Башня
Башня танка сварная, конусообразная из катаных бронелистов. У крыши башни был общий люк для членов экипажа. На люке смонтирован смотровой прибор ля кругового обзора. Перед люком с левой стороны был перископический прицел ПТ-6, а справа — люк вентиляции.
Пушки
На танке изначально была установлена пушка модели Л-11, 76,2 миллиметра со стволом длиной 30,5 калибра. Она имела ряд недостатков, потому вскоре ее заменили более удачной пушкой Ф-32. Через некоторое время в конструкторском бюро разработали модификацию этого орудия, которая серьезно превосходил предыдущий вариант. Орудие получило название Ф-34, длина его ствола увеличилась до 41 калибра, что существенно подняло пробивную силу пушки. Имелся спаренный с пушкой пулемет ДТ калибра 7,62 мм, а для прямой наводки орудия использовали телескопический прицел ТОД-6.
Ходовая часть
У танка было пять пар опорных катков большого диаметра. Направляющие и опорные катки были обрезиненными, а гусеничная цепь — мелкозвенчатая из тридцати семи плоских и тридцати семи гребневых траков. Снаружи у каждого трака имелись шпоры-грунтозацепы. В кормовой части корпуса крепились два запасных трака и два домкрата. У четырех пар катков на борту была индивидуальная пружинная подвеска, пружины размещались под наклоном и были приварены к бортам в корпусе.
Двигатель
В танке Т-34 76 был установлен дизельный двигатель В-2 — это быстроходный, бескомпрессорный двигатель на водяном охлаждении со струйным распылением топлива и эксплуатационной мощностью в 500 лошадиных сил, скоростью до сорока семи километров в час.
Подъем танка Т-34 76
Видео: танк Т-34 76 в действии
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
С друзьями поделились:
militaryarms.ru
Легендарный танк Великой Отечественной Т-34
Немцы предполагали, что война на просторах СССР будет такой же стремительной, как в Европейских государствах. Да и надеялись не только на численность армии, но и на великолепную технику.
Советский средний танк Т-34, участвовавший в боях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Однако командованию и солдатам пришлось сильно удивиться, когда начались первые столкновения с советскими танками. Боевая машина Т-34 превосходила любой немецкий танк. Самая отличительная черта – маневренность.
Сразу появилось прозвище Т-34 от немецких танкистов – «wunderwaffe». По-русски это звучало: «Чудо-оружие». Историки, серьезно изучающие события Второй Мировой войны, называют Т-34 быстроходным, хорошо вооруженным, маневренным танком.
Тридцатые годы стали важной отправной точкой создания бронемашин для Красной Армии. Делегация СССР закупила два танка у американского конструктора Уолтера Кристи. Конечно, запустить в массовое производство танки невозможно.
Тогда это будет американская модель. Руководство страны считало необходимым создание своего, советского танка. Главное достоинство танка Кристи – колесно-гусеничное движение. Для СССР с ее просторами и буераками, это было то, «что доктор прописал».
Конструктор Михаил Кошкин. Советский средний танк Т-34.
Скоростная, маневренная машина могла передвигаться на колесном и гусеничном ходу. В Испании танк прошел надежную обкатку в боевой обстановке. А дальше уже финский фронт.
Претензии были к американским танкам. Слабая бронезащита, орудие слабенькое… Советские разведчики докладывали о тотальной подготовке Германии к войне. Требовалось быстрое перевооружение.
На Харьковском танковом заводе работал талантливый конструктор – Кошкин Михаил. Он был уже известным и успешным специалистом. Именно ему и поручило Правительство создание новой машины.
Кошкин создал модель танка, получившего принципиально новый двигатель. Лобовая броня была откровенно слабовата. Но экономия…Танк Кошкина тоже передвигался на гусеницах и колесах.
Комитет Обороны принимает решение о модернизации танка. Усилена бронезащита, лобовая броня, установлена 76-мм пушка. Мотор, настолько мощный, что позволял машине прыгать и крутиться на одном месте в бою.
1110 единиц боевого оружия. Именно столько эвакуированный харьковский завод, на Урале, выпустил за войну столь необходимых на фронтах броневых машин.
Оснащение «чудо-машины»
Разделена на несколько отделов внутренность танка. Как-то умещались в очень ограниченном пространстве экипажи из четырех человек.
Пулеметы стали закреплять снаружи. Радист и механик-водитель находились в передней части машины. Передний щиток использовали для приборов наблюдения.
Танки Т-34 готовятся к отправке на фронт.
Командир танка был наводчиком, заряжающим и стрелком. Каждый член экипажа исполнял несколько функций. Мотор располагался по центру, но отделялся от экипажа съемной перегородкой.
Во время войны ее часто снимали. Она становилась помехой в бою.
Гомогенная сталь корпуса с сильным наклоном рикошетили вражеские снаряды. 76-миллиметровая пушка Ф-34, пробивала любую броню немецких танков. Когда появились «Тигры» и «Пантеры», скоростные и маневренные особенности машины стали ее союзниками.
Рабочие сборочного цеха Кировского завода за сборкой танков.
Пулемет ДТ 7,62 мм, удобен во время уличных боев. Двигатель (450 л. с.) был один из самых мощных в мире на начало войны. Неприхотливый танк легко передвигался по русской распутице весной и осенью. Сколько подвигов совершено, благодаря скоростным качествам и маневренности машины.
Советские танки в пригороде Берлина
Экипаж, под руководством Александра Оськина, в 44-ом году уничтожил три «Королевских Тигра». Высокая маневренность выручила экипаж в бою.
Приблизившись на скорости к фашистским танкам, они расстреляли их с бортов, так как лобовая атака не могла иметь место.
Модернизация легенды
Конструкторы продолжали работать над усовершенствованием Т-34. Последняя модификация танка превратила его в модель Т-34-85. Машина встала на вооружение в 44 году, а сняли ее с вооружения только в 93-ем.
Внешний вид, конечно, менялся, но по сути, он оставался прежним. Только башня стала новой, и установили мощную пушку – 85 миллиметров. Внутри машины стало больше места для экипажа за счет увеличения башни.
Теперь в экипаже работал наводчик. Командира слегка разгрузили. Вес танка стал чуть более увеличенным. Но изменилась и мощность двигателя. Военные считают, что последняя модификация Т-34 стала идеальным прорывом среди бронированных машин.
Венец творения конструкторов средних танков – высокая скорость, маневренность, огневая мощь, простота конструкции и неприхотливость.
Боевая машина использовалась в военных конфликтах в Корее, во Вьетнаме. Заказы на поставки танков шли от Израиля, Палестины, африканских стран. Европа закупала универсальную машину.
Сегодня более двадцати стран вооружены Т-34-85. В 50-х годах двадцатого столетия, когда дружба между Сталиным и Мао была в самом разгаре, СССР подарил китайцам все документы на изготовление броневой машины.
aeslib.ru
Легендарный Советский танк Т-34
Цель: создать исторически достоверную модель легендарного танка Т-34
Задачи:
- Изучить литературу из книг, интернет источников.
- Описать конструкцию танка Т-34.
- Выбрать пластилин для изготовления танка Т-34
- Сделать план поэтапного изготовления танка Т-34
Значимость моей работы состоит в том, что сделанный в результате исследования легендарный танк Т-34, можно использовать на уроках технологии и ИЗО в качестве наглядного пособия для ознакомления сверстников с боевой техникой Великой Отечественной войны.
Тема моей работы актуальна на сегодняшний день, ведь оборона и защита нашей страны напрямую зависит от нашей боевой техники. В процессе исследования данной темы невозможно не затронуть тему Великой Отечественной Войны. Из всех образцов военной техники наибольший интерес у меня вызывает танк Т-34. Без него невозможно представить себе историю победы. Оказывается, из всех видов боевой техники, с которыми столкнулись германские войска в начале второй мировой войны, ни один не вызвал у них такого шока, как русский танк Т-34.
Из истории создания танка.
Танк — это бронированная боевая машина чаще всего на гусеничном ходу, как правило, с пушечным вооружением в качестве основного.
Слово «танк» происходит от английского слова tank (то есть «бак» или «цистерна»). Происхождение названия таково: при отправке на фронт первых танков британская контрразведка пустила слух, что в Англии российским правительством заказана партия топливных цистерн. И танки отправились по железной дороге под видом цистерн, на которые они были очень похожи.
Первый российский проект боевой гусеничной машины был выполнен В. Д. Менделеевым, сыном известного химика. Военное ведомство России понимали всю полезность создания вездеходных машин для русского бездорожья. Опыт создания таких машин в нашей стране накапливался, но первые танки Россия закупала за рубежом, и использовала в сельхозработах, а также в военных парадах.
Немного о легендарном советском танке Т-34:
Один из лучших средних танков на 1940 год. Сочетал в себе хорошую броневую защиту и мощное вооружение. По крайней мере, до середины 1942 г. противник ему мало что мог противопоставить. Нередко Т-34, получив многочисленные попадания, оставались в строю. Признан в мире самым массовым, и использовался в вооружении даже в 90-х годах прошлого столетия.
В создание среднего танка Т-34 вложили свой труд, знания и опыт многие сотни людей. Однако первым среди них является Главный конструктор этого танка — Михаил Ильич Кошкин. Его биография характерна для многих советских конструкторов боевой техники и вооружения тех лет. Родился Михаил Кошкин в Вятской губернии 5 декабря 1898 года. В 11 лет Михаил пошел работать учеником на кондитерскую фабрику. В сентябре 1917-го Кошкина призывают в армию, а в 1918-м он добровольцем вступает в ряды Красной Армии.
После окончания института в 1934 году Кошкин вместе с группой дипломников пришел работать на завод № 185, который выпускал тогда в год до двадцати опытных конструкций бронетехники. По поручению Комитета в 1938 году было поручено разработать конструкцию машины с использованием только гусеничного движителя. Этим занялся Кошкин. После изготовления опытных образцов и проведения сравнительных испытаний предполагалось принять окончательное решение в пользу одного из них. Так появился Т-34.
Танк Т-34 с 76-мм пушкой находился в производстве с 1940 по 1944 год. Благодаря своим боевым качествам Т-34 был признан рядом специалистов лучшим средним танком Второй мировой войны. В ходе серийного производства танк непрерывно совершенствовался, что позволило его модификациям находиться в серийном производстве в течение всей войны и в послевоенные годы. Танк Т-34 является самым известным советским танком и одним из самых узнаваемых символов Второй мировой войны.
Ход моей работы.
Перед началом работы, мы выбрали пластилин. И поэтапно стали создавать детали танка. В первую очередь изготовил корпус, затем колеса с гусеницей. Следующим этапом стало изготовление башни с пушкой.
Рис.1. Создание деталей танка
Рис. 2. Соединение деталей гусеницы
Рис. 3. Сборка основных деталей
Рис. 4. Готовая модель Танка Т-34
Выводы. Созданию модели предшествовало изучение истории создания разновидностей танка Т-34 времен Великой Отечественной войны.
Данное исследование и созданная мною модель танка поможет заинтересовать моих сверстников на занятиях по технологии о военной технике или классных часах, посвященных годовщине Великой победы нашего народа в Великой отечественной войне.
По моему мнению, у нас получилось все так, как мы и задумывали. Изделие получилось необычное и красивое.
Литература:
- Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/
- MILITARYARMS.RU сайт о военной технике http://militaryarms.ru/voennaya-texnika/tanki/koshkin-m-i-istoriya-zhizni-sozdatelya-legendarnogo-t-34/
- Портал «Техника-Молодёжи» http://technicamolodezhi.ru
yun.moluch.ru
Танк Т-34 85 Средний, Экипаж, История Создания и Появления, Устройство Двигателя и Технические Характеристики ТТХ
30.10.2018
Советский танк Т-34 по праву считается оружием Победы.
История появления Т-34
Появление советского Т-34 было вызвано необходимостью танка, оснащенного противоснарядной броней, мощным двигателем и вооружением — что прекрасно осознавало руководство советской страны в конце 30-х годов прошлого века. История рождения на свет Т-34 интересна и сложна, о ней написано немало книг. Если говорить коротко, то танк, известный всему миру как Т-34, был принят на вооружение 19 декабря 1939 года.
В 1940 году началось серийное производство этой машины. К началу войны с гитлеровской Германией СССР имел 1225 Т-34, из них более девятисот — в западных округах. Т-34 изначально задумывался как средний танк с противоснарядным бронированием и мощным орудием, способным пробить броню любого танка.
Сказать, что появление Т-34 стало для гитлеровцев большим сюрпризом – это значит не сказать ничего. Русский танк превосходил все, что имел на тот время Вермахт. Ни одно из немецких противотанковых орудий не пробивало лобовую броню русского танка, для борьбы с ним приходилось использовать зенитную 88-миллиметровую пушку. Не могли пробить броню «тридцатьчетверки» и немецкие танки, а 76-мм пушка советского танка крушила броню любой немецкой бронированной машины.
Тем не менее, еще в ноябре-декабре 1940 года во время испытаний первых серийных машин Т-34 было отмечено множество недостатков этого танка. В первую очередь отмечали тесноту и неудобство боевого отделения. Танк Т-34 страдал также «слепотой», то есть, имел очень плохой обзор. Приборы наблюдения и прицелы танка были низкого качества и неудобно расположены.
В начале 1941 года была создана новая модификация Т-34 М, в которой удалось избавиться от большинства недостатков Т-34, но после начала войны все работы по Т-34 М были свернуты. Перед заводами-производителями поставили единственную задачу – максимально увеличить выпуск танков для фронта и не отвлекаться на доработки.
Причины модернизации
К вопросу модернизации Т-34 вернулись уже в 1942 году, имея за плечами опыт практического использования танка. Тем более что немцы доработали свой основной танк Pz.IV — на него была установлена 75-мм длинноствольная пушка и серьезно усилена броневая защита. Кроме того, в 1943 году Германия начала серийно выпускать средние и тяжелые танки Pz. VI «Тигр» и Pz. V «Пантера», имевшие серьезное бронирование, значительную огневую мощь и во многом превосходившие советский танк.
Советские танки должны были приблизиться на минимальное расстояние к немецким машинам и только в этом случае пушка «тридцатьчетверки» имела шанс пробить броню «пантеры» или «тигра». Стало очевидным, что Т-34 срочно нуждается в модернизации — причем довольно глубокой.
Модификация Т-34-85
Именно таким модернизированным вариантом стала модель Т-34-85, в которой был применен целый ряд новшеств, существенно повысивших ТТХ машины. В первую очередь был устранен главный недостаток Т-34 предыдущих модификаций – теснота башни. Из-за этого экипаж предыдущих моделей Т-34 состоял из четырех человек, и командир танка выполнял и функции стрелка-наводчика. Был улучшен обзор изнутри машины.
Т-34-85 получил новую башню, внутри которой смогли поместиться уже три танкиста. Ее эргономика стала более удобной. Башня танка Т-34-85 была увеличена в том числе и за счет расширения башенного погона, но при этом ни в корпус, ни в саму компоновку танка существенных изменений внесено не было. Вес танка увеличился до 32 тонн. На него была установлена пушка С-53, калибром 85 мм, что позволило модернизированной «тридцатьчетверке» успешно сражаться с новыми немецкими танками.
После того как на вооружение был принят Т-34-85, все более ранние модели этого танка получили обозначение Т-34-76. Компоновка новой машины не имела принципиальных отличий от предшественников.
Было усиленно бронирование, что увеличило вес танка. На крыше башни появилась командирская башенка цилиндрической формы. Экипаж получил более совершенные приборы наблюдения, которые давали улучшенный обзор.
Однако в условиях войны пойти на полную модернизацию танка с глубоким изменением его компоновки не решились. Не изменилось устройство подвески, не стали менять положение двигателя, что позволило бы увеличить боевое отделение танка и сдвинуть башню назад.
Погон башни стал максимальным, то есть, установить на него еще более крупную башню для более мощной пушки стало невозможным. Иными словами, в плане вооружения этот танк достиг своего предела.
Основные ТТХ танка Т-34-85
Общие данные
- Вес танка, т – 32,2
- Компоновка – классическая
- Экипаж, чел. – 5
- Время производства – 1943-1958
- Общее количество выпущенных танков – 35 000 шт.
Размеры танка
- Длина корпуса – 8600 мм
- Ширина корпуса – 3000 мм
- Высота корпуса – 2700 мм
- Клиренс – 400 мм
Видео: Т-34 85 в действии
Вооружение
Пушка | ЗИС-С-53 |
Калибр, мм | 85 |
Длина ствола, мм (калибров) | 4641 (54,6) |
Углы наведения орудия, град: | |
по горизонтали | 360 |
по вертикали | -5…+22 |
Начальная скорость/вес бронебойного снаряда, м/с/кг | 792/9,2 |
Боекомплект, шт | 56 |
Пулемёт | ДТ |
Количество, шт | 2 |
Калибр, мм | 7,62 |
Броня
Лобовая броня (толщина/угол наклона), мм/град: | |
Верх | 45/60 |
Низ | 45/60 |
Борт (толщина/угол наклона), мм/град: | |
Верх | 45/40 |
Низ | 45/0 |
Корма (толщина/угол наклона), мм/град: | |
Верх | 45/48 |
Низ | 45/45 |
Крыша, мм | 20 |
Днище, мм | 20 |
Башня (толщина/угол наклона), мм/град: | |
Лоб | 90/0 (литая) |
Борт | 75/20 (литая) |
Скорость движения
Максимальная | 55 |
средняя по пересеченной местности | 25 |
Препятствия: | |
подъём, град | 35 |
спуск, град | 40 |
крен, град | 25 |
стенка, м | 0,73 |
брод, м | 1,3 |
ров, м | 2,5 |
Среднее удельное давление на грунт, кгс/м3 | 0,84 |
Запас хода, км: | |
по просёлку | 250 |
по шоссе | 300 |
Двигатель
Марка | В-2-34 |
Тип | дизельный, жидкостного охлаждения |
Число цилиндров | 12 |
Расположение цилиндров | V-образное, 60° |
Диаметр цилиндров, мм | 150 |
Ход поршня, мм | 180, 186,7 |
Максимальная мощность, л.с. (кВт) | 500 (367,6) |
Частота вращения, об/мин | 1800 |
Рабочий объём, л | 38,88 |
Ходовая часть
Подвеска | пружинная |
Гусеницы | Металл. |
Ширина гусеницы, мм | 500 |
Шаг зацепления, мм | 172 |
Число опорных катков на борт, шт | 5 |
Диаметр опорного катка, мм | 830 |
Т 34 85 появился на фронте в начале 1944 года. Машина прошла все крупные сражения 1944-1945 гг. и принимала участие в войне с Японией.
Несмотря на некоторые недостатки, танк Т-34-85 является наиболее совершенной модификацией прославленной «тридцатьчетверки». Именно этот танк стал символом победы. Он имел отличную маневренность, достойную броневую защиту, а его мощная пушка позволяла постоять за себя в бою. Кроме того, танк отличался несложной конструкцией, был дешев в изготовлении и обладал отличной ремонтопригодностью.
Видео: история Т-34 85
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
С друзьями поделились:
militaryarms.ru
Т-34 — Википедия РУ
Впервые в мире концепция быстроходного среднего танка с противоснарядной броневой защитой и мощным вооружением была реализована в 1934 году, в опытном танке Т-29 (проект КБ Ленинградского завода). К концу 1936 года руководству стало очевидно, что Т-29 в серию не пойдёт. Одной из причин такого решения было несоответствие проекта чертежам танка, разработанным на Ленинградском заводе. В то время наркома Г. К. Орджоникидзе беспокоила напряжённая обстановка в Танковом отделе Харьковского завода, сложившаяся на фоне проблем модернизации серийного быстроходного лёгкого танка БТ-7. Танки Т-29 и БТ-7 имели сходный колёсно-гусеничный движитель с опорными катками большого диаметра[источник не указан 959 дней].
Колёсно-гусеничный движитель танка Т-29 имел катки большого диаметра с независимой торсионной подвеской (в отличие от пружинной подвески танка БТ)[источник не указан 959 дней]. Торсионные валы, изготовленные по технологии Ленинградского завода, в условиях движения танка Т-29 по пересечённой местности работали неудовлетворительно[источник не указан 959 дней]. Тем не менее, конструктор М. И. Кошкин являлся сторонником применения на быстроходном среднем танке катков большого диаметра — основного элемента обеспечения быстроходности танка, при условии последующей доработки торсионной подвески[источник не указан 959 дней].
В декабре 1936 года нарком тяжёлой промышленности СССР — Г. К. Орджоникидзе, нашёл и направил с Ленинградского опытного завода, на Харьковский завод талантливого конструктора — самородка — Михаила Ильича Кошкина.
28 декабря 1936 года приказом наркома тяжёлой промышленности СССР Г. К. Орджоникидзе начальником танкового КБ завода № 183 был назначен М. И. Кошкин. До назначения в Харьков М. И. Кошкин работал на Ленинградском заводе № 185 заместителем главного конструктора. Участвовал в разработке колёсно-гусеничного танка Т-29 и первого «толстобронного» среднего танка Т-46-5, за что был награждён в 1936 году орденом Красной Звезды. М. И. Кошкин — выпускник Ленинградского политехнического института (ЛПИ) — пришёл в танковую промышленность в 1934 года. До ЛПИ М. И. Кошкин окончил Коммунистический университет им. Свердлова. На завод № 183 М. И. Кошкин приехал в период начавшихся репрессий, когда в войсковых частях начались массовые поломки шестерён в коробках передач на танках БТ-7.
В январе 1937 года М. И. Кошкин впервые, без сопровождающих появился в КБ (бюро 190). Одет был просто. Во второй половине дня в сопровождении А. О. Фирсова и Н. А. Кучеренко сделал обход и познакомился с конструкторами и осмотрел помещения. В течение последующих дней М. И. Кошкин познакомился с каждым из конструкторов и выполняемой ими работой. М. И. Кошкин сумел правильно сориентировать коллектив КБ, организовать его работу, вдохнуть веру в достижимость поставленной цели, заразить своей работоспособностью.
Танковое КБ состояло из молодых конструкторов, с определённым опытом работы по танкам Т-12, Т-24 и БТ. Самостоятельно танковое КБ разрабатывало только опытный танк Т-24. М. И. Кошкин, быстро и без каких либо трений вошёл в повседневную работу КБ, чутко воспринимал сложившуюся в то время обстановку в танковом отделе, смог привлечь к творческой работе многих конструкторов, производственников и военных, воспринимая их наболевшие проблемы, трудности и переживания. Благодаря личной принципиальности, трудолюбию и честности, М. И. Кошкин в кратчайшее время приобрёл авторитет на заводе.
Ещё до получения задания на разработку нового маневренного танка (период завершения работ по БТ-7М), созданная группа нового проектирования в составе П. П. Васильева, В. Г. Матюхина, и М. И. Таршинова под руководством заведующего секцией А. А. Морозова, не имея определённого плана работ, по собственной инициативе приступила к выбору рациональной схемы колёсного хода. (А. А. Морозов, В. Г. Матюхин), разработке формы корпуса, башни с учётом повышения пулестойкости (П. П. Васильев, М. И. Таршинов, с передачей работ М. И. Таршинову), разработке приводов управления и рабочих мест механика-водителя и стрелка-радиста (П. П. Васильев). После длительного обсуждения результатов проработок М. И. Кошкиным были намечены дальнейшие действия в проведении работ.
Во второй половине 1937 года, менее чем за год, под руководством М. И. Кошкина, с участием его ближайших помощников А. А. Морозова, Н. А. Кучеренко и других конструкторов была успешно завершена модернизация танка БТ-7М с установкой в нём дизеля В-2.
В сентябре 1937 года Главное автобронетанковое управление Красной Армии (ГАБТУ) выдало заводу № 183 тактико-техническое задание на разработку нового маневренного колёсно-гусеничного танка. К этому времени работы в танковом КБ по БТ-7М были в основном завершены, и конструкторский коллектив был готов к выполнению очередного сложного и почётного задания.
К концу 1937 года общий уровень работ по модернизации танка БТ-7 был уже таким, что позволил М. И. Кошкину, без ущерба для дела, выделить группу конструкторов, причём самых квалифицированных, для организации проектного бюро по созданию нового танка. Ввиду особой серьёзности задания М. И. Кошкин не счёл возможным вести проектирование в основном КБ (КБ 520), так как отвлекала бы текучка. Было решено выделить группу конструкторов в специальное КБ. Подбору конструкторов М. И. Кошкин уделил особое внимание — подбирал на добровольных началах, обещал не привилегии, а интересную и напряжённую работу. Созданное в танковом отделе специальное КБ-24 возглавил сам главный конструктор М. И. Кошкин, заместителем он назначил А. А. Морозова, оценив его конструкторское дарование. В составе КБ-24 в начале работало 11 человек, затем по ходу работ штат был увеличен до 24-х человек. С самого начала М. И. Кошкин исходил из того, что двигатель для нового танка должен быть дизельным (в ДзО шла доводка В-2). Разработку проекта начали немедленно. В КБ-24 работали, не считаясь со временем; царил дух творческого коллективизма в решении поставленных задач.
В КБ-24 с первых дней были определены ведущие специалисты: по корпусу — М. И. Таршинов, Е. С. Рабинович; по башне — А. А. Молоштанов, Ю. С. Миронов; по моторной установке: — Н. С. Коротченко, М. И. Котов; по трансмиссии — Я. И. Баран, А. И. Шпайхлер; по ходовой части — В. Г. Матюхин, С. М. Брагинский; по управлению — П. П. Васильев; по расчётам — Е. А. Берковский. Над разработкой других узлов работали: М. З. Лурье, К. Л. Водопьянов, В. С. Каледин и другие конструкторы. Быстроходный дизель В-2, создававшийся на заводе, ещё не был доведён и имел много дефектов… Это тревожило М. И. Кошкина, который со всей присущей ему энергией и напористостью включился в борьбу за надёжный дизель. Параллельно, основная часть коллектива КБ-520 под руководством Н. А. Кучеренко и И. С. Бера продолжала вести серийное производство и модернизацию танков БТ-7.
М. И. Кошкин заложил традицию изготовления опытных образцов машин в условиях, соответствующих их серийному производству, — по тем же чертежам, теми же кадрами, по той же технологии, тем же инструментом, с той же оснасткой, из тех же материалов. Впервые были внедрены стендовые испытания узлов танка.
Большое значение имели принципы, которыми руководствовался М. И. Кошкин: «Самая многообещающая впервые разработанная конструкция немедленно обесценивается, если её воплощение в металле осуществляется на низком уровне. Работать не в догонку, а — на обгон! В конструировании использовать не аналог, а тенденцию! Внедрить такой новый танк, который был бы длительное время перспективным и не требовал существенных изменений, неизбежно усложняющих производство и нарушающих его ритм».
Успеху работы способствовали высокие личные качества М. И. Кошкина: внимательное и доброжелательное отношение к коллегам и сотрудникам, принципиальность, порядочность, высокая деловитость и работоспособность. Ветеран харьковского танкостроения, впоследствии главный инженер Урал-вагонзавода в Нижнем Тагиле А. В. Забайкин вспоминает: «Михаил Ильич был прост в обращении и деловит. Не любил многословия. Как конструктор — быстро входил в суть конструкции, прикидывая её надёжность, технологичность. Возможность массового изготовления. Внимательно выслушивал нас — технологов, и, если наши замечания были обоснованными, немедленно их использовал». Его любил коллектив.
Сразу после окончания Великой Отечественной войны, в книге — «Трудовой подвиг советских танкостроителей в Великой Отечественной войне» под редакцией и со вступительной статьёй В. А. Малышева, опубликовано высказывание А. А. Морозова относительно личной роли М. И. Кошкина и членов его молодого коллектива конструкторов — в создании легендарного танка Т-34:
- «Назовём имена конструкторов танка Т-34, отдавших все свои знания и технический опыт на его создание, на увеличение могущества Красной Армии. Основы конструкции танка Т-34 заложил и разработал Михаил Ильич Кошкин. Он организовал коллектив молодых конструкторов. Постоянно учил их не бояться трудностей, которых всегда бывает немало при решении сложных задач. Этому замечательному конструктору мы, в первую очередь, обязаны появлением такого совершенного типа танка, каким является Т-34. В борьбе за создание Т-34 ближайшими помощниками М. И. Кошкина были конструкторы Н. А. Кучеренко, М. И. Таршинов, А. А. Молоштанов, М. А. Набутовский, Я. И. Баран, В. Г. Матюхин, П. П. Васильев, Б. А. Черняк, А. Я. Митник, В. Я. Курасов, А. С. Бондаренко, В. К. Байдаков, А. И. Шпайхлер, Г. П. Фоменко, М. Б. Шварцбург.
- Морозов А., Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской премии».
Развитие танков семейства БТ
С 1931 года в СССР получила развитие серия лёгких колёсно-гусеничных быстроходных танков «БТ», прототипом которых послужила машина американского инженера Кристи. В ходе серийного выпуска машины этого типа постоянно модернизировались в направлении увеличения огневой мощи, технологичности, надёжности и других параметров.
К 1937 году в СССР был создан и начал серийно выпускаться БТ-7 с конической башней; дальнейшее развитие линейки «БТ» предусматривалось в нескольких направлениях:
- Увеличение запаса хода путём использования дизельного двигателя (это направление привело к созданию БТ-7М).
- Улучшение колёсного хода (работы группы Н. Ф. Цыганова над опытными БТ-ИС).
- Усиление защищённости путём установки брони под значительными углами наклона при некотором увеличении её толщины. В данном направлении работала группа Н. Ф. Цыганова (экспериментальный БТ-СВ) и конструкторское бюро Харьковского завода.
Конструкторское бюро Танкового отдела Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ), единственного предприятия, выпускавшего «БТ», с декабря 1936 года возглавлял Михаил Ильич Кошкин. Первый проект, созданный под его руководством, БТ-9, был отклонён осенью 1937 года по причине грубых конструктивных ошибок и несоответствия требованиям задания.
13 октября 1937 года Автобронетанковое управление РККА (АБТУ) выдало заводу № 183[сн 1] тактико-технические требования на новый танк под индексом А-20, нижеследующего содержания[5]:
- Тип: колёсно-гусеничный быстроходный лёгкий по типу «Кристи», с приводом на 6 колёс по типу «Кристи».
- Боевой вес: 13-14 тонн.
- Вооружение: 1 — 45-мм пушка со стабилизатором, 3 пулемёта ДТ, огнемёт для самозащиты или 1 — 76-мм пушка, 3 пулемёта ДТ, огнемёт для самозащиты. Каждый 5-й танк должен иметь зенитную установку.
- Боекомплект: 130—150 снарядов 45-мм или 50 снарядов — 76-мм. 2500—3000 пулемётных патронов.
- Бронирование: Лобовая броня — 25 мм, коническая башня — 20 мм, бортовая броня и корма —
13 мм16 мм, крыша и дно — 10 мм.- Скорость движения: на гусеницах и колёсах скорости одинаковые. Максимальная скорость — 70 км/ч, минимальная — 7 км/ч.
- Двигатель: дизель ХПЗ — мощность 400 л. с.
- Экипаж: 3 человека.
- Запас хода: 300—400 км на гусеницах.
- Габариты танка: клиренс 0,4 м на гусеницах. Высота танка 2,3 м.
- Удельное давление: 0,5 на гусеницах
Требования задания совмещали в себе все три направления модернизации «БТ».
По причине слабости КБ завода № 183, на предприятии для работ по новому танку было создано отдельное конструкторское бюро, независимое от КБ Кошкина. В состав КБ вошёл ряд сотрудников КБ завода № 183 (в том числе Александр Александрович Морозов), а также большая группа выпускников Военной академии механизации и моторизации (ВАММ). Руководство КБ было поручено адъюнкту ВАММ Адольфу Дику. Конструкторским бюро был разработан технический проект А-20, но с опозданием на полтора месяца. Данная задержка повлекла за собой анонимный донос на КБ, в результате которого Дик был арестован, обвинён в срыве правительственного задания и осуждён на 10 лет[6]. Конструкторское бюро было реор
http-wikipediya.ru