Т28 тяжелый танк – Американский сверхтяжелый танк Т28 — самоходное орудие Т95 » Военное обозрение

Средний танк Т-28 (СССР) | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

Характеристики среднего танка Т-28

Страна: СССР
Тип: Средний танк
Дата выпуска: 1931
Длинна: 7,44 м
Ширина: 2,81 м
Высота: 2,82 м
Броня, лоб: 30 мм
Броня, борт: 30 мм
Броня, башня: 30 мм
Экипаж: 6 человек
Двигатель: М-17Т, 500 л.с.
Дальность хода: 220 км (по дороге)
Максимальная скорость: 45 км/ч (по дороге)
Масса:25,4 т
Вооружение:1х 76-мм КТ-28 (70 снарядов), 4× 7,62-мм пулемета ДТ (1512 патронов)

Одним из первых танков созданных в СССР был многобашенный Т-24. Хотя замысел не был особо удачным, идея получила развитие, причем на этот раз даже в более амбициозном виде. На этот раз планировалось создать не двух, а сразу трехбашенный вариант боевой машины. Этот проект получил индекс

Т-28.

Проектирование многобашенного танка Т-28

К проектированию трехбашеного среднего танка приступил в 1931 году конструкторский коллектив Опытного конструкторского механического отдела Машиностроительного завода № 174 им. Ворошилова в Ленинграде. Ведущим конструктором проекта был талантливый инженер Н. В. Цейц.

Уже к концу года изготовили опытный образец, а осенью 1932 года освоение серийного производства танка Т-28 было поручено заводу «Красный Путиловец» (с 1934 года — «Кировский завод») в связи с загруженностью завода № 174 программой производства легких танков Т-26.

В главной башне опытного Т-28 была установлена 45-мм пушка и пулемет ДТ в шаровой установке, в двух малых башнях — еще два ДТ. Новый танк во многом отличался от иностранных аналогов, в частности, применением многих современных технических решений, одним из которых был электропривод поворота главной башни.

Несмотря на вес и габариты, машина шла очень плавно и хорошо преодолевала препятствия, благодаря особому устройству ходовой части. Впрочем, это не отменяло её недоработанности, что касалось также и силовой установки танка.

К 1 мая 1933 года завод выпустил первые 12 танков, 10 из которых приняли участие в первомайском параде на Красной площади. 11 августа 1933 года танк Т-28 был принят на вооружение РККА.

Танк Т-28 с «родной» короткоствольной пушкой кировского завода и поручневой антенной

Конструкция Т-28

Серийный Т-28 отличался от опытных образцов. Корпус танка изменился в очертаниях и сваривался из катаных броневых листов толщиной 20-30 мм, делясь на четыре отделения: управления, боевое, силовое и силовой передачи. Два вертикальных листа образовывали кабину механика-водителя, для входа и выхода которого в ней имелась откидная крышка. Кормовую часть корпуса прикрывал броневой колпак воздухопотоков к вентилятору.

Короткоствольная 76,2-мм пушка КТ-28 («кировская танковая») образца 1927-1932 годов с длиной ствола в 16,5 калибров и начальной скоростью снаряда 381 м/с размещалась в главной башне. Справа от пушки в нише башни устанавливались пулеметы ДТ. Прицельные приспособления пушки: танковый перископ образца 1932 года и телескопический прицел образца 1930 года. Механизм поворота башни имел электрический и ручной приводы. Подъемный механизм — секторного типа, ручной.

В малых башнях устанавливались пулеметы ДТ. Главная башня имела круговой сектор обстрела, малые — 165°.

Модификации и доработка Т-28

Танк Т-28 выпускался с 1933 по 1940 год, причем в течение всего этого периода в его конструкцию было внесено более 600 различных изменений и усовершенствований, которые позволили повысить прочность узлов и агрегатов и надежность работы машины в целом. В процессе производства общий башенный люк для посадки экипажа был заменен на два, причем люк наводчика оборудован турелью П-40 для пулемета ДТ, напряжение электромотора для вращения главной башни повысили с 12 В до 24 В, перестал устанавливаться радиоприбор для внутренней связи «Сафар», были внесены многочисленные изменения в трансмиссию, двигатель, элементы ходовой части.

С 1938 года на танк начали устанавливать 76,2-мм пушку Л-10 с длиной ствола в 26 калибров и начальной скоростью снаряда 555 м/с, обладавшую значительно большей мощностью, чем КТ-28.

Танки Т-28 вместе с Т-35 поступали на вооружение танковых полков РГК, которые в декабре 1935 года были развернуты в отдельные тяжелые танковые бригады. В каждой бригаде насчитывалось по 54 машины Т-28, всего таких бригад было 4, 2 из которых приняли участие в советско-финской войне 1939-1940 г.г.

Средний танк Т-28

На основании опыта боев в Финляндии танки Т-28 начали оборудовать броневыми экранами. Толщина лобовой брони корпуса и башни была увеличена за счет этого до 80 мм, а бортовой и кормовой — до 40 мм, при этом масса танка возросла до 32 тонн. Данный вариант получил обозначение Т-28Э (экранированный).

С 1939 года по приказу К. Е. Ворошилова, на всех танках стала обязательной установка кормового пулемета. На машинах, выпущенных после 1938 года, устанавливалась радиостанция 71-ТК-3, имевшая не поручневую, а штыревую антенну. Наконец, в 1940 году была выпущена партия танков (по разным данным до 12 штук) с коническими главными башнями, аналогичными башням танка Т-35 последней серии.

В 1940 году производство Т-28 было прекращено. Дальнейшее увеличение толщины броневых листов заводило многобашенную компоновку в тупик — возрастали масса и габариты танка. Вместе с тем, количество и расположение башен у Т-28 можно считать оптимальным. Три башни, размещенные в два яруса, при независимом их управлении обеспечивали эффективное сопровождение пехоты массированным огнем.

Всего было произведено 523 танка Т-28.


источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет

armedman.ru

Т-28. Т-28 («Мир танков»). Танк Т-28: фото

Т-28 – это популярный советский танк, который представлен в известной на просторах интернета игре World of Tanks. Для большинства игроков машина является проходной, но это обусловлено только тем, что не все оценивают способности данной модели. При умелом обращении танк превращается в беду для противника, поэтому изучению его возможностей обязательно надо уделить хоть немного внимания.

Историческая справка

В 30-х годах прошлого века сухопутные войска нуждались в танке, который был бы способен служить опорой для пехоты, прорывающем особо укрепленные фланги противника. Поэтому правительство сделало инженерам конструкторского бюро, которое занималось проектированием танков и тракторов, заказ на создание технических документов для такой машины. Для этого ответственный за создание новой модели С. А. Гинсбург отправился в Великобританию, чтобы ознакомиться с проектом британских инженеров и уже произведенным прототипом танка «Виккерс».

Едва ли командировка Гинсбурга принесла желаемый результат, поскольку британские власти не желали делиться своими новейшими разработками и фактически отказались продать один прототип «Виккерса», установив слишком высокую цену. Советские инженеры не растерялись и принялись за создание аналогичной машины

В создании макета принимали участие инженеры, работающие в Военно-технической академии и в танково-тракторном конструктивном бюро. Они создали два независимых друг от друга проекта к середине лета 1931 года. Правительственная комиссия предпочла проект, разработанный конструкторским бюро под руководством С. А. Гинзбурга.

Первый прототип

Готовый прототип танка Т-28, сделанный из неброневой стали, был готов уже в мае 1932 года. В этом же месяце его отправили на испытательный полигон. После первых испытаний в августе-сентябре модель кардинально переработали, а в октябре уже создали первый опытный образец. Вскоре было принято решение о запуске танка в серийное производство. Машина выпускалась на Ленинградском Кировском заводе.

Плюсы и минусы

Т-28 – это советский танк четвертого уровня, вокруг которого среди игроков ведется множество споров. Модель обладает как рядом преимуществ, так и серьезными недостатками. Но тем не менее, это довольно качественная машина среди аналогичных танков этого уровня.

Основным недостатком этой модели по праву считается уровень брони, поскольку он достаточно маленький как для СТ. Внушительные размеры танка тоже едва ли помогают ему удачно прятаться за преградами во избежание вражеских пуль.

Несмотря на недостатки, у него есть ряд серьезных преимуществ, которые компенсируют слабую броню. Важным плюсом машины можно считать ее скорость и маневренность, которые пригодятся при любой манере игры. Модель Т-28 также приятно выделяется большим ассортиментом пушек, который позволяет использовать ее при любой роли, например, в качестве поддержки или как универсальный танк, который будет держать в напряжении команду противника.

Общая информация

Перед тем как речь пойдет об установке модулей, необходимо сразу отметить, что этот танк может служить серьезной угрозой для противников исключительно в топовом состоянии. В стоковой комплектации танк Т-28 способен сражаться разве что с танками более низких уровней и, по сути, является грудой металла. Многие геймеры пытаются «проскочить» эту модель, чтобы как можно быстрее добраться к следующим, более мощным танкам, которые в опытных руках способны создавать противнику серьезные препятствия.

Едва ли такой подход можно назвать правильным, хотя бы учитывая тот факт, что геймплей на этой машине напоминает игру на ТТ, поскольку эта модель не только довольно внушительных размеров, но и оснащена отличной пушкой. Следовательно, играть на нем приятно, а с каждым новым установленным модулем он становится все более качественным - и из бесполезной груды металла превращается в серьезную огневую мощь.

Изучение модулей

Знакомство с этой машиной рекомендуется начинать с установки нового орудия Ф-32 с калибром 76 миллиметров. Затем надо перейти к следующей пушке Ф-30 с калибром в 85 миллиметров. При помощи этого орудия можно вести активную борьбу с ТТ, а бороться с ними придется постоянно. Что касается ходовой части, то ее можно изучить как до орудий, так и после, поскольку новые пушки можно устанавливать и на стоковую ходовую. Тем не менее, если в ваших планах есть приобретение дополнительного оборудования или снаряжения, установка топовой ходовой обязательна. Тем более, что эта может немного улучшить маневренность неповоротливого танка.

После установки новой ходовой части надо переходить к изучению двигателя, мощность которого достигает 500 лошадиных сил. Благодаря этому новому модулю скорость Т-28 может увеличиться до 45 километров/час. Как для среднего танка, который по динамике схож с тяжелым, это очень хороший показатель. После установки двигателя рекомендуется прокачать башню, которая не только добавит количество ХП, но и улучшит обзор.

Учитывая, что советский СТ довольно габаритный, а его маневренность оставляет желать лучшего, рацию наиболее рационально устанавливать в последнюю очередь, потому что подсветить технику противника на такой машине все равно не получится. В результате даже новичку становится понятно, как играть на Т-28, чтобы наносить вражеской стороне максимальное количество повреждений.

Светляк

Для этого танка существуют два основных вида тактики, первый из которых – это подсвечивание бронетехники противника. Несмотря на то что эта машина достаточно маневренная и быстрая даже по сравнению некоторыми ПТ, использовать подобный стиль игры нецелесообразно - и для этого существует сразу несколько причин.

Во-первых, Т-28 обладает внушительными размерами, т. е. даже игроку со стажем едва ли удастся правильно спрятаться, а из-за длины корпуса даже не очень опытные противники будут попадать практически всегда, что быстро заставит «светляка» отправиться в ангар. Во-вторых, помимо внушительных габаритов, у танка существует еще одно серьезное препятствие для света – ужасная броня. Кроме того что пробить его сможет любой танк, так еще слабая дальность связи не позволит много «насветить».

Снайпер

Второй стиль игры на этом танке можно назвать снайперским. По мнению опытных игроков, именно при такой тактике противники поймут, что советская машина может нанести их команде серьезный урон. Даже в случае если вас бросит к тяжелым танкам, не стоит отчаиваться, наличие отличной пушки поможет справляться даже с самыми бронированными моделями.

Танк Т-28, обзор которого дает понять, что эта машина достойна внимания, в роли снайпера может также выступать и как танк прорыва. Мощная пушка позволит модели уничтожить вражескую бронетехнику за несколько выстрелов. Она является фактически основной огневой мощью команды. Это только доказывает, что советская машина в умелых руках может справиться с любым врагом.

В топе

Тактика игры зависит также от того, в какой части списка находится танк. В случае если он оказывается в топе, он может хорошо использовать свое главное преимущество – пушку. Несмотря на это, один в поле не воин, и машине понадобится поддержка команды, поскольку отлаженная игра противника быстро отправит Т-28 в ангар из-за его слабой брони, габаритов и прямых углов корпуса. Следовательно, лезть на рожон достаточно опасно, необходимо укрыться и разбираться с противниками с приличного расстояния.

Что касается ближнего боя, в него вступать категорически противопоказано, поскольку размеры танка и низкая скорость поворота башни не позволят вести прицельный огонь, а напротив, только поспособствуют тому, что вскоре машину отправят восвояси, учитывая основные недостатки Т-28. World of tanks - отличная игра для использования такого рода оружия, но тем не менее в ней нужно найти укрытие для танка, из которого можно будет вести огонь.

Золотая середина

Нередко машину забрасывает и в середину списка, что хоть и уменьшает потенциально нанесенный урон, но не мешает уничтожать противников один за другим. Недостаток здесь в том, что во вражеской команде будут присутствовать танки 5-го уровня, которые очень быстро справятся с советским СТ. Поэтому единственно возможная в таком случае тактика – стрельба из-за укрытий или из-за спин союзных машин.

Конец списка – не приговор

В случае если танк занимает в команде одно из последних мест, на него ложится роль поддержки ведущих машин. В этом случае и топовая пушка Т-28 даже не поцарапает вражеские топы, поэтому лучше оставаться на базе, охраняя артиллерию и убивая вражеских светляков.

Боекомплект и оборудование

В бой рекомендуется брать 10-15 осколочно-фугасных снарядов, а оставшийся боекомплект занимать бронебойными. Что касается оборудования, можно, хотя и не обязательно, установить орудийный досылатель, улучшенную вентиляцию и маскировочную сеть. Таким образом можно будет вести максимально полезную игру на Т-28. «Мир танков» предлагает ознакомиться со всеми ТТХ в разделе «Танковедение» на официальном сайте.

Вывод

Несмотря на то что большинство игроков предпочитают побыстрее «прокачать» эту машину и получить следующую, все же не стоит стараться избавиться от танка, ведь игра на нем достаточно приятная и необременительная. Танк Т-28, фото которого наглядно демонстрируют мощь советской бронетехники, был важной огневой мощью, что создатели игры и перенесли на виртуальное поле сражения.

fb.ru

Американский сверхтяжелый танк Т28 - самоходное орудие Т95 » Военное обозрение

Прекращение работ по танкам М6А2Е1 в первую очередь было связано не с недоверием военных США к тяжелым танкам, а с недостаточным количеством машин годных для переделки. Работа же по новому тяжелому танку прорыва шла уже с сентября 43-го года.
Американские военные, готовясь открыть в Европе второй фронт, сошлись во мнении, что для того чтобы прорывать долговременные оборонительные позиции наподобие немецкого "Западного вала" необходим тяжелый танк имеющий максимально возможное бронирование и мощную пушку для уничтожения долговременных бетонных оборонительных сооружений. После продолжительных согласований между департаментом вооружения и военными в марте 45-го года было принято решение заказать под обозначением Т28 пять танков массой до 95 т. с 305-миллиметровой лобовой броней и пушкой Т5Е1 калибра 105 миллиметров.

Учитывая значительную толщину брони, танк решили сделать безбашенным с монтажом 105-миллиметровой пушки в лобовой части корпуса. При этом вспомогательное вооружение должно было устанавливать только из одного зенитного пулемета калибра 12,7 миллиметров на командирской башенке. Поскольку планировали использовать двигатель "Форд-GAF" мощностью 500 л.с. от танка М26 "Першинг", возникли проблемы с обеспечением хорошей подвижности машины имеющей такой большой вес. Было принято решение установить с каждого борта по две пары гусениц. Внешние гусеницы при этом могли экипажем демонтироваться и буксироваться при движении по шоссе за танком. Учитывая такую компоновку, было решено переименовать машину в самоходное орудие Т95.

В связи с большой загрузкой промышленности военными заказами на протяжении продолжительного времени для изготовления данных самоходок не могли найти подрядчика. Свое согласие, в конце концов, дала компания "Пасифик кар и фаундари компани", приступившая к работе в мае 45-го года. Уже к августу собрали первый корпус самоходки. Но с окончанием военных действий на Тихом США ограничилось выпуском двух машин. На Абердинский полигон первая из них была отправлена в декабре 45-го года, вторая - в январе 46-го года.

Испытания показали, что Т95 имеет небольшую скорость движения, которая не превышала 12 километров в час. Несмотря на это, во время испытаний самоходки смогли "накрутить на гусеницу" около 865 километров, включая 660 километров по целине, что с учетом небольшой скорости машины, заняло достаточно много времени. Тяжело бронированная, имеющая мощное вооружение самоходка Т95 в концепцию бронетанковых вооружений американских Сухопутных войск не вписывалась. Так согласно данной концепции, танки должны были оснащаться башней, а самоходки легкое бронирование для получения максимальной мобильности. Т95 не вписывалась ни в одону из групп. В результате в июне 46-го года название опять изменили – машина вновь стала тяжелым танком Т28. Несмотря на это работы по Т28 прекратили – 100-тонная масса для танка была признана излишней.



Один сверхтяжелый танк Т28 храниться в Форт-Нокс в коллекции музея.

Тактико-технические характеристики американского сверхтяжелого танка Т28:
Длина – 11,12 м;
Ширина – 4,54 м;
Высота – 2,86 м;
Вес – 86,3 т;
Двигатель – GAF;
Мощность двигателя – 500 л.с.;
Скорость – 12,8 км/ч;

Запас хода – 160 км;
Преодолеваемый ров – 2,9 м;
Толщина лобовой брони (угол наклона) – 305(0) мм;
Толщина бортовой брони – 152 мм;
Толщина крыши – 38 мм;
Толщина днища – 25 мм;
Вооружение:
Орудие - Т5Е1;
Калибр – 105 мм;
Пулеметы – НВ М2;
Калибр – 12,7 мм;
Экипаж – 4 человека.



topwar.ru

Танк Т-28 СССР характеристики

Танки

Самолеты

Танк Т-28 был принят на вооружение Красной Армии в августе 1933 года и выпускался на Кировском заводе в Ленинграде до 1940 года. Машины этого типа поступали на вооружение танковых бригад резерва Главного командования, предназначенных для усиления общевойсковых соединений при прорыве сильно укрепленных оборонительных полос. Особенностью Т-28 являлось наличие трех вращающихся башен с вооружением. В главной башне, расположенной в средней части, было смонтировано 76,2-мм орудие КТ-28 (или ПС-3) и два пулемета ДТ. Башня могла поворачиваться на 360 градусов, при этом мог использоваться электропривод. Перед главной башней располагались две малые башни с пулеметным вооружением. Каждая из этих башен могла вести огонь в секторе 220 градусов.

Несмотря на относительно большой вес, танк имел хорошую проходимость, обусловленную низким удельным давлением на грунт. Опорные катки малого диаметра закрывались экраном из бронелистов. Опыт использования танков в войне с Финляндией заставил усилить бронирование методом наложения дополнительных броневых листов на основную броню и перейти на выпуск машин с коническими башнями, обеспечивающими лучшую защиту от огня противника. База танка широко использовалась в опытных целях.

Так был выпущен:
- опытный образец с гидромеханической трансмиссией,
- с торсионной подвеской опорных катков,
- с колейным катковым тралом,
- мостовой танк
- и танк-электротральщик, обеспечивающий дистанционный подрыв мин с помощью электро­магнитного излучения.
Всего было выпущено свыше 500 (по другим данным - свыше 600) боевых машин этого типа.

 

Основные серийные модификации

  • Т-28-1 - предсерийный образец (1932). Вооружение: 45-мм пушка образца 1932 и три пулемёта ДТ.
  • Т-28 образца 1933 - первый серийный образец производства 1933-1934 гг. Вооружение: 76,2-мм пушка КТ-28 и 4 пулемёта ДТ. Выпущена 41 машина.
  • Т-28 образца 1934 - основной серийный образец производства 1934-1938 гг. Вооружение: 76,2-мм пушка КТ-28 и 4-5 пулемётов ДТ. Выпущено 266 машин.
  • Т-28 образца 1938 - основной серийный образец производства 1938-1940 гг. Вооружение: 76,2-мм пушка Л-10 и 5 пулемётов ДТ. Выпущена 131 машина.
  • Т-28 образца 1940 - с конической главной башней производства 1940 г. Вооружение: 76,2-мм пушка Л-10 и 5 пулемётов ДТ. Выпущено 13 экземпляров.
  •  Т-28Э - экранированный вариант Т-28. Экранировка ранее построенных машин производилась в 1940 г. Всего заэкранировано 111 машин.
  • Т-28А - "скоростной" Т-28. За счёт переконструирования бортового редуктора и коробки передач удалось поднять скорость танка до 56 км/ч по шоссе и 46 км/ч по рокаде. С июня по декабрь 1936 года в рамках серийного изготовления было изготовлено 52 машины. Дальнейшее производство танков этой модификации было свёрнуто ввиду планировавшегося принятия на вооружение Т-29.
  • Т-28А-2 - один из "скоростных" Т-28А, в опытном порядке оснащённый трансмиссией изменённой конструкции, что позволило достичь скорости в 65 км/ч по шоссе. Выпущен осенью 1936 года.
  • Т-28ПХ (Т-28 подводного хождения) - серийный танк, на который в опытном порядке было установлено оборудование для преодоления по дну водных преград глубиной до 4,5 м (1937).

По сочетанию основных оценочных параметров - подвижности, вооружению и бронезащите - в 1930-е гг Т-28 был сильнейшим средним танком в мире. На момент начала производства Т-28 серийных аналогов ему практически не существовало - к примеру, танковые части Франции в то время были укомплектованы практически исключительно лёгкими танками FT-17, а немецкие бронетанковые войска вообще ещё не существовали. Серийные танки, сравнимые с Т-28, в других странах начали выпускаться лишь через несколько лет.

Тактико-технические характеристики советских оперативных танков

 

БТ-2

танк БТ-5

ПТ-1

Т-28

Т-28

ТТХ/год выпуска

1932

вып. 1934

1932

вып. 1932

вып. 1935

Боевой вес, кг

11050

11900

14200

17500

25200

Экипаж, чел.

3

3

4

5

6

Размер, мм

Длина полная

5500

5800

7100

6500

7360

Ширина полная

2230

2230

2990

2630

2870

Высота

2174

2338

2690

2410

2620

Клиренс

350

350

425

500

500

Ширина трака, мм

263

263

 

380

380

Вооружение

Пушка кал. тип.

37мм 5К

45 мм 20К

45 мм 20К

37 мм ПС-2

76.2мм КТ

Снарядов, шт.

92

105

93

230

69

Пулеметов, шт. х тип.

1хДТ

1 хДТ

3хДУ,1хДТ

3хДТ

4хДТ

Патронов, шт.

2709

2709

3402

6048

7938

Толщина брони, мм

Вертик. корпуса

13

13

10

20-16

30-20

Гориз, корпуса

10-6

10-6

5-4

10-8

10-8

Башня

13

13

10

20

20

Двигатель

Тип

4т/12ц/к/ж

4т/12ц/к/ж

4т/12ц/к/ж

4т/12ц/к/ж

4т/12ц/к/ж

Марка

"Либерти"

М-5-400

М-17Т

М-6-300

М-17Т

Мощность макс., л.с.

400

400

480

300

480

При частоте об./мин.

1650

1650

1450

1800

1450

Передач КПП

3/1

4/1

4/1

5/1

5/1

Скорость макс, гус/колеса км/ч

Шоссе

51,6/72

53/72

58/62

40

40

Проселок

32/-

33/-

25/35

28

26

Скорость ср.тех. км/ч

Шоссе

25/40

25/40

23/26

25

26

Проселок

22/-

20/-

12/16

22

21

Тип топлива

Бензин 1 с

Бензин 1 с

Бензин 1 с

Бензин 1 с

Бензин 1 с

Емк. бака. л.

360

360

 

500

660

Запас хода. км

- шоссе

160/200

160/200

 

200

180

- проселок

150

150

 

140

140

Преодолеваемые препятствия

Уд. давление, кгс/см2

0,59

0.6

0.46

0,5

0.62

Подъем, град.

32

32

 

40

45

Спуск, град.

32

32

 

30

32

Крон. |рад.

30

30

 

 

30

Ров. мм

2250

2300

2700

2700

3500

Стенка, мм

550

550

700

770

1000

Брод, мм

1.0

1.0

плавает

1250

1000

Из истории создания

Одним из главных требований, что поставил перед собой только что назначенный начальник КБ Кировского завода - 29-летний Ж. Koтин: "всемерное упрощение конструкции танка без ухудшения его боевых характеристик...". Для этого он видел два пути конструкторский и технологический. И вскоре после назначения главный конструктор пишет свои соображения о создании Т-112: "...удалением пулеметных башенок и изменением трансмиссии можно сократить длину танка на 500-мм-600-мм... а полученный резерв массы пустить на усиление вертикальной брони до 40-мм-42-мм, щитка водителя до 70-мм, вооружение установить в виде 76,2-мм длинноствольной пушки или танкового орудия еще большего калибра... Улучшить подвеску танка можно применив в ней тележки Т-35... Полученный в результате таких изменении танк завод сможет серийно выпускать уже в текущем году... Он будет защищен от огня крупнокалиберных пулеметов и противотанковой артиллерии до 37-мм калибра со всех дистанции... Прошу вашего разрешения о проведении работ по модернизации..."

На испытаниях были опробованы три вида опорных катков, отличавшихся диаметром, массой и типом упругого элемента. Испытания показали надежность торсионной подвески, и она была рекомендована для освоения в серийном производстве на Т-28. Кроме того, в эксплуатации находились скоростные танки Т-28А, которые несли освоенную в серийном производстве "скоростную" трансмиссию.

В плане защищенности в конце 1937 г. на Ижорском заводе была разработана схема установки дополнительного бронирования на Т-28 и Т-35. Но если в целесообразности последнего имелись большие сомнения, то схема добронирования Т-28 в марте 1938 г. была рекомендована к освоению в серийном выпуске.На этот год запланировали выпуск 25 машин. Хотя боевая машина была востребована войсками только в конце 1939 г.

wikiwar.ru

Многобашенный танк Т-28

К 1941 году, РККА располагала 481 танком типа Т-28. Еще несколько машин были переоборудованы в мостовые танки, саперные машины и специальные инженерные машины.

Таким образом по итогам использования танков Т-28 в 1935-1941 годах стало списание (по всем причинам) не более шести танков Т-28. Пользуясь немецкой терминологией, можно говорить что безвозвратные потери Т-28 в военных действиях в Польше и Финляндии не превысили шести танков.

Однако состояние имеющихся танков было далеко не идеальным.

Во первых сказывалось несовершенство ходовой части. Танки требовали регулярного (через каждые 500км) тех.обслуживания.
За время серийного выпуска танка Т-28 вплоть до 1940 года конструкторы успели внести в танк порядка 600 различных правок, включая установку зенитной турели П-40, замену общего посадочного люка двумя. Помимо этого, удалось увеличить напряжение электромотора главной башни танка в 2 раза — с 12 до 24 В. Также приборы внутренней связи «Сафар», которые ставились на танках первой серии, заменялись отечественным танковым переговорным устройством ТПУ-6, рассчитанным на всех членов экипажа. На всех средних трехбашенных танках Т-28 были смонтированы радиостанции 71-ТК-1 или 71-ТК-3.
При этом в первые годы серийного выпуска (с 1933 по 1935 годы) танк страдал от хронических болезней, машина обладала большим количеством недостатков, которые в некоторых случаях были очень серьезными. По этой причине некоторые уже выпущенные танки надолго задерживались военной приемкой, а в уже сданных военным машинах приходилось работать над устранением дефектов. Работы велись прямо в войсках с привлечением специальных заводских бригад. Все это время советские инженеры не оставляли попыток по модернизации танка Т-28.

Снятие танков с производства, сворачивание объема зап.частей к ним, усугубило их общее состояние.

Как было сказано к 22 июня 1941 года РККА располагала 481 танком Т-28. Однако, ко второй категории использования танков (боевыми считались первая и вторая категории) было допущено только 292 танка Т-28 однако неизвестно сколько из них требовали войскового ремонта - замены катков, траков, аккумуляторов и т.п. А учитывая хроническое отсутствие запасных частей к Т-28 не будет преувеличением считать полностью исправными и боеготовыми примерно 170-200 машин.

Первыми вступили в бой танки Т-28 5-й танковой дивизии, расположенной в Алитусе. Части дивизии еще 19 июня были выведены из военного городка и заняли оборону на восточной окраине города на правом берегу реки Неман. Поэтому, когда в 4.20 22 июня 1941 года немецкая авиация стала бомбить парки дивизии, там уже никого не было. Когда танки и пехота 39-го моторизованного корпуса немцев стали переправляться через Неман по двум мостам, их встретил огнем артиллерии и контратаки советских танков. В документах о боевых действиях дивизии танкам Т-28 дается следующая оценка:

«К началу боевых действий 27 танков Т-28 были небоеспособны вследствие изношенности. Во время боя за мосты геройски действовал личный состав 1-го батальона 9-го танкового полка. Он имел 24 танка Т-28 и с места артогнем поддерживал наступление 2-го батальона. Движение противника через северный мост было приостановлено...

Только в 7.00 23 июня, при появлении новых частей противника и вследствие нехватки боеприпасов, части 5-й танковой дивизии отошли в направлении Дауги-Вильно. За день боя 9-й танковый полк потерял из 24 Т-28 на поле боя 16, остальные вышли из строя и были подорваны экипажами».

На Юго-Западном фронте Т-28 4 и 15-го механизированных корпусов вступили в бой 23-24 июня. Однако, сильная изношенность матчасти и отсутствие запасных частей не позволяли в полной мере использовать их боевые качества.

В результате боев под Алитусом потери немцев почти вдвое превосходили потери красной армии, но общее превосходство немцев в численности дало свои результаты. РККА отступила, оставив на поле боя поврежденные танки, немцы получили возможность ремонта своей разбитой техники.

fishki.net

Многобашенный танк Т-28 от Рататоск за 15 января 2016 на Fishki.net

Боевое применение

Наиболее яркой страницей в судьбе танков Т-28 явилось их участие в советско-финляндской войне.

Вся территория перешейка была покрыта крупными лесными массивами, допускавшими движение танков только по дорогам и просекам. Большое количество рек и озер с болотистыми или крутыми берегами, не замерзающие болота, валуны - все это представляло для танков труднопроходимые естественные препятствия.

Дорог было мало, и это еще больше затрудняло использование танковых частей; движение даже по проходимым участкам леса требовало от механиков-водителей высокого мастерства. Кроме того, суровая зима 1939-40 гг. с морозами, достигавшими в середине января 40-45 градусов, и снежным покровом толщиной 90-100 см создавала дополнительные трудности в применении танков.

В полосе наступления 7-й армии, наносившей главный удар в самом центре «линии Маннергейма», и действовала 20-я тяжелая танковая бригада имени Кирова, укомплектованная танками Т-28.

К 9 октября 1939 года 20-ю танковую бригаду перебросали из города Слуцк на Карельский перешеек и сосредоточили в районе Черной Речки. Здесь ее укомплектовали до штата военного времени и в течение последующих 1,5 месяцев она занимались усиленной боевой подготовкой. В результате к началу военных действий танковые батальоны были полностью укомплектованы и хорошо подготовлены к боям в условиях Финляндии.
Техническое состояние машин было очень хорошим, однако имелся большой некомплект ремонтных мастерских и практически полностью отсутствовали эвакуационные средства. Такое положение сохранялось до конца войны.

29 ноября 1939 года бригаду придали 19-му стрелковому корпусу с задачей: ударом в направлении Ахи-Ярви - Кирка Кивенапа разгромить финские части и не допустить их отхода в северо-западном направлении.

30 ноября 1939 года 20-я танковая бригада перешла границу вместе с частями 19-го стрелкового корпуса. На следующий день по приказу командира корпуса для поддержки 68-го стрелкового полка в районе Корвалы была выделена 2-я танковая рота 95-го танкового батальона под командованием лейтенанта Хохлова. Зная, что дороги минированы, он повел роту лесом, по азимуту. Танки, легко ломая деревья, двигались по лесу, подойдя к Ковале уже в сумерках. На одной из высот была обнаружена наша пехота, лежащая под огнем финнов. Быстро сориентировавшись. Хохлов повел танки в атаку, и противник в панике бежал.

Рота Хохлова преследовала отступающих финнов, которые из-за внезапного нападения не успели взорвать мост и заминировать дорогу. Но на Выборгском шоссе их сопротивление было уже организованным - мост через реку Линтульи-иоки взлетел на воздух буквально перед носом у танкистов, одновременно из-за реки ударили орудия и пулеметы. Хохлов отвел свои танки в лес и организовал разведку. Оказалось, что впереди сильный опорным пункт противника в монастыре Линтула. Комиссар бригады Кулик, находившийся все это время в боевых порядках 2-й танковой роты, связался с комбригом Борзиловым, который подтянул к Линтула основные силы 90 и 95-го батальонов. Утром 2 декабря разгорелся бой.

Финны оказывали упорное сопротивление. Танки, перейдя реку вброд, разбили несколько ДЗОТов, и вышли противнику в тыл, чем решили исход боя. Финны отошли к узлу сопротивления Кирка Кивенапа, их преследовал 95-й танковый батальон, в авангарде которого двигалась рота Хохлова с посаженной на танки пехотой. Машины шли в темноте, без огней с хода преодолевая встречающиеся противотанковые рвы.

У Тиртулы по батальону открыла огонь финская артиллерия. Рота Хохлова, выгрузив пехоту, открыла ответный огонь. В это время на левом фланге нанес удар 90-й танковый батальон капитана Ушакова. Части противника, не выдержав одновременного удара двух танковых батальонов, в спешке отошли. Кирка Кивенапа - сильный опорный узел сопротивления финнов, была захвачена одними танками 20-й танковой бригады в этом ночном бою. При этом было подбито 4 Т-28 90-го и 2 Т-28 95-го танковых батальонов.

9 декабря танковый взвод 91-го батальона под командованием лейтенанта Груздева (3 Т-28) был выделен для поддержки частей Карельского укрепрайона полковника Лазаренко. Взвод действовал вдоль Финского залива в направлении станции Ино. За три дня танкисты 11 раз ходили в атаку, оказав пехоте большую помощь своим артиллерийским и пулеметным огнем. 13 декабря взвод получил задачу произвести разведку. Пройдя 15 километров вперед от расположения своей пехоты, у Конгаспелто танки подошли к главной полосе укреплений «линии Маннергейма». Внезапным артиллерийским огнем машина командира взвода была подбита, но экипаж (командир В. Груздев, механик-водитель Ларченко, артиллерист Лупов, пулеметчики Волк и Лобастев, техник Коваль и радист Симонян) с места в течение 40 минут продолжат вести огонь по финским огневым точкам.
Второй танк взвод также был подбит. Машина загорелась, но хода не потеряла.

Экипаж третьей машины Т. Ковтунова. пытался помочь своим товарищам, но его танк при маневрировании подорвался на мине, а потом был расстрелян артиллерией.

17 декабря 1939 года командование бригады получило боевую задачу: поддержать наступление частей 50-го стрелкового корпуса (123 и 138-я стрелковые дивизии) при атаке укрепленных узлов Хоттинен и высоты 65,5. Начальник штаба 138-й дивизии доложил а штаб корпуса, что «впереди никакого укрепрайона нет, противник бежит». Не проверив этих сведений, командир корпуса комдив Ф. Горленко отдал приказ отменить ранее назначенную 5-ти часовую артиллерийскую подготовку и двинуть в атаку пехоту 138-й дивизии при поддержке 91-го танкового батальона. Однако наступающие уперлись в мощную укрепленную полосу обороны противника, и попали под сильный артиллерийско-пулеметно-минометный огонь.

Вследствие этого, пехота 138-й стрелковой дивизии не имевшая опыта взаимодействия с танками, была от них от сечена пулеметно-минометным огнем, понесла большие потери и в конце концов частично залегла, а частично бежала на исходные позиции. 91-й танковый батальон прорвался вглубь обороны противника за линию первых и вторых надолбов на 450-500 м, попал под сильный артогонь и, не поддержанный пехотой, отошел на исходные позиции, понеся большие потери.

Вечером того же дня командир бригады докладывал в штаб 50-го стрелкового корпуса: «После боя 17 декабря 91-й танковый батальон небоеспособен. Убито 7 человек, ранено 22, в том числе и командир батальона майор Дроздов, пропало без вести 16, в том числе и комиссар батальона Дубовский. Из 21 танка Т-28, высланного в атаку, прибыло на сборный пункт 5 машин, 2 сданы на СПАМ (сборный пункт аварийных машин - Прим. автора). Остальная матчасть требует ремонта, что и производится. 4 машины сгорели на поле боя, 1 перевернулась вверх гусеницами в противотанковом рву, 1 неизвестно где. При атаке уничтожено: ПТО - до 5 шт., ДОТ - до 3 шт. Ввиду того, что пехота не пошла и осталась за надолбами, которые севернее высоты 65,5 в 500 м, этот район нашими поисками не занят».

18 декабря 90-й танковый батальон поддерживал 138-ю стрелковую дивизию при атаке укрепрайона Хоттинен-Турта. И вновь пехота была отсечена от танков, а танки, прорвавшись вглубь обороны противника, понесли большие потери. Командир бригады докладывал об этом бое так: «Доношу, что 18 декабря в 16.30 90-й танковый батальон получил задачу атаковать Хоттинен-Турта и вступил в бой, успешно продвинувшись в глубину обороны противника до 1,5 км и выйдя к лесу севернее Турта. Танки, не имея за собой пехоты, были обстреляны артогнем ДОТ и минометами из глубины обороны противника. Передние машины 2-й роты были сожжены пехотой противника: забросаны бутылками с быстро воспламеняющимся веществом. При отходе из леса батальон понес следующие потери: 3 рота - 1 машина сгорела, 1 машина (лейтенанта Логинова), подорванная на мине, оставлена в лесу; 2 рота - сгорела машина лейтенанта Бугаева, машина лейтенанта Котова оставлена в лесу подорванная, подбита и оставлена машина командира 2-й роты старшего лейтенанта Черных. Кроме того, в результате отхода в районе противника осталась сгоревшая машина командира батальона капитана Янова. О машине командира взвода 2-й роты лейтенанта Тарарушкина сведений не имеется».

19 декабря в 12.00 была произведена новая атака 90-го танкового батальона со 138-й стрелковой дивизии на Хоттинен, а 91-го батальона со 123-й стрелковой дивизии - на высоту 65,5. На этот раз атаке предшествовала артиллерийская подготовка. Танкисты, буквально «подлезая» под свой артогонь, прошли две полосы заграждений, «оседлали» укрепленный узел и продвинулись на три километра вглубь, фактически прорвав главную полосу обороны финнов.

К 14.00 90-й танковый батальон капитана Янова ротой Т-28 и ротой тяжелых танков вышел к лесу в 1,5 км северо-восточнее Турта, пройдя на этом участке всю линию укреплений и фактически выполнив задачу по прорыву укрепрайона. Две другие роты батальона в это время вели бой в глубине обороны, обстреливая ДОТы и прикрывая пехоту, а 95-й танковый батальон начал атаку с фронта.

Когда же танкисты потребовали от пехоты 138-й стрелковой дивизии броска вперед для занятия ДОТов, финны открыли минометный огонь и пехота в панике отступила.

Причем финны были настолько деморализованы, что даже практически не вели по пехоте пулеметного огня. Однако, почувствовав что танки действуют одни, они, подтянув противотанковые орудия, начали их расстреливать с флангов и тыла, а финская пехота бутылками с бензином стала поджигать подбитые танки. К 17.00 по приказу командира бригады остатки батальона отошли на исходные позиции, понеся большие потери в матчасти и личном составе. В этом бою погиб и командир батальона капитан Янов. Атака 91-го танкового батальона также захлебнулась из-за пассивности своей пехоты. Всего за этот день бригада потеряла 29 Т-28.

20 декабря 1939 года 20-ю тяжелую танковую бригаду вывели в тыл, где до 1 февраля 1940 года занималась ремонтом матчасти, пополнением личным составом и боевой подготовкой.

В период с 1 по 10 февраля 1940 года танки Т-28 действовали в составе блокировочных групп по уничтожению финских ДОТов, а также производили разведку боем, особенно активно действуя на участке Хоттиненского укрепрайона.

Здесь батальоны 20 и 35-й танковых бригад, поддерживая части 100-й стрелковой дивизии, продвинулись вперед, уничтожив часть ДОТов и выявив всю систему финских укреплений. Несмотря на большие потери (только 20-я бригада потеряла здесь 59 танков), главным результатом было то, что атаки в районе Хоттинен вынудили финское командование перебросить сюда войска с других участков, что способствовало прорыву главной полосы обороны финнов в районе высоты 65,5.

Основной формой использования танков Т-28 в этот период являлось тесное взаимодействий с пехотой, артиллерией и саперами в борьбе за передний край и в тактической глубине обороны противника. Кроме того, одной из важнейших задач решаемых танками, было их действие в составе блокировочных (штурмовых) групп по захвату и уничтожению ДОТов. Как правило, в состав такой группы включаюсь три пушечных и два огнеметных танка, взвод саперов, до роты пехоты, два-три пулемета и одно-два орудия. Чаше всего работа проводилась ночью или в снегопад. Взрывчатое вещество - а для подрыва ДОТ его требовалось от 1000 до 3000 кг - подвозилось танками на бронесанях Соколова. Пушечные танки огнем по амбразурам и прилегающим к ДОТ траншеям обеспечивали подход огнеметных танков, которые заливали амбразуры и двери ДОТ огнесмесью и зажигали ее. В это время саперы вели работу по подрыву, а пехота прикрывала сапер от атак финнов.

В первое время действия штурмовых групп были неудачными, так как атаке подвергался отдельно взятый ДОТ и танки расстреливались из соседних огневых точек. В последующем, когда атаковали сразу 3-4 близлежащих ДОТа, действия блокировочных групп были более успешными. Особенно удачно действовали они в полосе 39 и 20-й танковых бригад.

11 февраля 1940 года 91-й танковые батальон капитана Яковлева, поддерживая части 123-й стрелковой дивизии, после полуторачасовой артподготовки, начал штурм высоты 65,5. Особенно успешно действовала головная рота батальона под командованием старшего лейтенанта Хараборкина, приданная стрелковому батальону капитана Сороки.

К моменту окончания артиллерийской подготовки рота Хараборкина подошла к первым надолбам и по проходам, проделанным саперами, преодолела их. Затем с ходу была преодолена вторая линия надолбов, в которой не было проходов. Причем некоторые машины расстреливали надолбы из танковых пушек, а другие, включая танк Хараборкина, прошли по верхам надолб, за которыми оказался противотанковый ров. При помощи фашин, лежавших на броне, танкисты сделали два прохода через ров и прошли по ним. Затем, развернувшись, танки завязали бой с ДОТами, сдерживавшими наступление пехоты. Танк командира роты оказался позади одного из ДОТов. Тремя бронебойными снарядами экипаж разбил его бронедвери и заставил ДОТ замолчать. Пользуясь поддержкой танков, пехота батальона Сороки перебралась через ров и пошла на штурм. К вечеру 11 февраля высота 65.5 была взята. Рота Хараборкина потеряла в этом бою 4 Т-28.

На следующий день, 12 февраля, комбриг Борзилов перебросил в район высоты 65,5 95-й танковый батальон, с помощью которого прорыв расширили и углубили, и к вечеру 13 февраля 1940 года на этом участке главная оборонительная полоса «линии Маннергейма» была полностью прорвана.

16 февраля 20-я тяжелая танковая бригада вошла в состав подвижной группы комбрига Борзилова (20 и 1-я танковые бригады и два стрелковых батальона), выполняя задачу по разгрому финских войск в районе Вийпура, отрезая им пути отхода с юго-восточной части перешейка. 17 февраля группа подошла к Кямаря, а с 18-го начала наступление на двух направлениях - 1-я танковая бригада на Пиен-Перо, а 20-я танковая бригада на Хонкониеми. Встретив сильное сопротивление финнов, группа, неся большие потери, вела бои до 20 февраля. После этого 1-ю танковую бригаду вывели в резерв, а 20-я бригада продолжала действовать в районе Хонкониеми совместно со 123-й стрелковой дивизией.

20-27 февраля бригада вела бои за овладение станцией Хонкониеми и населенными пунктами Кусисто, Юкола.

29 февраля бригада завязала бои за станцию Перо. Финны пытались контратаковать пехотой при поддержке имевшихся у них двух танков «Виккерс», но безуспешно. «Виккерсы» вышли на позиции 91-го танкового батальона, где и были подбиты. В журнале боевых действий 91-го батальона 20-й танковой бригады этому эпизоду отведена всего одна строчка: «Во время атаки станции Перо в одном километре северо-западнее Вяракоски с хода были расстреляны два танка «Виккерс». По финским данным, в этом бою из восьми танкистов погибло трое и один был ранен. Вечером того же дня станция Перо была взята.

1 марта 91-й танковый батальон овладел районом Пероинсункюля и высотой 30,6, захватив там батарею 76,2-мм орудий, радиостанцию, более 100 лошадей и разгромив штаб пехотной дивизии.

Во время боевых действии па Карельском перешейке танки Т-28 использовались как раз для того, для чего их и создавали - для поддержки войск при прорыве сильно укрепленных позиции противника. Несмотря на то, что эти машины создавались по требованиям начала 1930-х годов, они показали себя с самой лучшей стороны. Т-28 превосходили все остальные танки по проходимости - на второй передаче они свободно передвигались по снегу глубиной 80-90 см, лучше преодолевали рвы, эскарпы и другие препятствия.

Однако, несмотря на более толстую броню (по сравнению с Т-26 и БТ), первые же бои показали, что Т-28, уязвимы для огня имевшихся на вооружении финской армии 37-мм противотанковых пушек шведской фирмы «Бофорс».

Бои в Финляндии показали, что Т-28 является надежной и ремонтопригодной машиной, несмотря на суровые географические и климатические условия эксплуатации, артиллерийские обстрелы и минные поля. Об этом можно судить по следующим цифрам.

К началу войны (30 ноября 1939 года) в 20-й танковой бригаде имелось 105 Т-28. В ходе боевых действий на пополнение прибыло с Кировского завода 67 новых танков выпуска 1939-1940 годов, таким образом, общее количество Т-28, участвовавших в советско-финляндской войне составляет 172 машины.
Из 482 потерянных танков, в ходе боев было восстановлено 386, что составит 80% потерь. Кроме того, каждый участвовавший в войне Т-28 восстанавливался как минимум, дважды (по документам, некоторые машины ремонтировались в ходе боев до 5 раз) и снова шел в бой. Из общего числа потерь безвозвратные составили всего 32 танка Т-28 - 30 сгоревших и 2 машины захваченных финнами - то есть всего около 7%.

Такое положение дел объясняется не только успешной работой ремонтно-восстановительного батальона бригады, но и близостью Кировского завода, выпускавшего Т-28. Завод в течение всей воины бесперебойно снабжал танкистов необходимым количеством запасных частей, а также выделил в помощь ремонтникам бригады группу опытных рабочих с необходимым оборудованием.

С началом формирования в Красной Армии механизированных корпусов летом 1940 года и переходом автобронетанковых войск на новую организацию, все танковые бригады постепенно расформировывались, а их кадры и материальная часть поступали на укомплектование новоформируемых танковых дивизий. Не были исключением и тяжелые танковые бригады.

Так, на базе 20-й Краснознаменной тяжелой танковой бригады сформировали 1-ю Краснознаменную танковую дивизию 1 -го механизированного корпуса. Кроме того, часть танков Т-28 20-й бригады передали в состав 3-й танковой дивизии того же мехкорпуса. Танки 10-й тяжелой танковой бригады поступили на вооружение 8-й танковой дивизии 4-го мехкорпуса и 10-й танковой дивизии 15-го мехкорпуса, а часть боевых машин 21-й тяжелой танковой бригады - 5-й танковой дивизии

3-го мехкорпуса. Правда, к началу войны довольно большое количество Т-28 требовало ремонта, а так как производство запасных частей к ним было прекращено в июне 1940 года, а запас ранее выпушенных почти полностью истощился, ремонтировать танки было нечем. Например, в докладе о ходе формирования 5-й танковой дивизии, датированном 4 августа 1940 года сказано: «Средних танков Т-28 прибыло с 26-м батальоном 21-й танковой бригады 30 штук, из них 23 требуют среднего ремонта. Запасных частей к ним совершенно нет».

Здесь следует дать некоторые пояснения. Дело в том, что количественный и качественный учет бронетанковой техники велся по специальной форме №151 в соответствии с приказом Народного комиссара обороны (НКО) СССР №15 от 10 января 1940 года, вводившим в действие с 1 апреля 1940 года «Наставление по учету и отчетности в Красной Армии». Согласно этому наставлению предусматривалось деление всего имущества по качественному состоянию на следующие категории:

1-я категория - новое, не бывшее в эксплуатации, отвечающее требованиям технических условий и вполне годное к использованию по прямому назначению.
2-я категория - бывшее (находящееся) в эксплуатации, вполне исправное и годное к использованию по прямому назначению. Сюда же относится имущество, требующее войскового ремонта.
3-я категория - требующее ремонта в окружных мастерских (средний ремонт).
4-я категория - требующее ремонта в центральных мастерских и на заводах (капитальный ремонт). Танки, уже отправленные на заводы и рембазы, из списков частей не исключались, а показывались в этой графе знаменателем
5-я категория - негодное (в сводную ведомость по форме №151 не включались).
Таким образом, боеспособными вроде бы можно считать 292 танка Т-28 однако неизвестно сколько из них требовали войскового ремонта - замены катков, траков, аккумуляторов и т.п. А учитывая хроническое отсутствие запасных частей к Т-28 не будет преувеличением считать полностью исправными и боеготовыми примерно 170-200 машин.

Первыми вступили в бой танки Т-28 5-й танковой дивизии, расположенной в Алитусе Части дивизии еще 19 июня были выведены из военного городка и заняли оборону на восточной окраине города на правом берегу реки Неман. Поэтому, когда в 4.20 22 июня 1941 года немецкая авиация стала бомбить парки дивизии, там уже никого не было. Когда танки и пехота 39-го моторизованного корпуса немцев стали переправляться через Неман по двум мостам, их встретил огнем артиллерии и контратаки советских танков. В документах о боевых действиях дивизии танкам Т-28 дается следующая оценка:

«К началу боевых действий 27 танков Т-28 были небоеспособны вследствие изношенности. Во время боя за мосты геройски действовал личный состав 1-го батальона 9-го танкового полка. Он имел 24 танка Т-28 и с места артогнем поддерживал наступление 2-го батальона. Движение противника через северный мост было приостановлено...

Только в 7.00 23 июня, при появлении новых частей противника и вследствие нехватки боеприпасов, части 5-й танковой дивизии отошли в направлении Дауги-Вильно. За день боя 9-й танковый полк потерял из 24 Т-28 на поле боя 16, остальные вышли из строя и были подорваны экипажами».

fishki.net

Т-28: обзор, характеристики, сравнение параметров

Танк Т-28 разработан в 1932 году в ОКМО завода им. Ворошилова. На вооружение принят 11 августа 1933 года. Серийно производился с 1933 по 1940 год на ЛКЗ, всего было выпущено 503 машины. За время серийного производства Т-28 претерпел ряд конструктивных изменений и доработок. Танки Т-28 применялись в боевых действиях во время Советско-Финской войны 1939–1940 гг. и на начальном этапе Великой Отечественной войны.

Нация СССР СССР

Уровень Уровень IV

Тип Средний танк Средний танк

Стоимость Кредиты 135 000 Опыт 3 600

worldoftanks.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *