Танк т 44 – история создания, какое орудие устанавливалось, технические характеристики (ТТХ), эксплуатация

Средний танк Т-44 » Военное обозрение

Советский средний танк Т-44 создали в 1943—1944 г. КБ Уралвагонзавода под руководством Морозова и предназначался для замены танка Т-34 как основного среднего танка Рабоче-крестьянской Красной армии. Хотя танк Т-44 имел значительные внешние сходства с Т-34-85, конструктивно он имел мало общего с ним и являлся представителем нового поколения танков, к нему относился и послевоенный танк Т-54.
Создание и производство среднего танка Т-44

Танк Т-44, несмотря на значительное внешнее сходство с танками Т-34-85, кардинально отличался габаритами, устройством и компоновкой. Поперечное расположение двигателя дало возможность сократить длину корпуса, снизить вес, а данная экономия была использована для усиления бронезащиты. Увеличили боевое отделение и улучшили условия работы экипажа. Монолитный лобовой лист был установлен под углом 60 градусов а боковые стенки корпуса – вертикальными. Так как была изменена компоновка удалось сместить башню к центру корпуса. Башня приобрела более обтекаемую форму с повышением её снарядостойкости. На освободившемся месте разместили люк механика-водителя, который на Т-34 устанавливался в лобовом листе. Значительно улучшили все механизмы и агрегаты танка. На катки нагрузка распределялась равномерно, это позволило увеличить толщину лобовой брони до 120 миллиметров.

На вооружение танк приняли в июле 44-го года, и до окончания ВОВ на перевезённом из Кирова заводе № 38 в Харькове было произведено 190 танков, которые не принимали участия в военных действиях.

Танк Т-44 выпускался до 1947 г. общее количество машин составило 1823 ед. Сразу после войны предприняли попытку модернизировать танк, за счет установки 100-миллиметровой пушки Л-1 и стальных противокумулятивных экранов, однако новая машина вышла переутяжелённой и не была принята на вооружение.

Двигатель среднего танка Т-44

Дизельный двигатель В-44 был оснащен улучшенной топливной аппаратурой, позволившей поднять мощность до 520 лошадиных сил при таком же объеме цилиндров, что и на двигателе В-34 – предшествующая модель. На месте вентилятора, который выступал за габариты картера, был установлен компактный маховик. Это позволило смонтировать дизель на жесткой, низкой, но при этом легкой моторной раме, в итоге высоту корпуса уменьшили на 300 миллиметров.

Вооружение среднего танка Т-44

До серийного танка Т-44 выпускался опытный Т-44–85 оснащаемый пушкой Д-5Т и Т-44-122 имеющие пушку Д-25. Танк Т-44–85 имеющий на вооружении Д-5Т построили до принятия на вооружение пушки ЗИС-С-53. В связи с этим, как только пушка ЗИС-С-53 на танках Т-34 стала стандартной, был переделан и танк Т-44. 122-миллиметровая пушка на средний танк была установлена по требованию военных, однако в ходе испытаний выяснилось, что данное орудие не подходит для среднего танка.

В 45-м г. разработали новую башню под 100-миллиметровую пушку Д-10Т или ЛБ-1. На крыше люка заряжающего была установлена турель с зенитным пулеметом ДШК, ходовая часть и борта прикрыли 6-миллиметровыми противокумулятивными экранами.

Ходовая часть среднего танка Т-44

Ходовую часть танка составили пять обрезиненных опорных катков, ведущее колесо, колесо заднего расположения, имеющее пять роликов (гребневое зацепление), и направляющее колесо с натяжным механизмом. В ходовой части применили индивидуальную торсионную подвеску опорных катков. Двигатель соединялся с пятиступенчатой КПП при помощи так называемой гитары – повышающим редуктором состоящим из трех цилиндрических шестерен, передаточное число – 0,7. Передачи и бортовые фрикциононы были позаимствованы у Т-34.

Эксплуатация среднего танка Т-44

В 61-м году все танки были модернизированы с целью унификации их ходовой части с основным танком Т-54. Машины, которые получили обозначение Т-44М, оснастили приборами ночного видения и увеличенным боекомплектом. На командирском танке Т-44МК благодаря уменьшению боекомплекта получилось установить вторую радиостанцию. Часть Т-44 в 1965 году переоборудовали в бронированные тягачи БТС-4, а оставшиеся танки в 1966 году были оборудованы двухплоскостным стабилизатором вооружения, которые повышали точность ведения огня во время движения. Данные танки получили обозначение Т-44С. Т-44 в конце 1970-х гг. сняли с вооружения Советской армии.

Тактико-технические характеристики среднего танка Т-44:
Боевая масса — 31,8 тонн;
Экипаж – 4 человека;
Длина с пушкой вперёд – 7650 мм;
Ширина корпуса – 3180 мм;
Высота – 2412 мм;
Клиренс – 425 мм;
Пушка:
Марка – ЗИС-С-53 образца 44 года;

Калибр – 85 миллиметров;
Пулемёты:
Марка – ДТМ;
Калибр – 7,62 миллиметров;
Количество – 2;
Двигатель:
Марка – В-44;
Тип – дизельный;
Мощность – 500 л. с.;
Скорость по шоссе – 51 км/ч;
Запас хода по шоссе – 300 км;
Препятствия:
Преодолеваемый подъём – 30 град.;
Преодолеваемая стенка – 750 мм;
Преодолеваемый ров – 2500 мм;
Преодолеваемый брод – 1300 мм.

topwar.ru

история создания, какое орудие устанавливалось, технические характеристики (ТТХ), эксплуатация

Есть боевые машины (и танки в том числе) на долю которых не выпало ни каких-то особенных боевых подвигов, ни исключительно долгой службы. Иногда они малоизвестны, а выпущены были небольшими сериями.

Именно такая судьба выпала советскому танку Т-44. Он был разработан во время Великой Отечественной Войны, но на фронт так и не попал, был снят с производства через несколько лет и на экспорт не поставлялся. Заслуга этого танка в другом. Именно на нём впервые применялись и отрабатывались решения, которые позже легли в основу конструкции более известных и распространённых послевоенных танков.

Содержание статьи

История создания и устройство

При всех достоинствах Т-34, большой потенциал для модернизаций в их число не входил. Опыт создания Т-43 показал – «малой кровью» повысить боевые качества не удастся. А неуязвимая для 37- и 50мм пушек броня в 1943 году уже легко пробивалась 75 и 88мм орудиями. И конструкторы во главе с Александром Морозовым стали создавать новый танк, надёжно защищённый от немецких пушек, но сохраняющий подвижность «тридцатьчетвёрки».

Единственным средством усилить броню, не повышая массу боевой машины, было уменьшение размеров корпуса, а конкретно – его высоты. «Интерьер» серьёзно перекомпоновали, и главным нововведением стало поперечное размещение двигателя В-44. Радиаторы системы охлаждения компактно установили за мотором, над узлами трансмиссии. Как и на Т-43, пружинную подвеску заменили торсионами. В результате изменений боевое отделение, несмотря на более низкий корпус, стало просторнее.

Упразднение шаровой установки пулемёта в лобовом листе и передача радиостанции в распоряжение командира сделали ненужным стрелка-радиста.

Его место заняли бензобак и часть боекомплекта. Другой бак с топливом находился в перегородке между моторным и боевым отделениями. Башня сдвинулась к центру корпуса, за счёт этого улучшилось распределение веса.

Двигатель В-44 полностью новым не являлся – это был проверенный танковый дизель В-2-ИС с новой системой подачи топлива. Его мощность возросла с 500 до 520 л.с. Крутящий момент с мотора на установленную параллельно КПП передавался через повышающий редуктор. Механизмы поворота и главная передача остались такие же, как на Т-34.

Толщина лобовых листов брони, по сравнению с Т-34, увеличилась вдвое – до 90мм. Борта достигли 75мм. Броню лба башни довели до 120мм, а её бортов – до 90. Фактически, по защищённости Т-44 приблизился к тяжёлым танкам, лишь немного уступая ИС-2 по толщине лобовой брони. Первые прототипы сохраняли в лобовом листе ослабленную зону – рубку механика-водителя. На серийных машинах это устранили.

Опытные Т-44 испытывались в двух вариантах.

Первый был вооружён испытанной на КВ и ИС 85мм пушкой Д-5. Огневую мощь другого попытались качественно усилить установкой 122мм орудия Д-25. Для установки в средний танк орудие переделали и облегчили, раздельное заряжание сменили унитарными выстрелами. Боезапас при этом сократился в два раза – с 58 до 24 выстрелов.

Казённая часть орудия, хотя и уменьшенная, занимала в башне слишком много места, а унитарные выстрелы оказались слишком тяжёлыми и большими. Так, по результатам испытаний от «тяжёлого» варианта отказались.

Серийные Т-44 вооружались 85мм орудием, но уже не Д-5, а ЗИС-С-53. Его бронебойный снаряд БР-365К пробивал до 145 мм брони, запргерадное действие обеспечивал заряд из 48 грамм гексала. Подкалиберный снаряд БР-365П разрывного заряд не имел, но пробивал до 180мм брони. В послевоенный период боезапас пополнился снарядами семейства БР-367. Бронепробиваемость каморного снаряда довели до 159мм, подкалиберного – до 230мм. Осколочно-фугасная граната О-365К массой 9.5 кг содержала 660 грамм тротила.

Остался неизменным спаренный с пушкой пулемёт ДТ калибра 7.62мм. А вот курсовой пулемёт сохранился, несмотря на отсутствие стрелка радиста и установки. Теперь он жёстко устанавливался в лобовом листе, а вёл огонь из него механик-водитель, дистанционно.

Производство и эксплуатация

Т-44 приняли на вооружение в 1944 году, но производство начали лишь мелкосерийное. Во-первых, для крупномасштабных наступательных операций требовалось много техники, а попытка наладить выпуск новых машин грозила срывом темпа выпуска «тридцатьчетвёрок». Во-вторых, имея лучшее бронирование корпуса, по вооружению он был идентичен Т-34-85. Поэтому вопрос о необходимости танка с более мощным орудием встал сразу же. Кроме того, планировалось дальнейшее усиление брони, особенно башенной.

В 1945 году были изготовлены опытные образцы танка Т-44-100 с орудиями калибра 100мм, но в серию он не пошёл.

Испытания танка с орудием Д-10 показали, что пушка неуравновешена, а его отдача для Т-44 слишком сильна. Вариант с орудием ЛБ-1, оснащённым дульным тормозом, показал себя лучше. Не устроил генералов сам дульный тормоз. Считалось, что облака пыли и газов, образуемые при стрельбе из орудия с дульным тормозом, недопустимо демаскируют танк. В итоге все работы остановили в пользу создания нового Т-54.

Выпуск Т-44 прекратился уже в 1948 году, было собрано менее двух тысяч машин. На вооружении они продержались до конца 1970-х. В начале 1960-х Т-44 были модернизированы до стандарта Т-44М. Их оснастили приборами ночного видения, провели унификацию ходовой части с Т-54. В 1966 году оставшиеся на вооружении Т-44 получили стабилизаторы вооружения. Все эти годы танки чаще всего использовались, как учебные.

На фронт Великой Отечественной (во всяком случае, на настоящий) Т-44 так и не попали. Единственной военной операцией, в которой танкам удалось поучаствовать, стало подавление восстания в Венгрии. Зато списанным танкам нашлось применение на Мосфильме. На их основе изготовлялись макеты немецких Pz-IV и «Тигров», которые можно увидеть в ряде советских военных фильмов.

На базе Т-44 в 1945 году были построены опытные артиллерийские самоходки СУ-101 и СУ-102.

После окончания войны работы над ними остановили. Единственной массовой машиной на шасси Т-44 стал эвакуационный тягач БТС-4, разработанный в 1965 году. Башня с вооружением с танка снималась, он оборудовался грузовой платформой, тяговой лебёдкой и краном. Подобным образом переделывались также устаревшие Т-54 и ракетные танки ИТ-1.

Тактико-технические характеристики Т-44

Для сравнения технических характеристик возьмём средние танки, разработанные в последние годы войны – американский М26 «Першинг» и британский «Центурион». Заметим, что «Першинг» некоторое время считался тяжёлым танком и только после войны его окончательно признали средним.

 Т-44М26«Центурион» Mk.1
Масса, т31,841,648,7
Лобовая броня, мм9010176,2
Бортовая броня, мм757651
Вооружение85мм пушка, 2х 7.62 мм пулемёта90мм пушка, 12.7мм пулемёт, 2х 7.62 мм пулемёта76мм пушка, 7.92мм пулемёт
Максимальная скорость, км/ч604539

Из цифр следует, что Т-44, не уступая американскому по огневой мощи и защите, оставлял его далеко позади по подвижности. Т-44 был легче и, за счёт меньших размеров, малозаметней М26. А вот «Центурион», превосходя и советский, и американский танк по массе, уступал им и по вооружению и по броне. По крайней мере, это касается машин ранних серий.

«Першинг» в некотором смысле повторил путь Т-44. Успев повоевать в 1945 году, он быстро сошёл со сцены, уступив место созданному на его базе семейству «Паттонов». Судьба «Центурионов» оказалась интереснее. Модернизируясь и перевооружаясь, они стояли на вооружении десятка стран до 1980-х, а в ЮАР, под названием «Олифант», используются до сих пор.

Несмотря на то, что Т-44 «прижился» в кинематографе, «играл» он там обычно «немцев», а потому известен широкой публике не стал. Даже роль самого себя – например, в фильме «Отец солдата», известным его не сделали, в силу малой распространённости и краткого срока службы. Лишь в последнее время интерес к Т-44 возрос благодаря массовой популярности онлайн-игр на танковую тематику.

Т-44, в отличие от Т-43, оказался не попыткой серьёзно модернизировать «тридцатьчетвёрку», а новой страницей советского танкостроения.

С Т-34 его роднили только некоторые узлы. Совершенно иной корпус, мощное бронирование, другая компоновка, торсионная подвеска – это делало Т-44 другим танком.

Именно опыт, накопленный при создании Т-44, применённые в нём решения сделали возможным в кратчайшие сроки подготовить ещё более совершенную машину – Т-54, «потомки» которого эксплуатируются до сих пор.

Видео

warbook.club

Танк Т-44 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Современные боевые танки России и мира фото, видео, картинки смотреть онлайн. В данной статье дается представление о современном танковом парке. В его основу положен принцип классификации, используемый в наиболее авторитетном на сегодняшний день справочнике, но в несколько измененном и улучшенном виде. И если последний в своем первозданном виде еще можно встретить в армиях целого ряда стран, то другие уже стали музейным экспонатом. И всего-то в течение 10 лет! Идти по стопам справочника Jane’s и не рассматривать эту боевую машину (весьма кстати любопытную по конструкции и ожесточенно обсуждаемую в свое время), составлявшую основу танкового парка последней четверти XX века, авторы посчитали несправедливым.

Фильмы про танки где до сих пор нет альтернативы этому виду вооружений сухопутных войск. Танк был и, вероятно, надолго останется современным оружием благодаря возможности сочетать в себе такие, казалось бы, противоречивые качества, как высокая подвижность, мощное вооружение и надежная защита экипажа. Эти уникальные качества танков продолжают постоянно совершенствоваться, а накопленные за десятилетия опыт и технологии предопределяют новые рубежи боевых свойств и достижений военно-технического уровня. В извечном противостоянии «снаряд — броня», как показывает практика, защита от снаряда все более совершенствуется, приобретая новые качества: активность, многослойность, самозащищенность. В то же время снаряд становится более точным и мощным.

Русские танки специфичны тем, что позволяют уничтожить противника с безопасного для себя расстояния, имеют возможность совершать быстрые маневры по бездорожью, зараженной местности, могут «пройтись» по территории, занятой противником, захватить решающий плацдарм, навести панику в тылу и подавить врага огнем и гусеницами. Война 1939-1945 гг стала наиболее тяжелым испытанием для всего человечества, так как в нее были вовлечены почти все страны мира. Это была битва титанов – ют самый уникальный период, о котором спорили теоретики в начале 1930-х и в ходе которого танки применялись в больших количествах практически всеми воюющими сторонами. В это время проходила «проверка на вшивость» и глубокое реформирование первых теорий применения танковых войск. И именно советские танковые войска все это затронуто в наибольшей степени.

Танки в бою что стали символом прошедшей войны, становым хребтом советских бронетанковых войск? Кто и в каких условиях создавал их? Каким образом СССР, потерявший большую часть своих европейских территорий и с трудом набиравший танки для обороны Москвы, смог уже в 1943 г выпустить на поля боев мощные танковые соединения?На эти вопросы призвана дать ответ эта книга, повествующая о развитии советских танков «в дни испытаний», с 1937-го по начало 1943 г. При написании книги использованы материалы архивов России и частных коллекций танкостроителей. В нашей истории был период, который отложился в моей памяти с каким-то гнетущим чувством. Он начался с возвращения наших первых военных советников из Испании, а прекратился только в начале сорок третьего, – рассказывал бывший генеральный конструктор САУ Л. Горлицкий, – ощущалось какое-то предгрозовое состояние.

Танки второй мировой войны именно М. Кошкин, чуть ли не подпольно (но, конечно, при поддержке «мудрейшего из мудрых вождя всех народов»), смог создать тот танк, что спустя несколько лет повергнет в шок немецких танковых генералов. И мало того, он не просто создал его, конструктору удалось доказать этим глупцам-военным что именно его Т-34 нужен им, а не очередной колесно-гусеничный «автострадник. Автор находится на несколько иных позициях, которые сформировались у него после знакомства с предвоенными документами РГВА и РГАЭ. Поэтому, работая над этим отрезком истории советского танка, автор неизбежно будет противоречить кое-чему «общепринятому». Данная работа описывает историю советского танкостроения в самые трудные годы – от начала радикальной перестройки всей деятельности конструкторских бюро и наркоматов в целом, во время бешеной гонки по оснащению новых танковых соединений РККА, перевода промышленности на рельсы военного времени и эвакуации.

Танки википедия автор хочет выразить свою особую благодарность за помощь в подборе и обработке материалов М. Коломийцу, а также поблагодарить А. Солянкина, И. Желтова и М. Павлова, – авторов справочного издания «Отечественные бронированные машины. XX век. 1905 – 1941″, так как эта книга помогла понять судьбу некоторых проектов, неясную прежде. Также хочется вспомнить с благодарностью те беседы с Львом Израэлевичем Горлицким, бывшим главным Конструктором УЗТМ, которые помогли по новому взглянуть на всю историю советского танка в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. У нас сегодня почему-то принято говорить о 1937 -1938 гг. только с точки зрения репрессий , но мало кто вспоминает, что именно в этот период были рождены те танки, что стали легендами военной поры…» Из воспоминачий Л.И. Горлинкого.

Советские танки подробная оценка о них того времени звучала из многих уст. Многие старые люди вспоминали, что именно с событий в Испании всем стало ясно, что война все ближе подбирается к порогу и воевать придется именно с Гитлером. В 1937 г. начались массовые чистки и репрессии в СССР и на фоне этих непростых событий советский танк начал превращаться из «механизированной кавалерии» (в которой одно из его боевых качеств выпячивалось за счет снижения других) в сбалансированную боевую машину, обладающую одновременно мощным вооружением, достаточным для подавления большинства целей, хорошей проходимостью и подвижностью при броневой защите, способной сохранить его боеспособность при обстреле наиболее массовыми противотанковыми средствами вероятного противника.

Большие танки рекомендовалось вводить в состав дополнительно только специальные танки – плавающие, химические. Бригада имела теперь 4 отдельных батальона по 54 танка и была усилена за счет перехода от трехтанковых взводов к пятитанковым. Кроме того, Д. Павлов обосновал от каз от формирования в 1938 г. к четырем имеющимся мехкорпусам еще трех дополнительно, считая, что эти соединения немобильны и трудноуправляемы, а главное – требуют иной организации тылов. Тактико-технические требования к перспективным танкам, как и ожидалось, были скорректированы. В частности, в письме от 23 декабря начальнику КБ завода № 185 им. С.М. Кирова новый начальник потребовал усилить бронирование новых танков с тем, чтобы на дистанции 600-800 метров (эффективная дальность).

Новейшие танки мира при проектировании новых танков необходимо предусмотреть возможность увеличения уровня броневой защиты во время модернизации по крайней мере на одну ступень…» Эта задача могла быть решена двумя путями Во-первых, увеличением толщины броневых листов и, во-вторых, «применением брони повышенной сопротивляемости». Нетрудно догадаться, что второй путь считался более перспективным, так как применение особым образом упрочненных броневых листов, или даже двухслойной брони, могло при сохранении прежней толщины (и массы танка в целом) поднять ее стойкость в 1,2-1,5 раза. Именно этот путь (применение особо упрочненной брони) и был выбран в тот момент для создания новых типов танков.

Танки СССР на заре танкового производства наиболее массово применялась броня, свойства которой по всем направлениям были идентичны. Такая броня называлась гомогенной (однородной), и с самого начала броневых дел мастера стремились к созданию именно такой брони, ведь однородность обеспечивала стабильность характеристик и упрощала обработку. Однако в конце XIX века было замечено, что при насыщении поверхности броневой плиты (на глубину от нескольких десятых долей до нескольких миллиметров) углеродом и кремнием ее поверхностная прочность резко повышалась, тогда как остальная часть плиты оставалась вязкой. Так в обиход вошла гетерогенная (неоднородная) броня.

Военные танки применение гетерогенной брони было очень важно, так как увеличение твердости всей толщи броневого листа приводило к уменьшению его упругости и (как следствие) к увеличению хрупкости. Таким образом, наиболее прочная броня при прочих равных условиях оказывалась очень хрупкой и часто кололась даже от разрывов осколочно-фугасных снарядов. Поэтому на заре броневого производства при изготовлении гомогенных листов задача металлурга заключалась в том, чтобы достичь максимально возможной твердости брони, но при этом не потерять ее упругости. Поверхностно упрочненная насыщением углеродом и кремнием броня была названа цементированной (цементованной) и считалась в то время панацеей от многих бед. Но цементация – процесс сложный, вредный (например, обработка раскаленной плиты струей светильного газа) и сравнительно дорогой, и потому его освоение в серии требовало больших затрат и повышения культуры производства.

Танк военных лет даже в эксплуатации эти корпуса были менее удачными, чем гомогенные, так как без видимых на то причин в них образовывались трещины (преимущественно в нагруженных швах), да и ставить заплатки на пробоины в цементованных плитах в ходе ремонта было весьма затруднительно. Но все же ожидалось, что танк, защищенный 15-20-мм цементованной броней, будет эквивалентен по уровню защиты такому же, но укрытому 22-30-мм листами, без значительного увеличения массы.
Также к середине 1930-х в танкостроении научились упрочнять поверхность сравнительно тонких бронеплит неравномерной закалкой, известной с конца XIX века в судостроении как «метод Круппа». Поверхностная закалка приводила к значительному увеличению твердости лицевой стороны листа, оставляя основную толщу брони вязкой.

Как стреляют танки видео до половины толщины плиты, что было, конечно, хуже, чем цементация, так как при том, что твердость поверхностного слоя была выше, чем при цементации, упругость листов корпуса значительно снижалась. Так что «метод Круппа» в танкостроении позволял поднять прочность брони даже несколько больше, чем цементация. Но та технология закалки, что применялась для морской брони больших толщин, уже не годилась для сравнительно тонкой брони танков. До войны этот способ почти не применялся в нашем серийном танкостроении из-за трудностей технологического характера и сравнительно высокой стоимости.

Боевое применение танков наиболее отработанной для танков была 45-мм танковая пушка обр 1932/34 гг. (20К), и до событии в Испании считалось, что ее мощности вполне хватает для выполнения большинства танковых задач. Но бои в Испании показали, что 45-мм орудие может удовлетворять только задаче борьбы с вражескими танками, так как даже обстрел живой силы в условиях гор и леса оказывался малоэффективным, а уж вывести из строя окопанную вражескую огневую точку можно было только в случае прямого попадания. Стрельба же по укрытиям и ДЗОТам была неэффективна вследствие малого фугасного действия снаряда массой всего около двух кг.

Виды танков фото чтобы даже одно попадание снаряда надежно выводило из строя противотанковую пушку или пулемет; и в-третьих, чтобы увеличилось пробивное действие танковой пушки по броне вероятного противника, так как на примере французских танков (уже имевших толщину брони порядка 40-42 мм) стало ясно, что броневая защита иностранных боевых машин имеет тенденцию к значительному усилению. Для этого существовал верный путь – увеличение калибра танковых пушек и одновременное увеличение длины их ствола, так как длинная пушка большего калибра ведет огонь более тяжелыми снарядами с большей начальной скоростью на большее расстояние без исправления наводки.

Лучшие танки мира имели пушку большого калибра, также имеет большие размеры казенной части, значительно больший вес и увеличенную реакцию отдачи. А это требовало увеличения массы всего танка в целом. Кроме того, размещение в замкнутом объеме танка больших по габаритам выстрелов приводило к снижению возимого боекомплекта.
Положение усугублялось тем, что в начале 1938 г. вдруг оказалось, что дать заказ на проектирование нового, более мощного танкового орудия просто некому. П. Сячинтов и вся его конструкторская группа были репрессированы, так же как и ядро КБ «Большевика» под руководством Г. Магдесиева. На воле осталась лишь группа С. Маханова, который с начала 1935 г. пытался довести свое новое 76,2-мм полуавтоматическое единое орудие Л-10, да коллектив завода № 8 неспешно доводил «сорокапятку».

Фото танков с названиями количество разработок велико, но в серийное производство в период 1933-1937 гг. не принят ни один…». В самом деле, ни один из пяти танковых дизелей воздушного охлаждения, работа над которыми велась в 1933-1937 гг. в двигательном отделе завода № 185, доведен до серии не был. Более того, несмотря на решения на самых верхних уровнях о переходе в танкостроении исключительно на дизельные двигатели, процесс этот сдерживался рядом факторов. Конечно, дизель имел значительную экономичность. Он расходовал меньшее количество топлива на единицу мощности в час. Дизельное топливо менее подвержено возгоранию, так как температура вспышки его паров была весьма высока.

Новые танки видео даже наиболее доведенный из них танковый двигатель МТ-5 требовал для серийного выпуска реорганизации двигательного производства, что выражалось в постройке новых цехов, поставках передового иностранного оборудования (своих станков нужной точности еще не было), финансовых инвестициях и укреплении кадров. Планировалось, что в 1939-м этот дизель мощностью 180 л.с. пойдет на серийные танки и артиллерийские тягачи, но из-за следственных работ по выяснению причин аварий танковых двигателей, которые длились с апреля по ноябрь 1938 г., эти планы выполнены не были. Также была начата и разработка немного увеличенного по высоте шестицилиндрового бензинового мотора № 745 мощностью 130-150 л.с.

Марки танков удельными показателями, вполне устраивавшими танкостроителей. Испытания танков проводились по новой методике, специально разработанной по настоянию нового начальника АБТУ Д. Павлова применительно к боевой службе в военное время. Основой испытаний был пробег протяженностью 3-4 дня (не менее 10-12 часов ежедневного безостановочного движения) с однодневным перерывом для техосмотра и производства восстановительных работ. Причем ремонт разрешалось производить только силами полевых мастерских без привлечения заводских специалистов. Далее следовала «площадка» с препятствиями, «купание» в воде с дополнительной нагрузкой, имитировавшей пехотный десант, после чего танк отправлялся на обследование.

Супер танки онлайн после работы по улучшению, казалось, снимали с танков все претензии. И общий ход испытаний подтвердил принципиальную правильность основных изменений конструкции – увеличение водоизмещения на 450-600 кг, применение двигателя ГАЗ-М1, а также трансмиссии и подвески «Комсомольца». Но в ходе испытаний в танках вновь проявились многочисленные мелкие дефекты. Главный конструктор Н. Астров был отстранен от работ и в течение нескольких месяцев находился под стражей и следствием. Кроме того, танк получил новую башню улучшенной защиты. Измененная компоновка позволила разместить на танке больший боекомплект к пулемету и два маленьких огнетушителя (прежде огнетушителей на малых танках РККА не было).

Танки США в рамках работ по модернизации, на одном серийном образце танка в 1938-1939 гг. прошла испытания торсионная подвеска, разработанная конструктором КБ завода № 185 В. Куликовым. Она отличалась конструкцией составного короткого соосного торсиона (длинные моноторсионы нельзя было использовать соосно). Однако такой короткий торсион на испытаниях показал недостаточно хорошие результаты, и потому торсионная подвеска в ходе дальнейших работ не сразу проложила себе дорогу. Преодолеваемые препятствия: подъемы не менее 40 градусов, вертикальная стенка 0,7м, перекрываемый ров 2-2,5 м».

Ютуб про танки работы по изготовлению опытных образцов двигателей Д-180 и Д-200 для разведывательных танков не ведутся, ставя под угрозу выпуск опытных образцов». Оправдывая свой выбор, Н. Астров говорил, что колесно-гусеничный неплавающий разведчик (заводское обозначение 101 или 10-1), равно как и вариант танка-амфибии (заводское обозначение 102 или 10-2), являются компромиссным решением, так как удовлетворить требованиям АБТУ в полной мере не представляется возможным. Вариант 101 представлял собой танк массой 7,5 т с корпусом по типу корпуса, но с вертикальными бортовыми листами цементованной брони толщиной 10-13 мм, так как: «Наклонные борта, вызывая серьезное утяжеление подвески и корпуса, требуют значительного (до 300мм) уширения корпуса, не говоря уже об усложнении танка.

Видео обзоры танков в которых силовой агрегат танка планировалось выполнить на базе 250-сильного авиамотора МГ-31Ф, который осваивался промышленностью для сельскохозяйственных самолетов и автожиров. Бензин 1-го сорта размещался в танке под полом боевого отделения и в дополнительных бортовых бензобаках. Вооружение полностью отвечало заданию и состояло из спаренных пулеметов ДК калибра 12,7-мм и ДТ (во втором варианте проекта значится даже ШКАС) калибра 7,62-мм. Боевая масса танка с торсионной подвеской составляла 5,2 т, с рессорной – 5,26 т. Испытания прошли с 9 июля по 21 августа по методике, утвержденной в 1938 г., причем особое внимание уделялось танкам.

oruzhie.info

Танк Т-44, боевая машина переходного периода (СССР)

Характеристики среднего танка Т-44

Страна:СССР
Тип:Средний танк
Дата выпуска:1944 год
Длинна:6070 мм
Ширина:3180 мм
Высота:2410 мм
Броня, лоб:90 мм
Броня, борт:90 мм
Броня, башня:120 мм
Экипаж:4 человека
Двигатель:В-44
Дальность хода:200 км
Максимальная скорость:60 км/ч
Масса:31 тонна
Вооружение:85-мм ЗИС-С-53 образца 1944 года

Т-44. Неспециалисту не так просто отличить его от прародителя, с некоторых ракурсов.

Важной особенностью знаменитого танка времен Второй Мировой войны Т-34, был хороший задел для будущей модернизации. Однако уже в конце 1943 года, с появлением модификации Т-34-85 отличавшейся установкой нового орудия и полностью изменённой башней, стало понятно, что дальнейшие работы по улучшению «тридцатьчетверки» вести бессмысленно.

Внутреннее устройство Т-34. Видно, что экипажу внутри машине несколько «тесновато»

Сказывались ограничения изначальной компоновки машины – двигатель В-2-34 занимал почти половину всего внутреннего пространства танка, благодаря чему башня оказывалась существенно сдвинута вперед, а отделение экипажа буквально «втискивалось» в оставшееся пространство (люк механика-водителя недаром расположен не на крыше корпуса, а на «морде» танка). Все это делало бесполезным наращивание лобовой брони, а также установку более мощной пушки, так как ходовая часть Т-34 спереди итак уже была серьезно перегружена.

Поэтому уже в том же 1943 году была подготовлена достойная смена для Т-34, разработанная конструкторском бюро (отдел № 520, главный конструктор А.А.Морозов) Уральского танкового завода № 183 имени Сталина, получившая рабочий индекс Т-44, или объект 136.

Основная задача, решаемая конструкторами – перекомпоновка моторно-трансмиссионного от­деления танка. Двигатель Т-44 был установлен не вдоль, а поперек корпуса и соединен с коробкой передач повышающим редуктором («гитарой»). Также удалось снизить и высоту двигателя за счет перемещения воздухоочистителя к борту, перемещения радиатора поперек корпуса позади коробки пе­редач и смещения вентилятора к корме танка. Компоновка получилась не только более удачной, но и рациональной – по сравнению с Т-34, на Т-44 значительно улучшилось охлаждение агрегатов трансмиссии.

Сравнение Т-34 (сверху) и Т-44 (снизу). Заметно, что последний выглядит намного «аккуратнее».

Результатом этой работы стало значительное увеличение боевого отделения (теперь место хватало даже для установки пушки калибром 122 мм), и возможность сместить башню к центру корпуса, что серьезно повышало точность стрельбы и делало более комфортным размещение экипажа.

Первый прототип танка Т-44 был представлен в январе 1944 года. Машина имела массу 30,4 т. Толщина лобовой брони составила 75 мм, борта, — 45 мм (дополнительно он прикрывался накладным 30-мм листом). Башня имела толщину брони 90 мм. На танке был установлен дизель В-2ИС мощностью 500 л.с.

Три опытных образца изготовили на заводе № 183 в феврале 1944 года. Вооружение танков № 1 и № 2 состояло из 85-мм пушки Д-5Т и спа­ренного с ней пулемета ДТ. Второй пу­лемет ДТ жестко устанавливался в верх­нем лобовом листе корпуса.

Образец № 3 или Т-44-122 был вооружен 122-мм пушкой Д-25-44, специально раз­работанной для него на заводе № 9, с меньшей мощностью выстрела, меньшей массой откатных час­тей и унитарным заряжанием.

Танк № 2 с 19 февраля по 5 марта проходил испытания, в ходе которых было вы­явлено много конструктивных недостатков. После их устранения в мае изгото­вили ещё два танка Т-44 этой же модифика­ции. Один из них прошел испытания на в июне — июле того же года.

Эта машина имела боевую массу 31,3 т и была вооружена 85-мм пушкой ЗИС-С-53. Толщину брони лобовой части башни увеличили до 115 мм, а борта изготовили из катаных 75-мм броневых листов. Однако и этот вариант Т-44 испытаний не прошёл.

Следующая модификация подоспела уже через месяц, это был Т-44А. При боевой мас­се 30,7 т верхний лобовой лист корпуса имел толщину 90 мм, а лобовая часть башни — 120 мм. На танке установили дизель В-44 мощностью 500 л.с. Максимальная скорость машины достигла 60,5 км/ч. 23 ноября 1944 года Т-44А, после внесения ряда незначительных конструктивных доработок был принят на вооружение.

Пер­вые пять серийных машин вышли из цехов харьковского танкового завода в том же ноябре 1944 года. Всего в 1944 году было изготов­лено 25 танков, в 1945 году — 880, всего же за период производства с 1944 по 1947 год было произведено 1823 танка Т-44. Однако, несмотря на успешное освоение в войсках новых тан­ков, на фронт они не поступали и в бое­вых действиях Второй мировой войны не участвовали. Более того, почти сразу после запуска в производство — в конце 1944 го­да, стало ясно, что по вооружению (которое ничем не отличалось от прародителя – «тридцатьчетверки») Т-44 не может рассматриваться как основная боевая машина танковых войск даже на ближайшие годы. 85-мм пушка ЗИС-С-53 практически исчерпала свои возможности, и для борьбы с современными танками не годилась.

Знаете ли вы, что…

…в годы Великой Отечественной войны были разработаны специальные агитационные бомбы с корпусом из дерева, чтоб не калечить солдат противника.Было решено начать работы по следующей модификации танка – Т-44Б, оснащенной 100-мм пушкой Д-10. К работе приступили в октябре 1944 года, проектирова­ние завершилось в декабре 1944-го, а опытный образец был изготовлен к февралю 1945 года. Танк успешно прошел испытания и был рекомендован к принятию на вооружение. От «базовой» модели Т-44 он отличался уже не только новой пушкой и башней иной конфигурации, но также и двигателем, и толщиной брони (180 мм на башне, против обычных 120-мм) и углом наклона броневых листов. Фактически это был уже совершенно другой танк, поэтому вместо литеры «Б», машина получила самостоятельное название, под которым и была вскоре запущена в производство – Т-54.

По материалам журнала «Бронеколлекция» 

armedman.ru

Рассказы о вооружении: танк Т-44 снаружи и внутри

Что показали события Великой Отечественной войны в отношении танка Т-34? На начальном этапе – чудесная машина, намного опередившая современников. На окончательном, на примере Т-34-85, стало ясно, что модернизировать машину уже некуда.

Мировое танкостроение шагало десятикилометровыми шагами, и Т-34 явно уже не поспевал за «одноклассниками». Да, некоторое изменение башни и установка более мощной пушки 85-мм сделали свое дело, но дальше оказался тупик.

И в конце 1943 года советские конструкторы пришли к выводу, что надо что-то делать. Изначально компоновка Т-34 была спроектирована так, что двигатель В-2-34 занимал почти половину всего внутреннего пространства танка.

Башню пришлось максимально сдвигать вперед, а экипаж распихивать по оставшемуся пространству. В итоге, как мы уже отмечали, внутри Т-34 было весьма тесно, но и это не самое страшное. Неприятно было то, что невозможным стали дальнейшее наращивание лобовой брони и установка более мощной пушки. Это было вызвано серьезным перегрузом ходовой части в передней части танка.

Поэтому уже в 1943 году была подготовлена достойная смена для Т-34, разработанная конструкторском бюро (отдел № 520, главный конструктор А. А. Морозов) Уральского танкового завода № 183 имени Сталина, получившая рабочий индекс Т-44, или объект 136.

Главный конструктор А.А. Морозов

Основной задачей для конструкторов стала полная перекомпоновка моторно-трансмиссионного отделения танка. Удалось. Двигатель Т-44 был установлен не вдоль, а поперек корпуса и соединен с коробкой передач повышающим редуктором. Также удалось снизить и высоту двигателя за счет перемещения воздухоочистителя к борту, перемещения радиатора поперек корпуса позади коробки передач и смещения вентилятора к корме танка.

Компоновка получилась не просто более удачной: в сравнении с Т-34 на Т-44 значительно улучшилось охлаждение агрегатов трансмиссии.

Боевое отделение не просто увеличилось. Если пересесть из Т-34 в Т-44, ощущаешь, что попал в современную квартиру после «хрущевки», настолько увеличивается внутренний свободный объем. Башню можно было сдвинуть в центр корпуса, ближе к центру тяжести танка. Это повысило балансировку и положительно сказалось на точности огня на ходу. Увеличился модернизационный потенциал, места теперь хватало даже для установки 122-мм пушки от ИС-2.

Снизилась нагрузка на передние катки, значит, стало возможно увеличить лобовую броню корпуса до 90 мм, а лобовую броню башни до 120 мм.

Угол наклона лобового листа увеличили до 60°, и он стал монолитным. Если в Т-34 слабым местом был люк механика-водителя, расположенный в лобовом листе брони, то на Т-44 люк механика-водителя вообще убрали на корпус.

Экипаж танка сократился на стрелка-радиста, так как с обслуживанием радиостанции справлялся командир танка. Кроме того, получение приказов командиром танка непосредственно от вышестоящего начальства, а не через члена экипажа, повышало оперативность.

Курсовой пулемёт оставили, но теперь он был жестко закреплен в лобовой броне, стрельбу из него вёл механик-водитель. На освободившемся месте стрелка-радиста разместили топливный бак. Ну, и экипажу стало намного более комфортно.

Тактико-технические характеристики Т-44:

Боевая масса, т 31,0
Экипаж, чел. 4
Годы производства 1944—1947
Годы эксплуатации 1945 — конец 1970-х
Количество выпущенных, шт. 1823

Размеры
Длина корпуса, мм 6070
Длина с пушкой вперёд, мм 7650
Ширина корпуса, мм 3180
Высота, мм 2410
База, мм 3800
Колея, мм 2630
Клиренс, мм 425

Бронирование
Лоб корпуса (верх), мм/град. 90 / 60°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 90 / 45°
Борт корпуса, мм/град. 75 / 0°
Днище, мм 15
Крыша корпуса, мм 15—20
Лоб башни, мм/град. 120
Борт башни, мм/град. 90 / 20°

Вооружение
Калибр и марка пушки: 85-мм ЗИС-С-53 обр. 1944 года
Боекомплект пушки: 58 снарядов
Углы ВН, град. −5…+25°
Пулемёты: 2 × 7,62-мм ДТМ

Подвижность
Мощность двигателя, л. с. 500
Скорость по шоссе, км/ч 60
Скорость по пересечённой местности, км/ч 25..30
Запас хода по шоссе, км 200..250
Запас хода по пересечённой местности, км 180..200
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 0,73
Преодолеваемый ров, м 2,5
Преодолеваемый брод, м 1,3

Имея значительное внешнее сходство с Т-34-85, Т-44 кардинально отличался от него габаритами, компоновкой и устройством. Замена старой, тяжёлой и громоздкой пружинной подвески Кристи на торсионную подвеску освободила достаточно много места. Именно это дало возможность полностью пересмотреть компоновку танка.

Исчезли надгусеничные ниши, а высвободившееся место позволило расположить новый двигатель В-44 не вдоль, а поперёк корпуса танка. За счет разворота двигателя было увеличено боевое отделение и улучшены условия работы экипажа.

После внесения ряда незначительных конструктивных доработок 23 ноября 1944 года Т-44А был принят на вооружение. Первые пять серийных машин вышли из цехов ХТЗ в ноябре 1944 года. Всего же за период производства с 1944 по 1947 годы было произведено 1823 танка Т-44.

На фронт, правда, они не поступали и в боевых действиях Второй мировой войны не участвовали. Более того, почти сразу после запуска в производство в конце 1944 года стало ясно, что по вооружению Т-44 не может рассматриваться как основная боевая машина. 85-мм пушка практически исчерпала свои возможности и для борьбы с современными танками не годилась.

Было решено начать работы по следующей модификации танка – Т-44Б, оснащенной 100-мм пушкой Д-10. К работе приступили в октябре 1944 года, проектирование завершилось в декабре 1944-го, а опытный образец был изготовлен к февралю 1945 года.

Танк успешно прошел испытания и был рекомендован к принятию на вооружение. От «базовой» модели Т-44 он отличался уже многими вещами: новой пушкой, башней иной конфигурации, двигателем, иной схемой бронирования.

Фактически это был уже совершенно другой танк, поэтому вместо литеры «Б» машина получила самостоятельное название, под которым и была вскоре запущена в производство – Т-54.

Но это уже совсем другая история.

В 1961 году все выпущенные танки Т-44 прошли модернизацию с целью унификации ходовой части с основным советским танком Т-54. Кроме того, машины, получившие обозначение Т-44М, получили приборы ночного наблюдения и увеличенный боекомплект, а на командирском Т-44МК за счёт уменьшения боекомплекта установили вторую радиостанцию.

В 1965 году часть Т-44 была переоборудована в бронированные тягачи БТС-4, а в 1966 году оставшиеся танки оборудовали двухплоскостным стабилизатором вооружения, повышающим точность ведения стрельбы с ходу. Эти машины получили обозначение Т-44С. В конце 1970-х годов Т-44 был снят с вооружения Советской Армии.

Единственным вооруженным конфликтом, в котором участвовал Т-44, была операция «Вихрь». Кроме того, под конец своей службы машинам всё же довелось «участвовать» в Великой Отечественной войне: в роли немецких танков Pz VI «Тигр» в фильмах «Освобождение» и «Они сражались за Родину».

Кадр из кинофильма «Горячий снег»

Кадр из киносериала «Освобождение»

После соответствующей переделки танки становились малоотличимы от немецких машин (за исключением ходовой части). В 2004 году этот танк изображал Pz VI «Тигр» уже в фильме «Бункер». Также этот танк можно увидеть в фильмах «Отец солдата», «Офицеры», «На пути в Берлин», «На дорогах войны», «Родная кровь», где он «играет» роль Т-34-85.

/Роман Скоморохов, topwar.ru/

army-news.ru

44 — обзор танка, сильные и слабые стороны, зоны пробития и тактика

2 Апрель 2013, 16:30 bambucha 18 287

Здравствуйте танкисты! Сегодня мы поговорим о советском среднем танке 8 уровня. Машине, которая является типичным представителем СТ. Машине с относительно хорошим бронированием.  Машине, орудие которой способно очень сильно покусать любого соперника.  Многие данную машину могут назвать сильно уступающей аналогам из других веток, но это совершено не так. Встречайте, перед вами Т-44:

 

Ну что же, вы откатали достаточно немалое количество боев на Т-43. Привыкли к картонной броне и ущербному орудию с плохим пробитием? Тогда я спешу вас обрадовать. Данная машина превосходит своего предшественника по всем показателям. Теперь у нас есть прекрасное орудие, а точнее даже выбор из нескольких орудий под разный стиль игры, хорошее бронирование и прекрасная скорость. Итак, перейдем к более подробному рассмотрению машины:

Цена данного аппарата составляет 2 390 000 кредитов. Не скажу, что сумма достаточно большая, это не 6 100 000 кредитов для покупки машин 10 уровня, но и не 500 000 которые можно не напрягаясь нафармить за вечер. Так же не стоит забывать о дополнительном оборудовании, камуфляже и пересадке экипажа. Если первого мы коснемся позже, то вот на экипаже я бы хотел остановиться поподробнее сейчас.


Экипаж

Поскольку машина 8 уровня, иметь хороший экипаж на ней крайне важно. В первую очередь для комфортности игры. Я советую пересадить экипаж с Т-43 и переобучить его сразу до 100%. Сделать это можно двумя методами:

  1. Самый простой и банальный – переобучить за золото. Это будет стоить 200*4=800 ед. золота.
  2. Ну и второй – сбросить дополнительные навыки. Тогда при переобучении (если хватит опыта с доп. навыков) этот опыт перейдет на переобучение до 100%. Данный метод будет более дорогостоящим, общая стоимость равна 40 000*4 = 160 000 кредитов.

 

 

 


Ветка исследований:

Вот тут нас ждет куча разочарований и страданий.  Кроме Орудия наполовину предтопового орудия от Т-43 у нас больше ничего нет. Конечно если вы до этого успели выкачать Су-101, то у вас должен быть открыт и двигатель, и радиостанция. Да, радиостанция должна быть открыта если еще вы качали ветки советских ТТ. Если быть более кратким – нам предстоит долгое и мучительное прокачивание и возведение машины в топ. Теперь давайте рассмотрим каждый модуль более подробнее.

 


Ну начнем как обычно с одного из самых главных модулей – ходовой. Без нее нам не удастся установить все необходимые модули и дополнительное оборудование. Стоимость исследования составляет почти 13 500 опыта. Сумма впринципе не такая уж и большая для 8 уровня. Ставим сразу как только появляется возможность.  Увеличит и грузоподъемность, и скорость поворота. Оба параметра для СТ крайне важны.

 


Башня для СТ тоже важна т. к.  от топовой башни увеличивается обзор, бронирование самой башни и добавляется ХП к общему кол-ву. Еще один, пожалуй самый главный фактор – установка более совершенного орудия. На стоковую башню мы можем установить только 85 мм орудия, с новой же у нас станут абсолютно все. Что касается обзора и бронирования, то сильных изменений не произойдет. Обзор увеличится всего на 10 м, а бронирование увеличится только в корме и боках.

 


Как говорится самое главное в танке – орудие. Здесь у нас есть выбор сразу из 2 орудий. Первое орудие от ТТ. Мы стреляем медленно, неточно и очень долго сводимся, однако наносим огромный разовый урон – целых 400 ед.  Второе – типичное орудие от СТ. Стреляем быстро, точно, хорошая точность даже на ходу, но вот разовый урон маловат. Часть людей использует 120 мм орудие, часть 100 мм. Здесь все зависит от рук и стиля игры. Сказать вам с каким орудием ездить можете вы только сами себе.

 


Скорость и манёвренность для СТ очень важна, поэтому ставить топовые двигатели крайне важно. Если вы до прокачки Т-44 уже прошли су-101, то двигатели у вас уже должны быть открыты. Если нет, — выкачиваем в обязательном порядке. Еще одним большим достоинством любого двигатель на этой СТ является его крайне малый процент возгорания – целых 12%. Это положительно сказывается на игре в целом, особенно когда нам стреляют и критуют двигатель. Еще в теории при таком проценте возгорания можно вместо огнетушителя возить масло.

 


Для СТ также крайне важна радиостанция. Знать что происходит на другом конце карты просто необходимо. Нам дается достаточно хорошая топовая радиостанция. 730 м более чем достаточно, топовые ТТ имеют 750 м. … Если вы качали любую ветку советских ТТ, то, скорее всего, она должна быть уже открыта.

 


Выделю такие достоинства и недостатки машины

Плюсы:

  • Неплохое бронирование
  • Выбор из двух хороших орудий
  • Хорошая динамика
  • Относительно низкий силуэт

Минусы

  • Частый крит и взрыв БК
  • Углы наводки орудия

 

 

 


Вариант прокачки:

  1. Устанавливаем все что есть
  2. Открываем ходовую
  3. Прокачиваем предтоповое орудие
  4. Открываем предтоповый двигатель
  5. Открываем рацию
  6. Прокачиваем одно из топ орудий
  7. Прокачиваем топ двигатель
  8. Открываем второе топ орудие (по желанию)

 


Балансный вес

Машина попадает на 8 – 10 уровни боев. На 8 уровне играть очень комфортно. На 9 – терпимо, а вот на 10 надо очень хорошо думать прежде чем что то делать. В целом мы попадаем в бои 10 уровня крайне редко, поэтому сильно переживать по этому поводу не стоит.

 


Тактика

mirtankov.su

Опытный средний танк Т-44-122 » Военное обозрение

В середине Великой Отечественной войны бронетанковые соединения Красной Армии столкнулись с серьезной проблемой в лице новейших тяжелых танков противника. Имея преимущество в огневой мощи, немецкие «Тигры» могли обстреливать советские Т-34 с больших дистанций и уничтожать их, не входя в зону эффективного ответного огня. Подобные проблемы обычно решались привлечением собственных тяжелых танков, но такой ответ противнику считался не в полной мере удачным. С определенного времени велись работы по повышению огневой мощи существующих и перспективных средних танков. Одной из самых интересных попыток решения такой задачи стал проект Т-44-122.


Перспективный средний танк Т-44 создавался с осени 1943 года с учетом новых вызовов, стоящих перед бронетехникой Красной Армии. В обозримом будущем новый танк должен был заменить существующий Т-34, и поэтому должен был отличаться от него повышенными характеристиками, в том числе параметрами защиты и огневой мощи. Через несколько месяцев после старта работ нижнетагильские инженеры под руководством А.А. Морозова завершили разработку танка, а в июле 1944 года он был принят на вооружение. Тем не менее, по ряду причин, новый Т-44 так и не принял участие в боях. На всех фронтах продолжали работать только бронемашины существующих типов.
Опытный средний танк Т-44-122. Фото Icvi.at.ua

Во время подготовки к серийному производству новейшей техники появилось предложение о создании ее новой модификации, отличающейся улучшенными боевыми качествами. Штатным оружием среднего танка Т-44 была 85-мм нарезная пушка ЗИС-С-53. В порядке проведения эксперимента, в дальнейшем способного привести к появлению полноценной серийной модификации, было предложено построить и испытать бронемашины с орудиями увеличенного калибра. Начать подобные опыты решили с применения танковой пушки с калибром 122 мм. Применение такой пушки должно было дать значительный прирост огневой мощи, достаточный для эффективной борьбы с немецкими средними и тяжелыми танками во всем диапазоне дальностей стрельбы. Параллельно решили строить Т-44 с новым 85-мм орудием.

К концу осени 1943 года конструкторы подготовили необходимую документацию и передали ее на производство. Вскоре началось строительство двух опытных танков, отличающихся от базового типом «главного калибра». Первому танку, получившему 85-мм пушку Д-5Т, присвоили обозначение Т-44-1 №1. Второй опытный образец с 122-мм орудием назвали Т-44-1 №2. В дальнейшем за этой машиной закрепили еще одно обозначение, отражавшее калибр новой пушки, – Т-44-122. Именно под вторым названием танк получил известность в определенных кругах.

Основной идеей проекта Т-44-122 была модернизация имеющегося среднего танка путем установки нового орудия большей мощности. Применение 122-мм пушки требовало самым серьезным образом переделать боевое отделение, а также изменить состав некоторых других агрегатов. В то же время, такая модернизация позволяла получить значительный прирост огневой мощи с соответствующими последствиями для общей боевой эффективности. Предполагалось сохранить максимально возможное число имеющихся узлов и агрегатов, что давало высокую степень унификации и упрощало гипотетическое серийное производство. В таком контексте особый интерес представляет примененный подход к модернизации боевого отделения. Размеры существующей башни позволили использовать более крупное и мощное орудие без переделки купола.


Танк Т-44. Фото Wikimedia Commons

В целом, новый средний танк с орудием повышенной мощности должен был являться дальнейшим развитием уже существующей боевой машины. Основные особенности конструкции переходили к новой машине без заметных изменений. При этом отдельные детали исходного Т-44 требовалось доработать в связи с монтажом новых агрегатов. В результате такого подхода базовый танк и новый Т-44-122 должны были иметь большое сходство, а основным отличием была иная пушка с характерным внешним видом.

В проекте Т-44-122 сохранялся существующий броневой корпус, собираемый из листов разной толщины при помощи сварки. Лобовые листы корпуса имели толщину 90 мм и располагались под разными углами к вертикали. Характерной чертой двух прототипов конца 1944 года было наличие броневой рубки водителя, выступающей над лобовым листом. В качестве бортов использовались 75-мм листы, корма защищалась деталями толщиной до 45 мм. Башня получала литой лоб толщиной до 120 мм и 90-мм борта катаные борта, соединенные с литой кормовой нишей. Минимальную толщину имела крыша башни – 15 мм. Использовалась классическая компоновка корпуса: переднее отделение управления, размещенное рядом с укладкой боекомплекта, центральное боевое отделение и кормовой моторно-трансмиссионный отсек.

Два танка, построенные в 1944 году, получили обновленную силовую установку. Вместо штатных двигателей В-44 мощностью 500 л.с. на них установили моторы В-2ИС, развивавшие 520 л.с. Использование нового двигателя позволяло компенсировать ожидаемый рост массы, связанный с применением нового вооружения. Как и в базовой модификации, двигатель располагался поперек корпуса, что позволяло сократить длину моторного отделения. Рядом с двигателем помещались пятиступенчатая коробка передач, редуктор-гитара и другие агрегаты трансмиссии, заимствованные у исходного Т-44.


Схема экспериментальной бронемашины. Рисунок Bronetehnika.narod.ru

Ходовую часть решили не модернизировать. На каждом борту осталось по пять сдвоенных обрезиненных опорных катков большого диаметра. Катки оснащались индивидуальной торсионной подвеской. В передней части корпуса помещались направляющие колеса, в кормовой – ведущие. Ведущие колеса имели гребневое зацепление и, в целом, основывались на конструкции соответствующих деталей танка Т-34, хотя и отличались увеличенными размерами. Относясь к первым сериям танков Т-44, опытные образцы 1944 года могли получать гусеницу, заимствованную у Т-34.

Важнейшей особенностью проекта Т-44 было использование башни с увеличенным диаметром погона. Погон диаметром 1800 мм с шариковой беговой дорожкой в будущем позволял проводить различные модернизации боевого отделения, в том числе и подразумевающие использование более мощных и, соответственно, более крупных орудий. Эта возможность существующего танка должна была в полной мере использоваться в проекте Т-44-122.

Для монтажа на модернизируемую башню была разработана новая орудийная установка, рассчитанная под увеличенные нагрузки. В целом, она повторяла конструкцию существующего изделия, но отличалось от него иным диаметром амбразуры для ствола и определенным упрочнением основных деталей. Новая установка обеспечивала вертикальную наводку пушки в пределах достаточно широкого угла, в основном соответствующего характеристикам исходного танка. Сохранялась круговая горизонтальная наводка за счет поворота всей башни.


Т-44-122 на испытаниях. На надгусеничной полке стоит унитарный 122-мм выстрел. Фото Icvi.at.ua

Специально для опытного среднего танка была создана новая модификация 122-мм орудия. Ранее для использования на тяжелых танках серии «ИС» была создана пушка Д-25Т. В ходе работ по новой машине среднего класса появилось предложение о создании специализированной версии существующей пушки. В имеющуюся конструкцию внесли определенные коррективы, что привело к появлению модификации с обозначением Д-25-44Т. По имеющимся данным, адаптация орудия к использованию на средних танках не привела к серьезному падению характеристик.

В базовой конфигурации пушка Д-25Т имела ствол длиной 43 калибра, оснащенный развитым двухкамерным дульным тормозом и клиновым полуавтоматическим затвором. Качающаяся часть орудия весила 2,59 т, тогда как масса откатных частей составляла 1,85 т. Использовалось раздельное заряжание силами отдельного члена экипажа. Используя бронебойный снаряд БР-471, орудие могло обеспечить начальную скорость 780 м/с. При угле встречи 90° на дистанции 1000 м пушка таким снарядом пробивала 142 мм гомогенной брони, на дистанции 2000 м – 122 мм. Это было достаточно для поражения всех существующих немецких танков. Первым носителем пушки Д-25Т стал тяжелый танк ИС-2. Впоследствии орудие неоднократно модернизировалось и устанавливалось на другую технику тяжелого класса различных типов, вплоть до танка Т-10.

В связи с иными характеристиками нового носителя – в первую очередь, из-за его меньшей массы и иной прочности корпуса – был разработан новый вариант пушки. Специализированное орудие Д-25-44Т отличалось облегченной конструкцией и уменьшенными габаритами казенной части. Сокращение габаритов и массы привело к уменьшению огневой мощи на 4% в сравнении с базовой модификацией. С целью повышения скорострельности было решено отказаться от раздельно-гильзового заряжания и адаптировать орудие для использования унитарных выстрелов. Предполагалось, что это позволит упростить работу с боеприпасами и повысить темп стрельбы.

В боевом отделении среднего танка должны были располагаться как стандартные, так и новые прицельные устройства и другие системы. Сохранялись существующие механизмы наведения. Заметным переработкам подверглись укладки и стеллажи для боекомплекта. Отказ от 85-мм пушки в пользу орудия калибра 122 мм потребовал серьезно изменить имеющиеся укладки. При этом их емкость значительно сократилась. На месте 58 старых снарядов удалось разместить только 24 новых.


Танк на полигоне. Фото Kollektsiya.ru

Доработки вспомогательного вооружения, по понятным причинам, не планировались. Вместе с орудием на качающейся установке располагался пулемет ДТМ винтовочного калибра. Еще один ДТМ находился в неподвижной установке лобового листа и вел огонь через специальную амбразуру. Управлять спаренным пулеметом должен был наводчик, курсовым – водитель. Зенитное вооружение исходным проектом не предусматривалось и, как следствие, на Т-44-122 отсутствовало.

В проекте Т-44-122 сохранился имеющийся состав экипажа из четырех танкистов. В передней части корпуса у левого борта находился механик-водитель. Над его рабочим местом имелась небольшая рубка с люком в крыше. В ее лобовом листе находился смотровой прибор для вождения в боевой обстановке. В боевом отделении располагались трое других танкистов. Вся правая половина отделения отдавалась заряжающему. Слева от орудия друг за другом находились наводчик и командир. Для доступа в башню использовались два люка в крыше.

Замена орудия имела заметные последствия в контексте габаритов и массы техники. Габариты танка Т-44-122 по корпусу и башне соответствовали размерам машины базовой модификации. Длина по корпусу незначительно превышала 6 м, ширина – 3,18 м, высота – 2,41 м. Общая длина танка с пушкой вперед увеличилась и теперь превышала 8 м вместо исходных 7,6 м. Боевая масса с исходных 31-32 т поднялась на уровень 33-35 т. При этом новый двигатель позволял сохранить требуемую удельную мощность и тем самым оставить подвижность модернизированного образца на приемлемом уровне.

Оба проекта модернизации танка Т-44 с использованием новых пушек были завершены уже осенью 1943 года. К началу зимы стартовало строительство двух опытных машин. В ближайшем будущем первый образец Т-44-122 должен был выйти на испытания. В самом начале 1944 года танк с новой пушкой вышел на полигон. Испытания начались с обкатки техники на трассе, после чего специалисты приступили к проверке нового оружия. Первые стрельбы стартовали в феврале и продолжались несколько недель, до марта. Причиной остановки испытательных стрельб стала поломка орудия. Пушку Д-25-44Т пришлось возвращать на завод-изготовитель для проведения ремонта.


Советский танк Т-44-122 и трофейный немецкий PzKpfw V Panther. Фото Waralbum.ru

В апреле того же года пушка вернулась с ремонта и была вновь установлена на опытный танк, что позволило возобновить проверки. В ходе второго этапа испытаний были установлены все реальные характеристики бронемашины, а также определены преимущества и выявлены недостатки. Последующий анализ результатов испытаний позволил определить реальные перспективы нового танка с усиленным вооружением.

От базового Т-44 опытный танк отличался значительным приростом огневой мощи и реальной возможностью уничтожения любых немецких бронемашин на значительных дистанциях. При этом Т-44-122 сохранял все положительные качества предшественника в виде достаточно мощной защиты и хорошей подвижности. Таким образом, на первый взгляд, модернизация завершилась успехом. Тем не менее, проект имел определенные недостатки, которые не могли не проявить себя в ходе испытаний.

Во время проверки танка на полигоне критике подверглась новая 122-мм пушка, отдельные особенности которой, как минимум, затрудняли эксплуатацию перспективной техники. Несмотря на создание новой модификации Д-25-44Т, орудие калибра 122 мм оставалось слишком крупным для боевого отделения среднего танка, что негативно сказывалось на удобстве работы экипажа. Помимо неприемлемо больших габаритов казенника пушки эргономику ухудшали некоторые другие особенности такого вооружения.


Опытные танки на испытаниях (слева направо): Т-44-122, Т-44 с 85-мм пушкой ДТ-5Т и Т-34-76. Фото Waralbum.ru

При формировании технического облика бронемашины было предложено использовать унитарное заряжание вместо раздельного, что, как казалось, позволит в определенной мере ускорить подготовку к выстрелу. Тем не менее, тяжелый и крупный унитарный выстрел плохо подходил к тесному боевому отделению, из-за чего на испытаниях так и не удалось получить скорострельность более 3 выстрелов в минуту. Еще одним негативным последствием применения унитарного снаряда стало сокращение боекомплекта. 24 снаряда не позволяли танку решать большинство боевых задач: ему слишком часто приходилось бы возвращаться в тыл для пополнения боекомплекта.

По результатам проведенных испытаний было принято решение об отказе от дальнейшего развития перспективного среднего танка Т-44-122. При всех своих преимуществах в виде подвижности и огневой мощи, такая машина не отличалась высокими боевыми качествами, ограничивавшимися сомнительной эргономикой боевого отделения и малыми объемами укладок. Как следствие, такой образец бронетехники не представлял интереса для армии. Дальнейшие работы по проекту сочли нецелесообразными. Что в будущем стало с единственным прототипом – неизвестно. Учитывая бурное развитие танков в то время, можно предположить, что он вряд ли долго стоял без дела и вскоре отправился на доработку в интересах новых проектов.

Монтаж 122-мм нарезной танковой пушки на среднем танке существующей модели не оправдал себя. Тем не менее, подобное оружие уже успело хорошо зарекомендовать себя в сфере тяжелых танков, где и использовалось в дальнейшем. Развитие средних танков решили продолжать без использования настолько крупных калибров. Следующий проект установки альтернативного оружия на средний танк Т-44 подразумевал применение пушки калибра 100 мм.

По материалам сайтов:
http://pro-tank.ru/
http://battlefield.ru/
http://aviarmor.net/
http://tankinfo.ru/
http://alternathistory.com/
http://strangernn.livejournal.com/

topwar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *