Новый вертолет КБ Камова среди других военных вертолетов России, фото
Российская газета «Русское оружие» сообщила о том, что ведущее конструкторское бюро Николая Камова разработало совершенно новый вид высокоскоростного вертолёта Ка-92. Эту модель назвали «вертолётом будущего». Аналогов такой военной машины ещё не существует. Предполагается, что новый вертолёт будет развивать скорость до 500 км/ч и обладать большой грузоподъёмностью.
Новый «вертолёт будущего» Ка-92
С 2017 года в состязание по разработке вертолетов нового поколения вступило два российских ведущих конструкторских бюро мирового уровня: КБ Михаила Миля, создателя последней модели Ми-35М и КБ Николая Камова, разработчика последнего поколения вертолётов Ка-52. Работа этих двух КБ посвящена одной цели: укреплению мощи российской военной техники.
В социальных сетях недавно «просочилось» фото разрабатываемой боевой машины Ка-92. Новая модель представляет собой некий симбиоз вертолёта и самолёта. В отличие от стандартных общепринятых форм, новая лётная машина имеет соосную (двухвинтовую) систему. Создание вертолётов с двумя несущими винтами принадлежит именно разработчикам КБ Камова.
Разрабатываемый боевой вертолёт Ка-92 предполагает наличие самолетных крыльев, что улучшит его аэродинамику и шасси, подбирающиеся после подъёма машины в воздух. Впечатляет его грузоподъёмность, составляющая 16 тонн и вместимость пассажиров, рассчитанная на 30 человек.
Состязаться в скорости с новыми разрабатываемыми моделями Ми-X1 (предполагаемая скорость 450 км/ч) и Ка-92 (предполагаемая скорость свыше 500 км/ч) сегодня могут лишь британский Westland Lynx и американский Sikorsky X2, который прекратил полёты в 2011 году. На его основе тоже разрабатывается новая версия Sikorsky S-97.
Но при разработке наших новых машин будет уделяться внимание не только увеличению скорости. Большое значение будут иметь его способность маневрировать и оснащённость новейшими приспособлениями на базе электроники, предполагающее снижение заметности машины противником.
Небольшой экскурс в историю развития военных вертолетов России
Развитие военной авиации России берёт начало с 28 октября 1948 года и представляет собой семидесятилетнюю историю. В состав первой эскадрильи были включены вертолёты первого поколения Ми-1. Но первые испытания этой техники начали проводить только в 1949 году, и проходили они в Польше. А уже в 60-х годах советские вертолёты были признаны на мировом уровне и обрели славу, благодаря воплощению в жизнь модели Ми-8.
Вертолётные машины показали себя, как более неприхотливые к условиям посадки по сравнению с самолетами. Их использование намного упростило высадку десанта и поражение наземной военной техники. И уже в 70-х годах XX века военная авиация Советского Союза была укомплектована боевыми вертолётами Ми-24. Вскоре КБ Михаила Миля разработало более эффективную ударную машину Ми-28, поступившую в серийное производство в середине 2000-х годов и прозванную в народе «Ночной охотник».
Наряду с производством вертолётов поколения Ми, было создано КБ Николая Камова. Конструкторы этого бюро создали принципиально новый винтовой механизм, использующий соосную систему винтов (два винта). Такая машина обладает высокой манёвренностью и низкой уязвимостью.
Новый разведывательный вертолет Ка-50, разработанный конструктором Сергеем Михеевым, был выпущен одновременно с боевой машиной Ми-28. Это была одноместная машина.
Неординарные формы и угрожающий вид Ка-50 дали повод соотечественникам называть его «Чёрной акулой», а за рубежом ему присвоили имя «Вервольф», что означает «оборотень». В 1997 году был выпущен усовершенствованный двухместный вариант боевого вертолёта Ка-52, сохранившего при этом все технические характеристики и высокую манёвренность. И эта машина получила прозвище «Аллигатор».
На сегодняшний день, по словам генерал-лейтенанта Андрея Юдина, вооруженные силы России состоят на 80% из авиатехники. Наряду с «ветеранами» Ми-8 и Ми-26, в состав армейской авиации входят машины нового поколения Ми-28Н, Ми-35М и Ка-52.
pronedra.ruкаким будет новейший вертолет ВМФ России
Не иначе как сенсационным можно назвать заявление гендиректора холдинга по производству и инновациям холдинга «Вертолеты России» Андрея Шибитова. Представитель одного из крупнейших производителей вертолетов рассказал, что для нужд Военно-Морского Флота России разрабатывается новый вертолет корабельного базирования, который в ближайшем будущем должен будет заменить легендарную «рабочую лошадку» ВМФ — вертолет Ка-27.
Важность такого события сложно переоценить, ведь для нужд перспективных кораблей, принимаемых в строй Военно-Морского Флота потребуется качественно новый, если не сказать прорывной, вертолет корабельного базирования.
О сложности решения
Разработать винтокрылую машину — сложная задача. Список мероприятий в рамках НИОКР по несущему ныне службу Ка-27 насчитывал тысячи различных вычислений, исследований и контрольных испытаний. Однако даже после принятия на вооружение вертолет с характерной схемой размещения винтов друг над другом постоянно совершенствовался — система управления, бортовое радиоэлектронное оборудование и многие другие узлы, агрегаты и системы были доработаны для того, чтобы «камовский» вертолет превратился в настоящего противолодочного хищника.
Однако с течением времени и ввиду постоянных работ над совершенствованием флотов Ка-27, по-прежнему не имеющий аналогов в мире по совокупности характеристик, все же придется заменить. И здесь самым важным вопросом как для руководства Военно-Морского Флота, так и для авиационных инженеров будет понимание того, каким именно должен быть новый вертолет и какими характеристиками он должен обладать.
Три варианта на выбор
Специалисты отмечают, что уже сейчас для нужд Военно-Морского Флота готовы три разных вертолета, в той или иной мере позволяющие решать задачи в интересах российского ВМФ. Первый в списке — Ка-52. Точнее его корабельная модификация Ка-52К со складывающимися лопастями. Ударный вертолет, боевое применение «сухопутной» версии которого с большим успехом состоялось в Сирии — на данный момент лучшее, что Военно-Морской Флот России имеет в своем распоряжении по части ударных вертолетов корабельного базирования.
Помимо новейших бортовых вычислительных комплексов, систем защиты, бронирования и серьезного вооружения для поддержки морской пехоты при высадке, Ка-52К, по словам специалистов, вполне можно доработать и под другие нужды.
«Мало кто об этом говорит, но Ка-52 можно оснастить серьезным противокорабельным вооружением — например, тактической крылатой ракетой Х-35У «Уран» и Х-31А/АД. С помощью таких ракет вертолет можно из сугубо наступательного превратить в противокорабельный», — отмечает в интервью ТРК «Звезда» военный эксперт Алексей Леонков.
Дальность хода такой торпеды после сброса — около восьми километров, а глубина хода ограничивается отметкой в 450 метров. К тому же под авиационные носители приспособлены и другие перспективные тактические крылатые ракеты, уже испытанные в боевых условиях. Второй возможный вариант для использования и модернизации — вертолет дальнего радиолокационного дозора Ка-31 (глубоко доработанная модификация Ка-27), который, по словам специалистов, вполне справляется с возложенной на него миссией.
Третий вариант — самый любопытный. Для проведения десантных, поисковых, спасательных и других мероприятий есть «Касатка» — вертолет Ка-60 и недавно совершивший первый полет Ка-62, задуманный как многоцелевой доработанный вариант Ка-60. Однако здесь возникает вопрос — сколько типов вертолетов оставлять на вооружении в конечном счете? Ведь «целевой» вопрос неразрывно будет связан с вопросом финансирования, ведь содержать аж три типа разных по назначению вертолетов в рамках ВМФ — дорого.
Танк, грузовик или разведчик?
Специалисты не могут прийти к единому мнению в вопросе о том, каким именно будет перспективный вертолет. Слишком уж отличаются задачи, которые перспективной машине предстоит выполнять. Однако универсальность вертолета и возможность применять радиоэлектронное и специализированное радиолокационное оборудование или вооружение в любом случае будет прорабатываться отдельно.
Ввиду того, что многолетняя эксплуатация винтокрылых машин корабельного базирования принесла определенные знания и опыт, российским разработчикам есть, от чего оттолкнуться.
«На мой взгляд, перспективный вертолет должен иметь большую дальность и продолжительность полета. Желательно — систему дозаправки в воздухе. Также машина должна обладать высокой грузоподъемностью, чтобы возить с собой все необходимое и, в конечном счете, хорошим решением будет вообще отойти от создания тактических пар «охотник-убийца», собрав все необходимое в один вертолет», — пояснил в интервью «Звезде» начальник отдела научно-технической информации ЦАГИ им. Жуковского Иван Кудишин.
Эксперт отметил также, что, помимо прочего, вертолет должен будет обладать высокой скоростью полета для быстрого выхода в район патрулирования и водонепроницаемым корпусом для безопасного приводнения в случае аварии. Причем вопрос вероятного аварийного приводнения перспективного вертолета заставил авиационных инженеров потрудиться — эксперты в области материалов, сплавов и специальных химических составов высказывают предположение, что современные технологические наработки вполне позволят решить этот вопрос без использования надувных баллонетов — авиационных «поплавков», удерживающих многотонную машину на поверхности воды.
Не исключено, что для нужд ВМФ разработают и совершенно новый вертолет, способный сочетать в себе сразу несколько машин — разведывательную, поисковую, аварийно спасательную и боевую. Вопрос противолодочной борьбы в этом случае придется проработать особенно тщательно, ведь одно дело перевозить десант или осуществлять поиск и целеуказание, и совершенно другое — применять малогабаритные мины или «работать» по цели авиационными торпедами.
На облик, вооружение и многое другое, что связано с перспективным вертолетом, для ВМФ России может повлиять масса причин, не все из которых связаны с деньгами или временем на принятие решения. В 2016 году в состав флота войдет большой десантный корабль проекта 11711 «Иван Грен», на борту которого сможет с комфортом разместиться два вертолета. Если рассматривать вопрос поддержки десанта огнем, то оснащение БДК двумя машинами, конечно, облегчит высадку морпехов и техники на побережье, однако эффективности целой авиагруппы от них тоже ожидать не нужно.
Хорошей альтернативой таким кораблям могли бы стать универсальные десантные корабли проекта 11780, на борту которых в теории можно было разместить 12 десантных вертолетов Ка-60 или 25 ударных/противолодочных вертолетов Ка-52, либо вовсе использовать смешанную схему размещения, включающую в себя вертолеты всех трех типов — Ка-31, Ка-60, Ка-52. Такой поддержки вполне хватило бы для одной тысячи человек — более чем одного десанто-штурмового батальона морской пехоты. Вполне возможно, что оснащение именно такого корабля перспективным вертолетом для ВМФ на долгие годы сняло бы вопрос об использовании других винтокрылых машин.
Автор: Дмитрий Юров
tvzvezda.ru
Новинки от «Вертолетов России» » Военное обозрение
Как сообщает «Независимое военное обозрение», 22-24 мая в МВЦ «Крокус Экспо» пройдет выставка HeliRussia 2014 с участием российского вертолетостроительного холдинга «Вертолеты России», который представит уникальные вертолеты Ми-171А2 и Ми-38, а также другие новейшие разработки.Одной из главных новинок российского вертолетостроения стал вертолет Ми-171А2, оснащенный системами нового поколения с расширенными функциональными возможностями и высоким уровнем безопасности.
В частности, он получил комплекс бортового оборудования КБО-17, реализующий принцип так называемой стеклянной кабины. Он состоит из четырех жидкокристаллических дисплеев размером 6х8 дюймов для вывода данных бортовых систем и пилотажно-навигационной информации. Центральный 15-дюймовый монитор используется для отображения данных с внешней оптической системы обзора.
Ми-171А2 оснащен двумя двигателями ВК-2500ПС-03, Х-образным рулевым винтом и трансмиссией с композиционными лопастями. По словам представителей компании, все будущие модификации семейства Ми-8/17 будут использовать инновационные решения, заложенные в Ми-171А2.
Кроме того, будет представлен новый многоцелевой вертолет Ми-38 с прогрессивной конструкцией и интегрированной архитектурой бортового оборудования.
«Первый полет Ми-38 стал успешным результатом совместной работы российских вертолетостроителей и двигателистов. Ми-38 представляет новое поколение техники, способной обеспечить самый высокий уровень стандартов безопасности и комфорта. Благодаря двигателям ТВ7-117В потенциал применения Ми-38 значительно расширится, что станет дополнительным конкурентным преимуществом и сделает вертолет еще более привлекательным в глазах наших традиционных и новых заказчиков», – отметил генеральный директор «Вертолетов России» Александр Михеев.
Стоит отметить, что холдинг также занимается другими проектами, с которыми можно будет ознакомиться на выставке HeliRussia 2014.
topwar.ru
Григорий Козлов: начата разработка скоростного боевого вертолета
www.arms-expo.ru
«Ударная» четверка: лучшие боевые вертолеты России и США
Сегодня в состав вооруженных сил ведущих держав входит множество самых разных типов боевых вертолетов. Но наибольший интерес у любителей авиации вызывают именно ударные машины. Ведь они обладают не только впечатляющей эстетикой, но и невероятной огневой мощью. Мы представим Вам самых ярких представителей боевой вертолетной индустрии и расскажем о ее перспективах.
«Кобры» и «Апачи». «Шайтан арба» дядюшки Сэма
Родоначальниками концепции ударного вертолета стали американцы. Всему виной – война во Вьетнаме, которая и породила необходимость создания специализированного боевого вертолета. Им стал Bell AH-1 Cobra. Впрочем, славу «Кобры» затмил легендарный многоцелевой вертолет Bell UH-1 Iroquois («Хьюи»), ставший символом вьетнамской войны. В отличие от «Кобры», «Хьюи» был способен не только атаковать наземные цели, но и осуществлять доставку грузов и десанта. Именно такая машина оказалась наиболее востребованной в период вьетнамской кампании. Однако, проанализировав опыт применения AH-1, американцы пришли к выводу, что концепция ударного вертолета имеет право на существование.
Второе рождение она получила в 1972-м году, когда армия США начала программу создания нового боевого вертолета. Нужно было бороться с советскими танками. Так появился на свет AH-64– знаменитый «Апач», разработанный компанией Hughes Helicopters. Доказать свою эффективность в борьбе с новейшей советской бронетехникой ему по понятным причинам было не суждено. Но AH-64 Apache показал себя с положительной стороны во время многочисленных локальных конфликтов, а боевое крещение получил во время американского вторжения в Панаму в 1989-м году. Но настоящим испытательным полигоном для нового вертолета стала операция «Буря в пустыне» в 1991-м году. Именно AH-64, действуя в составе международной коалиции, разгромили армию Саддама Хусейна. С тех пор «Апач» – неотъемлемая часть любого военного конфликта американцев.
AH-64 Apache / ©Getty
А вот первая крупносерийная модификация вертолета – AH-64A. Экипаж машины – два человека. Неплохое бронирование кабины и жизненно важных систем давали возможность выживать при обстреле с земли. В первую очередь, броня защищала машину от пуль и малокалиберной зенитной артиллерии. Поскольку основной задачей вертолета была борьба с бронетехникой противника, вооружение было соответствующим. Его основой были противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) AGM-114 Hellfire c полуактивным лазерным наведением. «Апач» мог брать на борт до шестнадцати таких ПТУРов. Помимо управляемых ракет, в номенклатуру вооружения AH-64 вошли пушка калибра 30 мм и неуправляемые ракеты.
В 1995-м году на вооружение армии США была принята новая модификация AH-64– AH-64D. Новому «Апачу» на долгие годы было суждено стать основой ударной авиации Сухопутных Сил США. AH-64D превратился во всепогодный боевой вертолет, способный с одинаковой эффективностью выполнять боевые задачи днем и ночью, в любых метеоусловиях. Американцы модернизировали многие узлы бортовой электроники вертолета, сделав из него настоящий летающий компьютер. Главное нововведение этой машины – радиолокационная станция (РЛС) миллиметрового диапазона.
Она размещалась в специальном контейнере, установленном над несущим винтом. РЛС APG-78 позволила «Апачу» обнаруживать и распознавать наземные цели на дальности до 8 км. В наше цыя4 время, когда боевому вертолету приходится иметь дело с продвинутыми зенитно-ракетными комплексами, использование такой РЛС может спасти сам вертолет и жизни его экипажа. Оператор AH-64D может наводить на цель управляемое и неуправляемое вооружение с помощью электронно-оптической системы TADS. Она позволяет эффективно обнаруживать наземные цели в телевизионном, а также инфракрасном диапазонах. Одна из главных особенностей вертолета – возможность информационного взаимодействия с другими армейскими частями. Значимым отличием AH-64D Apache Longbow от первой серийной модификации стало то, что новый вертолет получил усовершенствованный комплекс Hellfire – AGM-114L c радиолокационной системой наведения. Такой комплекс позволил вертолету пускать ПТУРы без предварительного визуального контакта с целью. Обнаружение цели и наведение на нее управляемого вооружения стало прерогативой бортовой электроники, а экипаж получил возможность действовать из укрытия. С установкой РЛС отпала нужда подсвечивать цель лазером до момента попадания в нее ракеты. Теперь летчик и оператор могли работать по принципу «пустил – забыл». Новые российские вертолеты Ми-28Н и Ка-52 вскоре должны научиться этому.
«Шайтан арба» (в переводе с араб. «дьявольская колесница») – именно так прозвали афганские моджахеды вертолет Ми-24. Советские «Крокодилы» могли почти беспрепятственно наносить удары по позициям душманов вплоть до появления у последних переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК). Применение моджахедами ПЗРК вынудило советских летчиков изменить тактику. Теперь они летали на предельно малой высоте, маневрируя между возвышенностями.
Пока AH-64D – основной ударный вертолет США. И он, похоже, полностью устраивает военное командование Штатов, впрочем, когда речь идет о вооружениях, американцы не любят стоять на месте. Уже готова новая модификация «Апача» – AH-64E. Видимо, именно этой машине в недалеком будущем суждено забрать титул основного ударного вертолета США. Это и понятно, ведь AH-64E вобрал в себя все лучшее от своих предшественников. Номенклатура вооружения нового вертолета практически идентична AH-64D. А вот что появилось: большие возможности электронного взаимодействия, усовершенствованная бортовая электроника, более широкое применение композитных материалов в конструкции, увеличенная мощность двигателя, увеличенная скорость полета. Не так давно корпорация Boeing передала армии США первые 28 AH-64E. Всего же для американских военных выпустят 634 вертолета этой модификации.
Один из самых амбициозных проектов в истории вертолетостроения – американский разведывательно-ударный вертолет Sikorsky RAH-66 Comanche. «Команч» стал первым в мире вертолетом, построенным с использованием технологии «стелс». Но, потратив без малого 8 (!) млрд. долл., США свернули программу в 2004 году. Главной причиной такого решения стал иракский боевой опыт, продемонстрировавший возможности беспилотников.
Не забыли американцы и о прародителе всех ударных вертолетов – AH-1 Cobra. В наше время различные модификации AH-1 находятся на вооружении авиации Корпуса морской пехоты (КМП) США. Конечно, со времен войны во Вьетнаме AH-1 неоднократно модернизировался. В 1986-м году морпехи начали эксплуатацию AH-1W Super Cobra. Машина оказалась удачной. «Суперкобра» и по сей день является основным ударным вертолетом КМП США. Более того, на ее базе был разработан новый ударный вертолет– AH-1Z Viper. Будучи, по сути, глубокой модернизацией AH-1 Cobra, «Вайпер» превратился в высокотехнологичное оружие XXI века. В конструкции AH-1Z нашли широкое применение новые композитные материалы. Вместо двухлопастного несущего винта был установлен четырехлопастный, значительно увеличилась живучесть машины. Ударный вертолет получил усовершенствованную электронику: новая прицельная система NTS (Night Targeting System) позволила ему эффективно поражать цели в любое время суток, при любых метеоусловиях.
Как это часто бывает, за увеличенные боевые возможности пришлось заплатить значительно возросшей массой летательного аппарата. Пустой «Вайпер» тяжелее своего предшественника «Суперкобры» больше, чем на полтонны. Выросла и цена. Если AH-1W Super Cobra стоил порядка 10 млн. долларов, то новый вертолет– 27 млн. При этом вооружение «Вайпера» не слишком отличается от номенклатуры средств поражения «Суперкобры». В состав управляемого вооружения вошли ПТУР BGM-71 TOW, а так же AGM-114 Hellfire. И тех, и других «Вайпер» может брать на борт до шестнадцати штук. Разумеется, AH-1Z имеет пушку и может использовать неуправляемые ракеты. Как и «Суперкобра», новый вертолет способен применять ракеты воздух-воздух малой дальности AIM-9L Sidewinder. Впрочем, это лишь опциональная возможность. Для поражения воздушных целей вертолет будет использоваться в последнюю очередь.
AH-1W Super Cobra / ©Alamy
Едва ли не самый примечательный эпизод второй иракской кампании – якобы поражение иракским крестьянином американского ударного вертолета AH-64 Apache. Сразу после обнаружения вертолета власти Ирака объявили о том, что «Апач» был сбит из охотничьего ружья. На самом деле, никто вертолет не сбивал. Покинутый экипажем AH-64 был обнаружен иракскими крестьянами совершенно случайно.
Россия: «Ночной охотник» и «Аллигатор»
Всемирно известный «Крокодил»– Ми-24 задумывался как многофункциональная машина, способная и атаковать наземные цели, и перевозить грузы и десант. Реалии афганской войны заставили советское военное командование пересмотреть эту концепцию. Ми-24 прекрасно себя зарекомендовал именно в роли ударного вертолета. А функции военно-транспортного вертолета взял на себя Ми-8.
В конце 80-х годов советские военные изобретать велосипед не стали и пошли по проверенному американскому пути. Так появились первые отечественные специализированные ударные вертолеты. Но судьба оказалась не слишком благосклонной к первенцам. Ни Ми-28А, ни даже легендарной «Черной акуле» (Ка-50 «Черная акула») не суждено было пойти в серию.
Ситуация стала меняться во второй половине 2000-х годов. Именно тогда был подписан первый контракт на поставку в Военно-Воздушные Силы России крупной партии ударных вертолетов. Министерство обороны отдало предпочтение концепции двухместного вертолета ОКБ Миля. От одноместного Ка-50 отказались окончательно. До сих пор не утихают споры о том, было ли это решение верным. Во всяком случае, выбор Ми-28 в качестве основного ударного вертолета можно считать целесообразным. «Тандемная» концепция ударного вертолета, когда экипаж в кабине располагается друг за другом, неоднократно доказывала свою эффективность. По этому пути пошли американцы, и российские военные учли их боевой опыт.
Ставка была сделана на ночной всепогодный вертолет Ми-28Н. Именно «Ночной охотник», как его окрестили, в будущем, наравне с Ка-52, станет основным ударным вертолетом России. Чем же примечательна новая машина? В отличие от своих предшественников, Ми-28Н сможет выполнять поставленные задачи днем и ночью, в плохих погодных условиях. Прицельная система позволяет вертолету находить и распознавать цели на дальности до 10 км. Основа его вооружения – противотанковый комплекс «Атака-В». Дальность пуска ракет составляет 10 км. Ми-28Н заметно тяжелее, чем его прямой заокеанский аналог – «Апач». Вес пустого вертолета превышает восемь тонн против пяти тонн у модернизированного АН-64. Но и двигатели у отечественной машины на порядок мощнее. На чрезвычайном режиме их совокупная мощность составляет 2700 л. с., в то время как максимальная мощность двигателей новейшего AH-64E равна 2000 л. с. Ми-28Н имеет лучшую бронезащиту. Кабина его экипажа способна выдерживать прямое попадание пуль калибра 12 мм и снарядов легкой зенитной артиллерии. Как заявляют сами военные, Ми-28Н устойчив даже к попаданию снарядов калибра 30 мм. Впрочем, в реальных боевых условиях лучше не проверять дорогостоящую боевую машину на живучесть.
Самый действенный способ избежать повреждений – работать вне зоны поражения противником. Этому могла бы поспособствовать РЛС, подобная той, которая используется на вертолетах Apache Longbow. Миллиметровая радиолокационная станция для Ми-28Н получила название Н025. Как и ее американский аналог, она может обнаруживать и классифицировать возможные угрозы. Пока что разработка новой радиолокационной станции не завершена, и никто не может с уверенностью назвать точные сроки ее ввода в эксплуатацию. Оборудованный РЛС вертолет получит индекс Ми-28НМ. Скорее всего, мы не скоро увидим радиолокационную станцию на серийных машинах. Как известно, испытание новых комплексов авиационной электроники – процесс долгий и крайне затратный.
А вот с радиолокационной станцией для нового российского вертолета Ка-52 ситуация более или менее ясная. По словам генерального конструктора ОАО «Корпорация Фазотрон-НИИР» Юрия Гуськова, радиолокационный комплекс FH01 для вертолета Ка-52 к настоящему времени уже прошел все необходимые испытания и находится в серийном производстве. На сегодняшний день ОАО поставило заводу-изготовителю более четырех десятков таких комплексов, и ими укомплектованы все Ка-52, поступающие на вооружение ВВС России.
Ка-52 представляет собой двухместную модификацию Ка-50. Причем экипаж машины располагается не «тандемно», а бок о бок. От своего прародителя Ка-50 новый вертолет унаследовал сложную соосную схему несущих винтов. «Аллигатор», как прозвали вертолет в России, разрабатывался в качестве командирской машины, способной осуществлять наведение и целеуказание для Ка-50. Но от последнего Минобороны отказалось.
Возможно, в будущем Ка-52 будут работать в связке с Ми-28Н, передавая им тактическую информацию в режиме реального времени. В таком случае РЛС «Ночным охотникам» может не понадобиться вовсе. Примечательно, что такую же схему реализовали американцы, оборудовав радиолокационными станциями лишь часть новых вертолетов «Апач».
Помимо продвинутой электроники, Ка-52 может похвастаться прекрасными летно-техническими характеристиками, высоким уровнем защиты и системой катапультирования (которая на других ударных вертолетах отсутствует в принципе). Номенклатура вооружения «Аллигатора» сравнима с Ми-28Н. Ее основа – ПТУР «Атака-В» с лазерной системой наведения. От некогда перспективного противотанкового комплекса «Вихрь» решили отказаться.
Можно сказать, что вооружение – ахиллесова пята российских вертолетов. В будущем Ка-52 предполагают оснастить ракетным комплексом нового поколения «Гермес-А». Это должно придать винтокрылой машине принципиально новые боевые возможности. Дальность применения «Гермес-А» – 15-20 км, что почти в два раза больше максимальной дальности пуска ПТУР «Атака-В».
Сложно сказать, какой из всех вышеперечисленных ударных вертолетов более совершенен. Боевая эффективность современного летательного аппарата определяется, прежде всего, уровнем бортовой электроники. Естественно, почти все данные по БРЭО засекречены. Сопоставление же «сухих» летно-технических характеристик едва ли может дать развернутую картину. Одно можно сказать с уверенностью – каждый из этих вертолетов имеет свои достоинства и недостатки.
Перспективы
Скорее всего, те функции, которые в наше время выполняют ударные вертолеты, в будущем возьмут на себя беспилотные аппараты. Но полностью списывать со счетов винтокрылые машины рано. В 2010-м году компания Sikorsky направила командованию Армии США свои предложения по проекту нового боевого винтокрыла. Проектируемый скоростной винтокрыл получил название S-97 Raider. Основой для его создания послужил экспериментальный вертолет Sikorsky X2.
Аппарат построен по соосной схеме (наподобие той, которая применяется в конструкции вертолетов Камова). Помимо несущего винта, винтокрыл оснащен толкающим винтом самолетного типа и крыльями малой площади. По мнению разработчиков, это позволит S-97 развивать скорость до 460 км/ч. Ни один современный военный вертолет не способен на такую скорость. Безусловным достоинством конструкции S-97 является то, что в отличие от обыкновенных вертолетов он сможет осуществлять полет даже в высокогорных условиях.
Предполагается, что будет создано две модификации винтокрыла: транспортно-боевой и разведывательно-ударный. В первом варианте машина будет вмещать до шести десантников.
В ударном варианте свободное пространство позади кабины пилотов будет вмещать отсек вооружения и дополнительные топливные баки. Но, скорее всего, S-97 никогда не станет полноценной заменой для AH-64 или AH-1. Отсутствие необходимого бронирования делает его не самым подходящим аппаратом для выполнения ударных задач. С другой стороны, он мог бы стать подходящей альтернативой устаревшим разведывательно-ударным вертолетам MH-6 Little Bird и OH-58 Kiowa.
В 1993-м году был снят российский художественный фильм, главным героем которого стал вертолет Ка-50 «Черная акула». Сюжет фильма был развернут вокруг испытания нового вертолета в Афганистане. Ка-50 действительно испытывался в боевых условиях, но не в Афганистане, а на территории Чечни. Кстати, несмотря на свои достоинства, соосная схема несущих винтов вертолета не получила широкого распространения. В настоящее время существует лишь один серийный ударный вертолет, выполненный по этой схеме, – Ка-52.
Не сидят сложа руки и российские конструкторы. В 2010-м году исполнительный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Шибитов заявил, что отечественные специалисты прорабатывают концепцию «ударного вертолета пятого поколения».
Правда, каким именно должен быть вертолет нового поколения, похоже, не знают ни в самой России, ни за ее пределами. В отличие от истребителей, в мировой практике вертолеты вообще не принято делить на поколения.
Как считают отечественные разработчики, основой для нового боевого вертолета может послужить один из перспективных проектов. Сейчас в России разрабатывается три типа скоростных вертолетов: Ка-90, Ка-92 и Ми-1X. Максимальная скорость Ка-90 должна будет превысить 800 км/ч. Конструкторы планируют достичь таких показателей за счет установки реактивного двигателя.
Долгое время в интернете фигурировала информация о таинственном российском ударном вертолете, выполненном по технологии «стелс». Он получил обозначение Ка-58 «Черный призрак». Сейчас никто не может сказать с уверенностью, откуда именно появилась эта информация. Скорее всего, «Черный призрак» был всего-навсего порождением фантазии авиамоделистов.
Ударный вертолет будущего в представлении художника / ©new-wall.com
Каким бы ни был вертолет будущего, очевидно лишь то, что полноценная замена для Ми-28 и Ка-52 потребуется еще очень нескоро. А значит, военные не будут вкладывать большие средства в разработку принципиально новых ударных вертолетов. По крайней мере, сейчас.
maxpark.com
«Вертолеты России» представят новейшие военные вертолеты на «Дне инноваций» Минобороны
Холдинг «Вертолеты России» (дочерняя компания ОПК «Оборонпром», входящей в Госкорпорацию Ростех) покажет серийные и перспективные модели военных вертолетов на выставке «День инноваций Министерства обороны Российской Федерации», которая пройдет 4 и 5 августа в Алабино (Подмосковье). Посетителям мероприятия представят современные модели производственной линейки холдинга, в том числе, военно-транспортные вертолеты типов Ми-8/17 и Ми-26, разведывательно-ударный Ка-52 «Аллигатор», а также расскажут о новейших программах Ка-52К, Ми-8АМТШ-ВА, Ми-26Т2 и Ми-38.
«Министерство обороны России – наш ключевой заказчик. Обеспечивая Вооруженные силы новой техникой, мы вносим свой вклад в укрепление обороноспособности страны, – отметил генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Александр Михеев. – Для производства высокотехнологичной и инновационной продукции важно идти в ногу со временем. Сегодня мы проводим масштабную модернизацию на наших предприятиях, используем в производстве самое современное оборудование и технологии, формируем инновационную систему развития холдинга и создаем значительный научно-технический задел».
Среди новейших программ на выставке холдинг «Вертолеты России» представляет программу создания ударного вертолета корабельного базирования Ка-52К. Этот вертолет разрабатывается на основе разведывательно-ударного Ка-52 «Аллигатор» в интересах Военно-морского флота России. Планируется, что специально для размещения на кораблях Ка-52К будет оснащаться складными лопастями, консолями крыла и получит устойчивую антикоррозийную обработку. Ряд других систем вертолета также адаптируют для применения на флоте.
Помимо этого, для выполнения задач Министерства обороны в условиях Арктики «Вертолеты России» разрабатывают специализированный вертолет Ми-8АМТШ-ВА. Он создается на основе последней модификации военно-транспортного вертолетаМи-8АМТШ-В, которая отличается новыми газотурбинными двигателями «Климов» ВК-2500-03, более мощной вспомогательной силовой установкой ТА-14 и обновленным комплектом авионики.
Ми-8АМТШ-ВА максимально соответствует задачам эксплуатации в сложных метеоусловиях арктической зоны и Крайнего Севера. Он разрабатывается с учетом специфики применения в условиях низких температур, ограниченной видимости при выполнении полетов, в том числе во время полярной ночи. Вертолет способен выполнять полеты даже при затруднениях с ориентированием, например, во время пропадания спутниковых сигналов.
Тяжелые военно-транспортные вертолеты Ми-26 применяются в Вооруженных силах для переброски десантных подразделений и крупногабаритной техники. Ми-26 может взять на борт до 82 десантников с полным комплектом вооружения, перевозить до 20 тонн груза внутри фюзеляжа или на внешней подвеске. Модернизированная версия, которая получила обозначение Ми-26Т2, оборудована новым комплексом авионики БРЭО-26 с пятью многофункциональными ЖК-дисплеями, новым цифровым автопилотом и поддержкой спутниковых систем навигации. На вертолет устанавливаются модернизированные двигатели Д-136-2 с электронно-цифровой системой управления (FADEC) и увеличенной на 250 л.с. мощностью на максимальном взлетном режиме. Ми-26Т2 готов выполнять задачи в любой точке земного шара и может существенно повысить боеготовность Вооруженных сил России.
Новый многоцелевой вертолет Ми-38 может перевозить личный состав и грузы в интересах Министерства обороны России. Как и другие российские вертолеты, Ми-38 создается для эксплуатации в широком диапазоне климатических условий, включая морской, тропический и холодный климаты. Ми-38 отличает высокая грузоподъемность и пассажировместимость, вертолет обладает выдающимися летно-техническими характеристиками, которые позволяют в будущем использовать его для выполнения задач, в том числе в условиях Арктики и Крайнего Севера. Ми-38 оснащается силовой установкой с двумя двигателями ТВ7-117В производства «Климов». Пополнение парка новым Ми-38 может существенно расширить возможности применения вертолетной техники в ВВС и армейской авиации.
Вторая выставка «День инноваций Министерства обороны Российской Федерации» – специализированное мероприятие для профессиональной аудитории, которое проводится с целью демонстрации перспективных идей и разработок российской промышленности руководящему составу и специалистам Министерства обороны и Вооруженных сил России.
Источник: «Вертолеты России»
www.svvaul.ru
«Вертолеты России» представят новейшие военные вертолеты на «Дне инноваций» Минобороны
Холдинг «Вертолеты России» (дочерняя компания ОПК «Оборонпром», входящей в Госкорпорацию Ростех) покажет серийные и перспективные модели военных вертолетов на выставке «День инноваций Министерства обороны Российской Федерации», которая пройдет 4 и 5 августа в Подмосковье. Посетителям мероприятия представят современные модели производственной линейки холдинга, в том числе, военно-транспортные вертолеты типов Ми-8/17 и Ми-26, разведывательно-ударный Ка-52 «Аллигатор», а также расскажут о новейших программах Ка-52К, Ми-8АМТШ-ВА, Ми-26Т2 и Ми-38.
«Министерство обороны России – наш ключевой заказчик. Обеспечивая Вооруженные силы новой техникой, мы вносим свой вклад в укрепление обороноспособности страны, – отметил генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Александр Михеев. – Для производства высокотехнологичной и инновационной продукции важно идти в ногу со временем. Сегодня мы проводим масштабную модернизацию на наших предприятиях, используем в производстве самое современное оборудование и технологии, формируем инновационную систему развития холдинга и создаем значительный научно-технический задел».
Среди новейших программ на выставке холдинг «Вертолеты России» представляет программу создания ударного вертолета корабельного базирования Ка-52К. Этот вертолет разрабатывается на основе разведывательно-ударного Ка-52 «Аллигатор» в интересах Военно-морского флота России. Планируется, что специально для размещения на кораблях Ка-52К будет оснащаться складными лопастями, консолями крыла и получит устойчивую антикоррозийную обработку. Ряд других систем вертолета также адаптируют для применения на флоте.
Помимо этого, для выполнения задач Министерства обороны в условиях Арктики «Вертолеты России» разрабатывают специализированный вертолет Ми-8АМТШ-ВА. Он создается на основе последней модификации военно-транспортного вертолета
Ми-8АМТШ-В, которая отличается новыми газотурбинными двигателями «Климов» ВК-2500-03, более мощной вспомогательной силовой установкой ТА-14 и обновленным комплектом авионики.
Ми-8АМТШ-ВА максимально соответствует задачам эксплуатации в сложных метеоусловиях арктической зоны и Крайнего Севера. Он разрабатывается с учетом специфики применения в условиях низких температур, ограниченной видимости при выполнении полетов, в том числе во время полярной ночи. Вертолет способен выполнять полеты даже при затруднениях с ориентированием, например, во время пропадания спутниковых сигналов.
Тяжелые военно-транспортные вертолеты Ми-26 применяются в Вооруженных силах для переброски десантных подразделений и крупногабаритной техники. Ми-26 может взять на борт до 82 десантников с полным комплектом вооружения, перевозить до 20 тонн груза внутри фюзеляжа или на внешней подвеске. Модернизированная версия, которая получила обозначение Ми-26Т2, оборудована новым комплексом авионики БРЭО-26 с пятью многофункциональными ЖК-дисплеями, новым цифровым автопилотом и поддержкой спутниковых систем навигации. На вертолет устанавливаются модернизированные двигатели Д-136-2 с электронно-цифровой системой управления (FADEC) и увеличенной на 250 л.с. мощностью на максимальном взлетном режиме. Ми-26Т2 готов выполнять задачи в любой точке земного шара и может существенно повысить боеготовность Вооруженных сил России.
Новый многоцелевой вертолет Ми-38 может перевозить личный состав и грузы в интересах Министерства обороны России. Как и другие российские вертолеты, Ми-38 создается для эксплуатации в широком диапазоне климатических условий, включая морской, тропический и холодный климаты. Ми-38 отличает высокая грузоподъемность и пассажировместимость, вертолет обладает выдающимися летно-техническими характеристиками, которые позволяют в будущем использовать его для выполнения задач, в том числе в условиях Арктики и Крайнего Севера. Ми-38 оснащается силовой установкой с двумя двигателями ТВ7-117В производства «Климов». Пополнение парка новым Ми-38 может существенно расширить возможности применения вертолетной техники в ВВС и армейской авиации.
Вторая выставка «День инноваций Министерства обороны Российской Федерации» – специализированное мероприятие для профессиональной аудитории, которое проводится с целью демонстрации перспективных идей и разработок российской промышленности руководящему составу и специалистам Министерства обороны и Вооруженных сил России.
www.soyuzmash.ru