Многоцелевой вертолёт Ка-60 «Касатка»
Во второй половине 80-х годов прошлого столетия вертолётостроение России, как и вся промышленность, переживало непростую ситуацию, связанную с экономическим и политическим кризисом. Разработка проекта Ка-60 была заморожена из-за недостатка финансирования, но осталась последняя надежда на заказы Военного Флота РФ.
История создания
Год 1983 запомнится в ОКБ Камова надолго, именно в этом году конструкторы приступили к разработке необычной для «камовцев» схемы вертолёта с одним несущим винтом, отказавшись от традиционной для них соосной компоновки. Такая схема, по мнению разработчиков, разрешала транспортному вертолёту достичь наиболее высокой крейсерской скорости.
Ка 60
К тому времени машины с грузоподъёмностью 2–2,5 тонны не было, вертолёт Ми-4 сняли с вооружения, а Ми-8 был не вполне рентабелен со своей большой загрузкой. Ка-60 был должен стать надёжной заменой поршневой «четвёрке». Велись разработки палубного варианта и варианта вертолёта-разведчика и целеуказателя.
Работы по Ка-60 оживились лишь в конце 90-х годов, в 1998 году 10 декабря первый опытный образец был опробован в воздухе. Второй опытный образец вертолёта как учебная машина для подготовки и переучивания лётного состава получил обозначение Ка-60У и впервые поднялся в небо 21 сентября 2007 года. После неудачной аварийной посадки второго опытного экземпляра 23 июня 2010 года, проект военной версии Ка-60 заморозили.
«Касатка» была очень полезна для доставки вооружённых десантников, боеприпасов и оружия на передовые позиции, перевозки раненных, выполнения поисково-патрульных операций и обучения и поддержания навыков лётчиков.
Описание вертолёта Ка-60
Новая многоцелевая машина Ка-60 — первый вертолёт фирмы «Камов», созданный по схеме с одним несущим и одинадцатилопастным хвостовым винтом, заключённым в кольцо на киле хвостового оперения. Оба редуктора — для главного и хвостового винта изготовлены на воронежском ОКБ «Моторостроение». Машина оснащена силовой установкой из двух двигателей РД-600В, которые изначально предназначались для Ка-60 и обладают мощностью 1500 л.с. на взлётном режиме каждый.
Кабина верталёта Ка-60
Управлять новой машиной можно либо с левого, либо с правого кресла пилота, расположение информационных дисплеев это позволяет. Стеклянная кабина обеспечивает хороший обзор, а современная авионика представляет пилоту всю информацию о пространственном положении машины, навигационной обстановке и работе силовой установки и систем вертолёта.
Конструкторы серьёзно позаботились о живучести машины, так большинство наиболее важных систем и агрегатов вертолёта дублируются и размещены на разных сторонах фюзеляжа. Все узлы и детали управления, а также трансмиссия способна выдержать попадание 12,7 мм снаряда. Каждая часть несущего винта при простреле и образовании пробоин не теряет способности создавать подъёмную силу для дальнейшего продолжения полёта.
Способствует незаметности вертолёта особое специальное покрытие фюзеляжа и применение подобранной частоты вращения винтов для создания подходящей малошумности. Специально разработанное шасси позволяет приземление с большой вертикальной скоростью, а энергопоглощающие кресла пилотов выдерживают такие перегрузки. Шасси Ка-60 сделаны убирающимися в полёте, что повлияло на уменьшение сопротивления воздушного потока и увеличило скорость полёта.
Ка 60
Применение в конструкции машины 60% материалов из композита, вкупе с отличными аэродинамическими качествами и достаточной тяговооруженностью силовой установки, разрешает вертолёту достичь скорости более 300 км/час и потолка, превышающего 5 тысяч метров.
Лётно-технические характеристики Ка-60
- Максимальная скорость — 300 км/час.
- Скорость крейсерского режима — 265 км/час.
- Дальность без дополнительных баков — 700 км.
- Практический потолок — 5150 м.
- Статический потолок — 2100 м.
- Длина фюзеляжа — 13,25 м.
- Высота вертолёта — 4,1 м.
- Двигатели — 2 х ГТД РД-600.
- Тяговооруженность — 2 х 1300 л.с.
- Максимальный взлётный вес — 6,5 т.
- Количество десантников — 12 чел.
- Масса груза внутри вертолёта — 2 т.
- Вес груза на внешней подвеске — 2,5 т.
- Точек подвески — 2.
- Экипаж — 1–2 чел.
Интересные факты
- Ка-60 отличался от всех прежних разработок ОКБ Камова прежде всего схемой с одним несущим пятилопастным винтом и рулевым винтом в кольцевом канале. Такая компоновка была выбрана из расчёта, что в режиме висения вертолёт будет использовать лишь 1% полётного времени, остальное придётся на горизонтальный полёт.
- Шестидесятипроцентное содержание в конструкции машины материалов из композита позволяет лучше выдерживать боевые повреждения. Автоматическое заполнение топливных баков пенополиуретаном не даёт возможности взрывов и пожара на борту.
- Отличная амортизация и высокая энергопоглощаемость кресел пилотов и десантников, вкупе с энергогасящими ударную нагрузку шасси, дают возможность избегать травм при авариях.
- Установка на законцовках лопастей шумопонижающих устройств и внедрение механизма, регулирующего частоту вращения винтов, значительно понизило уровень шумности Ка-60.
- Размещение на вертолёте БРЛС «Арбалет» помогает видеть препятствия типа проводов ЛЭП на удалении 500 метров с угловым разрешением в 12 минут.
Видео: Вертолёт Ка-60
https://youtube.com/watch?v=QhDOrd5xwYc
Машина вполне соответствовала своему прямому назначению, но дальнейшая разработка гражданской версии Ка-62 и случившаяся авария со вторым опытным вертолётом, заморозили эту программу, но осталась надежда на заказ военно-морского флота России для палубной авиации.
aviarf.ru
Ка-60 | АвиаПорт.Ru
- Дата изменения данных: 24.12.2015
Средний многоцелевой вертолет Ка-60/62
МОДИФИКАЦИИ. Базовым для вертолета Ка-62 выбран транспортный вертолет, рассчитанный на перевозку груза массой до 2500кг на внешней подвеске или 15-16 пассажиров в кабине. Ка-62М — экспортный вариант с зарубежными двигателями (Турбомека RТМ322, LНТЕС СТS800 или Дженерал Электрик Т700/СТ7-2D1), сертификация которого была намечена на 1995 г. Кроме базовой транспортной модели создаются санитарный и спасательный варианты.
Ка-60 — многоцелевой вертолет армейской авиации.
РАЗМЕРЫ. Диаметр несущего винта 13, 50 м; длина вертолета с вращающимся винтом 15, 64 м; длина фюзеляжа 13, 25 м; ширина вертолета по концевые шайбы стабилизатора 3, 00 м; высота вертолета 4, 1 м.
ЧИСЛО МЕСТ. Экипаж 1-2 чел., пассажиров 14-16 чел.
ДВИГАТЕЛИ. Специально для вертолета Ка-62 Рыбинским КБ моторостроения разработан ГТД нового поколения РД-600, имеющие характеристики на уровне лучших зарубежных ГТД (2Х Х955 кВт, 2Х 1300 л. с.).
МАССЫ И НАГРУЗКИ, кг: максимальная взлетная 6500;вес пустого 3730; максимальная коммерческая нагрузка: в фюзеляже 2000, на внешней подвеске 2750; запас топлива 1150 л.
ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ. Максимальная скорость 300 км/ч; крейсерская скорость 260 км/ч; статический потолок 2500 м; динамический потолок 5500 м; максимальная скороподъемность 11, 7 м/с; практическая дальность полета 720 км.
ОБОРУДОВАНИЕ. Пилотажно-навигационный комплекс обеспечивает улучшение характеристик устойчивости и управляемости, автоматизированную стабилизацию угловых положений вертолета, полет по заданному курсу и заданной линии пути, предупреждение о предельно допустимых режимах полета. В кабине установлены два многофункциональных индикатора на ЭЛТ. На спасательном варианте предусмотрена лебедка ЛПГ-300 грузоподъемностью 300 кг, обеспечивающая одновременный подъем двух человек или груза, и поисковй прожектор.
КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Вертолет одновинтовой схемы с рулевым винтом в кольцевом канале киля, убирающимся трехопорным шасси повышенной энергоемкости и сдвижными дверями грузопассажирской кабины. Конструкция вертолета на 60% выполнена из КМ.
При работе над водой вертолет оснащается надувными баллонетами.
СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ. В стадии испытаний.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ.Вертолет Ка-60/62 является первым вертолетом АООТ «Камов», выполненным по одновинтовой схеме с рулевым винтом в вертикальном оперении. Разработка вертолета началась в 1990 г. под руководством генерального конструктора С.В. Михеева в иниативном порядке, учитывая большую потребность в среднем многоцелевом вертолете для народного хозяйства. Большое внимание при проектировании вертолета было обращено на повышение его эффективности за счет увеличения крейсерской скорости, уменьшения удельного расхода топлива и увеличения весовой отдачи, а также за счет снижения трудоемкости технического обслуживания.
РАЗРАБОТЧИК. ОКБ им. Н. И. КАМОВА
Мониторинг:
13.05.2014 Военная версия вертолета Ка-60 может появиться после 2016 года
РИА «Новости»: Военная версия вертолета Ка-60 может появиться после 2016 года, заявил во вторни…
15.01.2014 В Ахтубинске пройдут испытания самолетов ПАК ФА, МиГ-29К, Ту-142МРМ и вертолета Ка-60
ТАСС: Испытания новых самолетов ПАК ФА, МиГ-29К для ВМФ России, МиГ-35, Ил-112, Ту-142…
08.04.2011 «Камов» выбирает двигатель для Ка-60
АвиаПорт.Ru: ОАО «Камов» рассматривает два варианта двигателя для комплектования среднего тра…
27.07.2010 Причиной падения вертолета Ка-60 под Москвой стала фальшивая деталь
Газета.Ru: Следствие установило причину крушения военного вертолета Ка-60 «Касатка», произо…
24.06.2010 Ка-60 разбился в Подмосковье на съемках рекламного клипа
Lenta.Ru: Военный вертолет Ка-60 («Касатка»), упавший 23 июня утром в Подмосковье, разбилс…
www.aviaport.ru
Ка-60 Касатка идет в войска
Глазастый невидимкаПри проектировании конструкторы приложили максимум старания и изобретательности, чтобы сделать вертолет невидимкой. Шумность машины была понижена за счет установки на воздушный винт шумопонижающих законцовок. Также разработан и внедрен специальный механизм, который регулирует частоту вращения несущего винта, что также сказывается на уровне шума. Приняты меры для снижения видимости «Касатки» в радиолокационном, тепловом и оптическом диапазонах. Для этого использованы элементы стелс-технологии. Например, корпус покрыт специальным составом, поглощающим радиоволны РЛС ПВО. Для этой же цели корректировалась и геометрия машины. Правда, значение эффективной поверхности рассеяния не разглашается. Как это имеет место и с F-22 и F-35, об ЭПР которых ходит множество противоречивых слухов. Для противодействия ПВО имеется бортовой комплекс радиоэлектронной борьбы.
И, наконец, «Касатка» — вертолет всепогодного и круглосуточного действия. Несмотря на то, что это машина средней мощности, в ней установлена такая же серьезная, как и на Ка-52, БРЛС «Арбалет», разработанный компанией «Фазотрон-НИИР». «Арбалет» предупреждает о приближении препятствий типа проводов ЛЭП за 500 м. При этом погрешность измерения расстояния до цели не превышает 20 м, а угловые погрешности – до 12 минут. «Арбалет» обслуживает прицельную и навигационную системы, участвует в противоракетной защите, предупреждает о препятствиях и опасных метеообразованиях.
Эта БРЛС на Ка-52 решает задачи целеуказания для других вертолетов, отслеживая одновременно до 20 целей и обнаруживая их на расстоянии в 10-15 километров. Так что создание командной модификации Ка-60Р представляется вполне вероятным. Но для этого необходимо будет установить систему ГОЭС-451. Она оснащена ТВ-камерой (с широким и узким полем зрения), тепловизором, лазерным дальномером-целеуказателем, датчиком лазерного облучения и системой наведения ПТУР.
А сейчас полеты в ночное время суток осуществляются за счет очков ночного видения, подключенных к приборному оборудованию.
Также предусмотрено использование «Касатки» в гражданской авиации. Но, естественно, без военного оборудования. У Ка-60 существует и большой экспортный потенциал. При его создании учитывался не только российский стандарт летной годности, но и западный. Ко всему он еще и на 20% дешевле, чем зарубежные вертолета такого типа. Но при этом обладает и более высоким качеством, поскольку относится к новому поколению винтокрылых машин.
ЛТХ Ка-60
Длина – 13,47 м
Высота – 4,00 м
Ширина – 1,90 м
Диаметр главного винта – 13,50 м
Диаметр хвостового винта – 1,40 м
Масса пустого – 3500 кг
Максимальная взлетная масса – 6500 кг
Силовая установка – 2 двигателя РД-600В
Мощность двигателей – 2х1300 л.с.
Максимальная скорость – 300 км/ч
Крейсерская скорость – 270 км/ч
Практическая дальность – 700 км
Статический потолок – 2100 м
Динамический потолок – 5150 м
Полезная нагрузка – 14 десантников или 2000 кг в кабине или 2750 кг на внешней подвеске.
fishki.net
Многоцелевой вертолет Ка-60 «Касатка» | Военное оружие и армии Мира
В начале июня 2011 г. стало известно, что Министерство обороны Российской Федерации приняло на вооружение многоцелевой вертолет Ка-60 «Касатка» и выдало холдингу «Вертолеты России» заказ на поставку первых 100 вертолетов этого типа. Глава холдинга Д. Петров сообщил, что предприятие АООТ «Камов» получило задание на постройку двух прототипов Ка-60, которые пройдут программу летных испытаний в 2012 г. Планируется, что серийно Ка-60 будет выпускаться с 2015 г.
Работы по проектированию Ка-60 были начаты АООТ «Камов» в инициативном порядке в 1990 г. Причиной тому послужило моральное и физическое устаревание вертолетного парка советских вооруженных сил. И если в классе боевых ударных вертолетов ситуация была еще терпимой благодаря появлению Ка-50 и Ми-28, то в классе многоцелевых машин замены «старичкам» Ми-2, Ми-4 и Ми-8 не было. Такую ситуацию призвано было исправить появление новых многоцелевых машин, таких как Ка-60.
Этот вертолет предназначен для использования вертолетными подразделениями авиации сухопутных войск в целях решения транспортных, поисково-спасательных, разведывательных и других задач, возникающих в ходе боевых действий. После установки соответствующей аппаратуры он может быть использован для радиоэлектронной борьбы и выполнения специальных операций, требующих повышенной скрытности и автономной навигации. Разработчики все еще не оставили идею создания вертолета взаимодействия, поэтому Ка-60 может оснащаться соответствующей аппаратурой.
В 1997 г. был построен первый опытный образец вертолета Ка-60. В 1998 г. на опытно-исследовательском аэродроме фирмы «Камов» состоялась презентация новой машины, получившей название «Касатка». В 1999 г. состоялся первый полет опытного образца.
Ка-60 —довольно рискованный проект в том плане, что «камовцы» изменили своей постоянной традиции создавать машины двухвинтовой схемы.«Касатка» — одновинтовая машина. Выбор именно такой конструкции объясняется особенностью применения многоцелевых вертолетов. В отличие от противолодочных Ка-25 и Ка-27, транспортно-боевого Ка-29 и ударного Ка-50, способность подолгу зависать на одном месте «Касатке» не так уж и необходима. Поэтому двухвинтовая соосная схема, наиболее эффективно реализующая режим зависания, заменена на более привычную — одновинтовую.
Цельнометаллический фюзеляж вертолета типа «полумонокок» имеет в своей передней части закрытый радиопрозрачным обтекателем отсек бортовой РЛС, за которым располагается двухместная кабина экипажа. Здесь установлены два комплекта органов управления, контрольные и навигационные приборы.Кабина снабжена откидывающимися на шарнирах наружу против потока боковыми дверями. Установленные в кабине кресла летчиков имеют энергоемкие амортизаторы, предохраняющие экипаж при грубой аварийной посадке. Для защиты экипажа в случае аварии предусмотрен также дополнительный (аварийный) ход амортизаторов шасси, а также автоматическая уборка из опасной зоны ручекуправления, общего шага и педалей, что исключает травмирование ими летчиков. Конструкция фюзеляжа в целом и размещение агрегатов исключают поражение экипажа и пассажиров элементами конструкций и оборудования при ударе о землю, обитаемая площадь рассчитана на деформацию, не угрожающую находящимся внутри вертолета людям.
В размещенной за кабиной экипажа грузовой кабине размерами 3,3 х 1,75 х 1,3 м могут перевозиться 15—16 солдат с вооружением, шесть раненых на носилках в сопровождении трех санитаров или груз с соответствующей массой. Доступ в грузовую кабину осуществляется через две сдвижные двери размерами 1,3 х 1,25 м. Под фюзеляжем вертолета имеется узел внешней подвески, рассчитанный на груз массой до 2750 кг. Грузы и вооружение могут быть размещены также на боковых держателях, устанавливаемых на обеих сторонах фюзеляжа. Фюзеляж заканчивается конусообразной хвостовой балкой, в концевой части которой установлено стреловидное вертикальное оперение с рулевым винтом типа «фенестрон». Стабилизатор прямоугольной формы в плане снабжен концевыми шайбами.
Вертолет имеет убирающееся в полете трехстоечное колесное шасси, телескопическая задняя стойка которого снабжена двумя пневматиками и выполнена самоориентирующейся. Основные стойки убираются в фюзеляж, задняя — в хвостовую балку.
Для повышения надежности и живучести вертолета на поле боя многие агрегаты и системы дублированы. Тяги системы управления и вала трансмиссии выдерживают попадания пуль автоматического стрелкового оружия.
Вертолет оснащен четырехлопастным несущим винтом диаметром 13,50 м. Предусмотрена возможность замены его впоследствии пятилопастным несущим винтом. Лопасти несущего винта сохраняют работоспособность при попадании в них снарядов калибром 23 мм, они снабжены противошумными законцовками, снижающими акустическую сигнатуру вертолета.
На вертолете установлены два газотурбинных двигателя РД-600 взлетной мощностью 1300 л.с. Этой мощности достаточно для того, чтобы при одном работающем двигателе не только продолжать горизонтальный полет, но и выполнять и взлет, и набор высоты. На двигателях установлены пылезащитные устройства, а также устройства, снижающие их инфракрасное излучение.
Запас топлива (1100 л) размещается в четырех мягких баках, установленных под полом кабины.
Запуск двигателей силовой установки осуществляется с помощью бортовой вспомогательной силовой установки АИ-9, что позволяет эксплуатировать вертолет на необорудованных взлетно-посадочных площадках.
Для обеспечения возможности использования вертолета в любое время суток и в сложных метеорологических условиях он оборудован современным пилотажно-навигационным комплексом, включающим в себя бортовую РЛС и систему ночного видения. Необходимая пилотажная и навигационная информация выводится на два многофункциональных индикатора, установленных в кабинете летчиков.
Ка-60 отвечает всем современным требованиям по ремонтопригодности, удобству, техническому обслуживанию и автономности эксплуатации. Установленная на нем бортовая система контроля и диагностики позволяет вовремя выявить неисправности, при этом модульная конструкция многих узлов и агрегатов, а также их размещение по зонам обслуживания облегчают выполнение ремонтных работ и технического обслуживания.
На базе вертолета Ка-60 создан его гражданский вариант Ка-62.
Специалисты отмечают высокую экономичность новой машины. Приводятся следующие цифры: эксплуатационные расходы вертолета Ка-60 в учебно-тренировочном варианте почти на 60% ниже, чем аналогичной модификации вертолета Ми-8.
Ка-60 — первый российский вертолет, спроектированный с учетом западных норм летной годности, что делает его достаточно привлекательным объектом на мировом рынке вооружений. Следует также добавить, что стоимость «Касатки» составляет всего 80% от стоимости зарубежных аналогов. Впрочем, специалисты АООТ «Камов» не испытывают по поводу зарубежных рынков каких-то особых иллюзий: прорваться туда со своей разработкой будет крайне сложно.
В мае 2011 г. издание «Aviation Week» со ссылкой на заявление генерального директора холдинга «Вертолеты России» Д. Петрова сообщило, что Министерство обороны Российской Федерации заказало около 100 вертолетов Ка-60.
Оставить эмоциюНравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь
3781warfor.me
Средние многоцелевые вертолеты семейства Ка-60 «Касатка» / Ка-62. Россия
Совсем недавно, коллега ilyasan представил очень интересный вертолёт RUMAS-10, представленный на выставке HeliRussia-2012.
Не смотря, на всю его неординарность, как не странно не он был главным хитом этой выставки. Главным хитом стала новая машина прославленного КБ Камова Ка-62. О ней и пойдёте речь в этой статье.
Вертолет Ka-60
Ка-60 «Касатка»/Ка-62. Средние многоцелевые вертолеты
Историческая справка
Разработка Ка-60 и Ка-62 была начата в 1990 г. на фирме «Камов» под руководством генерального конструктора СВ. Михеева. В 1997 г. был построен опытный образец вертолета Ка-60-1, первый полет на котором 10 декабря 1998 г. выполнил заслуженный летчик-испытатель РФ А.К. Смирнов. 29 июля 1998 г. на территории летно-испыта-тельной станции фирмы «Камов» состоялась презентация нового многоцелевого вертолета Ка-60 «Касатка».
Первый опытный полет Ка-62 был продемонстрирован на Международной выставке МАКС-95 в г. Жуковском. Дальнейшая доводка вертолета была остановлена экономическим кризисом. В настоящее время, благодаря созданию при ОАО «ОПК Оборонпром» вертолетостроитель-ного холдинга «Вертолеты России», появилась возможность возобновить работы по Ка-62. Первый полет вертолета состоялся в 2008 г.
Военный многоцелевой вертолет Ка-60 предназначен для авиации сухопутных войск и может быть использован для перевозки солдат и десантников, доставки оружия и боеприпасов в район боевых действий, эвакуации раненых, проведения поисково-спасательных работ, обучения и тренировки летного состава.
Ка-62 является гражданским вариантом вертолетом Ка-60 и предназначен для перевозки 15-16 пассажиров в транспортной кабине или груза массой до 2500 кг на внешней подвеске, а также транспортировки крупногабаритных грузов на внешней подвеске. Предусмотрены санитарный, поисково-спасательный и ряд других вариантов.
Машины являются первыми вертолетами фирмы «Камов», выполненными не по традиционной двухвинтовой соосной схеме, а по одновинтовой схеме с рулевым винтом-вентилятором в вертикальном оперении.
Сертификация
Ка-60 и Ка-62 спроектированы с учетом как отечественных норм летной годности АП-29, так-и американских — FAR-29.
Серийное производство
Подготовка серийного производства Ка-60 начата на заводе в подмосковном городе Луховицы. По предварительным оценкам, потребность в таких вертолетах в настоящее время только в Российской армии составляет до 350 машин, и перспективы этого вертолета оцениваются очень хорошо. Серийное производство Ка-62 запланировано развернуть на Упан-Удэнском авиационном заводе в кооперации с Арсеньевской авиационной компанией «Прогресс».
Основные модификации
Ка-60Р — модификация Ка-60, предназначен для разведки, целеуказания и координации действий боевых вертолетов. Этот вариант предполагается оснастить специальным комплексом, включающим гиростабилизированную станцию «Самшит» с телевизионным, те-пловизионным и лазерным каналами, а также автоматизированную систему обработки тактической информации и телекодового обмена с другими вертолетами.
Ка-60К — корабельный вертолет, предназначен для замены вертолета разведки и целеуказания Ка-25РЦ.
Конструкция вертолетов
Вертолеты выполнены по одновинтовой схеме с четырех- или пятилопаст-ным несущим, 11-лопастным рулевым винтом-вентилятором в вертикальном оперении, с двумя ГТД и трехопорным шасси. Конструкция Ка-60 и Ка-62 общая, с широким применением композиционных материалов, составляющих более 50 % его массы.
Фюзеляж цельнометаллический типа «полумонокок» функционально подразделяется на переднюю, среднюю силовые части и хвостовую балку с горизонтальным и вертикальным хвостовым оперением. Передняя часть фюзеляжа включает носовой отсек бортовой РЛС, закрытый радиопрозрачным обтекателем, за которым располагается двухместная кабина экипажа. Здесь установлены два комплекта органов управления, контрольные и навигационные приборы. Кабина имеет большую площадь остекленения и силовой набор фонаря из композиционных материалов.
Кресла летчиков имеют энергопоглащаю-щую конструкцию. Для защиты экипажа в случае аварии предусмотрен также дополнительный (аварийный) ход амортизаторов шасси, а также автоматическая уборка из опасной зоны ручек управления, что исключает травмирование ими летчиков. Конструкция фюзеляжа, в целом, и размещение агрегатов исключает поражение экипажа и пассажиров элементами конструкций и оборудования при ударе о землю, обитаемые объемы рассчитаны на деформацию, не угрожающую находящимся внутри вертолета людям.
В размещенной за кабиной экипажа грузовой кабине размерами 3,3 х 1,75 х 1,3 м могут перевозиться как пассажиры, так и крупногабаритные грузы. Доступ в грузовую кабину осуществляется через две сдвижные двери размерами 1,3 х 1,25 м. Под фюзеляжем вертолета имеется узел внешней подвески. Грузы и вооружение могут быть размещены также на боковых держателях, устанавливаемых на обеих сторонах фюзеляжа.
Хвостовое оперение представляет собой неподвижный стабилизатор с размахом три метра прямоугольной формы в плане с большими концевыми шайбами с несимметричным профилем для создания боковой аэродинамической силы и разгрузки рулевого винта.
Несущий винт — четырехлопастный диаметром 13,50 м. Предусмотрена возможность замены его пятилопастным несущим винтом. Лопасть, изготовленная из композиционных полимерных материалов, с двухконтурным лонжероном имеет прямоугольную форму в плане со стреловидной законцовкой. Она оборудована электротепловой противообледенитель-ной системой.
Рулевой винт-вентилятор — многолопастный, расположен в кольцевом канале вертикального хвостового оперения. Винт диаметром 1,4 м состоит из втулки, 11 лопастей и ползушки для изменения углов их установки. Лопасть имеет прямоугольную форму в плане и изготавливается из полимерных композиционных материалов.
Силовая установка состоит из двух газотурбинных двигателей РД-600 взлетной мощностью 1300 л.с, вспомогательного двигателя АИ-9 для запуска основных двигателей, главного редуктора, трансмиссионных валов и хвостового редуктора. Мощности РД-600 достаточно для того, чтобы при одном работающем двигателе не только продолжать горизонтальный полет, но и выполнять и взлет, и набор высоты.
Трансмиссия с двуступенчатым главным редуктором рассчитана на передачу взлетной мощности 191 ОкВт/2600 л.с, хвостовой редуктор одноступенчатый.
Топливная система включает четыре мягких бака вместимостью 1120 л., установленных под полом кабины. Предусмотрена возможность использования двух подвесных топливных баков вместимостью по 390 л.
Шасси вертолета трехопорное, убирающееся в полете. Основные стойки убираются в фюзеляж, задняя — в хвостовую балку. Колеса основных опор — тормозные. Колея шасси 2,5 м.
Хвостовая опора телескопического типа. База шасси 4,76 м. Энергоемкость амортизационных стоек шасси, прочность его узлов и конструкции планера в целом рассчитаны на поглощение энергии удара при грубом приземлении вертолета с вертикальной скоростью 6 м/с. На опорах могут быть установлены надувные баллонеты для аварийной посадки на воду.
Система управления вертолетом включает рычаги управления, жесткую проводку из металлических труб, объединенные в общем блоке на корпусе редуктора гидроусилители рулевых приводов, сопряженные с системой автоматического управления.
Гидравлическая система традиционного типа состоит из двух автономных систем, осуществляющих взаимное резервирование при обслуживании рулевых приводов. Гидравлическая система используется также для уборки и выпуска шасси, торможения колес и управления механизмом фиксации хвостовой опоры.
Система электроснабжения состоит из первичной двухканальной системы генерирования переменного трехфазного тока, вторичной двухканальной системы генерирования постоянного тока и аварийной системы.
Бортовой радиоэлектронный комплекс предназначен для пилотирования вертолета днем и ночью в простых и сложных погодных условиях, решения задач вертолетовождения с необходимой точностью, предоставления пилоту информации от бортовых систем, предупреждения экипажа о критических параметрах полета, обозначения собственной государственной принадлежности, предупреждения экипажа об облучении радиолокационными и лазерными средствами, противодействия ракетам с инфракрасными головками самонаведения и т.д. Штатный комплект оборудования включает аппаратуру автономной навигации и бортовую РЛС.
Радиосвязное оборудование обеспечивает надежную связь с вертолетами или самолетами, наземными и воздушными КП.
Системы наддува и кондиционирования — создают комфортные условия в кабине экипажа.
Летно технические характеристики
Ka-60 | Ka-62 | |
Экипаж | 1-2 | 1-2 |
Число пассажиров | 14 | 16 |
Двигатели | 2 ГТД РД-600 | 2 ГТД РД-600 |
мощность, кВт/л.с. | 2×956/2×1300 | 2×956/2×1300 |
Размеры, м | ||
диаметр несущего винта | 13,5 | 13,5 |
длина фюзеляжа | 13,25 | 13,25 |
ширина фюзеляжа | 3,0 | 3,0 |
высота фюзеляжа | 4,1 | 4,1 |
Массы и нагрузки, кг: | ||
взлетная масса | 6500 | 6250 |
масса груза максимальная | ||
внутри грузовой кабины | 2000 | 2000 |
на внешней подвеске | 2500 | 2750 |
Летные данные: | ||
максимальная скорость, км/ч | 300 | 300 |
крейсерская скорость, км/ч | 265 | 270 |
статический потолок, м | 2100 | 3000 |
динамический потолок, м | 5150 | 5500 |
практическая дальность полета, км | 700 | 720 |
alternathistory.com
Многоцелевые вертолеты Ка-60 и Ка-62 | Екабу.ру
16 лет назад, 10 декабря 1998 года, состоялся первый полет нового многоцелевого вертолета Ка-60 «Касатка». Кроме того, в 2014 году исполнилось 30 лет с начала старта работ по этому проекту. Тем не менее, несмотря на достаточно большое время, прошедшее с начала работ и испытаний, вертолет Ка-60 пока не дошел до эксплуатации в армии и гражданских структурах. Сейчас ведутся различные испытания и доработки, по окончании которых сможет начаться производство серийных машин.Разработка перспективного среднего многоцелевого вертолета, получившего обозначение В-60, началась в 1984 году. Вооруженные силы нуждались в современной машине, способной заменить в войсках устаревшие вертолеты Ми-4. Одной из организаций, начавших разработку такой машины, было ОКБ Н.И. Камова. В течение нескольких лет специалисты определили основные черты облика нового вертолета и начали работу над эскизным вариантом проекта. В 1988 году началось предварительное проектирование палубной модификации нового В-60.
Эскизное проектирование вертолета В-60, вскоре сменившего название на Ка-60, продолжалось до 1990 года. Серьезные изменения в жизни армии и страны серьезно ударили по множеству новых проектов, в том числе и по вертолету Ка-60. Темп работ значительно упал, из-за чего дальнейшая подготовка конструкторской документации затянулась на несколько лет. Первый прототип Ка-60 был построен в 1998 году. В конце июля на летно-испытательной станции фирмы «Камов» состоялась официальная презентация машины.
Ка-60 «Касатка»/ Фото: Виталий В. Кузьмин/ https://ru.wikimedia.org
После первого показа новый вертолет приступил к наземным испытаниям, продолжавшимся до конца осени. Первый полет под управлением летчика-испытателя А.К. Смирнова состоялся 10 декабря. Следующие несколько лет специалисты занимались проверкой и доработкой машины. Те или иные испытания продолжаются до сих пор.
Вертолет Ка-60 «Касатка» имеет необычный для камовских вертолетов облик. Он построен по классической схеме с одним несущим и хвостовым рулевым винтами. Такая схема была использована по ряду причин. Основной считаются предполагаемые режимы работы машины. Характерной особенностью вертолета с соосными несущими винтами является устойчивость и стабильное поведение в режиме висения, однако они имеют более сложную и дорогую конструкцию в сравнении с «классической» техникой. По подсчетом специалистов ОКБ Камова, новый В-60/Ка-60 должен был проводить в режиме висения всего 1% полетного времени. В результате было решено отказаться от сосной схемы, поскольку новый вертолет не смог бы полностью реализовать ее потенциал.
Помимо классической схемы вертолет Ка-60 получил еще несколько необычных для фирмы «Камов» особенностей. Так, конструкция машины примерно на 60% состоит из композиционных материалов, что повышает ее характеристики, в первую очередь тяговооруженность и ряд других параметров.
Фюзеляж вертолета Ка-60 длиной 13,47 м имеет обтекаемую форму и построен по схеме «полумонокок». Нагрузки воспринимаются металлическими силовыми элементами, дополненными металлической и композитной обшивкой. Компоновка отсеков вертолета типична для подобной техники. В носовой части, под радиопрозрачным обтекателем, размещается антенна бортовой РЛС, за ней находится кабина экипажа с двумя местами летчиков. Средняя часть фюзеляжа отдана под грузопассажирскую кабину и моторное отделение, помещенное над ее потолком.
Хвостовая балка фюзеляжа оснащается стабилизатором с двумя шайбами-килями на концах, а также несет рулевой винт в кольцевом канале и киль с дополнительным стабилизатором. Для разгрузки рулевого винта концевые шайбы имеют несимметричный профиль, благодаря чему при скоростном полете создают дополнительную аэродинамическую силу, частично компенсирующую реактивный момент несущего винта, и тем самым разгружают рулевой винт.
При разработке вертолета Ка-60 был принят ряд мер, направленных на обеспечение безопасности экипажа и пассажиров. Так, при посадке с вертикальной скоростью, превышающей допустимую, часть энергии удара поглощается амортизаторами и конструкцией шасси. Кроме того, летчики располагаются на специальных ударопоглощающих креслах. Конструкция всех обитаемых объемов рассчитана таким образом, что при повреждении или разрушении деформируется, не подвергая экипаж и пассажиров риску.
Над потолком грузопассажирской кабины имеется моторное отделение, в котором находятся главный редуктор и два турбовальных двигателя РД-600В. Взлетная мощность двигателей – по 1300 л.с., чрезвычайная – по 1550 л.с. Через главный редуктор крутящий момент двигателей передается на несущий и рулевой винты. В качестве вспомогательной силовой установки используется газотурбинный двигатель АИ-8.
Под полом кабины размещены четыре мягких топливных бака общей емкостью 1120 л. При необходимости «Касатка» может использовать два подвесных бака емкостью по 390 л.
Опытные вертолеты Ка-60 оснащались четырехлопастными несущими винтами диаметром 13,5 м. По некоторым данным, планировалось внедрение пятилопастной конструкции. Лопасти имеют прямоугольную в плане форму и стреловидные законцовки. Известно о разработке системы снижения шума, автоматически осуществляющей оптимизацию режима работы несущего винта.
В хвостовой части фюзеляжа имеется кольцевой канал диаметром 1,4 м, внутри которого установлен рулевой винт с 11 лопастями. Использование большого количества лопастей и кольцевого канала позволило повысить эффективность работы винта в сравнении с классическими «открытыми» винтами.
Вертолет Ка-60 «Касатка» оснащается трехточечным шасси с хвостовой стойкой. Для улучшения аэродинамики в полете шасси выполнено убирающимся. Основные колеса с тормозами подтягиваются к фюзеляжу, хвостовое – убирается в балку. Колея шасси – 2,5 м, база – 4,76 м. Шасси имеет специальную конструкцию, способную не только обеспечивать мягкую посадку, но и поглощать часть энергии удара при посадке с высокой вертикальной скоростью. В аварийных ситуациях шасси выдерживает посадку со скоростью до 6 м/с. При необходимости шасси вертолета может оснащаться надувными баллонетами для посадки на воду.
Управление вертолетом Ка-60 осуществляется при помощи жесткой проводки с гидроусилителями. Последние сопряжены с системой автоматического управления. Гидроусилители рулевых приводов включены в две автономные гидравлические системы. Помимо системы управления гидравлика отвечает за выпуск и уборку шасси, блокировку хвостовой опоры и торможение.
В кабине экипажа предусмотрены два рабочих места пилота, при этом командир машины располагается на правом кресла. Оба места пилотов оборудованы набором всех необходимых органов управления и пилотажной аппаратурой. Предусмотрено оборудование связи и навигации. Важным элементом авионики является радиолокационная станция, наличие которой обусловлено необходимостью пилотирования машины в любое время суток и в любых метеоусловиях.
Под носовым обтекателем фюзеляжа «Касатка» несет антенну РЛС «Арбалет», предназначенную для слежения за местностью и обстановкой в воздухе. При этом основной задачей станции является обеспечение пилотирования в сложных условиях. РЛС «Арбалет» позволяет своевременно обнаруживать различные помехи и реагировать на них. Так, линии электропередач могут быть замечены на дальности не менее 500 м.
Позади кабины пилотов в фюзеляже находится грузопассажирская кабина, в которой перевозится полезная нагрузка. Для размещения пассажиров или груза используется объем длиной 3,3 м, шириной 1,75 м и высотой 1,3 м. В бортах предусмотрены две сдвижные двери размером 1,3х1,25 м. В кабине можно разместить до 14 человек или 2 т груза. При необходимости вертолет Ка-60 может использовать внешнюю подвеску. В таком случае грузоподъемность увеличивается до 2,5 т.
Масса пустого вертолета Ка-60 – 3500 кг. Максимальная взлетная – 6500 кг. Благодаря усовершенствованной аэродинамике машина может развивать скорость до 300 км/ч. Крейсерская скорость – 265 км. Практическая дальность – 700 км. Статический потолок составляет 2100 м, практический – 5150 м.
К настоящему времени построено несколько прототипов «Касатки», используемых в различных испытаниях. В июне 2010 года опытная машина с бортовым номером «602», ранее неоднократно демонстрировавшаяся на различных выставках, совершила аварийную посадку и получила серьезные повреждения. Эта авария ударила по срокам реализации всего проекта.
Еще в конце девяностых военные и компания «Камов» начали делать заявления, касающиеся дальнейшей судьбы проекта Ка-60. Звучали самые оптимистичные прогнозы. Утверждалось, что новый вертолет будет принят на вооружение в течение нескольких следующих лет. Тем не менее, по ряду причин Ка-60 до сих пор остается на стадии испытаний опытной техники. Точные сроки начала эксплуатации этих машин в войсках пока остаются неизвестными. За последние годы эту дату неоднократно переносили.
В 1992 году компания «Камов» начала разработку гражданской версии вертолета Ка-60. Новый проект получил обозначение Ка-62. Эта машина должна была отличаться от базовой иным составом оборудования, а также отсутствием некоторых агрегатов и особенностей, характерных для военной техники, но не используемых на гражданских вертолетах. В 1995 году на международной выставке МАКС-95 в подмосковном Жуковском был представлен полноразмерный макет Ка-62. Вскоре работы были приостановлены ввиду недостатка средств.
Разработка гражданской версии «Касатки» возобновилась лишь спустя полтора десятилетия. В 2012 году на выставке HeliRussia был показан новый макет машины, имеющий ряд заметных отличий от предыдущего. Так, вертолет Ка-62 получил обновленные основные опоры шасси, закрытые специальными обтекателями, а также удлиненную до 4,1 м грузопассажирскую кабину. Пожалуй, самым важным изменением проекта стала обновленная силовая установка. Серийные вертолеты будут оснащаться двумя турбовальными двигателями Turbomeca Ardiden3G французского производства с взлетной мощностью по 1776 л.с. и чрезвычайной по 1941 л.с. Также вертолет Ка-62 получил несущий винт с пятью лопастями.
Новые двигатели, как ожидается, позволят повысить максимальную скорость вертолета до 308 км/ч и довести крейсерскую до 290 км/ч. Кроме того, ожидается увеличения потолка: статический должен вырасти до 3300 м, практический – до 5700 м. Грузоподъемность и количество пассажиров должны остаться на прежнем уровне.
В 2013 году на выставке МАКС впервые был показан опытный образец гражданской «Касатки». В настоящее время этот вертолет готовится к началу летных испытаний. Первый полет планировался на август 2014 года, однако позже его перенесли на декабрь. Таким образом, первый Ка-62 может подняться в воздух уже в самое ближайшее время.
Интересен тот факт, что вертолет Ка-62 «Касатка» привлек внимание зарубежных заказчиков задолго до начала испытаний, когда был готов только полноразмерный макет. В декабре 2012 года корпорация «Вертолеты России» заключила контракт с бразильским авиаперевозчиком Atlas Táxi Aéreo. В соответствии с этим соглашением до конца первого квартала 2016 года должно быть поставлено семь машин. Имеется дополнительный опцион еще на семь вертолетов.
Вертолет Ка-60, предлагаемый военным, к настоящему времени прошел большое количество различных испытаний. Гражданский Ка-62 пока готовится к первому полету. Это означает, что судьба обоих проектов может быть решена в самое ближайшее время. Коммерческий вариант «Касатки» уже заинтересовал потенциальных заказчиков и стал предметом контракта. Базовый многоцелевой вертолет для армии, в свою очередь, пока не имеет такого успеха и не поставляется в войска. Даже спустя три десятилетия после начала разработки будущее этой машины не определено, из-за чего может быть предметом серьезных споров.
Автор: Рябов Кирилл
Источник: topwar.ru
ekabu.ru
Многоцелевые вертолеты Ка-60 и Ка-62
Эскизное проектирование вертолета В-60, вскоре сменившего название на Ка-60, продолжалось до 1990 года. Серьезные изменения в жизни армии и страны серьезно ударили по множеству новых проектов, в том числе и по вертолету Ка-60. Темп работ значительно упал, из-за чего дальнейшая подготовка конструкторской документации затянулась на несколько лет. Первый прототип Ка-60 был построен в 1998 году. В конце июля на летно-испытательной станции фирмы «Камов» состоялась официальная презентация машины.
После первого показа новый вертолет приступил к наземным испытаниям, продолжавшимся до конца осени. Первый полет под управлением летчика-испытателя А.К. Смирнова состоялся 10 декабря. Следующие несколько лет специалисты занимались проверкой и доработкой машины. Те или иные испытания продолжаются до сих пор.
Вертолет Ка-60 «Касатка» имеет необычный для камовских вертолетов облик. Он построен по классической схеме с одним несущим и хвостовым рулевым винтами. Такая схема была использована по ряду причин. Основной считаются предполагаемые режимы работы машины. Характерной особенностью вертолета с соосными несущими винтами является устойчивость и стабильное поведение в режиме висения, однако они имеют более сложную и дорогую конструкцию в сравнении с «классической» техникой. По подсчетом специалистов ОКБ Камова, новый В-60/Ка-60 должен был проводить в режиме висения всего 1% полетного времени. В результате было решено отказаться от сосной схемы, поскольку новый вертолет не смог бы полностью реализовать ее потенциал.
Помимо классической схемы вертолет Ка-60 получил еще несколько необычных для фирмы «Камов» особенностей. Так, конструкция машины примерно на 60% состоит из композиционных материалов, что повышает ее характеристики, в первую очередь тяговооруженность и ряд других параметров.
Фюзеляж вертолета Ка-60 длиной 13,47 м имеет обтекаемую форму и построен по схеме «полумонокок». Нагрузки воспринимаются металлическими силовыми элементами, дополненными металлической и композитной обшивкой. Компоновка отсеков вертолета типична для подобной техники. В носовой части, под радиопрозрачным обтекателем, размещается антенна бортовой РЛС, за ней находится кабина экипажа с двумя местами летчиков. Средняя часть фюзеляжа отдана под грузопассажирскую кабину и моторное отделение, помещенное над ее потолком.
Хвостовая балка фюзеляжа оснащается стабилизатором с двумя шайбами-килями на концах, а также несет рулевой винт в кольцевом канале и киль с дополнительным стабилизатором. Для разгрузки рулевого винта концевые шайбы имеют несимметричный профиль, благодаря чему при скоростном полете создают дополнительную аэродинамическую силу, частично компенсирующую реактивный момент несущего винта, и тем самым разгружают рулевой винт.
При разработке вертолета Ка-60 был принят ряд мер, направленных на обеспечение безопасности экипажа и пассажиров. Так, при посадке с вертикальной скоростью, превышающей допустимую, часть энергии удара поглощается амортизаторами и конструкцией шасси. Кроме того, летчики располагаются на специальных ударопоглощающих креслах. Конструкция всех обитаемых объемов рассчитана таким образом, что при повреждении или разрушении деформируется, не подвергая экипаж и пассажиров риску.
Над потолком грузопассажирской кабины имеется моторное отделение, в котором находятся главный редуктор и два турбовальных двигателя РД-600В. Взлетная мощность двигателей – по 1300 л.с., чрезвычайная – по 1550 л.с. Через главный редуктор крутящий момент двигателей передается на несущий и рулевой винты. В качестве вспомогательной силовой установки используется газотурбинный двигатель АИ-8.
Под полом кабины размещены четыре мягких топливных бака общей емкостью 1120 л. При необходимости «Касатка» может использовать два подвесных бака емкостью по 390 л.
Опытные вертолеты Ка-60 оснащались четырехлопастными несущими винтами диаметром 13,5 м. По некоторым данным, планировалось внедрение пятилопастной конструкции. Лопасти имеют прямоугольную в плане форму и стреловидные законцовки. Известно о разработке системы снижения шума, автоматически осуществляющей оптимизацию режима работы несущего винта.
В хвостовой части фюзеляжа имеется кольцевой канал диаметром 1,4 м, внутри которого установлен рулевой винт с 11 лопастями. Использование большого количества лопастей и кольцевого канала позволило повысить эффективность работы винта в сравнении с классическими «открытыми» винтами.
Вертолет Ка-60 «Касатка» оснащается трехточечным шасси с хвостовой стойкой. Для улучшения аэродинамики в полете шасси выполнено убирающимся. Основные колеса с тормозами подтягиваются к фюзеляжу, хвостовое – убирается в балку. Колея шасси – 2,5 м, база – 4,76 м. Шасси имеет специальную конструкцию, способную не только обеспечивать мягкую посадку, но и поглощать часть энергии удара при посадке с высокой вертикальной скоростью. В аварийных ситуациях шасси выдерживает посадку со скоростью до 6 м/с. При необходимости шасси вертолета может оснащаться надувными баллонетами для посадки на воду.
Управление вертолетом Ка-60 осуществляется при помощи жесткой проводки с гидроусилителями. Последние сопряжены с системой автоматического управления. Гидроусилители рулевых приводов включены в две автономные гидравлические системы. Помимо системы управления гидравлика отвечает за выпуск и уборку шасси, блокировку хвостовой опоры и торможение.
В кабине экипажа предусмотрены два рабочих места пилота, при этом командир машины располагается на правом кресла. Оба места пилотов оборудованы набором всех необходимых органов управления и пилотажной аппаратурой. Предусмотрено оборудование связи и навигации. Важным элементом авионики является радиолокационная станция, наличие которой обусловлено необходимостью пилотирования машины в любое время суток и в любых метеоусловиях.
Под носовым обтекателем фюзеляжа «Касатка» несет антенну РЛС «Арбалет», предназначенную для слежения за местностью и обстановкой в воздухе. При этом основной задачей станции является обеспечение пилотирования в сложных условиях. РЛС «Арбалет» позволяет своевременно обнаруживать различные помехи и реагировать на них. Так, линии электропередач могут быть замечены на дальности не менее 500 м.
Позади кабины пилотов в фюзеляже находится грузопассажирская кабина, в которой перевозится полезная нагрузка. Для размещения пассажиров или груза используется объем длиной 3,3 м, шириной 1,75 м и высотой 1,3 м. В бортах предусмотрены две сдвижные двери размером 1,3х1,25 м. В кабине можно разместить до 14 человек или 2 т груза. При необходимости вертолет Ка-60 может использовать внешнюю подвеску. В таком случае грузоподъемность увеличивается до 2,5 т.
Масса пустого вертолета Ка-60 – 3500 кг. Максимальная взлетная – 6500 кг. Благодаря усовершенствованной аэродинамике машина может развивать скорость до 300 км/ч. Крейсерская скорость – 265 км. Практическая дальность – 700 км. Статический потолок составляет 2100 м, практический – 5150 м.
К настоящему времени построено несколько прототипов «Касатки», используемых в различных испытаниях. В июне 2010 года опытная машина с бортовым номером «602», ранее неоднократно демонстрировавшаяся на различных выставках, совершила аварийную посадку и получила серьезные повреждения. Эта авария ударила по срокам реализации всего проекта.
Еще в конце девяностых военные и компания «Камов» начали делать заявления, касающиеся дальнейшей судьбы проекта Ка-60. Звучали самые оптимистичные прогнозы. Утверждалось, что новый вертолет будет принят на вооружение в течение нескольких следующих лет. Тем не менее, по ряду причин Ка-60 до сих пор остается на стадии испытаний опытной техники. Точные сроки начала эксплуатации этих машин в войсках пока остаются неизвестными. За последние годы эту дату неоднократно переносили.
В 1992 году компания «Камов» начала разработку гражданской версии вертолета Ка-60. Новый проект получил обозначение Ка-62. Эта машина должна была отличаться от базовой иным составом оборудования, а также отсутствием некоторых агрегатов и особенностей, характерных для военной техники, но не используемых на гражданских вертолетах. В 1995 году на международной выставке МАКС-95 в подмосковном Жуковском был представлен полноразмерный макет Ка-62. Вскоре работы были приостановлены ввиду недостатка средств.
Разработка гражданской версии «Касатки» возобновилась лишь спустя полтора десятилетия. В 2012 году на выставке HeliRussia был показан новый макет машины, имеющий ряд заметных отличий от предыдущего. Так, вертолет Ка-62 получил обновленные основные опоры шасси, закрытые специальными обтекателями, а также удлиненную до 4,1 м грузопассажирскую кабину. Пожалуй, самым важным изменением проекта стала обновленная силовая установка. Серийные вертолеты будут оснащаться двумя турбовальными двигателями Turbomeca Ardiden3G французского производства с взлетной мощностью по 1776 л.с. и чрезвычайной по 1941 л.с. Также вертолет Ка-62 получил несущий винт с пятью лопастями.
Новые двигатели, как ожидается, позволят повысить максимальную скорость вертолета до 308 км/ч и довести крейсерскую до 290 км/ч. Кроме того, ожидается увеличения потолка: статический должен вырасти до 3300 м, практический – до 5700 м. Грузоподъемность и количество пассажиров должны остаться на прежнем уровне.
В 2013 году на выставке МАКС впервые был показан опытный образец гражданской «Касатки». В настоящее время этот вертолет готовится к началу летных испытаний. Первый полет планировался на август 2014 года, однако позже его перенесли на декабрь. Таким образом, первый Ка-62 может подняться в воздух уже в самое ближайшее время.
Интересен тот факт, что вертолет Ка-62 «Касатка» привлек внимание зарубежных заказчиков задолго до начала испытаний, когда был готов только полноразмерный макет. В декабре 2012 года корпорация «Вертолеты России» заключила контракт с бразильским авиаперевозчиком Atlas Táxi Aéreo. В соответствии с этим соглашением до конца первого квартала 2016 года должно быть поставлено семь машин. Имеется дополнительный опцион еще на семь вертолетов.
Вертолет Ка-60, предлагаемый военным, к настоящему времени прошел большое количество различных испытаний. Гражданский Ка-62 пока готовится к первому полету. Это означает, что судьба обоих проектов может быть решена в самое ближайшее время. Коммерческий вариант «Касатки» уже заинтересовал потенциальных заказчиков и стал предметом контракта. Базовый многоцелевой вертолет для армии, в свою очередь, пока не имеет такого успеха и не поставляется в войска. Даже спустя три десятилетия после начала разработки будущее этой машины не определено, из-за чего может быть предметом серьезных споров.
По материалам сайтов:
http://russianhelicopters.aero/
http://helicopter.su/
http://airwar.ru/
http://bastion-karpenko.ru/
http://armsdata.net/
sibnarkomat.livejournal.com