Ка 60 вертолет – Средние многоцелевые вертолеты семейства Ка-60 «Касатка» / Ка-62. Россия: alternathistory

Вертолет Ка-60. Касатка. Фото. История. Характеристики.

 

Вертолет модели Ка-60 является многоцелевым аппаратом российского производства, который первоначально должен был служить для военных целей, а именно осуществлять перевозку оружия и боеприпасов в очаги военных конфликтов. Также на него полагалась разведка и спасательные операции. Он служил отличной машиной для обучения летчиков. А в дальнейшей разработке он нашел применение и в гражданской авиации.

История создания Ка-60

Проектирование Ка-60 было начато еще в СССР с 1983 года. На это время было множество моделей и модификаций вертолетов Ми, которые по достоинству заполнили все сферы гражданской авиации и удовлетворяли нужды армии. Несмотря на то, что вертолеты Миля имели большую грузоподъемность, это стало и их недостатком в перевозке грузов до двух тонн, поскольку это было экономически невыгодно. Основную часть всех грузов перевозили вертолеты модели Ми-4, но они были сняты с производства, это и послужило стимулом для создания более экономичного вертолета с нужными на то время качествами и характеристиками.

Для решения данной проблемы вышел указ летом 84 года о создании машины, которая могла бы качественно перевозить грузы в любое время суток. Конкурс на проектирование выиграло бюро Камова. Данная машина должна была перевозить грузы над полем боя. Эскизный проект вертолета Ка-60 был готов в 1990 году, первая машина была построена только в 97 году. Такое большое время постройки машины было из-за распада Союза и недостаточного финансирования проекта. Первая презентация аппарата состоялась в средине лета 1998 года на территории фирмы Камова. За внешний вид он получил название «Касатка». Первый отрыв от взлетной площадки вертолет осуществил зимой этого же года. Для более полных испытаний был изготовлен еще один вертолет.

Производство Касатки планировалось на вертолетном заводе в Улан-Удэ, но в конечном счете их начали изготовлять в городе Луховицы под Москвой. Министерство обороны РФ произвело заказ на изготовление 100 вертолетов данной модели, серийное производство планируется начать в 2015 году.

Особенности вертолета Ка-60

Первой особенностью можно назвать то, что вертолет был изготовлен по одновинтовой схеме, что несвойственно для бюро Камова. Такая схема была выбрана для того, чтобы обеспечить большую грузовую кабину вертолета и достаточно высокую скорость полета. Последняя была получена также за счет использования новых технологий при изготовлении несущего винта и лопастей, которые отличаются отличной аэродинамикой в полете. Для снижения веса лопасти Ка-60 изготовлены из композиционных материалов, которые, в свою очередь, служат значительно больше времени.

Новая машина имеет вытянутый корпус, который увеличивает его обтекаемость. Лучшей аэродинамике способствует и то, что вертолет может складывать шасси. Новшеством также является рулевой винт, который расположен в кольцевом канале на хвостовом оперении. Именно такое строение рулевого винта было выбрано из-за того, что большую часть времени вертолет будет находиться в горизонтальном полете, а не зависать в воздухе.

Назначение и конструкция вертолета Ка-60

Как говорилось раньше, основной задачей вертолета является перевозка военных грузов на поле боя. Но он может выполнять и функции спасательной, медицинской, патрульной, разведывательной машины. Также Ка-60 используют для обучения пилотов и перевозки высокопоставленных особ.

Данный аппарат имеет повышенные показатели безопасности из-за использования большого количества композиционных материалов, а также за счет того, что все системы «Касатки» дублированы. Вертолет оборудован системой колесного шасси, которое обеспечивает эффективное энергопоглощение при посадке. Для более мягкой и комфортной посадки вертолет оснащен амортизирующими креслами пассажиров и пилотов. Вертолет имеет системы, которые способствуют снижению его заметности в инфракрасном спектре.

В носовой части фюзеляжа размещена кабина пилотов, а средняя часть машины представлена как силовая схема корпуса аппарата. В среднем отсеке размещается грузовая кабина, которая по бокам имеет двери, в этом же отделе размещены и топливные баки. Кроме того, к данной части корпуса вертолета крепится силовая установка и шасси.

Данная конструкция корпуса выполнена из большого количества композиционных материалов, которые крепятся к несущим балкам. Хвостовая балка аппарата также во многих частях выполнена из композиционных материалов. Балка спроектирована по монококовой схеме. На балке крепится гаргрот, в нем расположен вал трансмиссии, который приводит в движение рулевой винт.

Вертолетом модели Ка-60 управляет один пилот, причем его место находится с правой стороны, что отличает его от всех отечественных моделей. Данная сторона пилота была выбрана для того, чтобы пилот мог левой рукой проводить работы с мониторами, которые показывают работу систем. А по правой стороне от пилота размещен рычаг управления машиной. Учебная машина такого типа имеет спаренную систему управления.

Хвостовое оперение Ка-60 являет собой неподвижный стабилизатор, на конце которого крепятся стабилизирующие поверхности, которые представлены специальными шайбами. Киль хвоста и рулевой винт изготовлены отдельным монолитным модулем, который можно присоединять к хвостовой балке с помощью стыковочных шпангоутов. Киль машины изготовлен из новых композиционных материалов, но они крепятся к внутреннему каркасу машины.

Шасси вертолета данного типа состоит из трех опор: двух передних (основных) и одной хвостовой. Передние опоры изготовлены по рычажной системе, они оснащены тормозными системами. Задняя опора шасси изготовлена по телескопической схеме, и она не оснащена тормозами. Вся система шасси данного аппарата направлена на глушение колебаний и ударов при посадке и рассчитана даже на посадку при скорости вертикального опускания в 6 м/с.

Силовая установка вертолета Ка-60 представлена парой газотурбинных двигателей модели РД-600В, которые были разработаны конструкторами Рыбинского бюро, которое занимается моторостроением. Для пуска силовой установки существует вспомогательный двигатель типа АИ-9. Все эти агрегаты силовой установки размещены над основной кабиной машины в специальной гондоле и крепятся к фюзеляжу. В этой конструкции также размещен главный редуктор аппарата и коробка приводов.

Все топливо вертолета находится в четырех баках, в которые вмещается 1120 литров , они размещены в полу грузовой кабины. Все баки соединены между собой патрубками, по которым можно осуществлять перекачку топлива, а в силовую установку топливо попадает за счет электрических топливных насосов центробежной схемы. На перегоне или для дальних полетов существует возможность установки дополнительных двух подвесных баков, в которые можно поместить еще 390 литров.

Главный винт состоит из пяти лопастей, которые препятствуют возникновению шумов. За счет продуманной оптимизации частоты оборотов винт издает значительно меньше шума. Лопасти обоих винтов изготовлены из прочных композиционных материалов. Для лопастей была продумана система, которая не позволяет им обледенеть. Рулевой винт заключен в канале кольцевого типа, сам винт представлен вентилятором, который оснащен 11 лопастями. Он имеет систему, которая меняет угол наклона винта.

Ка-60 характеристики:

  • Модификация Ка-60

  • Диаметр несущего винта, м 13.80

  • Диаметр рулевого винта, м 1.40

  • Длина, м 13.47

  • Высота ,м 4.10

  • Ширина, м 1.90     

  • Масса, кг пустого      3500

  • Масса, кг максимальная взлетная      6500

  • Внутренние топливо, л     

  • Тип двигателя 2 ГТД РД-600

  • Мощность, кВт 2 х 975

  • Максимальная скорость, км/ч 300

  • Крейсерская скорость, км/ч 270

  • Перегоночная дальность, км 1070

  • Практическая дальность, км 770

  • Дальность действия, км 300-500

  • Скороподъемность, м/мин     

  • Практический потолок, м    5150

  • Статический потолок, м 2100

  • Экипаж, чел 2

  • Полезная нагрузка: 14 десантников или 2000 кг груза в кабине или 2500 на внешней подвеске

 

Вертолет Ка-60. Галерея.

 

 

Вертолеты

avia.pro

Ка-60 «Касатка» » Военное обозрение

29 июля 1998 года на территории летно-испытательной станции фирмы «Камов» состоялась презентация нового многоцелевого вертолета Ка-60, способного решать широкий круг задач в интересах вооруженных сил и других «силовых» ведомств.

Разработка Ка-60 началась в 1984 году, когда ОКБ им. Камова выиграло у своих коллег из милевской фирмы конкурс на проект легкого армейского вертолета, предназначенного для применения над полем боя совместно с более тяжелыми боевыми машинами Ка-50 или Ми-28. В 1990-м был построен натурный макет, а в 1997-м — прототип вертолета — Ка-60-1. Вертолет грузоподъемностью 2т внутри фюзеляжа и 3т — на внешней подвеске призван заполнить нишу отечественного вертолетного парка, которую ранее занимал Ми-4 — одна из самых массовых и удачных машин первого поколения, выпущенная «тиражом» 3850 экземпляров.


В отличие от других винтокрылых машин фирмы «Камов» Ка-60 выполнен по одновинтовой схеме с рулевым 11-лопастным вентилятором-фенестроном. Такой выбор обусловлен особенностями предполагаемого применения вертолета: если Ка-27, Ка-26 и другие соосные машины значительную часть полетного времени проводят в режиме висения, то у Ка-60 на этот режим придется, по расчетам, не более 1%.

Конструкция Ка-60 на 60% состоит из композиционных материалов. Высокая тяговооруженность в сочетании с превосходной тщательно отработанной аэродинамикой обеспечивает вертолету отличные летные характеристики: максимальная скорость превышает 300км/ч, статический потолок достигает 2100м, практический — 5150м.

Конструкция агрегатов и силовых систем вертолета придает ему высокую степень надежности. В случае аварийного приземления силовая схема планера позволит выжить экипажу и пассажирам при больших вертикальных скоростях снижения. Ремонтопригодность и современные методы диагностики сохраняют высокий уровень боеготовности Ка-60.

Турбовинтовой двигатель РД-600В (мощность на чрезвычайном режиме – 1550 л.с, взлетная – 1300 л.с.) создан ОАО «Рыбинские моторы». Его разработка началась в 1989 году по тактико-техническому заданию Министерства транспорта СССР.

В конструкции РД-600В реализованы последние достижения авиационной науки. Расчеты на прочность двигателя выполнены на незначительный ресурс — 10 тыс. циклов. Модульность конструкции, развитая система контроля и диагностики, встроенное эффективное полезащитное устройство и электронная цифровая двухканальная система автоматического управления с резервным механическим каналом позволят эксплуатировать двигатель в зависимости от его технического состояния и осуществлять мелкий ремонт на аэродромах базирования. Удельный расход топлива на крейсерском режиме — 225 г/л.с. в час. Финансирование программы создания РД-600В осуществляется в соответствии с договором, заключенным с Министерством экономики. Однако недостаточный объем выделяемых средств вынуждает ОАО «Рыбинские моторы» вкладывать в программу и собственные средства.

Первая опытная машина оснащена четырехлопастным несущим винтом, а на серийных вертолетах будет установлен пятилопастной воздушный винт с шумо-понижающими законцовками. Предусмотрен и специальный механизм снижения шума посредством оптимизации частоты вращения несущего винта. Приняты меры по снижению заметности вертолета в тепловом, радиолокационном и оптическом диапазонах. Ка-60 оснащен бортовым комплексом РЭБ. Наиболее важные системы машины дублированы. Применено губчатое заполнение топливных баков. Проводка управления способна выдержать попадание пуль калибра 12.7мм, а лопасти несущего винта выдерживают многократное поражение подобными боеприпасами.

Ка-60 — машина всепогодного и круглосуточного действия. Она оснащена БРЛС «Арбалет», разработанной НПО «Фазотрон» и установленной в носовой части фюзеляжа. Летчики могут пользоваться очками ночного видения, совместимыми с приборным оборудованием. Ка-60 — многоцелевой самолет, обладающий чрезвычайно широким диапазоном применения. Учебно-тренировочный вари ант (именно его армия собирается закупить в первую очередь) призван заменить в летных училищах устаревшие вертолеты Ми-2, поставлявшиеся в СССР Польшей, а также Ми-8 — машины совершенно другой «весовой категории», малопригодные для обучения курсантов. Исследования показали, что использование Ка-60 в учебных целях позволяет сократить расходы на закупку новых вертолетов на 40% и снизить эксплуатационные расходы (по сравнению с учебным парком из Ми-8) на 60%.

Еще одно назначение Ка-60 — разведка, целеуказание и координация действий боевых вертолетов. В этом варианте Ка-60Р предполагается оснастить специальным комплексом, включающим гиростабилизированную станцию «Самшит» с телевизионным, тепловизионным и лазерным каналами (разработчик — Екатеринбургский оптико-механический завод), а также автоматизированную систему обработки тактической информации и телекодового обмена с другими вертолетами (КБ «Электроавтоматика», Санкт-Петербург), Ведутся работы над корабельным вертолетом Ка-60К, предназначенным для замены вертолета разведки и целеуказания Ка-25РЦ. Предусмотрены также другие модификации Ка-60 — транспортно-десантный, санитарный, патрульный и т.д.


Ка-60, впервые в России спроектированный с учетом как отечественных норм летной годности АП-29, так и американских — FAR-29, имеет хороший экспортный потенциал при стоимости, на 20% меньшей, чем у его зарубежных аналогов. Опытный экземпляр нового вертолета готовится к началу летных испытаний. А на авиационном заводе в Улан-Удэ уже ведется подготовка к серийному производству Ка-60. Хочется надеяться, что в начале XXI века новая машина фирмы «Камов» займет свое место в боевом строю.

Тактико-технические характеристики вертолета:
Экипаж: 1-2
силовая установка: 2 x ГТД РД-600 Рыбинского завода мощностью по 975кВт
диаметр несущего винта: 13.5м
взлетный вес: 6500кг
максимальная скорость: 300км/ч
крейсерская скорость: 265км/ч
статический потолок: 2100м
динамический потолок: 5150м
дальность полета: 700км
полезная нагрузка: 2000-2750кг

topwar.ru

Многоцелевой вертолёт Ка-60 «Касатка»

Во второй половине 80-х годов прошлого столетия вертолётостроение России, как и вся промышленность, переживало непростую ситуацию, связанную с экономическим и политическим кризисом. Разработка проекта Ка-60 была заморожена из-за недостатка финансирования, но осталась последняя надежда на заказы Военного Флота РФ.

История создания

Год 1983 запомнится в ОКБ Камова надолго, именно в этом году конструкторы приступили к разработке необычной для «камовцев» схемы вертолёта с одним несущим винтом, отказавшись от традиционной для них соосной компоновки. Такая схема, по мнению разработчиков, разрешала транспортному вертолёту достичь наиболее высокой крейсерской скорости.

Ка 60

К тому времени машины с грузоподъёмностью 2–2,5 тонны не было, вертолёт Ми-4 сняли с вооружения, а Ми-8 был не вполне рентабелен со своей большой загрузкой. Ка-60 был должен стать надёжной заменой поршневой «четвёрке». Велись разработки палубного варианта и варианта вертолёта-разведчика и целеуказателя.

Работы по Ка-60 оживились лишь в конце 90-х годов, в 1998 году 10 декабря первый опытный образец был опробован в воздухе. Второй опытный образец вертолёта как учебная машина для подготовки и переучивания лётного состава получил обозначение Ка-60У и впервые поднялся в небо 21 сентября 2007 года. После неудачной аварийной посадки второго опытного экземпляра 23 июня 2010 года, проект военной версии Ка-60 заморозили.

«Касатка» была очень полезна для доставки вооружённых десантников, боеприпасов и оружия на передовые позиции, перевозки раненных, выполнения поисково-патрульных операций и обучения и поддержания навыков лётчиков.

Описание вертолёта Ка-60

Новая многоцелевая машина Ка-60 — первый вертолёт фирмы «Камов», созданный по схеме с одним несущим и одинадцатилопастным хвостовым винтом, заключённым в кольцо на киле хвостового оперения. Оба редуктора — для главного и хвостового винта изготовлены на воронежском ОКБ «Моторостроение». Машина оснащена силовой установкой из двух двигателей РД-600В, которые изначально предназначались для Ка-60 и обладают мощностью 1500 л.с. на взлётном режиме каждый.

Кабина верталёта Ка-60

Управлять новой машиной можно либо с левого, либо с правого кресла пилота, расположение информационных дисплеев это позволяет. Стеклянная кабина обеспечивает хороший обзор, а современная авионика представляет пилоту всю информацию о пространственном положении машины, навигационной обстановке и работе силовой установки и систем вертолёта.

Конструкторы серьёзно позаботились о живучести машины, так большинство наиболее важных систем и агрегатов вертолёта дублируются и размещены на разных сторонах фюзеляжа. Все узлы и детали управления, а также трансмиссия способна выдержать попадание 12,7 мм снаряда. Каждая часть несущего винта при простреле и образовании пробоин не теряет способности создавать подъёмную силу для дальнейшего продолжения полёта.

Способствует незаметности вертолёта особое специальное покрытие фюзеляжа и применение подобранной частоты вращения винтов для создания подходящей малошумности. Специально разработанное шасси позволяет приземление с большой вертикальной скоростью, а энергопоглощающие кресла пилотов выдерживают такие перегрузки. Шасси Ка-60 сделаны убирающимися в полёте, что повлияло на уменьшение сопротивления воздушного потока и увеличило скорость полёта.

Ка 60

Применение в конструкции машины 60% материалов из композита, вкупе с отличными аэродинамическими качествами и достаточной тяговооруженностью силовой установки, разрешает вертолёту достичь скорости более 300 км/час и потолка, превышающего 5 тысяч метров.

Лётно-технические характеристики Ка-60

  • Максимальная скорость — 300 км/час.
  • Скорость крейсерского режима — 265 км/час.
  • Дальность без дополнительных баков — 700 км.
  • Практический потолок — 5150 м.
  • Статический потолок — 2100 м.
  • Длина фюзеляжа — 13,25 м.
  • Высота вертолёта — 4,1 м.
  • Двигатели — 2 х ГТД РД-600.
  • Тяговооруженность — 2 х 1300 л.с.
  • Максимальный взлётный вес — 6,5 т.
  • Количество десантников — 12 чел.
  • Масса груза внутри вертолёта — 2 т.
  • Вес груза на внешней подвеске — 2,5 т.
  • Точек подвески — 2.
  • Экипаж — 1–2 чел.

Интересные факты

  1. Ка-60 отличался от всех прежних разработок ОКБ Камова прежде всего схемой с одним несущим пятилопастным винтом и рулевым винтом в кольцевом канале. Такая компоновка была выбрана из расчёта, что в режиме висения вертолёт будет использовать лишь 1% полётного времени, остальное придётся на горизонтальный полёт.
  2. Шестидесятипроцентное содержание в конструкции машины материалов из композита позволяет лучше выдерживать боевые повреждения. Автоматическое заполнение топливных баков пенополиуретаном не даёт возможности взрывов и пожара на борту.
  3. Отличная амортизация и высокая энергопоглощаемость кресел пилотов и десантников, вкупе с энергогасящими ударную нагрузку шасси, дают возможность избегать травм при авариях.
  4. Установка на законцовках лопастей шумопонижающих устройств и внедрение механизма, регулирующего частоту вращения винтов, значительно понизило уровень шумности Ка-60.
  5. Размещение на вертолёте БРЛС «Арбалет» помогает видеть препятствия типа проводов ЛЭП на удалении 500 метров с угловым разрешением в 12 минут.

Видео: Вертолёт Ка-60

https://youtube.com/watch?v=QhDOrd5xwYc

Машина вполне соответствовала своему прямому назначению, но дальнейшая разработка гражданской версии Ка-62 и случившаяся авария со вторым опытным вертолётом, заморозили эту программу, но осталась надежда на заказ военно-морского флота России для палубной авиации.

aviarf.ru

Многоцелевые вертолеты Ка-60 и Ка-62 » Военное обозрение

16 лет назад, 10 декабря 1998 года, состоялся первый полет нового многоцелевого вертолета Ка-60 «Касатка». Кроме того, в 2014 году исполнилось 30 лет с начала старта работ по этому проекту. Тем не менее, несмотря на достаточно большое время, прошедшее с начала работ и испытаний, вертолет Ка-60 пока не дошел до эксплуатации в армии и гражданских структурах. Сейчас ведутся различные испытания и доработки, по окончании которых сможет начаться производство серийных машин.


Разработка перспективного среднего многоцелевого вертолета, получившего обозначение В-60, началась в 1984 году. Вооруженные силы нуждались в современной машине, способной заменить в войсках устаревшие вертолеты Ми-4. Одной из организаций, начавших разработку такой машины, было ОКБ Н.И. Камова. В течение нескольких лет специалисты определили основные черты облика нового вертолета и начали работу над эскизным вариантом проекта. В 1988 году началось предварительное проектирование палубной модификации нового В-60.

Эскизное проектирование вертолета В-60, вскоре сменившего название на Ка-60, продолжалось до 1990 года. Серьезные изменения в жизни армии и страны серьезно ударили по множеству новых проектов, в том числе и по вертолету Ка-60. Темп работ значительно упал, из-за чего дальнейшая подготовка конструкторской документации затянулась на несколько лет. Первый прототип Ка-60 был построен в 1998 году. В конце июля на летно-испытательной станции фирмы «Камов» состоялась официальная презентация машины.



Ка-60 «Касатка»/ Фото: Виталий В. Кузьмин/ https://ru.wikimedia.org

После первого показа новый вертолет приступил к наземным испытаниям, продолжавшимся до конца осени. Первый полет под управлением летчика-испытателя А.К. Смирнова состоялся 10 декабря. Следующие несколько лет специалисты занимались проверкой и доработкой машины. Те или иные испытания продолжаются до сих пор.

Вертолет Ка-60 «Касатка» имеет необычный для камовских вертолетов облик. Он построен по классической схеме с одним несущим и хвостовым рулевым винтами. Такая схема была использована по ряду причин. Основной считаются предполагаемые режимы работы машины. Характерной особенностью вертолета с соосными несущими винтами является устойчивость и стабильное поведение в режиме висения, однако они имеют более сложную и дорогую конструкцию в сравнении с «классической» техникой. По подсчетом специалистов ОКБ Камова, новый В-60/Ка-60 должен был проводить в режиме висения всего 1% полетного времени. В результате было решено отказаться от соосной схемы, поскольку новый вертолет не смог бы полностью реализовать ее потенциал.

Помимо классической схемы вертолет Ка-60 получил еще несколько необычных для фирмы «Камов» особенностей. Так, конструкция машины примерно на 60% состоит из композиционных материалов, что повышает ее характеристики, в первую очередь тяговооруженность и ряд других параметров.

Фюзеляж вертолета Ка-60 длиной 13,47 м имеет обтекаемую форму и построен по схеме «полумонокок». Нагрузки воспринимаются металлическими силовыми элементами, дополненными металлической и композитной обшивкой. Компоновка отсеков вертолета типична для подобной техники. В носовой части, под радиопрозрачным обтекателем, размещается антенна бортовой РЛС, за ней находится кабина экипажа с двумя местами летчиков. Средняя часть фюзеляжа отдана под грузопассажирскую кабину и моторное отделение, помещенное над ее потолком.

Хвостовая балка фюзеляжа оснащается стабилизатором с двумя шайбами-килями на концах, а также несет рулевой винт в кольцевом канале и киль с дополнительным стабилизатором. Для разгрузки рулевого винта концевые шайбы имеют несимметричный профиль, благодаря чему при скоростном полете создают дополнительную аэродинамическую силу, частично компенсирующую реактивный момент несущего винта, и тем самым разгружают рулевой винт.

При разработке вертолета Ка-60 был принят ряд мер, направленных на обеспечение безопасности экипажа и пассажиров. Так, при посадке с вертикальной скоростью, превышающей допустимую, часть энергии удара поглощается амортизаторами и конструкцией шасси. Кроме того, летчики располагаются на специальных ударопоглощающих креслах. Конструкция всех обитаемых объемов рассчитана таким образом, что при повреждении или разрушении деформируется, не подвергая экипаж и пассажиров риску.

Над потолком грузопассажирской кабины имеется моторное отделение, в котором находятся главный редуктор и два турбовальных двигателя РД-600В. Взлетная мощность двигателей – по 1300 л.с., чрезвычайная – по 1550 л.с. Через главный редуктор крутящий момент двигателей передается на несущий и рулевой винты. В качестве вспомогательной силовой установки используется газотурбинный двигатель АИ-8.

Под полом кабины размещены четыре мягких топливных бака общей емкостью 1120 л. При необходимости «Касатка» может использовать два подвесных бака емкостью по 390 л.


Опытные вертолеты Ка-60 оснащались четырехлопастными несущими винтами диаметром 13,5 м. По некоторым данным, планировалось внедрение пятилопастной конструкции. Лопасти имеют прямоугольную в плане форму и стреловидные законцовки. Известно о разработке системы снижения шума, автоматически осуществляющей оптимизацию режима работы несущего винта.

В хвостовой части фюзеляжа имеется кольцевой канал диаметром 1,4 м, внутри которого установлен рулевой винт с 11 лопастями. Использование большого количества лопастей и кольцевого канала позволило повысить эффективность работы винта в сравнении с классическими «открытыми» винтами.

Вертолет Ка-60 «Касатка» оснащается трехточечным шасси с хвостовой стойкой. Для улучшения аэродинамики в полете шасси выполнено убирающимся. Основные колеса с тормозами подтягиваются к фюзеляжу, хвостовое – убирается в балку. Колея шасси – 2,5 м, база – 4,76 м. Шасси имеет специальную конструкцию, способную не только обеспечивать мягкую посадку, но и поглощать часть энергии удара при посадке с высокой вертикальной скоростью. В аварийных ситуациях шасси выдерживает посадку со скоростью до 6 м/с. При необходимости шасси вертолета может оснащаться надувными баллонетами для посадки на воду.

Управление вертолетом Ка-60 осуществляется при помощи жесткой проводки с гидроусилителями. Последние сопряжены с системой автоматического управления. Гидроусилители рулевых приводов включены в две автономные гидравлические системы. Помимо системы управления гидравлика отвечает за выпуск и уборку шасси, блокировку хвостовой опоры и торможение.

В кабине экипажа предусмотрены два рабочих места пилота, при этом командир машины располагается на правом кресла. Оба места пилотов оборудованы набором всех необходимых органов управления и пилотажной аппаратурой. Предусмотрено оборудование связи и навигации. Важным элементом авионики является радиолокационная станция, наличие которой обусловлено необходимостью пилотирования машины в любое время суток и в любых метеоусловиях.

Под носовым обтекателем фюзеляжа «Касатка» несет антенну РЛС «Арбалет», предназначенную для слежения за местностью и обстановкой в воздухе. При этом основной задачей станции является обеспечение пилотирования в сложных условиях. РЛС «Арбалет» позволяет своевременно обнаруживать различные помехи и реагировать на них. Так, линии электропередач могут быть замечены на дальности не менее 500 м.

Позади кабины пилотов в фюзеляже находится грузопассажирская кабина, в которой перевозится полезная нагрузка. Для размещения пассажиров или груза используется объем длиной 3,3 м, шириной 1,75 м и высотой 1,3 м. В бортах предусмотрены две сдвижные двери размером 1,3х1,25 м. В кабине можно разместить до 14 человек или 2 т груза. При необходимости вертолет Ка-60 может использовать внешнюю подвеску. В таком случае грузоподъемность увеличивается до 2,5 т.

Масса пустого вертолета Ка-60 – 3500 кг. Максимальная взлетная – 6500 кг. Благодаря усовершенствованной аэродинамике машина может развивать скорость до 300 км/ч. Крейсерская скорость – 265 км. Практическая дальность – 700 км. Статический потолок составляет 2100 м, практический – 5150 м.

К настоящему времени построено несколько прототипов «Касатки», используемых в различных испытаниях. В июне 2010 года опытная машина с бортовым номером «602», ранее неоднократно демонстрировавшаяся на различных выставках, совершила аварийную посадку и получила серьезные повреждения. Эта авария ударила по срокам реализации всего проекта.

Еще в конце девяностых военные и компания «Камов» начали делать заявления, касающиеся дальнейшей судьбы проекта Ка-60. Звучали самые оптимистичные прогнозы. Утверждалось, что новый вертолет будет принят на вооружение в течение нескольких следующих лет. Тем не менее, по ряду причин Ка-60 до сих пор остается на стадии испытаний опытной техники. Точные сроки начала эксплуатации этих машин в войсках пока остаются неизвестными. За последние годы эту дату неоднократно переносили.

В 1992 году компания «Камов» начала разработку гражданской версии вертолета Ка-60. Новый проект получил обозначение Ка-62. Эта машина должна была отличаться от базовой иным составом оборудования, а также отсутствием некоторых агрегатов и особенностей, характерных для военной техники, но не используемых на гражданских вертолетах. В 1995 году на международной выставке МАКС-95 в подмосковном Жуковском был представлен полноразмерный макет Ка-62. Вскоре работы были приостановлены ввиду недостатка средств.

Разработка гражданской версии «Касатки» возобновилась лишь спустя полтора десятилетия. В 2012 году на выставке HeliRussia был показан новый макет машины, имеющий ряд заметных отличий от предыдущего. Так, вертолет Ка-62 получил обновленные основные опоры шасси, закрытые специальными обтекателями, а также удлиненную до 4,1 м грузопассажирскую кабину. Пожалуй, самым важным изменением проекта стала обновленная силовая установка. Серийные вертолеты будут оснащаться двумя турбовальными двигателями Turbomeca Ardiden3G французского производства с взлетной мощностью по 1776 л.с. и чрезвычайной по 1941 л.с. Также вертолет Ка-62 получил несущий винт с пятью лопастями.

Новые двигатели, как ожидается, позволят повысить максимальную скорость вертолета до 308 км/ч и довести крейсерскую до 290 км/ч. Кроме того, ожидается увеличения потолка: статический должен вырасти до 3300 м, практический – до 5700 м. Грузоподъемность и количество пассажиров должны остаться на прежнем уровне.

В 2013 году на выставке МАКС впервые был показан опытный образец гражданской «Касатки». В настоящее время этот вертолет готовится к началу летных испытаний. Первый полет планировался на август 2014 года, однако позже его перенесли на декабрь. Таким образом, первый Ка-62 может подняться в воздух уже в самое ближайшее время.

Интересен тот факт, что вертолет Ка-62 «Касатка» привлек внимание зарубежных заказчиков задолго до начала испытаний, когда был готов только полноразмерный макет. В декабре 2012 года корпорация «Вертолеты России» заключила контракт с бразильским авиаперевозчиком Atlas Táxi Aéreo. В соответствии с этим соглашением до конца первого квартала 2016 года должно быть поставлено семь машин. Имеется дополнительный опцион еще на семь вертолетов.


Вертолет Ка-60, предлагаемый военным, к настоящему времени прошел большое количество различных испытаний. Гражданский Ка-62 пока готовится к первому полету. Это означает, что судьба обоих проектов может быть решена в самое ближайшее время. Коммерческий вариант «Касатки» уже заинтересовал потенциальных заказчиков и стал предметом контракта. Базовый многоцелевой вертолет для армии, в свою очередь, пока не имеет такого успеха и не поставляется в войска. Даже спустя три десятилетия после начала разработки будущее этой машины не определено, из-за чего может быть предметом серьезных споров.

По материалам сайтов:
http://russianhelicopters.aero/
http://helicopter.su/
http://airwar.ru/
http://bastion-karpenko.ru/
http://armsdata.net/

topwar.ru

Ка-60 Касатка Фото. Видео. Характеристики. Вес

Вертолеты России и мира видео, фото, картинки смотреть онлайн занимают важное место в общей системе народного хозяйства и Вооруженных Сил, с честью выполняя возложенные на них гражданские и военные задачи. По образному выражению выдающегося советского ученого и конструктора МЛ. Миля, «сама наша страна как бы “сконструирована” для вертолетов». Без них немыслимо освоение бескрайних и непроходимых пространств Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Вертолеты стали привычным элементом пейзажа наших грандиозных строек. Они широко применяются как транспортное средство, в сельском хозяйстве, строительстве, спасательной службе, военном деле. При выполнении ряда операций вертолеты просто незаменимы. Кто знает, здоровье скольких людей было спасено экипажами вертолетов, принявших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Жизни тысяч советских солдат спасли боевые «вертушки» в Афганистане.

Русские вертолеты прежде чем стать одними из основных современных транспортных, технологических и боевых средств, вертолеты прошли длинный и не всегда гладкий путь развития. Идея подъема в воздух с помощью несущего винта зародилась у человечества едва ли не раньше, чем идея полета на фиксированном крыле. На ранних этапах истории авиации и воздухоплавания создание подъемной силы путем «ввинчивания в воздух» было популярнее других способов. Этим объясняется обилие проектов винтокрылых летательных аппаратов в XIX — начале XX вв. Только четыре года отделяют полет самолета братьев Райт (1903 г.) от первого подъема человека в воздух на вертолете (1907 г.).

Лучшие вертолеты использовали ученые и изобретатели, они долго колебались, какому способу отдать предпочтение. Однако к концу первого десятилетия XX в. менее энергоемкий и более простой с точки зрения аэродинамики, динамики и прочности самолет вырвался вперед. Успехи его были впечатляющими. Прошло почти 30 лет, прежде чем создателям вертолетов удалось наконец сделать свои аппараты работоспособными. Уже в годы второй мировой войны вертолеты пошли в серийное производство и начали применяться. По окончании войны возник так называемый «вертолетный бум». Многочисленные фирмы принялись строить образцы новой перспективной техники, но не все попытки увенчались успехом.

Боевые вертолеты России и США Построить по-прежнему было сложнее, чем самолет аналогичного класса. Военные и гражданские заказчики не спешили ставить в ряд с уже привычными самолетами авиационную технику нового типа. Только эффективное применение американцами вертолетов в начале 50-х гг. в войне в Корее убедило рад военачальников, в том числе и советских, в целесообразности использования этого летательного аппарата вооруженными силами. Однако многие, как и раньше, продолжали считать вертолет «временным заблуждением авиации». Потребовалось еще более десяти лет, пока вертолеты окончательно не доказали свою исключительность и незаменимость в выполнении рада военных задач.

Вертолеты РФ сыграли большую роль в создании и разработках российских и советских ученых, конструкторов и изобретателей. Их значение столь велико, что даже дало основание одному из основоположников отечественного вертолетостроения академику Б.Н. Юрьеву считать наше государство «родиной вертолетов». Данное утверждение, конечно, слишком категорично, но нашим вертолетчикам есть чем гордиться. Это научные труды школы Н.Е. Жуковского в дореволюционный период и впечатляющие полеты вертолета ЦАГИ 1-ЭА в довоенные годы, рекорды послевоенных вертолетов Ми-4, Ми-6, Ми-12, Ми-24 и уникальное семейство вертолетов «Ка» соосной схемы, современные Ми-26 и Ка-32 и многое, многое другое.

Новый вертолет России относительно неплохо освещен в книгах и статьях. Незадолго до своей смерти Б.Н. Юрьев приступил к написанию фундаментального труда «История вертолетов», но успел подготовить только главы, касавшиеся его собственных работ в 1908 — 1914 гг. Отметим, что недостаточное внимание к истории такой отрасли авиации, как вертолетостроение, характерно и для зарубежных исследователей.

Военные вертолеты России по-новому освещающие историю разработки вертолетов и их теории в дореволюционной России, вклад отечественных ученых и изобретателей в мировой процесс развития этого вида техники. Обзор дореволюционных отечественных работ по винтокрылым летательным аппаратам, в том числе и ранее неизвестных, а также их анализ были даны в соответствующей главе в книге «Авиация в России», подготовленной к печати в 1988 г. ЦАГИ. Однако ее небольшой объем существенно ограничил размеры приведенной информации.

Гражданские вертолеты в своих лучших окрасках. Предпринята попытка как можно более полно и всесторонне осветить деятельность отечественных энтузиастов вертолетостроения. Поэтому описывается деятельность ведущих отечественных ученых и конструкторов, а также рассматриваются проекты и предложения, авторы которых значительно уступали им по своим знаниям, но вклад которых нельзя было не учитывать. Тем более что в некоторых проектах, отличавшихся в общем сравнительно не высоким уровнем проработки, также встречаются интересные предложения и идеи.

Название вертолетов обозначившими существенные качественные изменения в этом виде техники. Такими событиями являются начало постоянной и систематической разработки проектов вертолетов; постройка первых натурных вертолетов, способных оторваться от земли, и начало серийного производства и практического применения вертолетов. В данной книге рассказывается о ранних этапах истории вертолетостроения: от зарождения идеи подъема в воздух посредством винта до создания первых вертолетов, способных оторваться от земли. Вертолет, в отличие от самолета, махолета и ракеты, не имеет прямых прообразов в природе. Однако винт, с помощью которого создается подъемная сила вертолета, был известен еще с античных времен.

Маленькие вертолеты несмотря на то что были известны воздушные винты и существовали эмпирические прообразы вертолетов, идея использования несущего винта для подъема в воздух не получила распространения до конца XVIII в. Все разрабатывающиеся в то время проекты винтокрылых аппаратов оставались неизвестными и были обнаружены в архивах много веков спустя. Как правило, сведения о разработке таких проектов сохранились в архивах наиболее выдающихся ученых своего времени, таких, как Го Хун, Л. да Винчи, Р. Гук, М.В. Ломоносов, которым в 1754 г. была создана «аэродромическая машина».

Частные вертолеты за короткое время были созданы буквально десятки новых конструкций. Это было состязанием самых разнообразных схем и форм, как правило» одно- или двухместных аппаратов, имевших главным образом экспериментальное назначение. Естественным заказчиком этой дорогой и сложной техники были военные ведомства. Первые вертолеты в разных странах получили назначение связных и разведывательных военных аппаратов. В развитии вертолетов, как и во многих других областях техники, можно четко различить две линии развития — но размерности машин, т е. количественную» и почти одновременно возникшую линию развития качественного совершенствования летательных аппаратов внутри определенной размерной или весовой категории.

Сайт о вертолетах на котором содержится наиболее полное описание. Применяется ли вертолет для геологической разведки, сельскохозяйственных работ или для перевозки пассажиров — определяющую роль играет стоимость часа эксплуатации вертолета Большую долю в ней составляет амортизации, т е. цена, поделенная на срок его службы. Последний определяется ресурсом агрегатов, г, е. их сроком службы. Проблема повышения усталостной прочности лопастей, валов и трансмиссий, втулок несущего винта и других агрегатов вертолета стала первостепенной задачей, занимающей и сейчас конструкторов вертолетов. В наставшее время ресурс 1000 час уже не является редкостью для серийного вертолета и нет основания сомневаться в его дальнейшем повышении.

Современные вертолеты сравнение боевых возможностей подлинное видео сохранилось. Встречающееся в некоторых изданиях ее изображение представляет собой примерную реконструкцию, причем не во всем бесспорную, проведенную в 1947 г. Н.И. Камовым. Однако на основе приведенных архивных документов можно сделать ряд выводов. Судя по способу испытания (подвеска на блоках), «аэродромическая машина» несомненно представляла собой аппарат вертикального взлета и посадки. Из двух известных в то время способов вертикального подъема — при помощи машущих крыльев или посредством несущего винта — первый кажется маловероятным. В протоколе сказано, что крылья двигались горизонтально. У большинства махолетов они, как известно, движутся в вертикальной плоскости. Махолет, крылья которого совершают колебательные движения в горизонтальной плоскости с углом установки, изменяемым циклически, несмотря на неоднократные попытки, построить до сих пор не удалось.

Самый лучший вертолет проектирование всегда направлено в будущее. Однако для того чтобы яснее представить себе возможности дальнейшего развития вертолетов, полезно попытаться понять основные направления их развития из прошлого опыта. Здесь интересна, конечно, не предыстория вертолетостроения, о которой мы лишь кратко упомянем, а его история с момента, когда вертолет как новый тип летательных аппаратов стал уже пригоден для практического использования. Первые упоминания об аппарате с вертикальным винтом — геликоптере содержатся в записям Леонардо да Винчи, относящихся к 1483 г. Первый этап развития тянется от модели геликоптера, созданной М В. Ломоносовым в 1754 г, через длинный ряд проектов, моделей и даже построенных в натуру аппаратов, которым не суждено было подняться в воздух, до постройки первого в мире вертолета, которому и 1907 г. удалось оторваться от земли.

Самый быстрый вертолет в очертаниях этой машины мы узнаем принципиальную схему наиболее распространенных сейчас в мире одновинтовых вертолетов. Вернуться к этой работе Б. И. Юрьеву удалось лишь в 1925 г. В 1932 г. группа инженеров, возглавляемая А. М. Черемухицнч, построила вертолет ЦАГИ 1-ЭА, который достиг высоты полета 600 м и продержался в воздухе 18 м/ш, что было для того времени выдающимся достижением. Достаточно сказать, что официальный рекорд высоты полета, установленный спустя 3 года на новом соосном вертолете Бреге, составил всего 180 м. В это время в развитии вертолетов (геликоптеров) возникла некоторая пауза. На передний план выдвинулась новая ветвь винтокрылых аппаратов -автожиры.

Новый вертолет России с большей нагрузкой на площадь крыла, вплотную встретилась с новом тогда проблемой штопора потерей скорости. Создать безопасный и достаточно совершенный автожир оказалось проще, чем построить геликоптер-вертолет. Свободно вращающийся от набегающего потока несущий винт исключал необходимость в сложных редукторах и трансмиссиях. Примененное на автожирах шарнирное крепление лопастей несущего винта к втулке обеспечило им гораздо большую прочность, а автожиру устойчивость. Наконец, остановка двигателя перестала быть опасной, как это было у первых геликоптеров: авторотируя автожир легко совершал посадку с малой скоростью.

Большие вертолеты для десантирования морской пехоты с кораблей определила дальнейшее развитие военного вертолетостроения как транспортно-десантного. Высадка на вертолетах S-55 американского десанта в Инчоне во время войны в Корее (1951 г.) подтвердила такую тенденцию. Размерный ряд транспортно-десантных вертолетов стал определяться габаритами и весом наземных транспортных средств, которыми пользуются войска и которые необходимо было перебрасывать по воздуху Дело в том» «по обычное вооружение, главным образом артиллерийское, перевозимое тягачами, на весу близко к весу самих тягачей. Поэтому грузоподъемность первых транспортных вертолетов в зарубежных армиях составила 1200-1600 кге (вес легкого военного автомобили, используемого в качестве тягача и соответствующих орудий).

Вертолеты СССР соответствуют весу легких и средних танков или соответствующих самоходных шасси. Будет ли завершена эта линия развития в таком ряде размерностей — зависит от постоянно меняющейся военной доктрины. Артиллерийские системы в большей мере заменяются ракетами, поэтому и зарубежной печати мы находим требования. Мощности не приводили к увеличению полезной нагрузки. Действительно, но техническому уровню того времени вес винтов, редукторов к всего аппарата в целом увеличивался с повышением мощности быстрее, чем возрастала подъемная сила. Однако при создании нового полезного и тем более нового для народнохозяйственного применении конструктор не может мириться с понижением достигнутого уровня весовой отдачи.

Советские вертолеты первые образцы, в сравнительно короткие сроки были созданы, поскольку удельный вес поршневых двигателей всегда понижался с увеличением мощности. Но в 1953 г. после создания 13-тонного вертолета Сикорского S-56 с двумя поршневыми двигателями мощностью 2300 л. с размерный ряд вертолетов на Запале прервался и только в СССР, применив турбовинтовые двигатели. В середине пятидесятых годов надежность вертолетов стала значительно выше, следовательно, расширились и возможности их применения в народном хозяйстве. На первый план выдвинулись вопросы экономики.

oruzhie.info

Вертолет Ка-60 «Касатка» | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

История создания вертолета Ка-60 «Касатка»

Разработка многоцелевого вертолета Ка-60 «Касатка» началась в 1984 году, когда ОКБ им. Камова выиграло у своих коллег из милевской фирмы конкурс на проект легкого армейского вертолета, предназначенного для применения совместно с более тяжелыми боевыми вертолетами Ка-50 или Ми-28.

Ка-60 «Касатка»

На долю всех трех машин выпала нелегкая доля — родиться на сломе эпох, и хотя судьбы каждой из машин сложились по разному, трудности при их создании, конструкторские бюро испытывали одинаковые.

Только в 1990 году, спустя шесть лет (!) фирмой Камова был построен первый макет будущей «Касатки» в натуральную величину. Ещё спустя 7 лет был готов прототип под индексом Ка-60-1. Наконец 29 июля 1998 года, первый опытный экземпляр «нового», а по сути, отметившего уже почти пятнадцатилетие вертолета, был представлен публике, а 10 декабря 1998 года, совершил первый полет.

Особенности вертолета Ка-60 «Касатка»

Ка-60 строился как легкая машина, способная принять на борт 2-2,5 тонны груза. Необходимость в такой машине возникла давно — старые Ми-4 обеспечивающие такую грузоподъемность промышленность давно уже не производит, а заслуженные транспортные вертолеты Ми-8 все-таки предназначены для более «солидных» рейсов.

Вертолет необычен конструктивно, в первую очередь тем, что в отличие от других винтокрылых машин семейства фирмы «Камов», имеет рулевой винт (фенестрон) с 11 лопастями. Такая схема выбрана не случайно — если Ка-27, Ка-26, Ка-50 и другие машины под маркой «Ка» значительную часть полетного времени проводят в режиме висения, Ка-60 ориентирован скорее на «грузовой» режим, чем на боевой. По подсчетам его доля «висения» составит примерно 1% от общего времени использования.

Малый вес (и довольно неплохая незаметность для радаров) обеспечивается для Ка-60 «Касатка» использованием большого количества композиционных материалов, их доля составляет 60% объема конструкции.

Высокая тяговооруженность в сочетании с превосходной тщательно отработанной аэродинамикой обеспечивает вертолету отличные летные характеристики, а узлы спроектированы так, чтобы гарантировать максимальную надежность — особенно много внимания уделено сохранению жизни экипажа, даже при очень жесткой посадке.

Интересно, что двигатель вертолета создан специально под Ка-60, причем его разработка началась на 5 лет позднее разработки самого вертолета, в 1989 году.

Первая опытная машина была оснащена четырехлопастным несущим винтом, на серийных вертолетах предполагается устанавливать пятилопастной воздушный винт с шумопонижающими законцовками. Предусмотрен и специальный механизм снижения шума посредством оптимизации частоты вращения несущего винта. Приняты меры по снижению заметности вертолета в тепловом, радиолокационном и оптическом диапазонах. Ка-60 оснащен бортовым комплексом РЭБ. Наиболее важные системы машины дублированы. Применено губчатое заполнение топливных баков. Проводка управления способна выдержать попадание пуль калибра 12,7 мм, а лопасти несущего винта выдерживают многократное поражение подобными боеприпасами.

Характеристики Ка-60

Страна:Россия
Тип:Многоцелевой вертолет
Год выпуска:1998 г.
Экипаж:1 (2)
Двигатель:2 x ГТД РД-600 Рыбинского завода мощностью по 975кВт
Максимальная скорость:300 км/ч
Практический потолок:5150 м
Дальность полета:700 км
Масса пустого:Нет сведений
Максимальная взлетная масса:6500 кг (до 2750 кг груза)
Размах крыльев:диаметр несущего винта: 13,5 м
Длина:13,25 м (без винта)
Высота:4,1 м (фюзеляж)
Площадь крыла:
Вооружение:Модульная система, 2 подвеса

Применение вертолета Ка-60 «Касатка»

Ка-60 — машина всепогодного и круглосуточного действия. В первую очередь эту машину ждут летные училища — она отлично заменяет давно уже устаревший легкий вертолет Ми-2, и Ми-8, назвать который «учебным», трудно даже с виду.

Еще одно назначение Ка-60 — разведка, целеуказание и координация действий боевых вертолетов. В этом варианте (индекс Ка-60Р) предполагается оснастить специальным комплексом, включающим гиростабилизированную станцию «Самшит» с телевизионным, тепловизионным и лазерным каналами, а также автоматизированную систему обработки тактической информации и телекодового обмена с другими вертолетами. Также ведутся работы над корабельным вертолетом (индекс Ка-60К), предназначенным для замены вертолета разведки и целеуказания Ка-25РЦ.

Предусмотрены и другие модификации Ка-60 — транспортно-десантный, санитарный, патрульный и т.д. К большому сожалению, на данный момент вертолет Ка-60 «Касатка» не находится в серийном производстве, хотя о его скором запуске, говорят уже не первый год. Будем ждать и надеяться, ведь тот же Ми-28 после долгих лет «висения» (термин отлично применим к вертолету) в воздухе, в конце концов пошел в серию.

armedman.ru

Многоцелевой вертолет Ка-60 «Касатка». — Российская авиация

Многоцелевой вертолет Ка-60 «Касатка».

Разработчик: ОКБ Камова
Страна: Россия
Первый полет: 1998 г.

Многоцелевой вертолете Ка-60 «Касатка» предназначен для перевозки вооруженного десанта, доставки оружия и боеприпасов в район боевых действий, эвакуации раненых, охраны и патрулирования экономической зоны с базированием на кораблях, проведения поисково-спасательных работ, обучения и тренировки летного состава.

Вертолет Ка-60 построен по одновинтовой схеме с пятилопастным несущим винтом диаметром 13,5 м. Лопасть винта из полимерных композиционных материалов крепится к втулке торсионом. Планер имеет совершенные аэродинамические обводы, с большими проемами для дверей с обоих бортов, убирающееся трехстоечное энергоемкое шасси и рулевой многолопастный (11 лопастей) винт в кольцевом канале вертикального хвостового оперения. Летчики и десантники размещаются на энергопоглощающих амортизационных креслах. Пилот — командир экипажа располагается на правом кресле. Силовая установка включает двигатели нового поколения модульной конструкции разработки Рыбинского конструкторского бюро моторостроения под руководством генерального конструктора А.С.Новикова.

Особое внимание уделено средствам повышения боевой живучести машины. Все основные системы и агрегаты Ка-60 дублированы и разнесены по бортам. Лопасти винтов сохраняют работоспособность при получении нескольких пробоин от стрелкового автоматического оружия. Тяги системы управления и валы трансмиссии выдерживают прострел пулями калибра 12,7 мм. На повышении живучести вертолета положительно сказывается наличие около 60 процентов по массе элементов конструкции вертолета из композиционных материалов, более стойких к последствиям боевых повреждений. Опасность взрыва топлива в баках предотвращается их заполнением пенополиуретаном. Выживаемости вертолета над полем боя способствуют мероприятия по снижению заметности в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазоне волн.

Бортовой радиолокационный комплекс зависит от варианта применения вертолета. Базовым для всех вариантов является комплекс десантно-транспортного варианта машины. Он обеспечивает решение задач днем и ночью в простых и сложных погодных условиях.

29 июля 1998 года на территории летно-испытательной станции фирмы «Камов» состоялась презентация нового многоцелевого вертолета Ка-60, способного решать широкий круг задач в интересах вооруженных сил и других «силовых» ведомств.

Разработка Ка-60 началась в 1984 году, когда ОКБ им. Камова выиграло у своих коллег из милевской фирмы конкурс на проект легкого армейского вертолета, предназначенного для применения над полем боя совместно с более тяжелыми боевыми машинами Ка-50 или Ми-28. В 1990 году был построен натурный макет, а в 1997 году — прототип вертолета — Ка-60-I. Вертолет грузоподъемностью 2 т внутри фюзеляжа и 3 т — на внешней подвеске призван заполнить нишу отечественного вертолетного парка, которую ранее занимал Ми-4 — одна из самых массовых и удачных машин первого поколения, выпущенная «тиражом» 3850 экземпляров.

В отличие от других винтокрылых машин фирмы «Камов» Ка-60 выполнен по одновинтовой схеме с рулевым 11-лопастным вентилятором-фенестроном. Такой выбор обусловлен особенностями предполагаемого применения вертолета: если Ка-27, Ка-26 и другие соосные машины значительную часть полетного времени проводят в режиме висения, то у Ка-60 на этот режим придется, по расчетам, не более 1%.

Конструкция Ка-60 на 60% состоит из композиционных материалов. Высокая тяговооруженность в сочетании с превосходной тщательно отработанной аэродинамикой обеспечивает вертолету отличные летные характеристики: максимальная скорость превышает 300 км/ч, статический потолок достигает 2100 м, практический — 5150 м.

Конструкция агрегатов и силовых систем вертолета придает ему высокую степень надежности. В случае аварийного приземления силовая схема планера позволит выжить экипажу и пассажирам при больших вертикальных скоростях снижения. Ремонтопригодность и современные методы диагностики сохраняют высокий уровень боеготовности Ка-60.

Турбовинтовой двигатель РД-600В (мощность на чрезвычайном режиме — 1550 л.с., взлетная — 1300 л.с.) создан ОАО «Рыбинские моторы». Его разработка началась в 1989 году по тактико-техническому заданию Министерства транспорта СССР. В конструкции РД-600В реализованы последние достижения авиационной науки. Расчеты на прочность двигателя выполнены на незначительный ресурс — 10 тыс. циклов. Модульность конструкции, развитая система контроля и диагностики, встроенное эффективное полезащитное устройство и электронная цифровая двухканальная система автоматического управления с резервным механическим каналом позволят эксплуатировать двигатель в зависимости от его технического состояния и осуществлять мелкий ремонт на аэродромах базирования. Удельный расход топлива на крейсерском режиме — 225 г/л.с. в час. Финансирование программы создания РД-600В осуществляется в соответствии с договором, заключенным с Министерством экономики. Однако недостаточный объем выделяемых средств вынуждает ОАО «Рыбинские моторы» вкладывать в программу и собственные средства.

Первая опытная машина оснащена четырехлопастным несущим винтом, а на серийных вертолетах будет установлен пятилопастной воздушный винт с шумопонижающими законцовками. Предусмотрен и специальный механизм снижения шума посредством оптимизации частоты вращения несущего винта. Приняты меры по снижению заметности вертолета в тепловом, радиолокационном и оптическом диапазонах. Ка-60 оснащен бортовым комплексом РЭБ. Наиболее важные системы машины дублированы. Применено губчатое заполнение топливных баков. Проводка управления способна выдержать попадание пуль калибра 12,7-мм, а лопасти несущего винта выдерживают многократное поражение подобными боеприпасами.

Ка-60 — машина всепогодного и круглосуточного действия. Она оснащена БРЛС «Арбалет», разработанной НПО «Фазотрон» и установленной в носовой части фюзеляжа. Летчики могут пользоваться очками ночного видения, совместимыми с приборным оборудованием. Ка-60 — многоцелевой самолет, обладающий чрезвычайно широким диапазоном применения. Учебно-тренировочный вариант (именно его армия собирается закупить в первую очередь) призван заменить в летных училищах устаревшие вертолеты Ми-2, поставлявшиеся в СССР Польшей, а также Ми-8 — машины совершенно другой «весовой категории», малопригодные для обучения курсантов. Исследования показали, что использование Ка-60 в учебных целях позволяет сократить расходы на закупку новых вертолетов на 40% и снизить эксплуатационные расходы (по сравнению с учебным парком из Ми-8) на 60%.

Еще одно назначение Ка-60 — разведка, целеуказание и координация действий боевых вертолетов. В этом варианте Ка-60Р предполагается оснастить специальным комплексом, включающим гиростабилизированную станцию «Самшит» с телевизионным, тепловизионным и лазерным каналами (разработчик — Екатеринбургский оптико-механический завод), а также автоматизированную систему обработки тактической информации и телекодового обмена с другими вертолетами (КБ «Электроавтоматика», Санкт-Петербург), Ведутся работы над корабельным вертолетом Ка-60К, предназначенным для замены вертолета разведки и целеуказания Ка-25Ц. Предусмотрены также другие модификации Ка-60 — транспортно-десантный, санитарный, патрульный и т.д.

Ка-60, впервые в России спроектированный с учетом как отечественных норм летной годности АП-29, так и американских — FAR-29, имеет хороший экспортный потенциал при стоимости, на 20% меньшей, чем у его зарубежных аналогов. Опытный экземпляр нового вертолета готовится к началу летных испытаний. А на авиационном заводе в Улан-Удэ уже ведется подготовка к серийному производству Ка-60. Хочется надеяться, что в начале XXI века новая машина фирмы «Камов» займет свое место в боевом строю.

ЛТХ:

Модификация: Ка-60
Диаметр главного винта, м: 13,50
Диаметр хвостового винта, м: 1,40
Длина, м: 13,47
Высота, м: 4,00
Ширина, м: 1,90
Масса, кг
-пустого: 3500
-максимальная взлетная: 6500
Внутренние топливо, л: —
Тип двигателя: 2 х ГТД РД-600В
-мощность, кВт: 2 х 975
Максимальная скорость, км/ч: 300
Крейсерская скорость, км/ч: 265
Практическая дальность, км: 700
Дальность действия, км: 300-500
Скороподъемность, м/мин: —
Практический потолок, м: 5150
Статический потолок, м: 2100
Экипаж, чел: 1-2
Полезная нагрузка: 14 десантников или 2000 кг груза в кабине или 2500 на внешней подвеске.

Опытный вертолет Ка-60-I «Касатка».

Опытный вертолет Ка-60-I «Касатка».

Опытный вертолет Ка-60-I «Касатка» в полете.

Вертолет Ка-60 на стоянке авиасалона.

Вертолет Ка-60 на стоянке авиасалона.

Вертолет Ка-60 на стоянке авиасалона.

Вертолет Ка-60 на стоянке авиасалона.

Ка-60 на стоянке авиасалона.

Ка-60 на стоянке авиасалона.

Демонстрационный полет Ка-60.

Ка-60. Винт хвостовой на балке.

Приборная панель Ка-60.

Ка-60. Рисунок.

Ка-60. Схема.

.

.

Список источников:
ОКБ Камова. Справочник вертолетов фирмы Камов. Ка-60.
Крылья Родины. Лев Берне. Новинку «Камова» — в жизнь!
Крылья Родины. «Касатка» — надежда военных и ГВФ: О многоцелевом вертолете Ка-60.
Вестник Авиации и Космонавтики. Вячеслав Крыгин, Владимир Ильин. Ка-60. Новый многоцелевой вертолет для авиации сухопутных войск.
Вестник Авиации и Космонавтики. Владимир Ильин. Ка-60 готов подняться в небо.
Фотоархив сайта russianplanes.net

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *