основные модели и область применения
На вооружении МЧС России много различных мобильных технических и спасательных средств, о которых мы писали ранее. Данный материал будет посвящен спасательным-пожарным вертолетам, которые применяются в связке с другим техническим оборудованием при проведении спасательных и разведывательных операций, подробнее остановимся на технических характеристиках каждой летательной машины:
Бк-117
Используется как для перевозки грузов, так и пассажиров. Выполняет разноплановые задачи. Активно применяется в спасательно-поисковых мероприятиях, эвакуации населения, осуществляет разведку, наблюдение. Способен, при необходимости, задействуется в антитеррористических операциях.
Присутствует возможность дополнительного присоединения лебедки к вертолету, при выполнении спасательных мероприятий. Она оснащена тросом длиной до 300 метром. С ее помощью на борт могут быть подняты одновременно 2 человека. Лебедка имеет поворотную стрелу, которая позволяет транспортировать пострадавшего прямо в салон вертолета.
Бк-117 способен совершать вылеты в любое время и при любых погодных условиях суток. Это возможно благодаря современному пилотажному оборудованию. Вертолет оснащен дополнительно системой навигации «Лоран». Борт вмещает не более 9 пассажиров.
Максимальная скорость Бк-117 составляет 278 км/ч. Он способен подниматься на высоту более 5000 м, и преодолеть расстояние в 450 км. Продолжительность полета не превышает 3 часов.
Бо-105
Используется в военной и гражданской авиации. В зависимости от модификации, выполняет следующие задачи:
- Воздушная поддержка подразделений;
- Разведывательные мероприятия;
- Наблюдение и обеспечение связи.
Летно-технические характеристики: Салон обладает вместимостью до 3 пассажиров. Экипаж 4 человека. Б0-105 может развивать скорость полета максимум до 268 км/ч. Дальность полета ограничена 574 км. Этот вертолет способен набирать высоту до 5182 м, может находится в воздухе до 5 часов. Масса транспортируемого груза не должна превышать 0,6 т. Взлетная масса составляет 2,5 т.
Ми-26Т
Прототипом вертолета Ми-26Т стала военно-транспортная модель Ми-26. Сейчас этот транспорт незаменим при перевозке крупногабаритных грузов. Используется он как на территории России, так и за рубежом.
Способен транспортировать грузы до 20 тонн, как внутри грузового отсека, так и по воздуху с использованием специальной подвески. Лебедка установленная на летательном средстве способна поднять на борт груз массой до 500 кг.
Модель транспортно-десантного назначения обладает вместимостью – 82 человека, включая вооружение. Модель вертолета МИ-26Т в “санитарном исполнении” способна вместить 50-60 носилок с пострадавшими.
Главными задачами являются:
- Выполнение разведовательных задач;
- Участие в поисково-спасательных операциях;
- Тушение пожаров;
- Транспортировка грузов.
Скорость полета составляет до 275 км/ч. Высота полета достигает 6500 м. Способен преодолевать расстояние 800 км без посадки. Вместимость пассажирской кабины – 82 человека. Максимальная масса при взлете не должна превышать 56 тонн.
Ми-8МТВ-1
Популярен вертолет из-за массового использования. Имеет 2 двигателя с мощностью 2000 л.с. Оснащен Ми-8МТВ-1 современной метеорадиолокационной системой. Он предназначен для выполнения различных задач гражданского и военного характера:
- Разведка.
- Патрулирование местности.
- Перевозка грузов и пассажиров.
- Доставка подразделений МЧС в зону ЧС.
- Спасательные мероприятия.
- Санитарные работы.
- Тушение пожаров.
Способен выполнять стоящие перед ним задачи в ночное время суток и при плохих метеоусловиях. Это возможно благодаря тому, что модель вертолета оснащена громкоговорителями, световыми прожекторами и лебедками.
Экипаж составляет 3 человека. Салон рассчитан на 24 человека, внутри можно разместить 12 носилок. Дальность полета до 590 км. Развивает скорость до 250 км/ч. Грузоподъемность не более 4 тонн.
Ка-32А
Активно применяется для осуществления поисковых операций, спасательных мероприятий, медицинской эвакуации раненых, патрулирования и наблюдения местности, тушения пожаров на высоте. С его помощью создаются пенные полосы при борьбе с лесными пожарами. В некоторых случаях может оказывать поддержку и принимать участие в специальных операциях.
Комплектация вертолета содержит все необходимое оборудование для эффективного выполнения аварийных, спасательных, а так же мероприятий направленных на борьбу с огнем.
Максимальный вес при взлете, составляет 11 тонн. Подъем груза массой до 5 тонн. Развивает скорость до 250 км/ч. В воздухе может находиться до 5-6 ч, при этом дальность полета – 900 км. Достигаемая высота максимум 6000 метров.
Водопенные пушки имеют дальность струи 45 метров, их производительность составляет 40 л/сек. Объем сбрасываемой воды – 3200 литров. При добавлении в воду пенообразователя образуется до 200 тысяч литров огнетушащего вещества (пены).
Автожир Калидус
Осуществляет охрану лесопосадок с воздуха и контроль за паводковой активностью, участвует в разведывательных операциях, оказывает помощь в спасательных операциях МЧС.
Имеется только 2 посадочных места для экипажа, оборудованные привязными ремнями безопасности. Кабина имеет специальную защиту из поликарбонатного стекла. Дальность полета ограничена 560 км.
Вес автожира Калидус без груза 262 кг. Грузоподъемость при взлете не должна превышать 188 кг.
Вам также может быть интересно:
fireman.club
Пожарные вертолеты
Главная → Статьи → Техника и оборудование
Пожарные вертолеты — модификации винтокрылых машин, предназначенные для тушения пожаров. Существует два способа, с помощью которых вертолеты превращаются в надежных помощников пожарных. Первый заключается в оснащение дополнительным подвесными устройствами на тросах для зачерпывания воды из ближайших водоемов, второй — специально разработанные конструкторами вертолеты амфибии, где вода находится в бортовых баках.
История применения и модификации
Как только появились первые вертолеты, и в нашей стране, и за рубежом, стала очевидной целесообразность их использования для борьбы с огнем. Работы сосредоточились в основном на создании вертолетов пожаротушения путем бомбардировки водой с помощью ВСУ (водосливных устройств) подвесного и бортового типа. Лидером в этом направлении было и остается КБ им. Миля.
Уже первые легкие Ми-1 и Ми-2 применялись для разведки и переброски людей в зоны пожаров. В СССР на грузоподъемный Ми-4 была установлена мотопомпа М800 и баки на одну тонну воды, которую вертолет мог выбрасывать мощной струей на 30 метров. Правда, создавалась впечатление, что она скорее раздувает пламя, чем тушит.
Ми-6ПЖ был создан в 1967 году и имел ёмкость на 12000 литров воды внутри фюзеляжа с дополнительным баком, содержащим пенообразующие добавки. Наполнялся бак насосами, специальным спускающимся устройством во время зависания над водоемом. Кроме того, вертолет мог доставлять к месту пожара воду на внешней подвеске. Один из Ми-6ПЖ, управляемый летчиком испытателем Гарнаевым, разбился во Франции.
Ми-6ПЖ2 — дальнейшее развитие предыдущей модели. Снабжался водяной пушкой в носовой части и неплохо показал себя при тушениях пожаров. По крайней мере, модификация успешно прошла испытания, было произведено (переоборудовано из транспортных) несколько машин.
Пожарный вертолет Ми-8 ЛТ способен доставлять к месту стихии 4 тонны воды на внешних ВСУ и сбрасывать на очаги пожаров с большой точностью.
Пожарные вертолеты России
Применение вертолетов для тушения пожаров продолжает оставаться очень актуальным. Можно сказать, что в этой области наблюдается большой прогресс, конструкторы разрабатывают новые решения, появляются современные модификации. Было подсчитано, что доставка тонны воды пожарным вертолетом обходится в 5 раз дешевле, чем самолетом. Ведь вертолет может заполнять свои пожарные баки в любом близлежащем водоеме достаточной глубины.
Российский Ка-32А, появившийся в 1993 году, можно считать первой отечественной модификацией, изначально разработанной для пожаротушения. Это настоящая летающая пожарная машина, уже в прототипах бывшая в соответствующей красно-белой раскраске. Вертолет имеет целых две водяных пушки (точнее — водопенных), устройства для эвакуации людей с крыш, даже специальные мощные громкоговорители для оповещения. По заявлению конструкторов, если в радиусе 500 метров от места пожара будет водоем, машина сможет за час сбросить на огонь 50 тонн пожарной смеси, ведь наполняется бак вертолета за 1 минуту.
Очень интересной считают совместную, российско-германскую разработку Ми-14 ПЖ «Элиминатор», появившуюся также в середине 90-х годов. Вертолеты хорошо продавались на экспорт и успешно показали себя при ликвидации стихии в Испании.
Конструкторы Миля выпускают пожарные модификации самой большой в мире винтокрылой машины — Ми 26. Вертолет Ми-26ТП способен сбросить 15 тонн воды всего за 45 секунд, не оставив огню ни малейшего шанса. При оснащении машины самой передовой системой забора воды на внешней подвеске Bamby-Bucket, вертолет может поднимать почти 20 тонн воды. К сожалению, 3 мая 2003 года, в сложных условиях под Читой потерпел крушение пожарный Ми 26, погибли 12 человек.
Статью прислал: FlowerPower
xn--01-6kcaj2c6aih.xn--p1ai
Спасательный вертолет МЧС России. Пожарный и санитарный вертолеты МЧС
В настоящее время вертолёты выполняют множество задач – это перевозка пассажиров, доставка продуктов питания и прочих грузов в самые отдалённые районы земного шара. Этот вид воздушного транспорта нашёл широкое применение в военной, гражданской сфере, в различных отраслях промышленности и хозяйства. В последнее время вертолёты стали незаменимыми помощниками при проведении операций по поиску и спасению людей, тушению пожаров, оказанию неотложной медицинской помощи, устранению последствий стихийных бедствий. Ниже будут рассмотрены специальные вертолёты МЧС России. Фото этих машин также можно увидеть в статье.
История появления отряда «Центроспас»
13 марта 1992 года было принято постановление правительства РФ «О создании Государственного центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС России». Это подразделение получило название «Центроспас». Его основной задачей являлось оперативное реагирование на чрезвычайные ситуации, техногенные и природные катастрофы и устранение их последствий. Для обеспечения эффективной деятельности «Центроспаса» в его распоряжение были переданы вертолёты как транспортного, так и многоцелевого назначения.
Как позже показала практика, без применения геликоптеров ни одна задача по локализации последствий чрезвычайных ситуаций не может быть эффективно решена. Сегодня каждый вертолёт МЧС России оснащён современными техническими средствами и является универсальным помощником спасателей при проведении всевозможных работ по ликвидации последствий аварий природного, техногенного и экологического характера.
Вертолётный парк МЧС России
При проведении спасательных операций «Центроспас» использует вертолёты «Бо-105» и «Бк-117», которые были созданы по заказу МЧС России европейской фирмой Eurocopter. Эти геликоптеры используются для перевозки тяжелобольных и пострадавших, которым необходимо оказать экстренную помощь. Для устранения последствий различных возгораний на службе подразделения состоят пожарные вертолёты МЧС России «Бе-200ЧС», «Ка-32» и «Ка-26». Также специально для отряда «Центроспас» разработан лёгкий геликоптер «Ка-226», который идеально подходит для работы в условиях плотной городской застройки или на скалистой горной местности. Самый распространённый спасательный вертолёт МЧС в Москве и за её пределами – это «Ми-8».
Далее приведено описание санитарной авиации РФ, основу которой составляет геликоптер «Ка-226».
Санитарная авиация МЧС России
Такое понятие, как «санитарная авиация», появилось в начале ХХ века. Пик её развития пришёлся на середину двадцатого столетия. Ведь именно тогда в санитарной авиации стали успешно применять вертолёты. Главной задачей этого направления воздухоплавания является оказание неотложной помощи в условиях недостаточной транспортной доступности и осуществление экстренной доставки пострадавших в медицинские учреждения.
На сегодняшний день главный вертолёт МЧС России, который используется в санитарной авиации, это «Ка-226». Такой летательный аппарат осуществляет вертикальный взлёт и посадку, поэтому его можно использовать в любых труднодоступных местах. Рядом с медицинскими учреждениями оборудуют специальные площадки для геликоптеров.
Главными центрами использования санитарной авиации в России являются крупные города: Москва, Санкт-Петербург, Оренбург, Красноярск, Рязань и другие.
Ниже описаны основные модели вертолётов, которые используются «Центроспасом» при необходимости оказания экстренной медицинской помощи.
Санитарный вертолёт «Ка-226»
Вертолёт «Ка-226» является многофункциональным устройством, которое может выполнять широкий спектр задач на такой местности, куда трудно добраться наземным транспортом, в сложных климатических условиях арктического климата, пустынь, высокогорий и морей. Применение особой компоновки позволяет использовать множество сменных модулей разнообразного назначения, а также применять внешнюю подвеску для перевозки грузов. Такая сборка вертолёта позволила инженерам снабдить его специальным медицинским модулем, аналога которому нет в мире. Санитарный вертолёт МЧС России «Ка-226» способен в кратчайшие сроки доставить медработников на место аварии и обеспечить эвакуацию пострадавших. Врачебное оборудование, установленное в модуле, позволяет оказать необходимую помощь непосредственно при транспортировке пострадавшего в больницу. Имея компактные размеры, этот вертолёт МЧС России может совершать посадку на небольшой площади, что делает его незаменимым помощником при проведении спасательных операций.
Санитарный вертолёт «Ансат»
Огромное преимущество перед автомобильным медицинским транспортом имеют санитарные вертолёты МЧС России. Фото одного из них можно увидеть ниже. Это геликоптер под названием «Ансат». Такая воздушная «скорая помощь» придёт на выручку, когда необходима экстренная медицинская эвакуация и транспортировка. Широко используется этот вертолёт МЧС в Москве. Ведь возможность его функционирования не зависит от дорожной ситуации. Такая техника незаменима при необходимости оказания помощи в авариях, ДТП или несчастных случаях. Вертолёт может развивать максимальную скорость до 275 км/ч. Он способен преодолевать расстояния более 500 километров. В пассажирской кабине геликоптера «Ансат» можно разместить 1 пострадавшего, 2 медицинских работников и расположить на борту необходимое врачебное оборудование.
Кроме геликоптеров «Ка-226» и «Ансат», в санитарной авиации также используются вертолёт «Ми-8» МЧС России, «Ка-27ПС», «Ан-26М» и другие модели воздушной техники.
Пожарно-спасательные вертолёты предназначены для выполнения задач по обнаружению возгораний, доставке специальных средств для тушения, транспортировке и высадке работников специальных служб в месте катастрофы, эвакуации пострадавших. Этот воздушный транспорт эффективно используется при устранении пожаров на высотных зданиях и сооружениях. Часто геликоптеры применяются для локализации огня в местах возгорания нефтепродуктов, в лесных массивах или на открытых сельскохозяйственных угодьях. Пожарные вертолёты способны оказать эффективную помощь при устранении последствий катастроф, связанных с крушением авиационного, железнодорожного и морского транспорта. Также они могут оперативно провести эвакуационные мероприятия из таких мест, в которые трудно добраться автомобилями.
Основным пожарным вертолётом является «Ка-32А». Его описание следует ниже. Также при проведении поисково-спасательных операций во время возгораний используют вертолёт «Ми-8» МЧС России, «Ми-26ТП» и другие модели геликоптеров.
Пожарно-спасательный вертолёт «Ка-32А»
Вертолёт «Ка-32А» является признанным помощником при проведении сложнейших спасательно-поисковых операций, эвакуации пострадавших при авариях и техногенных катастрофах и выполнении задач, связанных с пожаротушением. Этот геликоптер может выполнять возложенные на него задачи в условиях плотной городской застройки и на местности со сложным рельефом. Для обеспечения пожаротушения такой вертолёт МЧС России оснащён пластиковым баком для воды, насосами, имеющими электрический привод, пенообразователями, водяной и пенной пушками вертикального и горизонтального исполнения, гидравлической помпой. По мнению известных специалистов в области авиационной техники, пожарный геликоптер «Ка-32А» является одним из лучших в мире.
Заключение
Ни одно мероприятие по ликвидации последствий различных катастроф нельзя представить без участия спасательных вертолётов, которые выполняют разнообразные функции. Сегодня геликоптер может быть мобильным госпиталем для оказания первой неотложной врачебной помощи и доставки пострадавшего в медицинское учреждение. Также это высокотехнологическое устройство эффективно участвует в тушении пожаров в сложнейших условиях. В настоящее время санитарный и пожарный вертолёты являются незаменимыми помощниками для спасателей. Этому воздушному транспорту можно доверить решение таких задач, которые порой не под силу человеку.
fb.ru
Вертолет Ми-8МТВ-1
Технические характеристики
Модификация | Ми-8МТВ |
Диаметр главного винта, м | 21.30 |
Диаметр хвостового винта, м | 3.91 |
Длина,м | 18.42 |
Высота ,м | 5.34 |
Масса, кг |
|
пустого | 7381 |
нормальная взлетная | 11100 |
максимальная взлетная | 13000 |
Тип двигателя | 2 ГТД Климов ТВ3-117ВМ |
Мощность, кВт | 2 х 1639 |
Максимальная скорость, км/ч | 250 |
Крейсерская скорость, км/ч | 230 |
Практическая дальность, км | 500 |
Скороподъемность, м/мин | 540 |
Практический потолок, м | 6000 |
Статический потолок, м | 3980 |
Экипаж, чел | 2-3 |
Полезная нагрузка: | до 24 пассажиров или 12 носилок с сопровождающими или 4000 кг груза в кабине или 4000 кг на подвеске |
Оцените материал:
Спасибо, Ваше сообщение принято!
www.mchs.gov.ru
Спасательные вертолеты МЧС России: обзор, описание и фото
В России ликвидацией последствий локальных и стихийных бедствий занимается федеральное министерство, которое сокращенно называется МЧС. Это самая важная в стране аварийно-спасательная служба. Она действует совместно с другими органами быстрого реагирования. В ее состав входят муниципальные пожарные и спасательные службы. МЧС осуществляет единое руководство аварийными ведомствами городов, областей и страны в целом. Всего министерство проводит более 25 % федеральных проверок.
Деятельность МЧС
Федеральная служба обеспечивает контроль над всеми спасательными органами страны. Первоначально на вызов направляются муниципальные ведомства. Если местными силами локализировать опасность не удалось, в дело вступают региональные службы. Республиканские ведомства подключаются только при острой необходимости.
Спасатели МЧС прибывают на место только четвертыми. Первыми на аварийную ситуацию должны реагировать такие местные органы, как полиция, скорая помощь и пожарные. И только после того, как этими службами будет установлена необходимость привлечения дополнительных сил для ликвидации опасности, прибывают сотрудники МЧС. Время их реагирования составляет порядка 4 часов.
При масштабной катастрофе к ее ликвидации подключается авиация федеральной службы. Однако перед тем как вызвать вертолет МЧС, необходимо оценить уровень опасности. Возможно, аварию удастся ликвидировать городским службам. Сотрудников МЧС вызывают только в редких случаях, когда ситуация выходит из-под контроля.
В министерстве работают люди, прошедшие военную подготовку в армии, и пожарные. При сдаче экзаменов у спасателей проверяется не только физическая готовность и умственные способности, но и психологическая устойчивость. Всего в органах МЧС работает более 7200 человек, в противопожарной службе – около 150 тыс. сотрудников.
Спасательная авиация
Воздушные силы МЧС являются гордостью всей страны. Авиация федеральной службы была образована в мае 1995 года. Инициатором выступило Правительство РФ. За время существования авиация оправдала себя неоднократно. Она приняла участие в тысячах спасательных миссий на территории России и за ее пределами.
Главной базой МЧС считается аэродром «Раменское». Однако силы авиации равномерно распределены по всем регионам страны. На сегодняшний день в распоряжении министерства более 50 воздушных судов. Самолетный парк представлен такими аппаратами, как Ил-62М, Ан-74, Як-42Д, Бе-200ЧС и многими другими многофункциональными моделями. Также на балансе находятся спасательные вертолеты МЧС России БК-117, Ми-8 и Бо-105. Под медицинские нужды были модернизированы Ка-32. Из многоцелевых тяжеловесов стоит выделить Ми-26Т.
Отцом российской спасательной авиации считается военный пилот и инженер Рафаиль Закиров. Именно он стоял у истоков разработки технологий пожаротушения для таких вертолетов, как Ми-26 и Ка-32. Для эффективности были использованы водосливные устройства серии ВСУ-15. Также Закиров разработал концепцию борьбы с разливом нефти. Для этого было сконструировано устройство ВОП-3. Позже инженеру удалось добиться удивительных результатов в тушении техногенных пожаров. Эффективность была достигнута благодаря изобретению Закирова – водосливного аппарата ВАП-2.
Вертолет Ми-8
Данное многоцелевое воздушное судно было разработано еще в начале 1960-х. По международной кодификации эти вертолеты МЧС России известны, как Hip или В-8. На сегодняшний день являются самыми распространенными 2-двигательными спасательными аппаратами в мире.
Нередко эти вертолеты используются для военных нужд. Впервые они были применены в бою в 1967 году в ударной операции египетской авиации против Израиля. Затем Ми-8 были задействованы в войнах в Сомали, Эфиопии, Афганистане, Абхазии, Ираке, Чечне, Югославии, Осетии, Сирии, Украине. На балансе у РФ находится более 500 единиц, включая модификации.
Вертолеты МЧС модели Ми-8 способны вместить 3 человека экипажа и около 20 пассажиров. Максимальная нагрузка (с учетом номинала) – более 12 тонн. Суммарная мощность двигателей – около 4200 л. с. Средняя скорость – до 250 км/ч.
Модернизированный Ми-26
Одной из самых востребованных вариаций вертолета Halo (американская кодификация) является Ми-26Т. Это пассажирская транспортная тяжеловесная модель, которая занимает особое место в ВС МЧС. Вертолет Ми-26 был модернизирован неоднократно, однако именно версия с литерой «Т» стала определяющей и наиболее эффективной на практике. На сегодняшний день выпуск модели продолжается.
Вертолеты МЧС Ми-26Т оборудованы специальными навигационными и радиоэлектронными приборами, позволяющими выполнять любые аварийно-спасательные задачи даже в сложных климатических условиях. В комплекс устройств входят локаторная система «Веер-М» и модифицированный аппарат командного пилотирования ПКП-77.
Вертолет способен поднимать в воздух до 28 тонн груза. При этом главный отсек может вместить до 80 человек. Экипаж воздушного судна состоит из 3 пилотов. Мощность каждого двигателя – около 11 тысяч л. с. Максимальный скоростной порог – 295 км/ч.
Спасательная модель Ка-32
Этот медицинский вертолет МЧС был введен в эксплуатацию в середине 1980-х годов. Ка-32 представляет собой легковесное транспортное воздушное судно с неубирающимся шасси. Применяется только для поисково-спасательных целей.
Разработки вертолета начались еще в 1969 году. Главным предназначением Ка-32 была разведка в экстремальных условиях Арктики. В середине 1970-х модель расширили до многофункциональной. Сегодня эти вертолеты МЧС используются также для разборки завалов после аварии или землетрясения.
Ка-32 способен подняться в воздух на оптимальную высоту в 3500 метров с грузом до 3,5 тонны. Номинальный вес судна – 7500 кг. Скоростной барьер – до 260 км/ч. Максимальная дальность полета при полной баке – порядка 800 км.
Многоцелевое судно Бо-105
Данный спасательный вертолет МЧС является ударным. Выпускается одновременно под гражданские и военные нужды. Проект был разработан в 1967 году немецкими инженерами. Бо-105 широко распространены во всем мире. Используются преимущественно для спасательных миссий в труднопроходимой местности.
В экипаж входит всего один пилот. Пассажирская вместимость – 4 человека. В кабину свободно помещается 2 носилок (есть специальные крепления).
Допустимый скоростной порог – 270 км/ч. Высотный потолок полета – до 5000 м.
Вертолет снабжен управляемыми ракетами среднего радиуса действия поражения и несколькими крупнокалиберными пушками.
Особенности модели БК-117
Эти вертолеты МЧС представляют собой многоцелевые спасательные судна. Предназначены для эвакуации раненых и грузоперевозки. В редких случаях применяются в антитеррористических операциях.
Вертолет пригоден как для разведки, так и для огневой поддержки сухопутных войск. Есть возможность крепления противотанковых бомб.
Разработкой БК-117 в 1970-х годах совместно начали заниматься ведущие японские и немецкие компании. Производство и экспорт были налажены только к началу 1980-х.
Вертолетом управляет один пилот. В грузовом отсеке помещается 9 человек. Грузоподъемность варьируется в пределах 1700 кг. Мощность обоих двигателей – 1500 л. с.
Максимальная скорость доходит до 250 км/ч.
fb.ru
Пожарная авиация России. Пожарные вертолеты
Пожарные вертолеты — модификации винтокрылых машин, предназначенные для тушения пожаров. Существует два способа, с помощью которых вертолеты превращаются в надежных помощников пожарных. Первый заключается в оснащение дополнительным подвесными устройствами на тросах для зачерпывания воды из ближайших водоемов, второй — специально разработанные конструкторами вертолеты амфибии, где вода находится в бортовых баках.
Как только появились первые вертолеты, и в нашей стране, и за рубежом, стала очевидной целесообразность их использования для борьбы с огнем. Работы сосредоточились в основном на создании вертолетов пожаротушения путем бомбардировки водой с помощью ВСУ (водосливных устройств) подвесного и бортового типа. Лидером в этом направлении было и остается КБ им. Миля.
История применения вертолетов в СССР берет свое начало в 1956 году. Первые вертолеты серии Ми принадлежали классу легких и использовались в целях разведки, переброски людей и снаряжения. Уже первые легкие Ми-1 и Ми-2 применялись для разведки и переброски людей в зоны пожаров. В СССР на грузоподъемный Ми-4 была установлена мотопомпа М800 и баки на одну тонну воды, которую вертолет мог выбрасывать мощной струей на 30 метров. Правда, создавалась впечатление, что она скорее раздувает пламя, чем тушит.
Однако уже Ми-4 использовался непосредственно для тушения. На борту имелась мотопомпа и были смонтированы 2 бака общим объёмом 2000 литров. Вертолет мог сформировать струю длиной до 30 м. Тяжелые грузовые вертолеты Ми-6 транспортировали пожарную технику и оборудование в труднодоступные территории. Применение пожарных вертолетов в тушении в конце XX века заключалось в подъеме большого количества воды на внешней подвеске и сбросе ее в очаг пожара. МИ-8, МИ-26, КА-32А — все они широко применялись для сброса воды.
Ми-6ПЖ был создан в 1967 году и имел ёмкость на 12000 литров воды внутри фюзеляжа с дополнительным баком, содержащим пенообразующие добавки. Наполнялся бак насосами, специальным спускающимся устройством во время зависания над водоемом. Кроме того, вертолет мог доставлять к месту пожара воду на внешней подвеске.
Ми-6ПЖ2 — дальнейшее развитие предыдущей модели. Снабжался водяной пушкой в носовой части и неплохо показал себя при тушениях пожаров. По крайней мере, модификация успешно прошла испытания, было произведено (переоборудовано из транспортных) несколько машин.
Пожарный вертолет Ми-8 ЛТ способен доставлять к месту стихии 4 тонны воды на внешних ВСУ и сбрасывать на очаги пожаров с большой точностью.
Применение вертолетов для тушения пожаров продолжает оставаться очень актуальным. Можно сказать, что в этой области наблюдается большой прогресс, конструкторы разрабатывают новые решения, появляются современные модификации. Было подсчитано, что доставка тонны воды пожарным вертолетом обходится в 5 раз дешевле, чем самолетом. Ведь вертолет может заполнять свои пожарные баки в любом близлежащем водоеме достаточной глубины.
Очень интересной считают совместную, российско-германскую разработку Ми-14 ПЖ «Элиминатор», появившуюся также в середине 90-х годов. Вертолеты хорошо продавались на экспорт и успешно показали себя при ликвидации стихии в Испании.
Конструкторы Миля выпускают пожарные модификации самой большой в мире винтокрылой машины — Ми 26. Вертолет Ми-26ТП способен сбросить 15 тонн воды всего за 45 секунд, не оставив огню ни малейшего шанса. При оснащении машины самой передовой системой забора воды на внешней подвеске Bamby-Bucket, вертолет может поднимать почти 20 тонн воды.
В настоящее время вертолёты выполняют множество задач – это перевозка пассажиров, доставка продуктов питания и прочих грузов в самые отдалённые районы земного шара. Этот вид воздушного транспорта нашёл широкое применение в военной, гражданской сфере, в различных отраслях промышленности и хозяйства. В последнее время вертолёты стали незаменимыми помощниками при проведении операций по поиску и спасению людей, тушению пожаров, оказанию неотложной медицинской помощи, устранению последствий стихийных бедствий.
13 марта 1992 года было принято постановление правительства РФ «О создании Государственного центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС России». Это подразделение получило название «Центроспас». Его основной задачей являлось оперативное реагирование на чрезвычайные ситуации, техногенные и природные катастрофы и устранение их последствий. Для обеспечения эффективной деятельности «Центроспаса» в его распоряжение были переданы вертолёты как транспортного, так и многоцелевого назначения.
Как позже показала практика, без применения геликоптеров ни одна задача по локализации последствий чрезвычайных ситуаций не может быть эффективно решена. Сегодня каждый вертолёт МЧС России оснащён современными техническими средствами и является универсальным помощником спасателей при проведении всевозможных работ по ликвидации последствий аварий природного, техногенного и экологического характера.
Вертолётный парк МЧС России При проведении спасательных операций «Центроспас» использует вертолёты «Бо-105» и «Бк-117», которые были созданы по заказу МЧС России европейской фирмой Eurocopter. Эти геликоптеры используются для перевозки тяжелобольных и пострадавших, которым необходимо оказать экстренную помощь.
Для устранения последствий различных возгораний на службе подразделения состоят пожарные вертолёты МЧС России «Бе-200ЧС», «Ка-32» и «Ка-26». Также специально для отряда «Центроспас» разработан лёгкий геликоптер «Ка-226», который идеально подходит для работы в условиях плотной городской застройки или на скалистой горной местности. Самый распространённый спасательный вертолёт МЧС в Москве и за её пределами – это «Ми-8». Далее приведено описание санитарной авиации РФ, основу которой составляет геликоптер «Ка-226». Санитарная авиация МЧС России Такое понятие, как «санитарная авиация», появилось в начале ХХ века. Пик её развития пришёлся на середину двадцатого столетия. Ведь именно тогда в санитарной авиации стали успешно применять вертолёты. Главной задачей этого направления воздухоплавания является оказание неотложной помощи в условиях недостаточной транспортной доступности и осуществление экстренной доставки пострадавших в медицинские учреждения.
На сегодняшний день главный вертолёт МЧС России, который используется в санитарной авиации, это «Ка-226». Такой летательный аппарат осуществляет вертикальный взлёт и посадку, поэтому его можно использовать в любых труднодоступных местах. Рядом с медицинскими учреждениями оборудуют специальные площадки для геликоптеров. Главными центрами использования санитарной авиации в России являются крупные города: Москва, Санкт-Петербург, Оренбург, Красноярск, Рязань и другие. Ниже описаны основные модели вертолётов, которые используются «Центроспасом» при необходимости оказания экстренной медицинской помощи. Санитарный вертолёт «Ка-226» Вертолёт «Ка-226» является многофункциональным устройством, которое может выполнять широкий спектр задач на такой местности, куда трудно добраться наземным транспортом, в сложных климатических условиях арктического климата, пустынь, высокогорий и морей. Применение особой компоновки позволяет использовать множество сменных модулей разнообразного назначения, а также применять внешнюю подвеску для перевозки грузов. Такая сборка вертолёта позволила инженерам снабдить его специальным медицинским модулем, аналога которому нет в мире.
Санитарный вертолёт МЧС России «Ка-226» способен в кратчайшие сроки доставить медработников на место аварии и обеспечить эвакуацию пострадавших. Врачебное оборудование, установленное в модуле, позволяет оказать необходимую помощь непосредственно при транспортировке пострадавшего в больницу. Имея компактные размеры, этот вертолёт МЧС России может совершать посадку на небольшой площади, что делает его незаменимым помощником при проведении спасательных операций. Санитарный вертолёт «Ансат» Огромное преимущество перед автомобильным медицинским транспортом имеют санитарные вертолёты МЧС России. Фото одного из них можно увидеть ниже. Это геликоптер под названием «Ансат». Такая воздушная «скорая помощь» придёт на выручку, когда необходима экстренная медицинская эвакуация и транспортировка. Широко используется этот вертолёт МЧС в Москве. Ведь возможность его функционирования не зависит от дорожной ситуации. Такая техника незаменима при необходимости оказания помощи в авариях, ДТП или несчастных случаях. Вертолёт может развивать максимальную скорость до 275 км/ч. Он способен преодолевать расстояния более 500 километров. В пассажирской кабине геликоптера «Ансат» можно разместить 1 пострадавшего, 2 медицинских работников и расположить на борту необходимое врачебное оборудование.
Кроме геликоптеров «Ка-226» и «Ансат», в санитарной авиации также используются вертолёт «Ми-8» МЧС России, «Ка-27ПС», «Ан-26М» и другие модели воздушной техники. Пожарно-спасательная авиация МЧС России Пожарно-спасательные вертолёты предназначены для выполнения задач по обнаружению возгораний, доставке специальных средств для тушения, транспортировке и высадке работников специальных служб в месте катастрофы, эвакуации пострадавших.
Этот воздушный транспорт эффективно используется при устранении пожаров на высотных зданиях и сооружениях. Часто геликоптеры применяются для локализации огня в местах возгорания нефтепродуктов, в лесных массивах или на открытых сельскохозяйственных угодьях. Пожарные вертолёты способны оказать эффективную помощь при устранении последствий катастроф, связанных с крушением авиационного, железнодорожного и морского транспорта. Также они могут оперативно провести эвакуационные мероприятия из таких мест, в которые трудно добраться автомобилями. Основным пожарным вертолётом является «Ка-32А». Российский Ка-32А, появившийся в 1993 году, можно считать первой отечественной модификацией, изначально разработанной для пожаротушения. Это настоящая летающая пожарная машина, уже в прототипах бывшая в соответствующей красно-белой раскраске. Вертолет имеет целых две водяных пушки (точнее — водопенных), устройства для эвакуации людей с крыш, даже специальные мощные громкоговорители для оповещения. По заявлению конструкторов, если в радиусе 500 метров от места пожара будет водоем, машина сможет за час сбросить на огонь 50 тонн пожарной смеси, ведь наполняется бак вертолета за 1 минуту.
Также при проведении поисково-спасательных операций во время возгораний используют вертолёт «Ми-8» МЧС России, «Ми-26ТП» и другие модели геликоптеров. Пожарно-спасательный вертолёт «Ка-32А» Вертолёт «Ка-32А» является признанным помощником при проведении сложнейших спасательно-поисковых операций, эвакуации пострадавших при авариях и техногенных катастрофах и выполнении задач, связанных с пожаротушением. Этот геликоптер может выполнять возложенные на него задачи в условиях плотной городской застройки и на местности со сложным рельефом.
Для обеспечения пожаротушения такой вертолёт МЧС России оснащён пластиковым баком для воды, насосами, имеющими электрический привод, пенообразователями, водяной и пенной пушками вертикального и горизонтального исполнения, гидравлической помпой. По мнению известных специалистов в области авиационной техники, пожарный геликоптер «Ка-32А» является одним из лучших в мире. Заключение Ни одно мероприятие по ликвидации последствий различных катастроф нельзя представить без участия спасательных вертолётов, которые выполняют разнообразные функции. Сегодня геликоптер может быть мобильным госпиталем для оказания первой неотложной врачебной помощи и доставки пострадавшего в медицинское учреждение. Также это высокотехнологическое устройство эффективно участвует в тушении пожаров в сложнейших условиях. В настоящее время санитарный и пожарный вертолёты являются незаменимыми помощниками для спасателей. Этому воздушному транспорту можно доверить решение таких задач, которые порой не под силу человеку.
Источники:
Фейсбук ВКонтакте Одноклассники Мой мир Твиттер Инстаграм
Фото: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
savelovskoe.ru
Многоцелевой вертолет Ми-8 | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия
«Краткая справка: Самый массовый в мире вертолет Ми-8. История создания, конструкция и основные модификации легендарной машины»
Военный вариант вертолета Ми-8ВТ. Хорошо видна арматура подвески вооружения
История создания вертолета Ми-8
С появлением тяжелого вертолета Ми-6, открылась новая эра в вертолетостроении. Однако тяжеловес был нужен не везде и не всегда, гораздо более востребованным был «средний» вертолет, по типу Ми-4, однако последний уже не отвечал требованиям времени.
20 февраля 1958 года вышло Постановление Совета Министров СССР предписывающее начать разработку нового вертолета на его замену, не с поршневым, а с газотурбинным двигателем. Рабочее название нового вертолета было В-8, но в историю он вошел как многоцелевой вертолет Ми-8. Новая машина должна была проектироваться сразу в двух вариантах: пассажирском Ми-8П и транспортном Ми-8Т.
Ведущим конструктором по В-8 (Ми-8) был назначен Г.В.Ремезов (позже — В.А.Никифоров), общее руководство по проекту осуществлял заместитель главного конструктора В.А.Кузнецов.
Чешский пассажирский вертолет Ми-8П.
В 1959 году был утверждён эскизный проект и натурный макет вертолёта, после чего началось рабочее проектирование. Сразу оказалось, что использовать наработки по Ми-4 фактически невозможно в силу технических особенностей. Специально для Ми-8 в ОКБ-117 был спроектирован новый двигатель мощностью 1250 л.с. Однако, по решению генерального конструктора, таких двигателей на вертолете должно было быть сразу два.
Конструкция Ми-8 вообще, была чрезвычайно передовой. Дюралюминиевая штамповка крупных деталей, клеесварные соединения, автоматическая система регулирования работы двигателей — все это было реализовано впервые именно для него.
Так как задумка была слишком уж революционной, Совет Министров СССР постановил построить сразу два варианта «В-8»: с одним и с двумя двигателями.
Первый прототип Ми-8 с одним двигателем АИ-24В и четырёхлопастным винтом от Ми-4 впервые поднялся в воздух в 24 июня 1961 года.
Второй прототип Ми-8 с двумя двигателями ТВ2-117 и новым пятилопастным винтом взлетел 2 августа 1962 года. Совместные государственные испытания обеих машин начались в марте 1963 года и завершились в пользу двухдвигательного варианта вертолета.
Прототип пассажирского вертолёта В-8АП был изготовлен на заводе №329 к маю 1964 года, а затем до марта 1965 года, проходили его всесторонние испытания.
Вертолет Ми-8Т. Обратите внимание на иллюминаторы — у транспортных вариантов Ми-8 они круглые, у пассажирских — квадратные
Сразу по их завершению, вертолет под обозначением Ми-8П был запущен в серийное производство на Казанском авиазаводе №387. К 1969 году Ми-8 полностью заменил на сборочной линии Ми-4, а в 1970 году к его производству приступил и завод в Улан-Удэ. Транспортный вариант, Ми-8Т был принят на вооружение ВВС СССР в 1968 г.
В 1968 году за создание Ми-8 группа работников МВЗ удостоена Государственной премии СССР.
На момент появления в эксплуатации, на Ми-8 было установлено 7 международных рекордов. Всего, за годы серийного производства с 1968 по 1996 г.г., было произведено около 8200 вертолетов Ми-8, что делает этот вертолет самым массовым в мире. При этом как минимум половина из всех произведенных машин в настоящее время исправны и трудятся также, как 20 и 30 лет назад.
На экспорт было поставлено 2800 Ми-8. В списке его «мест обитания» можно отметить 40 стран, среди которых: Алжир, Ангола, Афганистан, Бангладеш, Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Египет, Индия, Ирак, Канада, Китай, КНДР, Куба, Нидерланды, Никарагуа, Пакистан, Перу, Польша, Румыния, Сирия, Судан, США, Финляндия, Чехословакия, Эфиопия, Югославия, Япония.
Вертолет постоянно модернизируется и актуальные на данный момент модели по характеристикам заметно превосходят вертолеты более ранних годов выпуска.
Чертеж-схема вертолета Ми-8
Конструкция вертолета Ми-8
Вертолёт Ми-8 имеет одновинтовую схему с пятилопастным трёхшарнирным несущим и трёхлопастным рулевым винтами. Фюзеляж каркасный, для защиты рулевого винта имеется хвостовая опора.
Шасси трёхопорное, не убирающееся, с самоориентирующейся фиксируемой в полёте передней стойкой.
Силовая установка состоит из 2х газотурбинных двигателей ТВД ТВ2-117. От двигателей к валам винтов и вспомогательных механизмов мощность передаётся через трёхступенчатый главный редуктор ВР-8А. Запас топлива расположен в 3 топливных баках. Предусмотрена возможность установки в салоне 1-2 дополнительных топливных баков по 915 л (в грузовом варианте).
Пассажирский Ми-8П отличается от транспортного Ми-8Т прямоугольными иллюминаторами и отсутствием на хвостовой балке антенны доплеровского измерителя путевой скорости и угла сноса ДИВ-1. В его салоне установлены 28 мягких пассажирских кресел (как вариант, существовали модели с 20, 24 и 26 местами). Ми-8П может применяться в качестве санитарного и транспортного, перевозящего грузы в том числе на внешней подвеске.
В транспортном варианте Ми-8Т в салоне вертолета вдоль бортов установлены полужёсткие откидные сиденья на 24 пассажира. Доступ в салон осуществляется через боковую сдвижную дверь. На полу кабины расположены швартовочные узлы и ролики полиспаста, в передней части — электролебёдка. Для погрузки крупногабаритных грухов и техники в задней части имеется грузовой люк с двумя створками. Над входной дверью установлена стрела электролебёдки. Имеется система внешней подвески грузов. Управление дублированное, с жёсткой и тросовой проводкой, с гидроусилителями.
На военных вариантах Ми-8 может устанавливаться 7,62-мм или 12,7-мм пулемёт в носовой подвижной установке. На внешних сдвоенных/строенных боковых держателях могут устанавливаться блоки неуправляемых снарядов, пулемётные контейнеры, или подвешиваться бомбы калибром 50-500 кг.
Сверху держателей на направляющих рельсах могут размещаться до 6 противотанковых управляемых ракет. В боковых проёмах десантного отделения могут устанавливаться пулемёты и гранатомёты.
Характеристики Ми-8 | |
---|---|
Страна: | СССР |
Тип: | Многоцелевой вертолет |
Год выпуска: | 1961 г. |
Экипаж: | 2-3 человека + 28 пассажиров |
Двигатель: | 2х ТВ2-117А, мощностью по 1500 л.с. |
Максимальная скорость: | 250 км/ч |
Практический потолок: | Статический: 1300 м, динамический: 4200 м. |
Дальность полета: | 425 км |
Масса пустого: | 7000 кг |
Максимальная взлетная масса: | 12000 кг (нормальная взлетная 11570 кг) |
Размах крыльев: | Диаметр несущего винта: 21,288 м. |
Длина: | По фюзеляжу: 18,168 м, общая длинна с винтами: 25,24 м |
Высота: | До втулки несущего винта: 4,38 м, по рулевому винту: 5,65 м. |
Площадь крыла: | — |
Вооружение: | В пассажирском варианте отсутствует |
Характеристики приведены для модели Ми-8П
Модификации вертолета Ми-8
- В-8 — первый прототип Ми-8 одним двигателем АИ-24В. Первый полёт 24 июня 1961 года.
- В-8А — второй прототип с двумя двигателями ТВ2-117, пятилопастным несущим винтом, металлическим рулевым винтом. Первый полёт 2 августа 1962 года.
- В-8АТ — третий прототип (в десантно-транспортном варианте). Отличался сдвижными блистерами пилотской кабины вместо дверей, сдвижной боковой дверью грузовой кабины. Изготовлен летом 1963 года. В 1964 году переоборудован в «салон». Позже вновь переоборудован в транспортный. 19 апреля 1964 года экипаж В.Колошенко установил на В-8АТ 2 мировых рекорда.
- В-8АП — четвёртый прототип. Изготовлен в 1964 году в варианте правительственного салона. В 1965 году переоборудован в пассажирский вариант.
- Ми-8АПС, Ми-8АП-2, Ми-8АП-4 — варианты повышенной комфортности («салоны»). Отличаются двигателями ТВ2-117АГ.
- Ми-8М (проект) — модернизированный с салоном на 40 пассажирских мест, удлинённым фюзеляжем и двигателями ТВ3-117. Разрабатывался в 1964-1971 годах.
Ми-8ППА с аппаратурой постановки помех
- Ми-8ПА — с форсированными двигателями ТВ2-117Ф (1700 л.с.). Сертифицирован в Японии в 1980 году.
- Ми-8 санитарный. Предназначен для перевозки 12 больных на носилках с одним сопровождающим. В санитарный вариант могут быть переоборудованы как пассажирские, так и транспортные вертолёты.
- Ми-8АВ (Ми-8ВСМ) — укладчик противотанковых мин. Разработан в 1975 году.
- Ми-8АД — укладчик противопехотных мин. Разработан в 1978 году.
- Ми-8АТ — вертолёт с двигателями ТВ2-117АГ.
- Ми-8АТС — сельскохозяйственный, с баками-контейнерами и распылителями химикатов. Разработан в 1975 году.
- Ми-8БТ — буксировщик трала. В 1974 году переоборудовано 5 Ми-8Т для разминирования Суэцкого залива.
- Ми-8ВД — вертолёт радиационной разведки.
- Ми-8КП — командный пункт поисково-спасательных работ с комплексом связи «Сайгак». Разработан в 1978 году.
- Ми-8МБ — эвакуационно-медицинский. Оснащён бортовым операционным пунктом. Разработан в 1972 году.
- Ми-8МТ (Ми-17) — модернизированный, с двигателями ТВ3-117МТ, ВСУ АИ-9В. Рулевой винт установлен с левой стороны.
Модернизированный вариант армейского Ми-8, Ми-17
- Ми-8П — пассажирский. Салон рассчитан на 28 пассажиров.
- Ми-8ПП — постановщик активных помех и радиоразведчик. Предназначен для противодействия наземным РЛС. На борту размещен комплекс РЭБ «Поле». Разработан в 1974 году.
- Ми-8ППА — модернизированный постановщик помех. Разработан в 1980-1982 годах.
- Ми-8ПС — поисково-спасательный. Разработан в 1976 году.
- Ми-8Р (Ми-8ГР) — вертолёт ближней тактической разведки.
- Ми-8С (проект) — скоростной винтокрыл с маршевым реактивным двигателем на центроплане. Разрабатывался в 60-х годах.
- Ми-8С (второй с таким обозначением) — «салон» на базе Ми-8Т. Разработан в 1969 году.
- Ми-8СМВ — постановщик помех для защиты фронтовой авиации о ЗРК. Нёс на борту комплекс РЭБ «Смальта-В». Разработан в 1971 году.
- Ми-8СП — спасательный. В 1977 году переоборудовано 2 Ми-8Т.
- Ми-8СПА — модернизированный спасательный. Предназначен для поиска космонавтов и терпящих бедствие экипажей летательных аппаратов.
- Ми-8Т — серийный транспортный. Отличался круглыми иллюминаторами.
- Ми-8Т «Макфар 11» — вертолёт для проведения аэрогеофизических работ. В 1981 году в Якутии переоборудовано 2 Ми-8Т.
Ми-8 МЧС России
- Ми-8ТБ — экспортный вариант Ми-8ТВ. Отличался ПТУР «Малютка».
- Ми-8ТВ — вооружённый военно-транспортный. Отличается ферменными пилонами для подвески вооружения. Принят на вооружение Советской Армии в 1968 году.
- Ми-8ТГ (Ми-8ТАРК) — телевизионный разведчик-корректировщик.
- Ми-8ТГ (второй с таким названием) — вертолёт с двигателями ТВ2-117ТГ, работающими на сжиженном нефтяном газе. Розработан в 1987 году.
- Ми-8ТЛ — пожарный. Разработан в 1977 году.
- Ми-8ТЗ — топливозаправщик для вертолётов и танков. Выпускался с 1977 года.
- Ми-8ТП — «салон». Отличается двигателем ТВ2-117АГ. Выпускается в Улан-Удэ.
- Ми-8ТЭЧ-24 — летающая мастерская для ремонта Ми-24. Разработан в 1977 году.
- Ми-8ФСх — сельскохозяйственный. Отличался двигателями ТВ2-117Ф.
- Ми-9 (Ми-8ИВ) — воздушный командный пункт. Внешне отличался дополнительными антеннами на хвостовой балке.
- Ми-14 — вертолёт-амфибия.
Самый «экзотичный» вариант вертолета созданный на базе Ми-8. Вертолет-амфибия Ми-14
Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет
armedman.ru