Опытный автомат АК-46
Опытный автомат АК-46 сконструирован в 1946 году. Оружие создавалось как оптимальный вариант для использования военного патрона образца 1943 года. Основной деталью в новой конструкции выступила обновленная система, рассчитанная на заряд с промежуточной мощностью. Данное решение готовилось многими странами, однако впервые было реализовано в Германии. Подобный патрон создавал в стволе существенно меньшее давление, чем винтовочный аналог. Рассмотрим особенности опытного оружия.
Особенности
Отечественную разработку патрона для автомата АК-46 нельзя назвать прямой копией аналогичных снарядов, как считали некоторые. Боеприпас промежуточного типа разрабатывался с учетом отечественных требований и особенностей. Как стало вскоре ясно, новый патрон не мог на сто процентов решить проблему универсальности по точности попадания в цель и эффективности дальности ведения огня.
Полученный элемент не удовлетворял необходимым требованиям, соответствуя дальности точности попадания не более 300 метров с возможностью пробивания стальной каски из 50 метров (аналогичными параметрами обладал патрон у пистолета «ТТ»). Нужно было придумать оружие, которое могло бы поражать цели на дистанции до 800 метров одиночными залпами и 400-500 метров очередями. В результате на вооружение был принят патрон калибром 7,62 мм, разработанный несколькими конструкторами в 1943 году.
Разработка
Основным конструктором отечественного образца автомата АК-46 стал А. И. Судаев. Он за год успел разработать четыре стартовых комплекта. К работе над опытным вариантом вскоре подключились другие разработчики. В результате был создан автомат с промежуточным патроном, который обеспечивал эффективность стрельбы на дальность 0,5 км, само оружие оснащалось магазином на три десятка боеприпасов. В конкурсе приняли участие такие известные конструкторы, как Дегтярев, Коровин, Булкин и Барышев.
Изначально лидерство досталось разработчику автомата АК-46 Судаеву, уже в 1945 году его «детище» проходило полевые испытания. Через год был представлен еще ряд аналогов. В итоге на официальное вооружение Советской армии был взят именно автомат Калашникова.
Автомат АК-46: обзор характеристик
Ниже приведены основные параметры рассматриваемого оружия:
- Калибр – 7,62 мм.
- Длина общая и ствола – 695/377 мм.
- Масса – 4,1 кг.
- Вместимость магазина – 30 зарядов.
- Дистанция эффективного прицеливания – 600 м.
- Тип патронов – 7,62×41 мм.
Компоновка
Автомат АК-46 оснащается классической автоматической комплектацией, характерной для данных типов оружия. Газовый двигатель размещен сбоку, функционирует по принципу отвода отработанных газов посредством поперечных отверстий в стволовой стенке с последующим закрыванием затворной части.
Ствол калибра 7,62 мм оснащается четырьмя каналами с нарезами, которые вьются вверх слева направо. Перемещение затвора производится посредством фигурного паза с продольно-скользящей рамой затвора. Сама затворная часть – это цилиндр ступенчатого типа, который оснащен центральным каналом под ударник.
Фронтальная часть автомата АК-46 оснащается утолщенным затворным элементом, в верхней части располагаются ведущие выступы, которые служат для отвода затвора при отпирании и закрытии. Сцепление детали осуществляется при помощи пары боковых упоров. Нижний механизм досылателя гарантирует своевременное извлечение из магазина и последующую подачу очередного патрона.
Нюансы конструкции
Особенности конфигурации автомата АК-46 заключаются в наличии оригинальной конструкции с фрезерованной ствольной коробкой. На осях остова крепится ударно-спусковое устройство, механизм с рукоятью пистолетного типа, деревянный приклад.
При этом ствольная часть и спусковая коробка взаимодействуют между собой при помощи сухарей и стопорной шпильки. Задняя часть ствола имеет штифтовое крепление прицельной колодки со сквозным продольным отверстием. Во фронтальной части колодки поперечно расположен узел замыкателя газовой трубки с сигнальным флажком.
Газовая установка
Боковой газовый двигатель автомата Калашникова АК-46 имеет своеобразную конструкцию. Он обеспечивает кинематическую связь с газовым поршнем и затворной рамой. В этом процессе также используется пружинный толкатель, переходящий в единую систему с поршнем. Газовый аналог не имеет фиксации с затворником, воздействует исключительно на подвижные ходовые детали.
Автомат АК-46, фото которого приведено ниже, оснащается пластинчатой обоймой, не предусматривающей индивидуальное отделение магазина. Газовый отсек не имеет регулировки, однако в нем предусмотрена пара отверстий, предназначенных для отвода пороховых газов, выводящихся в атмосферу после использования оружия.
Ударно-спусковой механизм
Этот узел автомата АК-46, фото которого представлено выше, смонтирован в нижней части спускового отсека. Одним из самых удачных узлов стал механизм куркового типа с вращающимся по оси спусковым крючком. Такая конструкция позволила обеспечить приличную кучность при стрельбе, а также исключить влияние посторонних помех и движений, влияющих на точность прицела и правильность проведения выстрела.
Это связано с тем, что первый автомат Калашникова АК-46 обеспечивался системой, которая изначально перед залпом находилась в крайней передней позиции.
Взведение курка осуществлялось посредством перемещения назад затворной рамы. Спусковой крюк и шептало двигались в такой последовательности, которая гарантировала ведения одиночного огня либо стрельбу очередями. На фронтальной части рычага предусмотрен разобщитель, служащий гильзовым отражателем и автоматическим спуском. Винтовая боевая цилиндрическая пружина агрегирует с возвратным устройством, состоящим из затворной рамы в ствольном коробе. Основное предназначение механизма – накопление откатной энергии и возврат затвора в исходную позицию.
Устройство
Основной ударно-спусковой механизм опытного автомата АК-46 состоял из направляющего стержневого элемента и парной возвратной пружины. Задний упор стержня помещался в гнездо ствольного короба. При этом он служил фиксатором съемной штампованной крышки коробки ствола, которая защищала исключительно возвратное приспособление.
Характеристики автомата АК-46 обуславливают возможность его снаряжения боеприпасами из магазина без отделения его от ствола. Такое техническое задание изначально было поставлено перед конструкторами. В качестве фиксатора передних подвижных элементов использовалась задержка затвора. Предохранитель рассматриваемого оружия изготавливался отдельно от регулятора переключения типа ведения огня. Флажки этих элементов располагались с левой части корпуса ударно-спускового приспособления. Рукоять перезарядки расположилась слева, как и у аналогов немецких штурмовых винтовок.
Интересные факты
Автоматическое оружие Калашникова АК-46 имело прицельное приспособление, включающее в себя открытую мушку секторного обзора, рассчитанную на 0,8 км. Прицельная колодка размещается над патронником, прикрытым специальным приспособлением. В качестве крепления выступают две шпильки на треугольной основе у дульного среза ствола.
Преимуществом такой конструкции является простота и хорошие условия эксплуатации при наведении ствола на мишень. Это способствует оперативному обнаружению цели, обеспечивает хорошую коррекцию ведения огня, что очень важно при стрельбе по движущимся целям.
Остальным аналогичным модификациям также был присущ прицел подобного типа. Среди недостатков этого приспособления: необходимость совмещения трех точек во время ведения огня, включая мушку, гривок и прорезь целика. Дело в том, что они расположены на разном удалении от глаз стрелка, а это требует специальной наводки орудия для эффективного ведения стрельбы. В противном случае при стрельбе наблюдается рассеивание пуль и понижение четкости стрельбы.
Модернизация
Автомат АК-46, характеристики которого приведены выше, для устойчивости при ведении огня оснащается 6 сквозными отверстиями на дульном отсеке ствола. Они дают возможность стабилизировать орудие в активном режиме.
Рабочее питание осуществляется из съемного быстро деактивируемого коробчатого магазина из стали, в котором расположен заряд из 30 патронов. Сам магазин состоит из корпусной части, стопорной пружины, подающего устройства. Корпус в верхней части имеет пару загибов и два выступа, которые служат для фиксации магазина в окошке коробки ствола. После подсоединения оружия к магазину, фиксирующая защелка, закрепленная на фронтальной части спусковой скобы, поворачивается на оси под воздействием расположенного сзади упора. После этого механизм фиксируется в ствольной коробке, под воздействием обратной пружины поворачиваясь вперед до защелкивания за упором. Такая конфигурация механизма дала возможность получить быструю смену отработанных магазинов, в том числе и на ощупь (в ночное время суток). Кроме того, малые габариты защелки вызывают определенные трудности при быстрой фиксации магазина, особенно если на руках стрелка надеты защитные перчатки или специальные рукавицы.
Спецификация
Продолжая обзор автомата АК-46, можно отметить, что он не оснащается классической ложей цельного типа. Стволовая коробка имеет относительно простую конфигурацию, проста в удержании при ведении стрельбы, имеет раздельный деревянный приклад и аналогичное цевье. Задняя часть приклада оборудуется парой шурупов, которые фиксируют металлический затылок.
Удобство ведения огня обеспечивает деревянная рукоять пистолетного типа, а также стволовая накладка, совмещенная в один узел с газовой трубой. Накладка ориентирована на предохранение рук стрелка от ожогов при ведении активной стрельбы, а вырезы на ствольной части и цевье предназначены для эффективного охлаждения автоматного ствола. Плечевые антабки установлены с правой стороны, шомпол монтируется под стволом орудия.
Итог
В разработке были предусмотрены три вариации идентичной конфигурации, отличающиеся по калибру патрона. Все модели имели газовый двигатель с автоматическим отводом пороховых газов. Отходы после выстрела выводились через боковое отверстие, специально предусмотренное на боковой части корпуса автомата. К другим особенностям рассматриваемого оружия можно отнести наличие короткого хода отдельного штокового газового поршня, а также запирание стволового канала посредством поворота затвора. Кроме того, все вариации имели одинаковое ударно-спускное устройство.
Рассматриваемый автомат оснащен штампованной спусковой коробкой, в которой соединялись между собой горизонтальные прерывающиеся элементы и чека. Затворная часть рамы перемещалась при помощи ствольных направляющих деталей. Заряжающаяся рукоять располагалась с левой стороны. Механизм возврата срабатывал путем воздействия телескопического штока и возвратной пружины. Крышка штока крепилась посредством прижимания хвостовиком штока.
В серийное производство эти автоматы не попали. Концепция была доработана и модернизирована, и вскоре на вооружение армии СССР был поставлен автомат АК-47.
fb.ru
Опытный автомат Калашникова 1946 г. АК-46 (СССР)
Страница 1 из 2
Опытный автомат Калашникова АК-46 разработан в 1946 году в рамках конкурса по созданию автоматического оружия под промежуточный патрон обр.1943 г. Ключевым элементом не только нового оружейного комплекса, но новой системы стрелкового вооружения стал патрон промежуточной мощности. Этот шаг, впервые практически реализованный в Германии, на самом деле готовился давно и многими. Патрон промежуточной мощности, создающий в канале ствола значительно меньшее давление, чем винтовочный, обещал получение лёгкого «автоматического карабина», более гибкого и универсального, чем винтовка или пистолет-пулемёт. Появление германского 7,92-мм «курц»-патрона и оружия под него (Mkb.42 (H), MP.43, StG.44) подхлестнули работы над подобным комплексом «патрон-оружие» в СССР.
Заметим, что «прямого копирования» (как иногда пишут) здесь не было. Отечественный промежуточный патрон разрабатывался по собственным требованиям. Уже было ясно, что решить задачу «универсального» индивидуального оружия пистолету-пулемёту не под силу. Ни по эффективной дальности огня (до 200-300 м из устойчивых положений), ни по пробивному действию пули (пуля патрона ТТ, например, пробивала стальную каску не далее 50 м), он не удовлетворял потребностям, выявленным войной. А требовалось оружие, позволяющее надёжно поражать очередями цели на дальностях 400-500 м, а одиночным огнём — до 800 м. Ключом к решению и был новый патрон. При этом выдвинули требование — обеспечить дальности прямого выстрела, аналогичные карабину обр. 1938 г. Промежуточный патрон, используемый вместо пистолетного и винтовочного в массовых образцах оружия, кроме того, позволял намного упростить снабжение. В конце концов, был принят «7,62-мм промежуточный патрон обр.1943 г», разработанный Н.М.Елизаровым, П.В.Рязановым, Б.В.Сёминым и А.И.Забегиным.
Новое массовое оружие пехоты — автомат, рождался как бы в центре треугольника «автоматическая винтовка — пистолет-пулемёт — ручной пулемёт», но он не должен был заменить все эти типы оружия. Существенное отличие советских работ по созданию новых комплексов «патрон-оружие» заключалось в том, что задание было выдано сразу на три типа оружия, которые составили бы систему стрелкового вооружения под унифицированный промежуточный патрон на уровне взвода. На замену пистолета-пулемёта создавался автомат, на замену магазинного карабина — самозарядный карабин, на замену ручного пулемёта под винтовочный патрон — лёгкий ручной пулемёт, переносимый вместе с боекомплектом и обслуживаемый в бою одним бойцом. Продолжалась доработка и самого патрона.
В работу над автоматом под промежуточный патрон обр.1943 г. первым включился А.И.Судаев, разработав за год четыре опытных системы. Вскоре подключились другие конструкторы — уже в апреле 1944 г, прошли испытания автоматы А.И.Судаева, В.А.Дегтярёва, Ф.В.Токарева, С.А.Коровина, затем в конкурс включились Г.С.Шпагин, А.А.Булкин, К.А.Барышев. Практически в это время устанавливались черты автомата, которые знакомы нам и поныне — промежуточный патрон (со временем такие патроны у нас стали именовать «автоматными»), эффективная дальность стрельбы до 400-500 м, сменный магазин ёмкостью до 30 патронов, размеры и масса, позволяющие использовать его как массовое индивидуальное оружие в различных условиях боя.
Вперёд поначалу вышел Судаев, летом 1945 г. его автомат уже проходил войсковые испытания, но скоропостижная смерть прервала его работы. В 1946 г. свои проекты автоматов представили также Н.В.Рукавишников, А.А.Дементьев, Г.А.Коробов и М.Т.Калашников. Именно Калашникову суждено было сдать свой автомат на вооружение Советской армии.
Известная ныне «система Калашникова» сложилась, конечно не сразу. Потребовалось немало испытаний и доработок, часто — весьма существенных. Так что опытные автоматы Калашникова 1946 г АК-46, значительно отличались от системы, принятой на вооружение три года спустя. Чертежи своего автомата АК-46 — Калашников представил в начале 1946 г, под псевдонимом «Михтим» — все проекты представлялись комиссии анонимно. Расчёты проекта помог выполнить подполковник Б.Л.Капель. Комиссия присудила проекту М.Т.Калашникова второе место, первое — проекту полковника Н.В.Рукавишникова, третье — капитана К.А.Барышева. Эти проекты, вместе с проектами Коробова, Булкина, Дементьева, комиссия рекомендовала для изготовления опытных образцов и проведения полигонных испытаний.
Изготовление опытных образцов Калашникова и их подготовку к полигонным испытаниям возложили на Отдел главного конструктора и цех опытных работ Ковровского завода №2, куда в соответствии с решением Министерства вооружения и УСВ ГАУ, и направился М.Т.Калашников. В Коврове от Отдела главного конструктора в помощь ему выделили А.А.Зайцева, позднее — В.И.Соловьёва, составивших небольшую конструкторскую группу. Опытные автоматы Рукавишникова, Коробова, Булкина, Деменьтьева и Калашникова (два из трёх изготовленных) поступили на полигонные испытания в мае-июне 1946 г.
Автоматика автомата Калашникова АК-46 — классической компоновки с верхним расположением бокового газового двигателя, работала по принципу отвода пороховых газов через поперечное отверстие в стенке ствола с запиранием поворотом затвора. Ствол калибра 7,62 мм имел канал с четырьмя нарезами, вьющимися слева вверх направо. Поворот затвора осуществлялся фигурным пазом продольно-скользящей затворной рамы. Затвор представлял собой ступенчатый цилиндр с центральным каналом под ударник. В передней утолщённой части затвора располагались выступы верхний (ведущий) — для разворота затвора при запирании и отпирании, для его ведения при откате и накате затворной рамы; а также два боковых боевых упора, с чьей помощью осушествлялось сцепление затвора с выступами ствольной коробки (т.е. запирание канала ствола. Досылатель на нижней поверхности затвора обеспечивал извлечение патрона из магазина и подачу его в патронник.
К характерным особенностям автомата Калашникова АК-46 относятся своеобразная конструкция фрезерованной ствольной коробки, к которой на осях крепились: коробка ударно-спускового механизма с пистолетной рукояткой и деревянный приклад. Причем ствольная и спусковая коробки соединялись между собой по направляющим с сухарными вырезами и фиксировались шпилькой. На задней части ствола штифтом крепилась прицельная колодка, имевшая сквозное продольное отверстие, для прохода передней части затворной рамы. В передней части колодки в поперечном отверстии крепился замыкатель газовой трубки с флажком.
Боковой газовый двигатель автомата Калашникова АК-46 также отличался своеобразием. Кинематическая связь затворной рамы с газовым поршнем осуществлялась через толкатель с пружиной, представляющий собой одну деталь с поршнем. Газовый поршень, не скрепленный с затворной рамой, воздействовал только на часть хода подвижных частей. Раздельные шток с поршнем и затворная рама обеспечили возможность заряжания автомата из пластинчатой обоймы без отделения магазина. Газовая камера — без регулировки, однако в газовой трубке имелось два отверстия, служивших для вывода в атмосферу остаточных пороховых газов после отхода затворной рамы назад на заданное растояние.
Ударно-спусковой механизм был смонтирован в спусковой коробке. Удачным оказался выбор ударного механизма — куркового типа, с вращающимся на оси курком. Он способствовал получению хорошей кучности стрельбы одиночным огнем, позволив таким образом исключить влияние движения и ударов подвижных частей на точность прицеливания и выстрела, т.к. перед выстрелом подвижная система находилась в крайнем переднем положении. Взведение курка исущестлялось при движении назад затворной рамы. Спусковой механизм, который состоял из спускового крючка и шептала одиночного огня, допускал ведение одиночного и автоматического огня. Выступ на передней части рычага разобщителя одновременно служил отражателем гильзы и работал как автоспуск. Боевая пружина винтовая, цилиндрическая. Возвратный механизм, служивший для накопления энергии отката и возвращения затворной рамы в исходное положение при накате, размещался в стволыной коробке. Он состоял из направляющего стержня и двухчастевой возвратной пружины. Задний упор стержня, входивший в паз выступа ствольной коробки, одновременно служил и фиксатором штампованной съемной крышки ствольной коробки, которая закрывала только возвратный механизм.
К одной из особенностей автомата Калашникова АК-46, относилась возможность снаряжения магазина патронами из обоймы, без его отделения от оружия, что было обусловлено техзаданием. Поэтому функции фиксатора подвижных частей в заднем положении выполняла затворная задержка. Предохранитель в автомате Калашникова АК-46 №1 был выполнен отдельно от переводчика вида огня. Их флажки размещались на левой стороне коробки ударно-спускового механизма. Аналогично германским штурмовым винтовкам, слева была расположена и рукоятка перезаряжания затвора, выполненная в одном узле с затворной рамой.
ПерваяПредыдущая 1 2 Следующая > Последняя >>
www.dogswar.ru
Описание автомата Булкина / АБ-46 / ТКБ-415
История создания
Автомат Булкина АБ-46-опытный автомат конструкции Булкина. АБ-46 стал продолжением работы над автоматом АБ-44. В источниках информации часто фигурирует под заводским индексом-ТКБ-415. Работы по созданию автомата велись Алексеем Алексеевичем Булкиным в тульском конструкторского бюро ЦКБ-14. Автомат АБ-46/ТКБ-415 был представлен военной комиссией Главного Артиллерийского Управления в 1945 году, когда проходил конкурс по созданию автомата под отечественный промежуточный патрон 7,62х39-мм. Автомат Булкина являлся основным конкурентом Калашникова. В дальнейшем М.Т. Калашников использовал технические решения из автомат АБ-46/ТКБ-415 при создании своего автомата АК-47, который значительно отличался от первоначально заявленного АК-46. Использование автоматики АБ-46/ТКБ-415 при создании АК-47 очевидна на фото. Автомат Булкина АБ-46/ТКБ-415 проиграл автомату АК-47 по причине плохой надежности деталей. Плюс АК-47 отличался от АК-46, что по условиям конкурса не допустимо, а лоббированием АК-47 занимался один из начальников ГАУ Василий Лютый, но это уже другая история в статье «Сравнение АК-47 и StG-44» . При этом АБ-46 был фаворитом во время конкурса до декабря 1947 года. На последнем 10-ном испытании в январе 1948 года предпочтение было отдано автомату Калашниква КБ-П-850 (АК-47).
Конструкция
Автоматика АБ-46/ТКБ-415 работает за счет отвода части пороховых газов из канала ствола, который толкают поршень. Газоотводный механизм не имеет регулировки отвода газа и располагается на стволе. Поршень на штоке жесток соединен с затвором. Запирание патрона в стволе происходит посредством поворота боевой личинки с двумя боевыми упорами. Для справки: впервые данная конструкция была использована американским оружейник Джоном Гарадом в 1929 при создании винтовки М-1 Garand. Во время выстрела затвор проворачивает боевую личинку, за которой следует экстракцию гильзы и сжатие боевой пружины, и взвод УСМ. Затвор двигается по направляющим в штампованной затворной коробке. УСМ позволяет вести автоматический (очередями) и полуавтоматический огонь (одиночный). Механизм УСМ куркового типа с перехватом курка. Безопасность автомата обеспечивает флажковый предохранитель, сочетающий в себе дополнительную функцию переводчика огня. Предохранитель-переводчик расположен с левой стороны автомата в районе курка, удобен для перевода в нужное положение большим пальцем правой руки. Для прицеливания из магазина используется регулируемая мушка, защищенная кольцом и секторный прицел. На конце ствола имеется дульный тормоз-компенсатор. Рукоятка заряжания находится с правой стороны и неподвижна во время стрельбы (ранний вариант АБ-46). У позднего варианта рукоятка перезарядка находилась на затворе, плюс имелась защитная пластина щели скольжения затвора от грязи, во время стрельбы смещалась вниз.
Для питания автомата используется двухрядный коробчатый магазина на 30 патронов, магазин изготавливался штамповкой из листового металла.
Количество выстрелов | 30 в магазине |
Диаметр+длина ствола | 7,62х39-мм, 400 мм |
Боевая скорострельность | нет данных |
Максимальная скорострельность | 540-690 выстрелов в минуту |
Прицельная дальность | 800 метров |
Эффективная прицельная дальность | нет данных |
Максимальна дальность полета пули | нет данных |
Начальная скорость вылета | нет данных |
Автоматика | отвода части пороховых газов из канала ствола, поворотное запирание канала ствола с помощи личинки |
Вес | 4,3-кг без патронов+магазин |
Размеры | 878-мм |
warbook.info
Тайна создания автомата «АК-47» — Новые Русские Новости
Существуют две основные версии появления знаменитого АК-47:
Первая — официальная, согласно которой автомат создал прежде никому не известный русский самородок Михаил Тимофеевич Калашников.
Вторая — неофициальная, основанная, главным образом, на внешнем сходстве АК-47 с немецкой штурмовой винтовкой STG-44 конструкции Хуго Шмайсера, который, будучи в советском плену, и создал АК-47, слегка подправив контуры STG-44.
Не буду утомлять читателей схемами и конструктивными особенностями автоматов, т.к. это отвлекает от фактов и логики событий тех лет. Замечу лишь, что конструктивно АК-47 сильно отличается от STG-44, и вторая версия, таким образом, выглядит несостоятельной.
Не лучше обстоят дела и с официальной версией — в ней имеется ряд таинственных неувязок, а история о самородке Калашникове — не более, чем миф. Ничего выдающегося он в своей жизни не создал — все разработанные им образцы автоматического оружия были в конечном итоге забракованы. Но всё по порядку.
Из официальной версии известно, что М.Т.Калашников в 1945 году подключился к созданию автомата под промежуточный патрон 7,62х39 образца 1943 года. К 46-му году им был подготовлен проект для участия в конкурсе:
«Чертежи своего автомата АК-46 — Калашников представил в начале 1946 г, под псевдонимом «Михтим» — все проекты представлялись комиссии анонимно. Расчёты проекта помог выполнить подполковник Б.Л.Капель. Комиссия присудила проекту М.Т.Калашникова второе место, первое — проекту полковника Н.В.Рукавишникова, третье — капитана К.А.Барышева. Эти проекты, вместе с проектами Коробова, Булкина, Дементьева, комиссия рекомендовала для изготовления опытных образцов и проведения полигонных испытаний.
Изготовление опытных образцов Калашникова и их подготовку к полигонным испытаниям возложили на Отдел главного конструктора и цех опытных работ Ковровского завода №2, куда в соответствии с решением Министерства вооружения и УСВ ГАУ, и направился М.Т.Калашников. В Коврове от Отдела главного конструктора в помощь ему выделили А.А.Зайцева, позднее — В.И.Соловьёва, составивших небольшую конструкторскую группу. Опытные автоматы Рукавишникова, Коробова, Булкина, Деменьтьева и Калашникова (два из трёх изготовленных) поступили на полигонные испытания в мае-июне 1946г.» [http://www.dogswar.ru]
Летние испытания не выявили победителя, при этом автомат Калашникова — АК-46 — занял всего лишь 3 место. Ни один автомат не удовлетворял требуемым ТТХ, поэтому конкурсантов отправили дорабатывать свои образцы.
«В декабре 1946 года автомат Калашникова АК-46 вышел на испытания, где его главными конкурентами стали тульские автоматы Булкина АБ-46 и автомат Дементьева АД. Затем последовал второй тур испытаний, после которого АК-46 был признан комиссией непригодным для дальнейшей отработки.» (Там же).
А дальше уже идёт очевидная мифология — образец Калашникова был окончательно снят с конкурса, но Михаил Тимофеевич каким-то чудом уговорил комиссию продолжить работу над совершенствованием проекта:
«Невзирая на это решение, Калашников (при поддержке ряда членов комиссии, состоящей из офицеров НИПСМВО, с которыми он проходил службу на полигоне с 1943 года) добился пересмотра решения и получил одобрение на дальнейшую доводку своего автомата.» (Там же).
Очередные испытания образцов были намечены на август 1947 года. И здесь возникает следующая неувязка — к указанным испытаниям 1947 года Калашников преподнёс совершенно новый образец, не соответствующий заявленному им проекту, что было запрещено условиями конкурса. Образец с условным названием АК-47 победил в конкурсе, наголову превзойдя других претендентов.
Получается, что АК-47 возник из ниоткуда. А кто вёл этот проект, кто занимался его расчётами, кто изготавливал экспериментальные образцы? Официальная версия об этом умалчивает. Странная забывчивость, которая усугубляется не менее странными перипетиями с участием Калашникова в конкурсе.
То, что АК-47 — иной проект, нежели АК-46, видно невооружённым глазом:
На АК-46 флажки предохранителя и переводчика огня, а также рукоятка перезаряжания затвора располагались слева. В АК-47, напротив, справа. Ещё более разительное отличие вскрывается при виде разобранных автоматов:
Все детали автоматов совершенно разные, т.е. в них полностью отсутствует преемственность. При этом первый образец АК-46 незначительно отличается от второго. В свою очередь третий отличается от второго складным прикладом. Таким образом, АК-47 — не доработка АК-46, это принципиально новое изделие. Официальная легенда, следовательно, лукавит. По крайней мере ясно, что М.Т. Калашников не разрабатывал АК-47, т.к. он возился со своим проектом АК-46, который проигрывал другим. Официальные биографы умалчивают о пикантных деталях, скрывая то, что придётся восстанавливать по косвенным фактам.
Версию с Хуго Шмайсером официоз отметает ещё и потому, что тот работал в Ижевске, а Калашников — в Коврове (см.выше).
Немецкие оружейники в Ижевске со своими семьями. Хуго Шмайсер сидит второй слева.
Но удивительное в этой истории то, что слава АК-47 свалилась именно на Ижевск, а не на Ковров!
События, очевидно, происходили следующим образом. Среди советских конструкторов устроили конкурс на разработку автомата. Но параллельно в Ижевске работала группа немецких конструкторов во главе со знаменитым Хуго Шмайсером (см. фото). Проект, разрабатываемый там, объединял в себе многочисленные заимствования из имевшихся на тот момент времени лучших образцов автоматического стрелкового оружия, включая советские. В 1947 году было решено выставить этот проект на конкурс. Но как и кому представлять ижевский автомат? Не называть же его именем немецкого конструктора! Да и участие в конкурсе пленного немца по понятным причинам полностью исключалось. И тут подвернулся Калашников, чей образец удачно провалился на декабрьских испытаниях. Калашникова, освободившегося от обузы проекта АК-46, назначают «разработчиком» ижевского автомата, всучают ему образец проекта условно «Хуго Шмайсера», получившего название АК-47, и он в августе 1947 года в нарушение всех писаных правил идёт на испытания, на которых успешно побеждает.
Затем в конце того же года Калашникова посылают в Ижевск дорабатывать ТТХ автомата. Это, кстати, один из ключевых моментов истории с АК-47. Ведь Калашников работал при КБ Ковровского оружейного завода, но его проект загадочным образом «уплыл» к конкурентам — в Ижевск, где как раз работал Хуго Шмайсер. На самом деле, Калашникова просто прикомандировали к группе Шмайсера, чтобы из достойного русского парня окончательно сделать создателя АК-47. Старания М.Калашникова не ускользнули от глаз местных жителей: «напротив дома немецких специалистов находилась «стекляшка» центрального ижевского продуктового Гастронома №1, и молодой сержант Калашников бегал через дорогу за «Жигулёвским» пивом для маститого немецкого инженера Хуго Шмайсера». Автомат, в итоге, был принят на вооружение в 1949 году.
Обычная история для сталинской эпохи, когда в целях пропаганды назначались передовики, герои и прославленные конструкторы.
Источник
Поделитесь с друзьями:
newru.org
Главный конкурент АК-47 на конкурсных испытаниях – автомат Булкина АБ-46
Опытный экземпляр автоматического оружия АБ-46 с производственным индексом ТКБ-415, разработанный тульским конструктором А. Булкиным, появился в 1945 году. В этом же году он принимает участие в конкурсе ГАУ ВС Советского Союза совместно с другими экземплярами нового автомата различных конструкторских бюро. Через три года автомат ТКБ-145 уступает в проходящем конкурсе опытному экземпляру КБ-П-580, который в будущем станет известен как АК-47.Конкурс на создание автоматическое оружие – боеприпас Главное артуправление объявило в конце 1943 года. Этому событию сильно поспособствовало представление техническому совету Наркомата вооружения в середине 1943 года немецкого трофейного автомата MKb-42 со своими боеприпасами.
Отечественный аналог немецкого патрона калибра 7.62 мм с длиною гильзы 41 мм, получивший название промежуточный, был создан советскими конструкторами Семиным и Елизаровым в невероятно короткий срок – к концу года патрон был готов к испытаниям. Позже гильзу укоротили на 2 мм.
Все конкурсанты разрабатывали автоматы под новый отечественный боеприпас. В первом конкурсе победу засчитали конструктору А.Судаеву – его разработка, автоматический карабин АС-44, весом в 5.35 килограмма выпускалась серийно на тульском заводе. На данное время АС-44 успешно себя зарекомендовал на испытаниях в 4-х военных округах и использовался оккупационными войсками Советского Союза в захваченной Германии. Конструктору было рекомендовано понизить весовые характеристики АС-44. Летом 1945 года ГАУ объявило начало второго конкурса. А.Судаев представил на нем свой улучшенный АС-44 или ОАС. На этом конкурсе впервые появился среди конкурсантов АБ-46 конструктора Булкина. Облегченный автомат Судаева на этот раз не смог продемонстрировать прежние характеристики, автомат конструкции Булкина с некоторыми замечаниями проходит конкурс и после доработок смог принять участие в предстоящих испытаниях. Внезапная смерть Судаева поставила жирный крест на будущем его детища АС-44, который был явным лидером среди конкурсантов. Оставшиеся конкурсанты с новыми усилиями начинают борьбу за первенство своего образца автоматического оружия. ГАУ учитывает изменившуюся ситуацию и предъявляет тактико-технические требования участникам конкурса с рассмотрением эскизного проекта каждого автомата перед демонстрацией опытного образца. После рассмотрения эскизов к допуску на испытания ГАУ отбирает только 5 проектов. Здесь впервые появился автомат, разработанный Калашниковым. Образец автоматического карабина конструкции Булкина был лидером почти 2,5 года проходящих испытаний. В начале 1948 года все испытания полностью завершены. АБ-46 по кучности стрельбы короткими очередями был единственным автоматом, который вписывался в требования ГАУ. По остальным характеристикам стрельбы так же показал себя хорошо. По обслуживанию, простоте и удобству сборки-разборки не уступал автоматическому карабину Калашникова. Но Булкину не удалось решить проблемы живучести и надежности своего автомата, что, в конце концов, свело на нет все его преимущества. Итоги последних испытаний были записаны в отчете 10 января 1948 года, «образец автоматического оружия конструктора Калашникова под боеприпас образца 1943 года по многим характеристикам удовлетворил требования ГАУ и рекомендуется к серийному производству с проведением войсковых полевых испытаний. Автомат АБ-46 конструктора Булкина не подошел под требования ГАУ и основных испытаний не прошел». 10-ти дневные заключительные испытания прошел КБ-П-580, известный так же под названием АК-47. Не исключается, что именно благодаря постоянной поддержке руководства, а так же внедрению в АК-47 элементов конструкции АБ-46 и был выигран конкурс на автомат-боеприпас ГАУ. Поэтому в 1949 году на вооружение принимают 7.62 мм автомат конструктора Калашникова под индексом 56-А-212. Автоматическое оружие конструктора Булкина массово не производилось, но оно внесло свой неповторимый вклад в теперь уже самый знаменитый АК-47.
Конструкция и принцип действия АБ-46
Булкин создавал автомат по принципу работы автоматики газоотводного исполнения с выполнением узла газоотвода над стволом. Для запирания канала ствола использовался принцип поворота затвора. Устройство для газоотвода не обеспечено регулятором. Узел запирания состоит из стебля затвора со штоком, который оканчивается поршнем газового исполнения. Стебель затвора имеет отверстие, в котором выполнена боевая поворотная личинка с 2-мя упорами боевого типа. При движении затворного стебля он сначала проворачивает боевую личинку, выводя два ее боевых упора из сцепки с опорами казенника, дальнейшее движение стебля происходит с подхваченной боевой личинкой. Для направления движения стебля выполнены отгибы коробки затвора штампованного типа с максимально уменьшенной площадью касания, что дало подвижной системе АБ-46 слабую чувствительность к загрязнениям. Питание боеприпасами происходит от секторного 30-ти зарядного магазина, расположение боеприпасов – шахматное с двурядной подачей. Магазин изготовлен из тонкой стали с помощью штампосварки.
Механизм ударно-спусковой куркового типа выполнен с перехватом курка. Перехват курка – достаточно простой механизм, без устройства разобщения спускового крючка с шепталом для производства стрельбы одиночными выстрелами. Откатывающийся затворный стебель взводит курок, который в таком положении захватывает подпружиненный упор спускового курка. При отпущенном спусковом крючке курок перехватывает шептальный выступ спускового крючка. Спусковой механизм обеспечивает стрелку ведение огня очередями и одиночными выстрелами. Предохранитель-переводчик режимов огня флажкового исполнения располагается на правой стороне АБ-46 на рукояти управления над спусковым крючком. Последние из представленных образцов автомата АБ-46/ТКБ-415 имели укороченный ствол на 10 сантиметров. Флажковый предохранитель-переводчик выполнен с левой стороны автоматического оружия, который стало удобно переводить большим пальцем правой руки. Приспособления прицеливания – мушка регулируемого типа с кольцевой защитой от воздействия и прицел секторного типа.
Всего на испытаниях были представлены два варианта АБ-46:
— АБ-46 с прикладом деревянного исполнения для вооружения основных воинских подразделений;
— АБ-46 с откидным в правую сторону прикладом для подразделений специального назначения и воздушно-десантных подразделений.
Основные характеристики АБ-46:
— масса — 4.5 килограмма;
— ствол — 51 сантиметр;
— длина — 94.4 сантиметра;
— прицельная дальность стрельбы — 800 метров;
— скорость полета пули — 750 м/с;
— скорострельность — 600 выст/минут;
— количество боеприпасов в магазине — 30 единиц.
Источники информации:
http://www.dogswar.ru/oryjeinaia-ekzotika/strelkovoe-oryjie/3730-avtomat-bylkina-ab-4.html
http://eragun.org/ross/avtvin/vintav_5.html
http://warfiles.ru/show-2182-avtomat-bulkina-ab-46.html
topwar.ru
АК47 — А был ли мальчик? — Сообщество «Человек Стреляющий» на DRIVE2
В продолжение предыдущего поста:
www.drive2.ru/communities…/blog/288230376151712873/
АК-47 он же Калаш — не только самый знаменитый автомат в мире, но и самый загадочный. До сих пор не написано, объективной его истории, авторов многочисленных публикаций, про этот вид стрелкового оружия, лихорадит и бросает из крайности в крайность от безудержного восхваления заслуг Михаила Тимофеевича Калашникова, до откровенно жесткого обвинения последнего в плагиате.
Давайте попробуем вглянуть в глаза сухим фактам и сделать выводы.
Велика Отечественная…
В то время как немцы испытывают и производят оружие под промежуточный патрон 7,92, в нашей стране культивируется выпуск оружия под существующий ассортимент винтовочных и пистолетных патронов т.е. винтовки и пистолеты пулеметы.
Работы по созданию оружия под промежуточный патрон ( в нашем случае 7,62) начались Советском Союзе, лишь спустя несколько месяцев после того, как 15 июля 1943 г. на техсовете Наркомата вооружения был продемонстрирован трофейный комплекс МР-43.
Прим.: первая серия MP-43 встала на вооружение в июне 43-го, а в сетнябре 43-го была признана песпективным оружием и запущена в массовое производство в пяти модификациях, включая прибор — насадку для стрельбы из укрытий и бронетехники. Т.е. советский войска получили крайне неприятный сюрприз.
За разработку нового оружия в авральном режиме берутся известные отечественные оружейники: К.А. Барышев, А.А. Булкин, В.А. Дегтярев, А.С. Константинов, Г.А. Коробов, С.А. Коровин, В.Ф. Кузьмищев, Н.В. Рукавишников, С.Г. Симонов, И.Я. Стечкин, А.И. Судаев, Ф.В. Токарев, Г.С. Шпагин и другие.
В августе 1944 майором Алексеем Судаевым был разработан и представлен на полигонные испытания автомат под промежуточный патрон 7,62 — АС-44.
1 сентября 1944 г. Комитет по делам изобретений регистрирует три патентные заявки Судаева. В 1945 г. была изготовлена эксперементальная партия автоматов Судаева для проведения боевых испытаний. Автомат действовал за счёт энергии пороховых газов, отводимых в надствольную трубку и перемещавших поршень. Запирание канала ствола осуществлялось перекосом затвора (Как у STG44). УСМ был предназначен для автоматической и одиночной стрельбы, рычажок переключателя находился на правой стороне ствольной коробки (как и у совеменного АК). Ёмкость магазина была 30 патронов (в угоду основному конкуренту Stg 44), ствол защищался деревянной накладкой и цевьём (Как у современного АК).
По результатам войсковых испытаний Главное Артиллерийское Управление (ГАУ) признаёт автомат песпективным, но тяжелым и даёт конструктору задание уменьшить массу. По результатам войсковых испытаний АС-44 формируются тактико-технические требования (ТТТ) подбора автомата для сил Советской Армии. В последствии появляются еще две модификации АС-44,
но из за тяжелого заболевания полученного в блокадном Ленинграде образец не был доработан Судаевым, 17 августа 1946 г. конструктор первой Советской штурмовой винтовки умирает.
Теперь вернемся к Михаилу Калашникову чем же он знимается в это время. В Российском Государственном архиве научно-технической документации хранятся три заявкиподаные им на выдачу авторского свидетельства, это: «Пистолет-пулемёт образца 1943 г. калибра 7,62 мм», «Ручной пулемёт 7,62 мм образца 1944 г» и «Извлекатель патронов из патронной ленты (Модернизация станкового пулемёта СГ-43)».
Фото прототипа ПП Калашникова
Примерно в середине 1946 г. Калашников представляет свой первый автомат под промежуточный патрон 7,62 для испытаний на научно-исследовательский полигон Главного артиллерийского управления (ГАУ), который располагался в посёлке Щурово Раменского района Московской области.
На даный момент не известно, в соответствии с каким ТТТ был разработан этот автомат, не известно как он выглядел и где хранится. Известно только, что, согласно заключительному акту испытаний старшего лейтенанта Пчелинцева, было установлено, что «система несовершенна и доработке не подлежит».
На этом, в принципе, и мог закончиться, путь Михаила Калашникова, по сути не начавшись, однако судьба совершила совершенно не тривиальный поворот.
По какой-то не известной нам причине — начальник испытательного отдела полигона В.Ф Лютый решает поддержать, Михаила Калашникова, и вместо отправки испорченного куска стали в утиль — отправляет его в доработку и пишет комментарий: «Я пришел к выводу, что конструкцию следует переделать почти заново… с учетом моих замечаний изменил в отчете заключение Пчелинцева и рекомендовал автомат на доработку…».
Более того, В.Ф. Лютый- лично наметил 18 необходимых кардинальных изменений.
Остается загадкой и какую должность занимал сержант Калашников на полигоне, где инженерами-испытателями служили офицеры в чине не ниже старшего лейтенанта.
Разрабатывать по сути с нуля образец автомата — Калашникова отправляют на оружейный завод в город Ковров. Об этом интересно пишет инженер-конструктор А.А. Зайцев: «Ознакомив меня с его 7,62-мм карабином под патрон образца 1943 года и общим видом спроектированного им автомата, Михаил Тимофеевич поставил передо мной задачу о проработке технического проекта для изготовления опытного образца и испытания его на заводе. Затем, после доработки документации по результатам заводских испытаний, изготовить еще два образца для испытаний на полигоне. Все это надо было выполнить до конца 1946 года.»
И так, в конце 1946 г. на Щуровкий полигон были предсталены как минимум три эземпляра АК-46, также не понятно являлись ли испытания 1946г. конкурсными и разнились ли модификации.
В.Ф. Лютый, лично курирующий проект Калашникова вспоминает о тех же событиях:
«…Позднее в усовершенствовании автомата принял участие мой давний товарищ — сообразительный и опытный инженер Владимир Дейкин… Втроем мы работали до 1947 года, когда наконец изготовили опытный автомат… Я лично испытывал новое оружие».
Ясно только, что автоматика представленных образцов работала за счёт отвода части пороховых газов через отверстие в стенке ствола, а запирание канала ствола производилось поворотом затвора. Раздельные предохранитель и переводчик огня были расположены с левой стороны ствольной коробки. Все три варианта сильно отличались от автомата, известного нам, как АК-47.
Сам Калашников о своем ноу-хау говорит так: «Главный, самый оригинальный узел – узел запирания канала стола я взял с некоторыми изменениями из моего несостоявшегося карабина».
Мы не знаем, как был устроен этот карабин, но в любом случае утверждение об оригинальности поворотного узла запирания звучит более чем странно: уже к концу 30-х годов этот принцип был реализован в немецком автомате MKb 42 (Walther), в немецкой автоматической винтовке Fg 42 конструктора Луиса Штанге, которой вооружались десантники, и в американской автоматической винтовке М1.30 Гаранд.
Таким образом все узлы и принципы АК до того были реализованы в ранее выпускавшихся системах оружия.
Также пугающе ярко в глаза бросается сходство АК-46 с моделью Stg 44 Хуго Шмайсера, по сути с Stg 44 слизана эргономика, компоновка, расположение прицельных приспособлений за исключением расположения возвратной пружины (у Stg она уходит в приклад а у АК остается в ствольной коробке) и схемы запирания затвора.
Рождение АК-47
После испытаний модификаций АК-46, не менее года инженер-капитан В.Ф. Лютый, инженер-майор В.С. Дейкин и курируемый сержант М.Т. Калашников работают над созданием образца для новых испытаний. Акта полигонных испытаний АК-46 не существует — известно лишь, что «недостатки отдельных узлов и деталей АК-46, выявленные в ходе полигонных испытаний заставили в чрезвычайно сжатые сроки пересмотреть и радикально изменить устройство ударно-спускового механизма, газового двигателя и компоновку ствольной коробки».
Лично у меня вторично напрашивается вопрос- откуда такая лояльность к М.Т.Калашникову?
Результатом совместной работы стал созданный ими автомат (АК-47).
По мнению экспертов перечень доработок АК-46, говорит скорее о создании принципиально новой системы с поворотным запиранием затвора унаследованным от предыдущего образца.
Оратите внимание на эргономику, если АК-46 это попытка взять лучшее от успешного образца Stg44,
то АК-47 активно использует эргономику предложенную Судаевым во второй и третьей модификации.
С 27 декабря 1947 г. по 11 января 1948 г. на Щуровском полигоне проходил заключительный тур испытаний изделия созданного Лютым, Дейкиным и Калашниковым (и впоследствии названного АК-47), модель была изготовлена в двух модификациях — с деревянным и металлическим складывающимся прикладом.
Обсудить результаты полигонных испытаний 1947 г. собрался Научно-технический совет НИПСМВО ГАУ ВС. Протокол его заседания № 11 от 10 января 1948 г. настолько интересен, что имеет смысл рассмотреть его подробнее.
Повестка дня.
1. Рассмотрение результатов испытания автоматов под патрон обр. 1943 года конструкторов Калашникова, Булкина и Дементьева. (Докладчик – инженер-майор Лютый В.Ф.)
Слушали:
1. Результаты испытания автоматов под патрон обр. 1943 года.
Руководитель испытания инженер-майор Лютый доложил совещанию о результатах повторных испытаний автоматов Калашникова, Булкина и Дементьева после доработки их, рекомендованной полигоном и УСВ, необходимость которой выявилась при первых испытаниях. Т. Лютый отметил, что наиболее полно доработка произведена конструктором Калашниковым.
Внимание: Лютый является на тот момент не только начальником, но, фактически, соавтором Калашникова.
Вопрос докладчику:
2. Какие эксперименты по улучшению кучности боя предполагается провести с автоматом Калашникова?
Отв.: Эксперименты с утолщением ствола, уменьшением ударов, с отводом газов из канала ствола до вылета пули, с креплением обойм.
Внимание: Чтобы понять смысл экспериментова «с отводом газов из канала ствола до вылета пули», небходимо вернуться к комоновке Stg.44 у которой возвратная пружина находится на одной оси со стволом и упирается в звтыльник внутри приклада. У Калаша же, как и у АС-44 возвратная пружина находится выше оси ствола, что приводит к подбросу ствола вверх при выстреле и сказывается на кучности боя. Кстати именно так появилист шесть отверстий между стойкой мушки и газовой камерой — предполагалось, что истечение части газов через эти отверстия будет уменьшать подбрасывание ствола.
6. Не объясняется ли безотказность работы автомата Калашникова повышенными импульсами на подвижные части?
Отв.: Нет, так как все основные динамические характеристики у всех автоматов практически одинаковы.
Внимание: На самом деле именно этим и объясняется. Дело в том, что все модификации автомата Калашникова имеют по сравнению с конкурентами укороченный ствол, а чем короче ствол, тем больше газа можно отвести на газовый поршень вместо того, чтобы бесполезно выбрасывать его в атмосферу вслед за пулей. Однако повышенный импульс, вызывал удары затворной рамы о ствольную коробку и уменьшение кучности.
7. Основное отличие данных автоматов от АС-44?
Отв.: Легче по весу примерно на 1 кг, введены ударно-спусковые механизмы куркового типа, что улучшает кучность боя при одиночном огне (на 1 см).
Внимание: На самом деле автомат Судаева под 7,62 имел принципиальные отличия, важнейшим из которых нам видится длинный эффективный ствол, а уменьшение веса оружия вообще может увеличивать разброс попаданий. Что касается новаций в ударно-спусковом механизме, то в описании УСМ автомата Судаева (АС-44) написано: «Ударно-спусковой механизм с курком молоточкового типа был предназначен для автоматической и одиночной стрельбы, рычажок переключателя находился на правой стороне ствольной коробки». Итак, Лютый попросту вводит коллег в заблуждение: введение УСМ куркового типа никак не может считаться оригинальной чертой автомата Калашникова.
8. Полностью ли удовлетворяет автомат Калашникова ТТТ?
Отв.: Не удовлетворяет по кучности боя при автоматическом огне и некоторым, не основным, служебным характеристикам.
Внимание: Как можно видеть, проблема низкой кучности боя преследовала АК с самого начала, и разрешить её так и не удалось. Именно в этот вопрос вызвал не шуточные дебаты у коммисии которая принимала автомат. По сути, выбора у комиссии небыло, точнее, выбирать ей было не из чего. Непонятно, почему инженер-полковники и инженер-майоры лишь после воплощения конструкции в металл обнаружили, что уменьшение длины ствола, снижение точки плечевого упора, увеличение импульса на подвижные части и снижение массы системы привели к снижению кучности советских автоматов по отношению к их немецким аналогам. Ведь все они обсуждали некий норматив кучности, заложенный в ТТТ. Откуда он мог взяться, как не от немецкого аналога, тем более, что у Stg 44 проблем с кучностью не возникало: на дистанции до 300 м она демонстрировала такую же кучность, как и винтовка образца 1898 г., несколько уступая последней лишь при дальности до 600 м. Известно, что немцы выпускали даже вариант автомата со снайперским прицелом!
По результатам комиссии АК-47 как удовлетворяющий всем требованиям ТТТ кроме показателя кучности боя — принят на вооружение с оговоркой о небходимости модификаци и устранения несоответствия ТТТ по кучности боя.
Теперь давайте ответим себе на пару вопросов:
Какое отношение Калашников имеет к Калашу?
Непосредственное, но идеологом или конструктором его назвать язык не поворачивается, скорее администратор со стороны партии. Повернись колесо фортуны немного по другому — наши войска могли бы сейчас стрелять из более совершенного оружия под маркировкой АС или Калаш 47 мог запросто именоваться бы Лютым 47.
Какое отношение Хуго Шмайсер имеет к Калашу?
На мой взгляд если и имеет, то самое опосредованное. Если бы Шмайсер действительно принимал участие в разработке, то мы увидили бы в Калаше ряд удачных решений Штурмгевера 44 по компоновке и эргономике.
Дальшнейшая история Калаша хорошо знакома.
Последующий выпуск АКМ решил часть проблем АК-47 и сделал его самым популярным автоматом современности. Почему? Ответ прост, как конструкция самого АК — Выпуск и доработка основного конкурента были прекращены, предложенный СССР агрегат был надежен, прост в производстве и обслуживании, не требовал высокой квалификации и дополнительной подготовки стрелков, что вполне устраивало военные машины ряда государств того времени, о распространении АК в развивающиеся страны Партия Советского Союза более чем позаботилась.
www.drive2.ru
Опытный автомат АК-46
Бизнес 2 ноября 2017Опытный автомат АК-46 сконструирован в 1946 году. Оружие создавалось как оптимальный вариант для использования военного патрона образца 1943 года. Основной деталью в новой конструкции выступила обновленная система, рассчитанная на заряд с промежуточной мощностью. Данное решение готовилось многими странами, однако впервые было реализовано в Германии. Подобный патрон создавал в стволе существенно меньшее давление, чем винтовочный аналог. Рассмотрим особенности опытного оружия.
Особенности
Отечественную разработку патрона для автомата АК-46 нельзя назвать прямой копией аналогичных снарядов, как считали некоторые. Боеприпас промежуточного типа разрабатывался с учетом отечественных требований и особенностей. Как стало вскоре ясно, новый патрон не мог на сто процентов решить проблему универсальности по точности попадания в цель и эффективности дальности ведения огня.
Полученный элемент не удовлетворял необходимым требованиям, соответствуя дальности точности попадания не более 300 метров с возможностью пробивания стальной каски из 50 метров (аналогичными параметрами обладал патрон у пистолета «ТТ»). Нужно было придумать оружие, которое могло бы поражать цели на дистанции до 800 метров одиночными залпами и 400-500 метров очередями. В результате на вооружение был принят патрон калибром 7,62 мм, разработанный несколькими конструкторами в 1943 году.
Разработка
Основным конструктором отечественного образца автомата АК-46 стал А. И. Судаев. Он за год успел разработать четыре стартовых комплекта. К работе над опытным вариантом вскоре подключились другие разработчики. В результате был создан автомат с промежуточным патроном, который обеспечивал эффективность стрельбы на дальность 0,5 км, само оружие оснащалось магазином на три десятка боеприпасов. В конкурсе приняли участие такие известные конструкторы, как Дегтярев, Коровин, Булкин и Барышев.
Изначально лидерство досталось разработчику автомата АК-46 Судаеву, уже в 1945 году его «детище» проходило полевые испытания. Через год был представлен еще ряд аналогов. В итоге на официальное вооружение Советской армии был взят именно автомат Калашникова.
Видео по теме
Автомат АК-46: обзор характеристик
Ниже приведены основные параметры рассматриваемого оружия:
- Калибр – 7,62 мм.
- Длина общая и ствола – 695/377 мм.
- Масса – 4,1 кг.
- Вместимость магазина – 30 зарядов.
- Дистанция эффективного прицеливания – 600 м.
- Тип патронов – 7,62×41 мм.
Компоновка
Автомат АК-46 оснащается классической автоматической комплектацией, характерной для данных типов оружия. Газовый двигатель размещен сбоку, функционирует по принципу отвода отработанных газов посредством поперечных отверстий в стволовой стенке с последующим закрыванием затворной части.
Ствол калибра 7,62 мм оснащается четырьмя каналами с нарезами, которые вьются вверх слева направо. Перемещение затвора производится посредством фигурного паза с продольно-скользящей рамой затвора. Сама затворная часть – это цилиндр ступенчатого типа, который оснащен центральным каналом под ударник.
Фронтальная часть автомата АК-46 оснащается утолщенным затворным элементом, в верхней части располагаются ведущие выступы, которые служат для отвода затвора при отпирании и закрытии. Сцепление детали осуществляется при помощи пары боковых упоров. Нижний механизм досылателя гарантирует своевременное извлечение из магазина и последующую подачу очередного патрона.
Нюансы конструкции
Особенности конфигурации автомата АК-46 заключаются в наличии оригинальной конструкции с фрезерованной ствольной коробкой. На осях остова крепится ударно-спусковое устройство, механизм с рукоятью пистолетного типа, деревянный приклад.
При этом ствольная часть и спусковая коробка взаимодействуют между собой при помощи сухарей и стопорной шпильки. Задняя часть ствола имеет штифтовое крепление прицельной колодки со сквозным продольным отверстием. Во фронтальной части колодки поперечно расположен узел замыкателя газовой трубки с сигнальным флажком.
Газовая установка
Боковой газовый двигатель автомата Калашникова АК-46 имеет своеобразную конструкцию. Он обеспечивает кинематическую связь с газовым поршнем и затворной рамой. В этом процессе также используется пружинный толкатель, переходящий в единую систему с поршнем. Газовый аналог не имеет фиксации с затворником, воздействует исключительно на подвижные ходовые детали.
Автомат АК-46, фото которого приведено ниже, оснащается пластинчатой обоймой, не предусматривающей индивидуальное отделение магазина. Газовый отсек не имеет регулировки, однако в нем предусмотрена пара отверстий, предназначенных для отвода пороховых газов, выводящихся в атмосферу после использования оружия.
Ударно-спусковой механизм
Этот узел автомата АК-46, фото которого представлено выше, смонтирован в нижней части спускового отсека. Одним из самых удачных узлов стал механизм куркового типа с вращающимся по оси спусковым крючком. Такая конструкция позволила обеспечить приличную кучность при стрельбе, а также исключить влияние посторонних помех и движений, влияющих на точность прицела и правильность проведения выстрела.
Это связано с тем, что первый автомат Калашникова АК-46 обеспечивался системой, которая изначально перед залпом находилась в крайней передней позиции.
Взведение курка осуществлялось посредством перемещения назад затворной рамы. Спусковой крюк и шептало двигались в такой последовательности, которая гарантировала ведения одиночного огня либо стрельбу очередями. На фронтальной части рычага предусмотрен разобщитель, служащий гильзовым отражателем и автоматическим спуском. Винтовая боевая цилиндрическая пружина агрегирует с возвратным устройством, состоящим из затворной рамы в ствольном коробе. Основное предназначение механизма – накопление откатной энергии и возврат затвора в исходную позицию.
Устройство
Основной ударно-спусковой механизм опытного автомата АК-46 состоял из направляющего стержневого элемента и парной возвратной пружины. Задний упор стержня помещался в гнездо ствольного короба. При этом он служил фиксатором съемной штампованной крышки коробки ствола, которая защищала исключительно возвратное приспособление.
Характеристики автомата АК-46 обуславливают возможность его снаряжения боеприпасами из магазина без отделения его от ствола. Такое техническое задание изначально было поставлено перед конструкторами. В качестве фиксатора передних подвижных элементов использовалась задержка затвора. Предохранитель рассматриваемого оружия изготавливался отдельно от регулятора переключения типа ведения огня. Флажки этих элементов располагались с левой части корпуса ударно-спускового приспособления. Рукоять перезарядки расположилась слева, как и у аналогов немецких штурмовых винтовок.
Интересные факты
Автоматическое оружие Калашникова АК-46 имело прицельное приспособление, включающее в себя открытую мушку секторного обзора, рассчитанную на 0,8 км. Прицельная колодка размещается над патронником, прикрытым специальным приспособлением. В качестве крепления выступают две шпильки на треугольной основе у дульного среза ствола.
Преимуществом такой конструкции является простота и хорошие условия эксплуатации при наведении ствола на мишень. Это способствует оперативному обнаружению цели, обеспечивает хорошую коррекцию ведения огня, что очень важно при стрельбе по движущимся целям.
Остальным аналогичным модификациям также был присущ прицел подобного типа. Среди недостатков этого приспособления: необходимость совмещения трех точек во время ведения огня, включая мушку, гривок и прорезь целика. Дело в том, что они расположены на разном удалении от глаз стрелка, а это требует специальной наводки орудия для эффективного ведения стрельбы. В противном случае при стрельбе наблюдается рассеивание пуль и понижение четкости стрельбы.
Модернизация
Автомат АК-46, характеристики которого приведены выше, для устойчивости при ведении огня оснащается 6 сквозными отверстиями на дульном отсеке ствола. Они дают возможность стабилизировать орудие в активном режиме.
Рабочее питание осуществляется из съемного быстро деактивируемого коробчатого магазина из стали, в котором расположен заряд из 30 патронов. Сам магазин состоит из корпусной части, стопорной пружины, подающего устройства. Корпус в верхней части имеет пару загибов и два выступа, которые служат для фиксации магазина в окошке коробки ствола. После подсоединения оружия к магазину, фиксирующая защелка, закрепленная на фронтальной части спусковой скобы, поворачивается на оси под воздействием расположенного сзади упора. После этого механизм фиксируется в ствольной коробке, под воздействием обратной пружины поворачиваясь вперед до защелкивания за упором. Такая конфигурация механизма дала возможность получить быструю смену отработанных магазинов, в том числе и на ощупь (в ночное время суток). Кроме того, малые габариты защелки вызывают определенные трудности при быстрой фиксации магазина, особенно если на руках стрелка надеты защитные перчатки или специальные рукавицы.
Спецификация
Продолжая обзор автомата АК-46, можно отметить, что он не оснащается классической ложей цельного типа. Стволовая коробка имеет относительно простую конфигурацию, проста в удержании при ведении стрельбы, имеет раздельный деревянный приклад и аналогичное цевье. Задняя часть приклада оборудуется парой шурупов, которые фиксируют металлический затылок.
Удобство ведения огня обеспечивает деревянная рукоять пистолетного типа, а также стволовая накладка, совмещенная в один узел с газовой трубой. Накладка ориентирована на предохранение рук стрелка от ожогов при ведении активной стрельбы, а вырезы на ствольной части и цевье предназначены для эффективного охлаждения автоматного ствола. Плечевые антабки установлены с правой стороны, шомпол монтируется под стволом орудия.
Итог
В разработке были предусмотрены три вариации идентичной конфигурации, отличающиеся по калибру патрона. Все модели имели газовый двигатель с автоматическим отводом пороховых газов. Отходы после выстрела выводились через боковое отверстие, специально предусмотренное на боковой части корпуса автомата. К другим особенностям рассматриваемого оружия можно отнести наличие короткого хода отдельного штокового газового поршня, а также запирание стволового канала посредством поворота затвора. Кроме того, все вариации имели одинаковое ударно-спускное устройство.
Рассматриваемый автомат оснащен штампованной спусковой коробкой, в которой соединялись между собой горизонтальные прерывающиеся элементы и чека. Затворная часть рамы перемещалась при помощи ствольных направляющих деталей. Заряжающаяся рукоять располагалась с левой стороны. Механизм возврата срабатывал путем воздействия телескопического штока и возвратной пружины. Крышка штока крепилась посредством прижимания хвостовиком штока.
В серийное производство эти автоматы не попали. Концепция была доработана и модернизирована, и вскоре на вооружение армии СССР был поставлен автомат АК-47.
Источник: fb.ru Спорт и ФитнесАК-100. Автоматы АК 100-й серии. Характеристики, фото
Автомат Калашникова (АК) 100-й серии является стрелковым оружием нового поколения, пришедшим на смену поистине легендарным системам АК-47 и АК-74. Ценители огнестрела говорят, что АК – это как Rolls-Royce среди …
Новости и обществоАвтомат АК 107: характеристики и фото
Автомат АК 107, как и его аналоги под индексом 108 и 109, сконструированы инженерами Александровым и Параниным, которые являются сотрудниками предприятия «Ижмаш». Данный агрегат относится к 100-й серии &la…
БизнесАК-47 — калибр. Автомат Калашникова АК-47
В мире оружия не так много образцов, ставших легендой. Былинный булатный меч сменил автомат Калашникова. Рука, сжимающая АКМ, стала таким же символом победы, как и изображавшаяся ранее рука, держащая меч.Калиб…
Новости и обществоАвтомат Калашникова АК-74М: обзор, описание, характеристики
Модернизированный автомат Калашникова АК-74М стал последним в серии знаменитого индивидуального оружия 1974 года. Со времен начала производства он используется во множестве стран. Спустя десятилетия модель не теряет с…
Спорт и ФитнесТТХ АК-47 (Автомат Калашникова): устройство, назначение, калибр
АК-47 (автомат Калашникова образца 1947-ого года) — общевойсковое оружие, которое начали поставлять советским военным в 1949-ом году. Сконструирован в 1947-ом Михаилом Тимофеевичем Калашниковым, в честь которого и пол…
Спорт и ФитнесАвтомат страйкбольный АК-74
Страйкбол – термин русский, хоть и на английском языке. В других странах эту игру называют airsoft (мягкая пневматика). Возможно, причина в том, что у нас мягкая пневматика лежит на прилавках магазинов игрушек и…
Спорт и ФитнесАК-9 — автомат, не принятый на вооружение
Имя Михаила Тимофеевича Калашникова, человека, создавшего самый надежный и используемый автомат, известно всему миру. Его детище принято на вооружение армиями 50 стран. Он является самым применяемым из всего арсенала …
БизнесАвтомат Булкина АБ-46: обзор, характеристики и интересные факты
Опытный автомат Булкина получил производственный индекс ТКБ-415, разрабатывался с 1945 года. Сразу после создания оружие участвовало в конкурсе ГАУ ВС СССР, на равных конкурируя с другими подобными экземплярами. Через…
Новости и обществоУСМ АК-74: назначение и устройство ударно-спускового механизма автомата Калашникова
Автомат Калашникова пользуется большой популярностью во всем мире. Благодаря надежности и высоким характеристикам он стал символом советского вооружения. Кроме того, АК послужил базой при создании карабинов «Сай…
АвтомобилиЧто надежнее — вариатор или «автомат»? В чем разница? Преимущества и недостатки
Управление автомобилем с МКПП требует внимательности, а современный человек всегда куда-то спешит. Автоматическая трансмиссия в этом плане значительно проще. Электроника сама подумает за водителя и выполнит все необхо…
monateka.com