Транспортно-десантный вертолет Ми-8 | Военное оружие и армии Мира
Многие вертолетные полки и отдельные эскадрильи ВВС, армейской авиации, авиации внутренних и пограничных войск Российской Федерации укомплектованы транспортно-десантными вертолетами Ми-8 различных модификаций.
Работы по созданию этого вертолета были начата в ОКБ Миля в мае 1960 г. Первый опытный образец в однодвигательном варианте (с двигателем АИ-24В — модификацией, устанавливаемой на самолетах Ан-24) был поднят в воздух 24 июня 1961 г. В ходе испытаний было принято решение сделать силовую установку двухдвигательной и спроектировать специально для этого вертолета новый пятилопастный несущий винт. 17 сентября 1962 г. новый вариант вертолета совершил свой первый полет и в 1965 г., после летных испытаний, был запущен в серийное производство. Первоначально вертолет эксплуатировался в двух основных модификациях: пассажирский вертолет Ми-8П и транспортный Ми-8Т.
Пассажирский вариант предназначен для межобластных и местных перевозок пассажиров и малогабаритных грузов и рассчитан на 28 пассажиров. Транспортная модификация предусматривает перевозку грузов массой до 4000 кг или 24 десантников с оружием.
Фюзеляж вертолета включает носовую и центральную части, хвостовую и концевую балки. В носовой части находится кабина экипажа, здесь установлены два кресла летчиков, приборные доски, электропульты, органы управления вертолетом. Кабина экипажа отделена от грузовой или пассажирской кабины перегородкой с дверным проемом.
В транспортном варианте в центральной части фюзеляжа расположена грузовая кабина, для входа в которую с левой стороны предусмотрена сдвижная дверь, снабженная механизмом аварийного сброса. Благодаря значительным размерам грузовой кабины (5,34×2, 25×1,8 м) в ней можно перевозить крупногабаритные грузы массой до 4 т. Для упрощения погрузочно-разгрузочных работ в задней части фюзеляжа оборудован грузовой люк, закрывающийся двумя створками. По обе стороны грузовой кабины установлены 24 откидные сиденья для размещения десантников, на полу смонтированы швартовочные узлы для крепления грузов.
К фюзеляжу снаружи крепятся амортизаторы и подкосы основных и передней стоек не убирающегося в полете трехстоечного колесного шасси. Каждая стойка снабжена жидкостно-газовыми амортизаторами, колеса передней стойки самоориентирующиеся.
В ходе серийного производства вертолет неоднократно подвергался модернизации. На его базе было разработано множество модификаций, основными из которых являются:
- Ми-8С, ПС — варианты Ми-8П с повышенным уровнем комфорта пассажирской кабины, рассчитанной на 7—11 пассажиров;
- Ми-8ТВ — появившаяся в 1968 г. вооруженная модификация, оборудованная пилонами для подвески четырех пусковых установок УБ-16-57УД с 16 неуправляемыми 57-мм ракетами каждая;
- Ми-8ТБ — дальнейшее развитие Ми-8ТВ с пилонами для подвески шести пусковых установок УБ-32-57 с 32 неуправляемыми 57-мм ракетами каждая, а также с четырьмя пусковыми установками ПТУР 9М17П; в носовой части фюзеляжа смонтирована подвижная установка с 12,7-мм пулеметом, возможна также подвеска авиабомб калибром 50—250 кг;
- Ми-8ТБК — экспортный вариант Ми-8ТБ, вместо четырех пусковых установок ПТУР 9М17П смонтировано шесть пусковых установок ПТУР 9М14М;
- Ми-9, МИ-8БЗПУ — вертолеты-ретрансляторы для повышения дальности радиосвязи, оборудованы дополнительными антеннами на хвостовой балке;
- Ми-18 — изготовленная в двух экземплярах модификация с удлиненным на 1 м фюзеляжем и лопастями несущего винта из стеклопластика.
Выпускались также вертолеты —постановщики помех Ми-8ПП и Ми-8ППА, топливозаправщики Ми-8ТЗ, тральщики Ми-8БТ, разведывательные вертолеты Ми-8Р, вертолеты — воздушные командные пункты Ми-8ВКП и Ми-8ВПУ и другие специальные модификации.
С появлением в начале 1970-х гг. новых движителей ТВЗ-117 со взлетной мощностью 1950 л.с. была проведена глубокая модернизация вертолета Ми-8Т, в результате которой появилась модификация Ми-8МТ, а также Ми-8МТВ. Кроме новых двигателей ТВЗ-117МТ с пылезащитными устройствами на воздухозаборниках, на вертолете была смонтирована вспомогательная силовая установка АИ-9В, рулевой винт перенесен на левую сторону концевой балки. В конструкцию вертолета внесены также другие изменения, направленные на улучшение его эксплуатационных характеристик, модернизировано радиоэлектронное оборудование. Планами Министерства обороны Российской Федерации предусмотрена закупка до 2012 г. 50 новых вертолетов модификации Ми-8МТВ. Экспортный вариант этого вертолета получил обозначение Ми-17.
2272warfor.me
ВЕРТОЛЕТЫ. Воздушно-десантные войска. История российского десанта
Вертолет Ми-4
На винтокрылые машины руководство Вооруженных Сил СССР обратило пристальное внимание после успешного боевого дебюта американских винтокрылых машин в Корейской войне в самом начале 50-х годов. Американские войска использовали вертолеты в качестве разведчиков, посыльных, санитарных машин. Но привлек он к себе внимание в основном по результатам высадки десанта в Инчоне в 1951 году. Вертолет отличался способностью садиться практически в любом месте. Уже тогда в США зародилась идея создания так называемой воздушной кавалерии, или, как сейчас принято называть, воздушно-штурмовых (десантно-штурмовых) подразделений.
Уже 5 октября 1951 года было принято решение о разработке в ОКБ М. Л. Миля проекта десантно-транспортного вертолета на 12 человек. 3 июня 1952 года был выполнен первый полет новой машины. В декабре 1952 года в Саратове развернули серийное производство этих вертолетов, получивших наименование Ми-4.
Высадка посадочного десанта с вертолета Ми-4.
Позднее производство перевели в Казань, где оно продолжалось до 1966 года. Всего было построено 3307 вертолетов Ми-4 всех модификаций. Несколько лет Ми-4 оставался самым тяжелым и грузоподъемным вертолетом мира, его прекрасные летно-технические характеристики позволили установить 8 мировых рекордов.
Вертолет Ми-4.
На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году вертолет был удостоен диплома и золотой медали, а 1960 году выиграл престижный конкурс винтокрылых машин в Индии. Ми-4 широко применялся как в вооруженных силах, так и в народном хозяйстве и на протяжении нескольких десятилетий составлял основу отечественной винтокрылой авиации. Этот вертолет сделал целую эпоху!
Ми-4 является первым военно-транспортным вертолетом в отечественных вооруженных силах. Разработка, летные испытания и внедрение вертолета Ми-4 в серийное производство были осуществлены в рекордно короткий срок — в течение одного года. Первый опытный вертолет ВД-12 (вертолет десантный, 12 местный) совершил первый полет (летчик-испытатель В. В. Виницкий) в 1952 году и в этом же году начал производиться серийно. В 1953 году первые серийные вертолеты Ми-4А успешно прошли войсковые испытания и стали поступать в войска. Ми-4 имел нагрузку 1200 кг в нормальном варианте и 1600 кг в перегрузочном. Просторная грузовая кабина вмещала 12 десантников с личным вооружением и боеприпасами, или 16 десантников в перегрузочном варианте, или грузы массой до 1600 кг, в том числе 57-мм пушку с расчетом, два мотоцикла М-72 с колясками и пять десантников или автомобиль-вездеход ГАЗ-67В, а позже ГАЗ-69. Машина была снабжена грузовым люком в задней части с откидными створками и опускающимся трапом — решение, которое стало традиционным в дальнейшем для военно-транспортных вертолетов. Под фюзеляжем в носовой части была предусмотрена гондола для стрелка с 12,7-мм пулеметом на турельной установке. На всех вертолетах Ми-4 использовалась одна и та же силовая установка — специально разработанный для него вариант поршневого двигателя воздушного охлаждения АШ-82В взлетной мощностью 1700 л. с., разработанный ОКБ им. В. Д. Швецова.
Вертолеты Ми-4 серийно производились в 1953–1966 годах на Казанском вертолетном заводе. Ми-4 широко использовались в Вооруженных Силах СССР, где в ВВС были сформированы вертолетные полки, в каждом из которых имелось 60 вертолетов. Уже в 1953 году на воздушном празднике в Тушино демонстрировались 24 вертолета Ми-4, а в 1954 году на войсковых учениях с 36 вертолетов Ми-4 был высажен десант с автомобилями и легкой артиллерией.
В 1956 году вертолеты Ми-4 использовались в военных действиях в Венгрии.
В 1978 году Ми-4 применялись в Афганистане, где через год были вытеснены вертолетами Ми-8 и Ми-24 введенной в эту страну советской войсковой группировки.
Выпускалась модификация Ми-4АВ — вооруженный вариант Ми-4А, первый отечественный транспортно-боевой вертолет для непосредственной поддержки наземных войск. Этот вертолет был оснащен специальными ферменными пилонами, на которые можно было подвешивать различное вооружение: авиационные бомбы, контейнеры с НАР калибром 57 мм и пусковые установки для четырех ПТУР «Фаланга» с радиокомандной системой наведения. Вертолет был снабжен оптическим визиром Ш121, коллиматорным прицелом ПКВ и оптическим прицелом 0ПБ-1Р, в 1967–1968 годах в вариант Ми-4АВ было переоборудовано 200 вертолетов Ми-4А.
Вертолет Ми-4.
Тактико-технические характеристики вертолета Ми-4.
Диаметр главного винта — 21 м.
Длина — 16,8 м.
Высота — 4,4 м.
Масса:
— пустого — 5270 кг;
— нормальная взлетная — 7350 кг;
— максимальная взлетная — 7800 кг;
— топлива — 1000+500 л.
Тип двигателя — 1 ПД Швецов АШ-82В, мощностью 1725 л. с.
Максимальная скорость — 210 км/ч.
Крейсерская скорость — 160 км/ч.
Дальность действия:
— при номинальном топливе — 410 км;
— с максимальным запасом топлива — 500 км;
— с 1 ПТБ — 660 км.
Максимальная скороподъемность — 336 м/мин.
Практический потолок — 6000 м.
Статический потолок — 700 м.
Экипаж — 1–2 человека.
Полезная нагрузка — 10 пассажиров, или 12–16 солдат, или 8 больных на носилках (санитарный вариант) + 1 сопровождающий, или 1600 кг груза.
Вертолет Як-24
Первый полет вертолета Як-24 состоялся в 1952 году, после чего машина пошла в мелкосерийное производство. Государственные испытания шли не очень гладко — вначале разбилась одна машина, затем на прочностных испытаниях разрушилась другая, к счастью, без человеческих жертв. В 1955 году государственные испытания завершились, и машина была принята на вооружение. В отчетах о проведенных испытаниях отмечалось, что машина более устойчива в полете, чем его конкурент Ми-4, создававшийся в это же время.
В 1955 году вертолет, пилотируемый Е. Ф. Милютичевым, впервые показали на воздушном параде в Тушино. На следующий год, в День авиации, пролетела уже четверка Як-24, высадив на тушинский аэродром десант с военной техникой.
Был спроектирован и изготовлен вертолет Як-24У (уширенный). Модификация Як-24У создавалась в рамках развития воздушно-десантных войск. Главное требование заключалось в придании вертолету способности перевозить внутри фюзеляжа всю номенклатуру военной техники ВДВ, включая самоходно-артиллерийские установки АСУ-57, масса полезной нагрузки увеличивалась вдвое — с 2 до 4 т. На внешней подвеске вертолет должен был обладать возможностью перевозить грузовые автомобили ГАЗ-51. Параллельно решались и чисто авиационные задачи по совершенствованию устойчивости и управляемости, целью которых было сделать вертолет, сравнимый по уровню пилотирования со спортивным самолетом.
Вертолет Як-24.
Однако вертолет не получил должного распространения — этими машинами были вооружены лишь два вертолетных полка, после выработки ресурса машины были сняты с вооружения и выведены в резерв.
Вертолет Як-24.
Тактико-технические характеристики вертолета Як-24.
Диаметр главного винта — 2 х 20,2 м.
Длина — 21,34 м.
Масса:
— пустого — 10 607 кг;
— нормальная взлетная — 14 270 кг;
— максимальная взлетная — 16 800 кг.
Тип двигателя — 1 ПД Швецов АШ-82В, мощностью 2 х 1725 л. с.
Максимальная скорость — 173 км/ч.
Крейсерская скорость — 150 км/ч.
Дальность действия:
— перегоночная — 1300 км;
— практическая — 650 км;
— с максимальной нагрузкой — 255 км.
Практический потолок — 5000 м.
Статический потолок — 2700 м.
Экипаж — 3 человека.
Полезная нагрузка — 30 солдат, или 18 больных на носилках (санитарный вариант) + 1 сопровождающий, или 4 000 кг груза.
Вертолет Ми-6
Вертолет Ми-6 совершил первый полет в сентябре 1957 года и был в то время самым большим вертолетом в мире. В 1960 году Ми-6 был запущен в производство и стал первым в СССР серийным вертолетом с газотурбинными двигателями. Вертолет имел традиционную конфигурацию, был оснащен двумя легкосъемными крыльями небольшого размаха, которые на 20 % разгружали несущий винт в крейсерском полете.
В 1962 году Ми-6 установил 14 рекордов скорости и высоты полета с полезной нагрузкой, утвержденных Международной федерацией авиации, и четыре из них оставались непревзойденными вплоть до 1983 года. Базовый военно-транспортный вариант Ми-6А способен был перевозить 70 вооруженных солдат или до 90 гражданских пассажиров. При использовании вертолета в качестве санитарного в нем размещалось до 41 носилок и два медицинских работника. В грузовом варианте вертолет мог перевозить до 12 т полезной нагрузки.
Ми-6 имел классическую компоновочную схему: два газотурбинных двигателя общей мощностью 11 000 л. с. и фюзеляж с большой грузовой кабиной и задним грузовым люком. Несущий винт имел диаметр 35 метров.
Для обеспечения больших скоростей полета на вертолете Ми-6 была использована комбинированная несущая система с крылом, разгружающим несущий винт. Первый полет на Ми-6 был совершен 5 июня 1957 года (летчик-испытатель Р. И. Капрэлян), а 30 октября этого же года на опытном вертолете Ми-6 был установлен международный рекорд подъема максимального груза 12 004 кг на высоту 2432 м (летчики Р. И. Капрзлян и Г. В. Алферов).
Вертолет Ми-6.
В процессе совместных испытаний ВВС и Государственного комитета по авиационной технике, проводившихся в 1959–1963 годах, было установлено 16 международных рекордов. Эти рекорды сделали вертолет Ми-6 не только самым грузоподъемным, но и самым скоростным вертолетом в мире. В 1961 году за абсолютный рекорд скорости 320 км/ч, установленный летчиком И. В. Лешиным на вертолете Ми-6, американским вертолетным обществом конструкторскому бюро М. Л. Миля был присужден Международный приз имени И. И. Сикорского «как признание выдающегося достижения в развитии вертолетостроительного искусства». В конце 1959 года началось серийное производство вертолетов Ми-6 на Ростовском вертолетном заводе, продолжавшееся по 1981 год, а также на заводе им. Хруничева в Москве. Всего было построено 860 вертолетов в военных и гражданских вариантах, поставленных советским вооруженным силам и гражданской авиации, а также за рубеж: во Вьетнам, Египет, Индию, Индонезию, Ирак, Китай, Перу, Польшу, Сирию и Эфиопию, в которых эти машины еще эксплуатируются.
Вертолет Ми-6.
Также был разработан вариант вертолета, получивший наименование Ми-22, — воздушный пункт наблюдения с антенной на хвостовой балке.
Тактико-технические характеристики вертолета Ми-6.
Диаметр главного винта — 35 м.
Диаметр хвостового винта — 6,3 м.
Длина — 33,18 м.
Высота — 9,86 м.
Масса:
— пустого — 27 240 кг;
— нормальная взлетная — 40 500 кг;
— максимальная взлетная — 42 500 кг.
Внутреннее топливо — 6315 + 3490 кг в дополнительных баках.
Тип двигателя — 2 ГТД Д-25В (ТВ-2БМ).
Мощность — 2 х 5575 л. с.
Максимальная скорость — 300 км/ч.
Крейсерская скорость — 250 км/ч.
Практическая дальность — 1450 км.
Дальность действия — 620-1000 км.
Скороподъемность — 310 м/мин.
Практический потолок — 4500 м.
Статический потолок — 2500 м.
Экипаж — 5 человек.
Полезная нагрузка — 90 пассажиров, или 70 вооруженных десантников, или 41 носилочный раненый и 2 сопровождающих, или 12 000 кг груза в кабине, или 9000 кг на внешней подвеске.
Вооружение — возможна установка одного 12,7-мм пулемета.
Вертолет Ми-8
Первый вариант вертолета Ми-8 с четырехлопастным несущим винтом был испытан в 1962 году. В октябре 1963 года начал проходить испытания второй вариант с пятилопастным несущим винтом, который в конце 1965 года был принят в серийное производство. Ми-8 превосходит вертолет Ми-4 по максимальной грузоподъемности в 2,5 раза и по скорости в 1,4 раза.
Ми-8 оборудован противообледенительной системой. Система внешней подвески вертолета позволяет перевозить грузы массой до 3000 кг. При отказе одного из двигателей в полете другой двигатель автоматически выходит на повышенную мощность, при этом горизонтальный полет выполняется без снижения высоты. Ми-8 оборудован автопилотом, обеспечивающим стабилизацию крена, тангажа и рыскания, а также постоянную высоту полета. Навигационно-пилотажные приборы и радиосредства, которыми оснащен вертолет, позволяют совершать полеты в любое время суток и в сложных метеоусловиях.
Вертолет в основном используется в транспортном (Ми-8Т) и пассажирском вариантах. Военный вариант Ми-8Т имеет пилоны для подвески вооружения (НУР, бомбы). Следующая военная модификация Ми-8ТВ имеет усиленные пилоны для подвески большого количества вооружения, а также пулеметную установку в носовой части кабины. За счет перестановки рулевого винта на левую сторону была увеличена его эффективность.
Транспортно-боевой вертолет Ми-8МТ появился в результате изучения опыта боевого применения вертолета в тяжелых условиях Афганистана. Вертолет предназначен для переброски по воздуху и десантирования войск, оружия и боевой техники, участия в поисково-спасательных и транспортных операциях, эвакуации раненых. Установленное на вертолете вооружение и прицельные приборы позволяют использовать его для борьбы с танками и огневой поддержки сухопутных войск. Вертолет оснащен аппаратурой радиоэлектронной борьбы, имеет устройства для выброса ложных целей (6 кассет АСО-2В с 32 зарядами ППИ-26-1 каждая) и экранно-выхлопные устройства на двигателях. Силовая установка имеет систему автоматического поддержания оборотов несущего винта и систему синхронизации работы двигателей. Благодаря этим системам при выходе из строя одного из двигателей возможно продолжение полета с другим двигателем, выведенным на форсированный (чрезвычайный для двигателя ТВЗ-117ВМ) режим 2200 л. с. На вертолете имеется вспомогательная силовая установка АИ-9В, предназначенная для питания воздушных стартеров двигателей при их запуске. Она же является источником тока при проверке агрегатов вертолета на земле, когда двигатели не работают. Эта установка обеспечивает воздушный запуск двигателей ТВЗ-117МТ на земле и на площадках, расположенных на высоте до 3000 м над уровнем моря, и двигателей ТВЗ-117ВМ — до 4000 м.
Вертолет Ми-8.
Тактико-технические характеристики вертолета Ми-8мт.
Диаметр главного винта — 21,29 м.
Диаметр хвостового винта — 3,91 м.
Длина — 18,22 м.
Высота — 5,65 м.
Масса:
— пустого — 7260 кг;
— нормальная взлетная — 11 100 кг;
— максимальная взлетная — 12 200 кг.
Внутреннее топливо — 1450 + 1420 кг.
Тип двигателя — 2 ГТД Климов ТВ2-117А (ТВЗ-117МТ).
Мощность — 2 х 1710 л. с. (2 х 2200 л. с.).
Максимальная скорость — 260 км/ч.
Крейсерская скорость — 225 км/ч.
Практическая дальность — 1200 км.
Дальность действия — 465 км.
Практический потолок — 4500 м.
Статический потолок — 1900 м.
Экипаж — 2–3 человека.
Полезная нагрузка — 32 десантника, или 12 носилок с сопровождающими, или 4000 кг груза в кабине, или 3000 кг на подвеске. После установки в пассажирской кабине вертолета Ми-8МТВ дополнительного топливного бака вместимость вертолета сократилась до 16 человек с личным оружием.
Вооружение — один 7,62-мм или 12,7-мм пулемет. Боевая нагрузка — 1000 кг на 4 узлах подвески: 4–6 ПУ УБ-16-57 16×57-мм, или УБ-32-57 32х57-мм, или 4250 кг бомбы, или 6 ПТУР «Малютка», или 4 ПТУР «Скорпион».
Боевой вертолет Ми-24
Разработка вертолета Ми-24 началась в 1967 году. Первый полет опытного образца состоялся в 1969 году, а в 1971 году на Арсеньевском авиационном заводе «Прогресс» начался серийный выпуск этой машины. Вертолет Ми-24 имеет несколько модификаций: Ми-24Д (1976 год), Ми-24В и Ми-24П (1980 год). Эти боевые машины выпускались на вертолетных заводах в Арсеньеве и Ростове до 1991 года. Более чем за 20 лет было построено 2300 вертолетов, которые успешно эксплуатировались и поддерживали боевую мощь более 20 стран мира. В 1993 году на вооружении армии России состояло около 1500 различных модификаций этих машин. К 1992 году серийный выпуск Ми-24 был прекращен, но вертолет еще долго будет оставаться в строю (хотя бы по причине того, что в ближайшей перспективе менять его нечем). Несущая система Ми-24 создана на базе вертолета Ми-8, но имеет множество особенностей конструкции: несущий винт меньшего диаметра, но большей удельной нагрузки, лопасти имеют стеклопластиковую обшивку, многие элементы конструкции выполнены из алюминиевого сплава. На вертолете установлено полностью убирающееся в полете трехстоечное шасси, двигатели оборудованы системой для уменьшения инфракрасного излучения, на воздухозаборники установлены пылезащитные устройства. В грузовой кабине могут разместиться до восьми десантников. Вертолет широко применялся во время войны в Афганистане, Чечне, а также участвовал во многих локальных войнах по всему земному шару. Ми-24 широко экспортировался и продолжает поставляться во многие страны под маркой Ми-25 и Ми-35 (выпуск экспортных машин продолжает Ростовский вертолетный завод «Роствертол»), Рекорды Международной федерации авиации (FAI), установленные экспериментальным вариантом вертолета А-10, дают представление о его возможностях: 2 сентября 1978 года вертолет достиг скорости 368,4 км/ч.
На Ми-24Д установлена кабина с тандемным расположением членов экипажа. Летчик находится в задней кабине и осуществляет управление вертолетом, а оператор — спереди и способен управлять системой вооружения. Фонари кабины выполнены из оргстекла с установкой системы герметизации и кондиционирования, позволяющей выполнять полеты в условиях радиационного и химического заражения (за освоение техпроцесса герметизации вертолета Ми-24 в 1974 году моя бабушка по отцовской линии была награждена орденом «Знак Почета»), Вертолет Ми-24Д снабжен установкой УСПУ-24 с дистанционным управлением, оборудованной 12,7-мм четырехствольным пулеметом ЯкБ-12,7, с боекомплектом 1400 патронов.
На Ми-24П с правой стороны фюзеляжа устанавливалась 30-мм двуствольная пушка ГШ-30. На внешних узлах подвески размещались 12 сверхзвуковых ПТУР «Штурм-В» или управляемые ракеты ближнего воздушного боя Р-60, блоки УБ-32-57 или УБ-20-57 с 57-мм неуправляемыми авиационными ракетами С-5 (32 или 20 штук) или блоки с НАР С-8 (80-мм) или с НАР калибра 240-мм, пушечный контейнер УПК-23-250 с пушкой ГШ-23, контейнеры с пулеметами или гранатометами АГ-17, до 1500 кг бомб. Вертолет оснащен оптико-электронной обзорно-прицельной системой, приемником предупреждения о радиолокационном облучении, системой инфракрасных помех «Липа» и системой опознавания госпринадлежности. На вертолетах Ми-24 в 1975 и 1978 годах был установлен ряд мировых рекордов. В Вооруженных Силах России вертолеты Ми-24 предполагается постепенно заменять на более современные машины Ми-28 и Ка-52.
Вертолет Ми-24.
Тактико-технические характеристики вертолета Ми-24Д.
Диаметр главного винта — 17,3 м.
Диаметр хвостового винта — 3,91 м.
Длина — 17,51 м.
Высота — 6,5 м.
Масса:
— пустого — 8200 кг;
— нормальная взлетная — 11 200 кг;
— максимальная взлетная — 12 000 кг.
Внутреннее топливо — 1500 кг + ПТБ (4 х 500 л).
Тип двигателя — 2 х ГТД ТВЗ-117.
Мощность — 2 х 2200 л. с.
Максимальная скорость — 335 км/ч.
Крейсерская скорость — 270 км/ч.
Практическая дальность — 1000 км.
Дальность действия — 224 км.
Скороподъемность — 750 м/мин.
Практический потолок — 4500 м.
Статический потолок — 1500 м.
Экипаж — 2 человека.
Полезная нагрузка — до 8 солдат или 4 носилок.
Вооружение — один 12,7-мм четырехствольный пулемет ЯкБ-12,7, или 23-мм двуствольная пушка ГШ-23Л, или 30-мм пушка ГШ-30. Боевая нагрузка — до 2400 кг на 6 узлах подвески: 4 ПУ УБ-32-57 НУР С-5, или 2 ПУ УБ-20-8 НУР С-8, или 4 ПТУР «Скорпион», или 12 ПТУР «Штурм-В», или УР Р-60, или контейнеры УПК-23-250 с 23-мм пушкой ГШ-23Л и 250 патронами, контейнеры с пулеметами или 30-мм гранатометами, или 1500 кг бомб малого калибра. Возможна установка постановщика противопехотных мин ПФМ-1.
Вертолет Ми-26
Если не считать опытных экземпляров В-12, Ми-26 является самым тяжелым летающим вертолетом в мире. Он появился в начале 1970-х годов и первоначально разрабатывался для обеспечения Аэрофлота машинами, способными перевозить грузы в необжитые регионы страны. Проектирование вертолета большой грузоподъемности потребовало создания совершенно нового несущего винта и системы трансмиссии. Первый полет опытный вертолет В-26 совершил 14 декабря 1977 года. Его общая внешняя компоновка была аналогична вертолету Ми-6: несущий винт был меньшего диаметра, но с восемью лопастями, силовая установка имела вдвое большую мощность, что позволило увеличить полезную нагрузку на 66 % по сравнению с вертолетом Ми-6. Это было продемонстрировано 3 февраля 1982 года, когда в числе прочих рекордов новый аппарат поднял общий вес (вертолет плюс полезная нагрузка) 56 768,8 кг на высоту 2000 м. Доводка вертолета Ми-26 завершилась в 1983 году, а к 1985 году вертолет был введен в гражданскую и военную эксплуатацию.
Ми-26 имеет восьмилопастный несущий и пятилопастный рулевой винты. Лопасти несущего винта имеют стальной лонжерон, стеклопластиковый каркас и специальный заполнитель. Такая лопасть имеет массу 375 кг (на Ми-6 — 705 кг). Для защиты от эрозионного износа передних кромок лопастей впервые применены титановые противоабразивные оковки.
Высокая экономичность вертолета достигнута путем его аэродинамического совершенства и установкой двигателя Д-136, который по весовым характеристикам соответствует лучшим мировым образцам, а по удельному расходу топлива не имеет себе равных в мире. На Ми-26 увеличены топливные баки, встроенные в конструкцию. Объем их увеличен с 8600 л (на Ми-6) до 11 600 л, что позволяет увеличить дальность до 800 км.
Применение Ми-26 в боевой обстановке началось во время войны в Афганистане. Непосредственно в этой стране Ми-26 не базировались, но в северных районах работали машины 23-го авиационного полка пограничных войск КГБ СССР, летавшие с территории Таджикистана. Они выполняли традиционные для тяжелых вертолетов задачи: перевозку различных грузов, доставку пополнения и эвакуацию раненых. В ходе таких заданий экипажам приходилось совершать посадки на площадки, расположенные в горах на высотах до 4000 м. Боевых потерь не было, однако 18 октября 1985 года потерпел катастрофу Ми-26, которым управлял экипаж майора А. Н. Помыкина. Заправленный 10 тоннами керосина, вертолет взлетел из Душанбе, должен был взять груз боеприпасов в поселке Московский и завершить рейс в афганском Калат-Хулебе. Но буквально над Московским произошла поломка трансмиссии хвостового винта, и машина практически потеряла управление.
Помыкину удалось отвернуть от поселка и даже выполнить аварийную посадку, однако при этом вертолет сильно ударился о землю и полностью разрушился. Погиб бортмеханик Е. Малухин, другие члены экипажа получили тяжелые травмы. Командир экипажа был удостоен ордена Красного Знамени и после лечения смог вернуться в строй.
Ми-26 активно использовались и во время чеченских кампаний. Во время второй чеченской кампании, 19 августа 2002 года, при посадке в районе военной базы в Ханкале ракетой ПЗРК «Игла» был сбит вертолет Ми-26, буквально набитый людьми. В результате этой катастрофы погибли 120 человек.
В 1986 году вертолеты Ми-26 участвовали в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Учитывая всю серьезность сложившейся тогда ситуации, сотрудники МВЗ разработали и оборудовали соответствующую модификацию всего за три дня. Летчики Ми-26 сбросили с тяжеловозов на дышавший смертью реактор и зараженную местность десятки тысяч тонн специальной жидкости и других защитных материалов.
После демонстрации в 1981 году Ми-26 на авиационном салоне в Ле Бурже самым грузоподъемным вертолетом мира заинтересовались зарубежные заказчики. Первые четыре экземпляра воздушного гиганта закупила Индия. После развала Советского Союза тяжелые машины оказались, кроме Вооруженных Сил России, в армиях стран СНГ. Они также эксплуатируются в Северной Корее (два вертолета), Южной Корее (один), Малайзии (два), Перу (три). Эти машины также участвуют в международных миротворческих операциях.
Вертолет Ми-26.
Тактико-технические характеристики вертолета Ми-26.
Диаметр главного винта — 32 м.
Диаметр хвостового винта — 7,61 м.
Длина — 33,73 м.
Высота — 8,15 м.
Масса:
— пустого — 28 200 кг;
— нормальная взлетная — 49 600 кг;
— максимальная взлетная — 56 000 кг.
Внутреннее топливо — 12 000 л.
Тип двигателя — 2 ГТД Д-136.
Мощность — 2 х 11 400 л. с.
Максимальная скорость — 295 км/ч.
Крейсерская скорость — 255 км/ч.
Практическая дальность — 2000 км.
Дальность действия — 800 км.
Практический потолок — 6500 м.
Статический потолок — 1800 м.
Экипаж — 5 человек.
Полезная нагрузка — 85 десантников, или 60 раненых на носилках с 3 сопровождающими, или 20 000 кг груза в кабине, или 18 500 кг на внешней подвеске.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
info.wikireading.ru
Для ВДВ создадут Вертолетную боевую машину десанта » Военное обозрение
В России специально для ВДВ собираются создать «Вертолетную боевую машину десанта», первые прототипы нового вертолета должны поступить в войска в 2026 году. Об этом журналистам рассказал Сергей Романенко, занимающий пост исполнительного директора Московского вертолетного завода имени Миля.Как сообщает агентство РИА Новости со ссылкой на Сергея Романенко, в настоящее время в рамках рабочей группы совместно с ВДВ сформированы технические требования на «Вертолетную боевую машину десанта» – это боевая машина, рассчитанная на транспортировку 8 десантников, почти БМД, только в воздухе и со всеми возможностями вертикального взлета и посадки, в том числе при действиях в высокогорных условиях. Соответствующее заявление Романенко сделал в рамках работы круглого стола во время проведения форума «Армия-2018». Также он рассказал, что по плану опытно-конструкторские работы по новому вертолету начнутся в 2019 году, а первые опытные образцы армия получит в 2026 году.
До этого времени российские десантники будут довольствоваться уже существующими боевыми машинами и модернизированными вертолетами. Так, по словам Сергея Романенко, КБ Миля активно разрабатывает в интересах ВДВ России новые модификации легендарного вертолета Ми-8. В частности, специально для ВДВ создается вертолет Ми-8АМТШ-ВН, серийное производство которого планируется развернуть уже в 2020 году. Прототип нового вертолета был показан на закрытой экспозиции форума «Армия-2018».
Ми-8АМТШ на МАКС-2017
Романенко отметил, что ПАО «Вертолеты России» ведет работы по созданию нового десантного вертолета на базе Ми-8АМТШ – Ми-8АМТШ-ВН в инициативном порядке. На базе известной машины, которая очень хорошо зарекомендовала себя во время боевых действий в Сирии, планируется создать два вертолета. Первая модификация будет предназначена для повышения транспортно-десантной составляющей ВДВ России. Второй вертолет Ми-8АМТШ-ВН будет предназначен для обеспечения огневой поддержки десантников на поле боя, данная машина получит более мощное вооружение. По словам Сергея Романенко, серийный выпуск легкой модификации вертолета планируется начать в 2020 году на Улан-удинском вертолетном заводе, а тяжелой версии – в первой половине 2021 года.
Обращение к советскому наследию
Стоит отметить, что идея создания «летающей бронетехники» не нова и вполне имеет право на существование. Такая концепция не просто всерьез рассматривалась в СССР, но и была реализована в металле. Знаменитый «Крокодил» – вертолет Ми-24 был воплощением идеи создания летающего БМП. Исходя из своей концепции, данный вертолет был транспортно-боевым, так как легко мог взять на борт до восьми десантников и нес на борту мощное ударное вооружение, предназначенное для их огневой поддержки на поле боя. Транспортную кабину, рассчитанную для перевозки 8 десантников, сохранил и его преемник – глубоко модернизированный вариант Ми-24В вертолет Ми-35М. Все серийные вертолеты Ми-24/35 на практике применялись для решения различных задач общевойскового характера – высадки десанта, огневой поддержки десанта, уничтожения бронетехники и живой силы противника и его огневых точек, перевозки грузов, эвакуации раненых (на борт можно взять двух тяжелораненых на носилках, двух легкораненых и двух сопровождающих) более чем в 30 войнах и локальных конфликтах по всему миру. При этом чаще всего вертолеты использовались в качестве ударных для поражения с воздуха различных наземных целей.
В США существовали схожие с советскими взгляды на вертолетную технику, которые получили широкое распространение еще во время войны во Вьетнаме, где вертолеты сыграли очень важную роль. В рамках реализации данных взглядов на практике был создан многоцелевой вертолет UH-60 Blackhawk, который мог нести развитый комплекс ударного вооружения, а также брать на борт до 11 десантников или 6 раненых на носилках. В отличие от Ми-24 американский вертолет не имел никакого бронирования и не мог использоваться как штурмовик.
Американские многоцелевые вертолеты UH-60 Blackhawk
В то же время в Советском Союзе к 1980-м годам сложилась двойная схема применения десантников. «Стратегический» десант планировалось сбрасывать парашютным способом вместе с боевой техникой с транспортных самолетов, он относился к ВДВ центрального подчинения Генштабу и Минобороны страны. Одновременно были созданы и десантно-штурмовые части, которые подчинялись непосредственно военным округам. Данные части предназначались для тактических вертолетных десантов, которые выбрасывались относительно недалеко от линии соприкосновения войск, основной целью таких десантов была дезорганизация ближнего тыла противника. Специально под них в 1980-е годы строилась и новая тактика «оперативных маневренных групп» (отдельных армейских корпусов). Во время проведения наступательных операций с их участием планировалось сочетание действий механизированных бригад с использованием десантно-штурмовых полков.
Примерно в эти же годы в Советском Союзе решили создать настоящую летающую боевую машину пехоты или БМД специально для нужд десантно-штурмовых частей. Новый вертолет должен был одновременно стать и защищенным транспортным средством, и средством огневой поддержки десантников.
Нереализованный проект – Ми-42
В начале 1980-х годов после создания в составе Сухопутных войск СССР структур Армейской авиации ее командование инициировало работы по выработке собственных требований к армейским вертолетам нового поколения. Планировалось, что основу армейской авиации составят вертолетные боевые машины пехоты ВБМП, которые повысят маневренные возможности не только десантно-штурмовых, но и мотострелковых и разведывательных частей и подразделений сухопутных войск. К основным задачам ВБМП относили осуществление срочной переброски войск, тактических десантов, воздушных рейдов с уничтожением живой силы и техники противника огнем бортового оружия, а также поддержку огнем с воздуха боевых действий десанта на земле при захвате и удержании объектов и рубежей обороны в тылу противника.
Помимо этого ВБМП должны были решать и вспомогательные задачи: осуществлять перевозку грузов и вооружения, эвакуировать раненых, обеспечивать разведку, связь и проведение поисково-спасательных операций. При этом такие вертолеты должны были использоваться в условиях адекватных действиям Сухопутных войск, к ним предъявлялись требования всепогодности, круглосуточного использования и днем, и ночью, возможности эксплуатации на любой местности. Также к ВБМП предъявлялись требования к простоте пилотирования, неприхотливости в техническом обслуживании, возможности сопряжения с системами материально-технического снабжения и вооружения Сухопутных войск.
Задание Военно-промышленной комиссии Совета Министров СССР на разработку ВБМП Московский вертолетный завод имени Миля получил в марте 1985 года. Готовый к тому моменту проект вертолета Ми-40 не соответствовал высоким требованиям со стороны заказчика, поэтому был отклонен. Тогда же инженеры заводского ОКБ во главе с главным конструктором А.Н. Ивановым начали работу над проектированием вертолета Ми-42, который представлял собой ВБМП принципиально новой схемы.
Десантирование с борта Ми-35М
Советские конструкторы собирались компенсировать реактивный момент несущего винта и осуществлять путевое управление вертолетом не привычным рулевым винтом, а новой системой типа NOTAR, которая в те годы получила распространение на легких аппаратах американской компании Hughes. Система NOTAR представляла собой газовоздушный канал, проходящий внутри хвостовой балки, в который с помощью вентиляторов подавался сжатый воздух, выходящий под большим давлением из ряда щелей и сопел с дефлекторами. Этот воздух, соединявшийся с индуктивным потоком под несущим винтом, создавал на балке боковую аэродинамическую силу, которая парировала реактивный момент винта. Расположенные на конце балки сопла с дефлекторами предназначались для путевого управления машиной. Отсутствие в конструкции рулевого винта должно было повысить безопасность действий десантников вблизи винтокрылой машины, а также повысить боевую живучесть вертолета. Помимо этого благодаря наличию реактивного выхлопа из сопел образовывалась дополнительная пропульсивная сила, которая была необходима для достижения оговоренной в требованиях заказчика скорости полета – она была достаточно большой – 380-400 км/ч.
Помимо принципиально новой системы NOTAR по желанию заказчика в конструкцию вертолета Ми-42 были внесены и другие нововведения. Военные требовали от конструкторов ОКБ Миля не только обеспечить перевозку на ВБМП отделения солдат, но и разместить на борту тяжелый всепогодный прицельно-пилотажно-навигационный комплекс, мощное вооружение и усиленное бронирование, вооружение новой машины практически не отличалось бы от «летающего» танка Ми-28. По сути, военные мечтали о летающей БМП. При этом их аппетиты все время росли: от требования увеличения имеющегося боезапаса до использования в качестве горючего дизельного топлива и упрощения пилотирования настолько, чтобы с вертолетом мог легко справиться обыкновенный сержант-двухгодичник.
Все эти требования существенным образом осложняли проектирование нового вертолета. У конструкторов никак не получалось обеспечить заданную величину взлетной массы Ми-42. Вместо форсированного двигателя ТВЗ-117 пришлось рассматривать иные, подчас совершенно необычные для них варианты силовых установок как уже существующих, так и перспективных. Неслучайно к исследованиям в рамках разработки ВБМП активно подключались специалисты ЦИАМ, ЦАГИ, НИИАС и других советских институтов авиапромышленности и заказчика. Аванпроект и натурный макет вертолета Ми-42 в процессе проектирования неоднократно переделывались. На столь тяжелом вертолете работоспособность и эффективность системы NOTAR вызывала у конструкторов сомнения. По этой причине от нее в итоге было решено отказаться в пользу рулевого винта-фенестрона (фенестрон – закрытый рулевой винт, «винт в кольце) и расположенным по бортам вертолета пропульсивными вентиляторам. В конечном итоге специалисты пришли к заключению, что создать новый вертолет в строгом соответствии с техзаданием заказчика при имеющемся в СССР техническом уровне развития приборостроения и технологий просто не представляется возможным. К концу 1980-х годов работы по созданию вертолета Ми-42 были остановлены, а последовавший затем развал СССР лишь окончательно поставил крест на данном проекте.
Предполагаемый внешний вид вертолета Ми-42
Однако идея создания полноценной летающей боевой машины десанта не умерла за все эти годы, регулярно всплывая в виде публикаций, затрагивающих перспективный облик десантно-штурмовых частей. А повышения требований к мобильности войск и высокий темп всех проводимых сегодня военных операций по-прежнему возвращают Минобороны к идее создания полноценной вертолетной боевой машины десанта. Новый виток этой истории, похоже, запущен. И у нас есть все шансы к 2026 году увидеть новый десантно-боевой вертолет, который сможет воплотить в жизнь концепцию ВБМП еще из 1980-х годов.
Источники информации:
https://iz.ru/781842/denis-komarovskii/letaiushchaia-bronia-pochemu-novyi-vertolet-dlia-vdv-nazvali-boevoi-mashinoi
http://www.aviastar.org/helicopters_rus/mi-42-r.html
https://news.rambler.ru/army/40629670-anonsirovan-novyy-vertolet-dlya-vdv
https://vz.ru/news/2018/8/23/938466.html
topwar.ru
Транспортно-десантный вертолет СН-53 «Си Стэлион»
В октябре 1960 года морская пехота США объявила о намерении заменить свои тяжелые транспортные вертолеты Сикорский HR2S-1 новыми машинами аналогичного класса.
Требования к новому вертолету определились к марту 1962 года. Главным из них было: «способность переносить груз весом 3630 кг на расстояние до 185 км со скоростью 278 км/ч».
Из трех фирм, участвовавших в конкурсе, победу одержал «Сикорский» со своим проектом S-65, представляющим собой удачное сочетание инноваций с решениями, проверенными на других моделях: главный редуктор взяли от «летающего крана» S-64 (СН-54), а шестилопастный несущий винт диаметром 22 м и рулевой винт — от вертолета S-56 (СН-37). Машина имела компоновку, схожую с S-61R (СН-ЗЕ), но получила увеличенные размеры. В качестве силовой установки выбрали два турбовальных двигателя Т64 фирмы «Дженерал Электрик». Первый из двух прототипов YCH-53A вышел на испытания 14 октября 1964 года, но еще до этого, в сентябре, морская пехота заказала 16 серийных машин СН-53А. Их поставки начались в 1966 году, а уже в январе 1967-го «новобранцу» пришлось «понюхать пороху»: первые СН-53А прибыли во Вьетнам. Новые вертолеты зарекомендовали себя с лучшей стороны — высокая грузоподъемность «Си Стэллион» позволяла перебрасывать на передовые базы морской пехоты артиллерийские орудия, боеприпасы и прочие грузы. Кроме того, СН-53А использовались для эвакуации сбитых и поврежденных самолетов и вертолетов. Однако вскрылся и недостаток: в условиях жаркого и влажного климата мощность силовой установки оказалась недостаточной. Поэтому в 1969 году, после выпуска 139 серийных СН-53А, в производство внедрили модификацию CH-53D (выпущено 126 единиц), отличавшуюся более мощными двигателями. Такие машины также успели повоевать во Вьетнаме, а затем участвовали во всех операциях морской пехоты США, включая войны в Ираке и Афганистане. Из Афганистана последние CH-53D были выведены в феврале 2012 года. 15 машин СН-53А и 30 CH-53D построили для авиации ВМС в варианте вертолетов-тральщиков RH-53A и RH-53D. Такие машины могли буксировать различные тралы, а также гидролокаторы для поиска мин. Шесть RH-53D в середине 1970-х годов поставили в Иран.
В СТРОЮ ВВС: СПАСАТЕЛИ И СПЕЦНАЗ
Основным потребителем S-65 стала морская пехота, однако интерес к ним проявили и ВВС США. Первым вариантом стал поисково-спасательный НН-53В, появившийся в 1967 году. Он отличался от морпеховских вертолетов наличием штанги для дозаправки в воздухе и составом оборудования. Построили всего восемь таких машин, но за ними последовали 44 более совершенных НН-53С и 20 транспортных СН-53С. Как и вертолеты морской пехоты, НН-53 широко применялись во Вьетнаме. Они спасли не один десяток жизней, эвакуируя сбитых пилотов. С начала 1980-х годов эти вертолеты были перенацелены на обеспечение действий сил специальных операций (ССО), что потребовало модернизировать состав бортового оборудования. Вертолеты, получившие обозначение МН-53Н, получили инфракрасные станции, радары, обеспечивающие полет в режиме следования рельефу местности, аппаратуру РЭБ. Впоследствии было проведено еще два этапа доработок — так появились модификации MH-53J и МН-53М. Последние из них сняли с вооружения в 2008 году.
НЕМЕЦКИЙ ВАРИАНТ
В 1968 году вертолет СН-53 был выбран для оснащения армейской авиации ФРГ. «Германизированный» вариант получил обозначение CH-53G. Два экземпляра такой модификации построили в США, а еще 110 выпустила по лицензии немецкая фирма «VFW-Фоккер». Первый вертолет германской сборки был готов в октябре 1971 года. Машинами CH-53G укомплектовали 15,25 и 35-й полки армейской авиации. В 1990-е годы такие вертолеты активно участвовали в миротворческих операциях на территории бывшей Югославии, а затем — и в операции НАТО в Афганистане. Машины прошли несколько этапов модернизации, часть из них приспособлена для поисково-спасательных операций. В 2013 году все остававшиеся в строю CH-53G были переданы из армии в ВВС, где ими укомплектовали 64-ю вертолетную эскадру. В настоящее время в ней числится 60 вертолетов.
В ИЗРАИЛЕ
ВВС Израиля в 1968 году закупили 33 вертолета CH-53D, первые из которых были поставлены в сентябре следующего года. В 1991 году было приобретено 10СН-53А, бывших в эксплуатации. В составе ВВС Израиля вертолеты, получившие название «Ясур» («Буревестник»), применялись для высадки тактических воздушных десантов, обеспечения действий спецназа, поисково-спасательных операций. В 1990-е вертолеты прошли модернизацию, получив более современное бортовое оборудование. Четыре «Ясура» Израиль продал в Мексику. В 114-й и 118-й эскадрильях ВВС Израиля остается 23 вертолета «Ясур».
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СН- 53D «СИ СТЭЛЛИОН»
- Тип: транспортно-десантный вертолет
- Экипаж, чел.: 3-5
- Вместимость: 38-55 солдат либо 24 раненых на носилках.
- Двигатели: «Дженерал Электрик» T-64-GE-413 максимальной мощностью 3925 л. с.
- Размеры, м:
— длина: 26,97
— высота: 7,6
— диаметр несущего винта: 22,01 - Вес, кг:
— пустого вертолета: 10 740
— максимальный взлетный: 19 100 - Технические характеристики:
— максимальная скорость, км/ч: 315
— дальность полета, км: 1000
— практический потолок, м: 5105 - Вооружение: возможна установка трех 12,7-мм пулеметов в боковых дверях и на кормовой рампе.
warfor.me
Транспортно-десантный вертолет CH-47 Chinook (США)
Военно-транспортный вертолёт CH-47 Chinook предназначен для высадки десанта, эвакуации раненых с поля боя и доставки грузов и военной техники. Вертолет особенно подходит для доставки тяжелых грузов за линию фронта, так как способен переносить их на большой скорости. Из заявок, поданных пятью компаниями по производству вертолетов, ВВС США выбрали вариант компании «Boeing-Vertol» Модель 114, как наиболее отвечающий требованиям, предъявляемым к фронтовому мобильному вертолету. Он должен был иметь оборудование для полетов в любую погоду, нести нагрузку 1814 кг внутри фюзеляжа или 7257 кг на внешнем тросе, перевозить до 40 военнослужащих, иметь возможность непосредственной загрузки в хвостовой части фюзеляжа, а также приспособления для эвакуации раненых и перевозки любого компонента ракетной системы «Першинг».
В июне 1959 г. был заключен первый контракт на 5 вертолетов YCH-1B. Позже они получили обозначение YCH- 47А Chinook. Вертолет (похожий на увеличенный вариант CH-46) был оснащен неубирающимся четырехопорным шасси, а с каждой стороны нижней части фюзеляжа располагались герметизированные обтекаемые гондолы, разделенные на подотсеки. Они занимали почти три четверти длины фюзеляжа, способствуя увеличению плавучести герметизированной нижней части фюзеляжа при эксплуатации с поверхности воды. Первый аппарат YHC-1B поднялся в воздух 21 сентября 1961 г., к этому времени был заключен контракт на серийный выпуск вертолетов CH-47A Chinook.
Сначала они оснащались турбовальными двигателями Лайкомин T55-L-5 мощностью на валу 1641 кВт/2200 л.е., а затем турбовальными двигателями T55-L-7 мощностью 1976 кВт/2650 л.с. Поставки вертолетов CH-47A Chinook начались в декабре 1962 г.
Впоследствии было выпущено несколько вариантов, в том числе CH-47B Chinook с более мощными турбовальными двигателями T55-L-7C мощностью на валу 2125 кВт/2850 л.с., с измененной конструкцией лопастей несущего винта. Первый образец поднялся в воздух в октябре 1966 г., а поставки начались 10 мая 1967 г.
За ним последовал вариант CH-47C Chinook (Модель 234), оснащенный двумя турбовальными двигателями T55-L-11С мощностью 2796 кВт/3750 л.с., с усиленной трансмиссией и с большей емкостью топливных баков. Первый из таких аппаратов совершил полет 14 октября 1967 г., а в начале 1968 г. начались поставки серийных машин.
Девять аппаратов, аналогичных варианту CH-47C Chinook, были построены для ВС Канады под обозначением CH-147. Их поставки начались в сентябре 1974 г. Этот вариант оборудован самыми современными системами безопасности и управления полетом, максимальный вес при взлете с земли составлял 22680 кг, а при аварийном взлете с воды — 20865 кг.
Во время войны во Вьетнаме были выпущены 4 экземпляра варианта ACH-47A, по внешней компоновке напоминавших вертолет CH-47A Chinook. но оснащенных броней и вооружением из 40-мм гранатомета в носовой части, 20-мм пушки, пулемета калибра 7,62 мм или двух 19-зарядных ракетных контейнеров. Кроме того, в кабине могли располагаться 5 стрелков, в распоряжении каждого имелся пулемет калибра 12,7 или 7,62 мм, установленный на гибкой направляющей.
В соответствии с программой развития американской армии, по одному вертолету каждой модели (СН-47А, СН-47В и СН-47С) демонтировали до основного каркаса с последующей реконструкцией для получения усовершенствованного стандарта, который стал опытным образцом CH-47D Эти усовершенствованные вертолеты оснащены более мощными турбовальными двигателями, трансмиссией с увеличенным передаточным числом и новым электронным оборудованием, а их конструкция подверглась многим изменениям. На них используется также вспомогательная силовая установка и тройная система крюков для подвешивания груза.
Первый из трех опытных модернизированных вертолетов поднялся в воздух 11 мая 1979 г. После успешного завершения летных испытаний этих опытных образцов компания «Боинг-Вертол» приступила к выполнению программы переделки вертолетов CH-47 Chinook в соответствии со стандартом CH-47D. и первый серийный CH-47D совершил первый полет 26 февраля 1982 г. Экспортный вариант вертолета получил обозначение CH-47D «Интернэшнл Чинук»
ВВС Великобритании заказали 33 вертолета, аналогичных канадскому варианту CH-147, под обозначением Chinook HC Mk.1 и HC Mk.1B. Они оснащены британским оборудованием и имеют несколько специальных приспособлений. Первый аппарат был поставлен в августе 1980 г., а в начале 1982 г. — все 33 машины.
Начиная с 1970 г. вертолеты Chinook стали выпускаться в Италии для европейских и ближневосточных заказчиков. В программе участвуют также «Агуста», «SIAI-Маркетти» и другие итальянские компании.
Выпуск новых военных вертолетов Chinook компанией «Боинг-Вертол» в настоящее время ограничен международным экспортным вариантом Модель 414 и вариантом С/МН-47Е вертолета CH-47D для войск специального назначения с электронным оборудованием для ночных полетов на малой высоте и штангой для дозаправки топливом в воздухе. Первый полет серийный С/МН-47Е совершил 25 октября 1980 г.
Вариант CH-47J — модификация вертолета CH-47D для сил самообороны Японии — производит по лицензии в Японии фирма «Кавасаки».
Вертолет CH-47D двухвинтовой продольной схемы. с двумя ГТД и четырехопорным шасси. Фюзеляж вертолета Chinook имеет прямоугольное сечение со скругленными углами, цельнометаллический, типа полумонокок. Кабина экипажа двухместная, снабжена сбрасываемыми аварийными дверями с каждого борта. Грузовая кабина имеет с правой стороны большую сдвижную дверь, люки аварийного покидания кабины и в задней части грузовой люк, откидывающаяся створка которого образует погрузочную рампу. Кроме того, грузовую кабину и кабину экипажа соединяет проход. В десантном варианте в грузовой кабине устанавливаются 44 кресла (33 основных и 11 дополнительных), в санитарном — могут размещаться 24 раненых на носилках и 2 сопровождающих санитара. Для перевозки грузов на внешней подвеске под фюзеляжем имеется центральный грузовой крюк, рассчитанный на 11970 кг, и передний и задний грузовые крюки на 7140 кг каждый. Вдоль нижней части фюзеляжа с каждой стороны расположены обтекатели из сотового материала, в которых находится по три топливных бака общей емкостью 3944 л.
Силовая установка состоит из двигателей, размещенных с каждой стороны пилона заднего несущего винта и имеющих осевые воздухозаборники, затянутые сетчатым экраном. Вспомогательная силовая установка мощностью 95 л.с. используется для привода вспомогательных агрегатов. Несущие винты трехлопастные.
Радиоэлектронное оснащение стандартное, оно включает УКВ-радиостанцию, систему опознавания «свой-чужой», всенаправленный УКВ-маяк, радиовысотомер, радиокомпас и стандартное пилотажное оборудование, в том числе указатель горизонтального положения.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ CH-47D
Экипаж, чел. 2-3
Скорость, км/ч:
максимальная 286
крейсерская 260
Потолок, м:
статический 1675
динамический 3100
Дальность, км:
перегоночная 615
действия (груз внутри/на подвеске) 185/55
Масса, кг:
максимальная взлетная 22680
нормальная взлетная 14970
пустого вертолета 10615
Максимальная полезная нагрузка, кг:
внутри кабины 6310
на внешней подвеске 10340
Габариты вертолета, м.
диаметр несущего винта 18,29
длина с вращающимися винтами 30,18
длина фюзеляжа 15,54
высота 5,68
Двигатель: ГТД Lycoming Т55-1-L-12, л.с. 2 по 3750
www.dogswar.ru
Вертолетный десант — Репортаж как увлечение
Вертолетчики из авиабаз Хабаровского и Приморского краёв провели совместное лётно-тактическое учение.
По его замыслу вертолеты Ка-52 и Ми-8 АМТШ Черниговской авиабазы совершили перелёт на один из запасных аэродромов на Юге Приморья, а вертолётчики из Хабаровска перебазировались на Черниговский аэродром.
На запасных аэродромах было организовано полноценное техническое обслуживание винтокрылых машин наземными службами обеих авиабаз.
Вертолетчики совершили несколько летных смен, в ходе которых нанесли ракетные удары по наземным целям на незнакомых полигонах, совершили маневры различной сложности на незнакомой местности.
Учение, в котором было задействовано около 40 вертолетов проходило в дневное и ночное время.
+
В рамках ЛТУ, Приморские и Хабаровские вертолётчики провели межвидовую тренировку с личным составом гвардейской десантно-штурмовой бригадой ВДВ из Уссурийска.
Подразделения десантно-штурмовой бригады совершили прыжки с парашютом и отработали десантирование в тыл условного противника, в том числе и штурмовым способом.
Ка-52 готовятся к вылету для прикрытия транспортно-боевых вертолетов Ми-8АМТШ
Следом готовятся к взлету Ми-8АМТШ, в условленной точке на борт будет принят десант.
погодные условия в месте проведения учений менялись буквально каждую минуту, от солнечного дня, до снежных зарядов
+
Ми-8 под прикрытием Ка-52 принимают на борт десантно-штурмовые подразделения ВДВ
+
десантники в ожидании высадки
+
Высадка
+
После высадки десанта, вертолеты возвращаются к местам базирования, на полевые аэродромы
+
полеты в крупных соединениях требуют от пилотов высокого мастерства и умения.
+
+
+
Спасибо за внимание.
Я в социальных сетях.
warlock-fe.livejournal.com
Транспортно-штурмовой вертолёт Ми-8АМТШ: описание, вооружение
Вертолеты, впервые появившись в их современном виде, сразу же обратили на себя пристальное внимание как специалистов народного хозяйства, так и военных. Обусловлено это было их универсальностью, пригодностью к использованию в тех условиях, где самолеты были совершенно бесполезны.
С их помощью можно было и подобрать моряков с затонувшего судна, и эвакуировать группу десанта прямо со склона горы.
Всеобщее признание
Особенно легендарной машиной стал Ми-8АМТШ. Это настоящая «трудовая лошадка», вертолет мирного времени и войны. Где бы он ни находился, он всегда с честью выполнял всю возложенную на него работу, очень редко выходил из строя и мог вывезти в несколько раз больше груза, чем было указано в паспортных характеристиках машины. Сегодня есть даже вариант этого вертолета, специально адаптированный к крайне суровым условиям Арктики.
Модель Ми-8АМТШ летает по всему миру: от Латинской Америки до Афганистана, от Арктики и до районов с ужасающе жарким и сухим климатом. Уникальность этого вертолета в том, что даже без каких-то специальных адаптационных мер он вполне нормально работает во всех условиях в обычной, «стоковой» версии.
Основные сведения
Предназначены для транспортировки людей, на внешних пилонах при этом может находиться любое оборудование или ударное вооружение типа ракет «воздух-земля» или «воздух-воздух», а также различные авиационные бомбы. Машина идеально себя зарекомендовала как для войны, так и для проведения спасательных мероприятий в сложнейших условиях внешней среды.
Вертолет Ми-8АМТШ был создан на базе простого Ми-8АМТ. Сделали это специалисты Улан-Удинского вертолетного завода. Впервые новая модель была продемонстрирована широкой публике в 1999 году, и тогда же получила уважительное прозвище «Терминатор», характеризующее высокую боевую и эксплуатационную надежность и живучесть машины. Как ни странно, но на вооружение ВВС РФ столь удачная модель была принята только через десять лет.
Эксплуатационные особенности и преимущества
Как и свои предшественники, Ми-8АМТШ сохранил прекрасные возможности для посадки и высадки десанта. Летчики говорят, что во время всех последних локальных конфликтов экипажу требуется на это не более десятка секунд. Это сильно повышает живучесть машины, которая не имеет серьезного бронирования.
Чтобы достичь столь впечатляющих показателей, разработчики использовали в конструкции раздвижные двери и автоматическую рампу. Но самым важным отличием этой модели от предыдущих является возможность совершения полноценных ночных перелетов. До этого на вооружении нашей армии системы, которые позволяли это делать, стояли, но были слишком сложны, или же резко повышали нагрузку на летчиков. В «Терминаторе» все эти недостатки были полностью устранены.
Новое оборудование
Кроме того, важным отличием является возможность установки того же самого ударного вооружения, которым так славен Ми-24. В роли брони используется легкая и прочная металлокерамика, была также полностью заменена авионика. На борту имеется современный метеорадар, комплекс, позволяющий использовать инфракрасные ловушки, а также продвинутая аппаратура спутниковой навигации. Наличие же экранированных выхлопных устройств делает Ми-8АМТШ ВА менее заметным для аппаратуры наведения зенитных комплексов потенциального противника.
Характеристики вооружения
Вооружение может размещаться на четырех или шести пилонах. Согласно сведениям от официальных представителей завода, в роли такового могут выступать несколько блоков Б8В20-А с НУРС модели С-8 (калибр 80 мм), есть возможность установки до двух автоматических 23-мм пушек ГШ-23Л. В носовой и кормовой части есть станки для крепления любых пулеметов калибра 7,62 мм (по требованию заказчика). В десантном отсеке имеются штатные держатели, предназначенные для крепления индивидуального стрелкового оружия десантников.
Сведения о бронировании
Хоть Ми-8АМТШ в руководство по эксплуатации которого внесена возможность использования в боевых действиях, по уровню бронирования и не может сравниться с упомянутым выше Ми-24, кое-какую защиту экипажу он все же предоставляет. Броня закрывает днище и кабину летчиков. Между грузовым отсеком и отделением для экипажа также есть отдельная бронеплита, рабочее место стрелка в кормовой части также обеспечено дополнительным бронированием.
Непосредственный экипаж машины включает в себя всего трех человек: командира, штурмана и техника. Кроме того, при проведении ремонтно-эвакуационных работ на борту может присутствовать также иной технический персонал, необходимый для выполнения каких-то специфических задач.
Для чего предназначен вертолет?
Предназначена машина для серьезного повышения мобильности всех видов сухопутных войск, она может оказывать полноценную огневую поддержку во время боя. Вертолет может работать в дневное и ночное время, практически при любых климатических и погодных условиях, исключая мощные штормы и ураганы. С его помощью может быть выполнен следующий комплекс задач:
- Посадка/высадка десанта, в том числе при огневом противодействии противника.
- Прикрытие войск и обеспечение воздушной разведки.
- Если на пилоны были установлены НУРСы и авиабомбы, машина может уничтожать командные пункты, легкую бронетехнику и скопления живой силы противника в прифронтовой полосе.
- Экипаж также может выполнять задачи по уничтожению морского или сухопутного десанта противника в момент высадки последнего.
- Напротив, вертолет Ми-8АМТШ с равным успехом оказывает поддержку огнем собственного десанта, в тех условиях, когда членов последнего стремится уничтожить противник.
- Поиск и спасение экипажей судов, вертолетов и самолетов, потерпевших крушение.
- Эвакуация заболевших и раненных людей из тех районов, где нет дорог.
Варианты выпуска
Чтобы лучшим образом обеспечивать выполнение одной из вышеперечисленных задач, командование может использовать один из специализированных вариантов этой машины, ныне выпускаемых серийно:
- Десантная модификация. В стандартном варианте может обеспечиваться посадка до 20 солдат в полном вооружении, а при установке дополнительных посадочных мест их количество можно увеличить до 32-34 человек.
- Транспортная модификация. Если не установлены дополнительные баки для горючего, машина может перевозить до четырех тонн груза. Есть варианты с одним/двумя баками, модификации для перевозки груза до четырех тонн на внешней подвеске, а также модель с полностью открытой рампой. Последняя модификация Ми-8АМТШ шпангоут, которой отличается большой прочностью, уже неоднократно зарекомендовал себя при выполнении спасательных миссий в разных уголках мира, причем исключительно с хорошей стороны.
- Ударно-штурмовой вариант с теми вариантами вооружения, которые мы уже перечислили выше.
- Санитарный вариант. Есть несколько модификаций, которые предусматривают перевозку до 17-20 раненных или больных человек как на носилках, так и комбинированным путем (лежачие и сидячие места).
- Перегоночная/разведывательная модификация. Вертолет максимально облегчен, есть места для установки до двух баков с горючим.
Независимость от импорта
Огромная важность проекта в том, что он создается без оглядки на иностранные комплектующие. До известных событий этот транспортно-штурмовой вертолет использовал в конструкции украинские комплектующие, но к настоящему времени они полностью заменены на отечественные аналоги. Представители холдинга «Вертолеты России» говорят, что использование отечественных разработок во многих случаях позволяет добиваться лучших характеристик, так как они приспособлены под более суровые климатические и эксплуатационные условия.
Таким образом, этот большой вертолет может с полным на то правом считаться новой главой в истории российского вертолетостроения. Впервые с советских времен наша страна наконец-то может обеспечить себя столь необходимыми ей «рабочими лошадками», не прибегая для этого к помощи иностранных подрядчиков.
fb.ru