Гранадский халифат: Гранадский Эмират — последние дни арабского государства в Европе

Содержание

Гранадский халифат – определение. Феодальное арабо-мусульманское государство с древности до наших времен

Гранадский эмират — это… Что такое Гранадский эмират?

Грана́дский эмира́т (араб. مملكة غرناطة‎‎, исп. Reino de Granada; 1013 — 2 января 1492) — последнее арабское государство в Европе и последнее исламское государственное образование на территории Пиренейского полуострова, захват которого испанцами завершил почти 8-вековой процесс христианской Реконкисты полуострова. Падение Гранады, как и падение Константинополя ознаменовало важную веху в истории европейской государственности.

География

Главным секретом жизнеспособности эмирата была его география. Территория Гранадского эмирата включала высокогорную область Сьерра-Невада и все средиземноморское побережье от города Альмерия до города Гибралтар, позднее от города Тарифа до города Вера.

Другим крупным городом эмирата была Малага, расположенная всего в нескольких десятках километрах от северного берега Африки, откуда эмират получал значительную поддержку (в конце своего существования в основном моральную). Из-за наличия выхода к морю и высокогорной местности его трудно было окружить и изолировать, как другие — континентальные регионы.

История

Основание

После смерти выдающегося альмохадской повелителя Мухаммада ан-Насира (1214) в мусульманской части Иберии началась полоса смут, которая привела к распаду державы Альмохадов. В 1224—1230 гг. регион был охвачен феодальной раздробленностью, образовывались и вновь распадались небольшие враждующие друг с другом эмираты-тайфа. Так, в городе Валенсия образовался эмират, который просуществовал недолгое время (до 1228 года). В Мурсии в 1228—1241 годы сформировался другой; его эмир Ибн Худ в 1229 году добился господства над большей частью мусульманской Испании. В Архоне был основан третий эмират (1230 год), оказавшееся наиболее жизнеспособным. Его правитель, Мухаммад I ал-Галиб, овладел в 1232 году городом Хаэн, а затем был признан в округах городов Баса, Гуадис и Гранада. Именно в труднодоступной горной Гранаде он установил местопребывание своего двора (1238 год) и основал, таким образом, Гранадский эмират — последнее мавританское государство.

Расцвет

Династия аль-Хамара присвоила себе имя насридов или насеритов (насаридов) от имени рода Бену-Наср, к которому принадлежал аль-Хамар. Тем временем Кастилия овладели Кордовой — главным городом мусульман полуострова и рядом других — более мелких опорных городов. Мухаммед-аль-Хамар вынужден был уступить им Хаэн (1246 год), а затем своими войсками помог христианам завоевать г. Севилья (1248 год). Взамен христиане пообещали оставить его домен в покое. Наступило длительное перемирие, Реконкиста вступила в вялотекущую фазу. Таким образом, кроме Гранадского эмирата, у мусульман не осталось владений на полуострове. Незначительные по площади области на юге Португалии (Алгарве) были вскоре аннексированы . Мусульманские районы Арагона, Валенсии и Балеарские острова также быстро оказались во власти христиан. В Гранадский эмират из разных мест бежали мусульмане, здесь сосредоточились оставшиеся в их руках сокровища, здесь продолжались развиваться великие традиции мавританской поэзии и искусства. Осознавая утрату былого могущества, но по-прежнему пытаясь выжить в условиях нового миропорядка, грандаские эмиры принимают вассальную зависимость от короля Кастилии и Леона — Фернандо III.

Население

Ослаблению Гранадского эмирата в конце XV века способствовали постоянные войны с испанцами, в результате которых приходилось выплачивать тяжёлую дань. Так по договору 1470 года Гранада обязалась платить Кастилии ежегодно по 20 тыс. золотых дублонов. В городах эмирата обострялась междоусобица аристократических группировок, носящая ожесточённый характер. Кроме междоусобиц политико- экономического характера, усилились и межэтнические распри среди народов, составляющих его население. Согласно исследованиям численность населения эмирата Гранада в XV веке составляла около 5 млн. — значительное количество для такой небольшой горной территории. Подавляющее большинство тех, кого испанцы называли маврами, составляли берберы — представителями одного из африканских племён, покорённых арабами. Потомки завоевателей и представители династий — арабы — зависели от наёмников-берберов как турецкие султаны от своих разношёрстных янычаров.

Сохранялись группы романо- и арабоязычных христиан, многочисленные еврейские общины (хотя многие евреи эмигрировали на север после Гранадского погрома 1066 года). Значительная часть населения Гранады состояла из военнопленных — христиан-рабов (в том числе сакалиба). В этом национальном конгломерате арабы представляли как бы особую, высшую касту — феодальную знать. Но составлявшие войско многочисленные и враждебные верхушке власти берберы постоянно подрывали силу аристократии своими интригами, партийной борьбой, заговорами и восстаниями. В династической борьбе принимали деятельное участие арагонские и кастильские короли, поддерживая ту или иную группу. Ситуация время от времени усугублялось массовым притоком беженцев мусульман из других регионов Испании, приграничными стычками с испанцами.

Историческое значение

В конце ХV века эмират охватывает кризис — в казне хронически не хватает средств, наблюдается нехватка продовольствия, население голодает, городские здания пустеют и разваливаются. Гранада 1492 года напоминает отчаявшийся Константинополь 1453 года. Всё это в совокупности с указанными пороками социальной организации, гуманитарным кризисом и с внешним политическим положением Гранады быстро привело эмират к окончательному поражению. Испания празднует триумф. Примечательно, что в этом же году испанец Колумб открывает Америку. Кроме того, многие видные христианские деятели эпохи восприняли падение мусульманской Гранады как достойную компенсацию падения христианского Константинополя под натиском турок.

См. также

Примечания

  1. Площадь эмирата в 1492 году.

Ссылки

dic.academic.ru

Где располагался Гранадский эмират?

Пиренейский полуостров – многонациональное и многокультурное пространство, где мирно сосуществуют два больших современных Европейских государства – Испания и Португалия. Эти территории очень колоритны не только в плане населяющих народов, но также славятся своими природными комплексами. Многовековая история оставила свои следы в архитектуре и в сознании граждан.

Взлет и падение

Где располагался Гранадский эмират? Сам город Гранада расположен прямо у подножия горного хребта Сьерра-Невада с его северо-восточной стороны. Часть предместья, которую называют «старой», находится на трех холмах: Сабика, Сакромонте и Альбайсин.

Современная Гранада в прошлом была населена иберийскими племенами. Они же и построили поселение, которое позже было отвоевано римлянами и названо Иллиберис.

После распада Римской империи гранадский регион достался вандалам, но в 534 году государство последних прекратило свое существование, а местность перешла в руки византийцев. Но уже в VII веке на этом месте начало разрастаться иберийское государство.

Наибольший отпечаток на современный вид Гранады наложили мавры. Именно они захватили город в 711 году и даже переименовали его в Калат-Гартата. За период пребывания на этих землям мавров город преобразился в плане архитектуры, получил своеобразный культурный налет и уклад жизни. Гранада стала научным и культурным центром, здесь зародилось производство шелка и элитного оружия.

В 1012 году Гранадой завладели берберы и ее правителю Зави ибн Зири, который сделал город резиденцией правительственной династии Зиридов, пришлось покинуть трон. За век их правления границы города значительно расширились, а Гранада стала самым богатым городом Андалусии. Дольше всего на этих землях продержалась власть династии Нисридов, при которых и сформировался Гранадский эмират. До 1492 года в Гранаде появилось множество архитектурных памятников, которые связаны с арабским периодом.

К концу XV века Гранадский эмират был оплотом исламской религии и культуры.

Реконкиста не прошла мимо этих земель, и под натиском испанских королей город пал. Это событие привело к упадку цветущего города, он стал обычным провинциальным испанским городком. Изменился и внешний вид улиц, зданий и всего города в целом.

Жизнь Гранадского эмирата

Где Гранадский эмират располагался? На каком полуострове находился один из давних оплотов исламской религии? Последнее мусульманское государство в Европе просуществовало до 1492 года. Находясь на территории Пиренейского полуострова в высокогорном районе Средиземноморья, он был труднодоступен врагу, его было трудно окружить и изолировать. Это стало причиной жизнеспособности самого государства.

Гранадский эмират просуществовал на территории Пиренейского полуострова более 250 лет. И кроме выгодного географического положения этому способствовали и другие факторы.

Несмотря на религиозные противоречия ислама и христианства, более насущными проблемами средневекового мира оставались совсем другие. На полуострове проживали люди из самых разных конфессий. При этом они жили не вдали друг от друга, на мусульманских землях обитало много католиков и наоборот. Мусульмане занимали значительную часть населения. Третьей значимой национальностью выступали евреи. Неоднородность проживания постепенно сгладила противоречия между народами и религиями и дала возможность сформировать особый тип образа жизни и культуры эмирата.

Войны

Междоусобицы на Пиренейском полуострове возникали не всегда на религиозной почве, а больше из-за борьбы за новые территории. Кроме Гранады еще одной мусульманской силой были североафриканские Мариниды. Они, как и все остальные силы, заключали недолговечные союзы и перемирия, которые теряли свою актуальность буквально за считанные дни. В Средние века здесь четко выделилось три основных королевства: Арагонское, Кастильское и Португальское. Разобщенность и междоусобицы только ослабляли их.

Культура и религия

Где находится Гранадский эмират сейчас? Гранада красивый и уникальный город, не только с исторической точки зрения. Спелый гранатовый плод является геральдическим символом этого поистине райского места. Гранадский эмират находится на востоке Андалусии, на юге современной Испании.

Религиозная терпимость

Христианам, евреям и мусульманам было оставлено право совершать свои религиозные обряды в собственных храмах. Лишь только взамен они должны признавать мирскую власть и платить определенные налоги.

Язык

На просторах эмирата не было официального языка. В судопроизводстве и высших кругах общества полноценно использовались, как арабский, так и латинский, и еврейский языки. Это было связано с высоким уровнем развития мусульманской Испании и присутствием в государственном аппарате образованных иудеев и христиан. Все население находилось под общей защитой правителя независимо от вероисповедания и национальности.

Экономическое развитие

Столица Гранадского эмирата, Гранада, является самой развитой в экономическом плане из всех городов автономного сообщества Андалусия.

Население занималось сельским хозяйством и ремеслами. В связи с положениями Корана и запретом на употребление свинины развивалось овцеводство.

Мягкий средиземноморский климат позволял активно развивать земледелие и кроме выращивания злаков, здесь было хорошо развито садоводство и выращивание оливковых деревьев.

Ремесленники занимали целые кварталы крупных исламских городов. Ремесло было семейным занятием или занятием целых общин. Общинная жизнь была очень активной в плане защиты своих обитателей и опеки над бедными и больными ее членами.

Торговля

Постоянное состояние войны абсолютно не ослабляли внутреннюю и внешнюю торговлю полуострова. Во времена перемирий купцы еще интенсивнее осваивали рынки своих противников. Главными партнерами по торговле были соседи – побережье Северной Африки и христианские королевства. Основными товарами были: оливковое масло, шерсть, оружие и драгоценности. Из Африки в Гранадский эмират привозили ценную слоновую кость, пряности и хлопок.

Альгамбра

Всемирно известной достопримечательностью Гранады является легендарный дворцовый комплекс Альгамбра. Он был построен в период правления мавританской династии Нисридов. До сих пор его стены возвышаются на холме и видны из любого уголка города. Это не просто военное сооружение, но и целая резиденция мусульманских правителей.

Гранадский эмират сегодня — это прекрасное место на Пиренейском полуострове, соединяющее в себе сразу несколько государств и имеющее богатую многовековую историю.

fb.ru

Гранадский эмират — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Появились в 1228 годуК:Исчезли в 1492 году

Грана́дский эмира́т (араб. مملكة غرناطة‎, исп. Reino nazarí de Granada) — последнее арабское государство в Европе и последнее исламское государственное образование на территории Пиренейского полуострова существоваашее в период с 1228 года по 2 января 1492 года. Отвоевание Гранадского эмирата испанцами завершил восьмивековой процесс христианской Реконкисты полуострова

[2]. Падение Гранады, как и падение Константинополя ознаменовало важную веху в истории европейской государственности.

География

Главным секретом жизнеспособности эмирата была его география. Территория Гранадского эмирата включала высокогорную область Сьерра-Невада и все средиземноморское побережье от города Альмерия до города Гибралтар, позднее от города Тарифа до города Вера (Альмерия).

Другим крупным городом эмирата была Мáлага, расположенная всего в нескольких десятках километрах от северного берега Африки, откуда эмират получал значительную поддержку (в конце своего существования в основном моральную). Из-за наличия выхода к морю и высокогорной местности его трудно было окружить и изолировать, как другие — континентальные — регионы.

История

Основание

После смерти выдающегося альмохадского повелителя Мухаммада ан-Насира (1214 год) в мусульманской части Иберии началась полоса смут, которая привела к распаду державы Альмохадов. В 1224—1230 годах регион был охвачен феодальной раздробленностью, образовывались и вновь распадались небольшие враждующие друг с другом эмираты (именуемые тайфа). Так, в городе Валенсия образовался эмират, который просуществовал недолгое время (до 1228 года).

В Мурсии в 1228—1241 годы сформировался другой; его эмир Ибн Худ в 1229 году добился господства над большей частью мусульманской Испании.

В Архоне был основан третий эмират (1230 год), оказавшийся наиболее жизнеспособным. Его правитель, Мухаммад I ал-Галиб, овладел в 1232 году городом Хаэн, а затем был признан в округах городов Баса, Гуадис и Гранада (1237 год). Именно в труднодоступной горной Гранаде он установил местопребывание своего двора (1238 год) и основал, таким образом, Гранадский эмират — последнее мавританское государство.

Расцвет

Династия аль-Хамара присвоила себе имя насридов или насеритов (насаридов) от имени рода Бену-Наср, к которому принадлежал аль-Хамар.

Тем временем Королевство Кастилия и Леон овладело Кордовой — главным городом мусульман полуострова и рядом других — более мелких опорных городов. Мухаммед-аль-Хамар вынужден был уступить им Хаэн в 1246 году, а затем своими войсками помог христианам завоевать город Севилья в 1248 году. Взамен христиане пообещали оставить его домен в покое. Наступило длительное перемирие, Реконкиста вступила в вялотекущую фазу.

Таким образом, кроме Гранадского эмирата, у мусульман не осталось владений на полуострове. Незначительные по площади области на юге Португалии (Алгарве) были вскоре аннексированы. Мусульманские районы Арагона, Валенсии и Балеарские острова также быстро оказались во власти христиан. В Гранадский эмират из разных мест бежали мусульмане, здесь сосредоточились оставшиеся в их руках сокровища, здесь продолжались развиваться великие традиции мавританской поэзии и искусства. Осознавая утрату былого могущества, но по-прежнему пытаясь выжить в условиях нового миропорядка, гранадские эмиры принимают вассальную зависимость от короля Кастилии и Леона — Фернандо III.

Население

Ослаблению Гранадского эмирата в конце XV века способствовали постоянные войны с испанцами, в результате которых приходилось выплачивать тяжёлую дань. Так по договору 1470 года Гранада обязалась платить Кастилии ежегодно по 20 тыс. золотых дублонов. В городах эмирата обострялась междоусобица аристократических группировок, носящая ожесточённый характер.

Кроме междоусобиц политико-экономического характера, усилились и межэтнические распри среди народов, составляющих его население. Согласно исследованиям численность населения эмирата Гранада в XV веке составляла около 5 млн. — значительное количество для такой небольшой горной территории. Подавляющее большинство тех, кого испанцы называли маврами, составляли берберы — представители одного из африканских племён, покорённых арабами. Потомки завоевателей и представители династий — арабы — зависели от наёмников-берберов как турецкие султаны от своих разношёрстных янычаров.

Сохранялись группы романо- и арабоязычных христиан, многочисленные еврейские общины (хотя многие евреи эмигрировали на север после Гранадского погрома 1066 года, учинённого иберийскими мусульманами). Значительная часть населения Гранады состояла из военнопленных — христиан-рабов (в том числе сакалиба). В этом национальном конгломерате арабы представляли как бы особую, высшую касту — феодальную знать. Но составлявшие войско многочисленные и враждебные верхушке власти берберы постоянно подрывали силу аристократии своими интригами, партийной борьбой, заговорами и восстаниями. В династической борьбе принимали деятельное участие арагонские и кастильские короли, поддерживая ту или иную группу. Ситуация время от времени усугублялось массовым притоком беженцев мусульман из других регионов Испании, приграничными стычками с испанцами.

Историческое значение

В конце ХV века эмират охватывает кризис — в казне хронически не хватает средств, наблюдается нехватка продовольствия, население голодает, городские здания пустеют и разваливаются. Гранада 1492 года напоминает отчаявшийся Константинополь 1453 года. Всё это, в совокупности с указанными пороками социальной организации, гуманитарным кризисом и с внешним политическим положением Гранады привело эмират к окончательному поражению. Освободив Иберийский полуостров от мусульман, Испания празднует триумф. Примечательно, что в этом же году испанская экспедиция итальянца Колумба открывает Америку. Кроме того, многие видные христианские деятели эпохи восприняли падение мусульманской Гранады как достойную компенсацию падения христианского Константинополя под натиском турок.

См. также

Напишите отзыв о статье «Гранадский эмират»

Примечания

Литература

Ссылки

  • Гранадский эмират: тематические медиафайлы на Викискладе
  • [www.world-history.ru/countries_about/3/2104.html Начало Реконкисты в Испании. Мусульманские государства]
  • [runivers.ru/doc/isl/index.php?SECTION_ID=311&IBLOCK_ID=43 Гранадский эмират (XIII—XV вв.) на сайте «Руниверс»]
  • Анонимные авторы. [kuprienko.info/las-cronicas-de-la-espana-medieval-reconquista-chronicon-de-cardena-los-anales-toledanos-al-ruso/ Испанские средневековые хроники: Хроника Карденьи I. Хроника Карденьи II. Анналы Толедо I. Анналы Толедо II. Анналы Толедо III.]. www.kuprienko.info (А. Скромницкий) (24 августа 2011). Проверено 17 ноября 2012. [archive.is/qiOz Архивировано из первоисточника 4 декабря 2012].

Отрывок, характеризующий Гранадский эмират

– Ах запропала… да ежова голова…
– Да на чужой стороне живучи… – выделывали они плясовую солдатскую песню. Как бы вторя им, но в другом роде веселья, перебивались в вышине металлические звуки трезвона. И, еще в другом роде веселья, обливали вершину противоположного откоса жаркие лучи солнца. Но под откосом, у телеги с ранеными, подле запыхавшейся лошаденки, у которой стоял Пьер, было сыро, пасмурно и грустно.
Солдат с распухшей щекой сердито глядел на песельников кавалеристов.
– Ох, щегольки! – проговорил он укоризненно.
– Нынче не то что солдат, а и мужичков видал! Мужичков и тех гонят, – сказал с грустной улыбкой солдат, стоявший за телегой и обращаясь к Пьеру. – Нынче не разбирают… Всем народом навалиться хотят, одью слово – Москва. Один конец сделать хотят. – Несмотря на неясность слов солдата, Пьер понял все то, что он хотел сказать, и одобрительно кивнул головой.
Дорога расчистилась, и Пьер сошел под гору и поехал дальше.
Пьер ехал, оглядываясь по обе стороны дороги, отыскивая знакомые лица и везде встречая только незнакомые военные лица разных родов войск, одинаково с удивлением смотревшие на его белую шляпу и зеленый фрак.
Проехав версты четыре, он встретил первого знакомого и радостно обратился к нему. Знакомый этот был один из начальствующих докторов в армии. Он в бричке ехал навстречу Пьеру, сидя рядом с молодым доктором, и, узнав Пьера, остановил своего казака, сидевшего на козлах вместо кучера.
– Граф! Ваше сиятельство, вы как тут? – спросил доктор.
– Да вот хотелось посмотреть…
– Да, да, будет что посмотреть…
Пьер слез и, остановившись, разговорился с доктором, объясняя ему свое намерение участвовать в сражении.
Доктор посоветовал Безухову прямо обратиться к светлейшему.
– Что же вам бог знает где находиться во время сражения, в безызвестности, – сказал он, переглянувшись с своим молодым товарищем, – а светлейший все таки знает вас и примет милостиво. Так, батюшка, и сделайте, – сказал доктор.
Доктор казался усталым и спешащим.
– Так вы думаете… А я еще хотел спросить вас, где же самая позиция? – сказал Пьер.
– Позиция? – сказал доктор. – Уж это не по моей части. Проедете Татаринову, там что то много копают. Там на курган войдете: оттуда видно, – сказал доктор.
– И видно оттуда?.. Ежели бы вы…
Но доктор перебил его и подвинулся к бричке.
– Я бы вас проводил, да, ей богу, – вот (доктор показал на горло) скачу к корпусному командиру. Ведь у нас как?.. Вы знаете, граф, завтра сражение: на сто тысяч войска малым числом двадцать тысяч раненых считать надо; а у нас ни носилок, ни коек, ни фельдшеров, ни лекарей на шесть тысяч нет. Десять тысяч телег есть, да ведь нужно и другое; как хочешь, так и делай.
Та странная мысль, что из числа тех тысяч людей живых, здоровых, молодых и старых, которые с веселым удивлением смотрели на его шляпу, было, наверное, двадцать тысяч обреченных на раны и смерть (может быть, те самые, которых он видел), – поразила Пьера.
Они, может быть, умрут завтра, зачем они думают о чем нибудь другом, кроме смерти? И ему вдруг по какой то тайной связи мыслей живо представился спуск с Можайской горы, телеги с ранеными, трезвон, косые лучи солнца и песня кавалеристов.
«Кавалеристы идут на сраженье, и встречают раненых, и ни на минуту не задумываются над тем, что их ждет, а идут мимо и подмигивают раненым. А из этих всех двадцать тысяч обречены на смерть, а они удивляются на мою шляпу! Странно!» – думал Пьер, направляясь дальше к Татариновой.
У помещичьего дома, на левой стороне дороги, стояли экипажи, фургоны, толпы денщиков и часовые. Тут стоял светлейший. Но в то время, как приехал Пьер, его не было, и почти никого не было из штабных. Все были на молебствии. Пьер поехал вперед к Горкам.
Въехав на гору и выехав в небольшую улицу деревни, Пьер увидал в первый раз мужиков ополченцев с крестами на шапках и в белых рубашках, которые с громким говором и хохотом, оживленные и потные, что то работали направо от дороги, на огромном кургане, обросшем травою.
Одни из них копали лопатами гору, другие возили по доскам землю в тачках, третьи стояли, ничего не делая.
Два офицера стояли на кургане, распоряжаясь ими. Увидав этих мужиков, очевидно, забавляющихся еще своим новым, военным положением, Пьер опять вспомнил раненых солдат в Можайске, и ему понятно стало то, что хотел выразить солдат, говоривший о том, что всем народом навалиться хотят. Вид этих работающих на поле сражения бородатых мужиков с их странными неуклюжими сапогами, с их потными шеями и кое у кого расстегнутыми косыми воротами рубах, из под которых виднелись загорелые кости ключиц, подействовал на Пьера сильнее всего того, что он видел и слышал до сих пор о торжественности и значительности настоящей минуты.

Пьер вышел из экипажа и мимо работающих ополченцев взошел на тот курган, с которого, как сказал ему доктор, было видно поле сражения.
Было часов одиннадцать утра. Солнце стояло несколько влево и сзади Пьера и ярко освещало сквозь чистый, редкий воздух огромную, амфитеатром по поднимающейся местности открывшуюся перед ним панораму.
Вверх и влево по этому амфитеатру, разрезывая его, вилась большая Смоленская дорога, шедшая через село с белой церковью, лежавшее в пятистах шагах впереди кургана и ниже его (это было Бородино). Дорога переходила под деревней через мост и через спуски и подъемы вилась все выше и выше к видневшемуся верст за шесть селению Валуеву (в нем стоял теперь Наполеон). За Валуевым дорога скрывалась в желтевшем лесу на горизонте. В лесу этом, березовом и еловом, вправо от направления дороги, блестел на солнце дальний крест и колокольня Колоцкого монастыря. По всей этой синей дали, вправо и влево от леса и дороги, в разных местах виднелись дымящиеся костры и неопределенные массы войск наших и неприятельских. Направо, по течению рек Колочи и Москвы, местность была ущелиста и гориста. Между ущельями их вдали виднелись деревни Беззубово, Захарьино. Налево местность была ровнее, были поля с хлебом, и виднелась одна дымящаяся, сожженная деревня – Семеновская.
Все, что видел Пьер направо и налево, было так неопределенно, что ни левая, ни правая сторона поля не удовлетворяла вполне его представлению. Везде было не доле сражения, которое он ожидал видеть, а поля, поляны, войска, леса, дымы костров, деревни, курганы, ручьи; и сколько ни разбирал Пьер, он в этой живой местности не мог найти позиции и не мог даже отличить ваших войск от неприятельских.
«Надо спросить у знающего», – подумал он и обратился к офицеру, с любопытством смотревшему на его невоенную огромную фигуру.
– Позвольте спросить, – обратился Пьер к офицеру, – это какая деревня впереди?
– Бурдино или как? – сказал офицер, с вопросом обращаясь к своему товарищу.
– Бородино, – поправляя, отвечал другой.
Офицер, видимо, довольный случаем поговорить, подвинулся к Пьеру.
– Там наши? – спросил Пьер.
– Да, а вон подальше и французы, – сказал офицер. – Вон они, вон видны.
– Где? где? – спросил Пьер.
– Простым глазом видно. Да вот, вот! – Офицер показал рукой на дымы, видневшиеся влево за рекой, и на лице его показалось то строгое и серьезное выражение, которое Пьер видел на многих лицах, встречавшихся ему.
– Ах, это французы! А там?.. – Пьер показал влево на курган, около которого виднелись войска.
– Это наши.
– Ах, наши! А там?.. – Пьер показал на другой далекий курган с большим деревом, подле деревни, видневшейся в ущелье, у которой тоже дымились костры и чернелось что то.
– Это опять он, – сказал офицер. (Это был Шевардинский редут.) – Вчера было наше, а теперь его.
– Так как же наша позиция?
– Позиция? – сказал офицер с улыбкой удовольствия. – Я это могу рассказать вам ясно, потому что я почти все укрепления наши строил. Вот, видите ли, центр наш в Бородине, вот тут. – Он указал на деревню с белой церковью, бывшей впереди. – Тут переправа через Колочу. Вот тут, видите, где еще в низочке ряды скошенного сена лежат, вот тут и мост. Это наш центр. Правый фланг наш вот где (он указал круто направо, далеко в ущелье), там Москва река, и там мы три редута построили очень сильные. Левый фланг… – и тут офицер остановился. – Видите ли, это трудно вам объяснить… Вчера левый фланг наш был вот там, в Шевардине, вон, видите, где дуб; а теперь мы отнесли назад левое крыло, теперь вон, вон – видите деревню и дым? – это Семеновское, да вот здесь, – он указал на курган Раевского. – Только вряд ли будет тут сраженье. Что он перевел сюда войска, это обман; он, верно, обойдет справа от Москвы. Ну, да где бы ни было, многих завтра не досчитаемся! – сказал офицер.
Старый унтер офицер, подошедший к офицеру во время его рассказа, молча ожидал конца речи своего начальника; но в этом месте он, очевидно, недовольный словами офицера, перебил его.
– За турами ехать надо, – сказал он строго.
Офицер как будто смутился, как будто он понял, что можно думать о том, сколь многих не досчитаются завтра, но не следует говорить об этом.

wiki-org.ru

Гранадский эмират. История — Путеводитель по Испании

Гранадский эмират  — последнее арабское государство в Европе и последнее исламское государственное образование на территории Пиренейского полуострова, захват которого испанцами завершил почти 8-вековой процесс христианской Реконкисты полуострова.

География

Главным секретом жизнеспособности эмирата была его география. Территория Гранадского эмирата включала высокогорную область Сьерра-Невада и все средиземноморское побережье от города Альмерия до города Гибралтар, позднее от города Тарифа до города Вера.

Другим крупным городом эмирата была Малага, расположенная всего в нескольких десятках километрах от северного берега Африки, откуда эмират получал значительную поддержку (в конце своего существования в основном моральную). Из-за наличия выхода к морю и высокогорной местности его трудно было окружить и изолировать, как другие — континентальные регионы.

История

Основание

После смерти выдающегося альмохадской повелителя Мухаммада ан-Насира (1214) в мусульманской части Иберии началась полоса смут, которая привела к распаду державы Альмохадов.

В 1224–30 гг. регион был охвачен феодальной раздробленностью, образовывались и вновь распадались небольшие враждующие друг с другом эмираты-тайфа.

Так, в городе Валенсия образовался эмират, который просуществовал недолгое время (до 1228 года). В Мурсии в 1228–41 гг. сформировался другой; его эмир Ибн Худ в 1229 году добился господства над большей частью мусульманской Испании. В Архоне был основан третий эмират (1230 год), оказавшееся наиболее жизнеспособным. Его правитель, Мухаммад I ал-Галиб, овладел в 1232 г. городом Хаэн, а затем был признан в округах городов Баса, Гуадис и Гранада. Именно в труднодоступной горной Гранаде он установил местопребывание своего двора (1238 год) и основал, таким образом, Гранадский эмират — последнее мавританское государство.

Территории Гранадского эмирата Té y kriptonita, CC BY-SA 3.0
Расцвет

Династия аль-Хамара присвоила себе имя насридов или насеритов (насаридов) от имени рода Бену-Наср, к которому принадлежал аль-Хамар.

Тем временем Кастилия овладели Кордовой — главным городом мусульман полуострова и рядом других — более мелких опорных городов. Мухаммед-аль-Хамар вынужден был уступить им Хаэн (1246 год), а затем своими войсками помог христианам завоевать г. Севилья (1248 год). Взамен христиане пообещали оставить его домен в покое.

Наступило длительное перемирие, Реконкиста вступила в вялотекущую фазу. Таким образом, кроме Гранадского эмирата, у мусульман не осталось владений на полуострове. Незначительные по площади области на юге Португалии (Алгарве) были вскоре аннексированы.

Мусульманские районы Арагона, Валенсии и Балеарские острова также быстро оказались во власти христиан. В Гранадский эмират из разных мест бежали мусульмане, здесь сосредоточились оставшиеся в их руках сокровища, здесь продолжались развиваться великие традиции мавританской поэзии и искусства.

Дворец эмиров — сказочная Альгамбра

Осознавая утрату былого могущества, но по-прежнему пытаясь выжить в условиях нового миропорядка, грандаские эмиры принимают вассальную зависимость от короля Кастилии и Леона — Фернандо III.

Население

Ослаблению Гранадского эмирата в конце XV в. способствовали постоянные войны с испанцами, в результате которых приходилось выплачивать тяжёлую дань. Так по договору 1470 г. Гранада обязалась платить Кастилии ежегодно по 20 тыс. золотых дублонов.

В городах эмирата обострялась междоусобица аристократических группировок, носящая ожесточённый характер. Кроме междоусобиц политико- экономического характера, усилились и межэтнические распри среди народов, составляющих его население. Согласно исследованиям численность населения эмирата Гранада в XV в. составляла около 5 млн. — значительное количество для такой небольшой горной территории.

Подавляющее большинство тех, кого испанцы называли маврами, составляли берберы — представителями одного из африканских племён, покорённых арабами. Потомки завоевателей и представители династий — арабы — зависели от наёмников-берберов как турецкие султаны от своих разношёрстных янычаров.

Сохранялись группы романо- и арабоязычных христиан, многочисленные еврейские общины (хотя многие евреи эмигрировали на север после Гранадского погрома 1066 г.).

Значительная часть населения Гранады состояла из военнопленных — христиан-рабов (в том числе сакалиба). В этом национальном конгломерате арабы представляли как бы особую, высшую касту — феодальную знать. Но составлявшие войско многочисленные и враждебные верхушке власти берберы постоянно подрывали силу аристократии своими интригами, партийной борьбой, заговорами и восстаниями. В династической борьбе принимали деятельное участие арагонские и кастильские короли, поддерживая ту или иную группу. Ситуация время от времени усугублялось массовым притоком беженцев мусульман из других регионов Испании, приграничными стычками с испанцами.

spain-ru.touristgems.com

Гранадский эмират — Википедия

Грана́дский эмира́т (араб. مملكة غرناطة‎, исп. Reino nazarí de Granada) — последнее арабское государство в Европе и последнее исламское государственное образование на территории Пиренейского полуострова существовавшее в период с 1228 года по 2 января 1492 года. Отвоевание Гранадского эмирата испанцами завершило восьмивековой процесс христианской Реконкисты полуострова[2]. Падение Гранады, как и падение Константинополя ознаменовало важную веху в истории европейской государственности. После падения Гранадского эмирата в 1492 году его территория вошла в состав Кастильской короны как Королевство Гранада[en].

География

Главным секретом жизнеспособности эмирата была его география. Территория Гранадского эмирата включала высокогорную область Сьерра-Невада и все средиземноморское побережье от города Альмерия до города Гибралтар, позднее от города Тарифа до города Вера (Альмерия).

Другим крупным городом эмирата была Мáлага, расположенная всего в нескольких десятках километрах от северного берега Африки, откуда эмират получал значительную поддержку (в конце своего существования в основном моральную). Из-за наличия выхода к морю и высокогорной местности его трудно было окружить и изолировать, как другие — континентальные — регионы.

Видео по теме

История

Основание

После смерти выдающегося альмохадского повелителя Мухаммада ан-Насира (1214 год) в мусульманской части Иберии началась полоса смут, которая привела к распаду державы Альмохадов. В 1224—1230 годах регион был охвачен феодальной раздробленностью, образовывались и вновь распадались небольшие враждующие друг с другом эмираты (именуемые тайфа). Так, в городе Валенсия образовался эмират, который просуществовал недолгое время (до 1228 года).

В Мурсии в 1228—1241 годы сформировался другой; его эмир Ибн Худ в 1229 году добился господства над большей частью мусульманской Испании.

В Архоне был основан третий эмират (1230 год), оказавшийся наиболее жизнеспособным. Его правитель, Мухаммад I ал-Галиб, овладел в 1232 году городом Хаэн, а затем был признан в округах городов Баса, Гуадис и Гранада (1237 год). Именно в труднодоступной горной Гранаде он установил местопребывание своего двора (1238 год) и основал, таким образом, Гранадский эмират — последнее мавританское государство.

Расцвет

Династия аль-Хамара присвоила себе имя насридов или насеритов (насаридов) от имени рода Бену-Наср, к которому принадлежал аль-Хамар.

Тем временем Королевство Кастилия и Леон овладело Кордовой — главным городом мусульман полуострова и рядом других — более мелких опорных городов. Мухаммед-аль-Хамар вынужден был уступить им Хаэн в 1246 году, а затем своими войсками помог христианам завоевать город Севилья в 1248 году. Взамен христиане пообещали оставить его домен в покое. Наступило длительное перемирие, Реконкиста вступила в вялотекущую фазу.

Таким образом, кроме Гранадского эмирата, у мусульман не осталось владений на полуострове. Незначительные по площади области на юге Португалии (Алгарве) были вскоре аннексированы. Мусульманские районы Арагона, Валенсии и Балеарские острова также быстро оказались во власти христиан. В Гранадский эмират из разных мест бежали мусульмане, здесь сосредоточились оставшиеся в их руках сокровища, здесь продолжали развиваться великие традиции мавританской поэзии и искусства. Осознавая утрату былого могущества, но по-прежнему пытаясь выжить в условиях нового миропорядка, гранадские эмиры из династии Насридов принимают вассальную зависимость от короля Кастилии и Леона — Фернандо III.

Население

Ослаблению Гранадского эмирата в конце XV века способствовали постоянные войны с Королевством Кастилии и Леона, в результате которых приходилось выплачивать тяжёлую дань. Так по договору 1470 года Гранада обязалась платить Кастилии ежегодно по 20 тыс. золотых дублонов. В городах эмирата обострялась междоусобица аристократических группировок, носящая ожесточённый характер.

Кроме междоусобиц политико-экономического характера, усилились и межэтнические распри среди народов, составляющих его население. Согласно исследованиям численность населения эмирата Гранада в XV веке составляла около 5 млн. — значительное количество для такой небольшой горной территории. Подавляющее большинство тех, кого испанцы называли маврами, составляли берберы — представители одного из африканских племён, покорённых арабами. Потомки завоевателей и представители династий — арабы — зависели от наёмников-берберов как турецкие султаны от своих разношёрстных янычаров.

Сохранялись группы романо- и арабоязычных христиан, многочисленные еврейские общины (хотя многие евреи эмигрировали на север после Гранадского погрома 1066 года, учинённого иберийскими мусульманами). Значительная часть населения Гранады состояла из военнопленных — христиан-рабов (в том числе сакалиба). В этом национальном конгломерате арабы представляли как бы особую, высшую касту — феодальную знать. Но составлявшие войско многочисленные и враждебные верхушке власти берберы постоянно подрывали силу аристократии своими интригами, партийной борьбой, заговорами и восстаниями. В династической борьбе принимали деятельное участие арагонские и кастильские короли, поддерживая ту или иную группу. Ситуация время от времени усугублялось массовым притоком беженцев мусульман из других регионов Испании, приграничными стычками с испанцами.

Историческое значение

В конце XV века эмират охватывает кризис — в казне хронически не хватает средств, наблюдается нехватка продовольствия, население голодает, городские здания пустеют и разваливаются. Гранада 1492 года напоминает отчаявшийся Константинополь 1453 года. Всё это, в совокупности с указанными пороками социальной организации, гуманитарным кризисом и с внешним политическим положением Гранады привело эмират к окончательному поражению. Освободив Иберийский полуостров от мусульман, Испания празднует триумф. Примечательно, что в этом же году испанская экспедиция Колумба открывает Америку. Кроме того, многие видные христианские деятели эпохи восприняли падение мусульманской Гранады как достойную компенсацию падения христианского Константинополя под натиском турок.

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

wikipedia.green

Гранадский эмират

Гранадский эмират

Династия Насридов, 1232—1492 гг.

Это арабская династия. Её прародителем считался Сад ибн Убайда, один из первых приверженцев пророка Мухаммада.

Основатель династии Мухаммад ибн Йусуф ибн ал-Ахмар происходил из Архона, в котором после ухода Альмохадов он основал свой эмират. Но удержать за собой Архон от наступающих войск христиан он не смог. Действуя в дальнейшем то силой, то хитростью, идя на соглашения с христианами, ал-Ахмар сумел создать из оставшихся независимых мусульманских владений на юге Пиренейского полуострова государство — Гранадский эмират, — просуществовавшее два с половиной века. Большую часть времени своего существования эмират находился в вассальной зависимости от королей Леона и Кастилии.

Мухаммад I ал-Галиб (Ибн ал-Ахмар)  1232—1272

Абу Абдуллах Мухаммад II ал-Факих  1272—1302

Абу Абдуллах Мухаммад III ал-Махлу 1302—1308

Наср Абу-л-Джуйуш  1308-1313

Абу-л-Валид Исмаил I  1313—1325

Абу Абдуллах Мухаммад IV 1325-1333

Абу-л-Хаджжадж Йусуф I 1333—1354

Абу Абдуллах Мухаммад V ал-Гани 1354—1359

Исмаил II 1359-1360

Абу Абдуллах Мухаммад VI 1360-1362

Мухаммад V (вторично) 1362-1391 

Йусуф II Абу Абдуллах 1391-1395

Мухаммад VII ал-Мустаин 1395-1407

Йусуф III 1407-1417

Мухаммад VIII ал-Мустамсик 1417-1419

Мухаммад IX ас-Сагир  1419-1427

Мухаммад VIII (вторично) 1427-1430

Мухаммад IX (вторично)   1430—1432

Йусуф IV 1432

Мухаммад IX (в третий раз)  1432—1445

Мухаммад X ал-Ахнаф 1445

Йусуф V  1445-1446

Мухаммад X (вторично)  1446-1447

Мухаммад IX (в четвертый раз)  1447—1453/4

Мухаммад XI (совм. с Мухамм. IX)  1451-1452

Сад ал-Мустаин 1453/4-1462

Йусуф V (вторично)  1462

Сад (вторично) 1462-1464

Абу-л-Хасан Али  1464-1482

Абу Абдуллах Мухаммад XI (Боабдил, втор.) 1482—1483

Али (вторично)  1483—1485

Мухаммад XII аз-Загалл   1485-1487

Мухаммад XI (в третий раз)  1487—1492

После длительной осады Гранады войсками Кастилии и Арагона в 1492 году мусульмане вынуждены были капитулировать. Последние Насриды переселились в Марокко. Через непродолжительное время в Африку была вынуждена переселиться и значительная часть мусульманского населения.

Использованы материалы кн.: Сычев Н.В. Книга династий. М., 2008. с. 714-788.

Далее читайте:

Насриды — мусульманские правители Гранады (1230-1492).

Пиренейские государства, после завоевания Пиренейского полуострова мусульманами и до образования единого Испанского государства этим термином обозначается  королевства Астурия, Леон, Леон и Кастилия, Испания.

Арабы — группа народов, населяющих страны Западной Азии и Северной Африки.

Арабские государства (справочная статья и описание домусульманских государств).

Арабский халифат.

Карты:

  Пиренейские государства в XI — XIII вв.

 

 

www.hrono.ru

Гранадский эмират

Постепенно королевства набирают силу, увеличиваются в размерах. Мусульманское же государство — Альмохадский эмират теряет земли и значение и, в конце концов, в 1214 году распадается на множество мелких эмиратов-тайф, которые также один за другим переходят под власть христиан. 


Наиболее удачливым оказался султан Мухаммад ибн Юзуф ибн Наср, который в 1232 г. захватил город Хаэн, был признан на соседних территориях, а в 1238 установил местопребыванием своего двора Гранаду. Он принадлежал к роду Бену-Наср, поэтому считается основателем династии Насридов (Насеридов), а 1238 г. — официальное основание Гранадского эмирата.

Эмират просуществовал более 250 лет (до 1492 г.), чему способствовал ряд причин. Несмотря на очевидные цели христиан (отвоевывание христианских земель) и мусульман (борьба с неверными), религиозные противоречия зачастую отходили на второй план перед насущными задачами. Население полуострова были крайне неоднородным, на католических землях проживало множество мусульман и наоборот. Третьей силой было значительное количество евреев. К тому же большое количество людей были новообращенными христианами или мусульманами. Длительное совместное проживание сглаживало противоречия между конфессиями. Несмотря на вроде бы явные различия из представителей трех противоположных религий образовывался особый тип культуры и образа жизни.

Наряду с этим, христианские королевства далеко не всегда преследовали общую святую задачу, выступая друг против друга. В рассматриваемый период четко выделяются королевства Португалия, Кастилия и Арагон. Вместе с Гранадским эмиратом, еще одной мусульманской силой была североафриканская династия Маринидов, активно вмешивающихся в военные действия на Пиренейском полуострове. В результате каждая из сторон действовала в своих интересах, заключая недолговечные, актуальные на какой-то момент, союзы и перемирия. Единоверцы воевали друг с другом с целью захвата новых территорий.

Для Гранадского эмирата, как и для христианских королевств Пиренейского полуострова была характерна религиозная веротерпимость. Исключения составляют гонения на евреев в IX, на христиан в XIII и на мусульман в XV вв. (после падения эмирата). В целом же, христианам и евреям, проживавшим на мусульманской территории было оставлено право иметь собственные церкви и синагоги, отправлять свои религиозные обряды, осуществлять местное судопроизводство. Взамен они должны были полностью признать власть эмира, отдать в его распоряжение свою безопасность и защиту. Кроме того, «неверные» платили особый налог. Естественно, какие-то локальные конфликты постоянно возникали, но они не имели большого значения и не перерастали в серьезные восстания.

На территории эмирата не было общего официального языка. Простонародный разговорный «romance» впоследствии лег в основу испанского языка. В высших кругах общества использовались одновременно арабский, латинский и еврейский языки. Связано это было с тем, что в окружении эмира всегда находились образованные христиане или иудеи, занимавшие должности советников, переводчиков, ученых. К тому же уровень научного и культурного развития мусульманской Испании был довольно высоким, что требовало знания других языков.

Как уже было сказано, христианские и еврейские общины на территории эмирата, наряду с общими для государства законами, сохраняли свое судопроизводство и подчинялись Библии или Талмуду. Правда, за эмиром было право утверждения высших священнослужителей в должности. В целом же, независимо от национальной или религиозной принадлежности все население рассматривалось как неотъемлемая часть Гранадского эмирата, находящаяся под защитой правителя. Эмир обладал всей полнотой государственной и религиозной власти. Он принимал все важные постановления в области внешней и внутренней политики. Власть эмира была освящена Кораном. Его окружение составляли: визирь или хаджиб (управлял канцелярией, финансовыми вопросами), члены правящей династии, аристократия, высокопоставленные чиновники и ученые. Часть окружения эмира управляла отдельными территориями государства.

Жизнь мусульманина была полностью регламентирована положениями Корана и Сунны. Коран устанавливал общие требования к соблюдению религиозных обрядов, норм законодательства и судопроизводства. Сунна, состоящая из преданий и высказываний Мухаммеда, обязывала поступать в соответствии с поведением пророка. Одним из обязательных положений для ислама было обязательное совершение паломничества в Мекку (хадж). Для общин мусульманской Испании было характерно Малекитское истолкование ислама, которое отличалось строгими требованиями.

Каждый мусульманин платил прямой и косвенные налоги (например, с каждой совершенной торговой сделки). Также в казну государства переходили пятая часть с военных трофеев, имущество, оставшееся без наследников. Существенную прибыль давала чеканка монет и монополия на драгоценные ткани.

Война играла огромную роль в жизни средневекового общества, и Гранадский эмират не был в этом отношении исключением. Наряду с непрекращающейся «справедливой войной» с «неверными», как уже было замечено, воевал эмират и с другими мусульманами. Конечной целью являлся захват возможно большего количества трофеев и наложение на победителя податей. В итоге войны приносили больше разрушений, чем человеческих жертв. Благодаря развитой работорговле, ведущейся одинаково активно как мусульманами, так и христианами, плененный враг был выгоднее мертвого. К тому же в то время выкуп пленного был священной обязанностью истинно верующего человека. Причем, если выкуп высокопоставленного члена общества был легко разрешаем, то сбором средств для выкупа рядового воина занимались семейства и общины.

Тактика военных действий сводилась к нанесению быстрого мощного удара, после которого противник был бы вынужден пойти на переговоры. Затягивание войны было невыгодным ни одной из сторон. Часто конфликт разрешали путем убийства или серьезного ранения высокого военачальника противника.

Мусульманская армия со времен вторжения на Пиренейский полуостров была профессиональной и состояла из сирийских и североафриканских наемников. Но, в принципе, приветствовался любой мусульманин, взявший в руки оружие для выполнения священной цели. Охотно принимались добровольцы для охраны пограничных постов. Здесь все-таки нужно отметить одно существенное различие между противниками. Христиане были настроены именно на отвоевывание территорий, которые, по их мнению, должны были принадлежать им. Мусульмане считали, что находятся на окраине исламского мира, являются преградой на пути неверных, а войну ведут с целью очищения от всего греховного. Грубо говоря, война велась ради войны.

Командующим армии был эмир (охранялся личной гвардией — телохранителями-мамелюками), ему непосредственно подчинялись подразделения численностью по пять тысяч человек (как пехота, так и конница). Те, в свою очередь, делились на части по одной тысяче и управлялись каидами и так далее. Низшим формированием командовали назиры (по 8 человек). Как и в христианских армиях, ударной силой была конница. Большое значение имели лучники и арбалетчики.

Непрекращающиеся войны нисколько не ослабляли интенсивную внутреннюю и внешнюю торговлю на Пиренейском полуострове. Скорее наоборот, после заключения перемирия купцам было легче освоить пути к рынкам недавнего противника. Естественно, главными торговыми партнерами Гранадского эмирата были соседи — христианские королевства и мусульманское побережье Северной Африки. Основными экспортными товарами были: шерсть, оливковое масло, драгоценные ткани, оружие. Ввозили различные пряности, слоновую кость, серебро, хлопок.

Основными занятиями населения были сельское хозяйство и ремесленное производство. В животноводстве главное отличие от христиан заключалось в запрете на употребление свинины. Особенно было развито овцеводство, как одна из наиболее прибыльных статей дохода. Правители граничащих между собой мусульманских и христианских территорий даже заключали особые соглашения о разрешении пересечения границ при выпасе скота. Это опять же свидетельствует о тесных экономических и хозяйственных контактах «противников».

Благодаря довольно мягкому климату в Гранадском эмирате существовали благоприятные условия для занятия земледелием. Помимо зерновых культур, широко было распространено выращивание оливок и садоводство (яблони, фиговые деревья, груши).

Ремесленники, как и в христианской Испании, занимали целые кварталы в центре крупных городов. Традиционно определенным видом ремесла занималась семья, со временем перераставшая в ремесленную общину. Накопленный опыт передавался по наследству. Община опекала своих членов, защищала их в разрешении спорных вопросов, заботилась о бедных и больных. Однако, источники свидетельствуют о том, что ремесленные общины Гранадского эмирата не были корпорациями христианского типа. Контроль за качеством и сбытом их продукции осуществлялся назначаемыми властью чиновниками.

XIV век — период наивысшего расцвета Гранадского эмирата. Высокоразвитая экономика и торговля, удачная внешняя политика, построенная на противоречиях между противниками, позволяли эмирату занимать устойчивое положение в ряду средневековых государств. Последнее мусульманское государство Пиренейского полуострова дало большое количество ученых и мудрецов, занимающихся различными вопросами, от философии до медицины. Большие успехи были достигнуты в области архитектуры, прежде всего, в строительстве мечетей. Мировым памятником культуры считается дворцовый комплекс Альгамбра, строительство которого было закончено в середине XIV века.

Однако, к концу XV в. эмират постепенно приходит в упадок. Постоянная борьба придворных группировок за власть приводит к ее ослаблению и как следствие, к экономическому кризису. Ситуация в 1469 г. осложняется браком Изабеллы Кастильской и Фернандо Арагонским, что фактически означает последующее объединение королевств в единую Испанию. Совместные силы начинают усиленное наступление на мусульманские территории. В начале января 1492 г. Махаммад (Боабдил) вынужден сдать крепость Альгамбру христианской армии. Это становится гибелью Гранадского эмирата.

Длительное существование Гранадского эмирата не прошло бесследно для Испании. Мусульманские традиции оставили свой след в научном и культурном развитии региона, в самом формировании испанской нации.

ancientcivs.ru

от халифата к христианской империи

15:29 , 14 октября 2020

Время чтения: 5 мин

1206

Капитуляция Гранады. Франсиско Прадилья Ортис

2 января 1492 года жизнь мусульманской Испании перевернулась, началась новая глава её истории. Именно в этот день Абдалла Мухаммад бен Али, или Мухаммад XII, более известный как Боабдил, последний мавританский султан Гранады и глава династии Насридов, сдал свой город и передал ключи от Альгамбры католическим монархам Фердинанду II Арагонскому и Изабелле I Кастильской. Христианские правители прибыли в Гранаду в сопровождении кардинала Испании Франсиско Сиснероса и целой свитой придворных и знати, среди которых был и немало известный Христофор Колумб. Но речь сегодня пойдёт не о нём.

Если мы обратим более пристальное внимание на внешний вид королевской семьи, то легко обнаружим, что всё её члены, а также рыцари носили мавританские платья, парчовые и шёлковые туники, пояс на талии или марлоту. Отдалённо это было похоже на жест уважения богатой культуре, предложение мира и согласия. Но так казалось лишь на первый взгляд. На самом же деле новые властители Андалусии просто присвоили себе то, что принадлежало богатейшей мавританской культуре. Это была наглядная демонстрация враждебности всей Реконкисты («освобождение» Испании от арабов-мусульман), что нашло проявление в скрытом желании узурпировать и уничтожить даже малейшее свидетельство мусульманской культуры и религии. Эта цель была достигнута в 1609 году, когда все обращённые мусульмане были жестоко изгнаны из Испании.

Боабдил выехал навстречу монархам, навеки покидая Альгамбру, в последний раз степенно спускаясь по крутым склонам, откуда открывался великолепный вид на город, который ему больше не будет суждено увидеть. Официально сдав Гранаду католическому монарху, Боабдил вручил ключи от своего города Фердинанду и сказал по-арабски: «Бог очень любит тебя. Сэр, вот ключи от этого рая. Я и те, кто внутри, — ваши».

Борьба и дипломатия

Этот исторический момент капитуляции мусульманского правителя нашёл отражение в творчестве не только средневековых поэтов и писателей, но и среди наших современников. Это событие стало решающим в многовековом столкновении двух великих религий и культур. 2 января 1492 года навеки вошло в историю как переход Королевства Гранада от халифата к христианской империи.

Но давайте перенесёмся на десять лет назад, в 1482 год. Тогда королевство Гранада было эпицентром одной из самых значительных войн в европейской истории. Территория правления династии Насридов была последним испанским оплотом великой мусульманской империи, которая первоначально простиралась до Пиренеев и далее, включая северные испанские города, такие как Барселона и Памплона. Падение Гранады стало кульминацией многовекового противостояния между двумя главными противоборствующими цивилизациями, которая не только определила культурную судьбу значительной части Европы, но и заложила основу для открытия Америки.

Отъезд семьи Боабдила из Альгамбры (1492). Мануэль Гомес-Морено (1880)

В то последнее десятилетие мусульманского правления в Испании в 1482-1492 годах султан Боабдил – неопытный двадцатилетний юноша, едва покинувший пределы дворца Альгамбра и не имевший никакого опыта жизни за пределами семьи – взошёл на трон 23-м из династии Насридов Гранады. В последующие десять лет он мужественно отражал атаки неукротимой христианской армии, с достоинством перенеся неизбежное падение Исламского королевства и последовавшее за этим изгнание из Испании. Боабдил сломал популярный в то время стереотип воинствующего жестокого правителя, предпочитая переговоры насилию, мир с христианами войне. Он стремился найти способ для мусульман своего королевства поддерживать свою религию и обычаи наряду с их христианскими соседями.

Последний мусульманский султан в Испании стал мощным символом сопротивления репрессиям и силам восстания, таким моральным героем, чья жизнь не потеряла своего величия и значения и в наши дни, потому что он стремился спасти своё королевство и образ жизни путём переговоров и тончайшей дипломатии.

Гранада – последний бастион ислама на Пиренейском полуострове

Как правило, в исторических исследованиях, учебниках и документах принято вести отчёт существования современной Испании именно с 1492 года, бездумно или целенаправленно вычёркивая важный период расцвета империи под мусульманским владычеством. Было навеки утеряно кое-что важное – это продуктивное межкультурное творчество и обновление, рождённые в результате мусульманского господства.

Изгнание морисков в порту Дения. Винсенте Мостре (1613)

Порой нелёгкое сосуществование христиан, мусульман и евреев, составлявшее столь значительную часть средневековой испанской жизни, сменилось серьёзными столкновениями и конфликтами, приведшими к изгнанию морисков (речь идёт о насильно крещённых маврах) в 1609 году. Вместо общества, где представители трёх различных религий жили бы в полной гармонии и взаимопомощи, Испания после 1492 года стала монорелигиозным государством, с одним языком, где любое отличие жестоко подавлялось и искоренялось. А ведь одним из условий сдачи Гранады католическому монарху было обещание уважения к вере и обычаям мусульманского населения (спойлер: уже в 1501 году перед всеми мусульманами Кастилии было поставлено жёсткое условие – принять крещение или быть изгнанными).

История Боабдила и падения Гранады представляет собой последнее противостояние религиозной нетерпимости, фанатичной власти и культурному невежеству, в котором вопросы непонимания и множества предрассудков между мусульманами и христианами были столь же актуальны тогда, как и сейчас.

Продолжение следует…

Тайна исламского наследия Мадрида

Ильмира Гафиятуллина

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Гранадский эмират

Гранадский эмират

Династия Насридов, 1232—1492 гг.

Это арабская династия. Её прародителем считался Сад ибн Убайда, один из первых приверженцев пророка Мухаммада.

Основатель династии Мухаммад ибн Йусуф ибн ал-Ахмар происходил из Архона, в котором после ухода Альмохадов он основал свой эмират. Но удержать за собой Архон от наступающих войск христиан он не смог. Действуя в дальнейшем то силой, то хитростью, идя на соглашения с христианами, ал-Ахмар сумел создать из оставшихся независимых мусульманских владений на юге Пиренейского полуострова государство — Гранадский эмират, — просуществовавшее два с половиной века. Большую часть времени своего существования эмират находился в вассальной зависимости от королей Леона и Кастилии.

Мухаммад I ал-Галиб (Ибн ал-Ахмар)  1232—1272

Абу Абдуллах Мухаммад II ал-Факих  1272—1302

Абу Абдуллах Мухаммад III ал-Махлу 1302—1308

Наср Абу-л-Джуйуш  1308-1313

Абу-л-Валид Исмаил I  1313—1325

Абу Абдуллах Мухаммад IV 1325-1333

Абу-л-Хаджжадж Йусуф I 1333—1354

Абу Абдуллах Мухаммад V ал-Гани 1354—1359

Исмаил II 1359-1360

Абу Абдуллах Мухаммад VI 1360-1362

Мухаммад V (вторично) 1362-1391 

Йусуф II Абу Абдуллах 1391-1395

Мухаммад VII ал-Мустаин 1395-1407

Йусуф III 1407-1417

Мухаммад VIII ал-Мустамсик 1417-1419

Мухаммад IX ас-Сагир  1419-1427

Мухаммад VIII (вторично) 1427-1430

Мухаммад IX (вторично)   1430—1432

Йусуф IV 1432

Мухаммад IX (в третий раз)  1432—1445

Мухаммад X ал-Ахнаф 1445

Йусуф V  1445-1446

Мухаммад X (вторично)  1446-1447

Мухаммад IX (в четвертый раз)  1447—1453/4

Мухаммад XI (совм. с Мухамм. IX)  1451-1452

Сад ал-Мустаин 1453/4-1462

Йусуф V (вторично)  1462

Сад (вторично) 1462-1464

Абу-л-Хасан Али  1464-1482

Абу Абдуллах Мухаммад XI (Боабдил, втор.) 1482—1483

Али (вторично)  1483—1485

Мухаммад XII аз-Загалл   1485-1487

Мухаммад XI (в третий раз)  1487—1492

После длительной осады Гранады войсками Кастилии и Арагона в 1492 году мусульмане вынуждены были капитулировать. Последние Насриды переселились в Марокко. Через непродолжительное время в Африку была вынуждена переселиться и значительная часть мусульманского населения.

Использованы материалы кн.: Сычев Н.В. Книга династий. М., 2008. с. 714-788.

Далее читайте:

Насриды — мусульманские правители Гранады (1230-1492).

Пиренейские государства, после завоевания Пиренейского полуострова мусульманами и до образования единого Испанского государства этим термином обозначается  королевства Астурия, Леон, Леон и Кастилия, Испания.

Арабы — группа народов, населяющих страны Западной Азии и Северной Африки.

Арабские государства (справочная статья и описание домусульманских государств).

Арабский халифат.

Карты:

  Пиренейские государства в XI — XIII вв.

 

 

«Рыдай же, как женщина над тем, чего не смог отстоять как мужчина»

 

 

Вид с Альхамбры на долину, которой Гранаду покинул её последний эмир Боабдил, Мухаммад XII аз-Зухуби

 

«Когда Боабдил, последний король Гранады, отправляясь в изгнание, покидал владения своих предков, он помедлил на горе Падуль. С её вершины открывалось море, по которому несчастному монарху предстояло плыть в Африку, а также видны были Гранада, Вега и берег Хениля, где раскинулись палатки Фердинанда и Изабеллы. Взглянув на этот прекрасный край, на кипарисы, кое — где еще отмечавшие могилы мусульман, Боабдил залился слезами. Султанша Айше, мать Боабдила, которая вместе с приближенными короля, составлявшими некогда его двор, также отправлялась в изгнание, сказала*:

 

«ابكِ مثل النساء ملكاَ مضاعا لم تحافظ عليه مثل الرجال»

 

В испанском пересказе это прозвучало так: 

«Llora como una mujer lo que no supiste defender como hombre».

«Рыдай же, как женщина над тем, чего не смог отстоять как мужчина»

«Они спустились в долину, и Гранада навеки исчезла из их глаз».

 

Конечно, это на 99% вымышленная печальная и жестокая легенда. Но звучит вполне убедительно, потому что в ней рассказывается о реально существовавших людях.

Мы ехали автобусом из Малаги, с берега Средиземного моря, забираясь выше и выше, мимо бессчисленных оливковых рощ и плантаций, мимо стоящих на вершинах чёрных быках Осборна — Toro de Osborne, некогда просто рекламы хересного бренди, а ныне ставший узнаваемым символом Испании.

 

 

 

 

 

 

Но наш гид-переводчик так красиво и увлечённо рассказывал, что не поверить в то что это было именно так и именно здесь – было просто невозможно. Гид изучал русский язык ещё в Ленинграде и говорил на языке Миклухо-Маклая получше многих из нас.

И он так нам поведал историю несчастного правителя, что мы живо представили уходящую с ним свиту, грустного Боабдила, его сухую мать с жёсткими глазами….

 

Alfred Dehodencq. «Взглянув на этот прекрасный край, Боабдил залился слезами».

О восьмистах годах арабского правления и влияния в Испании можно говорить восемьсот часов. В эпоху Интернета нет нужды повторять чужие слова – два нажатия клавиш и вы будете знать про Кордовский халифат, про Реконкисту и всё-всё-всё.

Я же хочу предложить вашему вниманию фотографии, которые сделал сам в удивительной Альгамбре (Alhambra, от الحمراء‎ аль-хамра — «красная»).

Переходя из зала в зал и из дворца во дворец видишь многие знакомые мотивы в архитектуре, росписи резьбе. Арабская вязь сохранилась и спустя более пятисот лет.

Обязательно, когда будете в Испании, поезжайте на юг страны, в Гранаду, где в восточной части города возвышается сказочная Альгамбра.

 

 

 

 

 

 

 

 

Альгамбра запомнилась львами похожими на котят, бережно сохраненной арабской вязью на колоннах и обилием красивых люков.

 

Двенадцать львов в Львином дворике, как нам рассказал гид, были подарены халифу еврейскими купцами. Тогда мирно уживались в одном городе мусульмане, христиане и иудеи. Потом, после Реконкисты, мусульмане и иудеи будут изгнаны и начнёт жечь костры инквизиция…

 

 

Азимыч

 

«История последнего из Абенсераджей», Франсуа-Рене Де Шатобриан

 

 

 

 

большой путеводитель по городу. Часть 1

С востока к Альбайсину примыкает район Сакромонте (Sacromonte), расположенный на склоне холма, в долине Вальпараисо, напротив Альгамбры — символа Гранады.

Традиционно Сакромонте — район гранадских цыган, которые поселились здесь после христианского завоевания города в 1492 году. Это один из самых живописных районов города с пещерными домами, вырытыми в склоне холма.

У цыган Сакромонте есть свой смешанный язык, известный как Кало, который, к сожалению, за последнее столетие стал быстро увядать. Цыгане Сакромонте были прекрасно изображены местным поэтом Федерико Гарсиа Лоркой в его книге стихов «Romancero Gitano» (Цыганские баллады»).

Помимо удивительных домов-пещер, главной достопримечательностью района является аббатство Сакромонте (Abadía del Sacromonte), построенное архиепископом Педро де Кастро и Киньонесом в 17 веке у вершины холма. Здесь находятся предполагаемые мощи и другие останки первых христиан Гранады и евангелистов римской Бетики, в том числе святого Цецилия, мученика и первого епископа города в 1 веке нашей эры. Святой Цецилий считается покровителем Гранады; примерно в 64 году нашей эры он основал архиепархию Гранады. Также тут были обнаружены останки некоторых сподвижников Христа, включая святого апостола Иакова Зеведеева (по-испански — Santiago de Zebedeo).

В состав аббатства также входят Старый колледж Святого Дионисия Ареопагита (17 век), Новый колледж (19 век) и «Святые пещеры» (Santas Cuevas).

Santas Cuevas — это старые катакомбы с несколькими капеллами. В одной из них, по преданию, совершал богослужения Иаков Алфеев, один из апостолов Христа. Рядом с пещерами находится кладбище каноников.

В аббатстве также находится Школа Святой Марии (Escuela del Ave María), основанная учителем и священником Андресом Манхоном в начале 20-го века для обучения цыганских детей, чьи педагогические инновации используются до сих пор.

Район Сакромонте имеет репутацию главного центра песни и танца фламенко, в том числе Цыганской Самбры (Zambra Gitana) — андалусско-цыганского танца, берущего свое начало на Ближнем Востоке. Считается, что Самбра является продолжением более ранних стилей танцев морисков. Танец стал традиционным для свадебных церемоний, и сейчас его часто исполняют для туристов в пещерах Сакромонте. Танцуют цыганскую самбру босиком с сагатами.

Район Сакромонте является охраняемой культурной средой под эгидой «Centro de Interpretación del Sacromonte», центра, отвечающего за сохранение культурного наследия цыган.

Район Сайдин (Zaidín) считается элитным и самым населенным районом на юге города, где проживает 100 000 жителей Гранады. Сайдин расположен между двумя реками — Хениль и Моначиль; своим названием он обязан арабскому слову «Saedin», который может переводиться как «земля между реками». Большую часть населения раньше составляли цыгане, а теперь здесь проживает много выходцев из Северной и Западной Африки, Китая и многих стран Южной Америки. Последние археологические находки на территории района выявили остатки римских вилл 1-го века.

Между обычными жилыми домами скрывается Алькасар Хениль (El Alcázar Genil) — дворец 13 века, когда-то очень протяженная летняя резиденция матери Боабдиля.

В районе находятся научные центры при Высшем совете по научным исследованиям (CSIC), такие как Институт астрофизики Андалусии и Экспериментальная станция Сайдина.

В конце 20 века в Сайдине возвели ряд современных и необходимых городу зданий и комплексов: стадион Нуэво Лос Карменес (Estadio Nuevo Los Cármenes), к которому относится местный футбольный клуб «Granada», Дворец спорта (Palacio de Deportes), где базируется баскетбольная команда «Granada», Парк Наук (Parque de las Ciencias), Дворец Конгрессов (Palacio de Congresos) и Парк Технологии Здоровья (Parque Tecnológico de la Salud), расположенный на окраине города.

Google заметил тысячелетие Гранады. Испания по-русски

Подпишитесь на наши новости и узнавайте первыми обо всех предложениях

Сегодняшняя заставка крупнейшего интернет-поисковика Google посвящена тысячелетию Гранады.

Древняя Гранада, как выясняется, очень молода: тысяча лет для истории – не время. Поселения на месте этого испанского города существовали еще за пять веков до н.э., но и имена у них были другие, да и история их фактически перестала исчисляться после того, как в 711 году здешние территории были захвачены маврами и на этих землях был создан Кордовский халифат. В течение трех веков на месте нынешней Гранады возвышалась только одна крепость, отметившаяся в истории, пожалуй, лишь тем, что была пристанищем мятежников во время восстания мулади в IX веке.

Новое летоисчисление Гранады началось именно с 16 июня 1013 года, когда пал халифат Кордовы, а разбившие его войска армии арабского правителя Зави бен Зири основали поселение Madinat Garnata («Город на холме паломников» – в переводе с арабского).

Сегодня Гранада – крупный экономический и культурный центр Испании с населением около 240 тысяч человек, знаменитым Университетом и большим количеством достопримечательностей, самой известной из которых, конечно же, является замок Альгамбра.

Ссылки по теме:

Университет Гранады. Universidad de Granada.

Экскурсии по Гранаде

Древние арабские бани Гранады приглашают студентов

«Сердечные» огурцы из Гранады

ВД

Статья оказалась полезной?