Гюйс (матросский воротник)
Артикул: 00808173
в желаниях В наличии
С этим товаром покупают
Скачать/полистать/читать on-line
Украшением рубахи флотского костюма является большой воротник синего цвета с тремя белыми полосами по краю. История его возникновения весьма любопытна. В старину матросам предписывалось ношение пудреных париков и намасленных косичек из конского волоса. Косички пачкали робу, а матросов за это наказывали, вот они и придумали подвешивать под косичку кожаный лоскут. Косичек на флоте уже давно не носят, а кожаный лоскут превратился в синий воротник, напоминающий нам о старых временах. Есть и другая версия: в матросский воротник трансформировался капюшон, которым моряки закрывались от брызг.
Форменный воротник изготавливается из хлопчатобумажной ткани темно-синего цвета, с тремя белыми полосками по краям. Подкладка синего цвета. На концах воротника по одной петле, посредине выреза горловины пуговица для пристегивания воротника к форменке, фланелевке и куртке рабочей флотской.
Гюйсы для детских утренников см. здесь.
Гюйсы бывают только одного размера и роста. Размеры гюйса указаны на рис.
Гюйс соответвует ТУ 858-5657-2005.
Функция полос
Широко распространено мнение, будто они были введены в память о трех победах русского флота: у Гангута в 1714 году, Чесмы в 1770-м и Синопа в 1853-м.
Но это не более чем красивая легенда.
Форменный воротник также называют гюйсом.
Как гладить гюйс
Отзывы (4)
Уже надо покупать к утреннику на 23.02
вероника (25.01.16 г.)
Полосы на гюйсе нанесены краской или выбелены (на современных наносятся краской — облезает после второй стирки, а на советских старого образца выбеленные — вечные)
Андрей (10.09.14 г.)
Добрый день, хочу купить 4 шт. но в Казахстан отправляете или нет.
Утеген (09.11.13 г.)
Искала гюйсы и бескозырки для детского утренника, обзвонила целую кучу магазинов, смогла найти только здесь.
Вера (09.02.12 г.)
www.morkniga.ru
Почему у моряков на воротнике 3 полоски?
По-голландски “гюйс” обозначает флаг, применяемый на кораблях 1-2 рангов военно-морского флота. Его поднимают на якорной стоянке судна в 8 утра и опускают с закатом. А еще гюйс – это широкий воротник, который фигурирует в форме моряков. В российском флоте утвердился гюйс синего цвета с тремя белыми полосками.
Почему носят гюйс, как он появился, и почему на нем именно три полосы? Эти вопросы определенно требуют ответов.
Как появился гюйс, и зачем он нужен?
Средневековые мужчины не признавали коротких стрижек, практически повсеместно в Европе носились либо длинные волосы, либо парики. В таких условиях активно распространялись вши, необходимо было применять меры для противостояния их ордам, и для этой цели на волосы наносили деготь. Мера отчасти помогала, однако длинные волосы могли с легкостью испачкать одежду, и потому необходимо было использовать какой-то защитный материал.
Так парики, намасленные косички из конского волоса – служили не просто украшением, а обязательным элементом внешнего вида каждого моряка в определенный период времени. И они тоже пачкали одежду, за что матросы получали наказания, так как должны были всегда выглядеть опрятно. Люди стали пользоваться широким воротником из кожи, который защищал одежду, и который можно было легко отмыть от любых загрязнений.
И даже с отказом от длинных волос и пышных причесок полюбившийся и удобный воротник остался, только выполнять его стали из ткани. Ведь длинные волосы или парики в прежние времена в какой-то мере утепляли шею, а с их отменой потребовалась хоть какая-то замена. И широкий тканевый воротник прекрасно справился с функцией шарфа, став еще более любимым. Его можно было заправить внутрь одежды, обеспечивая тепло.
Есть и другая версия, согласно которой в гюйс со свременем превратился широкий капюшон, который использовался моряками, чтобы защититься от дождей и брызг.
В процессе своей эволюции гюйс многократно видоизменялся, люди стремились сделать его максимально удобным и практичным. Сегодня он прочно закрепился в русском флоте, и выглядит как синий прямоугольный воротник большой ширины, сделанный из ткани, и имеющий три белые полосы. Подкладка у него тоже синяя, концы имеют по петле, и также есть пуговица в центре выреза – это обеспечивает возможность прикрепления воротника к рабочей или форменной флотской одежде.
Почему на гюйсе именно три полоски?
Воротник такого типа ввели во флоте России в 1843 году. Существует несколько версий, объясняющих наличие на гюйсе именно трех белых полосок. В большинстве своем моряки указывают на то, что полосы символизируют три самые большие победы российского флота – при Синопской бухте, у Чесмы, и у Гангута.
Величайшие победы русского флота, отмеченные тремя полосами
Три полосы на гюйсе, согласно одной из версий, посвящены величайшим победам русского флота. Но что же можно рассказать об этих сражениях, увековеченных в истории и в подобных деталях морской формы?
Битва при Гангуте
Это сражение происходило в рамках Северной войны 1700-1721 годов. Состоялось возле современного мыса Ханко, в прошлом – Гангута в 1714 году. Командовал происходящим непосредственно Петр Первый и адмирал Апраскин, со стороны шведов – вице-адмирал Ватранг. Шведы были разгромлены, что доказало их уязвимость и на море. Эта победа была приравнена к Полтавской, русские войска были торжественно встречены на Родине, а те корабли, что удалось захватить у шведов, привезли в Петербург в качестве трофеев. День воинской славы 9 августа отмечается именно в честь этой победы
Чесменская битва
Это сражение произошло в Эгейском море, недалеко от турецких берегов, в 1770 году и длилось с 5 по 7 июля. Несмотря на то, что турецких сил было вдвое больше, победил русский флот, почти полностью уничтожив противника за счет правильного выбора момента атак. Адмиралу Спиридову, командовавшему авангардом победителей, и Орлову, непосредственному командиру всей эскадры, помогла также прекрасная организация войск и их высокий моральный дух. Эта была не шаблонная победа, а великолепная импровизация, доказывающая полководческий талант адмирала.
Битва в Синопской бухты
Еще одно великое столкновение русского и турецкого флота произошло в 1853 году, 30 ноября. Турки, которых возглавил Осман-паша, собирались высадить десант на кавказском побережье, и им пришлось остановиться в Синопской бухте, чтобы переждать шторм. В этот момент флот Нахимова блокировал бухту, однако ни турки, ни англичане, которые присутствовали с ними, не предполагали, что русские решатся атаковать акваторию, защищенную береговой артиллерией. Но русские атаковали – причем настолько стремительно, что береговые орудия просто не смогли существенно повредить им. Турецкий флот был разбит наголову, а это сражение стало последним в истории парусных судов, подарив России господство в Черном море на долгое время вперед.
Другие гипотезы
Точно так же объясняют собственные полосы на гюйсах матросы множества других стран, только победы при этом указывают, разумеется, собственного государства. Это позволяет прийти к мысли, что легенда о победах и полосах – это иностранное заимствование, тем более, что во флотской среде оно наблюдается весьма часто. И сам гюйс тоже вполне может оказаться заимствованием.
Но есть и другая легенда, согласно которой гюйсы ввел не кто иной, как Петр Первый, один из величайших правителей, который дал начало развитию российского флота. Считается, что изначально у императора было три эскадры, каждая из которых имела собственные особенности формы. Третья эскадра считалась наиболее приближенной к правителю, она имела по три полосы вдоль края гюйса и красные фланелевые рубахи. Вторая носила две полосы и синие рубахи, первая же одевалась в рубахи белого цвета и носила только одну полосу. Считается, что с тех пор укрепилось понимание “элитности” трех полос, и они стали приживаться в форме, подчеркивая приближенность к командованию. Таковой была ситуация на 1881 год, а уже в 1882 трехполосый воротник стал распространяться по флоту повсеместно, пока не стал официальным и общепризнанным.
Интересный факт: есть и еще одна версия появления трех полос – считается, что на три дивизии был поделен Балтийский флот, моряки носили на вороте то число полос, которое соответствовало номеру их дивизии. Но подробностей касаемо того, почему прижились именно три, здесь нет.
Таким образом, сегодня трудно сказать, почему моряки носят именно три полосы на гюйсах, однако эта традиция берет свои корни давно, и остается неизменной. Этот элемент формы рассматривается как очень важный, не менее символический, чем бескозырка с лентами или тельняшка. Несмотря на то, что назвать его функциональным в наши дни уже нельзя, он остается важным элементом, позволяющим отдать дань могучим флотским традициям. И представить себе сегодня моряка без традиционного воротника просто невозможно.
labuda.blog
Как называется воротник у матросов. Конструирование матросского воротника
19 августа в России отмечают День рождения русской тельняшки. Именно в этот день в 1874 году по инициативе Великого Князя Константина Николаевича Романова император Александр ІІ подписал указ о введении новой формы, которым тельняшка (специальная «нательная» рубаха) была введена как часть обязательной формы одежды русского моряка.
Свой профессиональный праздник работники морского и речного флота ежегодно в первое воскресенье июля.
Как раньше выглядела тельняшка, какими бывают полосы и что обозначает их цвет, смотрите в инфографике.
Тельняшка появилась во времена расцвета парусного флота в Бретани (Франция) предположительно в XVII веке.
Тельняшки имели вырез ворота «лодочкой» и рукава в три четверти и были белыми в тёмно-синюю полоску. В Европе в те времена полосатую одежду носили изгои общества и профессиональные палачи. Но для бретонских моряков, по одной из версий, тельняшка считалась счастливой одеждой на время морских путешествий.
В России традиция ношения тельняшек начала формироваться, по одним данным, с 1862, по другим — с 1866 года. Вместо узких кителей с неудобными стоячими воротниками русские матросы стали носить удобные фланелевые голландские рубахи с вырезом на груди. Под рубаху надевалась нательная рубашка — тельняшка.
Поначалу тельняшки выдавались только участникам дальних походов и были предметом особой гордости. Как говорится в одном из рапортов того времени: «нижние чины… преимущественно надевали их в воскресные и праздничные дни при увольнении на берег… и во всех случаях, когда требовалось быть щегольски одетыми…». Окончательно закрепил тельняшку как часть униформы приказ, подписанный 19 августа 1874 года Великим Князем Константином Николаевичем. Этот день может считаться днём рождения русской тельняшки.
Тельняшка обладает большим преимуществом перед другими нательными рубахами. Плотно облегая тело, она не мешает свободному движению при работе, хорошо сохраняет тепло, удобна при стирке, быстро сохнет на ветру.
Этот вид лёгкой морской одежды не утратил своего значения и сегодня, хотя матросам теперь редко приходится лазать по вантам. Со временем тельняшка вошла в обиход и в других родах войск, хотя мало где является официальной частью формы. Тем не менее, используется этот предмет гардероба и в сухопутных войсках, и даже в милиции.
Почему тельняшка полосатая и что обозначает цвет полос?
Синие и белые поперечные полосы тельняшек соответствовали цветам русского военно-морского Андреевского флага. Кроме того, матросы, одетые в такие рубашки, хорошо просматривались с палубы на фоне неба, моря и парусов.
Традиция делать полосы разноцветными укрепилась в XIX веке — по цвету определялась принадлежность моряка к той или иной флотилии. После распада СССР цвета полос тельняшек были «распределены» по различным родам войск.
Что обозначает цвет полос на тельняшке:
Чёрный: подводные силы и морская пехота;
васильковый: президентский полк и спецназ ФСБ;
светло-зелёный: пограничные войска;
светло-голубой: ВДВ;
краповый: МВД;
оранжевый: МЧС.
Что такое гюйс?
Гюйсом на флоте называют воротник, который повязывается поверх формы. Настоящее значение слова «гюйс» (от голландского geus — «флаг») — военно-морской флаг. Флаг поднимается ежедневно на носу кораблей 1-го и 2-го рангов во время якорной стоянки с 8 часов утра до захода солнца.
История появления гюйса довольно прозаична. В средние века в Европе мужчины носили длинные волосы или парики, матросы заплетали волосы в хвостики и косички. Для защиты от вшей волосы смазывали дёгтем. Чтобы дёготь не испачкал одежду, матросы прикрывали плечи и спину защитным кожаным воротником-гюйсом, который можно было легко протереть от грязи.
Со временем кожаный воротник сменили на матерчатый. Длинные причёски ушли в прошлое, а традиция носить воротник осталась. Кроме того, после отмены париков квадратный матерчатый воротник использовался для утепления — в холодную ветреную погоду он заправлялся под одежду.
Почему на гюйсе три полоски?
Есть несколько версий происхождения трёх полосок на гюйсе. По одной из них, три полоски символизируют три крупные победы русского флота:
У Гангута в 1714 году;
у Чесмы в 1770-м;
у Синопа в 1853-м.
Надо отметить, что у матросов из других стран также существуют полоски на гюйсе, происхождение которых объясняется похожим образом. Вероятнее всего, этот повтор произошёл в результате заимствования формы и легенды. Кто первым изобрёл полоски, доподлинно не известно.
По другой легенде, у основателя русского флота Петра I было три эскадры. У первой эскадры на воротниках было нанесено по одной белой полоске. У второй — по две, и у третьей, особо приближённой к Петру, — по три полоски. Таким образом, три полосы стали означать особую приближённость к Петру гвардии флота.
Военно-морской флот Российской Федерации имеет один необычный для остальных видов войск особый знак, который дополнительно помогает идентифицировать единицу транспортной или боевой техники, в данном случае — корабли. Речь идет о гюйсе — отличительном флаге, говорящем о принадлежности корабля к военному флоту конкретного государства. Более того, в России законодательно закреплена обязанность нести и поднимать этот флаг военным кораблям только 1 и 2 ранга. То есть, круг носителей гюйса очень сильно сужен, что облегчает эту самую идентификацию. Существует также и крепостной флаг, который по своему местоположению и функциям отличается от гюйса, но выглядит точно также. Этот флаг также используется в Российской Федерации, однако, он располагается не на кораблях, а на прибрежных постройках военного назначения. Он также призван быть отличительным знаком, говорящим о том, что данные постройки приписаны к армии.
Появление гюйса в России, общие сведения о флаге.
Впервые гюйс был учрежден на территории современной России только в 1698 году по приказу Петра Первого. В тот год он побывал в Англии, где решил перенять у англичан этот флаг, дабы использовать его в своей стране для того, чтобы показать, какой сильный и крепкий флот имеет Российская Империя. Тогда же появился и крепостной флаг, который уже в то время выполнял абсолютно ту же самую функцию, что и сейчас. В то время гюйс крепился на бушприте — деревянной пристройке в носу корабля, предназначенной для лучшего маневрирования. Это место было самым выгодным для крепления флага, так как оно, как правило, самое выдающееся и видное. На современных кораблях бушприта нет, так как он использовался только на парусных суднах. На новой технике гюйс крепится также на носу корабля, на пристройке, которая называется бак. Ранее гюйс располагался на кораблях все время: и во время движения, и во время якорной стоянки, остановки в порту и так далее. Со времен СССР порядок изменился: флаг поднимался только во время стоянки, тем самым обретя народное название «стояночного». С появлением подводных ло
jmedi.ru
Лагард О. Флотская атрибутика. Гюйс — За тех, кто в море!
Корабли ВМФ, Лагард Александр ОскаровичСлово «гюйс» на кораблях флота имеет двоякое значение.
Современный гюйс России1. Так называют флаг носимый на гюйсштоке кораблями первого и второго ранга при стоянке у причала, на якоре и на бочках. Ранее поднимался на бушприте и назывался бушпритным флагом.
2. И так называется еще специальный матросский воротник синего цвета с тремя белыми полосками по краю.
Гюйс кораблей СССРПришло это слово во флотский лексикон от слова “geus” (это искаженное голландское слово «гез», то есть нищий — этим именем называли себя восставшие против испанского владычества жители Нидерландов). Так же они называли и свой боевой флаг, носимый на бушпритах кораблей в отличии от флагов кораблей Испании, поднимавшихся на корме. Позднее во многих флотах гюйсом стали называть специальный флаг, который военные корабли поднимают на носу во время стоянки на якоре и у причала.
Гюйс разработанный для кораблей Петром ВеликимВ Россию идея использования гюйса была завезена Петром Великим из Голландии вместе со многими другими флотскими атрибутами. В 1700 году Петром Великим был разработан, так называемый «крепостной флаг» для подъема на флагштоках морских крепостей России и назвавшийся сначала «кайзер-флагом». «Крепостной флаг» объединял национальные российские цвета — белый, синий и красный. Его композиция включила сочетание на красном державном поле белого креста Святого Георгия (покровителя армии) и синего креста Святого Андрея Первозванного (покровителя флота). На военных кораблях России гюйс стал использоваться только с 1720 года, как дополнительный флаг, обозначавший, что корабль стоит на якоре (военные корабли считались Петром Великим крепостями России на море).
Гюйс после револлюцииТакой вид вид гюйс сохранил до Октябрьской революции 1917 года. В советское время традиция поднимать гюйс или «крепостной флаг» сохранилась. Гюйс представлял собой красное полотнище с выделенной белой полосой в середине полотнища красной звездой.
Однако упраздненный после Октябрьской революции, гюйс в прежнем виде был возвращен на гюйсштоки военных кораблей России в 1992 году одновременно с возвращением на флагштоки Андреевских флагов.
Флаг Новороссии, напоминающий корабельный гюйсГюйс поднимают на кораблях 1-ого и 2-ого ранга при стоянке на якоре, бочках и швартовах одновременно с кормовым Андреевским флагом в 8 часов утра и несут их до захода солнца.
Гюйс на Петропавловской крепостиГюйсом на кораблях ВМФ также принято называть синий матросский воротник с тремя белыми полосками. Принято считать, что три белые полоски на синих воротниках и на обшлагах белых форменок обозначают три морских победы русского флота — при Гангуте (1714 год), Чесме (1770 год) и Синопе (1853 год). Однако побед российского флота было гораздо больше и если следовать этой логике, то полос на матросском воротнике должно быть гораздо больше.
Гюйс матросский ведет свое происхождение от кожаного воротника XVII-XVIII веков, которым солдаты и матросы прикрывали одежду, чтобы не испачкать ее длинными волосами, промасленными и заплетенными в косичку по моде и форме того времени.
Появление воротников типа «гюйс» в Российском флоте связано именем адмирала Лазарева Михаила Петровича — знаменитого путешественника, флотоводца и командующего Черноморским флотом.
В своем нынешнем виде воротник пришел на флот в 1840 году с появлением матросской фланелевки (или как ее еще называли «голландки») – широкой фланелевой рубахи с вырезом на груди. Сначала теплые синие фланелевые рубахи были введены для гребцов шлюпок Черноморского флота. А с 1843 года приказом командующего Черноморским флотом (М.П.Лазарева) для них были введены специальные воротники, полностью закрывавшие плечи матросов, а при необходимости, ставившиеся вертикально и закрывавшие затылки, и шеи матросов, сидевших спиной к ветру при гребле. С 1850 года, чтобы различать издалека шлюпки кораблей трех дивизий Черноморского флота было приказано иметь разноцветные воротники (для кораблей первой дивизии белого цвета, для кораблей второй дивизии синего цвета, а для кораблей третьей дивизии красного цвета). На синих воротниках, которые на фоне синих фланелевок, были видны плохо, приказано было иметь по краю белую полосу. С 1851 года на флоте были оставлены только воротники синего цвета с красивой белой полосой (называемой тогда «романовским кантом»), которые наиболее эстетично смотрелись на фоне синих фланелевок. А вот чтобы различать гребцов кораблей трех дивизий флота на воротниках первой дивизии была введена одна белая полоса, второй дивизии две белые полосы, а третьей дивизии три белые полосы.
Три белые полосы на синем фоне оказалось смотрелись более эстетично и при осмотре кораблей Черноморского флота Императором Александром Третьим очень понравились ему.
С 1881 года были введены синие воротники с тремя белыми полосами для матросов Гвардейского экипажа, как наиболее эстетичные и хорошо выглядевший при ношении с фланелевыми «голландскими» рубахами. Тогда же и появилась легенда о том, что белые полосы обозначают три наиболее значимые победы российского флота.
А с 1882 года синие воротники с тремя белыми полосами были распространены на матросов всех кораблей и флотов России. С этого же года матросский синий воротник и получил название «гюйс».
До наших времен «гюйсы» матросов дошли практически в том же виде, что и были в начале 19-ого века. И сегодня синие матросские воротники с тремя белыми полосами красиво подчеркивают и эстетично дополняют флотскую форму одежды, напоминая в том числе и об исторических победах российского флота и внося в сегодняшнюю жизнь элемент истории и преемственности.
А за плечах каждого матроса или курсанта военно-морского училища синий гюйс полощет за спиной, на виду у всех, как крепостной флаг на корабле 1- или 2 ранга, ибо каждый матрос или морской курсант есть частица морской крепости России.
voenflot.ru
О гюйсе или форменном воротнике
Добрался до интернета на недолгое время. По политической ситуации на данный момент не в курсе, так как текущая информационная составляющая растворилась в костромских лесах. Поэтому напишу об интересном вопросе, который является политически нейтральным. И эта тема легенда о гюйсе он же форменный воротник для военнослужащих ВМФ России: курсантов, матросов, старшинского состава.
Существует разные версии происхождения, одна из них была озвучена в статье, три полосы означают три победы русского флота: Гангутское, Чесменское и Синопское. Так вот, эта версия является красивой, патриотичной, но она не имеет отношение к реальной истории появления форменного воротника.
Форменный воротник, как атрибут формы одежды, возник во времена Павла I, тогда солдатам и морякам по уставу было положено носить парики с косицами. Их приходилось припудривать мукой и мазать салом, что приводило к загрязнению обмундирования. Поэтому солдатам приходилось неофициально подкладывать под парик кожаный воротник. Он в последствие в укороченном виде и вошел в уставную форму одежды. Дальнейшие изменения форменного воротника связаны с вводом в качестве формы одежды фланелевой рубашки, мы ее просто называли фланкой.
Фланелевая рубаха
Так вот, фланки были введены на Черноморском флоте в 40-е годы XIX века. Воротники носились с фланками в холодную погоду, и воротник предохранял от ветра в холодную погоду. Его поднимали и заправляли под бескозырку. Черноморский флот в то время делился на 3 дивизии и поэтому воротники были трех цветов: белый, синий и красный — по принадлежности к определенной дивизии. На белом и красном воротнике изначально кантов не было, так как они и так выделялись на синем фоне фланелевой рубахи, один кант имел синий воротник. А в 1851 году уже появились воротники с полосками, количество которых соответствовало номеру дивизии. И все это время воротники с кантами носили гребцы корабельных шлюпок. Только 1881 году ношение 3 кантов на форменных воротниках было разрешено Гвардейскому флотскому экипажу, а в 1882 году принято решение о распространении ношении гюйса на весь флот. Это сведения, которые вспомнились мне по поводу гюйса и истории возникновения на нем трех полос.
kimura.livejournal.com
Что означают полоски на тельняшке и гюйсе? Инфографика | Инфографика | Вопрос-Ответ
19 августа в России отмечают День рождения русской тельняшки. Именно в этот день в 1874 году по инициативе Великого Князя Константина Николаевича Романова император Александр ІІ подписал указ о введении новой формы, которым тельняшка (специальная «нательная» рубаха) была введена как часть обязательной формы одежды русского моряка.Свой профессиональный праздник работники морского и речного флота ежегодно в первое воскресенье июля.
Как раньше выглядела тельняшка, какими бывают полосы и что обозначает их цвет, смотрите в инфографике АиФ.ru.
История тельняшки
Тельняшка появилась во времена расцвета парусного флота в Бретани (Франция) предположительно в XVII веке.
Тельняшки имели вырез ворота «лодочкой» и рукава в три четверти и были белыми в тёмно-синюю полоску. В Европе в те времена полосатую одежду носили изгои общества и профессиональные палачи. Но для бретонских моряков, по одной из версий, тельняшка считалась счастливой одеждой на время морских путешествий.
В России традиция ношения тельняшек начала формироваться, по одним данным, с 1862, по другим — с 1866 года. Вместо узких кителей с неудобными стоячими воротниками русские матросы стали носить удобные фланелевые голландские рубахи с вырезом на груди. Под рубаху надевалась нательная рубашка — тельняшка.
Поначалу тельняшки выдавались только участникам дальних походов и были предметом особой гордости. Как говорится в одном из рапортов того времени: «нижние чины… преимущественно надевали их в воскресные и праздничные дни при увольнении на берег… и во всех случаях, когда требовалось быть щегольски одетыми…». Окончательно закрепил тельняшку как часть униформы приказ, подписанный 19 августа 1874 года Великим Князем Константином Николаевичем. Этот день может считаться днём рождения русской тельняшки.
Тельняшка обладает большим преимуществом перед другими нательными рубахами. Плотно облегая тело, она не мешает свободному движению при работе, хорошо сохраняет тепло, удобна при стирке, быстро сохнет на ветру.
Этот вид лёгкой морской одежды не утратил своего значения и сегодня, хотя матросам теперь редко приходится лазать по вантам. Со временем тельняшка вошла в обиход и в других родах войск, хотя мало где является официальной частью формы. Тем не менее, используется этот предмет гардероба и в сухопутных войсках, и даже в милиции.
Почему тельняшка полосатая и что обозначает цвет полос?
Синие и белые поперечные полосы тельняшек соответствовали цветам русского военно-морского Андреевского флага. Кроме того, матросы, одетые в такие рубашки, хорошо просматривались с палубы на фоне неба, моря и парусов.
Традиция делать полосы разноцветными укрепилась в XIX веке — по цвету определялась принадлежность моряка к той или иной флотилии. После распада СССР цвета полос тельняшек были «распределены» по различным родам войск.
Что обозначает цвет полос на тельняшке:
- чёрный: подводные силы и морская пехота;
- васильковый: президентский полк и спецназ ФСБ;
- светло-зелёный: пограничные войска;
- светло-голубой: ВДВ;
- краповый: МВД;
- оранжевый: МЧС.
Что такое гюйс?
Гюйсом на флоте называют воротник, который повязывается поверх формы. Настоящее значение слова «гюйс» (от голландского geus — «флаг») — военно-морской флаг. Флаг поднимается ежедневно на носу кораблей 1-го и 2-го рангов во время якорной стоянки с 8 часов утра до захода солнца.
История появления гюйса довольно прозаична. В средние века в Европе мужчины носили длинные волосы или парики, матросы заплетали волосы в хвостики и косички. Для защиты от вшей волосы смазывали дёгтем. Чтобы дёготь не испачкал одежду, матросы прикрывали плечи и спину защитным кожаным воротником-гюйсом, который можно было легко протереть от грязи.
Со временем кожаный воротник сменили на матерчатый. Длинные причёски ушли в прошлое, а традиция носить воротник осталась. Кроме того, после отмены париков квадратный матерчатый воротник использовался для утепления — в холодную ветреную погоду он заправлялся под одежду.
Почему на гюйсе три полоски?
Есть несколько версий происхождения трёх полосок на гюйсе. По одной из них, три полоски символизируют три крупные победы русского флота:
- у Гангута в 1714 году;
- у Чесмы в 1770-м;
- у Синопа в 1853-м.
Надо отметить, что у матросов из других стран также существуют полоски на гюйсе, происхождение которых объясняется похожим образом. Вероятнее всего, этот повтор произошёл в результате заимствования формы и легенды. Кто первым изобрёл полоски, доподлинно не известно.
По другой легенде, у основателя русского флота Петра I было три эскадры. У первой эскадры на воротниках было нанесено по одной белой полоске. У второй — по две, и у третьей, особо приближённой к Петру, — по три полоски. Таким образом, три полосы стали означать особую приближённость к Петру гвардии флота.
aif.ru
Гюйс (воротник) Википедия
Современное рабочее платье (роба) с пилоткой нового образцаКостю́м фло́тский[1], рабочая форма[2], рабочая одежда[3]; на флотском жаргоне, а также устаревшее рабо́чее пла́тье[4]; разговорное ро́ба[5], матро́сская ро́ба — повседневная рабочая форма одежды матросов, старшин военно-морского флота и курсантов военно-морских учебных заведений Российской Федерации, а также ряда стран СНГ (Украина, Казахстан). Состоит из рубахи и брюк особого пошива, матросского воротника, рабочей обуви и головного убора.
История[ | ]
С созданием в России Петром Великим регулярного флота для нижних чинов и матросов был введён костюм, состоявший из элементов голландской морской одежды — широкополой шляпы, коротких штанов зелёного цвета, чулок, кожаных туфель и грубошёрстной куртки серого или зелёного цвета.
Заменявшая мундир повседневная рабочая форма матросов во время средиземноморской кампании 1798—1800 годов включала в себя треуголку, камзол и свободного покроя рубаху и штаны из парусины.[2] Рабочее платье, состоявшее из рубахи и брюк, изготовлявшееся из светло-серой парусины, употреблявшееся при всех работах на кораблях и носившееся поверх форменной белой рубахи с выпускаемым наружу синим воротником, было утверждено как форма одежды рядового состава 19 августа 1874 года. Синее рабочее платье носилось только на корабле при работе в машине и в трюмах.
В синем рабочем на палубе появляться запрещено. На палубе можно быть только в белом рабочем платье с выпущенным воротником форменки.
На протяжении столетий изменения в пошиве и материалах рабочего платья были минимальны. Современный вид окончательно утвердился в 1951 году.
36. При работах и занятиях на кораблях, в частях, доках, заводах и мастерских старшинам, сержантам и матросам разрешается ношение установленного рабочего платья. Рабочая рубаха надевается поверх фуфайки морской — тельняшки с обязательным выпуском форменного воротника наружу. Рабочая рубаха в брюки не заправляется. При ношении рабочего платья старшинам и матросам на кораблях взамен фуражки разрешается ношение берета (если положен) синего цвета со звездой установленного образца.
— Приказ военно-морского министра Союза ССР №170 от 12 сентября 1951 г.
До 1980 года рабочая форма одежды в ВМФ шилась в осн
ru-wiki.ru