J 31 истребитель – Shenyang j-31 — Википедия

внимательный осмотр » Военное обозрение

8 ноября в Пекине откроется XVIII съезд Коммунистической партии Китая. Страна готовится к этому важному событию и, по старой традиции, встречает съезд трудовыми подвигами. Авиационное предприятие Shenyang Aircraft Corporation тоже поддержало это начинание, начав испытания нового истребителя своей конструкции. Этот самолет стал уже вторым китайским истребителем, которому приписывают возможности, свойственные пятому поколению этого класса техники. По понятным причинам пока рано говорить, насколько эти высказывания соответствуют истине, тем более в сложившейся ситуации дефицита информации.
О существовании нового проекта стало известно чуть больше года назад, когда в Пекинском музее авиации была показана модель некоего истребителя, заметно отличающегося от других китайских разработок. Проект получил известность под названием F-60. Летом 2012 года в Интернете появились фотографии процесса перевозки зачехленного самолета. По выступающим из-под брезента элементам конструкции перевозившийся самолет был опознан как опытный образец F-60: сказалось значительное сходство с макетом. В середине сентября в общий доступ попали новые фотоматериалы с F-60, на которых было видно, что самолет получил бортовой номер «31001». Кроме того, эти фотографии пролили свет на внешний вид самолета. Тогда ряд источников распространил якобы официальное название самолета – Shenyang J-31 или «Проект 310».

31 октября китайская пресса объявила о первом полете нового истребителя. China Defence Mashup сообщает, что J-31 совершил свой первый испытательный полет под управлением летчика Ли Гоэня, известного по участию в других проектах. Продолжительность полета составила чуть менее десяти минут. Во время полета новый истребитель сопровождался двумя спарками J-11BS с измерительной аппаратурой и оборудованием для видеосъемки. О результатах первого полета пока не сообщалось: китайские военные предпочитают не распространяться насчет подробностей своих работ. Поэтому обсуждению подверглись не данные, полученные в ходе испытательного полета J-31, а его внешний вид и предполагаемые характеристики. Попробуем «поиграть в аналитиков» и создать примерный облик новой машины.

По вполне понятным причинам все фотографии полета J-31 имеют невысокое качество. Тем не менее, и на них можно рассмотреть облик самолета. Внешне он напоминает американские Lockheed Martin F-22 и F-35 одновременно. В качестве сходства с первым можно привести двухдвигательную схему и характерные обводы задней части фюзеляжа. F-35 «подарил» китайской разработке нерегулируемые воздухозаборники с узнаваемой формой передней кромки и трапециевидной крыло с умеренными углами стреловидности передней и задней кромок. В фюзеляже китайского самолета угадываются черты обоих американских истребителей. То же самое можно сказать и об узнаваемом виде спереди. При этом есть и отличия, например, сопла двигателей круглой формы: на двухдвигательном F-22 они имеют сложную прямоугольную форму.

Стоит отметить, именно сопла двигателей являются одной из «зацепок», которая позволила появиться версии о типе примененной силовой установки. Наиболее популярная версия гласит, что на J-31 установлено два турбореактивных двухконтурных двигателя с форсажной камерой типа РД-93 или более старые РД-33, разработанные фирмой «Климов». В пользу этой версии приводится лицензионное производство РД-93, развернутое в Китае для оснащения истребителей-бомбардировщиков Chengdu FC-1 Xiaolong. Кроме того, своеобразной подсказкой служат фотографии, на которых самолет J-31 разгоняется и набирает высоту. На них за новым истребителем тянется характерный шлейф черного дыма: как известно, советские/российские двигатели РД-33 на определенных режимах работы имеют склонность к дымлению. Наконец, у Китая пока нет двигателей, схожих по характеристикам с РД-33/93 и пригодных для использования на легких истребителях.

Предположение о весовом классе нового истребителя появилось после сравнения размеров самолета с наземными объектами и людьми. Простой подсчет показывает, что длина J-31 находится в пределах 14-15 метров. Размах крыла в таком случае можно оценить в 10-12 метров. Если эти расчеты правильны, то новый китайский истребитель по своим размерам схож с американским F-35. В отношении взлетного веса подобный подход не пройдет – F-35 имеет всего один двигатель с большими показателями тяги. Тем не менее, взлетный вес J-31 может быть примерно равен весу американского истребителя. Приблизительную взлетную массу J-31 можно рассчитать, исходя из тяги двигателей и приемлемой тяговооруженности. ТРДДФ РД-33/93 развивают форсажную тягу в 8300 кгс, следовательно, общая тяга двух двигателей превышает 16,5 тонны. Тяговооруженность большинства истребителей последних лет (при нормальном взлетном весе) обычно равняется 0,7-0,8 единицы. Таким образом, нормальный взлетный вес J-31 может лежать в пределах от 18 до 22 тонн. Естественно, при условии, что самолет имеет тяговооруженность в указанных выше пределах.

Летные характеристики J-31 пока остаются загадкой. В принципе, можно попробовать угадать максимальную скорость, дальность и потолок, исходя из показателей предыдущих китайских истребителей и самолетов зарубежного производства. Тем не менее, на данный момент и сами китайцы могут не знать точных данных своего нового истребителя – до полетов на подтверждение характеристик им придется довольствоваться только расчетными цифрами.

Обводы самолета J-31 в соответствии с «модой» последних лет имеют своей целью обеспечение минимальной радиолокационной заметности. Одним из способов достижения малозаметности является несение всего вооружения в грузоотсеках внутри фюзеляжа. На имеющихся фотографиях нельзя рассмотреть их точное местоположение и оценить размер – из-за качества снимков крышки сливаются с остальной обшивкой самолета. Тем не менее, зарубежный опыт позволяет говорить о расположении грузоотсеков в центральной части фюзеляжа и, возможно, в его боковых частях, под каналами воздухозаборников.

Ввиду невозможности оценить размеры грузоотсеков трудно говорить об их емкости и возможном спектре вооружений. Скорее всего, J-31 имеет возможность перевозить и применять ракеты малой дальности семейства PL и среднего радиуса наподобие линейки LY-60. Вероятно, на самолете имеется пушка калибра 23 или 30 миллиметров, однако ее наличие тоже не подтверждено. Единственный факт о вооружении J-31, имеющий объективные доказательства, касается отсутствия возможности несения вооружения на внешней подвеске. На опубликованных фото прототип истребителя не имеет никаких пилонов и креплений под крылом. Конечно, для обеспечения максимальной перегоночной дальности самолет оснащаться съемными пилонами для подвесных баков, однако приемлемых подтверждений этому нет. Единственный довод в пользу такой версии – аналогичная возможность последних американских истребителей. Вряд ли китайские инженеры смогли пройти мимо такого интересного технического решения.

Боевой потенциал нового китайского истребителя пока не совсем понятен. Никто не может исключить возможность того, что к началу серийного производства J-31 получит ракеты новой модели, характеристики которых будут на уровне зарубежных разработок, как минимум, девяностых годов. Кроме того, нет совершенно никакой информации о бортовом радиоэлектронном оборудовании. В последние несколько десятилетий именно БРЭО является одним из важнейших элементов самолета, обеспечивающим большую долю его боевого потенциала. Текущее развитие китайской электронной промышленности позволяет предполагать наличие на J-31 РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой, однако такая станция может еще только разрабатываться. Возможные параметры радиолокационной станции с пассивной ФАР, в свою очередь, являются предметом отдельного разговора.

Стоит отметить, что все приведенные выше выводы и размышления делались исключительно на основе нескольких фотографий прототипа. Соответственно, после публикации официальной информации та или иная деталь получившегося «портрета» может оказаться не соответствующей действительности. Однако уже сейчас можно с полной уверенностью сказать следующее: новый китайский истребитель J-31 продолжает своеобразную традицию оборонной промышленности КНР. Традиция эта заключается в том, что каждый новый образец самолета танка или другой военной техники в некоторой мере оказывается похож на зарубежную технику, созданную немного ранее. В оправдание китайских инженеров стоит сказать, что бывают и исключения. Но они все-таки остаются довольно редкой вещью. Так или иначе, лет через пять-семь Народно-освободительная армия Китая может получить сразу два типа новых истребителей – Chengdu J-20 и Shenyang J-31. С появлением этих истребителей увеличится боевой потенциал ВВС НОАК, но это уже совсем другая история.

По материалам сайтов:
http://bmpd.livejournal.com/
http://china-defense-mashup.com/
http://rus.ruvr.ru/

http://newsru.com/

topwar.ru

Истребитель пятого поколения Shenyang FC-31

Первый прототип FC-31 / J-31 на выставке AirShow China 2014.

Как и другие ведущие страны мира, Китай разрабатывает свои варианты истребителей нового пятого поколения. В последние годы китайская промышленность создала сразу несколько перспективных машин такого рода. К настоящему времени один из самолетов был принят на вооружение и поставлен в серию, тогда как другие проекты пока далеки от подобного финала. К примеру, перспективный легкий истребитель Shenyang FC-31, впервые показанный несколько лет назад, до сих пор не дошел до службы в войсках, и его судьба на протяжении длительного времени оставалась неопределенной.

Напомним, о существовании очередного китайского проекта истребителя пятого поколения стало известно еще в 2011 году, когда в свободном доступе оказалась фотография неизвестного летательного аппарата с обозначением «F-60». Позже любители авиации сфотографировали изделие, которое могло быть прототипом будущего самолета. Вскоре появились данные о возможном названии проекта. Источники утверждали, что самолет для китайских ВВС получит название J-31, а экспортная версия будет обозначаться как F-60.

В самом конце октября 2012 года первый опытный образец впервые поднялся в воздух. Всего через несколько дней после этого макет самолета показали на очередной выставке AirShow China в Чжухае. Стало известно, что проект разрабатывается конструкторами Shenyang Aircraft Corporation и носит название FC-31. Машину отнесли к истребителям пятого поколения, и она должна была решать широкий круг боевых задач по уничтожению воздушных и наземных целей. Представители компании-разработчика утверждали, что проект создается в инициативном порядке – без прямого заказа со стороны министерства обороны Китая.

Характерный внешний вид опытного образца и выставочной модели стал поводом для подозрений, высказывавшихся в различных зарубежных публикациях. Иностранные специалисты, изучая экстерьер FC-31, приходили к выводам о заимствовании зарубежного опыта. Источником идей и решений могли стать современные американские истребители F-22 и F-35. Внешний вид китайской машины объединял основные их черты; при этом он не копировал существующую технику полностью.

Позже макет и полноценный образец самолета несколько раз демонстрировались на выставках в Китае и за рубежом. Официальные заявления и аналитика постоянно дополняли имеющийся объем доступных данных о самолете и его перспективах. В частности, с определенного времени утверждалось, что инициативный проект SAC все же получил государственную поддержку. Военно-воздушные силы Народно-освободительной армии Китая заинтересовались этим самолетом, но не были готовы в полной мере оплачивать работы и оказывать иное содействие. Такой статус сохранялся, как минимум, до конца 2016 года.

Первый опытный образец во время испытаний. Фото Chinatimes.com

В декабре 2016 года компания-разработчик начала летно-конструкторские испытания второго опытного FC-31. От первой машины он отличался иной конструкцией планера, переработанной авионикой и двигателями более новой модификации. Согласно разным оценкам, такие доработки должны были привести к росту основных характеристик. Впрочем, перспективы проекта от этого не изменились. Дальнейшая судьба истребителя по-прежнему вызывала беспокойство. Наличие целого ряда не менее интересных проектов могло привести к самым разным последствиям, в том числе негативным для FC-31.

Весной 2018 года в китайской прессе появились сообщения о возможном продолжении развития проекта FC-31 с целью решения новых задач. Утверждалось, что готовый самолет посчитали удачной платформой для создания перспективного палубного истребителя. Еще осенью 2017 года китайское военное ведомство открыло финансирование нового проекта. К моменту публикации таких новостей компания Shenyang успела начать проектирование. Палубный истребитель на тот момент обозначался как J-FX. Согласно китайским СМИ, опытный самолет нового типа поднимется в воздух в конце следующего года.

В основе проекта J-FX будет лежать конструкция существующего самолета FC-31. В то же время, необходимы определенные доработки. Самолет нуждается в складном крыле, усиленном шасси, тормозном гаке и т.д. Кроме того, в ходе перестройки готового истребителя планируется провести серьезную модернизацию бортового радиоэлектронного оборудования. Получившийся самолет в будущем сможет пополнить состав палубной авиации, а со временем и заменить имеющиеся машины четвертого поколения.

Выставочный макет истребителя, 2014 г. Фото Bmpd.livejournal.com

Буквально на днях появились новые сведения о проекте палубного истребителя на базе FC-31. Габариты самолета J-FX останутся на уровне базовой машины, но максимальный взлетный вес увеличат с нынешних 28 до 30 т. Боевой радиус «сухопутного» истребителя без подвесных баков, по известным данным, составляет 1250 км. Более крупный палубный самолет будет иметь баки увеличенной емкости, что увеличит радиус на 250 км. С точки зрения прочих характеристик и вооружения две машины не должны отличаться друг от друга.

Сообщается, что проект палубного истребителя получает поддержку министерства обороны и имеет все шансы дойти до принятия на вооружение. Также стали известны причины запуска проекта J-FX. Как оказалось, в основе нового заказа лежит не только закономерное желание командования развивать авиацию военно-морских сил, но и наличие проблем с другой техникой или невозможность ее адаптации к применению на авианосцах.

По сообщениям зарубежной прессы, в ходе эксплуатации серийного палубного истребителя Shenyang J-15, считающегося переработанной версией советского / российского Су-33, возникли заметные проблемы. Эта машина показывает хорошие летно-технические характеристики и боевые возможности. Однако взлетно-посадочные характеристики далеки от идеала. Утверждается, что управляемость J-15 недостаточна для безопасной посадки на палубу авианосца. Летчики со временем осваивают эту процедуру, но она не становится менее сложной и опасной. Кроме того, J-15 относится к четвертому поколению истребителей, что ограничивает его потенциал и будущее с точки зрения модернизации.

Второй опытный образец FC-31 в полете

По всей видимости, китайское командование уже планирует развитие палубной авиации на значительный период, и в таких планах предусматривается эксплуатация совершенно новых самолетов. При всех своих положительных качествах, современный J-15 со временем устареет морально и потребует замены. В качестве последней теперь создается J-FX на базе опытного FC-31. Первый полет такой машины запланирован на конец следующего года. При успешном проведении всех необходимых работ и отсутствии серьезных затруднений, истребитель J-FX сможет поступить на вооружение в середине двадцатых годов.

Следует отметить, что основой для палубного истребителя станет FC-31, а не принятый на вооружение самолет Chengdu J-20. Имея серьезные технические преимущества перед FC-31, эта машина отличается большими размерами и массой, что сокращает ее потенциал в контексте палубной авиации. При этом боевые качества J-FX будут соответствовать ожиданиям.

Несколько дней назад корпорация SAC огласила свои планы в отношении базового проекта FC-31. Как оказалось, об этом самолете не забыли, и специалисты продолжают его разработку. Кроме того, макет истребителя был вновь показан на военно-технической выставке в Чжухае. Впрочем, компания-разработчик изменила предназначение нового самолета. Ранее машину в исходной конфигурации планировалось предлагать китайским ВВС и иностранным заказчикам, но теперь принято решение об отказе от работы с внутренним заказчиком. Самолеты FC-31 сухопутного базирования будут продвигаться на международном рынке. Теперь этот проект является исключительно экспортным.

***

Согласно доступным данным, перспективный китайский самолет Shenyang FC-31 представляет собой очередную попытку создания машины, соответствующей требованиям к истребителям пятого поколения. В результате этого самолет имеет характерный внешний вид и напоминает некоторые существующие образцы зарубежной разработки. Прежде всего, он похож на американскую технику, что в свое время стало поводом для подозрений и обвинений.

Второй прототип заходит на посадку

Самолет строится по нормальной аэродинамической схеме с интегральной компоновкой и высокорасположенным крылом. С целью сокращения радиолокационной заметности машина имеет характерные плавные обводы. Использовано трапециевидное крыло и двухкилевое хвостовое оперение. В связи с требованиями к малозаметности кили развалены наружу. Важной особенностью планера FC-31 является наличие внутренних грузоотсеков для перевозки вооружения. Ракеты и бомбы предлагается помещать в отдельные отсеки у днища фюзеляжа. Отсеки закрываются подвижными створками, что сокращает заметность машины для радиолокаторов. При этом самолет сохраняет возможность использования внешней подвески.

В хвостовой части фюзеляжа FC-31 устанавливается пара турбореактивных двигателей с форсажной камерой типа WS-13. Первый прототип оснастили двигателями модификации WS-13A, но на втором применялись более совершенные WS-13E. Форсажная тяга последних превышает 9000 кгс, что должно обеспечивать высокую тяговооруженность. Впрочем, последний параметр прямо зависит от взлетной массы, и в ряде ситуаций самолет может проигрывать по своим характеристикам другой современной технике.

Ранее утверждалось, что пара двигателей WS-13E способна разогнать самолет FC-31 до скоростей порядка 2200 км/ч. Согласно последним данным, максимальная скорость значительно ниже – лишь 1400 км/ч. Потолок – 16 км. Боевой радиус с запасом топлива только во внутренних баках заявлен на уровне 1250 км. При использовании подвесных баков этот параметр должен доходить до 1900-2000 км.

Фотомонтаж смешанной палубной авиагруппы с J-FX. Фото Mil.news.sina.com.cn

Под носовым обтекателем фюзеляжа предусматривается установка активной фазированной антенной решетки РЛС типа KLJ-7A китайской разработки. Эта станция будет отвечать за поиск и обнаружение целей. Кроме того, с ее помощью будет осуществляться наведение ракет некоторых типов. Дополнительным средством поиска и сопровождения целей станет оптико-локационная станция. Также в разных частях планера могут быть размещены дополнительные датчики разного назначения.

По данным зарубежной прессы, FC-31 сможет нести до 8 т вооружения, из которых 2 т будут располагаться во внутренних отсеках. Сообщается о наличии шести точек внешней подвески. Количество подвесных устройств внутри фюзеляжа неизвестно. По разным оценкам, истребитель сможет перевозить до 10-12 ракет «воздух-воздух» малых и средних размеров. При использовании бомб калибром 500 кг боекомплект может сократиться до 8 единиц. Список оружия, совместимого с истребителем, остается неизвестным. Вероятно, самолет сможет применять существующие и перспективные управляемые ракеты и бомбы подходящих размеров и калибров.

Длина опытных самолетов FC-31 менялась от 16,9 м до 17,8 м. Размах крыла – около 12 м, площадь – 40 кв.м. Максимальная взлетная масса истребителя сухопутной модификации достигнет 28 т. Перспективная палубная версия этой машины будет примерно на 2 т тяжелее. Ожидается, что рост массы не окажет негативного влияния на летно-технические характеристики. В целом, палубная модификация будет похожа на базовый образец, но получит некоторые новые узлы и агрегаты.

***

К настоящему времени в Shenyang Aircraft Corporation определили будущее перспективных проектов. Самолет наземного базирования FC-31 больше не предлагается ВВС НОАК и теперь является исключительно экспортным образцом. В таком качестве его демонстрируют на выставках и предлагают потенциальным покупателям. Впрочем, пока машина не нашла своих заказчиков. Какие-либо данные о переговорах по возможному контракту на данный момент отсутствуют, хотя и могут появиться в любой момент. Недавняя демонстрация макета истребителя на выставке AirShow China 2018, в ходе которой зарубежные военные могли познакомиться с китайским проектом, способна приблизить этот момент.

FC-31 (внизу) и другие истребители пятого поколения разных стран. Рисунок Mil.news.sina.com.cn

Для отечественного заказчика китайские авиастроители разрабатывают специализированную палубную модификацию исходного FC-31. Проектирование машины с рабочим названием J-FX стартовало едва ли не год назад, и к настоящему времени должно было дать определенные результаты. Еще через год опытный образец нового типа планируется поднять в воздух. Затем еще несколько лет уйдут на испытания и доводку, после чего морская авиация ВМС Китая сможет получить серийную технику. Естественно, при условии успешного завершения проекта.

История проекта Shenyang FC-31 на данный момент выглядит весьма интересно. Разработка перспективного истребителя пятого поколения началась на рубеже последних десятилетий, но велась в инициативном порядке, что сокращало его потенциал. После нескольких лет неопределенности проект все же нашел подходящую нишу. В исходном виде теперь он предлагается зарубежным заказчикам, а Китай может получить измененный самолет, приспособленный к работе на палубе авианосцев. Таким образом, работы по интереснейшему образцу зарубежной авиационной техники продолжаются, и вскоре должны последовать новые сообщения об их ходе.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

army-news.ru

Истребитель J-31. Китай. 5-е поколение. Фото

 

Самолет типа J-31 является аппаратом 5-го поколения. Эта машина была создана не так давно китайскими конструкторами. Истребитель J-31 способен исполнять различные военные задачи очень качественно.

Впервые модель самолета была представлена пекинским студентам на конкурсе в середине сентября 2011 года. После этого только в июне 2012 года появилось небольшое количество фотографий данного самолета, когда проводилась транспортировка в зачехленном виде. Фотографии полномасштабного прототипа были представлены только летом 2012 года. В этом же году осенью аппарат J-31 произвел свой первый отрыв от взлетной полосы. Этот полет проводился совместно с самолетом J-11.

 

Что касается первого полета, то он прошел успешно. Управление машиной выполнял опытный пилот Ли Гоэня. Продолжительность данного полета составила всего десять минут, это небольшое время в воздухе дало понять о высоком качестве новой машины. Для контроля полета были использованы самолеты сопровождения, которые проводили мониторинг и анализ систем самолета, кроме того, была проведена видеосъемка полета для дальнейшего анализа. К сожалению, военные Китая не раскрывают все подробности и технические характеристики новой боевой машины. Несмотря на это с помощью аналитических данных можно составить основное представление о самолете J-31.

Большинство сделанных фотографий этого самолета имеют плохое качество. Это объясняется сохранением военной тайны. Все же фотографии ударного самолета дают понять, что он имеет большое сходство с американскими самолетами класса F, а именно с 22-й и 35-й моделями. Прежде всего, Китайская машина имеет два двигателя, которые, как и в F-35 имеют задние обводы. Что касается воздухозаборников, то они также очень схожи с указанными самолетами.

 

Говоря о силовой установке, можно сказать, что за счет сопел двигателя можно сделать предварительные выводы о марке двигателей. Большинство исследователей данного самолета 5-го поколения полагают, что на нем установлен турбореактивный двигатель с двухконтурной системой. Также подобный двигатель имеет форсажную камеру РД-93. Подтверждением версии о форсажной камере является то, что данные установки изготовляют в Китае для их бомбардировщиков. Тем более в пользу данной версии можно сказать, что Китай пока не владеет подобными двигателями для легких истребителей.

 

Особо точные данные о характеристиках фюзеляжа также пока что неизвестны. Можно только сказать, что длина корпуса составляет чуть больше 16 метров. А размах крыльев достигает показателя в 12 метров. Масса при взлете достигает показателя в 16,5 тонны, при этом тяговооруженность самолета J-31 равняется показателю в 8,3 тысячи кгс. Высота самолета почти 5 метров.

Со слов представителей компании можно сказать, что этот истребитель изготовляется так, чтобы при высоких летных показателях и боевой мощи он имел небольшую себестоимость. Кроме того, он отличается малой заметностью для аппаратуры противника. Первая  машина изготовлена в одноместном варианте, который имеет треугольное крыло с высоким расположением на корпусе. Крыло имеет умеренные показатели стреловидности, а законцовки срезаны. Хвостовая часть машины достаточно интересная за счет двух вертикальных килей, которые наклонены наружу. Также хвост оснащен двумя стабилизаторами с горизонтальным расположением.

 

Точно известно, что самолет J-31 имеет радиус боевого применения в 1,2 тысячи километров, такая дальность боевой эксплуатации возможна при полностью полных внутренних баках и за счет одного подвесного бака емкостью в 2 тысячи литров. При всем этом машина может достигать максимальной скорости в М=1,8. Преимуществом аппарата является короткий разбег при взлете, который составляет всего лишь 400 метров, а пробег для посадки составляет 600 метров. Все это делает самолет очень удобным и универсальным при боевых действиях.

 

Также с точностью можно сказать, что боевая мощь и эффективное ее применение будет значительно выше, чем в истребителях 4-го поколения. Руководство компании изготовителя самолета заявило, что боевая мощь будет практически такая же, как и в американских аналогах 5-го поколения. Для вооружения аппарата выделен весь нижний отсек самолета за воздухозаборниками.

Большинство последних и совершенных истребителей пятого поколения имеют прямоугольные сопла, что значительно снижает видимость их выхлопа, а Китайская машина имеет более стандартные круглые сопла. Это в основном из-за типа двигателя, который на нем установлен. Все же конструкторы в Китае активно трудятся над созданием более качественных так называемых повторных сопел, что сможет снизить заметность и при этом не сказаться на тяговооруженности ударного истребителя.

 

Финансированием программы J-31 непосредственно занимается Китайская компания «Шэнян». Можно сказать, что они сами для себя проектируют и создают высокотехнологический продукт, который является очень перспективным. Кроме того, данная программа в дальнейшем сможет принести огромную прибыль за счет заказов как от собственной армии, так и от других стран земного шара. Не стоит недооценивать китайские разработки в данной отрасли, поскольку истребитель J-31 является одним из главных конкурентов российских истребителей 5-го поколения.

Что касается самолета J-31, то компания, которая его изготовляет, рассчитывает на то, что большинство стран не проявят активную заинтересованность западными истребителями. Прежде всего это можно объяснить тем, что большинство европейских и американских истребителей через несколько лет просто исчерпают срок их службы. Компания «Шэньян» понимает и то, что продвинутые страны также работают над созданием собственных, качественно новых ударных машин. За счет этого при изготовлении J-31 большое внимание уделяется вопросу экономии, поэтому полномасштабная и рабочая машина будет значительно дешевле аналогов. 

avia.pro

Shenyang J-31. Истребитель. (Китай)

Shenyang J-31. Истребитель. (Китай)

Шэньян J-31 «Кречет» (Shenyang J-31)  — китайский многоцелевой истребитель пятого поколения. Разработан Shenyang Aircraft Corporation.

Сообщается, что 31 октября 2012 г. успешно совершил первый испытательный полёт с заводского аэродрома в г Шеньян (провинция Ляонин) новый китайский истребитель пятого поколения, известный под обозначением Shenyang J-31 встречается также название J-21. Самолёт находился в воздухе около 10 минут. Шасси во время полета не убиралось. Информация об испытаниях нового истребителя носит неофициальный характер. Каких-либо подтверждений о начале летных испытаний нового истребителя из источников, связанных с правительством или МО КНР, пока не поступало. Китайские независимые СМИ подчеркивают в этой связи, что КНР сегодня стало второй, после США, державой, разрабатывающей сразу два типа истребителей 5-го поколения — тяжелый J-20 и легкий J-31.

На салоне в Чжухае корпорация «Авик» позиционировала J-31 как истребитель для экспортных поставок. По словам представителей компании, самолет разрабатывался таким образом, чтобы при невысокой стоимости обладать высоким уровнем малозаметности, иметь большие полезную нагрузку и боевой радиус действия. Судя по изображениям новой машины, самолёт Shenyang J-31 своими геометрическими размерами и конфигурацией планера весьма напоминает американский малозаметный истребитель Локхид Мартин F-35 «Лайтнинг» II, отличаясь от него двухдвигательной силовой установкой. Это самолёт средних (для современного истребителя) размеров и массы, представлял собой одноместный двухдвигательный самолёт с высокорасположенным треугольным крылом умеренной стреловидности и срезанными законцовками, выполненный по нормальной аэродинамической схеме с двухкилевым вертикальным оперением и двумя горизонтальными хвостовыми стабилизаторами. Взлетная масса истребителя составляет 17,5 тонны, длина самолёта — 16,9 м, а размах крыла — 11,5 м. Значительная часть средств поражения истребителя будет размещаться в двух больших грузоотсеках, сформированных в нижней части фюзеляжа.

Shenyang J-31. Истребитель. (Китай)

Сообщается, что на первом опытном самолёте установлены российские двигатели РД-93 (2 х 8300 кгс) разработки ОАО «Климов», которыми оснащаются также серийные легкие истребители JF-17 совместной китайско-пакистанской разработки. Однако серийные самолёты Shenyang J-31, по-видимому, будут оснащены ТРДДФ китайского производства Гуйчжоу WS-13 (8640 кгс), которые находятся но стадии внедрения в серийное производство. Во всяком случае размер гондол на самолёте предполагает установку двигателя увеличенных габаритов. Сопло двигателей имеют круглое сечение. По данным «Авик», Shenyang J-31 имеет боевой радиус действия 1250 километров с топливом во внутренних баках и 2000 – с внешними топливными баками. Максимальная скорость соответствует числу М=1,8, длина разбега – 400 метров, длина пробега при посадке – 600 метров. По мнению наблюдателей, система УВТ на первом опытном самолёте Shenyang J-31 отсутствует (хотя не исключено ее применение но серийных самолетах. В целом, самолёт выполнен с учетом требований по значительному снижению радиолокационной заметности. Он имеет фюзеляж и боковые нерегулируемые воздухозаборники, похожие но американский F-35.

Отсек вооружений занимает всю нижнюю часть фюзеляжа за воздухозаборниками вплоть до двигательного отсека в отличие от J-20, который не имеет боковых отсеков. Управление полетом обычное, с отдельными рулями и односекционными элеронами-закрылками. Как и у J-20, большая часть способов обеспечения малозаметности J-31 аналогична таковым у истребителей «Локхид Мартин», однако сопла двигателей имеют обычную круглую, а не прямоугольную форму, как у F-22. На опытном образце форма примерно соответствует таковой у сопел силовой установки РД-93, но без конусообразного фланца, который подгоняет сопла под хвостовую часть фюзеляжа. В Китае проводятся исследования в области поворотного сопла для двигателя с управляемым вектором тяги (УВТ), но до настоящего времени наработки не демонстрировались в полете. Судя по снимкам, проекты J-20 и J-31 объединяет тот факт, что они на сегодня уже прошли стадию определения концепции. Фактически это означает, что оба оснащены отсеками вооружений, представляют собой натурные демонстрационные образцы и, как кажется, ни в одном из них не применяются какие-либо компоненты серийно производимых китайских самолетов.

Предполагается, что будет создан палубный вариант истребителя, позволяющий использовать самолет и на китайских авианосцах, первый из которых, «Ляонин» (бывший советский ТАВКР «Варяг»), принят в состав ВМС НОАК в конце сентября 2012 г. По словом китайского военного эксперта Лю Цзыцзюня, «в предстоящие 20 лет КНР может построить от трех до пяти авианосцев. К тому времени истребитель J-15 (нелицензионная копия российского Су-27К) уже будет считаться устаревшим, а палубный J-31 может оказаться вполне подходящим типом перспективного самолета для ВМС НОАК». Примечательно, что уже во второй раз КНР проводит испытания принципиально новых боевых самолетов в период обострения отношений с другими странами. Отмечается, что первый полет истребителя Shenyang J-31 прошел в момент затянувшегося территориального спора между КНР и Японией вокруг островов Дяоюйдао в Восточно-Китайском море.

Shenyang J-31. Истребитель. (Китай)

Характеристики:

  • Экипаж: 1 человек;
  • Длина: 16,9 м;
  • Размах крыла: 11,5 м;
  • Высота: 4,8 м;
  • Масса: 17 500 кг;
  • Максимальная скорость: М=1,8;
  • Боевой радиус: Без ПТБ — 1250 км. C ПТБ — 2000 км;
  • Длина разбега: 400 м;
  • Длина пробега: 600 м.

modernweapon.ru

ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН, информация по военной технике, сайт по Военной технике


МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ 5-ГО ПОКОЛЕНИЯ SHENYANG J-31 (КИТАЙ)

MULTIPURPOSE FIGHTER 5th GENERATION SHENYANG J-31 (CHINA)


26.02.2017

В китайской прессе начинают появляться статьи о начале разработки палубной версии истребителя J-31 (FC-31), сообщает «Военный Паритет».
На прошедшей в ноябре 2016 года выставке Zhuhai Airshow был показана модель второго прототипа истребителя, который имеет некоторые общие черты с J-20, в частности, обрезанные кили вертикального оперения и оптико-электронный датчик под носовой частью. Военный аналитик Чэнь Ху сказал, что это неудивительно, так как оба самолета разрабатываются Государственной корпорацией авиационной промышленности (Aviation Industry Corporation of China — AIVC).
Модель прототипа оснащена носовой стойкой с двумя колесами, как большинство палубных истребителей, также было сообщено, что третий китайский авианосец будет оснащен тремя паровыми катапультами. Отмечалось, что по сравнению с J-15 (Су-33) этот самолет имеет значительно меньшие размеры, что позволит ему лучше маневрировать по палубе. Тем не менее, на стенде сообщалось, что длина самолета по сравнению с первым прототипом увеличилась с 16,8 м до 17,5м, максимальный взлетный вес достиг 28 т. Во внутреннем отсеке оружия возможно размещение до 8 т бомб и ракет (вероятно, это слишком завышенные цифры — прим. Военный Паритет).
Разработка самолета ведется на инициативной основе. Шэньянская авиастроительная корпорация делает ставку на будущий экспортный успех самолета. Согласно прайс-листу, его стоимость составит 70 млн долл США, что значительно ниже чем у американского F-35A. В 2014 году министр оборонной промышленности Пакистана Рана Танвиир Хусейн заявил, что Исламабад заинтересован в покупке 30-40 истребителей FC-31. С тех пор, как сообщают источники, переговоры значительно продвинулись.
Военный Паритет

20.06.2017

Китай намерен вызвать интерес к своему новейшему стелс-истребителю FC-31, представив модель самолета на престижной выставке в Ле-Бурже (Франция), сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на chinadaily.com.cn (19 июня).
Глава Шеньянского НИИ корпорации AVIC Лин Пэн заявил в эксклюзивном интервью изданию China Daily, что самолет уже получил «много внимания со стороны потенциальных иностранных покупателей». Это первый случай, когда самолет выставляется на западном авиашоу, до этого истребитель рекламировался на выставке в Дубае (ноябрь 2015 года). «Мы будем стремиться использовать этот боевой самолет пятого поколения для захвата некоторой доли военного авиационного рынка развитых стран», заявил Лин.
Этот самолет еще не находится в серйном производстве, однако его продвижение на иностранные рынки может способствовать масштабной реализации проекта. Впервые FC-31 был показан общественности в октябре 2012 года, это двухдвигательный стелс-истребитель среднего класса с пониженной радиолокационной сигнатурой. По словам представителя, самолет отличается высокой боевой живучестью, низкой ЭПР, мощной системой РЭБ, высокой ситуационной осведомленностью экипажа и вооружением завизуальной дальности. Истребитель имеет большой внутренний отсек оружия.
Компания AVIC на своем стенде сообщает, что максимальная взлетная масса самолета 25 т, боевой радиус 1200 км, максимальная скорость 1,8М (2205 км/ч), может нести 8 т оружия, срок службы 30 лет. Цена самолета составит 70 млн долл США, что составляет около половины цены основного конкурента — американского F-35. Ранее заместитель генерального директора компании Ли Юхай сообщил журналистам, что FC-31 поможет «положить конец монополии некоторых стран по истребителям пятого поколения, этот самолет способен конкурировать с любым иностранным истребителем в своей нише».
Военный Паритет

PARIS AIR SHOW – LE BOURGET 2017 – 52-Й ПАРИЖСКИЙ АВИАСАЛОН ЛЕ БУРЖЕ

13.04.2018
Китайские конструкторы приступили к разработке палубного варианта истребителя J-31 (FC-31) для авианосца, оснащенного катапультной системой взлета, сообщает Взгляд со ссылкой на китайские СМИ.
Истребитель получит индекс J-XY. «По сравнению с базовым J-31 эта модель будет иметь складывающееся крыло большего размаха, более мощную переднюю стойку шасси, тормозной гак и увеличенный набор датчиков», – говорится в сообщении.
Отмечается, что финансирование программы началось еще в сентябре прошлого года. Испытания прототипа запланированы на конец 2019 года.
Истребитель J-31, созданный Шеньянской авиастроительной корпорацией, представляет собой 5-е поколение китайских боевых самолетов. Первый полет J-31 состоялся в октябре 2012 года. Это второй тип стелс-истребителя после J-20.
Издание напоминает, что в 2016 году летчик-испытатель Сюй Йонлинь заявлял, что J-31 не поступит на вооружение ВВС в существующем варианте, а будет востребован в качестве палубного истребителя военно-морских сил.
Авианосец с катапультой, для которого разрабатывается палубный самолет, может быть построен не ранее середины 2020-х годов.
Военное обозрение


МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ 5-ГО ПОКОЛЕНИЯ SHENYANG J-31

Шэньян J-31 (англ. Shenyang J-31; кит. трад. ?-31/?-60; также называют кит. трад. ??,??? «Кречет») — китайский многоцелевой истребитель пятого поколения. Прототип нового истребителя J-31, относящийся к истребителям V поколения, был разработан китайскими специалистами из компании AVIC Shenyang Aircraft Corporation. Первый тренировочный полет этого истребителя состоялся 31 октября текущего года и продолжался 10 минут, по истечению которых истребитель совершил успешную посадку.
Летом 2012 года в Интернете появились фотографии процесса перевозки зачехленного самолета. По выступающим из-под брезента элементам конструкции перевозившийся самолет был опознан как опытный образец F-60: сказалось значительное сходство с макетом. В середине сентября в общий доступ попали новые фотоматериалы с F-60, на которых было видно, что самолет получил бортовой номер «31001». Кроме того, эти фотографии пролили свет на внешний вид самолета. Тогда ряд источников распространил якобы официальное название самолета – Shenyang J-31 или «Проект 310».

Внешне Shenyang J-31 очень похож на американские истребители пятого поколения F-22 Raptor и F-35 Lightning II. Китайский самолет имеет двухкилевое оперение и схожее с американскими истребителями расположение воздухозаборников. Однако, китайский J-31 имеет два двигателя. Вполне возможно, что речь идет о российских двигателях РД-93, которые также ставятся на истребители JF-17. Умение J-31 менять вектор тяги ставилось под сомнение, как и возможность укороченного взлета и вертикальной посадки. Вместе с тем J-31 имеет спаренную стойку шасси, а это делает его пригодным для использования на авианосцах.

Сообщается, что на первом опытном самолёте установлены российские двигатели РД-93 (2 х 8300 кгс) разработки ОАО «Климов», которыми оснащаются также серийные легкие истребители JF-17 совместной китайско-пакистанской разработки. Однако серийные самолёты Shenyang J-31, по-видимому, будут оснащены ТРДДФ китайского производства Гуйчжоу WS-13 (8640 кгс), которые находятся но стадии внедрения в серийное производство.
Отсек вооружений занимает всю нижнюю часть фюзеляжа за воздухозаборниками вплоть до двигательного отсека в отличие от J-20, который не имеет боковых отсеков. Боевой самолет ожет нести четыре управляемые ракеты PL-15 класса «воздух-воздух», кроме того, истребитель может нести другое оружие или дополнительные топливные баки и может быть использован в качестве перехватчика и штурмовика.

Впервые модель аналогичного двухдвигательного истребителя под обозначением F-60 была представлена на выставке в Пекинском музее авиации в сентябре того же года. В июне 2012-го в Интернете открыто демонстрировалась транспортировка с территории компании «Шэньян» в город Сиань, где находится летный испытательный центр ВВС НОАК, зачехленного натурного истребителя, сильно напоминающего модель F-60. Затем в сентябре текущего года появились фотографии буксируемого вокруг аэродрома истребителя и, наконец, 31 октября эта машина с номером 31001 была сфотографирована в воздухе, когда, по всей очевидности, выполняла свой первый полет.
Одним из самых любопытных экспонатов на прошедшем недавно в китайском городе Чжухае авиасалоне «Эйршоу Чайна-2012» стал второй китайский малозаметный истребитель, разработанный с использованием технологии «Стелс». В рамках своей экспозиции китайская авиационная промышленная корпорация «Авик» (AVIC – Aviation Industry Corporation) представила истребитель с неофициальным названием «Цзянь-31» (J-31), созданный компанией «Шэньян эйркрафт» (Shenyang Aircraft Corporation).
На салоне в Чжухае корпорация «Авик» позиционировала J-31 как истребитель для экспортных поставок. По словам представителей компании, самолет разрабатывался таким образом, чтобы при невысокой стоимости обладать высоким уровнем малозаметности, иметь большие полезную нагрузку и боевой радиус действия. Экспонат представлял собой одноместный двухдвигательный самолет с высокорасположенным треугольным крылом умеренной стреловидности и срезанными законцовками, двумя сильно наклоненными наружу вертикальными килями и двумя горизонтальными хвостовыми стабилизаторами. Согласно представленной на авиасалоне информации взлетная масса истребителя составляет 17,5 тонны, длина — 16,9, высота — 4,8, размах крыла — 11,5 метра.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Максимальная взлетная масса: 27 215 кг
Масса пустого: 17 500 кг
Длина: 16,9 м
Размах крыла: 11,5 м
Высота: 4,57 м
Площадь крыла: 42,7 кв. м
Двигатель: —
• ТРД РД-93 (2 х 8300 кгс) – на опытном образце
• ТРД WS-13 (2 х 8640 кгс) – на серийных самолетах
Максимальная скорость: 1,8 М
Боевой радиус:
• Без ПТБ: 1250 км
• C ПТБ: 2000 км
Длина разбега: 400 м
Длина пробега: 600 м
Экипаж: 1 человек

ВООРУЖЕНИЕ:

4 х управляемые ракеты PL-15 класса «воздух-воздух»
Максимальная боевая нагрузка – 5897 кг

Источники: ru.wikipedia.org, www.airwar.ru и др.

МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ 5-ГО ПОКОЛЕНИЯ SHENYANG J-31. НОВОСТИ 2012 — 2016

bastion-karpenko.ru

Многоцелевой истребитель Shenyang J-31 (Китай)


Сообщается, что 31 октября 2012 г. успешно совершил первый испытательный полёт с заводского аэродрома в г Шеньян (провинция Ляонин) новый китайский истребитель пятого поколения, известный под обозначением Shenyang J-31 встречается также название J-21. Самолёт находился в воздухе около 10 минут. Шасси во время полета не убиралось. Информация об испытаниях нового истребителя носит неофициальный характер. Каких-либо подтверждений о начале летных испытаний нового истребителя из источников, связанных с правительством или МО КНР, пока не поступало. Китайские независимые СМИ подчеркивают в этой связи, что КНР сегодня стало второй, после США, державой, разрабатывающей сразу два типа истребителей 5-го поколения — тяжелый J-20 и легкий J-31.

На салоне в Чжухае корпорация «Авик» позиционировала J-31 как истребитель для экспортных поставок. По словам представителей компании, самолет разрабатывался таким образом, чтобы при невысокой стоимости обладать высоким уровнем малозаметности, иметь большие полезную нагрузку и боевой радиус действия. Судя по изображениям новой машины, самолёт Shenyang J-31 своими геометрическими размерами и конфигурацией планера весьма напоминает американский малозаметный истребитель Локхид Мартин F-35 «Лайтнинг» II, отличаясь от него двухдвигательной силовой установкой. Это самолёт средних (для современного истребителя) размеров и массы, представлял собой одноместный двухдвигательный самолёт с высокорасположенным треугольным крылом умеренной стреловидности и срезанными законцовками, выполненный по нормальной аэродинамической схеме с двухкилевым вертикальным оперением и двумя горизонтальными хвостовыми стабилизаторами. Взлетная масса истребителя составляет 17,5 тонны, длина самолёта — 16,9 м, а размах крыла — 11,5 м. Значительная часть средств поражения истребителя будет размещаться в двух больших грузоотсеках, сформированных в нижней части фюзеляжа.

Сообщается, что на первом опытном самолёте установлены российские двигатели РД-93 (2 х 8300 кгс) разработки ОАО «Климов», которыми оснащаются также серийные легкие истребители JF-17 совместной китайско-пакистанской разработки. Однако серийные самолёты Shenyang J-31, по-видимому, будут оснащены ТРДДФ китайского производства Гуйчжоу WS-13 (8640 кгс), которые находятся но стадии внедрения в серийное производство. Во всяком случае размер гондол на самолёте предполагает установку двигателя увеличенных габаритов. Сопло двигателей имеют круглое сечение. По данным «Авик», Shenyang J-31 имеет боевой радиус действия 1250 километров с топливом во внутренних баках и 2000 – с внешними топливными баками. Максимальная скорость соответствует числу М=1,8, длина разбега – 400 метров, длина пробега при посадке – 600 метров. По мнению наблюдателей, система УВТ на первом опытном самолёте Shenyang J-31 отсутствует (хотя не исключено ее применение но серийных самолетах. В целом, самолёт выполнен с учетом требований по значительному снижению радиолокационной заметности. Он имеет фюзеляж и боковые нерегулируемые воздухозаборники, похожие но американский F-35.

Отсек вооружений занимает всю нижнюю часть фюзеляжа за воздухозаборниками вплоть до двигательного отсека в отличие от J-20, который не имеет боковых отсеков. Управление полетом обычное, с отдельными рулями и односекционными элеронами-закрылками. Как и у J-20, большая часть способов обеспечения малозаметности J-31 аналогична таковым у истребителей «Локхид Мартин», однако сопла двигателей имеют обычную круглую, а не прямоугольную форму, как у F-22. На опытном образце форма примерно соответствует таковой у сопел силовой установки РД-93, но без конусообразного фланца, который подгоняет сопла под хвостовую часть фюзеляжа. В Китае проводятся исследования в области поворотного сопла для двигателя с управляемым вектором тяги (УВТ), но до настоящего времени наработки не демонстрировались в полете. Судя по снимкам, проекты J-20 и J-31 объединяет тот факт, что они на сегодня уже прошли стадию определения концепции. Фактически это означает, что оба оснащены отсеками вооружений, представляют собой натурные демонстрационные образцы и, как кажется, ни в одном из них не применяются какие-либо компоненты серийно производимых китайских самолетов.

Предполагается, что будет создан палубный вариант истребителя, позволяющий использовать самолет и на китайских авианосцах, первый из которых, «Ляонин» (бывший советский ТАВКР «Варяг»), принят в состав ВМС НОАК в конце сентября 2012 г. По словом китайского военного эксперта Лю Цзыцзюня, «в предстоящие 20 лет КНР может построить от трех до пяти авианосцев. К тому времени истребитель J-15 (нелицензионная копия российского Су-27К) уже будет считаться устаревшим, а палубный J-31 может оказаться вполне подходящим типом перспективного самолета для ВМС НОАК». Примечательно, что уже во второй раз КНР проводит испытания принципиально новых боевых самолетов в период обострения отношений с другими странами. Отмечается, что первый полет истребителя Shenyang J-31 прошел в момент затянувшегося территориального спора между КНР и Японией вокруг островов Дяоюйдао в Восточно-Китайском море.

Тактико-технические характеристики Shenyang J-31
Экипаж: 1 человек
Длина: 16,9 м
Размах крыла: 11,5 м
Высота: 4,8 м
Масса: 17 500 кг
Двигатель — РД-93 (2 х 8300 кгс)
Максимальная скорость: 1,8 М
Боевой радиус:
— Без ПТБ: 1250 км
— C ПТБ: 2000 км
Длина разбега: 400 м
Длина пробега: 600 м

www.dogswar.ru

Стелс-истребители J-20 и J-31 – новое супероружие Китая | Мир | ИноСМИ

Исторически Военно-воздушные силы Народно-освободительной армии Китая (ВВС НОАК) отставали от ВВС других мировых держав – таких, как США. Сейчас КНР планирует выпускать собственные истребители «пятого поколения», сравнимые с американскими F-22 Raptor и F-35 Lightning II. В Америке многие специалисты полагают, что в этом проекте китайцы используют украденные хакерами американские технологии. Чтобы повысить скорость и качество производства до сопоставимого с американским уровня, КНР также использует аддитивные технологии (3D-печать). J-20 «Черный орел» должен встать в строй к 2018 году, а J-31 «Кречет» — к 2020 году. Если заявления Китая соответствуют действительности, его новые истребители заметно расширят его возможности – как в области защиты воздушного пространства, которое он считает своим, так и в области нападения в случае войны. В особенности последнее относится к воздушному удару по Тайваню (КР).

Новые достижения ВВС НОАК

В период с 1990 по 1992 годы КНР купила у России 24 истребителя Су-27. Слегка их модифицировав, она начала выпускать на их основе свои J-11. В ответ США продали Тайваню 150 F-16. Приобретение Су-27 – истребителей четвертого поколения – открыло современный период в истории китайских военно-воздушных сил. С тех пор они становятся все эффективнее. В 2010 году половина воздушного флота ВВС НОАК все еще состояла из самолетов, созданных на основе советских моделей 1950-х и 1960-х годов – МиГ-19 и МиГ-21, — однако за последние пять лет воздушная мощь Китая сильно возросла. В этом году КНР, помимо активной работы с технологиями пятого поколения, почти договорилась с Россией о покупке 24 русских Су-35 — истребителей «поколения 4++».

Сейчас основным истребителем ВВС НОАК остается J-11, однако эта модель пока не была проверена в деле. Наиболее известна она по августовскому инциденту 2014 года, в ходе которого J-11 перехватил американский разведывательный самолет P-8A Poseidon в 135 милях к востоку от острова Хайнань. J-11 дважды приближался к американцу на расстояние в 50 метров. Агрессивные маневры китайского пилота ясно продемонстрировали, что КНР не потерпит присутствия разведывательных самолетов в воздушном пространстве своей исключительной экономической зоны.

Пятое поколение

С 2008 года КНР работает над истребителями пятого поколения – как для собственного использования, так и для продаж на международном рынке. Этим занимаются две китайские компании: Chengdu Aircraft Industry Group (J-20) и Shenyang Aircraft Corporation (J-31). Обе они принадлежат государственной Aviation Industry Corporation of China (AVIC). Очень вероятно, что в арсенале НОАК J-20 и J-31 будут дополнять друг друга. J-20 ближе к вступлению в строй – его первый испытательный полет прошел в 2011 году, а к 2018 году он должен достичь первоначального оперативного потенциала. Так как оба самолета пока находятся в стадии прототипов, их точные параметры неизвестны. Однако, по слухам, J-20 обеспечит Китаю возможность наносить дальние удары и будет способен достичь любой точки Западно-Тихоокеанского региона. Он также будет первым стелс-истребителем на вооружении у НОАК. В случае конфликта J-20 будет, вероятно, использоваться для воздушных боев и должен будет ограничивать зону охвата РЛС и дистанцию ударов противника. J-31 может стать мощным дополнением к J-20, примерно по той же схеме, которую США планируют для своих F-22 и F-35. Если J-20 больше годится для боя с самолетами противника, J-31 станет «идеальным истребителем для стратегии преграждения доступа и блокирования зоны (A2AD) в Западно-тихоокеанском регионе». J-20 немного быстрее: его максимальная скорость составляет 2,5 Маха, а максимальная скорость J-31 – 2 Маха. Боевой радиус у обоих истребителей равняется примерно 2000 км.

По мнению американских официальных лиц, J-31 по параметрам будет соответствовать американским истребителям четвертого поколения – таким, как F-15 Strike Eagle и F/A-18 Super Hornet, — или их превосходить. Возможно даже, что он сможет соперничать с F-22 или F-35. однако это в большой степени будет зависеть от целого ряда факторов – например, от подготовки китайских пилотов, количества истребителей пятого поколения у НОАК и надежности их радаров и другого оборудования. В конце 2014 года глава AVIC Линь Чжоумин (Lin Zhouming) сделал еще более смелый прогноз. «Когда J-31 взлетит в небо, он определенно сможет одолеть F-35. Это совершенно точно», — заявил он. Даже если ни один из китайских истребителей не сможет сравниться с американскими самолетами пятого поколения, они все равно могут радикальным образом изменить динамику как конфликта с США, так и вторжения на Тайвань.

Последствия

Если КНР решит атаковать через Тайваньский пролив (НОАК каждый год отрабатывает этот сценарий на учениях), превосходство в воздухе будет ключевым фактором по трем причинам: из-за относительно небольшой величины воздушного пространства над Тайванем, из-за способности военно-воздушных сил КР (ВВС КР) насытить это воздушное пространство своими истребителями и из-за мощной системы ПВО, имеющейся у КР. Если КНР не сможет с помощью своих ВВС воспрепятствовать ударам по своим кораблям, пересекающим пролив, операция почти наверняка провалится. Использующие новейшие технологии истребители могут дать НОАК важное преимущество в воздухе перед ВВС КР и обеспечить успех вторжения. Это, безусловно, должно вызывать у США беспокойство на всех уровнях — стратегическом, оперативном и тактическом.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *