Рассказы об оружии. Танк Т-90 снаружи и внутри » Военное обозрение
Забавно, но Музей отечественной военной истории в Падиково Московской области – это единственное место, где Т-90 можно увидеть в качестве музейного экспоната.
Остальные собратья в той или иной степени боеготовности несут военную службу, причем в основном они это делают далеко за пределами России.
Из довольно приличного количества выпущенных танков, а Т-90/Т-90А было изготовлено около 625 единиц, Т-90С/Т-90СА — около 1500 единиц, всего 550 танков (в основном Т-90 и Т-90А) находятся в России, причем около 200 – на хранении. Остальные разбросаны по свету, причем, в свете удачного применения в Сирии, заключено договоров на 500 с лишним машин для Египта и Кувейта.
Тем не менее, до сих пор идут споры на тему что есть Т-90. Кто-то считает его шагом вперед, кто-то просто очередной модернизацией Т-72Б.
В действительности (как одно из мнений, да) Т-90 – это продолжение семейства машин Т-72 и Т-80. Именно так, потому что от Т-80 кое-что перешло, например, комплекс управления огнем (КУО) 1А45 «Иртыш», удачно совмещенный с автоматом заряжания танка.
Работы над машиной начались еще в конце 80-х годов прошлого века, а на вооружение танк поступил в 1992 году, уже в России.
Если посмотреть пристально, то фактически Т-90 не имеет особенных изменений по сравнению с базовыми моделями. Конечно, в танк Т-90 было внесено столько улучшений и модернизаций, например, улучшена система управления огнем, защита, броня стала многослойной и с встроенной динамической защитой.
Также на танк был установлен новейший комплекс оптико-электронного подавления (КОЭП) «Штора», который защищал машину от противотанковых средств, особенно имеющих лазерную головку наведения. Нельзя сказать, что новый танк стал прорывом, по своим техническим характеристикам, но защита и огневая мощь машины были увеличены.
Так что можно сказать, что Т-90 это глубокая модернизация Т-72Б, но глубокая настолько, что имеет право на имя собственное. После смерти в 2010 году Владимира Ивановича Поткина, главного конструктора танка, решением правительства Российской Федерации Т-90 было присвоено словесное название «Владимир».
Т-90 имеет классическую схему компоновки: в носовой части танка находится отделение управления, боевое отделение – посередине машины, а двигатель и трансмиссия – в корме танка.
Экипаж танка состоит из трех человек: в отделении управления находится механик-водитель, а командир и наводчик – внутри башни, слева и справа от орудия.
Основным вооружением Т-90 является гладкоствольная пушка калибром 125-мм. Орудие снабжено стабилизатором, работающим в двух плоскостях, имеет систему учета деформации ствола и систему откачки пороховых газов. Скорострельность пушки 8 выстрелов в минуту.
Т-90 также вооружен спаренным пулеметом 7,62-мм и 12,7-мм пулеметом «Утес» на башне в качестве средства ПВО.
Боекомплект танка составляет 42 выстрела и включает в себя различные виды боеприпасов:
бронебойные подкалиберные снаряды 3БМ42;
бронебойные кумулятивные снаряды 3БК29М;
осколочно-фугасные снаряды с электронным дистанционным взрывателем;
ПТУР 9М119.
Дальность стрельбы противотанковыми ракетами составляет от 100 до 5000 метров.
Система управления огнем. Все данные об обстановке, такие как дальность стрельбы, направление и скорость ветра, температура воздуха, положение танка учитываются, обрабатываются процессором. Наводчик просто должен навести прицел на цель и произвести выстрел. Танк оснащен ночным прицелом «Буран-ПА» и прицельным комплексом командира танка «Агат-С».
На Т-90 установлен четырехтактный 12-цилиндровый дизельный двигатель, на поздних модификациях машины он был заменен на более совершенный двигатель с турбокомпрессором, что позволило увеличить его мощность с 840 л.с. до 1000 л.с. Двигатель обеспечивает большую подвижность и маневренность танка, не зря Т-90 называют «русским летающим танком». Трансмиссия планетарного типа. Т-90 имеет 7 передач вперед и одну назад.
В конструкции Т-90 использована ходовая часть танка Т-72, поэтому что-то добавить сложно. Испытанная годами и конфликтами.
Танк Т-90 защищает его многослойная броня, со встроенной системой динамической защитой, КОЭП «Штора», которая защищает машину от противотанковых средств с полуавтоматической системой наведения или лазерным самонаведением. Датчики лазерного излучения обеспечивают его прием в радиусе 360°, данные быстро обрабатываются, и в нужном направлении выстреливается аэрозольная граната, блокирующая луч лазера. Также на танке используется современная система пожаротушения.
Слабым и уязвимым местом защиты танка Т-90 считается расположение топливной системы. Баки с топливом частично вынесены в боевой отсек и никак не отделены от экипажа. Еще одной проблемой защищенности этой машины является размещение боекомплекта внутри боевого отделения, при этом он также не изолирован от экипажа. Его подрыв гарантировано приводит к уничтожению танка, проверено в Сирии.
По удобству. Танк не тесный внутри, но на каждом квадратном дециметре что-то да будет размещено. Блоки, панели с кнопками и тумблерами, краны. Довольно напряженное хозяйство, если честно.
Если учесть то, что на последних модификациях Т-90АМ/СМ устанавливается современная СУО «Калина», включающая многоспектральные прицел наводчика, панорамный прицел командира с цифровым баллистическим вычислителем и комплектом датчиков условий стрельбы, то думаю, сопутствующих крутилок и нажималок стало еще больше.
В состав «Калины» интегрирован программно-технический комплекс (ПТК) взаимодействия танкового/мотострелкового батальона. Он позволяет объединить в единую информационную сеть все боевые и приданные машины подразделения, производить обмен информацией о местоположении любых боевых машин батальона и приданных ему сил, размещении противника, получать и передавать информацию в вышестоящие звенья управления.
Можно долго перечислять отличия Т-90С/Т-90МС от обычных Т-90, но по моему мнению, это уже другие танки, другого поколения. Много электроники, много независимости.
Насколько реально можно сравнить Т-90МС и Т-72Б3… Думаю, это должен сделать специалист. Мы же просто показали на примере базовой модели Т-90, что потенциал для модернизаций и дальнейшего развития у танка есть.
Основные ТТХ танка Т-90
Экипаж: 3 человека
Вес танка, т: 46,5
Запас топлива основной бак/навесные баки, л: 1200/400
Запас хода на основном баке/навесные баки, км: 550/200
Скорость по трассе, км/ч: 60
Скорость по пашне, км/ч: 50
Преодоление преград:
— угол подъема: 30 градусов
— барьер, м: 0,8
— ров, м: 2,8
— брод, м: 1,2 (1,8)
Вооружение
Гладкоствольная пушка 2А46М-2 калибр 125-мм
Дальность стрельбы, км: 5
Боекомплект, шт.: 42 (22 снаряда в автомате заряжания)
Скорострельность, выстр/мин.: 8
Типы боеприпасов: БПС, БКС, ОФС, УР
Спаренный с пушкой пулемет ПТКМ 7,62-мм, 2000 патронов
Крупнокалиберный пулемет КОРД 12,7-мм, 300 патронов
topwar.ru
Т-90 против «Абрамс»
Т-90 против «Абрамс»
Общая информация
Танки Т-90 и М1А1 «Абрамс» являются типичными представителями советской и западной школ танкостроения, в которые заложены различные конструкторские и технологические идеи.
Т-90, глубокая модернизация хорошо зарекомендовавшего себя танка Т-72, был создан уже после распада СССР. Основное вооружение танка — модернизированная версия 125 мм гладкоствольного орудия 2А46М2.
Бронирование танка возросло практически в три раза по сравнению с первыми модификациями Т-72 и включает как мощную пассивную броню, с пакетами «полуактивного» типа, так и встроенную динамическую защиту, что позволил обеспечить высокий уровень защиты, не выходя за весовые ограничения, обусловленные удобством транспортировки и стратегической мобильности.
В
качестве силовой установки танке установлен достаточно надежный дизельный
двигатель В92С2. С переходом к производству нового типа сварной башни
возможности по усилению бронирования возросли. Для компоновки Т-90 характерна
высокая плотность. Это имеет как преимущества, так и недостатки. Плотная
компоновка позволяет создать высокозащищенную машину с низким силуэтом и малой
площадью продольного и поперечного сечения при сравнительно невысокой массе.
Соответственно меньший внутренний объем (для танка Т-90
11,8 м
В качестве основного орудия на танке, «Абрамс» начиная с модификации М1А1 установлена 120 мм пушка М256, которая является модифицированной версией немецкой пушки Rh-120. Бронирование танка включает многослойную композитную броню.
Компоновка танка М1 «Абрамс» является типичной для западного подхода к танкостроению, в результате чего, забронированный объем танка составил 19,7 м3, что, практически вдвое превышает этот показатель для Т-90. Преимуществом «Абрамса» является изолированное размещение боекомплекта в башне и корпусе в бункерах, снабженных «вышибными» пластинами. За этим преимуществом кроится и недостаток – размещение основной части боекомплекта в башне, наиболее уязвимой к обстрелу.
В качестве силовой установки танке установлен газотурбинный двигатель AGT-1500 выполненный в одном блоке с автоматической гидромеханической трансмиссией, по сравнению с дизельным двигателем расход топлива у ГТД значительно выше.
Характеристики сравнения | ||||||||
Тип | Страна-производитель | Б.вес, т. | Бронепробиваемость (мм./600) | Защита экв. (мм.) | Уд. мощность, л.с./т. | Vср., км./ч. | ||
БПС | КС | от БПС | от КС | |||||
М1 | 54,5 | 220 | 220 | 380 | 500 | 27,5 | 48…50 | |
М1А1 | США | 57,2 | 270 | 220 | 500 | 700 | 26,2 | |
М1А2 | США | 62,5 | 350 | 220 | 700 | 900 | 24 | |
Т-90А | РФ | 46,5 | 300 | 350(450) | 800 | 1000 | 21 | 45 |
Сравнение огневой мощи и системы управления огнем
Основным вооружением М1А1/М1А2 является 120-мм гладкоствольная пушка М256. Начальная скорость при использовании выстрела М829А2 1675 м/с. Скорострельность – до 8 выстрелов в минуту, при движении по пересеченной местности скорострельность значительно снижается.
На сегодняшний день основным противотанковым вооружением М1А1 «Абрамс» являются бронебойные подкалиберные снаряды М829А1, М829А2 и М829А3. Также началось производство и поставки в войска нового снаряда М829А3, который представляет серьезную опасность для танка Т-90. Ведутся разработки по созданию управляемого MRM-KE.
Основным вооружением Т-90 является 125-мм модернизированная гладкоствольная пушка-пусковая установка 2A46M-2/4.
Сравнение габаритов БПС БМ-48, БМ-44М и М829А2.
Основным противотанковым вооружением Т-90 также являются бронебойные подкалиберные снаряды (3БM-42, 3БM-48 и 3БM-42М) и комплекс управляемого вооружения «Рефлекс-М» с ракетами 9М119М и 9М119М1. Начальная скорость при использовании выстрела 3БM-44М 1750 м/с. Скорострельность — 6-8 выстрелов в минуту. Российские БПС из боекомплекта Т-90 отстают по бронепробиваемости от американских т.к. в основном были разработаны еще в 80-е годы при СССР.
Еще одним фактором, сдерживающим развитие боеприпасов повышенного могущества для танка Т-90 являются ограничения автомата заряжания (АЗ) по длине заряжаемого снаряда.
Танки Т-80У и Т-90, оснащенные КУВ«Рефлекс-М»с ТУР «Инвар» и «Инвар-М», получают принципиально новые боевые возможности: дальность стрельбы ТУР в 2…2,5 раза превышает дальность ответного огня БПС любых современных танков. Это позволяет отечественным танкам выигрывать бой до входа в зону эффективного огня танков противника.
Повышение дальности стрельбы современных танков до 3000 метров делает актуальным борьбу с ними на этом расстоянии, повышение лобовой защиты танков снижает дальность эффективного применения бронебойных подкалиберных снарядов. При этом наиболее эффективным средством поражения высокозащищенных бронированных целей является управляемое вооружение.
Комплексы с бронепробиваемостью 850…900 мм типа «Инвар-М» имеют вероятность поражения М1А2 свыше 0,5.
Моделирование встречного боя танковых рот (10 танков Т-90 против 10 танков М1А1) показало, что, начиная стрельбу ТУР с дальности 5000 м, Т-90 успевают к дальности 2000 — 2500 м поразить до 50 …60 % танков противника. Естественно, это возможно только в случае если это позволяет рельеф местности. В плане разработки и внедрения в войска новых бронебойных подкалиберных снарядов в последнее десятилетие в РФ продолжается отставание.
Система управления огнем
СУО танка Т-90 — комплекс 1А45 содержит дневной прицел 1Г46 и ночной прицельный комплекс Т01-К01 с прицелом TПH-4.
Дневной прицел имеет независимую стабилизацию поля зрения в плоскости вертикального (ВН) и горизонтального (ГН) наведения. Ночной прицел ТПН-4 имеет зависимую стабилизацию в обеих плоскостях.
Недостатками данного варианта СУО являются погрешности стабилизации поля зрения ночного прицела, что затрудняет наблюдение и прицеливание в движении. НА Т-90 с тепловизионным прицелом Т01-П02 также осуществляется зависимая стабилизация поля зрения тепловизионного прицела вместе с орудием в плоскости ВН и ГН.
На Т-90С и Т-90А установлена усовершенствованная система управления огнем с тепловизионным прицелом «Есса» условия для наблюдения за целью и прицеливание через второй прицел в движении не хуже, чем при работе через первый.
Элементы СУО 1А45Т танка Т-90С
Введение сумматоров, датчиков угла, кинематически связанных с вертикальной осью платформы и горизонтальной осью зеркального отражателя и подключенных к датчикам угла первого прицела и датчику положения, позволяет объединить два автономно работающих прицела в единый прицельный комплекс, в котором обеспечивается синхронное управление линиями визирования двух прицелов и совместное использование технических возможностей каждого из прицелов.
Введение первого корректора позволяет устранить погрешности синхронного слежения линий визирования первого и второго прицелов, обусловленные неточностью их установки на башне.
Введение второго корректора компенсирует погрешность передачи угла от датчика положения и второго датчика, обусловленную неточностью механизмов передачи.
Командир танка Т-90 имеет возможность вести огонь по наземным и воздушным целям из стабилизированной закрытой пулеметной установки. «Абрамс» не оснащен стабилизированной пулеметной установкой.
Прицельный комплекс командира танка Т-90 обеспечивает обнаружение, слежение за наземными и воздушными целями и ведение огня из ЗПУ, а также ведение огня из основного вооружения в режиме «дубль». Приводы ЗПУ обеспечивают наведение по вертикали и по горизонтали, а также управление огнем зенитного пулемета.
Электромеханический привод вертикального наведения (ВН) предназначен для автоматического наведения зенитного пулемета в вертикальной плоскости. Привод обеспечивает следующие режимы работы, режим «Автомат» — режим отслеживания ЗПУ стабилизированного положения зеркала прибора ТКН-4С в диапазоне углов от -4° до +20°; режим «Полуавтомат» — режим управления ЗПУ независимо от стабилизированного зеркала прибора ТКН-4С (скоростной привод). «Ручной» — режим ручного наведения ЗПУ но всем диапазоне углов.
Недостатком M1А1 является ограниченная возможность самостоятельного поиска цели командиром, небольшое увеличение и отсутствие стабилизации поля зрения прицела М919 не позволяют уверенно обнаруживать и идентифицировать цели при движении танка.
Этот недостаток был устранен только на модификации М1А2. На М1А2 установлен панорамный тепловизионный прибор командира, это дает значительные преимущества командиру «Абрамса» при поиске целей.
На «Абрамсе» установлена достаточно современная система управления огнём. В основной прицел наводчика GPS встроены лазерный дальномер и тепловизионный прибор. Дневной канал имеет две кратности увеличения 3 и 10. Поле зрения стабилизировано в вертикальной плоскости.
Имеется также вспомогательный телескопический нестабилизированный прицел М920 с 8-кратным увеличением. Командир пользуется отводом от основного прицела наводчика, при необходимости он может вести огонь из пушки вместо наводчика.
На танке М1А2 прицел наводчика существенно модернизирован: он получил независимую стабилизацию в двух плоскостях. М1А2 SEP получил тепловизионные камеры второго поколения для наводчика и командира.
Основой системы управления огнекм танка М1А2 является электронный блок управления огнем (FCEU), разработанный фирмой «Дженерал дайнэмикс ленд системз». Это модульная система, которая включает устройства, поставляемые фирмами «Тексас инструментс», «Виста контрол» и «Хьюз эркрафт». Электронный блок управления огнем координирует цифровую стабилизацию независимого тепловизионного прибора командира (CITV), основного прицела наводчика (GPS) и привода пушки/башни (GTD). Командир может использовать свой независимый тепловизионный прицел для обнаружения и захвата цели и может переключаться с широкого сектора обзора на узкий с 10х увеличением. Он имеет все возможности вести огонь, передавать ведение огня наводчику и продолжать поиск следующей цели. Этот процесс известен как режим «поиска и уничтожения противника» и является важным усовершенствованием по сравнию с М-1А1, на котором наводчик и командир пользуются одним и тем же прицелом.
К преимуществам Т-90 в обороне относится наличие оборудования для самоокапывания предназначено для отрытия индивидуальных окопов. Все элементы оборудования для самоокапывания расположены на нижнем носовом листе корпуса танка. Кроме того имеется возможность применения управляемого вооружения в широких пределах углов снижения и возвышения пушки (-15 и +20 град по горизонтали), что позволяет вести огонь по низколетящим воздушным целям и по наземным целям из-за укрытий местности.
Сравнение защищенности
Башня танка М1А1 состоит из наружной и внутренней стальных бронеплит соединенных поперечными ребрами жесткости, между которыми заложены пакеты бронирования из металлических и композитных материалов.
Для наполнителей на основе тонких металлических пластин (например, из обедненного урана) с размещенным между ними керамическим или композитным материалом (GPR, поликарбонат) характерна невысокая стойкость при попадании.
Испытания брони «чобхейм», Великобритания. После попадания атакующего боеприпаса листы пакета деформируются со снижением эффективности, возможны срывы креплений слоев пакета.
Башня Т-90А и М1А2
Видна уязвимость бортов башни (М1А2 «Абрамс») в пределах безопасных курсовых углов. Благодаря своей конструкции башня Т-90 обеспечивает наиболее равномерную защиту в пределах наиболее вероятных углов обстрела.
Разрушение кормовой ниши «Абрамса» с вышибными пластинами в результате попаданий ПТС.
Проломы нижней плиты забашенной ниши при детонации боекомплекта. Анализ повреждений танков «Абрамс» в ходе применения в Ираке показывает, что «вышибные» пластины далеко не всегда работают штатно. «Протектированые» топливные баки «Абрамса» также не предохраняют танк от пожара при попадании РПГ.
Бронирование башни танка Т-90 относится к “полуактивному” типу. В передней части башни расположены две полости, расположенные под углом 55 градусов к продольной оси орудия, в которых размещены пакеты спецбронирования “полуактивного” типа. Структура брони с отражающими листами представляет собой преграду, состоящую из 3-х слоев: плиты, прокладки и тонкой пластины.
Кроме этого, на танке также применен комплекс встроенной динамической защиты «Контакт-5» этот тип ДЗ работает как против кумулятивных средств (КС), так и против бронебойных подкалиберных снарядов (БПС). Комплекс обеспечивает мощный боковой импульс, позволяющий дестабилизировать или разрушить сердечник БПС перед тем, как он начнет взаимодействие с основным бронированием.
На башне танка Т-90 (на Т-90А аналогично) установлено 7 контейнеров и один блок динамической защиты, которые перекрывают менее половины лобовой проекции башни при курсовых углах обстрела 0°. В связи с неудачной схемой установки прожекторов-постановщиков помех из состава КОЭП «Штора-1» большой участок проекции башни в наиболее угрожающих секторах обстрела не защищен динамической защитой. Участки по бокам от амбразуры также защищены весьма слабо, одним контейнером и одной секцией уменьшенного размера. В итоге от заявленных разработчиками противотанковых средств обеспечивает только половина лобовых участков башни. На танке Т-80У и Т-80УК динамическая защита установлена намного лучше. Башня прикрыта ДЗ во всем защищаемом секторе без ослабленных зон, прожектора-постановщики помех из состава КОЭП «Штора-1» установлены над контейнерами ДЗ, а не вместо них.
Т-90С/А
На танке Т-90С и Т-90А установлена башня со сварной основой изготовленная из стальной брони средней твердости, которая существенно (на 10-15%) превосходит по противоснарядной стойкости литую броню средней твердости.
Таким образом, при одинаковой массе башня, выполненная из катаной брони, может иметь более высокую противоснарядную стойкость, чем башня из литой брони и, кроме того, в случае применения для башни катаной брони возможно дальнейшее повышение ее противоснарядной стойкости.
Толщина брони бортовых стенок – 70 мм, лобовые броневые стенки имеют толщину 65- 150 мм крыша башни выполнена сварной из отдельных деталей, что снижает жесткость конструкции при фугасном воздействии. На наружной поверхности лба башни установлены V–образные блоки динамической защиты. На танке Т-90А схема установки ДЗ аналогична Т-90, на экспортном Т-90С поставляющемся в индию схема установки ДЗ усовершенствована добавлены дополнительные блоки ДЗ, комплекс «Штора-1» не устанавливается.
На Т-90 и Т-90А установлен комплекс оптико-электронного противодействия ТШУ-1-7 «Штора-1». Комплекс предназначен для защиты танка от поражения управляемым оружием с командными полуавтоматическими системами наведения типа «Tow», «Hot», «Milan», «Dragon», лазерными головками самонаведения типа «Maverick», «Hellfire», «Copper-head», а также артиллерийских систем с лазерными дальномерами. Комплекс «Штора-1» интегрирован в системуц управления огнем танка Т-90. Подробнее про Бронирование современных отечественных танков.
Выводы:
Для любого танка важна уверенность и степень выполнения функциональных обязанностей экипажами, которая усиливаются чувством безопасности при их размещении под возможно лучшей броневой защитой.
Это приводит к отсутствию боязни пробития брони и взрывов или пожара в боевом отделении. В этом вопросе больших успехов достигли американские пропагандисты, которые выдают танк «Абрамс» как практически неуязвимый. На этом фоне успехи российской стороны весьма слабы.
Танк «Абрамс», как и другие его современники, включая Т-80 и т-90, разрабатывался в годы Холодной войны, поэтому основная защита танка распределена в передней части танка, в пределах курсового угла +35 градусов. Однако в наше время в условиях боев в городе угрозы поражения танку исходят со всех направлений. Нет смысла поражать мощную лобовую броню, эквивалентная стойкость которой от кумулятивных средств поражения первого поколения с боевыми частями моноблочного типа составляет до 800 мм, когда можно поразить танк в бортовые и кормовые части.
Сложилась ситуация, в которой дорогостоящая (до 7 миллионов долларов) боевая машина теряется в результате поражения из ручного противотанкового гранатомета, стоимость которого не превышает 200 долларов.
Еще одной проблемой было отсутствие дистанционно управляемой из под брони пулеметной установки. Но американцы все эти вопросы, в том числе усиления днища корпуса решили путем модернизации TUSK специально разработанной для современных конфликтов малой интенсивности.
«Абрамс» TUSK с комплексом ДЗ ARAT-2.
Для танка Т-90 решения находятся в виде опытных образцов и патентов, а вопрос защиты бортов от тандемных противотанковых средств не решен даже концептуально.
С началом событий в Чеченской республике (октябрь 1994 г.) было очень много потерь боевой техники от средств ближнего боя, причины были разные, в том числе и не оснащенность комплексов динамической защиты рабочими элементами (ЭДЗ), недостаточной подготовке экипажей. На данный момент серийных мер аналогичных принятым для танка «Абрамс» для применения в специфических условиях для танков Т-90 не предложено.
Источники:
«Артиллерия и стрелковое вооружение» №7, 2002. «Особенности развития бронебойных подкалиберных снарядов».
«Военный парад» №2, 2001. «Концепция универсального средства поражения на базе высокоточного оборонительно-штурмового оружия средней и большой дальности»
Вячеслав Дудка, Юрий Парфенов, Михаил Пальцев. «Военный парад» №2, 2001.
«Военный парад» №2, 1997. «Модернизация – основное направление развития военной техники». Аркадий Шипунов, Сергей Березин.
«Военный парад» №5, 1999. «Модернизация БМП-1». Аркадий Шипунов, Сергей Березин.
btvt.narod.ru
Обзор боевых возможностей танка Т-90
Россия Т-90А | Украина БМ «Оплот» | США Абрамс М1А2 SEP | Германия Леопард 2А6М | Франция АМХ-56 Леклерк | Великобритания Челенджер 2 | Италия С1 Ариете | Польша РТ-91М | |
Год принятия на вооружение | 2005 | 2009 | 2000 | 2004 | 2004 | 1992 | 2002 | 2010 |
Боевая масса, т | 46,5 | 51,0 | 63,0 | 68,5 | 54,6 | 62,5 | 54,0 | 45,5 |
Экипаж | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 |
Калибр пушки, мм | 125 | 125 | 120 | 120 | 120 | 120 | 120 | 125 |
Управляемое вооружение | Рефлекс-М | Комбат | нет | нет | нет | нет | нет | нет |
Боекомплект, выстрелов | 42 | 46 | 42 | 42 | 40 | 52 | 42 | 40 |
Динамическая защита | Контакт-5 | Дуплет | TUSK ARAT | да | нет | ROMOR | нет | ERAWA |
Активная защита | Штора-1 | Варта | AN/VLQ-6 MCD | MUSS | нет данных | нет данных | нет данных | OBRA-3 |
Мощность двигателя, л.с. | 1000 | 1200 | 1500 | 1500 | 1500 | 1200 | 1275 | 1000 |
Удельная мощность, л.с./т | 21,5 | 23,5 | 23,8 | 24,0 | 27,5 | 19,2 | 23,6 | 22,0 |
Максимальная скорость, км/ч | 60 | 70 | 67 | 72 | 72 | 56 | 65 | 65 |
Запас хода по шоссе, км | 550 | 500 | 425 | 550 | 550 | 400 | 550 | 480 |
Огневая мощь
Система управления огнём и прицельные приборы
Т-90 начальных выпусков оборудовались устаревшими активными приборами ночного видения, уступавшими по своим возможностям, особенно в максимальной дистанции обнаружения цели, тепловизорам, являющимся стандартом на западных танках. На Т-90А и Т-90СА с 2006 года оборудываются французские тепловизоры Катрин-ФС.
Система управления огнём Т-90 оценивается экспертами как морально устаревшая (несмотря на возможность ведения стрельбы на ходу, с максимальными показателями и скорости и дальности и точности) поскольку командирский прицельно-наблюдательный комплекс не имеет горизонтальной стабилизации, дальномерный пост имеет ограниченные углы горизонтального наведения панорамного обзора, прицелы наводчика сделаны как отдельные комплексы (в зарубежных и новейших российских СУО и прицел наводчика — единый многоканальный прибор). В процессе модернизации на следующих модификациях часть проблем была решена.
Вооружение
По мощности своего артиллерийского вооружения, Т-90 не уступает другим современным основным боевым танкам. Баллистические характеристики 125-мм гладкоствольной пушки 2А46М настолько близки к характеристикам зарубежных аналогов — 120-мм пушек Rheinmetall Rh-120, GIAT CN120-26 или нарезной 120-мм L30A1, что их настоящая эффективность гораздо больше зависит от принимаемых боеприпасов.
Гладкоствольные пушки, ставшие стандартом для основных боевых танков, отличаются большим рассеиванием на дальностях, превышающих дистанцию прямого выстрела, которая по целям типа «танк» для 120-мм или 125-мм пушек составляет немногим более 2200 метров для подкалиберных и 1500 метров для кумулятивных боеприпасов. Если для традиционного артиллерийского вооружения западных танков эффективное попадание в цель на дистанциях более 2800 метров уже значительно затруднено, то комплекс управляемого вооружения обеспечивает Т-90 эффективное поражение целей на дальности до 5000 метров, хотя и требуя соответствующих условий местности, позволяющих поиск и обнаружение целей на подобных расстояниях. Более того, в руках опытного наводчика, комплекс может проводить и более сложные операции, прежде всего — попадание ракетой в значительно менее защищённую крышу башни неподвижного танка, что особенно ценно с учётом низкой эффективности современных танковых пушек против лобовой брони всех современных ОБТ, практически, способных пробивать лобовую броню друг друга лишь при попадании в уязвимые места. Однако ныне за рубежом разработаны (но пока не распространены) танковые комплексы управляемого вооружения нового поколения, например, LAHAT, превосходящие российские аналоги по дальности, допускающие ведение огня в составе подразделения и поражающие цель под углом, при этом пригодные для применения в существующих 105- и 120-мм орудиях.
По мнению большинства экспертов, Т-90 превосходит большинство западных танков в возможностях поражения небронированных целей и разрушению укреплений благодаря наличию осколочно-фугасных снарядов, однако это мнение не бесспорно, поскольку роль осколочно-фугасных снарядов на иностранных танках выполняют картечные снаряды (США) или кассетные снаряды. В Израиле в 2010 году на вооружение был принят многофункциональный кассетный снаряд KALANIT (Anti-Personnel Anti-Material Multi-Purpose Tank, M329 Cartridge), предназначенный для поражения живой силы на открытом пространстве и внутри укреплений, и уничтожения легкобронированной техники. Однако все аналоги малоэффективны против защищённых целей, так как являются в первую очередь осколочными.
Защищённость и живучесть
Топливная система на Т-90 относительно уязвима из-за крайне плотной компоновки моторно-трансмиссионного отделения. Места для топливных баков в нём уже не остаётся и они вынесены частично в боевое отделение, а частично — в лобовую оконечность корпуса, где вероятность попадания в них противника значительно высока. При этом баки не изолированы от экипажа, большую опасность создаёт бак-стеллаж, в котором совмещается хранение топлива и боекомплекта. С 1999 года в Т-90 баки в отделе механика водителя всё же были отгорожены листами стали. В результате доработки на Т-90А(С) была оборудована современная система экстренного пожаротушения (ППО), что повысило живучесть танка. Также была модернизирована защита топливных баков.
Другой проблемой Т-90 является размещение его боекомплекта, который находится в боевом отделении и никак не изолирован от экипажа, так что его детонация (при отсутствии противопожарного оборудования) гарантированно приводит к полному уничтожению танка.
Высокая взрывоопасность Т-72, на базе которого создан Т-90, обнаружилась уже в 1980-х гг. При этом, по мнению некоторых авторов, размещение боекомплекта Т-72 и Т-90 горизонтально на полу боевого отделения, в менее поражаемой области, в боях на практике показало значительное снижение вероятности детонации даже по сравнению с Т-80, у которого боекомплект также расположен на полу боевого отделения, но вертикально. На западных танках распространённым решением является расположение боекомплекта (либо его части) в кормовой нише башни, которая также подвержена обстрелу, но позволяет реализовать вышибные панели (подобное решение в итоге было внедрено на экспериментальных позднесоветских и российских танках «Объект 292», «Объект 640» и на одном из вариантов «Объекта 187», однако их выпуск так и не начался).
Так же следует отметить, что динамическая защита «Контакт-5» неэффективна против БОПС (бронебойный оперённый подкалиберный снаряд (стреловидный оперённый снаряд)) типа M829А3 и ДМ-63, а также ПТУР с тандемными боевыми частями, которые проходят «Контакт-5» без потерь в пробиваемости. Однако данные эти не точны, так как предполагается (по источникам) что после создания в США БОПС М829А2, а также в связи с появлением в мире противотанковых снарядов с тандемными боевыми частями, преодолевающих «Контакт-5» без потерь в пробиваемости, в России была проведена модернизация динамической защиты «Контакт-5» с целью придания ей противотандемных свойств, которая впоследствии и оборудовалась на последующие серийные танки. Из всех известных ПТУР самыми опасными для Т-90А на данный момент являются HOT-3 и MAPATS.
На новой модификации Т-90СМ немеханизированный боекомплект размещён в башенной нише.
20 октября 1999 года прошли обширные испытания защиты танков Т-80У и T-90 от различных типов угроз. Испытания включали в себя обстрел из ручных гранатомётов (РПГ-29, РПГ-7 с выстрелами ПГ-7ВР и РПГ-26) и нескольких видов ПТРК («Малютка-2», «Метис»-М, «Конкурс», «Корнет»). Танки также подверглись обстрелу БОПС 3БМ42М, выпущенных из танка Т-80 с дистанции 1500 м. Обстрел делался в лобовую (а также в бортовую и кормовую) проекцию танков, защищённых ВДЗ «Контакт-5» и лишённых её. В ходе испытания было обнаруженно, что РПГ-29 — самое эффективное средство поражения среди использованных. Практические исследования подтвердили высокий уровень защиты Т-90 против указанных выше противотанковых средств.
Подвижность
На Т-90 первых выпусков применялась ходовая часть, полностью позаимствованная у танка Т-72Б. На более поздних выпусках танков применяется усовершенствованная ходовая часть.
Подвеска танка — индивидуальная торсионная с гидравлическими лопастными амортизаторами повышенной энергоемкости (на 1, 2 и 6 узлах). Гидравлические лопастные амортизаторы двустороннего действия оборудованы на первых, вторых и шестых узлах подвески, жёсткие ограничительные упоры — на первых, вторых, пятых и шестых. При такой высокой энергоемкости подвески её пробои возникают крайне редко, в основном при наезде на крупногабаритные препятствия на высокой скорости.
Коробки передач — планетарные с гидроуправлением. Есть 7 передач вперед и одна передача заднего хода. Скорость заднего хода составляет 5 км/ч. Поворот машины осуществляется включением пониженной передачи в коробке передач со стороны отстающей гусеницы. Система управления танка морально устарела. На Т-90СМ рычаги управления были заменены на современную систему управления на базе штурвала.
Двигатель В-92 по сути является развитием В-2, разработанного в 1930-х гг. Конструкция двигателя отработана в производстве. Монтаж силовой установки требует трудоемких операций по центровке, в то время как большинство зарубежных танков оборудуются моноблоком, что позволяет заменить силовую установку менее чем за час.
Критика
Главный конструктор УКБТМ (ОАО «Научно-производственная корпорация „Уралвагонзавод“ имени Ф. Э. Дзержинского») В. Неволин:
«Основные претензии к танку Т-90С сегодня связаны с его живучестью. Всё-таки расположение в одном контуре людей, боекомплекта и топлива чревато тем, что если броня будет пробита, то это может привести к возгоранию топлива. Даже при наличии системы пожаротушения такие варианты полностью не исключены. Поэтому развитие современной бронетехники идёт по пути разделения людей и топлива с боеприпасами.»
Опыт эксплуатации в российской армии
Старший прапорщик С. Шклярук:
«Это самая надёжная из известных мне машин. Сколько проблем испытывали мои коллеги с газотурбинным двигателем! Особенно на песчаной местности. А этой машине хоть бы что. Ни холод, ни жара не страшны. Её вовремя грамотно обслужи, отрегулируй — годами горя знать не будешь. Вот с этой машиной мы уже пятый год вместе. Около 5000 км прошли.»
Общий вывод
Некоторые авторы имеют мнение, что общее теоретическое сравнение танков вообще невозможно и даже реальные боевые действия не дают окончательного и безповоротного результата — важно учитывать тактику применения, подготовку экипажей, техническое обслуживание техники, взаимодействие подразделений (особенно работа ПВО против самолётов и вертолётов противника, оснащённых противотанковым вооружением), которые имеют зачастую большее значение, чем свойства самого танка.
Т-90А отличается хорошими показателями огневой мощи и подвижности, а также отличной защищённостью. Сравнение Т-90 и других современных ОБТ неоднократно проводилось как военными экспертами, так и журналистами. Однако результаты этих исследований весьма часто противоречат друг другу. По одним данным, Т-90(А,С) и Т-90М, его модернизированный вариант, превосходят все лучшие современные зарубежные танки. По другим данным, конструкция Т-90 устарела и уступает последним модификациям лучших зарубежных танков.
Важной и относительно объективной оценкой в мирное время является большой коммерческий успех Т-90С — так как заказчики перед тем как выбрать боевую машину, как правило, проводят независимые многосторонние и тщательные исследования. Однако и при этом нужно учитывать, что в части тендеров предпочтение тем или иным танкам отдаётся по политическим причинам. Считается, что Т-90 завоевал высокую популярность на мировом рынке благодаря хорошему сочетанию «цена-качество», а также исключительной неприхотливости и надёжности в эксплуатации.
Огневая мощь
+ Высокая скорость поворота башни (Т-90СМ — 40°/сек,.).
+ Широкая номенклатура боеприпасов, которая включающает в себя БОПС (бронебойный оперённый подкалиберный снаряд (стреловидный оперённый снаряд)), ОФС(осколочно-фугасный снаряд) (в том числе с дистанционным подрывом и готовыми поражающими элементами), КС и управляемые ракеты
+ Наибольшая дальность стрельбы как с места так и на ходу любым боеприпасом по сравнению с конкурентами.
+ Поразил более 60% целей при испытаниях, на которых ни один другой танк (Абрамс, Леопард) не достигли 60%.
+Комплекс управляемого вооружения позволяет поражать цели на расстоянии до 5,0 км. На дальностях свыше 2,5—3,0 км ПТУР имеет преимущества перед БОПС по точности попадания и бронепробиваемости.
+ Применение автомата заряжания позволило уменьшить экипаж до трёх человек и значительно снизить забронированный объём при сохранении хорошей защищённости, а также увеличить скорострельность на протяжении всего боя, даже на ходу, в отличие от ручного заряжания.
— Система управления огнём Т-90/А не является самой лучшей, например, СУО японского танка Тип 10 имеет преимущество. СУО «КАЛИНА» Т-90МС превосходит мировой уровень.
— Отсутствует полноценная автоматизированная ТИУС (танковая информационно-управляющая система) (кроме Т-90СМ), которая бы соединила все электронные системы танка в единую сеть.
— На серийных машинах (кроме Т-90АК/СМ) нет бортовой информационно-управляющей системы (БИУС), которая обеспечивает поступление сведений в реальном времени на поле боя, положении машин своего подразделения и техническом состоянии танка.
Защищённость и живучесть
+ Динамическая защита «Контакт-5» и комплекс оптико-электронного подавления «Штора-1» вместе с пассивной бронёй защищает танк от большинства противотанковых средств, включая кумулятивные и подкалиберные снаряды и управляемые ракеты типа «TOW», «HOT», «Milan» и «Dragon» Возможно применение Реликт (модульный комплекс динамической защиты 3-го поколения для танков) существенно повышающее защищённость от любых боеприпасов.
+ Надежная защита лба башни и корпуса. Обеспечивается за счёт довольно большой толщины бронирования лобовых деталей, их углом наклона, а также наполнителем и наличием встроенной динамической защиты
+ Хорошая защита крыши. Обеспечивается комбинированной броней (только Т-90А,С,М) толщиной в 80 мм и наличием на ней ДЗ
+ Довольно хорошая защита бортов корпуса в сравнении с некоторыми зарубежными танками. Обеспечивается комбинированной броней 80-75 мм, а также наличием секций противокумулятивных щитков в передней части корпуса. На Т-90СМ установлены еще более совершенные бортовые экраны с ДЗ.
— Недостаточная защита членов экипажа от детонации боекомплекта в случае пробития брони (отсутствует «мокрая» боеукладка или размещение боеприпасов в защищённых индивидуальных контейнерах, как, например, на танках «Челленджер 2» и «Меркава»).Тем не менее, горизонтальное расположение снарядов и зарядов в АЗ (в отличие от МЗ у Оплот и Т-64/80) ниже погона башни считается самым безопасным вариантом хранения БК, АЗ всех версий Т-90 ,начиная с Т-90А, имеет локальное бронирование (окончательно проблема живучести танка была решена на Т-90СМ, в котором немеханизированная часть БК вынесена в забашенную нишу с вышибными панелями, а АЗ имеет усиленное локальное бронирование)
Подвижность
+ Сравнительно небольшая масса и размеры, что способствует стратегической подвижности, хорошей проходимости и меньшей заметности на поле боя.
+ Единственный танк, полностью прошедший испытания пробегом в Саудовской Аравии (без поломок). А также единственный танк в мире, прошедший испытания в Малайзии, прошедший испытания в Индии (3 часа на демонтаж, ремонт, установку двигателя, в 1 танке из 3).
+ Возможность преодоления водных преград глубиной до 5 метров, в то время, как, например, оборудование для форсирования водных преград танка М1 «Абрамс» разрешает преодолевать водные преграды не более 2 метров в глубину.
— Низкая удельная мощность по сравнению с иностранными ОБТ (кроме Т-90АМ/СМ)
— Низкая скорость заднего хода (5 км/ч) (кроме Т-90АМ/СМ — скорость заднего хода до 30 км/ч)
— Устаревшая механическая трансмиссия (кроме Т-90АМ/СМ)
wartools.ru
Российский Т-90С против «Меркавы» | Армейский вестник
Сравнение танков разных производителей в условиях боевого применения и повседневной эксплуатации не оставляет выбора ни потенциальным покупателям, ни независимым экспертам. В последнее десятилетие прошлого века и особенно сейчас в моду вошли всевозможные рейтинги, цель которых – выявить лучший товар для его успешного продвижения потенциальному покупателю.
Не стал исключением и мировой рынок оружия. Сравнительные характеристики самолетов, кораблей, пушек, стрелкового оружия и т. д., и т. п. заполонили страницы специальных военных изданий. Сопоставляемые показатели исчисляются сотнями и даже тысячами.
Но как говорят военные, принимавшие участие в вооруженных конфликтах последних лет, есть сравнительная статистика, на бумаге демонстрирующая превосходство того или иного образца над своим аналогом, и есть поле боя – настоящее, где техника проявляет себя по-разному. Именно здесь, а не в виртуальном пространстве компьютерных учений определяются победа или поражение, очевидное преимущество одной боевой машины над другой.
Рейтинговый междусобойчик
На исходе первого пятилетия нынешнего века аналитики Forecast International подготовили очередной танковый рейтинг. По их мнению, лучшим в мире в тот период был американский M1A2 SEP Abrams (производитель – корпорация General Dynamics). Он зарекомендовал себя во время войны в Ираке. На втором месте стоял израильский танк Merkava Mark IV (производитель – Israel Ordnance Corps). В боевых действиях будто бы демонстрировал неплохие возможности.
Третью позицию занял японский «Тип 90» (Mitsubishi Heavy Industries). Танк создан на базе германского Leopard 2 и позиционировался как самый высокотехнологичный. Однако эта машина не прошла обкатку боем, поэтому и оценивать ее можно лишь теоретически. Не испытал огня сражений и германский Leopard 2A6 (Krauss-Maffei Wegmann), а потому оказался на четвертом месте. Пятая строчка досталась британскому Challenger 2 (Vickers Defense Systems Division), который тоже глотнул огня и пыли в Ираке, но не соответствовал некоторым стандартам НАТО.
Через пять лет журнал «Милитари Орднанс» (США) растиражировал свой взгляд на лучшие танки мира, взяв за основу главные боевые свойства – мобильность, огневую мощь, броневую защиту. В этом рейтинге места в первой пятерке распределились следующим образом: «Леопард-2А5» (Германия), М1А2 (США), «Тип 90» (Япония), «Леклерк» (Франция), «Челленджер-2» (Великобритания). Российский Т-90С занял седьмую позицию, а замкнула десятку лидеров израильская «Меркава Мk3», пропустившая вперед легендарную машину еще советских времен – танк Т-72.
Через несколько лет тот же американский журнал обнародовал новый рейтинг. Как и прежде, первую позицию оккупировал немецкий «Леопард-2А6». Со второго на третье место слетел американский М1А2 SEP, пропустив вперед японца, поменялись позициями «Леклерк» и «Челленджер-2». Российский основной боевой танк (ОБТ) Т-90С не смог пробиться в пятерку лидеров. Но именно он стал в эти годы наиболее востребованной машиной на международном оружейном рынке. И это не рейтинг, а конкретный факт, подтвержденный реальными контрактами. Следом за российским танком разместились «Леопард-2», «Леклерк» и М1А2.
Воюют не рейтингом
Возьмем для сравнения не только тактико-технические характеристики, но и такие параметры, как новизна танковой техники, концептуальные особенности боевых машин, «цена-качество», а главное – участие в реальных боевых действиях. По этим критериям придется сравнивать всего две машины – российский танк Т-90С и израильскую «Колесницу» (именно так переводится «Меркава»), точнее – «Меркаву Mk4». Некоторые эксперты считают этот танк лучшим в мире.
Остальные либо не участвовали в сражениях (германский Leopard 2A6, японский «Тип 90», китайский «Тип 99», южно-корейские К1А1 и К2), либо концептуально были созданы еще в 70–80-е годы прошлого века. К тому же ценовые характеристики танков М1А2, «Леклерк» и «Леопард» просто зашкаливают и не по карману абсолютному большинству покупателей военной техники.
Подробнее о «Меркаве Mk4». Танк принимал участие во второй ливанской войне в 2006 году. Тогда было задействовано порядка 400 танков. В основном они использовались для поддержки пехоты и эвакуации раненых с поля боя. В этом и состоит концептуальное отличие «Меркавы» от ОБТ Т-90С, созданного, как и все советские/российские танки, для наступательного боя и уничтожения танков, артиллерии и укреплений противника. Несокрушимый броневой кулак, все сметающий на своем пути мощным огнем, – вот что такое русский Т-90С.
Точных сведений о потерях израильских танков в 2006 году нет. Но даже по тем явно заниженным данным, которые были опубликованы в израильской газете Globes, можно судить о серьезном ущербе. Из 400 участвовавших в операции танков трех модификаций (Мk2, Мk3, Мk4) были подбиты 52. Полсотни машин поражены ракетами ПТРК, две подорвались на фугасах. Но по оценкам ливанских военных, Армия обороны Израиля потеряла танков в два с лишним раза больше.
«Черный шабат» для бронетехники пришелся на субботний день 12 августа 2006 года. Во время наступления лучшей в ЦАХАЛ 401-й бригады «Иквот ха-Барзель», оснащенной новейшими «Меркавами Mk4», 11 машин из 24, принимавших участие в боевых действиях, были поражены противотанковыми ракетами. Тяжелого вооружения у противника не было, к тому же Израиль обеспечил свое полное господство в воздухе. При таких условиях даже официально опубликованные израильскими СМИ потери можно считать очень большими.
Из 50 пораженных ракетами «Колесниц» у 22 (44%) была пробита броня, в результате чего из 208 членов экипажей 30 погибли, 25 получили ранения. Для сравнения: в первой ливанской кампании 1982 года 47% израильских танков были пробиты насквозь, в войне Судного дня такие повреждения получили 60% машин. Таким образом, конфликт 2006 года показал, что вовсе не обязательно пробивать броню «Меркавы», чтобы обезвредить машину. Для поражения танка в него достаточно просто попасть.
Статистика погибших по типам танков: в трех «Меркавах Мk2» погибли 10 человек, в четырех Мk3 – 9, в шести Мk4 – 11. Отсюда крайне неутешительный вывод: большинство членов экипажей погибло в самых современных израильских танках «Меркава Мk4».
Пытаясь восстановить подмоченную репутацию своих новейших машин, израильтяне заявляли, что танки «Меркава Mk4» уничтожались исключительно огнем ПТРК «Корнет-Э». Хотя известны многочисленные случаи поражения израильских танков и более ранними российскими ПТРК. Из этого можно сделать только один вывод: широко разрекламированная защита танка «Меркава Mk4» пробивается даже устаревшими кумулятивными боеприпасами, не говоря уже о современных средствах, таких как ПТРК «Конкурс» и «Корнет-Э».
Эффективность применения российских ПТРК высоко оценил командующий северной группировкой войск Израиля генерал-майор Уди Адам. Он определил российские противотанковые средства как наиболее серьезную проблему для израильских танков. Не лучше обстоят дела и с противоминной стойкостью «Меркавы Mk4». Известны случаи получения серьезных повреждений и даже гибели членов экипажей при подрывах этих танков на минах в ходе военных действий.
Экспортные перспективы
Тем не менее, в последние годы израильское руководство стало напористо продвигать свою «Колесницу» на мировой рынок, в том числе и в динамично развивающиеся страны Юго-Восточной Азии (ЮВА). Однако высшее военное руководство этих государств, имеющее опыт ведения боевых действий, весьма осторожно относится к таким предложениям. Они прекрасно понимают, что «Меркава Mk4» создавалась исключительно для использования в ЦАХАЛ и может эффективно применяться в условиях Ближневосточного театра военных действий (ТВД). Здесь жаркий и сухой климат, песчаные и каменистые почвы, ограниченные территории, нет труднопроходимых лесных массивов и водных преград, а к месту боевого применения танки доставляются на трейлерах.
Российский танк Т-90С
Как поведет себя эта машина в тропических джунглях, на мягких и болотистых грунтах, при отсутствии разветвленной дорожной сети с твердым покрытием, большими расстояниями, обилием рек, болот и рисовых плантаций? Ответов на эти вопросы нет, поскольку испытания «Меркавы Mk4» в подобных климатических зонах не проводились, нет никакого опыта применения израильского танка в сложных физико-географических условиях региона ЮВА.
Впрочем, не нужно быть крупным аналитиком, чтобы понять очевидное: тяжелый танк «Меркава Mk4», вес которого 67 тонн, увязнет по самую башню, став беспомощной мишенью. К тому же в этом регионе найдется совсем немного каменных мостов, способных выдержать вес бронированного монстра. А преодолевать водные преграды по дну «Меркава Mk4» не сможет, поскольку не имеет оборудования для подводного вождения.
Иное дело ОБТ Т-90С. Он создан на основе опыта эксплуатации и боевого применения танка Т-72 и является его дальнейшим развитием. Т-72 – один из самых массовых в мире, состоит на вооружении многих государств. К тому же именно эта машина имеет непревзойденный опыт боевого применения во многих локальных войнах и вооруженных конфликтах в различных климатических и физико-географических условиях.
ОБТ Т-90С сохранил все лучшие особенности своего предшественника, воплотил новые достижения российской военно-технической мысли и современные разработки в отечественном танкостроении. Поэтому машина получила признание на мировом рынке вооружений и военной техники. Прежде чем делать масштабные закупки, потенциальные заказчики устраивали российскому танку жесточайшие испытания на выживание в самых суровых климатических условиях и учебных ситуациях, максимально приближенных к боевым.
Именно танк Т-90С оказался самым надежным и выносливым в условиях индийской пустыни Тар (штат Раджастан). После успешно пройденных экзаменов Джасвант Сингх, занимавший в то время пост министра обороны и иностранных дел Индии, заявил, что Т-90С – второй после ядерного оружия фактор сдерживания потенциальных военных угроз.
Еще одна важная деталь, на которую обращают внимание потенциальные покупатели. При производстве израильского танка «Меркава Mk4» 28% комплектующих импортируются из-за границы, включая такие важнейшие агрегаты, как двигатель и трансмиссия. Компоненты двигателя МТ883 производятся фирмой MTU (Германия), собираются по лицензии фирмой General Dynamics Land Systems в США и затем экспортируются в Израиль как силовая установка GD883. Трансмиссия RK325 производится фирмой Renk (Германия).
Это ставит производство и экспорт израильских танков в жесткую зависимость сразу от нескольких иностранных поставщиков из разных стран, что создает дополнительные проблемы для покупателей. Например, ремонт двигателя или трансмиссии должен осуществляться на заводе – производителе этих комплектующих, что увеличивает сроки ремонта и его стоимость. К тому же любое изменение политического вектора может привести к запрету на поставки запчастей, оборудования, боеприпасов. В результате танк становится грудой металлолома.
Сравни и подумай
Непредвзятый взгляд на военную технику позволяет сделать объективные выводы. Сравним основные характеристики двух танков. Характерной особенностью танка «Меркава Mk4» является компоновка с расположением моторно-трансмиссионного отделения (МТО) в передней части корпуса со смещением к правому борту. Слева от него расположено отделение управления.
По мнению разработчиков, такое конструктивное решение обеспечивает дополнительную защиту экипажа. Но отделение управления не прикрывается двигателем и трансмиссией с левой стороны. К тому же из-за смещения рабочего места механика-водителя к левому борту и незначительного угла наклона верхнего броневого листа МТО обзор вправо сильно ограничен. Это усложняет управление машиной, например, при маневрировании между препятствиями.
Размещение в кормовой части танка «Меркава Mk4» отсека для пехотинцев, носилок с ранеными или дополнительного комплекта боеприпасов значительно увеличило внутренний забронированный объем. Он в два раза превышает забронированный объем российского Т-90С. Такой внутренний объем очень сложно защитить от современных противотанковых средств поражения даже при весе почти 70 тонн. Попытка довести защиту «Колесницы» до уровня Т-90С приведет к еще большому увеличению веса израильской машины.
В свою очередь Т-90С имеет классическую компоновку с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения. Благодаря оптимальным компоновочным решениям и применению автомата заряжания танк обладает минимальным забронированным объемом, что позволило обеспечить защиту на уровне современных требований при весе машины 47,5 тонны.
Размещение механика-водителя танка Т-90С по центру дает ему хороший обзор и возможность безошибочно управлять танком в сложных условиях движения. Экипаж российского танка состоит из трех, а не четырех человек, как в «Колеснице». Посадка-высадка всего экипажа Т-90С осуществляется за 8–12 секунд. На «Меркаве Mk4» для этого требуется гораздо больше времени, поскольку заряжающий не имеет своего люка, а командирский настолько тяжел и массивен, что для его открытия используется электропривод.
Огневая мощь «Меркавы Mk4» обеспечивается комплексом вооружения, включающим 120-мм пушку-пусковую установку, 7,62-мм и 12,7-мм пулеметы. Последний может быть заменен на 40-мм автоматический гранатомет. Установка 40-мм гранатомета подтверждает основное назначение танка – борьба с живой силой противника.
Танк Т-90С вооружен 125-мм пушкой-пусковой установкой повышенной точности, спаренным 7,62-мм и зенитным 12,7-мм пулеметами.
Заряжание пушки танка «Меркава Mk4» ручное. При этом 10 снарядов размещаются в электрическом барабанном механизме, подающем снаряды заряжающему, остальные 36 выстрелов находятся в огнеупорных контейнерах в кормовой части корпуса. Отсутствие автомата заряжания снижает скорострельность, а также увеличивает внутренний заброневой объем, что опять же существенно повышает массу танка.
Заряжание пушки танка Т-90С автоматическое. Наличие автомата заряжания повышает боевую скорострельность танка до восьми выстрелов в минуту, что превосходит возможности «Меркавы Mk4». Главное, что эта скорострельность не зависит от усталости, ранения и психологического состояния заряжающего.
Израильский танк Меркава МК4
Системы управления огнем обоих танков по составу и боевым свойствам схожи и включают комбинированные (дневной/ночной) прицелы со стабилизацией линии прицеливания, двухплоскостной стабилизатор вооружения, автомат сопровождения целей, цифровой баллистический вычислитель, комплекс управляемого вооружения.
Защищенность «Меркавы Mk4», как и танка Т-90С, многоуровневая. Она обеспечивается броней, автоматизированной системой постановки дымовых завес, активной защитой.
Для машины с внутренним объемом, как на «Меркаве Mk4», невозможно обеспечить круговую защиту от современных противотанковых боеприпасов одними лишь пассивными средствами. Это подтвердил опыт боевого применения. В результате на танк установили активную систему защиты.
Усиление защиты от поражения сверху привело к увеличению размеров «Меркавы Mk4». В результате танк стал значительно выше, что заметно снизило его маскировочные свойства, увеличило площадь фронтальной и боковой проекций.
Меньшие размеры танка Т-90С, его высота и площадь фронтальной проекции затрудняют обнаружение машины на поле боя благодаря лучшему использованию защитных свойств местности и значительно снижают вероятность попаданий в него со стороны противоборствующего средства. Для Т-90С разработан маскировочный комплект «Накидка», который существенно снижает заметность машины в оптическом, тепловом и радиолокационном диапазонах, соответственно повышаются ее маскировочные свойства.
Еще один плюс Т-90С – бульдозерный отвал, благодаря чему танк за 20–30 минут способен без вспомогательных средств вырыть полноразмерный окоп. На «Меркаве Mk4» такого нет.
Анализ броневой защиты двух танков позволяет сделать вывод о превосходстве танка Т-90С над «Меркавой Mk4» по баллистической стойкости корпуса и башни благодаря разнесенной броне и качеству изготовления броневых листов, а также наличию динамической защиты. Динамическая защита, которой оснащен танк Т-90С, является на сегодня лучшей в мире. Ее особенность – высокая эффективность против как кумулятивных, так и бронебойно-подкалиберных боеприпасов.
Защита же танка «Меркава Mk4» направлена, прежде всего, на снижение поражающего эффекта кумулятивных боеприпасов. Это еще раз подтверждает факт, что израильская «Колесница» разработана для использования в специфических условиях и против специфического противника – живой силы, вооруженной ПТУР и РПГ. При ведении боевых действий против танков, имеющих на вооружении мощные бронебойно-подкалиберные снаряды, защита «Меркавы Mk4» неэффективна.
Что касается автоматизированной системы постановки дымовых завес, которая предупреждает о лазерном наведении и обеспечивает автоматический отстрел дымовой шашки в сторону источника луча, то ею оснащены обе машины.
Габариты и большой вес «Меркавы Mk4» значительно ограничивают как оперативно-тактическую, так и стратегическую подвижность. Израильский танк оснащен мотором в 1500 л.с. У Т-90С мощность двигателя 1000 л.с. Но если разложить лошадиные силы на вес танков, то их возможности сопоставимы. Повышенная мощность ведет к увеличению потребления топлива.
Запас хода по асфальту обоих танков составляет порядка 500 км. Но «Колесница» съест 1400 литров горючего, а Т-90С – только 1200. Военные понимают, что в боевых условиях разница существенна. Кроме того, «Меркава Mk4» работает только на солярке. Двигатель танка Т-90С многотопливный, что дает очевидные преимущества в военное время.
Далеко не всем известно, что «Меркава Mk4» оснащена пружинной подвеской. При движении по пересеченной местности она ограничивает скорость машины и точность стрельбы с ходу, так как колебания корпуса серьезно влияют на ошибку стабилизации при наведении оружия. На бронетехнике основных армий мира такой тип подвески практически не используется.
Танк Т-90С оснащается торсионной подвеской, обеспечивающей высокую плавность хода, возможность двигаться по пересеченной местности на больших скоростях и повышенную точность стрельбы с ходу. Автомат переключения передач повышает удобство управления, уменьшает физические нагрузки и утомляемость механика-водителя, особенно на длительных маршах при движении в колонне.
Т-90С отличается высочайшей надежностью. Это один из принципов, которым руководствуются российские инженеры при создании танков. Наши танки обладают огромным резервом для модернизации и отличаются простотой обучения экипажа и техперсонала, высокими эксплуатационными характеристиками, что существенно снижает требования к уровню подготовки эксплуатантов.
И, наконец, по параметру «цена-качество» российский танк Т-90С оставил далеко позади не только «Меркаву Mk4», но и танки других ведущих производителей. Потому и стал самым продаваемым на зарубежных рынках.
/Александр Арсеньев, vpk-news.ru/
army-news.ru
Танк Т-90С: характеристики, фото, экспорт
После появления «Арматы» на прошлогоднем параде Победы мысли многих любителей бронетанковой техники прикованы именно к новинке отечественного танкостроения. При этом в тень практически ушел российский же Т-90С «Тагил». А зря, так как танк этот замечательный, что ярко демонстрируют последние сирийские события. По степени защищенности и боевой эффективности он значительно превосходит даже последние модификации Т-72. Остается только сожалеть, что в наших войсках этой техники едва ли не меньше, чем у зарубежных покупателей.
Преимущества машины
Впрочем, довольно лирики. Что же из себя представляет Т-90С, бывший до недавнего времени лучшей машиной бронетанковых войск Российской Федерации? Во-первых, при первом же взгляде на «Тагил» становится ясно, что он далеко ушел от простого Т-72Б3: внушительный «скворечник» на башне свидетельствует о наличии дистанционно управляемого боевого модуля, аккуратное и повсеместное расположение пластин динамической защиты намекает на серьезную работу в области повышения боевой живучести.Внешний вид машины очень «прилизанный» и аккуратный, облик «Тагила» ничем не уступает современным западным машинам. Но обращать внимание на внешность было бы глупо… если бы и внутреннее содержимое ей не соответствовало.
«Преемственность поколений»
Для этого танка характерно следование основным канонам отечественного танкостроения, включая минимально возможный силуэт, очень малую массу в сравнении со всеми западными образцами, отличные показатели скорости и маневренности. Особенно ценится способность Т-90С (характеристики которого мы рассмотрим далее) сходу преодолевать многие препятствия, для форсирования которых более тяжелым машинам требуется предварительная инженерная подготовка местности.
Справедливости ради стоит заметить, что «низкий силуэт», являвшийся «визитной карточкой» нашей бронетехники, в современных условиях предоставляет мало преимуществ. Прошли те времена, когда танкисты выцеливали вражеские танки по пушке (реальные случаи ВОВ). Сегодня все нормальные ПТРК позволяют поражать цели размером с легковую машину с расстояния в несколько километров. Так что размеры танка особой роли не играют. Куда важнее подвижность: фото «танк Т-90С в полете» наглядно демонстрируют, что эта характеристика у машины на высоте.Описываемая нами модификация изначально предназначена для экспорта в страны Персидского залива и прочие государства региона, которые с давних пор являются партнерами СССР и, впоследствии Российской Федерации в области торговли вооружением.
Система вооружения
Сразу расскажем о том, чем конкретно вооружен один из наиболее узнаваемых и уважаемых танков мира. Пушка калибра 125-мм модели 2А46М-5 или 125-мм 2А82 – основное орудие, позволяющее вести огонь как стандартными снарядами, так и самонаводящимися ракетами класса земля-земля-воздух. Так что машина может поражать цели на земле, воде, а также использоваться для стрельбы по низколетящим воздушным объектам. В боекомплект входит до 40 снарядов и/или ракет, так что Т-90С, фото которого есть в статье, способен вести длительный бой.
Вспомогательным оружием является пулемет 6П7К (ПКТМ). Предназначен для уничтожения вражеской пехоты, находящейся в мертвой зоне основного орудия. Так как он спарен с пушкой, можно вести пристрелочный огонь. В стандартный его боекомплект входит 2000 патронов 7,62х54R. Все это вооружение установлено на башне совершенно новой компоновки, имеющей мало общего с таковой у «старичка» Т-72.Куда интереснее дистанционно управляемый модуль Т05БВ-1, в состав которого входит еще один пулемет 6П7К (ПКТМ). Идеально подходит для действий в городских условиях, так как позволяет уничтожать вражескую пехоту, располагающуюся значительно выше сектора обстрела из стандартного вооружения. В боекомплект входит 800 патронов 7,62х54R.
Отличия от Т-72 и сходные с ним черты
Модель Т-90С является логичным продолжателем идей, заложенных еще в танках Т-90А. Но и отличий от них, а также от Т-72, у «Тагила» хватает. Сразу бросаются в глаза следующие нюансы:
- Полностью новая башня, у которой наконец-то появилась развитая кормовая ниша для хранения дополнительных выстрелов.
- Совершенно новая пушка модели 2А46М-5 (экспортный вариант). Она несовместима (!) по боеприпасам с моделью 2А82, которая вообще запрещена для экспортных продаж.
- Отлично показавшая себя в боевых условиях динамическая защита «Реликт».
- Комплексы «Штора» и «Арена» отсутствуют, так как Т-90С – экспортный вариант, на который подобные системы не ставятся по соображениям экономии. Впрочем, богатые заказчики из ОАЭ эти системы получают.
- В первый раз отечественный танк наконец-то получил заводские решетчатые экраны, дополненные модулями ДЗ. Эта система предотвращает уничтожение или повреждение двигателя при пробитии брони кумулятивной струей.
- Ранее на танки этого типа ставилась зенитная установка на базе 12,7-мм пулеметом НСВТ. Ее заменил модуль, основанный на 7,62-мм пулемете 6П7К. Причина проста: современный самолет из пулемета все равно не сбить, а для борьбы с более «мелкими» целями хватит и 7,63 мм оружия, к которому можно возить заметно больший боезапас.
- Заметно улучшенный двигатель В-92С2Ф2 (1000 л/с) роботизированной КПП. В 2012 году украинцы предлагали Индии свою модификацию Т-90С: 6ТД 3 (двигатель) должен был стать основной «изюминкой», но о реальных преимуществах этого мотора ничего не известно.
- Для питания боевых модулей предусмотрен дополнительный двигатель, расположенный в бронированном коробе.
- Система (СЭМЗ) СПМЗ-2Э, защищающая танк от мин с электромагнитными взрывателями.
Прочие особенности
Чем еще может похвастаться эта машина?- Корпус практически без изменений взят от старого Т-72.
- Ходовая часть также перекочевала с Т-72.
- Новая СУО «Калина» заметно лучше «Иртыша», которым оснащались Т-90А.
- Запас хода Т-90С составляет 550-650 км. Во втором случае требуются внешние баки.
Защищенность новой башни
Некоторые «эксперты» считают, что башня этого танка заметно уязвимей в сравнении с Т-80 или даже Т-72. В качестве доводов они приводят увеличение ее размеров. Но на практике все оказывается совершенно наоборот.
Достижение повышенной боевой живучести осуществлено за счет адекватного размещения боеприпасов. Во-первых, дополнительные выстрелы размещаются в нише с вышибными панелями. Во-вторых, сам автомат заряжания находится на уровне катков, а потому его поражение в боевых условиях слабо вероятно. Этим танки Т-72/90 выгодно отличаются от Т-64/80, у которых снаряды расположены по периметру башни вертикально. Пробитие башенной брони у этих машин с вероятностью более 90% вызывает детонацию всего боекомплекта. С кормы башня Т-90 надежно защищена массивным инструментальным ящиком.
Так как Т-90С в бою уже бывал (Сирия), то его высокая защищенность вполне подтвердилась на практике.
Преимущества новой СУО
СУО отечественного танка обеспечивает визуальное обнаружение и сопровождение вражеских целей на дистанциях до пяти километров. В отличие от предыдущих модификаций, на этом танке могут быть одновременно задействованы как командирский прицел, так и приборы наводчика. Существенно повышены возможности для обзора поля боя: в движении, на ходу, в полной темноте.
Впервые в практике отечественного танкостроения был задействован режим взаимодействия между несколькими машинами, автоматическое сопровождение целей, а также автоматическое вычисление наиболее оптимального режима стрельбы, для чего электроника ориентируется на температуру, влажность, скорость ветра и другие факторы внешней среды.
Дублирование систем
Если в боевых условиях полностью выйдет из строя СУО, или же в результате огня противника была повреждена бортовая электросеть, экипаж может воспользоваться альтернативным режимом стрельбы, для которого предназначены дублирующие прицелы. В отличие от предыдущих разновидностей отечественных танков, именно танк Т-90С получил штатное оборудование для помехоподавления, радиоразведки и системы помех для отражения атак вражеских ПТРК.
Прочие достоинства
Все проекции танка получили значительно более выраженную защиту от попаданий противотанковых орудий, ПТРК и гранатометов. Конструкторы предусмотрели перспективы дальнейшей модернизации этой техники, что выражается в модульности всей конструкции: если возникнет такая необходимость, то можно быстро модернизировать танк, не затрачивая для этого большие средства.
Так что Т-90С, экспорт которого постоянно наращивается, является очень перспективной машиной, которая еще долгое время не утратит своего значения на мировых оружейных рынках.
Высокая подвижность
Подвижность и управляемость были значительно повышены за счет установки более мощного дизеля и роботизированного переключения передач. Последнее обстоятельство является громадным облегчением для механиков-водителей, особенно в условиях жаркого климата Ближневосточного ТВД. Кстати говоря, силовая установка описываемой нами модификации изначально предназначена для эксплуатации в условиях предельно жаркого и сухого климата, что особенно ценится заказчиками. Так что танк Т-90С, характеристики которого предусматривают использование машины в столь специфичных условиях, наверняка будет востребован еще долго.
Высокое сочетание технических и боевых характеристик позволяет вести бой на Т-90 в самых различных условиях, вне зависимости от климатических факторов, времени года и суток. Во многом улучшение подвижности эксперты объясняют наличием на этом танке штурвала вместо старых рычагов и роботизированной КПП, что делает российский ракетно-пушечный танк Т-90С одним из наиболее удобных в своем классе.
Все эти «роскошества» позволяют упростить подготовку механика-водителя и, вместе с тем, сделать управление тяжелой машиной лучше. На Т-90 водитель может сосредоточиться на дороге и быстром маневрировании в условиях боя. Как показал опыт первой Чеченской кампании, это немаловажно. Так что Т-90С «Тагил», характеристики которого мы рассматриваем, явно должен обладать большей живучестью.Некоторые недостатки
Как известно, в мире нет ничего идеального. Нет и идеальных танков. К числу недостатков описываемой нами машины можно, в частности, отнести плотную компоновку. Нет, в чем-то эта характеристика хороша (меньше размер и масса), но при пробитии брони кумулятивной струей почти гарантировано будет задето что-то из оборудования или пострадает кто-то из экипажа.
Кроме того, на первых модификациях была очень плохая СУО. С ситуаций до сравнительно недавнего времени справлялись, покупая комплектующие… у Франции. Кстати, аналогичное оборудование ставили и на Т-72Б3. Как ситуация обстоит сейчас, неизвестно. Учитывая, что танк Т-90С, характеристики которого были кратко освещены в статье, является одним из наиболее совершенных отечественных машин, такая зависимость от импортных комплектующих не совсем понятна.
Иные слабые стороны
Наконец, осталась действительно странная ситуация со снарядами. С одной стороны, часть из них размещена в кормовой нише, что хорошо. С другой – конструкторы напрочь игнорируют мнения самих танкистов и опыт обоих Чеченских кампаний, продолжая упорно распихивать «дополнительные» выстрелы по всем уголкам обитаемого отделения. Одна более-менее «удачная» граната – и всему экипажу гарантировано приходит конец. Конечно, увеличение БК – дело хорошее, но для чего наступать на старые грабли?
Известно также, что у ранних модификаций частенько ломались торсионы на задних катках. Как дела с этим обстоят на этой версии, неизвестно. Во всяком случае, отсутствие рекламаций со стороны покупателей позволяет сделать вывод об устранении этого явления. Учитывая, что Т-90С, экспорт которого ведется в несколько стран, охотно покупают, вряд ли заказчики оставили бы без внимания такой недостаток.
Основные выводы
На современном этапе развития эволюция всех танков и средств их поражения идет по двух разнонаправленным направлениям: бронемашины постоянно совершенствуются в своем качественном развитии, в то время как разработчики ПТРК делают упор на преодолении систем их защиты. Именно поэтому еще 10-15 лет назад бытовало мнение, что вскоре танки станут не нужны на поле боя. Однако американский опыт в Ираке доказал, что штурм укрепленных районов в городах без танков невозможен: только под прикрытием тяжелых машин пехота может быстро продвигаться внутрь вражеских позиций, не тратя много времени на преодоление огневых точек.
Так что танк Т-90С – своего рода компромисс между необходимостью и реальностью. Он хорош как массовый танк для большой страны с призывной армией. При кажущейся простоте основы машину можно модернизировать, так как потенциал для этого есть. Кроме того, на базе этой машины можно создавать десятки разновидностей вспомогательной и боевой техники. Так что Т-90С – «звезда» современного танкового мира.fb.ru