Образцовый бпк – Командир БПК -Образцовый- Д. К. Чулков. Пишет В. Г. Егоров.

Командир БПК -Образцовый- Д. К. Чулков. Пишет В. Г. Егоров.

4 сентября 1967 года началась моя служба на большом противолодочном корабле «Образцовый» в должности старшего помощника командира. Командиром корабля только что был назначен капитан III ранга Чулков Джемс Константинович, служивший до этого помощником командира. Командир БПК «Образцовый» капитан II ранга Власов Владимир Иванович, сдав дела и должность, убыл для продолжения службы в Военно-морскую академию.

Оба офицера были мне хорошо известны, поскольку я служил на таком же корабле, входившем в состав 128-й бригады ракетных кораблей Балтийского флота — БПК «Славный» в должности командира минно-торпедной боевой части. Приходилось замещать и старшего помощника командира капитана III ранга Копченкова Сергея Яковлевича. Командир БПК «Славный» капитан II ранга Евдокимов Лев Родионович предлагал мне должность старшего помощника на этом корабле.

Но жизнь распорядилось по-другому. После «шестидневной войны» между Израилем, с одной стороны, Египтом, Сирией и Иорданией — с другой, решением руководства СССР была сформирована 5-я эскадра кораблей ВМФ с несением постоянной службы в Средиземном море в противовес 6-му американскому флоту, который «прописался» там после окончания Второй Мировой войны. Эскадра комплектовалась кораблями трех флотов: Черноморского, Балтийского, Северного. Первый состав эскадры был сформирован черноморцами. Балтийцы были вторыми, они должны были сменить черноморцев в сентябре 1967 года.

Конечно, первой задачей эскадры было недопущение эскалации конфликтов между Израилем и арабскими государствами, в первую очередь, Египтом. Корабли эскадры должны были быть готовы к любым действиям по своему предназначению, а это требовало тщательнейшей подготовки в базе. Опыта боевой службы еще ни у кого не было. 9 сентября 1967 года корабль в составе отряда вышел из Балтийска. С этого дня и началась многоплановая работа на корабле к решению задач боевой службы в составе 5-й эскадры кораблей ВМФ СССР. Учились все, начиная с командира корабля. А ему ведь надо было учить офицеров корабля, готовить их к решению тех задач, которые до того не решались в таком отрыве от своих баз.

Вот в таких условиях особенно проявлялись черты характера Д. К. Чулкова, основной из которых я считаю системность в работе и службе. Он досконально знал устройство корабля, боевую и повседневную организацию службы, знал деловые качества офицеров, мичманов, многих старшин и матросов. Это позволяло решать любые задачи с высоким результатом. Д. К. Чулков ежедневно вел записи в рабочих тетрадях, приучил он к этому и офицеров. К каждому мероприятию командир тщательно готовился, конспективно помечая не только теоретические материалы, но делая упор на конкретных исполнителей его решений. Неисполнительность на корабле была практически исключена. Командир корабля постоянно совершенствовал знания и навыки. Первая боевая служба в Средиземном море давала возможность реально увидеть то, что излагалось в учебниках и нормативных документах. И здесь Д. К. Чулков попал в ту атмосферу, в которую стремится попасть каждый морской офицер, тем более командир корабля.

Незабываемым было решение задачи слежения за американским авианосцем «Рузвельт», который был направлен из метрополии с еще не полностью завершенным циклом подготовки авиакрыла. Нам представилась возможность провести уникальную для того времени разведку деятельности авианосной многоцелевой группы в течение длительного времени как техническими средствами, так и визуально, сближаясь с авианосцем на скорости хода до 30 узлов на дистанцию до 2-х кабельтовых. Было много рисков, но предельная собранность экипажа во главе с командиром позволила многое узнать, проанализировать и выйти на более рациональные и менее опасные методы слежения без уменьшения качественных параметров разведки.

Впервые мне пришлось видеть Д. К. Чулкова в острые моменты отстаивания своей командирской позиции перед штабом соединения, находившегося на корабле. Не обходилось и без резкостей, но убежденность командира оказывалась более значительной, чем у его оппонентов и спор решался в пользу общего дела. Вот это умение отстоять свою позицию по принципиальным вопросам было еще одной чертой характера Д. К. Чулкова. А базировалась эта твердость на авторитете экипажа. Командир знал цену себе и кораблю. Одной из особенностей боевой службы 1967 года был переход с четырехлетнего на трехлетний срок службы моряков по призыву. Корабль выходил на несение службы в течение двух месяцев, а фактически она завершилась почти через четыре — корабль возвратился в базу 28 декабря 1967 года. В экипаже находилось 84 человека, которые должны были быть уволены в запас. Хотя все понимали, что каждый из них был уже мыслями дома, но служба требовала полной отдачи. Уважение к командиру корабля было высоким, и таким же было его отношение к наиболее опытной части экипажа. Вернулся корабль в базу с полностью исправной техникой и вооружением, хотя уже вышел межремонтный срок, и корабль на весь 1968 год был поставлен в ремонт на Кронштадский ордена Ленина морской завод.

Весной этого года случилась большая трагедия в личной жизни Д. К. Чулкова. Лекарством от боли потери родного человека для него стала корабельная служба. Командир еще больше ушел в нее, очень редко сходил с корабля, что сказывалось на общей обстановке в экипаже и особенно на офицерах. Выход из положения все-таки был рациональным для будущего корабля. Командир принял решение переработать весь комплекс боевых и повседневных расписаний для экипажа. Тяжелая работа, требующая досконального знания корабля, каждой его системы и устройства, формирования книги корабельных расписаний и оформления книжек «Боевой номер» каждому члену экипажа. Это было задумано правильно и сделано на таком уровне, равного которому не было не только для корабля проекта 61, но спустя несколько лет трансформировано на корабли проектов 1 135, 1135 М.

Каждый из 308 человек экипажа, получив книжку «Боевой номер» и отработав действия по ней, понимал, что все офицеры соответствующей боевой части, службы, старший помощник и командир корабля знают: кто, где, что и когда должен исполнить по сигналам и командам с главного командного пункта корабля или дежурной службы.

Большую пользу в отработке организации корабля, особенно в совершенствовании организационной документации, принесла боевая служба 1967 года. Она выявила необходимость проведения такой работы, которая привела к устранению многих неточностей в корабельных расписаниях, разработанных в период строительства кораблей проекта 61 — первых газотурбинных кораблей II ранга ВМФ СССР, штабом 13-й бригады строящихся и ремонтирующихся кораблей. Проведенная переработка всей корабельной документации, отработка действий экипажа по корабельным расписаниям позволили кораблю по возвращении из ремонта с высоким качеством сдать курсовые задачи, успешно выполнить все ракетные стрельбы. Корабль был объявлен отличным. Корабельные люди знают, как трудно это звание завоевать и еще труднее удержать. Экипаж словно заменил Д. К. Чулкову его семью, он результатами боевой учебы смягчал боль невосполнимой потери нашего командира. Мы все гордились результатами боевой учебы. Они оказывались всегда лучше, чем у нашего соперника — большого противолодочного корабля «Славный».

Вполне логично, что Д. К. Чулков был выдвинут на вышестоящую должность — начальника штаба соединения.

Очень трудное это дело — уходить с должности командира корабля. Но неизбежное. Проводили мы Д. К. Чулкова — командира, учителя, воспитателя с сожалением, как это всегда бывает, когда провожают человека, вложившего свое сердце и ум в каждого из нас.

Д. К. Чулков был у меня третьим командиром корабля. И первый — В. С. Горелов — командир противолодочного корабля ПЛК-32, и второй — Л. Р. Евдокимов — командир большого противолодочного корабля «Славный» многое мне дали для освоения должности по специальности, полученной в училище — командира боевой части 2—3. Должность старшего помощника командира я осваивал у Д. К. Чулкова и горжусь тем, что мой командир вплотную подвел меня к должности командира корабля. Я многое усвоил из опыта службы и жизни Джемса Константиновича Чулкова и применил его школу в своей службе. Старшим помощником командира я служил еще у двух командиров: Н. В. Касперовича, сменившего Д. К. Чулкова на БПК «Образцовый» и Г. М. Генералова, командира БПК «Бдительный». Оба командира высоко ценили Д. К. Чулкова и приобретенный мой опыт, что обеспечивало их абсолютное доверие ко мне во всех вопросах.

www.geroi-vmf.ru

Образцовый (1964) — Global wiki. Wargaming.net

Служба


СССР

РФ

Исторические данные

29 июля 1963 Заложен
23 февраля 1964 Спущен на воду
29 сентября 1965 Введен в строй
30 июня 1993 Исключен из состава флота

Общие данные

3465 / 4315 т. Водоизмещение
(стандартное/полное)
144 / 15,8 / 4,47 м. Размерения
(длина/ширина/осадка)

ЭУ

0

/ 72000 Главная ЭУ
(тип/мощность)
2 ед. Количество валов
35,5 / 18 узл. Скорость хода
(полная/экономичная)
/ 3500 миль Дальность плавания
(полным/экономичным ходом)

Экипаж

266 чел. Общая численность
22 чел. Офицеры
18 чел. Мичманы

Вооружение

Ракетное вооружение

  • 2х2 — М-1 «Волна».

Артиллерийское вооружение

  • 2×2 — 76-мм/59 АК-726.

Минно-торпедное вооружение

  • 2×12 — -6000 «Смерч-2»;
  • 2×6 — -1000 «Смерч-3»;
  • 1×5 — 533-мм ПТА-53-61;
  • 14-22 мины заграждения.

Авиагруппа

  • 1 вертолёт Ка-25 (ангара нет).

Радиотехническое вооружение

  • 2 РЛС МР-300 «Ангара»;
  • «Дон»;
  • МГ-312 «Титан»;
  • РЛС МР-262 «Ограда», «Бизань-4Б», МРП-13-14, ПК-16;
  • «Планшет-61».

Однотипные корабли

«Комсомолец Украины», «Проворный» и др. — всего 20 ед.

«Образцовый» — большой противолодочный корабль ВМФ СССР и ВМФ РФ проекта 61 (до 1 октября 1964 года — СКР-2). 29 июля 1963 года заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде (заводской № 752) и 29 января 1964 года зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 23 февраля 1964 года, вступил в строй 29 сентября 1965 года и 2 ноября 1965 года включен в состав ДКБФ. С 21 по 26 июня 1967 года и с 27 по 30 июня 1980 года нанес визиты в Гдыню (Польша), с 3 по 9 октября 1969 года — в Росток и Варнемюнде (ГДР), с 8 по 13 мая 1970 года — в Шербур (Франция), с 24 по 29 июня 1974 года — в Хельсинки (Финляндия), с 5 по 9 октября 1974 года — вновь в Росток и с 28 мая по 1 июня 1976 года — в Портсмут (Великобритания), а в январе 1971 года совершил деловой заход в Фритаун (Сейшельские острова). С 29 июня по 10 июля 1970 года, находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. В период с 8 сентября 1972 года по 15 марта 1973 года и с 13 апреля 1977 года по 10 ноября 1984 года прошел в Кронштадте и Лиепае капитальный ремонт. 25 августа 1988 года вновь поставлен в Лиепае на капитальный ремонт, а 30 июня 1993 года разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 1 февраля 1994 года расформирован.

Ссылки

wiki.wargaming.net

Почетная служба на ОБРАЗЦОВОМ. В. И. Борисов о службе под командованием капитана II ранга Чулкова Джемса Константиновича

14 августа 1968 года я, молодой лейтенант, прибыл в Кронштадт на БПК «Образцовый», который стоял на Кронштадтском судоремонтном заводе на ремонте. Командиром корабля был капитан II ранга Чулков Джемс Константинович, старшим помощником командира — капитан-лейтенант Егоров Владимир Григорьевич командиром БЧ-5 — капитан-лейтенант Пашков Анатолий Афанасьевич. В 1968 году на корабль прибыло для прохождения службы 10 лейтенантов, которые должны были самостоятельно управлять кораблем при его ходовых испытаниях после ремонта и переходе из Кронштадта в Балтийск на постоянное место базирования. Но до этого предстояла еще большая и кропотливая работа командира корабля, его старшего помощника и командиров боевых частей, чтобы из вчерашних курсантов сделать вахтенных офицеров и вахтенных механиков. Ежедневно нас учили не только офицерской грамотности, но и воспитывали и создавали из нас будущих офицеров. В момент нашего прибытия на корабль, ремонт его подходил к завершению, и мы параллельно изучали вверенную нам технику и оружие и участвовали в испытании и принятии ее из ремонта. Мое место в основном было в носовом или кормовом машинном отделении и в отсеке вспомогательных механизмов.

На всю жизнь запомнилось, как мы спешили привести себя в порядок и во время прибыть в кают-компанию офицеров на занятия или другие мероприятия под руководством командира корабля капитана II ранга Чулкова Д. К. По корабельной трансляции объявлялось, время сбора офицеров в кают-компании. На сбор отводилось 10 минут, за которые нужно было прибыть в свою каюту из любого уголка корабля, привести себя в порядок и прибыть в кают-компанию. В запасе было еще 5 минут, так как через 5 минут после объявленного в кают-компанию входил командир корабля, и начиналось мероприятие. Первому прибывшему после командира объявлялось замечание, второму — выговор, третьего и далее ждала гауптвахта. Лучше было не прийти, чем прийти третьим, и мы, молодые офицеры, приходя после командира, в начале узнавали у вестовых, сколько человек вошло после командира и после этого ориентировались: идти или нет. Так нас приучали уважать команды и своевременно исполнять их.

В конце декабря корабль совершил переход из Кронштадта в Балтийск и на ходовом мостике самостоятельно несли вахту вахтенными офицерами молодые лейтенанты, а в ПЭЖе нес вахту вахтенным механиком я. Нам уже доверяли самостоятельно нести вахту. Командир корабля капитан II ранга Чулков Д. К., его старший помощник капитан-лейтенант Егоров В. Г. и командиры боевых частей сумели за это короткое время сделать из нас, молодых лейтенантов, людей по достоинству называемых офицерами.

Сам Джемс Константинович постоянно совершенствовал свои знания, путем самостоятельной подготовки. Ведь над ним не было никакого контроля, но, несмотря на это он ежедневно самостоятельно занимался, совершенствовал свои знания и навыки. Ежедневно после ужина и часов до двух ночи он занимался в своей каюте, после чего спускался вниз, в офицерский коридор, к кают-компании, где его должен был ожидать дежурный по кораблю и они вместе обходили корабль. Так что утром многим доставалось от командира за нерадивое содержание своего заведования, а если даже командир ничего не говорил, то мы все узнавали из записей у дежурного по кораблю, и ни у кого не возникало сомнения что эти замечания необходимо срочно устранить. Таков был неписанный закон, установленный в начале старшим помощником, а впоследствии командиром корабля Чулковым Джемсом Константиновичем.

По прибытии в Балтийск и войдя в состав 128-й бригады ракетных кораблей, началась боевая подготовка, подготовка и сдача курсовых задач. Все курсовые задачи были сданы с первого раза с «хорошими» и «отличными» оценками. Осенью нам было доверено представлять Военно-морской Флот СССР в Германии, в городе Росток. Задачи делового захода были выполнены с оценкой «отлично».

В 1969 году всем лейтенантам было присвоено воинское звание старший лейтенант. Большая заслуга в этом принадлежала нашему командиру — капитану II ранга Чулкову Д. К., ведь не заставь, не приучи, не научи, не воспитай, не заложи в души молодых лейтенантов все то хорошее, что и дальше по службе помогало нам. А лейтенанты 1968 года выпуска, начавшие свою офицерскую службу на БПК «Образцовый» впоследствии стали и командирами кораблей и даже крейсера, и флагманскими специалистами бригады и дивизии, и офицерами штаба Балтийского флота и все помнили свое становление офицерами под командованием капитана II ранга Чулкова Д. К.

В 1970 году провели подготовку к несению боевой службы в Средиземном море. Перед отходом на боевую службу командир корабля капитан II ранга Чулков Д. К. собрал жен офицеров БЧ-5 у себя в каюте и туда же вызвал нас — офицеров БЧ-5. Когда мы прибыли в его каюту, так командир вел беседу с нашими женами. Тогда я впервые от него услышал, что очень многое, особенно выполнение задач боевой службы, зависит от электромеханической боевой части и что он на нас надеется. Это было сказано в присутствии наших жен, как можно было после этого не оправдать его слова. Что он говорил нашим женам, для нас осталось неизвестным, но думаю, что он сказал им хорошие, теплые слова.

Под командование капитана II ранга Чулкова Джемса Константиновича БПК «Образцовый» стал первым «отличным» кораблем второго ранга на Балтийском флоте.

Да было тяжело служить на таком корабле и под командованием такого командира, но и почетно. В дальнейшей службе и на работе на гражданских предприятиях, после демобилизации, пригодился опыт, приобретенный на службе на БПК «Образцовый». На первых порах были и обиды, и не согласие с его методами воспитания, но в дальнейшей своей службе ни один раз вспоминал я его добрыми словами за то, что он вложил много своих сил в становление поколения молодых офицеров. Он был всегда строгим, заботливым командиром, понимающим, не унижающим своих подчиненных. Таким он остался в моей памяти. Служба на БПК «Образцовый» под началом капитана II ранга Чулкова Д. К, среди офицеров, считалась почетной. И я всегда гордился, что служил под командованием капитана II ранга Чулкова Джемса Константиновича.

www.geroi-vmf.ru

Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ.

Водоизмещение: полное 4390, стандартное 3400 т; длина 144 м, ширина 15,8 м, осадка 4,6 м.
Мощностъ ГТУ 4х 18 000 л.с.; скорость хода: максимальная 34, экономическая 18 уз.; дальность плавания экономическим ходом 3500 миль.
Вооружение: 2×2 ПУ ЗРК «Волна», 2×2 76,2-мм АК-726 орудия, 1×5 533-м ТА, 2×12 РБУ-6000 (90 РГБ-60),
2 РБУ-1000 (24 РГБ-10), 1 вертолет Ка-25. Экипаж 266 человек, в том числе 22 офицера.

НомерФотоРазмер файла / Контрольная суммаОписаниеИсточник
1. 115k / A09B7FF200E80A3026B5CE15254C7507 Большой противолодочный корабль «Образцовый» в Портсмуте, май 1976 года
(подробнее)
Автор фотографии C. and S. Taylor
Jane’s Fighting Ships 81-82.
В.В. Резвушкин
2. 187k / 5176014DA1C94237DE5BDFA26323AC07 Большой противолодочный корабль «Образцовый» в Ленинграде, июль 1979 года
(подробнее)
В.П. Заблоцкий, В.В. Костриченко
«Гончие океанов». История кораблей проекта 61. ООО «Военная книга». Москва 2005 год
3. 631k / 48697BF59EC55C5C409651719C46EF5A Большой противолодочный корабль «Образцовый» на Неве, 1967 год
(подробнее)
В.П. Заблоцкий, В.В. Костриченко
«Гончие океанов». История кораблей проекта 61. ООО «Военная книга». Москва 2005 год
4. 338k / E22022B2D5493BCF800F2260861E2242 Кормовой антенный пост РЛС «Ятаган» БПК «Образцовый», 1974 год
(подробнее)
В.П. Заблоцкий, В.В. Костриченко
«Гончие океанов». История кораблей проекта 61. ООО «Военная книга». Москва 2005 год
5. 341k / 308AD6E4B5413B2734F964BF6614ED9F Надстройка БПК «Образцовый», 1974 год
(подробнее)
В.П. Заблоцкий, В.В. Костриченко
«Гончие океанов». История кораблей проекта 61. ООО «Военная книга». Москва 2005 год
6. 555k / 5460976735D0CD48BA8352ABDD9F072A Большой противолодочный корабль «Образцовый», 1974 год
(подробнее)
В.П. Заблоцкий, В.В. Костриченко
«Гончие океанов». История кораблей проекта 61. ООО «Военная книга». Москва 2005 год
7. 547k / 0BC5A59498FE7A71EDDFDBA09C396AEA БПК «Образцовый» подходит к БПК пр 1134Б «Очаков», Атлантика 1976 год
(подробнее)
Автор фотографии Александр Черепанов
В.П. Заблоцкий, В.В. Костриченко
«Гончие океанов». История кораблей проекта 61. ООО «Военная книга». Москва 2005 год
8. 799k / 9435BEE1E8B888803D9EB50053D873E3 Большой противолодочный корабль «Образцовый», 1982 год
(подробнее)
Фотография флота Нидерландов
http://www.dodmedia.osd.mil
9. 571k / 9CEE6B8B575F163E82F61935782E9A21 Большой противолодочный корабль «Образцовый» на Балтике, октябрь 1985 года
(подробнее)
Автор фотографии Russ Egnor
http://www.dodmedia.osd.mil
10. 752k / 65B0320467F944FC21AFC2D4069A86F0 Большой противолодочный корабль «Образцовый» на Балтике, октябрь 1985 года
(подробнее)
Автор фотографии Russ Egnor
http://www.dodmedia.osd.mil
11. 774k / 06E6D95619334D7C1274D88604655FF2 Большой противолодочный корабль «Образцовый» на Балтике, октябрь 1985 года
(подробнее)
Автор фотографии Russ Egnor
http://www.dodmedia.osd.mil
12. 679k / B99078499562C1CFBB0B7FD6CE36829D Большой противолодочный корабль «Образцовый» на Балтике, октябрь 1985 года
(подробнее)
Автор фотографии Russ Egnor
http://www.dodmedia.osd.mil
13. 564k / E1C611D6E393D16FCF592E67A9BD2E5C Большой противолодочный корабль «Образцовый» на Балтике, октябрь 1985 года
(подробнее)
Автор фотографии Russ Egnor
http://www.dodmedia.osd.mil
14. 706k / 4E704B22A2CAE127FA4752C62E1F51A6 Большой противолодочный корабль «Образцовый» на Балтике, октябрь 1985 года
(подробнее)
Автор фотографии Russ Egnor
http://www.dodmedia.osd.mil
15. 169k / 3419850510A6FA57661D170084C1DA4B Большой противолодочный корабль «Образцовый» в Ленинграде, 1979 год
(подробнее)
В.В. Резвушкин
16. 1701k / 5E3F0702690EFDD2CB525D8E6D0A2285 Большой противолодочный корабль «Образцовый» на Балтике, октябрь 1985 года
(подробнее)
Автор фотографии Russ Egnor
http://www.dodmedia.osd.mil
17. 1518k / 1B6180A6D390159B111498C093DAF997 Большой противолодочный корабль «Образцовый» на Балтике, октябрь 1985 года
(подробнее)
Автор фотографии Russ Egnor
http://www.dodmedia.osd.mil
18. 1276k / A39402562118E26FBAD0604AFAA875AE Большой противолодочный корабль «Образцовый» на Балтике, октябрь 1985 года
(подробнее)
Автор фотографии Russ Egnor
http://www.dodmedia.osd.mil
19. 1496k / DA04F545E7C4BB106D80B4DBA4613BC8 Большой противолодочный корабль «Образцовый» на Балтике, октябрь 1985 года
(подробнее)
Автор фотографии Russ Egnor
http://www.dodmedia.osd.mil
20. 1347k / 8F6C57C2EB29E2D7765E0FFED38E218D Большой противолодочный корабль «Образцовый» на Балтике, октябрь 1985 года
(подробнее)
Автор фотографии Russ Egnor
http://www.dodmedia.osd.mil

navsource.narod.ru

Мой командир

В марте 1964 года началось формирование экипажа СКР-2 из личного состава 128-й БРК и БМБ Балтийск. Корабль строился на Ждановском судостроительном заводе в Ленинграде.

СКР-2 проекта 61, заводской №752 предназначался для Северного флота. Экипаж подбирался с трудом. Контроль за его формированием со стороны командования был очень слабым. С кораблей отправлялись люди, которые по своим качествам не соответствовали требованиям приказа ГК ВМФ. Личный состав был подобран, но многого в этом вопросе достичь не удалось.

В июне 1964 года сформированный экипаж из Балтийска перешел в Ленинград и разместился на территории бригады строящихся кораблей рядом с Поцелуевым мостом. С этого момента началась подготовка личного состава по освоению нового корабля.

Командиром корабля был назначен капитан III ранга Власов Владимир Иванович, старшим помощником командира — капитан III ранга Чулков Джемс Константинович и заместителем по политической части — капитан III ранга — Зыков Григорий Иванович.

Так я познакомился с Чулковым Джемсом Константиновичем, на которого и легла основная работа по сколачиванию экипажа. До этого он был помощником командира РК «Зоркий» и в вопросах корабельной организации хорошо разбирался.

Мне приходилось служить под командованием многих командиров, но среди самых талантливых был Чулков Д. К. В нем сочетались все необходимые качества настоящего командира. Это был умница, который мог определить в своей работе главные цели, не разбрасываться по мелочам. У него была изумительная трудоспособность, тщательно прорабатывал сложившиеся вопросы, выбирал из документов главное, что было нужно для подготовки личного состава. В печатном виде выдавал командирам боевых частей и начальникам служб эти материалы. Во всем проявлял твердость характера, не был злопамятным, всегда

с уважением относился к своим офицерам. Личный состав и офицеры очень его уважали.

Будучи начальником Штаба, Д. К. Чулков приглашал своих офицеров, командиров в Штаб и в дивизию на Север.

Чулков Д. К. уважал корабельных офицеров. Он говорил: «Проверяющие приехали, «накопали» что-то и уехали, а работать на корабле должны офицеры, в том числе и устранять всякие замечания».

Джемс Константинович любил военно-морскую службу, отдавая ей все свое время, здоровье. Он был подвержен морской болезни, мог уйти служить на берег, но продолжал служить на кораблях.

После службы на Северном флоте и окончании академических курсов, прошел слух, что он идет первым замом командующего Балтийским флотом, но Главнокомандующий ВМФ решил, что такие молодые, перспективные и талантливые начальники должны командовать корабельными соединениями. Так он попал на Краснознаменный Тихоокеанский флот.

Чулков Д. К. был прекрасным оратором, на собраниях выступал всегда по делу, четко, по составленным тезисам. Обладал классическим юмором, когда что-то рассказывал, все закатывались от смеха.

Все занимаемые должности нашего командира в последующие годы говорят о его высоком авторитете у командования ВМФ. Безвременная трагическая гибель явилась трудновосполнимой потерей для всего флота.

Память о Джемсе Константиновиче всегда будет в наших сердцах и сердцах молодого поколения моряков.

www.geroi-vmf.ru

Наш Адмирал! Капитан II ранга Ковалев В. А. пишет о Чулкове Д. К.

Странное сочетание имени, отчества и фамилии. Сейчас я очень сожалею, что в то время не поинтересовался происхождением этого имени. На одном из поминальных обедов дал обещание написать воспоминания о первом командире БПК «Образцовый», которого увидел, проходя последнюю практику перед окончанием училища в Балтийске.

Двух мичманов, в том числе и меня, Д. К. Чулков пообещал отпустить на неделю раньше к своим женам и невестам при отличном прохождении практики. Но, так получилось, что мы оба попали на гауптвахту по причине первого знакомства с комендантом Балтийска. За неделю до окончания практики мы оба предстали перед командиром БПК «Образцовый» и напомнили о его обещании. Он усмехнулся и сказал: «Хоть Вы и провинились, но я обещал». Подписал наши временные отпускные, отметил командировочные, и мы уехали.

После окончания училища я по желанию был направлен командиром трюмной группы на БПК «Образцовый». Командиром корабля был капитан III ранга Д. К. Чулков.

Осенью 1967 года БПК «Образцовый» ушел на свою первую боевую службу в Средиземное море. За несколько месяцев до боевой службы у нас были постоянные учения, учебные и боевые тревоги, я понял, что Д. К. Чулков как командир, был требовательным, грамотным, но достаточно жестким. На корабле соблюдался строгий распорядок дня, неукоснительное выполнение корабельного плана, постоянные разборки результатов учений или как их называли «подведение итогов»

Мы были молодыми, бесшабашными и рискованными офицерами, любили женщин, выпить и поспать. Командир корабля имел привычку после подъема обходить каюты. За ним следовал старший помощник командира Егоров В. Г. с блокнотом и карандашом. Открывалась каюта, записывался заспанный офицер и к следующей каюте. После подъема флага — построение, объявлялся, как правило, арест с содержанием на гауптвахте. То же самое происходило, если кто из офицеров опаздывал с берега, хотя бы на минуту. Такие проверки проводились постоянно, последовательно и пунктуально. Это говорит о том, что командир корабля не терпел разгильдяйства и безответственности.

Первая боевая служба длилась три месяца. Джемс Константинович постоянно находился на ходовом мостике. Он плохо переносил качку и регулярно глотал какие-то таблетки. Нам казалось, что такие таблетки выдавали только командирам кораблей.

Наш командир брал на себя смелость идти в темное время суток с включенным палубным освещением, с открытыми иллюминаторами кают, говоря, что скрытность, при наличии современной разведки, этими мероприятиями не обеспечивается. Постоянные учения, учебные и боевые тревоги, запах пропотевшей формы в надетом сверху химкомплекте — это была наша жизнь, наши трудовые будни.

До начала боевой службы экипажу БПК «Образцовый» требовалось выполнить много задач, с предварительной тщательной подготовкой, приемкой и разбором, с проставлением оценки Штабом бригады или дивизии НК.

Вспоминается, как Джемс Константинович защищал личный состав экипажа БПК «Образцовый» перед командованием всех рангов, в том числе и Балтийского флота. «Образцовый» был флагманским кораблем бригады и к кораблю предъявлялись повышенные требования. Многие штабные флагманские офицеры стояли на довольствии, в частности — продовольственном. Чулков Д. К. в кают-компании при старшем начальнике в присутствии флагманских специалистов мог очень резко сказать: «Снять с довольствия флагманского офицера (называет фамилию), так как он необъективно оценивает действия экипажа при сдаче очередной поставленной перед кораблем задачи».

В конце 1967 года после окончания первой боевой службы БПК «Образцовый был поставлен на ремонт в Кронштадт. Первое, что сделал командир корабля, пригласил коменданта гарнизона в каюту, из которой глубоким вечером слышались гитара и песни. Гауптвахта Кронштадта была очень маленькая, но у «Образцового» не было проблем с местами как для матросов, так и для офицеров.

Вспоминаются и другие случаи боевой службы. Лично у меня произошла потеря матроса при проходе через Гибралтар. Джемс Константинович тогда командовал группой кораблей. Все были развернуты обратно. Мы сутки или двое бороздили квадраты Средиземного моря, но поиски результатов не дали. Меня, как командира трюмной группы, вызвали на разбор и расследование к Чулкову Д. К. Все вопросы он ставил четким, ровным голосом, без всяких окриков и срывов, к которым я напрасно готовился.

При очередном базировании в Балтийске вспоминаю случай. Служили на корабле матрос-москвич и матрос из Среднеазиатской республики. Однажды, москвич появился с синяком на лице и как выяснилось, его ударил азиат. Доложили командиру, он всех вызвал в командирскую каюту. Спросил: «В чем дело?». Матрос с акцентом ответил, что его обозвали «Чуркой». Командир попросил повторить, а потом сказал: «Правильно сделал, что врезал». И всех отпустил.

В одном из походов в Средиземном море параллельными галсами шли «Образцовый» и американский корабль, примерно такого же класса. Командиры вышли на мостики, американский командир показывает Джемсу жестом «мол, давай, кто кого!». Оба скрылись в ходовые рубки, корабли стали набирать ход. Мне посчастливилось быть на юте, свободным от вахты. Задрожали палубы кораблей. Долгое время корпуса шли вровень, а затем «Образцовый» начал обходить американца. Потом говорили, что Джемс предупредил ПЭЖ и попросил выжать из газовых турбин все возможное. Гонки с американским кораблем повторялись дважды. После первого обгона американский командир не поверил и попросил еще раз подтвердить большую скорость.

В Средиземном море БПК «Образцовый» длительное время днем и ночью следил за авианосцем ударной группы. Идет заправка американского авианосца траверсным способом с обоих бортов. Такого у нас не было. «Образцовый» подходил к американцам так близко, что мы видели лица матросов. Шли сигналы, чтобы мы держались на более дальнем расстоянии во избежание непредвиденных и опасных ситуаций. Все снималось на фотокамеры. После этого БПК «Образцовый» впервые произвел заправку топливом траверсным способом.

Вспоминаются некоторые крылатые выражения командира Чулкова Д. К. При швартовке к стенке Балтийска — «На юте! У вас как в краю непуганых идиотов!» (бросательный не долетел до стенки). На юте швартовая команда и заместитель командира по политической части, на стенке — швартовая команда. Все сказанное по громкоговорящей связи. Другое выражение — «У Вас не фуражка флотского офицера, а кепка крановщика Ждановского завода». У офицера модная по тем временам фуражка: чехол-грибок. Форма чехла не поощрялась командованием.

Визит дружбы в ГДР на праздник 20-летия республики. Прием на «Образцовом» старших офицеров кораблей ГДР. Вечером командир корабля спускается с немецкими офицерами и идут по борту. Один из офицеров показывает, что у него нет кортика, Джемс поднимает тужурку и под ней пояс с кортиком. Когда была введена новая форма, парадный пояс с кортиком должен быть поверх тужурки. Многие офицеры не одобряли этого введения.

Джемс Константинович уделял большое внимание воспитанию молодых офицеров: учил их решать боевые задачи, прививал культуру общения и поведения, учил дисциплине.

По службе у нас была карточка взысканий и поощрений. Но заполнялись они командиром корабля только со стороны взыскания. Когда же офицер получал очередное воинское звание, Джемс Константинович одним приказом снимал все взыскания и посылал представление на звание. В представлении офицер характеризовался с наилучшей стороны.

Однажды на ВПК «Образцовый» прибыл служить на год офицер-химик. Он был очень не дисциплинированным, не понимал, как необходимо соблюдать корабельный распорядок дня. И когда командир корабля объявил ему третий арест с содержанием на гауптвахте г. Балтийска, офицер после этого больше не нарушал дисциплину и проблем со службой у него не было.

Молодые офицеры редко бывали на берегу. До схода на берег оставалось пять минут, Джемс Константинович собирал всех на палубе, осматривал, делал замечания, заставлял переодеться по форме. Мы два часа теряли на это и только после этого покидали корабль.

У нас было несколько дальних походов, в том числе и в зарубежные страны. Многие офицеры могут только мечтать об этом. Какие только задачи мы не решали под руководством Чулкова Д. К. Я до сих пор помню имена и фамилии многих офицеров, матросов и старшин с которыми служил.

По службе в военной приемке у меня были длительные командировки на Северный флот. Где одно время соединением командовал Д. К Чулков. При многочисленных полярных вечерах с корабельными офицерами заводили разговоры о Джемсе Константиновиче. Отзывы были только одни: «Это был умный, знающий, жесткий, но справедливый адмирал».

www.geroi-vmf.ru

Сторожевой корабль проекта 1135 «Сильный» 1971 — 1994 — Разное > Корабли  — ЭтоРетро.ru

Вы здесь: Главная страница > Разное > Корабли > Сторожевой корабль проекта 1135 «Сильный» 1971 — 1994
 
№ Публикации:  60730   (Автор публикации: СкилефVIP), добавлена: 21.11.2013 17:09

Размер: Текущий 900*428 (119.5 KB) | Оригинал 1807*860 (383 KB)

Сторожевой корабль «Сильный» в Ленинграде, 1975 год

20 октября 1970 года зачислен в списки кораблей ВМФ и 15 марта 1971 года заложен на
стапеле Прибалтийского ССЗ «Янтарь» в Калининграде (зав. № 154), спущен на воду 29 августа 1972 года,
вступил в строй 30 июня 1973 года и 16 июля 1973 года включен в состав ДКБФ.
С 5 по 9 октября 1973 года и с 27 июня по 1 июля 1975 года нанес визиты в Гдыню (Польша),
с 22 по 27 августа 1976 года и с 11 по 15 октября 1985 года — в Гавану (Куба),
с 10 по 14 октября 1988 года — в Праю (Кабо-Верде) и с 5 по 9 октября 1989 года — в Росток (ГДР).
В 1976 году также посетил Касабланку (Марокко). C 25 по 30 июля 1978 года в составе ОБК посетил порт Анаба (Алжир).
В 1978 и 1983 годах завоевывал призы ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ).
С 28 марта по 4 апреля 1984 года участвовал в оперативном КШУ ВМФ «Атлантика-84».
26 июля 1992 года сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. С 12 марта 1990 года находился
на Прибалтийском ССЗ на капитальном ремонте, но 30 июня 1994 года из-за отсутствия финансирования
исключен из состава ВМФ и сдан в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации.
1 сентября 1994 года расформирован и в 1994 — 1995 годах на ССЗ «Янтарь» разделан на металл.

Водоизмещение наибольшее 3436 т, полное 3191 г, нормальное 3013 т, стандартное 2835 т; длина 122,9 м, ширина 14,19 м, осадка 7,21 м.
Мощность ГТУ 2×26 000 л.с.; скорость полного хода 32 уз., экономическая 20 уз.; дальность плавания 4600 миль.
Вооружение: 1×4 ПУПЛРК (4 ракето-торпеды «Метель»), 2×2 ПУ ЗРК «Оса-М», 2×2 76-мм АУ АК-726, 2×12 РБУ-6000
2×4 533-мм ТА, мины заграждения. Экипаж 180 человек, в том числе 22 офицера.



ID: 64084  (Пользователь  Скилеф ), добавлена: 2013-11-21 18:10:16
ID: 64085  (Пользователь  Скилеф ), добавлена: 2013-11-21 18:11:10
ID: 64086  (Пользователь  Скилеф ), добавлена: 2013-11-21 18:12:01
ID: 64087  (Пользователь  Скилеф ), добавлена: 2013-11-21 18:12:56 Размер: Текущий 900*774 (286.03 KB) | Оригинал 2128*1832 (526.13 KB)

Сторожевой корабль \»Сильный\» в Карибском море, октябрь 1985 года


ID: 64088  (Пользователь  Скилеф ), добавлена: 2013-11-21 18:13:42 Размер: Текущий 899*639 (168.23 KB) | Оригинал 1492*1060 (149.82 KB)

Сторожевой корабль \»Сильный\» в Карибском море, октябрь 1985 года


ID: 64089  (Пользователь  Скилеф ), добавлена: 2013-11-21 18:14:40
ID: 64090  (Пользователь  Скилеф ), добавлена: 2013-11-21 18:15:30 Размер: Текущий 900*586 (145.69 KB) | Оригинал 1718*1119 (202.42 KB)

Сторожевой корабль \»Сильный\» на параде в Ленинграде, 1989 год


ID: 64091  (Пользователь  Скилеф ), добавлена: 2013-11-21 18:16:16
ID: 64092  (Пользователь  Скилеф ), добавлена: 2013-11-21 18:17:12
ID: 64093  (Пользователь  Скилеф ), добавлена: 2013-11-21 18:18:04
ID: 64094  (Пользователь  Скилеф ), добавлена: 2013-11-21 18:18:46
ID: 64095  (Пользователь  Скилеф ), добавлена: 2013-11-21 18:19:37
ID: 64096  (Пользователь  Скилеф ), добавлена: 2013-11-21 18:20:23

Добавить фото в этот пост

  
Проголосуйте

за публикацию, если понравилась!

0 голосов 5664 просмотров

Поделиться ссылкой:
  



Реклама:


О проекте

EtoRetro.ru — фотографии старых городов.
Старых, любимых… таких, какими они были 20, 30, 50 и более лет назад.
Улицы, жилые дома, общественные учереждения…
Подробнее о проекте >>

Также полезно:
Вопросы и ответы >>

Подпишитесь на старые фото с доставкой в фейсбук — нажмите «нравится»:

Если понравился проект в целом — нажмите:

Владельцам тематических сайтов!

Мы всегда рады сотрудничеству с близкими по тематике и дружественными сайтами.
   а) Хотите получить обратную ссылку на Ваш проект из данного раздела? Разместите не менее 30 старых фотографий из Вашего проекта на ЭтоРетро.ру указав источник в соответсвующем поле. Напишите нам о факте публикации, и мы разместим ссылочку на Ваш сайт. Подробнее >>
   б) Если Вы нашли в разделе фотографии, которые были взяты, по Вашему мнению, с Вашего сайта, но без ссылки на Вас — просто напишите нам об этом на [email protected] — и мы скорее всего разместим ссылку на Вас. Подробнее >>

Остались старые фото?

Пусть их увидят другие!
Зарегистрируйтесь на проекте
и публикуйте свои фотографии!

->


Ещё не с нами?

Нас уже 14732 участников!
Нами опубликовано 368110 старых фото.
Присоединяйтесь и Вы к команде ЭтоРетро!

 

www.etoretro.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *