П 15 – П-15 «Термит» — Википедия

П-15 «Термит» — Википедия

П-15 «Термит»
Индекс УРАВ ВМФ: 4К40,
по кодификации НАТО: SS-N-2 Styx

Эскиз противокорабельной ракеты П-15М «Термит»
Тип Противокорабельная ракета
Статус на вооружении
Разработчик МКБ «Радуга» (филиал ОКБ-155-1), КБМ(М), НИТИ(Б)
Главный конструктор А. Я. Березняк
Годы разработки 1955 — 1960 годы
Начало испытаний ЛКИ: 1957 — 1959 годы
Принятие на вооружение 1960 год
Производитель Арсеньевский машиностроительный завод
Основные эксплуатанты

ru.wikipedia.org

Противокорабельная крылатая ракета П-15 » Военное обозрение

В конце пятидесятых годов советские конструкторы создали несколько новых ракетных комплексов для нужд военно-морского флота. Одной из новых разработок того времени стала крылатая ракета П-15, предназначенная для стрельбы по надводным целям. Это оружие эксплуатировалось в течение длительного времени, а кроме того, оно стало первой отечественной противокорабельной ракетой, которая была использована в боевых условиях для поражения реальной цели.

Разработка перспективного ракетного комплекса для ВМФ стартовала в 1955 году. Создание ракеты нового типа поручили филиалу ОКБ-155 (ОКБ-155-1). Главным конструктором был назначен А.Я. Березняк. Эта конструкторская организация уже имела определенный опыт в деле создания крылатых ракет. К примеру, именно ей был создан самолет-снаряд КС-1 «Комета», использовавшийся авиацией и, после некоторых доработок, флотом. В новом проекте, получившем обозначение П-15, следовало использовать как имеющийся опыт, так и новые идеи.


Целью нового проекта было создание сравнительно компактной и легкой противокорабельной ракеты, способной поражать надводные цели на дальностях до 35-40 км. Изделие следовало оснащать жидкостным ракетным двигателем, автопилотом и активной радиолокационной головкой самонаведения. Кроме того, в дальнейшем появился вариант ракеты с тепловой ГСН. Ракету П-15 предлагалось сделать ударным вооружением кораблей различных классов. Кроме того, рассматривалась возможность оснащения таким оружием перспективных ракетных катеров, разработка которых могла начаться в самое ближайшее время.
Схема ракеты П-15. Рисунок Wikimedia Commons

По результатам предварительных проработок и с учетом имеющегося опыта был сформирован общий облик перспективной ракеты. Она должна была представлять собой самолет-снаряд нормальной аэродинамической компоновки со складным (для транспортировки) крылом и жидкостным маршевым двигателем. Был предложен цилиндрический фюзеляж большого удлинения с оживальным головным обтекателем и конической хвостовой частью, в торце которой выводилось сопло двигателя. В центральной части бортов, ниже крыла, имелись продолговатые обтекатели для некоторых внутренних агрегатов. Более никакие крупные выступающие детали на фюзеляже не предусматривались.

В центральной части фюзеляжа предлагалось крепить среднерасположенное трапециевидное крыло большой стреловидности. Первый вариант ракеты П-15 имел нескладываемое крыло, что накладывало определенные ограничения на габариты пусковой установки. При последующих модернизациях удалось разработать автомат раскрытия крыла, положительным образом сказавшийся на некоторых особенностях всего комплекса. На задней кромке консолей располагались элероны для управления по крену.

В хвостовой части фюзеляжа следовало крепить агрегаты оперения, имевшие схожую форму. На верхней поверхности имелся киль большой стреловидности и малого удлинения, а на бортах предусматривались плоскости стабилизатора, установленные с большим отрицательным поперечным V. На задней кромке всех плоскостей оперения размещались рули для управления по тангажу и рысканью.

Под хвостовой частью фюзеляжа предлагалось подвешивать стартовый твердотопливный двигатель. Он имел цилиндрический корпус с хвостовым соплом. Из-за конической формы хвостовой части ракеты и установки двигателя параллельно ее поверхности сопло располагалось под углом к оси его корпуса.


Погрузка ракеты П-15 на корабль. Фото Rbase.new-factoria.ru

Для выхода из пускового контейнера с последующим первоначальным разгоном ракета должна была оснащаться твердотопливным стартовым двигателем типа СПРД-30. Это устройство могло развивать тягу до 28-30 т и работало в течение нескольких секунд. После выработки топлива стартовый двигатель предлагалось сбрасывать. Ракета должна была продолжать полет при помощи маршевой силовой установки.

В проекте ракеты П-15, в отличие от некоторых иных подобных разработок того времени, было решено отказаться от турбовинтового маршевого двигателя и использовать жидкостный ракетный. Специально для новой ракеты под руководством А.М. Исаева был разработан двигатель С2.722, использующий топливо ТГ-02 (т.н. самин) и окислитель АК-20К (смесь азотной кислоты, тетраоксида азота и некоторых других компонентов). Характерной особенностью нового двигателя была возможность работы в двух режимах. На разгонном режиме обеспечивалась большая тяга, а режим поддержания скорости позволял экономить топливо и увеличивать дальность полета без потерь в других характеристиках.

Для управления ракетой П-15 на всем протяжении полета был разработан комплекс автономных средств, включавший в себя автопилот АМ-15А, барометрический высотомер и головку самонаведения. Для поиска крупных надводных объектов предлагалось использовать активную радиолокационную головку самонаведения типа ДС-2. Это устройство могло производить поиск целей на дальностях до нескольких десятков километров и отвечало за наведение ракеты на цель на конечном участке полета. При стрельбе по цели типа «эсминец» дальность обнаружения достигала 20-24 км.

Новая противокорабельная крылатая ракета получила фугасно-кумулятивную боевую часть 4Г15 общим весом 480 кг. Такое боевое оснащение позволяло наносить серьезные или фатальные повреждения различным надводным кораблям. В случае с малыми кораблями или катерами для затопления цели было достаточно всего одной ракеты. Применение специальных боевых частей не предусматривалось.


Ракетный катер проекта 183-Р. Рисунок Широкорад А.Б. «Оружие отечественного флота»

Общая длина ракеты П-15, готовой к старту, составляла 6,55 м, размах крыла в полетном положении – 2,4 м. Максимальный диаметр корпуса равнялся 0,76 м. Стартовый вес определялся на уровне 2125 кг, из них 490 кг приходилось на твердотопливный ускоритель СПРД-30, сбрасываемый после выработки топлива.

После старта и первоначального разгона ракета должна была выходить на высоту от 100 до 200 м и следовать к цели на скорости порядка 320 м/с. Запас жидкого топлива и другие особенности изделия позволяли поражать цели на дистанциях от 8 до 40 км. При этом первая часть траектории преодолевалась по командам автопилота, а на конечном участке управлять ракетой должна была головка самонаведения.

Разработка проекта П-15 завершилась в 1956 году, после чего началась подготовка к проведению испытаний. Для проведения первых проверок в условиях сухопутного полигона был построен специальный стенд. Конструкция стенда разрабатывалась с учетом особенностей проекта перспективного ракетного катера, который в ближайшем будущем должен был стать носителем нового оружия. Таким способом предлагалось не только испытать новую ракету, но и проверить основные аспекты ее взаимодействия с катером-носителем.

Первым носителем ракет П-15 должен был стать торпедный катер проекта 183, который следовало оснастить некоторыми новыми агрегатами. С катера предлагалось удалять кормовую артиллерийскую установку и смонтированные рядом с ней торпедные аппараты. Вместо них в кормовой части катера планировалось устанавливать два пусковых агрегата ангарного типа. На специальной ферме с требуемым углом возвышения должны были монтироваться два контейнера-ангара для ракет. Характерной особенностью этих изделий была большая ширина, которая позволяла загружать ракеты без складывания крыльев.


Пуск ракеты П-15 катером проекта 183-Р. Фото Wikimedia Commons

Для испытаний новой ракеты на одном из полигонов был построен специальный стенд, представлявший собой часть конструкции катера проекта 183 с пусковыми установками. С целью проверки перспектив тех или иных решений специалисты изготовили два макета ходовой рубки катера, металлический и деревянный. Аппаратура такого стенда позволяла производить подготовку ракет и последующий запуск.

Первый запуск со стенда, имитирующего ракетный катер, состоялся в октябре 1956 года. Этот этап испытаний продолжался до августа следующего года. В ходе нескольких тестовых запусков удалось проверить работу различных агрегатов пусковой установки и ракеты, а также определить более удобную конструкцию агрегатов катера. Так, после нескольких запусков деревянный макет рубки, подвергавшийся воздействию реактивных газов, воспламенился и сгорел. Стальная рубка, в свою очередь, успешно прошла все проверки и была рекомендована к использованию на серийных катерах.

По результатам полигонных испытаний были внесены некоторые коррективы в разрабатывавшийся в то время проект перспективного ракетного катера. В первую очередь, они касались конструкции пусковых установок и контейнеров для хранения ракет. Проверить правильность этих доработок планировалось на нескольких опытных катерах. Такой вариант катера получил обозначение «183-Э».

Исключительно для проведения испытаний ракетного комплекса заводом №5 были построены два катера проекта 183-Э. Они представляли собой исходные торпедные катера с новым вооружением и набором сопутствующей аппаратуры. Два катера для испытаний были построены к осени 1957 года. 16 октября 1957 года один из них выполнил первый запуск ракеты. В дальнейшем испытания были продолжены, что позволило завершить доводку ракеты и других средств комплекса.


Погрузка ракеты П-15У/М на катер. Фото Rbase.new-factoria.ru

В конце 1958 года был дан старт серийному строительству ракетных катеров нового проекта 183-Р. Катера этого типа получали две пусковые установки с контейнерами-ангарами, каждая из которых весила около 1100 кг. Установки имели жестко закрепленные направляющие длиной 2,75 м, установленные с углом возвышения 11,5° относительно палубы. Конструкция катера и пусковых установок позволяли перевозить лишь две ракеты. После их применения катер должен был возвращаться на базу для перезарядки.

Данные о местоположении цели ракетный комплекс нового типа должен был получать с радиолокационной станции «Рангоут». При помощи прибора управления стрельбой «Клен» определялся боевой курс катера при пуске, определение параметров полета и ввод данных в электронику ракеты. В качестве резервного средства целеуказания мог использоваться оптический визир типа ПМК-453. На все необходимые расчеты и предстартовую подготовку ракетного комплекса уходило 4 минуты.

Ракетный катер проекта 183-Р мог осуществлять запуск ракет П-15 на скоростях от 15 до 30 узлов и при волнении до 4 баллов. При этом обеспечивалось поражение надводных целей на дальностях до 40 км. Могущества боевой части хватало для нанесения серьезных повреждений даже крупным кораблям.

В рамках проекта П-15 разрабатывался вариант ракеты с тепловой головкой самонаведения. Ракета П-15ТГ с ГСН «Кондор» была представлена на испытания в середине 1959 года. Обновленная ракета должна была выходить в район цели при помощи автопилота, после чего включать тепловую ГСН и искать цель для последующего наведения на нее. ГСН «Кондор» оснащалась подвижным объективом приемного устройства, способным качаться в горизонтальном секторе шириной 5°. При этом велось наблюдение за акваторией и поиск объектов, отличающихся от фона более высокой температурой.


Запуск ракеты. Фото Rbase.new-factoria.ru

С 29 августа по 28 октября 1959 года катера проекта 183-Э выполнили 10 испытательных пусков ракет П-15ТГ. Один из них завершился неудачей из-за сбоя креплений стартового двигателя: ракета не сбросила его и не смогла продолжать полет. В ходе прочих запусков удалось определить, что система «Кондор» способна находить цель типа «крейсер», движущуюся со скоростью 24 узла, с расстояния 10 км днем и 5 км ночью.

По результатам испытаний 1958-59 годов крылатые ракеты П-15 и П-15ТГ были рекомендованы к принятию на вооружение. По причине заметной разницы в характеристиках было решено принять на вооружение только изделие с активной радиолокационной ГСН. Ракета П-15ТГ, в свою очередь, осталась не у дел. В 1960 году вышло постановление Совмина, в соответствии с которым ракета П-15 принималась на вооружение в качестве вооружения для ракетных катеров проекта 183-Р.

Катера проекта 183-Р строились с конца пятидесятых до середины шестидесятых годов. За это время два судостроительных завода сдали заказчику 112 катеров нового типа. При этом с начала шестидесятых годов велось строительство модернизированных катеров проектов 183-ТР и 182-РТР. Построенные катера в течение некоторого времени эксплуатировались военно-морским флотом СССР. Со временем, ввиду появления более новой и совершенной техники, советские катера стали передавать дружественным странам. До середины семидесятых третьим странам было передано почти восемь десятков катеров. Кроме того, порядка 40 катеров проекта 183-Р было построено в Китае по лицензии. Там они обозначались как «Тип 040».

Вторым носителем ракет П-15 стал ракетный катер проекта 205. Новый проект был разработан во второй половине пятидесятых годов. В 1960-м флоту передали головной катер этого типа. От предыдущего проекта 183-Р новый отличался наличием четырех пусковых установок, смонтированных у бортов попарно в центре и в корме. В течение шестидесятых годов флоту передали почти 275 катеров проекта 205 в разных модификациях. Часть этой техники продавалась за рубеж.


Ракетный катер проекта 205. Фото Wikimedia Commons

В 1965 году на вооружение была принята новая модификация ракеты под обозначением П-15У. Главным нововведением этого проекта было обновленное крыло. Для уменьшения транспортных габаритов ракеты крыло было выполнено складным: сравнительно узкий центроплан выполнялся стационарным, а консоли могли складываться поворотом вниз. Кроме того, была разработана обновленная пусковая установка с меньшими поперечными габаритами. Имеются сведения о работах над проектом П-15УТ, подразумевавшим установку на ракету П-15У тепловой головки самонаведения. По отношению к изделию П-15У также может применяться обозначение П-20 – под таким названием ракеты шли на экспорт.

К началу семидесятых годов завершились проектные работы по ракете П-15М «Термит». Задачей этого проекта была глубокая модернизация существующего изделия П-15У с повышением основных характеристик. При сохранении габаритов изделия на прежнем уровне и использовании основных идей конструкции, а также с помощью ряда новых комплектующих удалось значительно повысить ударный потенциал оружия.

Ракета со стартовой массой 2573 кг получила новый твердотопливный двигатель СПРД-192 с повышенными характеристиками. Вместо барометрического высотомера в аппаратуру управления ввели радиолокационный. Кроме того, была предложена новая радиолокационная ГСН ДС-М. Также была предложена тепловая ГСН «Снегирь-М». Обновленные системы управления позволяли лететь к цели на высотах не более 50 м со скоростью 320 м/с. Дальность обнаружения цели типа «эсминец» активной радиолокационной головкой была доведена до 40 км. Максимальная дальность полета определялась на уровне 80 км. Для поражения цели предлагалась фугасно-кумулятивная боевая часть 4Г51М весом 513 кг или 375-кг специальное изделие мощностью 15 кт.

Ракета П-15М могла использоваться с малогабаритными пусковыми установками КТ-97Б и КТ-138, которые могли монтироваться на катерах и кораблях различных типов. Благодаря этому новый ракетный комплекс удалось сделать вооружением большого количества катеров и кораблей. Ракеты П-15М входили в комплекс вооружения катеров проектов 205, 1241 и 206-МР, эсминцев проекта 56-У, больших противолодочных кораблей проекта 61 и сторожевиков проекта 1159. Разные носители имели боекомплект от двух до четырех ракет.


Пусковая установка комплекса «Рубеж». Контейнеры открыты, ракеты не загружены. Фото Wikimedia Commons

На основе ракеты П-15М для надводных катеров и кораблей был разработан береговой ракетный комплекс «Рубеж». Эта система отличается достаточно высокими характеристиками и благодаря этому до сих пор остается на вооружении береговых войск ВМФ России.

Ракеты семейства П-15 эксплуатируются в нашей стране до сих пор, однако, по понятным причинам, все их запуски носят исключительно испытательный или учебный характер. Тем не менее, подобное оружие неоднократно применялось зарубежными странами. В ходе локальных конфликтов второй половины прошлого века было использовано несколько десятков ракет советского производства.

Первым случаем боевого применения самонаводящейся противокорабельной ракеты в мире стала стрельба изделиями П-15, осуществленная катерами проекта 183-Р ВМС Египта 21 октября 1967 года, во время т.н. Войны на истощение. По египетским данным, израильский эсминец «Эйлат» вошел в территориальные воды Египта, после чего по нему выстрелили двумя ракетами П-15. Оба изделия попали в цель и утопили ее. По данным Израиля, корабль находился в нейтральных водах, а после двух попаданий ракет он перевернулся. Спустя некоторое время состоялись еще два пуска, в результате которых эсминец окончательно затонул.

Примерно через три года египетские моряки вновь использовали П-15 против израильского флота. На этот раз целью стал транспорт водоизмещением 10 тыс. т. В этом случае стрельбу вел катер проекта 205.

В декабре 1971 года индийский флот, имевший в своем распоряжении катера проекта 205, использовал 11 ракет семейства П-15. 7 изделий были направлены к надводным целям, оставшиеся – к береговым объектам. 5 декабря катера Индии успешно атаковали пакистанские эсминец «Хайбер» и тральщик «Мухафиз». 9 декабря состоялась атака на порт г. Карачи, в ходе которой четыре судна были потоплены, а два других пострадали от осколков и последствий взрывов. Тогда же тремя ракетами был атакован нефтеперерабатывающий завод в г. Коамари. По имеющимся данным, для наведения ракет на нефтяные резервуары, нагретые днем солнечным светом, применялись тепловые ГСН.


Британский фрегат HMS Gloucester, в 1991 году сбивший ракету П-15. Фото Wikimedia Commons

В 1973 году, в ходе Войны Судного дня, Египет вновь попытался использовать ракеты П-15. При этом все 54 запуска не увенчались успехом, а противник смог уничтожить семь ракетных катеров. К подобному результату могли привести несколько факторов, в том числе неправильная тактика применения ракет и широкое использование Израилем средств защиты.

В контексте применения крылатых ракет семейства П-15 большой интерес представляет Ирано-иракская война. Дело в том, что обе страны-участницы конфликта имели на вооружение ракеты этого типа. Ирак располагал изделиями советского производства, а Иран закупал их копии у Китая и КНДР. Силами ВВС и ВМС Ирана в конце ноября была осуществлена операция «Морварид», в ходе которой иракским силам был нанесен серьезный удар. Имея на вооружении не только П-15, но и ракеты RGM-84A Harpoon американского производства, отличающиеся от советских изделий большей дальностью пуска, Иран смог наносить удары по вражеским кораблям с безопасного расстояния. В результате этого иракский флот понес значительные потери и не смог нанести противнику ощутимый ущерб.

Последний известный случай боевого применения ракет П-15 относится к началу девяностых годов. Во время операции «Буря в пустыне» Ирак попытался атаковать такими ракетами американский линкор USS Missouri. Одна из ракет потеряла цель из-за применения средств радиоэлектронной борьбы. Вторая была сбита британским фрегатом HMS Gloucester при помощи ракеты Sea Dart. Примечательно, что это был первый случай поражения противокорабельной ракеты зенитной в условиях реального конфликта.

Ввиду морального и физического устаревания большая часть носителей ракет семейства П-15 была списана и утилизирована. При этом часть техники устаревших типов до сих пор используется рядом зарубежных стран. В нашей стране в настоящее время ракеты семейства П-15 используются лишь несколькими катерами проекта 1241 и береговыми комплексами «Рубеж». Со временем подобное оружие, уже не в полной мере отвечающее существующим требованиям, было заменено более новыми и совершенными системами, в результате чего его количество постоянно сокращается.

По материалам:
http://rbase.new-factoria.ru/
http://otvaga2004.ru/
http://warships.ru/
https://defendingrussia.ru/
http://kollektsiya.ru/
Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. – Мн.: «Харвест», 2001

topwar.ru

Крылатая противокорабельная ракета П-15(4К40) | Ракетная техника

]]>]]>Ракета П-15 (см. ]]>схему]]>, ]]>фото 1]]>, ]]>фото 2]]>) имела нормальную аэродинамическую схему со среднерасположенным трапецевидным крылом относительно малого удлинения и большой стреловидностью на передней кромке, верхнерасположенным развитым килем и цельноповоротными рулями высоты. Управление по крену осуществлялось элеронами крыла. В хвостовой части корпуса снизу имелись два дополнительных V-образных аэродинамических гребня, между которыми к ракете подвешивался пороховой ускоритель СПРД-30 конструкции И.И.Картукова. Тяга стартового двигателя 28-30 т.

П-15 была оснащена маршевым жидкостным реактивным двигателем, который был создан под руководством А.М.Исаева. Двигатель работал на горючем ТГ-02 и окислителе АК-20К и имел два режима работы: разгонный и режим «поддержания скорости».

Ракета П-15 имела автономную систему наведения, в состав которой входили автопилот АМ-15А, барометрический высотомер и радиолокационная головка самонаведения. Позже барометрический высотомер был заменен на радиовысотомер, что позволило лететь ниже, точнее визировать курс по высоте. Ракета П-15 оснащалась фугасно-кумулятивной боевой частью 4Г15, разработанной в НИИ-6 ГКОТ.

Катер проекта 183Р «Комар» (см. ]]>схему]]>) имел ненаводящуюся пусковую установку ангарного типа, (крылья ракеты не складывались). Пусковые направляющие балочного типа были жестко закреплены под углом 11,5°. Длина направляющих первоначально составляла 4,5 м, а затем была укорочена до 2,75 м. Вес пусковой установки 1100 кг. По проекту катер проекта 183Р мог производить пуски ракет при скорости хода от 15 до 30 узлов и состоянии моря до 4 баллов. Перезарядка пусковых установок производилась в базе, при этом на одну ракету затрачивалось около 30 мин.

На катере 183Р размещался ПУС «Клен», который получал данные от РЛС «Рангоут». Функцией ПУС была выработка боевого курса катера и удержание его на курсе, выработка времени автономного полета ракеты, параметров бортовой и килевой качек для стабилизации ракеты и т. д. Резервным средством целеуказания служил оптический визир ПМК-453.

В 1961 году в СКБ-5 был разработан проект катера 205У, в котором громоздкие ангары для ракет были заменены более компактными цилиндрическими контейнерами КТ-97М. Такие контейнеры давали не только выигрыш в габаритах по сравнению с ангарами (по длине меньше на 1 м, а по ширине на 0,8 м), но и обеспечивали микроклимат ракете (за счет герметичности), и в случае необходимости могли быть быстро заменены. Введение цилиндрических контейнеров стало возможно после модернизации ракеты П-15 в П-15У, в ходе которой крыло стало автоматически раскрываться при вылете из контейнера, подобно ракете П-5. Испытания ракеты П-15У были начаты в 1961 году, а на вооружение она была принята в 1965 году. Ракета П-15У получила индекс 4К-40У.

]]>]]>

Еще до принятия ракет П-15 на вооружение была начата разработка для них тепловых головок самонаведения. С 29 августа 1959 года по 28 октября 1959 года на катерах проекта 183Э проводились испытания ракеты П-15ТГ с тепловой пассивной головкой самонаведения «Кондор» — первой в СССР тепловой головкой круглосуточного действия. В поисковом режиме объектив приемного устройства головки «Кондора» перемещался по курсу в секторе + 2,5°. В ходе испытаний было установлено, что дальность действия головки «Кондора» по мишени с тепловым режимом, соответствующим крейсеру, при скорости 24 узла составляет днем 10км, а ночью 5км. Всего было запущено 10 ракет П-15ТГ. В целом испытания были успешными, хотя при одном пуске не отделился стартовый ускоритель и ракета не долетела до цели. По результатам испытаний ракета П-15ТГ с головкой «Кондор» была рекомендована к принятию на вооружение .

В ходе этих же стрельб испытывались и укороченные направляющие пусковой установки. Первый пуск был с направляющих длиной 4.5м, а последующие — с направляющих длиной 2.75м. Испытания показали возможность стрельбы с коротких направляющих.

Ракета П-15М «Термит» является улучшеной модификацией ракеты П-15У с увеличенной дальностью полета. Ракета имеет инерциальную систему управления, работающую на маршевом участке полета и два варианта активной ГСН: активную радиолокационную (АРЛ ГСН) и инфракрасную (ИК ГСН) типа «Снегирь-М». ГСН работает на конечном участке полета ракеты — участке самонаведения. Ракета может оснащаться фугасной БЧ массой 513кг (вес взрывчатого вещества 375кг) или ядерной мощностью 15 Кт. Высота маршевого полета ракеты (25 — 50 -250 м) задается перед пуском. По рекламным данным при подходе к цели ракета снижается до высоты 2.5 м над уровнем волн.

На доработанном катере проекта 205М размещалось четыре пусковые установки КТ-97Б, на катере проекта 1241.1 две пусковые установки КТ-138. В состав КАСУ этих катеров входили РЛС обнаружения и целеукахания «Рангоут», аппаратура обеспечения стрельбы по данным КВНП «Авангард», приборы управления стрельбой «Клен-205УМ», АПК «ДК-131А» с приборами цепи старта, система опознавания «Пароль». Комплект наземного оборудования включал: транспортно-погрузочные средства, технологическое оборудоване, КПА ракет «ДК-150».

Для катеров проекта 205М и 1241.1 боевое применение обеспечивалось при волнении моря до 5 баллов, температуре воздуха от -20 до +40°С, скорости истинного ветра любого направления до 15м/с, бортовой качке ±20°, килевой качке ±15°, постоянном крене катера до 6°, скорости стреляющего катера и цели до 50 узлов. Минимальное удаление катера от препятствия (остров, гряда, мыс и т.д.) должно быть не менее 6км, а само препятствие не должно находиться в зоне, где уже включена головка самонаведения ракеты, высота препятствия не более 10м при высоте полета ракеты 25м, и не более 30м при высоте полета 50м.

rbase.new-factoria.ru

Противокорабельная ракета П-15 (П-15М «Термит»)

Одна из первых отечественных ПКР, широко использовавшаяся в нашем флоте и поставлявшаяся за рубеж; первая в мире ПКР, прошедшая реальное боевое применение.

Одна из первых советских противокорабельных ракет, чьи небольшие габариты позволили оснащать ею ракетные катера. Разработчик — так называемый «филиал ОКБ-155 по теме Б» (ныне МКБ «Радуга» в составе корпорации «Тактическое ракетное вооружение»), главный конструктор Александр Березняк. «Темой Б» в Союзе тех времен шифровалось создание морских противокорабельных ракет.

Ракета получилась удачная: эффективная в бою, простая в эксплуатации и дешевая. Ее долгие годы использовал советский флот, и это была буквально «ПКР номер один» в советских экспортных поставках. На вооружение ракету П-15 (в экспортных вариантах П-20/21/22) имели страны ОВД, Китай, Индия, Ирак, Египет, Сирия, Алжир, Эфиопия, Ливия, Йемен.

Ракета П-15 была принята на вооружение в 1960 году, ею оснастили ракетные катера проекта 183 «Комар» (первые в мире в своем классе) и следующий тип ракетных катеров проекта 205 «Москит». Ракета длиной около 6,5 метров и стартовой массой свыше 2 тонн оснащалась жидкостным реактивным двигателем и пороховым стартовым ускорителем. Максимальная дальность применения ракеты составляла 35−40 км, минимальная — 8 км. Ракета несла фугасно-кумулятивную боевую часть весом 480 кг.


Фото: rbase.new-factoria.ru

Вслед за П-15 появилась версия П-15У, имевшая новшество — раскладывающееся после старта крыло. В 1972 году появилась новая версия ракеты П-15М, получившей имя собственное — «Термит». На ракете полностью обновили бортовую аппаратуру управления, что в том числе увеличило помехозащищенность и снизило минимальную высоту полета. Дальность стрельбы выросла до 80 км. Боевая часть имела вес 513 кг, выполнялась в двух вариантах: фугасно-кумулятивной или ядерной (мощностью 15 кт).

Этими ракетами были переоснащены ракетные катера проекта 205, а также оснащались катера проектов 206МР «Вихрь», 1241.1 «Молния», эсминцы проекта 56У (типа «Бедовый»), БПК проекта 61М/МЭ (типа «Комсомолец Украины»), а также целый ряд иностранных кораблей.

В ракетах семейства существовали две основные схемы наведения: с использованием активной радиолокационной головки самонаведения или с использованием пассивной тепловой головки самонаведения («Кондор» для П-15, «Снегирь» для П-15М «Термит»).


Фото: George Chernilevsky

21 октября 1967 году состоялось первое в мире боевое применение противокорабельных крылатых ракет. С египетских ракетных катеров проекта 183 были произведены два запуска ракет П-15 по израильскому эсминцу «Эйлат», в результате чего корабль пошел на дно.

В декабре 1971 года индийские ракетные катера, после нескольких успешных случаев применения ракет П-15 по пакистанским кораблям, совершили под вечер лихой рейд на порт Карачи, применив по портовым сооружениям ракеты с тепловыми головками самонаведения. Нагретые за ночь топливные цистерны прекрасно «светились» в ИК-диапазоне: 12 из 34 нефтехранилищ пакистанского флота были уничтожены.

defendingrussia.ru

15 — это… Что такое П-15?

ПКР П-15

Береговой противокорабельный комплекс 4К51 «Рубеж»

П-15 (П-15М) «Термит» (SS-N-2 Styx) — противокорабельная ракета, разработанная в середине 50-х годов двадцатого века в МКБ «Радуга», главном разработчике ПКРК в СССР, под руководством конструктора А. Я. Березняка.

Представляла собой крылатую ракету с жидкостным ракетным двигателем, при запуске применялся твердотопливный ускоритель. Ракета применялась с проникающей боевой частью фугасного действия (масса взрывчатого вещества — 375 кг), было предусмотрено снаряжение тактическим ядерным боеприпасом. Снабжалась радиолокационными либо инфракрасными головками самонаведения, действующими на завершающем участке траектории, основной маршевый участок проходил под управлением инерциальной системы управления. Кроме этого предусмотрена установка аппаратуры опознавания «свой-чужой». Для удобства применения и уменьшения размеров пусковых контейнеров крылья предварительно складываются и раскрываются при выходе из контейнера.

Тактико-технические характеристики

  • Длина ракеты с ускорителем, м 6.55 (6.50) (в скобках — для П-15М)
  • Диаметр корпуса, м 0.76 (0.78)
  • Стартовый вес ракеты, кг 2125 (2523)
  • Вес стартового ускорителя, кг 340
  • Вес боевой части, кг 480 (513)
  • Дальность обнаружения цели типа эсминец, км 24 (40) (загоризонтный режим — 100)
  • Дальность стрельбы максимальная, км 35-40 (80)
  • Дальность стрельбы минимальная, км 8
  • Маршевая скорость, м/с 320
  • Высота полета, м 100—200 (25-50 — 250)

Корабельные пусковые установки ракет П-15М

Комплекс с ракетой П-15 (4К40) был принят на вооружение в 1960 году, комплекс с П-15М (4К51), созданной на базе П-15, был принят на вооружение в 1972 году. Ракеты П-15 оснащались тепловой ГСН «Кондор», ракеты П-15М — тепловой головкой «Снегирь».

Ракетами П-15, П-15М вооружались эсминцы, противолодочные корабли и специально спроектированные ракетные катера, позднее был разработан береговой противокорабельный ракетный комплекс «Рубеж». «Рубеж» представлял собой спаренный пусковой контейнер на поворотном столе и рубку управления с РЛС «Гарпун», смонтированные на шасси МАЗ-543.

Ракеты производились на заводе в городе Арсеньев, сборка комплекса «Рубеж» производилась на заводе имени Ворошилова в Уральске.

СССР активно экспортировал корабли и катера, вооруженные П-15, а также береговой комплекс «Рубеж» в страны социалистического лагеря, Индию, Ирак, Йемен, Египет, Индонезию, Сирию, Алжир, Ливию, Эфиопию. Кроме того свои поставки осуществлял Китай, который успел получить лицензию на их производство.

Боевое применение

В октябре 1967 года тремя ракетами П-15, запущенными с египетских ракетных катеров был потоплен израильский эсминец «Эйлат». Известно, что ракеты активно использовались во время других арабо-израильских столкновений, ирано-иракской войны, многих других конфликтах. Во время Войны Судного Дня, вследствии противодействия средств РЭБ, ни одна из 54 выпущенных ракет П-15 цель не поразила. Комплекс «Рубеж» использовался правительственными эфиопскими войсками для обстрела портовых сооружений Асмэры — главного порта эритрейских сепаратистов.

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Противокорабельная ракета П-15 | Военное оружие и армии Мира

Приоритет в создании самонаводящихся противокорабельных ракет (ПКР), соответствовавших принципу «выстрелил и забыл», принадлежит нашей стране. Но первые образцы зтого оружия — ракеты КСЩ и КСС — были слишком громоздкими и могли устанавливаться лишь на крупных кораблях. Флоту требовалась более компактная ПКР, которой можно было бы вооружить небольшие корабли и катера.

ПРОЕКТ

К разработке такой ракеты, получившей обозначение П-15, коллектив КБ «Радуга» приступил в 1955 году. Руководил проектированием известный конструктор Л. Я. Березняк. Первый пуск экспериментального образца ракеты состоялся на Черном море в октябре 1957 года; официально она была принята на вооружение три года спустя.

Ракетный комплекс П-15 оказался очень удачным, он неоднократно модернизировался и до сих пор состоит на вооружении в ряде стран мира. В 1972 году был принят на вооружение усовершенствованный комплекс П-15М, получивший название «Термит». Эта же ракета П-15М стала основой мобильного комплекса береговой обороны «Ру6еж». Кроме того, на базе П-15 несколько типов ПКР было создано в Китае.

ОПИСАНИЕ

Ракета П-15 спроектирована по нормальной аэродинамической схеме с крылом относительно малого удлинения и большой стреловидностью на передней кромке. Она была оснащена двухрежимным маршевым жидкостным реактивным двигателем. Снизу к хвостовой части фюзеляжа подвешивался твердотопливный ускоритель СПРД-30 с тягой около 30 т. В полете ракета развивает скорость, близкую к скорости звука; высота траектории на маршевом участке — от 100 до 300 м, у цели она снижается до высоты 25 м, что затрудняло ее обнаружение неприятелем.

Ракета имела автономную систему наведения, в состав которой входили автопилот АМ-15А, барометрический высотомер и радиолокационная головка самонаведения (ГСН). На модификации П-15ТГ устанавливалась тепловая (инфракрасная) ГСН. В носовой части размещалась проникающая боевая часть фугасного действия (масса взрывчатого вещества — 375 кг). В 1965 году на вооружение был принят вариант ракеты со складным крылом, получивший обозначение П-15У Теперь ПКР могла размещаться в относительно компактных цилиндрических контейнерах КТ-97М. разработанных для ракетных катеров проекта 205У. При пуске сразу после выхода из контейнера крыло ракеты автоматически раскрывалось. Впоследствии все ракеты П-15 были модернизированы вП-15У.

Характеристики ракеты были существенно улучшены в модификации П-15М «Термит». За счет внедрения нового автопилота и более мощного порохового ускорителя удалось значительно увеличить дальность полета. «Термит» имеет инерциальную систему управления, работающую на маршевом участке полета и два варианта активной ГСН: радиолокационную и инфракрасную. Вместо барометрического установлен радиовысотомер. Высота маршевого полета ракеты снижена и может задаваться перед пуском в диапазоне от 25 до 250 м. Кроме этого, предусматривалась установка аппаратуры опознавания «свой-чужой».

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Ракеты семейства П-15 активно использовались в локальных конфликтах последних десятилетий. Их боевой дебют состоялся 21 октября 1967 года, когда четырьмя ракетами П-15, выпущенными с египетских катеров проекта 183Р, был потоплен израильский эсминец «Эйлат». Это был первый в истории случай боевого применения самонаводящихся крылатых ракет, давший толчок развитию этого вида морского оружия в других странах, в том числе и в США.

В декабре 1971 года в ходе индо-пакистанской войны катера проекта 205 ВМС Индии дважды наносили удары по кораблям и береговым объектам Пакистана. Всего за обе операции индийскими катерами было выпущено 11 ракет П-15, и все они поразили цели. Их жертвами стали пакистанские эсминец «Хайбер» и тральщик «Мухафиз». Любопытно, что три ракеты, оснащенные тепловыми ГСН, были успешно применены против нефтеперегонного завода Коамари. За день нефтяные резервуары нагревались и ночью представляли собой контрастные цели.

Во время арабо-израильского конфликта 1973 года египетскими и сирийскими ВМС было выпущено около 50 ракет П-15, однако на сей раз ни одна из них не попала в цель. Это произошло главным образом из-за того, что израильтяне начали активно применять радиоэлектронную борьбу и постановку ложных целей. Египетские и сирийские моряки оказались не лишь о единичных попаданиях в танкеры, вывозившие нефть из воюющих стран. Отметим, что у Ирака и Ирана имелись лишь ракеты П-15 и их китайские копии первого поколения, чувствительные к помехам и имевшие сравнительно большую высоту полета.

Оставить эмоцию

Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь