Т 72 танк ттх – Т-72 — Википедия

технические характеристики (ТТХ), вес в тоннах, боекомплект, устройство, калибр, экипаж, история

Появившийся в начале 70-х годов прошлого столетия основной советский танк Т-72 стал одной из самых массовых машин в мире – «Уралвагонзавод» собрал не менее 30 тыс. экземпляров танка. Кроме того, лицензии на производство машины имелись у ряда государств, которые не менее нескольких тысяч танков.

Техника советского производства поставлялась во многие государства и принимала участие во всех более или менее значимых вооруженных конфликтах. Танки Т-72 прекрасно проявили себя в этих боях. Например, в ходе боев 1982 года в долине Бекаа не было зафиксировано ни одного случая сквозного пробития лобовой брони советского танка.

Немного истории

Причиной создания Т-72 стало затянувшееся внедрение Т-64 – нового основного танка Советской Армии. Машина оснащалась оригинальным дизельным двигателем 5ТДФ со встречным движением поршней, для сборки которого было развернуто особое производство в Харькове. Однако потенциал завода обеспечивал выпуск машин только в мирное время, любое увеличение производства машин приводило к дефициту силовых установок.

В качестве альтернативы стала рассматриваться версия танка с более простым дизелем В-45, который был освоен промышленностью. Танк предполагалось выпускать на заводе в Нижнем Тагиле.

Первые наработки КБ Морозова по оснащению танков Т-64 дизелем В-45 относятся к 1961 году. В результате к 1967 году были построены три машины под обозначением «объект 436», которые прошли комплекс интенсивных испытаний. После этого двигатель и трансмиссию поставили на модернизированный танк Т-64А.

Так на свет появился «объект 438», который испытывался в 1967-68 гг. На основе Приказа министра оборонной промышленности была собрана партия машин «объект 439», которые немного отличались от предшественников. Испытания показали идентичность характеристик машин с дизелями В-45 и 5ТДФ.

Но по ряду причин «объект 439» не пошел в производство в Нижнем Тагиле.

Одной из причин называют конкуренцию между танкостроителями из разных КБ. На Урале решили создать новую машину, основанную на узлах собственного «объекта 167», дополненного автоматом заряжания. Но часть решений по корпусу и башне было заимствовано у Т-64, хотя детали были невзаимозаменяемыми. Полученная машина получила обозначение «объект 172М», который и стал тем самым Т-72, получившим приставку «Урал».

В 1973 году «Уралвагонзавод» собрал первую серийную партию танков из 30 экземпляров, а в следующем году началось полноценное производство. Запуск в серию Т-72 стал возможен благодаря маршалу Гречко, который активно пролоббировал интересны «Уралвагонзавода». Параллельное производство Т-64А и Т-72, машин одного уровня и назначения, имевших крайне низкую степень унификации, является нонсенсом для советской военной техники.

Модификации и опытные версии

На основе машины Т-72 создано несколько десятков опытных и серийных модификаций. Сразу после начала серийного выпуска появились проекты переоснащения танка другим орудием. В первой половине 70-х годов был создан единичный танк «объект 172МН», отличавшийся установкой нарезного 130-мм орудия модели 2А50. Тогда же велись эксперименты по установке гладкоствольной 125 мм пушки 2А49. В серию эти машины не попали.

Интересным экспериментом стал «объект 186», оборудованный 16-цилиндровым дизелем с Х-образным расположением цилиндров. Мотор развивал мощность до 1200 л.с., но оказался крайне ненадежным.

Для командиров танковых соединений предназначался командирский вариант машины с обозначением Т-72К, оснащенный набором навигационного оборудования и радиостанциями. Для работы с места станция использовала дополнительную антенну высотой 10 м, обеспечивавшую связь на расстоянии 300 км. Установка энергоемкого оборудования привела к сокращению числа укладок и возимый боекомплект составляет 31 выстрел.

В 1979 году в производство пошел танк Т-72А, отличавшийся от предшественника улучшенными прицельными приспособлениями, модернизированной пушкой, установкой запуска дымовых гранат, доработанным дизелем и другими узлами. На базе модернизированной версии строилась командирская машина Т-72АК с сокращенным до 36 снарядов боекомплектом. Для работы расширенного электронного комплекса использована автономная генераторная установка с приводом от небольшого двигателя.

Для экспорта предлагался вариант Т-72М, отличавшийся схемой защиты башни и боекомплектом. Немного позднее, в 1982 году, его сменил Т-72М1, оснащенный дополнительным листом толщиной 16 мм, смонтированным на лобовой части корпуса. Комбинированная броня башни также получила внутренние стержни с песчаным наполнителем.

С 1985 года на внутренний рынок стали поступать танки Т-72АВ с навесными контейнерами динамической защиты, а немного позднее начался выпуск Т-72Б. Машина отличается модернизированной пушкой, приспособленной для пуска противотанковых управляемых ракет, а также 840-сильным дизелем В-84-1. Из-за изменения схемы защиты форма башни стала более округлой. Командирский вариант машины стал называться Т-72БК.

В начале 90-х годов на танки стали ставить встроенную динамическую защиту, позаимствованную у машины Т-80У.

Новая версия получила обозначение Т-72Б образца 1989 года, встречается неофициальный индекс – Т-72БМ. Экспортный вариант машины Т-72Б стал обозначаться как Т-72С (или Т-72М1М).

Впоследствии были разработаны программы модернизации до стандарта Т-72Б2, а затем и Б3. Основной упор при улучшении сделан на применение современного электронного и прицельного оборудования, а также установку систем активной защиты.

Кроме боевых танков на базе Т-72 строился ряд вспомогательных и инженерных машин. Среди них можно отметить эвакуационный тягач БРЭМ-1, машину для укладки мостов МТУ-72. Шасси Т-72 послужило базой для самоходной установки МСТА-С.

Конструкция

Корпус танка Т-72 изготовлен методом сварки из катанных и обрезанных в размер листов броневой стали. Верхний лобовой лист корпуса имеет комбинированную схему защиты. Толщина листа составляет 200 мм, что соответствует 550-600 мм обычной брони (расположенной под тем же углом к нормали). Лист включает в себя внешний и внутренний стальные слои, между которыми размещен стеклотекстолит. Нижний лист выполнен из обычной броневой стали толщиной 85 мм.

Бортовая броня Т-72 установлена вертикально, имеет толщину 80 мм в районе обитаемых отсеков и 70 мм – в районе моторно-трансмиссионного отсека. Внутренняя часть брони в обитаемых отделениях имеет покрытие, защищающее от поражения нейтронным излучением. Под нижним лобовым листом установлен бульдозерный отвал, позволяющий отрыть защитный окоп для установки танка. В зависимости от твердости грунта на выполнение земляных работ уходит 20…25 минут.

Для дополнительной защиты по бортам машины Т-72 установлены четыре плоских щитка, выполненных из легкого сплава на основе алюминия.

Перед началом боевых действий щитки отводятся вперед на угол 60⁰, обеспечивая защиту бортовой брони танка от поражения кумулятивными боеприпасами. Позднее от такой конструкции отказались в пользу сплошного экрана, изготовленного из армированной тканью резины.

Начиная с версии танка Т-72АВ, пошедшей в серию в 1985 году, на лобовую часть корпуса и башню стала устанавливаться дополнительная динамическая защита из отдельных контейнеров. Также стал монтироваться дополнительный 20 мм лист брони, уложенный на верхний основной лист корпуса.

На танке Т-72 применена литая башня с переменной толщиной стенок. Бронезащита обычного типа, лобовая часть имеет толщину до 280 мм. Позднее, с началом выпуска версии Т-72А, стала применяться комбинированная броня с установкой песчаных стержней. Применение такой брони улучшило устойчивость к попаданиям снарядов. Одновременно произошло изменение формы передней части башни, где появились выступы («скулы»).

В состав экипажа танка Т-72 входят три человека. Рабочее место механика-водителя размещено по центру корпуса в носовой части. Над механиком имеется отдельный люк, выполненный в верхней плите корпуса. Сидение опущено практически на самый пол, чем обеспечено сидячее положение механика.

На многих иностранных образцах водитель размещается в боевом положении полулежа, что негативно сказывается на комфорте работы.

По сторонам от рабочего места водителя размещены три внутренних топливных бака. Управление танком ведется двумя рычагами и педалями.

В башне Т-72 расположены места двух членов экипажа танка, причем наводчик размещен в левой части, а командир – в правой. На крыше башни установлена поворотная командирская башенка, оснащенная парой приборов для наблюдения. Вне боевой обстановки командир сидит на башне машины, прикрытый съемным щитком. Для обеспечения связи имеется радиостанция стандарта УКВ. Между башней и отделением управления имеется узкий проход.

Теоретически, там может пройти человек, но фактически для этого требуется определенная тренировка. Опыт боевого применения танка Т-72 показал, что вытащить раненого механика-водителя через этот проход невозможно. Эвакуация выполняется через штатный люк в крыше.

В кормовой части корпуса машины размещено силовое отделение, с поперечно установленным двигателем. В качестве силового агрегата на танках Т-72 используется 780-сильный V-образный 12-цилиндровый четырехтактный дизельный двигатель В-46-6, оснащенный центробежным нагнетателем воздуха с приводом от коленчатого вала. Мотор имеет принудительное жидкостное охлаждение. Конструктивно дизель является развитием танкового мотора В-2, опробованного еще на Т-34 и БТ-7.

В ходе последующих модернизаций стал применяться дизель В92С2, построенный на том же блоке цилиндров, но оборудованный турбокомпрессором. Мощность силовой установки выросла до 1000 л.с. Моторный отсек танков Т-72 позволяет герметизировать стыки и преодолевать водные преграды глубиной до 5 м по дну. Предварительно на машину устанавливается дополнительное оборудование.

В качестве топлива могут использоваться различные сорта дизельного топлива, авиационный керосин, низкооктановый бензин сорта А-72, а также смеси этих сортов топлива.

Внутри танка Т-72 расположены топливные баки, вмещающие 705 литров топлива. Снаружи могут монтироваться четыре бочки емкостью 200 или 275 литров.

Двигатель машины запускается при помощи электрического стартера, который при работе мотора выполняет функции генератора. При работе стартера используется напряжение 48В, в остальных цепях нормой считается напряжение 22-29В. Для питания стартера используются четыре аккумуляторные батареи.

Трансмиссия танка Т-72 включает в себя гитару, которая передает крутящий момент на две бортовые коробки передач. На выходных валах коробок машины установлены бортовые редукторы, передающие вращение на ведущие колеса. Гитара танка представляет собой односкоростной повышающий редуктор, оборудованный местами для установки компрессора, генератора и вентилятора радиаторов системы охлаждения.

Бортовые коробки передач Т-72 построены на основе планетарных редукторов, обеспечивают семь скоростей переднего и одну скорость заднего хода. Управление переключением скоростей гидравлическое, в состав коробки входит бортовой фрикцион. Применение разнесенных коробок позволяет управлять поворотом танка включением пониженной передачи в отстающей гусенице. За счет этого имеется семь различных радиусов разворота машины.

Дополнительный бортовой редуктор также построен по планетарной схеме, служит для понижения частоты вращения ведущего колеса. Несмотря на идентичность схемы трансмиссии, узлы танков Т-64 и Т-72 не взаимозаменяемы.

Ходовая часть танка Т-72 оснащена индивидуальными торсионами, дополненными лопастными гидравлическими амортизаторами на первых двух передних и последнем заднем катке. Торсион расположен поперек танка на протяжении всей ширины корпуса. На торсионах машины установлены балансиры с двухдисковыми опорными катками, имеющими внешнюю амортизацию в виде резинового бандажа.

Для ограничения хода подвески Т-72 имеются отбойники, в которые упираются балансиры.

Катки имеют спаренную схему, изготовлены из алюминиевого сплава. Каждый борт машины имеет по шесть опорных катков. Ведущие колеса расположены сзади, оборудованы сменными зубчатыми венцами. Спереди используются литые направляющие колеса, оснащенные кривошипом для обеспечения натяга гусеницы. Гусеничная лента цевочного зацепления набрана из 97 звеньев, имеющих ширину 580 мм.

Существует вариант гусеницы с открытым шарниром или с резинометаллическим узлом (РМШ). Из-за различной конструкции траков отличаются зубчатые венцы ведущих колес. Верхняя ветвь гусеницы опирается на три ролика, оборудованных внутренним амортизатором.

Основным вооружением танка Т-72 является 125 мм пушка Д-81ТМ (позднее стала применяться модель 2А46), оборудованная стволом с гладким внутренним каналом. Пушка имеет встроенный двухосевой электрогидравлический стабилизатор, позволяющий вести прицельный огонь в движении. В состав боекомплекта машины (44 выстрела, на ранних образцах – 39) входят различные снаряды, а также ракеты. На модификации Т-72Б применено модернизированное орудие 2А46М-5, использующее более эффективные боеприпасы.

Установленный на танке электромеханический автомат заряжания позволяет вести огонь с частотой до 8 выстрелов в минуту. Снаряды и заряды расположены раздельно в два яруса на горизонтальном лотке, угол заряжания постоянен.

Гильза имеет частично сгорающую при выстреле конструкцию – от нее остается только донце, которое выбрасывается наружу. За счет выброса остатков гильзы удалось снизить загазованность внутреннего объема танка Т-72 при стрельбе. На лотках автомата заряжания уложены 22 снаряда и заряда. Остальной боекомплект машины размещен в укладках, смонтированных в башне и корпусе. По мере расходования снарядов, экипаж укладывает боекомплект в лотки автомата.

При переходе на ручное заряжание частота стрельбы снижается до 2 выстрелов в минуту. Стабилизированный прицел со встроенным дальномером (на ранних машинах применялся обычный оптический) позволяет вести огонь в дневное время на дистанцию 4000…5000 м. Дальность стрельбы в ночное время – до 2000 м.

Для подсветки целей в ночное время применен инфракрасный прожектор.

На ранних машинах Т-72 он установлен на фронтальной части башни левее пушки, но затем его перенесли на точку, расположенную над амбразурой спаренного пулемета. Модернизация была проведена с целью повышения безопасности механика-водителя, поскольку имелись случаи нанесения смертельных травм прожектором. При использовании дополнительного прицельного оборудования пушка Т-72 допускает ведение огня осколочно-фугасными снарядами на расстояние 9…10 км.

В одной установке с пушкой установлен 7,62 мм пулемет ПКТ с ленточным питанием. Одна лента включает в себя 250 патронов. Всего в танке Т-72 хранится восемь лент. Пулемет позволяет вести огонь на дистанцию до 1800 м (с помощью дальномерного прицела). Для защиты от атак с воздуха имеется 12,7 мм пулемет «Утес», смонтированный в специальной установке на командирской башенке машины. Установка имеет прицел, допускающий ведения огня и по наземным целям.

Пулемет имеет ленточное питание, в одной ленте имеется 60 патронов. Возимый боекомплект включает в себя пять лент. Внутри танка укреплен один автомат АКМС калибра 5,45 мм, а также сигнальный 26 мм пистолет-ракетница. Для ближней обороны имеются 10 осколочных гранат Ф-1. Для расчистки дорог от мин используется трал моделей КМТ-5 или 6.

Технические характеристики

Сравнение технических характеристик с британским танком Challenger 1 показывает, что советская машина имела вес на 20 тонн меньше. Кроме того, на «англичанине» применялась нарезная пушка калибром 120 мм, неспособная к пуску ракет. Да и распространенность Challenger (построено всего 420 машин) не идет ни в какое сравнение с Т-72.

 Т-72Challenger 1M1 Abrams
Длина корпуса, мм66707925
Длина общая (с развернутой вперед башней), мм9530115009766
Ширина по экранам, мм346035203653
Высота, мм219024902400
Боевая масса, кг410006200054400
Максимальная скорость движения по шоссе, км/час505672
Запас хода по шоссе, км700400480
Высота преодолеваемой стенки, м0,850,91,24
Ширина преодолеваемого рва, м2,82,82,74

Американский Abrams, оснащенный газотурбинным двигателем, заметно превосходит отечественную машину по скорости движения, уступая по дальности хода. На версии М1 применялась 105 мм нарезная пушка, уступавшая по характеристикам советской гладкоствольной. Позднее стало устанавливаться 120 мм гладкоствольное орудие, уравнявшее шансы соперников. Большим плюсом американских машин является система кондиционирования воздуха в боевых отделениях, снижающая утомляемость экипажей на маршах.

Несмотря на свой почтенный возраст, танк Т-72 «Урал» остается востребованной машиной.

Этому способствуют многочисленные программы модернизации, которые позволяют повышать характеристики машины. Более того, существуют доработанные версии танка, предлагаемые для экспорта в страны НАТО.

Примером может служить украинский танк Т-72-120, оснащаемый 120 мм гладкоствольным орудием КБМ-2. И эта разработка далеко не единична. Поэтому можно с уверенностью сказать, что Т-72 продержится в боевом строю еще не один десяток лет.

Видео

warbook.club

Танк Т-72 — основные технические характеристики

29.04.2019

Танк Т-72 стал одним из самых выдающихся в прошлом веке. Его ТТХ превзошли все ожидания, поэтому он до сих пор составляет основное вооружение России. Он приобрел массу нововведений, которые в свое время показали в бою настоящую штурмовую машину, способную выполнять различные функции.

Немного истории танка Т-72

Первые разработки начались в 1967 году. Тогда подготавливался основной танк т 72, который должен был полностью заменить все прежние тяжелые машины. Только оптимальная схема создавалась слишком долго, поэтому советский танк был проверен и утвержден лишь 7 августа 1973 года. Именно тогда началась длительная эпопея, сопутствующая лучшим проявлениям в бою и на полигонах.

Стоит заметить, что дальнейшая история тяжелой машины не менее интересна. После первого выпуска и проверки в бою, она превратилась в необходимость. В результате этого сборка продолжалась с 1974 по 1990 году на Уралвагонзаводе и на Челябинском тракторном заводе. После же распада СССР, устройство было немного изменено, и появился первый российский танк т 72. Его сборка продолжалась до 1992 года.

Правда, устройство боевой машины также было раскрыто дружественным государства. По этой причине в некоторых странах он остается главной частью военных отраслей. Пусть технические характеристики изменились, но зарубежные модификации приобрели определенную известность. В каких же государствах это произошло?

  • Индия;
  • Ирак;
  • Иран;
  • Польша;
  • Чехословакия.

Причем в некоторых из них работы все еще продолжатся, поэтому пропадают даже уязвимые места. Хотя вооружение России сохранило в отдаленных регионах основную модель, обладающую интересными возможностями. Вследствие этого сбрасывать со счетов советские достижения никто не собирается.

Технические характеристики

Рассматривая технические характеристики, люди наверняка сильно удивятся. Дело в том, что даже все модификации являются совершенными и обладают оптимальными настройками. Этот факт позволяет сохранять модернизированный танк т 72 в действующих частях.

  • Длина – 686 см;
  • Высота – 219 см;
  • Ширина 346 см;
  • Масса – 41-44 т;
  • Экипаж – 3 человека;
  • Дальность стрельбы – до 10 км;
  • Скорость по трассе – 60 км/ч;
  • Скорость по пересеченной местности – 35 км/ч;
  • Моторесурс – 500 км.

Сразу видно, что вес и габаритные размеры позволяют свободно перемещаться по любой местности. Однако на вооружение России в свое время поступили облегченные модификации, которые применяются в болотистой местности. Их описание не настолько интересно, поэтому стоит продолжить рассмотрение основной модели.

Управление и экипаж

Внутри боевой машины располагается экипаж в 3 человека. Казалось бы, разнообразное вооружение и сложное техническое обслуживание должно было потребовать больше места для людей. Тем не менее, конструкторы продумали все детали, что позволило добиться небывалых результатов.

Во время боевых действий управление экипаж осуществляет в одиночку. Причем существует модернизированный танк, где размещается всего 2 человека. Такие изменения считаются незначительными, поэтому обычно внутри размещается штурман, рулевой и стрелок. За счет этого вождение происходит параллельно от стрельбы, нисколько на нее не влияя.

В этом проявляется важное преимущество танка. Полное описание подскажет, что независимое управление позволяет не прерывать стрельбы во время движения. Вследствие этого вооружение России приобрело небывалую поддержку. Теперь экипаж из нескольких человек превращается в незаменимую боевую единицу, которая развивает высокую скорость и при этом продолжает вести непрерывный огонь. Такие модификации всегда устрашали противников, ведь остановить их практически невозможно.

Габаритные размеры во время движения

Наиболее популярная сборка приобрела усредненные габаритные размеры. Внутри места достаточно, и экипаж свободно справляется со всеми задачами. Однако определенная масса, длина и ширина подбирались исключительно с точки зрения ходовых показателей. Действительно, технические характеристики превосходят все ожидания, поэтому и модификации почти не появлялись за прошедшие годы.

На самом деле вес и вождение связаны напрямую. Опытные водители знают, что на пересеченной местности часто приходится сбрасывать скорость для разворота. Модель, принятая на вооружение России, легко передвигается даже по болотистой или пустынной территории. При этом скорость боевой машины почти не сбрасывается.

Относительно небольшой вес и длина сразу превратились в ужасающую мощь. Все-таки высокая скорость дает преимущество даже перед мотострелковыми войсками, а вес помогает преодолевать сложные препятствия. Неудивительно, что именно такие технические характеристики сохранились на долгие десятилетия.

Двигатель и внутреннее устройство Т 72

Теперь пора оценить двигатель танка. Все-таки вес машины не так велик, но это нисколько не повлияло на двигатель. Конструкторы предпочли сохранить и скорость, и боевую мощь. Параллельно было проработана трансмиссия, давшая большую маневренность.

На Уральском заводе собирались модели, где двигатель и трансмиссия перешли от тяжелой специальной техники. Правда, долгое время велись обсуждения, что длина корпуса должна увеличиться. Для этого пришлось бы изменить двигатель, сохранив ходовые показатели, а такое увеличение массы сгубило бы готовую модель.

Моторесурс и расход топлива

Конструкция танка России показывает отличный двигатель и достаточный боекомплект. Однако война в Афганистане показала, насколько важен расход топлива. В то время приходилось вести боевые действия вдали от базы, поэтому именно большой моторесурс позволял советской армии справляться с тяжелыми задачами.

Минимальный расход топлива позволяет танку свободно ездить по любой местности до 500 км без дополнительной заправки. Такая дальность поездок позволила избавиться от частей поддержки, ведь обслуживание спокойно проводилось на базе. Если же обратить внимание на модель с внешними боковыми баками, то ее небольшой расход топлива позволяет проехать до 700 км.

Экономичный двигатель танка сделал расход топлива одним из преимуществ. Конструкторы обеспечили немалые возможности, сохранив внутренние бензобаки. Так что иной двигатель не получали даже модификации. Все-таки расход топлива всегда оставался полезным для ведения боевых действий на пересеченной местности. К сожалению, далеко не всегда инженерные войска находятся поблизости, поэтому у танка расход топлива должен быть приемлемым.

Броня и вооружение

Быть может, расход топлива заинтересует многих людей, но вот дальность стрельбы до 10 км – это один из феноменальных показателей. Обычно на такие удары были способны только стационарные модели, а Т72 совершает удары прямо на ходу. При этом боекомплект в стандартной модификации предназначен для традиционной башни. В ней установлена гладкоствольная пушка 125 мм, которая обеспечивает мощный заградительный огонь.

В различных моделях гладкоствольная пушка 125 мм часто заменялась. Тем не менее, она была признана оптимальным вариантом, поэтому боекомплект лишь дополнился патронами для пары пулеметов. Да, пушка является основным орудием, но в ближнем бою от нее мало толку. В этот момент на смену приходят пулеметы, позволяющие справляться с приблизившимся противником. Так что боекомплект перед выездом обязательно проверяется.

Нужно заметить, что боекомплект и пушка важна по многим показателям, но броня танка также не должна оставаться без внимания. Так, толщина брони колеблется от 20 до 80 см, поэтому только лобовой выстрел в корпус способен нанести незначительные повреждения. Считается, что пушка не должна подпускать противника, но все-таки толщина брони была выбрана серьезной.

Конструкторы также сохранили важный секрет брони, который является последней разработкой. Она составляется в 3 слоя, что обеспечило максимальную защиту для людей. Первая катаная броня создана для отражения ракетных ударов, заставляя боеголовку взрываться на поверхности без проникновения.

Следующий слой брони – литая стальная. Это основная часть, защищающая экипаж от лобового удара. Также она отлично спасает от мелких снарядов, которые никогда не нанесут вреда танку.

Последний слой – стальная комбинированная. Она меняется в зависимости от модификации, поэтому такая броня считается одной из самых разнообразных. Наиболее распространенная – стальная наборная, помогающая исключить разброс осколков после проникающего удара. Хотя конструкторы даже пробовали использовать тончайший слой воды в качестве эксперимента. В результате этого появился танк, защищающий экипаж даже от радиации.

В российской армии до сих пор сохранился танк, который за несколько десятилетий своего существования лишь улучшил свои характеристики. Он все еще остается актуальным, а за счет дополнительных модификации постоянно обретает новые возможности.

Видео о танке Т-72

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

С друзьями поделились:

militaryarms.ru

Танк Т-72Б — Военный информационный портал Министерства обороны Республики Беларусь

Параметр Единица измерений Т-72Б
Полная масса т. 44,5
Экипаж чел. 3
Двигатель В-84-1 л.с. 840
Удельное давление на грунт кгс/см2 0,83
Длина танка
с пушкой вперед мм 9530
корпуса мм 6860
Ширина танка мм 3460
Высота танка мм 2226
База мм 4270
Клиренс мм 428…470
Скорость движения
Средняя по сухой грунтовой дороге км/ч 40-45
Максимальная по дороге с твердым покрытием км/ч 60
На передаче заднего хода, максимальная км/ч 4,8
Расход топлива на 100 км
По грунтовой дороге л, до 260…450
По дороге с твердым покрытием л, до 240
Емкость баков л 1200
Запас хода по топливу км 500
Вооружение

Гладкоствольная пушка — пусковая установка мм 125
Пулемет ПКТ (спаренный с пушкой) мм 7,62
Пулемет НСВТ мм 12,7
Преодолеваемые препятствия

высота стенки, м
0,85
ширина рва, м
2,8
брод (с подготовкой), м
1,2 (1,8)
глубина водной преграды, преодолеваемой с оборудованием для подводного вождения, м
5
Боекомплект

Выстрелов к пушке шт 45
Патронов:

к пулемету (7,62 мм) шт 2000
к пулемету (12,7 мм) шт 300

www.mil.by

Танк Т-72Б

Т-72Б (Объект 184)

Советский основной боевой танк семейства Т-72. Танк был создан в процессе совершенствования Т-72А. Опытно-конструкторские работы пароводились с 1981 по 1984 год. Принятие на вооружение произошло в 1984 году. Серийное производство стартовало с 1985 года.

Основнойтанк Т-72
СССР

Его разработка началась в 1967 году, когда первый опыт эксплуатации Т-64 выявил недостаточную надёжность двигателя, ходовой части и механизма заряжания.Учитывая ограниченные возможности по производству двигателей 5ТДФ и наличие в достаточном количестве в резерве четырехтактных двигателей В-45, было принято решение установить их на Т-64. В том же голу был изготовлен и испытан экспериментальный образец такого танка.

В холе дальнейшей работы, в 1968-69 голах, были проведены сравнительные испытания танков Т-64А с двигателем В-45 и эжекционной системой охлаждения (разработка конструкторского бюро в Харькове) и образцов с двигателем В-45, автоматом заряжания пушки на 22 выстрела и вентиляторной системой охлаждения (разработка конструкторского бюро в Нижнем Тагиле). Последние показали более высокие результаты.

В ноябре 1969 года на эти машины стали устанавливать двигатели В-46 мощностью 573 кВт (780 л.с.) и ходовую часть повой конструкции. Изготовленному с указанными изменениями образцу был присвоен индекс “объект 172М”. В 1973 году после войсковых испытаний он был принят на вооружение под маркой Т-72 и вскоре получил наименование “Урал”.

В соответствии с техническим заданием боевые и технические характеристики Т- 72 сохранены на уровне танка Т-64А. Несмотря на то, что он был тяжелее “шестьдесятчетверки” на четыре тонны, разница в массе по отразилась на характеристиках максимальной скорости, запаса хода и проходимости, так как ёмкость топливных баков увеличилась на 100 литров, мощность двигателя стала больше на 80 л.с., а ширина гусеницы — на 40 мм.Танк совершенствовался в ходе серийного производства. В 1979 году на вооружение был принят модернизированный образец Т-72А, а в 1985 году — танк Т-72Б.

Рассмотрим последнюю модификацию более подробно. Танк имеет классическую схему общей компоновки с экипажем из трех человек и поперечным расположениемдвигателя. Механик-водитель находится в отделении управления по оси танка. Несмотря на большой угол наклона верхней лобовой детали корпуса, он в боевом положении размещен сидя, так как нижняя часть кресла установлена в специальной выштамповке днища. Забронированный объем отделения управления составляет 2,0 куб. м.

В боевом отделении справа от пушки расположен командир танка, слева — наводчик. В нижней части боевого отделения установлен вращающийся транспортер автомата заряжания, форма и размеры которого позволяют членам экипажа перемещаться внутри машины из боевого отделения в отделение управления и обратно. Применение автомата заряжания позволило получить величину забронированного объема боевого отделения 5,9 куб. м. и высоту танка по крыше башни до 2226 мм.

Моторно-трансмиссионное отделение занимает объем 3,1 куб.м. Для размещения двигателя толщина листов корпуса в районе МТО уменьшена до 70 мм. По сравнению с танком Т-64А изменена конструкция кормовой части корпуса и увеличена длина МТО в связи с применением вентиляторной системы охлаждения и входного редуктора, соединяющего двигатель с бортовыми коробками передач. Общий забронированный объем танка составляет 11,0 куб.м.

Основным вооружением является специальная танковая 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М — пусковая установка. Она отличается от пушки танка Т-64БВ наличием механизма улавливания и выброса поддонов.Конструкция орудия позволяет производить замену трубы ствола в полевых условиях без его демонтажа из башни. В затвор введен механизм, обеспечивающий открывание клина вручную за два такта, что значительно уменьшило затрачиваемые усилия. Для улучшения точности стрельбы цилиндры двух тормозов отката закреплены симметрично относительно канала ствола в правом верхнем и левом нижнем углах казенника. Конструкция противооткатных устройств обеспечивает не заторможенный откат до вылета снаряда из канала ствола и позволяет проводить их проверку в короткие сроки.

Для выверки нулевой линии прицеливания без выхода членов экипажа из танка пушка оснащена устройством встроенного контроля выверки.Стрельба ведется артвыстрелами раздельно-гильзового заряжания с бронебойными подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами и выстрелами с управляемой ракетой, которая имеет боевую кумулятивную часть. Все артвыстрелы имеют единый заряд с частично сгорающей гильзой. Поддон гильзы после выстрела при очередном заряжании пушки автоматически выбрасывается наружу через специальный люк в крыше башни.

Выстрел ЗУБК14 состоит из управляемой ракеты 9М119 и метательного устройства. Он имеет такие же размеры, как обычный артвыстрел, поэтому его загрузка в кассету транспортера автомата заряжания не отличается какими-либо особенностями. Боекомплект пушки размещается во вращающемся транспортере автомата заряжания (22 выстрела) и в немеханизированных боеукладках корпуса и башни (23 выстрела).

Комплекс управляемого вооружения 9К120 обеспечивает ведение стрельбы управляемой ракетой днем с места и с коротких остановок на дальностях от 100 до 4000 метров. Он имеет помехозащитную полуавтоматическую систему управления ракетой по лучу лазера.В состав системы управления огнем входит прицельный комплекс 1А40-1, созданный на базе лазерного прицела-дальномера ТПД-К1 танка Т-72А. Поле зрения прицела стабилизировано в вертикальной плоскости.Для ведения огня из танковой пушки артвыстрелом в ночных условиях и управляемой ракетой днем используется прицел-прибор наведения 1К13-49, входящий в комплекс управляемого вооружения 9К120. Он может работать в активном или пассивном режимах.

Пушка оснащена стабилизатором вооружения 2342-2 с электрогидравлическим приводом вертикального и электромашинным горизонтального наведения, что уменьшило пожароопасность в танке по сравнению с электрогидравлическим приводом.В качестве вспомогательного вооружения применяются 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ и 12,7-мм зенитный пулемет НСВТ (с ручным управлением от командира тапка). Боекомплект спаренного пулемета составляет 2000 патронов, зенитного пулемета — 300 патронов.

Броневая зашита лобовой части корпуса и башни представляет собой многослойные комбинированные броневые преграды, которые обеспечивают неуязвимость от большинства типов бронебойных подкалиберных и кумулятивных снарядов танковых (противотанковых) пушек. Высокая стойкость от кумулятивных боеприпасов достигнута установкой навесной динамической защиты.На тапке установлено 227 контейнеров, из них на корпусе — 61, на башне — 70 и на бортовых экранах — 96. С 1988 года на серийных танках Т-72Б применяется встроенная динамическая зашита.

Корпус тапка — сварной, его верхняя лобовая деталь наклонена под углом 68 градусов от вертикали. Башня — литая, ее лобовая часть имеет переменные углы наклона от десяти до двадцати пяти градусов. Борта корпуса защищены противокумулятивными экранами.Танк отличается высоким уровнем противорадиационной защиты за счет применения подбоя и надбоя, системы коллективной защиты и локальной защиты членов экипажа.

Живучесть танка на поле боя повышена за счет низкого силуэта, применения ТДА и системы 902Б “Туча” дм постановки дымовых завес, системы защиты от напалма и быстродействующего противопожарного оборудования 3ЭЦ1З “Иней”. Танк имеет камуфлирующую окраску и оснащен оборудованием для самоокапывания и для навешивания минного трала КМТ-б.

На машине установлен многотопливный четырехтактный быстроходный дизельный двигатель В-84-1 жидкостного охлаждения с наддувом от приводного Центробежного нагнетателя. Кроме того, используется инерционный (волновой) наддув.Мощность двигателя составляет 618 кВт (840 л.с.). Он приспособлен к работе на дизельном топливе, реактивном топливе (Т- 1, ТС- 1. Т-2) и автомобильном бензине (А- 66, А-72). Пуск осуществляется с помощью электростартера, системы воздушного ча- пуска, а также от постороннего источника тока или с буксира. Для экстренного пуска холодного двигателя зимой имеется система подогрева впускного воздуха.

Механическая планетарная трансмиссия состоит из входного редуктора, двух бортовых коробок передач и двух бортовых редукторов. Она имеет гидросервоуправление и собственную масляную систему.В системе подрессориванния применена индивидуальная торсионная подвеска с гидроамортизаторами рычажно-лопастного типа на 1, 2 и 6 узлах падвески каждого борта. Диски опорных каткая изготовлены из алюминиевого сплава. Опорные катки имеют наружное обрезинивание, а поддерживающие катки — внутреннюю амортизацию. Для предохранения гусеницы от сбрасывания при поворотах танка на ведущих колесах приварены ограничительные диски.

Танк оснащен оборудованием для подводного вождения, позволяющим преодолевать водные преграды глубиной до пяти метров и шириной около 1000 метров. На танке используется комплекс средств связи “Абзац”, который включает УКВ радиостанцию Р-173, радиоприемник Р- 173П, блок антенных фильтров и ларингофонный усилитель. Радиостанция работает в диапазоне частот 30-76 МГц и имеет запоминающее устройство, позволяющее заранее подготовить десять частот связи. Она обеспечивает дальность связи не менее 20 км как на месте, так и в движении по среднепересеченной местности.

Модификации танка Т-72

Т-72 (1973 г.)— базовый образец.

Т-72К (1973 г.)— командирский танк.

Т-72 (1975 г.)— экспортный вариант, отличался конструкцией броневой защиты лобовой части башни, системой ПАЗ и комплектацией боеприпасов.

Т-72А (1979 г.)— модернизация танка Т-72. Основные отличия: лазерный прицел- дальномер ТПДК-1, ночной прицел наводчика ТПН-3-49 с осветителем Л-4, сплошные бортовые противокумулятивные экраны, пушка 2А46 (вместо пушки 2А26М2), система 9025 запуска дымовых гранат, система защиты от напалма, система дорожной сигнализации, ночной прибор ТВНЕ-4Б механика-водителя, увеличенный динамический ход катков, двигатель В-46-6.

Т-72АК (1979 г.)— командирский танк.

Т-72М (1980 г.)— экспортный вариант танка Т-72А. Он отличался броневой конструкцией башни, комплектацией боеприпасов и системой коллективной защиты.

Т-72М1 (1982 г.)— модернизация танка Т-72М. Он отличался дополнительным 16- мм броневым листом на верхней лобовой детали корпуса и комбинированной броней башни с песчаными стержнями в качестве наполнителя.

Т-72АВ (1985 г.)— вариант танка Т-72А с навесной динамической защитой.

Т-72Б (1985 г.)-модернизированный вариант танка Т-72А с комплексом управляемого вооружения.

Т-72Б1(1985 г.)— вариант танка Т-72Б без монтажа некоторых элементов комплекса управляемого вооружения.

Т-72С (1987 г.)— экспортный вариант танка Т-725. Первоначальное наименование — танк Т-72М1М. Основные отличия: 155 контейнеров навесной динамической защиты (вместо 227), бронирование корпуса и башни сохранено на уровне танка Т-72М1, другая комплектация боеприпасов к пушке.

Производство и поставки на экспорт

Серийное производство танка организовано на заводе в Нижнем Тагиле. С 1979 по 1985 год в производстве находился танк Т-72А. На его базе выпускался экспортный вариант Т-72М, а затем его дальнейшая модификация — танк Т-72М1. С 1985 года в производстве находится танк Т-72Б, и его экспортный вариант Т-72С.

Танки серии Т-72 экспортировались в страны бывшего Варшавского Договора, а также в Индию, Югославию, Ирак, Сирию, Ливию, Кувейт, Алжир и Финляндию.На базе танка Т-72 были разработаны и приняты в серийное производство БРЭМ-1, танковый мостоукладчик МТУ-72, инженерная машина разграждения ИМР-2.

Характеристики БРЭМ-1: Масса — 40 т, экипаж — 3 чел., вооружение — 12,7-мм пулемет, -грузоподъемность крана — 12 тc, тяговое усилие лебедки — 25 тc (с полиспастом 100 те), мощность двигателя — 618 кВт (840 л.с.), максимальная скорость — 60 км/ч.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Боевая масса, т44,5
Экипаж, чел3
Высота по крыше башни2226 мм
Пушка125-мм гладкоствольная — пусковая установка
Боекомплект45 выстрелов
Типы боеприпасовБПС, БКС, ОФС, управляемая ракета
Комплекс управляемого вооружения9К120
Управляемая ракета9М119 с управлением по лучу лазера
Дальность стрельбы100-4000 м
Вероятность попадания ракеты в цель при стрельбе с места0,8
Время полета ракеты на дальность 4000 м12 с
Дальномерлазерный
Стабилизатор2342-2 с электромашинным приводом горизонтального наведения
Заряжаниеавтоматическое
Пулеметыодин 12,7-мм, один 7,62-мм
Броневая защитакомбинированная
Динамическая защитавстроенная
Дымовые гранатометы8 шт
Максимальная скорость60 км/ч
Запас хода по шоссе500 км
Двигательмноготопливный четырехтактный дизель
Мощность двигателя618 кВт (840 л.с.)
Трансмиссиямеханическая планетарная
Подвескаторсионная
Гусеницас РМШ (или с ОМШ)
Глубина преодолеваемой водной преграды с подготовкой5 м

Боевая масса44,5 т
Калибр125 мм
Экипаж3 чел

wartools.ru

Российский танк Т-72А, Т-72АВ, Т-72Б, Т-72Б1, Т-72БМ, Т-72БА, Т-72Б2, Т-72Б3

Т-72 «Урал» — самый массовый основной советский боевой танк второго поколения. Принят на вооружение в Советской Армии 7 августа 1973 года.
Ниже дан краткий обзор особенностей российских модификаций танка Т-72, выпускаемого УралВагонЗаводом, подготовленный на форуме pikabu.ru блогером zhuravkofff, за что ему большое спасибо.
Употребляемые сокращения: НКДЗ (Навесной Комплект Динамической Защиты), ВДЗ (Встроенная Динамическая Защита), ВЛД (Верхняя Лобовая Деталь), НЛД (Нижняя Лобовая Деталь), ТПН (Танковый Прицел Ночной), ОПТВ (Оборудование Подвойного Вождения Танка).

T-72A

Т-72АВ , T-72AV

Т-72Б (образца 1984 г), T-72B
принят на вооружение в 1984 г

Т-72Б1 , T-72B1

Т-72БМ , T-72BM
(Т-72Б обр. 1989)


Т-72БМ (фото В.Кузьмина, источник)


последовательный РМШ (источник)

Т-72БА , T-72BA


Т-72Б3 , T-72B3

В дополнение к вышеизложеному:

Т-72Б3 — это капитальный ремонт с бюджетной модернизацией ранее выпущенных машин.
В Алабино на полигоне учебного комплекса Таманской дивизии продемонстрирована последняя модификация «семьдесятдвойки» – танк Т-72Б3, внешне отличавшийся новейшим многоканальным прицелом наводчика «Сосна-У» и отсутствием ИК-прожектора Л-4А «Луна» рядом с маской пушки. По сравнению с Т-72Б3 первых серий башня на месте ИК-прожектора Л-4А «Луна» прикрыта блоками ВДЗ «Контакт-5».
Танк получил новую 125-мм пушку 2А46М-5, новую радиостанцию УКВ диапазона Р-168-25У-2 «Акведук», новое противопожарное оборудование (ППО) и новый многоканальный прицел наводчика (ПНМ) «Сосна-У». Прицел имеет 4 канала: оптический, тепловизионный, канал лазерного дальномера и канал управления противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР). ПНМ «Сосна-У» установлен вместо штатного прицела-прибора наведения 1К-13-49. Старый прицел наводчика 1А40-1 оставлен на штатном месте в качестве запасного.

Место установки ПНМ «Сосна-У» в танке Т-72Б3
(источник)

Командир получил прибор ТКН-3МК с системой «Дубль», обеспечивающей возможность ведения огня командиром. На танке Т-72Б3 установлена встроенная динамическая защита (ВДЗ) «Контакт-5», а не новая ДЗ «Реликт», которая защищает танк от современных тандемных боеприпасов; танк не получил закрытой зенитно-пулемётной установки (ЗПУ) — осталась открытая ЗПУ с ручным управлением. Вместо 1000-сильного двигателя В-92С2, который установлен на Т-90А (Объект 188А) и на модернизированном Т-72БА (Объект 184А), на Т-72Б3 остался капитально отремонтированный В-84-1 мощностью 840 л.с. Поэтому характеристики подвижности не возросли. Танк не оснащается приемниками ГЛОНАСС/GPS.

Т-72Б3 на полигоне в Алабино, август 2013 (источник)



Т-72Б3 на параде в Нижнем Новгороде, май 2014 (источник)


67viktor.livejournal.com

Тактико-технические характеристики танков серии Т-64, Т-72, Т-80 и их модификаций

Тактико-технические характеристики танков серии Т-64, Т-72, Т-80 и их модификаций

 

Танки УКБТМ

Т-72

Т-72А

Т-72Б

Т-72БМ

Т-90

Т-90А

Год выпуска

1973

1979

1985

1989

1993

2006

Боевая масса, т

41

41,5

44,5

44,5

46,5

48

Тип двигателя

В-46

В-46-6

В-84-1

В-84-1

В-84МС

В92С2

Макс, мощность, л.с.

780

780

840

840

840

1000

Удельная мощность, л.с./т

19

18,8

18,9

18,9

18

20.1

Макс, скорость, км/ч

60

60

60

60

60

60

Запас хода по топливу, км

460 (650)

450 (600)

500 (650)

500

Вооружение:

калибр, мм

тип орудия

(боекомплект) /из них в АЗ

125

2А46

(39/22)

125

2А46

(44/22)

125

2А46М

(45/22)

125

2А46М

(45/22)

125

2А46М-2

(45/22)

125

2А46М-5

(45/22)

СУО

 

 

 

+

Баллистический поправочник

+

Баллистический поправочник

+

Баллистический вычислитель

+

Баллистический вычислитель

Комплекс управляемого вооружения, марка (КУВ)

нет

нет

9К120

9К120

9К119

9К119М

Применение КУВ сходу

нет

нет

да

да

Прицел-дальномер (тип)

ТПД2-49

(оптический)

ТПД-К1

(лазерный)

1А40-1

(лазерный)

1А40-1 (лазерный)

1Г46

(лазерный)

1Г46

(лазерный)

Стабилизация по

ВН

+

+

+

+

+

+

ГН

+

Ночной прицел

 

(Тип)

ТПН1-49

 

Активный

ТПНЗ-49

 

пассивно-активный

1К13-49

 

пассивно-активный

1К13-49

 

пассивно-активный

ТПН-4/Т01-П02

 

ТВП 1-го поколения

 

ТВП 2-го поколения

Стабилизация по

ВН

+

+

+

+

+

+

ГН

+

Дублированный режим управления огнем

+

+

 

 

Танки ХКБМ

Серия Т-64

Серия Т-80У с 6ТД

Т-64

Т-64А

Т-64Б

БМ БУЛАТ

Т-80УД

Т-84

Год выпуска

1963

1964

1976

2004

1986

1999

Боевая масса, т

36,5

37

40,6 (42,4 с ДЗ)

45

46

48

Тип двигателя

5ТД

5ТДФ

5ТДФ

5ТДФМ/6ТД-1

6ТД-1

6ТД-2

Макс, мощность, л.с.

650

700

700

850/1000

1000

1200

Удельная мощность, л.с./т

19

18,4

17,2

19/22

21,2

20,8/26

Макс, скорость, км/ч

65

60,5

60,5

60,5/65

65-70

65-70

Запас хода по топливу, км

225-360

(500-600)

225-360 (500-600)

306 (500-600)

385 (600)

360-450 (580)

350 (450)

Вооружение:

калибр, мм

тип орудия

 

боекомплект, шт./в МЗ

115

2А21 

 

40 (30)

125

2А-26 (1974)

2А46-1

37(28)

125

2А46-2

2А46М-1 (1982)

42(28)

125

КБА3

 

35(28)

125

КБА3

 

45(28)

125

КБА3

 

40(28)

СУО

 

+

Баллистический вычислитель

+

Баллистический вычислитель

+

Баллистический вычислитель

+

Баллистический вычислитель

Комплекс управляемого вооружения, марка (КУВ)

нет

нет

9К112

«Комбат»

9К119

«Комбат»

Применение КУВ сходу

да

да

да

да

Прицел-дальномер

 

(тип)

ТПД-34Б

 

(оптический)

ТПД-2-1/ТПД2-49/ ТПД-К1

(оптический)

1Г42

 

(лазерный)

1Г46М

 

(лазерный)

1Г46

 

(лазерный)

1Г46М

 

(лазерный)

Стабилизация по

ВН

+

+

+

+

+

+

ГН

+

Ночной прицел

(Тип)

ТПН-1-432

 

активный

ТПН-1-43А/

ТПН1-49-23

пассивно-активный

ТПНЗ-49

 

пассивно-активный

ТПН-4Э

 

пассивно-активный

ТПН-4

 

пассивно-активный

ТПН-4/

 

пассивно-активный

Стабилизация по

ВН

+

+

+

+

+

+

ВН

Дублированный режим управления огнем

+

+

+

Стабилизатор вооружения

 

тип

2Э18

2Э23/

2Э28М2/2Э42-1

2Э26М/2Э42

2Э42М

2Э42М

2Э42М

ВН

ЭГ

ЭГ

ЭГ

ЭГ

ЭГ

ЭГ

ГН

ЭГ

ЭГ

ЭГ /ЭМ

ЭМ

ЭМ

ЭМ

 

 

КБ «Спецмаш»

Т-80

Т-80Б

Т-80А

Т-80У

Т-80У (М)

 

Год выпуска

1976

1978

1983

1985

2001

Боевая масса, т

42

42,5

46

46

46

Тип двигателя

ГТД-1000Т

ГТД-1000ТФ

ГТД-1000ТФ

ГТД-1000ТФ/ ГТД-1250

ГТД-1250

Макс, мощность, л.с.

1000

1100

1100

1100/1250

1250

Удельная мощность, л.с./т

23,8

25,8

21,7

21,7/27,1

27,1

Макс, скорость, км/ч

70

70

70

70-80

70-80

Запас хода по топливу, км

300 (400)

340 (410)

340 (410)

Вооружение:

калибр, мм

тип орудия

боекомплект, шт./в МЗ

 

125

2А46-1 

 

 

125

2А46-2/2А46М-1

 

 

125

2А46М-1

45 (28)

 

125

2А46М-1

45 (28)

 

125

2А46М-4

45 (28)

СУО

Тип

+

Баллистический вычислитель

+

Баллистический вычислитель

+

Баллистический вычислитель

+

Баллистический вычислитель

Комплекс управляемого вооружения, марка (КУВ)

нет

9К112-1

9К112-1

9К119/9К119М

9К119М

Применение КУВ сходу

да

да

да

да

Прицел-дальномер (тип)

ТПД2-49

(оптический)

1Г42

(лазерный)

1Г42

(лазерный)

1Г46

(лазерный)

1Г46

(лазерный)

Стабилизация по

ВН

+

+

+

+

+

ГН

+

+

+

+

Ночной прицел

 

(Тип)

ТПН1-49-23

 

пассивно-активный

ТПНЗ-49

 

пассивно-активный

ТПНЗ-49

 

пассивно-активный

Т01-К01/

ТПН-4

пассивно-активный

Т01-П02

 

ТВП 1-го поколения

Стабилизация по

ВН

+

+

+

+

+

ГН

Дублированный режим управления огнем

+

+

+

Стабилизатор вооружения

тип

2Э28М

2Э26М

2Э26М

2Э42

2Э42

ВН

ЭГ

ЭГ

ЭГ

ЭГ

ЭГ

ГН

ЭГ

ЭГ

ЭГ

ЭМ

ЭМ

Корпус

 

 

 

 

 

 

 

btvt.narod.ru

Модификации танка Т-72. Техника и вооружение 2004 07

Модификации танка Т-72

Т-72 (экспортный)

В отличие от своего предшественника, танка Т-64 А, который на протяжении длительного времени считался секретным и практически нигде не демонстрировался, Т-72 уже в 1977 г. был представлен некоторым иностранным делегациям, в том числе и французской, а затем участвовал в традиционном параде войск на Красной площади в Москве 7 ноября. Связано это было с тем, что в 1975 г. в СССР приступили к выпуску танка Т-72, несколько отличающегося от образцов, поступавших на вооружение Советской Армии. Это была первая экспортная версия, и отличалась она от обычных «семьдесятдвоек» наличием иного пакета лобовой брони, а также некоторыми изменениями в системе противоатомной коллективной защиты (ПАЗ) и количеством боеприпасов к пушке, число которых было увеличено до 44 артвыстрелов. Эта версия танка иногда упоминается как Т-72 образца 1975 г. В первую очередь такие машины поступали на вооружение стран Варшавского договора. Кроме прямых поставок странам Варшавского договора, а затем и некоторым другим, была продана лицензия на производство «экспортных» Т-72.

Т-72А

Харьковские коллеги конструкторов с УВЗ не стояли на месте, и уже в 1976 г. на вооружение Советской Армии был принят первый отечественный танк Т-64Б с комплексом управляемого ракетного вооружения, на котором имелась уже и автоматизированная система управления огнем (СУО). В ее состав входили лазерный прицел-дальномер прибор слежения (ПДПС), а также баллистический вычислитель с комплектом автоматических датчиков изменяющихся условий стрельбы.

Бортовая проекция танка Т-72А

Бортовая проекция танка Т-72М

Бортовая проекция танка Т-72АВ

Бортовая проекция танка Т-72Б

Проекции танка Т-72М1, оборудованного навесной динамической защитой.

Велись проработки по модернизации танка Т-72 «Урал» и в Нижнем Тагиле. Так, с 1979 г. начался серийный вытек танка Т-72А. На новом танке был установлен лазерный прицел-дальномер ТПД-К1 вместо оптического ТПД-2-49, что значительно повысило вероятность попадания из пушки с первого выстрела. Необходимо также сказать, что и сам процесс измерения дальности наводчиком стал занимать по времени доли секунды, а ошибка составляла всего ±10 м независимо от измеряемой дальности. На первых серийных образцах танков Т-72А на башнях еще оставалась шахта базовой трубы и выходное окно (перед командирской башенкой) оптического дальномера, которое за ненадобностью закрывалось бронированной крышкой. На более поздних версиях Т-72А применялся прицельный комплекс 1А40, который включал в себя лазерный прицел-дальномер ТПД-К1, устройство выработки боковых упреждений (УВБУ) с блоком индикации и баллистический поправочник.

На танк был установлен также и новый ночной прицел наводчика — ТПНЗ-49 пассивно-активного типа. Дальность стрельбы ночью с этим прицелом и новым инфракрасным прожектором Л-4А «Луна-4» возросла до 1300 м. В пассивном режиме, т. е. без включения инфракрасного прожектора, а значит, не обнаруживая себя, экипаж танка мог вести огонь ночью на дальность до 500 м.

Боекомплект танка к пушке был увеличен и составил 44 артиллерийских выстрела.

Для повышения защищенности на Т-72А увеличилась толщина пакета брони, особенно лобовой части башни. Для нее был разработан новый тип комбинированной брони с наполнителями из песчаных стержней. Стойкость брони башни для бронебойных под калиберных снарядов стала составлять 500 мм, а для кумулятивных — 560 мм гомогенной брони. Внешние размеры башни заметно увеличились, в ее лобовой части появились дополнительные выступы — «скулы», и за это в армии США танк Т-72А прозвали Dolly Parton в честь пышногрудой американской певицы и актрисы.

Вместо четырех откидных подпружиненных щитков на каждом борту был установлен сплошной резинотканевый экран. С 1980 г. на танках Т-72А внедрили систему пуска дымовых гранат 902А «Туча-2», включающую 12 пусковых установок (по шесть с каждой стороны башни) и систему защиты от напалма «Сота».

С целью повышения подвижности танка по пересеченной местности была внедрена модернизированная подвеска ходовой части и применен усовершенствованный дизельный двигатель В-46-6. Для вождения ночью механик-водитель располагал новым прибором ночного видения активно-пассивного типа ТВНЕ-4Б.

Параллельно с Т-72А выпускался и командирский вариант этого танка Т-72АК Как и в случае с танком Т-72 «Урал», Т-72АК отличался только лишь наличием дополнительных средств связи, танковой навигационной аппаратуры, устройств, обеспечивающих их работу, и сниженным до 36 артвыстрелов боекомплектом к пушке.

В 1980 г. в связи с возросшим спросом на внешнем рынке на новые танки был разработан и экспортный вариант Т-72А — Т-72М. В основном танки Т-72М выпускались за рубежом по лицензии. Отличались они от Т-72А уровнем защищенности и устройством системы коллективной защиты. Учитывая опыт локальных конфликтов, в которых пришлось участвовать танкам Т-72М, в 1982 г. была проведена модернизация этой машины. В основном модернизация коснулась усиления броневой защиты. Усовершенствованный танк Т-72М получил обозначение Т-72М1 и отличался наличием дополнительной 16-мм пластиной брони на верхнем лобовом листе и комбинированной броней лобовой части башни с песчаными стержнями в качестве наполнителя.

С 1985 г. на вооружение Советской Армии стал поступать танк Т-72АВ. Он оборудовался навесной динамической защитой (ДЗ), состоящей из 227 элементов. Каждый элемент ДЗ представляет собой небольшую металлическую коробочку, внутри которой находится металлическая пластина и заряд взрывчатого вещества. При попадании в такую коробочку кумулятивной струи взрывчатое вещество, находящееся в ней, детонирует, и металлическая пластина выбрасывается навстречу образовавшейся кумулятивной струе, принимая на себя часть ее энергии, в результате чего снижается ее пробивная способность. Элементы динамической защиты закреплялись на лобовом броневом листе, на лобовой части и крыше башни, на бортовых защитных экранах. В ходе проведения регламентных работ и капитального ремонта после 1985 г. большинство советских танков, состоящих на вооружении, оборудовались динамической защитой, в частности, танки Т-72А модернизировались до уровня Т-72АВ. Экспортные танки Т-72М1 с 1985 г. также стали оснащаться динамической защитой.

Башня танка Т-72 М.

Башня танка Т-72М1.

Т-72Б

В том же 1985 г. КБ УВЗ представило еще один вариант усовершенствованного Т-72 — Т-72Б («объект 184»). Башня танка получила новый пакет броневой защиты, который обеспечивал лучшую защищенность, чем любая другая предыдущая модификация Т-72. В армии США этот танк за новую, еще более округлую форму башни получил неофициальное прозвище Super Dolly Parton. Верхняя лобовая деталь корпуса усилена дополнительным 20-мм листом брони. Кроме того, машина оснащена навесной динамической защитой, состоящей из 227 контейнеров, 118 из которых размещены на корпусе. Танки последних выпусков имеют дополнительную антинейтронную защиту (надбой) на крыше корпуса и башни, которая позже была установлена и на Т-72А.

Значительно возросла огневая мощь танка за счет установки на него комплекса управляемого ракетного вооружения 9К120 «Свирь» (по терминологии НАТО АТ-11 Sniper). Максимальная дальность стрельбы ракетой, управляемой по модулированному лазерному лучу с вероятностью попадания в цель типа танк не менее 80 %, составляет 5000 м, что значительно превышает дальность эффективного огня любого танка, состоящего на вооружении стран НАТО. Важно отметить, что при стрельбе управляемой ракетой из танка при выстреле не образуется вспышки выстрела и пыледымового облака, а значит, танк не обнаруживает себя. Кроме того, ракета 9М119 комплекса 9К120 «Свирь» способна пробить броню любого современного танка даже при наличии динамической защиты независимо от дальности стрельбы.

Артиллерийский выстрел ЗУБК14 с управляемой ракетой 9М119 представляет собой собственно саму ракету и небольшой вышибной заряд для выталкивания ракеты из канала ствола и производства отката пушки для обеспечения последующего заряжания. Наведение ракеты осуществляется через прицел-прибор наведения (ППН) 1К13, установленный вместо ночного прицела наводчика ТПНЗ-49. При стрельбе ночью ППН работает так же, как и обычный ночной прицел. Артиллерийский выстрел с управляемой ракетой 9М119 загружается в кассеты автомата заряжания, как и любой другой тип боеприпаса к танковой пушке. В случае полного отказа АЗ выстрел ЗУБК 14 может заряжаться в пушку и вручную, чего нельзя было сделать в танке Т-64Б, где зарядить в пушку выстрел с ракетой 9М112 возможно только при помощи механизма заряжания.

На Т-72Б была установлена новая 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М, отличающаяся от своей предшественницы 2А46 лучшими точностью стрельбы и эксплуатационными характеристиками. Это было достигнуто благодаря увеличению жесткости ствола, изменению конструкции люльки пушки и противооткатных устройств. На пушке 2А46М используются два тормоза отката, симметрично расположенных относительно оси канала ствола, в результате чего не возникает вращающего момента при откате пушки в момент выстрела. Более того, при выстреле до момента вылета снаряда из канала ствола происходит свободный откат, т. е. в первый момент тормоз отката не работает, а следовательно, не оказывает никакого воздействия на ствол пушки. Замена ствола пушки производится без снятия башни и требует всего 2–3 часов, в зависимости от обученности личного состава, производящего эту операцию. Боекомплект танка Т-72Б составляет 45 артвыстрелов к 125-мм пушке, 22 из которых находятся во вращающемся транспортере АЗ, а еще 23 — в боеукладках башни и корпуса.

На Т-72Б используется прицельный комплекс 1А40-1, основу которого составляет лазерный прицел-дальномер ТПД-К1, применяемой на танках Т-72 А, с полем зрения, стабилизируемым в вертикальной плоскости. Однако на новом танке в прицельный комплекс включен баллистический поправочник, который автоматически вводит поправки на температуру заряда и воздуха, атмосферное давление, угловую скорость цели и танка, скорость движения танка и другие условия стрельбы, что значительно повышает вероятность попадания первым выстрелом. Однако баллистический поправочник не учитывает все изменяющиеся условия стрельбы, как это происходит при наличии в танке автоматизированной СТО с баллистическим вычислителем, так как учитывает только суммарную поправку, которая вводится в него вручную перед началом стрельбы, вычисляемую по номограммам, закрепленным на казенной части пушки у командира танка. Естественно, при ведении боя производить подобные вычисления перед каждым выстрелом никто не будет.

Стрельба в ночных условиях ведется с использованием комбинированного прицела 1К13-49, который является частью комплекса управляемого вооружения 9К120 и может работать в активном или пассивном режиме.

Внедрен новый стабилизатор вооружения 2Э42-2 с гидроэлектроприводом в вертикальной плоскости и электромашинным приводом в горизонтальной. Новый стабилизатор обладает лучшими точностными характеристиками и большей надежностью, чем стабилизатор 2Э28М.

С целью повышения подвижности танка на нем установлен новый более мощный двигатель В-84-1, развивающий мощность 840 л.с. В связи с использованием нового вентилятора охлаждения радиаторов кормовая часть машины несколько изменилась.

Параллельно с Т-72Б выпускалась и командирская версия этой машины — танк Т-72БК. Как и все командирские танки, он отличался наличием второй радиостанции KB-диапазона, новой танковой навигационной аппаратуры ТНА-4 с выносным планшетом, бензоагрегата с генератором для питания средств связи на стоянке и несколько меньшим боекомплектом. Часть танков Т-72Б выпускалась без некоторых элементов комплекса управляемого ракетного вооружения и получила обозначение Т-72Б1.

В 1992 г. танк Т-72Б прошел модернизацию. Главным образом была повышена огневая мощь танка и его защищенность. Танк Т-72БМ (так он стал называться) получил встроенную ДЗ второго поколения, которая обеспечивала защиту не только против боеприпасов с кумулятивной боевой частью, но и против бронебойных подкалиберных снарядов. Впервые на танках семейства Т-72 была установлена СУО с метеобаллистическим датчиком ДВЕ, что значительно повысило точность огня из основного вооружения обычными боеприпасами.

Т-72С

С 1987 г. Уралвагонзавод приступил к выпуску 7 танка Т-72С. Это экспортная версия Т-72Б, и в некоторых источниках она первоначально упоминалась как Т-72М1М. Танк имеет пакет динамической защиты, состоящий из 155 элементов на корпусе и башне, являющийся идентичным таковому на Т-72М1. Имеется различный выбор типов боеприпасов для 125-мм пушки, в том числе и управляемые ракеты 9М119 комплекса «Свирь».

Подобно танку Т-72Б, часть Т-72С выпускались без комплекса управляемого вооружения. Эта машина получила обозначение Т-72С1. С 1992 г. Т-72С стали оснащаться встроенной динамической защитой, как и на Т-72БМ.

Тактико-технические характеристики танков Т-72

ХарактеристикиТ-72T-72AT-72MТ-72БТ-72СТ-72БМ
Год выпуска197319791982198519871992
Экипаж, чел.333333
Боевая масса, т4141,541.544.544,544,5
Длина с пушкой вперед, м9,539,539,539,539,539,53
Ширина, м3,463,593,593,463,593,46
Высота по крыше башни, м2,192,192,192,232,222,23
Клиренс, м0,470,490,470,470,490,47
Ср.удельнос давление на грунт, кг/см20,830,840,840,90,90,9
Тип двигателяВ-46В-46-6В-46В-84-1В-84В-84-1
Макс. мощность, л.с.780780780840840840
Удельная мощность, л.с./т1918,818,818,918,918,9
Макс. скорость, км/ч606060606060
Запас хода по топливу, км500460-650500500600500
Бронирование:
— лоб корпусаКомбиниров.Комбиниров.Комбиниров.Комбиниров.Комбиниров.Комбиниров.
— лоб башниМонолитнаяКомбиниров.Комбиниров.Комбиниров.Комбиниров.Комбиниров.
— динамическая защитаНетНет155 эл-тов227 эл-тов155 эл-товВстроенная
Вооружение:
— калибр, мм и тип орудия (боекомплект, шт.)125 Д-81 TM (39)125 2А46 (44)125 2А46 (44)125 2А46М (45)125 2А46М (45)125 2А46М (45)
— калибр, мм и тип пулемета (боекомплект, шт.)7,62, ПКТ (2000)7,62, ПКТ (2000)7,62, ПКТ (2000)7,62, ПКТМ (2000)7,62, ПКТМ (2000)7,62, ПКТМ (2000)
— калибр, мм и тип пулемета (боекомплект, шт.)12,7 HCBT (300)12,7 HCBT (300)12,7 НСВТ (300)12,7 НСВТ (300)12,7 НСВТ (300)12,7 НСВТ (300)
Комплекс управляемого вооружения, марканетнетнет9K1209K1209К120
Прицел-дальномерТПД2-49ТПД-К1ТПД-К11А40-11А40-11А40-1
Ночной прицелТПН1-49ТПНЗ-49ТПНЗ-491K13-491K13-491К13-49
Стабилизатор вооружения2Э28М2Э28М2Э28М2Э42-22Э42-22Э42-2

Специальные машины на базе Т-72

Удачная ходовая часть и высокая надежность силовой установки позволили создать на базе танка Т-72 целое семейство машин самого различного назначения. Одной из первых была ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1 — первая в нашей стране машина такого класса. Позже на базе «семьдесятдвойки» была создана и серия инженерных машин — инженерная машина разграждения ИМР-2, танковый мостоукладчик МТУ-72, боевая машина разграждения БМР-3 «Корт-Б». Не остались без внимания и артиллеристы: с использованием узлов и агрегатов танка Т-72 разработана одна из лучших в мире самоходно-артиллерийских систем 2С19 «МСТА-С». К числу последних разработок с использованием «семьдесятдвоечной» базы относится тяжелая огнеметная система ТОС-1 «Буратино», успешно применявшаяся в Чечне. И наверняка еще много различных машин будут применять уникальное шасси, созданное конструкторами Уралвагонзавода.

Продолжение следует

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1 была создана на базе танка Т-72.

Бронированная машина разминирования БМР-ЗМ.

Фото С. Суворова.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *