Самые большие подводные лодки в мире
Подводные лодки стоят на вооружении многих стран мира. Есть среди них небольшие суда, экипаж которых состоит из 1-2 моряков и самые большие подводные лодки в мире. О последних мы и расскажем в статье.
Самыми большими субмаринами являются подводные крейсеры, подводное водоизмещение которых может достигать 48 тысяч тонн и длины в 172 метра.
10. Навага | Длина 128 метров
На 10 месте среди самых больших подводных лодок в мире находятся советские субмарины проекта 667А «Навага», оснащенные баллистическими ракетами. Длина подлодки составляет 128 метров, ширина – 11,7 метра. Оснащение – 16 пусковых установок с ракетами Р-27. Дальность действия – 2400 километров. Общий боевой комплект субмарины – 22 торпеды, из них две – ядерные.
9. Триумфан | Длина 138 метров
Французские подводные лодки типа «Триумфан» входят в число самых больших субмарин в мире. Строительство первой подлодки началось в 1986 году. Распад СССР внес коррективы в количество построенных субмарин – вместо 6 было создано 4 подводных лодки.
Размеры субмарины: подводное водоизмещение – 14 335 тонн, длина корпуса – 138 метров, ширина – 12, 5 метра. Вооружение – 16 баллистических ракет класса М45. Девятое место в нашем рейтинге.
8. Цзинь | Длина 140 метров
Поражают своими размерами и китайские подлодки проекта 094 «Цзинь». Они занимают 8 место в рейтинге самых больших подводных лодок в мире. Они пришли на смену лодкам класса 092 «Ся». Строительство новых подлодок началось в 1999 году. Поскольку Китай предпочитает держать втайне все свои военные разработки, о субмаринах нового поколения известно мало. Длина подлодки – 140 метров, ширина – около 13 метров, подводное водоизмещение – 11500 тонн. Вооружение – 12 баллистических ракет с дальностью действия до 12 тысяч километров.
В 2004 году на воду была спущена первая субмарина серии «Цзинь». По информации китайской стороны, сейчас на вооружении Китая находятся 6 подводных лодок этого типа. К боевому патрулированию они должны были приступить в 2014 году.
7. Вэнгард | Длина 150 метров
В число самых больших субмарин в мире входят британские подлодки типа «Вэнгард». В 1990 годах они пришли на смену лодкам типа Resolution. Появление новых субмарин у США и СССР заставили Англию приступить к созданию нового типа подлодки, с такими же высокими боевыми характеристиками. Первоначально было решено построить не менее 7 подлодок, но с распадом Советского Союза необходимость в таком количестве ракетоносцев отпала. Всего на вооружение поступило 4 подлодки типа «Вэнгард». Строительство первой из них началось в 1986 году.
Размеры субмарины: подводное водоизмещение – 15 900 тонн, длина корпуса – 150 метров, ширина – 12,8 метра. Вооружена 16 баллистическими ракетами системы «Trident-2 D5».
6. Кальмар | Длина 155 метров
На 6 месте в рейтинге самых больших субмарин – российские подводные лодки «Кальмар». Проект субмарины начал разрабатываться в 1972 году специально для двухступенчатой баллистической ракеты Р-29Р.
Размеры подлодки: подводное водоизмещение 13 050 тонн, длина корпуса 155 метров, ширина – 11, 7 метра. Вооружение – 16 межконтинентальных жидкостных ракет Р-29Р с дальностью действия более 6 000 км.
На сегодня большая часть подлодок «Кальмар» утилизирована, остальные входят в состав Тихоокеанского флота России.
5. Мурена-М | Длина 155 метров
Подлодки проекта «Мурена-М» входят в число самых больших субмарин. Это модернизация лодок проекта «Мурена». Главное отличие – размещение 16 ракет, а не 12. Для этого корпус лодки был увеличен на 16 метров.
Размеры субмарины: подводное водоизмещение 15 750 тонны, длина корпуса 155 метров, ширина – 11, 7 метра. Вооружение – 16 ракет Р-29Д с дальностью действия более 9 000 км. Пятое место в рейтинге.
4. Дельфин | Длина 167 метров
Подлодка проекта «Дельфин», занимающая 4 место в нашем рейтинге, продолжила развитие проекта «Кальмар». Строительство первой субмарины началось в 1981 году. Было построено 7 подлодок. Сейчас все они входят в состав подводного флота России. По своим размерам субмарина того типа входит в число самых больших подводных лодок в мире. Ее подводное водоизмещение составляет 18 200 тонн, длина 167 метров, ширина – 11, 7 метра. Вооружение – 16 баллистических ракет класса Р-29РМ.
3. Огайо | Длина 170 метров
Американские субмарины типа «Огайо» входят в число самых больших подводных лодок в мире. Они относятся к подлодкам третьего поколения и оснащены 24 баллистическим ракетами «Трайдент». Их особенность – разделяющиеся головные части и индивидуальная система наведения на цель. Сегодня субмарины типа «Огайо» составляют ядро американских ядерных сил. Они несут боевое дежурство в Атлантическом и Тихом океанах.
Размеры подлодки: подводное водоизмещение – 18 750 тонны, длина корпуса – 170, 7 метра, ширина – 12, 8 метра. Максимальная глубина погружения – 55о метров. Первая субмарина этого типа вступила в строй в 1981 году.
Интересный факт: в 2009 году во время боевого дежурства экипаж субмарины USS Rhode Island спас четырех мужчин и мальчика, которые потерпели крушение и четверо суток находились в море без надежды на спасение.
2. Борей | Длина 170 метров
Российские подводные лодки проекта 955 «Борей» занимают 2 место в рейтинге самых больших субмарин в мире. Построены и вошли в строй 3 подводных крейсера, три находятся в стадии строительства и последний был заложен в декабре 2015 года. Всего к 2018 году планируется построить 8 подлодок «Борей». Разрабатывалась подлодка для того, чтобы заменить субмарины проектов «Дельфин» и «Акула».
Размеры подлодки: подводное водоизмещение 24 000 тонны, длина корпуса 170 метров, ширина – 13, 5 метра. Вооружение – 16 ракет «Булава».
1. Акула | Длина 173 метра
Первое место в рейтинге самых больших субмарин в мире занимает российская подлодка проекта 941 «Акула». Это самый большой подводный крейсер, построенный человеком. Представьте махину высотой с девятиэтажный дом и длиной в два футбольных поля – это и есть легендарная «Акула». С точки зрения боеспособности такие размеры вызывают сомнения, но нельзя не восхищаться мощью этой гигантской субмарины.
Строительство подлодки было начато в 1976 году. «Акула» стала ответом на проект американской подлодки типа «Огайо». Вступил первый подводный ракетоносец в строй в 1980 году.
Размеры субмарины: подводное водоизмещение 48 тысяч тонн, длина корпуса 172, 8 метра, ширина – 23, 3 метра. Вооружен подводный крейсер 20 трехступенчатыми баллистическими ракетами Р-39 «Вариант».
На подлодке созданы улучшенные условия для экипажа. Здесь есть небольшой бассейн, солярий, сауна, спортзал и даже живой уголок.
Размеры позволяют подлодке взламывать лед толщиной более двух метров. А это значит, что она может нести боевое патрулирование в арктических широтах.
Всего на вооружении России находится 6 подлодок класса «Акула».
https://www.youtube.com/watch?v=09jDIHQyxzI
top10a.ru
Российские подлодки возглавили топ-5 самых больших субмарин в мире
Шведское издание Expressen опубликовало рейтинг самых больших в истории флота подлодок, первые два места заняли российские (советские) субмарины, передает ТАСС.Топ-5 самых больших подлодок в истории по версии издания выглядит следующим образом:
1. Проект «Акула». Водоизмещение 48 тыс. тонн.
«Самый большой подводный крейсер мира. Спроектирован ЦКБ «Рубин». Строительство серии 941 было начато в 1976 г. Всего с 1981 по 1989 гг. на «Севмаше» было построено шесть лодок этого проекта. Сейчас в боевом составе ВМФ РФ только тяжелый атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-208 «Дмитрий Донской»», – говорится в статье.
2. Проект «Борей». Водоизмещение 24 тыс. тонн.
«Стратегические атомные ракетоносцы класса «Борей» спроектированы в ЦКБ морской техники «Рубин» в 1980-х гг. В составе флота РФ три подводных крейсера, еще четыре находятся в стадии строительства. Всего до 2021 г. запланировано построить восемь таких ракетоносцев, причем пять из них – модернизированного проекта 955А».
3. Проект Ohio. США. Водоизмещение 18 750 тонн.
«Проект Ohio – серия из 18 американских стратегических атомных подлодок третьего поколения, вошедших в строй с 1981 по 1997 г. Лодки отличались от предшественников повышенным боевым потенциалом и улучшенной скрытностью. Составляют основу стратегических наступательных ядерных сил США».
4. Проект «Мурена»/Delta II. Водоизмещение 18 200 тонн.
«Класс субмарин типа «Мурена» (Delta по классификации НАТО) был создан во времена холодной войны, их задачей считались удары по американским промышленным и военным объектам». Всего имеется 4 подкласса: Проект 667Б (Delta I, принят на вооружение в 1972 г), 667БД (Delta II), 667БДР «Кальмар» (Delta III).
5. Проект Vanguard. Великобритания. Водоизмещение 15 900 тонн.
«Весь ядерный арсенал Соединенного Королевства размещен на четырех субмаринах класса Vanguard. Они находятся на базе Клайд в Шотландии. Построены лодки в 1990-х гг., и пришли на смену устаревшим кораблям типа Resolution, фактически являясь их дальнейшим развитием».
topwar.ru
Самые большие подводные лодки в истории | Военное дело | ИноСМИ
Тихие, почти беззвучные, они таятся в глубинах моря. Они могут проводить многие месяцы под водой. При этом они достаточно сильны, чтобы уничтожить немалую часть планеты. Вот самые большие подлодки в истории.
Подводные лодки класса «Акула», Советский Союз/Россия, 48 тысяч тонн
Самые большие подводные суда, когда-либо построенные человеком — это атомные подводные лодки класса «Акула» (Typhoon по классификации НАТО).
Их длина составляла 175 метров, а ширина была чрезвычайно большой. Подлодки этого класса весят вдвое больше следующих за ними по размеру.
Подводные лодки Typhoon известны как Проект 941 «Акула». Проект разрабатывался в Советском Союзе в 1970-1980-е годы.
YleThe National InterestEl ConfidencialПервая подлодка в серии из шести штук была спущена на воду в 1980 году и принята на вооружение спустя год.Эти морские чудовища были не только огромными, но и намного более тихими по сравнению с предшественниками. Лодки приводились в движение двумя ядерными реакторами.
Они обладали способностью уничтожить большую часть мира. В арсенал каждой входило пугающее количество баллистических ракет и ядерных боеголовок.
Члены экипажа жили на подводных лодках в относительном комфорте и могли проводить под водой до 120 дней подряд. В случае чрезвычайной ситуации, например, ядерной войны, этот период мог быть увеличен.
Когда Советский Союз распался в 1991 году, подводные лодки перешли во владение нового российского флота. В 1997 две огромных субмарины списали в утиль по финансовым причинам. Позже из эксплуатации вывели и остальные суда.
Подводные лодки класса «Борей», Россия, 24 тысячи тонн
Вторые по величине подводные лодки в мире тоже принадлежат России, и они намного современнее, чем суда класса «Акула», на замену которым они и пришли.
Эти атомные подлодки длиной 170 м оснащены баллистическими ракетами типа Р-30 «Булава».
© РИА Новости, Ильдус Гилязутдинов | Перейти в фотобанкРоссийская атомная подводная лодка стратегического назначения «Владимир Мономах»
Лодки класса «Борей» уже предшественников, их габариты меньше, и поэтому они дешевле в производстве. Однако первый экземпляр все равно обошелся в 770 миллиардов долларов.
Первая подлодка «Борей» вышла в море в 2009 году, а в январе 2013 года российский Тихоокеанский флот принял ее на вооружение.
Сейчас у России три подобных субмарины, но планируется закупка еще нескольких штук.
Подводный флот Путина продолжает расти.
Подводные лодки класса Ohio, США, 18750 тонн
Третий по габаритам класс подводных лодок производится в США.
В начале 1970-х американский подводный флот был признан устаревшим, и возникла необходимость в новых подводных лодках. При этом Советский Союз, заклятый враг американцев в холодной войне, улучшил средства поиска подводных судов и борьбы с ними.
© flickr.com, Submarine Group TenПодводная лодка USS Maryland (SSBN 738) класса «Огайо»
США ответили лодками класса Ohio, отличавшимися от предшественников повышенным боевым потенциалом и улучшенной скрытностью.
В настоящее время у США 18 таких подводных лодок.
В одном лодки класса Ohio превосходят российские аналоги — они могут нести на борту больше ракет, чем как «Акулы», так и «Бореи».
Дизайн рассчитан на то, чтобы подлодки могли проводить в открытом море как можно более долгое время, патрулируя океаны со своим смертоносным грузом ракет. Был принят ряд мер, чтобы укоротить необходимое им время пребывания в порту, упростить ремонт и процесс пополнения запасов.
Подводные лодки класса «Мурена», Советский Союз/Россия, 18200 тонн
Класс «Мурена» (Delta по классификации НАТО) — четвертый по размеру тип подводных лодок в мире. Эти субмарины были созданы во времена холодной войны, их задачей считались удары по американским промышленным и военным объектам, а также городам, в случае ядерной войны.
Класс Delta делится на четыре подкласса. Проект 667Б «Мурена» (Delta I) принят на вооружение в 1972 году. Всего было построено 18 таких подводных лодок, последняя выведена из эксплуатации в 1998 году. Проект 667БД «Мурена-М» (Delta II) стал модификацией «Мурены» с дополнительными ракетными отсеками. Проект 667БДР «Кальмар» (Delta III) — первые подводные лодки, способные выстреливать весь комплект баллистических ракет одним залпом, что для Советского Союза стало большим шагом вперед. Проект 667БДРМ «Дельфин» (Delta IV) отличается от предшественников бесшумностью.
Подводные лодки класса Vanguard, Великобритания, 15900 тонн
Четыре атомные подводные лодки Vanguard Королевского военно-морского флота размещены на базе Клайд в Шотландии.
Если в мире — не дай бог — разразится ядерная война, эти суда сыграют огромную роль в судьбе Великобритании.
С 1998 года на их борту размещаются лишь стратегические баллистические ракеты, одна из которых с 128 боеголовками должна находиться в море в любой момент времени. При этом у страны совсем нет тактического и авиационного ядерного оружия.
Подлодки этого класса планируется вывести из эксплуатации не раньше 2028 года.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
inosmi.ru
Самая глубоководная атомная подводная лодка (Проект 685) «Плавник» — DRIVE2
Проект 685 «Плавник» — опытная глубоководная торпедная атомная подводная лодка.
Полный размер
Проект 685. Атомный подводный крейсер 1-го ранга.
Шифр работ: «Плавник».
Построено: 1 ед.
Тактический номер: К-278, с 10.1988. (по др. данным с 31 января 1989 г.) «Комсомолец».
Обозначение НАТО: Mike.
Разработчик: ЦКБ-18, с 1966 г. «Ленинградское проектно-монтажное Бюро „Рубин“» (ЛПМБ «Рубин»), г. Ленинград.
Главный конструктор: Н.А.Климов, с 1977 г. Ю.Н.Кормилицын.
Зам. главного конструктора: Д.А.Романов
Изготовитель: ПО «Северное машиностроительное предприятие» (ПО «СМП»), г. Северодвинск.
Ответственный сдатчик ПО «СМП»: В.М.Чувакин.
Заводской номер: 510.
Дата закладки: 22.04.1978.
Дата спуска на воду: 09.05.1983.
Дата вступления в строй: 20.10.1983. (по данным разработчика приёмный акт от 28.12.1983.)
Дата гибели: 07.04.1989.
Н.А.Климов:
Ю.Н.Кормилицин:
Характеристика АПЛ проекта 685:
Длина наибольшая 118,4 м
Ширина наибольшая 11,1 м
Осадка по КВЛ 7,4 м
Водоизмещение:
— нормальное 5680 м3
— полное 8500 м3
Запас плавучести 36%
Рабочая глубина погружения 1000 м
Предельная глубина погружения 1250 м
Полная скорость подводного хода 30,6 уз.
Надводная скорость 14,0 уз.
Экипаж 57 чел.
Носовая часть корпуса АПЛ
История создания.
В августе 1966 г. командованием ВМФ было выдано тактико-техническое задание на разработку опытной глубоководной подводной лодки (проект 658) с предельной глубиной погружения, в 2,5 раза превышающей соответствующий показатель других атомных торпедных подводных лодок. Работы, получившие шифр «Плавник», велись в ЦКБ-18 под руководством главного конструктора Н.А. Климова (в 1977 году его сменил Ю.Н. Кормилицын).
Глубоководная атомная лодка создавалась как полноценный боевой корабль, способный решать широкий круг задач, в число которых входил поиск, обнаружение, длительное слежение и уничтожение атомных подводных лодок, борьба с авианосными соединениями, крупными надводными кораблями и транспортами противника.
Процесс проектирования глубоководной лодки занял более восьми лет. Технический проект глубоководного атомохода был утвержден в декабре 1974 г. (по данным ЦКБ МТ «Рубин» технический проект был разработан в 1973 г.).
В качестве основного конструкционного материала на проекте 685 было решено использовать титановые сплавы.
Для определения работоспособности титанового сплава в условиях высоких напряжений корпусных конструкций на больших глубинах погружения было решено провести широкий комплекс исследований и экспериментов. На масштабных, полунатурных и натурных отсеках подводной лодки отрабатывались методы конструирования, технология изготовления различных конструктивных узлов корпуса, осуществлялась экспериментальная проверка статической, циклической и динамической прочности конструкции.
В рамках программы создания АПЛ проекта 685 в Северодвинске были построены три специальные док-камеры, одна из которых имела диаметр 5 м и длину 20 м, другая, соответственно, 12 и 27 и третья — 15 м и 55 м. В первой из камер создавалось давление 400 кгс/см2 при разовой нагрузке и 200 кгс/см2 — при циклическом нагружении. Вторая док-камера имела рабочее давление 200 кгс/см2 и третья — 160 кгс/см2.
Опыт, полученный в ходе реализации 685 проекта, предполагалось широко использовать при проектировании и постройке атомных подводных лодок нового поколения.
АПЛ 685-го проекта, получившая номер К-278, была официально заложена в Северодвинске 22 апреля 1978 г. Постройка корабля осуществлялась блоками, каждый из которых был испытан давлением в самой большой из экспериментальных док-камер.
Спуск К-278 на воду состоялся 9 мая 1983 г., а 20 октября 1983 г. атомная подводная лодка вступила в строй Краснознаменного Северного флота.
Корабль имел двухкорпусную архитектуру. Его тщательно отработанные внешние обводы в сочетании с применением одновальной энергетической установки обеспечивали относительно низкое гидродинамическое сопротивление и высокие скоростные качества, превосходящие возможности американских аналогов.
Прочному корпусу была придана относительно простая конфигурация. В средней части он представлял собой цилиндр диаметром 8 м, а в оконечностях — усеченные конусы, заканчивающиеся сферическими переборками (угол сопряжения цилиндра и конусов не превышал 5°). В качестве основного конструкционного материала был принят титановый сплав 48-Т с пределом текучести 72—75 кгс/мм2. Цистерны главного балласта размещались внутри прочного корпуса. Для сведения к минимуму числа отверстий в прочном корпусе было решено отказаться от прочной рубки и торпедопогрузочного люка.
Для экстренного (в течение 20-30 с) создания положительной плавучести на больших глубинах при поступлении внутрь лодки забортной воды была установлена система продувания балласта одной из цистерн средней группы при помощи пороховых газогенераторов.
В результате рационального использования новых материалов и реализации ряда оригинальных конструкционных решений вес корпуса АПЛ пр. 685 составил 39% от нормального водоизмещения корабля, что не превышало соответствующий показатель других атомных подводных лодок, имеющих значительно меньшую глубину погружения.
Наружный корпус, сваренный из титанового сплава, состоял из 10 безкингстонных систем главного балласта, носовой и кормовой оконечностей, проницаемых частей и ограждения выдвижных устройств.
Применение титана позволило значительно уменьшить массу корпуса.
Ниши торпедных аппаратов, вырезы под носовые горизонтальные рули, шпигаты были оснащены щитовыми закрытиями.
Проекции (вариант) АПЛ проекта 685
Схема АПЛ
Прочный корпус лодки делился на семь отсеков:
1-й — торпедный, разделенный двумя палубами. На верхней палубе размещались казенные части ТА, торпедные стеллажи и часть аппаратуры связи, а на нижней — аккумуляторная батарея на 112 элементов;
2-й — жилой, разделенный двумя палубами. Вверху были расположены кают-компания, камбуз и санитарно-бытовые помещения, внизу — каюты личного состава. В трюме размещались провизионная кладовая, емкости с пресной водой и электролизная установка;
3-й — центральный пост, разделенный двумя палубами, на верхней из которых были расположены пульты управления главного поста и вычислительный комплекс, а на нижней находился аварийный дизель-генератор;
4-й — реакторный. В нем располагалась паропроизводящая установка со всем оборудованием и трубопроводами первого контура;
5-й — отсек вспомогательных механизмов, обеспечивающих функционирование системы охлаждения;
6-й — турбинный отсек. В его диаметральной плоскости располагался главный турбозубчатый агрегат, а по бокам — два автономных турбогенератора и два главных конденсатора;
7-й — кормовой. По нему проходила линия главного вала и размещались привода рулей.
Лодка имела всплывающую камеру, способную вместить весь экипаж и обеспечивающую его спасение с глубин до 1500 м и оснащенную автономной системой энергоснабжения. Камера располагалась в ограждении выдвижных устройств и при нахождении корабля в надводном положении использовалась для выхода из помещений прочного корпуса на палубу надстройки.
Во 2-м и 3-м отсеках, где располагались центральный пост и жилые помещения, была сформирована т. н. «зона спасения», ограниченная поперечными переборками, способными выдержать давление до 40 кгс/см2.
Главная энергетическая установка включала один водоводяной атомный реактор ОК-650Б-3 (190 мВт) с четырьмя парогенераторами, один ГТЗА (43000 л. с.) и два автономных турбогенератора (2 х 2000 кВт). Резервная энергетическая установка включала один дизель-генератор ДГ-500 (500 кВт), группу аккумуляторных батарей и резервный движительный комплекс — два гребных винта, размещенных на концах горизонтального оперения и приводимых электродвигателями мощностью по 300 кВт, заключенными в водонепроницаемые капсулы. Скорость под резервными движителями в надводном положении достигала 5 узлов.
Для предотвращения аварийного поступления забортной воды внутрь прочного корпуса была применена двухконтурная система теплообменных аппаратов ГЭУ и бортового оборудования. В первом контуре охлаждения циркулировала пресная вода с отводом тепла в два забортных водоводяных охладителя. При этом число забортных отверстий в прочном корпусе было сокращено до минимума.
Каждый отсек корабля оснащался системой воздушно-пенного и объемного химического пожаротушения.
Система управления движением АПЛ имела подсистему, обеспечивающую автоматизированный контро
www.drive2.ru
Самые большие подводные лодки. Размеры подводных лодок
Первые случаи применения подводных лодок в боевых целях относятся к середине 19-го века. Однако из-за своего технического несовершенства субмарины долгое время играли только вспомогательную роль в военно-морских силах. Ситуация полностью изменилась после открытия атомной энергии и изобретения баллистических ракет.
Цели и размеры
Субмарины имеют разное предназначение. Размеры подводных лодок мира варьируются в зависимости от их целей. Одни рассчитаны на экипаж, состоящий всего лишь из двух человек, другие способны нести на борту десятки межконтинентальных ракет. Какие задачи выполняют самые большие в мире субмарины?
«Триумфан»
Французская стратегическая атомная подводная лодка. Её название в переводе означает «триумфатор». Длина лодки составляет 138 метров, водоизмещение — 14 тысяч тонн. Судно вооружено трёхступенчатыми баллистическими ракетами М45 с разделяющимися боеголовками, оснащёнными системами индивидуального наведения. Они способны поражать цели на расстоянии до 5300 километров. На стадии проектирования перед конструкторами были поставлены задачи сделать субмарину максимально незаметной для противника и снабдить её эффективной системой раннего обнаружения вражеских средств противолодочной обороны. Тщательное изучение и многочисленные эксперименты показали, что основной причиной раскрытия местонахождения подводного судна является его акустический след.
При проектировании «Триумфана» были использованы все известные методы понижения шумности. Несмотря на впечатляющие размеры подводной лодки, она представляет собой достаточно сложный для акустического обнаружения объект. Специфическая форма субмарины способствует уменьшению гидродинамического шума. Уровень звука, производимого при работе главной энергетической установки судна, существенно снижен благодаря ряду нестандартных технологических решений. «Триумфан» имеет на борту ультрасовременный гидроакустический комплекс, предназначенный для раннего обнаружения противолодочных средств неприятеля.
«Цзинь»
Стратегический атомный ракетный подводный крейсер, построенный для военно-морского флота Китая. Из-за повышенного уровня секретности значительная часть данных об этом судне исходит не от средств массовой информации, а от разведывательных служб США и других стран НАТО. Размеры подводной лодки определены на основе фотографии, сделанной в 2006 году коммерческим спутником, созданным для получения цифровых изображений земной поверхности. Длина судна составляет 140 метров, водоизмещение — 11 тысяч тонн.
Эксперты отмечают, что размеры атомной подводной лодки «Цзинь» больше, чем габариты предыдущих, технически и морально устаревших китайских субмарин класса «Ся». Судно нового поколения приспособлено для запуска межконтинентальных баллистических ракет «Цзюйлан-2», оснащённых разделяющимися атомными боеголовками. Максимальная дальность их полёта составляет 12 тысяч километров. Ракеты «Цзюйлан-2» являются эксклюзивной разработкой. При их конструировании были учтены размеры подводных лодок класса «Цзинь», предназначенных стать носителями этого грозного оружия. По мнению специалистов, наличие у Китая таких баллистических ракет и субмарин ощутимо меняет расстановку сил в мире. Примерно три четверти территории Соединённых Штатов оказываются в зоне поражения лодок «Цзинь», находящихся в районе Курильских островов. Однако по информации, имеющейся у американских военных, испытательные запуски ракет «Цзюйлан» часто заканчиваются неудачей.
«Вэнгард»
Британская стратегическая атомная подводная лодка, размеры которой позволяют соперничать с самыми большими субмаринами в мире. Длина судна составляет 150 метров, водоизмещение — 15 тысяч тонн. Лодки этого типа стоят на вооружении Королевского флота с 1994 года. На сегодняшний день субмарины класса «Вэнгард» являются единственными носителями ядерного оружия Великобритании. На них устанавливаются баллистические ракеты «Трайдент-2». Это оружие заслуживает отдельного упоминания. Его производит знаменитая американская компания «Локхид Мартин» для военно-морского флота США. Правительство Великобритании взяло на себя 5% стоимости разработки ракет, которые по замыслу конструкторов должны были превзойти всех своих предшественников. Зона поражения «Трайдент-2» составляет 11 тысяч километров, точность попадания достигает нескольких футов. Наведение ракет не зависит от американской системы глобального позиционирования. «Трайдент-2» доставляют до цели атомные боеголовки со скоростью 21 тысяча километров в час. На четырёх лодках «Вэнгард» размещены в общей сложности 58 таких ракет, представляющих собой «ядерный щит» Великобритании.
«Мурена-М»
Советская субмарина, построенная в период холодной войны. Основные цели создания лодки заключались в увеличении дальности действия ракет и преодолении американских систем гидроакустического обнаружения. Расширение зоны поражения потребовало изменения габаритов подводного судна по сравнению с предыдущими версиями. Пусковые шахты лодки «Мурена-М» рассчитаны на ракеты Д-9, стартовая масса которых в два раза превышает обычную. Длина корабля составляет 155 метров, водоизмещение 15 — тысяч тонн. По оценкам специалистов, советским конструкторам удалось выполнить первоначально поставленную задачу. Дальность действия ракетного комплекса увеличилась примерно в 2,5 раза. Ради достижения этой цели субмарину «Мурена-М» пришлось сделать одной из самых больших подводных лодок в мире. Размеры ракетоносца не изменили в худшую сторону уровень его скрытности. В конструкции лодки была предусмотрена амортизация вибрации механизмов, поскольку в те времена система гидроакустического слежения США стала серьёзной проблемой для советских стратегических подводных судов.
«Огайо»
На службе американского военно-морского флота стоит 18 субмарин этого класса, способных нести на борту половину термоядерного арсенала страны. Размеры самой большой подводной лодки в истории США поражают воображение. По габаритам «Огайо» почти не имеет конкурентов в мире. Только размеры подводных лодок России «Борей» и «Акула» бьют рекорд американского гиганта. Длина «Огайо» — 170 метров, водоизмещение — 18 тысяч тонн. Лодки этого типа предназначены для продолжительного патрулирования и устрашения потенциальных противников. «Огайо» не имеет себе равных по количеству пусковых шахт: на корабле можно разместить 24 баллистические ракеты «Трайдент-2». По некоторым сведениям, субмарина отличается очень низким уровнем шумности, однако точная информация об этом остаётся засекреченной. Четыре лодки класса «Огайо» в 2003 году были переоборудованы под установку крылатых ракет «Томагавк».
«Борей»
Разработка этого атомного подводного крейсера началась в Советском Союзе. Он был окончательно спроектирован и построен в Российской Федерации. Его название происходит от имени древнегреческого бога северного ветра. В соответствии с планами создателей лодка «Борей» в обозримой перспективе должна заменить субмарины классов «Акула» и «Дельфин». Длина крейсера составляет 170 метров, водоизмещение — 24 тысячи тонн. «Борей» стал первой стратегической субмариной, построенной в постсоветскую эпоху. В первую очередь новая российская лодка служит платформой для запуска баллистических ракет «Булава», оснащённых разделяющимися ядерными боеголовками. Дальность их полёта превышает 8 тысяч километров. Из-за проблем с финансированием и нарушения экономических связей с предприятиями, находящимися на территории бывших советских республик, сроки завершения постройки корабля неоднократно переносились. Лодка «Борей» была спущена на воду в 2008 году.
«Акула»
По классификации НАТО данное судно имеет обозначение «Тайфун». Размеры подводной лодки «Акула» превосходят всё, что было создано на протяжении истории существования субмарин. Её постройка стала ответом Советского Союза американскому проекту «Огайо». Огромные размеры тяжёлого подводного крейсера «Акула» были обусловлены необходимостью размещения на нём ракет Р-39, масса и длина которых значительно превышали аналогичные показатели американских «Трайдент». Советским конструкторам пришлось смириться с большими габаритами ради увеличения дальности полёта и веса боевой части. Приспособленная для запуска этих ракет лодка «Акула» имеет рекордную длину — 173 метра. Её водоизмещение составляет 48 тысяч тонн. На сегодняшний день «Акула» остаётся самой большой субмариной в мире.
Порождение эпохи
Первые строчки рейтинга занимают подводные лодки США и СССР. Это вполне объяснимо: сверхдержавы, вовлечённые в холодную войну, верили в возможность нанесения опережающего удара. Свою основную задачу они видели в том, чтобы незаметно разместить ядерные ракеты максимально близко к противнику. Данная миссия была возложена на подводные лодки больших размеров, которые стали наследием той эпохи.
fb.ru
Список затонувших атомных подводных лодок — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
В этом списке перечислены все затонувшие по тем или иным причинам атомные подводные лодки. Всего с 1955[П 1] по 2019 год затонуло 8 атомных субмарин: 4 советских, 2 российских, 2 американских. Все они погибли в результате различных аварий: три — из-за технических неисправностей, две — в результате пожаров, две — из-за проблем с вооружением, причина гибели одной лодки достоверно неизвестна. Проблемы с ядерной энергетической установкой наблюдались только в одном случае — на К-27, они не привели к гибели корабля, но в итоге стали причиной затопления с целью утилизации. К-141 «Курск» в 2001 году была поднята без остатков разрушенного первого отсека, остальные 7 кораблей находятся на дне в разной степени сохранности. В список не входит погибшая дизель-электрическая подводная лодка К-129, имевшая на борту ядерное оружие. Также, в список не включены случаи аварийных покладок атомных подводных лодок на дно в портах или после которых они самостоятельно всплывали.
Принятая цветовая маркировка списка:
Причина гибели — авария в системах вооружения. |
Причина гибели — техническая неисправность. |
Причина гибели — пожар. |
По умолчанию список отсортирован по дате гибели. В поле «Характеристики» силуэты кораблей приведены в одном масштабе, указаны класс, название типа/проекта, подводное водоизмещение и штатная численность экипажа, сортировка осуществляется по водоизмещению. С
ru.wikipedia.org
подводные лодки-рекордсмены » Военное обозрение
Атомные ракетные крейсера семейства 667 – самые массовые подводные лодки стратегического назначения.
Севмаш – не просто верфь, где строятся подводные лодки. Это предприятие – кузница субмарин-рекордсменов, в отношении которых часто употребляют эпитеты «первые» и «самые». Ряд рекордов этих подлодок не побит по сей день. Вряд ли они будут превзойдены и в обозримом будущем. Напомним о них.
Первая в мире с баллистическими ракетами. В 1955 г. на Севмаше по проекту В611 «Волна», разработанному ЦКБ-16 (с 1974 г. – в составе СПМБМ «Малахит»), была переоборудована первая в мире подводная лодка, получившая на вооружение баллистические ракеты. 16 сентября 1955 г. в Белом море с борта подводной лодки Б-67 стартовала баллистическая ракета Р-11ФМ, которая поразила боевое поле на полигоне.
Старт баллистической ракеты с подводной лодки Б-67.
Первые в мире серийные ракетные. В 1957-1958 гг. на Севмаше были достроены или переоборудованы 4 подводные лодки (пятая проходила переоборудование на Дальзаводе) по проекту АВ611 (Zulu V – по классификации НАТО). Они стали первыми в мире серийными подводными лодками с баллистическими ракетами. На них две ракеты
Р-11ФМ в походном положении размещались в вертикальных шахтах внутри прочного корпуса и ограждения рубки. Пуск ракет производился из надводного положения со стартового стола, поднятого на верхний срез шахты. В 1957 г. на Северном флоте была сформирована первая бригада подводных лодок стратегического назначения под командованием капитана 1 ранга С.С. Хомчика.
Самая массовая стратегическая. В середине 60-х годов в Северодвинске началось строительство атомных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) проекта 667А (Yankee – по классификации НАТО) разработки ЦКБ-18 (ныне ЦКБ МТ «Рубин»). Завод передал ВМФ 24 таких атомохода (с учетом построенных на Амурском судостроительном заводе Советский флот получил 34 субмарины), главным оружием которых стали 16 баллистических ракет комплекса Д-5. Ввод их в строй позволил СССР установить ядерный паритет с Соединенными Штатами Америки. Лодки этого типа – самые массовые среди подводных ракетоносцев стратегического назначения. Они послужили прототипом для создания РПКСН проектов 667Б «Мурена» (18 единиц, из них 10 построены на Севмаше), 667БД «Мурена-М» (4 – все на Севмаше), 667БДР «Кальмар» (14 – все на Севмаше) и 667БДРМ «Дельфин» (7 – все на Севмаше). Таким образом, в Северодвинске построены 59 (!) из 77 РПКСН этого семейства.
Ракета Р-11ФМ стартует с подводной лодки проекта АВ611.
АПЛ К-162 проекта 661 – самая скоростная подводная лодка в мире.
Первая в мире титановая и самая скоростная. В 1958 г. ЦКБ-16 приступило к созданию атомной подводной лодки проекта 661 (Papa – по классификации НАТО). В декабре 1963 г. субмарина К-162 была заложена на Северном машиностроительном предприятии в Северодвинске, а спустили ее на воду в декабре 1968 г. Столь значительные сроки объяснялись рядом обстоятельств. Это была первая в мире подводная лодка из титанового сплава, вооруженная противокорабельным ракетным комплексом «Аметист» – первым в мире с подводным стартом. Вот почему проектирование и строительство К-162 сопровождалось выполнением большого объема научных и опытно-конструкторских работ. АПЛ проекта 661 – самая скоростная в мире. На испытаниях она показала скорость полного подводного хода 44,7 узла. До сих пор этот рекорд никем не побит.
Первые в мире комплексно-автоматизированные атомные подводные истребители. С 1959 г. в СКБ-143 (с 1974 г. – в составе СПМБМ «Малахит») начались работы по проектированию малой атомной высокоавтоматизированной скоростной подводной лодки противолодочной обороны, позже получившей обозначение «проект 705» (Alfa – по классификации НАТО). Всего флот получил 7 лодок этого типа, в том числе по откорректированному проекту 705К, три из которых были построены на Севмаше. Эти подводные истребители нормальным водоизмещением 2250 т имели корпуса из титанового сплава, реакторы с жидкометаллическим теплоносителем, полную скорость подводного хода 38 узлов (по этому показателю лодки 705 проекта уступали лишь АПЛ проекта 661). Их вооружение включало 18 торпед и ракетоторпед. За счет внедрения систем комплексной автоматизации численность экипажа должна была составлять 18 человек. Однако по настоянию командования ВМФ она была увеличена до 32 человек. До сегодняшнего дня подводные лодки проекта 705 не имеют аналогов.
Подводный истребитель проекта 705К.
К-278 – самая глубоководная АПЛ проекта 685.
Самая глубоководная. В 1983 г. в состав Северного флота вошла опытная атомная подводная лодка К-278 проекта 685 (Mike – по классификации НАТО) разработки ЛПМБ (сейчас ЦКБ МТ «Рубин») и постройки Севмаша. Эта субмарина из титанового сплава была уникальна не только тем, что могла погружаться на глубины более 1000 м, где оказывалась недосягаемой для противолодочного оружия противника, но и тем, что могла сама на большой глубине выстреливать торпеды благодаря наличию торпедных аппаратов специальной конструкции с силовыми установками пневмогидравлического типа.
АПЛ К-278, получившая название «Комсомолец», успешно эксплуатировалась в течение нескольких лет. К сожалению, эта не имеющая аналогов лодка погибла 7 апреля 1989 г. в Норвежском море вследствие пожара.
Самые большие в мире. В декабре 1981 г. Севмаш сдал Северному флоту тяжелый атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-208 – самую большую в мире из когда-либо построенных субмарин. Ее длина составляет 172 м, а ширина – более 23 м. Подводное водоизмещение атомного Левиафана достигает 48000 т. Проект 941 «Акула» (Typhoon – по классификации НАТО) тяжелого РПКСН разработан ЛПМБ (ЦКБ МТ «Рубин») под твердотопливную межконтинентальную баллистическую ракету РСМ-52, имеющую 10 боевых блоков мощностью по 100 кт каждый. АПЛ проекта 941 вооружаются 20 такими ракетами. Шахты пусковых установок находятся между двумя параллельными прочными корпусами. Несмотря на свои циклопические размеры, АПЛ проекта 941 относятся к числу самых малошумных среди советских атомоходов. Всего было построено 6 лодок этого типа. Головная ТК-208, получившая в российском ВМФ название «Дмитрий Донской», прошла переоборудование по проекту 941У и сейчас используется как платформа для испытания новейшего стратегического ракетного комплекса «Булава». Ожидается, что оставшиеся в составе ВМФ еще две «Акулы» будут оснащены новыми системами оружия.
Первая стратегическая четвертого поколения. 15 апреля 2007 г. из 55 цеха Севмаша была торжественно выведена головная АПЛ «Юрий Долгорукий» проекта 955 «Борей» – первая ракетная подводная лодка стратегического назначения четвертого поколения. Сейчас она проходит цикл всесторонних испытаний.
АПЛ проекта 941 «Акула» – самые большие подводные лодки в мире.
АПЛ «Юрий Долгорукий» проекта 955 «Борей» – первая ракетная подводная лодка стратегического назначения четвертого поколения.
topwar.ru