Штуг 44 – Stg 44 — Википедия

Чем StG 44 отличается от автомата Калашникова? | Справка | Вопрос-Ответ

На памятнике Михаилу Калашникову, открытому 19 сентября 2017 года в Москве, военный эксперт Юрий Пашолок разглядел взрыв-схему немецкой штурмовой винтовки StG 44, разработанной в 1944 году Хуго Шмайссером и внешне напоминающей вышедший позже автомат Калашникова. Скульптор Салават Щербаков, автор памятника, сообщил радиостанции «Говорит Москва», что готов внести изменения, если подтвердится ошибка.

Это сообщение совпало с вновь активировавшимся (в связи с открытием памятника) обсуждением о том, что автомат Калашникова якобы может быть разработан именно Шмайссером, который после войны недолгое время жил в СССР, либо «скопирован» с StG 44 (аббревиатура переводится как Sturmgewehr, то есть «Штурмовая винтовка образца 1944 года»). Обсуждение этой темы регулярно начинаются с новой силой несмотря на то, что оружейные специалисты многократно указывали на принципиальные различия в устройстве этих автоматов, подчеркивая, что причиной сравнения является отдаленное внешнее сходство оружия.

Винтовка StG 44. Фото: Public Domain

В чем различия?

Способ запирания затвора

АК и StG 44 отличаются по важнейшему для конструкции оружия признаку — способу запирания затвора. У АК запирание происходит поворотом затвора вокруг продольной оси, у StG 44 — перекосом затвора в вертикальной плоскости. Способ запирания затвора является ключевым элементом всей конструкции, но мало знаком обычным людям, не разбирающимся в строении оружия. Таким образом непонимание значимости этого отличия влияет на мнение о сходстве разных типов автоматов и винтовок друг с другом. 

Ствольная коробка

У автомата Калашникова состоит из собственно ствольной коробки с сечением в виде перевёрнутой буквы П с загибами в верхней части, по которым движется затворная группа, и её крепящейся сверху крышки, которую необходимо снять для разборки. У StG 44 трубчатая ствольная коробка имеет верхнюю часть с замкнутым сечением в виде цифры 8, внутри которой смонтирована затворная группа, и нижнюю, служащую коробкой ударно-спускового механизма (УСМ). Отличия в конструкции ствольной коробки ведут к разной процедуре разборки и сборки оружия.

Компоновка, порядок разборки

Также различаются компоновка и, как следствие, порядок разборки этих автоматов. StG 44 конструктивно предполагает «переломку» оружия на две части, одна из которых состоит из УСМ и приклада, а другая — из ствольной коробки, патронника, самого ствола, цевья, газоотводного механизма и т.д. Эта схема StG 44 почти в том же виде была реализована затем в конструкции винтовки М16, различные модификации которой являются основным стрелковым оружием армии США.

В АК ударно-спусковой механизм (УСМ) не отъёмный, для разборки не требуется отсоединять приклад, а возвратный механизм полностью размещен в ствольной коробке.

Крепление магазина

Отличается и крепление магазина. У StG — достаточно длинная приёмная горловина, у АК магазин просто вставляется напрямую в окно ствольной коробки.

Переводчик огня и предохранительное устройство

Также разнятся у немецкого и советского автоматов переводчик огня и предохранительное устройство: StG имеет отдельные двусторонний переводчик видов огня кнопочного типа и расположенный слева предохранитель в виде флажка, АК — расположенный справа переводчик-предохранитель.

«Автомат Калашникова и STG 44 с технической точки зрения различаются очень многим. Это две разные системы: и по оружию, и по патронам. В Германии раньше, чем в других странах, изобрели новый тип оружия, который у нас называется автоматом. Это индивидуальное автоматическое оружие под патрон промежуточной мощности.

Опытные образцы, проходившие пусковые испытания, в 1942-1943 годах попадались советским солдатам в качестве трофеев. Это не стало стартом работы над автоматом в нашей стране, но позволило ускорить их. Копированием не занимались. Оба имеют автоматику на основе отвода пороховых газов. Оба могут стрелять очередями и одиночными выстрелами. Но это не означает их близкого родства. Калашников заново разработал и патрон, и оружие. Достаточно положить рядом два патрона, и будет заметна разница. Также достаточно провести неполную разборку двух автоматов, и будут видны отличия.

Автомат Калашникова гораздо легче, чем германский. Система запирания у АК поворотом затвора на два упора, у STG 44 — перекосом затвора.

Немцы при выпуске автомата старались максимально экономить на материалах, широко использовали штампованные металлические детали, из-за этого оружие в руках держать не очень удобно. У АК эргономика лучше. Ни одна из германских разработок — ни опытные, ни сам STG 44 — впоследствии нигде не копировались. Были попытки скопировать это оружие в Испании и Латинской Америке, но безрезультатно. А автомат Калашникова копируется до сих пор», — заявил АиФ.ru

специалист по огнестрельному оружию, историк, писатель Семен Федосеев.

aif.ru

Штурмовая «четверка» | Warspot.ru

Во времена Второй мировой войны практически все воюющие стороны применяли специализированную бронетехнику для непосредственной поддержки пехоты на поле боя. В немецких вооруженных силах для этого использовались «штурмовые орудия» (sturmgeschütze). Истоки идеи восходят еще к временам Первой мировой – уже тогда военные осознали острую необходимость поддержки пехоты в наступлении мобильной артиллерией. Пушка, которая могла бы оперативно реагировать на возникающую в бою необходимость подавления вражеских огневых точек и разрушения полевых укреплений, должна была быть подвижной, чтобы наступать вместе с пехотой и непосредственно взаимодействовать с ней, делая то, на что не способна традиционная тяжелая артиллерия. Соль была в том, чтобы пехотный командир не отправлял запрос об огневой поддержке с вестовым (а скорее всего еще и через несколько промежуточных инстанций), а мог общаться с артиллеристами напрямую, а те, в свою очередь, били бы не вслепую, по присланным координатам, а прямой наводкой, наблюдая цель непосредственно. Традиционно подобную роль играли легкие пушки калибра 50–75 мм, перекатываемые расчетом вручную, но они были слишком уязвимы для ответного огня – единственный щиток из тонкой брони не мог надежно прикрыть ни от пуль, ни от осколков. Нужна была полностью бронированная установка – и приводить ее в движение пришлось бы уже мотором, мускульной силы артиллеристов не хватило бы. Средствами, которые были доступны в Первую мировую, немцы решить эту проблему не смогли. Потом был Версальский мир, и о самодвижущихся бронированных боевых машинах Германии пришлось надолго забыть – по крайней мере, об их легальной разработке.

Фельдмаршал Альберт Кессельринг проводит рекогносцировку местности с брони САУ StuG IV. Италия, 1944 г.

(http://www.worldwarphotos.info

)

Много лет спустя, в 1935 году, Эрих фон Манштейн, бывший в то время полковником, предложил Людвигу Беку, начальнику штаба Сухопутных войск, создать штурмовую артиллерию (sturmartillerie), разработав самоходную артиллерийскую установку непосредственной поддержки пехоты на танковом шасси. Такая установка, разумеется, имела бы худшую маневренность огня из-за отсутствия башни, но этот недостаток в полной мере компенсировался бы гораздо меньшей заметностью и уязвимостью за счет более низкого силуэта, лучшей подвижностью из-за меньшей массы и, не в последнюю очередь, дешевизной и простотой в производстве. В июне 1935-го фирма «Даймлер-Бенц» получила заказ на разработку этой САУ, и два года спустя на свет появилась знаменитая StuG (сокращение от sturmgeschütz), построенная на шасси среднего танка PzKpfw III и вооруженная короткоствольной 75-мм пушкой KwK 37. Эта машина выпускалась в огромных количествах на целом ряде предприятий (крупнейшим производителем стала фирма «Алкетт»), весьма хорошо зарекомендовала себя в начальный период Второй мировой войны и стала одним из символов германского блицкрига.

По мере развития боевых действий штурмовым орудиям все чаще приходилось, помимо прочих своих обязанностей, еще и бороться с бронетехникой. После того, как немцы столкнулись сначала с французскими и британскими, а затем и советскими тяжелобронированными танками, на самоходки StuG стали устанавливать мощное 75-мм орудие StuK 40 с длиной ствола в 43 калибра, а затем и 48 калибров. Такая модификация получила название StuG 40.

В феврале 1943 года к выпуску штурмовых орудий StuG 40 было решено подключить фирму «Крупп». Так как она не занималась выпуском PzKpfw III, зато с 1936 года производила средний танк PzKpfw IV, сочли целесообразным разработать вариант штурмового орудия на шасси последнего. Рубка от StuG 40 встала на корпус PzKpfw IV практически без затруднений, заменив собой башню и подбашенную коробку. Единственное, что пришлось изменить в конструкции рубки, – передвинуть вперед место механика-водителя (на PzKpfw IV оно располагалось существенно дальше от центра машины), сделав в лобовом листе рубки длинный выступ характерной формы. Вооружение машины состояло, как и у «старшей сестры», из 75-мм пушки StuK 40 со стволом длиной 48 калибров и пулемета на внешней установке, управляемого дистанционно из боевого отделения. Чтобы отличать самоходки друг от друга, им присвоили обозначения StuG III и StuG IV, по названию танков, на шасси которых они базировались.

Изначально StuG IV создавалась «про запас» – предполагалось, что в ближайшее время танки PzKpfw IV будут полностью заменены новейшими PzKpfw V «Пантера», их выпуск будет прекращен, а освободившиеся производственные мощности задействуют в производстве штурмовых орудий на их базе. Реальность распорядилась иначе – PzKpfw IV массово производился до конца войны, а судьба StuG IV сложилась совсем не так, как планировалось, так как последовательно произошли два важных события. В августе 1943 года на совещании у Гитлера был сделан вывод о том, что штурмовые орудия способны выполнять значительную часть боевых задач, возлагающихся обычно на танки, а так как при этом они еще и дешевле обходятся, то выпускать в первую очередь стоит именно их. В ноябре того же года заводы фирмы «Алкетт» подверглись массированному налету бомбардировочной авиации Союзников, и это нанесло огромный ущерб производству штурмовых орудий, так как на тот момент именно «Алкетт» являлась основным их поставщиком. Германскому военному руководству срочно потребовалось скомпенсировать потери – тогда и вспомнили про фирму «Крупп» и ее проект StuG IV.

Срочно был изготовлен опытный образец (его переделали из танка), и 16 декабря 1943 года Гитлер его осмотрел и одобрил. Производству StuG IV был дан зеленый свет, и планы были наполеоновскими – за оставшиеся до нового года две недели предполагалось выпустить 350 машин, а в январе 1944-го довести месячный выпуск до 500 машин. Руководство «Крупп» лишь подогрело эти неадекватно оптимистичные планы, заявив, что в самое ближайшее время предоставит 600 шасси с бронекорпусами, которые можно будет быстро достроить как штурмовые орудия. Правда, оно забыло уточнить, что эти шасси и корпуса предполагалось взять из цехов, производящих PzKpfw IV, и значит, Панцерваффе не досчитались бы шести сотен заказанных танков. Реальные объемы выпуска оказались гораздо скромнее. Для сравнения, год спустя, в декабре 1944-го, речь шла уже о том, чтобы довести месячный выпуск до 130 машин, но даже это оказалось не по силам. Штурмовые орудия StuG IV производились с декабря 1943 г. до мая 1945 г., и всего за это время было сделано 1139 штук, то есть в среднем около 63 орудий в месяц.

StuG.IV на улицах города. Хорошо видно антимагнитное покрытие «циммерит» на рубке и надгусеничных полках

(http://www.worldwarphotos.info)

Историю боевого применения StuG IV проследить довольно трудно. Во-первых, легендарный немецкий порядок был порядком только на словах, а на практике многие из составлявших отчеты, ничтоже сумняшеся, записывали обе разновидности штурмовых орудий просто как «StuG», не делая различий. Во-вторых, в войска первые из StuG IV попали в феврале 1944-го, когда судьба войны была практически предрешена, и деятельность вооруженных сил Третьего рейха все стремительнее скатывалась от решения задач к затыканию дыр. Соответственно, новые штурмовые орудия (как, впрочем, и старые) использовались не только в рамках своей тактической ниши, но и везде, где может пригодиться бронированная пушка на гусеницах. Они часто применялись в качестве противотанковых САУ (panzerjäger в немецкой классификации), а во второй половине 44-го и в 45-м повсеместно направлялись в танковые части, чтобы восполнить недостаток, собственно, танков. Например, во 2-й танковой дивизии одна из рот 3-го танкового полка была с ноября 1944-го оснащена исключительно штурмовыми орудиями. В 1253-й роте легких истребителей танков имелось некоторое количество StuG IV, но использовались они исключительно в качестве тягачей. Командир роты резко отрицательно отзывался об этих машинах из-за… слабости их пулеметного вооружения. Довольно странная претензия со стороны противотанкиста, которая, однако, вполне определенно говорит о том, что в условиях отступлений и нестабильного фронта даже тем, кто штатно должен заниматься отстрелом бронетехники противника с безопасного расстояния, часто приходилось вступать в ближний бой и отбиваться от пехоты.

Задокументированные эпизоды боевого применения StuG IV по указанным выше причинам не блещут славными победами. Одно из немногих исключений – действия 394-й бригады штурмовой артиллерии летом 1944-го на Западном фронте. Самоходками StuG IV в бригаде было оснащено две батареи. 6 августа бригада заявила об уничтожении 26 американских танков, из них 6 записал на свой личный счет капитан фон Йена, командир 3-й батареи. Правда, особого влияния на ход боевых действий это не оказало, и через две недели бригада, попав в окружение под Фалезом, потеряла все свои машины.

Прочие бригады штурмовой артиллерии не могли похвастаться даже такими успехами. 311-я встретила конец войны в осажденном Бреслау (ныне польский Вроцлав), и на момент капитуляции в ней, среди прочей немногочисленной уцелевшей техники, числилась одна самоходка StuG IV. 239-я бригада, имевшая в своем составе роту StuG IV, участвовала в немецком наступлении у озера Балатон в Венгрии в марте 1945 года. В 912-й бригаде, действовавшей в Курляндии (ныне – территория Латвии), числилось около трех десятков StuG IV – практически все они стали трофеями Советской Армии, когда бригада сдалась в мае 1945 года.

САУ StuG IV выпускалась достаточно массово – объемы ее производства, конечно, меркнут по сравнению со «старшей сестрой» StuG III, но сопоставимы, например, с количеством выпущенных танков «Тигр» (1139 и 1347 машин соответственно). Однако существенного влияния на ход войны она не оказала – впрочем, и не могла оказать. В 44-м судьба империи Гитлера была предопределена, и ни изменить, ни сколько-нибудь существенно отодвинуть финал не могли ни проекты «чудо-оружия», ни обычные «рабочие лошадки» войны – такие, как StuG IV.

Восстановленная до ходового состояния StuG.IV в музее бронетанковой технике в Познани, Польша

(http://www.wikipedia.org)

До наших дней дожило очень немного экземпляров этой самоходки. До 1999 г., собственно, вообще считалось, что не сохранилось ни одного, но в августе 1999-го на территории Польши была обнаружена StuG IV, увязшая в болоте. В настоящий момент она восстановлена до ходового состояния и демонстрируется в музее бронетанковой техники в Познани. Еще один экземпляр находится в экспозиции музея Белого Орла в польском городе Скаржиско-Каменна – правда, это не вполне аутентичный экземпляр, так как для восстановления в больших количествах пришлось использовать детали от StuG III и PzKpfw IV. В октябре 2011 года в Латвии удалось извлечь из болота еще одну машину, и в настоящий момент она находится в частной коллекции.

warspot.ru

StuG 40 - это... Что такое StuG 40?

Полное официальное название машины — Gepanzerte Selbstfahrlafette fur Sturmgeschütz 7,5 cm Каnоnе. По ведомственному рубрикатору министерства вооружений нацистской Германии самоходка обозначалась как Sd Kfz 142. StuG III также обозначается как StuG 40, в советской литературе эту машину именовали как Артштурм. StuG III активно использовались на всех фронтах Второй мировой войны и в целом получили хорошие отзывы немецкого командования: к началу 1944 на счету StuG III было около 20,000 танков противника[1].Захваченные Красной Армией StuG III переделывались в самоходки СУ-76И, вооружённые той же пушкой Ф-34, что и у танка Т-34.

В 1935 Эрих фон Манштейн в письме к генералу Беку описал идею машин «Штурмовой артилерии», главной задачей которых должна была бы быть непосредственная поддержка атакующих подразделений пехоты. После проработки подробных запросов, 15 июня 1936 г. фирма «Даймлер-Бенц АГ» получила заказ на проектирование бронированных машин поддержки пехоты, вооруженных 75 мм пушкой, со свободой движения ствола в горизонтальной плоскости по крайней мере в 25°. Машина должна была быть полностью бронирована, тем самым защищая экипаж от прямого огня неприятеля, а полная высота транспортного средства не должна была превышать высоту типичного солдата. Для разработки новой самоходки «Даймлер-Бенц» решил использовать шасси нового среднего танка Панцеркампфваген III . Первые пять прототипов были произведены в 1937 г. на шасси Панцеркампфваген III Аусф. Б. Они были вооружены короткоствольной 75 мм пушкой Штурмканоне 37 Л/24 (со стволом в 24 калибра) с низкой начальной скоростью снаряда. После столкновения в России с танками Т-34 было решено переоборудовать ШТУГ III длинноствольной пушкой, пригодной для поражения брони советских танков. С весны 1942 г. стали использовать пушки 75 мм Штурмканоне 40 Л/43, а осенью этого года ещё более длинноствольные версии этой пушки — Л/48. Более поздние модели ШТУГа III также были оснащены пулеметом Мг34 калибром 7,92 мм, установленным перед командирским люком (так как другого способа установки пулемета не имелось). Все машины из серии Штурмгешутс были дешевле в производстве, чем танки на тех же шасси. ШТУГ III стоил 82,5 тысяч марок, в то время как Панцеркампфваген III стоил более 103 тысяч марок. По сравнению с этим, например, буксируемый вариант той же 75 мм пушки, используемой в Штуге, стоил 12 тыс. марок. До конца войны было произведено свыше 10500 экземпляров в разных модификациях.

Боекомплект пушки 44 снаряда препоръчителното разпределение е 12 % K.Gr.rot Pz. (бронебойный с експозивен заряд и трасьор), 65 % Sprenggranaten (високоекспозивни) и 23 % Nebelgranaten (дымный).

StuG.III Ausf.G в танковом музее в Пароле
Sturmgeschütz III Ausf.A
Классификация штурмовое орудие
Боевая масса, т 20,7
Компоновочная схема моторное отделение сзади, трансмиссионное спереди, боевое и управления посередине
Экипаж, чел. 4
История
Год(ы) производства 1939—1944
Год(ы) эксплуатации 1940—1967
Количество выпущенных, шт 9346
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса, мм 5380
Ширина корпуса, мм 2920
Высота, мм 1950
Клиренс, мм 390
Бронирование
Тип брони стальная катаная и литая
Лоб корпуса (верх), мм/град. 25 / 85°
Лоб корпуса (середина), мм/град. 50 / 21—52°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 30 / 75°
Борт корпуса, мм/град. 30 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 30 / 30°
Корма корпуса (середина), мм/град. 30 / 10°
Корма корпуса (низ), мм/град. 30 / 65°
Днище, мм 15
Крыша корпуса, мм 16 / 78—87°
Лоб рубки, мм/град. 50 / 9°
Маска орудия, мм/град. 50 / 5°
Борт рубки, мм/град. 30 / 0° + 8 / 30°
Корма рубки, мм/град. 30 / 30°
Крыша рубки, мм/град. 10 / 78—90°
Вооружение
Калибр и марка пушки 75-мм StuK 37
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 24
Боекомплект пушки 44
Углы ВН, град. −10…+20
Углы ГН, град. ±12
Дальность стрельбы, км 6 осколочно-фугасным
Прицелы телескопический Sfl.Z.F.
Подвижность
Тип двигателя V-образный
12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л.с. 265
Скорость по шоссе, км/ч 40
Скорость по пересеченной местности, км/ч 12—15
Запас хода по шоссе, км 160
Запас хода по пересеченной местности, км 100
Удельная мощность, л.с./т 12,8
Тип подвески индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами
Ширина гусеницы, мм 380
Удельное давление на грунт, кг/см2 0,95
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 0,6
Ширина преодолеваемого рва, м 2,3
Преодолеваемый брод, м 1,0

dic.academic.ru

2-й Гвардейский танковый корпус - StuG III

Меню сайта
Кто сегодня был

Форма входа

"Sturmgeschütz" III (StuG III; "Штурмгешютц" III, "Штуг" III)

Штурмовое орудие создано фирмой "Даймлер-Бенц" на базе танка Pz-III (Т-III) и выпускалось с 1940 года как средство непосредственной поддержки пехоты. От танка оно отличалось отсутствием башни. 75-мм орудие с длиной ствола 24 калибра размещалось на специальном станке в просторной боевой рубке, смонтированной в передней части шасси, практически без изменений заимствованного у танка Т-III. На крыше рубки была установлена командирская башенка со смотровыми приборами. Штурмовое орудие оснащалось радиостанцией, танковым переговорным устройством и системой дымопуска. В ходе серийного производства штурмового орудия неоднократно производилась его модернизация как по вооружению, так и по броневой защите. Толщина лобовой брони была в конце концов увеличена с 15-мм до 80-мм. Для защиты бортов были использованы броневые экраны. Короткоствольное орудие было заменено орудием такого же калибра с длинной ствола 43 калибра, а затем и 48 калибров. База штурмового орудия использовалась также для установки 105-мм гаубицы с длиной ствола 28,3 калибра. Штурмовые орудия III поступали на вооружение бригад штурмовых орудий, танковых полков, а также истребительно-противотанковых подразделений пехотных дивизий. Всего за время производства было выпущено около 10,5 тыс. штурмовых орудий III различных модификаций.

Sturmgeschütz Ausf.A
(StuG III Ausf.A)

"Heereswaffenat" заключило с фирмой "Даймлер-Бенц" контракт на постройку 30 шасси для штурмовых орудий.
Номера шасси 30 установок "Sturmgeschutz" Ausf.A - 90001-90030.
В качестве бызы было выбрано шасси 5./Z.W. танка PzKpfw III.

Работы по штурмовому орудию сдерживались возникшими проблемами с трансмиссией Z.W. Управление по вооружениям постановило решением от 23 мая 1939 г., что шасси должны комплектоваться трансмиссиями, оснащенными устройствами "Hochtrieber", известными также, как "ускоряющая шестеренка". С помощью устройства "Hochtrieber " число оборотов трансмиссии могло превышать число оборотов вала двигателя. Для установки "ускоряющих шестеренок" пришлось снимать и вновь ставить надстройки, задействованных в испытаниях танков PzKpfw III. Кроме того, испытания показали ненадежность трансмиссии, которая часто ломалась. Наконец, для новой ходовой части с независимой торсионной подвеской опорных катков совершенно необходима была установка амортизаторов, которые могли изготовить не ранее июля 1939 г.

Датированный 13 октября 1939 г. меморандум зафиксировал следующую ситуацию, сложившуюся с работами по боевой машине "Pz.Sfl.III (sPak)" (официальное название штурмового орудия до мая 1940 г.):

  1. Разработка машины Pz.Sfl. III (sPak) завершена, программа вступила в фазу подготовки массового производства;
  2. Изготовлено пять машин Pz.Sfl. III (sPak) со штатным вооружением, но рубкой из обычной стали;
  3. Выпуск первой серии из 30 машин Pz.Sfl. III (sPak) запланирован на декабрь 1939 г. - апрель 1940 г., выпуск 250 машин второй серии должен начаться в апреле 1940 г. с темпом изготовления 20 штурмовых орудий в месяц;
  4. Дальнейшие работы по установке Pz.Sfl. III (sPak) должны концентрироваться на интеграции в конструкцию машины 75-мм пушки с длиной ствола в 41 калибр и начальной скоростью снаряда 685 м/с. Изготовление опытного образца такой машины из обычной стали запланировано на май 1940 г.

На полигоне в Куммерсдорфе 12 декабря 1939 г. был проведен испытательный обстрел изготовленного из брони комплекта деталей штурмового орудия - рубки и орудийной маски. Для обстрела применялась 37-мм зенитная пушка, стрельбу вели снарядами массой 0,695 кг с начальной скоростью 750м/с на дистанции 100 метров.

Некоторые результаты контрольного обстрела:

  • После прямого попадания снаряда в орудийной маске образовалась трещина длиной примерно 300-мм, а установленные выше маски бронелисты корпуса сместились на 2-мм.
  • Еще два снаряда попало в верхний правый угол лобового щитка маски, а один - в самый верх маски. Эффект от этих попаданий проявился в полном разрушении сварного шва орудийной маски, болты, на которых крепится лобовой щиток маски сорваны с резьбы.

Военные проинформировали о результатах стрельб фирму "Крупп "и потребовали доработать маску.

Машины первой серии (Series I. Pz.Sfl III) собирались на заводе № 40 фирмы "Даймлер-Бенц" в Берлин-Мариенфельде:
первую собрали в декабре 1939 г.,
четыре - в январе 1940 г.,
одиннадцать - в феврале,
семь - в марте
семь - в апреле.
В соответствии с датированным январем 1940 г. меморандумом, задержки в выполнении контракта на поставку первой партии из 30 штурмовых орудий были связаны с несвоевременной поставкой первых серийных 75-мм пушек.

Планировавшееся окончание поставок первых 30 машин пришлось перенести с 1 апреля 1940 г. сначала на десятые числа того же месяца, а потом на 1 мая. На срыве сроков изготовления штурмовых орудий первой серии сказалась также Польская кампания, в ходе которой значительное количество танков PzKpfw III получили повреждения. На восстановление и ремонт танков уходили узлы и агрегаты, первоначально предназначавшиеся для штурмовых орудий. Кроме того, но ходу производства в конструкцию Pz.Sfl вносились изменения, в частности пришлось отказаться от открытого сверху боевого отделения и устанавливать крышу для защиты экипажа, множество изменений вносилось в чертежи рубки с целью улучшения обзора членов экипажа, в результате производитель бронелистов, фирма "Бранденбург Эйзенверке ГмбХ",получила чертежи слишком поздно для своевременного выполнения заказа и, к тому же, не смогла выдержать качество брони согласно спецификации. Продолжались проблемы, связанные с трансмиссией, усовершенствованная модель которой (с ускоряющей шестеренкой) занимала больший объем, теперь в трансмиссию упиралась люлька орудия.


 

Sturmgeschütz Ausf.B
(StuG III Ausf.B)

Первоначально был подписан контракт на производство 250 штурмовых орудий Ausf.B с номерами шасси 90101-9040: позже последовал заказ на изготовление 50 дополнительных машин (номера шасси 90501-90550).

В конструкцию штурмового орудия, начиная с модификации Ausf.B, были внесены несколько важных изменений.

нажмите на рисунок "Sturmgeschütz" для увеличения

Двигатель "Майбах" HL120TR модернизировали путем установки новой системы смазки и магнето "Schnapper", новый вариант получило обозначение HL120TRM. Вместо доставлявшей постоянные проблемы трансмиссии "Вариорикс" поставили шестискоростную трансмиссию "Афон", разработанную и изготавливавшуюся фирмой "Захнрадфабрик Фридрихсхавн". Синхро-механическая трансмиссия "Афон" имела шесть скоростей и развивала крутящий момент 77 кг/м.

На машинах модели Ausf.B муфта сцепления LA120HD стала крепится непосредственно к фланцу двигателя. Рубка машины в основном осталась неизменной, несколько изменилась формы люка наводчика и бронезаслонки оптической головки прицела. Бронезаслонка стала несколько длиннее и крепилась на двух петлях; люк наводчика стал более узким, он крепился к крыше не на одной, а на двух петлях.

В ходе производства машин модели Ausf.B их конструкция изменялась:

  • первый поддерживающий каток с целью уменьшения провисания ветви гусеницы и уменьшения вероятности срыва траков гусеницы перенесен ближе к ведущему колесу;
  • в начале производства на самоходки этой модификации ставали траки шириной 380-мм, затем стали применяться гусеницы с траками шириной 400- мм, более широкие несъемные резиновые шины опорных катков (520x95x397), опорные катки с узкими и широкими шинами были взаимозаменямы;
  • введены литые ведущие колеса нового типа;
  • установлено съемное ограждение над муфтой сцепления перед противопожарной перегородкой боевого отделения (на машинах с номерами шасси 90321-90400 и 90501-90550).

На штурмовых орудиях с номерами шасси 90101-90320 ограждение муфты сцепления приваривалось к противопожарной перегородке.

Sturmgeschütz Ausf.C
(StuG III Ausf.C)

Пятьдесят штурмовых орудий модели Ausf.C было изготовлено начиная с апреля 1941 г. (номера шасси 90551-90600).

На состоявшемся 13 сентября 1940 г. совещании было принято решение об оснащении штурмовых орудий третьей серии новыми прицелами. Чтобы улучшить защищенность машины в лобовой части предстояло ликвидировать ослабленную вырезом под прицел зону в левой лобовой части рубки, а для установки нового прицела найти другое место. Фирма "Крупп" согласилась с требованиями заказчика и подписала контракт на производство машин с указанными выше конструкционными изменениями. Переговоры об установке прицела велись между фирмами "Крупп" и "Мерседес-Бенц" в конце сентября 1940 г.

Представитель фирмы "Крупп" в документе, направленном на "Мерседес-Бенц" 30 сентября 1940 г. писал:

- Мы изучили возможность установки прицела на штурмовое орудие и пришли к мнению, что его можно смонтировать в соответствующем отверстии в крыше рубки.

В марте 1941 г. основные конструкторские вопросы по варианту Ausf.C нашли свое решение. В связи с установкой новых прицелов (прямого видения и для стрельбы с закрытых позиций) пришлось перепроектировать крышу рубки. Небольшой двустворчатый люк наводчика был заменен на одностворчатый люк большой площади. Секция люка открывалась вправо независимо от основной створки, через открытую секцию поднималась оптическая головка прицела. Изменились накладные наклонные бронелисты на бортах рубки. Шасси, за исключением внедрения ленивцев новой конструкции и новых воздушных фильтров двигателя, изменений не претерпело. Уже в ходе выпуска штурмовых орудий Ausf.C изменили замки смотровых люков тормозных механизмов.

Sturmgeschütz Ausf.B
(StuG III Ausf.B)

В мае 1941 г. начался выпуск штурмовых орудий модели Ausf.D. всего их было построено 150 экземпляров (номера шасси 90601-90750). Машины модели Ausf.D не имели существенных внешних отличий от самоходок модификации Ausf.C. Единственными компонентами, по которым согласно инструкции по эксплуатации можно идентифицировать штурмовые орудия модели Ausf.D являются бронекорпус и установленный у механика-водителя электрозвонок, с помощью которого командир мог подавать сигналы водителю. Отличия корпуса заключались в том, что его лобовая часть изготавливалась из более прочной броневой стали. Остальные компоненты шасси не претерпели изменений по сравнению с шасси "Sturmgechutz" Ausf.C.

Штурмовые орудия, которые использовались в южной России, Греции и Северной Африке, "тропикализировались": увеличивалась производительность вентиляторов, в крыше моторного отделения делали прикрытые сверху бронеколпаками вырезы для увеличения притока воздуха к двигателю.

Sturmgeschütz Ausf.E
(StuG III Ausf.E)

С сентября 1941 г. было изготовлено 284 штурмовых орудия модели Ausf.E (номера шасси с 90751 по 91034).

Изменения шасси модели "Sturmgechutz" Ausf.E коснулись уменьшения размеров петель смотровых люков тормозных механизмов и самих люков. Надгусеничные были доработаны под установку новых бортовых контейнеров. Остальные элементы шасси остались неизменными.

Наиболее заметным внешним отличием установки "Sturmgechutz" Ausf.E стал удлиненный левый бортовой бронированный контейнер и дополнительный бронеконтейнер, установленный с правой стороны корпуса машины. И правый, и левый контейнеры были длиннее, чем один контейнер, имевшийся по левому борту машин предшествующих модификаций. Необходимость доработки вызвали изменения в тактике использования штурмовой артиллерии.

Вместо полугусеничных бронетранспортеров Sd.Kfz.253 в качестве машин командиров взводов и батарей стали применяться непосредственно установки "Sturmgeschutz". Естественно, понадобились дополнительные заброневые объемы под монтаж дополнительного радиооборудования. На штурмовых орудиях, используемых в качестве командирских машин, в левом бронеконтейнере ставились ультракоротковолновые радиоприемники FuG15, в правом - приемопередающие радиостанции УКВ диапазона FuG16, за работу с рацией FuG16 отвечал заряжающий.

Свободное пространство левого бронеконтейнера, кроме того, использовалось для хранения шести дополнительных снарядов к орудию. С бортов рубки были убраны имевшиеся на предыдущих моделях штурмовых орудий наклонные 8-мм бронелисты. В дополнение к прицелам наводчика ("Rundblickfernrohr" 32 и "Sfl.Zielfernrohr" 1) командир получил перископический наблюдательный стереоприбор SF142.

Углы наклона бронелистов StuG III Ausf.E

По ходу производства машин модели Ausf.E в их конструкцию вносились следующие изменения:

  • Приказ по армии № 101 от 20 декабря 1941 г. определял необходимость размещения на танке запасной гусеничной ленты из 11 траков. Для хранения ленты на лобовую часть корпуса наваривался специальный держатель;
  • Тем же приказом определялась необходимость установки металлических отражателей струи выхлопных газов и держателей на задних предкрылках для запасных опорных катков;
  • Приказом по армии № 23 от 21 февраля 1942 г. вводилась установка торсионных валов диаметром 55-мм на первых трех узлах подвески и валов диаметров 52-мм на трех задних опорных катках каждого борта, расстояние между центром опорного катка и днищем корпуса составляло 145-мм. Ранее применялась следующая комбинация торсионных валов: передний диаметром 55-мм, затем валы диаметром 52-мм, 44-мм. 44-мм, 52-мм и снова 55-мм (задний), расстояние между центрами 1-го, 2-го, 5-го и 6-го опорных катков и днищем было, в данном случае, 145-мм., а между центрами 3-го и 4-го опорных катков и днищем - 193-мм. Переход на два типа валов упрощал снабжение запасными частями. Все штурмовые орудия были доработаны под торсионные валы диаметров 52 -мм и 55-мм.
  • Приказом по армии № 38 от 7 апреля 1942 г. вводился обогрев боевого отделения за счет отвода горячего воздуха от двигателя.

Установка "Sturmgeschutz" Ausf.E стала последним штурмовым орудием, вооруженным 75-мм пушкой с длиной ствола 24 калибра.


 

StuG III с более мощным вооружением

На совещании у Гитлера 10 и 12 августа 1942 г. было принято решение все штурмовые орудия перевооружить длинноствольными пушками. План поставки орудий, рассчитанный до сентября 1942 г. выполнить не удалось из-за задержек с поставками дульных тормозов, тем не менее часть штурмовых орудий моделей Ausf.F и Ausf.F/8 получили пушки с дульными тормозами шаровидной формы.

Сравнительные данные орудий, которыми вооружались штурмовые орудия StuG III

Тип орудия

длина
ствола, мм

длина гильзы
снаряда, мм

диаметр
гильзы, мм

длина
снаряда, мм

масса бронебойного
снаряда, кг

7,5cm Kan.L/24

1766.5

243

81.7

507

6,8

7,5cm StuK lg.L/40

3031

514

89

794

6,8

7,5cm StuK40 L/43

3281

495

102

748

6.8

7,5cm SiuK 40 L/48

3615

495

102

748

6,8

Боеприпасы штурмовых орудий и гаубиц:

нажмите на картинку для увеличения

Бронепробиваемость листов, установиенных под углом 30 гр к вертикали

Тип орудия

тип
снаряда

начальная
скорость, м/с

толщина пробиваемой брони (мм)
на дистанции (м)

100

500

1000

1500

2000

7,5cm Kan.L/24

K.Gr.Patr.rot.Pz

385

41

39

35

33

30

7,5cm StuK lg.L/40

K.Gr.Patr.rot.Pz

685

65

64

62

59

55

7,5cm StuK 40 L/43

Pzgr.Patr.39

740

98

91

82

72

63

7,5cm StuK 40 L/48

Pzgr.Patr.39

790

106

96

85

74

64

Sturmgeschütz Ausf.F
(StuG III Ausf.F)

Согласно данным, представленным фирмой "Даймлер-Бенц" 4 февраля 1942 г., штурмовое орудие модели Ausf.F являлось вариантом машины Ausf.E с усиленным вооружением. Изменение обозначения отражало замену 75-мм пушки с длиной стволa 24 калибра - 43-калиберным орудием "7,5cm Sturmkanone 40 L/43". С марта по сентябрь 1942 г. было построено 366 штурмовых орудий модели Ausf.F (номера шасси 91035-91400).

Машина марки Ausf.F проектировалась, как модификация самоходки "Sturmgeschutz " Ausf.E. Изменения в конструкции касались лобовой части рубки, были введены новые контейнеры под более длинные снаряды к новой пушке. Чтобы обеспечить сектор горизонтального наведения в 20 гр пришлось увеличить вырез в лобовой части рубки, крыша рубки не изменилась, за исключением установки в ее кормовой части вентилятора под бронеколпаком. Вентилятор предназначался для удаления пороховых газов из боевого отделения после выстрела.
Масса машины возросла с 22 т у Ausf.E до 23.2 т у Ausf.F.
Штурмовые орудия, вооруженные длинноствольными пушками (как со стволами длиной 43, так и со стволами длиной 48 калибров) получили обозначение Sd.Kfz.142/1. Стоимость одной машины составляла 82 500 рейхсмарок.

Первым подразделением, получившим новые машины, стал батальон штурмовой артиллерии дивизии "Великая Германия", который получил 22 штурмовых орудия с пушками "7,5сm "Sturmkanone" 40 L/43". Начиная с мая 1942 г., в кормовой части корпуса машин устанавливалась закрытая бронеколпаком дымопусковая система "Nebelkerzenabwurfvorrichtung".

75-mm StuK40 L/43

На совещании у Гитлера, проходившего 6 и 7 мая 1942 г., было решение увеличить, по возможности, толщину лобовой брони штурмовых орудий до 80-мм. В качестве промежуточной меры разрешалось усиливать бронезашиту путем наварки дополнительных накладных листов. Накладная броня увеличивала массу машины примерно на 450 кг. что могло негативно сказаться на ходовых качествах штурмовых орудий, особенно на величине максимальной скорости. Концепция боевого применения штурмовых орудий предусматривала их использование в составе взвода независимо от танков. Поскольку основной задачей машин являлась непосредственная поддержка пехоты, со снижением скорости можно было смириться.

4 июня Гитлер отдал указание всемерно ускорить работы по доведению лобовой брони штурмовых орудий до 80-мм. Ранее назначенный срок - середина июля 1942 г. - теперь считался слишком поздним. Гитлер также настаивал на увеличении производства штурмовых орудий в кратчайшие сроки до 100 машин в месяц.
23 июня 1942 г. Гитлер вновь декларировал, что увеличение лобовой брони штурмовых задачей является срочным делом. На совещании 28-29 июня 1942 г. было доложено, что усиленную броню получают все вновь построенные машины.

Согласно спецификации №8 от 20 июня 1940 г. штурмовые орудия, вооруженные длинноствольными 75-мм пушками, должны поставляться с установленной дополнительной 30-мм броней. Передача заказчику машин с накладной броней началась с 11 июня. Согласно рапорту от 6 августа 1942 г.. в июле 1942 г. было изготовлено 60 штурмовых орудий с лобовой броней толщиной 80-мм и ни одного - с лобовой броней толщиной 50-мм.

На последние 11 машин выпуска июня 1942 г. и все последующие штурмовые орудия наваривались 30-мм бронелисты на лобовую часть рубки и верхний и лобовой листы корпуса. В это же время, две передние фары заменили одной фарой "Нотек" (устанавливалась на верхнем лобовом листе корпуса по центру). С августа 1942 г. изменилась конфигурация наклонных лобовых листов рубки (над смотровым прибором механика-водителя и аналогичного листа справа от пушки), угол наклона листов был увеличен: штатный боекомплект увеличили до 54 снарядов за счет отказа от размещения снарядов в индивидуальных контейнерах.

Sturmgeschütz Ausf.F/8
(StuG III Ausf.F/8)

С сентября 1942 г. на сборочной линии штурмовые орудия марки Ausf.F сменили машины модели Ausf.F/8, их выпуск продолжался до декабря 1942 г. Всего было изготовлено 250 машин Ausf.F/8 (номера шасси 91401-91650).

Штурмовые орудия "Sturmgeschutz" Ausf.F/8 строились на базе шасси 8./Z.W. танков PzKpfw III AusfJ - Ausf.N. Рубка установки осталась практически неизменной по сравнению с рубкой машины Ausf.F. Размер отверстия в люке наводчика под оптическую головку прицела был уменьшен. А сверху предусмотрена возможность монтажа прополочного ограждения. Смотровые двустворчатые люки в верхнем лобовом листе корпуса заменены одностворчатыми, вместо буксировочных крюков, для зацепления тросов предусмотрены отверстия в удлиненных бортовых листах корпуса (аналогичные шасси 8./Z.W. танка PzKpfw III).

Начиная с машин модели Ausf.F/8 складные мачты радиоантенн заменили фиксированными. В крыше моторного отделения были сделаны прикрытые бронеколпаками отверстия, улучшившие охлаждение двищтеля. аналогичные изменения вносились и в конструкцию крыши моторного отделения танков PzKpfw III. Предкрылки надгусеничных крыльев стали более короткими. С ноября 1942 г. смотровые люки тормозных механизмов вновь стали выполняться двустворчатыми.

Начиная с октября 1942 г., накладную броню лобовой части корпуса стали не наваривать, а крепить к корпусу и рубке болтовыми соединениями, что позволило сократить трудозатраты на изготовление одной машины.

В декабре 1942 г. несколько штурмовых орудий получили экспериментальные пулеметные щитки, установленные па крыше рубке. Заряжающий, когда он вел огонь из пулемета, теперь получил некоторую защиту от пуль и осколков. Штатной установка щитка на машины "Sturmgeschutz" Ausf.F/8 стала, начиная с января 1943 г.

В мае 1943 г. штурмовые орудия стали комплектоваться стальными противокумулятивными экранами "Schurzen". Щитки и экраны ставились на ранее построенные машины модели Ausf.F/8, выпуск которых был прекращен в декабре 1942 г.

Согласно приказу №21 от 21 октября 1942 г. штурмовые орудия следовало оборудовать системой обмена горячей водой. Аналогичная система использовалась на танках PzKpfw III для запуска двигателей в холодную погоду; вода из радиаторов танка с работающем мотором поступала в радиаторы "холодной" машины и прогревала мотор.

На совещании у Гитлера 2 октября 1942 г. принимается решение оборудовать большую часть штурмовых орудий гусеницами с траками зимнего типа. В соответствии с принятым решением, до 1 января 1943 г. такие траки должны были получить 75% всех предназначенных к переоборудованию машин. Все штурмовые орудия с зимними гусеницами предназначались для подразделений Групп армий "Север" и "Центр".

Гитлер обратил внимание на неудачную конструкцию дульного тормоза, который при выстреле давал очень много дыма, ограничивающего видимость наводчику и дал указание немедленно принять меры к уменьшению дымообразования при выстреле.

Sturmgeschütz Ausf.G
(StuG III Ausf.G)

Выпуск последней модели штурмового орудия на шасси Z.W., Ausf.G. начался в декабре 1942 г. и продолжался вплоть до марта 1945 г. Машины, изготовленные фирмой "Алкетт " имели номера шасси 91651-94250., номера шасси машин второй серии, построенной на фирме "Алкетт", начинались с №105001 .Фирма "МIAG" начала выпуск штурмовых орудии с февраля 1943 г., номера шасси начинались с №9501.

Машины модели Ausf.G получили командирскую башенку, что привело к увеличению высоты установки до 2160-мм, были ликвидированы бортовые бронеконтейнеры спонсоны, бортовые листы рубки выполнялись наклонными. Задняя стенка боевого отделения - вертикальная. Бронеколпак вентилятора остался на прежнем месте - по центру задней части крыши боевого отделения. по его высота стала меньше: электромотор вентилятора крепился к крыше боевого изнутри и не выступал по высоте за пределы боевого отделения, над крышей возвышался лишь диск, прикрывающий сверху щель для выхода пороховых газов.

Несмотря на то, что на машинах Ausf.G несколько увеличили высоту боевого отделения в кормовой части, вентилятор все равно мешал работе заряжающего. В январе 1943 г. вентиляторы стали устанавливать не в крыше боевого отделения, а в середине кормовой стенки рубки.

За счет применения наклонных бортовых листов рубки удалось увеличить внутреннее пространство боевого отделения с обоих сторон орудия в районе рабочего места наводчика. Была улучшена баллистическая защита прицела наводчика. Толщина наклонного бронелиста над местом механика-водителя, так же как и аналогичного бронелиста с правой стороны от орудия, доведена до 30-мм.

На машинах, выпущенных до октября 1943 г. командирская башенка имела круговое вращение и монтировалась на шаровых опорах. Из-за нехватки шарикоподшипников, с сентября 1943 г. стали ставить неподвижные башенки; с августа 1944 г. и до конца войны самоходки вновь стали получать командирские башенки кругового вращения.


 
Поиск
Календарь
«  Август 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

2gtk.clan.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *