Су-57 | |
---|---|
Су-57 во время демонстрационного полёта на авиасалоне МАКС-2011. | |
Тип | малозаметный многоцелевой истребитель |
Разработчик | ОКБ имени П. О. Сухого |
Производитель | Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина |
Главный конструктор | А. Н. Давиденко[1] |
Первый полёт | 29 января 2010 года[2] |
Начало эксплуатации | 2019 год (план)[3] |
Статус | Серийное производство[4] |
Эксплуатанты | ВКС России |
Годы производства | с 2019 года |
Единиц произведено |
ru.wikipedia.org
Истребитель пятого поколения Т-50 (ПАК-ФА)
Истребитель пятого поколения
Разрабатывается подразделением Объединённой авиастроительной корпорации — ОКБ Сухого, где он проходит под обозначением Т-50.
F-22 Raptor истребитель пятого поколения, один из наиболее вероятных противников Т-50 (ПАК-ФА).
Лучшие моменты из всех видео с участием истребителя T-50 PAK FA , фигуры высшего пилотажа, показательные выступления, лучшее качество видео какое только смог найти. Ну и немного нарезал, для зрелищности. Спасибо Conter MC 13 за композицию Портал В Третий (Dj PEX Prod).
Истребитель пятого поколения Т-50 (ПАК-ФА)
Первый полёт опытный прототип совершил 29 января 2010 г . длительностью около 45 минут. На данный момент известно о четырёх прототипах истребитель пятого поколения Т-50 (ПАК-ФА) в общей сложности они совершили более 120 полетов.
пятое поколение перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации
В начале 2012 году к летным испытаниям присоединится пятый прототип самолета истребитель пятого поколения Т-50 (ПАК-ФА) .
Российский истребитель пятого поколения Т-50 ПАК-ФА в анфас фото
Первые два прототипа истребитель пятого поколения Т-50 (ПАК-ФА) наматывают лётные часы на аэродроме Летно-исследовательского института имени Громова в Жуковском.
рулёжка T-50 (PAK-FA)взлёт Российского истребителя пятого поколения PAK-FAT-50 (PAK-FA) на взлёте фото
Впервые свои пилотажные возможности, перспективный авиа комплекс фронтовой авиации — истребитель пятого поколения Т-50 (ПАК-ФА), широкой публике показал на авиасалоне в Жуковском МАКС 2011.
ИСТРЕБИТЕЛЬ ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЯ ПАК-ФА Т-50 T-50 PAK-FA хороший ракурс
Ну и как планируется в 2013 году будет поставлена установочная партия или мелкосерийное производство самолётов это типа для испытания вооружений.
По условиям соглашения с Министерством обороны России, компания «Сухой», разрабатывающая Т-50 (ПАК-ФА) , должна будет поставить первые десять Т-50 Липецкому центру боевого применения и переучивания летного состава, где будет продолжена программа испытаний. В настоящее время российское военное ведомство планирует приобрести 60 истребителей Т-50, не считая самолетов опытной партии. Потребность ВВС России в самолетах типа Т-50 оценивается в 150 единиц.
РОССИЙСКИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЯ ПАК-ФА Т-50
Ещё красивое фото.
Истребитель пятого поколения
Для экспортных поставок на базе ПАК ФА совместно с Индией создаётся экспортная модификация самолёта, получившая обозначение FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft — истребитель пятого поколения).
Fifth Generation Fighter Aircraft
Наиболее вероятный соперник способный тягаться с Т-50 (ПАК-ФА), это F-22 Raptor истребитель пятого поколения.
F-22 «Raptor»— многоцелевой истребитель пятого поколения, разработанный компаниями Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics.
Истребитель пятого поколения F-22 Raptor
Сравнительные размеры T-50 (PAK-FA) с СУ 27.
CY 27 vs T-50 (PAK-FA), а вот догоню, здесь видны сравнительные размеры
Необходимо отметить, ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ПОСПОРИТЬ какой самолёт лучше, ответ убийственно краток. Тот который стоит на вооружении, а единственный стоящий на вооружении истребитель пятого поколения, это американский «Raptor».
Если бы война началась сию минуту, у кого было бы превосходство в воздухе?
А теперь едем дальше: Американский истребитель пятого поколения F-22 Raptoг снят с производства в 2011 году,(а везде ПАК ФА сравнивают именно с F-22) за время производства с 1997 года по 2012 год было выпущено 195 машин, из них 187 истребителей переданы ВВС США. Конгресс США отказался от закупок истребителя F-22 «Raptor», в пользу увеличения расходов по программе для интенсивной разработки нового многоцелевого истребителя F-35.
ударный многоцелевой истребитель пятого поколения f35
Вторая американская машина нового поколения – F-35, в настоящее время проходящая испытания, сталкивается с проблемами другого рода: США попытались создать «дешевый истребитель» пятого поколения, который обладал бы теми же возможностями, что и более дорогой F-22, но в несколько урезанном варианте – меньший боезапас, несколько меньшая дальность и скорость полета, меньшие возможности РЛС, и так далее.
На поверку совместить эти требования в одной машине оказалось очень сложно. Стоимость F-35 переваливает за 150 миллионов долларов, в 2 раза больше первоначальных планов, а достичь ряда возможностей F-22, например бес форсажной сверхзвуковой скорости, на F-35 пока не получается.
Так же разработки Истребитель пятого поколения «Черный орёл» (Black Eagle) под названием J-20 ведутся в КИТАЕ.
J-20 истребитель пятого поколения, это первый военный самолет, созданный в Китае, у которого нет прямого прототипа.
многоцелевой истребитель пятого поколения J-20 «Черный орёл»
Практически вся информация о нашем истребитель пятого поколения Т-50 (ПАК-ФА) является секретной.
Но сначала стопроцентные факты.
Способен летать на сверхзвуковых скоростях, без включения форсажа. около 2500 км в час, предыдущее поколение истребителей около 900 км, кратковременно на форсаже на скорости сверхзвука.
Стоимость одного часа полёта СУ 27 составляет около 10000 долларов, а час полета истребителя F-22 «Raptor» обходится бюджету США почти в 40 тысяч долларов, из тех задания стоимость полёта истребитель пятого поколения Т-50 (ПАК-ФА) должна быть доведена до 1500 долларов.
Половину стоимости разработки Т-50 (ПАК-ФА), оплатила Индия и планирует закупить 250 Т-50 (ПАК-ФА).
Продажа F-22 «Raptor» другим странам запрещена законодательством.
Су 30 на радаре виден как металлический объект 5,4 кв.метра. то Т-50 (ПАК-ФА) в 40 раз меньше.
Т-50 (ПАК-ФА), может быть бомбардировщиком и штурмовиком, способен уничтожать любые цели как на земле, так и в воздухе.
Т-50 (ПАК-ФА) способен сопровождать 60 целей одновременно, и обстреливать около 20 из них.
На нём установлена система автоматического распознавания целей, система сама распознаёт врага, и выбирает самые опасные мишени, пилот даёт команду на её уничтожение.
Т-50 (ПАК-ФА) полностью автоматизирован, во внештатных ситуациях может обойтись без пилота.
Подан патент на конструкцию прототипа истребителя пятого поколения Т-50 ПАК ФА, поданного в адрес Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, датированного 28 июля 2010 года и опубликованного 27 января 2012 года.
Формула изобретения
- Самолет интегральной аэродинамической компоновки, содержащий фюзеляж, крыло, консоли которого плавно сопряжены с фюзеляжем, горизонтальное и вертикальное оперение, двух двигательную силовую установку, отличающийся тем, что фюзеляж снабжен наплывом, расположенным над входом в воздухозаборники двигателей и включающим управляемые поворотные части, средняя часть фюзеляжа выполнена уплощенной и образована в продольном отношении набором аэродинамических профилей, мотогондолы двигателей разнесены друг от друга по горизонтали, а оси двигателей ориентированы под острым углом к плоскости симметрии самолета по направлению полета.
- Самолет по п.1, отличающийся тем, что вертикальное оперение выполнено цельноповоротным с возможностью синфазного и дифференциального отклонения.
- Самолет по п.2, отличающийся тем, что цельноповоротное вертикальное оперение установлено на пилонах, расположенных на боковых хвостовых балках фюзеляжа, при этом на фронтальной части пилонов расположены воздухозаборники продува мотоотсеков и теплообменников системы кондиционирования.
- Самолет по п.1, отличающийся тем, что горизонтальное оперение выполнено цельноповоротным с возможностью синфазного и дифференциального отклонения.
- Самолет по п.1, отличающийся тем, что реактивные сопла двигателей выполнены с возможностью синфазного и дифференциального отклонения.
- Самолет по п.1, отличающийся тем, что входы воздухозаборников двигателей расположены по бокам носовой части фюзеляжа за кабиной экипажа, при этом нижняя кромка входов воздухозаборников двигателей расположена ниже обводов фюзеляжа.
- Самолет по п.1, отличающийся тем, что входы воздухозаборников двигателей выполнены скошенными в двух плоскостях — относительно вертикальных продольной и поперечной плоскостей самолета.
- Самолет по п.1, отличающийся тем, что плоскости хорд консолей цельноповоротного вертикального оперения отклонены от вертикальной плоскости на острый угол.
- Самолет по п.1, отличающийся тем, что передние кромки поворотной части наплыва, консолей крыла и горизонтального оперения выполнены параллельными друг другу.
- Самолет по п.1, отличающийся тем, что задние кромки крыла и горизонтального оперения выполнены параллельными друг другу.
сравнительные характеристики самолетов 5 поколения
- 1 — фюзеляж, 2 — наплыв фюзеляжа, 3 — консоли крыла, 4 — консоли цельноповоротного вертикального оперения (ЦПГО),
- 5 — консоли цельноповоротного горизонтального оперения (ЦПВО), 6 — мотогондолы двигателей, 7 — воздухозаборники двигателей,
- 8 — управляемые поворотные части наплыва фюзеляжа, 9 — поворотные носки крыла, 10 — элероны, 11 — флаппероны,
- 12-пилон ЦПВО, 13 — воздухозаборники продува мотоотсеков и теплообменников системы кондиционирования,
- 14 — поворотные реактивные сопла двигателей, 15 — срезы реактивных поворотных сопел двигателей,
- 16 — оси вращения поворотных сопел двигателей, 17 — плоскости вращения поворотных сопел двигателей.
Напоследок ряд интересных фотографий.
Звонок с земли по мобиле PAK-FA
Истребитель -дирижабль.
То ли истребитель то ли дерижабль
Скачать обои : <<Истребитель пятого поколения Т-50 (ПАК-ФА)>>.
Обои разрешением 1920*1200
Скачиваем, щёлкаем по плюсу, картинка увеличивается, правой кнопкой и ищем пункт сделать фоновым рисунком.
НАСЛАЖДАЕМСЯ.
Картинка для обоев T-50 (PAK-FA)
Предположительные технические характеристики.
- Экипаж: 1 человек
- Длина: 19,4 м
- Размах крыла: 14 м
- Размах заднего ГО: 10,8 м
- Высота: 4,8 м
- Площадь крыла: 90 м²
- Угол стреловидности:
- по передней кромке:
- поворотной части: 78°
- остальной: 48°
- по задней кромке: −14°
- База шасси: 6 м
- Колея шасси: 5 м
Вид T-50 (PAK-FA) с разных ракурсов
- Масса:
- пустого: 18500 кг
- нормальная взлётная масса:
- с 63 % топлива: 26510 кг
- со 100 % топлива: 30610 кг
- максимальная взлётная масса: 37000 кг
- Масса топлива: 11100 кг
- Нагрузка на крыло:
- при максимальной взлётной массе: 394 кг/м²
- при нормальной взлётной массе:
- с 63 % топлива: 294 кг/м²
- со 100 % топлива: 330 кг/м²
турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой и управляемым вектором тяги
- Двигатель:
- Тип двигателя: турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой и управляемым вектором тяги
- Модель: «АЛ-41Ф1»
- Тяга:
- максимальная: 2 × 8800 (около 10900 на «Изделии 129») кгс
- на форсаже: 2 × 15000 (около 18000 на «Изделии 129») кгс
- Масса двигателя: 1350 кг
- Управление вектором тяги:
- Углы отклонения вектора тяги: ±20° в плоскости
- Скорость отклонения вектора тяги: 60 °/с
- Тяговооружённость:
- при нормальной взлётной массе:
- с 63 % топлива: 1,13 (~1,36 с «Изделием 129») кгс/кг
- cо 100 % топлива: 0,98 (~1,17 с «Изделием 129») кгс/кг
- при максимальной взлётной массе: 0,85 (~1,01 с «Изделием 129») кгс/кг
Лётные характеристики
Предельная скорость на высоте: 2125—2600 км/ч (2,0—2,45 М)
Максимальная бес форсажная скорость: 1300—2100 км/ч (1,1—2,0 М)
Практическая дальность:
на крейсерской скорости:
с 63 % топлива: 2700 км
со 100 % топлива: 4300 км
с 2 ПТБ: 5500 км
на бес форсажной сверхзвуковой скорости:
с 63 % топлива: 1200 км
со 100 % топлива: 2000 км
Продолжительность полёта: до 5,8 ч
Практический потолок: 20000 м
Скороподъёмность: 350 м/с
Длина разбега/пробега: 350 м
Максимальная эксплуатационная перегрузка: + 10—11 g
ЭПР: по данным различных источников от 0,005 до 0,3 м²
Вооружение
- Пушечное: 30 мм встроенная пушка (модернизированная ГШ-30-1, темп стрельбы и энергия отдачи сохранились)
- Боевая нагрузка:1310—10000 кг
- для воздушного боя, в отсеках вооружения: 1620 кг (8 × РВВ-СД + 2 × РВВ-МД)
- против наземных целей, в отсеках вооружения: 4220 кг (8 × КАБ-500 + 2 × РВВ-МД)
- Ракеты и бомбы будут располагаться на 16 точках подвески
- внутренние: 8 или 10
- внешние: 8 — под крыльями
- Во внутренних бомбоотсеках будут использоваться новые управляемые ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности РВВ-МД, средней дальности РВВ-СД (Изделие 180) и большой дальности РВВ-
- БД (Изделие 180-БД). Отличия новых ракет от предшественников заключаются в повышенной дальности, чувствительности, помехозащищённости и возможности обнаружения и захвата цели во
- время автономного полёта, что позволяет производить быстрый пуск из внутренних отсеков вооружений. Также, вероятно, будут использоваться ракеты класса «воздух-воздух» КС-172 на внешних
- узлах подвески. Всего для нового истребителя разрабатывается вооружение 14 типов, включая ракеты «воздух-воздух» малой, средней, большой и сверхбольшой дальности, управляемые ракеты
- «воздух-поверхность» различного назначения, а также корректируемые авиабомбы.
Характеристики: РЛС Н035 Ирбис:
- Обнаружение и сопровождение 4 наземные + 30 воздушных
- Одновременный обстрел: 8
- Дальность обнаружения целей:
- с ЭПР 3 м² до 400 км
- с ЭПР 1 м² до 300 км
- с ЭПР 0,5 м² до 240 км
- с ЭПР 0,1м² до 165 км
- с ЭПР 0,01м² до 90 км
- Углы обзора: 240° (±120°)
- Мощность: 5000 Вт
toparmy.ru
Перспективный российский истребитель Т-50 (ПАК ФА)
25 апреля 2013 года на самолете Т-50 впервые поднялся в воздух военный летчик-испытатель 929-го Государственного летно испытательного центра им. В. П. Чкалова Р. Ф. Сулейманов. Двухчасовой полет прошел в полном соответствии с заданием.
Разработка многофункционального истребителя 5-го поколения была инициирована в конце 1990-х годов. В апреле 2001 года командование ВВС России конкретизировало требования к перспективному авиационному комплексу фронтовой авиации (ПАК ФА).
В апреле — мае был объявлен тендер по программе И-21/ПАК ФА, в котором приняли участие ведущие ОКБ страны. 26 апреля 2002 года правительственная комиссия признала победителем проект фирмы П. О. Сухого (главный конструктор — А. Н. Давиденко) под обозначением Т-50.
Эскизный проект был завершен в ноябре 2004 года, а в декабре принят комиссией Министерства обороны РФ.
Согласно заданию, ПАК ФА является самолетом-истребителем нового поколения, предназначенным для завоевания превосходства в воздухе и ведения воздушного боя с дополнительными возможностями нанесения ударов по наземным и надводным целям.
К самолету специалисты предъявили следующие требования:
- многофункциональность — способность успешно поражать воздушные, наземные и морские цели в любую погоду и в любое время суток, в условиях применения противником высокоточного оружия. Т-50 обладает всем необходимым, чтобы быть как эффективным истребителем (большая тяговооруженность, развитый поисково-прицельный комплекс), так и действенным ударным самолетом — имеет два сравнительно больших отсека для
внутреннего размещения вооружения, возможность внешней подвески боеприпасов на шести узлах; - высокая маневренность на разных скоростях и больших углах атаки;
- малая заметность в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах волн. Аэродинамическая компоновка самолета, применение композиционных материалов и инновационных технологий, а также мероприятия по снижению заметности двигателя обеспечили самолету низкий уровень заметности, что позволяет значительно повысить его боевую эффективность и выживаемость;
- способность взлетать и садиться, используя короткие взлетно-посадочные полосы.
Производство конструктивно-подобных образцов Т-50 началось в Комсомольске-на-Амуре на авиационном производственном объединении (КнААПО) им. Ю. А. Гагарина.
В 2009 году было собрано несколько технических образцов для наземных испытаний и один для летных. 29 января 2010 года летчик-испытатель компании «Сухой» С. Л. Богдан совершил первый полет на Т-50 продолжительностью 47 минут. Всего с аэродрома Дземги было выполнено шесть успешных испытательных полетов первого опытного образца. Седьмой испытательный полет ПАК состоялся 29 апреля 2010 года в Жуковском.
В это время в Комсомольске-на-Амуре начались испытания второго опытного образца. По состоянию на 8 февраля 2012 года прототипы авиационного комплекса совершили более 120 полетов.
25 апреля 2013 года начались войсковые испытания самолета Т-50. По мнению специалистов, в ближайшее время программа ПАК ФА перейдет на этап государственных испытаний, в ходе которых окончательно решится судьба нового самолета. Министерство обороны России планирует завершить испытания, закончить доводку различных бортовых систем к 2018 году. Первые серийные машины поступят в 4-й ордена Ленина Краснознаменный Центр боевого применения и переучивания летного состава ВВС им. В. П. Чкалова, летчики которого первыми освоят этот самолет, а затем начнут обучать пилотов строевых частей, куда будут поступать серийные боевые машины. По прогнозам специалистов, массовое строительство отечественных истребителей 5-го поколения начнется во второй половине текущего десятилетия, а авиационные части, имеющие на вооружении Т-50, появятся лишь к 2022 году.
Большая часть информации о ПАК ФА является секретной. По этой причине известны лишь приблизительные характеристики самолета.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Т-50
- Тип: малозаметный многоцелевой истребитель
- Двигатель: турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой и управляемым вектором тяги, модель «АЛ-41Ф1»
- Тяга, кН:
форсированная: 2 х 147
нефорсированная: 2 х 86,3 - Размеры, м:
длина: 69,4
высота: 4,8
размах крыла: 14 - Вес, кг:
пустого: 18 500
максимальный взлетный: 37 000 - Технические характеристики:
максимальная скорость, км/ч: 2200
практический потолок, м: 20 000
дальность, км: от 2000 до 4300 - Вооружение:
— 30-мм встроенная пушка ГШ-30-1, боевая нагрузка, кг: 1310-10 000
— для воздушного боя, в отсеках вооружения: 1620 кг (8 х РВВ-СД + 2 х РВВ-МД)
— против наземных целей, в отсеках вооружения: 4220 кг (8 х КАБ-500 + 2 х РВВ-МД)
Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь
6274warfor.me
50 — истребитель пятого поколения. Характеристики российского истребителя Т-50
Вскоре Военно-воздушные силы РФ получат новейший истребитель 5-го поколения Т-50. Самолет стоит дорого, около ста миллионов долларов США в пересчете на сегодняшний курс валюты, и у рядового налогоплательщика вполне может возникнуть вопрос о целесообразности траты столь значительной денежной суммы.
Зачем нам ПАК ФА, и другие вопросы
Нужна ли такая недешевая «игрушка» нашим военным, есть ли в ней насущная необходимость и какова будет ее роль в обеспечении мирного неба над нашей страной? С какими противниками самолету предстоит встретиться в предположительных и вероятных воздушных схватках? Сможет ли он выйти из них победителем и какова вероятность такого исхода? Какие задачи предстоит решать этому «фронтовому авиакомплексу», да еще и перспективному? Каковы его возможности и характеристики? И кто первый начал очередной виток военно-воздушной гонки? Последний вопрос и может стать ключом для ответа на все остальные.
Гонка в воздухе
Гонка вооружений происходила в истории человечества всегда. Преимущества армии, владеющей наиболее совершенными образцами техники, если не на все сто процентов, то, по крайней мере, существенно влияли на исходы войн. С середины сороковых годов началось бурное развитие реактивной авиации. Одно за другим сменялись поколения истребителей, каждое из которых отличалось от предыдущего все лучшими техническими характеристиками: скоростью, скороподъемностью, потолком, маневренностью, калибром и количеством стволов бортового стрелкового вооружения, наличием и числом ракет различного типа, средствами обнаружения и навигации. Всего поколений пока было пять. К последнему из них относятся американские F-22 и F-35, китайский J-20 и российский Т-50. Истребитель пятого поколения сразу по внешнему виду можно отличить от самолетов, еще совсем недавно считавшихся последним словом авиационной техники.
Внешние отличия
Итак, каковы же внешние признаки новейших самолетов-перехватчиков? Первое и главное отличие их состоит в несколько угловатых очертаниях, непривычных после красивых плавных силуэтов МиГов, «Сейбров», «Фантомов» и «Сухих», к которым все привыкли за последние десятилетия. Разумеется, эстетика здесь не при чем. Внешние обводы, состоящие из пересекающихся под определенным углом плоскостей, обусловлены возможностью поверхностей отражать радарные излучения так, чтобы как можно в большей степени они не возвращались на приемную антенну локатора, а уходили куда-то в сторону. Тем же требованием продиктовано и отсутствие или минимизация вооружений на внешних подвесках, которые из-за сложной геометрической формы «светятся» особенно ярко. Люди, немного понимающие в авиации, отметят и третий признак, по которому можно отличить истребитель пятого поколения. ПАК ФА Т-50, как и его зарубежные собратья-современники, обладает поворотным вектором тяги. Если перевести этот технический термин на общепонятный язык, это означает, что сопла имеют возможность поворачиваться относительно продольной осевой линии в двух или трех плоскостях. Во всем остальном самолеты пятого поколения имеют примерно такую же конструкцию, как и предыдущие модели.
Материалы
Внешний вид техники не позволяет судить о многих других параметрах, недоступных глазу. Новый истребитель пятого поколения Т-50 сделан не только из титановых и алюминиевых сплавов, в значительной степени (практически наполовину) его конструкция выполнена с применением композитных пластиковых материалов. Технологические достижения химической продукции открыли дорогу использованию полимеров для изготовления деталей, которые ранее делались только из металла. Это сразу же решило множество проблем: стал меньшим вес, опасность эксплуатационной коррозии тоже снизилась, но главным эффектом стала малая заметность для средств ПВО. Полимерные цепочки служат своеобразным демпфером, гасящим высокочастотные излучения. Последние достижения в этой области нашли применение в материалах изготовления Т-50. Истребитель пятого поколения должен быть сверхманевренным, малозаметным и обладать сверхзвуковыми скоростными характеристиками. Следовательно, ему необходимо быть легким, прочным и отражать как можно меньше высокочастотных излучений.
«Раптор» — «первый блин»
Американцы оказались пионерами в области внедрения принципов пятого поколения истребительной авиации. Они же и вкусили первые горькие плоды опыта.
Низкая радиолокационная заметность, ставшая насущной необходимостью в условиях современной войны, создала авиаконструкторам огромное количество проблем. Представления об аэродинамике пришлось пересмотреть, что заметно ухудшило летные качества. Пострадала и прочность. «Раптор» выдерживает меньшие нагрузки, чем «Фантом», бывший «рабочей лошадью» ВВС США еще во время Вьетнамской войны (4,95g/0,8 мах у F-22 против 5,50g/0,8 мах у F-4E). Скорость его тоже ниже, чем у самолетов, разработанных в конце 50-х годов, и получивших боевой опыт в 60-е.
Скромные летные характеристики обусловлены и необходимостью внутрифюзеляжного размещения вооружений. МиГи, «Фантомы» и «Томкэты» несли ракеты под крыльями, а почти все внутреннее пространство их занимали силовая установка, топливные баки, кабина экипажа, авионика и другие важные узлы. Ясное дело, дополнительный объем ухудшает аэродинамику. А это влечет за собой очень серьезные последствия. Если «Раптор» все же будет обнаружен, и по нему противник выпустит ракету, то все, что останется пилоту, это заблаговременно катапультироваться. Уйти от удара шансов мало.
Стоит американский самолет примерно 350 миллионов. Один час его полета, учитывая эксплуатационные расходы и оплату труда пилота «тянет» на 44 000 $. Это дорого. «Раптор» F-22 уже снят с производства.
Китайский «черный орел»
В КНР реактивные истребители начали строить с опозданием на одно поколение. На заре народной авиапромышленности собственных конструкций не было, копировались советские самолеты. Поэтому свой «Стеллс» J-20 китайцы скромно относят к четвертому поколению, хотя по мировым стандартам он скорее соответствует пятому. О «Ченду» известно мало, но судя по внешнему виду, он во многом остается носителем идей советских конструкторов.
Несостоявшийся проект МиГ-1.44 вдохновил инженеров Chengdu Aircraft Industry Corporation на создание сходной композиционной схемы. От российских самолетов «Черный орел», как называют также J-20, получил и двигатели. Для истребителя пятого поколения Т-50 конструкторы КБ «Сухой» предусмотрели двухконтурные силовые установки с переменным в двух плоскостях вектором тяги. Подробности неизвестны, но тягу два двигателя развивают до 18 тонн, что, конечно же, больше, чем у J-20.
Еще один американец
В конце восьмидесятых в США началась амбициозная программа по перевооружению Корпуса морской пехоты. Для замены «Хорнета» F-18 требовался новый самолет, обладающий некоторыми из признаков следующего поколения авиатехники. Задача усложнялась двумя требованиями, предъявленными Пентагоном: возможностью морского корабельного базирования и как можно меньшей стоимостью. Победил в конкурсе самолет, разработанный фирмой Локхид-Мартин F-35 «Лайтинг» («Молния»). По своим летным и эксплуатационным характеристикам, а также по боевым качествам он уступает даже российским перехватчикам класса Су-35. Т-50, истребитель пятого поколения, значительно превосходит его практически по всем параметрам.
Как выявить лидера?
В настоящее время на призовые места при выборе лучшего современного перехватчика могут теоретически претендовать три самолета. При этом представляется нелегкой задачей само сравнение истребителей пятого поколения. Т-50, F-22, J-20 и даже F-35 являются образцами засекреченными, подробности их конструкций составляют государственную тайну, а судить о них можно только по тем отрывочным сведениям, которые все же просочились в прессу во время их выставочных показов. И все же определенные выводы сделать можно.
Сравнение «Сухого» с «Раптором»
По причине отсутствия подробной технической информации есть смысл использовать самый простой метод оценки, геометрический. ПАК-ФА имеет большие размеры по сравнению с «Раптором», следовательно, в его оружейные отсеки может поместиться больше ракет или управляемых бомб. Так и есть, по опубликованным данным он несет 10 УР в фюзеляже и еще 6 под крыльями (у F-22 соответственно 12 и 4). При этом западные эксперты указывают на ухудшение скрытности при использовании внешних подвесок, но российские инженеры туманно намекают, что владеют технологией «Плазма-стеллс», нивелирующей этот недостаток. Судить о том, чей истребитель 5-го поколения лучше, можно и по радиусу боевого применения. Т-50 может преодолеть 5,5 тыс. км, в то время, как F-22 только 3,2 тыс. км. Достоинства «Раптора» проявляются в особой системе рассеивания теплового следа, а также в радаре, работающем с оптимальной мощностью излучения. Обе эти особенности затрудняют его инфракрасное обнаружение. Он также имеет высокую сверхзвуковую крейсерскую скорость (1,8 маха, как и у Т-50), позволяющую ему быстрее прибыть на место воздушного боя. А что же дальше?
Предполагаемый бой
Маневренные характеристики российского истребителя пятого поколения Т-50 значительно лучше, чем у американского перехватчика F-22. Это, при всех прочих сопоставимых параметрах, определяет успех в современном воздушном бою, если судить по военному опыту недавних десятилетий. При этом оба самолета создавались для решения разнообразных задач, в том числе и для ударов по наземным целям. В отличие от американского «коллеги» российский Т-50, истребитель пятого поколения, может быть также и сверхзвуковым штурмовиком, в то время как «Раптору» перед выстрелом нужно снизить скорость.
Не умаляя достоинств американского перехватчика, можно предположить, что в случае воздушного боя при прочих равных условиях успех будет сопутствовать российскому самолету чаще, чем американскому. Специалисты даже называют примерное соотношение возможных потерь: один к четырем. На практике лучше эту цифру все же не проверять.
fb.ru
раскрыта тайна новейшего российского истребителя
Короткий разбег и пара новейших истребителей Т-50 отрывается от взлетно-посадочной полосы Государственного лётно-испытательного центра Минобороны имени В.П.Чкалова в Ахтубинске. Именно здесь истребители, что называется «ставят на крыло»: часы полетов, десятки выполненных боевых упражнений — станут основой боевых наставлений для строевых летчиков, которым уже в следующем году предстоит освоить главную новинку российского авиапрома. Впервые, познакомиться с секретами перспективного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) разрешили ведущему программы телеканала ЗВЕЗДА «Военная приемка» Алексею Егорову.
В погоне за «Хищником»
Фото: Константин Семенов
Т-50 квинтесенция всего современного, что есть в отечественной авиации. Это самолет, призванный бросить вызов американскому истребителю 5-го поколения F-22 Raptor (Хищник). Доказав если не наше превосходство над конкурентом, то как минимум технологическое соответствие лучшим образцам современной военной техники. Наш самолет «опаздывает» с появлением на несколько лет. Американец не только стоит на вооружении, но и совсем недавно участвовал в боевых вылетах против боевиков Исламского государства в Ираке. Тем не менее, конструктор самолета Александр Давиденко не стесняясь говорит, что Т-50 будет лучше F-22.
«Основные функции остались те же, но мы попытались сделать их лучше», — говорит конструктор. Подчеркивая, что при разработке ПАК ФА КБ «Сухой» моделировало воздушный бой Т-50 с F-22.
Поверить в превосходство одной машины над другой не сложно, если вспомнить историю создания другого фаворита современного авиастроения Су-27. Машину создавали, как противовес американскому истребителю F-15. Как и в случае с Т-50, наша машина «опаздывала». Американец летал и воевал. Набирал очки. Но в итоге оказался далеко позади новичка. Ведь глядя на «фаворита» КБ «Сухого» неустанно с 1977 года «полировало» «Сушку» до тех пор пока не получило абсолютного лидера мировой авиации. В ходе одних из них индийцы «разнесли» американцев на F-15C/D Eagle.
После завершения тех учений американский генерал Хал Хомбург, возглавляющий службу Air Combat Command ВВС США, вынужден был заявить, что полученные результаты стали полным сюрпризом для американских летчиков: «Мы не настолько обогнали весь остальной мир, как нам хотелось бы думать. А теперь, у нас есть еще более совершенная машина Су-35. «За глаза», пока не был официально представлен Т-50, этот истребитель считали на Западе российским ответом F-22. Фактически он и есть — «прототип 5-го поколения» — основные системы Т-50 уже сейчас отрабатываются и осваиваются строевыми летчиками именно на этой машине.
Именно из-за этой, постоянно идущей, эволюции, каким будет конечный — серийный вариант ПАК ФА, пока не знает никто, даже конструкторы. По тому же Су-35 можно судить, как долго может идти этот процесс. «Военные постоянно меняют техзадание, пытаясь получить «идеальный» самолет для «непонятно» каких условий применения», — говорит наш источник в авиапроме.
Яблоко от яблони
Фото: Константин Семенов
Впрочем, уже сейчас тихая эволюция Т-50 вполне себе видна. Как сообщил телеканалу ЗВЕЗДА Александр Давиденко, доля композитных материалов в общей массе пустого самолета составляет 25%, а по поверхности самолета — 70%. Широкое применение композитов в конструкции самолета позволило снизить его массу, а также существенно облегчить подготовку серийного производства.
Алексей Егоров лично убедился в том, что Т-50 «пластмассовый». В ходе съемок программы «Военная приемка» телеканалу ЗВЕЗДА впервые показали, как из «ниток» и «клея» создаются детали перспективного истребителя, которые в итоге будут в два раза легче алюминия сопоставимой прочности и в четыре-пять раз стали. В два раза легче титана. В результате чего вес истребителя становится в четыре раза меньше по сравнению с самолетом, собранным из привычных материалов, а его радиозаметность вообще стремится к нулю.
Фото: Константин Семенов
«Благодаря применению композитных материалов существенно сократилось количество деталей: по сравнению с самолетом Су-27 количество деталей уменьшилось в четыре раза, — сообщил конструктор. — Это же позволило существенно снизить радиолокационную заметность самолета».
В КБ «Сухого» говорят о ее «беспрецедентно низком уровне»: радиолокационной, оптической и инфракрасной «заметности» машины. Эффективная площадь отражающей поверхности у Т-50 сегодня равна 0,5 кв. м (у Су-30МК — 20 кв. м). Для понимания: это означает, что на радаре Су-30МК виден как металлический объект размером 5 на 4 м, а отражение Т-50 в 40 раз меньше. Это соответствует показаниям F-22.
Единственной проблемой, дающей основания сомневаться в принадлежности ПАК ФА к пятому поколению, считаются его двигатели. Прототипы летают на двигателях АЛ-41Ф1, известных также как изделие 117С. Они же используются сегодня на Су-35С. Именно эти моторы планируется ставить на первые серийные Т-50. Как рассказал летчик-испытатель КБ «Сухой» Сергей Богдан, при первом полете новый Су-35 сопровождал Су-30МК. Это позволило сравнить тяговые характеристики двигателей двух самолетов.
Фото: Константин Семенов
Во время полета Су-35 выполнял разгон в бесфорсажном режиме, при этом пилоту самолета сопровождения приходилось использовать форсаж, периодически отставая от новой машины. По словам пилота, это очень серьезное достоинство, дающее строевому летчику больше возможностей при ведении воздушного боя. Однако 117C хоть и обеспечивает необходимую суммарную тягу, достаточную даже для достижения сверхзвуковой крейсерской скорости, но не отвечает требованиям пятого поколения по соотношению веса и тяги, а так, же расходу топлива.
Полноценные двигатели пятого поколения, известные сегодня как «Тип 30» или двигатели «второго этапа», находятся в стадии проектирования. В проект входит несколько этапов разработки: компрессор низкого давления, газогенератор, компрессоры высокого давления, камеры сгорания, турбины высокого и низкого давления, форсажная камера и сопла. В прошлом году планировалось завершить их проектирование и выпустить техническую документацию демонстратора технологий. Как ожидается, опытно-конструкторские работы по проекту будут завершены в 2016 году. Техническая сложность проекта потребует проведения весьма длительных стендовых и летных испытаний, что скажется на общих сроках разработки Т-50. По разным оценкам, силовые установки второго этапа российские истребители Т-50 получат только в 2025-2027 годах.
Технологии превосходства
Фото:af.mil
Гендиректор Федерального научно-производственного центра «НПП «Полет», входящего в Объединенную приборостроительную корпорацию, Алексей Комяков рассказал телеканалу, что большинство электронных систем самолета только сдаются заказчику — Минобороны. Несколько месяцев назад, его предприятие, поставило для Т-50 новейший комплекс связи С-111 и интегрированную антенно-фидерную систему.
«С-111 принципиально отличается от всех предшествующих разработок, — говорит конструктор, — он обеспечивает летательному аппарату новый уровень оперативности получения информации на всех этапах полета и во всех видах боевых действий. Для реализации этих характеристик используются пакетный обмен данными в цифровой форме, широкополосные каналы радиосвязи, новые методы борьбы с помехами, позволяющие увеличить дальность и качество связи».
Сейчас все подсистемы в авиационной аппаратуре имеют собственные антенны, — объясняет Комяков. Количество антенн на одном летательном аппарате может достигать нескольких десятков. Это значительно увеличивает радиозаметность, повышает стоимость и сложность объекта. Антенно-фидерная система нового поколения позволяет объединить антенны для приемопередающей аппаратуры различного назначения связи, навигации, опознавания и др. Минимизировать количество антенных устройств. Они встраиваются в обшивку фюзеляжа, которая защищена радиопрозрачным покрытием, что снижает аэродинамическое сопротивление и уменьшает радиолокационную заметность.
В Т-50 реализовано еще одно главное требование к современным истребителям — высокая интеллектуализация борта. Радиолокационная станция истребителя с новой активной фазированной антенной решеткой (АФАР) НИИ Тихомирова, это более тысячи объединенных в единое поле миниатюрных приемо-передающих устройств с высокой мощностью сигнала на выходе. Радар с АФАР видит все, что делается в воздухе и на земле на расстоянии нескольких сотен километров. Может вести множество целей, одновременно наводя вооружение истребителя на них. И, как говорят конструкторы, одновременно их все обстрелять, буквально веером выпустив ракеты из самолета. Причем как по воздушным, так и по наземным целям.
Кроме того, антеннами буквально пронизаны кромки крыльев ПАК ФА. Из-за чего истребитель способен видеть, что делается над, под ним и вокруг него буквально на 360 градусов. По всему фюзеляжу машины размещены еще несколько десятков различных датчиков, которые позволят не только контролировать ситуацию вокруг машины, осуществлять обмен данными в режиме реального времени, как с наземными системами управления, так и внутри авиационной группы. То есть встраивая истребитель в глобальную систему ведения боевых действий в контрой одновременно могут быть задействованы как воздушные суда сопровождения: самолеты дальней радиолокационной разведки А-50, штурмовики, бомбардировщики, вертолеты, так и средства ПВО на земле, а так же мотострелковые подразделения. Фактически, Т-50 может быть как самостоятельным средством нападения, так и корректировщиков глобальной войсковой операции.
Электронный пилот
Фото:Марина Лысцева
Кабина Т-50, в отличие от Су-27, не имеет аналоговых приборов с привычными стрелками. Вместо них два больших цветных жидкокристаллических экрана. На них, как в обычном телевизоре, в режиме «картинка в картинке» отображается вся необходимая пилоту информация. Гидродинамические приводы управления силовой установки заменены электрическими. По словам конструкторов, это не только экономит место и вес, но и позволяет ввести в управление машиной параллельный (дистанционный) контроль. На практике это означает, что роль пилота становится менее заметной. То есть компьютер решает, с какой скоростью и на каких режимах машина будет выходить на цель и в какой момент разрешить летчику применить оружие.
При этом часть сложных пилотажных режимов — например, полет на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности — машина берет на себя. Так же, как будет следить за тем, чтобы летчик безопасно для истребителя применял оружие или не свалил самолет в неуправляемый штопор.
На Т-50 впервые стоит отечественный безинерционный навигационный комплекс — БИНС. Это электронно-механический прибор, без которого ни один истребитель сегодня не может считаться современным. Его задача — собирать и анализировать всю полетную информацию и обеспечивать вылет и возвращение самолета на свой аэродром. БИНС работает в связке с приемниками GPS и ГЛОНАСС, но может работать и без них.
Длинная рука ВВС
Фото:Минобороны РФ
Т-50 может взлетать и садиться, используя участки взлетно-посадочной полосы длиной 300-400 метров. В перспективе на его базе должен быть создан и морской вариант истребителя. Разработчики говорят, что самолет будет развивать скорость более двух тысяч километров в час и совершать перелеты на расстояние до пяти тысяч километров.
«Из того же Ахтубинска, этот самолёт запросто мог слетать куда-нибудь на берег Атлантического или Индийского океана и вернуться. Для этой машины понятия расстояния совсем другие, — с удивление констатировал Александр Егоров, когда узнал, что шеф — пилоту КБ «Сухой» Сергею Богдану потребовалась всего одна дозаправка чтобы долететь из Комсомольска-на-Амуре до подмосковного Жуковского».
Вооружение новой машины будет полностью убрано во внутренние отсеки истребителя, хотя есть и внешние подвески. О вооружении Т-50 практически ничего неизвестно. Но проводя параллели с Су-35 можно предположить, что перовое время ПАК ФА будет применять целый набор ракет средней дальности «воздух-воздух».
Например, Р-27ЭР1 (8 шт.), Р-27ЭТ1 и Р-27ЭП1 (по 4 шт.), РВВ-АЕ (до 12 шт., включая спаренную подвеску четырех ракет под фюзеляжем) и ракет ближнего боя Р-73Э (6 шт.), входят 5 новых ракет большой дальности. Номенклатуру управляемого вооружения класса «воздух-поверхность»: 6 тактических ракет Х-29ТЕ или Х-29Л, шесть противокорабельных и противорадиолокацнонных ракет Х-31А и Х-31П, пять новых противокорабельных ракет большой дальности Х-59МК, а также новинки: 5 противорадиолокационных ракет увеличенной дальности типа Х-58УШЭ, три ракеты большой дальности системы «Калибр-А» и одна тяжелая противокорабельная ракета большой дальности типа «Оникс».
Истребитель сможет поднять до восьми корректируемых авиабомб КАБ-500Кр с телевизионным самонаведением, новейших КАБ-500С-Э со спутниковой системой наведения, а также до трех бомб калибра 1500 кг — КАБ-1500Кр или КАБ-1500Л Г с телевизионным или лазерным наведением. По номенклатуре бомбардировочного и неуправляемого ракетного вооружения Су-35 в целом не отличается от сегодняшних Су-30МК, но в перспективе на нем смогут применяться усовершенствованные и новые модели авиабомб калибра 500 и 250 кг и ракет калибра 80, 122 и 266/420 мм, в т.ч. с лазерной коррекцией. Максимальная масса боевой нагрузки Су-35 составляет 8000 кг.
Из неофициальных источников, про Т-50 известно, что для него разработаны специальные высокоточные ракеты большой дальности (АФАР работает на 400 км) с квадратным сечением. Такая форма, как сообщил источник телеканала в авиационной отрасли, позволяет разместить их большее количество во внутренних отсеках истребителя. При этом, что очень важно, наведение этих ракет можно производить еще до выхода из бомболюка. Раньше, такой технологии, просто, не существовало.
Цена вопроса
Т-50, как и его конкурент F-22 безумно дорог. Стоимость программы создания Raptor оценивается в $ 74 млрд. Стоимость одного самолета — $ 146 млн. Именно по этому США купили не несколько сотен этих машин, а всего 187 самолетов. Наша программа на порядок дешевле, но замминистра обороны по вооружениям Юрий Борисов 23 марта заявил, что военные могут закупить меньшее количество истребителей пятого поколения Т-50 (ПАК ФА), чем запланировано в госпрограмме вооружения до 2020 года. Военные законтрактуют только 12 истребителей и после ввода их в эксплуатацию определятся с тем, сколько самолетов данного типа смогут себе позволить, хотя ранее твердо рассчитывали приобрести 52 самолета.
О возможном сокращении закупок Борисов заявил в ходе визита на Комсомольский-на-Амуре авиационный завод. Он констатировал, что «предприятие готово к началу серийного производства истребителя пятого поколения уже с 2016 года. Однако, Минобороны оставляет за собой право пересмотреть количество закупаемых машин. В новых экономических условиях первоначальные планы могут быть скорректированы. Лучше нам иметь задел в виде ПАК ФА и возможность, потом продвинуться вперед, до конца выжав все возможности из истребителей поколения 4+ истребителей Су-30 и Су-35», — подчеркнул замминистра.
Автор: Дмитрий Литовкин
Фото: Марина Лысцева
tvzvezda.ru
ПАК ФА — это… Что такое ПАК ФА?
Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА, Т-50, Изделие 701, истребитель 21) — российский истребитель пятого поколения, разрабатываемый ОАК. Головным разработчиком является ОАО Сухой, где он получил обозначение Т-50. На КнААПО, где собирают первый летный экземпляр, именуется изделием 701. Самолёт разрабатывается для замены МиГ-29 и Су-27. Первый полёт ПАК ФА планируется на осень 2009. Серийное производство самолета запланировано на 2010. Возможно, истребитель также будет поставляться на экспорт.
История
Микоян 1.44 технологическая демонстрация дельтавидного крыла.В конце 80-х ВВС Советского Союза выработали требования к истребителю пятого поколения для фронтовой авиации на замену МиГ-29 и Су-27. На основе этих требований КБ Микояна разработал проект Микоян 1.44, КБ Сухого — Су-47. Распад Советского Союза и последовавший экономический спад не позволили продолжить работу над созданием самолета, проекты были позже закрыты. В 2002 КБ Сухого было выбрано для разработки нового самолета, на котором будут использованы некоторые технологии Су-47 и МиГ 1.44.
Характеристики
Надежная информация по лётно-техническим характеристикам ПАК ФА практически отсутствует. Из интервью с людьми из российских ВВС известно, что самолет полностью отвечает требованиям для самолетов 5-го поколения (простой и дешевый в обслуживании; развивает сверхзвуковую скорость без использования форсажа; маневрирует с большими перегрузками; малозаметен и многофункционален).
Для достижения этих целей на ПАК ФА установят новые двигатели, более мощные, чем у предшественников, и с отклоняемым вектором тяги. Вооружение он сможет нести как на внешних узлах подвески, так и во внутренних. Формы самолета призваны обеспечивать минимальную площадь отражающих поверхностей и хорошие аэродинамические характеристики. Вооружение — ракеты нового поколения класса «воздух-воздух» (по некоторым данным, ракеты будут квадратными в сечении для уменьшения размеров внутренних отсеков), «воздух-земля» и противокорабельные ракеты; корректируемые авиабомбы. Система управления — полностью компьютеризированная. РЛС с активной ФАР.
ПАК ФА — это самолет тяжелого класса (максимальная взлетная масса около 32-37 тонн, как у Су-27, Су-47 и F-22). Параллельно с ним разрабатывается облегченный истребитель 5-го поколения (его название — ЛФИ). Однако на данном этапе принято решение что в роли ЛФИ будет выступать МиГ-35, частично соответствующий требованиям к истребителю 5 поколения и пригодный для выполнения современных задач.
Внешний вид ПАК ФА остается в тайне и насчет него ходит много спекуляций. Сначала его изображали как Су-47 без или с незначительными изменениями. Затем, форма этого самолета изменилась в воображении художников до сходства с F-22. На это особенно повлияли известия об отказе от интегрального триплана с КОС в пользу традиционной компоновки (собственно, буква Т в названии, означает «треугольный», т. е. треугольное крыло). На сегодня наибольшее доверие вызывает изображение с сайта НПО «Сатурн» и с одного из индийских авиафорумов. На обоих изображениях совпадает даже камуфляж и можно сделать вывод, что они делались с какой-то одной модели.
Ход работ над комплексом
В мае 2007 года первый вице-премьер Правительства РФ Сергей Иванов в своём интервью заявил, что истребитель ПАК ФА по своим характеристикам ни в чём не будет уступать американскому истребителю F-22 «Рэптор». Исходя из этого, предположение о том, что зарубежным аналогом ПАК ФА является именно F-22, выглядит наиболее вероятным.
В декабре 2007 года генеральный директор компании «Сухой» Михаил Погосян сообщил, что испытания нового самолета запланированы на 2009 год, а серийное производство должно быть налажено до 2015 года[1].
26 декабря 2008 года главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Александр Зелин сообщил, что к 12 августа 2009 г. Россия получит летный образец самолета пятого поколения и в этом же году он поднимется в воздух. «Работа над самолетом идет по плану, все задачи выполняются. В следующем году мы должны получить первые три машины. В настоящее время все они находятся в состоянии сборки, в той или иной степени готовности», — отметил Зелин.[2]
Летные испытания российского истребителя пятого поколения должны начаться до конца текущего года, а серийное производство — в 2010 году, заявил в Комсомольске-на-Амуре вице-премьер России Сергей Иванов[3].
Технология «стелс»
Доподлинно неизвестна «эффективная площадь» отражающей поверхности ПАК ФА. ПАК ФА — практически первый серьезный опыт России в разработке самолёта по технологии «стелс», хотя на поздних моделях боевых самолетов Микояна, Сухого и Туполева на корпусе используются поглощающие радиоволны материалы. Они позволяют снизить эффективную площадь до значений менее 1 м² (Справка: у F-22 немногим менее 0,1 м²[4]). Стоит отметить, что использование технологии «стелс» обходится крайне дорого и сильно влияет на стоимость самолёта, к тому же чрезмерное увлечение технологиями снижения заметности приводит к сильному ухудшению летно-технических характеристик летательных аппаратов. Например, самолёт F-117, при создании которого приоритетом было снижение заметности во всех возможных диапазонах, обладает крайне низким для тактических ударных самолётов аэродинамическим качеством, что напрямую влияет на массу боевой нагрузки и дальность полёта. Для современных самолетов принят принцип «разумной достаточности», состоящий в компромиссе снижения заметности и высоких летных характеристик.
Тактико-технические характеристики (расчетные)
Приведённые ниже характеристики являются расчетными[5].
Технические характеристики
- Экипаж: 1 человек
- Длина: 22 м
- Размах крыла: 14,2 м
- Высота: 6,05 м
- Площадь крыла: 78,8 м²
- Масса пустого: 18 500 кг
- Нормальная взлётная масса: 26 000 кг
- Максимальная взлетная масса: 37 000 кг
- Масса полезной нагрузки: 7 500 кг
- Объём топлива: 10 300 л
- Двигатели: 2 × ТРДДФ АЛ-41Ф
- Тяга максимальная: 2 × 9 800 кгс
- Тяга на форсаже: 2 × 15 500 кгс
- Масса двигателя: 1 350 кг
- Углы отклонения вектора тяги: ±16° в любом направлении, ±20° в плоскости
- Скорость отклонения вектора тяги: 60 °/с
Лётные характеристики
Вооружение
- Пушечное: 30 мм встроенная пушка
- Точки подвески: 16 (8 внутри фюзеляжа и по 4 с каждой стороны)
Авионика
- РЛС: Н050 (?) (улучшенный вариант РЛС ИРБИС-Э истребителя Су-35)
- Рабочая длина волны: 3 мм
- Диаметр: 0,9 м
- Цели: 30 сопровождение, 8 обстрел
- Дальность: 400 км
- Разрешение РЛС: 3 м² на 350-400 км
- Углы обзора: ±120°, +90/–60°
- Мощность: 4 000 Вт
- Масса: 65—80 кг
Схожие самолеты
Примечания
http://www.niip.ru/Library/sky/2007/2007_2.pdf
См. также
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
ПАК ФА не является истребителем пятого поколения » Военное обозрение
Разработка новых вооружений и военной техники всегда привлекает внимание специалистов, широкой общественности и прессы. Подобное внимание проявляется в виде массы публикаций, споров и т.д. Нередко спорщики и аналитики приходят к весьма интересным выводам. Время от времени, опираясь на некоторые аргументы, авторы подобных материалов пытаются развенчивать некие «мифы», якобы имеющие место в некоторых проектах. Несколько дней назад появились очередные статьи такого рода.18 февраля издание IHS Jane’s Defence Weekly опубликовало статью Ройбена Ф. Джонсона «Singapore Airshow 2016: Analysis – PAK-FA’s Asian export hopes stymied by lack of ‘fifth-generation’ qualities» («Singapore Airshow 2016: Анализ – азиатские экспортные надежды проекта ПАК ФА сталкиваются с недостатком качеств пятого поколения»). Заголовок явно показывает, что автор статьи и его источники сомневаются в перспективах российского проекта ПАК ФА/Т-50 и полагают, что он не в полной мере соответствует требованиям к пятому поколению истребителей.
Автор IHS Jane’s напоминает, что на недавнем авиасалоне в Сингапуре США представили свой истребитель пятого поколения Lockheed Martin F-22 Raptor. Кроме того, прозвучали заявления о планах продажи значительного числа новейших истребителей F-35 Lightning II странам азиатского региона. В настоящее время ряд стран Азии проявляет особый интерес к истребителям пятого поколения, который может быть удовлетворен при помощи поставок техники американского производства.
Представитель американской авиационной промышленности рассказал журналисту IHS Jane’s, что в настоящее время ряд стран занимаются разработкой собственных проектов истребителей пятого поколения. Тем не менее, по его словам, не все подобные разработки могут быть отнесены к новому поколению авиационной техники.
Так, представитель компании Lockheed Martin напомнил о российском проекте самолета ПАК ФА, который позиционируется разработчиком как истребитель пятого поколения. Однако, по мнению американского специалиста, ПАК ФА относится к пятому поколению лишь на словах. Он полагает, что пятое поколение – это не только специфическая форма, обеспечивающая малозаметность.
Согласно планам российской промышленности, новый самолет ПАК ФА/Т-50 в будущем будет поставляться азиатским странам, которые уже имеют опыт эксплуатации техники марки «Су». В качестве потенциальных покупателей подобных истребителей рассматриваются Индонезия, Малайзия и Вьетнам. Китай, в свою очередь, выпадает из этого списка, поскольку разрабатывает собственные проекты аналогичной техники.
Неназванные российские специалисты, на которых ссылается Р.Ф. Джонсон, полагают, что экспорт самолетов Т-50 может столкнуться с некоторыми проблемами. Главная причина этого – бортовое оборудование и комплектующие самолета. Несмотря на значительный рост стоимости, в них представлено недостаточно технологий, свойственных пятому поколению. В контексте подобных проблем новый самолет ПАК ФА можно сравнить с существующим истребителем Су-35, который уже успел стать предметом экспортных контрактов.
Основными бортовыми системами истребителя Т-50 Р.Ф. Джонсон называет радиолокационную станцию «Ирбис» и двигатель типа «117С». Оба эти изделия предлагаются для установки на ПАК ФА, а также используются на самолете Су-35. Кроме того, по данным автора IHS Jane’s, унифицированы и некоторые другие агрегаты двух истребителей. Вновь ссылаясь на неназванных специалистов, автор предполагает, что новая аппаратура, которая будет устанавливаться только на Т-50, станет лишь дальнейшим развитием систем имеющегося Су-35.
Как видим, неназванные специалисты и автор издания IHS Jane’s Defence Weekly сомневаются в перспективах новейшего российского истребителя, ссылаясь на особенности его бортового оборудования. Примечательно, что подобные публикации в последние дни появились не только в «Джейнс». Рассмотрим еще одну схожую статью другого издания.
24 февраля американское издание Business Insider опубликовало статью Джереми Бендера под названием «Russia’s newest fighter jet is 5th-generation ‘in name only’» («Новейший российский истребитель относится к пятому поколению лишь на словах»). Как видно из заголовка, автор этого материала тоже попытался изучить российский проект ПАК ФА/Т-50, и результатом такого изучения стали не вполне приятные для российской промышленности выводы. Дж. Бендер полагает, что новейший российский самолет не соответствует требованиям, предъявляемым к истребителям пятого поколения.
Свою статью автор Business Insider начинает с напоминания о текущих проектах. В настоящее время США продолжают развивать свой второй истребитель пятого поколения Lockheed Martin F-35 Lightning II. Одновременно с этим российская промышленность занимается собственным проектом аналогичной техники. Дж. Бендер утверждает, что российский проект ПАК ФА («Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации»), также известный под названием Т-50, имеет некоторые особенности, которые не позволяют его с полным правом относить к пятому поколению истребителей.
Далее Дж. Бендер ссылается на статью IHS Jane’s и приводит основные факты из этого материала. Так, утверждается что российская промышленность необоснованно относит проект ПАК ФА к истребителям пятого поколения, что связано с отсутствием соответствующих технологий и комплектующих. В частности, автор Business Insider упоминает аргумент, касающийся двигателей: Т-50 имеет такую же силовую установку, что и Су-35 поколения «4++». Также упоминается унификация некоторых других систем.
По мнению автора Business Insider, даже отличия бортового оборудования нового самолета не позволяют с полным правом относить его к пятому поколению истребителей. На этот раз Дж. Бендер строит свои суждения на основе прошлогодних публикаций аналитиков портала RealClearDefense, которые в свое время получили доступ к некоторым документам министерства обороны Индии. Эта страна проявляет интерес к российскому проекту и рассматривает возможность совместной разработки истребителя на его базе.
По данным RealClearDefense, проект ПАК ФА/Т-50 имеет несколько проблем технического и технологического характера, связанных с теми или иными элементами и комплектующими. Среди прочего, к проблемам отнесены недостаточные характеристики двигателей, низкая надежность имеющейся радиолокационной станции, а также недостаточно высокие показатели малозаметности.
Вопрос характеристик малозаметности, по мнению Дж. Бендера, достоин отдельного рассмотрения. Ранее аналитики RealClearDefense писали, что в 2010-11 году были проведены оценки подобных показателей новейшего российского самолета. Тогда расчеты показали, что эффективная площадь рассеяния (ЭПР) самолета Т-50 находится на уровне 0,3-0,5 кв.м.
При этом представители военно-воздушных сил США намекали, что ЭПР истребителя F-22 примерно равна 0,0001 кв.м. Более новый истребитель F-35 Lightning II отличается от F-22 менее высокими показателями малозаметности, поскольку его ЭПР находится на уровне 0,001 м. В обоих случаях эффективная площадь рассеяния американских истребителей пятого поколения значительно меньше, чем у новейшего российского самолета.
Дж. Бендер заканчивает свою статью напоминанием о текущих планах ВВС России. На данный момент планируется заказать 12 самолетов Т-50. Упоминается, что ранее предполагалось купить около 52 самолетов, однако ввиду технических и экономических проблем было решено сократить планы.
***
Необходимо отметить, что IHS Jane’s Defence Weekly и Business Insider были не единственными изданиями, опубликовавшими «сенсационную» новость о несоответствии самолета Т-50 требованиям к пятому поколению истребителей. Подобные сообщения вскоре разошлись и по другим зарубежным средствам массовой информации, а также попали в отечественную прессу.
В последних зарубежных публикациях содержатся достаточно серьезные «обвинения», которые вряд ли стоит оставить без внимания. Опубликованные сведения и предположения требуют дополнительного рассмотрения и разбора. При этом, как нередко случается, при более подробном рассмотрении сенсация превращается в нечто странное и, как минимум, неоднозначное.
В первую очередь, необходимо обратить внимание на попытки зарубежной прессы изучить характеристики перспективной техники. Так, сравнение ЭПР истребителей F-22, F-35 и Т-50 выглядит крайне странно и вряд ли может претендовать на звание серьезного исследования. Точные значения этих характеристик пока не оглашены и вряд ли станут достоянием общественности в обозримом будущем. Отсутствие точных данных на этот счет вынуждает специалистов и любителей техники прибегать к различным оценкам, которые, по понятным причинам, могут не соответствовать действительности.
Подобным образом обстоит дело не только с показателями малозаметности, но и с другими характеристиками. Если часть основных показателей зарубежной техники уже была опубликована, то точные характеристики российского ПАК ФА до сих пор остаются секретом. Таким образом, сравнивая отечественную и зарубежную технику, приходится полагаться на неофициальные оценки, предположения и т.п. заведомо недостоверную информацию. Вряд ли стоит ждать, что подобные сравнения будут соответствовать действительности и окажутся объективными.
Интересны заявления Р.Ф. Джонсона и Дж. Бендера относительно бортового оборудования самолетов Т-50 и Су-35. На двух этих самолетах применяются некоторые унифицированные узлы и агрегаты, что, по мнению зарубежных авторов, негативным образом сказывается на характеристиках более нового ПАК ФА, а также не позволяет ему считаться истребителем пятого поколения. В данном случае зарубежные специалисты и журналисты отметили одну из особенностей новых проектов, но при этом проигнорировали концепции поколений «5» и «4++».
Так, характерной особенностью истребителя Су-35, относимого к поколению «4++», является применение самого современного бортового оборудования, двигателей и прочих систем, которые соответствуют требованиям пятого поколения. При этом, однако, ввиду применения иных комплектующих, прежде всего «старого» планера, Су-35 не может в полной мере являться истребителем пятого поколения. Подобную технику с характеристиками выше четвертого поколения и частью аппаратуры пятого было решено выделить в условное поколение «4++».
Таким образом, унификация узлов и агрегатов, прежде всего двигателей и радиолокационной станции, является не минусом для Т-50, но плюсом для Су-35. Благодаря такому подходу самолет со «старым» планером по ряду характеристик может соревноваться с полностью новым образцом, а применение отработанных узлов и комплектующих сокращает стоимость техники. Предлагаемая зарубежной прессой трактовка такого подхода к созданию авиационной техники выглядит сомнительно.
И все же самая интересная особенность сложившейся ситуации раскрывается в начале статьи от IHS Jane’s Defence Weekly. Ройбен Ф. Джонсон пишет, что в настоящее время американская авиационная промышленность строит планы по продаже самолетов F-35 странам Азии. Одновременно с этим азиатские страны рассматриваются в качестве покупателей и российскими предприятиями. Таким образом, Азия уже стала «полем брани» между производителями вооружений и техники, а в обозримом будущем там должно будет развернуться новое «сражение» за контракты на поставку истребителей пятого поколения.
Если это учесть, то перестает удивлять тот факт, что о недостатках проекта ПАК ФА/Т-50 Р.Ф. Джонсону рассказал представитель американской компании Lockheed Martin, разработавшей оба современных проекта истребителей пятого поколения США. Таким образом, заявления этого представителя весьма похожи на не слишком удачную попытку заранее, еще до начала конкурентной борьбы, испортить имидж потенциального соперника. Пресса, в свою очередь, с удовольствием подхватила сделанные заявления и сделала из них «сенсацию».
В результате получается, что вал публикаций о несоответствии самолета Т-50 требованиям к пятому поколению истребителей восходит к желанию одной из зарубежных компаний заранее приготовиться к конкуренции и изменить мнение ответственных лиц в свою пользу, пусть даже и с использованием сомнительных методов. Что называется, ничего личного – только бизнес.
Примечательно, что проект ПАК ФА/Т-50 пока находится на стадии подготовки самолетов к поставкам в российские вооруженные силы, а разработка экспортной модификации, по-видимому, еще даже не начиналась. Тем не менее, потенциальные конкуренты не стали ждать и начали предпринимать попытки борьбы с соперником заранее. Можно представить, что будут говорить представители зарубежной промышленности, когда будет объявлено о начале полноценных работ по экспортной модификации Т-50 или о переговорах о поставке такой техники зарубежным странам.
Статья «Singapore Airshow 2016: Analysis – PAK-FA’s Asian export hopes stymied by lack of ‘fifth-generation’ qualities»:
http://janes.com/article/58166/singapore-airshow-2016-analysis-pak-fa-s-asian-export-hopes-stymied-by-lack-of-fifth-generation-qualities
Статья «Russia’s newest fighter jet is 5th-generation ‘in name only’»:
http://www.businessinsider.com/russias-newest-fighter-jet-is-fifth-generation-in-name-only-2016-2
topwar.ru