Тягач атт: Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т – Основные средства

Содержание

Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т – Основные средства

История создания артиллерийского тягача АТ-Т (изделие «401») насчитывает 55 лет. Он был спроектирован, разработан и изготовлен на Харьковском машиностроительном заводе им. Малышева под руководством известного советского танкостроителя А.А. Морозова, а серийное производство началось в 1950 году.

Это был первый послевоенный быстроходный тяжелый гусеничный тягач, предназначенный для буксировки прицепов (артиллерийских систем) массой до 25 000 кг, нашедший широкое применение в советских Вооруженных Силах. Тягач АТ-Т и сегодня продолжает нести службу в частях Российской армии, помогает жить и работать геологам, газовикам и нефтяникам Сибири и Крайнего Севера.

Капотного типа четырехместная двухдверная кабина тягача заимствована от грузового автомобиля ЗИС-150, но отличается от кабины-прототипа центральной вставкой, обеспечивающей повышенную (на 1 чел.) вместимость. Кабина оснащена системой отопления и вентиляции, стеклоочистителями, солнцезащитными козырьками, резиновым ковриком и другим имуществом.

Для нее характерен высокий уровень вибраций и шума, поэтому в экипировку механика-водителя входит танковый шлемофон.

Грузовая металлическая сварная платформа – с тентом, ровным полом и лючками в полу для доступа к лебедке, откидным задним бортом и рядами сидений (вдоль или поперек бортов), на которых можно разместить 16…18 чел. Грузоподъемность платформы – 5000 кг, внутренние размеры – 3576х2950х3600 мм, площадь пола – 10,5 м2.

В передней части тягача под кабиной продольно маховиком вперед установлен 12-цилиндровый дизель В-401 жидкостного охлаждения мощностью 305 кВт (415 л.с.) при 1600 мин–1, позволяющий идти по шоссе с полной нагрузкой с максимальной скоростью 35,5 км/ч. Двигатель отличался неплохой надежностью и экономичностью для послевоенного времени и работал на недорогом и недефицитном, менее опасном в пожарном отношении, чем автомобильный бензин, дизельном топливе, средний удельный расход которого составлял 230 г/кВт·ч (170 г/л.с.·ч). Запуск двигателя дублированный – с помощью электрического стартера мощностью 11 кВт (15 л.

с.) или сжатым воздухом (резервной системой). Для облегчения пуска зимой установлен котел подогрева форсуночного типа. Сухая масса двигателя сравнительно небольшая – 895 кг.

Уместно заметить, что у этого двигателя был известный прототип – модификация хорошо зарекомендовавшего себя танкового дизеля типа В-2, которым оснащали в предвоенное и военное время средние и тяжелые танки Т-34, КВ и ИС. Для танковых двигателей этого периода характерен ограниченный ресурс – 250 машино-ч до капитального ремонта, поскольку поршневая группа подвержена высокому абразивному износу в условиях высокой запыленности. При низких уровнях запыленности ресурс увеличивается в несколько раз. Причина большого расхода масла на угар кроется в недостаточном совершенстве и конструкции поршневой группы, и материалов и технологий, по которым изготавливали ее детали.

Механическая трансмиссия тягача состоит из многодискового главного фрикциона сухого трения (сталь по стали), пятиступенчатой коробки передач с синхронизаторами на 3-й, 4-й и 5-й передачах и отбором мощности к лебедке, двух двухступенчатых планетарных механизмов поворота и двух одноступенчатых бортовых передач. Применение двухступенчатых планетарных механизмов поворота значительно облегчало управление машиной при маневрировании и обеспечивало минимальный радиус поворота на месте, равный ширине колеи машины – 2,64 м.

Пятикатковый гусеничный движитель тягача по каждому борту состоит из мелкозвенчатой гусеничной цепи цевочного зацепления с открытым шарниром, пяти сдвоенных опорных катков большого диаметра 830 мм с наружной амортизацией в виде резиновых бандажей, направляющего колеса заднего расположения с кривошипным механизмом натяжения гусениц и ведущего колеса переднего расположения со съемными зубчатыми венцами. Гусеничная цепь состоит из 93 траков с направляющими гребнями шириной 500 мм, с развитыми грунтозацепами, что позволяет крепить к ним дополнительные грунтозацепы (шпоры) для передвижения по глубокому снегу, грязи и песку. Траки из стали ЛГ-13 хорошо сопротивлялись истиранию. Пальцы, соединяющие траки, фиксируются головкой и расклепкой на концах. Ресурс гусеничной цепи также небольшой – примерно 6 тыс.

км.

Подвеска независимая торсионная, с поперечным расположением торсионных валов над днищем корпуса тягача. Амортизаторы на передних и задних узлах не устанавливали. Подвеска обеспечивает тягачу возможность движения по грунтовым дорогам и шоссе с неплохой скоростью – 18 и 30 км/ч соответственно.

Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме с напряжением бортовой сети 24 В и с отрицательными выводами зажимов источников и потребителей энергии на корпус. В качестве источников питания применены генератор постоянного тока Г-53 мощностью 1,5 кВт (2,03 л.с.) и четыре стартерных 12-вольтовых АКБ-6 СТЭН-140М, соединенных последовательно-параллельно.

Проходимость тягача на местности достаточно хорошая для его типа. Он может преодолевать с полной нагрузкой на сухом твердом грунте подъем крутизной 30° (с прицепом – 25°), ров (канаву) шириной 1,9 м, препятствие высотой до 0,85 м, брод с твердым дном глубиной до 1 м и двигаться по косогору с креном 25°. Среднее удельное давление на грунт невелико – не более 0,065 МПа (0,65 кгс/см2). Клиренс – 425 мм, что позволяет тягачу двигаться за танковой колонной по разбитой грунтовой дороге с глубокой колеей, не садясь днищем на грунт. По этому показателю тягач даже превосходит танк Т-34, отличавшийся хорошей профильной проходимостью, клиренс которого составлял 400 мм. Запас хода по топливу большой – 752 км.

Массогабаритные показатели тягача были сравнительно скромные: 25 000 кг полная масса и 6990х3140х2845 мм (по кабине). Они позволяют двигаться по деревянным мостам в сельской местности, легко вписываться в складки местности (маскироваться) и в габарит подвижного состава железных дорог 02-ВМ (ГОСТ 9238–83), что не создает трудностей для воинских перевозок.

Тягач оснащен лебедкой с тяговым усилием на крюке 250 кН (25 тс) и рабочей длиной троса 100 мм (диаметр троса – 28 мм), предназначенной для самовытаскивания и вытаскивания застрявших или затонувших машин меньшей и равной с тягачом массы. Шестеренчатый редуктор лебедки приводит в действие барабан с тросом, тросоукладчик, тяговые ролики, разгружавшие ее трос, уложенный на барабане, от усилия вытаскивания машины, защищающий от перегрузок механизм и тормоз, удерживающий вытаскиваемую машину на месте при внезапной остановке лебедки.

Лебедка расположена под настилом пола платформы и приводится от трансмиссии тягача. Длина троса позволяет использовать тягач для наведения пролетов разборных мостов на опоры.

Тягач неоднократно модифицировали, расширяя его технические возможности и области применения в Вооруженных Силах и в народном хозяйстве. На его базе спроектированы и изготовлены тяжелые гусеничные тягачи ТГ и ТГ-2, входившие в состав эвакуационного взвода, народно-хозяйственный тягач «Пингвин» с кузовом типа фургон, успешно применявшийся советскими учеными в Антарктиде. Мощный тягач высокой проходимости с большой полезной площадью за кабиной стал базой для целого семейства оригинальных инженерных машин – путепрокладчика, быстроходной траншейной и котлованной машин. Тягач АТ-Т выпускали до 1979 года, пока его не сменил более мощный многотопливный тягач МТ-Т.

Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

«Советский тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т, характеристики и конструкция»


Разработка тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т

Советский тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т (артиллерийский тягач-тяжелый) создан уже после войны, в конце 1940-х годов в конструкторском бюро Харьковского машиностроительного завода им. Малышева. В отличие от более ранних армейских гусеничных тягачей типа Т-20 «Комсомолец», АТ-Т был более универсальным, хорошо пригодным как для перевозки грузов, так и для перевозки людей, и, конечно же, чрезвычайно мощным — буксируемый на прицепе вес мог превышать массу самого тягача.

Непроходимых дорог для АТ-Т не было — машину с большим энтузиазмом встретили не только военные, но также ученые, геологи и представители других профессий, которым по рабочей необходимости приходилось бывать в самых непролазных дебрях Сибири и регионах Арктики.

Чертеж тяжелого тягача АТ-Т

За счет хорошо освоенной промышленностью базы тягача (ходовая часть в основном повторяет шасси танка Т-54, кабина — расширенная кабина грузовиков ЗИС-150), его высокой ремонтопригодности и простоты обслуживания, АТ-Т находился в производстве с 1950 года по 1979 г.

За создание АТ-Т в 1948 году группа конструкторов ХМЗ была награждена Сталинской премией.

Конструкция тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т

Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т имеет классическую компоновку — кабина капотного типа, грузовая платформа за ней, гусеничный движитель и переднее расположение мотора.

Кабина заимствована у грузового автомобиля ЗИС-150 и расширена на одно дополнительное место. Водителю тягача положен танковый шлемофон, поскольку шумоизоляция кабины конструкцией не предусмотрена. Под капотом кабины расположен 12-цилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-401, мощностью 415 л.с.

Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т

Ходовая часть тягача АТ-Т разработана на базе танка Т-54, она имеет независимую торсионную подвеску с пятью большими сдвоенными опорными катками по каждому борту. Ведущие колеса передние, со сменными зубчатыми венцами, направляющие колеса с механизмами натяжения гусениц находятся в задней части машины. Трансмиссия АТ-Т состоит из многодискового главного фрикциона сухого трения, пятиступенчатой коробки перемены передач с отбором мощности на лебедку, двух двухступенчатых планетарных механизмов поворота и двух одноступенчатых бортовых передач.

Грузовая платформа накрывается брезентовым тентом, имеет задний откидной борт. Площадь пола платформы составляет 10,5 кв. м. Под платформой смонтирована тяговая лебедка с усилием на крюке 25 тс (предусмотрены перегрузочный механизм и тормоз) и длиной троса 100 м.

«Харьковчанка-2» — антарктический вездеход на базе тяжелого тягача АТ-Т, с удлиненным на 2 катка шасси


Источник: Компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет

АТ-Т тяжелый артиллерийский тягач. Фото. Видео. Данные

Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ) в годы II мировой войны работал над созданием артиллерийских тягачей на базе танка Т-34. Результатом работ стали машины АТ-42 и АТ-45. После того как война закончилась, на вооружение Советской Армии поступили совершенно новые тяжелые артиллерийские системы, которые требовали соответствующих тягачей. На ХПЗ вновь развернулись работы. С 1946 г. началось производство танка Т-54, и на его базе конструкторы разработали новый тягач, серийный выпуск которого начался с 1953 г. Эта машина получила индекс АТ-Т (артиллерийский тягач тяжелый) и очень скоро завоевала признание, о чем свидетельствует ее выпуск в 50-х гг. в больших количествах и различных модификациях.

Артиллерийский тягач АТ-Т — видео

Серийное производство АТ-Т продолжалось до 1979 г. Прямое назначение АТ-Т — буксировка артиллерийских систем большой и особо большой мощности. Компоновка тягача не отличалась особой сложностью: в передней части — закрытая кабина для экипажа, под капотом, в передней части машины — дизельный двигатель. Также в передней части размещались ручная механическая коробка передач, дисковые фрикционы и планетарные механизмы поворота. Переднее колесо гусеничного движителя было ведущим. По пять на каждый борт установлены опорные катки большого диаметра с резиновыми бандажами. На машине находилась механическая лебедка с тяговыми роликами. Максимальное усилие на тросе составляло 20 ООО кгс. Буксирное устройство тягача является подрессоренным, с двухсторонней амортизацией.

База этого тягача стала исходной для создания семейства инженерных машин, таких как например траншейная машина БТМ, путепрокладчик БАТ, котлованная машина МДК-2, которые до настоящего времени находятся на вооружении инженерных подразделений. Элемент радиолокационного комплекса П-40 — самоходная РЛС 1РЛ128Д и станция обнаружения и целеуказания (СОЦ 1C 12) для войскового самоходного ЗРК2К11 «Круг» используются до настоящего времени.

Изделия на базе АТ-Т

На базе АТ-Т выпускались различные инженерные машины: путепрокладчики — БАТ, БАТ-М (отвал, кран-балка), землеройные машины — БТМ, МДК-2. Также на его базе выпускался всемирно известный антарктический тягач «Харьковчанка».

— изделие 402 — спецтягач

— тягач РВСН раксистемы 8К63

— установщик РВСН раксистемы 8К63

— изделие 405 — БАТ

— изделие 405 У — БАТ-1

— изделие 405 МУ — БАТ-1М

— изделие 404 — АТ-ТА

— изделие 404 С — «Харьковчанка»

— изделие 409 — БТМ

— изделие 426 У — радиолокационная станция «Круг».

— 60G FT — проект китайской самоходки

Тактико-технические характеристики тягача АТ-Т

— Конструкторы: Морозов Александр Александрович, Щукин Михаил Николаевич
— Года производства: 1947 — 1979

Вместимость тягача АТ-Т

— Число мест в кабине: 4
— Число мест в кузове: 16
— Количество дверей: 2

Вес тягача АТ-Т

— Масса: 20.000 кг
— Масса прицепа, кг: 25 000

Двигатель тягача АТ-Т

А-401 (типа В-2) 415 лс. 1850 об/м

Размеры тягача АТ-Т

— Ширина: 3170 мм
— Высота: 3000 мм
— Ширина траков гусеницы, мм: 500
— Колея, мм: 2640
— Дорожный просвет: 425 мм

Скорость тягача АТ-Т

— по шоссе 35,5 км/ч

Расход топлива тягача АТ-Т

— на 100км 140л, масла 4л

Грузоподъёмность тягача АТ-Т

— 5000 кг

— Пятиступенчатая коробка передач
— Топливный насос: НК-10 210 кг/см
— Среднее удельное давление на грунт с грузом, кг/см²: 0,652
— Привод: механический
— Запас хода по шоссе с прицепом, км: 1100
— Глубина преодолеваемого брода, м: 1,1
— Ширина преодолеваемого рва, м: 1,8

 

Фото тягача АТ-Т


Артиллерийский тягач АТ-Т с БРСД Р-12 (8К63)

 

Артиллерийский тягач АТ-Т буксирует 152-мм пушку Бр-2

 

Радар 1С32М на семикатковом варианте тягача АТ-Т

Добавить комментарий

Как я случайно нашел брошенный тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т в заброшенном посёлке на Крайнем Севере | Жизнь в движении

Да друзья, недаром же у нас Арктику называют огромной «всесоюзной техносвалкой». Какие только здесь уникальные экспонаты из могущественного советского прошлого не найдешь.

Не так давно я рассказывал историю про то, как нашел в тундре брошенный и выпотрошенный АТС — артиллерийский тягач средний, но сейчас будет небольшой репортаж про еще более интересную машину.

На этот раз мы добрались до Диксона — того самого, который является самым северным населенным пунктом страны и куда нет никаких дорог ни летом ни зимой.

Мы перебрались по льду Карского моря на остров Диксон и начали бродить по осиротевшим и полностью пустым улицам этого покинутого поселка. И тут я замечаю перед собой этот легендарный тяжелый артиллерийский вездеход — тягач известный как АТ-Т под кодовым шифром изделие «401» .

Судя по внешнему состоянию, эта машина стоит уже здесь не один десяток лет и при этом неплохо сохранилась. АТ-Т и впрямь уникален и все потому, что это не обычный гражданский вездеход на основе трактора, а настоящий танк.

Для чего понадобилась такая машина? После окончания Великой Отечественной Войны, у Вооруженных Сил СССР появились совершенно новые артиллерийских и ракетные системы, требовавшие для своей транспортировки подходящий тяжелый тягач, которого в Союзе на тот момент не было.

Разработка армейского тягача АТ-Т началась в конце 1940-х годов и в качестве шасси конструкторы взяли самый передовой на тот момент танк Т-54. Двигатель ему достался не простой, а В-401 (быстроходный V-образный 12 — цилиндровый) — модификация двигателя B-2 от легендарного танка Т-34.

Осталось только водрузить немного модифицированную кабину от не менее легендарного грузовика ЗИС — 150 и в 1947 году с завода вышел первый опытный шедевр.

Чувствуете всю мощь инженерной мысли?

Вездеход Харковчанка — 2 на базе АТ-Т. Фото https://pikabu.ru/story/kharkovchankaii_5499165

Вездеход Харковчанка — 2 на базе АТ-Т. Фото https://pikabu.ru/story/kharkovchankaii_5499165

Мало того, что этот тяжелый тягач мог тащить в кузове пять тонн полезного груза, так он еще и был способен буксировал за собой до 25 тонный прицеп или какую-нибудь ракетную систему по буеракам и болотам.

В серию тягач АТ-Т пошел в 1949 году и в 1951 году создатели этой невероятно удачной машины получили даже Сталинскую премию.

Фото из интернета

Фото из интернета

Модель оказалась настолько успешной, что на её базе было сделано огромное количество разной техники. От инженерных танков БАТ и БАТ-М, до уникальных и всемирно известных антарктических вездеходов «Харковчанка-2», которые до сих пор находятся в Антарктиде.

Модель прожила на конвейере без малого 30 лет и только в 1979 году была заменена на более современный гусеничный вездеход-тягач МТ-Т.

Вероятнее всего Антарктида. Фото из интернета

Вероятнее всего Антарктида. Фото из интернета

Но кроме армейских модификаций, этот тягач пользовался огромной популярностью у полярников, геологов, нефтяников и газовиков на Крайнем Севере.

Видимо и этот экземпляр трудился у полярников на Диксоне долгие годы, пока здесь были люди. А люди ушли и машинка стала не нужна. Сложили ему бочки в кузов, оставили недалеко от нефтехранилища и ушли.

Взять бы этот агрегат да и поместить в какой-нибудь частный музей. Или сдать в металлом.

Но вывезти эту махину весом в 20 тонн отсюда уже не реально. Морской порт давно дышит на ладан, а в самом Диксоне осталась только пара легких Газушек и Треколов, которые даже с места не стронут этого тяжеловесного исполина.

Уникальная машина, наверное, такие еще где-то остались в рабочем состоянии, не считая «Харьковчанок» с Антарктиды. Я бы даже посмотрел на этот гражданский танк в действии. Может кто знает, где такие остались на ходу?

Подписывайтесь на канал, делитесь с друзьями — дальше будет еще интереснее!

А самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram — присоединяйтесь!

ТЯЖЕЛЫЙ АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ ТЯГАЧ АТ-Т | МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР

В соответствии с государственной программой создания артиллерийского вооружения на послевоенный период в 1946 году в отделе «200» ХЗТМ возобновились работы и над тяжелым тягачом, на этот раз на основе новейшего танка Т-54. К нему были предъявлены следующие требования: буксировка артсистем и прицепов массой до 25 т (203-мм гаубицы Б-4, 130-мм зенитной пушки КС-30, орудий особо большой мощности) со скоростью до 35 км/ч в любых условиях, грузоподъемность платформы 5 т, наличие лебедки с тяговым усилием не ниже 25 т. Шасси тягача должно иметь возможность монтажа на нем землеройно-технологического и специального оборудования и обеспечивать его привод.

С целью повышения надежности и подвижности шасси в его конструкцию вводились синхронизированная коробка перемены передач (КПП), двухступенчатые планетарные механизмы поворота (МПП-2), торсионные упругие элементы подвески, цевочное зацепление ведущих звездочек, удобная металлическая кабина.

Работы над новым «изделием 401» (с него началась на заводе послевоенная нумерация гусеничных машин), находившиеся под неослабным вниманием и при действенной поддержке ГАУ и ЦАВТУ, возглавили главный конструктор ХЗТМ М.Н.Щукин, переехавший с коллективом сотрудников из г. Кирова с танкового завода № 38, и его заместитель Ф.А.Мосто-вой. Компоновал изделие А.И.Автономов (с 1954 года — главный конструктор по тягачам), ведущим по машине был В.М.Дорошенко, он же вместе с В.М.Кричевским занимался трансмиссией, раму вел начальник бюро А.К.Архи-пов, систему управления — И. А.Борщевский, оборудование — А.Ф.Горбатов. лебедку — А.Д.Мотрич. В проектировании нового тягача также принимали участие конструкторы узлов Е.К.Ковальковская, М.И.Котов, И.Д.Кроленко, Ю.М.Медведев, В.Е.Моисеенко.

Артиллерийский тягач АТ-Т:

1 — звездочка ведущая; 2 — ящик ЗИП; 3 — фары; 4 — капот; 5 — кабина; 6 — тент съемный; 7 — устройство тягово-сцепное; 8 — колесо ведомое; 9 — каток опорный; 10 — крюк буксирный; 11 — сиденье откидное; 12— тент в скатанном положении; 13 — дуги тента в убранном положении; 14— люк; 15— лопата; 16 — тросы буксирные; 17— фара поисковая.

Расположение люков в днище (вид снизу):

1 —лючок доступа к сливному отверстию коробки передач; 2 — лючок для слива воды из рамы; 3 — лючки для слива топлива из баков; 4 — лючок для слива масла из отстойника; 5 — лючок для слива жидкости из системы охлаждения; 6 — люк доступа к масляному и водяному насосам и топливоподкачивающей помпе; 7 — люк доступа к топливным бакам; 8 — люк для спуска масла из картера редуктора лебедки; 9 — люк доступа к лебедке; 10 — лючок для спуска воздуха из воздушных резервуаров.

Рама тягача с кузовом (вид сзади справа):

1 — картер бортовой передачи; 2 — настил; 3 — ящики аккумуляторных батарей; 4 — горловины топливных баков; 5 — крышка люка над воздухоочистителем; 6 — защелки крепления запасных траков; 7 — крышка люка над топливными баками; 8 — замок крепления добавочных грунтозацепов; 9 — стойка сиденья; 10 — поручни; 11 — крюки буксировочные; 12 — крышка люка над лебедкой; 13 — лист кормовой; 14 — картер тягово-сцепного и выдающего трос устройств; 15 — подножка; 16 — борт задний, откидывающийся; 17 — дуга тента; 18 — ящик ЗИП.

Тент:

1 —  часть тента задняя, боковая; 2,8 — окна; 3 — полотнище заднее, откидное; 4,5,6,10,11,12—ремни; 7 — часть тента боковая; 9 — дуги; 13 — клапаны передних окон; 14,17 — отверстия; 15,16 части тента, передняя и верхняя.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ТЯГАЧА АТ-Т

Масса в снаряженном состоянии без груза, кг………………..20 000

Грузоподъемность платформы, кг…………………………………… 5000

Масса буксируемого прицепа, кг……………………………………25 000

Мест в кабине……………………………………………………………………….4

Мест в кузове для сидения…………………………………………………… 16

Габариты, мм:

длина……………………………………………………………………………. 7043

ширина по гусеницам…………………………………………………….3154

ширина по съемным щиткам………………………………………….3170

высота по кабине………………………………………………………….. 2845

высота по люку кабины………………………………………………… 3000

База опорных катков, мм………………………………………………… 3748

Колея (по серединам гусениц), мм……………………………………. 2640

Дорожный просвет, мм………………………………………………………425

Среднее удельное давление на грунт с грузом на платформе, кг/см2…………………………………………………….0,652

Ширина траков гусениц, мм ………………………………………………500

Максимальная мощность двигателя при частоте

вращения 1600 об/мин, л.с……………………………………………….415

Скорость движения, км/ч:

максимальная с грузом по шоссе……………………………………….38

средняя с грузом и прицепом массой 25 т по шоссе……………32

по сухому грунту………………………………………………………………24

по заснеженной дороге……………………………………………………… 16

по глубокой грязи……………………………………………………………..14

Запас хода по шоссе с прицепом, км………………………………… 1100

Предельный преодолеваемый подъем по твердому грунту с грузом, град.:

без прицепа……………………………………………………………………….40

с прицепом………………………………………………………………………..30

Глубина преодолеваемого брода, м……………………………………. 1,1

Ширина преодолеваемого рва, м ……………………………………….. 1,8

В конце 1947 года были изготовлены первые опытные образцы «401-го», и на них успешно совершен пробег Харьков — Москва.

Машина получилась очень работоспособной, мощной, выносливой, подвижной, с отличными тяговыми свойствами и удобной в эксплуатации. По комплексу показателей она оказалась самой удачной среди всех моделей артиллерийских тягачей первого послевоенного поколения. Ее создатели отмечены Сталинской премией. Ввиду большой потребности в тяжелых тягачах заводские и межведомственные испытания нового изделия совместили, тем самым ускорив освоение машины.

В середине 1949 года на ХЗТМ началось серийное производство «изделия 401», а уже в третьем квартале были сданы первые пятьдесят тягачей, получившие армейский индекс АТ-Т (тяжелый).

Они успешно эксплуатировались в тяжелоартиллерийских, танковых и саперных частях, чему способствовала унификация ряда ответственных узлов (элементов трансмиссии, опорных катков, ведущих и направляющих колес, траков гусениц) с основным танком Т-54, также производимым на ХЗТМ.

Основу АТ-Т составляла закрытая коробчатая рама с днищем, сваренная из стальных листов толщиной 5—30 мм. В передней части машины, под полом кабины, маховиком вперед размещался 4-тактный 12-цилиндровый \/-образный дизельный танковый двигатель А-401 типа В-2, дефорсированный с целью повышения моторесурса и приспособленный для работы на данном тягаче. Он оборудовался ставшими уже штатными на послевоенных боевых гусеничных машинах агрегатами: системой запасного воздушного запуска (из баллонов со сжатым воздухом), двухступенчатыми комбинированными воздухоочистителями, автомобильным компрессором пневмотормозов, предпусковыми маслозакачивающим насосом и пародинамическим подогревателем, которые обеспечивали запуск двигателя при температуре до — 45°С. Мощный радиатор во всю ширину капота с регулируемыми жалюзи и два 12-лопастных вентилятора с независимыми ременными приводами гарантировали работу двигателя с максимальной нагрузкой в жаркое время без перегрева.

Перед двигателем размещались сухой многодисковый главный фрикцион (ГФ) с пружинным сервоусилителем и 5-ступенчатая КПП (силовой диапазон — 6,606) с двумя поперечными валами постоянного зацепления всех шестерен и с синхронизаторами включения передач. В корпус КПП встраивался реверсивный вал отбора мощности для привода лебедки или другого навесного оборудования.

Двухступенчатые бортовые планетарные механизмы поворота (ПМП-2) обеспечивали устойчивое прямолинейное движение и два фиксированных радиуса поворота — 2,64 и 6,3 м. Они допускали кратковременное плааное повышение тягового усилия на гусеницах в 1,42 раза без разрыва потока мощности. В этом случае общий силовой диапазон трансмиссии увеличивался до 9,38.

Передние ведущие колеса движителя имели два съемных (для замены при износе) зубчатых венца толкающего типа с цевочным зацеплением. На мелкозвенчатые траки гусеничной цепи могли надеваться дополнительные грунтозацепы. С февраля 1962 года каждая цепь комплектовалась 75-ю гребневыми траками и 18-ю безгребневыми, а до этого они чередовались через один.

Сдвоенные опорные катки с резиновыми бандажами диаметром 830 мм имели индивидуальную торсионную подвеску без гидроамортизаторов. Наличие их позволило бы увеличить среднюю скорость движения по бездорожью, но производственные возможности диктовали другое.

Цельнометаллическая 4-местная кабина ЗиС-160 располагалась над двигателем. В ее основе лежала уменьшенная по высоте и значительно расширенная за счет средней вставки кабина от автомобиля ЗиС-150.

Просторный металлический кузов площадью 10,55 м2 составлял с платформой и боковыми бортами одно целое. Платформа имела откидные задний борт и внутренние сиденья, а сверху закрывалась тентом.

Совершенно уникальной, вызвавшей впоследствии многочисленные подражания, была конструкция тяговой лебедки с максимальным усилием 25,5 т и рабочей длиной троса 100 м. Размещенная под платформой в задней части рамы, она позволяла без вмешательства водителя принудительно выдавать («выталкивать») трос назад и подтягивать его через тросоочиститель с помощью кинематически связанных между собой двух тяговых роликов и барабана, снабженного тросоукладчиком. В состав системы привода лебедки также входили: двухрежимный редуктор (прямая и замедленная передачи) с разъединительной фрикционной муфтой, автоматический тормоз с электромагнитным управлением и механизм отключения лебедки при перегрузке и в конце выдачи троса. Поворотное выдающее устройство, установленное на корме рамы, позволяло отклонять трос в любом направлении без схода его с ручьев тяговых роликов.

Упругое тягово-сцепное устройство могло поворачиваться в горизонтальной плоскости и выдвигаться назад для обеспечения соединения с любой артсистемой, а для буксировки танков использовалась сцепная серьга.

Тягач оснащался бортовой пневмосистемой для привода тормозов собственных и прицепа, а также вспомогательных устройств.

Пяти топливных бакоа общей емкостью в 1364 л (потом 1415 л) было достаточно для непрерывного суточного пробега с грузом и прицепом в самых тяжелых условиях.

Направляющее колесо:

 

1 —колпак; 2 — кривошип; 3 — колесо направляющее.

 

Опорный каток:

 

1 — колпак; 2 — ось; 3 — диск катка; 4 — бандаж 5 — шина резиновая; 6 — балансир.

 

Ведущее колесо с очистителем:

 

1 — ступица; 2 — пробка; 3 — венцы зубчатые; 4 — вал ведомый; 5 — очиститель.

Оборудование кабины:

 

1 — сиденье водителя; 2 — рычаг управления лебедкой, съемный; 3,4 — рычаги поворота; 5 — зеркало; 6,7 — указатели давления воздуха в магистралях; 8 — манометр давления воздуха в баллонах запуска двигателя; 9 — козырек со светофильтром; 10 — спидометр; 11 — указатель давления масла; 12 — стеклоочистители; 13 — тахометр; 14 — указатель температуры масла; 15 — стеклообогреватели; 16 — счетчик моточасов;  17 — указатель температуры охлаждающей жидкости; 18 — плафон освещения; 19 — кнопка сигнала; 20,22 — лампы положения троса лебедки, сигнальные; 21—выключатель фар; 23 — ящик для мелких вещей; 24 — аптечка; 25 — баллон воздушного запуска двигателя; 26 — крышка лючка; 27 — ящик ЗИП; 28 — крышка предохранителей; 29 — рычаг крышки вентиляционного люка кабины; 30 — вольтамперметр; 31—кнопка включения стартера; 32 — рычаг переключения передач; 33 — педаль «газа»; 34 — рукоятка подачи топлива; 35 — рукоятка топливоподкачивающего насоса; 36 — рукоятка топливораспределительного крана; 37 – кран воздушного запуска, редукционный; 38 — педаль тормоза; 39 — рукоятка управления жалюзи; 40 — педаль управления главным фрикционом.

Тягово-сцепное и выдающее трос устройства:

 

1 — палиспаст; 2 — устройство тягово-сцепное; 3 — устройство, выдающее трос; 4 — лебедка; 5 — коуш троса; 6 — трос.

АТ-Т, способный работать в предельно тяжелых условиях, быстро получил всеобщее признание и широкое применение в армии как самое мощное и надежное тягово-транспортное средство для буксировки тяжелого артиллерийского, впоследствии и ракетного вооружения, а также в качестве носителя землеройно-технологического оборудования. Эта могучая и по-своему красивая машина, начиная с 1952 года и до начала 80-х годов, всегда была украшением военных парадов на Красной площади.

В процессе эксплуатации тягач непрерывно совершенствовался. Быстро росло и число его модификаций, чему способствовала удачная компоновка, позволявшая удобно размещать навесное оборудование. Так, на шасси «426» (с использованием элементов танка Т-55) монтировалась большая радиолокационная станция «Круг». Для этой же цели применялось и удлиненное 7-катковое шасси «426 У». Для спеццелей имелся вариант тягача «402» с двигателем В-54 мощностью 520 л.с.

Но особенно много армейской землеройной техники на основе АТ-Т выпускали заводы Киева, Краматорска и Дмитрова: тяжелые бульдозеры-путепрокладчики БАТ, БАТ-1 и БАТ-1М (изделия «405», «405 У» и «405 МУ»), быстроходные роторные траншеекопатели семейства БТМ (изделие «409» и его многочисленные модификации), роторные экскаваторы семейства МДК-2 с задним поперечным расположением ротора и другие.

Их производительность даже на тяжелых грунтах была настолько велика, что позволила успешно решить давние проблемы механизации тяжелых саперных работ, в том числе скоростного отрыва глубоких траншей на переднем крае. Они имели полную массу 26—28 т и уверенно передвигались в нерабочем положении со скоростью до 36 км/ч.

В 1957 году для буксировки санных прицепов в антарктических экспедициях была построена серия специально подготовленных полярных тягачей АТ-ТА (изделие «404») с расширенными до 750 мм траками гусениц, что при снаряженной массе машины в 24 т снижало удельное давление на снег до 0,24 кг/см2. Кабина и мотоотсек утеплялись, а на платформе монтировался жилой домик. Мощность двигателя была повышена до 520 л.с., но для уверенной работы в специфических и очень суровых условиях Антарктиды, особенно высокогорной ее части, этого оказалось недостаточно. Поэтому вскоре на основе АТ-Т создали знаменитую «Харьковчанку» (изделие «404 С») — 35-тонный снежный «крейсер» с семью опорными катками и траками гусениц шириной 1 м, способный с санным прицепом массой 70 т совершать переходы до 1500 км при сверхнизкой температуре, развивая максимальную скорость до 30 км/ч. При этом форсированный двигатель с приводным нагнетателем сохранял свою максимальную мощность 995 л.с. до высоты 3000 м над уровнем моря и мог безостановочно работать сутками. На «Харьковчанке» моторно-трансмиссионное отделение, отсеки управления, жилищно-бытовой и грузовой заключались в единый утепленный корпус размером 8,5x4x3,5 м, оснащенный дублированными системами жизнеобеспечения. Это позволяло совершать длительные переходы, в случае необходимости производить ремонтные работы, вплоть до замены силовых агрегатов без выхода экипажа наружу. Тягачи «’Харьковчанка» хорошо зарекомендовали себя при работе в суровых условиях Антарктиды и оставили о себе добрую память, хотя без поломок (в основном из-за хладоломкости материалов) там не обходилось.

Производство тягача АТ-Т продолжалось в течение 30 лет (в 1962 году суточный выпуск достигал 2—3 машины) вплоть до середины 1979 года, когда на конвейере его сменил многоцелевой тяжелый тягач МТ-Т («429»), созданный на основе принципиально иных двигателя, трансмиссии и ходовой части.

Е.ПРОЧКО

Рекомендуем почитать

  • СТАРТЕР МИКРОДВИГАТЕЛЮ
    Запускать микродвигатель вручную? Так и пальцы себе отобьешь, да и далеко не всегда с пол-оборота заводятся капризные дизели. А на соревнованиях временной лимит на запуск весьма жесткий….
  • «ЩИТ» ОТ РЖАВЧИНЫ
    Даже хорошо прокрашенная бочка для дождевой воды, если она будет стоять просто на земле, быстро проржавеет. Обычно под дно подкладывают кирпичи, но это мало помогает, так как пористый…
Навигация записи

Сообщество Каропчан — Каропка.ру — стендовые модели, военная миниатюра

2 июня 2021 года, 22:07 БЕССМЕРТНЫЙ КОРПУС
Все желающие высказать своё отношение к Истории РОССИИ, ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ Отечественной войны, рассказать свою личную историю, вспомнить своих родных, близких, друзей, соседей, защищавших на фронте и в тылу свободу и независимость нашей Родины — Союза Советских Социалистических Республик в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов , приглашаются ЗАПИСАТЬСЯ в БЕССМЕРТНЫЙ КОРПУС и поделиться с товарищами по оружию об этом на КАРОПКА.РУ
Участников: 6
Тема: Свободная тема
17 мая 2021 года, 11:02 Подводный флот
Подводный и надводный флот стран мира, его моделирование и все с этим связанное. Можно чуть-чуть не по теме…
Участников: 129
Тема: Моделирование
28 марта 2021 года, 20:01 MAGmodel
Группа для жителей Магнитогорска.
Участников: 23
Тема: Моделирование
19 января 2021 года, 22:28 LUFTWAFFE_WWII
Моделирование немецких самолётов
Участников: 1
Тема: Моделирование
14 января 2021 года, 21:48 Т-34
Клуб любителей и знатоков это великой машины.
Участников: 274
Тема: Моделирование
22 декабря 2020 года, 15:30 Постройка модели броненосца Петр Великий М 1:250
Все интересующиеся
Участников: 2
Тема: Моделирование
19 декабря 2020 года, 22:45 им. слесаря-интелегента Полесова или долгострой-наше все!
Венцом академической деятельности слесаря-интеллигента была эпопея с воротами дома № 5. Жилтоварищество этого дома заключило с Виктором Михайловичем договор, по которому Полесов обязывался привести железные ворота дома в полный порядок и выкрасить их в какой-нибудь экономический цвет, по своему усмотрению. С другой стороны, жилтоварищество обязывалось уплатить В. М. Полесову, по приеме работы специальной комиссией, 21 р. 75 коп. Гербовые марки были отнесены за счет исполнителя работы. Виктор Михайлович утащил ворота, как Самсон. В мастерской он с энтузиазмом взялся за работу. Два дня ушло на расклепку ворот. Они были разобраны на составные части. Чугунные завитушки лежали в детской колясочке, железные штанги и копья были сложены под верстак. Еще несколько дней пошло на осмотр повреждений. А потом в городе произошла большая неприятность… В общем, всех близких по духу прошу любить и жаловать
Участников: 1
Тема: Моделирование
15 октября 2020 года, 10:39 СтендоЕресь
Модели стим/дизель/киберпанк стилистики.Альтернативные конверсии наборов и детских игрушек. Модели не подпадающие под большинство или ряд канонов стендового моделизма, НО все же являющиеся стендовыми моделями.
Участников: 1
Тема: Моделирование
17 августа 2020 года, 12:34 Зеркало 1win
Актуальное зеркало Букмекерской конторы 1win
Участников: 1
Тема: Свободная тема
2 июля 2020 года, 11:43 Scale Hamster
Подписчики youtube-канала Scale Hamster
Участников: 1
Тема: Моделирование

Тягач атт – Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т

АТ-Т тяжелый артиллерийский тягач. Фото. Видео. Данные

Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ) в годы II мировой войны работал над созданием артиллерийских тягачей на базе танка Т-34. Результатом работ стали машины АТ-42 и АТ-45. После того как война закончилась, на вооружение Советской Армии поступили совершенно новые тяжелые артиллерийские системы, которые требовали соответствующих тягачей. На ХПЗ вновь развернулись работы. С 1946 г. началось производство танка Т-54, и на его базе конструкторы разработали новый тягач, серийный выпуск которого начался с 1953 г. Эта машина получила индекс АТ-Т (артиллерийский тягач тяжелый) и очень скоро завоевала признание, о чем свидетельствует ее выпуск в 50-х гг. в больших количествах и различных модификациях.

Артиллерийский тягач АТ-Т — видео

Серийное производство АТ-Т продолжалось до 1979 г. Прямое назначение АТ-Т — буксировка артиллерийских систем большой и особо большой мощности. Компоновка тягача не отличалась особой сложностью: в передней части — закрытая кабина для экипажа, под капотом, в передней части машины — дизельный двигатель. Также в передней части размещались ручная механическая коробка передач, дисковые фрикционы и планетарные механизмы поворота. Переднее колесо гусеничного движителя было ведущим. По пять на каждый борт установлены опорные катки большого диаметра с резиновыми бандажами. На машине находилась механическая лебедка с тяговыми роликами. Максимальное усилие на тросе составляло 20 ООО кгс. Буксирное устройство тягача является подрессоренным, с двухсторонней амортизацией.

База этого тягача стала исходной для создания семейства инженерных машин, таких как например траншейная машина БТМ, путепрокладчик БАТ, котлованная машина МДК-2, которые до настоящего времени находятся на вооружении инженерных подразделений. Элемент радиолокационного комплекса П-40 — самоходная РЛС 1РЛ128Д и станция обнаружения и целеуказания (СОЦ 1C 12) для войскового самоходного ЗРК2К11 «Круг» используются до настоящего времени.

Изделия на базе АТ-Т

На базе АТ-Т выпускались различные инженерные машины: путепрокладчики — БАТ, БАТ-М (отвал, кран-балка), землеройные машины — БТМ, МДК-2. Также на его базе выпускался всемирно известный антарктический тягач «Харьковчанка».

— изделие 402 — спецтягач

— тягач РВСН раксистемы 8К63

— установщик РВСН раксистемы 8К63

— изделие 405 — БАТ

— изделие 405 У — БАТ-1

— изделие 405 МУ — БАТ-1М

— изделие 404 — АТ-ТА

— изделие 404 С — «Харьковчанка»

— изделие 409 — БТМ

— изделие 426 У — радиолокационная станция «Круг».

— 60G FT — проект китайской самоходки

Тактико-технические характеристики тягача АТ-Т

— Конструкторы: Морозов Александр Александрович, Щукин Михаил Николаевич
— Года производства: 1947 — 1979

Вместимость тягача АТ-Т

— Число мест в кабине: 4
— Число мест в кузове: 16
— Количество дверей: 2

Вес тягача АТ-Т

— Масса: 20.000 кг

— Масса прицепа, кг: 25 000

Двигатель тягача АТ-Т

А-401 (типа В-2) 415 лс. 1850 об/м

Размеры тягача АТ-Т

— Ширина: 3170 мм
— Высота: 3000 мм
— Ширина траков гусеницы, мм: 500
— Колея, мм: 2640
— Дорожный просвет: 425 мм

Скорость тягача АТ-Т

— по шоссе 35,5 км/ч

Расход топлива тягача АТ-Т

— на 100км 140л, масла 4л

Грузоподъёмность тягача АТ-Т

— 5000 кг

— Пятиступенчатая коробка передач
— Топливный насос: НК-10 210 кг/см
— Среднее удельное давление на грунт с грузом, кг/см²: 0,652
— Привод: механический
— Запас хода по шоссе с прицепом, км: 1100
— Глубина преодолеваемого брода, м: 1,1
— Ширина преодолеваемого рва, м: 1,8

 

Фото тягача АТ-Т


Артиллерийский тягач АТ-Т с БРСД Р-12 (8К63)

 

Артиллерийский тягач АТ-Т буксирует 152-мм пушку Бр-2

 

Радар 1С32М на семикатковом варианте тягача АТ-Т


Добавить комментарий

oruzhie.info

Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

«Советский тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т, характеристики и конструкция»


Разработка тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т

Советский тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т (артиллерийский тягач-тяжелый) создан уже после войны, в конце 1940-х годов в конструкторском бюро Харьковского машиностроительного завода им. Малышева. В отличие от более ранних армейских гусеничных тягачей типа Т-20 «Комсомолец», АТ-Т был более универсальным, хорошо пригодным как для перевозки грузов, так и для перевозки людей, и, конечно же, чрезвычайно мощным — буксируемый на прицепе вес мог превышать массу самого тягача.

Непроходимых дорог для АТ-Т не было — машину с большим энтузиазмом встретили не только военные, но также ученые, геологи и представители других профессий, которым по рабочей необходимости приходилось бывать в самых непролазных дебрях Сибири и регионах Арктики.

Чертеж тяжелого тягача АТ-Т

За счет хорошо освоенной промышленностью базы тягача (ходовая часть в основном повторяет шасси танка Т-54, кабина — расширенная кабина грузовиков ЗИС-150), его высокой ремонтопригодности и простоты обслуживания, АТ-Т находился в производстве с 1950 года по 1979 г.

За создание АТ-Т в 1948 году группа конструкторов ХМЗ была награждена Сталинской премией.

Конструкция тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т

Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т имеет классическую компоновку — кабина капотного типа, грузовая платформа за ней, гусеничный движитель и переднее расположение мотора.

Кабина заимствована у грузового автомобиля ЗИС-150 и расширена на одно дополнительное место. Водителю тягача положен танковый шлемофон, поскольку шумоизоляция кабины конструкцией не предусмотрена. Под капотом кабины расположен 12-цилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-401, мощностью 415 л.с.

Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т

Ходовая часть тягача АТ-Т разработана на базе танка Т-54, она имеет независимую торсионную подвеску с пятью большими сдвоенными опорными катками по каждому борту. Ведущие колеса передние, со сменными зубчатыми венцами, направляющие колеса с механизмами натяжения гусениц находятся в задней части машины. Трансмиссия АТ-Т состоит из многодискового главного фрикциона сухого трения, пятиступенчатой коробки перемены передач с отбором мощности на лебедку, двух двухступенчатых планетарных механизмов поворота и двух одноступенчатых бортовых передач.

Грузовая платформа накрывается брезентовым тентом, имеет задний откидной борт. Площадь пола платформы составляет 10,5 кв.м. Под платформой смонтирована тяговая лебедка с усилием на крюке 25 тс (предусмотрены перегрузочный механизм и тормоз) и длиной троса 100 м.

«Харьковчанка-2» — антарктический вездеход на базе тяжелого тягача АТ-Т, с удлиненным на 2 катка шасси


Источник: Компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет

armedman.ru

Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т – Основные средства

История создания артиллерийского тягача АТ-Т (изделие «401») насчитывает 55 лет. Он был спроектирован, разработан и изготовлен на Харьковском машиностроительном заводе им. Малышева под руководством известного советского танкостроителя А.А. Морозова, а серийное производство началось в 1950 году.

Это был первый послевоенный быстроходный тяжелый гусеничный тягач, предназначенный для буксировки прицепов (артиллерийских систем) массой до 25 000 кг, нашедший широкое применение в советских Вооруженных Силах. Тягач АТ-Т и сегодня продолжает нести службу в частях Российской армии, помогает жить и работать геологам, газовикам и нефтяникам Сибири и Крайнего Севера.

Капотного типа четырехместная двухдверная кабина тягача заимствована от грузового автомобиля ЗИС-150, но отличается от кабины-прототипа центральной вставкой, обеспечивающей повышенную (на 1 чел.) вместимость. Кабина оснащена системой отопления и вентиляции, стеклоочистителями, солнцезащитными козырьками, резиновым ковриком и другим имуществом. Для нее характерен высокий уровень вибраций и шума, поэтому в экипировку механика-водителя входит танковый шлемофон.

Грузовая металлическая сварная платформа – с тентом, ровным полом и лючками в полу для доступа к лебедке, откидным задним бортом и рядами сидений (вдоль или поперек бортов), на которых можно разместить 16…18 чел. Грузоподъемность платформы – 5000 кг, внутренние размеры – 3576х2950х3600 мм, площадь пола – 10,5 м2.

В передней части тягача под кабиной продольно маховиком вперед установлен 12-цилиндровый дизель В-401 жидкостного охлаждения мощностью 305 кВт (415 л.с.) при 1600 мин–1, позволяющий идти по шоссе с полной нагрузкой с максимальной скоростью 35,5 км/ч. Двигатель отличался неплохой надежностью и экономичностью для послевоенного времени и работал на недорогом и недефицитном, менее опасном в пожарном отношении, чем автомобильный бензин, дизельном топливе, средний удельный расход которого составлял 230 г/кВт·ч (170 г/л.с.·ч). Запуск двигателя дублированный – с помощью электрического стартера мощностью 11 кВт (15 л.с.) или сжатым воздухом (резервной системой). Для облегчения пуска зимой установлен котел подогрева форсуночного типа. Сухая масса двигателя сравнительно небольшая – 895 кг.

Уместно заметить, что у этого двигателя был известный прототип – модификация хорошо зарекомендовавшего себя танкового дизеля типа В-2, которым оснащали в предвоенное и военное время средние и тяжелые танки Т-34, КВ и ИС. Для танковых двигателей этого периода характерен ограниченный ресурс – 250 машино-ч до капитального ремонта, поскольку поршневая группа подвержена высокому абразивному износу в условиях высокой запыленности. При низких уровнях запыленности ресурс увеличивается в несколько раз. Причина большого расхода масла на угар кроется в недостаточном совершенстве и конструкции поршневой группы, и материалов и технологий, по которым изготавливали ее детали.

Механическая трансмиссия тягача состоит из многодискового главного фрикциона сухого трения (сталь по стали), пятиступенчатой коробки передач с синхронизаторами на 3-й, 4-й и 5-й передачах и отбором мощности к лебедке, двух двухступенчатых планетарных механизмов поворота и двух одноступенчатых бортовых передач. Применение двухступенчатых планетарных механизмов поворота значительно облегчало управление машиной при маневрировании и обеспечивало минимальный радиус поворота на месте, равный ширине колеи машины – 2,64 м.

Пятикатковый гусеничный движитель тягача по каждому борту состоит из мелкозвенчатой гусеничной цепи цевочного зацепления с открытым шарниром, пяти сдвоенных опорных катков большого диаметра 830 мм с наружной амортизацией в виде резиновых бандажей, направляющего колеса заднего расположения с кривошипным механизмом натяжения гусениц и ведущего колеса переднего расположения со съемными зубчатыми венцами. Гусеничная цепь состоит из 93 траков с направляющими гребнями шириной 500 мм, с развитыми грунтозацепами, что позволяет крепить к ним дополнительные грунтозацепы (шпоры) для передвижения по глубокому снегу, грязи и песку. Траки из стали ЛГ-13 хорошо сопротивлялись истиранию. Пальцы, соединяющие траки, фиксируются головкой и расклепкой на концах. Ресурс гусеничной цепи также небольшой – примерно 6 тыс. км.

Подвеска независимая торсионная, с поперечным расположением торсионных валов над днищем корпуса тягача. Амортизаторы на передних и задних узлах не устанавливали. Подвеска обеспечивает тягачу возможность движения по грунтовым дорогам и шоссе с неплохой скоростью – 18 и 30 км/ч соответственно.

Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме с напряжением бортовой сети 24 В и с отрицательными выводами зажимов источников и потребителей энергии на корпус. В качестве источников питания применены генератор постоянного тока Г-53 мощностью 1,5 кВт (2,03 л.с.) и четыре стартерных 12-вольтовых АКБ-6 СТЭН-140М, соединенных последовательно-параллельно.

Проходимость тягача на местности достаточно хорошая для его типа. Он может преодолевать с полной нагрузкой на сухом твердом грунте подъем крутизной 30° (с прицепом – 25°), ров (канаву) шириной 1,9 м, препятствие высотой до 0,85 м, брод с твердым дном глубиной до 1 м и двигаться по косогору с креном 25°. Среднее удельное давление на грунт невелико – не более 0,065 МПа (0,65 кгс/см2). Клиренс – 425 мм, что позволяет тягачу двигаться за танковой колонной по разбитой грунтовой дороге с глубокой колеей, не садясь днищем на грунт. По этому показателю тягач даже превосходит танк Т-34, отличавшийся хорошей профильной проходимостью, клиренс которого составлял 400 мм. Запас хода по топливу большой – 752 км.

Массогабаритные показатели тягача были сравнительно скромные: 25 000 кг полная масса и 6990х3140х2845 мм (по кабине). Они позволяют двигаться по деревянным мостам в сельской местности, легко вписываться в складки местности (маскироваться) и в габарит подвижного состава железных дорог 02-ВМ (ГОСТ 9238–83), что не создает трудностей для воинских перевозок.

Тягач оснащен лебедкой с тяговым усилием на крюке 250 кН (25 тс) и рабочей длиной троса 100 мм (диаметр троса – 28 мм), предназначенной для самовытаскивания и вытаскивания застрявших или затонувших машин меньшей и равной с тягачом массы. Шестеренчатый редуктор лебедки приводит в действие барабан с тросом, тросоукладчик, тяговые ролики, разгружавшие ее трос, уложенный на барабане, от усилия вытаскивания машины, защищающий от перегрузок механизм и тормоз, удерживающий вытаскиваемую машину на месте при внезапной остановке лебедки. Лебедка расположена под настилом пола платформы и приводится от трансмиссии тягача. Длина троса позволяет использовать тягач для наведения пролетов разборных мостов на опоры.

Тягач неоднократно модифицировали, расширяя его технические возможности и области применения в Вооруженных Силах и в народном хозяйстве. На его базе спроектированы и изготовлены тяжелые гусеничные тягачи ТГ и ТГ-2, входившие в состав эвакуационного взвода, народно-хозяйственный тягач «Пингвин» с кузовом типа фургон, успешно применявшийся советскими учеными в Антарктиде. Мощный тягач высокой проходимости с большой полезной площадью за кабиной стал базой для целого семейства оригинальных инженерных машин – путепрокладчика, быстроходной траншейной и котлованной машин. Тягач АТ-Т выпускали до 1979 года, пока его не сменил более мощный многотопливный тягач МТ-Т.

os1.ru

Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т — история в фотографиях

Profile

Name: история в фотографиях

Entry Tags

1020-е, 1400-е, 1500-е, 1700-е, 1800-е, 1830-е, 1840-е, 1850-е, 1860-е, 1870-е, 1880-е, 1890-е, 1900, 1900-е, 1910—е, 1910-е, 1912-е, 1917, 1920, 1920-е, 1930-е, 1930-е история России, 1940, 1940—е, 1940-е, 1945, 1950-е, 1960, 1960-е, 1970-е, 1980-е, 1990-е, 1993, 1997, 2000-е, 2010-е, XIII век, XIX век, XVI век, XVII век, cемейный архив, Азия, Афганистан, Африка, Африка политика, Балканы, Батька Махно, Белое Движение, Белое движение, Ближний Восток, ВСХВ, Валуа, Великая Отечественная война, Великая Отечественная войнв, Великая война, Великая отечественная война, Виндзоры, Военная история, Восток, Вторая мировая, Вторая мировая война, Вторая мировая война. авиация, Втроая мировая война, Гражданская война, Гражданская война в США, Греция, Европа, Зачем — не знаю, Кавказ, Красный крест, Крым, Крымская война, Латинская Америка, Ливия, МГУ, Москва, НКВД, Николай II, ОГПУ, Первая мировая, Первая мировая война, Подмосковье, РККА, Романовы, Русско-японская война, СМИ, СССР, США, Серебряный век, Средние века, Сталин, Сталинград, Сталинградская битва, Униформа, ХХ век, Халкин-гол, авация, авиация, авиация. флот, авто, авто-история, авторская фотография, авторские фотографии, агит, агитация, агитация ( историческая), агитация (историческая), актеры, актуальная история, алхимия, анархисты, анархия, аристократия, армия, армия танки, артиллерия, артисты, археология, архитектура, балет, благотворительность, болезнь, броневики, бронепоезда, быт, быт. люди, вещи, видео, военная иситория, военная история, военная история. Первая мировая война, военная истрия, война, война в Афганистане, война в Корее, война в Чечне, война во Вьетнаме, вопрос, враги, всякая всячина, вторая мировая, выборы, выставки, геополитика, геральдика, герои, горо, города, города России, города СССР, города люди, гравюры, гражданская война, графика, даты, дворянство, демонстрации, деньги, деревня, дереыня, детвора, дети, детские игрушки, дипломатия, дирижабли, доброе, документы, дореволюционные фотографии, достояние человечества, драгоценности, еда, жандармы, железная дорога, железные дороги, женщин, женщина, женщины, жесть, живопись, животные, жизнь, жут, жуть, за, забавно, забавное, загадка, заговоры, зачем-не знаю, игры, игры. люди, изобретения, иконы, индейцы, интевенция, интересно, интересное, интересное кино, искусство, искусствр, исория СССР, истори СССР, истории СССР, исторические события, история, история CCCР, история Австралии, история Австрии, история Алжира, история Америки, история Англии, история Аргентины, история Армении, история Афганистана, история Африки, история Белоруссии, история Болгарии, история Бразилии, история ВКП (б), история Великборитании, история Великбритании, история Великобритании, история Венгрии, история Вьетнама, история Германии, история Германии. маразматические заголо, история Германиилюди, история Германия, история Греции, история Грузии, история Европы, история Египта, история Израиля, история Индии, история Ирана, история Ирландии, история Испании, история Италии, история КНДР, история Камбоджи, история Канады, история Киева, история Китая, история Кореи, история Кубы, история Латвии, история Ленинграда, история Мексики, история Монголии, история Москвы, история Нидерландов, история Норвегии, история Пакистана, история Петербурга, история Петрограда, история Польши, история Польшы, история РККА, история РСФСР, история РФ, история Росс, история Росси, история России, история России. военная история, история Российской Федерации, история Россия, история Румынии, история ССР, история СССР, история СССР отдых, история СССР. кино, история СССС, история ССССР, история США, история США., история США? 1930-е, история Санкт-Петербурга, история Сербии, история Тайланда, история Тибета, история Турции, история Узбекистана, история Украины, история Финляндии, история Финляндии., история Франции, история Чехии, история Чехословакии, история Чили, история Швеции, история Эстонии, история Югославии, история Японии, история авиации, история дипломатии, история фотографии, истороия СССР, истрия Чехословании, истроия СССР, кавалерия, казачество, казни, казнь, карикатура, карикатуры, картины, картография, карты, катакомбы, катастрофы, кино, кладбища, книги, ко, коллаборанты, коллаборационисты, коллекционные фотографии, компромат, конструкторы, констукторы, космос, красавец-мужчина, краскомы, красота, криминал, криминалистика, курьезы, линчности, линчости, литература, личности, личности. детвора, личности. забавное, личность, личнсти, личости, любовь, люди, люди. Вторая мировая война, маразм, мастера фотографии, мебель, медицина, мемуары, мерзавцы,

foto-history.livejournal.com

Артиллерийский тягач (тяжелый) АТ-Т

  

 

Проектирование быстроходного, достаточно мощного артиллерийского тягача, способного буксировать артиллерийские орудия весом до 25 тыс. кг было организовано в 1947 г. в конструкторском бюро Харьковского машиностроительного завода им. Малышева под руководством известного конструктора А.А. Морозова. В конструкции тягача широко применялись элементы ходовой части танка Т-54, прототипом двигателя послужил хорошо зарекомендовавший себя танковый дизель В-2. Кабина разрабатывалась на базе кабины нового грузового автомобиля ЗИС-150. В 1948 г. прототип машины успешно прошел заводские испытания, а уже 1949 г. предсерийные образцы тягача с заводским наименованием объект 401 были представлены для войсковых испытаний. После незначительных доработок машина машина была принята на вооружение под названием АТ-Т (артиллерийский тягач-тяжелый). Серийное производство машины было начато в 1950 г. и продолжалось до 1979 г. На базе АТ-Т были разработаны и производились следующие образцы военной техники: артиллерийские радиолокационные станции АРСОМ-1 и АРСОМ-2, путепрокладчики БАТ, БАТ-1, БАТ-1М, быстроходная траншейная машина БТМ, котлованные машины МДК, МДК-2, радиолокационная станция обнаружения целей 1С12. АТ-Т и машины на его базе поставлялись на экспорт в страны-участницы Варшавского договора, Алжир, Египет, Сирию, Ирак, Китай и в некоторые другие. Тягач и военная техника на его основе до сих пор используются в Российской армии.

                                       Тактико-технические характеристики

№№

п.п.

    Наименование характеристикиЕдиница измеренияЗначение характеристики
1Грузоподъемность платформыкг5000
2Максимальная масса буксируемого прицепакг25 000
3Количество мест в кабинечел. 4
4Количество личного состава перевозимого в кузовечел.16
5Боевая массат20
6Длина по корпусумм7043
7Ширинамм3170
8Высотамм2845
9Запас хода по топливукм500
10Максимальная скоростькм/час45
11Колеямм2640
12Дорожный просвет                     мм425
13Среднее удельное давление на грунткг/кв.см0.625
14Мощность  двигателя В-401л.с.415
15Базамм3748

 

cris9.armforc.ru

Артиллерийский тягач АТ-Т поставляем, реставрируем, модернизируем.

Двигатель Кабина Технические характеристики

Гусеничный тягач АТ-Т серийно выпускался с середины 50-х до конца 70-х годов в г. Харькове на заводе имени Малышева. Тягач предназначался для перемещения громоздких, артиллерийских орудий и артиллерийского расчета в тентованном кузове.


Тягач оборудован лебёдкой с усилием 25 тонн, длина каната 100 метров, диаметр 28 мм. Конструкция лебёдки получилась надёжной, удобной в эксплуатации и без значительных изменений, получив новый каталожный номер, установлена в тягач МТ-Т «Эней», пришедший в 80-х годах на смену тяжёлому артиллерийскому тягачу АТ-Т. В 2000-х годах в московском аэропорту «Домодедово» такой лебёдкой с полиспастами вытаскивали выкатившиеся за пределы посадочной полосы самолёты весом  до 100 тонн.


Дизельный, v-образный, двенадцатицилиндровый двигатель В-401, массой 895 кг., с необогреваемым картером имел для своего времени высокую габаритную мощность. Двигатель частично расположен под кабиной.


Кабина не оборудована защитой от пуль и осколков, имеет три пассажирских места. Сиденье механика водителя и пассажиров представляет собой конструкцию из подушек, обитых материалом, без регулировки положения. Сиденья легко снимаются для  доступа через люк в моторный отсек и к ящикам с инструментом. При уличном хранении тягача АТТ двери кабины подвержены выходу из строя, в результате воздействия атмосферных осадков. 


Привод гусеничных лент осуществляется за счёт двух ведущих колёс, расположенных спереди машины, приводимых в движение правой и левой бортовой передачей. Бортовая передача получает крутящий момент через планетарные механизмы поворотов от механической КПП, которая через главный фрикцион (дисковое сцепление) сопряжена с силовой установкой. 


Гусеничная лента работает в условиях высоких динамических нагрузок и состоит из 75 траков с гребнем и 18 траков без гребня, изготовленных из имеющей высокую износостойкость стали ЛГ-13 или Г13ФЛ. Лента опирается на  подвижную опору – 5 сдвоенных катков с обрезиненным бандажом диаметром 830 мм.

 

Двигатель А-401 (типа В-2) 415 лс. 1850 об/м 12ч-15/18

Пятиступенчатая коробка передач

Топливный насос НК-10 210 кг/см

Технические характеристики:

 Число мест в кабине, с водителем в т.ч.

4

 Число мест в кузове с тентом

16

 Длина

7,04 м

 Ширина

3,15 м

 Высота

3,17 м

 Масса в снаряженном состоянии без груза

20 т

 Масса буксируемого прицепа, кг

25 т

 Грузоподъемность тягача

5 т

 Колея

2640 мм

 Среднее удельное давление на грунт с грузом

0,652 кг/см2

 Ширина траков гусеницы (всего траков по 93)

500 мм

 Запас хода по шоссе с прицепом

1100 км 

 Глубина преодолеваемого брода

1,1 м

 Ширина преодолеваемого рва

1,8 м

 Скорость АТ-Т по шоссе

35,5 км/ч

 Максимальная скорость движения

45 км/ч

 Скорость движения при буксировке

до 30 км/ч

 Запас хода

600 км

 Расход дизельного топлива на 100км

140 л

 Расход масла МТ-16п на 100 км

4 л

 Минимальный дорожный просвет

425 мм

bmz.ru

Тягач АТ-Т | Военное оружие и армии Мира

Тяжелый тягач АТ-Т, созданный в СССР в 1950-е годы, был быстроходной гусеничной машиной, предназначенной для буксировки артиллерийских систем большой и особой мощности, средних танков и различных прицепов.

В 1943-1944 годах на заводе № 183 в Нижнем Тагиле был изготовлен и прошел всесторонние испытания тяжелый тягач АТ-45, призванный заменить в войсках немногочисленные и быстро устаревающие тягачи «Ворошиловец».

АТ-45 довольно успешно прошел испытания, но отсутствие завода для его изготовления, а также использование шасси танка Т-34, бесперспективного с точки зрения модернизации, поставили крест на этой разработке.

СОЗДАНИЕ

Вернулись к этой теме в 1946 году в соответствии с государственной программой создания артиллерийского вооружения на послевоенный период. Велись они в отделе главного конструктора завода № 75 Министерства транспортного машиностроения (впоследствии — Харьковский завод транспортного машиностроения им. Малышева). В качестве базы было принято шасси новейшего среднего танка Т-54.

Проектирование «объекта 401» велось под руководством главного конструктора ХЗТМ М. Н. Щукина, переехавшего с коллективом сотрудников из г. Кирова с танкового завода № 38, и его заместителя Ф. А. Мостового. Первые опытные образцы «объекта 401» (три машины) были изготовлены в конце 1947 года. Они успешно совершили пробег по маршруту Харьков — Москва, а в следующем году и в начале 1949 года прошли приемо-сдаточные, заводские и доводочные испытания. Объем заводских испытаний позже был засчитан в объем межведомственных испытаний, что значительно ускорило начало производства.

ПРОИЗВОДСТВО

Серийный выпуск тягачей, получивших армейский индекс АТ-Т (артиллерийский тягач — тяжелый) начался на ХЗТМ в середине 1949 года, а в III квартале того же года армия уже получила первые 50 тягачей.

Машина получилась исключительно работоспособной: мощной, выносливой, подвижной, с отличными тяговыми свойствами, да к тому же еще и удобной в эксплуатации. По комплексу показателей она оказалась наиболее удачной среди всех тягачей первого послевоенного поколения.

В 1951 году ее создателей удостоили Сталинской премии II степени. Успешная эксплуатация АТ-Т в артиллерийских, танковых и инженерных частях облегчалась унификацией ряда ответственных узлов (элементы трансмиссии, опорные катки, ведущие и направляющие колеса, траки гусениц) со средним танком Т-54, также выпускавшимся на ХЗТМ. Производство тягача АТ-Т продолжалось 30 лет (в 1962 году, например, суточный выпуск составлял две-три машины), до середины 1979 года (в варианте «объект 401 У»). На смену ему пришел многоцелевой тяжелый тягач МТ-Т, созданный также с использованием танковых агрегатов, но на сей раз танка Т-64.

МОДИФИКАЦИИ

В процессе производства на базе тягача АТ-Т было создано большое количество различных модификаций. Самыми многочисленными были инженерные машины: тяжелые бульдозеры-путепрокладчики БАТ, БАТ-1 и БАТ-1 М (объекты 405,405У и 405МУ), быстроходные роторные траншеекопатели семейства БТМ (объект 409 и его модификации 409У и 409МУ), роторные экскаваторы (котлованные машины) с задним поперечным расположением ротора семейства МДК-2, 5МДК-2М и другие. Производительность этих машин даже на тяжелых грунтах была настолько велика, что позволила успешно решить давнюю проблему механизации тяжелых саперных работ, в том числе скоростного отрыва траншей на переднем крае. На усовершенствованных шасси «426» и удлиненном семикатковом «426У» монтировались радиолокационные станции различного назначения.

Для участия в антарктических экспедициях, в основном для надежной буксировки санных поездов, в 1957 году была изготовлена серия специальных полярных вездеходов АТ-ТА (объекты 401 А, 403А и 403Б).

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ

Все узлы и агрегаты тягача АТ-Т монтировались на коробчатой открытой сверху раме (типа «башмак»), сваренной из стальных листов толщиной 5-30 мм.

В передней масти машины располагались агрегаты трансмиссии, включавшей в себя многодисковый главный фрикцион сухого трения и пятиступенчатую синхронизированную (II—V передачи) коробку передач. В корпус КП был встроен реверсивный механизм привода лебедки, а в случае необходимости служивший и для привода навесного оборудования. Бортовые механизмы поворота — планетарные двухступенчатые. Они обеспечивали устойчивое прямолинейное движение и два фиксированных радиуса поворота — 2,64 м и 6,3 м.

ДВИГАТЕЛЬ

Под полом кабины маховиком вперед размещался V- образный 12-цилиндровый дизель В-401 (модификация дизеля типа В-2), дефорсированный (с целью повышения моторесурса) и приспособленный для работы на данном тягаче. Мощность двигателя составляла 415 л. с. при 1600 об/мин. Он оборудовался системой запасного воздушного запуска, двухступенчатыми комбинированными воздухоочистителями, предпусковыми маслозакачивающим насосом и пародинамическим подогревателем и автомобильным компрессором для питания тормозов. Мощный радиатор во всю ширину капота и два двенадцатилопастных вентилятора с независисмыми ременными приводами гарантировали работу двигателя с максимальной нагрузкой в жаркое время без перегрева. Система питания включала в себя пять топливных баков общей емкостью 1 364 л (впоследствии — 1415 л).

КАБИНА И КУЗОВ

Цельнометаллическая четырехместная кабина ЗИС-160 была использована от автомобиля ЗИС-150. Поскольку кабина располагалась над двигателем, ее пришлось доработать — уменьшить по высоте и значительно расширить за счет вваривания средней вставки. В крыше был выполнен командирский люк. На ветровых стеклах были смонтированы пневматические стеклоочистители.

Позади кабины на раме крепился металлический кузов, рассчитанный на перевозку груза массой до 5 т. В нем располагались откидные деревянные сиденья вдоль бортов и передней стенки. Откидным был выполнен только задний борт. Пол кузова выполнялся съемным, что обеспечивало хороший доступ к лебедке и топливным бакам. Кузов оборудовался брезентовым тентом на съемных стальных дугах. При снятом тенте дуги укладывались в специальную укладку в передней части бортов кузова.

ЛЕБЕДКА

В кормовой части тягача размещалась тяговая лебедка с максимальным усилием 25,5 тс и рабочей длиной 28-мм троса 100 м. Лебедка находилась под грузовой платформой и позволяла без вмешательства водителя принудительно выдавать трос назад и подтягивать его с помощью кинематически связанных между собой двух тяговых роликов и сборного барабана, снабженного тросоукладчиком. Привод имел двухрежимный редуктор (прямая и замедленная передачи) с разъединительной фрикционной муфтой, автоматический тормоз с электромагнитным управлением и механизм отключения при перегрузке, а также в конце выдачи троса. Поворотное выдающее устройство давало возможность отклонять трос в любом положении без схода его с ручьев тяговых роликов. Тягово-сцепное устройство тягача имело пружинный двухсторонний амортизатор. Для облегчения сцепки тягача с прицепом сцепной крюк мог поворачиваться в горизонтальной плоскости, а тяговый стержень — выдвигаться на 220 мм для возможности соединения с различными артсистемами.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

В ходовой части тягача использовалась индивидуальная торсионная подвеска с поперечным расположением торсионных валов. Сдвоенные обрезиненные опорные катки (по пять на каждый борт) размером 830 х 150 мм были заимствованы у танков Т-34-85 и Т-44. Направляющие колеса и механизмы натяжения гусениц заимствовались у танка Т-54.

Ведущие колеса переднего расположения имели два съемных зубчатых венца с цевочным зацеплением толкающего типа. Зубчатые венцы имели по 13 зубьев. Ведущие колеса полностью заимствовались у танка Т-54. Гусеничная цепь включала в себя 93 трака и также заимствовалась у танка Т-54. С целью повышения срока службы узлов ходовой части на тягаче применили более надежные по сравнению с Т-54 уплотнения осей балансиров, опорных катков и ленивцев, выполненные в виде лабиринтов и самоподжимных резиновых манжет. Для ограничения хода балансиров вверх на тягаче использовались резиновые буферы, установленные на кронштейнах, приваренных к бортовым листам рамы.

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Электрооборудование тягача — однопроводное, напряжением 24 В. В качестве источников электроэнергии использовались четыре аккумуляторные батареи и генератор. Основными потребителями были: стартер, контрольно-измерительные приборы и приборы внутреннего и внешнего освещения.