Владения арабов в 632 году – Контурная карта «Завоевания арабов в VII — IX вв. Арабский халифат» Задание: 1. Обозначьте владения арабов в 632 г. и территории, ими

Арабский халифат в период 632-661 гг.

Реферат по учебной дисциплине «История мира»

на тему: «Арабский халифат в период 632–661 гг.».

 

    План

1. Введение.

2. Смерть пророка Мухаммеда. Переход власти Абу Бакру.

3. Правление Абу Бакра.

4. Период правления Умара. Завоевание Персии.

5. Правление Усмана.

6. Эпоха правления Али.

7. Заключение.

8. Список литературы.

    1. Введение.

   Арабский халифат представлял собой теократическое государство, которое образовалось в первой половине VII века н. э. и просуществовало до середины XIII века н. э.

   Истоком новой державы стал Аравийский полуостров с его сложными климатическими условиями в виде редких оазисов, озер, рек и пустынь, занимающими большую часть территории, а мусульманская община созданная Мухаммедом в Хиджазе стала его ядром. Благодаря арабским завоеваниям, границы халифата стремительно расширялись, а с ними и влияние новой молодой религии – ислама. В итоге под власть халифа попали земли всей Аравии, Ирака, Ирана, Сирии, Палестины, Египта, Северной Африки, Средней Азии, Прикаспия, Закавказья, практически всего Пиренейского полуострова и Синда.

  Историю Арабского государства можно разделить на три периода: Праведный халифат (632–661 гг.), Омейядский халифат (661–750 гг.) и Аббасидский халифат (750–1258 гг.) Именно реферативному анализу первого этапа будет посвящена наша работа.

    2. Смерть пророка Мухаммеда. Переход власти Абу Бакру.

   В 571 году н. э. родился Мухаммед, арабский проповедник и главная фигура всего ислама. Пророк, которому, как считает традиция, сам Аллах послал Коран – священную книгу мусульман. В то время арабские племена вели кочевой образ жизни и являлись язычниками. Мухаммед, распространяя новое учение, часто встречал сопротивление, так ему пришлось бежать из Мекки в 622 году н. э. в Ясриб (будущая Медина), где он основал мусульманскую общину – умму, постепенно окрепшую и превратившуюся в серьезную политическую силу. Так было положено начало объединению арабов, прекращению межплеменных конфликтов и принятию народом ислама. К 630 году н. э. после капитуляции Мекки, большая часть аравийского полуострова подчиняется Мухаммеду, признавая его власть. Так были сделаны первые шаги на пути создания единого арабского государства.

   Незадолго до смерти, Мухаммед совершает прощальное паломничество в Мекку, в город из которого он еще недавно был гоним. Пророк вступает в нее как победитель, где прочтет свою последнюю проповедь и сделает ее религиозным центром. В 632 году н. э. по возвращению в Медину, Мухаммед скончался после непродолжительной болезни (лихорадки), которая его сильно ослабила, так же есть мнение, что он был отравлен. Умер он на руках Аиши, одной из своих жен. Узнав об этом, люди не хотели верить, что Мухаммеда больше нет. Его тело, обернутое в белые ткани, пролежало не погребенным три дня, чтобы каждый мог убедиться в его кончине. После этого, на четвертый день, пророка похоронили на месте его смерти. Могилу выкопали прямо в доме, под кроватью, а после засыпали и выровняли пол. В будущем на этот месте будет построена мечеть, ставшая одной из святынь для всего исламского мира.

   Смерть Мухаммеда для многих стала полной неожиданностью, а отсутствие наследника сильно осложнило положение. В 632 году н. э. был создан Праведный халифат, который возглавили четыре халифа: Абу Бакр ас-Сиддик, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан и Али ибн Абу Талиб. Позже начались распри между мекканцами (ансары) и мединцами (мухаджиры), за право стать приемниками Мухаммеда. Речь шла не только о религиозной сфере, но и том, кто станет во главе быстро растущего и набирающего силу государства.

    Сначала мекканцы избрали Сада ибн Убаду, политического деятеля из мединского племени Хазрадж и отстаивали эту позицию до последнего. Однако, после совещания было решено остановиться на кандидатуре Абу-Бакре. Умар ибн Хаттаб, как человек, имевший тоже хорошие шансы стать приемником пророка, не стал вносить раздор, пожал руку Абу-Бакре и поддержал его. После был предложен вариант с правлением двух халифов одновременно, но в итоге от него отказались. Абу-Бакр был близким другом пророка Мухаммеда и уважаемым мухаджиром, в дополнение ко всему его дочь Аиша являлась женой Мухаммеда. Когда Мухаммед из-за старости уже не мог исполнять обязанности имама во время молитвы, он просил об этом именно его. Все это давала дополнительный вес в споре о назначении первого халифа Праведного халифата. Таким образом, Абу-Бакр сосредоточил в своих руках всю духовную и военную власть, стал достойным приемником пророка и  первым правителем государства мусульман.

     3. Правление Абу Бакра.

    Абу-Бакр считался хорошим лидером, пользовавшимся уважением народа. Его быт был прост, всегда неуклонно выполнял религиозные обязанности, а сам он всегда был доступен простым людям. После смерти Мухаммеда практически весь Аравийский полуостров, кроме Медины, Мекки, Таифа и племени Азд в Омане, отказывается от ислама, что несет угрозу единству и стабильности общества. Самой главной задачей для первого халифа становится усмирение мятежников и возвращение вероотступников под знамена Аллаха. Но начать поход немедленно не получилось, так как халифат вел войну с Византией, из-за чего вынужден был послать войско на север, которое возглавил Усаме ибн Зейду. В этот момент язычники напали на Медину, но взять ее не смогли и отступили. Эта маленькая победа, придала уверенности мусульманам. После удачной кампании против византийцев у Абу-Бакра высвободились ранее занятые силы, и он лично нанес поражение еретикам у Рамзы.

   После этого хорошо отдохнувши, халиф разделяет армию на одиннадцать частей, среди командующих которыми были его ближайшие сподвижники: Халид ибн аль-Валид, Икрима ибн Абу Джахль и др. и посылает их в разные концы полуострова. Сам халиф направляется в Аль-Абрака, где покоряет племена абс и зубьян, а Халид ибн аль-Валид усмиряет племя Тай и снова обращает в ислам асадитов, амиритов и гатафанцев. Позже был захвачен и казнен лжепророк Мусайлима. В итоге вновь были подчинены Оман, Йемен и Бахрейн. Мятежные племена первое время после возвращения были в унизительном положении, им запрещалось покидать земли, на которых они проживают. По разным данным было уничтожено во время конфликтов несколько десятков язычников, а также много правоверных мусульман знающих Коран дословно. Поэтому было решено собрать и записать Коран, чтобы после гибели чтецов его священные строки не были утрачены в будущем. В целом восстание было подавлено жестоко и в короткие сроки, что помогло сохранить единство.

   После укрепления власти, Абу-Бакра смог сосредоточиться на завоеваниях, которые велись на восточном направлении, против Ирана, и северном, против Византии. Персы не услышали исламского призыва, и халиф направил Халида ибн аль-Валида с войском в Ирак, которое нанесло несколько поражений противнику, включая сражение при Казиме (битва сцепленных). Ряд областей к западу от Евфрата были подчинены. Вторую армию разделили на четыре части, усилив солдатами Халида ибн аль-Валида, и отправили в Дамаск, Иорданию, Палестину и Хомс, воевать против Византии. По пути был о

referatreferatovich.ru

§ 9. Завоевания арабов и создание Арабского халифата

§ 9. Завоевания арабов и создание Арабского халифата

Начало завоевательных походов арабов

Смерть Мухаммеда привела к восстаниям противников исламского государства, вспыхнувшим в разных концах Аравии. Однако эти выступления были быстро подавлены, и мусульмане приступили к завоеванию других стран. Главными противниками арабов оказались Византийская империя и Иран.

Арабский воин

Ещё Мухаммед направил византийскому императору послание с призывом принять ислам. В нём говорилось: «Покорись (прими ислам), и ты спасёшься. Аллах воздаст тебе двойную награду. О люди Писания[2]! Объединяйтесь вокруг общего для нас и вас Слова!» Константинопольский владыка не счёл нужным ответить пророку, но вскоре он ощутил силу оружия мусульман. Византийское войско не смогло противостоять натиску арабской конницы, окрылённой новой религией. Мусульмане с радостью принимали смерть, надеясь вкусить райское блаженство, обещанное пророком.

Военные успехи мусульман

В ходе завоевательных походов войско арабов во главе с халифами подчинило себе богатейшие страны Ближнего Востока. Сирия, Палестина, Междуречье были отняты им у византийцев. Арабы овладели крупнейшим городом Сирии Дамаском и священным городом христиан и иудеев Иерусалимом. После нескольких поражений перестала существовать Иранская держава. В Африке арабы захватили Египет. Византийская армия и здесь не смогла противостоять завоевателям. Крупнейший город Египта Александрия без боя сдался мусульманам, которые обещали за богатый выкуп не трогать христианские храмы. Из своих восточных владений византийские императоры сумели сохранить лишь Малую Азию. Арабы не раз осаждали Константинополь, но взять его не смогли.

Мусульмане штурмуют крепость в Сирии. Средневековый рисунок

Подчинив себе Северную Африку, арабы в начале VIII века переправились через Гибралтарский пролив и высадились в Испании. Небольшое войско арабов разгромило армию вестготского короля. Несмотря на упорное сопротивление, города вестготов пали один за другим. К 718 году вся Испания, кроме небольшой области на севере страны, оказалась в руках арабов. Затем они вторглись в пределы Франкского королевства и были остановлены только Карлом Мартеллом в битве при Пуатье.

Вспомните, в какую эпоху и кем был основан город Александрия.

К середине VIII века в результате завоеваний возникло огромное мусульманское государство – Арабский халифат. В его состав вошли земли с плодородными почвами – Египет и Междуречье, которые раньше были житницами Древнего Рима и Византии. Арабы захватили все известные в то время месторождения золота. Они поставили под свой контроль морские и сухопутные торговые пути, соединявшие рынки Средиземноморья со странами Дальнего Востока, Центральной Азии, внутренними районами Африки. Всё это сделало халифат богатейшим государством мира.

Походы и завоевания арабов. Арабский халифат

Первые халифы и раскол в исламе

Первые халифы по своему образу жизни мало чем отличались от простых мусульман. Как и пророк Мухаммед, они обладали светской и духовной властью. В период завоеваний халифы должны были быть и военачальниками. Талантом полководца прославился халиф Омар (634–644). Он слыл суровым, но справедливым правителем, который не стремился к личному обогащению, хотя арабское войско овладело огромными сокровищами.

Мечеть Омара в Иерусалиме

После смерти Омара халифом был избран Осман (644–656). Новый халиф происходил из рода, первоначально враждебного Мухаммеду, но затем принявшего ислам. При распределении богатств, захваченных во время походов, и назначении на важные должности Осман отдавал предпочтение своим родственникам. Наместники завоёванных областей, обладавшие реальной военной силой, всё меньше прислушивались к халифу, жившему в Медине. Мусульманская знать организовала против Османа заговор, и халиф был убит на пороге собственного дома. При этом кровь правителя попала на список Корана, который он держал в руках.

Ещё более драматичные события развернулись при халифе Али (656–661). Междоусобная война и последовавшее за ней убийство Али привели к расколу мусульман на враждующие группировки – суннитов и шиитов. После гибели Али в 661 году халифом объявил себя наместник Сирии. Он не поехал ни в Мекку, ни в Медину, а остался в Дамаске, основав династию Омейядов.

Внутренняя жизнь Арабского халифата

В конце VII века халифы из «заместителей» пророка Мухаммеда превратились в неограниченных правителей, а их власть из выборной стала наследственной. В руках халифов сосредоточились несметные богатства, стекавшиеся из завоёванных стран. Ежегодно в их столицу в виде дани поступали тонны серебра и золота. Ими правители могли распоряжаться по своему усмотрению. Большое влияние на дела государства оказывала мусульманская знать, состоявшая не только из арабов, но и из представителей других народов, населявших халифат. Знатные мусульмане – полководцы и наместники провинций быстро забыли призывы пророка Мухаммеда презирать богатство и делиться своим имуществом с бедными. Подражая вельможам захваченных стран, они возводили великолепные дворцы, наполненные сокровищами.

Торговля на мусульманском базаре. Средневековый рисунок

Завоёванные арабами земли были объявлены собственностью всей мусульманской общины. Люди, жившие на этих землях, должны были платить поземельный налог или принять ислам. На завоёванных землях арабы сначала насильно не принуждали местное население становиться мусульманами. «Людям Писания» – христианам и иудеям, признававшим единого Бога, разрешалось жить по законам их веры, но они должны были платить особую подушную подать. К язычникам мусульмане относились нетерпимо: под страхом истребления им предлагалось принять ислам. Населению завоёванных стран было выгодно переходить в новую веру, так как оно сразу освобождалось от налогов. Мусульмане платили только милостыню в пользу бедных.

Почему мусульмане терпимо относились к вере христиан и иудеев?

Однако через несколько десятилетий отношение мусульман к людям других религий изменилось, и начались их притеснения. Один из халифов издал указ, в котором приказывал христианам и иудеям «носить отныне платье жёлтое; не носить белого платья, дабы не походить на мусульман; разрушить заново построенные храмы, удвоить поголовную подать; не позволять им входить в мусульманские бани… не брать себе мусульман для личных услуг…». Христианин, посмевший ударить мусульманина, подвергался смертной казни.

Халиф Гарун аль-Рашид со своими приближёнными. Средневековая миниатюра

Что изменилось в отношении мусульман к представителям других религий?

Распад Арабского халифата

Правление Омейядов вызвало недовольство в народе, которым воспользовались противники халифов. В 750 году власть Омейядов была свергнута, а сами они истреблены. Новыми правителями мусульманского государства стали Аббасиды, сделавшие столицей халифата город Багдад на реке Тигр в Междуречье. В VIII–IX веках Арабский халифат достиг вершины своего могущества. Однако закат этой державы был уже близок. На землях халифата проживало около 80 миллионов человек. Большинство населения составляли завоёванные народы, принявшие ислам. Управлять таким большим государством было сложно, и халифы сохраняли свою власть только силой оружия. То тут, то там вспыхивали мятежи и восстания, которые расшатывали исламское государство. Его силу подрывала также непрекращающаяся вражда между суннитами и шиитами. Наместники отдалённых провинций отказывались подчиняться власти багдадского халифа и не посылали ему положенной дани. Постепенно они создавали собственные независимые государства.

Мусульманские воины. Арабская миниатюра

Постепенно к X веку халифат лишился большинства владений, сохранив под своей властью только земли вокруг Багдада. Став простой игрушкой в руках своей армии, халифы потеряли светскую власть, сохранив авторитет только в делах религии. На месте огромной державы возникло множество мусульманских государств, в которых говорили на арабском языке. Несмотря на распад Арабского халифата, вера пророка Мухаммеда распространилась далеко за пределы Аравии. В страны Азии, Африки, Европы её несли не только воины, но и купцы и проповедники.

Пользуясь картой, перечислите страны и народы, завоёванные арабами. Назовите места важнейших побед и крупнейших поражений арабов.

Мусульманская культура

Культура Арабского халифата и государств, образовавшихся на его месте, была тесно связана с мусульманской религией.

Обучение в медресе. Арабский рисунок

Обучение чтению, письму и арифметике считалось необходимым для понимания и усвоения Корана. Его текст заучивали наизусть, стремясь применять мудрость этой книги во всех жизненных ситуациях. Для обучения детей 5—10 лет создавались начальные школы.

Государство заботилось об образовании своих подданных. По приказу халифов создавались медресе, где подростки и взрослые продолжали образование.

Мусульманская библиотека. Средневековый рисунок

Они собирались вокруг учителя, который зачитывал древние тексты и труды учёных, объясняя непонятные места. В медресе изучали историю и основы ислама, математику, медицину, геометрию и другие науки.

Страницы из арабской рукописи по медицине

Уважение к знаниям, которое проявляли мусульмане, сочеталось с нетерпимостью ко всему, что, по их мнению, противоречило исламу. Нередко во время завоеваний мусульмане разрушали и уничтожали то, что считали чуждым своей вере. При дворе халифов в Багдаде и в других крупных городах возникали «Дома мудрости» – своеобразные академии наук. Здесь учёные занимались переводами на арабский язык сочинений авторов разных стран и эпох, в том числе известных мудрецов древности: Платона, Аристотеля, Архимеда. С некоторыми из этих трудов средневековых европейцев познакомили именно арабы.

Вспомните, чем были знамениты Платон, Аристотель, Архимед.

Торговля и путешествия сделали арабов знатоками географии. На составленных ими картах и в географических трудах содержалось описание всех областей тогдашнего мусульманского мира от Испании до Индии. Знали мусульмане о Китае, Корее, Сибири. В сочинениях «Чудеса стран», «Диковинки Земли», в «Книге путей и государств», а также в «Книге картины Земли» содержались подробные сведения о природе, народах, городах, занятиях жителей самых различных земель.

Миниатюра из арабской книги

Из далёкой Индии арабские учёные заимствовали удобную десятичную систему счёта, переняв у индийцев цифры, которые мы и сейчас именуем арабскими. Наука алгебра, появившаяся также в Индии, стала известна в Европе именно под арабским названием «ал-джебр».

Большая мечеть в Дамаске. VIII век

Далеко за пределами мусульманского мира было известно имя жившего в конце X – начале XI века учёного Ибн Сины (в Европе его звали Авиценна). Его перу принадлежали медицинские труды «Книга исцеления» и «Канон врачебной науки».

Слияние различных культурных потоков привело к возникновению мусульманской поэзии. Она прославляла победы в боях, возвышенные чувства любви, радости жизни.

Арабы любили слушать и рассказывать сказки. Бродячие сказители собирали, сочиняли и приносили в разные концы мусульманского мира фантастические рассказы. Постепенно они составили огромный сборник, получивший название «Тысяча и одна ночь». В него вошли сказки не только арабов, но также греков, персов, индийцев и других народов. Наиболее известны повествования об отважном багдадском купце Синдбаде-мореходе, совершавшем свои рискованные путешествия в дальние страны.

Вид города Алеппо в Сирии. Средневековый рисунок

Законы мусульманской религии запрещают изображать Бога. Поэтому на стенах зданий, в книгах можно видеть лишь замысловатые узоры и орнаменты, составленные из арабских букв, складывающихся в слова. Нередко это были цитаты из Корана или высказывания пророка Мухаммеда. На мусульманском Востоке широкое распространение получила каллиграфия. Арабский язык и арабская письменность были известны во всех странах, жители которых исповедовали ислам.

Подведём итоги

Арабские завоевания привели к возникновению огромного Арабского халифата. В странах, вошедших в его состав, жизнь людей была организована в соответствии с требованиями исламской религии. Арабы-мусульмане стремились расширить свои знания об окружающем мире. Они создали особый мир культуры, которая была тесно связана с мусульманской религией. Многое из достижений учёных Арабского халифата превосходило уровень науки европейских стран того времени.

Сунниты – сторонники одной из группировок в исламе, почитающие не только Коран, но и устное предание о деяниях и высказываниях Мухаммеда – Сунну.

Шииты – сторонники одной из группировок в исламе, признающие Коран единственной священной книгой, считающие законным халифом только Али и его потомков.

Медресе – учебное заведение в исламских странах.

Каллиграфия – искусство красивого и чёткого письма.

• 661 год. Начало правления династии Омейядов.

• 750 год. Свержение Омейядов, начало правления династии Аббасидов.

«Все знания в конечном счёте связаны с религией и обретаются во имя Аллаха».

Пророк Мухаммед

Вопросы

1*. Расскажите о ходе арабских завоеваний. Почему арабам-мусульманам удалось быстро завоевать многие страны Востока?

2. Каково было отношение арабов к завоёванным народам? Как оно изменялось? Почему?

3. Какой властью обладали халифы?

4. Какие изменения произошли в Арабском государстве к Х веку по сравнению со временем первых халифов?

5. Назовите причины распада Арабского халифата.

6. Какое влияние оказал ислам на культуру Арабского халифата?

7. Какие знания больше всего ценили мусульманские учёные? Как вы думаете, почему?

8. Что из научных знаний европейцы восприняли у мусульман?

Задания

1. В знаменитой книге сказок «Тысяча и одна ночь» рассказывается о разговоре халифа и учёной девушки. «О Таваддуд, какие науки ты хорошо знаешь?» – спросил халиф. Девушка отвечала: «Я знаю грамматику, поэзию, законоведение, толкование Корана и лексику, знакома с музыкой и наукой о долях наследства, и счётом, и делением, и землемерием, и сказаниями первых людей… я изучала науки точные, и геометрию, и философию, и врачевание, и логику, и риторику, и изъяснение и запомнила многое из богословия. Я была привержена к поэзии и играла на лютне, узнала, где на ней места звуков, и знаю, как ударять по струнам, чтобы были они в движении или в покое… Говоря кратко, я дошла до того, что знают лишь люди, утвердившиеся в науке».

Назовите науки, которые были знакомы арабской девушке. Какие из них считаются науками и сегодня?

2. Пользуясь текстом параграфа и иллюстрациями, составьте рассказ о жизни в средневековом мусульманском городе, используя слова: халиф, дворец, мечеть, минарет, медресе, базар.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

АРАБСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ (VII–VIII века). 100 великих войн

АРАБСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ

(VII–VIII века)

Арабские племена, еще с третьего тысячелетия до нашей эры обитавшие на Аравийском полуострове, в VII веке были объединены в единое государство пророком Мухаммедом, ставшим основоположником новой религии — ислама.

Этому объединению предшествовала война между Мединой, поддерживавшей Мухаммеда, и оппозиционной ему Меккой. Сначала Мухаммед терпел неудачи. В 625 году в бою у горы Оход его отряд в 750 человек был разбит вчетверо превосходящими силами мекканцев. В 629 году поддерживавшие Мекку византийцы в битве при Муте уничтожили 3-тысячную армию под командованием племянника Мухаммеда Зейда. Только в 630 году сторонники пророка смогли склонить на свою сторону Мекку, и вся Аравия оказалась объединена под властью Мухаммеда.

После его смерти в 632 году арабские племена вторглись в Персию и Византию, захватив византийские владения в Сирии, Месопотамии, Египте и Северной Африке и полностью включив территорию Персии в состав Арабского халифата.

Главную силу арабского войска, численность которого достигала 30–40 тысяч человек, составляла пехота. Собственно кавалерии было в несколько раз меньше пехоты, зато пехота была ездящая — в походе ее перебрасывали на лошадях и верблюдах, что значительно увеличивало мобильность армии.

К началу VIII века арабы сломили сопротивление берберских племен в Северной Африке и установили здесь свой полный контроль. Еще в конце VII века они взяли Кабул и овладели Афганистаном. В 711 году арабское войско высадилось в Испании и в следующем году сокрушило государство вестготов. К 715 году арабский полководец Кутейба подчинил Халифату крупнейшие среднеазиатские города Хорезм, Бухару и Самарканд, в 720-е годы овладел долиной Инда. В Средней Азии предел арабскому продвижению в 751 году положили китайцы, разбившие их войско у города Калас на территории современного Казахстана.

Арабское войско вторглось в Галлию, но было разбито в 732 году в сражении при Пуатье. В этом сражении на стороне арабов действовала довольно многочисленная легкая берберская конница. 30-тысячное войско франков состояло главным образом из пехоты, подкрепленной тяжелой конницей. Франками предводительствовал король Карл Мартелл. Франкская пехота отразила атаки арабской конницы, которая была потом опрокинута конными рыцарями, ворвавшимися в арабский лагер. ь Но преследовать противника тяжеловооруженная рыцарская конница не могла, поэтому арабская пехота под прикрытием остатков своей кавалерии в относительном порядке отступила в Испанию.

Более успешно для арабов шли дела на Кавказе. Нанеся поражение хазарскому каганату, они утвердились на территории нынешнего Азербайджана и Восточной Грузии и покорили Армению.

Арабы широко применяли осадные орудия — баллисты, катапульты и тараны. Их изобретением стали горшки с горящей нефтью, которые с помощью катапульт забрасывались за стены осажденных крепостей, вызывая пожары. К концу VIII века арабская армия стала профессиональной. Она комплектовалась из наемников, отнюдь не обязательно являвшимися приверженцами ислама. В ней служили норманны, славяне, греки и др. Появилась тяжелая кавалерия, вооруженная длинными копьями и мечами и снабженная шлемами и панцирями, более легкими, однако, чем у европейских рыцарей. Наличие легкой конницы позволяло организовать преследование противника.

Арабская армия была грозным противником для европейского рыцарства. Однако распад халифата в начале IX века избавил Европу от грозной опасности. Отдельные области Халифата были слабо связаны друг с другом экономически, а относительная слабость государства не позволяла поддерживать над ними эффективный контроль. Арабские наместники в покоренных землях вступали в союз с обращенной в ислам местной знатью и все меньше слушали Багдад, ставший столицей Халифата в 762 году при халифе Мансуре.

Первой отпала арабская Испания, где образовался Кордовский эмират. Затем откололись Марокко и Восточный Магриб, Средняя Азия и Восточный Иран. Во второй половине X века Визания вернула Крит, Киликию и Антиохию. С XI века арабские земли сами стали объектом завоеваний со стороны европейцев, а в XIII веке — татаро-монголов.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад

Задание № 1. Заполните контурную карту «Завоевания арабов в VII—VIII веках»

1. Закрасьте территорию Арабского государства, возникшего около 630 года

2. Подпишите на карте названия стран: Аравия, Египет, Иран, а также городов: Мекка, Медина, Дамаск, Талас, Багдад, Кордова, Пуатье

3. Раскрасьте стрелки, указывающие направления основных завоевательных походов арабов, отметьте места и подпишите даты важнейших сражений (Внимание, на карте места сражений отмечены крестиком и цифрой. В примечании ниже указаны даты и места отмеченных сражений)

4. Закрасьте территории, завоеванные арабами к 750 году

5. Обозначьте границы Арабского халифата в 750 году

6. Закрасьте территории, захваченные арабами после 750 года

1. 20 августа 636 года. Битва при Ярмуке между византийцами и арабами

2. 2 декабря 636 года. Битва при Кадисии между персами и арабами

3. 19 июля 711 года. Битва при Гвадалете между вестготами и арабами

4. 717-718 год. Осада Константинополя

5. 10 октября 732 года. Битва при Пуатье между франками и арабами

6. июль 751 года. Битва при Таласе между армией танского Китая и арабами


Задание № 2. Заполните контурную карту «Распад халифата»

1. Обведите границы Арабского халифата в 750 году

2. Подпишите на карте названия: Багдадский халифат, Кордовский халифат, Багдад, Кордова, Тигр, Евфрат, Нил

3. Обозначьте границы государств, возникших в результате распада Арабского халифата в начале IX века

4. Покажите приблизительные границы государства турок-сельджуков в конце XI века



Задание № 3. О чем или о ком идет речь?

1. Территория первоначального расселения арабов. Аравийский полуостров

2. Арабское государство на Пиренейском полуострове. Кордовский халифат

3. Герой сказок «Тысяча и одна ночь». Харун ар-Рашид

4. Противники арабов в битве при Пуатье. Франки под командованием Карла Мартелла

5. Река, на которой располагалась столица халифата Аббасидов. Тигр


Задание № 4. Напишите даты событий из истории арабов. В клеточках проставьте номера пунктов во временной последовательности

1. Вторжение арабов на Пиренейский полуостров — 711 год

2. Захват турками-сельджуками Багдада — 1055 год

3. Хиджра — 622 год

4. Соглашение между знатью Мекки и Мухаммедом — 630 год

5. Битва при Пуатье — 732 год

6. Власть переходит к династии Аббасидов — 750 год


poistorii.ru

Праведный Халифат – заря истории исламской цивилизации (часть I) | history-thema.com История

632 – 661 гг. – время становления первого в истории государства мусульман, современными специалистами называемого Арабский Халифат. Само его население называло его просто Халифат, что по-арабски («хиляфа») означает «наместничество» (Бога на земле). Согласно Корану, человек является наместником единого Бога – Аллаха на земле и смысл его жизни в том, чтобы поклоняться Аллаху, претворять в действие и охранять установленные Аллахом законы. Ислам, его религиозная идеология, собранная в Коране и учении пророка Мухаммеда (Мухаммада), исламское право было основой существования Халифата. Это то самое государство, которое подарило миру «Тысячу и одну ночь», многие научные и технические достижения Средневековья, целый ряд общеупотребительных в разных языках слов («цифра», «адмирал», «тариф», «алгебра» и др.). В этом государстве сложилась общеизвестная культура исламского мира с грандиозными сооружениями мечетей и их куполообразных крыш, высоких минаретов, арабской вязью и написанными на ней восточными поэмами и сказками, удивительным разнообразием сладких кондитерских изделий, роскошными дворцами и гаремами султанов и визирей.

Но в те, первые десятилетия после смерти в 632 г. пророка Мухаммеда Халифат ничем, кроме вероисповедания большинства его населения, не походил на ту утопающую в садах и сокровищах многонаселенную державу, о которой известно по сказкам «Тысячи и одной ночи». На заре своего существования Арабский Халифат был весьма примитивным государственным образованием с преимущественно покрытыми знойными пустынями, суровыми землями, население которых ютилось в заросших финиковыми пальмами оазисах. Единственная сила, на которой держался ранний Халифат, была сила веры, преданность его населения Аллаху, повелевшему в Коране во всем добром беспрекословно повиноваться мусульманскому правителю. Основой самосознания населения, делавшего Халифат единой державой, было базирующееся на той же преданности всемогущему Богу чувство религиозного братства мусульман. В раннем Халифате не существовало политического неравенства по национальному, племенному, имущественному признаку или происхождению: все мусульмане считались равными перед Богом и законом, одной общиной. Сам правитель – халиф, жил так же, как большинство населения страны: в простом жилище и скромной обстановке, носил простую одежду, питался так же, как и большинство подданных, а в неурожайные годы страдал от голода. Халиф и члены его семьи сами следили за своим жилищем и готовили себе пищу, помогали им только несколько рабов; халиф всюду ходил без телохранителей, которых у него просто не было, делал покупки на рынке и лично наблюдал за тем, как живут его подданные. И это было естественным: первые поколения мусульман интересовало лишь то, как они исполнят в земной жизни свой долг перед Аллахом, и их правители вовсе не стремились подражать богатым и деспотичным правителям других восточных держав в роскоши и церемониале, так как увлечение благами преходящего мира, согласно Корану, было прямым путем к греху и нечестию. Знатные, богатые мусульмане тратили свой доход на распространение Ислама, помощь бедным, содержание мусульманского войска, защищавшего религию, и им даже в голову не приходило с помощью своего богатства оказать влияние на политику в личных интересах или ограничить власть халифа. Поэтому мусульманская, а вслед за ней и мировая, историография называет ранний период в истории первого государства мусульман Праведным Халифатом. Это – время правления четырех халифов, называемых праведными. Все они были из числа ближайших сподвижников пророка Мухаммеда.

Смерть Мухаммеда стала великим потрясением для мусульман. Она грозила и опасным политическим кризисом в Аравии: единство народа, представленного только что бывшими совершенно разобщенными, постоянно враждовавшими между собой племенами, не до конца распрощавшимися с пережитками первобытнообщинного строя, держалось только на общей религии. Теперь, когда среди арабов не стало главного проповедника Ислама, получавшего откровения от самого Аллаха, являвшегося верховным судьей, слова которого принимались всеми за безоговорочную истину, многие племена могли оставить недавно принятую религию, арабское единство вновь могло распасться. Понимая это, ближайший друг и тесть Мухаммеда Абу Бакр, прозванный пророком «ас-Сиддик – Правдивейший» и называемый мусульманами «лучшим из людей», вышел к собравшимся в Медине людям и обратился к ним со словами: «Кто поклонялся Мухаммеду – знайте, что Мухаммед умер, а кто поклонялся Аллаху – знайте, что Аллах вечен и никогда не умирает!». Вскоре совет предводителей мухаджиров – мусульман, переселившихся в Медину из Мекки, и ансаров – коренных жителей Медины, выбрал Абу Бакра первым халифом. Абу Бакр поначалу отказывался, предлагая на эту должность других авторитетных мусульман, в частности, представителя курайшитской знати Умара Ибн аль-Хаттаба, еще с доисламского времени известного как мудрый судья, разрешавший спорные вопросы между племенами. Однако авторитет Абу Бакра, подтвержденный самим Мухаммедом, хотя пророк и не назначил его своим преемником, был неоспорим. Поэтому все мусульмане безоговорочно признали Абу Бакра своим правителем, достойным преемником своего пророка.

Многие арабские племена, действительно, стали отходить от Ислама. К древней арабской религии, вековым оплотом которой была находившаяся теперь в руках мусульманских предводителей Мекка, в полной мере уже не возвращались. Однако в отдаленных районах Аравии стали появляться вожди, называвшие себя новыми пророками Аллаха и создававшие новые языческие культы, отказывавшиеся подчиняться Медине. Борьба с новоявленными «пророками» стала основной задачей мусульман в период правления Абу Бакра. Вдобавок, началась война мусульман с Византией. 29 июня 632 г., пользуясь отсутствием основных сил мусульман, ушедших в поход на византийские владения, вероотступники – муртады, попытались захватить Медину. Однако оставшимся в городе мусульманам удалось отразить нападение. После возвращения войска из похода Абу Бакр организовал контрнаступление на вышедшие из повиновения племена и области Аравии. Со времени войн между первыми мусульманами и курайшитами-язычниками борьба за торжество законов Аллаха – джихад, неотъемлемой частью которой было и сражение с врагами Ислама, стала одной из основных религиозных обязанностей мусульман, закрепленной в Коране и учении Мухаммеда. Особенно трудным было покорение Йемена – самой богатой и культурно развитой области Аравии, где воцарился лжепророк Мусайлима. На первом этапе война между мусульманами и муртадами длилась с переменным успехом, однако действия последних не отличались слаженностью, кроме того, среди мусульманских полководцев был издавна снискавший славу непобедимого Халид Ибн аль-Валид. Несмотря на довольно ожесточенный характер, восстания против Медины были полностью подавлены в течение года. Отступившие племена заново приняли Ислам.

Покончив с восстаниями, мусульмане получили возможность заняться борьбой с внешнеполитическими противниками: Византийской империей и Сасанидским Ираном. В прилегающих к Аравии владениях этих постоянно враждующих между собой держав уже проживало много мусульман. Однако основной идеологической силой, скрепляющей единство этих империй, была религия: Христианство в Византии и Зороастризм в Иране. Ислам их священники и правители воспринимали как опасную ересь, в связи с чем начали преследования принявших новую религию своих подданных. Руководствуясь предписаниями Корана и учением Мухаммеда о помощи попавшим в беду единоверцам, а также о распространении и утверждении на земле законов Аллаха, мусульмане, возглавляемые своим халифом, повели многотысячные войска на своих грозных врагов, многие века определявших политику в Западной Азии. Превосходно организованная и обученная армия Византийской империи – наследницы Древнего Рима, не смогла устоять перед натиском проникнутых стремлением исполнить долг перед своим Богом и получить высшую степень вечной жизни в раю мусульманских воинов – муджахидов. В 634 г. мусульмане отвоевали у Византии южную часть Сирии – области с одной из древних цивилизаций мира, в том числе главный сирийский город, торговый центр Ближнего Востока Дамаск. У Ирана мусульманами были отвоеваны западные территории Ирака – Месопотамии, тоже колыбели древнейших цивилизаций: Шумера и Вавилона.

Первые завоевания Арабского Халифата: I — изначальная территория; II — при Абу Бакре; III — при Умаре; IV — при Усмане

 

23 августа 634 г., когда намечалась решающая битва между мусульманами и Византией за Сирию, халиф Абу Бакр умер от болезни, вызванной простудой. В последние дни его жизни предводители мусульман обратились к нему с просьбой назначить преемника. Абу Бакр высказался за Умара Ибн аль-Хаттаба, что было поддержано собравшимися.

Абу Бакр был отважным и беспощадным воином, лично сражавшимся с собственным сыном, когда тот еще не принял Ислам. Однако в повседневной жизни это был человек мягкий, дружелюбный и снисходительный. Весь относительно недолгий период своего правления он всецело старался соответствовать своему месту в мусульманском обществе – месту преемника пророка, на которое его назначили. После его смерти родственникам практически нечего было от него унаследовать, поскольку все свое имущество он тратил на нужды исламской общины и помощь обездоленным. Даже принадлежавший ему небольшой участок земли он завещал передать в общинное пользование.

С приходом к власти второго халифа – Умара (Омара) Ибн аль-Хаттаба, в современной историографии иногда называемого Умаром I, мусульмане начинают проводить интенсивную завоевательную политику, в итоге и приведшую к мировому распространению Ислама и становлению культурно разнообразной и богатой исламской цивилизации. 20 августа 636 г. в битве при реке Ярмук в Сирии мусульмане, главную ударную силу которых составляла конница Халида Ибн аль-Валида, получившего прозвище Сейфуллах («меч Аллаха»), разгромили превосходящее их по числу византийское войско, организованное подобно современным армиям. В результате к мусульманам окончательно отошли визнатийские провинции Сирия и Палестина с древними городами. Только Иерусалим – административный центр Палестины и главный культовый город христиан и иудеев, еще год оставался под контролем Константинополя. Понимая, что скоро и он перейдет в руки мусульман, византийцы вывозили оттуда христианские реликвии и ценности. Затем наместник Иерусалима, называемого арабами Кудс, лично вручил Умару ключи от города. В 636 – 640 гг. мусульмане завоевали весь Ирак, захватив и летнюю резиденцию сасанидского царя Йездигерда III, который бежал на восток. С Ираком в руки мусульман попали несметные сокровища и культурные достижения иранской державы. Умар, однако, настрого запретил мусульманским полоководцам забирать трофеев больше определенного размера, а излишки богатства конфисковывал на общие нужды мусульман. В завоеванных странах арабам было запрещено владеть землей, которая оставалась в пользовании местного населения. Арабы в завоеванных местностях основывали военные поселения – амсар, где в каждом квартале селились воины из одного постоянного отряда, принадлежавшие к одному племени.

Священные мечети мусульман в Иерусалиме: слева — Куббат-ас-Сахра, справа — аль-Акса

Вообще, военные успехи мусульман в сильной степени обусловливались тем, что их власть для местного населения оказывалась значительно мягче власти собственных правителей. Подданные Византиии и Ирана платили налоги в царскую казну, в пользу своих помещиков и местных чиновников, на церковные и храмовые нужды. Мусульмане же облагали иноверцев в завоеванных областях сравнительно небольшой податью – джизьей, а земледельцев также хараджем – так же небольшим поземельным налогом. Принявшие Ислам люди на первые годы, вообще, освобождались от всех налогов, наоборот, им выплачилась материальная поддержка из общего фонда. Затем на мусульман, имеющих прибавочный доход от хозяйства, налагался закят – подать в размере нескольких процентов от дохода, предназначенную для помощи малоимущим, содержания мусульманского войска и поддержки новообращенных в Ислам. А мусульмане, владевшие землей, также платили ушр – десятую часть урожая, на общие нужды. Первые поколения мусульман исключительно боялись совершить грех и потерять милость Аллаха, поэтому исполняли свои обязанности в строгом соответствии с шариатом. Мусульмане могли быть грозными как воины, беспощадными к военнопленным, но к населению завоеванных областей относились мягко, заботились о его благополучии, так как единственной целью завоеваний преследовали установление на земле законов Аллаха, привлечение в Ислам возможно большего числа людей. Конфискованные у знатных византийцев и иранцев излишки богатства шли в фонд мусульманской общины, откуда поступали на помощь малоимущим любой религии. Неудивительно, что население покоренных стран нередко воспринимало мусульман как освободителей от тяжелого гнета собственных властей, и через некоторое время подавляющее большинство жителей завоеванной земли обращалось в Ислам.

Продолжая войну с Византией и Ираном, Умар отправил войска на покорение византийской провинции Египет и Персии – главной части Сасанидской империи. Египет быстро перешел в руки мусульман, Персия же, население которой было неродственно арабам и имело свою очень древнюю культуру, восходящую к эпохе древнеперсидской цивилизации, при Умаре вся завоевана не была. Однако падение Сасанидской державы уже было вопросом времени. Многие персы возненавидели Умара как предводителя оккупантов, лишивших их древнюю, великую страну независимости. Даже после принятия населением Ирана Ислама эта неприязнь впоследствии соединилась с вероучением шиитов – обособившегося от ортодоксального Ислама течения, где Умар признан узурпатором власти, несправедливо отстранившим от нее двоюродного брата пророка Мухаммеда Али. В Египте по приказу Умара была уничтожена огромная Александрийская библиотека, считающаяся одним из семи чудес света: хранившиеся в ней книги, используемые многими учеными того времени, содержали большое количество материалов о древнегреческой религии, рассматриваемой мусульманами как язычество.

Не менее важной, чем начало интенсивных завоеваний, особенностью правления Умара было то, что при нем регулировавшееся до тех пор традиционным родоплеменным образом объединение народа на основе общей религии стало приобретать характерные для государственности черты. Завоевывая византийские и иранские области с древними государственными традициями, мусульмане активно перенимали их прогрессивные формы управления обществом, а также не противоречащие Исламу культурные и технические достижения. Со времени правления Умара, прозванного еще Мухаммедом аль-Фарук – «различающий (добро и зло)»  можно говорить о первой исламской государственности и возникновении первого в истории государства мусульман – Халифата. В современной историографии он называется Арабский Халифат, поскольку решительную роль в его становлении сыграли арабы. Для управления завоеванными областями Умар стал назначать наместников – амиров (эмиров), из числа мусульманских полководцев. Сам он принял титул Амир-аль-Муминин – «Повелитель правоверных», и впоследствии так именовались все правители Халифата. Помимо наместников провинций, при Умаре впервые в общеарабской истории были учреждены другие государственные должности: казначеев, судей (кадиев) и др. В арабских городах появились стражи, следящие за общественным порядком, тюрьмы для содержания преступников и злостных неплательщиков долга. Осуществлялось активное градостроительство, при этом по личному выбору Умара использовались византийские традиции. Так стали появляться ставшие фактически атрибутами исламской культуры мечети и дворцы с характерными куполообразными крышами. Помимо городов, строились соединявшие разделенные дикими пустынными местностями провинции Халифата дороги, был восстановлен давно пришедший в запустение судоходный канал между рекой Нил и Красным морем, по которому в Аравию двинулись караваны груженных египетским зерном (Египет ранее был главной житницей Римской и Византийской империй) судов. Умар ввел регулярные выплаты из государственной казны семьям, имевшим малолетних детей. Поворотным событием в арабской истории стало учреждение летоисчисления по лунному календарю, начинаемое от года Хиджры – переселения пророка Мухаммеда со сподвижниками из Мекки в Медину. Летоисчислением от Хиджры и поныне пользуются мусульмане всего мира.

В историю исламского мира Умар Ибн аль-Хаттаб вошел как образец сурового, но справедливого правителя. Бескомпромиссно карая подданных за всякое нарушение божественного закона или предписаний Мухаммеда, он неуклонно заботился о благополучии мусульман и жителей завоеванных регионов, все силы и средства отдавал на благо мусульманской общины, процветание исламского государства. Требовательный к другим, он был требовательным и к себе; ревностно охраняя шариатскую законность, он стремился быть дотошно справедливым и отличался снисходительностью к людям, нарушившим закон по незнанию или в силу невыносимых жизненных обстоятельств. Так, в один год, когда Аравию поразила необычайно сильная засуха, приведшая к голоду, он запретил применять установленное в Коране отсечение рук за воровство, руководствуясь кораническим же установлением о прощении Аллахом вынужденных грехов: в те месяцы люди крали продукты просто, чтобы не умереть с голоду. Также известен случай, когда Умар освободил от наказания прелюбодейку, происходившую из отдаленно живущего племени, которое не знало, что прелюбодеяние запрещено. Своих родственников он предупреждал, что если они совершат преступление, то будут наказаны в два раза строже, поскольку как родные самого правителя, они являются примером для остальных подданных. Однажды, когда жена пожаловалась ему, что у них в доме закончились конфеты, и нет ничего вкусного, чтобы угостить детей, он ответил, что его дети будут каждый день есть конфеты только тогда, когда сладости на каждый день будут у всех детей в Халифате. Себе Умар назначил определенное содержание из государственной казны, поскольку ему трудно было одновременно и управлять государством, и заниматься личным хозяйством, однако содержания этого хватало лишь на то, чтобы удовлетворить самые необходимые нужды. Халиф постоянно ходил по улицам Медины, проверяя порядок в городе, разговаривал с людьми, выясняя, в чем больше всего нуждаются подданные. Приводится также рассказ о том, как Умар, увидев разговаривавших на улице мужчину и женщину (это являлось нарушением исламского этикета), подошел и ударил мужчину палкой. Когда же выяснилось, что это были только что приехавшие в город муж и жена, обсуждавшие, в каком доме можно остановиться, халиф передал палку мужчине и потребовал, чтобы тот ударил его в ответ. Однако мужчина, преисполненный уважения к правителю, отказался.

Пейзаж в Сирии (вошла в состав Халифата при Умаре), наши дни

 

В ноябре 644 г. Умар в очередной раз обходил Медину. К нему обратился раб из персидских военнопленных Фируз по-прозвищу Абу Люля, который занимался уличной торговлей, часть выручки отдавая своему хозяину. Раб пожаловался, что хозяин забирает из его выручки слишком много, однако Умар счел, что претензии Абу Люля необоснованны. Ночью тот пробрался в мечеть и, когда Умар в установленное время с началом рассвета заступил на утреннюю молитву, напал на халифа, нанеся шесть ударов отравленным кинжалом. Присутствовавшие мусульмане схватили было перса, но тот заколол кинжалом себя. Через три дня, 7 ноября 644 г., Умар скончался в своем доме, перед смертью назначив шуру – совет, из наиболее авторитетных мусульманских лидеров, для выбора нового халифа. Когда по Медине разнеслась весть о смерти всеми уважаемого халифа, некоторые женщины-мусульманки воскликнули: «О, лучше бы умерли наши дети!».

При Умаре мусульмане твердо закрепили за собой политические позиции на Ближнем Востоке, и уже можно было не опасаться, что молодое государство, стремительно превращавшееся в могущественную державу, оспаривавшую влияние Византии и Сасанидского Ирана, растеряет свой потенциал. Поэтому в последующие годы стали все отчетливее намечаться серьезные политические разногласия в самой мусульманской среде, приведшие в итоге к борьбе за власть между разными группами и отделению от основной массы последователей Мухаммеда партий, впоследствии ставших первыми религиозными течениями, отколовшимися от ортодоксального Ислама.

5 155

history-thema.com

Завоевание Арабов в 7-11в

Eva


Арабские племена, еще с третьего тысячелетия до нашей эры обитавшие на Аравийском полуострове, в VII веке были объединены в единое государство пророком Мухаммедом, ставшим основоположником новой религии — ислама.
Этому объединению предшествовала война между Мединой, поддерживавшей Мухаммеда, и оппозиционной ему Меккой Сначала Мухаммед терпел неудачи В 625 году в бою у горы Оход его отряд в 750 человек был разбит вчетверо превосходящими силами мекканцев В 629 году поддерживавшие Мекку византийцы в битве при Муте уничтожили 3-тысячную армию под командованием племянника Мухаммеда Зейда Только в 630 году сторонники пророка смогли склонить на свою сторону Мекку, и вся Аравия оказалась объединена под властью Мухаммеда
После его смерти в 632 году арабские племена вторглись в Персию и Византию, захватив византийские владения в Сирии, Месопотамии, Египте и Северной Африке и полностью включив территорию Персии в состав Арабского халифата
Главную силу арабского войска, численность которого достигала 30—40 тысяч человек, составляла пехота Собственно кавалерии было в несколько раз меньше пехоты, зато пехота была ездящая — в походе ее перебрасывали на лошадях и верблюдах, что значительно увеличивало мобильность армии
К началу VIII века арабы сломили сопротивление берберских племен в Северной Африке и установили здесь свой полный контроль Еще в конце VII века они взяли Кабул и овладели Афганистаном В 711 году арабское войско высадилось в Испании и в следующем году сокрушило государство вестготов К 715 году арабский полководец Кутейба подчинил Халифату крупнейшие среднеазиатские города Хорезм, Бухару и Самарканд, в 720-е годы овладел долиной Инда В Средней Азии предел арабскому продвижению в 751 году положили китайцы, разбившие их войско у города Калас на территории современного Казахстана
Арабское войско вторглось в Галлию, но было разбито в 732 году в сражении при Пуатье В этом сражении на стороне арабов действовала довольно многочисленная легкая берберская конница 30-тысячное войско франков состояло главным образом из пехоты, подкрепленной тяжелой конницей Франками предводительствовал король Карл Мартелл Франкская пехота отразила атаки арабской конницы, которая была потом опрокинута конными рыцарями, ворвавшимися в арабский лагерь Но преследовать противника тяжеловооруженная рыцарская конница не могла, поэтому арабская пехота под прикрытием остатков своей кавалерии в относительном порядке отступила в Испанию
Более успешно для арабов шли дела на Кавказе Нанеся поражение хазарскому каганату, они утвердились на территории нынешнего Азербайджана и Восточной Грузии и покорили Армению
Арабы широко применяли осадные орудия — баллисты, катапульты и тараны Их изобретением стали горшки с горящей нефтью, которые с помощью катапульт забрасывались за стены осажденных крепостей, вызывая пожары К концу VIII века арабская армия стала профессиональной Она комплектовалась из наемников, отнюдь не обязательно являвшимися приверженцами ислама В ней служили норманны, славяне, греки и др Появилась тяжелая кавалерия, вооруженная длинными копьями и мечами и снабженная шлемами и панцирями, более легкими, однако, чем у европейских рыцарей Наличие легкой конницы позволяло организовать преследование противника
Арабская армия была грозным противником для европейского рыцарства Однако распад халифата в начале IX века избавил Европу от грозной опасности Отдельные области Халифата были слабо связаны друг с другом экономически, а относительная слабость государства не позволяла поддерживать над ними эффективный контроль Арабские наместники в покоренных землях вступали в союз с обращенной в ислам местной знатью и все меньше слушали Багдад, ставший столицей Халифата в 762 году при халифе Мансуре
Первой отпала арабская Испания, где образовался Кордовский эмират Затем откололись Марокко и Восточный Магриб, Средняя Азия и Восточный Иран Во второй половине X века Визания вернула Крит, Киликию и Антиохию С XI века арабские земли сами стали объектом завоеваний со стороны европейцев, а в XIII веке — татаро-монголов

1 год назад

gitun.com

Страны в эпоху средневековья часть I

Глава II. АРАБЫ И ИСЛАМ. АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ.

В те времена, когда Византия и Сасанидский Иран оспаривали первенство на Ближнем Востоке, на Аравийском полуострове зрела та сила, которая оказала громадное влияние на всю историю стран Востока. Этой силой были племена арабов, вскоре создавшие новую мировую религию — ислам и новую ближневосточную империю — Арабский халифат,

§ 1. Племена Аравии в VI — начале VII веков.

Арабы населяли Аравийский полуостров с древнейших времен. Аравия — страна степей и пустынь, где изредка встречаются оазисы с источниками воды. Поэтому главным занятием арабов было кочевое скотоводство, а их называли бедуинами — «людьми пустыни». Излюбленным животным бедуинов был верблюд: только он может долго обходиться без воды в пустыне, преодолевать с грузом большие расстояния по пескам, довольствоваться скудной растительной пищей. Верблюжье молоко часто было единственным напитком в безводных местах. Из шерсти верблюда делали одежду, войлоки, из шкур — палатки для жилья, из кожи — обувь и упряжь. Этому животному арабские поэты посвящали восторженные стихи. Лошади в хозяйстве арабов встречались реже, так как их труднее было прокормить.

Племена бедуинов кочевали в разных местах Аравии, где можно было найти воду и корм для скота. Часто их путь проходил вдоль пересохшего русла реки — вади, где вода была близко от поверхности. Кочевья находились также в горных и степных районах, где были колодцы или другие источники воды. Такие относительно благоприятные места чередуются с голыми пустынями. Поэтому на Аравийском полуострове выделилось несколько областей расселения арабов: Хиджаз — вдоль северного побережья Красного моря до города Мекки, Неджд — в центральной части Аравии, Йемен — в её южной части, Хадрамаут — вдоль побережья Аравийского моря. От Йемена до берегов Персидского залива простирается гигантская пустыня Руб эль-Хали. Там часто встречаются зыбучие пески, где не может пройти даже верблюд.

Однако арабы знали не только скотоводство. В Йемене, Хадрамауте, оазисах Хиджаза были поселения земледельцев и даже города — Сана, Таиф, Мекка, Ясриб (Медина). Там на орошаемых землях

11

выращивались финиковые пальмы, ячмень, просо, пшеница, фруктовые деревья, виноград. В благоприятных земледельческих районах юга еще в древности были государства — Набатейское (II в. до н.э. — II в. н.э.), Сабейское (! тыс.до н.э.), Химьяритское царства. На границах с Византией и Ираном были «буферные» государства, возглавляемые династиями Лахмидов (III-VI вв.) и Гассанидов (IV-VII

вв.).

Ранние арабские государства основывались на земледельческой культуре, городских ремеслах и караванной торговле. Вдоль Красного моря шла знаменитая «дорога ароматов». По ней в страны Ближнего Востока перевозились ценные товары, поступавшие из Индии — благовония, драгоценные камни, ткани, из Африки — рабы. Города, стоявшие на этом пути, становились центрами торговли. Бедуины продавали там скот; земледельцы — зерно, финики; ремесленники -прекрасное оружие, изделия из кожи, ткани. Аравийские города сохраняли свое значение, хотя сами ранние государства были недолговечными. Новое государство, выросшее затем в гигантскую империю, создали кочевники-бедуины Хиджаза и зажиточные горожане.

Племена бедуинов в Vl — начале VII веков жили в условиях первобытнообщинного строя. Несколько родственных семей объединялись в род, роды составляли племя, возглавляемое вождем — шейхом. Каждая семья владела скотом и другим имуществом, а пастбища принадлежали всему племени. Тяжелая жизнь в пустыне обрекала одинокого человека на гибель. Поэтому человек, оказавшись один, старался найти поддержку у какого-либо племени. Каждый мужчина в племени был обязан защищать общие интересы во время набегов на другие племена, мстить за убитых соплеменников. Женщины выполняли всю домашнюю работу, но были относительно свободны. Женщина даже могла расторгнуть брак и жить самостоятельно.

Племена постоянно враждовали между собой из-за владения скотом и контроля над территориями. Обычными явлениями были набеги с целью захвата чужого скота, рабов, ограбление торговых караванов за отказ их владельцев платить «пошлины». Такая вражда мешала осознанию общности арабов. Большую часть добычи захватывали наиболее сильные роды и кланы. Военные набеги и участие в торговле обогащали немногочисленную верхушку племени. В ее руках скапливались главные богатства — скот, рабы, а в шатрах появлялись предметы роскоши.

Рост имущественного неравенства среди бедуинов приводил к зависимости большинства соплеменников от родоплеменной верхушки. Разбогатевшие вожди селились в городах, превращались в ростовщиков и торговцев. Их земли возделывали рабы. Это усиливало социальное расслоение среди арабов и не прекращало межплеменную рознь.

12

После того как Хосров I в 570 году захватил Йемен и присоединил его к Сасанидскому Ирану, южноаравийская транзитная торговля была прервана окончательно. Основной поток товаров стал теперь идти более коротким путем через принадлежавшее Ирану Двуречье. Упадок торговли резко ударил по жившим за ее счет арабам, от процветавших оазисов Йемена и Хиджаза до кочевников-бедуинов, чьи шейхи давно уже начали привыкать к роскоши. Особенно сильно экономический и связанный с ним социальный кризис проявился на западном побережье, в Хиджазе, важнейшем торговом районе Аравии. Сердцевиной Хиджаза была Мекка, населенная в основном племенем курейш. Упадок торговли грозил не только благосостоянию Мекки, но и самому ее существованию.

В истории человечества не только города, но и целые большие государства оказывались в состоянии упадка и кризиса и гибли, не находя выхода. Мекканским арабам удалось не только выжить, но и добиться неслыханной удачи. Все это благодаря новой монотеистической религии, сложившейся на местной арабской основе под сильным влиянием со стороны иудаизма и христианства.

Идея новой монотеистической религии у жителей Мекки, активно общавшихся с иудеями и христианами, уже созрела. Племенной бог курейшитов, Аллах считался воплощенным в черном камне, который был вставлен в стену храма Каабы, и по ритуальной значимости почитался едва ли не первым среди арабских святилищ. Отсюда был лишь шаг до того, чтобы прийти к единобожию по примеру иудеев и христиан, а затем и отождествить единого великого бога с властелином Каабы, что вполне должно было устроить в конечном счете всех мекканцев. Именно это и было сделано одним из жителей Мекки.

Развитие материальной и духовной культуры, внутренней торговли сдерживалось войнами и разобщенностью арабских племен. Интересы городских торговцев и богатой родоплеменной знати требовали создания единого арабского государства и подчинения племен единым законам. При общей вере в разные пророчества такой объединяющей силой могла стать только религия, а вождем — человек, признанный всеми пророком.

§ 2. Возникновение ислама

Основателем общеарабской религии стал торговец из города Мекки Мухаммед (570(?)-632гг.). 0н принадлежал к влиятельному

13

племени курейш. Рано осиротев, Мухаммед воспитывался в семье дяди. Став взрослым, он занялся торговлей. Женитьба на богатой вдове упрочила его положение. Путешествуя с караванами по Аравии, Мухаммед встречался с христианскими монахами и иудейскими священниками. Беседы с ними привели впечатлительною юношу к вере в единого бога, хотя он не принял ни христианства, ни иудаизма. Затем он стал всех уверять, что слышит голос бога. Отрывочные и несвязные откровения записывались на пальмовых листьях Вскоре у него появились ученики и сторонники из жителей Мекки В проповеди Мухаммеда их привлекали рассуждения о справедливости и равенстве людей, уходившем тогда из жизни арабов. С другой стороны, эта проповедь насторожила мекканских богачей — родственников Мухаммеда. Они боялись, что вера людей в равенство перед единым богом и рост авторитета Мухаммеда подорвет их политическое влияние. Нападки и преследования со стороны мекканской знати вынудили Мухаммеда и его общину покинуть город. В 622 году он ушел в город Ясриб (Медину) под покровительство другого племени, враждовавшего с Меккой. Там у него появилось много новых сторонников. Их интересовала не столько религия, сколько возможность обретения власти над племенами Хиджаза. Это событие по-арабски называется хиджра, а 622 год стал первым годом мусульманского летосчисления. При поддержке богатой мединской знати и военных ополчений Мухаммеду удалось за 10 лет не только покорить Мекку, но и объединить под своей властью большинство арабских племен. Созданная им религия и порядок жизни требовали от человека преданности не своему роду, а единому богу — Аллаху и его пророку — Мухаммеду.

Новая религия получила название «ислам», что значит «покорность». Её приверженцев зовут мусульманами, то есть верными исламу. Ислам включает не только вероучение, но также принципы общественной и государственной жизни, определяет семейные отношения и быт. Учение ислама изложено в священной книге мусульман Коране.

Коран содержит проповеди и высказывания Мухаммеда периода его пророческой деятельности (610 — 632 годов), интерпретируемые им как откровения бога. Считается, что Коран имеет божественное происхождение. Он состоит из 114 неравных по объему сур (глав), каждая из которых имеет название. Суры подразделяются на стихи (аяты). Коран стал записываться еще при жизни Мухаммеда и, как считается, по его поручению. Канонический текст был составлен и окончательно уточнен при халифе Османе (644 — 656 гг.).

Вторым после Корана каноном религиозно-нравственного благочестия мусульмане считают Сунну («обычай»), содержащую

14

описание поступков Мухаммеда, его высказывания и невысказанные одобрения.

В основе вероучения ислама лежит формула «Нет бога кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его». Безусловная вера в единого бога обязывала мусульманина повиноваться законам и порядкам религиозной общины. Он должен пять раз в день совершать молитву — намаз, обращаясь лицом к священному городу Мекке, соблюдать пост в месяце рамазан. Кроме того, богоугодным делом считается раздача милостыни бедным. Высший долг мусульманина — хадж, то есть паломничество в Мекку для поклонения священному черному камню в храме Кааба. По преданию, храм был построен общим предком арабов и евреев Ибрагимом (Авраамом). Ученые видят в культе Каабы пережиток языческих верований арабов.

Будучи главой первой мусульманской общины, Мухаммед установил для верующих обязательный налог в её казну — закят. При возникновении арабского государства этот налог стал официальным. Мухаммед был духовным главой общины, а в 630г. стал и главой государства. После его смерти у мусульман сохранилась традиция соединения в руках одного правителя — халифа — светской власти (эмира) и духовной (имама).

У арабов VII века каждый взрослый мужчина был воином. Приняв ислам, он был обязан воевать на стороне мусульманской общины против её врагов — «неверных». Так возникла традиция джихада — «священной войны» с немусульманскими народами. Коран учит, что гибель на такой войне открывает мусульманину прямую дорогу в рай.

На основе высказываний Мухаммеда по различным делам постепенно сложилось мусульманское право — шариат. Его нормы соответствовали обычаям бедуинов и арабских торговцев VII века. Шариат защищал права собственности, в том числе и на рабов, устанавливал порядок наследования имущества. Было запрещено ростовщичество. Защищались имущественные интересы сирот от произвола опекунов. Женщина ставилась в подчиненное положение. Она должна была повиноваться отцу, а в браке — мужу. Расторгнуть брак мог только мужчина. Женщина не смела открывать лицо перед посторонним мужчиной и самовольно выходить из дома. За супружескую неверность женщина подвергалась суровому наказанию. Вместе с тем, закон защищал ее от клеветы и обеспечивал её имущественные права в случае развода. Шариат допускает многоженство. Сам Мухаммед брал жен из тех племен, с которыми заключал политические союзы. Но содержание гарема могли себе позволить только состоятельные люди.

Ислам существует много веков. За это время возникли разные

15

толкования Корана и шариата. Но главные его положения, возникшие у арабов в VII веке, сохранились поныне.

§ 3. Арабский халифат

После смерти Мухаммеда в 632 году возникли две проблемы: наследования его власти и сохранения единства только что возникшего государства. Так как у Мухаммеда не было сыновей, мусульманская община стала выбирать халифов. Первым из них стал родственник Мухаммеда Абу Бекр (632-634гг.). Его сменили другие сподвижники Пророка — Омар (634-644гг.), Осман (644-658гг.) и Али (656-661 гг.). Преемник Мухаммеда оказался в трудном положении, так как некоторые арабские племена перестали подчиняться халифу. Чтобы сохранить единое государство и религию, требовалось обнадежить племена возможностью быстрого обогащения. Эту возможность открывали только войны и захват добычи, поэтому в VII — начале VIII веков арабы вели завоевания и создали огромную империю — Арабский халифат. Войны позволили сплотить арабские племена, многие из которых приняли ислам по политическому расчету.

Завоевания начались в 633-634 годах вторжением арабских племенных ополчений во владения Ирана и Византии. Халифы и арабская знать желали захватить важнейшие торговые пути Ближнего Востока. С поражения византийских войск при реке Ярмук (636г.) началось завоевание арабами территорий Византии — Палестины, Сирии, Египта, Киренаики, Ливии, стран Северной Африки (Магриба). Византия потеряла 2/3 своих владений. Пройдя через Северную Африку и разрушив город Карфаген, арабские войска в 711 году переправились через Гибралтарский пролив на Пиренейский полуостров. Они быстро сокрушили ослабевшее государство вестготов, а затем вторглись на земли Франкского государства. Но, потерпев поражение от рыцарей Карла Мартелла при Пуатье в 732 году, арабы ушли обратно за Пиренеи. В начале VII! века арабы дошли до Босфора, но не смогли овладеть Малой Азией и остановились у верховьев реки Евфрата. Однако они завоевали Армению, Картли (3ападную Грузию) и Азербайджан, а в VIII-IX веках — Сицилию, Мальту и Крит.

Если Византии удалось сохранить часть земель, то судьба Ирана была трагичной. Ослабленный войнами и внутренними раздорами, Сасанидский Иран сопротивлялся долго, но безуспешно. В 633 году в первом бою с арабами персидские воины были скованы единой цепью, чтобы им нельзя было отступить. Но эти жертвы не помогли, В 637 году персы были разбиты арабами при Кадиссии, а столица Ирана,

16

город Ктесифон, — разрушена и ограблена завоевателями. Упорное сопротивление оказало арабам население прикаспийских областей и Хорасана. Но к 651 году весь Иран был ими завоеван. Продвигаясь далее на восток, арабы в начале VIII века захватили территории у реки Аму-Дарьи (Хорезм, Фергану), получившие название Мавераннахр («За рекой»). Правители этих среднеазиатских государств стали платить дань арабским халифам. Пределом арабских завоеваний на востоке стали границы с Китаем и Индией.

Все завоевания сопровождались жестокостью по отношению к мирному населению — грабежами, насилием, обращением людей в рабство. Только за один набег на армянские земли арабы захватили 40 тысяч рабов. Их труд использовался в домашнем хозяйстве или на тяжелых общественных работах.

Войны принесли арабам много богатства, но не обеспечили единства общества. Патриархальное равенство мусульманобщинников подрывалось неравным разделом военной добычи. В 4О-х годах VII века выделилась разбогатевшая верхушка рода Омейя, чем были недовольны другие группировки влиятельной мусульманской родовой знати. Недовольные сплотились вокруг кузена и зятя пророка Али и образовали политическую партию шиитов (шиа — партия), выступивших за наследственное право потомков пророка на власть. Популярный в народе Али оказался нерешительным правителем. Поэтому люди, разочаровавшиеся в нем, покинули его лагерь. Их стали называть хариджитами, то есть ушедшими. Они сохранили идеалы патриархального равенства и выборности правителя, даже поднимали восстания против халифата. Люди, сохранившие верность халифату, назывались суннитами — «правоверными».

Раскол единой мусульманской общины показал социальное расслоение у арабов. К власти пришла знать, нажившаяся за время войн. Её интересы представляла династия Омейядов (661-750 гг.). В годы ее правления Арабский халифат начал оформляться как многонациональное государство. Его столицей стал город Дамаск. Господство халифов было основано на жестоком ограблении подвластного населения посредством многочисленных налогов и податей. С конца VII века в покоренных странах не прекращались народные восстания, возглавляемые шиитами и хариджитами. В результате этой борьбы Омейяды были свергнуты. Трон халифа перешел к представителям родственной Мухаммеду династии Аббасидов (750-945гг.). Столица была перенесена в новый город на реке Тигре Багдад. При Аббасидах халифат достиг наивысшего расцвета, а затем стал клониться к упадку.

Подчинив себе обширные территории, арабские завоеватели

17

столкнулись с непривычным для них порядком жизни и более высокой культурой других народов. Со временем арабы многое заимствовали у покоренных народов, приспособив к своим интересам. С другой стороны, принесенные завоевателями традиции арабских племен и ислам существенно повлияли на образ жизни и культуру стран Востока.

Закрепление арабского господства на подвластных территориях происходило по-разному. Важную роль в этом деле сыграла арабская колонизация. На завоеванных землях создавались военные лагери, ставшие потом городами. Больше всего их было в Ираке и Иране — Басра, Куфа, Казвин, Кум, Кашан, Шираз и др. В Палестине возникли города Кесария и Рамла, в Египте — Фустат, в Магрибе — Кайраван, в Армении — Двин. Там размещались войска и резиденции правителей. Новые города стали опорными пунктами арабского господства.

Под влиянием земледельческой культуры покоренных народов изменилось отношение арабов к земле. Она становилась главным богатством потомков бедуинов — теперь феодалов. Халифы перераспределяли земельный фонд в пользу арабской знати и государства. При Омейядах большая часть земель находилась в руках государства, много земли перешло халифу. Остальные земли были розданы в собственность арабской знати или прежним владельцам, подчинившимся арабам. У крупных землевладельцев не было своих полей. Весь доход они получали с зависимых крестьян-держателей земли. Крестьяне платили поземельный налог харадж (до 50% урожая), выполняли принудительные работы по ремонту оросительных систем. С мусульман взимался традиционный закят — налог с ремесла, торговли и скотоводства. Наиболее тяжелым и унизительным налогом была джизья — подушный налог с немусульман. Поэтому население завоеванных стран добровольно принимало ислам, хотя арабские правители не принуждали его менять веру. Рядовые воины-арабы и военачальники платили халифу 1/5 часть добычи. Полученные доходы халифат тратил на содержание войска и государственного аппарата, созданного по образцам Сасанидского Ирана и Византии. Халифат Омейядов оказался непрочным. В конце Vll -начале VIII веков его потрясли многочисленные восстания. Их возглавили религиозные и феодальные группировки, опираясь на возмущение народа жестокостью сборщиков податей и налогов.

Аббасиды, придя к власти на волне народных восстаний, несколько изменили порядок землевладения. Они стали давать земли арабской и местной знати только за военную или иную службу с правом сбора государственных налогов. Часть суммы налога

18

землевладелец оставлял себе. Такая система называлась икта. Со временем это условное феодальное держание становилось наследственным, а в казну поступало всё меньше средств. Не платило налогов мусульманское духовенство, которому халифы жаловали земли в полную собственность — вакуф. Господство Аббасидов не принесло облегчения народу. Феодалы, почувствовав свою власть, продолжали злоупотребления и пытки при сборе налогов, заставляли крестьян выполнять принудительные работы. Народный протест доходил до восстаний в Средней Азии, Хорасане, Азербайджане, Ираке. В конце VIII — начале IX веков халифат снизил поземельный налог на 10%, но к X веку харадж снова вырос.

Произвол феодалов и народные восстания ослабляли халифат. В этих условиях большую роль для поддержания доходов и силы государства играли города как центры ремесла и торговли, средоточие культурной жизни. Самым крупным городом халифата был Багдад, основанный халифом Мансуром в 762 году. Туда сходились караванные, речные и морские торговые пути. Купцы привозили серебро из Ирана, золото, слоновую кость и ценное дерево из Африки, драгоценные камни из Индии, медь и железо из Средней Азии и Ирана, кожи из Аравии и другие товары. Искусные ремесленники делали прекрасные ткани из льна, шерсти, хлопка и шелка, окрашенные в яркие цвета, обувь из тонкой кожи — сафьяна. На Востоке и в Европе славились мечи, сабли и другое оружие, сделанное в Дамаске. В Багдаде, Самарканде, Сирии и Египте с X века началось производство писчей бумаги, вытеснившей папирус. Эти изделия производились не только свободными ремесленниками, но и рабами, занятыми в государственных и частных мастерских.

В отличие от Европы города халифата никогда не имели самоуправления. Вся жизнь города, окруженного стенами, контролировалась государственными чиновниками. Города оставались и военно-административными центрами. Но развитие торговли и ремесел изменило облик многих старых городов, особенно в Иране. В них строились не только дворцы правителей, дома знати и казармы для войска, но еще мусульманские храмы — мечети, бани, школы, гостиницы и постоялые дворы для купцов. Центром городской жизни стал базар, где не только шла торговля, но и объявлялись указы правителей. Там люди общались и узнавали новости.

Росту экономической роли городов прежде всего способствовала торговля. С VIII века в халифате появилась своя монета — золотые динары и серебряные дирхемы. Торговля связывала между собой все части халифата и выходила за его пределы. Багдадские купцы, унаследовав мореходное искусство аравийских рыбаков и торговцев,

19

направляли свои корабли к восточному побережью Африки, в Индию, Индонезию и Китай. Известно, что в Гуанчжоу в VIII веке была целая колония багдадских купцов. Действовал и «великий шелковый путь», по которому из Китая в страны халифата и далее в Европу везли шелковые ткани, фарфор и другие товары. Торговые путешествия нашли фантастическое и красочное отражение в знаменитых «Сказках тысячи и одной ночи» — сборнике сказок разных народов Востока.

Объединение разных народов под властью халифата и распространение ислама привели к возникновению богатой культуры, впитавшей достижения каждого из них.

При Аббасидах арабский язык стал официальным языком делопроизводства и межнационального общения мусульман. На нем были написаны классические произведения арабской литературы — стихи доисламского периода, занимательные бытовые рассказы — макамы. На арабский язык переводились труды античных авторов по философии, астрономии, математике, медицине. Приобщение к эллинскоримскому культурному наследию привело к появлению целой плеяды замечательных ученых — медика Ибн Сины (Авиценны) (960-1037 гг.), математиков и астрономов аль-Хорезми (X в.) и аль-Бируни (Х-Х! вв.), географа аль-Мукаддаси (X в.),обобщившего данные своих 40-летних путешествий, и других. Арабские ученые заимствовали индийские цифры, которые с тех пор и называются арабскими. Развитию науки способствовало покровительство со стороны халифов. В начале IX века при халифе Мамуне в Багдаде была создана академия — «Дом науки». Научные центры были также в Куфе, Басре, Александрии, Антиохии.

Вместе с тем, развитие культуры шло под сильным влиянием ислама. Мусульманское духовенство сосредоточило у себя образование юношей через школы и медресе — духовные учебные заведения. В отделке куполов и фасадов мечетей, рисунке знаменитых персидских ковров преобладал геометрический и растительный орнамент, так как ислам запрещал изображать людей и животных, зато особо ценилось искусство каллиграфии — художественного исполнения арабского текста. Ислам повлиял на архитектуру и внешний облик городов. Замкнутость семейной жизни и изоляция женщин обеспечивалась высокими глухими стенами, ограждавшими дом мусульманина от чужого любопытства. Внешнему аскетизму жилых кварталов противостояла роскошь дворцов и мечетей, которые часто возводились под влиянием традиций Ирана и Византии.

Богатство материальной и духовной культуры прославило Арабский халифат. Его культурные традиции сохранялись и после распада этой державы, став достоянием всего человечества.

20

:

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *