9 тор – Тор (зенитный ракетный комплекс) — Википедия

Зенитный ракетный комплекс 9К330 Тор

Боевая машина 9А330 (см. ]]>проекции]]>, фото ]]>1]]>, ]]>2]]>, ]]>3]]>, ]]>4]]>, ]]>5]]>, ]]>6]]>, ]]>7]]> ) имела в своем составе:

  • станцию обнаружения целей (СОЦ) с системами опознавания их государственной принадлежности и стабилизации основания антенны;
  • станцию наведения (СН), с одним целевым каналом, двумя ракетными каналами и каналом координатора захвата ЗУР;
  • специальную ЭВМ;
  • пусковое устройство, обеспечивавшее вертикальный поочередный старт восьми ЗУР, находящихся на боевой машине,
  • аппаратуру различных систем стартовой автоматики, системы навигации и топопривязки, документирования процесса боевой работы, системы функционального контроля боевой машины, автономного электропитания (на базе газотурбинного электрогенератора) и жизнеобеспечения.

Ракеты находятся в пусковом устройстве боевой машины без транспортных контейнеров и запускаются вертикально с помощью пороховых катапульт. Пусковое и антенное устройства боевой машины конструктивно были объединены в антенно-пусковое устройство, вращающееся относительно вертикальной оси.

Все указанные технические средства располагались на самоходном гусеничном шасси высокой проходимости разработки Минского тракторного завода ГМ-355, унифицированном с шасси зенитного пушечно-ракетного комплекса «Тунгуска». Масса боевой машины с восемью ЗУР и боевым расчетом из 4 человек составляла 32т.

]]>]]>Твердотопливная ЗУР 9М330 (см.]]>схему]]>) выполнена по схеме «утка» и оснащена устройством, обеспечивающим газодинамическое склонение. В ракете были применены складные крылья, которые раскрывались и фиксировались в полетные положения после старта ЗУР. В транспортном положении левые и правые консоли складывались навстречу друг другу. Ракета была оборудована активным радиовзрывателем, автопилотом с приводами рулей, радиоблоком, боевой частью осколочно-фугасного типа с предохранительно-исполнительным механизмом, системой электропитания, системой газопитания рулевых приводов на марше и газодинамических рулей на стартовом участке. На внешней поверхности корпуса ракеты размещались антенны радиовзрывателя и радиоблока, а также устанавливалось пороховое катапультирующее устройство. Загрузка ракет в боевую машину осуществлялась с помощью транспортно-заряжающей машины комплекса.

При старте ракета выбрасывалась катапультой вертикально со скоростью около 25 м/с. Склонение ЗУР на заданный угол, величина и направление которого вводилась перед стартом в автопилот со станции наведения, осуществлялось до запуска двигателя ракеты в результате истечения продуктов сгорания специального газогенератора через четыре двухсопловых блока газораспределителя, установленного у основания аэродинамического руля. Газоходы, ведущие к противоположно направленным соплам, перекрываются в зависимости от угла поворота руля. Объединение аэродинамического руля и газораспределителя в единый блок позволило исключить применение специального привода для системы склонения. Газодинамическое устройство заклоняет ракету в нужном направлении, а затем перед включением твердотопливного двигателя, приостанавливает ее поворот.

Запуск двигателя ЗУР осуществлялся на высоте 16-21 м от земли (либо по истечении заданной односекундной задержки от старта, либо по достижении угла отклонения оси ракеты от вертикали 50°). Таким образом весь импульс РДТТ расходуется на придание ракете скорости в направлении цели. После запуска начинался набор скорости ракеты, которая на дальности 1,5 км составляла 700-800 м/с. Процесс командного наведения начинался с дальности 250 м. В связи с широким разбросом линейных размеров (от 3-4 до 20-30 м) и параметров движения целей (от 10 до 6000 м по высоте и от 0 до 700 м/с по скорости) для оптимального накрытия высоколетящих целей осколками БЧ со станции наведения на борт ЗУР выдавались значения задержки срабатывания радиовзрывателя, зависящие от скорости сближения ракеты с целью. На малых высотах обеспечивались селекция подстилающей поверхности и срабатывание радиовзрывателя только от цели.

]]>]]>

Станция обнаружения целей являлась когерентно-импульсной РЛС кругового обзора сантиметрового диапазона волн с частотным управлением лучом по углу места. Луч (парциал) шириной 4° по углу места и 1,5° по азимуту мог занимать восемь положений в угломестной плоскости, перекрывая сектор в 32°. Мог производиться одновременный обзор по углу места в трех парциалах. Очередность обзора по парциалам устанавливалась специальной программой ЭВМ.

Основной режим работы предусматривал темп обзора зоны обнаружения за 3 с, причем нижняя часть зоны просматривалась дважды. В случае необходимости можно было обеспечить обзор пространства в трех выбранных парциалах с темпом 1 с. Отметки с координатами до 24 обнаруженных целей завязывались в трассы (до десяти трасс). На индикаторе командира высвечивались цели в виде точек с характеризующими величину и направление скорости ее движения векторами, рядом с которыми отображались формуляры, содержащие номер трассы, номер цели по степени опасности (по минимальному времени вхождения в зону поражения), номер парциала, в котором находилась цель, и признак производимой операции (поиск, сопровождение и т. д.). При работе в сильных пассивных помехах для станции обнаружения целей была предусмотрена возможность бланкирования сигналов из забитого помехами направления и участка расстояния до цели. В случае необходимости имелась возможность ввести в ЭВМ координаты цели из сектора бланкирования для выработки целеуказания путем ручной накладки маркера на прикрытую помехами цель и ручного скалывания отметки.

Разрешающая способность станции обнаружения целей была не хуже 1,5°-2° по азимуту, 4° по углу места и 200 м по дальности. Максимальные ошибки определения координат цели составляли не более половины указанных величин разрешающей способности.

При средней мощности передатчика 1,5 кВт и коэффициенте шума приемника 2-3, станция обнаружения целей обеспечивала обнаружение самолетов типа F-15, летящих на высотах от 30 до 6000 м, на дальностях 25-27 км с вероятностью не менее 0,8 (беспилотных средств воздушного нападения — на дальностях 9-15 км с вероятностью не менее 0,7). Находившиеся на земле вертолеты с вращавшимися винтами обнаруживались на дальности 6-7 км с вероятностью 0,4-0,7, зависавшие в воздухе — в 13-20 км с вероятностью 0,6-0,8, а осуществлявшие подскок с земли на высоту 20 м — 12 км с вероятностью не менее 0,6.

Коэффициент подавления отраженных от местных предметов сигналов в цифровом канале приемки системы станции обнаружения целей превышал 44 дБ, в аналоговые каналах — 40 дБ.

Защита от противорадиолокационных ракет обеспечивалась их обнаружением и поражением своим ЗУР.

Станция наведения представляла собой когерентно-импульсную РЛС сантиметрового диапазона вод с малоэлементной фазированной aнтенной решеткой (ФАР), формировавшей луч шириной 1° по азимуту и по углу места и обеспечивавшей электронное сканирование луча в соответствующих плоскостях. Станция обеспечивала поиск цели в секторе 3° по азимуту и 7° по углу места, автосопровождение одной цели по трем координатам моноимпульсным методом, пуск одной или двух ЗУР (с интервалом 4с) и их наведение.

Передача на борт ЗУР команд осуществлялась единым передатчиком станции через ФАР. Эта же антенна обеспечивала за счет электронного сканирования луча одновременное измерение координат цели и двух наводимых на нее ЗУР. Частота обращения луча к каждом объекту составляла 40 Гц.

Разрешающая способность станции наведения была не хуже 1 м азимуту и по углу места, 100 м по дальности. Среднеквадратические ошибки автосопровождения истребителя составляли не более 0,3 д. у. по азимуту и по углу места, 7 м по дальности и 30 м/с по скорости. Среднеквадратические ошибки сопровождения ЗУР по азимуту и по углу места были того же порядка, по дальности — не более 2,5 м.

При средней мощности передатчика 0,6 кВт и чувствительное приемника 4х10Е-13 Вт станция наведения обеспечивала дальность перехода на автосопровождение истребителя, равную 23 км с вероятностью 0,5 и 20 км с вероятностью 0,8.

rbase.new-factoria.ru

Зенитный ракетный комплекс 9К330 «Тор» (Россия)


Зенитный ракетный комплекс 9К330 «Тор» предназначен для прикрытия войск в подвижных видах боя и на марше от ударов пилотируемых средств воздушного нападения (самолеты тактической авиации и вертолеты) и высокоточного оружия (авиационные ракеты, управляемые авиабомбы, противорадиолокационные ракеты, дистанционно пилотируемые летательные аппараты). ЗРК 9К330 «Тор» разработан Научно-исследовательским электромеханическим институтом Министерства радиопромышленности СССР, в настоящее время ОАО НПО «Антей». Головным разработчиком ЗУР 9М330 для этого комплекса было Машиностроительное конструкторское бюро «Факел» Министерства авиационной промышленности СССР, в настоящее время входящее в концерн ПВО «Алмаз-Антей».

Зенитный ракетный комплекс 9К330 «Тор» принят на вооружение войск ПВО Сухопутных войск в 1986 году. За рубежом комплекс получил наименования: SA-15 (по терминологии США) и SA-15 Gauntlet (но терминологии НАТО). Через три года на вооружение кораблей поступил частично унифицированный с ЗРК «Тор» корабельный комплекс «Кинжал».

Боевые средства ЗРК 9К330 «Тор», обеспечивающие обнаружение, опознавание и поражение воздушной цели, размещены на гусеничном шасси высокой проходимости. В состав боевой машины комплекса (9А330) входят:
— станция обнаружения воздушных целей с системой опознавания государственной принадлежности цели по признаку «свой—чужой»;
— станция наведения, обеспечивающая наведение двух ЗУР на одну цель;
— пусковое устройство, обеспечивающее вертикальный поочередный старт восьми ЗУР, находящихся на боевой машине:

— другие средства и системы, обеспечивающие процесс боевой работы комплекса (система навигации и топопривязки, средства контроля работы аппаратуры, система электропитания и жизнеобеспечения).

Масса боевой машины с восемью ЗУР и боевым расчетом из четырех человек составляет 32 тонны. Кроме перечисленных выше средств, на гусеничном шасси боевой машины установлен газотурбинный и дублирующий агрегаты питания. Запас хода по топливу — 500 км. скорость по шоссе — не менее 65 км/час, по грунтовым дорогам и бездорожью — не менее 35 и 15 км/час соответственно.

РЛС обнаружения боевой машины обеспечивает обнаружение и обработку до 48 воздушных целей, из которых 10 определяются в качестве приоритетных по степени опасности (то есть выстраиваются в приоритетный ряд). На индикаторе командира боевой машины воздушные цели высвечиваются в виде точек со стрелками. Направление и величина этих стрелок характеризуют величину скорости движения цели и её ориентацию. Рядом с символами целей высвечиваются формуляры, содержащие основные сведения о них: приоритетность цели по степени опасности (по минимальному времени до её вхождения в зону поражения), номер парциала (луча РЛС по углу места), в котором находится цель, признак проводимой операции (поиск цели, сопровождение). РЛС обеспечивает обнаружение самолета-истребителя, летящего на высотах 30—6000 метров на дальности 25-27 км, вертолётов — на дальностях 13-20 км (в том числе зависших в воздухе).

РЛС наведения оснащена мало-элементной фазированной решеткой, формирующей луч шириной один градус по азимуту и углу места. Станция обеспечивает поиск цели в секторе три градуса по азимуту и семь — по углу места, автосопровождение одной воздушной цели, пуск одной-двух ЗУР с интервалом 4 секунды и их наведение. РЛС наведения комплекса обеспечивает дальность взятия на автосопровождение цели типа истребитель, равную 20-23 км. В качестве дублирующего средства для сопровождения воздушных целей используется телевизионно-оптический визир.

ЗУР комплекса (9М330) — твердотопливная, одноступенчатая. Стартовая масса ЗУР — 165 кг. масса боевой части — 14.5 кг длина ракеты — 2.898 мм, диаметр корпуса — 235 мм, размах крыла — 650 мм. При старте ракета выбрасывалась катапультой вертикально со скоростью около 25 с. Запуск двигателя осуществлялся на высоте 16—20 метров от земли. После запуска начинается набор скорости ЗУР, которая на дальности 1,5 км составляла 700-800 м/с. Командное наведение осуществлялось с дапьности 250 метров и заканчивалось в момент встречи ракеты с целью.

Ракета оснашена бесконтактным радиоазрывателем и осколочно-фугасной боевой частью с осколками высокой энергии. Высокий уровень располагаемых перегрузок (до 30 единиц), большая скорость полета ЗУР обеспечивают поражение высокоскоростных маневрирующих воздушных целей (от высокоточного оружия до бронированых самолетов). В ЗРК «Тор» реализован вертикальный старт ЗУР, что обеспечивает возможность отражать атаки средств воздушною нападения, действующих с любых направлений, без соответствующего разворота пускового устройства боевой машины. ЗУР поставляются в войска в полностью снаряженном состоянии и не требуют технического обслуживания в течение десяти лет.

Ракета состоит из двух частей: носовой и кормовой, В носовой части размешены бортовое оборудование и боевое снаряжение ЗУР. В кормовой части — ракетный двигатель твердого топлива и крыльевой 6лок, вращающийся на подшипнике. Носовая часть ракеты состоит из пяти отсеков:
— радиопрозрачный обтекатель и передатчик антенны передатчика радиовзрывателя;
— отсек управления, состоящий из четырех рулей, четырех рулевых машинок и источника энергии — газогенератора:
— аппаратный отсек, включающий электрокоммутирующее оборудование, боевое снаряжение ЗУР и предохранительно-исполнительный механизм. По бортам отсека установлены приемная антенна радиовзрывателя и приемопередаюшая антенна блока радиоуправления;
— однокамерный двухрежимный ракетный твердотопливный двигатель. Корпус двигательной установки изготовлен из высокопрочной стали;
— крыльевой блок, состоящий из четырех консолей крыльев. Консоли крыльев складываются для обеспечения минимальных размеров транспортно-пускового контейнера, в котором находится ЗУР. При выходе из контейнера в момент запуска двигательной установки они раскрываются с помощью торсионов.

Необходимо отметить, что управление стрельбой ЗУР и всеми процессами боевой работы ЗРК «Тор» осуществляется с помощью быстродействующей ЭВМ. Процесс боевой работы (от обнаружения воздушной цели до ее поражения) автоматизирован, что обеспечивает комплексу минимальное время реакции, то есть время от обнаружения воздушной цели до схода ЗУР с направляющих пусковой установки (что не превышает десяти секунд). В этом плане комплекс «Тор» можно рассматривать как автоматизированный робот, обеспечивающий поражение воздушных целей.

Для поддержания необходимой боевой готовности технических средств ЗРК и оценки состояния аппаратуры в комплексе предусмотрена система встроенного контроля функционирования аппаратуры ЗРК. Она автоматически определяет правильность функционирования всех средств боевой машины, степень их готовности. В случае отказа осуществляется поиск отказавшего элемента.

Расчет боевой машины ЗРК 9К330 «Тор» состоит из четырех человек; командир, операторы и механик-водитель. Предусмотрена зашита экипажа от средств массового поражения. Внутри рабочего отсека башни боевой машины созданы нормальные условия обитаемости. Для подготовки операторов ЗРК «Тор» разработан специальный тренажер.

Организационно зенитные ракетные комплексы 9К330 «Тор» сводятся в зенитные ракетные полки. Такие полки состоят из командного пункта полка, четырех зенитных ракетных батарей (по четыре боевые машины 9А330 и батарейному командирскому пункту в каждой), подразделений обслуживания и обеспечения. В качестве батарейного командирского пункта используется пункт управления ПУ-12М или машина сбора и обработки информации из состава средств системы автоматизированного управления войсками фронта.

Тактико-технические характеристики 9К330 «Тор»:
Боевая масса, т 32 (на базе БМ 9А330)
Экипаж, чел. 4
База, мм 5055
Клиренс, мм 450
Вооружение
Дальность стрельбы, км 1..12
Другое вооружение 8 х ЗУР 3М330
Вероятность поражения истребителя одной ЗУР 0,26..0,75
Максимальная скорость поражаемых целей (вдогон/навстречу) м/с 700
Скорость полета ЗУР, м/с 700..800
Масса ракеты, кг 165
Масса боевой части, кг 14,5
Длина ракеты, мм 2898
Диаметр корпуса ракеты, мм 235
Размах крыльев, мм 650
Число целевых каналов 1
Мощность двигателя, л. с. 840
Скорость по шоссе, км/ч 65
Запас хода по шоссе, км 500
Удельное давление на грунт, кг/см? не более 0,8
Преодолеваемый подъём, град. 35
Преодолеваемый ров, м 2,0
Преодолеваемый брод, м 1,0

www.dogswar.ru

Зенитные ракетные комплексы семейства «Тор»

Изменения характера предполагаемой войны сказались на требованиях к новому ЗРК. Комплексы для войсковой ПВО должны были бороться не только с самолетами и вертолетами противника. Список целей комплекса «Тор» дополнялся крылатыми ракетами, управляемыми бомбами и другими типами вооружения, пополнявшими арсеналы вероятного противника. Для защиты войск от подобных угроз требовалось использовать новые радиоэлектронные системы. Кроме того, со временем изменились требования по размерам возимого боекомплекта. В итоге было решено строить новый зенитный комплекс на основе гусеничного шасси. Такая базовая техника обеспечивала возможность боевой работы в одних порядках с танками и БМП. Одновременно с этим заказчику пришлось отказаться от требований относительно возможности пересечения водных преград вплавь.

Все основные агрегаты комплекса 9К330 размещались на боевой машине 9А330. В качестве основы для этой машины использовали шасси ГМ-355 Минского тракторного завода. На шасси разместили набор специального оборудования, а также поворотное антенно-пусковое устройство (башню) с набором антенн и пусковой установкой для зенитных ракет. За счет повышения требований по боевым возможностям массу машины 9А330 пришлось довести до 32 т. Тем не менее, 840-сильный дизельный двигатель обеспечивал подвижность на уровне существующих танков и БМП. Максимальная скорость комплекса «Тор» на шоссе достигала 65 км/ч. Запас хода – 500 км.

На боевой машине 9А330 размещалась станция обнаружения целей (СОЦ), станция наведения (СН), специальная ЭВМ для обработки информации о целях и пусковая установка с восемью ячейками для ракет. Кроме того, на машине присутствовали системы навигации и топопривязки, газотурбинный электрогенератор, аппаратура жизнеобеспечения и т.д.

Для обнаружения целей ЗРК «Тор» использовал когерентно-импульсную СОЦ кругового обзора, работающую в сантиметровом диапазоне. Вращающаяся антенна, расположенная на крыше антенно-пускового устройства обеспечивала одновременный обзор сектора шириной 1,5° по азимуту и 4° по углу места. Увеличение сектора обзора достигалось возможностью использования восьми положений луча по углу места, благодаря чему перекрывался сектор шириной 32°. Очередность обзора секторов определялась специальной программой бортовой ЭВМ.

Станция обнаружения целей могла работать в нескольких режимах. Основным был режим обзора окружающего пространства за 3 с. При этом нижняя часть зоны обзора за это время «осматривалась» дважды. В случае необходимости могли применяться и иные режимы работы СОЦ, в том числе с одновременным обзором нескольких угломестных секторов. Автоматика комплекса 9К330 могла отслеживать до 24 целей одновременно. Обрабатывая координаты обнаруженных целей в разные моменты времени, ЭВМ комплекса могла вычислять до 10 трасс. Информация о целях выводилась на соответствующий экран рабочего места командира машины.

СОЦ и связанная с ней автоматика позволяли засекать самолеты типа F-15 на высотах 30-6000 м на дальностях до 25-27 км (вероятность обнаружения не менее 0,8). Для управляемых ракет и бомб дальность обнаружения не превышала 10-15 км. Имелась возможность обнаружения вертолетов на земле (на дальности до 6-7 км) и в воздухе (до 12 км).

В передней чести башни комплекса «Тор» располагалась фазированная антенная решетка когерентно-импульсной радиолокационной станции наведения. В обязанности этой системы входило сопровождение обнаруженной цели и наведение управляемых ракет. Антенна СН обеспечивала обнаружение и сопровождение цели в секторе шириной 3° по азимуту и 7° по углу места. При этом осуществлялось сопровождение цели по трем координатам и пуск одной или двух ракет с последующим их наведением на цель. В составе антенны станции наведения предусматривался передатчик команд для ракет.

СН могла определять координаты цели с точностью до 1 м по азимуту и углу места, а также около 100 м по дальности. При мощности передатчика на уровне 0,6 кВт станция могла перейти на автоматическое сопровождение цели типа истребитель на дальности до 23 км (вероятность 0,5). При подлете самолета на 20 км вероятность взятия на автосопровождение увеличивалась до 0,8. СН могла одновременно работать только по одной цели. Допускался пуск двух ракет по одной цели с интервалом 4 с.

При боевой работе на позиции время реакции комплекса составляло 8,7 с, при сопровождении войск и пуске ракеты с короткой остановки этот параметр увеличивался на 2 с. Перевод боевой машины из походного положения в боевое и обратно занимал около трех минут. На загрузку новых ракет в пусковую установку уходило порядка 18 минут. Загрузка боекомплекта осуществлялась при помощи транспортное-заряжающей машины 9Т231.

defence.ru

Боевая машина «Тор» 9А330

Боевая машина «Тор»

9А330 входит в состав зенитной ракетной системы «Тор» (9К330, SA-15, Gauntlet). Боевая машина 9А330 предназначена для борьбы со всеми типами высокоскоростных, маневрирующих пилотируемых и беспилотных воздушных целей, в том числе и высокоточным оружием, действующих на предельно малых, малых и средних высотах в любых условиях радиоэлектронной и метеорологической обстановки днем и ночью.

В состав боевой машины «Тор» 9А330 входят:

  1. Станция обнаружения целей;
  2. Станция наведения;
  3. Цифровая вычислительная система;
  4. Зенитные управляемые ракеты в антенно-пусковом устройстве;
  5. Аппаратура систем стартовой автоматики, навигации, функционального контроля и др.)

Боевая машина «Тор» 9А330 представляет собой автономную одноканальную по цели огневую единицу, способную самостоятельно обнаруживать различные типы воздушных целей в движении и поражать их ракетами с короткой остановки во всех видах боевых действий и при расположении на месте в различных погодно-климатических и физико-географических условиях.

Зона поражения БМ 9А330 при скорости цели 300 (700) м/с, ограничивается границами:

  • 1,5-12 (1,5-5) км по дальности;
  • 0,001-6 (0,05-4) км по высоте и до 6 (4) км по курсовому параметру.
  • При этом эффективность поражения типовых целей одной ЗУР с учетом случайных факторов составляет:
  • 0,3-0,77 для самолетов;
  • 0,5-0,88 для вертолетов;
  • 0,4-0,55 для дистанционно пилотируемых летательных аппаратов.

Время реакции при расположении БМ на месте и в движении составляет 8-12 секунд.

Время перевода в боевое (походное) положение не превышает 3 минут.

Время полного заряжания восемью ЗУР при помощи транспортно-заряжающей машины — 18 минут.

БМ 9А330 защищена от активных, пассивных помех и противорадиолокационных ракет (ПРР). Эффективный и надежный комплекс радиоэлектронного оборудования с высокой степенью автоматизации боевой работы, обеспечивает автоматическую оценку степени угрозы со стороны воздушного противника, выбор приоритетных целей и их обстрел.

Боевая машина может транспортироваться всеми видами транспорта, в том числе и воздушным. Единое антенно-пусковое устройство (АПУ) с круговым вращением по азимуту обеспечивает быстрый разворот башни с вооружением в направлении цели, захват ее на автосопровождение станцией наведения и осуществляет вертикальный старт ЗУР, что снижает перегрузки ракеты при ее склонении в направлении цели и запуске маршевого двигателя.

В качестве шасси боевой машины используется гусеничная машина ГМ-355 большой грузоподъемности и повышенной проходимости, унифицированное с шасси зенитного пушечно-ракетного комплекса «Тунгуска».

Установленный на нем V-образный, 12-цилиндровый, быстроходный, многотопливный дизельный двигатель B-46-2C1 обеспечивает перемещение БМ по среднепересеченной местности со скоростью, обеспечивающей непрерывное прикрытие войск от ударов с воздуха во всех видах современного высокоманевренного боя.

Станция обнаружения целей (СОЦ) —

Когерентно-импульсная РЛС сантиметрового диапазона волн, способная обнаруживать цели с вероятностью 0,6-0,8 на дальностях:

  • самолета — 25-27 км;
  • ДПЛА — 9-15 км;
  • вертолета на земле с вращающимися винтами — 6-7 км;
  • вертолета зависшего в воздухе — 13-20 км;
  • вертолета осуществляющего «подскок» с земли на высоту 20 м — 12 км.

Станция наведения (СН) — когерентно-импульсная РЛС сантиметрового диапазона волн с малоэлементной фазированной антенной решеткой (ФАР) и электронным управлением луча диаграммы направленности по угловым координатам.

Станция служит для поиска целей в секторе до 70 по азимуту и углу места, их точного автосопровождения моноимпульсным методом по трем координатам с вероятностью 0,5 (0,8) на дальности до 23 (20) км, обеспечения пуска одной или двух (с интервалом 4 с) ЗУР и передачи им команд наведения. Поиск целей и передача команд на борт ЗУР осуществляется общим передатчиком станции через ФАР, обеспечивающей одновременное измерение координат одной цели и двух наводимых на нее ЗУР.

При разрешающей способности СН не хуже одного градуса по угловым координатам и 100 м по дальности, среднеквадратические ошибки автосопровождения самолета-истребителя не превышают 0,3 д.у. по азимуту и углу места, 7 м по дальности и 30 м/с по скорости. Среднеквадратические ошибки сопровождения ЗУР по угловым координатам аналогичны вышеуказанным, а по дальности — не превышают 2,5 м. Станция наведения имеет высокую степень защиты от пассивных и активных помех.

Цифровая вычислительная система (ЦВС)

(ЦВМ типа 9С483М1 и цифровые быстродействующие спецвычислители) служит для обработки радиолокационной информации и выработки управляющих сигналов. Она обеспечивает высокий уровень автоматизации процессов боевой работы всех систем БМ при минимальных временных затратах и требуемой точности в простой и сложной обстановке.

Зенитная управляемая ракета 9М330

Твердотопливная одноступенчатая ракета вертикального старта, выполненная по аэродинамической схеме «утка» с командной системой наведения и газодинамическим склонением после пуска. Для наведения на цель и ее поражения, ракета оснащена автопилотом, радиоблоком, системами питания, боевой частью осколочно-фугасного типа с активным радиовзрывателем и предохранительно-исполнительным механизмом. На внешней поверхности корпуса ракеты размещены антенны радиовзрывателя и радиоблока, а также пороховое катапультирующее устройство. Рули крылья в транспортном положении складываются (левые и правые консоли навстречу друг другу), раскрываются и фиксируются после старта. Загрузка ракет в БМ осуществляется транспортно-заряжающей машины комплекса.

Стартуют ракеты непосредственно из ракетного отсека АПУ БМ, в котором они размещаются по 4 ЗУР с каждой стороны башни. Пороховая катапульта выбрасывает ЗУР вверх на высоту 16-21 м со скоростью 25 м/с, где она склоняется в направлении цели газодинамической системой на заданный угол, величина и направление которых вводятся в автопилот ракеты по данным станции наведения перед стартом ракеты.

Твердотопливный двигатель начинает работу после склонения ракеты и обеспечивает ее полет по траектории с максимальной скоростью до 850 м/с и перегрузками до 30 единиц.

Осколочно-фугасная БЧ с предохранительно-исполнительным механизмом и активным адаптируемым радиовзрывателем поражает цель тяжелыми высокоэнергетическими поражающими элементами большой разрушительной силы, образующихся при ее подрыве. Радиовзрыватель инициирует подрыв БЧ с учетом скорости и высоты полета поражаемой цели, определяет конфигурацию осколочного поля и направление его движения для достижения максимальной вероятности поражения цели.

При стрельбе по целям, летящим на высотах 10-40 м, радиовзрыватель срабатывает только по сигналу от цели. В случаях, когда станция наведения не захватила ракету, нарушен процесс ее нормального наведения или не сработает радиовзрыватель — у цели ракета самоликвидируется.

Командное наведение ЗУР начинается с дальности 250 м и заканчивается в момент встречи с целью.

Масса ЗУР 9М330 (БЧ) не превышает 165 (14,8) кг при общей длине и диаметре ее корпуса 2898 мм и 235 мм соответственно.

Учебно-действующая зенитная управляемая ракета 9М330УД отличается от боевой ракеты 9М330 тем, что все взрывоопасные компоненты:

  1. боевая часть,
  2. топливный заряд двигательной установки,
  3. твердотопливный заряд турбогенераторного источника бортового питания,
  4. все пиротехнические устройства демонтированы и заменены массо-габаритными макетами.

Учебно-действующая зенитная управляемая ракета 9М330 позволяет отрабатывать все вопросы боевой работы, кроме процедур необратимого пускового цикла.

ru.uos.ua

Самоходный зенитный ракетный комплекс 9К330 «Тор»

Комплекс 9К330 «Тор» был принят на вооружение Советской армии в 1986 г. Он предназначался для обеспечения защиты первых эшелонов танковых и мотострелковых дивизий от ударов крылатых ракет, дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов, пилотируемых самолетов и боевых вертолетов.

Комплекс автономный, для повышения его мобильности на боевой машине 9А330 размещены: зенитные управляемые ракеты 9М330, пусковое устройство, станция обнаружения целей, станция наведения, аппаратура стартовой автоматики, специальная ЭВМ, а также аппаратура навигации и топопривязки, система функционального контроля боевой машины, система автономного электропитания и жизнеобеспечения. В качестве базы при создании боевой машины 9А330 использовано гусеничное шасси ГМ-355 Минского тракторного завода, проходимость которого по пересеченной местности сопоставима с проходимостью современных танков и БМП. В состав комплекса входят также транспортно-заряжающая машина 9Т231, транспортная машина 9Т245 и необходимые средства контроля, обслуживания и ремонта боевых средств ЗРК.

Одноступенчатая зенитная управляемая ракета 9М330 выполнена по аэродинамической схеме «утка» и имеет следующие весогабаритные характеристики: масса ракеты — 165 кг, масса боевой части— 14,8 кг, длина ракеты — 2898 мм, наибольший диаметр корпуса — 235 мм, размах крыла— 650 мм. Ее конструкция во многом обусловлена новой схемой пуска: восемь ракет находятся в пусковом устройстве боевой машины без транспортных контейнеров и запускаются вертикально с помощью пороховых катапульт. Поэтому ракета имеет складные рули и крылья, которые раскрываются и фиксируются в полетном положении после старта.

Время реакции комплекса составляет 8—12 с. Вероятность поражения одной ракетой самолета равна 0,30—0,77, вертолета — 0,50—0,88, дистанционно-пилотируемого летательного аппарата — 0,85—0,955.

Как это случалось со многими образцами советской военной техники, работы по модернизации ЗРК 9К330 «Тор» были начаты сразу же после принятия его на вооружение. В результате был создан ЗРК 9К331 «Тор-М1», проходивший испытания с марта по декабрь 1989 г. и принятый на вооружение в 1991 г.

Входящая в состав этого комплекса боевая машина 9К331 имеет новую двухпроцессорную вычислительную систему. В станции обнаружения целей использована новая трехканальная система обработки сигналов. Существенно усовершенствована и станция наведения. Комплекс ведет стрельбу ракетой 9М331, которая унифицирована с ЗУР 9М330 «Тор», однако имеет боевую часть с большим поражающим действием. Пуск ракеты производится не с восьмизарядной пусковой установки, а из двух алюминиевых четырехместных транспортно-пусковых контейнеров 9Я281. Каждый контейнер с четырьмя ракетами 9М331 образует ракетный модуль 9М334 массой 936 кг.

Транспортирование модулей осуществляется транспортными и транспортно-заряжающими машинами. Транспортная машина перевозит два пакета из четырех модулей, транспортно-заряжающая — два пакета из двух модулей и имеет крановое оборудование для загрузки модулей в боевую машину. Время заряжания боевой машины двумя модулями составляет 25 мин.

Зона поражения ЗРК 9К331 «Тор-М1» примерно такая же, как и у ЗРК 9К330 «Тор», однако он может вести стрельбу одновременно по двум целям. Время реакции сокращено до 7,4 с при стрельбе с позиции и до 9,7 с при стрельбе с короткой остановкои после движения.

Вероятность поражения одной ракетой самолета типа F-15 составляет 0,45—0,80, вертолета — 0,62—0,75, дистанционно-пилотируемого летательного аппарата—0,93—0,97.

В настоящее время ведутся работы по созданию самоходного варианта комплекса «Тор-М1ТА» на колесном шасси, буксируемого варианта «Тор-М1Б» на двух прицепах, а также стационарного варианта «Тор-М1ТС». В связи с тем, что командование армии стремится использовать в образцах военной техники комплектующие только российского производства, ведутся работы по замене шасси ГМ-355 Минского тракторного завода на шасси ГМ-5955 Мытищинского машиностроительного завода.

ЗРК 9К330 «Тор» вооружались зенитные ракетные полки мотострелковых и танковых дивизий Советской армии. Полк состоял из командного пункта полка (пункт управления ПУ-12М), четырех зенитных ракетных батарей и подразделений обеспечения и обслуживания. В составе батарей имелось четыре боевые машины 9А330 и батарейный командирский пункт (пункт управления ПУ-12М). В полках, вооруженных ЗРК 9К331 «Тор-М1», пункты управления ПУ-12М заменены унифицированными батарейными командирскими пунктами 9С727 «Ранжир».