Акула подлодка характеристики – Атомные подводные лодки проекта 941 «Акула». Справка

Атомные подводные лодки проекта 941 «Акула». Справка

Проект разрабатывался в Центральном конструкторском бюро морской техники (ЦКБ МТ) «Рубин» (Санкт-Петербург), возглавляемом генеральным конструктором Игорем Спасским, под непосредственным руководством главного конструктора Сергея  Ковалева.

Строительство подводных лодок проекта 941 осуществлялось в Северодвинске. Для этого на Северном машиностроительном предприятии пришлось соорудить новый цех.

30 июня 1976 года на стапеле Северодвинского судостроительного завода был заложен головной ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) проекта 941.

23 сентября 1980 года подводный крейсер был спущен на воду, а 12 декабря 1981 года он вошел в состав Северного флота под номером ТК-208.

Лодка вместе с комплексом вооружения стала называться системой «Тайфун».

Оставшиеся в боевом составе Военно-морского флота России две стратегические атомные подводные лодки класса «Акула» (проект 941, по классификации НАТО «Тайфун») не будут вооружаться новейшими баллистическими ракетами «Булава».

Всего за 10 лет было заложено семь «Тайфунов», из которых достроили и сдали флоту шесть. Базировались все лодки этого типа на Северном флоте, в бухте Нерпичья.

Подводная лодка занесена в книгу рекордов Гиннеса. Это самый большой когда-либо построенный подводный корабль: его длина составляет 172 м, ширина — 23,3 м, осадка — 11,5 м. Внутри стального легкого корпуса располагаются два прочных корпуса диаметром по 7,2 м, разделенных каждый на 8 отсеков. Между ними — 3 прочных модуля: носовой с шестью торпедными аппаратами калибром 533-мм, кормовой и центральный пост. От такого «катамаранного» расположения корпусов и необычная большая ширина лодки.

Основу системы вооружения «Тайфуна» составляют баллистические ракеты Р-39 надводного или подводного старта с дальностью полета около 8,5 тысяч км. Ракета может нести до 10 разделяющихся боевых частей индивидуального наведения мощностью по 100 килотонн каждая. Р-39 имеет трехступенчатый твердотопливный двигатель, более безопасный в эксплуатации, чем жидкостные на других типах ракет. Всего на одном крейсере 20 пусковых установок. Система управления пуском ракет продублирована и застрахована от несанкционированного запуска. Кроме этого, на борту крейсера находятся 6 торпедных аппаратов для противолодочных ракето-торпед; самонаводящихся торпед против надводных кораблей, а также ЗРК «Игла».

Главная энергетическая установка состоит из двух атомных реакторов по 190 МВт и двух паровых турбин по 45 000 лошадиных сил, которые вращают два шестилопастных винта в кольцевых направляющих насадках и позволяют развивать подводную скорость 27 узлов.

В соответствии с Договором об ограничении стратегических вооружений ОСВ-2, ввиду отсутствия средств на поддержание лодок в боеспособном состоянии и в связи с прекращением производства ракет Р-39, являющихся основным вооружением «Акул», было принято решение утилизировать три из шести построенных кораблей проекта, а седьмой корабль, ТК-210, не достраивать вовсе. Субмарина утилизируется в рамках российско-американской программы «Совместное уменьшение угрозы».

В настоящее время в боевом составе ВМФ РФ на Северном флоте находятся две подлодки класса «Акула» — ТК-20 «Северсталь» и ТК-17 «Архангельск», построенные в 1989 году и 1987 году соответственно.

Головной корабль этого проекта — ТК-208 — более десяти лет проходил на «Севмаше» капитальный ремонт и модернизацию по проекту 941УМ. В 2003 году переоборудование ТК-208 было в основном завершено. В июне 2002 года перед спуском на воду ему было присвоено имя «Дмитрий Донской». В декабре 2004 года подписан акт о завершении ходовых испытаний.

«Дмитрий Донской» используется в рамках программы испытаний ракетного комплекса «Булава»; с его борта произведено семь пробных стартов.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ria.ru

«Акула» против Америки

Несколько фактов о самой большой подводной лодке в мире.

23 сентября 1980 года в Советском Союзе года была спущена на воду атомная субмарина «Акула», которая и сегодня остается главным морским исполином. Это был симметричный, но более мощный ответ на то, что в ВМС США поступили подлодки класса «Огайо». 

От нее не скрыться

Работы над проектом 941 по созданию подводной лодки «Акула» (по классификации НАТО «Тайфун» — прим. Интерполит.ру) начались 19 декабря 1973 года, когда правительство СССР приняло постановление, предусматривающее строительство нового ракетоносца. Проект разработало Центральное конструкторское бюро морской техники (ЦКБ МТ) «Рубин» (Санкт-Петербург), которое возглавлял генеральный конструктор Игорь Спасский.

Строили подлодки класса «Тайфун» в Северодвинске, на местном судостроительном заводе «Севмаш». Первый подводный крейсер стратегического назначения был заложен 30 июня 1976 года. 23 сентября 1980 года он был спущен на воду, а еще через три месяца вошел в состав Северного флота под номером ТК-208. Перед спуском в носовой части ниже ватерлинии на борт было нанесено изображение акулы, позднее нашивки с акулой появились и на форме экипажа.

Всего было заложено семь «тайфунов», но один не был достроен. В соответствии с Договором об ограничении стратегических вооружений ОСВ-2, три из шести построенных кораблей проекта были утилизированы. Базировались все лодки этого типа на Северном флоте, в бухте Нерпичья.

Мощность подлодки такова, что ракеты ее способны пролететь около десяти тысяч километров. Иными словами, из зоны Северного полюса для нее доступны любые цели до экватора. 

Девятиэтажка и Царь-пушка

В настоящее время в боевом составе ВМФ РФ на Северном флоте находятся две подлодки класса «Акула» — ТК-20 «Северсталь» и ТК-17 «Архангельск». 


Чтобы лодки могли нести дежурства в холодных водах и проламывать лёд толщиной в два с половиной метра, ограждение рубки выполнено из очень прочного материала. При всплытии подводный крейсер, убрав носовые рули, медленно прижимается к ледяному потолку, после чего резко продуваются цистерны главного балласта.

Внутри подлодка имеет катамаранное устройство. В стальном брюхе «Акулы» располагаются два прочных корпуса диаметром по 7,2 м. Каждый из них разделен на восемь отсеков. Утверждают, что трагедии, подобной случившейся на «Курске», на «Акуле» быть не может, поскольку торпедный отсек надежно изолирован.

Главная энергетическая установка состоит из двух атомных реакторов по 190 МВт и двух паровых турбин по 45 000 лошадиных сил.

В сущности, «Акула» — это огромный подводный атомоход высотой с девятиэтажный дом. Про нее говорили, что если эту лодку выставить рядом с Царь-Пушкой, то, глядя на нее, человечество навсегда откажется вести какие-либо войны. 

Плавучий «Хилтон»

Считается, что экипажи подводных лодок класса «Тайфун» размещены в необыкновенно комфортных условиях, за что «Акулу» прозвали плавучим «Хилтоном». Что-то подобное мог вообразить только Жюль Верн, но перенести написанное на бумаге в реалии XX века казалось невозможным. Советские проектировщики и строители субмарин сказку сделали былью.

Матросы отдыхают в маломестных кубриках. Командный состав размещается в каютах по два, четыре и шесть человек. В каждом из «номеров» есть умывальник, телевизор, письменный столик и даже книжные полки. Спортивную форму на «Акуле» можно поддерживать в спортзале, где имеется шведская стенка, боксерская груша, а также различные тренажеры. Можно покрутить педали, поработать веслами или пробежаться на беговой дорожке.

Отдельно следует сказать о том, что на подлодке девять гальюнов. Сауну обшили дубовыми досками. Рассчитана она на пять человек, но набивается туда до десяти. После сауны приятно окунуться в бассейн. На субмарине он небольшой: четыре метра на два. И два метра глубиной. Заполняется пресной водой или забортной соленой. При необходимости воду можно было подогреть.

Из других развлечений отметим «живой уголок» и солярий, а также две кают-компании – для командного состава и для матросов и мичманов. 

Основное вооружение

На подлодках проекта 941 размещены ракетные комплексы с двадцатью трёхступенчатыми твердотопливными баллистическими ракетами Р-39. Вместе с пусковой установкой одна ракета весит 90 тонн. 17-метровая ракета Р-39 – самая длинная из принятых на вооружение в мире. Каждая боеголовка по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте. Каждая имеет индивидуальное наведение. Система управления пуском ракет продублирована и застрахована от несанкционированного запуска. 


Старт всего боекомплекта ракет может быть осуществлён одним залпом. Р-39 имеет трехступенчатый твердотопливный двигатель, более безопасный в эксплуатации, чем жидкостные на других типах ракет.

Запустить ракеты можно как из надводного, так и из подводного положений на глубинах до 55 м и без ограничений по погодным условиям. Разработка новой ракеты Р-39УТТХ «Барк» предусматривала даже пуск из-подо льда. Но в 1998 году после третьего неудачного пуска Минобороны РФ решило прекратить работы над комплексом.

На лодке также установлено шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм, предназначенных для стрельбы торпедами и ракето-торпедами, а также для постановки минных заграждений.

Противовоздушная оборона обеспечивается восемью комплектами ПЗРК «Игла-1».

Радиоэлектронное вооружение «Акул»:

— боевая информационно-управляющая система «Омнибус»

— аналоговый гидроакустический комплекс «Скат-КС» (на ТК-208 в процессе среднего ремонта установлен цифровой «Скат-3»)

— гидроакустическая станция миноискания МГ-519 «Арфа»

— эхоледомер МГ-518 «Север»

— радиолокационный комплекс МРКП-58 «Буран»

— навигационный комплекс «Симфония»

— комплекс радиосвязи «Молния-Л1» с системой спутниковой связи «Цунами»

— телевизионный комплекс МТК-100

— две всплывающие антенны буйкового типа, позволяющие принимать радиосообщения, целеуказания и сигналы спутниковой навигации при нахождении на глубине до 150 м и подо льдами. 

Технические характеристики субмарин класса «Тайфун»

Длина – 172 м

Ширина – 23,3 м

Осадка – 11 м

Водоизмещение надводное – 23200 тонн

Водоизмещение подводное – 48000 тонн

Глубина погружения подводной лодки – 500 м

Рабочая глубина погружения – 380 м

Скорость хода надводная – 12 узлов

Скорость хода подводная – 25 узлов

Экипаж – 160 человек

Автономность – 120 суток (по другим источникам – до 180 суток)

Подводная лодка «Акула» занесена в книгу рекордов Гиннесса.

interpolit.ru

Акула (подводная лодка, 1909) — Википедия

«Акула»

Акула и Рюрик в 1913 году
История корабля
Государство флага Россия Россия
Порт приписки Кронштадт
Спуск на воду 22 августа 1909
Выведен из состава флота 15 марта 1917
Современный статус погибла 15 ноября 1915 год Причина: подрыв на дрейфующей мине у побережья Эстонии
Основные характеристики
Тип корабля торпедная подводная лодка
Обозначение проекта «Акула»
Главный конструктор И. Г. Бубнов
Скорость (надводная) 12 узлов (3 дизеля), 10.5 (2 дизеля), 6,5 (1 дизель)
Скорость (подводная) полная 6,5 узлов . экономическая 5,5 узлов
Рабочая глубина погружения 45 м
Автономность плавания

15 суток

Дальность плавания надводная 1900 миль (6,5узлов), 1400 миль ( 10,5 узлов), 1000 миль ( 12 узлов)
дальность плавания подводная 30 миль ( 5,5 узлов) 13 миль (6,5 узлов)
Экипаж 34(35) человека, в том числе 3 офицера (после установки 4 мин заграждения 4 офицера)
Размеры
Водоизмещение надводное 370 т
Водоизмещение подводное 475 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
56 м
Ширина корпуса наиб. 3,73 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
3,3 м
Силовая установка
Дизель-электрическая. 3 дизеля по 300 л. с., 1 электродвигатель 300 л. с.
Вооружение
Артиллерия в 1915 году установлено 47-мм орудие
Торпедно-
минное вооружение
2 носовых и 2 кормовых трубчатых ТА калибра 457 мм, 8 торпед, 4 внешних ТА калибра 457 мм системы Джевецкого
ПВО 2 пулемёта
 Категория на Викискладе

«Аку́ла» — российская средняя подводная лодка, построенная на верфи в Кронштадте в 1906—1910 годах по проекту, разработанному в 1905 году И. Г. Бубновым и являвшемуся развитием проекта «Касатка»[1].

История

Постройка «Акулы» и её конструктор — корабельный инженер И. Г. Бубнов

После Русско-Японской войны Главный морской штаб принял решение о необходимости создания двух типов подводных лодок: водоизмещением 100—150 тонн для патрулирования у берега и 350—400 тонн для действий в открытом море. Главной претензией к «Касаткам» было их вооружение, состоящие только из внешних решётчатых аппаратов системы Джевецкого. И. Г. Бубнов разработал два проекта: малый получил название «Минога», большой —

«Акула». Обе лодки считались Морским техническим комитетом (МТК) «опытными, постройка которых должна послужить к самостоятельному развитию отечественного подводного строительства». 3 мая 1905 года проект «Акулы» был утверждён на заседании МТК. Проект

предусматривал оснащение лодки двумя бензиновыми двигателями по 600 л. с. 25 сентября И. Бубнов направил главному инспектору кораблестроения докладную записку, в которой предлагал в связи с высокой взрывоопасностью бензиновых двигателей заменить их дизельными. Для сохранения проектной скорости предлагалось уменьшить ширину лодки и отказаться от деревянной обшивки. Предложения были приняты, и с началом финансирования проект ушёл в строительство. Лодка была спущена на воду 22 августа 1909 года, после чего прошла предварительные испытания. С мая по июль 1910 года в кронштадтском доке «Акулу» дорабатывали в соответствии с замечаниями. Испытания были завершены только в сентябре 1911 года. Лодка показала скорость существенно меньшую проектной, но тем не менее была принята в состав флота.

Во время Первой мировой войны «Акула» совершила 16 боевых походов, участвовала в постановке минных заграждений, первой из российских лодок применила тактику поиска цели в море вместо ожидания цели на фиксированной позиции.

15 ноября 1915 года во время 17-го похода с целью минной постановки у Мемеля лодка погибла. Предполагалось, что лодка погибла во время шторма, потеряв остойчивость из-за расположенных на палубе мин. По результатам экспедиции к остову лодки 29 июня 2014 года установлена истинная причина гибели лодки: подрыв носом на дрейфующей мине во время перехода в надводном положении. Нос лодки оторван и лежит в 20 метрах за кормой, надводный компас на рабочей позиции, перископы убраны, на носовой части лодки видны следы воздействия взрыва с наружной стороны. Лодка лежит по направлению из Финского залива. Рядом с лодкой на дне обнаружены 4 мины, которые она перевозила на палубе.

Обнаружение подводной лодки

В выходные дни[2], 21—22 июня 2014 года, поисковики водолазного судна Deep Explorer обнаружили у берегов эстонского острова Хийумаа[2] на глубине 30 метров[3] остов затонувшей русской[4] субмарины «Акула». 29 июня 2014 года на левой стороне кормовой части обнаружена чёткая, хорошо сохранившаяся надпись «Акула»[5].

  • Водолазное судно Deep Explorer готовится к выходу в район поиска, 16 июня 2014 года

Видео по теме

Конструкция

«Акула», как и пл типа Морж и Барс увеличенной копией Касатки, и относилась к подводным лодкам так называемого Русского типа, характеризовавшимся общими достоинствами и недостатками: однокорпусная, с основным балластом в оконечностях лодки; отсутствие водонепроницаемых переборок, что сильно снижало живучесть, но улучшало управление кораблём; большое время погружения — 3-3,5 мин.; не совсем удачные обводы корпуса; очень мощное вооружение за счёт решётчатых торпедных аппаратов.

  • Внутри подводной лодки «Акула». Машинное отделение

  • Внутри подводной лодки «Акула». Машинное отделение, дизельный двигатель

  • Внутри подводной лодки «Акула». Носовая часть лодки. Справа электрическая кухня

Силовая установка

3 дизеля по 300 л. с. работавшие на отдельный вал . Средний дизель соединялся с электродвигателем в 300 л. с.

Размещение экипажа

Экипаж размещался в носовом отделении над аккумуляторной ямой, настил которой служил верхней палубой на которой крепились рундуки команды, офицерские каюты и кают-компания располагались перед рубкой

Вооружение

Первоначально вооружение (в проекте) состояло из трубчатых торпедных аппаратов по два в корме и два в носу располагавшихся близко к корпусу (что делало невозможным перезарядку в подводном положении из за рулевых горизонтальных рулей), а также из четырех труб для хранения запасных торпед по два между торпедными аппаратами (45 см ниже аппаратов). Но во время начальных этапов строительства добавили 4 решётчатых торпедных аппарата на палубе. В 1915 установили 47 мм орудие и два пулемета.

Сравнительная оценка

Акула на момент строительства была лучшей, но долгое проектирование реверсивного устройства для двигателей остановило вход в строй до 1909 (дальнейшие испытания и исправления некоторых проблем задержали прием в казну до 1911).

Память

3 декабря 2014 указом министра культуры Эстонии Урве Тийдус останки подводной лодки признаны историческим объектом морской археологии международного значения и взяты под охрану государства[6].

28 ноября 2015 г. (в 100-летнюю дату гибели подводной лодки) в эстонском городе Палдиски в храме Преподобного Сергия Радонежского, в присутствии представителей Посольства РФ в Эстонии, была торжественно открыта мемориальная доска со списком погибшего экипажа подводной лодки «Акула».

Родственниками членов экипажа «Акулы» создается Книга Памяти, в целях формирования списка всех подводников, когда-либо служивших на этой субмарине[7].

Примечания

Литература

  • Игнатьев Э. П. Подводные лодки «Минога» и «Акула» // Судостроение. — Л., 1990. — Вып. 10. — С. 51-54.
    • Повторно: Игнатьев Э. П. Подводные лодки «Минога» и «Акула» // Судостроение. — Л., 1990. — Вып. 11. — С. 63-66.
  • Тарас А. Е. Подводные лодки Великой войны 1914—1918. — Мн.: Харвест, 2003. — 336 с. — ISBN 985-13-0976-1.
  • Подводная лодка «Акула». — СПб., 1912.

Ссылки

wiki2.red

Акула (подводная лодка, 1909) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску
«Акула»

Акула и Рюрик в 1913 году
История корабля
Государство флага Россия Россия
Порт приписки Кронштадт
Спуск на воду 22 августа 1909
Выведен из состава флота 15 марта 1917
Современный статус погибла 15 ноября 1915 год Причина: подрыв на дрейфующей мине у побережья Эстонии
Основные характеристики
Тип корабля торпедная подводная лодка
Обозначение проекта «Акула»
Главный конструктор И. Г. Бубнов
Скорость (надводная) 12 узлов (3 дизеля), 10.5 (2 дизеля), 6,5 (1 дизель)
Скорость (подводная) полная 6,5 узлов . экономическая 5,5 узлов
Рабочая глубина погружения 45 м
Автономность плавания

15 суток

Дальность плавания надводная 1900 миль (6,5узлов), 1400 миль ( 10,5 узлов), 1000 миль ( 12 узлов)
дальность плавания подводная 30 миль ( 5,5 узлов) 13 миль (6,5 узлов)
Экипаж 34(35) человека, в том числе 3 офицера (после установки 4 мин заграждения 4 офицера)
Размеры
Водоизмещение надводное 370 т
Водоизмещение подводное 475 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
56 м
Ширина корпуса наиб. 3,73 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
3,3 м
Силовая установка
Дизель-электрическая. 3 дизеля по 300 л. с., 1 электродвигатель 300 л. с.
Вооружение
Артиллерия в 1915 году установлено 47-мм орудие
Торпедно-
минное вооружение
2 носовых и 2 кормовых трубчатых ТА калибра 457 мм, 8 торпед, 4 внешних ТА калибра 457 мм системы Джевецкого
ПВО

ru.wikipedia.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *