Апл проекта 649 – АПЛ КС-420 «Андромеда». Проект 667М / Ракетный комплекс Метеорит-М — Атомные подводные лодки — Всё о подводных лодках

Проект подводный лодки пр.649 (СССР)


В проекте 641 были довольно успешно решены задачи совершенствования и развития ТТД больших океанских дизельных ПЛ. Однако этот проект основывался на конструктивных решениях, заложенных еще в пр.611 в период 1944-1947 годов, и его модернизационные возможности были почти полностью исчерпаны. В то же время руководством ВМФ было высказано предложение о создании океанской дизель-электрической ПЛ с более высокими тактико-техническими характеристиками по вооружению, скоростям и дальностям плавания в подводном положении, глубине погружения, автономности, достижение которых предполагалось за счет применения серебряно-цинковой аккумуляторной батареи, дизелей и гребных электродвигателей повышенной мощности, современной радиоэлектронной аппаратуры и более совершенных видов судового оборудования.

Тактико-техническое задание ВМФ на проектирование такой подводной лодки было поручено ЦКБ в июне 1956 года, а в IV квартале этого года группа главного конструктора С.А. Егорова приступила к разработке эскизного проекта 649 — новой океанской дизель-электрической подводной лодки. Для характеристики трудностей, стоявших перед ЦКБ при выполнении проекта, следует отметить такие весьма высокие требования к ТТД новой ПЛ, как например:

— дальность плавания наибольшей подводной скоростью 21 узел не менее 40-45 миль;
— автономность — 90 суток;
— время непрерывного пребывания под водой — 800 часов;
— предельная глубина погружения — 300 метров;
— общее количество торпед 52-56 шт. при 8 носовых и 4-6 кормовых торпедных аппаратах.

При этом нормальное водоизмещение ПЛ ограничивалась величиной 2100-2200 тонн. В результате разработки проекта выявилось, что выполнение всех требований ТТЗ несовместимо с заданной величиной водоизмещения, которое получалось равным около 2500 тонн. В июне 1957 года Бюро закончило разработку эскизного проекта 649 и представило его на рассмотрение ВМФ и МСП. Проектирование обводов наружного корпуса было подчинено требованию обеспечения подводной ходкости. С этой целью форма корпуса в миделевом сечении была выполнена круговой, а относительная длина корпуса была значительно меньше, чем на пр.611 и пр.641. ПЛ была спроектирована двухкорпусной, семиотсечной. Прочный корпус предполагалось выполнить из стали АК-25 с пределом текучести 60 кгс/мм^, легкий корпус — из маломагнитной стали, что существенно должно было уменьшить магнитное поле корабля.

На лодке предусматривалась установка современного вооружения, средств навигации, наблюдения и связи. Корабельные системы и устройства были аналогичны принятым на пр.611 и пр.641. Следует особо обратить внимание на применение на ПЛ малогабаритных торпедных аппаратов и энергетической установки. Малогабаритные кормовые торпедные аппараты были приспособлены для беспузырной торпедной стрельбы торпедами калибра 400 мм «МГТ-1» и «МГТ-2» с глубин до 200-250 метров, а также для выстреливания приборов активных помех «Анабар». С целью быстрой перезарядки как носовых, так и кормовых торпедных аппаратов, предусматривалось устройство быстрого заряжания, с помощью которого запасные торпеды, расположенные по оси торпедных аппаратов, подавались в аппараты. Время перезарядки составляло 10 минут.

Энергетическая установка была двухвальной и имела в своем составе:
— два дизеля марки Д43 Коломенского завода (по одному на борт) четырехтактные, простого действия, двухрядные, 12-ти цилиндровые с газотурбинным наддувом;
— четыре главных гребных электродвигателя (двухъякорные). Оба электродвигателя каждого борта соединялись через редуктор и эластичную муфту с гребным валом. Через разобщительную шиннопневматическую муфту каждый дизель соединялся с одним гребным электродвигателем;
— один дизель марки Д42 Коломенского завода четырехтактный, однорядный, шестицилиндровый. Он размещался по правому борту в дизельном отсеке и через разобщительную шинно-пневматическую муфту и вал соединялся с гребным электродвигателем правого борта, размещенным в смежном VI отсеке. Управление всеми дизелями было дистанционным и осуществлялось из VI отсека. Подготовка двигателей к пуску производилась в дизельном отсеке;
— два электродвигателя экономического хода. Через полые валы электродвигателя проходили промежуточные валы, с которыми электродвигатели связывались муфтой;
— четыре группы серебряно-цинковой аккумуляторной батареи. Аккумуляторы размещались во II и IV отсеках в два яруса и имели водяное охлаждение.

Перечисленный выше состав и размещение энергетической установки давали возможность путем выбора различных комбинаций работы дизелей и электродвигателей иметь широкий диапазон режимов работы энергетической установки, а также широко использовать режим чистого электродвижения при выборе для хода подводной лодки наиболее экономического режима. С целью уменьшения следности от выдвинутой шахты РДП подача воздуха производилась по двум шахтам — заваливающейся (для полных ходов под РДП без зарядки аккумуляторной батареи) и телескопической. Обе шахты совместно обеспечивали зарядку батареи и ход до 4-х узлов.

В связи с пожеланиями ГУК ВМФ уменьшить водоизмещение ПЛ пр.649 ЦКБ-18 разработало дополнительно еще четыре варианта проекта,анализ которых подтвердил несовместимость требований ТТЗ в рамках заданного водоизмещения. В связи с невозможностью выполнения ТТЗ ВМФ отказался от дальнейших работ по проекту 649 и ограничился дополнительным заказом на ПЛ пр.641. После этого к проекту 649 не возвращались.

Тактико-технические характеристики подводной лодки проекта 649
Водоизмещение нормальное, м  ок.2560
Длина наибольшая, м  80,7
Ширина наибольшая, м  9,6
Осадка средняя при нормальном водоизмещении, м  6,38
Запас плавучести, % от нормального водоизмещения  35,0
Глубина погружения предельная, м  300
Команда, чел.  68
Автономность, сут. 90
Время непрерывного пребывания под водой при использовании всех средств регенерации, ч  800
Наибольшая надводная скорость при полном запасе топлива, уз.  15
Наибольшая подводная скорость, уз.  20
Дальность плавания экономической подводной скоростью 2,5 узла, мили800

Вооружение
Носовые торпедные аппараты для торпед калибра 533 мм, шт.  8
Кормовые торпедные аппараты для торпед калибра 400 мм, шт.  4
Запасные торпеды калибра 533 мм, шт.  16

Запасные торпеды калибра 400 мм, шт.  12
Глубина стрельбы;
— из носовых аппаратов, м  до 80-100
— из кормовых аппаратов, м  до 200-250

Средства навигации, наблюдения и связи
Двухгирокомпасная система «Маяк», компл.  1
Гидравлический лаг «Бурун», компл.  1
Эхолот НЭЛ-5, компл. 1
Эхоледометр ЭЛ-1, компл.  1
Автоматический радиопеленгатор АРП-53, компл.  1
Радиолокационная станция обнаружения надводных цепей «Буря», компл.  1
Радиолокационная станция «Накат», компл.  1
Гидроакустическая станция кругового обзора «Тулома», компл.  1
Гидролокационная станция «Арктика-М», компл.  1
Гидроакустическая станция обнаружения работающих гидролокаторов «Свет-М», компл.  1
Гидроакустическая станция подводной связи «Свияга», компл.  1
Перископ атаки ПА-10, компл.  1
Перископ зенитный ПЗН-10, компл.  1

Энергетическая установка
Двигатель типа Д43, мощностью 4000 л.с., шт.  2

Гребной электродвигатель мощностью 4000 л.с. (с редукторной передачей на вал), шт. 4
Электродвигатель экономического хода мощностью 400 л.с. при 145 об/мин,  шт. 2
Дизель-генератор Д42 с редуктивной передачей на вал, шт. 1
Серебряно-цинковая аккумуляторная батарея по 152 элемента в группе, число групп  4

www.dogswar.ru

MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

пр.649

 

Проект большой дизель-электрической подводной лодки («Б»). НИОКР велись в 1956-1957 г.г. ЦКБ-18 (главный конструктор  — С.А.Егоров) на базе и в целях улучшения ПЛ пр.641. Работы по проекту прекращены в связи с невыполнением ТТЗ — водоизмещение 2100-2200 тонн, скорость подводного хода 21 уз, дальность подводного хода на максимальной скорости 40-45 миль и боезапас торпед 52-54 шт.

 

Проекции ПЛ пр.649

Конструкция ПЛ — двухкорпусная.

 

Двигатели:

— 2 х дизеля 43Д мощностью по 4000 л.с. с режимом РДП

— 1 х дизель-генератор 42Д мощностью 1900 л.с. 

— 4 х главных гребных электродвигателя ПГ122 (?) мощностью по 4000 л.с. при 1200 об/мин (?)

— 2 х гребных электродвигателя экономического хода мощностью по 400 л.с.

 

Механика — 2 вала и 2 винта

 

Энергетика — серебряно-цинковые аккумуляторы. Количество — 4 группы по 152 шт.

 

Экипаж — 68 чел

 

Длина — 80,7 м

Ширина — 9,6 м

Осадка — 6,4 м

 

Водоизмещение надводное нормальное — 2560 тонн

 

Скорость надводного хода максимальная — 15 уз

Скорость подводного хода максимальная — 20 уз

Скорость подводного хода в режиме РДП — 8 уз

Скорость подводного экономического хода — 2,5 уз

Дальность хода в режиме РДП (скорость 8 уз) — 5000 миль

Дальность подводного хода (скорость 2.5 уз) — 800 миль

Дальность подводного хода (скорость 20 уз) — 20 мили

Глубина погружения рабочая — 300 м

 

Автономность — 90 суток

 

Вооружение:

— 8 х 533 мм носовых ТА

— 4 х 400 мм кормовых ТА

 

Боезапас:

— 24 х 533 мм торпед

— 16 х 400 мм торпед + средства гидроакустического противодействия

— или 32 мины МДТ

 

Оборудование

— ГАС, ГАС кругового обзора, ГАС шумопеленгации, РЛС, перископы.

 

Статус: СССР — не строилась.

 

Источники:

militaryrussia.ru

Подводные лодки проекта 641 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

ДЭПЛ проекта 641
Основные характеристики
Тип корабля Большая ДЭПЛ
Обозначение проекта проект 641
Разработчик проекта Конструкторское бюро № 18
Главный конструктор С. А. Егоров, Зосима Александрович Дерибин
Кодификация НАТО «Foxtrot»
Скорость (надводная) 16 узлов (29,63 км/ч)
Скорость (подводная) 15 узлов (27,78 км/ч)
Рабочая глубина погружения 280 метров
Предельная глубина погружения 380 метров
Автономность плавания 90 суток
Экипаж 70 человек
Размеры
Водоизмещение надводное 1952 тонн
Водоизмещение подводное 2475 тонн
Длина наибольшая
(по КВЛ)
91,3 метров
Ширина корпуса наиб. 7,4 метров
Средняя осадка
(по КВЛ)
5,9 метров
Силовая установка

Дизель-электрическая, трёхвальная.

  • Три дизеля 37Д по 2000 л. с.,
  • 1 эл. мотор ПГ102 2700 л.с., 2 ПГ101 по 1350 л.с.,
  • Электромотор экономичного хода ПГ104, 140 л. с.
  • АКБ: 4 группы по 112 элементов типа 46СУ
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение
6 носовых и 4 кормовых 533-мм торпедных аппарата, 22 торпеды или 32 мины
 Категория на Викискладе

Подводные лодки проекта 641 — серия советских дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) (Foxtrot по классификации НАТО). Проект был признан удачным. Было

ru.wikipedia.org

Подводные лодки проекта 659(Т) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

ПЛАРК проекта 659

Лодка проекта 659Т
Основные характеристики
Тип корабля ПЛАРК
Обозначение проекта 659
Кодификация НАТО Echo I
Скорость (надводная) 21 узел
Скорость (подводная) 29 узлов
Рабочая глубина погружения 240 м
Предельная глубина погружения 300 м
Автономность плавания 50 суток
Экипаж 120 человек
Размеры
Водоизмещение надводное 3731 т
Водоизмещение подводное 4920 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
111,2 м
Ширина корпуса наиб. 9,2 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
7,1 м
Силовая установка
Атомная, двухвальная, 2 реактора ВВР ВМ-А по 70 МВт, 2 турбозубчатых аппарата ГТЗА-601 по 17 500 л. с., 2 турбогенератора ГПМ-21 по 1400 кВт, 2 пятилопастных гребных винта
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение
4 носовых ТА калибра 533 мм без запасных торпед, 2 носовых и 2 кормовых ТА калибра 406 мм, 18 торпед
Ракетное вооружение 6 ракет П-5 в контейнерах
 Категория на Викискладе

Подводные лодки проекта 659 — серия советских атомных подводных лодок, вооружённых крылатыми ракетами «П-5» класса «корабль-земля» (по классификации NATO — SS-N-3C «Shaddock-B»).
Первоначально главным конструктором проекта был П. П. Пустынцев, затем его сменил Н. А. Климов.
После снятия ракет П-5 с вооружения лодки были переоборудованы по проекту 659Т (Торпедная): была переделана надстройка, демонтированы ракетные контейнеры, увеличен запас торпед, модифицировано

ru.wikipedia.org

Проект 639. Подводные лодки советского флота 1945-1991 гг. Том 1. Первое поколение АПЛ

В соответствии с постановлением Правительства Советского Союза от 25.08.1956 г. начались работы над комплексом ДР с БР Р-15, имевшей дальностью стрельбы порядка 1100 км. Носителем этого комплекса должна была стать АПЛ пр. 639 (с тремя шахтами) и ДЭПЛ пр. В629 (с одной шахтой), Испытания комплекса планировали провести на переоборудованных по пр. 33 крейсерах Ворошилов и Максим Горький (оба пр. 26бис).

Эскизный проект комплекса был выполнен в ОКБ-1 НИИ-88, но дальнейшие работы над ним велись в Днепропетровске в ОКБ-586 под руководством М.К. Янгеля. В этой организации к сентябрю 1957 г. они достигли стадии технического проекта, но затем М.К. Янгель, ссылаясь на загруженность своего бюро другими заказами по ракетной технике, передал работы над комплексом Д-3 в СКБ-385.

Тактико-технические характеристики ракеты Р-15

Стартовый вес, т 21,5 (со стартовым двигателем)

Длина, м 15,1 – 15,5

Диаметр, м 1,56

Тип двигательной установки ЖРД

Количество ступеней 2

Вид системы управления ИНС

Тип головной части х мощность боевого блока, Мт МГЧ х 1

Максимальная дальность стрельбы, км 1100

Вид амортизации резинометаллическая

Вид предстартовой подготовки автоматизированная

Вид старта надводный из РШ

Боезапас 3 (на АПЛ пр. 639) или 1 (на ДЭПЛ пр. В629)

Так как этот комплекс не был принят на вооружение, останавливаться на деталях его разработки нет смысла. Важно отметить следующее. Старт ракеты Р-15 должен был производиться из надводного положения лодки, но в отличие от Р-11ФМ и Р-13 – прямо из шахты (без подъема на верхний срез). Для обеспечения пуска твердотопливные стартовые двигатели размещались в головной части ракеты. Маршевые двигатели запускались лишь тогда, когда ракета нижним концом выходила за верхний срез шахты. Такой способ запуска позволял исключить из конструкции шахты специальные устройства, отводившие газы от маршевых двигателей. Высокотоксичные топливо и окислитель должны были храниться в специальных баках-хранилищах на лодке. Ракета заправлялась ими непосредственно перед пуском (расчетное время заправки колебалось от 2 до 3 часов). Время пуска одной ракеты составляло 1,5 мин, а трех – 5 мин.

Гораздо интереснее ракеты Р-15 был ее носитель – АПЛ пр. 639. Дело в том, что ряд технических решений, полученных в процессе ее проектирования, нашли применение в лодках второго поколения. Среди них можно отметить использование в ЭЭС трехфазного переменного тока, системы ВВД с давлением 400 кг/см2 и конструкций прочного корпуса большого диаметра.

Ответственным за разработку проекта был главный конструктор СКВ-143 В.П. Фуников[20*]. Причем работы велись (в отличие от АПЛ пр. 627) по ТТЗ, разработанному ВМФ. На начальной их стадии рассматривалось несколько вариантов размещения ракетного оружия. Самый первый из них предполагал горизонтальное расположение шахт, которые перед стартом ракет должны были приводиться в вертикальное положение. Эта конструкция во многом напоминала ту, которую планировали реализовать в процессе создания комплекса Д-4 на АПЛ пр. 667. Вторая схема также отличалась большим своеобразием. В ней ракеты располагались в жестко соединенных с корпусом корабля горизонтальных шахтах. Для обеспечения старта лодке придавался максимально возможный дифферент. В конце концов, остановились на размещении ракет в вертикально расположенных шахтах, подобно тому, как это было сделано на АПЛ пр. 658.

Перед СКВ-143 стояла крайне сложная задача, ведь массогабаритные характеристики Р-15 были почти в два раза выше чем у Р-13. Для ее хранения пришлось бы использовать шахту длиной 17 и диаметром 3 м. Это, в свою очередь, предопределило большой диаметр прочного корпуса корабля в районе размещения шахт. При этом особую сложность в обслуживании Р-15 представляло то, что компоненты топлива предполагалось хранить в специальных цистернах и заправлять ими ракету непосредственно перед пуском[21*]. Шахты на лодке располагались в диаметральной плоскости. При этом их обтекатель (как и на пр. 629и пр. 658) был совмещен с ограждением рубки и выдвижных устройств. Оно возвышалось над палубой надстройки на 7 м и создавало большие проблемы для проектировщиков. Все существовавшие в то время перископы и большинство выдвижных устройств имели длину рабочей части не более 11 м. При такой длине им не обеспечивался даже минимально необходимый вылет при использовании с центрального поста. В результате было решено перенести зенитный перископ в боевую рубку, а в конструкцию командирского перископа и остальных ПМУ внедрить дополнительные трубы, увеличивавшие их длину до 15 м.

На АПЛ пр. 639 предлагалось два варианта ППУ: с ВВР и мощностью ГТЗА 25 000 л.с, а также с ЖМТ и мощностью ГТЗА 35 000 л.с. Первая разрабатывалась НИИ-8, а вторая – ОКБ «Гидропресс». По результатам эскизного проекта СКВ-143 рекомендовало использовать на корабле установку с ВВР (для соблюдения установленных сроков разработки проекта), хотя ЖМТ обеспечивала кораблю ход в подводном положении на 2-3 уз больший.

Впервые в отечественной практике на корабле в качестве основного предполагалось применение трехфазного переменного тока напряжением 380 В и частотой 50 Гц. Такой выбор определялся тем, что при возросшей мощности генераторов и отдельных электроприводов применение постоянного тока делало их громоздкими и ненадежными. Другим нововведением было использование в системе ВВД давления 400 кг/см2 и увеличенного числа баллонов, которые вынесли в межбортное пространство.

Разработка эскизного проекта завершилась в ноябре 1957 г. и его представили на рассмотрение ГУК ВМФ. После него СКВ-143 сосредоточило усилия над техническим проектом. Всего в 1961-1965 гг. на ССЗ 402 предполагалось построить 10 лодок пр. 639. Однако 3 декабря 1958 г., ввиду отсутствия военной целесообразности (из-за надводного старта, больших массо- габаритных характеристик, незначительного боезапаса на одном носителе и необходимости заправлять ракету топливом и окислителем непосредственно перед ее пуском), разработку комплекса Д-3 и, как следствие, его носителя, прекратили.

20* Проектом В629 ДЭПЛ-носителя комплекса Д-3 занималось ЦКБ-16.

21* В соответствии с ТТЗ Р-15 должна была подаваться на носитель в полностью снаряженном состоянии. В процессе разработки проектантом (ОКБ-586) было заявлено о том, что невозможно создать ракету требуемой дальности полета с корпусом, способным выдержать воздействие на него взрывных нагрузок. Данное заявление и привело к необходимости заправлять Р-15 компонентами топлива непосредственно перед пуском.

Основные ТТЭ

Водоизмещение, т:

– надводное 910

– подводное. 10 020

Главные размерения, м:

– длина наибольшая 114,1

– ширина наибольшая 11,4

– осадка средняя 7,5

Архитектурно-конструктивный тип корпусный

Глубина погружения, м:

– рабочая 320

– предельная 400

Автономность по запасам провизии, сут. 60

Экипаж, чел 104

Энергетическая установка: Главная:

– тип АЭУ

ППУ:

– количество х тип ЯР 2 х ВВР или 2 х ЖМТ

ПТУ:

– количество х мощность ГТЗА, л.с 2 х 25 000 или 2 х 35 000[22*]

– количество х тип движителей 2 хВФШ

ЭЭС:

– количество и мощность (тип)

основных источников, кВт 2 х 2700 (АТГ) или 2 х 3400 (АТГ)*

– количество и мощность (тип)

резервных источников, кВт. 2 х 460 (ДГ)

– тип аварийного источника свинцово-кислотная АБ

– количество групп х элементов в каждой группе 2 х 112

Вспомогательная:

– количество х мощность (тип) РСД, кВт. 2 х 450 (ГЭД на линии вала)

Скорость хода, уз:

– наибольшая подводная под ГТЗА 22,5-23,5 или 25-26*

– наибольшая надводная под ГТЗА 15

Вооружение: Ракетное:

– индекс комплекса Д-3

– боезапас З БР Р-15

– вид старта надводный из РШ

Торпедное:

– количество х калибр ТА, мм 4 (Н) х 533

– боезапас 4 торпеды

– количество х калибр ТА, мм 2 (Н) + 2 (К) х 400

– боезапас 8 торпед

– ПУТС «Ленинград-639»

Радиоэлектронное:

– НК «Утес»

– ГАС «Арктика-М»

– ШПС. «Тулома»

– ГАС миноискания «Радиан»

– станция ЗПС. «Свияга»

– РЛК «Альбатрос» (РЛК-101)

– СОРС «Накат»

– эхолот НЭЛ-5

– эхоледомер ЭЛ-1

– зенитный перископы ПЗН-8

– командирский перископ ПЗНГ-8М

22* Для варианта с ЖМТ.

Продольный разрез пр. 639 АПЛ, вооруженной тремя БР комплекса Д-3:

1 – 533-мм ТА; 2 – носовой торпедопогрузочный люк; 3 – носовой горизонтальный руль; 4 – кубрики команды; 5 – носовой входной люк; 6 – аварийные буи; 7 – антенна ГАС «Радиан»; 8 – боевая рубка; 9 – ходовая рубка; 10 – перископ ПР-14; 11 – ходовой мостик; 12 – перископ ПЗН-8; 13 – перископ ПЗНГ-8М; 14-ПМУ ВАН-С; 15 – ПМУ АП РЛК «Альбатрос»; 16 – ракетные шахты комплекса Д-3; 17 – баллоны системы ВВЦ; 18 – главная паровая турбина; 19 – главная зубчатая передача; 20 – автономный турбогенератор; 21 – главный упорный подшипник; 22 – кормовой входной люк; 23 – запасные 400-мм торпеды; 24 – кормовой 400-мм ТА; 25 – кормовой торпедопогрузочный люк; 26 – привода кормовых рулей; 27 – ЦГБ; 28 – девятый (кормовой торпедный) отсек; 29 – восьмой (электромеханический) отсек; 30 – седьмой (автономных турбогенераторов) отсек; 31 – шестой (турбинный) отсек; 32 – пятый (реакторный) отсек; 33 – реакторы; 34 – четвертый (ракетный) отсек; 35 – центральный пост; 36 – третий (центрального поста) отсек; 37 – второй (аккумуляторный и жилой) отсек; 38 – группы АБ; 39 – каюты офицеров; 40 – первый (носовой торпедный и жилой) отсек; 41 – носовой 400-мм ТА; 42 – антенна ГАС «Арктика-М»; 43 – антенна ГАС «Тулома».

Эскизный проект 639АПЛ, вооруженной комплексом Д-3, разрабатывался СКВ-143. Корабль предназначался для нанесения ударов БР Р-15 по береговым объектам, расположенным в глубине территории противника.

Прочный корпус корабля на большей части длины имел цилиндрическую форму. В оконечностях он был выполнен в форме усеченных конусов, которые к носу и корме заканчивались сферическими штампосварными переборками. Прочный корпус состоял из цилиндров трех диаметров, нескольких переходных и концевых конусов. Он делился плоскими переборками, рассчитанными на давление 10 кг/см2 на девять отсеков. Обводы легкого корпуса в кормовой части и схема винторулевой группы были примерно такими же, как у АПЛ пр. 658. Носовая оконечность имела сферическую форму, с развитым обтекателем антенны ГАС «Арктика-М» в нижней части.

В эскизном проекте рассматривалось два варианта ППУ: с ВВР и мощностью ГТЗА 25 000 л.с, а также с ЖМТ и мощностью ГТЗА 35 000 л.с. В обоих вариантах ЯР и ГТЗА со всем оборудованием располагались побортно. В качестве основного в ЭЭС (впервые в отечественной практике) использовался трехфазный переменный ток напряжением 380 в и частотой 50 Гц. Его источниками являлись два АТГ. Все потребители делились на две группы: потребители постоянного и потребители переменного токов. Последние предназначались для обеспечения надежного питания АЭУ в аварийных режимах. Они получали питание от четырех обратимых преобразователей.

РШ располагались в четвертом отсеке и примерно на половину своей длины выходили за прочный корпус. Их верхняя часть вместе с боевой рубкой и ПМУ имели общее ограждение высотой (над палубой надстройки) 7 м. Так как в головной части ракеты размещались твердотопливные стартовые двигатели, крышки шахт имели громоздкую и сложную конструкцию. Для обеспечения требуемых параметров остойчивости РШ и их крышки планировали изготовить из титановых, а ограждение – из алюминиево-магниевых сплавов.

Пуск ракет мог осуществляться из крейсерского или позиционно-стрельбового положения АПЛ. Наряду с цистернами замещения отрицательной плавучести ракет на корабле предусматривалась аварийно-балластная цистерна, служившая для восстановления потерянной плавучести в случае аварийного затопления шахт.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

tech.wikireading.ru

Атомная подводная лодка АПЛ проекта 955 «Борей»

27 августа 2011 года из акватории Белого моря с борта атомного ракетоносца «Юрий Долгорукий» был успешно произведен испытательный запуск межконтинентальной баллистической ракеты «Булава». Это был второй запуск «Булавы» с «Юрия Долгорукого» и первый запуск ракеты на ее максимальную дальность. Ракета пролетела положенные ей 9,3 тысячи километров и приземлилась (вернее, приводнилась) в заданном районе Тихого океана. Это событие совпало с другой датой: дивизии подводных лодок Северного флота исполнилось пятьдесят лет.

На самом деле это важное, если не сказать эпохальное событие. Россия получила новое, грозное оружие. «Юрий Долгорукий» — это подлодка, которая относится к классу подлодок стратегического назначения, последнего четвертого поколения, способная нести на борту шестнадцать смертоносных ядерных ракет. Он является первым, головным кораблем проекта 955, был заложен на верфи в Северодвинске в 1996 году и был спущен на воду в 2007. Вслед за ним уже вступили в строй однотипные «Владимир Мономах» и «Александр Невский».

Одна из важнейших и наиболее опасных для противника составляющих российской «ядерной триады» наконец-то получила долгожданное усиление. В ближайшие годы ожидается спуск на воду еще трех кораблей проекта 955: «Князь Владимир», «Князь Олег» и «Генералиссимус Суворов». В 2011 году озвучивались планы построить восемь подводных лодок данного типа к 2018 году, затем в СМИ появилась информация о планируемых десяти кораблях к 2020 году, но пока ее официально не подтвердили. Сегодня «Юрий Долгорукий» входит в состав Северного флота, а «Владимир Мономах» и «Александр Невский» несут свою службу на Дальнем Востоке. По информации руководства «Севмаша», седьмая и восьмая подводная лодка проекта 995 будут заложены в 2015 году.

История проекта 995 «Борей»

История создания советских подводных лодок четвертого поколения началась еще в далеком 1978 году. Под руководством главного конструктора Здорнова в ЦКБ «Рубин» началась разработка проекта 955 «Борей» (по классификации НАТО «Dolgorukiy» или «Borei») — советской атомной подводной лодки четвертого поколения. Новая подлодка должна была относиться к классу подводных ракетоносцев, иметь подводное водоизмещение 29 тысяч тонн, корпус длиной 170 метров, подводную скорость 29 узлов и глубину погружения до 400 метров.

АПЛ проекта 955 должны были заменить морально устаревшие корабли 941 проекта «Акула» и 667 БДРМ «Дельфин». Лодку планировали вооружить твердотопливными баллистическими ракетами, сначала для этой цели специально разрабатывалась ракета «Барк», но до стадии серийного производства ее так и не смогли довести, и было принято решение вместо нее вооружить новые лодки ракетами Р-30 «Булава». Поэтому, начиная с 1998 года подводные лодки проекта 955 переделывались под новый ракетный комплекс.

Вообще, следует сказать, что судьба проекта «Борей» складывалась непросто. Изначально АПЛ проектировались под одну ракету с определенными габаритами, затем ракетный комплекс был заменен. Основным оружием ракетного подводного крейсера стратегического назначения являются именно межконтинентальные баллистические ракеты и без них он будет как орудие без снарядов. В 1998 решили отказаться от создания ракет «Барк» и был объявлен конкурс на разработку новой твердотопливной ракеты. Победителем конкурса стал Московский институт теплотехники.

Неудачи с ракетой наложились на общую тяжелую ситуацию в стране в конце 90-х. Практически прекратилось бюджетное финансирование, строительство первого корабля проекта было почти заморожено. «Юрий Долгорукий» в тот момент представлял собой разрозненные части корпуса. Часть материалов и комплектующих поставлялись из других республик СССР, после его распада поставки были прекращены.

Так, например, специальные виды металлопроката изготавливал Запорожский металлургический завод, после 1991 года поставки прекратились.

Но, несмотря на все трудности строительство первой лодки проекта 955 «Борей» были возобновлены в уже в 2000 году. Для выполнения работы корабелы шли на различные ухищрения, в дело пошли даже части недостроенной многоцелевой АПЛ К-337 «Кугуар». «Юрия Долгорукого» планировали сдать в 2006 году, а в 2004 была заложена вторая атомная подводная лодка того же проекта – «Александр Невский». Параллельно строительству лодок шли работы над созданием их оружия – новой твердотопливной ракеты.

В 2005 году было закончен корпус подводной лодки, в 2006 году был заложен третий ракетоносец того проекта, «Владимир Мономах». В 2008 году «Юрий Долгорукий» был спущен на воду, был запущен его ректор, а в следующем году начались швартовые и ходовые испытания лодки. Эта подлодка стала первым реализованным российским проектом АПЛ четвертого поколения.

С 2003 года полным ходом шла подготовка двух экипажей для первой атомной подлодки проекта 955.

Описание подводной лодки проекта 995 «Борей»

Подводные лодки проекта 995 относятся к классу атомных подводных ракетоносцев и предназначены для нанесения ударов баллистическими ракетами по населенным пунктам и военно-промышленным объектам противника.

Корпус подводных лодок проекта 995 имеет двухкорпусную конструкцию (легкий и прочный корпус). Прочный корпус подлодки разделен на восемь отсеков. Первый – это торпедный отсек, в нем находится гидроакустический комплекс и часть аккумуляторных батарей. Второй отсек – командный. В нем находится центральный пост и жилые помещения. Также в нем находится большое количество оборудования. Третий отсек занимают боевые посты. Четвертый и пятый – это ракетные отсеки. В шестом находится паропроизводящая установка, седьмой и восьмой – это энергетические отсеки, в них находятся турбины и ядерный реактор лодки.

Сборка корпуса выполнена по блочному принципу: все оборудование лодки установлено на амортизаторы, каждый такой блок отделен от прочного корпуса специальным амортизатором, что значительно уменьшает шумность подлодки. Снаружи корпус покрыт специальным резиновым покрытием, что также снижает заметность корабля. Разработчики проекта уже заявили, что «Бореи» будут в пять раз менее шумными, чем лодки предыдущего, третьего поколения.

Лодки проекта 995 «Борей» — это первые российские подводные суда, на которых движение корабля осуществляется с помощью водометного движительного комплекса. Движитель заключен в специальную кольцевую насадку. Принцип его работы похож на принцип работы водяного насоса, он использует ускорение набегающего потока воды. Использование движителя значительно уменьшает степень кавитации – одного из главных источников шума подводной лодки. Такое новшество значительно уменьшает акустическую заметность подлодки. Кроме этого, использование движителя вместо традиционного винта уменьшает влияние крутящего момента на корпус и дает возможность уменьшить площадь стабилизаторов.

АПЛ проекта «Борей» имеют выдвижные горизонтальные рули. Переднее ограждение рубки сделано с наклоном вперед для улучшения гидродинамических качеств корабля. На лодке есть специальная спасательная всплывающая камера, которая может вместить в себя весь экипаж. Камера располагается в корме корабля, за ракетными отсеками. Также лодка укомплектована спасательными плотами.

Силовая установка на подводных лодках проекта «Борей» представлена водо-водяным реактором на тепловых нейтронах типа ВМ-5 или аналогичной установкой. Подобные силовые установки относятся к четвертому поколению ядерных реакторов. Точной информации о типе и конструкции реактора нет. Энергетическое оборудование лодки также состоит из паропроизводящей установки ОК-650В с мощностью 190 МВт и паротурбинной установки «Азурит-90». За счет силовой установки лодка может развивать подводную скорость 29 узлов и надводную – около 15 узлов. Автономность плавания АПЛ проекта «Борей» составляет 95 суток.

Гидроакустическое вооружение АПЛ состоит из МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Б-055». Он состоит из основной антенны «Амфора» и системы цифровой обработкой сигналов. Есть в наличие боковые антенны и буксируемая антенна. «Иртыш-Амфора-Б-055» — это целостный комплекс, который выполняет как функции шумопеленгования, эхопеленгования, классификации целей, обнаружения ГА-сигналов, так функции по определению толщины льда, поиску мин, измерение скорости звука и обнаружения торпед.

Гидроакустический комплекс «Бореев» может обнаруживать противника на расстоянии 220-230 километров и одновременно вести до тридцати целей.

Управление всеми системами корабля осуществляется с помощью единой автоматизированной системы «Округ-55».

АПЛ «Юрий Долгорукий» — это корабль класса подводных ракетоносцев и основным его вооружением являются межконтинентальные баллистические ракеты «Булава» (Р-30). Это твердотопливная трехступенчатая ракета с разделяющимися ядерными блоками. «Булава» может нести десять подобных блоков, каждый из которых наводится индивидуально и может изменять свою траекторию и маневрировать и тем самым обходить систему противоракетной обороны противника. Хотя, надо отметить, что информации о характеристиках ракеты «Булава» чрезвычайно мало и она противоречива. Большая часть данных засекречена.

Кроме баллистических ракет АПЛ проекта 955 имеют и торпедное вооружение. «Юрий Долгорукий» оснащен восемью торпедными аппаратами: четыре калибра 650 мм и четыре – 533 мм. Торпедные аппараты установлены в носовой части подлодки. На вооружении лодки несколько типов торпед и ракеты ПЛРК «Водопад». Общее количество торпед – 40 единиц.

Технические характеристики подводных лодок проекта 995 «Борей»

Ниже приведены характеристики кораблей проекта «Борей».

Основные характеристики
Тип корабляРПКСН
Обозначение проекта955 «Борей»
Разработчик проектаЦКБ «Рубин»
Классификация НАТОBorei
Скорость (надводная)15 узлов
Скорость (подводная)29 узлов
Рабочая глубина погружения400 м
Предельная глубина погружения480 м
Автономность плавания90 суток
Экипаж107 человек, в том числе 55 офицеров
Размеры
Водоизмещение надводное14 720 т
Водоизмещение подводное24 000 т
Длина наибольшая170 м
Ширина корпуса наиб.13,5 м
Средняя осадка10 м
Силовая установка
  • ОК-650В 190 МВтПТУ с ГТЗА
  • гребной вал
  • водометный движитель
Вооружение
Торпедно-минное вооружение8 ТА: 4 x 650 мм, 4 x 533 мм,торпеды, торпедоракеты, крылатые ракеты.
Ракетное вооружение16 ПУ БРПЛ Р-30 «Булава»

Недавно один из руководителей знаменитого ЦКБ «Рубин» сообщил, что специалисты предприятия в 2015 году приступят к разработке подводной лодки следующего, пятого поколения. Это будет АПЛ совсем другого класса. Хотя ранее главнокомандующий военно-морских сил России заявлял, что постройка подводных кораблей следующего поколения начнется в России не ранее 2030 года.

big-army.ru

Подводные лодки проекта 645

В июне 1963 г. на ходовые испытания вышла новая советская АПЛ «К-27». Внешне она почти не отличалась от серийных АПЛ первого поколения проекта 627. Даже справочник «Janes Fighting Ships» никак не выделил ее и причислил к классу «November» (по зарубежной классификации ПЛ пр. 627 и 627А). И все же АПЛ «К-27» имела кардинальное отличие. Это была первая в Советском Союзе опытная АПЛ пр. 645 с паропроизводящей установкой (ППУ), в ядерных реакторах которой использовался жидкометаллический теплоноситель.
Подводное кораблестроение осваивало ядерную энергетику. Шел поиск наиболее перспективных направлений создания корабельных атомных энергетических установок (АЭУ). Наиболее приемлемыми считались два альтернативных варианта: водо-водяная установка и установка с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ).

По сравнению с водой жидкометаллический теплоноситель не требовал создания в первом контуре высокого давления для удержания жидкой фазы. Это означало, что в корабельных реакторах будет достаточно иметь в первом контуре давление порядка 10-20 кгс/ кв. см вместо необходимых для водо-водяных установок 200- 250 кгс/ кв. см. Снижение давления обуславливало упрощение и экономию массы корабельной АЭУ. Большим достоинством установок с жидкометаллическим теплоносителем считалась возможность получения во втором контуре пара с более высокими параметрами, т.е. с большими температурами и давлением. Это позволяло повысить коэффициент полезного действия АЭУ и сократить массогабаритные характеристики паротурбинной установки.
История создания отечественных ПЛ с реакторами на жидкометаллическом теплоносителе ведет отсчет с сентября 1952 г., когда по решению Правительства СССР началось проектирование первой отечественной АПЛ . В качестве основного тогда был выбран вариант водо-водяной АЭУ, но работы по корабельному режиму с ЖМТ не прекратили. Их осуществлял Физико-энергетический институт (ФЭИ) под научным руководством академика Академии наук Украинской ССР А.И.Лейпунского. Непосредственную разработку жидкометаллической ППУ, получившей обозначение ВИ, вело ОКБ «Гидропресс» Подольского машиностроительного завода им. Орджоникидзе под руководством главного конструктора Б.М.Шолковича.

В качестве теплоносителя отечественные физики выбрали эвтектический сплав свинец-висмут, который хотя и уступал натрию по теплофизическим свойствам, но был значительно менее химически активен и опасен в случае аварии. Таким образом удалось избежать ряда проблем, с которыми столкнулись американцы, сделавшие ставку на теплоноситель из щелочных металлов.
ППУ типа ВТ существенно отличалась от водо-водяной установки ВМ-А. Реактор РМ-1 с жидкометаллическим теплоносителем относился к классу гомогенных (то есть таких реакторов, у которых ядерное горючее и замедлитель нейтронов находятся в смеси, образуя однородную для нейтронов среду) и работал на нейтронах промежуточной энергии. В ППУ ВМ-А применялся гетерогенный реактор (с разделенными ядерным горючим и замедлителем) на тепловых нейтронах. Соответственно, реакторы установок ВТ и ВМ-А имели различную конструкцию. Реактор РМ-1 считался более простым и обещал быть более надежным.
Значительно отличались друг от друга парогенераторы этих двух установок. Использование в первом контуре ППУ типа ВИ более низкого давления, чем во втором, исключало распространение радиоактивности при нарушении плотности парогенераторов. Кроме того, предусматривался доступ к трубным поверхностям парогенераторов для глушения отдельных трубок в случае выхода их из строя. Таким образом решалась проблема, которая в начальный период эксплуатации стала бичом ПЛ первого поколения, имевших водо-водяные реакторы
Но использование жидкометаллического теплоносителя имело и свою обратную сторону. При эксплуатации ПЛ необходимо было постоянно поддерживать сплав в жидком (разогретом состоянии. Во избежании его замораживания установка не могла быть просто заглушена (остановлена), как это делалось на ПЛ с водо-водяными реакторами. Придя в базу, АПЛ должна была подключиться к базовой системе парового обогрева первого контура, и только после этого реактор мог быть заглушен. Это значительно усложняло и удорожало систему базирования.
Кроме того, поскольку часть оборудования ППУ все же оставалась в работе даже в базе, происходило непроизвольное расходование моторесурса корабельных механизмов.

В октябре 1955 г. Совет Министров СССР принял постановление о разработке опытной АПЛ пр. 645 с жидкометаллической ППУ типа ВИ. В общетехническом плане АПЛ пр. 645 сохраняла родство с первой АПЛ и, по существу, являлась модификацией проекта 627. Поэтому работы по ее проектированию начались в СКБ-143 сразу со стадии технического проекта. Главным конструктором АПЛ стал А.К.Назаров, которого в СКБ-143 пригласил начальник бюро и главный конструктор АПЛ пр. 627 В.Н.Перегудов, курировавший работы по АПЛ с жидкометаллической АЭУ на начальном этапе работ в 1952 — 1955 гг.
Согласно первоначальному замыслу предполагалось, что для большей сопоставимости жидкометаллическая и водо-водяная ППУ будут иметь равную мощность и будут установлены на ПЛ одного варианта. Соответственно разработка ППУ типа ВИ ориентировалась на размещение ее оборудования в пятом (реакторном) отсеке АПЛ пр. 627. Сохранялась и единая структурная схема всей энергетической установки АПЛ — двухвальная, с двумя реакторами, двумя главными турбозубчатыми агрегатами (ГТЗА) и двумя гребными электродвигателями.

Однако в полной мере достичь идентичности главных энергетических установок не удалось, т.к. на АПЛ пр. 645 было решено применить автономные турбогенераторы вместо навешенных, имевших привод от главных турбин. Этим достигалась независимость электроэнергетической системы ПЛ от режима использования ГТЗА, а с ГТЗА снимались ограничения по маневрированию ходом. Исключалась ситуация, характерная для других АПЛ первого поколения, когда при уменьшении хода и реверсах питание электрооборудования приходилось переводить на аккумуляторную батарею. Благодаря автономным турбогенераторам АПЛ пр. 645 приобрела возможность движения в турбогенераторном режиме под гребными электродвигателями и обеспечивались стояночные (стоповые) режимы, отличавшиеся большей экономичностью и скрытностью.

Для размещения автономных турбогенераторов потребовалась перекомпоновка энергетических отсеков по сравнению с АПЛ пр. 627 и 627А. Между реакторным и турбинным отсеками был введен новый отсек — отсек автономных турбогенераторов.
В результате разработки проекта АПЛ и главной энергетической установки выяснилось, что масса жидкометаллической ППУ типа ВИ с учетом всех вспомогательных систем, системы биологической защиты и фундаментов под оборудование на 13,5% превосходит массу водо-водяной ППУ АПЛ пр. 627А. При этом масса ГТЗА обеих АПЛ остались практически равными, а масса турбогенераторной установки возросла в 4 раза. В итоге АПЛ пр. 645 имела на 20% более тяжелую главную энергетическую установку. Энергетическую установку (ГЭУ), чем серийная АПЛ пр. 627А, что частично компенсировалось за счет отказа от установки резервных дизель-генераторов с запасом топлива.

В конструкции корпуса, по настоянию моряков, на АПЛ пр. 645 были применены плоские межотсечные переборки, рассчитанные на давление 10 кгс/ кв. см и обеспечивающие условия для всплытия с грунта аварийной АПЛ с затопленным отсеком с глубин до 100 м. В результате потребовалась дополнительная перекомпоновка отсеков, масса переборок возросла на 46 тонн, а вероятность покладки на грунт на глубинах до 100 м и последующего спасения аварийной АПЛ в океане осталась весьма незначительной.
Несмотря на большое внешнее сходство с серийными АПЛ пр. 627А, АПЛ пр. 645 отличалась по составу и размещению технических средств. На ней впервые внедрили механизацию и дистанционное управление перезарядкой торпедных аппаратов, сократив время приготовления всех торпедных аппаратов к очередному выстрелу с нескольких часов до полутора десятка минут.
Большое внимание уделялось оптимальному размещению средств наблюдения. Излучающая антенна гидролокационной станции «Арктика — М» заняла место над торпедными аппаратами, а шумопеленгаторная станция МГ-10 — под ними в более защищенной от помех нижней части корпуса. Изменились обводы носовой части. Это стало главным внешним отличием АПЛ пр. 645 от серийных АПЛ пр. 627А. Дополнительно установили второй перископ.

Совершенствовалось размещение оборудования в отсеках АПЛ и в помещениях боевых постов.
Конструкторам удалось найти и отработать на натурных макетах более удачную компоновку носовых отсеков, сделать центральный пост более просторным и удобным для управления кораблем.
Для снижения магнитного поля легкий корпус впервые выполнялся из новой маломагнитной стали. Это позволило вдвое уменьшить размагничивающее устройство и количество кабелей его обмоток.
Главным наблюдающим по пр. 645 была А.Н.Донченко — инженер-капитан 1 ранга, единственная женщина, занимавшая когда-либо подобную должность. Впоследствии главным наблюдающим стал капитан 2 ранга А.С.Губкин.
Разработка технического проекта645 завершилась в 1956 г. По своим тактико-техническим элементам АПЛ пр. 645 была близка к серийным АПЛ пр. 627А. Не уступала она и АПЛ США «Сивулф», а по скорости хода и глубине погружения даже превосходила ее (см. таблицу).

Тактико-технические элементы

Опытная АПЛ пр. 645

СССР, 1963 г.

Атомная АПЛ «Сивулф»

США, 1957 г.

109,8

103,2

Ширина наибольшая (м)

8,3

9,1

Осадка средняя (м)

5,83

6,6

Водоизмещение нормальное (т)

3414

3475

Водоизмещение полное подводное (т)

5078

Около 4700

Запас плавучести (%)

28

18

Глубина погружения (м)

300

210 (рабочая)

Скорость надводного хода (уз)

15

20

Скорость полного подводного хода (уз)

29

22

Тип энергетической установки

ВИ

S-2G

Теплоноситель

Сплав свинец-висмут

Натрий

Мощность на валу (л.с.)

2 х 17500

2 х 7500

Автономность (суток)

50

60

Экипаж (человек)

105

105

Вооружение: ТА калибра 533 мм

8

8

Боекомплект торпед

20

24

В течение следующего 1957 г. СКБ-143 разработало чертежи АПЛ, а в 1958 г. выпустило техническую документацию по проекту (кораблестроительные расчеты, инструкции по эксплуатации и т.д.), что позволило в сентябре 1957 г. приступить к строительству корабля на заводе № 402 в том же цехе № 42, что и АПО пр. 627 и 627А под руководством главного строителя корабля А.А.Овчинникова.

Официальная церемония закладки будущей АПЛ «К-27» (такой тактический номер получила АПЛ пр. 645) состоялась 15 июня 1958 г. Первоначально намечалось сдать АПЛ флоту уже в конце 160 г., однако задержка готовности паропроизводящей установки сдерживала постройку корабля. Дорабатывавшееся оборудование поступало с опозданием до 6 — 8 месяцев против плановых сроков. Полностью поставка оборудования АЭУ была завершена только в начале 1962 г. В результате спуск на воду АПЛ состоялся лишь 1 апреля 1962 г., а в мае начались швартовые испытания по проверке общекорабельных систем, механизмов и вооружения.
Параллельно велись работы по приготовлению к вводу в действие АЭУ корабля. Кульминацией этого этапа наступала в начале декабря, когда установка приняла сплав, приготовленный и доведенный до необходимых кондиций на заводе № 402. После этого начался весьма ответственный период эксплуатации ППУ — принятый сплав требовал поддержания в разогретом состоянии и готовности к работе вспомогательных механизмов АЭУ. Вскоре были осуществлены физические запуски обоих реакторов.
С первых дней нового 1963 г. начались испытания главной энергетической установки, проводившиеся испытательной партией, ядро которой составили специалисты СКЮ/Б-143. При этом они непосредственно выполняли функции сдаточных операторов АЭУ и вспомогательных систем.

А летом 1963 г. АПЛ «К-27» под командованием капитана 1 ранга И.И.Гуляева вышла в море на испытания. Для сокращения сроков сдачи АПЛ заводские и государственные испытания были совмещены. Принимала лодку специально назначенная Правительственная комиссия под председательством вице-адмирала Г.Н.Холостякова.
На испытаниях АПЛ практически полностью подтвердила выполнение условий договорной спецификации. Выявленные недостатки и неисправности были оперативно устранены заводскими специалистами. 30 октября 1963 г. Правительственная комиссия подписала приемный Акт опытной АПЛ «К-27» пр. 645 и рекомендовала применение АЭУ со сплавом свинец-висмут на АПЛ новых проектов, а в качестве ближайшего шага предложила организовать длительный автономный поход АПЛ «К-27» с целью более глубокого изучения эксплуатационных качеств АПЛ и ее АЭУ. Только в период сдаточных испытаний без особых осложнений «К-27» прошла за 528 ходовых часов 5760 миль (в 1,5 раза больше, чем АПЛ «К-3»), из которых 3370 миль (59%) в подводном положении.
За успешное выполнение работ в 1964 г. главному конструктору АПЛ А.К.Назарову в составе группы создателей корабля и его АЭУ была присуждена Ленинская премия.

После сдачи АПЛ вошла в состав СФ и перешла к месту своего постоянного базирования в Иоканьгу, где построили специальную котельную, необходимую для поддержания в межпоходный период теплоносителя в разогретом состоянии.
Первый поход АПЛ «К-27» носил испытательный характер. Предстояло проверить механизмы и технические средства корабля в работе в течение полной автономности в различных климатических зонах, определить оптимальные режимы использования АЭУ. Поэтому курс АПЛ «К-27» был проложен из Арктики в экваториальную часть Атлантики. Необычные задачи похода расширили состав экипажа. Кроме штатного личного состава в поход шли председатель Правительственной комиссии вице-адмирал Г.Н.Холостяков (руководитель похода), контр-адмирал И.Д.Дорофеев и другие представители флота, а также группа специалистов промышленности, в которую входили главный конструктор АПЛ А.К.Назаров и ведущий конструктор СКБ-143 Г.Д.Морозкин, возглавлявший при сдаче АПЛ испытательную партию энергетической установки.
АПЛ «К-27» вышла в море 21 апреля и вернулась в базу через 51 сутки 11 июня 1964 г. За 1240 ходовых часов она прошла 12425 миль, из них 12278 миль (89%) — под водой. В походе энергетическая установка работала устойчиво во всех широтах, в том числе и в экваториальных, где температура воды доходила до плюс 25 — 27 градусов, и система охлаждения действовала на пределе своих возможностей. Результаты этого похода еще больше укрепили уверенность моряков в большей надежности и безопасности ППУ с жидкометаллическим теплоносителем.

В октябре 1965 г. АПЛ «К-27», совершив как и АПЛ «Сивулф», 2 автономных похода и оставив за кормой более 44000 миль, вернулась для ремонта в Северодвинск. Предстояло также частично обновить электронное вооружение АПЛ. При доковании корабля осенью 1966 г., когда плановый ремонт уже подходил к концу, выяснилось, что легкий корпус, выполненный из маломагнитной стали, имеет многочисленные трещины, которые скрывались под гидроакустическим покрытием. Сказалась недостаточно отработанная технология изготовления новой стали и конструкции из нее. Объем и продолжительность ремонта значительно возросли.
В начале 1967 г. выполнили перегрузку активных зон, а летом установки вновь приняли сплав. Только в сентябре 1967 г., почти через 2 года после начала ремонта, АПЛ «К-27» возвратилась в состав Северного флота и приступила к отработке задач боевой подготовки.
И тут началась цепь неудач, приведшая к трагедии. 13 октября, когда АПЛ находилась в море, произошел заброс сплава в газовую систему первого контура реактора правого борта. Его причиной стали отложения шлаков (окислов сплава свинец-висмут), закупорившие проход для теплоносителя, который стал поступать в газовую систему. В результате этой аварии 2 насоса оказались залитыми застывшим сплавом. Пришлось вывести из работы ППУ правого борта, а АПЛ прервать поход и вернуться в свою базу.
21 мая 1968 г. АПЛ «К-27» вновь вышла в море для отработки задач боевой подготовки и испытаний АЭУ. 24 мая около 12.00 во время вывода установок на режим полного хода случилась авария с реактором левого борта. В результате нарушения теплоотвода от активной зоны произошли перегрев и разрушение тепловыделяющих элементов. Это привело к выносу радиоактивных продуктов в первый контур сплава и газовый контур, выбросу радиоактивного газа в реакторный отсек. Авария сопровождалась резким ростом гамма-излучения.

В 12.15 АПЛ всплыла в надводное положение. ППУ левого борта была заглушена, и последующий шестичасовой переход в базу совершался при работе реактора правого борта на обе турбины. Большинство участников похода получило значительные дозы облучения и было госпитализировано. Жизнь 9 человек спасти не удалось.
В начале июня 1968 г. корабль обследовала специальная комиссия, которая пришла в выводу о необходимости проведения расхолаживания реакторов и замораживания сплава в реакторах обоих бортов. По существу, это был смертельный приговор АПЛ пр. 645 «К-27» — после замораживания сплава ввести реакторы в действие становилось практически невозможным. Но комиссия пошла на этот вынужденный шаг из-за тяжелой радиационной обстановки, сохранявшейся на корабле.
К 20 июня 1968 г. необходимые операции по расхолаживанию ППУ и замораживанию сплава завершились. Все механизмы ППУ были выведены из действия и законсервированы. АПЛ «К-27» была переведена в отстой на длительное хранение.
Какое-то время конструкторы и моряки еще рассматривали различные варианты возвращения АПЛ в строй. Изучалась возможность использования АПЛ «К-27» с одним восстановленным реактором правого борта, вариант вырезки аварийного отсека и замены жидкометаллической ППУ водо-водяными установками типа ВИ-А. Но в этот период на флот уже начали поступать более современные АПЛ второго поколения, и дорогостоящая операция восстановления АРЛ «К-27» была признана нецелесообразной.
Выведенная из состава флота АПЛ «К-27» почти 13 лет находилась в отстое, ожидая своей участи. Проблема заключалась в том, что не было берегового могильника, способного принять для захоронения столь крупногабаритный объект как реакторный отсек АПЛ. Кроме того, работам по утилизации АПЛ препятствовала сложная радиационная обстановка в реакторном отсеке АПЛ и значительное количество радиоактивных элементов, вынесенных из реактора.

Тем временем дальнейшее содержание АПЛ на плаву становилось все более опасным — корабль не ремонтировался и практически не обслуживался, и АПЛ могла затонуть прямо у причала. Поэтому в апреле 1980 г. было решено провести консервацию реакторного отсека и затем затопить АПЛ «К-27» в отдаленном районе у восточного побережья Новой Земли. Несомненно, это было не лучшее, но вынужденное решение. Аналогичным образом вы этот период поступали и другие страны.
В мае 1981 г. АПЛ поставили в док северодвинского предприятия «Звёздочка». Полости оборудования ППУ и ее трубопроводы были заполнены специальным составом, который после затвердевания предотвращал вымывание и выход из реактора радиоактивных материалов. Свободные объемы отсека и цистерну водо-свинцовой защиты заполнили битумом. Всего в отсек было залито около 270 т битума, который полностью закрыл реакторы. Этим достигалось полное исключение попадания воды к загрязненному оборудованию и последующего заражения окружающей среды в месте затопления.
Консервация реакторного отсека позволила довести уровень проникающего излучения на поверхности легкого корпуса до фоновых значений.
Для сохранения плавучести АПЛ во время буксировки через неспокойное Баренцово море 4 цистерны главного балласта заполнили вспененным полистиролом.

Все операции были выполнены предприятием «Звёздочка» в течение лета, и вскоре АПЛ «К-27» отправилась в свой последний путь. Силами ВМФ она была отбуксирована в Карское море и осенью 1981 г. затоплена у Новой Земли на глубине около 75 м.

Такова судьба АПЛ «К-27» пр. 645 — корабля, открывшего нашему флоту дорогу к использованию паропроизводящих установок с жидкометаллическим теплоносителем. Несмотря на короткую жизнь и трагический финал, эта АПЛ выполнила возлагающиеся на нее задачи опытного корабля.
В отличие от американцев, не сумевших решить проблемы использования теплоносителя из щелочного металла, отечественная ППУ со сплавом свинец-висмут не только подтвердила свою работоспособность, но и доказала, что может успешно конкурировать по эксплуатационным качествам с водо-водяными установками.

 

book.uraic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *